Что такое социология как наука. Когда возникла социология? Области изучения и существующие дилеммы

Термин « » происходит от латинского слова «societas» (общность, группа) и греческого «logos» (слово, учение) и означает, следовательно, «науку об общностях». Впервые этот термин употребил (1798-1857), крупнейший французский ученый, в своей работе «Курс позитивной философии» (1842). На философию того времени большое влияние оказали успехи естественных наук, и поэтому Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогии с физикой, стремясь использовать полученные знания об обществе прежде всего для решения конкретных проблем человеческих отношений.

К середине XIX в. четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе общественных. как науки стало отражением реальной потребности более глубокого понимания и анализа роли и места человека в жизни общества, его социального положения, взаимодействия с другими людьми, а также отношения различных социальных общностей. Социология довольно быстро вошла в научную жизнь, а социологи стали изучать все более сложные вопросы, характеризующие поведение человека, его отношение и реакцию на происходящие в обществе процессы. В начале XXI в. социология утвердила себя как самостоятельная, хорошо разработанная и жизненно важная дисциплина в ряду общественных наук.

Один из крупнейших социологов XX столетия Р. Мертон как-то сказал: «Социология — это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения ». Действительно, теоретической основой социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не выделилась в самостоятельную науку. Большое влияние на социологию оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Вместе с тем предметная область социологии по некоторым срезам пересекается с экономическими науками. Следует отметить тесную связь социологии с социальной психологией, также изучающей поведение и деятельность людей. Социология интересуется результатами исследований антропологов, этнографов, этнологов, культурологов. Кроме того, прочные взаимосвязи сложились у социологии с точными и естественными науками, прежде всего с математикой и статистикой.

Сегодня социология — это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою и функции, методы исследования. И она но праву занимает достойное место в системе научною знания.

Социология как наука

Современный человек часто встречается с такими терминами, как «социология», «опрос», «мнение», «социальный статус» и т.д. Корреспонденты радио, газет, телевидения и новостные сайты постоянно сообщают ему результаты опросов населения по самым разным проблемам. Социологические службы президента, парламента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение, в частности рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни, отношение населения к курсу доллара и т.п. В городах страны проводят социологические исследования с тем, чтобы выяснить мнение о работе транспорта и сферы услуг, определить уровень социальной напряженности и т.п. Все эти поиски создали образ социологии как прикладной эмпирической науки, которая служит для удовлетворения текущих, сиюминутных потребностей общества. Однако это лишь внешний уровень исследований, которым не исчерпывается область социологического знания.

Понять специфику любой науки помогает выделение ее объекта и предмета. Из курса философии известно, что объектом любой науки выступает та часть, сторона реальности, которая изучается данной наукой. Предметом науки являются наиболее значимые свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному исследованию.

В наиболее общем смысле является общество. В этом отношении объект социологии совпадает с объектом других социальных наук — социальной философии, социальной психологии, истории, политологии, культурологии и т.д.

Заметим, что практически во всех социологических исследованиях общество выступает в своей особой форме — как гражданское общество. Социология возникает на фоне становления гражданского общества в Европе, позиционирует себя как способ описания и понимания именно такого общества, и только в гражданском обществе она может быть по-настоящему востребована и эффективна. Таким образом, при определении основного объекта исследования современное гражданское общество в немалой степени характеризует специфику социологии как науки.

Незрелые формы гражданского общества существовали на всех этапах истории, однако как самостоятельное явление оно сформировалось в тот период, когда человек в реальной жизни стал демонстрировать принципиально новые черты своего образа жизни, поведения, а именно в XVIII в., когда понятия «государство» и «общество» размежевались. Исторически это было связано с процессом становления и развития буржуазного общества, в котором люди получили больше возможностей действовать в качестве самостоятельной общественной силы.

— это совокупность определенным образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, развитых общечеловеческих и групповых ценностей и интересов, которыми руководствуются люди и каждый человек в своей публичной и частной жизни. В гражданском обществе:

  • государство и общественные организации равноправны и несут взаимную ответственность за свои действия;
  • частная жизнь отделена от публичной и выведена из-под контроля государства;
  • права и свободы личности гарантированы и защищены законом;
  • возможности самоуправления постоянно расширяются;
  • интересы всех заинтересованных лиц находятся в состоянии постоянного согласования.

В России элементы гражданского общества начали зарождаться на рубеже XIX-XX вв. Однако в 1930-1950-х гг., в условиях тоталитарного режима формирование гражданского общества было прервано, а с ним прекратилось и развитие социологии в стране. Только с «оттепелью» начала 1960-х гг. началось постепенное возрождение отечественной социологии, и особо бурное развитие она получила в последнее десятилетие XX в. и в первое десятилетие XXI в., когда появилось множество оригинальных и переводных монографий, посвященных различным проблемам социологии, учебников и учебных пособий.

Таким образом, можно констатировать воздействие тенденций развития гражданского общества на самих исследователей.

С точки зрения многих исследователей, объектом социологии является не просто общество, а совокупность социальных свойств, связей и отношений. При этом выделяются следующие характерные черты, которые составляют специфику социального:

  • социальное выражает обусловленное общественными отношениями взаимное положение индивидов. Это значит, что характер и отношения между индивидами и их группами зависят от места, которое они занимают в структурах общества, и той роли, которую они выполняют;
  • социальное есть общее свойство , присущее разным группам индивидов;
  • социальное проявляется в отношениях индивидов и групп друг к другу, к явлениям и процессам общественной жизни;
  • социальное есть результат совместной деятельности индивидов, проявляющийся в обществе.

Можно сказать, что социальное всегда связано с явлениями взаимодействия людей и их многосторонними и многоаспектными отношениями, которые и составляют общественную жизнь.

Таким образом, наиболее общим объектом социологии как науки является общество, которое исторически выступает в форме гражданского общества, а структурно - как совокупность социальных свойств, связей и отношений.

Являются наиболее значимые свойства и особенности объекта. В этом отношении он обладает рядом важных характеристик:

во-первых (и это самое главное), социология изучает конкретные социальные процессы — структуру общества, распределительные отношения, статус человека, его взаимодействие с другими людьми и группами, его образ жизни; во-вторых, социология занимается исследованием процессов, происходящих не только в социальной, но и в экономической жизни, характеризующих труд, его условия, организацию и стимулирование, проблемы трудовых коллективов, проблемы регионов, экологическую и демографическую ситуацию; в-третьих, социология исследует сущность политических процессов и явлений, связанных с развитием демократии, проблемы власти, участие избирателей в управлении, деятельности общественных организаций;

в-четвертых, социология изучает жизнь общества и предметом социологических исследований становятся проблемы образования, культуры, науки, литературы, искусства, религии, морали, права.

Следовательно, предмет социологии не ограничен изучением узкосоциальной сферы, а область ее интересов включает массу проблем, связанных с бытием человека, социальных групп, слоев и общностей, институтов и процессов. В фокусе социологии находится целостность , системность социального организма. В то же время в ходе исследований общественных явлений и процессов социологи фокусируют внимание на человеке с его интересами и взаимоотношениями и, в частности, изучают его реакцию на общественные изменения. Однако человек при этом выступает не столько как индивид, сколько как член определенной общности — группы, слоя, класса и т.п. Человеческое поведение (индивидуальное и групповое) обязательно анализируется в реальной социально-экономической обстановке, в конкретных отношениях, в рамках различных социально-демографических, национальных, профессиональных структур. В этом отношении предмет социологии отличен от предмета других общественных наук.

Отметим, что предмет социологии не является исторически стабильным: как и сам процесс социального познания, он неоднозначен, парадоксален и находится в постоянном развитии и движении. В классической социологии в качестве предмета выступала целостность социального организма, позднее социология фокусировалась на социальных общностях, социальной деятельности, поведении людей, реальном социальном сознании, а также социальных законах - устойчивых, существенных, повторяющихся связях и отношениях между явлениями, выявленных социологами при изучении общества и общественных отношений на основе данных (фактов) из реального мира и их научного объяснения. Эти законы определяют коллективное поведение людей и являются объективными, т.е. не зависят от сознания и воли этих людей. Они действуют во всех сферах общества, но различаются по масштабам своего распространения: одни законы действуют только в малых группах и не действуют в больших, действие других распространяется на все общество, а третьих — только на его отдельные сферы.

Все социальные законы обладают следующими общими признаками:

  • закон вступает в действие только при определенных условиях, но при этих условиях действует всегда и везде без каких-либо исключений;
  • условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно, многое зависит от самих людей, от их мотивации и действий.

Для социологов выделение основных признаков у всех без исключения законов весьма существенно. Анализируя содержание какого-либо закона, исследователь должен, по возможности, обнаружить условия и сферу его действия. Поэтому утверждение типа «индивиды всегда стремятся реализовать свои интересы» не является социальным законом, поскольку здесь не оговорены условия их действия. В то же время утверждения типа «состояние аномии, т.е. нравственно-психо- логическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей, обусловленное кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями (богатство, власть) и невозможностью их реализации, выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности, в преступности, в увеличении числа самоубийств» описывают действие такого социального закона, где довольно определенно оговорены его условия.

Человек постоянно сталкивается с проявлениями социальных законов, либо подчиняясь им, либо стараясь их избегать (как правило, безуспешно). Описывая такой закон, социолог лишь фиксирует социологическими средствами то, с чем человек встречается в своей повседневной жизни. Но изучение социальных законов — дело чрезвычайно трудное, поскольку связи и отношения в обществе противоречивы, неоднолинейны, подвержены изменениям, взаимным переходам, они переплетаются, накладываются друг на друга, усложняя само поле исследования.

Поэтому, изучая социальные законы, прежде всего обращают внимание на конкретные интересы индивидов, социальных групп, общества в целом и пытаются выявить их повторяемость, определяют условия, в которых наблюдается обнаруженная повторяемость, и на этой основе формулируют некие выводы, знание которых поможет в управлении социальными процессами. Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, законы права. Обычно люди, исходя из своих интересов, поступают неосознанно, интуитивно, обучаясь «правильному» поведению в процессе самого общения и взаимодействия с другими. Обнаруженные предсказуемость, повторяемость многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, которые, исследуя общество, открывают социальные законы, определять условия их действия и соответственно предвидеть поведение людей в различных социальных ситуациях.

Таким образом, современная социология - это наука, которая изучает исторически определенные социальные системы, структуры, элементы и условия их существования, а также социальные процессы, механизмы действия и формы их проявления в деятельности личностей, больших и малых социальных групп.

Социология в системе общественных наук

Социология — одна из многих общественных наук, которые изучают жизнь общества, функционирование общественных институтов, поведение человека. Хотя предмет социологии отличается от предметов других общественных наук, она активно взаимодействует с ними, воздействуя на них и испытывая ответное влияние. В системе общественных и гуманитарных дисциплин социология взаимодействует практически со всеми другими науками, обогащая их результатами своих конкретных исследований и обмениваясь необходимыми данными. В этом процессе происходит взаимообогащение, развитие как социологии, так и соответствующих наук.

С момента зарождения социологии в научном мире начались дискуссии о взаимодействии социологии с социальной философией. Согласно первой точке зрения, социология отождествляется с социальной философией, т.е. социология понимается как наука о наиболее общих законах развития общества. Однако в этом случае невыясненным остается статус конкретных, эмпирических микросоциологических исследований.

В соответствии со второй точкой зрения абсолютизируются прикладные (конкретные социологические) исследования. Здесь ситуация осложнялась тем, что в 1960-1970-е гг. у ряда отечественных авторов возник взгляд на социологию как на прикладную науку, задачей которой являлась лишь разработка практических рекомендаций по управлению общественными процессами. Сейчас ситуация изменяется, но по-прежнему встречаются попытки свести функции социологии к обслуживанию философии и других наук.

Третья точка зрения (наиболее адекватная для описания современной социологии) отражает более сложную картину взаимодействия этих наук: социология помимо общесоциологической теории включает в себя как конкретные социологические исследования, так и изучение различных социальных общностей.

Экономика занимается исследованием производства, распределения, обмена и потребления наличных ресурсов. Экономисты изучают многие проблемы, с которыми сталкиваются и социологи, включая экономические кризисы, безработицу, инфляцию, международную торговлю и др. Социология помогает экономическим наукам анализировать роль человеческого фактора в производстве, его влияние на рост производительности труда, качество продукции, на решение технических, технологических, управленческих задач современного производства.

Политическая паука исследует вопросы приобретения, использования и распределения власти в обществе. Политологи изучают главным образом деятельность правительств, политических партий, групп, связанных общими интересами, а также специфику поведения избирателей. Социологи, не отставая от политологов, а иногда и опережая их, способны быстро реагировать на любые события в обществе: проводя пилотажные исследования, они могут за короткое время собрать сведения о реакции общественного сознания на то или иное решение правительства, парламента или президента, об отношении общества к принятию нового закона или назначению нового министра и т.д. Не случайно сегодня создается симбиоз социологии и политологии — «социология политики», или «политическая социология», знание которой становится насущной необходимостью для современного специалиста.

Социология может сыграть значимую роль в формировании духовной культуры , создании позитивной нравственной атмосферы в обществе, выработке ценностей, моральных норм, эстетического вкуса, а также оказывать влияние на воспитание людей. Социология, в частности, призвана помочь российскому обществу, находящемуся в состоянии затянувшегося перехода, восстановить и обрести вновь духовные ценности, напомнить ему о необходимости сохранения великой духовной культуры, религиозных, моральных, эстетических, а также материальных ценностей. Это особенно значимо в условиях, когда процессы глобализации «размывают» культурную и социальную идентичность многих народов мира.

Взаимоотношения в семье, в коллективе, состояние нравственности в обществе можно «объемно» оценить только при помощи специфических социологических методов. Духовная культура находится в фокусе исследований таких разделов социологии и социологических дисциплин, как социология культуры, социология морали, социология искусства, социология науки, социология образования, социология религии и т.д.

Правовые науки также накопили богатый опыт использования социологических данных для совершенствования юриспруденции, в применении законодательных актов, соблюдении норм права, в процессе формирования правовой культуры. Без социологии трудно определить пути становления правового государства, гражданского общества, развития демократии, укрепления правопорядка, регулирования конфликтов. В частности, специфические методы социологии в сочетании с имеющейся объективной информацией позволяют оценить состояние и тенденции совершенствования российской законности, государственности, обеспечения прав и свобод граждан, уровня их правовой культуры. На стыке социологии и правовых наук возникла и бурно развивается такая дисциплина, как социология права.

Историческая наука во взаимодействии с социологией обогащает последнюю историческим методом исследования. Поэтому социологи широко используют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь влияет на историческую науку при изучении проблем эволюции общественного сознания, вооружает ее количественными и другими методами. На стыке социологии и истории функционирует дисциплина, называемая исторической социологией.

В последнее время обострились проблемы, связанные с территориальным размещением поселений людей. Известно, что игнорирование сложившегося уклада жизни людей, их традиций и склонностей привело в советское время к таким ошибочным решениям, как, например, «раскулачивание» или ликвидация «бесперспективных» деревень. Социология может оказать обществу реальную помощь в изучении закономерностей пространственной структуры расселения, миграции населения, взаимодействуя с социальной географией.

Россия — страна, регионы которой характеризуются разнообразием природных, культурных, экономических и социальных условий. Поэтому в последнее время усилился интерес к проблемам регионального характера, а на стыке социологии и региопологии возникло новое направление — региональная социология.

Тесное сотрудничество социологии и медицинских наук в сфере исследования здоровья населения привело к рождению и развитию таких дисциплин, как социальная медицина и социология здоровья.

Все больший удельный вес в социологии занимает комплекс проблем, пересекающихся со сферой интересов экологии. Вопросы охраны природы, отношений общества и окружающей среды невозможно в полном объеме оценить без анализа, проведенного с помощью социологических исследований. На стыке экологии и социологии в настоящее время сформирована дисциплина, называемая социальной экологией, предметом которой является взаимодействие общества с окружающей средой и отношения внутри общества, связанные с охраной природы.

В последнее время социологические данные эмпирических исследований обрабатываются при помощи компьютерного программного обеспечения (например, пакета SPSS), для создания, развития и эффективного использования которого активно применяются специальные знания из области математических наук. В современной социологии также активно используются методы социометрии, которые в целях измерения межличностных отношений сочетают конкретные эмпирические методики с алгоритмами математической обработки данных.

Помимо названных дисциплин на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика, проходят стадию становления социопедагогика и другие смежные области знания.

Таким образом, в социологии все большее значение приобретают междисциплинарные связи как стимул развития не только науки, но и всей современной жизни. Наибольших успехов научные работники могут достичь, выстраивая мосты между разными дисциплинами. Современные студенты, которые хотят получить качественное образование, востребованное в будущем, должны учитывать не только особенности «своих», но и новейшие достижения «чужих» (и даже не обязательно родственных) дисциплин.

Социология (от греч. socio — общество, лат. logos — слово, наука) — наука об обществе, о его функционировании, системе, взаимодействии людей. Её основной целью является анализ структуры социальных отношений, складывающиеся в ходе социального взаимодействия.

Впервые данный термин употребил французский философ Огюст Конт в 1840 году. Однако ещё ранее интерес к обществу проявлял Конфуций, индийские, ассирийские, древнеегипетские мыслители. Также социальные идеи прослеживались в трудах Платона, Аристотеля, Жан-Жака Руссо, Вольтера, Дени Дидро, Роберта Оуэна и других. Но именно в 19 веке она получила новое развитие, став наукой, дав новое понимание роли человека изучение сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

В отличие от философии, социология оперирует не высоким уровнем общения, а показывает жизнь во всём её противоречии, разворачивает сущность человеческой природы в действительности. Она осмысливает общество, общественную жизнь, не как что-то абстрактное, а как реальность, пытаясь выразить это в своих положениях.

Специфика социологии состоит в том, что общество рассматривается как упорядоченная система социальных общностей, а индивид, индивидуальное действие изучается на фоне отношений социальных групп. То есть индивид не является независимым объектом, а частью какой-то группы, выражая отношение к другим социальным группам.

Социология изучает то, как система упорядоченности формируется и воспроизводится в ходе общественной практики, как она закрепляется в системе таких социальных норм, ролей и усваивается индивидами таким образом, что становится социально-типичным и предсказуемым.

Данная типичность и свидетельствует о существовании объективных социальных законов, которые изучает социология, как научные дисциплины.

  1. Позитивизм и натурализм.
  2. Антипозитивизм (понимающая социология). Основная концепция состоит в том, что общество отличается от природы, поскольку в нём действует человек, со своими ценностями и целями.

Помимо этих направлений существует ещё огромная система классификаций и делений. Социология — многосложная структура.

В качестве практического применения социологии в наши дни можно выделить следующие направления:

  • Политическая социология,
  • Меры социального порядка, семьи и общества,
  • Изучение людских ресурсов,
  • Образование,
  • Прикладные социальные исследования (исследования общественного мнения),
  • Государственная политика,
  • Демографический анализ.

Также социологи занимаются проблемами гендерных отношений, вопросами экологического равенства, иммиграцией, нищетой, изоляцией, изучением организаций, массовыми коммуникациями, качеством жизни и т.д.

В социологии нет единой теории. В ней существует множество противоречивых схем и парадигм. Тот или иной подход может быть выдвинут на передний план, давая новое направление развития данной науки. Это связано с постоянными изменениями в развитии сознания общества. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается. Все они отражают реальные стороны общества, реальные факторы его развития, позволяя тем самым занимать социологии важное место в современном научном знании.

Когда возникла социология?

Я думаю, что социология возникла, когда французский философ Огюст Конт ввёл понятие «социология», заменив им «социальную физику», и высказал мысль о законах статики и динамики, отражающих социальные процессы. Хотя конечно же изучением развития социальных процессов, поиском закономерностей в социальных процессах мудрейшие люди занимались с древних времён, но именно в XIX веке в связи с успехами науки в области естествознания социология оформилась как наука, именно в середине XIX века становилась всё более популярной идея о том, что наука способна найти решения социальных проблем с помощью почти математически-точных методов . Тогда и возник термин «социология», дабы отличить новую науку от «социальной физики» и других гуманитарных наук .

Социология как наука зародилась и оформилась в качестве научной дисциплины в XIX веке. Она вобрала в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществв и блаодаря применению конкретно-научных методов продвинула наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяютсся О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

Огюст Конт (), давший имя социологии, начал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своём творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Именно эту науку он назвал социологией.

Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус самостоятельной науки именно во времена Огюста Конта. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала развиваться.

Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях - “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.

Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов, характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и региональное их звучание.

В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии, являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология возникла в ответ на потребности общественного развития.

Когда употребляется понятие “формирование личности” , то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Поэтому я считаю, что основы современной науки социологии были заложены выдающимся французским учёным 19 века Огюстом Контом.

0

1. Социология в системе наук. Объект и предмет социологии.

4. Уровневая специфика социологического знания и структура социологии.

5. Функции социологии, ее роль в жизни общества и значение для профессиональной деятельности инженера.

1. Чтобы осознанно ориентироваться в современной общественной жизни, необходимо научно осмыслить ее сложные явления и процессы, суметь разобраться в существующих социологических концепциях и теориях. Этому и служит включение социологии как учебной дисциплины в образовательный процесс подготовки специалиста высокой квалификации.

Возникновение и оформление социологии связано со спецификой исторического периода - эпохи Просвещения и Великой французской революции как поворотных моментов в развитии человеческой цивилизации. Это было время, когда: а) четко обозначился неоднозначный характер взаимоотношений между разными социальными организациями и институтами: религией, церковью и наукой; наукой и государством; наукой и искусством; искусством и религией и т. д., и возникла необходимость разобраться в структуре этих отношений; б) человек (индивид) выдвинулся на принципиально новую социальную позицию во взаимоотношениях с различными социальными институтами (государством, семьей, церковью, образовательными учреждениями); в) обозначился новый этап в познании человеком личной самоценности.

Все перечисленное потребовало осмысления места и роли отдельной личности в общественной (государственной) жизни и выдвинуло вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни - не с абстрактных социально-философских позиций, а на основе конкретных наблюдений и частнонаучных разработок по аналогии с естественными науками. Первоначально новая наука об обществе стала именоваться социальной физикой. В 1839 г. Огюст Конт (1798-1857) заменил термин «социальная физика» на термин «социология». Современник и последователь Конта Герберт Спенсер (1820-1903) в изучении общества в значительной степени опирался на биологию и физиологию, биологизируя социальные процессы.

После выхода в свет работ О. Конта в XIX в. постепенно стало утверждаться понимание того, что наука об обществе не должна сводиться к математико-статистической фиксации или констатирующей описательности общественной жизни, что она должна стать теоретической наукой, изучающей специфические законы социальных явлений и объясняющей общественные процессы. Выйдя за пределы естествознания, социология становится наукой, дополняющей естественные науки, обретает статус самостоятельной. Самостоятельной же любая наука становится тогда, когда четко выделяет собственный объект и предмет изучения. Под объектом науки понимают ту часть универсального бесконечного мира, которую люди мысленно извлекают из этого мира и рассматривают как самостоятельно существующую, а под предметом - сторону, грань, аспект, ракурс (не часть!) изучаемого объекта, которые исследуются этой, только этой и никакой другой наукой. Оформление социологии в самостоятельную науку началось с дискуссий и обсуждений предмета ее изучения. Подчеркнем, что социология - это не единственная социальная наука, она одна из блока социальных наук, к которому относят и политологию, и юридические, и экономические науки. Все социальные науки имеют общий объект познания - социум, но каждая отличается специфическим предметом изучения. Социум как объект социальных наук, в том числе и социологии, существует вне и независимо от познающего субъекта, а предмет любой социальной науки не существует вне познающего субъекта, вне его субъективности (целей, идеалов, накопленного информационного тезауруса, опыта, интересов, мировоззрения). Специфическим аспектом (стороной социума) является предмет изучения именно социологии составноструктурная расчлененность людей в сообществе на группы, общности и характер их связей и взаимодействий, а также место и характер связей отдельного человека с ними (общностями). В научной социологической мысли до сих пор нет единства в определении предмета данной науки. Одни исследователи в определении предмета социологии ориентируются на социологический анализ поведения индивидов, другие - на институциализацию социальных связей, третьи - на организационный характер взаимоотношений и деятельности людей.

2. В логико-историческом становлении социологии оформились два относительно самостоятельных подхода: макросоциологический и микросоциологический.

Макросоциологический возник в лоне социальной философии и сложился в европейской исследовательской практике. С позиции этого подхода изучаются крупномасштабные социальные явления -общество, социальные институты и организации, социальные структуры и системы, выявляются закономерности их существования, функционирования и развития. Главный интерес макросоциологов - изучение взаимоотношений частей общества, их изменений, зависимости друг от друга, исследование функционирования и динамики социальной системы в целом. В этом плане макросоциология рассматривает не просто те или иные социальные явления, их отдельные стороны, а наиболее общие родовые свойства, которые не изучаются ни одной другой социальной наукой - политологией, экономикой, антропологией и т. п.

Что касается микросоциологического подхода, то он, акцентируется, фиксирует свое внимание на поведенческих актах и мотивах поведения людей в малых группах и ориентирован на них. Оформление этого подхода в социологии не случайно связано с возникновением социальной психологии в США. Следует специально подчеркнуть, что макросоциология и микросоциология имеют общий объект изучения, но различаются подходом: первая идет в изучении объекта от целого (общества) к частному (индивиду), а вторая - от частного к целому. С появлением микросоциологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее целей, потребностей, интересов, ценностных ориентаций и т. д.

3. Как систематизированное концептуально-теоретическое знание социология, как и любая другая наука, формирует свой понятийно-категориальный аппарат. Некоторые понятия она берет из других наук, и не только социальных. Так, из физиологии пришло в социологию понятие «организм»; из социальной философии -«личность», «процесс» и др. Вместе с тем социология вырабатывает и собственные понятия: «социальная роль», «социальный статус», «социальная организация», «социальный институт», «социальное действие», «социальный контроль».

Таким образом, социология упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные повторяющиеся события. Базовой категорией, обусловленной ее предметом изучения, является «социальная общность». Ее ключевой характер обусловлен тем, что социальные общности охватывают все возможные (п + 1) состояния и формы бытия человеческих индивидов, формы самоорганизации социального субъекта. Без социума и единения с другими людьми человек не мог бы ни стать человеком, ни быть человеком, не развиваться как человек. Общность - это форма бытия человека.

Осмысление места социологии в системе современного научного знания связано не только с выявлением предмета изучения и ответом на вопрос «Что эта наука изучает? », но и «Как, какими способами, методами она эта делает? ». Под научным методом познания понимают совокупность приемов, способов, форм познания, осознанно применяемых для достижения научных истин. Как и всякая наука, социология использует методы других социальных наук и вырабатывает свои методы научного поиска. Методы эти определяются именно предметом науки. Одним из первых методов социологии, который использовал родоначальник этой науки О. Конт, был метод составного анализа общества. Другой основатель социологии, Г. Спенсер (1820-1903) дополнил этот метод так называемым организмическим методом, когда общество по аналогии с живым организмом рассматривалось как целостный, не сводимый к деятельности отдельных частей (элементов), организм.

В начале XX в. весьма распространенным становится заложенный английским социологом Б. Малиновским (1884-1942) функциональный метод рассмотрения социальных явлений, нацеленный на изучение определенной устойчивости и равновесия элементов в социальной системе. В 1930-1940-е годы функциональный метод был дополнен изучением структурных связей между элементами социальных систем. Соединив структурное рассмотрение социальных явлений с функциональным, американский социолог Т. Парсонс (1902-1979) оформил и разработал метод структурно-функционального анализа, который позволил не только характеризовать определенную устойчивость элементов, но и выявлять причины, факторы, условия, принципы сохранения социального равновесия целостной социальной системы. Однако методология структурного функционализма, даже модернизированная в 70-е годы XX столетия, сегодня подвергается критике, так как не позволяет рассматривать общество в его динамике (изменении), тем более в исторической преемственности, тенденциях. Критически оценивается преувеличение в социологии сравнительного метода, известного со времен Э. Дюркгейма (1858-1917) и М. Вебера (1864-1920), а также метода индивидуально-деятельностного и коллективно-деятельностного анализа поведения, поскольку такое преувеличение не позволяет понять масштаб социальной детерминации поведения. Осмысление появления в предметнопроблемном поле социологии нового объекта - институционально организационного характера общественных связей и взаимодействий - приводит в 1980-1990-е годы к оформлению и распространению в социологии системно-институционального метода. Таким образом, в социологическом исследовательско-познавательном поиске для разных познавательных целей применяется не один, а много методов.

4. Социологическое знание о социальных системах, процессах, общностях, законах функционирования и развития имеет разную степень обобщенности, целостности и конкретности. Этим определяется многоуровневость социологического знания. В настоящее время наибольшее распространение получила трехуровневая концепция социологического знания: высший уровень обобщенности как общесоциологическое теоретико-концептуальное макросоциологическое знание; средний уровень обобщенности как частно-конкретные социологические теории и концепции; низший уровень как частно-конкретное эмпирическое аналитическое микросоциологическое знание о социальных фактах и факторах, служащих фактологической базой для формирования концепций второго уровня и для поиска путей и способов практического использования познанных закономерностей. В соответствии с этими уровнями социологического знания на сегодняшний день сложилось представление о трехуровневой структуре социологии, в которой выделяют общую теоретическую социологию, отраслевые социологические направления и эмпирическую прикладную социологию.

Общесоциологическая теория раскрывает общие закономерности функционирования и развития социума как целого, отражает основные закономерности становления и функционирования, тенденции развития любых социальных общностей, общие фундаментальные принципы поведения, характерные для любых социальных систем. Специальные социологические теории (отраслевая социология) исследуют общности меньшей степени: отдельные институты общества - труд, образование, семью, быт, религию, искусство, науку и их структуру. Это институциональный уровень, в рамках которого формируются социология труда, социология семьи, социология молодежи и т. д. Именно эти теории, по мнению американского социолога Р. Мертона (род. 1910), реализуются в практике социального планирования и разработки целевых программ республиканского, регионального и отраслевого уровней. Эмпирическая прикладная социология изучает социальные явления через призму действия (поведения) и взаимодействия индивидов. Это уровень, на котором исследуются индивидуальные факторы: мотивы, потребности, ценности, целевые установки, обусловливающие индивидуальное поведение и его проявление в групповых общностях. На этом уровне социология имеет статус научно-практической деятельности и является частью социальноинженерного проектирования. Указанные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают одно другим. Еще одной особенностью социологии является то, что она отражает социальные отношения и действия, сочетая в себе рациональное, логико-мыслительное, научнопонятийное и ценностно-аксиологическое освоение социальных процессов. Социологическое познание включает в себя не только логические, но и эмоционально-оценочные формы, фиксирует отношение человека к изучаемым социальным явлениям и потому имеет идеологический характер.

5. В настоящее время потребность в социологическом знании возрастает, а границы социологического образования расширяются. И это не дань моде, а ответ на вызов времени. В XX в. произошли кардинальные перемены в характере и содержании взаимоотношений между природой, обществом и человеком, породившие проблемы глобального порядка и вызвавшие тревогу по поводу катастрофических последствий, ожидающих человечество в будущем. В условиях современных угроз на переднем плане оказывается социальное и духовное бытие, представляющее собой сознательную целеустремленную деятельность людей, преследующих свои интересы. Сегодня и в повседневной жизни необходимо считаться с мощью современных производительных сил и характером социальных отношений в обществе. Социология тесно связана с жизнью, и многообразие этих связей определяется предназначением и функциями, которые социология выполняет. Роль социологии в жизни общества (и каждого отдельного человека) фокусируется вокруг трех важнейших вопросов: что я с помощью этой науки могу узнать; чем я, живя в сообществе, должен руководствоваться; что я могу делать, а что не могу и не должен. Эти вопросы и составляют основу важнейших фундаментальных функций социологии: теоретико-познавательной (гносеологической); мировоззренческой (идеологической); преобразовательной (практической). В литературе называют и некоторые другие функции: управленческую, методологическую, коммуникативную и т. п. Они в определенной мере являются производными от фундаментальных и могут быть раскрыты через их понимание.

В целом социология служит орудием преобразования общества на научных основах, проявляет себя как орудие научно обоснованной политики, социального порядка и прогресса. Все настоятельнее звучит требование жизни: научное социологическое знание должно становиться достоянием все большего числа людей и все в большей степени проникать в обыденное, житейско-повседневное сознание. Что касается любой специализированной профессиональной деятельности, то сегодня она не мыслится без глубокой социализации. Значение социологии для инженернотехнической профессиональной деятельности определяется тем, что она:

Позволяет осмыслить место инженерно-профессиональной деятельности в общественном процессе;

Помогает контролировать наше представление о личностном вкладе в общественную жизнь и придает социальную форму самоидентичности, чувствам и мыслям;

Наполняет социальным (социокультурным) смыслом сам процесс инженерной деятельности и его результаты, дает «человекомерную» оценку тому, что созидает инженер и насколько социально значимым образом он это делает;

Позволяет включить профессиональную деятельность в целостный цивилизационный мир, взглянуть на проблемы инженерного творчества с общецивилизационных позиций и тем самым формирует у специалиста историческую ответственность за судьбы человечества.

Социология помогает любому человеку ориентироваться в том мире (среде), в котором он живет, выявлять противоречия нашей жизни, находить способы, если не решения, то хотя бы осознания их сущности, творчески выстраивать направленность линии жизни, предостерегает от ошибочных поступков и действий. Социология социализирует инженерный профессионализм тем, что заставляет задуматься о решении вопроса соотношения естественной и искусственно создаваемой среды обитания, позволяет выявить в их взаимоотношениях нарастающую противоречивость, напряженность бытия и обозначает возможности для осмысления путей их преодоления. Таким образом, социология является неотъемлемой частью, инструментом обогащения и совершенствования профессиональной компетентности.

Используемая литература: Социология. Курс лекций: учеб. пособие / И.А. Акимова,
Н.Г. Багдасарьян, Е.А. Гаврилина, В.Г. Горохов, А.В. Литвинцева,
И.Е. Моторина, Г.В. Панина, Ю.П. Полуэктов, А.В. Чернышева;
под ред И.А. Акимовой - М.: Изд-во МГТУ нм. Н.Э. Баумана.
2010. - 95. |2|.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Как самостоятельная наука социология появилась только в XIX веке, ее основателем является французский социолог Огюст Конт. Термин «социология» в переводе с латинского языка обозначает «социо» - «общество», а «логия» в переводе с древнегреческого – учение, наука.

Социология - это наука об обществе, законах его развития и функционирования как целостной системы и составляющих его социальных институтов. Социология – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью (Ядов).

По мнению О.Конта, социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Главная идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Знакомясь с той или иной наукой, мы обязательно определяем объект и предмет, которые она исследует. Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество). В целом можно сказать, что объектом социологии выступает общество как целостная система.

Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.Предметом социологии является конкрктная область социальной реальности выраженная системой особых социологических понятий.

Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций. Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.

Основными понятиями предмета социологии является статус и роль, личность, социализация…

В чем отличие социологии от других наук, изучающих общество? Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.

Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи . Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности , разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности , анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы. Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, интересах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможном влиянии их поведения на общественные процессы. Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом. Ведь принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов в обществе. Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления, а активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло. Эта задача адресована в первую очередь социологам.

2. Структура и функции социологии. Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на несколько составных частей.

Структурные компоненты социологического знания:

а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.); в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира. Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое. Но, поскольку объекты социологии - социальные общности - отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках. Несмотря на то, что имеет дело с изучением субъективных мнений людей, она стремиться к объективности, которая определяется не только применяемыми методами исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичным характером его деятельности, критическим анализом представленных материалов со стороны коллег. Социологическое знание базируется на фактуальной основе, которая оказывается достаточно зыбкой, если полученные социальные факты не могут быть в полной мере достоверными и надежными. Социальный факт регистрируется социологом либо как онтологический, либо - будучи включенным в социологическое знание - как гносеологический. В последнем случае он становится фактом социологии, теряя свой онтологический статус. В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:

1) теоретическая социология , дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур). 2) прикладная (эмпирическая) социология - изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов. 3) социальная инженерия - уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

Функции социологии : 1. Познавательная - как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития. 2. Прикладная (практическая ) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом. Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом. 3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе. 4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения, имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса. 5. Прогностическая (футурологическая ) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках. Объект социологии - социальная реальность, современное общество, объективная и субъективная, первичная и вторичная информация о нем, собранная из разных источников и помощью специфических методов. Социальная общность - базовая социологическая категория, которая должна стать главным предметом социологического анализа. Она соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания. Это и есть "социум" в наиболее точном значении этого понятия. Социальное действие обладает общественным качеством. Это совокупность социально-значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намереваются воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или слоев. Совокупность действий образует "социальный процесс", формирующий общие тенденции социальной эволюции (генезис, функционирование, изменение, развитие). Социология является наукой о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, наукой о становлении и динамике социальных общностей, институтов, организаций, взаимодействий между личностью и общностями, наукой об осмысленных социальных действиях людей, процессах и массовом поведении.