C теория социального научения а бандура. Теория А. Эксперименты А. Бандуры

Последнее обновление: 29/03/2015

В данной статье рассматривается теория социального обучения выдающегося психолога . Его методы имели применение не только в психологии, но и в сфере образования.

Обзор теории социального обучения Бандуры

«Обучение было бы чрезвычайно трудным и даже опасным, если бы люди полагались только на результаты собственных действий, чтобы понять, что им следует делать. К счастью, поведение людей в основном построено на наблюдении и повторении. В дальнейшем полученная информация используется в качестве ориентира для новых действий».

Альберт Бандура (Теория социального обучения, 1977)

Что такое т еория социального обучения ?

Теория социального обучения, предложенная Альбертом Бандурой, стала, возможно, самой влиятельной теорией обучения и развития. Он считал, что прямое подкрепление подходит не для всех типов обучения, в то время как эта теория была основной во многих базовых концептах традиционной теории обучения.

В его теорию был добавлен социальный элемент, доказывающий, что люди могут усваивать новую информацию и модели поведения, наблюдая за другими людьми. Известный как познавательное учение (или моделирование), этот тип обучения может быть использован для объяснения разных видов поведения.

Основные идеи социального обучения

Существуют 3 основных положения в теории социального учения. Первое-это идея о том, что люди могут учиться с помощью наблюдения. Следующее заключается в том, что внутреннее психическое состояние -это необходимая часть процесса познания. И наконец, теория признает, что даже если что-то было выучено, это не значит, что полученное знание вызовет перемену в поведении человека.

Рассмотрим эти идеи немного глубже.

1. Люди могут учиться при помощи наблюдения

В своем знаменитом эксперименте с Бандура показал, что дети учатся и повторяют поведение, которое они видели у других людей. В эксперименте Бандуры дети наблюдали за взрослым, жестоко обращавшимся с куклой Бобо. Когда детям через некоторое время было разрешено играть с куклой, они начали подражать агрессивным действиям, которые они видели.

Бандура выделил 3 основные типовые модели обучения на основе наблюдения:

1. Живая модель, которая включает индивидуума, демонстрирующего определенное поведение.

2. Вербальная инструкционная модель, которая включает описание и объяснение модели поведения.

3. Символическая модель, которая включает реального или выдуманного персонажа, чье поведение отражено в книгах, фильмах, ТВ программах, интернете.

2. Психическое состояние важно для обучения

Внутреннее подкрепление

Бандура заметил, что внешнее подкрепление -не единственный фактор, влияющий на учение и поведение. Он описал внутреннее подкрепление как форму самопоощрения. Похожие формы такого поощрения включают чувства гордости, удовлетворения, чувство выполненного долга. Это влияние на внутренние мысли и знания помогает объединить теории обучения с теориями когнитивного развития. В то время как многие учебники ставили теорию социального учения в один ряд с поведенческими теориями, Бандура описывал свой вклад как «социально-когнитивную теорию».

3. Учение необязательно приводит к изменению поведения

В то время как бихевиористы верили, что обучение приводит к постоянному изменению в поведении, учение на основе наблюдения показывает, что люди могут узнавать новую информацию без демонстрации новых типов поведения.

Процесс моделирования

Не все наблюдаемые типы поведения эффективно могут изучаться. Факторы, включающие модель и учащегося, могут сыграть важную роль, если социальное обучение является успешным. Необходимо также следовать некоторым рекомендациям и пунктам. Следующие пункты включены в учение на основе наблюдения и процесса моделирования:

Внимание :

Чтобы учить, нужно быть внимательным. Все, что отвлекает ваше внимание, будет иметь негативный эффект на обучение на основе наблюдения. Если модель интересна или существует новый аспект в знакомой ситуации, более вероятно, что вы будете полностью сосредоточены на обучении.

Сохранение:

Возможность хранить информацию – также важная часть процесса обучения. На возможность сохранения могут влиять различные факторы, но возможность извлекать информацию в дальнейшем и использовать ее является необходимой в обучении на основе наблюдения.

Воспроизведение:

Когда вы уделили внимание модели и запомнили информацию, наступает время использовать поведение, которое вы наблюдали. Дальнейшая практика изученного поведения приводит к усовершенствованию навыков.

Мотивация:

В заключение, чтобы учение на основе наблюдения было успешным, необходима мотивация для подражания поведению, которое вы наблюдали. Подкрепление и наказание играют важную роль в мотивации. Как и использование мотиваций, так и наблюдение чужого опыта с подкреплением или наказанием является высокоэффективным средством обучения. Например, если вы видите, как другого ученика поощряют за пунктуальность, вы можете начать приходить на занятия без опоздания.

Итог

Теория социального учения Бандуры оказала влияние не только на разных выдающихся психологов, но и имела причастность к сфере образования. На сегодняшний день и учителя, и родители признают важность формирования подходящего поведения. Другие школьные методы, как поощрение детей и приучение их к самоэффективности, также имеют широкое применение в теориях социального обучения.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» - это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория, систематически излагающая его взгляды на поведение человека. Дальнейшая работа в данном направлении привела его к более общим умозаключениям, постулированным в социально-когнитивной теории, которая существенно отличается от классического обусловливания по Павлову и от оперантного научения Скиннера.

Господствовавшие ранее в психологии точки зрения сводили объяснение поведения либо к личностным факторам, либо к ситуационным, исключая из поля зрения когнитивные структуры и процессы. Но человек не является абсолютно свободным от собственной природы. Наиболее важным оставался вопрос о том, является ли связь между ситуационным побуждением и последующим поведением примой (так, например, в теории научения Скиннера, которого часто критикуют за механистичность), или опосредована разного рода когнитивными процессами: оценкой актуальной ситуации, антиципацией событий и оценкой их последствий. Конечно, сложно наблюдать когнитивное переменные, можно лишь косвенно заключить об их существовании по отдельным признакам.

Бандура создал обоснованную теорию, в противовес-точке зрения, в которой индивидуум рассматривался как пассивный ответчик на внешние стимулы или жертва неосознанных побуждений. Автор показывает, что поведение объясняется в терминах непрерывной реципрокной интерактивности, в которой личностные, ситуационные и поведенческие факторы взаимодействуют между собой как взаимозависимые детерминанты. В рамках этого подхода наиважнейшую роль играют символические, косвенные и саморегуляционные процессы.

С самого начала своей научной деятельности Альберт Бандура уделял особое внимание огромной роли символического моделирования в формировании и распространении новых форм поведения и социальных отношений. С развитием коммуникационных технологий, символическое окружение играет все возрастающую роль в распространении идей, ценностей и стилей поведения.

С позиций социального научения моделирование влияет на научение главным образом через информативную функцию\Если бы люди руководствовались в повседневной жизни только методом проб и ошибок, то научение было бы очень трудоемким, не говоря уж рискованным процессом. Но, в большинстве случаев, наблюдая за другими, мы обучаемся на примерах пусть даже приблизительных, и поэтому избегаем многих ошибок. V Наиболее спорным вопросом в научении через наблюдение является вопрос о роли подкрепления. Предполагается, что последствия автоматически подкрепляют поведение, без участия когнитивных структур. Однако в процессе изучения ученые пришли к заключению, что когда научение происходит неосознанно, то оно крайне замедленно во времени и малоэффективно. Чаще всего подкрепление переживается непосредственно или опосредовано. Однако, кроме прямого и косвенного подкрепления, люди свое собственное поведение регулируют посредством самоподкрепления. Самоподкрепление осуществляется в том случае, если люди придерживаются высокого уровня исполнения и вознаграждают или наказывают себя за достижения и неудачи. Люди способны осуществлять некоторый когнитивный контроль над своим собственным поведением, мотивацией и окружающей их средой. В контексте самоподкрепления Альберт Бандура вводит термин саморегуляция и показывает, как человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и самооценочными реакциями.

Самоэффективность занимает центральное место в размышлениях Бандуры. Когда люди осознают собственную эффективность в специфической ситуации, они начинают прилагать больше усилий, дольше могут противостоять препятствиям, выдерживают враждебные обстоятельства и неприятные переживания. Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к хорошему результату и повышает таким образом самоуважение. И, напротив, низкая самоэффективность приводит к неудаче и снижению самоуважения. Человек постоянно пытается контролировать непредсказуемые ситуации и таким образом пытается осуществлять контроль над разнообразными аспектами бытия.

Бандура считает поведение достаточно целенаправленной активностью, а эффективность намерений в регулируемом поведении определяется частично тем, насколько далеко цели устремлены в будущее.

Чубарь Н. Н.

Теория социального научения

Предисловие

В этой книге я предпринял попытку ввести анализ человеческого мышления и поведения в унифицированные теоретические рамки. Ведь то, какие именно аспекты психологического функционирования подвергаются более тщательному изучению, а какие остаются без внимания, во многом зависит от взглядов на человеческую природу. Теоретические концепции аналогичным образом определяют парадигмы, используемые для сбора доказательств каждой рассматриваемой теории. Так, например, теоретики, которые исключают из круга человеческих возможностей способность к самоуправлению, ограничивают исследования только внешними источниками влияния. И хотя подобные исследования предоставляют весьма убедительные доказательства, что поведение действительно подчиняется внешнему контролю - все же, если ограничивать диапазон научных исследований лишь узким кругом психологических процессов, пренебрегая прочими, можно прийти к крайне обедненному представлению о человеческом потенциале.

На протяжении многих лет самые разнообразные бихевиоральные теории и вносили свой вклад в наше понимание того, как поведение усваивается и изменяется под воздействием непосредственного опыта. Однако традиционные способы концептуализации и изучения человеческого поведения были слишком ограниченными и часто затруднялись механическими моделями более ранних периодов развития. В последние годы достигнут значительный прогресс в нашем понимании психологических процессов, что привело к необходимости пересмотра отдельных фундаментальных допущений о том, как человеческое поведение приобретается и регулируется. Эта книжная серия представляет некоторые важнейшие открытия в рамках основных работ по теории социального научения.

В теории социального научения особо подчеркивается роль косвенных, символических и саморегуляционных процессов в психологическом функционировании. Изменения в теоретических перспективах добавили к стандартным методам исследования новые парадигмы. Так, признание факта, что человеческие мысли, эмоции и поведение могут подвергаться значительному воздействию в результате наблюдения или непосредственного опыта, поспособствовало развитию парадигм наблюдения для изучения возможностей социально опосредованного опыта.

Экстраординарная способность человека использовать символы позволяет ему репрезентировать события, анализировать свой сознательный опыт, связываться с другими людьми на любом расстоянии во времени и пространстве, планировать, творить, воображать и исполнять предвосхищаемые действия. Новый акцент на символические функции мышления расширяет сферу применения методик анализа мышления и механизмов, посредством которых мышление регулирует действие.

Третьей отличительной чертой теории социального научения является то, что центральная роль в ней отводится процессам саморегуляции. Люди не являются простыми механизмами, полностью зависящими от внешних влияний. Они сами отбирают, организуют и трансформируют стимулы, со всех сторон обрушивающиеся на них. Через самовырабатываемые побуждения и их последствия люди могут оказывать существенное влияние на свое поведение. То есть, другими словами, среди детерминант действий человека можно обнаружить и влияния, выработанные им самостоятельно. Признание человеческих самоуправляющих способностей подтолкнуло к исследованию парадигм саморегуляции, где индивидуумы сами служат главными агентами происходящих с ними изменений.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Основные принципы социально-когнитивной теории А.Бандуры.

После становления бихевиоризма персонология стала выдвигать предположение, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиям между внутренними явлениями и факторами окружения. Это рассуждения легли в основу социально-когнитивное направление в теории личности. Представителями его являются Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Теория каждого из них значительно отличается от радикального бихевиоризма, но сохраняет строгую научную и экспериментальную методологию, которую характеризует данный подход.

Бандура исходит из того, что психологическое функционирование личности лучше

понимать через непрерывное взаимодействие между тремя группами факторов:

1. Поведенческими;

2. Когнитивными;

3. Средовыми.

С точки зрения Бандуры индивиды обладают когнитивными способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Он рассматривал поведения с точки зрения принципа взаимного детерминизма, который состоит в том, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения. Внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние

детерминанты – поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но и друг на друга. Хотя на поведение влияет окружение, но люди сами могут оказывать какое-то влияние на своё поведение.

Дружелюбный человек на званном ужине может своим поведение создать окружение, в

котором для него будет поощрение и мало наказания. Грубое поведение человека там же может привести к тому, что действия окружающих будут наказанием и очень малым поощрением для него.

Социально-когнитивная теория описывает модель взаимной причинности поведения, в которой познавательные аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты. Бандура полагает, что люди являются и продуктом, и производителем своего окружения.

В отличие от Скиннера, который считал, что поведение регулируется подкреплением, Бандура полагает, что оно в значительной мере регулируется предвиденными последствиями. Одеваемся по-походному в поход, берем зонт в проливной дождь и т.д. Наша способность представлять действительный исход символически (в предвидении, в мыслях) дает возможность перевести будущие события (холод) в сиюминутные побудительные факторы. Они влияют и определяют наше поведение, так же как и потенциальные последствия. А способность предвидеть (предсказать) ситуацию дают человеку психические процессы (когнитивные).

Теория научения через моделирование основные процессы

Основа теоретической концепции Бандуры – моделирование или научение через наблюдение. Основная идея социально-когнитивной теории – новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Человек много в поведение приобретает через наблюдение, мы наблюдаем, как делают другие, а затем повторяем. В повседневном опыте ребенок может наблюдать, как приятель отнимает мяч у одноклассника и в результате научается тому же.

Основная характерная черта теории Бандуры – это научение через наблюдение или

моделирование. Все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями, а также посредством вербальной информации. Чтобы научиться не ехать на красный свет не обязательно быть оштрафованным самому достаточно наблюдать как оштрафовывают другого водителя. Дети через наблюдения могут научаться быть альтруистичными, агрессивными, отзывчивыми и т.д.

Моделируемому поведению можно учиться:

1. именно таким образом, как оно выполняется (езда на машине, велосипеде, доске, лечение зубов);

пожертвования нуждающимся людям, которых никогда раньше не видели.

Моделирование – это извлечение наблюдателем общих черт, казалось бы из разных

реакций и формирование правил поведения, дающих ему возможность идти дальше того, что он уже видел или слышал.

Этапы научения по Бандуре:

1. наблюдение модели поведения;

2. формирование когнитивного образа какой-либо поведенческой реакции;

3. кодировка информации;

4. хранение её в долговременной памяти;

5. использование хранящейся модели поведения в качестве ориентира в последующих

действиях человека.

Итак, дети могут научиться новым реакциям, просто наблюдая за ними. Осуществление новых реакций, наблюдавшихся некоторое время назад, но никогда не практиковавшихся, оказывается возможным благодаря познавательным способностям человека. Стимулы, идущие от модели, трансформируются в образы того, что модель делала, говорила, как выглядела. Эти символические, когнитивные умения также позволяют индивиду трансформировать усвоенное или комбинировать, то, что они наблюдали у разных моделей, в новые модели своего поведения.

Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание (1); сохранение (2); моторно-репродуктивные процессы (3); мотивационные процессы (4).

Что важно для процесса научения через наблюдение? Основопологающие аспекты

научения через наблюдение.

1. Для того, чтобы научение произошло наблюдатель должен уделить внимание

ключевым моментам модели. Каковы факторы, определяющие внимание к модели:

а) важным является фактор последствий модели поведения. Если поведение

вознаграждается, имитация наиболее вероятна, чем при наказании.

б) также – возраст, социальный статус, пол, сердечность, компетентность модели;

в) характеристики самого наблюдателя. Поведение модели больше влияет на

высокозависимых детей. (это собственные способности и мотивы наблюдателя)

2. Наблюдение модели поведения эффективно лишь в том случае, если наблюдатель

запомнит её. Поведение сохраняется в памяти и превращается потом в действие с помощью двух внутренних репрезинтативных систем:

а) образное кодирование.

б) вербальное кодирование наблюдаемых событий.

Человек может повторять про себя, что делает модель. Например: человек может молча «проговорить», что нужно сделать, чтобы улучшить сложные моторные навыки (спуск с горы на лыжах). Вербальные коды в большей степени способствуют научение через наблюдение, т.к. они несут более значительную информацию, накопленную ранее.

3. Моторно-репродуктивные процессы – это перевод символически закодированной в

памяти информации в действие. Для сложных моторных действий научение происходит через воспроизведение модели поведения в действии, через его повторение несколько раз. Так повторение такого поведение в мыслях и построение просто мыслительных образов явно недостаточно, для таких моделей как сложные гимнастические упражнения, игра на музыкальных инструментах и т.д.

4. Мотивационные процессы обусловливают тот аспект, перейдет ли наблюдаемое

поведение в действие или поведение, которое человек будет использовать. Люди не будут

повторять наблюдаемую модель поведения без достаточного стимула. Можно наблюдать, как жена готовит пищу, но сам начнешь её готовить, только когда она уедет.

5.1.3. Подкрепление в научение через наблюдение.

подкрепление не является обязательным компонентом научения, но подкрепление часто способствует научению. Исследуя роль подкрепления в научении через наблюдение, Бандура подчеркивает когнитивную ориентацию подкрепления. Он указывает, что внешнее подкрепление редко выступает в роли того, что автоматически определяет поведение (точка зрения Скиннера).

Подкрепление выполняет две функции:

1. информативную – подкрепление сообщает нам, какие последствия можно ожидать в

результате правильной или неправильной реакции – поведения. Пример: если вы становитесь свидетелем того, как другое лицо оштрафовывают в трамвае, это дает вам столько информации, как если бы наказывали вас.

2. побудительную –дает возможность предвидеть возможные последствия наших действий и соответственно регулировать поведение (побуждать или нет).

Выпускник хочет поступить в университет, узнает, что за посещение подготовительных годовых курсов он получит + 1 балл (подкрепление) – он идет туда слушателем.

Подкрепление может быть двух видов:

1. косвенное – осуществляется, когда наблюдатель видит действие модели с последующим результатом. И осознает, что полученный результат есть результат предшествующих действий модели. Официант наблюдает, как его коллеге дают чаевые за высокопрофессиональное обслуживание клиента, то это может подвигнуть его действовать также. Наблюдаемые косвенные последствия (наказания и поощрения) играют значительную роль в регуляции нашего поведения.

2. самоподкрепление – осуществляется, когда люди сами устанавливают планку достижений и поощряют или наказывают себя за достижение или неудачу. Чтобы подготовится к лекции, никто не должен стоять над моей душой, чтобы получилась хорошая лекция. Я сама регулирую её содержание, пока не получу на мой взгляд удовлетворительный вариант. Идет процесс саморегулирования. Немаловажна здесь категория самооценки.

Мы можем усилить желание человека наблюдать, сохранять или выстраивать

моделируемое поведение через поощрение или наказание. Ребенок может добровольно убраться дома, ожидая одобрения словом или улыбкой.

Отличие теории Бандуры от классического бихевиоризма.

Классики теории научения надеялись эксплицировать феномен личности на данных

экспериментов, проводимых с животными, и даже если использовали людей, условия

эксперимента мало напоминали те, в которых личность функционирует. Бандура сделал попытку ввести в экспериментальную ситуацию условия, аналогичные реальному социальному окружению. Он включил в теории принципы, согласно которым человек обладает когнитивными, символическими возможностями, позволяющему ему регулировать собственное поведение и в определенной степени собственную среду. Самооценка эффективности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций. По мнению Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и таким образом снижает самоуважение. С этой точки зрения, люди, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим личным недостаткам и постоянно изнурять себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности. Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике. Бандура предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации):

1. Способность выстроить поведение. Бандура утверждает, что наиболее важным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Попросту говоря, успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания. Конечно, если человеку с низкой самоэффективностью дать какой-то стимул сделать то, чего он боится, самоэффективность будет усиливаться.

2. Косвенный опыт. Наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что вполне можно справиться. В то же время, если человек наблюдает за тем, как другие столь же компетентные люди неоднократно терпят неудачу, это, по всей вероятности, ухудшит его прогноз собственной способности выполнить подобные действия.

3. Вербальное убеждение. Эффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Конечно, такая уверенность может исчезнуть, если фактические успехи не соответствуют ожидаемым.

4. Эмоциональный подъем. И наконец, так как люди сверяют уровень эффективности с уровнем эмоционального напряжения перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности. люди с большей вероятностью добиваются успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны.

В 1969 году Альберт Бандура (1925) - канадский психолог выдвинул свою теорию личности, названную теорией социального обучения .

А. Бандура критиковал радикальный бихевиоризм, который отрицал детерминанты поведения человека, возникающие из внутренних когнитивных процессов. Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияния окружения - они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Учитывая, что традиционные теории поведения могли быть неверными, это давало скорее неполное, чем неточное объяснение поведению человека.

С точки зрения А. Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения.

Функционирование человека рассматривается как продукт взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения.

Проще говоря, внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но также на различные части системы.

Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение. Например, грубое поведение человека на званом вечере может привести к тому, что действия присутствующих рядом людей будут, скорее, наказанием, а не поощрением для него. Во всяком случае, поведение изменяет окружение. Бандура также утверждал, что благодаря своей необычайной способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать, то есть они способны к познавательным процессам, которые постоянно проявляются через открытые действия.

Каждая из трех переменных в модели взаимного детерминизма способна влиять на другую переменную. В зависимости от силы каждой из переменных доминирует то одна, то другая, то третья. Иногда наиболее сильны влияния внешнего окружения, иногда доминируют внутренние силы, а иногда ожидание, вера, цели и намерения формируют и направляют поведение. В конечном итоге, однако, Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и продуктом, и производителем своего окружения. Таким образом, социально-когнитивная теория описывает модель взаимной причинности, в которой познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты.

Предвиденные последствия. Исследователи научения делают акцент на подкреплении как на необходимом условии для приобретения, сохранения и модификации поведения. Так, Скиннер утверждал, что внешнее подкрепление обязательно для научения.

А. Бандура, хотя и признает важность внешнего подкрепления, но не рассматривает его как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение. Люди могут учиться наблюдая или читая, или слыша о поведении других людей. В результате предыдущего опыта люди могут ожидать, что определенное поведение будет иметь последствия, которые они ценят, другое - произведет нежелательный результат, а третье - окажется малоэффективным. Наше поведение, следовательно, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями. В каждом случае мы имеем возможность заранее вообразить последствия неадекватной подготовки к действию и принимаем необходимые меры предосторожности. Посредством нашей способности представлять действительный исход символически будущие последствия можно перевести в сиюминутные побудительные факторы, которые влияют на поведение во многом так же, как и потенциальные последствия. Наши высшие психические процессы дают нам способность предвидения.

В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура отмечает, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: МЫ просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или через пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.

Саморегуляция и познание в поведении. Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является то, что важную роль она отдает уникальной способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение. Разумеется, функции саморегуляции создаются и не так уж редко поддерживаются влиянием окружения. Таким образом, они имеют внешнее происхождение, однако не следует преуменьшать тот факт, что однажды установившись, внутренние влияния частично регулируют то, какие действия выполняет человек. Далее, Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные способности, например способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. Наша способность формировать образы желаемых будущих результатов выливается в бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы вести нас к отдаленным целям. Используя способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы, не обращаясь к методу проб и ошибок, можем, таким образом, предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять наше поведение.

Теория социального научения А. Бандуры.

Американскими социальными психологами еще в 40-е гᴦ. было

установлено, что людям свойственно подражать увиденному или услышанному. В своем поведении они невольно и неосознанно воспроизводят как позитивные, так и негативные модели. Теория исследования модели получила широкое распространение, после публикации экспериментов Альберта Бандуры. В одном из своих экспериментов Бандура предлагал детям поиграть с новыми игрушками. Дети заходили в в комнату с новыми игрушками, там находилась забавная игрушка – фарфоровая кукла Бобо, но сней уже играл обученный актер.
Размещено на реф.рф
В присутствии детей он издевался над куклой, избивал ее и в конечном итоге совсœем ее уничтожал. Когда агрессивная игра заканчивалась, детям выдавали новую куклу – копию первой. Дети без всяких специальных инструкций вели себя с куклой также агрессивно как и актер.
Размещено на реф.рф
Когда Бандура через 3 месяца снова пригласил детей для повторного эксперимента с Бобо, дети вновь начинали терзать и бить куклу. Кроме этого Бандура модернизировал эксперимент демонстрируя детям запись на пленке, того как с Бобо играет актер, эффект оказался тем же.

По мнению Бандуры, образцы поведения могут приобретаться через прямой личный опыт, а также через наблюдение поведения других и его последствия для них (т. е. влияние примера).

Существует несколько вариантов влияния модели на поведение наблюдателя. В процессе наблюдения могут приобретаться новые реакции; усиление или ослабление тех или иных моделœей поведения, их сдерживание через наблюдение последствий поведения другого. Наблюдение поведения другого может облегчить воспроизведение собственных реакций.

По мнению Бандуры, человеческое функционирование основывается на трех регуляторных системах: 1) предшествующих стимулах, (поведение других) 2) влияниях обратной связи, после реакции, (в форме подкрепления в межличностных отношениях могут выступать внимание, отвержение, словесное одобрение или выговор), 3) когнитивных процессах. Причем первые два рассматриваются как основные. Когнитивные события находятся под контролем стимула и подкрепления. Когнитивная система регуляции основывается на положении: действия не всœегда предсказуемы из внешних источников влияния – (первых двух стимулах и последствий реакций). Когнитивная регуляторная система функционирует так – моделируемые, т. е. заимствуемые у модели действия приобретаются по началу в символической форме (в процессе чтения, просмотра фильма, затем они анализируются, проверяются возможные альтернативные ходы действия, затем либо используются человеком, либо отбрасываются. Наилучшее символическое решение претворяется в реальность. В своих исследованиях Бандура доказывал ʼʼмеханизм следования моделиʼʼ не имеет этического измерения – он действует в отношении любых моделœей как негативных, так и позитивных. Эксперимент, в котором, дети играли в кегли и получали в случае успешной игры фишки, которые они могли обменять на сладости, игрушки или канцтовары. Обученный актер играющий вместе с ними, ничего не объясняя он, часть фишек опускал в кружку для пожертвований. Довольно скоро дети начали поступать так же. Фишки, которые для них имели вполне реальную цену, они опускали в кружку, хотя смысл этого действия они понимали не вполне. Этот механизм лежит в базе многих человеческих обычаев и обрядов (выполнения отдельных действий из поколения в поколение).

Теория агрессии – фрустрации недостаточна для объяснения агрессивного поведения. Здесь Бандура близок к позиции психоанализа в которой человек воспринимается как обремененный источником агрессивной энергии, требующей периодического выхода.

По мнению Бандуры, семья, субкультура и СМИ ежедневно преподносят нам уроки агрессивности. В семьях, где используют методы физического наказания, вырастают дети склонные к агрессивным действиям. Субкультура или социальная среда, в которой развивается человек, также оказывает сильное влияние. В тех культурах, где идеалом мужчины является ʼʼмачоʼʼ - настоящий мужчина, самец, агрессивный стиль поведения переходит от отца к сыну. Субкультура – охотников и пастухов (ковбоев) в США.

А. Бандура называет совой подход социобихевиоральным, в основе

которого лежит критика предыдущих подходов, в частности некоторых положений теории Миллера, Долларда, Скиннера и др.
Размещено на реф.рф
по мнению Бандуры эти теории недостаточны, потому что построены на ʼʼограниченном ряде принципов, которые были установлены и поддержаны в основном исследованиями научения у животных в ситуациях с одной персоной. Невозможно основываться на подобных данных для анализа социально-психологических явлений, для более адекватного рассмотрения крайне важно расширить эти принципы, ввести новые, подтвердить исследования на базе человеческого поведения, в диадической и групповой ситуациях.

Подход Д. Тибо и Г. Келли (теория взаимодействия исходов).

По мнению авторов, всякое межличностное отношение - ϶ᴛᴏ взаимодействие. Для исследования первоначально были взяты взаимодействия в диаде. ʼʼДиадические взаимодействия наиболее вероятно будут продолжаться и позитивно оцениваться, в случае если участники такого взаимодействия получат положительное подкрепление, ʼʼвыгадают от негоʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, обе стороны зависят друг от друга в достижении позитивных исходов.

Авторы выделяют два вида переменных: зависимые и независимые. К независимым относятся – возможность взаимного контроля, которым обладают члены коллектива. В качестве контроля могут выступать следующие средства: вознаграждения, платежи, подкрепления и полезность. В качестве зависимых переменных могут выступать – роли, нормы, власть.

Кроме этого на взаимоотношения участников также влияют внешние и внутренние факторы по отношению к этому взаимодействию. Тибо и Келли установили основные факторы, влияющие на положительное развитие взаимодействий в диаде.

Внешние факторы , 1) такие как способности, сходство и различие в их установках, ценностях – авторы отмечают что, эти факторы коррелируют с социометрическим выбором. Индивиды, имеющие сходные установки, склонны выбирать друг друга в качестве друзей.

Внешние факторы 2) одной из характеристик социальных отношений является дистантность – чем больше расстояние между участниками взаимодействия, тем меньше шансов на положительный исход, поскольку крайне важно прикладывать гораздо больше усилий для их поддержания.

Внешние факторы 3) другая характеристика - ϶ᴛᴏ комплементарность или дополнительность. Образование диады облегчено тогда, когда стороны способны вознаграждать друг друга ценой низких издержек для себя.

Внутренние факторы : отношения издержек-вознаграждений проистекают из ʼʼкомбинаций последовательностей поведения членов диадыʼʼ. Иногда сочетание поведения может оказаться не совместимым (один брат хочет заниматься математикой, другой – играть на пианиноʼʼ.

Авторы рассматривают процесс взаимодействия как протекающий в вакууме, не учитывают внешнего влияния, роль коммуникации, предполагается что их принцип универсален, т. е. подходит к анализу любых видов взаимодействий.

Лекция ʼʼВклад Психоанализа в развитие социальной психологииʼʼ.

1. Психоанализ (динамическая теория В. Байона).

2. Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда,

3. Трехмерная теория интерпесонального поведения В. Шутца.

Литература:

1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М. 2001. – 288 с.

2. Андреева Г. М Социальная психология. 5- изд., испр.
Размещено на реф.рф
и доп. М. 2005. с. 54-57.

3. Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов /сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М. 2003.

Говоря о социальной психологии, мы ни как не можем пройти мимо того

влияния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказал на ее становление психоанализ. Практически всœе социальные психологи говорили о том, что Фрейд является источником для развития их взглядов. Во- вторых, наблюдается тенденция рассеянного психоанализа, т. е. весьма активный процесс включения отдельных психоаналитических принципов в различные системы взглядов и концепции.

З. Фрейдом было написано несколько работ посвященных анализу социально-психологических явлений. Среди них ʼʼМассовая психология и анализ человеческого ʼʼЯʼʼʼʼ; ʼʼТотем и табуʼʼ;

В качестве ключевых понятий для группового анализа являются сублимированная любовь, идентификация, именно к ним обращается Фрейд отвечая на вопрос о силах, связующих людей в группы.

Понятие идентичность и идентификация. Идентичность выработка этого понятия началась в 60-е гᴦ., ХХ века, в литературе его формулировка встречалась и ранее (в работах А. Адлера, К. Г. Юнга и др.). В социальную психологию данную категорию ввели исследователи Дж. Миди Ч. Кули. Идентичность в переводе с английского отождествление, тождественность, тот же самый, схожий, узнавание, опознавание .

В психоаналитической концепции отождествление со значимым другим. Широкое распространение понятие идентичность получила благодаря работам Э . Эриксона, который ввел понятие Эго-идентичность и групповая идентичность.

Эго-идентичность - ϶ᴛᴏ непрерывный процесс, внутреннего осознания самого себя индивидом.

Групповая идентичность – отождествление себя со значимой группой, коллективом, осознание себя членом, частью данного коллектива.

Идентификация - ϶ᴛᴏ эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъекта с другим субъектом или группой .

Фрейд выделил первичную и вторичную идентификацию . Первичная или элементарная идентификация носит бессознательный характер, имеет биологические предпосылки, используется как животными так и человеком.

Ведущая цель идентификации – адаптация в самом широком смысле. Идентификация вторичная как механизм социализации. Идентификация со значимым другим порождает избирательную внушаемость.

Основу группы по Фрейду составляет система эмоциональных, либидозных по своему характеру связей. В группе существует два вида эмоциональных связей: между отдельными членами группы, и между каждым членом группы и лидером. Ключевой фигурой оказывается лидер.
Размещено на реф.рф
При этом остальная группа принимает личность – лидера за свой идеал, идентифицирует себя с ним. Психология лидера отличается от психологии группы, он не имеет эмоциональных привязанностей кроме себя.

Динамическая теория функционирования группы В. Байона.

Теория была сформулирована Байоном к началу 50-х гᴦ. основной материал для анализа в результате наблюдения за терапевтическими группами. Теория Байона специфична – по мнению автора, группа представляет собой макровариант индивида, и следовательно она характеризуется теми же параметрами, что и отдельная личность, т. е. потребностями, мотивами, целями. Группа всœегда представлена в двух планах: с одной стороны, она выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы осознано принимают участие; с другой стороны существует групповой аспект культуры, создаваемый неосознаваемыми вкладами отдельных членов группы. Байон утверждает так же, что в случае конфликтов внутри группы задействуются ʼʼколлективные психологические механизмыʼʼ защиты. Большинство выводов Байона экспериментально не проверялись экспериментально, в связи с чем не получили широко распространения в социальной психологии.

Теория социального научения А. Бандуры. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Теория социального научения А. Бандуры." 2017, 2018.