Адмирал кузнецов путь в сирию. “Адмирал Кузнецов” в Сирии решал не только боевые задачи. Операция в Сирии с участием российских сил ВМФ и ее значение

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» встал под погрузку к причалу 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Корабль, только вышедший из ремонта, готовится к походу в Средиземное море, после которого вновь должен отправиться на ремонт. «Лента.ру» пытается разобраться в планах флота и возможной судьбе корабля.

Корабль вечного ремонта

«Адмирал Кузнецов», официально поднявший советский военно-морской флаг 20 января 1991 года, вошел в состав флота в не самое лучшее время - последовавший развал ВМФ и его системы базирования и обслуживания привели к тому, что корабль так и не получил всего запланированного оборудования, включая, в первую очередь, авиагруппу, а также и полагающуюся береговую инфраструктуру. В последующие три года флот лишился всех его предшественников - первые три советских авианесущих крейсера - «Киев», «Минск» и «Новороссийск» были выведены из состава ВМФ, а четвертый - «Баку», переименованный в «Адмирала Горшкова» после пожара оказался в ремонте, из которого вышел уже почти двадцать лет спустя под индийским флагом, в новом облике и с именем «Викрамадитья».

Оставшийся единственным «Кузнецов» однако вскоре обрел статус едва ли не самого проблемного корабля флота - силовая установка корабля в условиях не самого лучшего обслуживания быстро перестала отвечать предъявляемым требованиям, а многочисленный экипаж очень редко выходящего в море корабля стал источником множества реальных и не очень историй о дисциплинарных проступках разного рода.

Проблемы корабля были продемонстрированы в ходе первой боевой службы зимой 1995 - весной 1996 года. Из-за неудовлетворительного состояния главной энергетической установки авианосец несколько раз терял ход и не мог развивать полную скорость. Многочисленные ремонты - в 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008 годах - не могли исправить ситуацию в основном в силу недостаточного финансирования, которого не хватало на проведение всех необходимых работ. Начиная с 2010 года военные всерьез заговорили о необходимости модернизации «Кузнецова», которая включала бы средний ремонт корабля с заменой ряда систем. Первоначально такой ремонт планировалось начать в 2012 году и завершить в 2017-м, но сделать это вовремя помешал как дефицит мощностей, так и одновременно резко выросшая потребность флота в «живом» авианосце, терять который на пять лет не хотелось. Теперь на ремонт не хватало уже времени, а кроме того, начал сказываться распад советской промышленной кооперации.

Главной проблемой «Кузнецова» остается его энергетическая установка, в основном поддерживаемая в рабочем состоянии за счет «каннибализации» - необходимые комплектующие снимались с использующих аналогичные котлы и турбозубчатые агрегаты эсминцев проекта 956, что стало одной из существенных причин быстрого сокращения количества кораблей этого типа в составе ВМФ. Недооценивать проблему невозможно - авианосцы весьма требовательны к возможностям своих ходовых систем и скорости хода, которая должна облегчать подъем самолетов с полным взлетным весом, обеспечивая дополнительные 50-60 километров в час к собственной взлетной скорости летательного аппарата. Неспособность авианосца дать полный ход приводит к тому, что самолеты имеют серьезные ограничения по взлетному весу, не позволяющие брать полный запас топлива и/или боевую нагрузку.

Эта проблема предопределила и главное требование к модернизации корабля, в ходе которой предполагается заменить основные агрегаты на новые, более надежные, а кроме того, отладить систему их обслуживания и ремонта, которая должна сохранить ходовые качества авианосца на весь отведенный ему срок службы.

После многочисленных сдвигов сроков вправо и трудного поиска исполнителя, временные рамки наконец были определены: «Кузнецов» встанет на модернизацию в 2017 году, после возвращения с очередной боевой службы в Средиземном море. Помимо ремонта энергетической установки, авианосец должен получить новое вооружение, в первую очередь - ПВО, а также оборудование, позволяющее полноценно использовать перспективные палубные самолеты, оснащенные высокоточным оружием и современной бортовой электроникой.

Перед походом в Сирию корабль, однако, прошел очередной «косметический» ремонт, также касавшийся в первую очередь энергетической установки, но всех накопившихся проблем он не решил.

Между возможностями и потребностями

Длительное время походы «Кузнецова» играли скорее учебно-демонстративную роль. Они позволяли сохранять и накапливать опыт использования авианесущего корабля, взаимодействия с ним и противодействия - что особенно важно, учитывая значение палубной авиации в боевом потенциале ВМС вероятного противника. Слова «вероятный противник» в этот период использовались с пометкой «устар.», однако все изменилось после начала вооруженного конфликта в Сирии, а затем и украинского кризиса. Возобновившееся присутствие ВМФ России в Средиземном море стало одним из главных факторов предотвращения американской интервенции в Сирию, а в феврале-марте 2014 года присутствие в Средиземном море одновременно «Адмирала Кузнецова» и «Петра Великого» стало определенным фактором «fleet in being» на случай возможного вмешательства ВМС США в крымский кризис - при всех проблемах, задачи ПВО, хоть и в ограниченном объеме, «Кузнецов» и его группа выполнять могли, серьезно дополняя и без того высокие боевые возможности «Петра Великого».

Последующие события отнюдь не понизили потребность ВМФ России в работоспособном авианосце - будь «Кузнецов» в полностью боеготовом состоянии с положенной ему по штату авиагруппой на пятьдесят с лишним летательных аппаратов, включая 36-40 многоцелевых истребителей, потребности в базировании российской авиации на территории Сирии были бы куда меньше, а имей Россия возможность обеспечить постоянное присутствие боеготового авианосца в Средиземном море - и вовсе свелись бы к минимуму, необходимому для разведки, действий боевых вертолетов армейской авиации и поисково-спасательных операций, но отсутствие таких возможностей не отменяет необходимости поддерживать в рабочем состоянии то, что уже есть.

Предстоящий поход к сирийским берегам имеет, судя по заявлениям российского военного руководства, весьма существенное испытательное значение - в Средиземное море в ангаре «Кузнецова» отправятся новые палубные истребители МиГ-29К и боевые вертолеты Ка-52К, причем последние попали на авианосец почти случайно - оказавшись выморочным наследством так и не полученных ВМФ России универсальных десантных кораблей «Владивосток» и «Севастополь» французской постройки. Кроме того, обновлены и работающие с Кузнецовым на протяжении всей его службы истребители Су-33, по некоторым сведениям получившие прицельно-навигационный комплекс, обеспечивающий применение боеприпасов «воздух - поверхность», а также противолодочные и поисково-спасательные палубные вертолеты Ка-27. С этой точки зрения поход должен дать необходимые данные для коррекции программ боевой подготовки палубной авиации, которая в ближайшие несколько лет должна будет проходить на береговых полигонах в Крыму и на Кубани, а также и для уточнения планов модернизации бортового оборудования самого корабля. Собственно боевое применение палубной авиации, учитывая наличие в Сирии полноценной развернутой авиагруппы отходит скорее на второй план, становясь частью программы испытаний.

Выкинуть ненужное

Самое интересное для «Кузнецова» и морской авиации ВМФ России все же начнется потом. Содержание работ в рамках предстоящего ремонта и модернизации единственного российского авианосца официально не разглашается, однако можно предположить их основные направления. В первую очередь это уже упомянутая замена основных агрегатов энергетической установки корабля. Вряд ли стоит ожидать радикальных решений типа перевода авианосца на ядерную или газотурбинную энергетику, но и современная котлотурбинная установка российского производства при должном обслуживании демонстрирует необходимый уровень надежности, что доказывает имеющийся опыт эксплуатации эсминцев проекта 956 в составе ВМС НОАК, китайского же авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг», строившийся для ВМФ СССР по аналогичному с «Кузнецовым» проекту) и уже упомянутого индийского авианосца «Викрамадитья». Необходимым требованием в данном случае является обеспечение полного хода корабля (29 узлов по проекту), причем не только на мерной миле, но и в условиях повседневной эксплуатации с регулярными резкими изменениями режимов работы корабельной энергетики.

Во-вторых, как уже говорилось, «Кузнецов» должен получить новое оборудование, обеспечивающее полноценную эксплуатацию современных самолетов, с обменом информацией и выдачей целеуказания в реальном времени, в том числе при взаимодействии с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения А-50, разведчиками Ту-214Р, модернизированными Ил-38, беспилотными аппаратами и спутниками. Замена электроники включает в себя также и обновление радиолокационных комплексов корабля, в том числе ответственных за использование его вооружения.

Наконец, в-третьих, корабль должен получить вооружение, соответствующее современным требованиям к авианосцу. По мнению специалистов в области боевого применения палубной авиации, это предполагает отказ от исходно установленного на «Кузнецове» ракетного комплекса «Гранит» - применение крылатых ракет серьезно затрудняет использование самолетов, являющихся главным оружием корабля, и делает его небезопасным - учитывая, что тяжелые ракеты при старте сильно засоряют палубу, и этот мусор, всосанный через воздухозаборники, легко может оказаться в турбинах истребителей, работающих на взлетном режиме.

Вместе с тем авианосец должен получить современные системы ПВО, что, судя по сегодняшнему ассортименту морских зенитных систем, предполагает установку ракетно-артиллерийских комплексов типа «Панцирь-М», а также либо модернизацию ЗРК «Кинжал» с использованием новейших ракет типа 9М338 с уменьшенными массой и габаритами при выросших характеристиках, либо установку вместо «Кинжала» перспективного ЗРК «Редут».

Опыт подобных масштабных работ по крупным кораблям в России уже имеется - в частности, завод «Севмаш» не так давно сдал Индии «Викрамадитью», а сейчас занимается ремонтом и модернизацией тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» для ВМФ России, по итогам которого корабль будет очень серьезно отличаться от исходного проекта.

Палубная перспектива

При всех злоключениях палубной авиации в России, флоту которой в XX столетии так и не удалось обзавестись полноценной авианосной составляющей, сегодня ее необходимость для морской авиации и ВМФ в целом под сомнение не ставится - как минимум самим флотом. С этой точки зрения, учитывая существующие проблемы с постройкой нового авианосца - сжимающийся бюджет не дает больших надежд на реализацию этих планов в ближайшие годы, - ремонт и модернизация «Кузнецова» остаются единственным шансом для палубной авиации пережить трудные времена. Ближайшее будущее палубной авиации так или иначе связано с повышением характеристик имеющихся истребителей Су-33 в ходе их ремонта, а также освоением новейших МиГ-29К - в отличие от советского прототипа с тем же индексом являющихся полноценными многоцелевыми машинами, способными применять высокоточное оружие. Судьба Ка-52К несколько яснее, учитывая, что планы строительства в ближайшие годы российских универсальных десантных кораблей вместо неполученных из Франции «Мистралей» более реальны, чем надежды на новый авианосец.

Наконец, ремонт «Кузнецова» является единственным шансом на продолжение проекта палубного истребителя ПАК-КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), создающегося, по имеющейся информации, на основе истребителя пятого поколения Т-50 КБ Сухого. Это, в конечном счете, и вопрос конкурентоспособности России на рынке вооружения - если для первых двух авианосцев нового поколения - «Викрамадитьи» и «Викранта» Индия выбрала МиГ-29К, то вряд ли этот самолет устроит индийских адмиралов при выборе группы для перспективного третьего корабля, который должен быть построен в следующем десятилетии. Своими руками отдать «вероятному партнеру» рынок палубной авиации, на котором Россия пока что весьма успешно конкурирует с США, было бы как минимум обидно.

Первыми сирийский регион покинут авианосец «Адмирал Кузнецов» и Крейсер «Петр Великий». В ходе исполнения решения о сокращении контингента российских войск в зоне конфликта. Об этом заявил начальник Генерального штаба ВС России генерал армии Валерий Герасимов.

«В соответствии с решением верховного главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина Минобороны России приступает к сокращению группировки Вооруженных сил в Сирии», - заявил он.

Как полагает военный эксперт Борис Подопригор а, участие российского авианосца в боевых действиях в Сирии, помимо боевых задач, имело еще и демонстрационные цели. «Я могу лишь предположить о роли «Адмирала Кузнецова» в миссии российских войск в Сирии, поскольку не отношусь к числу людей, которые принимают решения. Но, на мой взгляд, оно было продиктовано желанием показать возможности наших военных в этом конфликте, что и было сделано. Мы продемонстрировали, что у России есть серьезный флот, что являемся, в полном смысле этого слова, морской державой.

Сейчас острота конфликта в Сирии уже не та, что была несколько месяцев назад, Алеппо взят, боевики, очевидно, надолго утратили инициативу, хотя до полной победы еще далеко. В любом случае, держать авианосец у сирийских берегов без конкретной цели, просто так, ради демонстрации флагов, это просто было бы нелепо. Мы не настолько богаты, использование авианосца должно быть стратегически оправдано, это удовольствие не из дешевых», — прокомментировал он ФБА «Экономика сегодня».

Миссию «Адмирала Кузнецова» в Сирии можно считать успешной. В этом уверен Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова. Как отмечает эксперт, системы ПВО судов российской авианосной группы осуществляли полное прикрытие не только самих кораблей, но и всей нашей группировки в Сирии.

«Адмирал Кузнецов» обеспечивал прикрытие всей российской группировки в Сирии

Известно, что в ходе кампании было потеряно два самолета авианосной группы «Адмирала Кузнецова». Один самолет был потерян во время тренировочных полетов, а второй - в процессе посадки на авианосец. Впрочем, как утверждает Андрей Кошкин, эти потери вполне в рамках «рабочего процесса».

«Это нельзя назвать нормальным явлением, хотя те же авианосцы США теряют самолеты постоянно, но надо понимать, что при эксплуатации такой сложной военной техники, как боевой самолет корабельного базирования, существует очень много различных технических сложностей», — заключает он.

Напомним, что в ходе операции в Сирии успешно опробовано более 160 образцов новейшего и перспективного оружия российского производства. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу в предновогодней речи 27 декабря на селекторном совещании в Минобороны.

Повышение интереса зарубежных партнеров к российскому оружию после демонстрации его возможностей в Сирии отметил президент России Владимир Путин . Использование техники в Сирии открывает совершенно новые возможности в сфере военно-технического сотрудничества. Этим, по мнению президента, необходимо пользоваться по максимуму.

Позади первая неделя боевых действий российской палубной авиации в сирийских провинциях Идлиб и Хомс. Увы, промежуточные итоги участия в операции авианосца «Адмирал Кузнецов» пока не совсем те, которых наверняка ожидало командование, отправляя огромный корабль с внушительным эскортом в Средиземное море. Почему?

По состоянию на полдень вторника, 22 ноября, тяжелые истребители Су-33, взлетавшие с российского авианосца, дважды наносили удары по объектам исламских радикалов - 15 и 18 ноября. В последнем случае — совместно с модернизированными стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС, взлетевшими с авиабазы в Поволжье и обогнувшими по пути к Сирии всю Европу. Судя по сообщениям Министерства обороны, все выбранные цели поражены.

Это первый в истории отечественного флота опыт боевого применения палубных истребителей Су-33. К тому же — первый опыт ударов этими самолетами по наземным целям. Что особенно ценно потому, что Су-33 изначально создавались в варианте только и исключительно перехватчиков ПВО для воздушного прикрытия наших корабельных соединений вдали от своих берегов.

Никто прежде не собирался системно уничтожать ими объекты на суше. Это стало возможным только в последние годы, после дооборудования части таких боевых машин специальной вычислительной подсистемой навигации СВП-24−33 «Гефест», которая позволяет применять неуправляемые 500-килограммовые и 250-килограмовые свободнопадающие бомбы с точностью, характерной для управляемых боеприпасов. Как утверждают разработчики, «Гефест» в 3−4 раз повышает эффективность использования авиационного вооружения по наземным целям.

Словом, можно было бы только аплодировать происходящему сегодня на «Адмирале Кузнецове» если бы не одно обстоятельство. Изначально главная роль в поражении объектов исламских радикалов в Сирии с борта авианосца отводилась вовсе не Су-33. Эти машины должны были служить лишь дополнительным козырем при выполнении подобных боевых задач. Основной ударной силой нашего авианосца при работе «по земле» в Сирии, как предполагалось, будут МиГ-29КР (корабельный, российский) и МиГ-29КУБР (корабельный, российский, учебно-боевой). Фактически — палубные истребители-бомбардировщики с самого начала своей биографии.

Да, бомбовая нагрузка и у Су-33 достаточно внушительна — позволяет за считанные секунды обрушить на противника 28 свободнопадающих авиабомб ФАБ/РБК-250 или 8 аналогичных ФАБ/РБК-500. Но у значительно более легких МиГов этот показатель все равно больше — до 11 фугасных 500-килограмовых бомб.

Однако основное преимущество МиГ-29КР/КУБР перед палубными «сухими» в выполнении такого рода задач даже не в количестве и могуществе средств поражения наземных целей. Главное — наличие на их борту многофункциональной РЛС Н010 «Жук-М», позволяющей на фоне земной поверхности обнаруживать объекты удара на дистанции до 110 километров и одновременно вести картографирование местности. Ничего подобного Су-33 не под силу. Каждый такой самолет располагает единственной бортовой радиолокационной станцией «Меч», работающей, как и положено для истребителя-перехватчика, лишь в режиме «воздух-воздух». Малоконтрастные цели на земле различать «Меч» не в состоянии.

Появление на части находящихся на «Адмирале Кузнецове» Су-33 прицельных систем СВП-24−33 «Гефест» отчасти, видимо, снивелировало этот их недостаток, но не свело его к нулю. И, тем не менее, в войне на Ближнем Востоке пока вынуждены принимать участие только эти машины.

Причина понятна каждому, кто внимательно следит за нынешними событиями в Восточном Средиземноморье. 13 ноября при заходе на посадку на палубу «Адмирала Кузнецова» потерпел аварию и затонул один из МиГ-29КР. Его пилот катапультировался и был подобран из воды спасательным вертолетом в четырех километрах от корабля.

Как почти сразу же было объявлено Министерством обороны России, по предварительным данным к аварии привели технические проблемы на борту самолета. Ошибка пилота практически исключается. По некоторым данным, это опытнейший летчик, полковник, начальник службы безопасности полетов авиации Северного флота. Всего на его счету около 200 посадок на палубу «Адмирала Кузнецова», что, безусловно, является прекрасным показателем.

Но как бы там ни было, по давно заведенному в авиации правилу, все полеты самолетов этого типа были в тот же день запрещены до выяснения причин ЧП. Вся тяжесть боевой работы по боевикам тут же легла исключительно на Су-33.

И вот теперь важнейший вопрос: а удастся ли быстро выяснить, что случилось с разбившимся МиГом? Со слов катапультировавшегося пилота, внезапно остановились оба двигателя его истребителя. Специалисты считаются, что прекратилась подача топлива. Но почему? Не ответив на этот вопрос, едва ли возможно давать разрешения на вылет оставшимся в строю МиГам.

Далее. Полноценное расследование, надо думать, невозможно, если со дня Средиземного моря не поднять «черные ящики» затонувшего истребителя. Тогда ключевой вопрос: каковы глубины в этом месте? И в состоянии ли работать на них экипаж килекторного судна КИЛ-158 Черноморского флота, находящегося в этом районе?

Словом, не исключено, что запрет на полеты МиГ-29КР/КУБР с авианосца может оказаться достаточно длительным. Если вообще такое разрешение в ближайшие месяцы командование рискнет дать. Но «Адмиралу Кузнецову» воевать в Сирии максимум до середины января. В феврале он уже без оружия, боезапаса, самолетов и вертолетов должен быть у заводского причала в Северодвинске, где намечена глубокая модернизация корабля.

Выходит, на разбирательства с аварией и устранение, если понадобится, обнаруженных технических недоработок на оставшихся в строю МиГах максимум месяц. Иначе эти самолеты просто не успеют принять участие в войне. В этом случае эффективность нынешней боевой службы «Адмирала Кузнецова» будет сильно девальвирована.

Дело вот в чем. Понятно же, что главной задачей этого корабля и его авиакрыла сегодня является даже не уничтожение дополнительной сотни-другой террористов, их складов и кустарных мастерских. Все это могут отлично проделать (и регулярно делают!) летчики, базирующиеся на авиабазе Хмеймим. Если их нынешних возможностей вдруг окажется недостаточно — боевой потенциал авиабазы можно почти мгновенно нарастить, в течение суток перебросив в Сирию из России дополнительные фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34. Потенциал любого из них при нанесении ракетно-бомбовых ударов просто несравним ни с Су-33, ни с Миг-29КР/КУБР (Су-34 способен нести к целям до 8 тонн бомб, Су-24М — 7,5 тонн).

Поэтому для полного подавления бандитов вовсе необязательно было гнать авианосец за три моря. С наращиванием сил на авиабазе Хмеймим вышло бы и проще, и значительно дешевле.

Стало быть, «Адмирала Кузнецова» снарядили к берегам Сирии совсем не оттого, что без него никак не справиться с засевшими в этой стране террористами. Накопление опыта использования российской палубной авиации в условиях реальной войны — вот, полагаю, истинная причина появления нашего самого крупного боевого корабля в восточном Средиземноморье. Такой опыт жизненно необходим для проектирования и строительства перспективного российского авианосца, о котором уже много лет говорят на всех этажах военного управления и российской «оборонки».

Кстати, именно желанием успеть на эту войну, видимо, и продиктована невиданная спешка, в которой готовился поход ударного корабельного ядра Северного флота. Вспомним: с января по 15 июня 2016 года крейсер находился на ремонте в 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где проходил восстановление технической готовности. Потом до августа стоял в доке 82-го судоремонтного завода в Рослякове. И лишь с сентября летчики 279-го (на Су-33) и 100-го (на МиГ-29КР/КУБР) отдельных корабельных истребительных авиаполков начали отрабатывать на нем взлеты и посадки.

В обычных условиях на это следовало бы отвести хотя бы два-три месяца. Хотя бы! Ведь в советские времена на полное освоение курса боевой подготовки, уникального для каждого типа самолетов, строевому летчику отводили до трех лет. За это время ему предстояло выполнить в воздухе сотни упражнений, чтобы получить допуск к ведению боевых действий. Ни у одного из пилотов 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, сформированного менее года назад, в декабре 2015-го, возможностей достичь такого уровня подготовки просто не было.

Но битва за Сирию сильно торопила. И уже 15 октября самое крупное в истории авианосное соединение Северного флота вышло в океан.

Кстати, закономерен вопрос: как же тогда уже упомянутому начальнику службы безопасности полетов авиации Северного флота, пилотировавшему упавший в Средиземное море истребитель, удалось совершить под две сотни взлетов и посадок с палубы «Адмирала Кузнецова»? Все просто: с 2013 года первые три МиГ-29КР находились в опытной эксплуатации в 279-м отдельном корабельном истребительном авиаполку. На аэродроме под Североморском они стояли рядом с «сушками». И ограниченное число пилотов сумели на хорошем уровне освоить и эти машины. Но таких летчиков, как тот полковник, на нашем флоте можно по пальцам пересчитать.

Министерству обороны РФ пришлось закрыть глаза даже на то, что палубные истребители МиГ-29КР/КУБР еще не завершили комплекс государственных испытаний и официально не приняты на вооружение. Этот процесс по плану растянется до 2018 года. Во всяком случае, 6 сентября 2016 года, перед самым выходом «Адмирала Кузнецова» в Средиземное море, командующий авиацией ВМФ генерал майор Кожин заявил: «Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания — это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним».

Вынужденно закрыли глаза и на то, что в процессе испытаний катастрофу потерпели уже две такие машины. В июне 2011 года первый опытный экземпляр МиГ-29КУБ разбился в Астраханской области. Оба пилота, находившихся в кабине, погибли. А 4 июня 2014 года другой Миг-29КУБ рухнул на землю в Московской области. Один пилот скончался от ран в госпитале.

Всем этим, повторяю, пришлось пренебречь во имя того, чтобы накопить бесценный опыт боевого применения российской палубной авиации на реальной войне. И вот теперь, если МиГи так не начнут в ближайшее время летать с «Адмирала Кузнецова», этот опыт грозит оказаться сильно усеченным в качестве и объеме. Жаль.

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» встал под погрузку к причалу 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Корабль, только вышедший из ремонта, готовится к походу в Средиземное море, после которого вновь должен отправиться на ремонт. «Лента.ру» пытается разобраться в планах флота и возможной судьбе корабля.

Корабль вечного ремонта

«Адмирал Кузнецов», официально поднявший советский военно-морской флаг 20 января 1991 года, вошел в состав флота в не самое лучшее время - последовавший развал ВМФ и его системы базирования и обслуживания привели к тому, что корабль так и не получил всего запланированного оборудования, включая, в первую очередь, авиагруппу, а также и полагающуюся береговую инфраструктуру. В последующие три года флот лишился всех его предшественников - первые три советских авианесущих крейсера - «Киев», «Минск» и «Новороссийск» были выведены из состава ВМФ, а четвертый - «Баку», переименованный в «Адмирала Горшкова» после пожара оказался в ремонте, из которого вышел уже почти двадцать лет спустя под индийским флагом, в новом облике и с именем «Викрамадитья».

Оставшийся единственным «Кузнецов» однако вскоре обрел статус едва ли не самого проблемного корабля флота - силовая установка корабля в условиях не самого лучшего обслуживания быстро перестала отвечать предъявляемым требованиям, а многочисленный экипаж очень редко выходящего в море корабля стал источником множества реальных и не очень историй о дисциплинарных проступках разного рода.

Проблемы корабля были продемонстрированы в ходе первой боевой службы зимой 1995 - весной 1996 года. Из-за неудовлетворительного состояния главной энергетической установки авианосец несколько раз терял ход и не мог развивать полную скорость. Многочисленные ремонты - в 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008 годах - не могли исправить ситуацию в основном в силу недостаточного финансирования, которого не хватало на проведение всех необходимых работ. Начиная с 2010 года военные всерьез заговорили о необходимости модернизации «Кузнецова», которая включала бы средний ремонт корабля с заменой ряда систем. Первоначально такой ремонт планировалось начать в 2012 году и завершить в 2017-м, но сделать это вовремя помешал как дефицит мощностей, так и одновременно резко выросшая потребность флота в «живом» авианосце, терять который на пять лет не хотелось. Теперь на ремонт не хватало уже времени, а кроме того, начал сказываться распад советской промышленной кооперации.

Главной проблемой «Кузнецова» остается его энергетическая установка, в основном поддерживаемая в рабочем состоянии за счет «каннибализации» - необходимые комплектующие снимались с использующих аналогичные котлы и турбозубчатые агрегаты эсминцев проекта 956, что стало одной из существенных причин быстрого сокращения количества кораблей этого типа в составе ВМФ. Недооценивать проблему невозможно - авианосцы весьма требовательны к возможностям своих ходовых систем и скорости хода, которая должна облегчать подъем самолетов с полным взлетным весом, обеспечивая дополнительные 50-60 километров в час к собственной взлетной скорости летательного аппарата. Неспособность авианосца дать полный ход приводит к тому, что самолеты имеют серьезные ограничения по взлетному весу, не позволяющие брать полный запас топлива и/или боевую нагрузку.

Эта проблема предопределила и главное требование к модернизации корабля, в ходе которой предполагается заменить основные агрегаты на новые, более надежные, а кроме того, отладить систему их обслуживания и ремонта, которая должна сохранить ходовые качества авианосца на весь отведенный ему срок службы.

Су-33 Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости

После многочисленных сдвигов сроков вправо и трудного поиска исполнителя, временные рамки наконец были определены: «Кузнецов» встанет на модернизацию в 2017 году, после возвращения с очередной боевой службы в Средиземном море. Помимо ремонта энергетической установки, авианосец должен получить новое вооружение, в первую очередь - ПВО, а также оборудование, позволяющее полноценно использовать перспективные палубные самолеты, оснащенные высокоточным оружием и современной бортовой электроникой.

Перед походом в Сирию корабль, однако, прошел очередной «косметический» ремонт, также касавшийся в первую очередь энергетической установки, но всех накопившихся проблем он не решил.

Между возможностями и потребностями

Длительное время походы «Кузнецова» играли скорее учебно-демонстративную роль. Они позволяли сохранять и накапливать опыт использования авианесущего корабля, взаимодействия с ним и противодействия - что особенно важно, учитывая значение палубной авиации в боевом потенциале ВМС вероятного противника. Слова «вероятный противник» в этот период использовались с пометкой «устар.», однако все изменилось после начала вооруженного конфликта в Сирии, а затем и украинского кризиса. Возобновившееся присутствие ВМФ России в Средиземном море стало одним из главных факторов предотвращения американской интервенции в Сирию, а в феврале-марте 2014 года присутствие в Средиземном море одновременно «Адмирала Кузнецова» и «Петра Великого» стало определенным фактором «fleet in being» на случай возможного вмешательства ВМС США в крымский кризис - при всех проблемах, задачи ПВО, хоть и в ограниченном объеме, «Кузнецов» и его группа выполнять могли, серьезно дополняя и без того высокие боевые возможности «Петра Великого».

Последующие события отнюдь не понизили потребность ВМФ России в работоспособном авианосце - будь «Кузнецов» в полностью боеготовом состоянии с положенной ему по штату авиагруппой на пятьдесят с лишним летательных аппаратов, включая 36-40 многоцелевых истребителей, потребности в базировании российской авиации на территории Сирии были бы куда меньше, а имей Россия возможность обеспечить постоянное присутствие боеготового авианосца в Средиземном море - и вовсе свелись бы к минимуму, необходимому для разведки, действий боевых вертолетов армейской авиации и поисково-спасательных операций, но отсутствие таких возможностей не отменяет необходимости поддерживать в рабочем состоянии то, что уже есть.


Ка-52К Фото: Виталий Кузьмин

Предстоящий поход к сирийским берегам имеет, судя по заявлениям российского военного руководства, весьма существенное испытательное значение - в Средиземное море в ангаре «Кузнецова» отправятся новые палубные истребители МиГ-29К и боевые вертолеты Ка-52К, причем последние попали на авианосец почти случайно - оказавшись выморочным наследством так и не полученных ВМФ России универсальных десантных кораблей «Владивосток» и «Севастополь» французской постройки. Кроме того, обновлены и работающие с Кузнецовым на протяжении всей его службы истребители Су-33, по некоторым сведениям получившие прицельно-навигационный комплекс, обеспечивающий применение боеприпасов «воздух - поверхность», а также противолодочные и поисково-спасательные палубные вертолеты Ка-27. С этой точки зрения поход должен дать необходимые данные для коррекции программ боевой подготовки палубной авиации, которая в ближайшие несколько лет должна будет проходить на береговых полигонах в Крыму и на Кубани, а также и для уточнения планов модернизации бортового оборудования самого корабля. Собственно боевое применение палубной авиации, учитывая наличие в Сирии полноценной развернутой авиагруппы отходит скорее на второй план, становясь частью программы испытаний.

Выкинуть ненужное

Самое интересное для «Кузнецова» и морской авиации ВМФ России все же начнется потом. Содержание работ в рамках предстоящего ремонта и модернизации единственного российского авианосца официально не разглашается, однако можно предположить их основные направления. В первую очередь это уже упомянутая замена основных агрегатов энергетической установки корабля. Вряд ли стоит ожидать радикальных решений типа перевода авианосца на ядерную или газотурбинную энергетику, но и современная котлотурбинная установка российского производства при должном обслуживании демонстрирует необходимый уровень надежности, что доказывает имеющийся опыт эксплуатации эсминцев проекта 956 в составе ВМС НОАК, китайского же авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг», строившийся для ВМФ СССР по аналогичному с «Кузнецовым» проекту) и уже упомянутого индийского авианосца «Викрамадитья». Необходимым требованием в данном случае является обеспечение полного хода корабля (29 узлов по проекту), причем не только на мерной миле, но и в условиях повседневной эксплуатации с регулярными резкими изменениями режимов работы корабельной энергетики.

Во-вторых, как уже говорилось, «Кузнецов» должен получить новое оборудование, обеспечивающее полноценную эксплуатацию современных самолетов, с обменом информацией и выдачей целеуказания в реальном времени, в том числе при взаимодействии с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения А-50, разведчиками Ту-214Р, модернизированными Ил-38, беспилотными аппаратами и спутниками. Замена электроники включает в себя также и обновление радиолокационных комплексов корабля, в том числе ответственных за использование его вооружения.

Наконец, в-третьих, корабль должен получить вооружение, соответствующее современным требованиям к авианосцу. По мнению специалистов в области боевого применения палубной авиации, это предполагает отказ от исходно установленного на «Кузнецове» ракетного комплекса «Гранит» - применение крылатых ракет серьезно затрудняет использование самолетов, являющихся главным оружием корабля, и делает его небезопасным - учитывая, что тяжелые ракеты при старте сильно засоряют палубу, и этот мусор, всосанный через воздухозаборники, легко может оказаться в турбинах истребителей, работающих на взлетном режиме.

Вместе с тем авианосец должен получить современные системы ПВО, что, судя по сегодняшнему ассортименту морских зенитных систем, предполагает установку ракетно-артиллерийских комплексов типа «Панцирь-М», а также либо модернизацию ЗРК «Кинжал» с использованием новейших ракет типа 9М338 с уменьшенными массой и габаритами при выросших характеристиках, либо установку вместо «Кинжала» перспективного ЗРК «Редут».

Опыт подобных масштабных работ по крупным кораблям в России уже имеется - в частности, завод «Севмаш» не так давно сдал Индии «Викрамадитью», а сейчас занимается ремонтом и модернизацией тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» для ВМФ России, по итогам которого корабль будет очень серьезно отличаться от исходного проекта.

Палубная перспектива

При всех злоключениях палубной авиации в России, флоту которой в XX столетии так и не удалось обзавестись полноценной авианосной составляющей, сегодня ее необходимость для морской авиации и ВМФ в целом под сомнение не ставится - как минимум самим флотом. С этой точки зрения, учитывая существующие проблемы с постройкой нового авианосца - сжимающийся бюджет не дает больших надежд на реализацию этих планов в ближайшие годы, - ремонт и модернизация «Кузнецова» остаются единственным шансом для палубной авиации пережить трудные времена. Ближайшее будущее палубной авиации так или иначе связано с повышением характеристик имеющихся истребителей Су-33 в ходе их ремонта, а также освоением новейших МиГ-29К - в отличие от советского прототипа с тем же индексом являющихся полноценными многоцелевыми машинами, способными применять высокоточное оружие. Судьба Ка-52К несколько яснее, учитывая, что планы строительства в ближайшие годы российских универсальных десантных кораблей вместо неполученных из Франции «Мистралей» более реальны, чем надежды на новый авианосец.


МиГ-29К Фото: Эдуард Чаленко

Наконец, ремонт «Кузнецова» является единственным шансом на продолжение проекта палубного истребителя ПАК-КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), создающегося, по имеющейся информации, на основе истребителя пятого поколения Т-50 КБ Сухого. Это, в конечном счете, и вопрос конкурентоспособности России на рынке вооружения - если для первых двух авианосцев нового поколения - «Викрамадитьи» и «Викранта» Индия выбрала МиГ-29К, то вряд ли этот самолет устроит индийских адмиралов при выборе группы для перспективного третьего корабля, который должен быть построен в следующем десятилетии. Своими руками отдать «вероятному партнеру» рынок палубной авиации, на котором Россия пока что весьма успешно конкурирует с США, было бы как минимум обидно.

МОСКВА, 9 фев — РИА Новости. Боевое применение тяжелого авианосного крейсера (ТАВКР) "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" у берегов Сирии требует глубокого компетентного анализа для совершенствования подготовки экипажей кораблей и палубных летчиков к боевой службе, а также организации системной боевой подготовки Военно-морского флота (ВМФ) России в целом.

Такое мнение высказал РИА Новости бывший командующий Балтийским флотом (2001-2006) адмирал Владимир Валуев.

Министерство обороны РФ сообщило, что главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев в четверг прибудет на борт авианосца "Адмирал Кузнецов", чтобы поздравить моряков с успешным завершением боевого похода в Сирию и вручить награды отличившимся военнослужащим корабельной авианосной группы. В торжественной церемонии примут участие командующий Северным флотом (СФ) вице-адмирал Николай Евменов, представители администрации Мурманской области и города Североморска.

Российский авианосец вернулся с боевой службы в составе группы кораблей СФ и в среду встал в Кольском заливе на рейде Североморска. Ранее на рейдовые бочки встал тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) "Петр Великий". Авиакрыло "Адмирала Кузнецова" прибыло на аэродром базирования 3 февраля — самолеты Су-33 и МиГ-29К, вертолеты Ка-52, Ка-29 и Ка-27 перелетели в Североморск с палубы авианосца.

Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости " " >>

"Задачи командующему Северным флотом были поставлены: выделить силы — боевые корабли и вспомогательные суда, которые обеспечили корабельную ударную группу продовольствием и топливом. В конечном итоге задача выполнена. Цена потерь — минимальная. Идет война. Корабли — и "Петр Великий", и "Адмирал Кузнецов" — могли быть атакованы. Ничего этого не было. Мы отделались материальными потерями, избежав людских. Из любого похода необходимо сделать правильные выводы. При этом не искать виновных, а выслушать летчиков, моряков, проанализировать, дать объективную оценку и наладить системную плановую боевую подготовку флотов и ВМФ России в целом", — сказал Валуев.

Он полагает, что по итогам боевого применения российских кораблей и морской авиации в рамках боевых действий против международных террористов в Сирии необходимо провести научно-практическую конференцию с участием ветеранов-военачальников, обладающих опытом организации системной боевой подготовки оперативно-стратегических объединений, всестороннего обеспечения деятельности ВМФ СССР и России.

"Это не только мое мнение. Очень многие опытные адмиралы — бывшие командующие флотами, главнокомандующие ВМФ — анализируют ситуацию и готовы под эгидой действующих военачальников провести конференцию, где высказать пожелания и замечания, которые помогут в дальнейшем избежать ошибок в организации боевой подготовки и боевого применения ВМФ России", — заключил адмирал.

Характеристики "Адмирала Кузнецова" и маршрут следования к берегам Сирии Авианосец "Адмирал Кузнецов" во главе группы кораблей Северного флота выполняет задачи в Средиземном море у берегов Сирии. Характеристики тяжелого авианесущего ракетного крейсера и маршрут продвижения группировки МВС России к берегам Сирии - в инфографике сайт.

15 октября 2016 года корабельная ударная группа (КУГ) СФ во главе с ТАРКР "Петр Великий" в составе ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", больших противолодочных кораблей "Североморск", "Вице-адмирал Кулаков" и судов обеспечения вышла в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. С 8 ноября КУГ СФ выполняла задачи по борьбе с терроризмом в Сирийской Арабской Республике (САР).

На борту российского авианосца находилось более 40 самолетов и вертолетов. Впервые в истории России 15 ноября было осуществлено боевое применение палубных самолетов Су-33. За два месяца боевой службы летчики морской авиации авиакрыла "Адмирала Кузнецова" выполнили 420 боевых вылетов, в ходе которых было поражено более 1,2 тысячи объектов международных террористов на территории САР. С кораблей КУГ СФ по назначенным целям в Сирии были нанесены удары крылатыми ракетами.

В результате авиационных инцидентов в Средиземном море были потеряны два палубных истребителя: в ноябре 2016 года в воду упал вылетевший с авианосца МиГ-29К, а в декабре после неудачной посадки на его палубу утонул Су-33. Летчики не пострадали; ТАВКР поврежден не был.

Начальник Генерального штаба ВС РФ — первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Валерий Герасимов 6 января сообщил о выполнении поставленных задач и возвращении КУГ во главе с "Петром Великим" и "Адмиралом Кузнецовым" в пункт постоянного базирования.

За время дальнего похода российские боевые корабли и суда обеспечения прошли около 18 тысяч морских миль.

Вооруженное противоборство продолжается в Сирии с марта 2011 года. Россия с 30 сентября 2015 года по просьбе президента САР Башара Асада об оказании военной помощи начала наносить авиационные удары по объектам запрещенных в РФ и ряде государств мира международных террористических группировок "Исламское государство" (ИГ, ДАИШ) и "Джебхат ан-Нусра" (в 2016 году переименована в "Джебхат Фатах аш-Шам") в Сирии.