А.б. рудаков проект «подземный рейх. Подземный рейх

Кажется, это в блоге Акунина красуется такая надпись: «добро пропадает». Так вот, я, конечно, не Акунин, но у меня после написания недавно законченного большого романа тоже полно всякого околоисторического добра осталось, в основном относящегося к Третьему рейху, и чтобы оно не пропадало, буду дальше понемногу выкладывать. Вдруг кому-нибудь будет интересно:)

У меня уже был пост про лечебницу Хоэнлихен, куда сбегали от обязанностей некоторые нацистские бонзы, с кучей фоток (на самом деле у меня этих фотографий раз в 20 больше), и ещё что-то было по тэгу «история» и «немцы», про Метгетен, кажется (может, я к нему ещё вернусь, хотя там страшная история), а сегодня про замок Фюрстенштайн напишу.

Чем, собственно, этот замок интересен? Фюрстенштайн — настоящий Нацистский Замок с Загадочными Подземельями, как в какой-нибудь компьютерной игрушке «пра фошыстов», а вокруг него, в горах, немцы во время войны понарыли и понастроили ещё более интересные вещи.

Замок находится на территории Польши, в Нижней Силезии, польское название замка — Ксёнж. Немцы же его называли Фюрстенштайн.


Ворота.

Фрагмент внутреннего двора.

А вот так замок мог выглядеть в 40-е (фото современное, взято с польского форума, уж не знаю, к чему было приурочено развешивание этих знамён, может, к съёмкам какого-то фильма, а надпись под этим фото гласила: «И специальная версия для фашистов, которыми мы так славимся» (хотя я не уверена, что сумела правильно перевести и понять вторую часть предложения:))

На одном польском сайте какие-то замечательные люди выложили невероятную тучу старых фотографий Ксёнжа и ещё более старых пейзажей и литографий с ним. Вот некоторые, причём по картинам видно, что не то за полтора-два столетия замковый холм сильно осел, не то просто-напросто романтическое восприятие тогдашних художников зашкаливало)))


Первое упоминание о замке относится к 13-му веку, а сегодня Ксёнж/Фюрстенштайн — одна из важных туристических достопримечательностей Польши. В 1941-м году нацисты конфисковали замок у семейства Хохбергов, одной из богатейших прусских династий, владевшей замком с начала 16-го века. Наци бесцеремонно турнули из замка почтенную вдову Хохберг — не в последнюю очередь потому, что сыновья её воевали на стороне союзников. Несчастная вдова скончалась через два года, а нацисты затеяли в замке и на прилегающих территориях грандиознейшее строительство, новые следы которого польские исследователи находят и по сию пору .

Семья Хохберг, начало 1920-х гг.

В 1943-44 гг. под замком построили большой бункер для Адольфа Гитлера. По предположению некоторых исследователей вообще весь замок должен был использоваться в качестве одной из гитлеровских резиденций, его значительно перестроили для этого (причём старинные интерьеры по ходу дела так пострадали, что поляки потом реставрировали замок несколько десятилетий, и ещё немцы растащили все коллекции, собранные Хохбергами, например, от огромной библиотеки замка вообще ничего не осталось). Бункер был двухуровневым (но в своём романе я уровней маленько добавила, хе-хе, и назначение их расширила. Ну а что такого, нацисты ведь вполне могли успеть разрушить самое важное до прихода Красной Армии, правильно?;)) . Строился бункер (и те сооружения, о которых речь пойдёт дальше), естественно, во многом силами узников концлагерей, в частности, заключённых привозили из концлагеря Гросс-Розен. Первый уровень бункера (на плане ниже отмечен коричневыми линиями) находился на уровне 15 метров, второй уровень — на глубине 53 метров (серым отмечена бетонная часть бункера, чёрным — вырубленная в скале). Да, собственно, прошедшее время тут неуместно, поскольку бункер существует до сих пор. На первый уровень вроде пускают посетителей, а на втором находится сейсмологическое измерительное оборудование Польской академии наук.

План двухуровневого бункера; голубым отмечены шахты.

Довоенные фотографии интерьеров замка:

По информации, размещённой на одном из польских сайтов, до прихода советских войск нацисты действительно многое разрушили, а сам замок вроде как даже хотели взорвать.

Но ещё интереснее то, что недалеко от замка, юго-восточнее, в Совиных горах, находятся куда более масштабные подземные сооружения, оставшиеся после нацистов , и, не исключено, бункер под замком был как-то связан с этим огромным комплексом в горах — по планам вроде как даже должен был соединяться с ним подземным ходом.

Комплекс этот вполне справедливо получил название «Riese» - «Ризе» (нем. «гигант»). Для чего эта воистину гигантская система по большей части подземных, но и наземных тоже, сооружений была нужна — историки гадают до сих пор. Многие подземные помещения завалены полностью или частично, многие ещё попросту неизвестны, и то и дело в лесах Совиных гор находят новые свидетельства того, что нацисты строили там нечто поистине грандиозное. Вполне возможно, там предполагалось построить огромный подземный завод. К концу войны вся оставшаяся немецкая военная промышленность из-за бомбардировок переползала «под землю».

Некоторые из исследователей предполагают, что в этих подземельях могли быть обустроены помещения для проживания и работы как лидеров Третьего рейха, так и рядового гражданского и военного персонала; другие считают, что весь этот комплекс был предназначен для тайного массового производства химического и бактериологического оружия. Ещё одна версия гласит, что многие подземные сооружения комплекса «Гигант», разрушенные полностью или частично перед приходом Красной Армии, имеют, однако, замаскированные и до сих пор неизвестные участки подземелья, где по сей день находятся документы, связанные с проектом «Гигант», а также, возможно, музейные коллекции, драгоценности и деньги.
И хотя энтузиасты постоянно прочёсывают окрестности замка, ни одна из приведённых версий пока не подтвердилась:) Так что в романе я выдвинула свою версию, отчасти позаимствовав одну мифоподобную историю-апокриф о тайных нацистских разработках)))
Известно доподлинно лишь то, что «Гигант» был одним из самых масштабных и дорогостоящих проектов Третьего рейха.

Некоторые свидетельства о масштабе затеянной нацистами стройки оставили люди, занимавшие в иерархии тогдашней Германии далеко не самые последние места.

Вот, например, свидетельство Николауса фон Белова («Я был адъютантом Гитлера»): "Планом, который мы в эти месяцы вновь и вновь критиковали, являлась постройка новой, более обширной Ставки фюрера в Силезии... Её территория должна была включать замок Фюрстенштайн, находившийся во владении князя Плесского. Гитлер настоял на своём указании и приказал продолжить её строительство силами узников концлагерей под руководством Шпеера. В течение года я дважды посетил этот объект, и у меня сложилось впечатление, что до окончания его постройки мне не дожить. Я попытался убедить Шпеера, чтобы тот повлиял на фюрера с целью приостановить эту стройку. Он счёл это невозможным. Дорогостоящие работы велись ещё некоторое время, хотя каждая тонна бетона и стали были настоятельно необходимы в каких-то других местах" . ()

А рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер в своих мемуарах вспоминал: "В 1944 году Гитлер приказал построить в горах Силезии и Тюрингии две подземные Ставки, для чего пришлось мобилизовать сотни специалистов-горнопроходцев и взрывников и тысячи рабочих, незаменимых на военных объектах... 20 июня 1944 года я доложил фюреру, что... на комплекс бункеров под названием “Гигант” около Бад-Шарлотенбрунна - 150 миллионов марок... Один комплекс “Гигант” поглотил больше бетона, чем пошло на все общественные бомбоубежища в 1944 году". ()

Подробно писать обо всех обнаруженных на сегодняшний день объектах комплекса «Гигант» я не буду, потому что это займёт очень много места. Покажу только наиболее примечательные фотографии и немного их прокомментирую. Фотографии сделаны современными польскими исследователями.

На карте ниже приведено примерное расположение объектов комплекса, а в левом верхнем углу отмечен замок Фюрстенштайн (Ксёнж) .

Часть комплекса открыта для посетителей, и там, как видно по отдельным фотографиям, даже создано что-то вроде музея:)

Вот так выглядит один из открытых для посетителей входов на один из объектов подземного комплекса:

Современные планы парочки объектов (исследователи не исключают, что всё это хозяйство могло быть связано между собой подземными ходами, просто они либо засыпаны, либо просто ещё не обнаружены. А может, их не успели построить) Голубым отмечены помещения, затопленные водой:

Один из открытых для посетителей коридоров комплекса (вот примерно так, как я представляю, там было при наци. Мертвенное освещение и гул вентиляции. Кстати, глубина некоторых вентиляционных шахт достигает 30 метров!)

Ещё коридоры . Некоторые, как видно, остались недостроенными.

Входы в подземный комплекс могут выглядеть и так:

Штабеля мешков с окаменевшим цементом. Лежат уже лет 70.

В горах есть и остатки наземных сооружений - назначение их точно определить не удаётся, некоторые из них польские исследователи условно называют "офицерская столовая", "электростанция" и т. д.

Вот, например, эта конструкция - я даже не берусь судить о её возможном назначении)))

При написании поста использованы материалы, собранные Игорем Осовиным

Помимо колоссальных разрушений и войны мирового масштаба Третий рейх оставил в истории Европы и серьезный промышленный след. Точный список военных объектов, построенных нацистами в Европе, до сих пор не составлен, а масштабы строительных работ с каждым разом поражают воображение историков и военных специалистов.Авиация ценой тысяч жизней
После того как маховик запущенной войны вернулся на исходную и ударил своих создателей, вопрос уничтожения нацистских войск и армии Германии стало вопросом времени, а не вероятности. Историки приписывают Адольфу Гитлеру много разных качеств, из которых перфекционизм и стремление добиваться желаемого любой ценой, пожалуй, и похоронили Третий рейх. Ближайшие соратники Гитлера ощущали неизбежное сильнее самого фюрера. Особенно хорошо опасность неминуемого поражения ощущал назначенный рейхсминистром по вопросам вооружений Альберт Шпеер. Шпееру Гитлер поставил невозможную с точки зрения срочной реализации задачу - срочно перенести все предприятия немецкой промышленности, снабжающих армию техникой, под землю. Замысел Гитлера был прост - на глубине в несколько десятков метров такие заводы могли бы находиться в полной безопасности. В отличие от фюрера Шпеер хорошо понимал, чего будет стоить Германии такая авантюра, однако отказаться выполнять приказ Гитлера не мог.
На должность куратора уникального строительного проекта был назначен бригаденфюрер Франц Ксавер Дорш - опытнейший руководитель, собравший под единое управление и руководство Управления строительства Организации Тодта несколько служб по военному строительству и обеспечению. Дорш пообещал фюреру, что часть масштабного проекта по переносу производственных мощностей будет реализована уже через полгода. Шпеер не разделял оптимизма Дорша по поводу переноса сразу шести крупных военно-промышленных объектов, ведь создание каждого такого объекта площадью не менее 100 тысяч квадратных метров под землей дело невероятно сложное, даже для Третьего рейха.
В 1944 году планы Гитлера начали обретать вполне конкретные очертания. Под горой Хоубирг в Нюрнберге началось строительство одного из самых больших подземных заводов, куда планировалось эвакуировать производство авиационных двигателей, производством которых занималась компания BMW.Строительство объекта под кодовым обозначением «Доггер», равно как и реализация других масштабных строительных задач, стали возможны исключительно благодаря рабскому труду военнопленных и узников концлагерей. Для работ на объекте «Доггер» были привлечены заключенные концлагеря «Флоссенбург», однако даже огромное количество узников с задачей возведения подземного авиационного завода справилось лишь частично. Работы внутри горы Хоубирг не были закончены, однако масштабность проекта поражает воображение современных гражданских и военных строителей. Согласно плану, тоннели внутри горы должны были соединяться в нескольких местах для наилучшего сообщения производственных помещений. Система вентиляции всех помещений была продумана до мельчайших деталей и могла работать абсолютно автономно в течение пяти-шести месяцев после прекращения подачи внешнего электропитания. После капитуляции Германии все входы в объект, а их, по некоторым данным, было до десяти, были опечатаны и наглухо заварены. Всего же, по оценкам экспертов, за время строительных работ внутри комплекса погибло не менее 8-10 тысяч узников концлагерей.

Другой подземный авиазавод немцы все же успели достроить до состояния полной готовности. Объект с кодовым названием «Горный хрусталь» (нем. Bergkristall) должен был обеспечить потребность рейха в ультрасовременных самолетах Messerschmitt Me.262 - первых реактивных истребителях в мире. Информация о сборочных линиях передовых истребителей быстро попала в штаб американской военной разведки, и в числе первых объектов, куда направлялся союзный десант, был подземный авиационный завод «Горный хрусталь». Без малого тысячу построенных здесь истребителей оплатили собственной жизнью тысячи военнопленных. Минимальная цифра погибших только на строительных работах по этому объекту оценивается историками в 18 тысяч человек. Похожим образом были организованы и другие военные объекты, такие как Зеегротте близ Вены, на территории которого собирали истребители He.162, и многие другие авиационные объекты, на которые возлагалась задача массового производства передовых реактивных самолетов.Подземный ракетный центр Ракета А-4, более известная читателю под названием ФАУ-2, была одним из тех видов вооружения, на использование которого Гитлер и вся верхушка Третьего рейха поставили жизнь целой нации. Долгие годы после капитуляции гитлеровской Германии правда о технологическом рывке немецких ученых старательно скрывалась. Феномен готовности немецких ученых к производству атомного оружия и средств доставки долгие годы после войны изучался в профильных НИИ по всему миру, в том числе и в Советском Союзе. Главную скрипку в уничтожении одного из главных врагов Германии - Великобритании должна была сыграть уникальная баллистическая ракета, долетавшая до Лондона за 6 с небольшим минут.

Секретный ракетный центр в Пенемюнде строили с учетом всех соображений безопасности и секретности, доступных Третьему рейху. Защищенные бетонные пусковые площадки, цеха окончательной и предварительной сборки - все было просчитано с немецкой точностью и вниманием к деталям. Советские специалисты, в частности, один из ближайших соратников Сергея Паловича Королева - Борис Евсеевич Черток, отмечали высокий уровень организации и продуманность общей конструкции. Однако Пенемюнде был лишь исследовательским центром, в котором ракетная техника лишь испытывалась.
Несмотря на внушительный объем научной работы, проработки и многомесячные эксперименты, ракетный исследовательский центр в Пенемюнде постигла незавидная участь. Просочившиеся в английскую разведку данные относительно прогресса работ близ острова Узедом поставили крест на секретности проекта, и летом 1943 года союзная авиация разнесла РКЦ в Пенемюнде в ходе ковровой бомбардировкой. Советский исследователь Борис Черток позднее в своих мемуарах писал, что, несмотря на масштабность повреждений, ни одно из зданий или построек не было разрушено до основания, а во многих лишь частично обрушились перекрытия. Это позволило провести детальный анализ оставшегося в Пенемюнде научного оборудования и провести восстановление уцелевших приборов, станков и ключевых систем измерения и контроля.
После уничтожения Пенемюнде немецкие военные сделали свои выводы из ситуации, и стали проектировать завод по производству ракет с учетом вероятных бомбардировок любой длительности и интенсивности. Завод Миттельверк в Тюрингии близ Нордхаузена стал самым крупным и самым сложным проектом по созданию подземного промышленного производства в интересах Германии. Проектная мощность завода, как отмечают эксперты и историки, составляла до 30 ракет ФАУ-2 в сутки.

Размер и сложность скалистого горного массива, в котором началось строительство комплекса Миттельверк, наложили свои отпечатки и на процесс привлечения военнопленных и узников концентрационных лагерей. Борис Черток в своих мемуарах отмечает, что объект отличался уникальным, даже по меркам СС и Гестапо, уровнем жестокости по отношению к пленным. За малейшее нарушение режима часовые расстреливали пленных, тела которых уцелевшие узники сразу отвозили в крематорий. Потребность в живой силе для военной стройки внутри горы обеспечивал специально созданный для этого концлагерь «Дора».«Секретностью стройки было обусловлено и отношение к заключенным. Потенциально любой узник, привлекавшийся к работам на этом объекте, был носителем ценной секретной информации, а, значит, любой ценой оставить его внутри объекта было одной из обязанностей СС. Многие историки считают, что львиная доля привлеченных на объект заключенных погибала от голода и непосильного труда, но это правда лишь отчасти. Основной причиной смерти были расстрелы», - поясняет военный историк Сергей Рюмин.
Однако рытьем тоннелей и другой тяжелой работой, от которой заключенные чаще всего умирали через несколько недель, дело не ограничивалось. Производство ФАУ-2 требовало наличия сборочной линии и определенной скорости работы, которой было бы достаточно, чтобы дать Рейху столько ракет, сколько требовал фюрер. Это требование во многом определило эффективность всей программы по созданию «оружия возмездия» и его реальных перспектив.
Несмотря на то, что боевая часть ракет, приборы, двигатели, и многое другое на завершающем этапе монтажа в изделие настраивались немецкими специалистами-ракетчиками, массовую сборку корпусов, элементов управления и других жизненно важных систем доверяли заключенным. Узники, привлекаемые к сборке ракет хорошо понимали, что даже относительно небольшой дефект может вызвать взрыв ракеты не только в небе, но и на стартовом столе, старательно, по мере сил и возможностей они пользовались случаем и повреждали ключевые элементы управления.
Бетон и вода
Стремительная оккупация Германией всей Европы и, в частности, Франции позволила приступить к составлению планов по войне на море с заклятым противником Рейха Великобританией. К началу вторжения в Советский Союз Гитлер и командование немецкой армии и флота хорошо понимали, что одними лишь авиаударами по англичанам никакой победы добиться не удастся. Строительство военно-морских баз для подводных лодок кригсмарине во Франции открывало невиданный до этого момента простор для действия. Фактически вся Атлантика падала к ногам нацистов. На выручку нацистским строителям снова пришел армированный железобетон, с помощью которого на побережье Франции возник один из самых известных объектов Третьего рейха - база субмарин в портовом городе Сен-Назер.

Монументальность сооружения можно ощутить, даже не посещая бывшую базу подводных лодок. Достаточно оценить размеры. 300 метров в длину, 130 в ширину и 18 в высоту. Помимо обустройства 14 доков для стоянки подводных лодок, особое внимание специалисты уделяют и конструкции крыши, защищавшей объект от бомбардировок.
«Конструкция крыши представляет собой своеобразный "пирог с воздушными прослойками". Железобетон разной толщины чередуется со стальными балками и воздушными "карманами", с помощью которых в случае бомбардировки и попадания авиабомб конструкция эффективнее "гасила" энергию от взрыва. Сложно посчитать в самолетах и бомбах прочность, но такой же налет, как на исследовательский центр в Пенемюнде база в Сен-Назере выдержала бы без проблем», - пояснил военный историк Сергей Рюмин.Единственный случай, связанный с относительно успешной атакой на объект, произошел 28 марта 1942 года.
Британский десант с помощью навьюченного взрывчаткой корабля вывел из строя единственный сухой док комплекса в Сен-Назере, буквально протаранив огромным эсминцем. Сами подводные лодки, укрытые в пеналах за многометровым слоем бетона, в ходе атаки не пострадали.
Атлантический вал и подземные города

К обороне прибрежных районов Европы немцы готовились тщательно. Пальму первенства по части подготовки в этом отношении может уступить только переброска войск на восток, к границам СССР. «Атлантический вал» справедливо оценивается историками и специалистами в области военного строительства как самый масштабный строительный проект за всю историю Рейха. Уже потом можно рассматривать проектирование и создание бункера «Волчье логово» и других «спецобъектов». По своей сути, «Атлантический вал» - не что иное, как непрерывная сеть долговременных береговых укреплений, снабженных артиллерийскими батареями и другим тяжелым вооружением, включая зенитное, для отражения любой атаки союзного десанта. На всем протяжении береговой линии от Испании до Норвегии предполагалось строительство специальных укрепленных районов с подземными хранилищами и складами.Один из таких «подземных городов» был обнаружен сравнительно недавно. Журналисты британской газеты Daily Mail опубликовали фотографии «города нацистов» почти на три с половиной тысячи солдат 18 мая 2017 года. Объект недалеко от деревни Схевенинген поражает своим размахом - не хватает разве что артиллерийской батареи с корабельными орудиями. Поразительно, но за 75 лет, что минули с момента создания этих сооружений, большинство из бетонных бункеров находятся в прекрасном состоянии, не говоря уже о сохранности помещений внутри комплекса.По данным Daily Mail, здесь мог с комфортом расположиться целый гарнизон СС - 3300 солдат с оружием, снаряжением и боеприпасами, необходимым для отражения массированной атаки с моря. 100000 кубических метров железобетона, 900 помещений разной площади были оборудованы не только тоннелями, по которым были проложены километры кабелей связи, но и автономными системами жизнеобеспечения. Руководил строительством «великой немецкой стены» никто иной, как Фриц Тодт, занимавший, помимо прочих должностей, пост рейхсминистра вооружения и боеприпасов. Под его же руководством осуществлялся и другой масштабный проект - сооружение «западного вала» - укрепрайона на границе Германии и Франции.За последние несколько лет исследовательская группа, в состав которой входят не только историки, спелеологи и опытные инженеры, но и военные специалисты, нашла около 500 различных объектов только на береговой линии Европы. Эксперты отмечают, что, несмотря на протяженность береговой линии Европы и размеров континента в целом, «на поверхности», то есть в уже известных районах, где специалисты Третьего рейха проявляли активность, находится лишь 20% от вероятного числа всех построенных объектов. На изучение остальных секретных бункеров и поиска подземных городов, по данным специалистов, могут уйти следующие 50 лет.

Долгие годы ученые со всего мира изучали один из самых загадочных объектов нацистов. И сейчас исследователи уверены, что как никогда близко подошли к разгадке главных секретов этих таинственных строений.

Репортаж Дмитрия Сошина.

Не просто бункер, большая подземная крепость. Восточные границы Третьего рейха Гитлер хотел запечатать на железобетонный замок. "Логово дождевого червя" - крупнейшую в Европе оборонительную систему - строили почти 10 лет.

Сильвия Банек, историк-энтузиаст: "Здесь проходят рельсы узкоколейки. Во время войны здесь ходили электрички, они возили солдат и технику".

Подземная жизнь была настолько интенсивной, что тоннели постепенно становились площадями и вокзалами, правда, без перронов и залов ожидания. Путевые стрелки возле "Северного вокзала" до сих пор работают как новые.

Сильвия Банек, студентка из Познани, "Логово дождевого червя" изучает давно. Она одна из немногих, кому разрешено водить сюда любопытных историков и журналистов. 5 лет назад возле входа в бункер власти поставили охрану: их беспокоят не только подростки, рисующие "граффити". В подземелье стали исчезать люди – 30 километров тоннелей изучены не до конца.

Сильвия Банек, историк-энтузиаст: "Это довольно опасное место. Полноценной схемы всех огневых точек и всех тоннелей не существует. Все неизученные места нам приходится огораживать".

Летучие мыши - единственные стражи подземелья. Их здесь так много, что старые вентиляционные шахты местные власти объявили заповедником.

В подземном городе было всe: вокзалы, госпиталь, казармы. А в крыле находилась большая оружейная комната. Ближе к концу войны сюда пригнали рабочих и установили станки. Для подземной фабрики пришлось заново прокладывать кабель.

В польском подземелье собирали двигатели для боевых самолетов. Цех работал вплоть до февраля 45-го: к этому моменту Красная Армия взяла Мезерецкий район в кольцо.

Каждый год в День Победы военно-исторические клубы "разыгрывают" штурм подземной цитадели. На самом деле, "Логово дождевого червя" распечатали за 2 дня. Уцелевших защитников ДОТа № 712, единственной огневой точки, державшей оборону, красноармейцы отпустили домой.

Роберт Юрга, историк-энтузиаст: "Среди немцев почти не было офицеров, солдаты, почти мальчишки, жили в бетонных мешках. Похоже, командование о них просто забыло".

Если раньше сюда стремились спелеологи и любители острых ощущений из Голландии и Германии, то в последнее время под землю хотят живущие по соседству поляки.

Сильвия Банек, историк-энтузиаст: "Они приходят сюда по нескольку раз, и не для того, чтобы посмотреть на ржавые рельсы! Они задают много вопросов. Им не безразлично, как освобождали их Родину".

Историки из Варшавы мечтают разобрать кирпичную кладку и добраться до боковых, "резервных" тоннелей. По приказу Сталина их замуровали сразу после войны. И, возможно, тогда "Логово дождевого червя" раскроет все свои секреты.

Уже 70 лет назад отгремели последние выстрелы Второй Мировой войны, а ее ужасы и загадки преследуют нас до сих пор. Одной из нераскрытых до сих пор тайн третьего рейха являются подземные укрепления и лаборатории, построенные гитлеровцами на территории Польши и современного Калининграда, бывшего Кенигсберга.

На севере западной границы Польши с Германией, где до Берлина рукой подать - не белее ста километров - существует подземный город. Грандиозность этого сооружения поражает зрителей своими размерами, а ведь это всего только треть от запланированного Адольфом Гитлером строительства. Бункеры, вокзалы и даже железные дороги протянулись на десятки километров на 50-100-метровой глубине под землей, а самые глубокие шахты теряются в километровой тьме. Точной карты города не найдено, и сейчас диггерами составлен только приблизительный план проходов и тоннелей, уходящих за пределы этого плана в никуда. Первоначально подземелье было построено средневековыми рыцарями и служило укрытием в случаях осады их замков. Германские строители 20-го века пытались превратить его в особенно укрепленный рубеж обороны: казематы города построены из сверхпрочных материалов, которым не страшны ни обвалы, ни взрывы. Строительство было остановлено, когда было принято решение атаковать, а не защищаться.

Не менее удивительны подземные постройки под Королевским дворцом Калининграда, строительство которых начато еще в 17-м веке и доведено до совершенства властителями третьего рейха. Калининградские тоннели ведут из центра города далеко за его пределы. Именно в них в начале 40-х годов прошлого века работала немецкая сверхсекретная лаборатория. Всем известна приверженность Гитлера к оккультным наукам и заветная мечта выведения идеальной в своем совершенстве нации. Именно этим и занималась Кенигсбергская подземная организация ученых-фанатов своего дела. Их деятельность, по всей видимости, принесла некоторые ощутимые плоды, так как существуют подлинные свидетельства некоторых необычных явлений, происходивших в то время в черте города. Так, доподлинно известно о появлениях и таких же мгновенных исчезновениях целой роты солдат, одетых по моде других эпох и действующих как будто по заданной программе. Да и до сих пор калининградцы иногда встречаются с «призраками» эсесовцев просто на улицах или на проявленных фотографиях. Что это - неуспокоившиеся души фашистов или, может быть, изобретенная ими почти 100 лет назад первая в мире машина времени? Это до сих пор остается неразгаданной тайной. Но остаются фактом многие неизученные области калининградских подземелий, комнат-секретов и комнат-ловушек, в которые попадаются дилетанты, решившиеся на самостоятельное их изучение.


Польские и Калининградские подземные бункеры не единственные в своем роде: нацистами было построено нечто подобное на разных завоеванных ими территориях. Есть предположение, что именно подземелья третьего рейха скрыли как некоторые бесследно пропавшие военные части, так и несметные сокровища, награбленные фашистами за время войны.

СЕКРЕТНЫЕ ТОННЕЛИ — В НИКУДА

Зрелище не для слабонервных, когда в лесных сумерках из смотровых щелей старых дотов и бронеколпаков выбираются, копошась и попискивая, летучие мыши. Крылатые вампиры решили, что эти многоэтажные подземелья люди построили для них, и обосновались там давно и надежно. Здесь, неподалеку от польского города Мендзыжечь, обитает самая большая в Европе колония нетопырей — десятки тысяч. Но речь не о них, хотя военная разведка и выбрала в виде своей эмблемы силуэт летучей мыши.

Об этой местности ходили, ходят и долго еще будут ходить легенды, одна мрачнее другой.

«Начнем с того, — рассказывает один из первопроходцев здешних катакомб полковник Александр Лискин, — что вблизи лесного озера, в железобетонном коробе был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля, приборные замеры на жилах которого показали наличие промышленного тока напряжением в 380 вольт. Вскоре внимание саперов привлек бетонный колодец, который проглатывал воду, низвергавшуюся с высоты. Тогда же разведка доложила, что, возможно, подземная силовая коммуникация идет со стороны Мендзыжеча. Однако здесь не исключалось и наличие скрытой автономной электростанции, и еще то, что ее турбины вращала вода, падающая в колодец. Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их здесь немало.

Саперы выявили замаскированный под холм вход в тоннель. Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, включая минные. Говорили, что как-то подвыпивший старшина на своем мотоцикле решил на спор проехаться по таинственному тоннелю. Больше лихача не видели.»

Что бы там ни говорили, бесспорно одно: в мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речном треугольнике Варта — Обра — Одер более полувека назад. До 1945 года эти земли входили в состав Германии. После крушения Третьего рейха вернулись к Польше. Только тогда в сверхсекретное подземелье спустились советские специалисты. Спустились, поразились протяженности тоннелей и ушли. Никому не хотелось затеряться, взорваться, исчезнуть в гигантских бетонных катакомбах, уходивших на десятки(!) километров к северу, югу и западу. Никто не мог сказать, с какой целью были проложены в них двупутные узкоколейки, куда и зачем убегали электропоезда по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями, тупиками, что перевозили они на своих платформах, кто был пассажиром. Однако доподлинно известно, что Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием «RL» — Regenwurmlager — «Лагерь дождевого червя».

Смотреть фильм:

Подземелья Рейха / The Reich Underground

В конце Второй Мировой Войны по всей Германии победители обнаружили огромные недостроенные системы туннелей. Гитлер распорядился о сооружении около 800 подземных комплексов в попытке удержать на плаву немецкую военную промышленность. 60 лет назад союзники пытались уничтожить их, в том числе, и личный альпийский бункер Гитлера. Целые участки системы туннелей до сих пор остаются не исследованными.

Зачем?

Под знаком этого вопроса проходит любое исследование загадочного объекта. Зачем было сооружено гигантское подземелье? Зачем проложены в нем сотни километров электрофицированных железных дорог, и еще добрая дюжина всевозможных «зачем?» и «почему?»

Местный старожил — бывший танкист, а ныне таксист по имени Юзеф, захватив с собой люминесцентный фонарь, взялся сводить нас к одному из двадцати двух подземных вокзалов. Все они обозначались когда-то мужскими и женскими именами: «Дора», «Марта», «Эмма», «Эмма». Ближайший к Мендзыжечу — «Хенрик». Наш гид утверждает, что именно к его перрону прибывал из Берлина Гитлер, чтобы отсюда отправиться уже по поверхности в свою полевую ставку под Растенбергом — «Вольфшанце». В этом есть своя логика — подземный путь из Берлина позволял скрытно покидать рейхсканцелярию. Да и до «Волчьего логова» отсюда всего лишь несколько часов езды на машине.

Юзеф гонит свой «Полонез» по неширокому шоссе на юго-запад от города. В деревушке Калава сворачиваем в сторону бункера «Шарнхорст». Это один из опорных пунктов оборонительной системы Поморского вала. А места в округе — идиллические и никак не вяжутся с этими военными словесами: холмистые перелески, маки во ржи, лебеди в озерцах, аисты на крышах, соснячки, горящие изнутри солнцем, косули бродят.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В АД!

Живописный холм с нестарым дубом на вершине был увенчан двумя стальными бронеколпаками. Их массивные сглаженные цилиндры с прорезями походили на тевтонские рыцарские шлемы, «забытые» под сенью дубовой кроны.
Западный склон холма обрывался бетонной стеной в полтора человеческих роста, в которую была врезана броневая гермодверь в треть обычной двери и несколько воздухозаборных отверстий, забранных опять же бронированными жалюзями. То были жабры подземного монстра. Над входом надпись, набрызганная из баллончика с краской: «Welcome to hell!» — «Добро пожаловать в ад!»

Под пристальным оком пулеметной амбразуры флангового боя подходим к броневой дверце и открываем ее длинным специальным ключом. Тяжелая, но хорошо смазанная дверь легко распахивается, и в грудь тебе смотрит еще одна бойница — фронтального боя. «Вошел без пропуска — получи автоматную очередь», — говорит ее пустой немигающий взгляд. Такова камера входного тамбура. Когда-то ее пол предательски проваливался, и незваный гость летел в колодец, как это практиковалось в средневековых замках. Теперь он надежно закреплен, и мы сворачиваем в узкий боковой коридорчик, который ведет внутрь бункера, но через несколько шагов прерывается главным газовым шлюзом. Выходим из него и попадаем в блок-пост, где караул проверял когда-то документы всех входящих и держал под прицелом входную гермодверь. Только после этого можно войти в коридор, ведущий в боевые казематы, прикрытые бронекуполами. В одном из них до сих пор стоит ржавый скорострельный гранатомет, в другом размещалась огнеметная установка, в третьем находились тяжелые пулеметый. Здесь же «каюта» командира — «фюрер-раум», перископные выгородки, радиорубка, хранилище карт, туалеты и умывальник, а также замаскированный запасной выход.

Этажом ниже — склады расходных боеприпасов, цистерна с огнесмесью, камера входной ловушки, она же карцер, спальный отсек для дежурной смены, фильтровентиляционная выгородка… Здесь же и вход в преисподнюю: широкий — метра четыре в диаметре — бетонный колодец отвесно уходит вниз на глубину десятиэтажного дома. Луч фонаря высвечивает на дне шахты воду. Бетонная лестница спускается вдоль шахты крутыми узкими маршами.

«Тут сто пятьдесят ступенек», — сообщает Юзеф. Мы идем за ним с замиранием сердца: что внизу? А внизу, на глубине 45 метров, — высокосводный зал, похожий на неф старинного собора, разве что собранный из арочного железобетона. Шахта, вдоль которого вилась лестница, обрывается здесь для того, чтобы продолжиться еще глубже, но уже как колодец, почти до краев заполненный водой. Есть ли дно у него? И для чего вздымается нависающая над ним шахта аж до казематного этажа? Юзеф не знает. Но он ведет нас к другому колодцу, более узкому, прикрытому крышкой люка. Это источник питьевой воды. Можно хоть сейчас зачерпнуть.

Оглядываю своды здешнего аида. Что видели они, что творилось под ними? Этот зал служил гарнизону «Шарнхорста» военным городком с тыловой базой. Здесь в главный тоннель, как притоки в русло, «впадали» двухъярусные бетонные ангары. В них размещались две казармы на сто человек, лазарет, кухня, склады с продовольствием и амуницией, электростанция, топливохранилище. Сюда же через шлюзовую противогазовую камеру подкатывали и вагонеточные поезда по ветке, уходящей к магистральному тоннелю на вокзал «Хенрик».

— Пойдем на вокзал? — спрашивает наш провожатый.

Юзеф ныряет в невысокий и неширокий коридор, и мы за ним. Пешеходная потерна кажется бесконечной, идем по ней ускоренным шагом уже четверть часа, а света в конце тоннеля не видно. Да и не будет здесь никакого света, как, впрочем, и во всех остальных «норах дождевого червя».

Только тут замечаю, как продрог в этом стылом подземелье: температура здесь постоянная, что летом, что зимой, — 10oС. При мысли, под какой толщей земли тянется наша щель-тропа, и вовсе становится не по себе. Низкий свод и узкие стены сжимают душу — выберемся ли отсюда? А если обрушится бетонное перекрытие, а если хлынет вода? Ведь более полувека все эти конструкции не знали ни ухода, ни ремонта, сдерживают, а ведь они сдерживают, и давление недр, и напор воды…

Когда на кончике языка уже завертелась фраза: «Может, вернемся?», узкий ход наконец влился в широкий транспортный тоннель. Бетонные плиты составляли здесь подобие перрона. Это и был вокзал «Хенрик» — заброшенный, пыльный, темный… Сразу же вспомнились те станции берлинского метрополитена, которые до недавних лет пребывали в подобном же запустении, поскольку находились под стеной, рассекавшей Берлин на восточную и западную части. Их было видно из окон голубых экспрессов — эти каверны застывшего на полвека времени… Теперь, стоя на перроне «Хенрика», нетрудно было поверить, что рельсы этой ржавой двупутки добегают и до берлинского метро.

Мы сворачиваем в боковой ход. Вскоре под ногами захлюпали лужи, по краям пешеходной дорожки тянулись водоотводные канавки — идеальные поилки для летучих мышей. Луч фонаря прыгнул вверх, и над нашими головами зашевелилась большая живая гроздь, слепленная из костлявокрылых полуптиц-полузверьков. Холодные мурашки побежали по спине — экая пакость, однако! Даром, что полезная — комаров жрет.

Говорят, души погибших моряков вселяются в чаек. Тогда души эсэсовцев должны обращаться в летучих мышей. И судя по количеству гнездившихся под бетонными сводами нетопырей, вся дивизия «Мертвая голова», бесследно исчезнувшая в 45-м в мезерицком подземелье, до сих пор укрывается от солнечного света в виде рукокрылых тварей.

Прочь, прочь отсюда, и как можно скорее! НАШ ТАНК — НАД БУНКЕРОМ

На вопрос «зачем был создан Мезерицкий укрепрайон» военные историки отвечают так: для того чтобы навесить мощный замок на главную стратегическую ось Европы Москва — Варшава — Берлин — Париж.

Китайцы построили свою Великую стену, дабы на тысячи ли прикрыть границы Поднебесной империи от вторжения кочевников. Немцы сделали почти то же самое, воздвигнув Восточный вал — Ostwall, с той лишь разницей, что проложили свою «стену» под землей. Сооружать ее они начали еще в 1927 году и только через десять лет закончили первую очередь. Полагая отсидеться за этим «неприступным» валом, гитлеровские стратеги двинулись отсюда сначала на Варшаву, а потом на Москву, оставив в тылу захваченный Париж. Итог великого похода на восток известен. Натиск советских армий не помогли сдержать ни противотанковые «зубы дракона», ни бронекупольные установки, ни подземные форты со всеми их средневековыми ловушками и наисовременнейшим оружием.

В зиму сорок пятого бойцы полковника Гусаковского проломили этот «непроходимый» рубеж и двинулись напрямую к Одеру. Здесь же, под Мендзыжечем, бился с «Мертвой головой» танковый батальон майора Карабанова, который сгорел в своем танке. Памятник нашим бойцам у деревни Калава не посмели сломать никакие экстремисты. Его молча охраняет мемориальная «тридцатьчетверка», даром что теперь она осталась в тылу у НАТО. Пушка ее смотрит на запад — на бронекупола бункера «Шарнхорст». Старый танк ушел в глубокий рейд исторической памяти. По ночам над ним кружат летучие мыши, но иногда на его броню кладут цветы. Кто? Да те, кто еще помнит тот победный год, когда эти земли, изрытые «дождевым червем» и все равно благодатные, снова стали Польшей.

No related links found