Центр Ведической Астрологии - Шри Джаганнатх

Маги древней Индии, изучавшие строение мира, определили пять основных материй, из которых состоит весь окружающий мир – не только физический, но и мир наших ощущений и чувств. Даже наша мысль материальна.

Эти пять материй проявляются и в пяти органах чувств, и в пяти пранах, различных дыханиях человека, и в пяти следующих друг за другом периодах, – пяти таттвах .

Санскритское слово ТАТТВА имеет очень много значений: материя, основание, принцип, период, а в самом широком смысле это опора, на которой стоит мир. Кроме того, это и движение универсального эфира, связанное с естественной циркуляцией энергии. Астрология изучает проявление таттв во времени.

Каждые два часа пять таттв завершают полный цикл. Таким образом, каждая таттва длится 24 минуты. Цикл начинается в момент восхода Солнца, когда солнечный диск пересекает математический горизонт. Каждая таттва имеет свое имя, цвет и своих управителей.

Сразу после восхода Солнца начинается таттва АКАША , она находится под влиянием Сатурна и цвет ее – черный.
Вторая Таттва – ВАЙЮ ,- находится под влиянием Меркурия и Луны, цвета ее – зеленый и синий.
Третья Таттва – ТЕДЖАС ,- под влиянием Солнца и Марса, имеет красный цвет.
Четвертая Таттва ПРИТХИВИ ,- находится под влиянием Юпитера, цвет ее желтый.
И, наконец, последняя, пятая Таттва АПАС , находится под влиянием Венеры и имеет белый цвет.

Таттва в которую родился человек, усиливает влияние соответствующей планеты в его карте рождения. Так, например, если человек родился в таттву Марса, то качества Марса у него будут усилены, - он будет более активным, решительным, возможно, более агрессивным.

Акаша – таттва


Эта таттва выражает принцип, отрицающий жизнь всего физического, принцип уничтожения и разрушения материи. Серьезный характер этой таттвы показывает: в этот период человек не должен ничего предпринимать и начинать. Это время, подходящее только для медитации, самоуглубления, молитвы.

Акаша – таттва молчания . В это время человек не должен начинать никакую духовную деятельность, потому что не достигнет никакого результата. Начало творческого процесса в эту таттву может принести муки и страдания… Начало дружбы или любовных отношений в это время несет разочарования и быстрый разрыв. Акаша – таттва смерти. Много людей умирает под ее влиянием.

Она несет внезапную смерть, агонию, потерю сознания. Смерть при этой таттве может придти после долгой, тяжелой и изнурительной болезни… Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость. Акаша очень редко приносит беременность, а если это происходит, то может принести смерть матери.

Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму, душевной дисгармонии и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость.

Элемент Земли нужен для того, чтобы мы могли насладиться тем, чего достигли в элементе Огня. Таттва Земли дарит нам стабильность, постоянство, предсказуемость, безопасность, равновесие, полноту всего того, чего мы достигли. Элемент Земли создает форму , являющуюся вместилищем всех остальных элементов и Сущности. Форма должна быть постоянной и стабильной хоть какое-то время. Чтобы можно было насладиться или отработать что-либо. Если у нас хорошая карма – то мы наслаждаемся, а если плохая – то отрабатываем. Элемент Земли дает возможность разобраться с кармой. Элемент Земли дарит нам псевдо-ощущение отсутствия времени, он притормаживает действие времени. Именно это и нужно для наслаждения – ощущение, что мы как будто находимся в вечности. Элемент Земли может делать это за счет кругового движения – когда энергия начинает двигаться по кругу. И эта энергия создает определенную форму.

Таттва Земли включает набор определенных процессов, поддерживающих деятельность формы – гора и почва. Они имеют разные функции. Гора создает законы, т.е. законы благодаря которым поддерживается нормальная жизнедеятельность, обеспечивается безопасность, полнота, предсказуемость, иными словами – стабильность . И это формирует центр, относительно которого поддерживается равновесие в системе. Например – позвоночник, Сушумна, гора Меру, ось галактики, Земная ось, Нейтральный ум. Отсюда вытекает такое свойство элемента Земли как как способность к регенерации (восстановлению).
Почва же дает все необходимое для того, чтобы наслаждаться , например клиентов, поставщиков, место для работы. Полнота элемента Земли дает обеспечение для деятельности и запрос на деятельность. Очень важно уметь не только правильно тратить, отдавать, но и принимать, получать. Деньги принадлежат Богу Вишне, а у его ног богиня Лакшми контролирует денежные потоки. Т.е. деньги не принадлежат нам, а Ему. Богатство – мотивирующее качество, которое поддерживается таттвой Земли. Когда у нас сильный Элемент Земли, то мы богаты, но каждый по-своему – у кого денег много, у кого-то ментальных качеств много. Вместе гора и почва приносят нам ощущения наполненности и безопасности.

Время элемента Земли – это конец лета. Пик лета уже прошел, с его танцами и развлечениями. Это – время перемен, точка возврата между солнечной фазой природы и лунной фазой. Весной и летом приходит период активизации силы света, когда все в природе расширяется и тянется навстречу небу и солнцу. В осенний и зимний период силы возвращаются в землю. Это – пора изобилия, жатвы, время благодарения и приготовления запасов на зиму. Это – время собирания знаний, которые помогут справиться с трудными ситуациями в будущем, время духовного насыщения и созерцания. Это пик жизни, период зрелости, стабильности и стремления к самовыражению. Если весной человек с нетерпением ждет и живет в предвкушении лета, а летом наслаждается настоящим, то осенью приходит время оглянуться назад и обдумать все произошедшие с ним события. Дисбаланс элемента Земли часто выражается в беспокойстве, задумчивости и погружении в воспоминания. В культурах многих народов Земля изображается в виде богини плодородия и Матери Земли. Мать Земля дает жизнь, пищу всем существам на планете, защищает нас, наделяет своими щедротами. Вне зависимости от того, кто мы и где мы находимся, на Земле мы чувствуем себя как дома.

Люди с сильно развитым элементом Земли легко приспосабливаются и осваиваются в новом окружении. Но слишком сильный Элемент Земли подавляет все остальные таттвы, и тогда человек становится очень обывательски туповатым, непроницаемым, консервативным.
Если же элемент Земли ослаблен это выражается в чувстве незащищенности и острой потребности быть в центре внимания, а также быть любимыми и принятыми новым окружением. Такие люди полагают, что любовь и теплоту можно легко забрать или отвергнуть. Зачастую в прошлом они были лишены любви окружающих. Им будет не хватать сострадания и понимания. Они довольно критичны в отношении других, но отсутствие терпимости к другим лишь маскирует их собственную незащищенность. Они очень часто себя жалеют и постоянно жалуются. Людям со слабой таттвой Земли трудно быть в одном состоянии, им все время скучно, им постоянно нужен драйв и новизна. Дисбаланс элемента Земли проявляется также в чрезмерном проявлении любви или участия. Например, когда родители или партнер ни на шаг не отходят от человека, стремясь контролировать каждое его действие.

Для элемента Эфира необходимо пространство, для элемента Огня – жар, а для элемента Земли – влага. Без влаги на Земле ничего не растет. Вода необходима для элемента Земли. Без нее Земля не может быть плодородной. Направлен элемент Земли к центру. Элемент Земли не является ни солнечным, ни лунным. Направление его энергии представляет собой горизонтальный закрытый круг.

Внешние параметры Таттвы Земли

Года: заканчивающиеся на 8 и 9

Органы: селезенка, желудок

Сезон: конец лета – начало осени, период созревания и преображения природы

Тема: тепло, процветание, изобилие

Функция: созерцание, память, конструктивное преображение

Характер: нейтрализующий

Климат: влага

Жизненный цикл: созревание и изменение, период домохозяина

Время: с 15 до 19 часов

Цвет: желтый

Цвет кожи: желтоватый

Вкус: сладкий

Звук: пение

Орган чувств: обоняние

Эмоция: сострадание и беспокойство

Планета: Сатурн

Направление: центр

Движение: движение по кругу, в котором нет ни начала, ни конца

Жидкости тела: слюна и лимфа

Запах: приторно сладкий

Животное: бык

Ментальное состояние – трезвое мышление, здравый рассудок, четкое знание о границах, о системе, в которых вы находитесь. У вас есть системное знание – сама система дает возможность получать ответы на все вопросы. Вам не нужно ни к кому обращаться за помощью. Вы способны трезво мыслить и все рассчитывать. Здравый рассудок необходим для обустройства стабильной реальности.

Эмоциональное состояние – спокойствие, невозмутимость (не холодность), умиротворенность и удовлетворенность. У человека есть центр, стержень, ощущение правды. Элемент Земли единственный из всех элементов защищает и дает безопасность, а также успокаивает и дает возможность получить опыт.

Физические органы – желудок, поджелудочная железа и селезенка. Извлекает энергию из внешнего источника – из еды. Доставляет Прану в клетки тела. Элемент Земли отвечает за энергетический баланс в теле и иммунитет. Также к таттве Земли относятся ноги, спина, позвоночник и Муладхара чакра.

Как работать с Таттвой Земли методами Кундалини йоги

Энергетические упражнения для заземления :

Работа с балансом и формированием стержня, относительно которого поддерживается равновесие :

Поддержание стабильности, устойчивости пространства и развитие способности противостоять энергии времени (быстро восстанавливаться ):

Крийя для обретения таких качеств как надежность, стабильность, предсказуемость . Эти качества дарит только элемент Земли:

Практика, приносящая в вашу жизнь ощущение полноты и удовлетворенности:

ПЕРВООСНОВА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА - ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРИТХВИ-ТАТТВА (СТИХИЯ ЗЕМЛИ)

ПРИТХВИ (санскр.) - в древнеиндийской мифологии богиня, олицетворяющая Землю. Символически представлена желтым квадратом. Обитель Змеи Кундалини (Кундалини-Шакти). Качества: стабильность, терпение, сила, изобилие. Из органов чувств соответствует обонянию, из планет - Юпитеру. Притхви дает способность контролировать страсти и соотносится с муладхара-чакрой.

АПАС-ТАТТВА (СТИХИЯ ВОДЫ)

АПАС (санскр.), или Джала, соответствует стихии Воды, а также всем богиням, олицетворяющим воду. Символически эта таттва представлена серебряным полумесяцем. Апас (Джала) может принимать любые формы (или же содержит все возможные формы в себе). Символизирует непроявленное, неограниченные возможности и трансцендентность. Ее основное состояние - пассивное. Поэтому она становится вместилищем разнообразных впечатлений и энергии. Символизирует очищение, подсознание, сопереживание, сексуальность. Соответствует планете Венера. Дает способность контролировать астральное тело и соотносится со свадхистхана-чакрой.

ТЕДЖАС-ТАТТВА (СТИХИЯ ОГНЯ)

ТЕДЖАС (санскр.) - в древнеиндийской мифологии бог огня, домашнего очага и жертвенного костра, олицетворение священного пламени. Символически представлен красным треугольником. Ассоциируется с солнечным светом, мужским началом и динамичной, беспокойной силой, обращенной вовне; со страстью, интуицией и несотворенным, изначальным светом сознания. Соответствует плану атмосферы, Солнцу и Марсу. Дает способность к ритуально-магической работе и соотносится с манипура-чакрой.

ВАЙЮ-ТАТТВА (СТИХИЯ ВОЗДУХА)

ВАЙЮ (санскр.) - в древнеиндийской мифологии бог и властитель воздуха. Символически представлен голубым (синим) кругом. Это символ свободы, открытого пространства, интеллекта, ума; способствует левитации, проникновению в любое место (как это делает воздух). Соответствует эфирному плану, Меркурию и Луне. Вайю дает разнообразные сверхъестественные способности и соотносится с анахата-чакрой.

АКАША-ТАТТВА (ДУХ)

АКАША (санскр.) условно переводится как «пространство». Тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство. Акаша «как субстанция» приблизительно соответствует «эфиру» или «квинтэссенции» западной традиции; кроме того, она отождествляется со всемирным пространством.

Символически она представлена черным или темно-синим яйцом. Темно-синий - цвет Акаши (эфира) и горла Шивы. Он символизирует синеву ночного неба и синий немес Тота. Как писал Алистер Кроули, «этот немес - таинственная, но плодоносная тьма, окутывающая репродуктивные процессы. Крылатое Яйцо - символ одухотворенной фаллической энергии. Это Яйцо - не что иное, как Акаша, источник всего сотворенного мира» . Ее эквивалент - Сатурн, проявленный Логос, библейский Святой Дух. Основная характеристика Акаши - звук. Из органов чувств она соответствует слуху. Акаша дает мудрость и соотносится с вишуддха-чакрой.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ В СУЩНОСТЬ КАЖДОЙ ТАТТВЫ

1. Когда сгущается ночная тьма, перед отходом ко сну, представляйте себе, как огромное яйцевидное облако, светящееся темно-фиолетовым светом, окутывает вас со всех сторон и погружает в теплую таинственную темноту, обитель сновидений. При этом мысленно повторяйте звук «Хам». Это - Акаша.

2. Глядя на небо или на дальние холмы, окрашенные в мягкие тона голубой дымкой воздуха, воображайте плывущую у вас перед глазами исполинскую синюю или голубую сферу Вайю, сквозь которую вы и наблюдаете окрестный пейзаж. При этом мысленно повторяйте звук «Ям».

3. Если же вы смотрите на огонь, будто то пламя камина, печи, свечи, костра, или извержение вулкана, или даже газовой комфорки, то пусть перед вашими глазами встает огромный треугольник Теджаса. При этом мысленно повторяйте звук «Рам».

4. Глядя на воду - море, реку, озеро или даже воду в своей раковине, - старайтесь видеть серебряный полумесяц, обращенный рогами вверх, - Апас. При этом мысленно повторяйте звук «Вам».

ТАТТВА (Санскр.) Вечно сущее "То"; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. "Таттва Самаса" - труд по философии Санкхья, приписываемый самому Капиле. Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и метафизические. Тонкие элементы - пять экзотерически, семь в эзотерической философии - относящиеся с пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства все еще латентны в человеке, но будут развиты в последних двух коренных расах.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Так как Таттвы есть просто субстрат семи сил Природы, то как это может быть? Имеются семь форм Пракрити, как учит «Санкхья» Капилы? «Вишну Пурана» и другие труды. Пракрити есть Природа, Материя (первоначальная и элементарная); поэтому логика требует, чтобы Таттв тоже было семь. Ибо, означают ли Таттвы, как учит Оккультизм, «силы Природы», или же, как объясняет ученый Рама Прасад, «субстанцию, из которой создана Вселенная» и «силу, которою она поддерживается» – все это одно; они суть Сила, Пуруша, и Материя, Пракрита. И если форм или, точнее, планов последней всего семь, то и сил ее должно быть семь. Другими словами, степени плотности материи и степени той силы, которая одушевляет ее, должны идти рука об руку.

Вселенная сотворена из Таттвы, поддерживается Таттвой и исчезает в Таттве, –

говорит Шива, как цитируется из «Шивагамы» в «Тончайшие Силы Природы». Это разрешает вопрос; если Пракрити семерична, то и Таттв должно быть семь, ибо, как сказано, они суть и Субстанция и Сила, или автоматическая Материя и Дух, который ее одушевляет.

Это объяснение дается здесь, чтобы дать возможность ученику читать между строками в так называемых оккультных статьях по Санскритской Философии, которые не должны ввести его в заблуждение. Доктрина о семи Таттвах (принципах Вселенной и также человека) считалась в старину большой святыней и поэтому держалась в тайне браминами, которые ныне почти забыли это учение. Все же оно преподается до нынешнего дня в Школах за Гималайским хребтом, хотя в Индии о нем теперь едва ли слышали или помнят, за исключением редких Посвященных. Однако курс постепенно изменился; челам начали преподавать общие его контуры, и ко времени прихода Т. О. в Индию в 1879 г. мне было приказано преподать это в экзотерической форме одному или двум. Я сейчас выдаю это Эзотерически.

< ... > ТАТТВИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ И ЗНАЧЕНИЯ

Итак, в Природе мы находим семь Сил или семь Центров Сил, и кажется, что все соответствует этому числу, как например, семеричная шкала в музыке или Звуках и семеричный спектр Цветов. Я еще не исчерпала в предыдущих томах номенклатуру и все доказательства этому, все же достаточно уже дано, чтобы показать каждому мыслителю, что приведенные факты не являются совпадениями, но очень веским свидетельством.

Имеются несколько причин, почему в индусских системах говорится только о пяти Таттвах. Одну из них я уже упомянула; другая заключается в том, что мы достигли лишь Пятую Расу и наделены (поскольку Наука способна убедиться) только пятью чувствами, потому существование остальных двух, остающихся все еще латентными в человеке, может быть доказано только феноменальными явлениями, которые для материалистов совсем не считаются свидетельствами. Пять физических чувств считаются соответствующими пяти низшим Таттвам; два еще не развитых чувства в человеке и две силы или Таттвы, забытые браминами и все еще непризнанные Наукой, настолько субъективны и высочайшая из них настолько священна, что они могут быть признаны и познаваемы только высочайшими Оккультными Науками. Легко понять, что эти две Таттвы и два чувства (шестое и седьмое) соответствуют двум высшим человеческим принципам – Буддхи и Аурической Оболочке, насыщенной светом Атмы. Если мы путем оккультной тренировки не откроем в самих себе шестое и седьмое чувства, мы никогда не постигнем правильно их соответствующие образы. Таким образом, утверждение в «Тончайшие Силы Природы», что на Таттвической шкале самой высшей изо всех Таттв является Акаша (за которой следует (только) четыре Таттвы, каждая из которых становится грубее своей предшественницы), если оно сделано с Эзотерической точки зрения, – ошибочно.

< ... >

две высшие Таттвы настолько же сокрыты для обычного смертного, как шестое и седьмое чувства от материалистического ума.

Поэтому, в то время как санскритская и индусская Философия вообще говорят только о пяти Таттвах, оккультисты называют семь, заставляя их этим соответствовать каждой семеричности в Природе. Таттвы располагаются в том же самом порядке как семь макро и микрокосмических Сил, и как учит Эзотеризм, они суть следующие:

Все они соответствуют нашим Принципам, и семи чувствам и силам в человеке. Какова порожденная или вызванная в нас Таттва, или Сила, так будут действовать наши тела.

< ... >

в экзотерической Философии Йоги и в Хатха-йогической практике Акаша Таттва помещается в голове (или физическом мозгу) человека; Тэджас Таттва – в плечах; Вайю Таттва – в пупе (местопребывание всех фаллических Богов, «творцов» Вселенной и человека); Апас Таттва – в коленях; Притхиви Таттва – в ступнях. Следовательно, две высшие Таттвы и их соответствия игнорируются и исключаются; и так как они являются главными факторами в Раджа Йоге, то никакой духовный или интеллектуальный феномен высшей натуры не может иметь место.

< ... > ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ И ТАНТРИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦЫ ТАТТВ
Эзотерические Принципы, Таттвы, или Силы, и их Соответствия с Человеческим Телом, Состояниями Материи и Цветами Тантрические Таттвы и их Соответствия с Человеческим Телом, Состояниями Материи и Цветами
Таттвы Принципы Сослтояние Материи Части Тела Цвета Таттвы Состоя­ние Материи Части Тела Цвета
(а)
Ади
Ауричес­кое Яйцо Предвечная, Духовная Субстанция; Акаша; Субстрат Духа Эфира Обнимает все тело и пронизы­вает его. Обоюдное эманирова­ние во­внутрь и наружу Синтез всех Цветов Синий (а)
Игнори­руется
Игнори­руется Игнори­руется Игнори­руется
(b)
Ану­падака
Буддхи Духовная Сущность, или Дух "Предвеч­ные Воды Глуби" Третий Глаз или Шишковид­ная Железа Желтый (b)
Игнори­руется
Игнори­руется Игнори­руется Игнори­руется
(c)
Алайа, или Акаша
Манас ЭГО Эфир Пространства, или Акаша в своей третьей дифференци­ации. Критическое Состояние Пара Голова Индиго (c)
Акаша
Эфир Голова Черный, или бесцвет­ный
(d)
Вайю
Кама Манас Критическое Состояние Материи Горло до Пупа Зеленый (d)
Вайю
Газ Пуп Синий
(e)
Тэд­жас
Кама (Рупа) Сущность грубой Материи; соответству­ет Льду Плечи и Руки до Бедер Красный (e)
Тэджас
Тепло (?) Плечи Крас­ный
(f)
Апас
Линга Шарира Грубый Эфир, или Жидкий Воздух Бедра до Колен Фиолето­вый (f)
Апас
Жидкое Коле­ни Белый
(g)
Прит­хиви
Живое Тело в Пране, или животная жизнь Плотное и Критическое Состояние Колена до Ступней Оранжево-Красный* (g)
Притхиви
Плотное Ступни Жел­тый**

* Сразу можно заметить, как перевернуты цвета Таттв, отраженные в Астральном Свете, если мы находим Индиго названным Черным; зеленый – синим; фиолетовый – белым; и оранжевый – желтым.

** Цвета, я повторяю, не следуют здесь призматической шкале – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый – ибо эта шкала является неправильным отражением, чистой Майей; тогда как наша эзотерическая шкала есть шкала духовный сфер, семи планов Макрокосма.