Южный судан какая война. Население Южного Судана. На пути к мирному урегулированию

14-летняя Картула, беженка из Дарфур, западной провинции Судана. Она вступает в распределительный центр, чтобы получать ежемесячное продовольственное пособие в Джабаль, лагере возле Гос Бейда на востоке Чада, 5 июня 2008 года.

Люди вынуждены покинуть Абей, чтобы получать продовольственные пайки, которые предоставляет Миссия Организации Объединенных Наций в Судане (МООНВС).

Nyakum Bakony Chan, 50-летняя хрупкая суданская жительница из деревни Абей, которая была вынуждена скрываться в течении двух дней под кроватью в то время, как боевые действия между вооруженными силами Судана и армией повстанцев бушевали в ее деревне. Ей удалось сбежать с сыном в соседнюю деревню Агок. Мародеры бродили по деревне Абей.

На фото виден пожар в деревне Абей, которая сгорела 23 мая 2008 года. По деревне, после боев на прошлой неделе, свободно бродили мародеры. В Судане разгорелся конфликт из-за нефтяных ресурсов и пастбищ, который продолжался несколько дней между вооруженными силами и армией бывших южных повстанцев.

Развалины сгоревшей деревни в Судане. 21 солдат суданской армии погиб в ожесточенных боях с южными силами в споре за богатую нефтью Абей.

Люди вынуждены покинуть Абей для получения экстренной продовольственной помощи, распространяемой МПП в Агок, на юге Судана, которую предоставляла Миссия Организации Объединенных Наций в Судане (МООНВС).

Народно-освободительная армия Судана (НОАС). Солдат стоит на страже в Абее 16 мая 2008. Состоялись переговоры между южной НОАС и командирами из северных суданских вооруженных сил после двух дней борьбы между бывшими противниками в богатом нефтью городе.

Борец за справедливость и равенство сопровождает генерала Мартина Лютера Агваи (третий слева), командующего силами термо Миссии Африканского Союза в Судане (МАСС), на встречу с Халил Ибрагимом, лидером движения. Повстанческое движение заявило, что они вошли в суданскую столицу 10 мая 2008 года, когда произошло столкновение с армией на реке Нил ближе к северу. На что получил ответ от главнокомандующего правящей партии национального конгресса, что нападение повстанцев Дарфура не удалось, обвинив Чад в причастности к нападению повстанцев на Хартум.

На снимке бойцы за справедливость и равенство (ДСР), которые сидят на заднем сиденье бронированного автомобиля, после встречи лидера Халила JEM Ибрагим и специальных посланников ООН и Африканского союза в Дарфуре в неустановленном месте на западе Судана в Дарфуре 18 апреля 2008 года.

Халил Ибрагим, лидер Движения за справедливость и равенство (ДСР), 18 апреля 2008 года на встрече с полевым командиром в ходе встречи с Организацией Объединенных Наций и Африканским союзом специальных посланников в неизвестном месте в западном регионе Судана Дарфур. Ибрагим включен в список 20 лидеров повстанцев Дарфура Судана.

Этнические арабские девушки делят жилье с другими женщинами в импровизированной деревне Taiba, где этнические арабы, перемещенные в результате отсутствия безопасности и племенной напряженности, создали приюты примерно в 40 километрах (30 милях) к северу от города восточного Чада Гос Бейда, 9 июня 2008 года. Деревня не получает поддержки от агентств по оказанию помощи. Отражая насилия в Дарфуре, который захвачен в обоих направлениях через Чад и Судан, находятся 250 тысяч суданских беженцев, разбросанных в многочисленных лагерях в восточной части Чада и 180 тысяч внутренних перемещенных жителей Чада.

Молодой суданский беженец стоит в дверях дома в Джуба, Южный Судан 16 апреля 2008 года. Десятки тысяч людей в очередной раз были вынуждены покинуть свои дома в Абее после вспышки насилия между армией на севере Судана и бывшими южными мятежниками над богатой нефтью администрацией региона, что жестко оспаривалось между севером и югом Судана.

Мальчик развлекается, катая крышку кастрюли с помощью палки в лагере для перемещенных жителей Чада, которые бежали от боевых действий, развернувшихся вокруг восточной части города Гос Бейда недалеко от границы с Суданом, 7 июня 2008 года.

Беженцы из западной провинции Судана Дарфур смотрят на делегацию от Совета Безопасности ООН, которая посетила лагерь возле Джабаль Гос Бейда на востоке Чада, 6 июня 2008 года.

Стивен Морган держит гражданских лиц на расстоянии, так как специалисты Союза Европейских Сил (СЕС) по обезвреживанию взрывных устройств копают яму, чтобы избавиться от реактивных гранат, обнаруженных на обочине дороги у восточного Чада в городе Гос Бейда 8 июня 2008. Только за прошлый месяц они уничтожили около 80 неразорвавшихся гранат около Гос Бейда.

Арабская женщина ждет консультации в клинике, где ведется медицинская благотворительная помощь организацией «Врачи без границ» (MSF) из Голландии в Керфи для тысяч перемещенных жителей Чада в 50 км (30 милях) к югу от восточной части города Гос Бейда, 10 июня 2008 года.

Президент Судана Омар Аль-Башир машет палкой в воздухе, обращаясь к толпе во время митинга в Хартуме 14 мая 2008 года, на время демонстрации против нападения. Десятки тысяч суданских жителей вышли на улицы Хартума в среду, выкрикивая националистические лозунги с осуждением нападения повстанцев на столицу в результате которого погибло более 200 человек. Одетый в военную форму Башир, привел толпу к песнопению против повстанцев и их лидера, Халила Ибрагима.

Женщина восстанавливается в клинике, где ведется медицинская благотворительная помощь организацией «Врачи без границ», после ночного нападения и избиения вооруженными бандитами.

В Южном Судане начинается гражданская война. Причины для Африки традиционны: нежелание элит делиться доходами от разграбления страны и племенная разобщенность. Серьезных оснований не вступать в смертельную схватку у противоборствующих сторон нет, поэтому жестокий и продолжительный конфликт представляется почти неизбежным.

Отделение черного Южного Судана от арабского Судана и создание там образцово-показательного демократического африканского государства было одним из любимых проектов международного сообщества. Хартум вполне справедливо ругали за расизм, религиозную нетерпимость, насильственную арабизацию, правовой беспредел, авторитаризм, хищническое выкачивание нефти из южных регионов страны, коррупцию и прочие черты типичной восточной деспотии. По общему мнению, избавление от тирании жестокого северного диктатора Омара аль-Башира (кстати, разыскиваемого за военные преступления) открыло бы южанам путь к более или менее сносной жизни. Президент США Барак Обама пошел еще дальше, посулив «мирное и процветающее будущее для всего южносуданского народа».

Надо сказать, что Обама несколько ошибся в прогнозах. То, что происходило в Южном Судане после провозглашения независимости в 2011 году, миром и процветанием не назовет даже самый убежденный оптимист. С процветанием для всего народа с самого начала не задалось. Единственный конкурентоспособный южносуданский товар на мировом рынке - это сырая нефть. А единственный способ доставить ее покупателям - нефтепровод, проходящий через Судан к Красному морю. Как поясняли власти в Джубе, Омар аль-Башир заломил такие цены на прокачку нефти, что продавать ее стало невыгодно. Сам суданский диктатор, к слову, делал все возможное, чтобы укрепить свою дурную репутацию среди бывших сограждан: например, его авиация периодически бомбила нефтепромыслы южан. В результате быстро разбогатеть на продаже нефти Южному Судану не удалось.

Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters

Несмотря на вынужденное снятие «сырьевого проклятья», другие сферы экономики новорожденной страны быстро развиваться также не стали. Но в этом виноват уже не столько старый правитель, сколько новые - они развели в стране ужасающую коррупцию. Инвестициям препятствует и своеобразное понимание права собственности в Южном Судане. Например, скотоводы, кочующие с пастбища на пастбище в долине Нила, не брезгуют возможностью увеличить свое стадо за счет встречающихся на пути коллег. Интересная деталь: отъем коров и быков осуществляется дедовскими, можно сказать, способами - с помощью луков, стрел, мечей и копий.

С миром, на который надеялся американский президент, получилось еще хуже. Многочисленные повстанческие группировки, боровшиеся против суданских войск, быстро переквалифицировались в банды, ведущие либо оседлый образ жизни (терроризируя местное население), либо кочевой (устраивая набеги на оседлых сограждан). На фоне слабости центральной власти и полного беззакония в отдаленных районах страны расцвела работорговля. Армейские подразделения, направляемые на разгон этих банд, к неудовольствию местных жителей, зачастую сами с усердием грабят сограждан.

Но беззаконие, коррупция и авторитаризм - это еще не главные проблемы самой молодой страны мира. Наибольшую опасность для Южного Судана представляет глубоко укоренившаяся взаимная ненависть между главными этническими группами - динка (примерно 15 процентов населения) и нуер (10 процентов). Надо отметить, что цифры, конечно, очень приблизительные, так как никто точно не знает, каково население страны в принципе.

История отношений между динка и нуер изобилует случаями обоюдных массовых убийств. Даже во время войны против Хартума в редкие минуты отдыха представители двух народностей резали друг друга, а также всех прочих, кто под руку подвернется. Собственно, многие грабежи, убийства и угоны скота в «мирное время» проводились по этническому принципу. В западной прессе не очень любят упоминать об этом, но динка и нуер испытывают друг к другу примерно те же чувства, что и сербы с хорватами во время балканских войн в 1990-е. В Южном Судане это означает вялотекущее этнически мотивированное насилие.

От окончательного сползания страны в гражданскую войну Южный Судан спасали три фактора: наличие общего врага (Судана), относительно справедливое распределение постов в правительстве между представителями обеих народностей и то обстоятельство, что даже вместе они едва дотягивают до четверти общего населения страны. Приблизительно 75 процентов населения – это представители других племен, а всего в Южном Судане только различных наречий более 60.

Однако в 2013 году ситуация начала быстро меняться. Во-первых, Хартум и Джуба договорились о холодном мире. Никакой дружбы между ними, разумеется, как не было, так и нет, но и боевых действий они уже не ведут. Во-вторых, президент Салва Киир (динка) уволил вице-президента Риека Мачара (нуер), а также очистил все органы власти от представителей других племен. Это, кстати, среди местных наблюдателей породило термин «динкакратия». Ну и в-третьих, на фоне изгнания из правительства всех не-динка, нуер начали консолидировать вокруг себя другие народности, недовольные засильем динка. Таким образом, все ингредиенты для начала гражданской войны были подготовлены.

И она не заставила себя долго ждать. На прошлой неделе в Джубе произошел ночной бой, который президент Киир объявил неудавшейся попыткой государственного переворота. В главные заговорщики он предсказуемо записал Мачара и его людей, лишенных власти президентскими перестановками в правительстве. Бывший вице-президент успел сбежать из столицы, но некоторым его соратникам повезло меньше: как минимум 11 бывших чиновников из племени нуер были арестованы.

Еще хуже пришлось простым представителям этого племени, проживающим в столице. По свидетельствам очевидцев, правительственные силы начали проводить зачистки, сотнями убивая «заговорщиков». В расположенные в столице лагеря беженцев хлынули тысячи людей, опасающихся за свою жизнь.

Тем временем в штате Джонглий (бастионе нуер) начались аналогичные процессы. Только жертвами там стали уже представители народа динка. Силы, верные Мачару, захватили главный город штата - Бор, где незамедлительно начались этнические чистки. Кстати, представителей народа динка нуер вычисляют по двум признакам: особенностями произношения (языки у них схожи) и высокому росту. Динка считаются самыми высокорослыми людьми на планете.

На фоне начавшегося мятежа активизировались и другие вооруженные группировки, которыми Южный Судан изобилует со времен войны за независимость. Мировые лидеры призывают стороны воздержаться от насилия и решить возникшие проблемы за столом переговоров, однако их, конечно, никто не слушает. Динка, нуер и прочие полностью заняты взаимным уничтожением. Отвлекаются они лишь на обстрел вертолетов ООН и американских конвертопланов, вывозящих из страны иностранцев. Ситуацию там можно описать одним словом: хаос.

Государственный департамент США, выступив с осуждением обстрела своего конвертоплана, столкнулся с неожиданной проблемой: не очень ясно, кого именно осуждать. По стране сейчас кочует такое количество никому не подчиняющихся вооруженных людей, что понять, где, кто и за (против) кого, сейчас не представляется возможным.

Скорее всего, Южный Судан ждут крайне непростые времена. Победить друг друга динка и нуер не могут, а прекращать вражду и мириться они совсем не собираются. Конечно, им можно было бы тоже разделиться на две страны, но тогда процесс деления может стать необратимым. Дело может кончиться тем, что независимости потребует каждая из 60 народностей, населяющих Южный Судан. Никакого приемлемого выхода из складывающейся ситуации пока не видно.

Международное сообщество в некотором оцепенении смотрит на то, как проект создания мирной, процветающей, демократической африканской страны оборачивается своей полной противоположностью. В мире уже зазвучали голоса, призывающие ввести в Южный Судан иностранных миротворцев, пока там не началась резня, как в соседней ЦАР или еще хуже - как в Руанде в 1994 году. Как показывает многолетний опыт, африканские страны к югу от Сахары с большим трудом удерживаются от гражданской войны, будучи предоставленными сами себе.

Статус самого молодого в мире государства закреплён за Южным Суданом. Однако страна уже не раз оказывалась втянута в гражданскую войну.
В настоящий момент в столице раздаются звуки выстрелов. На протяжении недели в Джубе сохраняется напряжённая ситуация.
Население Джубы было вынуждено покинуть дома и отправиться в организованный ООН лагерь беженцев. В СМИ поступают первые сообщения о количестве погибших. Противостояние уже унесло жизнь трёх сотен человек.
За прошедшие после последнего военного конфликта три года участники боевых действий не изменились. По одну сторону баррикады разместились находящиеся под контролем вице-президента формирования, по другую – подчиняющаяся действующему президенту армия.
Столичные жители предполагают, что причиной столкновений стали задержки в выплате зарплат военным. Они надеются на скорое прекращение стрельбы. Иначе Южный Судан вновь погрязнет в гражданской войне. Последнюю удалось завершить лишь в 2015 году.
История Южного Судана начинается 9 июля 2011 года, когда 99 процентов жителей страны высказалось за отделение от Судана. До этого Судан жил в условиях войны между Севером и Югом, которая началась в 1956 году после снятия контроля со сторон Великобритании. Страна была разделена на две части по национальному и религиозному признаку. На севере власть была сосредоточена в руках арабов, которые настаивали на политике исламизации. На юге активное сопротивление оказывало исповедующее христианство чернокожее население, которое отказывалось переходить в чуждую для них веру.
В период с 1955 по 1972 год было убито полмиллиона граждан. В эти годы проходила первая гражданская война. В конечном счёте, Юг получил автономию, и на 10 лет в стране воцарился относительный мир. Вторая война началась в 1983 году. За 22 года боевых действий было убито более 2 миллионов человек. Беженцами стали 4 миллиона человек.
Эта африканская страна потенциально могла получить статус самой богатой на континенте. Однако война поставила её на грань гуманитарной катастрофы. К 2011 году всем стало ясно, что раздел – единственно возможный вариант. Мировая общественность приветствовала это решение и обещала помочь новому государству. Так Южный Судан обрёл независимость и был принят в ООН в качестве полноправного члена.
Все надеялись, что наступает эра мирной жизни. Территория нового государства была сопоставима с Францией. На ней располагаются 75 процентов некогда принадлежавших Судану нефтяных скважин. Также новому государству достались богатые месторождения хрома, цинка, золота, серебра, алмазов.
Несмотря на это менее чем через два года после объявления независимости Южный Судан оказался во власти внутреннего конфликта. Противостояние было вызвано обострившимися отношениями между крупнейшими племенами: динка и нуэр.
Лидер государства – Сальва Киир – из племени динка. Придя к власти, он начал активно внедрять в управленческую и военную верхушку соплеменников. В 2013 году вице-президент – Риека Мачар – был обвинён в организации государственного переворота и отстранён от власти. Он принадлежит к племени нуэр. Военнослужащие разделились. Одни поддержали президента, другие – его оппонента. Вслед за армией разделилась оставшаяся часть страны. Так началась гражданская война.
В мае прошлого года два лидера смогли договориться. Результатом стало соглашение об урегулировании конфликта на межэтнической почве. Несмотря на то, что стороны не раз нарушали договор, в стране наступил мир. Кииру и Мачару удалось сохранить занимаемые должности. В апреле этого года вице-президент вернулся к исполнению своих служебных обязанностей. Во время выступления он дал обещание покончить с войной. В знак примирения в небо была выпущена стая голубей. Однако мир длился недолго. Страна вновь погрузилась в хаос.

К моменту колонизации Африки европейскими странами в Южном Судане не существовало государственных образований в современном понимании. Арабы за многовековую историю также не смогли интегрировать этот регион. Некоторый прогресс произошёл при османском правлении Египтом, когда в 1820-1821 гг. зависимый от Порты режим Мухаммеда Али начал активную колонизацию региона.

В период существования англо-египетского Судана (1898-1955 гг.) Великобритания старалась ограничить исламское и арабское влияние на Южный Судан, введя отдельное управление соответственно Севером и Югом Судана, а в 1922 г. даже издав Акт о введении виз для суданского населения на передвижение между двумя регионами. Одновременно проводилась христианизация Южного Судана. В 1956 г. было провозглашено создание единого суданского государства со столицей в Хартуме, а в управлении страной закрепилось доминирование политиков с Севера, пытавшихся проводить арабизацию и исламизацию Юга.

Подписание в 1972 г. Аддис-абебского соглашения привело к прекращению 17-летней Первой гражданской войны (1955-1972 гг.) между арабским Севером и негритянским Югом и предоставлению Югу определённого внутреннего самоуправления.

После примерно десятилетнего затишья захвативший власть в результате военного переворота 1969 г. Джафар Нимейри возобновил политику исламизации. В уголовное законодательство страны были введены предусмотренные исламским правом такие виды наказаний, как забивание камнями, публичная порка и отсечение рук, после чего вооружённый конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана.

По американским оценкам, за два десятилетия, прошедшие с момента возобновления вооружённого конфликта на юге Судана, правительственные войска уничтожили около 2 млн. мирных жителей. В результате периодических засух, голода, нехватки топлива, расширяющегося вооружённого противостояния, нарушения прав человека более 4 млн. южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в города или в соседние страны – Кению, Уганду, ЦАР, Эфиопию, а также в Египет и Израиль. Беженцы были лишены возможности обрабатывать землю или иным способом зарабатывать на жизнь, страдали от недоедания и неправильного питания, были лишены доступа к образованию и здравоохранению. Многолетняя война привела к гуманитарной катастрофе.

Переговоры между повстанцами и правительством, проходившие в 2003-2004 гг. формально завершили 22-летнюю Вторую гражданскую войну (1983-2005 гг.), хотя отдельные вооружённые столкновения в ряде южных районов имели место и позже.

9 января 2005 г. в Кении между Народной армией освобождения Судана и Суданом было подписано Найвашское соглашение. Соглашение положило конец гражданской войне в Судане. Кроме того, согласно Найвашскому соглашению, была установлена дата проведения референдума о независимости Южного Судана.


Между сторонами конфликта были подписаны следующие соглашения (также известные как протоколы):

Мачакоский протокол (Глава I), подписан в Мачакосе, Кения, 20 июля 2002 г. Соглашение о разделе государственного управления между сторонами.

Протокол по урегулированию конфликта в районе Абьей (Глава IV), подписан в Найваше 26 мая 2004 г.

Протокол по урегулированию конфликта в Южном Кордофане и Голубом Ниле (Глава V), подписан в Найваше 26 мая 2004 г.

Соглашение о мероприятиях по обеспечению безопасности (Глава VI), подписано в Найваше 25 сентября 2003 г.

Соглашение о прекращении огня и мероприятиях по обеспечению безопасности в регионе (Приложение I), подписано в Найваше 30 октября 2004 г.

Таким образом, Навашское соглашение предоставило региону автономию, а лидер Юга Джон Гаранг стал вице-президентом Судана. Южный Судан получил право после 6 лет автономии провести референдум о своей независимости. Доходы от добычи нефти в этот период должны были, по соглашению, делиться поровну между центральным правительством и руководством южной автономии. Это несколько разрядило напряжённую обстановку. Однако 30 июля 2005 г. Джон Гаранг погиб в результате крушения вертолёта, и обстановка вновь стала накаляться.

Для урегулирования конфликта в сентябре 2007 г. Южный Судан посетил Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун. Международное сообщество ввело в зону конфликта миротворческие и гуманитарные силы. В течение 6-летнего периода власти юга организовали достаточно полный и эффективный контроль своей территории действующим Правительством Южного Судана со всеми министерствами, включая вооружённые силы и органы правопорядка. По всем оценкам, способность и желание неарабского региона жить самостоятельно не вызывали сомнения.

22 декабря 2009 г. парламент Судана одобрил закон, устанавливающий правила проведения референдума 2011 г. 27 мая 2010 г. президент Судана Омар аль-Башир пообещал провести в намеченный срок, в январе 2011 г., референдум по самоопределению Южного Судана. В подготовке к референдуму приняли активное участие сотрудники ПРООН и других международных организаций, оказав, в том числе, финансовую помощь.

В июне 2010 г. США объявили, что будут приветствовать появление нового государства в случае положительного исхода референдума. Накануне референдума, 4 января 2011 г. президент Судана Омар аль-Башир во время визита в южносуданскую столицу Джубу пообещал признать любые итоги плебисцита, и даже выразил готовность принять участие в официальных празднованиях по случаю образования нового государства, если на референдуме южане проголосуют за независимость. Кроме того, он обещал свободу перемещения между двумя странами, предложил помочь южанам создать безопасное и стабильное государство, а также организовать равноправный союз двух государств наподобие Евросоюза, если Юг обретёт независимость.

С 9 по 15 января 2011 г. в Южном Судане прошёл референдум по вопросу независимости от Судана. Кроме того, должен был пройти референдум в районах у города Абьей по вопросу вхождения в состав Южного Судана, однако он был отложен.

Официальные результаты референдума были объявлены 7 февраля 2011 г., согласно им, за отделение Южного Судана было подано 98,83 % от общего числа признанных действительными бюллетеней. Официальное провозглашение нового государства произошло 9 июля 2011 г., до этой даты Судан продолжал существовать как единое государство.

В результате положительного исхода референдума новое государство было провозглашено 9 июля 2011 г. Вслед за этим последовали массовое признание независимости страны, начиная с Судана, и вступление 14 июля 2011 г. Республики Южный Судан в ООН в качестве его 193-го члена. Вскоре была введена национальная денежная единица – южносуданский фунт.

Ряд государств объявили о том, что намерены признать независимость Южного Судана задолго до 9 июля 2011 г. Правительство Судана приветствовало итоги референдума и заявило, что планирует открыть посольство в Джубе после разделения государства на две части, соседние страны, кроме Чада и, первоначально, Эритреи, также приветствовали независимость региона. Уже в первые дни несколько десятков стран признали Южный Судан. Россия установила дипломатические отношения с Южным Суданом 22 августа 2011 г.

С другой стороны, крайне напряжёнными, вплоть до вооружённых конфликтов, остаются отношения с Суданом, с которым имеются территориальные и экономические споры.

Между Южным Суданом и Суданом произошли вооружённые конфликты в спорной зоне Южного Кордофана в мае – августе 2011 г. и в Хеглиге в марте – апреле 2012 г.

Южный Судан имеет спорные территории с Суданом (Район Абьей и Район Кафия-Кинги) и Кенией (Треугольник Илеми).

В стране, унаследовавшей от гражданских войн не менее 7 вооружённых групп и имеющей несколько этносов, продолжают происходить конфликты на межэтническом почве.

В результате, в настоящее время период независимости Южного Судана характеризуется политической нестабильностью, вооружёнными конфликтами, в том числе и межэтническими и межрелигиозными. В последнее время ситуация в Южном Судане настолько обострилась, что стали появляться признаки начала гражданской войны.

Фактически, конфликт в Южном Судане – это вооруженный межэтнический конфликт между нуэр и динка, начавшийся в декабре 2013 г.

16 декабря 2013 г. президент Южного Судана Салва Киир заявил о предотвращении военного переворота. По его словам, попытка насильственной смены власти, предпринятая его политическим оппонентом, не удалась, ситуация в стране и её столице – Джубе – находится под полным контролем правительства.

Политическая ситуация резко обострилась в июле 2013 г., когда президент Салва Киир уволил вице-президента Риека Мачара и провёл радикальные изменения в кабинете министров. После этих перестановок в руководстве страны практически не осталось представителей второго по численности племени страны – нуера. Сам президент Южного Судана и большинство людей из его окружения принадлежит к другому племени – динка, которое является самым многочисленным в стране.

Координатор гуманитарной помощи ООН в Южном Судане Тоби Ланцер заявил, что за время вооруженных восстаний в стране погибли тысячи человек. Ранее ООН сообщала о 500 погибших в конфликте. Десятки тысяч человек бежали из зоны конфликта в Южном Судане.

31 декабря 2013 г. власти Южного Судана и повстанцы договорились о прекращении огня. Боевые действия были приостановлены на время, пока стороны не выработают план примирения. Встреча, в которой участвовали представители президента Салва Киира и бывшего вице-президента Риека Мачара, лидера повстанцев, проходила в Эфиопии.

4 января 2014 г. представители властей и повстанцев собрались на переговоры в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Полноценные переговоры сторон должны были начаться 5 января 2014 г., но позднее стало известно, что переговоры отложили. Встречи представителей враждующих сторон были отменены и дата их возобновления не объявлена.

7 января 2014 г. прямые переговоры между правительством и повстанцами возобновились. Министр иностранных дел Эфиопии Тедрос Адханом пояснил, что предыдущая попытка прямых переговоров сорвалась, потому, что стороны оказались недостаточно к ним подготовленными.

10 января 2014 г. правительство Южного Судана сообщило о завершении операции по возвращению контроля над городом Бентиу – столицы штата Юнити, также известного как Эль-Вахда. Представитель командования вооруженных сил заявил, что операция завершилась полным успехом. По его словам, контроль над Бентиу означает контроль над всеми нефтепромыслами штата.

23 января 2014 г. правительство Южного Судана и повстанцы подписали соглашение о перемирии, закончив тем самым, переговоры шедшие в Аддис-Абебе. Соглашение дополнено договором об 11 сторонниках Риека Мачара, задержанных и обвинённых в подготовке переворота. Предполагается, что они в итоге примут участие в мирном урегулировании, однако прежде должен состояться суд. По соглашению, все иностранные вооруженные силы, приглашенные сторонами конфликта, должны покинуть страну (речь идет об армии Уганды, которая поддерживала Салву Киира и воевала на стороне правительственных войск). Ожидается, что соглашение о перемирии начнет действовать в течение ближайших 24 часов. Между тем, жители Южного Судана скептически оценивают результаты переговоров, полагая, что перемирие решит лишь часть проблем молодого государства.

11 февраля 2014 г. в столице Эфиопии Аддис-Абебе начались новые переговоры по разрешению кризиса, через две недели после подписания соглашения о прекращении огня. Мятежники согласились продолжить диалог, несмотря на отказ правительства страны выпустить на свободу четверых высокопоставленных заключенных-оппозиционеров. Обе стороны обвиняют друг друга в нарушении договоренности о прекращении огня с целью окончания вооруженного конфликта.

18 февраля 2014 г. повстанцы атаковали город Малакаль – столицу региона Верхний Нил. Это нападение стало первым после заключения перемирия 23 января 2014 г.

22 февраля 2014 г. был опубликован отчёт ООН, в котором утверждается, что, как правительственные войска, так и повстанцы в Южном Судане несут ответственность за нарушения прав человека и насилие над гражданским населением, в частности, разделенные по этническому принципу противники занимались пытками, насилием и убийствами.

Как сообщает Управление по координации гуманитарных вопросов ООН, в результате конфликта в Южном Судане, более миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома, а более 250 тысяч человек из них бежали в соседние страны. Другие остались в Южном Судане, десятки тысяч человек нашли приют на базах ООН.

Уже более 270 человек погибли после возобновления вооружённых столкновений в Южном Судане между силами, поддерживающими президента Салву Киира, и сторонниками вице-президента Риека Мачара. Кровавое противостояние вспыхнуло 8 июля перед встречей двух лидеров, планировавших заключить новое соглашение о перемирии, спустя 5 лет после обретения молодым государством независимости. Соединённые Штаты, при активном содействии которых суверенитет был дарован, накануне вынуждены были отозвать часть персонала из посольства столичного города Джуба.

От арабов к англосаксам

Одна из нефтяных территорий Центральной Африки, Южный Судан был погружён в военные конфликты на протяжении многих лет своей истории. Страна традиционных африканских верований, колонизированная арабами, османской Портой, а затем британцами, пережила насаждение ислама и христианства. Последовавшие во второй половине XX века две гражданские войны представляли собой кровавый коктейль из религиозных конфликтов и межплеменных распрей. По разным оценкам, в результате двух войн погибли от 2,5 до 3 млн человек.

В XXI век Южный Судан вступил с надеждой стать независимым от северного Судана: переговоры между повстанцами и правительством, прошедшие в 2003—2004 годах, формально прекратили 22-летнюю гражданскую войну. 9 января 2005 года при поддержке США и ЕС было подписано Найвашское соглашение, гарантировавшее региону автономию и право на проведение референдума о независимости.

Но мир продлился недолго: арабская и неарабская области с трудом сосуществовали. После очередной вспышки насилия в сентябре 2007 года взять ситуацию под свой контроль решила ООН. Южный Судан посетил Генеральный секретарь всемирной организации Пан Ги Мун, а в зону конфликта были введены миротворческие силы.

  • Reuters

Судан был в фокусе интересов США с 1960-х годов, но в последние два десятилетия Вашингтон обратил на эту страну особое внимание. В июне 2010 года США объявили, что поддержат новое государство в случае положительного исхода референдума.

Поддерживаемый самой мощной западной державой, Южный Судан получил независимость 9 июля 2011 года, но стабильность в регионе так и не была достигнута. С 2013 года начался конфликт между президентом и вице-президентом, очередную вспышку которого мы наблюдаем в последние дни.

Большее из двух зол

Ситуация в регионе неоднозначная, и есть опасения, что она разворачивается по худшему из возможных сценариев, прокомментировал RT доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Герасимов. «Американцы, которые стояли у истоков создания Южного Судана, прекрасно это понимают и пытаются уйти, пока ещё не поздно», — пояснил он.

«Американцы, которые стояли у истоков создания Южного Судана, прекрасно это понимают и пытаются уйти, пока еще не поздно».
Доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Герасимов

По словам Герасимова, отделение Южного Судана от северного — результат серьёзной геополитической игры, в которой участвуют не только Вашингтон и Брюссель, но также, например, Тель-Авив. Поддержав размежевание, эти политические центры косвенно или напрямую способствовали появлению на карте ещё одного не способного к саморазвитию территориального образования: «Появилось государство без какой-либо традиции государственности, отрезанное теперь от моря, с группировками, получающими финансовую поддержку из-за рубежа и разъезжающими на дорогих машинах, но совершенно не умеющими создавать инфраструктуру, выстраивать институты власти и мирно управлять».

Случившееся в последние годы с Суданом во многом напоминает югославский сценарий: раздробление страны с заключительным преданием её главы публичному бичеванию в международном суде, считает Игорь Герасимов. «В северном Судане, кстати, тоже есть посольство США, но так как правящую там власть они слушать не хотят и заявляют, что президент Омар Хассан аль-Башир должен предстать перед Гаагским трибуналом, то пребывают фактически на осадном положении в своём посольстве», — добавил эксперт.

Разделяй и властвуй

По мнению Николая Щербакова, старшего научного сотрудника Центра африканских исследований РАН, в регионе пересекаются интересы многих мировых держав, причём по самым разным причинам. «Южный Судан — это страна, которая со всех сторон окружена территориями неспокойствия. Там, как мы знаем, расположена постоянная действующая миссия ООН, это контингент миротворцев в 6 тыс. человек. Практически все они — из Индии».

Но ни Индия, ни тем более Израиль не могут сравниться с Соединёнными Штатами в масштабах политического представительства в Африке. В 2008 году были достигнуты новые рубежи в этом процессе — заработало Африканское командование Вооружённых сил США АФРИКОМ.

Официально структура была создана для координации действий американских ВС в кризисных районах континента, таких как Судан. В рамках этого проекта Соединённые Штаты уже построили десяток баз для беспилотников. Подобная инфраструктура создана в Джибути, Нигере, Кении, Эфиопии, Сомали, Буркина-Фасо и на Сейшельских островах. Не стал исключением и Южный Судан. Помимо этого, у вооружённых сил США построены свои собственные топливные хранилища в Камеруне, Кабо-Верде, Танзании, Южной Африке, на Сейшелах, в Кении и некоторых других африканских странах. Наконец, активно развиваются базы ВВС в Джибути, Уганде и Буркина-Фасо.

От дела к словам

Однако эта богатая американская инфраструктура не принесла Африке большего мира и спокойствия. Не добавляют суданцам уверенности в завтрашнем дне и дипломатические заявления международных организаций. «Совет безопасности ООН, конечно, сейчас принимает разного рода резолюции с призывом остановить кровопролитие и сложить оружие, но вопрос в том, кто эти резолюции будет соблюдать на месте, — комментирует RT востоковед, политолог, старший научный сотрудник МГИМО Юрий Зинин. — Повстанцы в Южном Судане вооружены в том числе тяжёлым оружием. Бороться с ними очень непросто, тем более на труднопроходимой территории. Но ситуация уже вышла из-под контроля».

Ситуация выходит из-под контроля — об этом теперь открыто заявляет и постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр. А одно из ведущих американских изданий The Washington Post выходит с заголовком: «Соединённые Штаты приютили Южный Судан 5 лет назад. Теперь он готов уйти».

«Ситуация выходит из-под контроля».
Постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр

Как пишет издание, на протяжении десятилетий американцы придавали большое значение роли своей страны в отношениях Южного Судана с северным, пытаясь сконструировать африканскую историю успеха. Но в итоге, «сконцентрировавшись на идее независимости, возможно, недооценили глубину разобщения», заключает The Washington Post, имея в виду то ли разобщение различных суданских племенных групп, то ли в более глобальном смысле разобщение между суданцами и американцами.