Чувства добрые в русской драматургии. Сочинение-рассуждение "Чувства добрые" в творчестве А. Сочинение на тему «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин, осмысляя миссию поэта, сказал: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал. В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением... Общий колорит поэзии Пушкина... - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Эта особенность пронизывает все творчество Пушкина, независимо от того, какой мотив в стихотворении является ведущим. Философская лирика. В ней ставятся вечные проблемы бытия: смысл жизни, смерть и вечность, Добро и Зло. Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл,/ Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море...») сменяется мощным мажорным аккордом: Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно - отражение того, что в жизни человека есть страдания, горести, заботы, «закат печальный». Но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования, - чувство прекрасного («порой опять гармонией упьюсь»), радость творчества («над вымыслом слезами обольюсь»), способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновение любви. Пейзажная лирика. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка («Осень», «Зимнее утро»). Эти детали важны не только своей живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает чувство радости бытия («Зимнее утро») и творческого вдохновения, когда «легко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень»). Любовная лирика. Пушкин передал все оттенки этого чувства: страсть и отчаяние («Признание»), преклонение «перед святыней красоты» («Красавица», «Мадонна»), светлую печаль воспоминаний отлюбимой женщине («На холмах Грузии...»). Любовь в лирике Пушкина - это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божество и вдохновение («Я помню чудное мгновенье...»), высокое благородство («Я вас любил...»). Признание «я вас любил» повторяется три раза, каждый раз с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины: Я вас любил так искренно, так нежно. Как дай вам бог любимой быть другим. Лирика дружбы. Цикл стихотворений, посвященных лицейскому братству («Воспоминания в Царском Селе») и послания друзьям. Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба». Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты - «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). И наконец, «дружество» - это та сила, которая способна поддержать человека в самых трудных жизненных испытаниях («Во глубине сибирских руд...»). Вольнолюбивая лирика. «Деревня» - протест против «барства дикого» и «рабства тощего», в основе этого протеста лежит просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла - нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого. В стихотворении «К Чаадаеву» гражданский пафос - призыв Отчизне посвятить «души прекрасные порывы» приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья». Лирика о поэте и поэзии. В 1826 году было написано стихотворение «Пророк» - своеобразный поэтический манифест Пушкина. Шестикрылый Серафим напутствует пророка: «Глаголом жги сердца людей». Эта поэтическая формула определяет пророческую миссию искусства: словом пробуждать в человеческих сердцах христианские добродетели: доброту, милосердие, терпимость, т. е. «чувства добрые».

«Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина

Цель урока: показать учащимся гуманность лирики А.С.Пушкина.

Вступительное слово учителя.

Перед нами сегодня стоит непростая задача. Ведь поэзия А.С.Пушкина разнообразна по тематике. Мы увидим, что же объединяет несколько сот разнообразных стихотворений поэта.

Слайды

Стихотворение Пушкина «Памятник» написано почти 180 лет назад. Русское общество 200 лет назад и раньше жило по такой смысловой цепи: Бог – царь – отец – семья. В окружении Пушкина были такие люди, которые восстали против царя. - Кто были эти люди? Как были наказаны царем? Какие отношения связывали их с Пушкиным? - В борьбе за что декабристы пали в бою? (за свободу) -Что Пушкин ставит себе в заслугу – чем он будет любезен народу? (призывал милость к декабристам, которые пали за свободу) -Можем ли мы считать слова «свобода» и «воля» синонимами? Соответственно, слова «свободолюбие» и «вольнолюбие» мы тоже будем считать синонимами. -Обратимся к «чувствам добрым». Какие это чувства, на ваш взгляд? (можно ли назвать добрым чувство ненависти?.....какой любви, к чему? (к матери, к природе, к родине). .........вражды?.............подавления воли, гнета?.... (чувство необходимости свободы)..... Записать на доске все «добрые чувства», которые будут называть учащиеся Тема сегодняшнего урока – «Чувства добрые в лирике А.С.Пушкина». Именно об этом мы и поговорим на уроке. Мы начали урок со стихотворения «Памятник». Вернемся к нему. Перечитайте оба варианта 4 строфы. - Что Пушкин оставил без изменений? Какие слова главные, являются смысловыми основами? (народ, чувства добрые, жестокий век свобода, милость к падшим) . У нас получилось 4 смысловые основы (доминанты).

Вы прод о лжите изучение творчества поэта на следующих уроках. Но все, о чем вы будете говорить на уроках – это об этих смысловых основах – о народе, о свободе в жестокий век, о добрых чувствах и милости к падшим. Но всегда и во всем поэт выступает как свободолюбивая личность, свобода для него – это не только необходимое условие творчества, но и жизни. Он высоко ценит свою свободу и уважает свободу выбора другого человека.

Критик Белинский сказал, что « Пушкин – это наше все». Профессор Михаил Дунаев уточнил: «Все – это и гордость, и восхищение, и слава, и гений, поэтический восторг, идеал гармоничного в и дения мира…» А для меня Пушкин - это воплощение житейской мудрости, яркие эмоции, стремление к свободе. На доске записано начало предложения: «Пушкин для меня – это…..» Я предлагаю вам в одном предложении, словосочетании высказать, что для вас – Пушкин. Пусть это будет короткое высказывание, пусть это будет одно слово, самое главное – оно должно быть искренним, вашим от души. Пользуйтесь результатами нашей работы. Несколько человек зачитывают результаты своей работы (предложения, мини-сочинения – у кого что получилось).

Что такое гуманность? Как находит она выражение в стихотворениях поэта?

Если останется время до звонка, завершаем урок самыми любимыми стихотворениями Пушкина, изученными в прошлых учебных годах. На моих уроках это, как правило, «Зимнее утро», «Мой первый друг, мой друг бесценный….»

Группа № 1

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

    Какие ситуации (благоприятные, неблагоприятные) располагает поэт в 1 строфе? Во второй строфе? В каких ситуациях человеку нужна Божья помощь? На какое место ставит поэт дружбу по отношению к «заботам жизни» и карьере?
На какие обстоятельства в жизни друзей намекает последняя строчка? (вспомните о лицейских друзьях, ставших декабристами) Может ли оборвать дружбу заточение, каторга?
    Выберите из предложенных высказываний те, которые, на ваш взгляд, выражают взгляды поэта на дружбу. Прикрепите их на доску.

Группа № 2

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим .
    Прочитайте стихотворение. Какова тематика этого стихотворения? Почему поэт говорит о чувстве в прошедшем времени? Только ли счастье привнесла в жизнь героя его возлюбленная? Докажите свою мысль строчками стихотворения. Несмотря на это, как относится к возлюбленной лирический герой? Удерживает ли он возлюбленную? Предоставляет ли ей свободу выбора: остаться с ним или быть любимой другим? Что ценит поэт в отношениях между мужчиной и женщиной? Выберите из предложенных высказываний те, которые, на ваш взгляд, выражают взгляды поэта на любовь, отношение к женщине. Прикрепите их на доску.

Группа № 3

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;


Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.


Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.


Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!


Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

    Прочитайте стихотворение. Какова тематика этого стихотворения? Какие 2 образа возникают в 5-8 строках стихотворения? Какими словами поэт характеризует власть? Какие синонимы можно подобрать к этому определению? (неожиданная, внезапная, жестокая, бесчеловечная, божественная, святая…) В каких отношениях власть и Отчизна находятся между собой в этом стихотворении? (слова-синонимы, противопоставлены друг другу, независимы друг от друга…) К чему призывает поэт юношество? В чем нуждается Отчизна? Выберите из предложенных словосочетаний те, которые, на ваш взгляд, выражают взгляды поэта на роль молодых горячих сердец в истории страны. Прикрепите их на доску.

Первоначальный вариант 4 строфы:

И долго буду тем любезен я народу,

Что звуки новые для песен я обрел

Что в свой жестокий век восславил я свободу

И милосердие воспел.


Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, Окончательный вариант 4 строфы Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

МИЛОСЕРДИЕ - г отовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Взывать к чьему-нибудь милосердию.

Падший – погибший, убитый на поле боя в борьбе за что-либо. (Словарь современного русского литературного языка под ред. А.П.Евгеньевой) Падший – ангел, отпавший от Бога, восставший против него, и за это низвергнутый в ад.
Словосочетания, данные группам для работы (для выбора и размещения на доске. Каждой группе раздается комплект, распечатанный очень крупным шрифтом)

БЛАГОРОДСТВО

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ГЛУБИНА И ИСКРЕННОСТЬ ЧУВСТВА

ВОЗВЫШЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ

ТАИТЬ ОБИДУ И ЗЛОБУ

ПРЕЗИРАТЬ И НЕНАВИДЕТЬ СОПЕРНИКА

ВЫНУЖДАТЬ ВОЗЛЮБЛЕННУЮ ОСТАТЬСЯ

ВЫСОКОЕ СВЯТОЕ ЧУВСТВО

ВЕРНОСТЬ ДРУЖБЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

ДРУЖБА НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ЖИТЕЙСКИХ БУРЬ

ДРУЖБА НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ИСПЫТАНИЯ РАЗЛУКОЙ

СВОБОДА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

САМООТВЕРЖЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ОТЧИЗНЕ

БОРЬБА С «САМОВЛАСТЬЕМ»

ОТДАВАТЬ ВСЕ СИЛЫ КАРЬЕРНОМУ РОСТУ

НЕ СЛУЖИТЬ РОДИНЕ, ПОКА НЕ ПРИДЕТ СВОБОДА

ДРУЖБА – ВРЕМЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

ДРУЖБА – ВРЕМЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

ДЛЯ ДРУЖБЫ НЕТ ПРЕПЯТСТВИЙ

НЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ ВОЛЕ ПРАВИТЕЛЕЙ

ПРЕДОСТАВЛЯЕТ СВОБОДУ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ

УВАЖАЕТ СВОБОДУ ВЫБОРА

Сочинение.

«Чувства добрые» в поэзии А.С. Пушкина.

Ученик ГБОУ лицея 1367

9 «Л» класс

Цветет весна – и Пушкин отомщенный

Все также сладостно вольнолюбив.

Э. Багрицкий

Богато и разнообразно творчество великого поэта. И наверное, нет человека, прикоснувшегося к роднику пушкинской поэзии, который бы не знал этих слов: «Чувства добрые я лирой пробуждал». Они всплывают в сознании помимо воли, когда о них совсем не думаешь. Мы произносим их как афоризм. Они чаруют музыкой стиха. Они одухотворяют одним удивительным сочетанием каких-то высоких слов: чувство, лира, пробуждение.

А сейчас я думаю о том, что стоит за ними, за этими словами, и испытываю истинное счастье вновь и вновь прикоснуться к нерасторжимому «союзу волшебных звуков, чувств и дум».

Все мы прошли через прелестные сказки Пушкина. Это он будил в наших детских душах нежное чувство к доброму, бескорыстному старику, маявшемуся со своей старухой. И весело смеялись, слушая о том, как «подпрыгнул поп до потолка» от щелчков умного, хитрого и доброго Балды.

Но вот, углубившись в стихи юного Пушкина, мы читаем торжественно звучащее название «Воспоминания в Царском Селе». Там есть удивительные своей простотой слова: «Края Москвы, края родные». И уже не надо ничего другого. Душа переполняется безмерной любовью к родной русской земле. Пусть все остальное кажется нам еще несколько наивным в своей торжественной серьезности, в своем официально казенном патриотизме. Ведь он совсем юн, будущий поэт. И как прав оказался «российский мудрец», подметивший в примечании к стихотворению «молодого поэта, талант которого так много обещает».

Этот талант молодого поэта очень скоро стал приобретать бунтарский характер. «Я рабство ненавижу», - заявляет он в стихотворении «Лицинию», - кипит в груди свобода. Во мне не дремлет дуз великого народа».

И отдавая дань классицизму, он пишет еще одну оду; но посвящает ее свободе. Читая «Вольность», мы чувствуем, как порой противоречивы симпатии юного поэта, неустойчиво его мировоззрение. Но никакой аллегорией не завуалируешь слова:

Самовластительный злодей,

Тебя, твой трон я ненавижу.

Это уже четкая гражданская позиция человека. А очень скоро, сбросив «с плеч долой обузу» классицизма, Пушкин формирует и свое поэтическое кредо:

Свободу лишь умея славить,

Стихами, жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить

Стыдливой лирою своей.

И зазвучали стихи, направленные против сильных мира сего и их певцов. Пушкин пишет ставшие знаменитыми «Сказки (noel)», разоблачившие лживое обещание царя. Не щадит он и Карамзина с его «Историей государства Российского», где «доказывают нам без всякого пристрастья, необходимость самовластья и прелести кнута».

На борьбу с окружающим злом Пушкин страстно призывает свое поколение:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Какие светлые слова, какой порыв самых прекрасных человеческих чувств. Вечные слова и вечный призыв, потому что нет у человека призвания выше, чем служение Отчизне.

И разве можно удивляться тому, что у многих декабристов был текст стихотворения «Деревня», где «друг человечества» ярчайшими красками описал ужас жизни народа под властью «барства дикого». Такие стихи не могли не взволновать благородных людей. На вооружение первых русских революционеров были и стихи Пушкина. А. Пушкин особенно глубоко чтил высокое стремление дум и помыслов этих прекрасных людей. Поэтому так искренне и пламенно звучит знаменитое желание «В Сибирь», где он стремится поддержать «гордое терпенье» и уверенность в торжестве свободолюбивых идей.

В тяжелую пору жизни Пушкина согревало сознание того, что «пловцам» он пел, остался им верен. «Я гимны прежние пою», - заявлял он.

Конечно же, самые святые, самые добрые чувства связаны с борьбой за свободу народа, за лучшее будущее всего человечества.

Но жизнь многогранна. И гамма добрых чувств человека богата своими красками. И не последнее место занимает в жизни человека доброе чувство любви, нежности, верности:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя

Жаль, что эти стихи звучат как-то не очень часто. И мы порой привыкаем к тому, что бабушки наши преданно и самоотверженно служат нам, а у нас для них

А им бы ничего другого и не надо от нас.

В поэзии Пушкина особенно светло и чисто звучит чувство дружбы. Сколько нежности вложено в обращение к Пущину: «Мой первый друг, мой друг бесценный». Дружбу с товарищами, озаренную «лучом лицейских ясных дней», поэт пронес через всю жизнь. Мне кажется, мы видим горящие восторги и подчеркнутые слезой глаза Пушкина, когда он восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен.

Или вечное чувство первой любви. Наверное, поэтому и зовется первой, что не единственная она в жизни человека. Но как порой оскверняется, опошляется минувшая дружба. А Пушкин учит нас по-доброму относиться к утрате первой любви, первого чувства:

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

В поэзии Пушкина восхищает еще одна особенность. Это удивительное внимание к каким-то преходящим эпизодам, казалось бы, незначительным событиям. Меня поразило стихотворение «Дон», где он передает тихому Дону привет от его «сынов» - храбрых донских казаков, возвращающихся домой после победоносной войны и уже дошедших до русской границы:

Блеща средь полей широких,

Вот он льется! Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Вот какие и многие другие добрые чувства пробуждает в нас поэзия А.С. Пушкина. Великий русский поэт поистине воздвиг себе нерукотворный памятник, к которому по сей день не зарастет народная тропа. Поэт имел полное право сказать о себе:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил

Я свободу

И милость к падшим призывал.

Р.S. Композиция сочинения традиционна, но содержание нестандартное. Передано восхищение красотой и музыкальностью пушкинского стиха, раскрыто благотворное влияние на современников и потомков.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин, осмысляя миссию поэта, сказал: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал. В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением... Общий колорит поэзии Пушкина... - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Эта особенность пронизывает все творчество Пушкина, независимо от того, какой мотив в стихотворении является ведущим. Философская лирика. В ней ставятся вечные проблемы бытия: смысл жизни, смерть и вечность, Добро и Зло. Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл,/ Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море...») сменяется мощным мажорным аккордом: Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно - отражение того, что в жизни человека есть страдания, горести, заботы, «закат печальный». Но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования, - чувство прекрасного («порой опять гармонией упьюсь»), радость творчества («над вымыслом слезами обольюсь»), способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновение любви. Пейзажная лирика. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка («Осень», «Зимнее утро»). Эти детали важны не только своей живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает чувство радости бытия («Зимнее утро») и творческого вдохновения, когда «легко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень»). Любовная лирика. Пушкин передал все оттенки этого чувства: страсть и отчаяние («Признание»), преклонение «перед святыней красоты» («Красавица», «Мадонна»), светлую печаль воспоминаний отлюбимой женщине («На холмах Грузии...»). Любовь в лирике Пушкина - это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божество и вдохновение («Я помню чудное мгновенье...»), высокое благородство («Я вас любил...»). Признание «я вас любил» повторяется три раза, каждый раз с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины: Я вас любил так искренно, так нежно. Как дай вам бог любимой быть другим. Лирика дружбы. Цикл стихотворений, посвященных лицейскому братству («Воспоминания в Царском Селе») и послания друзьям. Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба». Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты - «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). И наконец, «дружество» - это та сила, которая способна поддержать человека в самых трудных жизненных испытаниях («Во глубине сибирских руд...»). Вольнолюбивая лирика. «Деревня» - протест против «барства дикого» и «рабства тощего», в основе этого протеста лежит просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла - нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого. В стихотворении «К Чаадаеву» гражданский пафос - призыв Отчизне посвятить «души прекрасные порывы» приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья». Лирика о поэте и поэзии. В 1826 году было написано стихотворение «Пророк» - своеобразный поэтический манифест Пушкина. Шестикрылый Серафим напутствует пророка: «Глаголом жги сердца людей». Эта поэтическая формула определяет пророческую миссию искусства: словом пробуждать в человеческих сердцах христианские добродетели: доброту, милосердие, терпимость, т. е. «чувства добрые».


Первый вариант
«Подлинное искусство - это… откровение», - писал С. П. Дягилев. А потому оно всегда вызывает у человека сильные чувства. Стихотворения, в которых поэт создает свое «второе я», своего лирического героя, несомненно, становятся откровениями. Творец показывает свой внутренний мир, свои духовные ценности и ждет отклика от читателя. Что же пытается пробудить в своем читателе поэт? Чаще всего - лучшие чувства, на которые этот читатель способен. К таким поэтам относится и А. С. Пушкин.
Стихотворения Пушкина направлены на то, чтобы возродить (речевая ошибка: здесь нужен глагол «пробудить») в людях «чувства добрые». Наверно, к таким чувствам можно отнести дружбу, любовь, веру и вообще гуманизм (речевая ошибка: гуманизм - не чувство; кроме того, в соответствии с темой следовало бы написать «чувство прекрасного» или «любовь к прекрасному»). Почему же эти чувства имели столь большое значение для поэта? Как он изображает их в своих стихах?
Для начала обратимся к философской лирике. Он (грамматическая ошибка: местоимение «он» или «она» можно употреблять, если в предыдущем предложении было названо какое-то лицо - Пушкин, автор, поэт) восклицает: «Да здравствуют нежные девы!», «Да здравствуют музы, да здравствует разум!», «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Самым важным в жизни поэта становятся любовь, искусство, разум и все светлое, возвышенное, прекрасное.
К этому высокому, вероятно, можно отнести дружбу. Она имела большое значение для Пушкина. В ранних лицейских стихах это пылкое юношеское чувство. С друзьями связано приятное времяпрепровождение («Пирующие студенты»). И в стихотворении «К Пущину», написанном в 1815 году, юный поэт отмечает: «Веселье! Будь до гроба спутник верный наш, и пусть умрем мы оба при стуке полных чаш!» Но здесь Пушкин-лицеист впервые упоминает и о более значимом для друзей. Это их духовное родство. Пушкин называет Пущина «другом сердечным», а в стихотворении «Разлука» лирический герой определяет это родство как «святое братство». Дружба для поэта - это чувство, не подчиняющееся законам пространства (речевая ошибка: непонятно, при чем здесь законы пространства и как им можно подчиняться; следовало написать - неподвластное расстоянию). В стихотворении «19 октября» (1825 г.) лирический герой один, но воспоминания о друзьях разрушают его одиночество и грусть (речевая ошибка: одиночество и грусть нельзя разрушить, можно лишь развеять, в них можно утешить).
Дружба порождает доброту и желание почувствовать другого человека (речевая ошибка: не почувствовать, а разделить чувства). В стихотворении «Друзьям» Пушкин пишет: «И вашей радости беспечной сквозь слезы улыбнулся я». Будучи от них (грамматическая ошибка: в предыдущем предложении не было названо существительное, которое заменяется местоимением) далеко, он испытывает к ним (та же грамматическая ошибка) «чувства добрые». Он (вновь та же грамматическая ошибка) пытается понять и принять «брата» не только со всеми его радостями и бедами, но даже вместе с близкими тому людьми. Для лирического героя Пушкина вполне естественно было воскликнуть: «Пусть будут счастливы все, все твои друзья!» («Разлука»). Только если близкий ему человек будет счастлив, возможно счастье и для самого автора.
Любовь - еще одно «чувство доброе». В ранней лирике лирический герой (речевая ошибка: тавтология, состоящая в контактном повторе однокоренных слов) Пушкина - романтик, а его любовь мучительна. Для него важна не столько сама героиня, сколько переживания «певца», его страдания. В 20-е годы любовь сливается (речевая ошибка: не сливается, а сближается, соотносится) с вдохновением. Например, в стихотворении «Погасло дневное светило…» поэт пишет: «Где пламенем страстей впервые чувства разгорались, где музы нежные мне тайно улыбались…» Именно благодаря вдохновению лирический герой может выражать свои «чувства добрые», в том числе и любовь, вызывая своими творениями ответный отклик (речевая ошибка: тавтология, так как отклик сам по себе может быть только ответом на что-либо) в душе читателя. Для Пушкина, как и для многих других известных поэтов, лирическая героиня становилась божеством («Я помню чудное мгновенье…»). С ее нисхождением на землю поэт начинает жить и творить. Совершенно не похоже на раннюю любовную лирику стихотворение «Я Вас любил…», где для поэта важны прежде всего чувства лирической героини. Она уже не богиня, а реальный человек, который имеет право выбора. Сила любви (слово «любовь» уже столько раз повторялось, что лучше написать «чувство») настолько велика, что герой готов смириться с любым решением возлюбленной. Это истинный гуманизм (слово не подходит, так как его значение не соответствует контексту; следует написать о благородстве, высоте чувств).
Гуманизм, или человеколюбие - это также одно из «чувств добрых» (гуманизм - не чувство!). Примером может быть даже стихотворение «К Чаадаеву», где герой готов бороться за свободу народа и всей страны. (Следовало бы подтвердить свою мысль цитатой.) За это же выступали декабристы, совершенно не задумываясь о последствиях своего протеста (неясно, какое отношение конец предложения имеет к «чувствам добрым»). С ними вместе был и лирический герой Пушкина (фактическая ошибка или речевая неточность: лирический герой Пушкина, как и сам Пушкин, не был вместе с декабристами, он был им близок - духовно, во взглядах). Например, в стихотворении «Арион» он даже после смерти (неточность: не просто смерти, а гибели, то есть преждевременной, насильственной смерти) своих «попутчиков» продолжает петь «гимны прежние». Но у «таинственного певца», кроме его идей и «гимнов», было еще что-то (лучше - нечто). Это «беспечная вера», которая, возможно, стала для лирического героя одним из важнейших чувств (вера - не чувство!).
Помимо веры в идеи (вера может быть в добро, в человека и т. д., но не в идеи вообще), существует, конечно, вера в Бога, которая может полностью изменить человека. В стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный…» вера и любовь к Деве Марии были единственным содержанием жизни героя, но это позволило ему попасть в «царство вечно». (Данный абзац, совершенно не относится к теме сочинения, поскольку вера не может рассматриваться в качестве «чувства доброго»; здесь скорее следовало бы написать о чувстве прекрасного, присущем Пушкину и его лирическому герою.)
Вспоминая все «чувства добрые», можно упомянуть и надежду лирического героя Пушкина на лучшее. Наиболее ярко она проявилась в стихотворении «Во глубине сибирских руд…». Именно надежда нужна в этом «мрачном подземелье» для того, чтобы «любовь и дружество» дошли «сквозь мрачные затворы». Следовательно, без этого (повтор местоимения) «доброго чувства» невозможны в жизни и все другие.
Подводя итоги, можно сказать, что к традиционным, жизненно необходимым чувствам веры, надежды, любви у А. С. Пушкина добавляется дружба. Это, пожалуй, единственный поэт в русской литературе, у которого так ярко представлены «чувства добрые». Конечно, многие из его последователей пытались отразить некоторые из тем (каких?), но не смогли сказать о жизненной необходимости всех этих чувств для человека. (Заключение очень слабое: во-первых, немотивированно выделяется именно дружба, во-вторых, нет логической связи между предложениями, а в-третьих, сильно принижаются все русские поэты, которые «не смогли» и которые почему-то все названы последователями Пушкина.)

Второй (исправленный) вариант
«Подлинное искусство - это… откровение», - писал С. П. Дягилев. А потому оно всегда вызывает у человека сильные чувства. Стихотворения, в которых поэт создает свое второе «я», своего лирического героя, несомненно, становятся откровениями. Творец показывает свой внутренний мир, свои духовные ценности и ждет отклика от читателя. Что же пытается пробудить в своем читателе поэт?
Стихотворения Пушкина направлены на то, чтобы пробудить в людях «чувства добрые». Наверное, к таким чувствам можно отнести дружбу, любовь и чувство прекрасного. Почему же они имели столь большое значение для поэта? Как он изображает их в своих стихах?
Для начала обратимся к философской лирике Пушкина. Он восклицает: «Да здравствуют нежные девы!», «Да здравствуют музы, да здравствует разум!», «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Самым важным в жизни поэта становится любовь, искусство, разум и все светлое, возвышенное, прекрасное.
К этому высокому, вероятно, можно отнести дружбу. Она имела большое значение для Пушкина. В ранних лицейских стихах это пылкое юношеское чувство. С друзьями связаны приятное времяпрепровождение и веселье, как в стихотворении «Пирующие студенты». И в стихотворении «К Пущину», написанном в 1815 году, юный поэт отмечает: «Веселье! Будь до гроба спутник верный наш, и пусть умрем мы оба при стуке полных чаш!» Но здесь Пушкин-лицеист впервые упоминает и о более значимом для друзей. Это их духовное родство. Пушкин называет Пущина «другом сердечным», а в стихотворении «Разлука» лирический герой говорит: «Святому братству верен я». Дружба для поэта - это чувство, неподвластное времени и расстоянию. В стихотворении «19 октября» (1825 г.) лирический герой один, но воспоминания о друзьях развеивают его одиночество и грусть. Вначале поэт говорит: «Печален я: со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку…» Но в последних строках он пишет: «Пускай же он с отрадой хоть печальной тогда сей день за чашей проведет, как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».
Дружба рождает добро в душе и желание разделить чувства другого человека. В стихотворении «Друзьям» Пушкин пишет: «И вашей радости беспечной сквозь слезы улыбнулся я». Будучи далеко от своих друзей, он тем не менее испытывает к ним «чувства добрые». Поэт пытается понять и принять «брата» не только со всеми его радостями и бедами, но даже вместе с близкими тому людьми. Для лирического героя Пушкина вполне естественно было воскликнуть: «Пусть будут счастливы все, все твои друзья!» («Разлука»). Только если близкий ему человек будет счастлив, возможно счастье и для самого автора.
Но счастье для поэта невозможно и без любви. Любовь - еще одно «чувство доброе». В ранних стихах лирический герой Пушкина - романтик, а любовь его мучительна. Для него важна не столько сама героиня, сколько переживания «певца», его страдания. В 20-е годы любовь сближается с вдохновением. Например, в стихотворении «Погасло дневное светило…» поэт пишет: «Где пламенем страстей впервые чувства разгорались, где музы нежные мне тайно улыбались…» Именно благодаря вдохновению лирический герой может выражать свои «чувства добрые», в том числе и любовь, вызывая своими творениями отклик в душе читателя. Для Пушкина, как и для многих других известных поэтов, лирическая героиня становится божеством («Я помню чудное мгновенье…»). С ее нисхождением на землю поэт начинает жить и творить. Совершенно не похоже на раннюю любовную лирику стихотворение «Я Вас любил…», где для поэта важны прежде всего чувства лирической героини. Она уже не богиня, а реальный человек, который имеет право выбора. Сила чувства настолько велика, что герой готов смириться с любым решением возлюбленной. В этом проявляется его благородство и истинное человеколюбие.
Удивительно, что чувства личные, такие как любовь, поэт приравнивает к общественному, к желанию свободы. В стихотворении «К Чаадаеву» он пишет: «Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья». Борьбе за свободу «души прекрасные порывы» посвящали и декабристы. Им близок духовно и лирический герой Пушкина. Например, в стихотворении «Арион» он даже после гибели своих «попутчиков» продолжает петь «гимны прежние». Но у «таинственного певца», кроме его идей и «гимнов», было еще нечто. Это поэтический дар и чувство прекрасного.
Умение воспринимать прекрасное - в природе, в искусстве, в жизни - принципиально важно для Пушкина. Услышать «божественный глагол» («Поэт»), увидеть «прощальную красу» «в багрец и золото одетых лесов» («Осень»), понять красоту примиренья «с подданным» и «торжества прощенья» («Пир Петра Первого») может только сердце, которому чувство прекрасного не чуждо.
Вспоминая все «чувства добрые», можно упомянуть и надежду лирического героя Пушкина на лучшее. Наиболее ярко она проявляется в стихотворении «Во глубине сибирских руд…». Именно надежда нужна в «мрачном подземелье» для того, чтобы «любовь и дружество» дошли «сквозь мрачные затворы». Следовательно, без этого «доброго чувства» невозможны в жизни и все другие.
Подводя итоги, можно сказать, что жизненно необходимыми для Пушкина становятся любовь и дружба. Это, пожалуй, единственный поэт в русской литературе, в творчестве которого так ярко представлены «чувства добрые». Наверное, именно они порождают тот оптимизм, который характерен для творчества этого автора.