Чем передают азбуку морзе. Что такое азбука Морзе и для чего она нужна

Сэмюэль Морзе не имел никакого специального технического образования. Он был вполне успешным художником, основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке. Возвращаясь из путешествия по Европе на корабле, Морзе увидел фокусы с применением электромагнитной индукции, которыми развлекали скучающую публику. Провод под электрическим напряжением подносили к компасу, стрелка которого начинала бешено крутиться.

Именно тогда Морзе пришла в голову идея передавать по проводам определённые сигналы. Художник тут же набросал схему прообраза телеграфа. Прибор состоял из рычага на пружине, к концу которого был прикреплен карандаш. При подаче тока карандаш опускался и оставлял на движущейся бумажной ленте линию, а при отключении тока карандаш поднимался, и в линии получался пробел.

Изобретение телеграфа

Морзе удалось воплотить идею в жизнь только через три года – сказывался недостаток технического образования. Первый аппарат смог принять и зафиксировать сигнал по проводу 500 метров длиной. Тогда это открытие не вызвало особого интереса, поскольку не имело коммерческой выгоды.

Потенциал изобретения Морзе увидел промышленник Стив Вейл. Он профинансировал дальнейшие исследования художника и приставил к нему помощником своего сына Альфреда. В итоге прибор удалось усовершенствовать – он более точно принимал сигнал, а длина провода возросла во много раз. Такой телеграф уже можно было использовать, и в 1843 году Конгресс США постановил провести первую телеграфную линию между Балтимором и Вашингтоном. Уже через год по этой линии передали первую телеграмму со словами «Чудны дела твои, Господи!».

Доработка азбуки

Естественно, аппарат не мог отображать буквы – только линии определённой длины. Но этого было вполне достаточно. Различные комбинации линий и точек обозначали собой знаки алфавита и цифры. Историки не могут сказать наверняка, был ли этот код изобретением Морзе или его партнера Вейла.

Первоначально азбука Морзе состояла из трёх сигналов разной длительности. За единицу времени принималась точка. Знак тире состоял из трёх точек. Пауза между буквами в слове - три точки, между словами - семь точек. Это обилие знаков создавало путаницу и усложняло процесс приёма телеграмм. Поэтому конкуренты Морзе постепенно доработали код. Для наиболее популярных фраз и букв были разработаны простые комбинации букв или цифр.

Телеграф и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе или, как её ещё называют, «морзянку». Для передачи русских букв использовались коды сходных латинских.

Как используют «морзянку» сейчас?

В наше время, как правило, используют более современные средства связи. Азбуку Морзе иногда применяют на флоте и в МЧС. Она очень популярна среди радиолюбителей.

«Морзянка» самый доступный и простой способ связи. Принимать сигнал можно на дальних расстояниях и в условиях сильных радиопомех, кодировать послания можно вручную, а запись и воспроизведение происходит с помощью простейших устройств. Таким образом, азбука Морзе не подведёт в чрезвычайной ситуации, если из строя выйдет более сложное оборудование.

В среднем радист может передать от 60 до 100 знаков в минуту. Рекордная скорость составляет 260-310 знаков в минуту. Вся сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы.

Для того чтобы серьёзно изучить телеграф, нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а «напевы», которые получаются, когда звучит буква целиком. Например, напев «Фи-ли-мон-чик» означает, что была передана буква F.

Сигнал SOS

SOS (СОС) - международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. Сигнал представляет собой последовательность «три точки - три тире - три точки», передаваемую без каких-либо межбуквенных интервалов.

Таким образом, эта девятизнаковая группа представляет собой отдельный символ азбуки Морзе. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как SaveOurShip (спасите наш корабль), SaveOurSouls, SaveOurSpirits (спасите наши души), SwimOrSink (плыть или тонуть), StopOtherSignals (прекратите другие сигналы) тоже появились уже после того, как сигнал стал использоваться в международной практике. У русских моряков использовался мнемоник "Спасите От Смерти".

Буквенная запись сигнала бедствия в официальных или учебных документах по радиотелеграфии и морскому делу имеет вид SOS (с чертой наверху), это означает, что сигнал передаётся без межбуквенных интервалов.

Первое использование

Существует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие «Титаника» 15 апреля 1912 года в 00:45. В действительности этот случай был, по меньшей мере, восьмым по счету.

Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.

В искусстве

В 1930-е годы Юлиус Фучик и Богумила Силова написали сказку «Буквы из ящика радиста». Персонажи сказки - три буквы: Слава, Ольга и Сашенька - странствуют по свету в поисках помощи терпящих кораблекрушение. В 1966 г. по мотивам сказки на Киевской студии научно-популярных фильмов был снят мультфильм.

Для ускорения радиообмена широко используются аббревиатуры, специальные «Q-коды» и многочисленные жаргонные выражения. Примеры зашифрованных посланий на «языке Морзе» смотрите в нашей иллюстрации.

Русский символ Латинский символ Код Морзе «Напев»
А · − ай-даа, ай-ваа
Б − · · · баа-ки-те-кут, беей-ба-ра-бан
В · − − ви-даа-лаа, вол-чаа-таа
Г − − · гаа-раа-жи, гаа-гаа-рин
Д − · · доо-ми-ки
Е (также и Ё) · есть
Ж · · · − же-ле-зис-тоо, жи-ви-те-таак, я-бук-ва-жее, же-ле-ки-таа, жди-те-е-гоо
З − − · · заа-каа-ти-ки, заа-моо-чи-ки, заа-раа-зи-ки
И · · и-ди, ишь-ты
Й · − − − йас-наа-паа-раа, йош-каа-роо-лаа, и-краат-коо-ее
К − · − каак-же-таак, каак-де-лаа, каа-тень-каа
Л · − · · лу-наа-ти-ки, ли-моон-чи-ки, кук-ляян-ди-я
М − − маа-маа, моор-зее
Н − · ноо-мер, наа-те
О − − − оо-коо-лоо
П · − − · пи-лаа-поо-ёт, пи-лаа-ноо-ет
Р · − · ре-шаа-ет, ру-каа-ми
С · · · си-ни-е, си-не-е, са-мо-лёт, сам-та-кой
Т таак, таам
У · · − у-нес-лоо, у-бе-гуу
Ф · · − · фи-ли-моон-чик
Х · · · · хи-ми-чи-те
Ц − · − · цаа-пли-наа-ши, цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик
Ч Ö − − − · чаа-шаа-тоо-нет, чее-лоо-вее-чек
Ш CH − − − − шаа-роо-ваа-рыы, шуу-раа-доо-маа
Щ − − · − щаа-ваам-не-шаа, щуу-каа-жи-ваа
Ъ Ñ − − · − − ээ-тоо-твёр-дыый-знаак, твёёр-дыый-не-мяяг-киий
Ы − · − − ыы-не-наа-доо
Ь (также и Ъ) − · · − тоо-мяг-кий-знаак, знаак-мяг-кий-знаак
Э É · · − · · э-ле-роо-ни-ки, э-ле-ктроо-ни-ка
Ю Ü · · − − ю-ли-аа-наа
Я Ä · − · − я-маал-я-маал, а-яя-ска-заал
· − − − − и-тооль-коо-оо-днаа, ку-даа-тыы-поо-шлаа
· · − − − две-не-хоо-роо-шоо, я-на-гоор-куу-шлаа, я-до-моой-поо-шлаа

Перечень знаков кода Морзе

Азбука Морзе («код Морзе», «Морзянка» ), перечень сигналов, состоящий из ряда цифр, букв алфавита, знаков препинания и прочих символов, являющихся способом знакового кодирования. Сам код состоит из точек и тире, воспроизводящихся с помощью радиосигналов или прерыванием постоянного электрического тока. Свое название Азбука Морзе получила в честь Сэмюэла Финли Бриз Морзе .

История создания

Художник-изобретатель Сэмюэль Морзе

С.Ф.Б.Морзе.

Уже в раннем детстве у Сэмюэла обнаружились способности к рисованию. Морзе был любознательным и всегда интересовался наукой, поступив в Университет Йель , 16-летний Сэмюэл Морзе посещал популярные тогда лекции об электричестве. Прошло много лет, прежде чем интерес перешел в практическое применение знаний. Известный как изобретатель, тем не менее, в искусстве тоже оставил свой заметный след.

В 1832 году отправившись в плавание из Гавра в Нью-Йорк на пакетботе SALLY , он обратил внимание как доктор Чарльз Томас Джексон развлекал публику, демонстрируя свой опыт-фокус. В основе его было применение электромагнитной индукции , стрелка компаса начинала вращаться, стоило поднести кусок провода находящийся под электрическим напряжением. У Морзе возникла идея, что можно было бы передавать по проводам определённые сигналы, за месяц плавания он набросал предварительные чертежи прообраза телеграфа.

Изобретение телеграфа

Азбука телеграфа Шаппа.

Телеграф существовал еще с XVII века, оптический телеграф Клода Шаппа был изобретен в 1792 году и долгое время использовался как в Старом , так и в Новом Свете .

Стрелочные телеграфы и телеграфы с указателями были не особенно удобны. Большую роль играл человеческий фактор , телеграфист на приемной станции должен был быстро считывать поступавшие знаки и не всегда мог проверить точность передаваемого сообщения

Благодаря помощи коллеги с химического факультета, Леонарда Гейла , аппарат подал первые признаки жизни. Электричество в аппарате Морзе поставляли маломощные гальванические батареи , чем длиннее был провод между передатчиком и приемником, тем больше батарей требовалось. Морзе с помощью Гейла постепенно довел длину провода 300 метров.

Первый аппарат Морзе весил 83,5 килограмма.

В состав прибора входит рычаг на пружине, нажатием на него передается импульс. В зависимости от продолжительности нажатия, импульс получался коротким или длинным. На приемном конце использовался электромагнит , к его якорю в соответствии с пришедшими импульсами притягивалось одно плечо рычага . К другому плечу прикреплялся карандаш, как только поступал электрический ток, карандаш опускался и оставлял отметку на движущейся бумажной ленте в виде линии. При прекращении подачи тока, карандаш поднимался, таким образом получался пробел.

В сентябре 1837 году Морзе демонстрирует свое изобретение в Нью-Йоркском университете. В зале присутствовал промышленник из Нью-Джерси Стив Вейл . Заинтересовавшись новшеством, он предоставил помещение для опытов и пожертвовал 2 тысячи долларов, с условием, что Морзе должен взять в помощники его сына Альфреда. Альфред Вейл обладал инженерным мышлением, он внес значительный вклад в создании азбуки Морзе и улучшении передатчика.

Осознавая потребность в объединении единой системой связи тысячи километров Атлантического побережья (обычные семафоры не эту роль не годились), в 1843 году правительство Северо-Американской республики вручает Морзе субсидию в 30 тысяч долларов. Линия протяженностью в 65 километров была проложена между Вашингтоном и Балтимором. 24 мая 1844 года по этой линии передали первую телеграмму со словами «Чудны дела твои, Господи!».

Морзе демонстрирует ученым свое изобретение.

В 1858 Чарльз Уитстон создает автоматический телеграфный аппарат с использованием перфоленты . Оператор с помощью кода Морзе набивал сообщения на перфораторе , подачей ленты в телеграф осуществлялась передача. Таким способом можно было передавать до 500 букв в минуту, это в пять-шесть раз больше, чем при ручной работе посредством ключа. На приемной станции самописец набивал сообщение на другую бумажную ленту.

В последствии самописец заменили сигнализатором, преобразовывавшим точки и тире в долгие и краткие звуки. Операторы слушали сообщения и записывали их перевод.

Телеграф Морзе применялся не только в XIX, но и в XX веке. В 1913 году российская телеграфная сеть на 90% состояла из аппаратов Морзе.

Азбука Морзе

Телеграф Морзе.

Изобретенный аппарат не мог отображать буквы, только линии определённой длины. Поэтому к каждому знаку алфавита и цифре была присвоена своя комбинация, состоящая из сочетаний коротких и длинных сигналов , которые изображались на бумажной ленте.

Исходная таблица «кода Морзе» отличается от используемой в наши дни. В ней использовались знаки не двух, а трех разных длительностей(точка, тире и длинное тире). На редко встречающиеся буквы и цифры пришлись комбинации из трех-пяти знаков, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Из-за многочисленности знаков, создавалась путаница, что существенно усложняло работу приема телеграмм.

Распространяясь по миру, азбука пережила массу превращений. В русском языке латинские буквы были заменены на созвучные им кириллические. Японцы с их иероглифическим письмом изобрели свой вариант азбуки Морзе, в так называемом «коде Вабун» каждое сочетание точек и тире обозначало не отдельную букву, а целый слог.

Код постепенно дорабатывался, кодировки современной и исходной таблиц совпадают примерно для половины букв и не совпадают ни для одной цифры. В нынешнем коде Морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове 3 точки, пауза между словами 7 точек.

На практике запоминание комбинации точек и тире для каждой буквы возможно при малой скорости передачи, но при увеличении скорости наверняка будут ошибки. Для серьезного изучения кода нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а «напев» , который получаются когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев «Гаа-гаа-рин», это значит была передана буква «Г». В зависимости от школы обучения «Напевы» могут различаться. Если в радиограмме только цифры, то вместо пяти тире передается только одно тире. Для самых популярных в обиходе фраз и букв, были разработаны упрощенные комбинации букв или цифр.

Хотя в наши дни принято использовать современные методы связи, благодаря своей простоте и надежности, профессионалы и любители используют «морзянку» в радиосвязи и в нынешнее время.

Использование «морзянки»

Проходя большие расстояния, сигнал может искажаться, на него накладываются помехи , сигнал переданный кодом Морзе проще распознать и сохранить. Кодирование можно осуществить в ручную, запись и воспроизведение сигналов происходит с помощью простейших устройств. Являясь простой и надежной системой кодирования, азбука Морзе применяется практически во всех областях, где используется связь CW .

Благодаря наличию коротковолнового радиопередатчика с передачей Азбуки Морзе, в затруднительных ситуациях можно передать информацию для служб спасения и информация дойдет с места катастрофы.

Широкое применение Азбука Морзе получила в военной радиосвязи. Во флоте посредством сигнальных прожекторов , азбука Морзе используется в визуальной связи между кораблями находящимися в прямой видимости в условиях радиомолчания . Маяки и буи сигнальными огнями передают определённые буквенные сочетания азбукой Морзе и эти сочетания приведены в

Выучить азбуку Морзе – это значит твердо запомнить полсотни несложных звукосочетаний, натренироваться быстро записывать соответствующие им буквы и цифры, и затем научиться воспроизводить то же самое телеграфным ключом. Но при любой учебе, самое главное – настойчивость и регулярность занятий.

Лучше всего обучаться под руководством опытного радиста и с помощью компьютерных программ, но вполне научиться совершенно самостоятельно.

Режим занятий

Нормальный режим занятий – 3-4 раза в неделю по 1,5 – 2 часа в день (уроками минут по 30, с перерывами). Еще лучше – каждый день по 1 часу (по полчаса утром и вечером). Самый минимум – 2 занятия в неделю по 2 часа. При нормальном режиме занятий, прием текстов со скоростью 40-60 знаков в минуту осваивается примерно в течение месяца.

Самое главное – это регулярность и сосредоточенность во время занятий. Лучше заниматься полчаса, ни на что не отвлекаясь, чем дергаться между уроком и другими делами в течение трех часов.

Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти легко, и приходится вновь начинать почти все сначала.

Когда “морзянка” полностью и надежно освоена, она не забывается и остается с человеком на всю жизнь. Даже после многолетнего перерыва бывает достаточно немного потренироваться – и все прежние навыки восстанавливаются.

Нет людей, не способных освоить прием и передачу азбуки Морзе до скоростей 70-90 зн/мин. Все зависит от требуемое на это времени – от 2 до 6 месяцев.

С чего начать изучение?

Начинать следует только с приема. К передаче на ключе следует приступать после того, как будет более-менее освоен прием всех букв и цифр.

Скорость передачи компьютером отдельных знаков нужно установить 70-100 зн/мин (18-25 WPM). Однако скорость передачи одного знака за другим следует установить сначала не более 10-15 зн/мин (2-3 WPM), чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.

С начала нужно запоминать звучание кодов, как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там “точек и тире” .

Существует методика запоминания с помощью “напевов” . Подбирают такие слова, которые при напевном произношении напоминают мелодии знаков, переданных “морзянкой”. Например, G = “гаа-гаа-рин”, L = “лу-наа-ти-ки”, M = “маа-маа” и т.п.

Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить. Недостатков значительно больше. Во-первых, далеко не для всех знаков азбуки можно подобрать осмысленные напевы, тем более – начинающиеся с того знака, который они должны напоминать.

Во-вторых, при распознавании знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам напев, и после этого напев переводить в соответствующий знак. Даже при быстром мысленном воспроизведении напевов, они звучат намного медленнее, чем реальная “морзянка”. Это мешает в дальнейшем наращивать скорость приема.

Метод напевов был изобретен во время второй мировой войны, когда потребовалось быстро подготавливать десятки тысяч радистов. При этом исходили из того, что такому радисту достаточно хоть как-нибудь освоить “морзянку”, а через месяц-другой он всё равно погибнет на фронте. В то же время кандидатов в классные радисты отбирали, и учили всегда тщательно – без напевов.

Как изучать?

Еще раз повторю, запоминайте звучание сигналов как цельных мелодий, но никогда не пытайтесь подсчитывать, сколько там “точек и тире”!

Знаки азбуки должны с самого начала передаваться сжато, чтобы отдельные тональные посылки в них не удавалось вычленить и пересчитать. Скорость передачи в начальный период обучения можно понижать только за счет увеличения пауз между знаками, а еще лучше за счет увеличения пауз между словами (группами знаков).

По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T, на следующем уроке – D, I, M, O, V, затем – H, K, N, W, Z, B, C, J, R, L, U, Y, P, Q, X.

По другой методике – сначала E, I, S, H, Т, M, O, далее – A, U, V, W, J, N, D, B, G, R, L, F, K, Y, C, Q, P, X, Z.

По третьей методике – можно осваивать буквы в соответствии с частотой их использования в английском языке. Тогда уже на начальном этапе учебы из них можно будет составлять много слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами. В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S, R, H, L, D, C, U, M, F, P, G, W, Y, B, V, K, X, J, Q, Z.

К цифрам приступают после всех букв. Сначала учат четные и ноль: 2, 4, 6, 8, 0, затем – нечетные: 1, 3, 5, 7, 9.

Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок.

Отвлекаться на изучение дополнительных букв русского алфавита пока не следует, на этом этапе важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).

На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем – из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.

Добавлять новые знаки следует только после того, как будет надежно освоен прием ранее изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать – в одних тренировках вводя их на клавиатуре, в других – рукой на бумаге.

Чтобы сигналы азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, насвистывать их, или напевать.

Иногда, после того как пройдено обучение примерно 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением нового знака возникает всё больше и больше ошибок при приеме. Это вполне естественно. Тогда нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем – тренироваться в приеме уже всего алфавита.

Очень важно не останавливаться на достигнутом, а стараться постоянно развивать и закреплять успехи. Как только вы разучили все буквы и цифры, начинайте слушать “живой радиоэфир”, начав с участков где работают начинающие радиолюбители (это будет получаться не сразу!).

Пока не достигнута скорость приема порядка 50 зн/мин, не стоит соревноваться с другими. Соревнуйтесь пока только с собой.

Как наращивать скорость приема?

После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего – внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 зн/мин (14-16 WPM), а в дальнейшем – и выше.
Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу – коротких), а также из трех-пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на прием каждой, выходило сначала около 2-3 минут, а в дальнейшем, до 4-5 минут.

Старайтесь записывать группы почти не отрывая букву от буквы, а карандаш от бумаги. Если при приеме текста не удалось сразу записать какой-то знак, то лучше пропустите его (сделайте на его месте прочерк), но не задерживайтесь, не пытайтесь вспоминать, иначе пропустите несколько следующих.

Если обнаруживается, что постоянно путаются одни и те же сходно звучащие знаки (например, V/4 или B/6), то нужно использовать попеременно два способа:
1) принимать тренировочные тексты из одних только этих знаков;
2) временно исключать из текстов по одному из путающихся знаков. Например, исключить буквы V и B, оставив цифры 4 и 6, а на другой день – наоборот.

Абсолютно безошибочного приема можно пока не добиваться. Если в контрольных текстах не более 5% ошибок и они не повторяются явно, значит можно и нужно повышать скорость.

Для тренировок удобно использовать компьютер. Очень хорошая программа RUFZXP , она передает случайно сгенерированные любительские позывные. Вы набираете принятый позывной на клавиатуре по ходу приема и нажимаете “Enter”. Если позывной принят безошибочно, то следующий прозвучит быстрее. Если допущена ошибка, следующий позывной прозвучит медленнее. За каждый принятый позывной программа начисляет Вам очки, которые зависят от скорости, числа ошибок и сложности позывных. После того как передано определенное количество позывных (по умолчанию – 50), программа завершается и Вы можете проанализировать, какие были допущены ошибки, какова была максимальная скорость приема и сколько очков набрано.

В третьей (текущей) версии программы можно менять тон звучания и запрашивать повторение переданного позывного, если не удалось принять его сразу. Тренировки с RUFZXP очень увлекательны и все время заставляют оператора работать на пределе своих возможностей.

Хорошее, полезное упражнение – это прослушивание знакомых текстов на повышенной скорости с одновременным отслеживанием их по готовой распечатке.

Старайтесь делать свои тренировки разнообразными – варьируйте скорость, тональность сигналов, содержание текстов и т.д. Время от времени можно пробовать скоростные “рывки” – принимая небольшой текст из ограниченного набора букв или одних только цифр, но со скоростью значительно выше обычной.

Когда будет надежно освоен прием со скоростью около 50 знаков в минуту, нужно начать переход к записи принятого знака С ОТСТАВАНИЕМ на один знак. То есть записывать очередной знак не сразу, а во время звучания следующего – это поможет нарастить скорость приема. Опытные радисты записывают знаки с отставанием на 3-5 знаков и даже на несколько слов. С этого времени можно приступить и к тренировкам по приему слов и целых фраз на слух без записи. Сначала попытайтесь мысленно выстраивать перед своим взглядом нечто вроде “бегущей строки” из прозвучавших знаков. В дальнейшем часто встречающиеся слова и радиолюбительские коды следует привыкать распознавать целиком, не разделяя их на отдельные буквы.

Специально для тренировки в приеме текстов регулярно ведёт передачи центральная радиостанция Американской радиолюбительской лиги W1AW. Довольно мощные сигналы этой cтанции обычно бывают хорошо слышны у нас на частотах 7047,5, 14047,5, 18097,5 и 21067,5 кГц (в зависимости от прохождения). Как правило там передаются отрывки статей из журнала “QST”.

Расписание этих передач на зимний период следующее:

UTС Вид Дни недели
00:00 CWs Mon, Wed, Fri
00:00 CWf Tue, Thu
03:00 CWf Mon, Wed, Fri
03:00 CWs Tue, Thu
14:00 CWs Wed, Fri
14:00 CWf Tue, Thu
21:00 CWf Mon, Wed, Fri
21:00 CWs Tue, Thu

CWs = медленные передачи 5, 7, 10, 13 и 15 WPM
CWf = быстрые передачи 35, 30, 25, 20 WPM

Полное расписание работы W1AW можно найти по адресу

Так называемых «тире» и «точек» (а также пауз, разделяющих буквы). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между знаками в букве - одна точка, между буквами в слове - 3 точки, между словами - 7 точек.

Была названа в честь американского изобретателя , который изобрёл её в .

Если же говорить о самой телеграфной азбуке (системе кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как «код Морзе» или «морзянка»), которую применяют сейчас, существенно отличается от той, что изобрел в 1838 г. С.Морзе, хотя некоторые исследователи полагают, что ее автором был Альфред Вейл - партнер Самюэля Морзе по бизнесу. Надо заметить, что исходная таблица «кода Морзе» разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трех разных длительностей («точка», «тире» и «длинное тире» - в 4 раза длиннее «точки»). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов.

Азбука Морзе является первым цифровым способом передачи информации. и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе; позже стали применяться и , которые более удобны для автоматизации. Впрочем, сейчас и для азбуки Морзе есть средства автоматической генерации и распознавания.

Для передачи русских букв использовалось коды сходных латинских букв; это соответствие алфавитов позже перешло в , а потом в и (однако в азбуке Морзе букве Q соответствует Щ, а в МТК и КОИ - Я).

На практике вместо заучивания количества точек и тире и их последовательности запоминают так называемый «напев» (мнемоническую словесную форму), соответствующий каждому знаку кода Морзе. При этом слоги, в состав которых входят гласные а , о , ы , соответствуют тире, а все остальные слоги и слог ай - точке.

Русский символ Латинский символ Код Морзе «Напев»
A A · − ай-да
Б B − · · · ба-ки те-кут
В W · − − ви-да-ла
Г G − − · га-га-рин (га-ра-жи)
Д D − · · до-ми-ки
Е E · есть
Ж V · · · − же-ле-зи-сто (жи-ви-те так)
З Z − − · · за-ка-ти-ки
И I · · и-ди
Й J · − − − йес-на па-ра
К K − · − как де-ла? (как же так?)
Л L · − · · лу-на-ти-ки
М M − − ма-ма
H N − · но-ет (но-мер)
О O − − − о-ко-ло
П P · − − · пи-ла по-ёт
P R · − · ре-ша-ет
С S · · · си-не-е
Т T так
У U · · − у-нес-ло
Ф F · · − · фи-ли-мон-чик
Х H · · · · хи-ми-чи-те
Ц C − · − · ца-пли хо-дят (ца-пли на-ши)
Ч ö − − − · ча-ша то-нет
Ш ch − − − − ша-ро-ва-ры
Щ Q − − · − ща вам не ша
Ь X − · · − то мяг-кий знак
Ы Y − · − − ы не на-до
Э é · · − · · э-ле-ро-ни-ки
Ю ü · · − − ю-ли-а-на
Я ä · − · − я-мал я-мал
1 · − − − − и толь-ко од-на
2 · · − − − две не-хо-ро-шо
3 · · · − − три те-бе мно-го
4 · · · · − че-тве-ри-те-ка
5 · · · · · пя-ти-ле-ти-е
6 − · · · · по шес-ти бе-ри
7 − − · · · да, да се-ме-ри
8 − − − · · вось-мо-го и-ди
9 − − − − · но-на но-на-ми
0 − − − − − ноль-то о-ко-ло
Точка · · · · · ·
Запятая · − · − · −
/ − · · − ·
? · · − − · ·
! − − · · − −
Знак раздела − · · · − ра-зде-ли-те нас
Ошибка/перебой · · · · · · ·
Ошибка/перебой · · · · · · ·
@ · - - · - ·

Азбука Морзе - особый способ кодирования различных языковых знаков - букв, а также цифр при помощи Используется два короткий обозначает точку, длинный - тире. Первоначально код Морзе использовали в телеграфе.

Азбука Морзе была изобретена американцем Самюэлем Морзе в 1838 году. Идея создать систему посетила Самюэла после выхода книг М. Фарадея, а также опытов Шиллинга. Морзе работал над своим детищем более трех лет, пока его труды не увенчались успехом. Первый сигнал был послан им по проволоке, длина которой составляла 1700 футов. Эксперименты заинтересовали Стива Вейла, который и профинансировал опыты Морзе. Именно благодаря ему 27 мая 1844 года было отправлено первое связанное сообщение, текст которого звучал так: "Чудны дела твои, Господи".

Конечно, в течение времени система менялась и совершенствовалась. Окончательный вариант был предложен в 1939 году. Интересен тот факт, что азбукой Морзе сам код начали называть лишь с началом первой мировой войны. Именно в то время широкое распространение получил ее "континентальный" вариант.

Как и любая знаковая система, азбука Морзе имеет как преимущества, так и недостатки. Среди достоинств данного кода можно выделить такие, как возможность записывать и воспроизводить сигналы при помощи простейших устройств, возможность ручной кодировки, а также высокая защищенность от помех при условии приема сообщения на слух даже при наличии сильных радиопомех.

Что касается недостатков, к ним относятся низкая скорость телеграфирования, сам код малопригоден для буквопечатающего приема, да и к тому же на передачу одного такого знака требуется в среднем около 9-10 элементарных посылок, что довольно неэкономично.

Наиболее известный сигнал, который передает азбука Морзе - СОС. Данный сигнал разрешается подавать лишь в ситуациях, когда существует неминуемая угроза для жизни людей либо же судна на море. Несмотря на то, что сигнал SOS многие интерпретируют как «Save our souls» (переводится как "спасите наши души") или же, по словам некоторых, «Save our ship» (спасите наш корабль), это абсолютно не так. Данный вид сигнала был выбран лишь из-за своей простоты: три точки, затем три тире и снова три точки, что довольно легко запоминается.

Как запомнить все знаки, передаваемые при помощи азбука Морзе? Напевы - один из наиболее известных и простых способов выучить код Морзе.

Напевы представляют собой ритмическое проговаривание различных наборов тире и точек. При этом стоит отметить, что слоги, в состав которых входят такие гласные, как «а», «ы» или «о», обозначают тире, а остальные слоги, а также звук «ай» - точку.

К примеру, буква «и», состоящая из двух точек, заучивается с помощью напева слова «и-ди», а буква «к» (-.-) - с помощью словосочетания «кааак-же-тааак».

На сегодняшний день существует масса различных программ, с помощью которых можно изучить код Морзе, синтезировать сообщения, кодировать и декодировать информацию с помощью азбуки, а также потренироваться принимать и подавать сигналы Морзе при помощи света.

Несмотря на то, что в наше время существует масса новых систем и кодов передачи информации, азбука Морзе все так же популярна среди радиолюбителей.