Выбери существительные состоящие из 2 слогов. I класс — двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов. Поиск решения задачи

Необходимо записать слова из двух слогов, которыми можно заменить слово (понятие) "мышеловка".

Определение значения слова

Итак, для начала определим лексическое значение слова "мышеловка", опираясь на словари русского языка ("Современный толковый словарь русского языка Ефремовой", "Толковый словарь Ожегова, "Толковый словарь Кузнецова").

"Мышеловка" - это:

  • "приспособление для ловли мышей" (Вечером грызун попал в мышеловку, расставленную хозяином дома.);
  • "место, откуда трудно выбраться" - переносное значение (Пожар охватил весь лес, создав в самом центре мышеловку для всего живого.);
  • "способ завлечения кого-либо в трудное положение обманом" (разговорное) (Желая навредить, он расставил своему другу на службе мышеловки и капканы, из-за которых тот был уволен.);
  • "название центральных проволочных ворот на площадке для игры в крокет" (Игроки ловко ударяли молотками по шарам, и те пролетали прямо через мышеловку.).

Для выполнения задания мы должны будем подобрать слова с похожим значением.

Подбор синонимов

Если необходимо заменить одно слово на другое, значит нужно подобрать слово (слова), имеющие то же самое (или похожее) значение, что и исходное. В русском языке слова, принадлежащие, как правило, к одной части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение, называются синонимами . Лексическое значение слова - это соотнесенность звукового оформления с тем или иным явлением действительности.

Составим возможный ряд синонимов к слову "мышеловка": "ловушка", "капкан", "западня", "засада", "силок"-"силки", "сеть"-"сети".

Поиск решения задачи

В соответствии с заданием, мы должны будем выбрать из подобранных синонимов те слова, которые состоят из двух слогов. Определим количество слогов в синонимах:

  • ловушка - ло-вуш-ка - три слога;
  • капкан - кап-кан - два слога;
  • западня - за-пад-ня - три слога;
  • засада - за-са-да - три слога;
  • силок - си-лок - два слога;
  • силки - сил-ки - два слога;
  • сеть - сеть - один слог;
  • сети - се-ти - два слога.

Итак, запишем слова, состоящие из двух слогов, которыми можно заменить слово (понятие) "мышеловка". Искомыми словами являются: "капкан", "силок", "силки", "сети".

Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса с ответами.
Класс _____________________ Ф.И. _________________________________
1. В каком падеже личное местоимение состоит из двух предлогов?

2. Выбери существительные, которые в родительном падеже множественного
числа имеют окончание – ов­ .
Заяц, арбуз, слово, какао, холод, мандарин.
_________________________________________________________________
3. Укажи слова с приставкой «про ­».
Просьба, профессионал, протезирование, проталина, прохладительный,
просторно.

4. Прочитай транскрипцию, запиши слова, обозначь части речи.
[с"ивод"н"и], [ацв"итат"], [аб"й"ивл"эн"ий"э]
__________________________________________________________________
5. Запиши имена существительные в нужной форме.
Темная (ночи), острый (ножи), ароматный (ландыши), маленькая
(мыши), теплая (печи), светлый (лучи).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Какой корень в слове вынуть_____________________________________
7. Какие три местоимения не имеют формы именительного падежа?
__________________________________________________________________
8. Из букв каждых двух слов составь третье (имя существительное).
ОКО, РОМБ
КИТ, РАНА

БОБ, УСТА
ОХРА, ПОЛ
КАРП, ИВА
9. Вспомни, как называется в народе такой человек.
1) Подал ручку, да подставил ногу. __________________________________
2) Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне.________________
3) Ноги с подвохом, руки с подносом, сердце с пороком, голова с поклоном.
_________________________________________________________________
4) Ел да устал, спал да намаялся._____________________________________
5) Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.
__________________________________________________________________
6) Язык без костей, что хочет, то и лопочет._____________________________
10. Собери слова.
1) непарная глухая согласная;
2) приставка из­ в положении перед глухой согласной;
3) вопросительная частица;
4) суффикс существительного «писатель»;
5) прилагательное «карманное» без корня.
_________________________________________________________________
Ответы:
1. На – с.
2.Арбузов, холодов, мандаринов.
3. Проталина, прохладительный.

4. Сегодня – наречие, отцветать – глагол, объявление – существительное.
5.Темная ночь, острый нож, ароматный ландыш, маленькая мышь, теплая печь,
светлый луч.
6. Корня нет.
7. Себя, некого, нечего.
8. Обморок, картина, суббота, пароход, крапива.
9. 1) Двуличный. 2) Эгоист. 3) Подхалим. 4) Лентяй.5) Самоуверенный.
6) Болтун.
10. Числительное.

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса
Класс ____________________ Ф.И._____________________________
1. Вставьте пропущенные буквы.
Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал..зал.
Я ружьишко зар…дил и морковку прор…дил, в огороде ув..дал, как
кустарник ув… дал.
Кот под снегом пос…дел и мгновенно пос..дел.
2.Сколько раз в стихотворении встречается звук «ш»?
Ты скажи мне, милый ёж.
Чем ежиный мех хорош?
­ Тем он. Лисонька хорош,
Что зубами не возьмешь!
_________________________________________________________________
3. Подчеркни только те слова, которые нельзя разделить для переноса.
Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река.
4. Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, в
которых звуков больше, чем букв.
__________________________________________________________________
5. Второклассникам предлагается расшифровать тайное письмо. Разгадать его
тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита
(каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите).
1 9 2 21 12 1 – 12 14 21 5 18 16 19 20 10 19 20 21 17 6 15 30 12 1
______________________________________________________________
6. Напиши предложение без ошибок:
Назимле лижыт лества и сухие тровинки.

________________________________________________________________
7. Как сказать одним словом?
Повесить нос – … за тридевять земель – …
Бить баклуши – … водить за нос – …
Себе на уме ­ … очки втирать ­ … .
8. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все
согласные звуки твердые:
Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка,
блины
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Слова ель, коньки, моя, Юлия запиши в следующем порядке:
состоящее из трёх звуков, четырёх звуков, пяти звуков, шести звуков.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Подбери к данным словам слова с противоположным значением:
Близкий ­ … Чистый ­ …
Высокий ­ … Злой ­ …
Легкий ­ … Дикий ­ …
Ответы к олимпиадным заданиям 2 класс.
1. Шарик рану зализал, с костью в будку залезал.
Я ружьишко зарядил и морковку проредил, в огороде увидал, как кустарник
увядал.
Кот под снегом посидел и мгновенно поседел.
2. 5 раз (ёж, хорош, хорош, что, возьмешь).
3. Олень, оса, сок, шея.
4.
5. Азбука – к мудрости ступенька.
6. На земле лежит листва и сухие травинки.
7. Повесить нос – унывать

За тридевять земель – далекоБить баклуши – бездельничать…
Водить за нос – обманывать
Себе на уме ­ скрытный
Очки втирать ­ обманывать
8. Салат, котлета, борщ, компот, рагу, булочка, блины.
9. Ель, моя, коньки, Юлия.
10. Близкий – далекий Чистый – грязный
Высокий ­ низкий Злой – добрый
Легкий – тяжелый Дикий – домашний
Литература.
1. Королева Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика.
Русский язык. Литература. Природоведение., Москва, 2008.
2. Лободина Н.В. , Олимпиадные задания Русский язык. Математика.
Окружающий мир. 3­4 классы.­ – Вып.2, Волгоград, 2010.
3.Пупышева О.Н. олимпиадные задания по математике, русскому языку и
курсу «Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2006
4. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. , Москва,
Айрис – пресс, 2011

Слова делятся на слоги. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

    Открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Во-да, стра-на.

    Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

    Сон, лай-нер.

    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление на части для переноса - уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .

  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ -езд, синь -ка, мой -ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От -течь, раз -лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-к ропить, при-к репить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы -скать.