Всегда ли хорошо говорить правду. Правда Иуды или всегда ли говорить правду? Человек, который говорил всегда правду

Как часто мы становимся перед выбором – сказать правду или промолчать? Какое решение будет верным? Сказать правду – человек может обидеться, не понять, можно стать врагами, да и вообще, нужно ли вмешиваться в чужую жизнь? А что делать, если аж распирает от возмущения? Не сказать – человек так и не узнает, что он поступает (говорит) неправильно, может никогда и не задуматься, и не измениться, и зачем тогда нужны друзья, если нельзя сказать все друг другу в глаза?


Задумывались ли когда-нибудь, почему так часто то, что мы говорим людям, словно разбивается об стенку, почему он не принимают ваши советы? С одной стороны, виноваты сами люди, т.к. из-за своей гордыни, эго они предпочитают услышать именно то, что им приятнее, что не сможет их огорчить и что не расходится с их видением, желание жить в иллюзии для них предпочтительнее правды. Но есть и другая сторона медали – наша прямолинейность.

Правду часто сравнивают с горькой пилюлей, я бы сравнила ее с куском говна, который можно положить прямо перед человеком на стол и попросить его съесть, а можно так его обмокать, завернуть, приготовить, что человек даже не почувствует, что он съел что-то не то и поблагодарит вас за вкусный ужин.

Правда и вправду горькая (сладкой бывает только ложь) и только от вас зависит, как человек ее съест. Одно и ту же фразу можно произнести разными словами, разными интонациями, грубо или мягко, издалека или напрямую.

Идеальный вариант, когда вы начинаете издалека и рассказываете как бы о ком-то другом, кто делает точно такую же ошибку, или рассказываете, что вы когда-то читали в одной из книг… Таким образом, человек вас скорее услышит и задумается, чем если вы ему скажете правду в лицо.

Если же приходится говорить напрямую, делайте это таким образом, чтобы не вызывать чувство вины у другого человека. Поверьте, каждое живое существо всегда знает, что оно поступило неправильно, но не каждое в этом сознается не то, что на людях, даже себе. Вот почему мы так часто мы ищем виноватых снаружи, у нас все виноваты – работа, погода, сосед, жена, дети, кризис, нло… только не мы.

Каждый раз, когда вы стоите перед выбором – говорить, не говорить, нужно помнить следующее:
– иногда правда бывает полезной, а иногда бесполезной, правда может сломать человека, так что иногда лучше и промолчать.
– задайте сами себе вопрос: « А кому и какая польза будет от этой правды?»
– ставьте себя на место другого человека, как бы вы на его месте восприняли такую информацию и восприняли бы вообще?
– не говорите правду сгоряча, особенно в конфликтных ситуациях. Выждите, подберите нужные слова.
– важно быть не только честным, но и тактичным человеком.

Иногда приходится слышать такие слова, что истинные служители Бога всегда говорят правду. Но истинно ли такое утверждение?

Может быть точной формулировкой будет «истинные служители Бога ведут себя честно»? Кто-то может сказать: «Разве быть честным и всегда говорить правду это не одно и то же?» Нет, это далеко не одно и тоже.

Чтобы провести различие между этими понятиями и понять ответ на вопрос, «нужно ли всегда говорить правду?», можно вспомнить отрицательный пример Иуды.

Правда Иуды

В тот момент, когда Иуда предавал Иисуса, разве он сказал неправду о его местонахождении фарисеям? Как раз наоборот, он сказал абсолютную правду и в этом позже убедились многие люди. Иисуса нашли именно в том месте, на которое указал Иуда. Но разве можно этот поступок Иуды назвать честным? Конечно, нет. В момент сообщения этой правды он стал предателем, так как поступил нечестно и даже его имя стало нарицательным. «Иудами» называют коварных предателей уже не одно поколение людей. Вот так сказал правду!


Поэтому правду говорить нужно, можно и полезно далеко не всегда. Понять, когда говорить правду будет честно, а когда нечестно можно на примере ситуаций воюющих сторон. В Священном Писании часто описываются различные войны, в том числе и духовная. Как называют людей, которые выдают правильную информацию о местоположении своих товарищей, все прекрасно знают. Да, эти люди тоже предатели. Когда человек говорит правду не тем людям, которые имеют на то право, он легко может стать предателем.

Здесь мы подходим к пониманию понятия «честный человек». Что же это такое? Быть честным означает поступать по установленным правилам (например, в соответствии с законом) и давать информацию только в той мере, в которой другая сторона имеет право на эту информацию. Честным считается человек, который не вводит в заблуждение ради собственной выгоды и говорит правду тем, кто имеет право на эту правду.

Возникает вопрос — у кого эти права есть?
Примеров много:
Глава семьи имеет право знать правду о супруге или детях. Власти имеют право знать правду о гражданах в той мере, в которой это касается соблюдения гражданином закона. Работодатель имеет полное право знать о работнике то, что он делает в рабочее время. Но, с другой стороны, имеет ли он право знать о том, чем занимается его работник после работы? Скорее нет, чем да.

Итак, что мы видим? Есть те люди, которые имеют право на полную информацию; есть те, кто имеет право только на определенную информацию (имеющую отношение к общим делам и договоренностям) и есть те, кому нельзя сообщать точную информацию, иначе это будет правдой Иуды.

Если кого-то тянет узнавать или рассказывать секретную информацию, то не должно ли это вызывать вопрос «зачем» и неприятные ассоциации с Иудой Искариотом?


Интересно, что в Библии приводится несколько примеров того, как люди вводили в заблуждение других, оставаясь при этом честными и верными служителями Бога. Да и не только люди, но и ангелы…

Примеры ситуаций, когда патриархи, пророки, ангелы и другие верные люди не говорили всей правды или конкретно вводили в заблуждение описаны в следующих местах Писания: Бытие 12:10-12; Быт 20; Быт 26:1-10; Иис Нав 2:1-6; Иак 2: 25; 1Цр 22:1-38; 2 Цар 6:11-23; 2 Лет гл.18.

Почему они делали это с чистой совестью? Потому, что так они сохраняли верность Богу, воевали по правилам в духовной войне, всегда помнили на чьей они стороне и не теряли осторожности.

Кстати, по поводу осторожности… В Писаниях это качество часто применяется к змеям и даже советуется быть осторожными как змеи. В этом смысле у них есть чему поучиться:


— Являясь охотниками, змеи всегда помнят, что за ними тоже кто-то может охотиться, поэтому приближаясь очень тихо, они также тихо готовы ускользнуть.

— Змея всегда находится в готовности как к защите, так и к нападению.

— Поджидая свою жертву, змея может не теряя бдительности оставаться в укрытии в неподвижном состоянии целый день.

— Прежде чем напасть, змея должна оценить объемы жертвы, ведь ей нужно заглотить добычу целиком, ввиду отсутствия жевательных зубов.

Интересно, что если даже змея оценивает последствия прежде чем открыть рот, то не должен ли это делать человек? Разве, имея цель, люди не должны быть такими же терпеливыми как змеи, поджидающие добычу? Разве не должен помнить человек в каком мире он живёт и понимать, как обходить опасности, а также готовиться к ним? (Подробнее тема о правде и лжи рассматривается в Понимании Писания, статья «Ложь»)

Нужно отметить, что основными стимулами для предательства служат жадность, зависть и страх. Заметьте, что страх находится на последнем месте. Лидерами являются зависть и жадность.

Доказательством этому служат примеры:

— Сатаны, предавшего своего Отца и друга,
— Иуды, предавшего своего друга и учителя,
— Каина, предавшего своего друга и брата,
— Адама с Евой,
— Ахана.

Видно, что этот список можно долго продолжать. Его особенность такова, что в этом списке нет ни одной личности, на которую оказывалось бы давление. Их никто не запугивал, им никто и ничто не угрожало. Более того, подавляющее большинство из них сами придумывали, как сделать зло — действовали по собственной инициативе.
Зависть и жадность — вот что должно больше всего настораживать в себе и в людях.
ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦ СЕТЯХ!

Для многих честных людей скорее всего это самый важный вопрос в их жизни, так как честность — это антипод лжи. Если мы хотим сказать правду, то прежде всего следует ориентироваться на человека, которому мы ее раскрываем, иначе тогда нет смысла ее говорить. Незначительные для нас вещи могут восприниматься очень серьезно другими и если уж мы совершили ошибку, о которой следует рассказать, то это «следует» возникает от ощущения, что мы что-то сделали не так по отношению к другому человеку. Строго говоря, нет правила, по которому следовало бы ориентироваться в жизни, что бы решить — стоит ли говорить правду или нет? Сколько бы мы логически не пытались вывести универсальное правило или взвесить все за и против, однозначно с помощью логики невозможно определиться в этом вопросе.

Мы все совершаем ошибки, мы все за них потом расплачиваемся и бывают такие поступки, в которых нам стыдно признаться. Последствия даже незначительной оплошности могут быть куда серьезнее, чем это может показаться на первый взгляд и если Вам доводилось в жизни говорить горькую правду, то Вы знаете, на сколько это тяжело! Но почему есть те, кто часто обманывает и живет при этом спокойно, а некоторые даже от незначительной неправды могут мучатся угрызениями совести? Такая постановка вопроса более правильна, чем та, которую содержит заголовок статьи и именно от нее мы и будем отталкиваться в своих рассуждениях.

Ясно, что правду мы боимся говорить, так как боимся последствий и по этой причине можем ее скрывать, и многие, нужно сказать, спокойно живут, скрывая правду без угрызений совести. Но почему же некоторых все такие мучают эти угрызения совести? А что это вообще значит — угрызения совести? Это как? Где эта совесть находиться? Как ее можно пощупать, увидеть или исследовать приборами? Наверное — это тот вопрос, на который наука не может найти вразумительного ответа и каждый сам определяет для себя место положение и чистоту своей совести. Но если нам наука не может дать ответ, то обратимся тогда к религии.

С христианской точки зрения, совесть — это голос Святого Духа в нашем сердце. Ведь и в правду — как тяжело на душе, если мы что-либо скрываем? Однако, как становится легко, если мы рассказали правду! Это реальное ощущения — ощущение свободы и внутренней чистоты! Такие вещи нельзя понять, их можно только почувствовать, так же как и невозможно дать ощутить вкус апельсина при помощи слов, не дав человеку попробовать сам апельсин на вкус. Если мы внимательны к ощущениям, которые возникают у нас в сердце, то достаточно тяжело скрывать правду, так как она тяготит все наше существо. Конечно, со временем, совесть успокаивается, но и сердце уже не способно так любить, как прежде! А как смотреть в глаза человеку?! Можно ли потом с ним поговорить «по душам»?

Если мы привыкаем жить с любовью в сердце, то не заметить, что умалчивание или вранье сильно огрубляет нашу душу — невозможно! Уже нет смысла смиряться с неправдой, так как ощущение любви никто и некогда не захочет променять на «спокойствие» лжи! Вот и ответ на вопрос о том, почему есть те, кто спокойно живет с ложью, а кто-то не может, а вернее не хочет даже с нею рядом стоять. Если нам все равно на любовь, то нет причин говорить правду, так как нечего терять, но если мы любим, то мы это ценим! Но что бы ответить на главный вопрос статьи, мы пойдем еще дальше…

Именно ощущения в сердце играют главную роль в принятии решения сказать правду. Даже если у Вас было безупречное воспитание, то оно не спасет Вас от желания соврать, так как ум достаточно прагматичное создание природы и ему нужна конкретная выгода. Но что мы выигрываем, если говорим правду от воспитания? Думаю, даже проигрываем. Нерадужная перспектива для ума, не так ли… Но если есть опасность того, что ваше сердце остынет, то за любовь Вы будете бороться до конца! Вот тут и кроется ответ на главный вопрос: следует слушать свое сердце! Если Вы чувствуете, что оно остынет и грубеет, то не задумываясь нужно сказать правду, но, а если на сердце спокойно, то можно и подумать.

В любом случае, если ложь не опасна для совести, что из моего опыта иногда бывает, то всегда можно постараться сперва почувствовать человека, почувствовать за него — а нужна ли ему эта правда? Это такого рода сочувствие и тут больше думаешь о комфорте другого человека (возможна даже ложь во благо), чем о своем спокойствии, но опять же — тут так же следует слушать свое сердце.

Существует ли ложь во благо? Наверное. Мне пару раз приходилось недоговаривать или врать из лучших побуждений. Думаю, и вы так тоже делали. Но что можно считать ложью во спасение, и насколько оправдано ее использование? Давайте попробуем разобраться.

Естественно, самая популярная причина – желание обмануть с выгодой для себя или ради сохранения отношений. Но есть и вторая форма лжи – так называемая ложь во благо. Когда ее используют:

  • чтобы ободрить человека в , мотивировать на борьбу;
  • чтобы сохранить покой, не заставлять кого-то нервничать;
  • чтобы не обидеть друга;
  • чтобы избежать скандала;
  • чтобы не травмировать психику собеседника;
  • чтобы не расстраивать или не разочаровывать кого-то;
  • ради сохранения безопасности;
  • для поднятия настроения.

Ложь во благо очень тесно граничит с личным или личными . Нередко эта граница стирается. Пожалуй, самая безобидная и оправданная ложь – это выдуманные ободряющие истории по типу «не поверишь, у меня тоже такое было». Обо всем другом сложно судить однозначно.

Интересный факт: многие эксперименты в психологии начинались с обмана участников. Им говорили, что будут исследовать одно, а на деле психологи изучали другой феномен. В противном случае участники не смогли бы быть естественными или отказались от участия, что сорвало бы эксперимент и затормозило развитие науки.

За и против

Чем опасна любая, даже благая ложь:

  1. Она не решает проблему, а только маскирует страхи, комплексы, тревоги и т. д.
  2. Она искажает восприятие реальности, надевает на человека розовые очки. Представьте, что один человек скрывает свою болезнь от других людей. В результате те не знают, какого режима во взаимоотношениях разумнее придерживаться или, если речь идет о смертельной болезни, то не успевают примириться с диагнозом.
  3. Ложь опасна. Если человек из благих побуждений скрывает свое реальное местонахождение или реальную компанию, то при проблемах или несчастном случае у родственников и друзей не будет никаких реальных зацепок. Этот пункт особенно актуален для юных девушек, которые скрывают от родителей, с кем и где встречаются. Или для любовников.
  4. Ложь в виде надумывания проблем и детских отговорок типа «болит живот, потому я не могу с тобой пойти» способна вызвать беспокойство родственников или предложение посетить больницу. А что дальше? Реальное обследование и лечение или признание в том, что просто не хотелось идти. В общем, ложь способна загнать автора в угол и причинить еще больше негативных последствий, чем первоначальная правда.

Когда ложь оправдана:

  • Можно промолчать о каком-то факте из прошлого, если он однозначно не повлияет на настоящее и будущее.
  • Если вы уверены, что справитесь с трудностями, и они действительно не коснутся другого человека.
  • При общении с маленькими детьми в определенных обстоятельствах и в силу их возраста, например, не стоит сообщаться ребенку 2 лет о смерти любимого питомца. Однако лучше максимально приблизиться к правде и мягко ее донести.
  • В ситуации, когда правда способна разрушить репутацию или отношения, но ее утаивание не причинит вреда. Речь идет о каком-то постыдном опыте прошлого, из которого вы извлекли урок и уже точно не повторите подобное.
  • На допросе ради разоблачения преступника.
  • В ситуации, когда этого требует должностная инструкция ради предотвращения паники. Актуально для медицинской практики.

Ложь не должна быть спонтанным действием, привычкой. Она оправдана только тогда, когда стала осмысленным и обдуманным решением. Притом важно понимать всю ответственность этого выбора, видеть его последствия и быть уверенным в собственной способности совладать с ними.

Это должен быть целительный продуманный план, а не просто ложь. И если уж решили солгать, то сами никогда не раскрывайте обмана. В этом и состоит трудность. Можно ли жить с тайной или вагоном тайн, помнить каждую мелочь, чтобы не проколоться?

Кому лгут?

Если не рассматривать патологическую ложь, то во взаимоотношениях здоровых людей первопричиной выступает тот, кому лгут. Он или не умеет принимать правду, или опасен своими реакциями.

Это не оправдывает ложь. Но в данном случае она так же неадекватна, как неадекватна слабость того, кому лгут. А неумение принимать правду – не что иное, как слабость. С таким человеком лучше совсем не общаться, но если неприятной темы не избежать, то можно и солгать.

Но это, по-моему, больше актуально для «неблагой» лжи. Что касается лжи во спасение, то, думаю, она присутствует в любых отношениях и зависит от всех участников.

Послесловие

На мой взгляд, правду нужно говорить в большинстве случаев. Но если есть возможность ободрить или сохранить спокойствие человека, не выстраивая воздушных замков и не вредя адекватному восприятию, то можно и соврать.

Ведь лучше, если друг узнает от близкого человека, что пиджак ему не очень идет или что продукт его творчества оставляет желать лучшего, нежели потом с позором это скажет малознакомый человек. Любая ложь, а уж тем более ложь во благо, должна быть тщательно продумана.

Нет смысла врать человеку, что его рисунок является произведением искусства, если это не так. Конструктивная критика и помощь в развитии в данном контексте является куда более благим поступком, чем ложь во спасение. Правда, в этом случае приходится вспомнить о предыдущем пункте: умеет ли человек принимать конструктивную критику?

В общем, всегда нужно рассматривать все альтернативы и проверять, является ли ложь во благо таковой на самом деле. Она часто приводит к еще одному выбору меньшего из зол. В предшествующем примере, возможно, придется выбирать между обидой друга и его публичным провалом. Что в этом случае будет для него полезнее? Для него, а не для вас.

Каждый человек сам для себя решает, всегда ли нужно говорить правду.