Что такое e learning. LMS для коммерческих организаций. Успех внедрения e-learning – правильный подход к организации мощной обучающей системы

С чего начинается Ваше утро? Пожалуй, с того, что Вы выключаете будильник на мобильном телефоне. А еще лет 15-20 назад? Да ведь тогда у нас были совсем другие будильники! И вроде бы мы все так же просыпаемся по утрам, но все-таки мир изменился, технологии заполнили наш быт.

А как Вы думаете, изменилось при этом что-то в технологиях обучения? Безусловно.


Широкое понятие e -learning

E-l earning (англ. electron learning) - электронное, дистанционное обучение. Иными словами, обучение на расстоянии с использованием современных технологий.

E -learning существует в разных формах. Это разнообразные открытые платформы, где любым желающим предоставляются серии бесплатных курсов, а по подписке - и более продвинутые. В качестве зарубежных примеров можно привести: Khan Academy (www.khanacademy.org ), Code Academy (www.codecademy.com).

Это центры дистанционного образования, основанные университетами. Наконец, это корпоративное обучение с использованием e -learning технологий.

При этом форм e-learning обучения также существует великое множество, например:

  • Серии видеоуроков (например, сайт ted.com )
  • Серии текстовых статей, разбитых по шагам/урокам, которые могут быть дополнены видео
  • Специально организованное и модерируемое обсуждение на форумах
  • Онлайн-тестирования и прочие задания
  • Вебинары (Webinar - от англ. web + seminar) - трансляция выступления преподавателя через специальный интерфейс слушателям с возможностью обратной связи, захвата экрана и т. д.
  • Интерактивные образовательные игры
  • Электронные курсы

Из всех видов обучения электронный курс, пожалуй, является базовой единицей e -learning , законченной темой, в первую очередь потому, что он позволяет в одном законченном продукте использовать практически все остальные сущности e -learning . То есть в электронный курс могут включаться видеоуроки, тексты, иллюстрации, тестирования, упражнения, игры. Пожалуй, только вебинары и онлайн-обсуждения принято вести вне рамок электронного курса. Две этих возможности осуществляются обычно через систему дистанционного обучения.

Именно СДО обычно ведет сбор статистики прохождения курсов пользователями и позволяет качественно оценивать результаты обучения, анализируя большие массивы данных.

Глобальный e - learning рынок по объему движется к отметке в 107 биллионов долларов в 2015 году. По оценкам, глобальный показатель выручки в этой сфере достигает 49,9 миллиардов долларов в 2015 году. В рейтинге стран с самыми высокими темпами роста рынка электронного обучения на первом месте стоит Индия (55%), затем Китай (52%), затем Малайзия (41%). На 10-м месте разместилась Украина (20%). Россия в 10-ку не вошла.

Глобальный e - learning рынок по объему движется к отметке
в 107 биллионов долларов в 2015 году.

Итак, мы прошли небольшое введение в e -learning . Теперь перейдем к рассмотрению его особенностей и преимуществ.


Особенности e -learning


Особенностью e -learning , или дистанционного обучения, является отсутствие очного преподавателя или наставника. То есть пользователь проходит обучение самостоятельно. Расстояние и устройства не имеют значения.

Обучение может проводиться на рабочих местах, в компьютерных классах или на планшетах сотрудников в любом удобном для них месте.

Особенностью e - learning является отсутствие очного преподавателя
или наставника.

E -learning технологии наиболее эффективны в решении следующих задач:

1. Обучение новых сотрудников, когда необходимо быстро передать пакет конкретных начальных знаний.

2. Оперативное обучение новым методикам, стандартам, формам, программам, системам, изменениям в них.

3. Повышение квалификации сотрудников по конкретным темам, направлениям, областям, компетенциям.


Преимущества e-learning


1. Возможность тиражирования знаний сквозь границы и время

  • По локальной сети
  • Через внутренний портал или систему обучения
  • Через Интернет
  • На дисках

Кроме последнего варианта, распространение курса происходит мгновенно. Простым назначением курса в системе дистанционного обучения Вы можете подписать столько тысяч человек на курс, сколько необходимо.

Электронный курс - это инструмент, который предоставляет множество возможностей для интересного интерактивного обучения. Пользователь постоянно взаимодействует с курсом, движется по нему, изучает материалы, следит за своим прогрессом. Если курс сюжетный, то необходимо управлять персонажем, участвовать в интересной истории вместе с героем. Помимо этого, от пользователя может потребоваться слушать диктора, знакомиться с видеоматериалами.

Ну а практические задания вообще требуют 100% вовлеченности, здесь уже нельзя отвлечься и «думать о своем», как это бывает в аудитории с преподавателем, когда внимание рассеивается.

И главное! Курс будет говорить на понятном пользователю языке, с помощью логичной структуры, понятного текста, визуализации, графики, схем, видео и так далее!


3. Практика и только практика

В электронном курсе можно реализовать:

  • Практические тренажеры по программным продуктам, работе с системами
  • Тренажеры по заполнению бланков и форм
  • Кейсы на отработку навыков ведения диалогов
  • Другие навыковые кейсы

Пользователь имеет возможность самостоятельно оценить
уровень своих знаний.

Немаловажный факт при этом - мгновенная обратная связь. Пользователь имеет возможность самостоятельно оценить уровень своих знаний, узнать, что было сделано верно, а что нет, а также получить рекомендации по исправлению своих пробелов.


4. Психологический комфорт и мобильность

Пользователь находится один на один с курсом. И если он не в компьютерном классе, где часы посещения строго ограничены, у него есть отличная возможность потратить на обучение столько времени, сколько нужно. А если курс запускается с планшетов и других мобильных устройств, то обучение становится еще и крайне мобильным. Может, Вы повышаете личные компетенции, лежа дома на диване, а может, встречаете клиентов в торговом зале и под рукой держите планшет с возможностью быстро заглянуть в библиотеку продуктов и скрипты их продажи.


Ключевые тренды в развитии e -learning


Так куда же мы движемся с учетом всех обозначенных возможностей и преимуществ? По статистике, зарубежный рынок электронного обучения в корпоративной среде будет расти на 13% ежегодно, вплоть до 2017 года. На сегодня 77% компаний в США имеют портал дистанционного обучения и успешно используют его возможности для обучения своих сотрудников. На самом деле можно выделить 5 ключевых трендов, господствующих в настоящее время в сфере e -learning .

По статистике, зарубежный рынок электронного обучения в корпоративной среде будет расти на 13% ежегодно.


1. Геймификация

Безумно модное слово в последние дни, не находите? Наверное, потому оно и стоит на первом месте.

Геймификация означает использование элементов дизайна игры, а также игровых механик за пределами традиционных компьютерных и мобильных игр.

Подобные приемы доказано увеличивают скорость обучения и вовлеченность в процесс. Пользователи подходят к изучению подобных курсов со стратегической точки зрения, планируя свое время и усилия в соотношении с получаемым вознаграждением. Система достижения и вознаграждений - одна из самых ключевых составляющих геймификации. Другими элементами является сюжетная линия, персонажи, игровые механики и так далее. Как минимум элементы геймификации позволяют значительно увеличить эффективность обучения. Как максимум продвинутые обучающие игры позволяют оценить разные аспекты поведения пользователей в тех или иных ситуациях, поставленных перед ними в процессе обучения.


2. Рост доли дистанционного обучения в корпоративном обучении

Эта тенденция сохраняется из года в год. Все больше компаний приходят к выводу, что инвестиции в обучение персонала приносят выгоды для всей компании в целом. Повышение качества клиентского сервиса, новый качественный уровень менеджмента, отладка внутренних процедур - это только часть вероятных преимуществ. В последнее время сложилась тенденция предоставлять сложные технологические продукты вкупе с обучением по ним, то есть e -learning может становиться качественным дополнением сложных программных продуктов или услуг.

Все больше компаний приходят к выводу, что инвестиции в обучение персонала приносят выгоды для всей компании в целом.


3. Открытые технологии и доступность e -learning

Системы дистанционного обучения, или LMS (Learning Management Systems ), постепенно упрощаются, становятся более доступными. Уже на сегодняшний день существует несколько открытых бесплатных систем: Coursera , OpenupEd , edX , Future Learn , UDACITY , Iversity . Идет постепенная стандартизация, например тот же стандарт SCORM . Возникают интересные облачные решения, все чаще звучит сокращение SAAS (software -as -a -service ). Последнее означает возможность использовать облачную СДО-систему за очень умеренную абонентскую плату. Так, программное решение становится услугой, что и зашифровано в сокращении SAAS . Такие системы удобны, современны, просты в администрировании и в целом направлены на максимальное удовлетворение потребностей компаний в электронном обучении.

Уже на сегодняшний день существует несколько открытых бесплатных систем.


4. Социализация

О тотальном распространении социальных сетей сейчас знает каждый. С обучением этот тренд связывает желание людей делиться знаниями и информацией. Это актуально как для открытых ресурсов, когда пользователи с удовольствием обсуждают пройденные курсы и темы, ведут дискуссии, так и для корпоративных систем.

Социализация в образовании - желание людей делиться знаниями и информацией.


5. Смешанное обучение

Этот тренд также сохраняется на протяжении нескольких лет. Доказано, что самое эффективное обучение - это совмещение, во-первых, разных видов дистанционного обучения (электронный курс + вебинар + тест + форум, например), а во-вторых, дистанционного и очного обучения. В последнем случае организуются комплексные обучающие программы, позволяющие достичь максимального эффекта (как в плане обучения сотрудников, так и в плане оптимизации расходов компании).

Введение

Добро пожаловать в чудесный мир электронного обучения! Вы стали частью отрасли, которая постоянно меняется самым интересным образом, что делает ее как очаровательной, так и временами сложной.

Когда в 1990-х годах люди начали пользоваться термином e-learning, под ним чаще всего понимались PowerPoint-презентации во Flash формате. В большинстве случаев это были те же самые PowerPoint-презентации, которыми преподаватели и тренеры пользовались в учебных аудиториях. Только теперь студенты и проходящие обучение сотрудники могли смотреть презентации онлайн.

Хотя сейчас такие Flash-презентации постепенно уходят в прошлое, нужно признать, что они заложили важный фундамент отрасли электронного обучения. По мере развития технологий и повсеместного распространения интернета, индустрия e-learning буквально взорвалась. Теперь она представляет собой такую сложную систему инструментов, технологий, плееров и терминов, что бывает сложно в ней сориентироваться.

В этой книге вы узнаете:

  • Что такое e-learning на самом деле
  • Какую пользу может принести e-learning вашей организации
  • Что включает в себя процесс создания e-learning
  • Методы измерения эффективности e-learning
  • Как доставить курсы учащимся

Давайте начнем с более детального рассмотрения термина “e-learning”.

Что же такое e-learning?

Итак, что именно мы подразумеваем под e-learning? Вкратце, e-learning - это обучение или подготовка, осуществляемые посредством цифровых технологий.

При традиционном обучении, учитель или инструктор передает знания в обстановке настоящего класса. Учащиеся слушают, смотрят и лично взаимодействуют с учителем/инструктором.

В случае с e-learning учащиеся получают учебный контент посредством компьютера, планшета или смартфона. А что же это за “учебный контент”? Ну, это может быть множество вещей. Например, серии слайдов с аудио/видео сопровождением автора, PDF-файлы, видеозаписи, скринкасты (записи экрана), симуляции программ или интерактивные курсы со слайдовой структурой.

Многие люди представляют себе базовый e-learning курс в виде размещенной в сети слайдовой презентации с простейшей навигацией (кнопки “вперед” и “назад”) и небольшим тестом (с вопросами на “да/нет” или на выбор одного верного варианта). Но не все e-learning курсы обладают таким набором качеств. К примеру, e-learning курс может представлять собой симуляцию программы, которая учит пользователя работать с доступными функциями. Или, например, это может быть интерактивный курс с элементами ролевой игры, требующий принятия ряда сложных решений. Однако, несмотря на все разнообразие e-learning, существует ряд общих особенностей.

В своем ритме

Одна из наиболее удобных особенностей e-learning в том, что электронное обучение асинхронно и происходит в ритме, комфортном для учащегося. Это означает, что время изучения материала никак не ограничено. В отличие от традиционного обучения, где студентам приходится подстраиваться под временные интервалы и ритм, задаваемые преподавателем, e-learning может происходить в любое время и в любом ритме.

Хочется сразу оговориться, что, хотя обучение в своем ритме дает определенную свободу, некоторые организации устанавливают четкие сроки прохождения e-learning курсов. Например, специалист по продажам, который изучает новые функции продукта, должен успеть закончить обучение до его запуска. Или студент, изучающий тему, должен успеть до конца четверти. И, хотя e-learning обычно происходит асинхронно, в него входят и синхронные виды обучения, такие как веб-конференция или онлайн-чат.

Интерактивность

Самые увлекательные e-learning курсы в большинстве своем интерактивны. Вместо пассивного опыта, при котором учащийся просто читает и просматривает контент курса, интерактивный курс подразумевает активное вовлечение студента в процесс обучения. Учащиеся кликают мышью или взаимодействуют с экраном устройства. Они перетаскивают контент с одного места на другое. Они делают выбор, который влияет на последующие события в курсе.

Интерактивный e-learning может включать в себя упражнения на развитие критического мышления: игры, тесты и сценарии принятия решений, которые помогают учащимся без риска исследовать последствия сделанного выбора. И хотя в мире каждый день создается множество неинтерактивных курсов, наиболее эффективные e-learning курсы все же обычно интерактивны.

Мультимедиа

В состав e-learning часто входит мультимедийный контент. Честно говоря, PowerPoint-слайды, состоящие из одних маркированных списков и текста, выглядят достаточно скучно. Мы исследовали более 500 онлайн-учащихся , и они признались, что больше всего ненавидят чтение нудных процедур и правил и прохождение скучных электронных курсов. Наиболее эффективный e-learning по-настоящему увлекает учащегося, удерживает интерес и внимание и, таким образом, обеспечивает усвоение материала. Именно поэтому во многих курсах используются анимации, аудио и видео - чтобы создать мультимодальный, захватывающий и эффективный учебный опыт.

Вне зависимости от того, как выглядит e-learning курс, он обычно принадлежит к одной из двух категорий: информационные (information-based) и ориентированные на результат (performance-based). Информационные курсы содержат ту информацию, которую необходимо распространить среди сотрудников, часто с целью соблюдения нормативных требований. Такие курсы создаются, чтобы осведомить сотрудников и удостовериться, что информация ими получена. То есть информационные курсы не ориентированы на трансформацию учащихся. В качестве примера можно привести курс, описывающий новую политику компании.

С другой стороны, курсы, ориентированные на результат , ставят своей целью изменение поведения - например, освоение сотрудником нового навыка. Такие курсы способны приносить измеримые результаты, оказывающие влияние на бизнес. К примеру, когда специалист по тех. поддержке освоит навык эффективного общения с недовольными клиентами, это может положительно повлиять на степень удовлетворенности клиентов.

Если вам понравилась статья и перевод, дайте нам знать - нажмите кнопку Recommend
А если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по E-Learning и не только - скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Штат, состоящий из высококвалифицированных сотрудников – это залог плодотворной деятельности и стремительного развития любой компании. Однако не всегда в крупной компании можно сформировать коллектив, состоящий из профессионалов одного уровня. В некоторых случаях целесообразнее нанять перспективных, заинтересованных работников, и в процессе адаптации дать им необходимую базу знаний.

К вопросу обучения сотрудников руководство организации подходит по-разному: направляет на обучение в тренинговые центры, нанимает наставников для предоставления необходимых знаний выделенным группам сотрудников, формирует учебные центры. Однако применение данных методов сказывается на продуктивной мощности компании не лучшим образом: теряя драгоценное время, средства, обучая «не тех» сотрудников, организация замедляет темпы роста и уступает в лидерстве более сильным компаниям-конкурентам.

Сегодня существует эффективный метод, предоставляющий простые, доступные и результативные инструменты для корпоративного обучения – e-learning, или электронное обучение. Качественное внедрение системы e-learning в компанию позволяет добиться высоких результатов продуктивной деятельности, решить вопросы повышения квалификации и образования персонала, а также затратить минимум времени и средств. Рассмотрим достоинства e-learning и определим оптимальные способы внедрения системы в организацию.

Шагаем в ногу со временем: e-learning для развития персонала


Электронный формат корпоративного обучения в компаниях сегодня не является собственным ноу-хау или предметом роскоши. Параллельно созданию интернет-технологий и запуску огромного количества система e-learning стремительно растет и существует в современном мире среднего и крупного бизнеса.

В отличие от традиционной формы обучения, система e-learning имеет массу преимуществ:

  • Повышение квалификации, предоставление ценных, узкоспециализированных знаний происходит без отрыва сотрудников от основного рабочего места
  • Выбор подходящей системы обучения позволяет компании оптимизировать финансовые затраты на образование персонала
  • Е-learning охватывает огромные сферы и направления бизнеса (торговля, финансы, менеджмент и другие)
  • Электронное образование дает возможность индивидуальных занятий, самостоятельного изучения материала в необходимом объеме
  • В процессе обучения участники могут консультироваться с в режиме онлайн
  • Учебные программы содержат комплексы упражнений и практических заданий с привлечением мультимедийных решений, что делает процесс обучения интересным, повышает его понимание, усвоение и запоминание

Многие российские компании успешно применяют систему e-learning. Например, крупные промышленные корпорации «Сибнефть», «Норильский никель», Сбербанк России, МПС, «Северсталь», сетевая компания «Сибирское здоровье», центр медицинских услуг «ИНВИТРО» и многие другие.
Например, в Сбербанке была внедрена мощная программа корпоративного обучения для конкретных должностных лиц «Вводный курс по банковским продуктам». Курс содержит индивидуальные обучающие материалы, а также мощную платформу для получения знаний – инструменты, доступные сотрудникам в режиме онлайн.
В проекте сконцентрированы все наработки системы e-learning за период использования дистанционных технологий в компании. Программа является одной их самых результативных и масштабных систем корпоративного обучения на территории РФ (по версии Центра Разработки Мультимедийных Материалов (ЦРММ)).

E-learning для обучения персонала: этапы внедрения системы


Как понять, что вашей компании нужна эффективная система e-learning? В основном современные компании на каком-либо этапе деятельности сталкиваются со следующими проблемами:

  • Разработка нестандартных производственных процессов, требующих своевременного и обязательного изучения персоналом
  • Территориальная хаотичность филиалов компании
  • Ограниченное время для изучения нового материала
  • Подавляющее число сотрудников, получивших образование по традиционной форме обучения
  • Минимальный бюджет, выделенный на программу обучения персонала
  • Зафиксировано большое количество сотрудников, нуждающихся в обучении.

Присутствие одного или нескольких факторов говорит о необходимости применения в компании e-learning.
Что предпринять руководителю? Отбросив сомнения, следовать этапам постепенного внедрения системы в компанию.

1. Анализ инструментов e-learning

Стандартного и единого способа для внедрения дистанционного формата обучения в организацию не существует – инструменты и программы должны быть адаптированы под потребности конкретной организации. На начальном этапе в компании требуется четкое выстраивание подробной схемы e-learning, состоящей из трех основных модулей:
1. Автономная система управления дистанционным обучением (LMS «Learning Management System»)
2. Учебный материал (контент, электронные курсы)
3. Авторские материалы
Перед компанией стоит задача сформировать масштабную базу знаний для доступа сотрудников к инструментам, внедрение которых поможет пользоваться системой e-learning без ограничений. Базовыми инструментами, которые сотрудники могут применять в обучении, являются:

С применением e-learning корпоративное обучение приобретает новый формат. Из отдельного образовательного мероприятия формируется целая экосистема, в которой сконцентрирован качественный учебный материал и открыт доступ к мощным инструментам для эффективного обучения сотрудника и его роста по карьерной лестнице.
На этапе ухода от очной формы обучения к дистанционной важную роль играет возможность коммуникации. Есть вероятность, что сотрудник не сможет разобраться самостоятельно, оставшись один на один с электронным курсом. Общаясь с группой и обсуждая тематические вопросы, он лучше поймет и усвоит нюансы материала.

2. Выбор LMS, соответствующую задачам и целям компании


Систему управления e-learning необходимо выбирать с учетом ее возможностей и перспектив развития в компании. Огромное количество функций – не главное. Важно освоить методологию, базовые модули, которые будут решать проблемы обучения персонала компании уже сегодня.
Например, если компания планирует подключить к электронному обучению целые группы работников, необходимо обращать внимание на вспомогательные инструменты системы, которые решают вопросы удобства работы с электронными курсами, имеют программы для обучения в оффлайн и онлайн режимах.
Популярными и востребованными системами LMS в России сегодня являются:

  • Компания «Лаборатория Мультимедиа» (labmedia.su)
  • iSpring (ispring.ru)
  • CTI (cti.ru)
  • Mirapolis (mirapolis.ru)
  • Competentum (competentum.ru)

Представители некоторых вышеперечисленных компаний примут участие в крупнейшей ежегодной выставке в сфере управления персоналом HR&Trainings EXPO 2017 (expo.trainings.ru).
При определении лучшей системы для конкретной компании следует рассмотреть LMS с практической точки, оценить возможности провайдера и взвесить технические характеристики программы. Важным фактором, упрощающим работу системы, является наличие у поставщика инструментов для быстрой адаптации системы в компании, а также функций удобной настройки, легкости в использовании, доступности.
Обращайте внимание и на ценовую политику системы: e-learning помогает оптимизировать затраты, но не выступает в качестве основного «поглотителя» финансовых средств компании.

3. Электронное образование персонала: этап планирования

Правильно выбранная система LMS решает задачи обучения, систематизирует обучающие процессы и выполняет множество функций, предназначенных для следующих мероприятий:

  • Привлечение к обучающим программам специалистов различных категорий
  • Создание индивидуальных программ, предусматривающих комплексное обучение в зависимости от специализации, профессионализма, стажа сотрудника и пройденного им ранее обучения
  • Развитие в организации культуры качественного самообучения
  • Планирование различных обучающих мероприятий
  • Быстрая, эффективная помощь в достижении бизнес-целей
  • Получение объемных аналитических данных по итогам обучения

Помните! Инструменты электронного обучения – не игрушка для сотрудников, а предмет для эффективного решения бизнес-задач! Игнорирование назначения системы и использование ее функций персоналом в личных целях должно пресекаться сразу же.

4. Электронное образование в компании: внедрение и продвижение e-learning

На начальном этапе внедрения проекта в коллектив необходимо назначить HR-менеджера, отвечающего за работу системы и сформировать команду, правильно сформировав ее рабочие функции. Информация о дистанционном обучении распространяется между руководителями подразделений, филиалов, менеджерами – нужна их поддержка в привлечении сотрудников к новому курсу, в создании обучающих групп, а также для правильного донесения целей проекта.
К наступлению ключевого момента запуска системы e-learning в компании должны быть сформированы все этапы от начала разработки программы и до ее внедрения:

  • Обозначены цели e-learning
  • Очерчены перспективы развития проекта в компании
  • Выделены ресурсы для приобретения всех учебных инструментов
  • Определены партнеры
  • Сформирована целостная PR-команда
  • Настроена система управления LMS (отвечает поставленным бизнес-задачам и целям)

5. Оценка эффективности системы


Мониторинг результатов работы e-learning отображает правильность выбора и формирования всех этапов внедрения системы в культуру компании. Успех дистанционного обучения в компании есть, если выявлены такие изменения:

  • Бюджет компании, выделенный на внедрение e-learning, оптимизирован и оправдан
  • Появились новые возможности обучения, расширилась аудитория слушателей и желающих участвовать в проекте
  • Внедрение новых технологий привело к увеличению скорости усвоения материала
  • Повысился профессионализм, изменился подход к работе у сотрудников
  • Рабочие процессы стали приносить высокие результаты

В случае, если итоговые результаты не радуют, откорректируйте некоторые этапы его работы. Четко определите целевую аудиторию, выявите, соответствует ли обучающая программа требованиям персонала. Электронное обучение не будет эффективным, если оно проводится отдельно от других образовательных программ, задействованных в организации.

Успех внедрения e-learning – правильный подход к организации мощной обучающей системы

Если о новой системе обучения, внедренной в компании, не идут разговоры между сотрудниками, а обучающиеся заходят на курс «по распоряжению и в определенные часы», можно считать, что запуск программы провален.
Что предпринять для успешной работы e-learning?

Каждая компания выстраивает индивидуальную линию внедрения e-learning, используя уникальные программы и технические решения. Ваша система дала сбой, и сотрудники не заинтересовались обучающим курсом? Не отчаивайтесь, возможно, проблема кроется в другом.
Откройте обучающий курс и пройдите его сами. Зеваете на десятой минуте просмотра? Значит, качество и подача материала низкого качества, следовательно, и результат такого обучения будет нулевым. Чтобы вырастить профессионалов, нужны эффективные программы и качественные инструменты, с помощью которых каждый сотрудник вашей компании покажет максимальные результаты!

Оценивая скорость развития дистанционного образования, интерес к такому виду обучения и многие другие факторы, можно предполагать, что скоро система e-Learning станет более популярна, чем система традиционного образования.

Мировая индустрия e-Learning насчитывает свыше 48 миллиардов долларов США. Скорость развития информационных технологий поражает. Казалось бы, еще совсем недавно планета пришла в изумление от появления первого компьютера. Это было что-то сверхневероятное и представляло огромные перспективы во всех сферах деятельности человека.

Сегодня мир даже не удивляется возможностям, которые показывают, например, системы искусственного интеллекта. Настолько быстро прошла некая «акклиматизация» человечества в среде столь быстро растущих технологий.


Сейчас и e-Learning (e-Learning - это обучение, которое строится с помощью Интернет-технологий ) стал обычным и распространенным видом получения образования. Безусловно, системы дистанционного обучения постоянно совершенствуются и дополняются, но эти обновления принимаются, как факт, а не как нечто сверхъестественное.

Мифы

Несмотря на открытый доступ к информации, на существования незаменимого Google Search и статей на любой запрос в Wikipedia, мифы относительно дистанционного образования существуют и постоянно появляются с новыми интерпретациями.

  • Первый миф, который хотелось бы обсудить - «e-Learning требует меньше времени, чем стандартные виды получения образования».

Это абсолютное заблуждение. Времени на обучение требуется столько же, а в некоторых случаях, онлайн-обучение занимает даже больший временной отрезок, чем традиционные методы получения образования. Чтобы правильно скоординировать свою работу с электронными курсами, необходимо очень четко ставить перед собой цели и понимать важность принятого решения - получать образование дистанционно. Очень важен этап «самопланировки».

Сейчас очень распространенным стал термин «прокрастинация», что означает - откладывание на неопределенное время неинтересных, неприятных и сложных дел. В случае с онлайн-обучением становится очень важным умение бороться с этой самой прокрастинацией.

Правильное и качественное планирование собственного времени может упростить работу в дистанционных курсах, но никак не сократить время пребывания в них и поглощения контента. e-Learning должно иметь равноправие с традиционным преподаванием. Только тогда учащиеся смогут получить действительно качественный и необходимый уровень знаний.

  • Миф второй. «e-Learning - это низкое качество образования».

Это не так. Если вернуться к первому мифу, то можно сделать вывод относительно второго. e-Learning - такая же качественная система, как и потребление аудиторных занятий. Все зависит от распланированного времени и правильной расстановки приоритетов со стороны учащегося. Материалы преподаются те же, что и в аудиториях очного обучения, коммуникация может осуществляться с реальными преподавателями, которые всегда готовы ответить на любые учебные вопросы.



Под «качеством образования» сложно понимать какой-то объективный термин. В основном, оценка качества строится из каких-либо субъективных суждений, принадлежащих единице или нескольким единицам общества. Тот факт, что учащийся не успел пройти какой-то тест или осуществить какое-либо задание, не означает, что «качество дистанционного образования» снижено из-за его неправильной планировки времени.

  • Миф третий. «e-Learning - сложно для понимания».

Это не так. Дистанционное обучение подразумевает систему, в которой каждый обучающийся найдет для себя наиболее удобный для него способ потребления контента. Это можно отнести и в список преимуществ онлайн-обучения. Пользователь имеет все инструменты для получения дополнительной информации и возможности усваивать материалы.

В дистанционном обучении очень распространено и активно используется метод коммуникации между учащимися. Это помогает обсудить и решить какие-либо вопросы, связанные с программой, найти правильные ответы и обсудить результаты. Все это несет доступность для понимания и усваивания.

  • Миф четвертый. «e-Learning - это отсутствие коммуникации с преподавателями и студентами».

Об этом говорилось выше, об этом будет говориться потом: коммуникация в дистанционном обучении присутствует на все сто процентов. Именно для этого в онлайн системах существуют такие компоненты, как форумы, блоги, чаты, комментарии и так далее.

Все это - фундамент коммуникаций. Многие учащиеся находят друг друга посредством социальных сетей, продолжая вести диалог за пределами учебного пространства. Все зависит от учащегося: готов ли он вести такую коммуникацию и активно использовать свои дискуссионные качества.

  • Миф пятый и последний, который хотелось бы рассмотреть, но далеко не последний в длинном списке заблуждений, которые приписывают онлайн-обучению. «Работодатели не доверяют образованию, полученному online».


Здесь существует совершенно обратная картина. В современном мире, который столь быстро овладевает современными технологиями, коммуникациями и прочими новшествами, все люди, находящиеся на руководящих должностях, отлично понимают, насколько важен современный взгляд на мир. Не случайно можно встретить определение, которое гласит: «e-Learning - обучение будущего».

Это действительно так. Это метод, активно развивающийся в двадцать первом веке совместно с развитием технологий. Это то, что может повлиять и влияет на будущее человечества. Работодатели, которые заинтересованы в качестве своих кадров, полноценно оценивают преимущества дистанционного обучения. Они оснащают офисы техникой последнего поколения точно, как и пытаются собирать команды из работников, которые свободно ориентируются в последних тенденциях развития.

Работодатели не только доверяют дистанционному обучению, но и всячески поощряют желания его получать. Огромным плюсом, который руководители ставят на первое место, обсуждая онлайн-обучение, является - возможность совмещать работу с получением учебного контента.

Практически все крупные корпорации и компании, которые заинтересованы в повышении квалификаций у своих работников, настаивают на прохождении сотрудниками различных онлайн курсов, как по узким специализациям, так и общеобразовательных.

Возможности

Что касается возможностей, которые открывает e-Learning для желающих, то они - безграничны. Само пространство, посредством которого происходит обучение, говорит за себя - Интернет, Глобальная Сеть, Всемирная Паутина и так далее. Всего чуть более четырех десятков лет назад в жизни планеты появился Интернет. Относительно всей истории человечества, полвека - это мизерный срок. Однако сейчас человек просто не представляет своего существование без электронных технологий, Интернет-коммуникаций и прочих привычных уже вещей.

  • Во-первых, e-Learning - это возможность получать обучающий контент в любом возрасте. Двадцать лет, сорок лет, шестьдесят - здесь не имеет значения. Важно осознавать потребность в знаниях и иметь желание для их качественного восприятия. e-Learning - отличный инструмент для тех, кто стремится повышать свой уровень знаний в любом возрасте и на любом жизненном этапе.
  • Во-вторых, e-Learning - это коммуникация. Мир Интернета и Медиа - это бесконечная коммуникация с форматом 24/7. Пожалуй, это одно из самых важных преимуществ дистанционного обучения, потому что существует возможность находить ответы на важные вопросы в любое время. Можно связываться с людьми, которые находятся в других часовых поясах, общаться с ними и нарабатывать собственную информационную базу. Потребление контента именно через диалог - необходимо. Диалог - наиболее эффективный способ донести и усвоить что-либо. В таком случае непременно растет продуктивность обучения, что влияет на качество «выпускника».
  • В-третьих, e-Learning обычно имеет более низкую стоимость, чем традиционное обучение. Это обусловлено снижением расходов на переезды, на аренду помещений для занятий, на зарплаты обслуживающему персоналу, но никак не снижением качества преподаваемого материала. По доступным данным, известно, что стоимость онлайн-«урока» примерно в 2–3 раза ниже, чем стоимость аудиторного занятия.
  • В-четвертых, e-Learning - это огромное информационное поле, которое не ограничивается установленной программой. Это свобода и гибкость доступа к любой нужной информации, возможность одновременно проходить обучение в разных университетах и на разных курсах.
  • В-пятых, e-Learning - это постоянное существование в мире современных технологий, что является очень важным аспектом для человека, живущего в двадцать первом веке. Обучающиеся становятся более самостоятельными и мобильными. В Интернете создаются профессиональные виртуальные сообщества, где появляется возможность обмениваться собственными знаниями и опытом, обсуждать курсы, давать и получать советы.

Перспективы

Перспективы e-Learning огромны. Наблюдая за тем, с какой скоростью развиваются Современные Информационные Технологии, можно только догадываться, какое светлое будущее ожидает систему дистанционного обучения.

  • Распространение по всему миру.

Сейчас США - крупнейший e-Learning рынок. Европа находится на втором месте. Скорости роста рынков дистанционного образования достаточно высоки. Именно поэтому, в перспективе, охват каждой страны неизбежен. Это отличная возможность развивать потенциал государства. Более того, внедрение дистанционных систем образования в каждой стране поможет стереть виртуальные границы между континентами, что дает предпосылки для возникновения следующей перспективы.

  • Глобальные совместные международные проекты.

e-Learning обсуждают на мировом уровне. Организуются постоянные конференции, саммиты, ведутся бесконечные переговоры и обсуждения. Перспектива существует в появлении периодических глобальных международных проектов, в которых возможность принимать участие не будет ограничена географическим положением. Это, возможно, целые он-лайн конференции с огромным количеством учащихся, онлайн-представление и публикация проектов с возможностью дискуссий в крупных онлайн-аудиториях. Дистанционно могут решаться государственные дела, что может ускорить процесс принятия важных решений и сократить расходы на проведение оффлайн-мероприятий.

  • Повышение уровня квалификаций.

Еще один очень важный пункт в развитии системы e-Learning. Иснтрументы дистанционного обучения постоянно совершенствуются. Это отражается и на предлагаемом контенте и на каких-либо технологических моментов. Здесь наблюдается прямая зависимость: чем выше качество самого поставляемого образования, тем выше и квалификации у тех, кто это обучение проходит.

Оценивая скорость развития дистанционного образования, интерес к такому виду обучения со стороны пользователей и многие другие факторы, можно предполагать, что достаточно скоро система e-Learning станет более популярна, чем система традиционного образования.


e-Learning - это невероятный прорыв в области технологий и вовлечения в эти технологии человека.
Финансовый рост в этой сфере позволяет разрабатывать и внедрять новые технологии, открывать большее количество университетов, поддерживающих дистанционное обучение и создавать наиболее качественный контент.

Сегодня 81% всех учреждений высшего образования США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения. И количество таких университетов постоянно растет не только на территории США. e-Learning действительно глобальное и важное явление для истории человечества. Создатели учебного контента постоянно стремятся улучшать его качество, а потребители этого контента - как можно в большем объеме его потреблять.

Люди действительно заинтересованы в своем уровне образования, который позволяет получать должности в крупных корпорациях, разрабатывать и внедрять собственные бизнес-модели и просто комфортно жить в современном обществе.

Термином «e-learning» нередко называют любое удаленное обучение, которое осуществляется через Интернет. Примерно так и звучит определение, данное специалистами ЮНЕСКО.

Но это не совсем правильно. Если студент получает материалы учебного курса на компакт-диске, а с преподавателями общается по электронной почте - это вовсе не e-learning. Подобный процесс следует называть дистанционным обучением с применением информационно-коммуникационных технологий.

Что же представляет собой система e-learning?

Примеры решенных тестов в личном кабинете

«E» - значит «Electronic»

Сокращение «e-learning» расшифровывается как «electronic learning». В переводе - «электронное обучение». Появилось это выражение относительно недавно, в 80-х годах прошлого века.

Первые дистанционные системы возникли намного раньше. Ведь и до распространения интернета случалось, что учащийся не в состоянии посещать учебное заведение - по болезни, или ввиду географической удаленности.

Понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» близки, но не тождественны. В первом случае речь идет о форме обучения, а во втором - о средствах.

Если некто обучается дистанционно - это значит, что студент и преподаватель взаимодействуют удаленно. Порой они разделены не только расстоянием, но и временем (один написал, второй ответил спустя несколько дней или недель).


Электронное обучение e-learning предполагает, что в процессе используется некая виртуальная среда - ее называют платформой.

Платформа представляет собой сервер, доступ к которому осуществляется с помощью специальных программ. В базе данных содержатся учебные материалы и всевозможные средства мониторинга (например, электронный журнал с оценками и форма для решения тестов).

Подключение к учебному серверу происходит через интернет. Сайт обычно носит доменное имя «.edu».

Электронные системы обучения не всегда используются дистанционно. Некоторые ВУЗы применяют их и для студентов очной формы.

Виды обучающих платформ

В настоящее время существует около 400 виртуальных обучающих платформ. Их можно разделить на два вида: закрытые и открытые.

Закрытые платформы - такие, в которых программное обеспечение требуется купить. Естественно, сделку осуществляет не студент, а учебное заведение. Самая популярная из закрытых платформ - Blackboard. Ее используют в Гарварде и Оксфорде. Да и в некоторых российских университетах тоже (СПбГУ, ДВФУ). Хотя это и не очень удобно: русскоязычной версии там нет.

1. За счет использования дистанционной системы Мираполис (Mirapolis) учащийся экономит время и финансы, а это позволяет изучать больше информации и тратить больше времени на практику. Доступные результаты по всем предметам позволяют вовремя исправлять оценки и сдавать проверочные работы.

Составляющие системы e-learning

Технологии e-learning в образовании применяются широко, поэтому платформы постоянно развиваются. Сервер e-learning - не просто файлохранилище, куда студенты получают доступ. Это достаточно сложная система.

Обычно платформа включает три модуля:

  • Собрание электронных курсов
  • Комплекс авторских средств

Система управления обучением

Система управления обучением (она же LMS) - это те программы, посредством которых студент получает доступ к ресурсам, а преподаватели - контролируют учащихся. Иными словами, это некие клиентские приложения.

Обычно и студенты, и представители руководства подключаются к серверу, используя одно и то же приложение. Но права доступа у них разные. Соответственно, спектр возможных действий тоже отличается.

Электронные курсы

В системе e-learning курсы - это некие виртуальные комплекты учебных файлов. Это могут быть тексты, иллюстрации, видеофайлы, аудиозаписи. Материалы сгруппированы по тематике в соответствии с учебным планом.

Чаще всего содержание дистанционных курсов определяют сами преподаватели. Они же подбирают и записывают необходимые файлы.

Но существуют и готовые учебные комплексы. Самые известные англоязычные библиотеки -NETg и SkillSoft. Есть и российские разработки (компаний Новый диск, ОКС, Тренинг Медиа и другие). Порой сотрудники ВУЗов используют эти материалы, адаптируя их под свою учебную программу.

Авторские средства

В английском языке они называются «authoring tools». Это те приложения, с помощью которых создаются учебные пособия, презентации, видеотренинги.

К ним же относятся и программы для тестирования студентов. Конечно, сам тест (т.е. задания для проверки) можно скорее отнести к учебным материалам. А вот форма, в которую пишутся вопросы и ответы - это авторское средство.


Использование системы e-learning

Почти все российские университеты, предлагающие дистанционную форму обучения, используют средства e-learning. Исключения есть, но их сравнительно немного.

Пользоваться электронными ресурсами несложно: каждый учебный сайт содержит подробную инструкцию.

Студенты, обучающиеся через такие сайты, обычно избавлены от необходимости приезжать в ВУЗ на сессию. Все экзамены и зачеты они сдают удаленно. Это очень удобно, хоть и непросто (требуется самодисциплина).

Впрочем, можно и облегчить себе жизнь: ведь преподаватели не контролируют студента во время экзамена. Заранее договоритесь со специалистом - и он даст ответы на тесты вместо Вас.

Мы тоже оказываем эту услугу. Чтобы узнать точную стоимость, позвоните по телефону (номер указан в верхней части экрана). Заказать услугу можно аналогичным способом, либо через электронную форму.