Домашнее самообразование. Ставим перед собой цель. Чего лишает ребенка домашнее образование

Подготовила: Корнеева Наталья Михайловна, учитель английского языка МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №17»

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

Сократ

1. Условия возникновения и становления опыта

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

Развивающиеся потребности личности, общества, государства;

Расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

2. Актуальность

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с педагогами.

Инновационные направления методической работы

· маркетинговое: изучение спроса педагогов

· информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОУ;

· научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ОУ

· психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

· управленческое: повышение компетентности педколлектива

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

3. Теоретическое обоснование

По словам К.Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Учитель начальных классов должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

4.Организация самообразования

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

Тематикой самообразования может являтся:

Одна из годовых задач ОУ;

Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

5. Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Телевидение

Газеты, журналы

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

Интернет

Видео, аудио информация на различных носителях

Платные курсы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Курсы повышения квалификации

Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

6. Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

Разработка новых форм, методов и приемов обучения

Доклады, выступления

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

Создание комплектов педагогических разработок

Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования:

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Сегодня в этой статье я хотел бы поговорить про важную деталь, которая называется – САМООБРАЗОВАНИЕ. Почему я считаю, что самообразование очень важная деталь в нашей современной жизни? Да потому что многие люди без самообразования начинают деградировать. Для начала я Вам расскажу, что такое самообразование, потом приведу серьезные аргументы, которые должны Вас заставить время от времени заниматься самообразованием.

Что такое самообразование?

Самообразование – что это такое? Я жду от Вас ответа!!! Не получается ответить? Тогда прочтите мое определение. Самообразование – это самостоятельное обучение в конкретной области для получения необходимых навыков и знаний. Самообразование – это один из видов и . Поскольку термин «самообразование» происходит от слова «само» , то становится понятно, что человек проявляет личный интерес к каким-либо знаниям и навыкам.

Понятно, что для самообразования необходимо желание, а чтобы желание возникло, необходим интерес, а интерес возникает тогда, когда человек видит собственную выгоду. Самообразование это как самостоятельная работа над собой. Для того чтобы добиться значимых результатов в какой-либо области – необходимо заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа должна занимать как минимум 80-90%. Процесс самообразования представлен на картинке снизу.

Для наглядности я приведу конкретные примеры. Ваня стать классным танцором, и для этого он записался в танцевальную школу, название которой «Cool Dancer» . Без разницы какой стиль он выбрал – hip-hop или popping. Его решение – стать классным танцором. Он посещает школу «Cool Dancer» три раза в неделю по два часа, то есть в неделю это составляет шесть часов.

И как Вы считаете, станет ли Ваня супер танцором через семь лет, занимаясь в школе «Cool Dancer» всего лишь 6 часов в неделю? За семь лет это будет 2190 часов без пропусков. Я уверен, что он многому научится, но очуменным танцором навряд ли ему удастся стать. Чтобы стать профи, по закону одного знаменитого человека, необходимо отзаниматься 10 000 часов. За десять лет такое возможно, если каждый день заниматься какой-либо деятельностью по 2,5-3 часа в день.

А чтобы столько часов набрать – необходима самостоятельная работа или самообразование. Для этого без не обойтись.

Другой пример с самообразованием. Тот же самый Ваня решил . Для этого он пошел по старому пути – записался в школу английского языка, где ему рассказывают об основных правилах и временах этого языка. Занятия в школе проводится два раза в неделю по два часа, то есть всего лишь четыре часа в неделю. Вау, как это ничтожно мало!!!

И как Вы считаете, Ваня заговорит на английском языке через три года, исключительно занимаясь четыре часа в неделю под руководством учителей? Да, если только за это время его молнией не ударит, и он не начнет говорить на всех языках мира. Ну или пришельцы похитят после чего он заговорит только на английском языке.

Конечно это невозможно, ведь самообразование – это 90% труда. Но человек забывает об этом. Он думает, если я записался в школу танцев или английского языка, значит, мне нужно просто ходить на занятия и все придет: я научусь танцевать и говорить на английском языке. Мне бы тоже хотелось того же, но я не могу не замечать, как люди что были на 0 уровне до прихода куда-либо, что остались. Такое случается из-за отсутствия самостоятельной работы или самообразования.

Важность самообразования

Чтобы достичь успехов в танцах или в иностранном языке, разумеется, необходима самостоятельная работа. Для танцев это самостоятельная работа над своим стилем, оттачивание изученных приемов, попадание в ритм музыки и так далее. Для успешного изучения иностранного языка необходимо пополнять словарный запас, самостоятельная письменная работа, постоянное общение с носителями языка. Это понятно, да вот только кто бы все это сделал за нас, а мы бы получили прогресс???

Вот и получается, что без самообразования человек растет сверх медленно. Чтобы такого не было, обязательно должна присутствовать позитивная мотивация. Человек обязательно должен видеть конечный результат своего .

Возьмем меня. Я хожу на танцы, но самостоятельно я не тренируюсь, так как у меня нет цели стать очуменным танцором. Я хожу на занятия и то не всегда. Так же я изучаю английский язык. Здесь совсем другой случай. Я точно знаю, что он мне позарез необходим и поэтому я еще дома занимаюсь по несколько часов в день. Да я от переводчика не отхожу. Плюс я создал англоязычный сайт – http://www.worldmagik.com для того, чтобы приятное с полезным сочетать. Во втором случае самообразование присутствует, в первом случае напрочь отсутствует. Понятно, что на английском языке я когда-нибудь заговорю, а крутым денсером (танцором от анг. dancer) не стану. Теперь Вы понимаете, какую важную роль играет самообразование и самостоятельная работа?

Чтобы человек занимался самостоятельно, конечно же нужно желание. Если человека заставляют делать что-либо принужденно, а он сам того не хочет, тогда ничего не выйдет. Человек должен сам понимать, зачем ему это надо. Пинки под зад не помогут, я это точно знаю.

Самая лучшая для самообразования это конечно же занятие любимым делом. У меня есть знакомый – теска, который любит играть на рояле. Он каждый день сам занимается по три часа в день, плюс два раза в неделю посещает занятия сольфеджио. Сольфеджио – это очень скучно, но для него это нормально. Так же он сам в интернете ищет композиции и пытается их играть. То есть процесс самообразования есть, причем добровольный. Честно говоря, самообразование – это всегда добровольный процесс.

Понятно, что если человек не развивается, то тогда он деградирует. Если цветок не растет, он вянет. Многие люди после окончания ВУЗов перестают свое развитие. Они устраиваются на работу и перестают думать о своем личном развитии. Так уж у нас заведено.

Чтобы такого не допустить – найдите свою цель и думайте о том, как ее достичь. Тогда и самообразование будет и и результаты. Я искренне Вам этого желаю.

Самообразование

Нравится

Готовы стать лучше в новом году?

Не помечтать, о том, как вы станете лучше. Не порассуждать на эту тему. И даже не построить планы. А именно стать?

Многие успешные предприниматели признаются, что самые их успешные вложения – это инвестиции в знания. Билл Гейтс, Элон Маск, Уоррен Баффет, Робер Кийосаки… Этот список можно продолжать и продолжать.

Однако самообразование – это не только для бизнеса. Если вы хотите быть лучшим в чем угодно – в спорте, в музыке, в науке – вам просто необходимо учиться, тренироваться и вкладывать время, силы и энергию в свое развитие.

Вас впечатляют чьи-то достижения? Вам под силу их повторить и даже превзойти.

И сегодня я расскажу, как это сделать. Начнем…

«Самообразование не для меня…»

Я не раз слышал от своих знакомых, что самообразование не для них. Почему? Просто они «не могут себя заставить» заниматься, учиться, читать, смотреть видео-уроки и т.д. У вас тоже такая проблема?

Тогда ловите маааленький секрет. Используйте его, и вам больше никогда не понадобится «заставлять» себя.

Что за секрет? Задайте себе 1 ключевой вопрос : «Зачем?». Зачем вам самообразование?

Но тут есть важный момент. Вопрос нужно не просто задать, а раскрутить это «зачем» до самых четких и понятных мотивов. До того, что имеет для вас реальную ценность.

Приведу пример. Зачем мне заниматься самообразованием?

Потому что так я смогу получать самые актуальные знания из лучших источников.

Зачем?

Чтобы совершенствоваться в своем деле.

Зачем?

Чтобы быть впереди конкурентов/Оптимизировать бизнес-процессы/Предложить лучшие решения клиентам…

Зачем?

Чтобы развивать и масштабировать бизнес.

Зачем?

Чтобы росла прибыль.

Зачем?

Чтобы купить квартиру/Поехать отдыхать с семьей/Исполнить какую-то свою давнюю мечту…

Это не единственный сценарий ответов на «Зачем?». У вас могут (и должны!) быть свои причины. Ведь помимо возможности получать самые актуальные знания, самообразование дает еще массу преимуществ :

  • Возможность самостоятельно организовывать свое обучение.

Это особенно удобно для , у которых вечно нет времени. В отличие от классического образования, самообразование дает вам полную свободу действий. Вы можете обучаться где угодно и когда угодно. Слушать аудиокурсы, пока едете куда-то. Читать книгу, пока ожидаете встречи. Смотреть вебинар, уютно устроившись на диване с чашкой чая.

  • Возможность обучаться у лучших в своем деле.

Вы сами можете выбрать себе наставника. Купить книгу автора, которого считаете экспертом в своей нише. Пойти на тренинг к тому, кто уже достиг выдающихся успехов там, где вы только начинаете. Лично для меня это огромный плюс. Я ценю знания практиков. Тех, кто уже сделал то, что я планирую сделать, набил свои шишки, и теперь может рассказать мне, что делать, а чего делать не стоит.

  • Возможность сформировать крутое окружение.

Если вы решитесь посетить живые тренинги или онлайн-обучение, которое подразумевает общение между участниками, вы можете завести массу знакомств с людьми, цели которых резонируют с вами. Это дает мощный заряд энергии и мотивацию к действию. Кроме того, обучаясь, вы можете найти себе наставника, партнера, сотрудника или клиента. Ценно? Очевидно, что да.

  • Возможность обучаться бесплатно .

Это огромный плюс для тех, кто только начинает и имеет ограниченный бюджет. Сейчас вы можете получить массу знаний и перенять мощнейший опыт абсолютно бесплатно.

Где искать информацию?

Если раскручивая свое «зачем» вы все же пришли к выводу, что самообразование вам необходимо, возникают новые вопросы. Где обучаться? Как? У кого? Я для себя выделяю несколько видов источников, из которых черпаю информацию.

Книги

Самое простое, что вообще можно придумать. Выберите ведущих авторов в направлении, которое вас интересует, либо тех, чей подход вам наиболее близок. Я рекомендую составить для себя перечень книг, которые вы хотите прочесть, чтобы не прыгать с пятого на десятое (а это частая ошибка тех, кто загорается идеей самообразования). Если у вас совсем мало времени, вот прям совсем-совсем, на помощь придут аудио-книги. Их также масса, причем в свободном доступе. Скачивайте и случайте, пока едете в транспорте, занимаетесь в зале, кушаете… Да когда угодно. Главное – желание, а время найдется всегда.

Не знаете, с чего начать? В этом видео вы найдете несколько рекомендаций:

Вебинары

Еще одна отличная возможность получить знания ведущих экспертов, не выходя из дома. Единственное, что важно, — это выбрать спикера, который действительно донесет до вас ценность, а не потратит ваше время впустую.

Без ложной скромности скажу, что наши вебинары всегда отличаются высочайшим качеством информации. Наши ученики часто отмечают, что даже на наших бесплатных тренингах получают больше знаний, чем на многих платных событиях. И такая высокая посещаемость нашей последней серии вебинаров говорит сама за себя:

Онлайн-курсы и образовательные ресурсы

Сегодня многие ведущие мировые вузы предоставляют возможность пройти обучение онлайн. И, кстати, часто абсолютно бесплатно. Единственная сложность – самые мощные курсы практически всегда на английском языке. Однако, даже если у вас не слишком высокий уровень, не отказывайтесь от обучения. Субтитры облегчат восприятие информации, плюс это отличная возможность прокачать свой английский.

Где найти качественные курсы? Вот несколько достойных вариантов:

  • edX — Курсы от ведущих мировых университетов;
  • Coursmos - Подборки компактных курсов для тех, у кого совсем мало времени;
  • Coursera - Также курсы от преподавателей известных университетов со всего мира;
  • Khan Academy - Масштабная база видео-уроков более чем на 20 языках. Кстати, уроки можно смотреть независимо от выбранного курса.

И, конечно, наша , которая ежедневно пополняется новыми мощными статьями:)

Живые события/тренинги

Иногда я слышу, что все эти тренинги – это чистой воды обман, «выкачивание денег» и никакого результата они на самом деле не дают. Вы тоже «того же мнения»? Тогда это видео для вас:

На самом деле, такие мероприятия, помимо знаний, еще и очень заряжают. Когда вы знакомитесь с людьми, результаты которых сильно выше, чем ваши, это буквально выталкивает вас с места и заставляет расти. Проверено нашими учениками:)

План самообразования

Если вы дочитали до этого момента, значит, настроены весьма серьезно. Поэтому давайте не будем терять времени и прямо сейчас вместе составим ваш план самообразования на 2016 год.

1. Выберите направление

А что вы, собственно говоря, хотите изучать? Прекрасно, если у вас разносторонние интересы. Но в деле самообразования это может вам только навредить.

Да, интернет открывает практически безграничные возможности, и не хочется их упускать. Столько книг еще не прочитано, столько курсов не пройдено… У меня у самого в списке десятки книг, и список этот только растет. Не потому, что я медленно читаю, а потому, что слишком много интересного вокруг:) Но если вы всерьез решили заняться самообразованием, стоит сознательно ограничить себя. Поэтому я рекомендую начать с выбора одного-двух направлений, которые вам наиболее интересны и необходимы.

2. Подберите материалы

Тут все понятно. Выбрав направление, подберите необходимые вам образовательные материалы: книги, тренинги, курсы – все, что вам кажется важным и ценным.

Главная сложность на этом этапе – выбрать, у кого обучаться . Думаю, определиться с наставником вам поможет это видео Олеся. Оно об обучении интернет-бизнесу, но при желании эти советы можно применить в любой другой сфере:

3. Составьте расписание

Нет, не как в школе: 1-й урок, перемена, 2-й урок… Но занятия должны быть регулярными, ведь от хаотично полученных кусков информации толку мало. Поэтому просмотрите свое расписание и подумайте, куда вы можете включить чтение, когда есть возможность слушать/смотреть курсы. Для событий, которые проходят в строго определенное время, например, тренингов или , лучше заранее забронировать место в своем списке дел.

4. Начинайте обучение

Нашли сильные материалы и составили план? Тогда смело стартуйте! Но на этом этапе важно понять – просто знания ничего не стоят. Вы увидите эффект от ваших занятий только если начнете внедрять то, что изучили.

Как применять полученные знания? Узнайте из этого видео:

5. Замеряйте результаты

Результат – это единственный показатель того, что вы развиваетесь и идете вперед. Если нет результатов, вам стоит пересмотреть свою систему самообразования. Поэтому я рекомендую регулярно отслеживать результаты своих занятий.

И напоследок…

Я оставил для вас мощный мотивационный пинок:) Если вы все еще сомневаетесь, просто прочитайте, а лучше выпишите и разместите на видном месте эту фразу:

«Образование поможет выжить. Самообразование приведет вас к успеху.»

Джим Рон.

Действуйте!

Кликайте «Мне нравится», если эта статья была полезной и мотивировала вас на саморазвитие!

Хотите, чтобы ваш бизнес развивался на автопилоте? Олесь расскажет, Читайте прямо сейчас!

То есть на уроках в школе или другом учебном заведении, существуют альтернативные методы образования. Порой они бывают даже эффективней уроков, так как подбираются индивидуально.

Что такое самообразование?

Самообразование представляет собой способ получения новых знаний без участия преподавателей и вне стен учебного заведения. Этот метод обучения способствует развитию мышления. Образование и самообразование являются неотъемлемыми частями полноценного развития личности.

Самосовершенствование развивает уверенность в себе. Человеку необходимо стремиться к получению новых знаний и никогда не останавливаться на достигнутом. Это залог успешного будущего.

Самообразование в некоторых случаях способно полностью заменить процесс получения знаний в школе или других учебных заведениях. Это прежде всего подходит детям, которые по тем или иным причинам не могут посещать учебные заведения, но стремятся к новым знаниям. Работа по самообразованию должна быть в этом случае организована родителями или самим ребенком, если он уже взрослый и может самостоятельно распределять свое время.

Самообразование дошкольников. В чем суть?

В дошкольном возрасте ребенок усваивает новые знания с большой скоростью. Познание мира происходит в процессе игры. В этом случае образование проходит естественно и не слишком утомляет ребенка. В таком возрасте заставить ребенка учиться невозможно. Если он не хочет, то сидение часами за книгой, повторение слогов и букв ничем не помогут.

К дошкольникам необходим другой подход в обучении. Их самообразование должно проходить в форме игры. Это могут быть различные развивающие интеллект занятия, которые будут интересны ребенку. Дома родители сами могут выделить те занятия, которые нравятся их детям, и на их основе обучать. Например, ребенку нравится складывать пазлы. Эта игра как нельзя лучше подходит для самообразования. Можно приобрести или самостоятельно сделать пазлы с буквами и цифрами.

Самообразование в детском саду

Самообразование в ДОУ ограничено рамками заведения и возможностями воспитателя. Но при правильном подходе учить детей в коллективе даже легче, чем каждого ребенка в отдельности. В коллективе дети быстро учатся друг у друга.

Чтобы ребенку было интереснее получать новые знания, процесс дошкольного обучения в детском саду должен быть правильно организован. Самообразование педагога, роль которого выполняет воспитатель, должно также происходить постоянно. Применение современных методик раннего развития детей в коллективе способствует проявлению не только интеллектуальных способностей, но и творческих.

Самообразование в ДОУ имеет свои сложности. Уровень развития детей, которые ходят в одну группу, может сильно различаться. Тогда некоторые детки просто не будут успевать за другими и потеряют интерес к игре или занятию. Главная задача воспитателя - вовремя заметить, что ребенку стало скучно, и умело втянуть его в процесс снова. Либо, если таких детей большинство, быстро сменить

В чем состоит самообразование школьника?

Школьная программа построена так, что большую часть знаний школьнику необходимо получать самостоятельно. Что такое самообразование в школе, можно понять, просмотрев дневник ребенка. Множество заданий на дом предполагает, что, кроме обучения на уроках, школьник будет заниматься и дома.

Иногда такая система получения знаний, наоборот, тормозит развитие детей. Вместо того чтобы научиться чему-то новому, ребенок должен решать десятый однотипный пример. А некоторым детям и десяти примеров недостаточно, чтобы усвоить новую тему.

Любознательность детей не ограничивается только школьной программой. Тем более что программа для детей составляется взрослыми, и интересы ребенка в ней мало учитываются. Человеку любого возраста нужно развиваться в разных направлениях, но предпочтение должно отдаваться тем занятиям, которые представляют наибольший интерес.

Например, ребенок не любит математику, но прекрасно относится к литературе. В таком случае заставлять его целыми днями подтягивать математику не стоит, ни к чему хорошему не приведет. Какие тогда занятия должны войти в самообразование? Математика должна остаться приоритетным предметом в школе и на консультациях с преподавателем. Самостоятельно ребенок мало что сможет выучить, если ему это совсем не интересно.

Какое бывает самообразование в школьном возрасте?

Самообразование ребенка может быть дополнением к основной школьной программе или развитием творческого потенциала. Также самообразование может полностью заменить занятия в учебном заведении.

В качестве дополнения к школьным занятиям самообразование присутствует в учебном процессе каждого ребенка. Все преподаватели задают домашние задания по пройденным на уроках темам. Это делается с целью проверить, насколько ученик усвоил полученный материал. Также такой метод обучения применяется для закрепления пройденного материала.

Подобным способом можно подтянуть те темы предметов, которые ребенку не удается усвоить. Например, если ему непонятны какие-то правила орфографии, то стоит позаниматься по этой теме дома. Если ребенок сам хочет понять сложную для него тему, то занятия дома ему будут только в радость. В противном случае без помощи педагога не обойтись.

Развитие творческого потенциала

Способы развития творческих задатков ребенка могут рассматриваться как самообразование. Воспитание детей включает в себя также направление его энергии в правильное русло.

Если ребенок подвижен и активен, то ему просто необходимы занятия спортом для выплеска лишней энергии и формирования характера.

Вовремя заметить необычные способности ребенка входит в круг обязанностей родителей и преподавателей. Если ребенок предпочитает занятия музыкой, то насильно отдавать его в спортивную секцию не лучшее решение. тоже важно, но не в ущерб интересам самого ребенка. Не стоит исполнять свои несбывшиеся мечты за счет детей. Обеспечить ребенку полноценное развитие — первоочередная задача родителей.

Как научить, если ребенок не хочет учиться?

Существует категория родителей, которые утверждают, что их ребенка ничего не интересует, и работа по самообразованию не проводится. Чаще всего такие родители просто не умеют общаться со своими детьми и не замечают их интересов. Если ребенку не уделять достаточного количества внимания, то можно пропустить важные моменты в его становлении как личности.

Если ребенку нравится сидеть за компьютером, то не обязательно он не хочет учиться. Может, ему не нравится читать книги. В таком случае можно воспользоваться помощью электронных пособий и всевозможных презентаций. Только стоит учесть, что то время, которое ребенок проводит за монитором, не должно превышать допустимых для его возраста норм. И если он учится за компьютером, то играть он должен на улице.

Проявление интереса к работе самого компьютера и компьютерных программ может также говорить о творческом потенциале. Если ребенок проявляет желание понять принцип работы, а тем более если у него это получается, то не стоит ограничивать его. Желания родителей могут не совпадать с интересами ребенка. Возможно, это будущий компьютерный гений.

Самообразование вместо образования

В отличие от образования самообразование способствует развитию свободной личности, не ограниченной рамками учебного заведения. Общение в коллективе сверстников необходимо, но иногда развитие ребенка превосходит уровень его одноклассников. И тогда школьная только тормозит его развитие.

Позволяет самостоятельно построить комфортный график своего обучения. Конечно, это под силу только взрослым детям, которые точно знают, чего хотят и что для них важно. К такому способу обучения обращаются профессиональные спортсмены или другие творческие личности, образ жизни которых не позволяет им посещать учебные заведения.

Люди с ограниченными физическими возможностями также могут получить образование экстерном. Не все учебные заведения оборудованы для особенных детей, но некоторые школы и лицеи принимают экзамены у детей на домашнем обучении и выдают аттестаты по итогам завершения образования.

Чего лишает ребенка домашнее образование?

Для некоторых полное самообразование может быть неприемлемым. Это связано прежде всего с тем, что ребенок в итоге может сознательно отказываться от общения с детьми. Для развития социальных навыков человека общение со сверстниками должно начинаться с самого раннего возраста.

Если родителями было принято решение оставить ребенка на домашнем то дефицит общения с детьми должен компенсироваться в других сферах его жизни. Например, играми со сверстниками во дворе или посещением разнообразных секций и кружков.

Особое внимание следует уделить режиму ребенка на домашнем обучении. Он должен быть подобран с учетом его интересов и включать в себя обязательные предметы школьной программы в нужном количестве.

Организация самообразования ребенка

Помочь ребенку реализовать свои таланты несложно, если знать, что такое самообразование, а также как его организовать. Прежде всего это касается дополнительных занятий, посещений секций, кружков. Этот вид самообразования направлен на развитие индивидуальных качеств ребенка.

Посещая различные выставки и музеи, человек получает общие знания, которые ему всегда пригодятся в жизни. Если прививать ребенку с детства любовь к искусству, то в будущем эти знания дадут о себе знать хорошим вкусом.

Этот же принцип действует для тех, кто предпочитает картинам выставки технических новинок. Увиденное однажды всегда найдет свое отражение в собственной деятельности человека.

Как перейти на самообразование в школе?

Перейти на домашнее обучение в школе можно в любой момент образовательного процесса. Список необходимых документов нужно узнавать в конкретном учебном заведении. Главным условием получения аттестата об окончании школы является успешная и своевременная сдача экзаменов по предоставленному плану.

Для детей с ограниченными возможностями план подбирается индивидуально, и сроки сдачи экзаменов могут отличаться для каждого ребенка. По согласованию с администрацией школы дети могут посещать некоторые занятия, например лабораторные работы, проведение которых дома невозможно.

Дистанционное обучение

Наиболее распространенный вид самообразования — это дистанционное обучение в вузах. Программы получения высшего образования в домашних условиях встречаются во многих учебных заведениях. Такое обучение приемлемо прежде всего для взрослого человека. Самообразование руководителя и постоянное стремление к развитию своих умений позволяют повысить эффективность труда всего коллектива. Правильная организация работы является залогом успешности предприятия.

Что такое самообразование в высшем учебном заведении? В университеты в основном поступают самостоятельные личности, которые уже определились с целями в жизни. И часто их стремления не совпадают с финансовыми возможностями. В этом случае дистанционное образование позволяет зарабатывать и при этом учиться в свободное время. Программы включают в себя процесса с последующей сдачей экзаменов. Полное дистанционное образование подразумевает и сдачу экзаменов через Интернет в режиме онлайн-тестов.

Самообразование взрослого человека

Процесс обучения не должен заканчиваться при достижении определенных результатов. Человеку свойственно стремиться к новым знаниям. Особенно это касается некоторых профессий. Развитие цивилизации основано на развитии отдельных личностей.

Повышение уровня профессиональных качеств человека отражается не только на его деятельности. Например, самообразование педагога влияет на уровень развития его учеников. Чем больше знает учитель, тем больше может получить знаний его ученик.

Стремление человека к саморазвитию в профессиональном плане положительно отражается на карьерном росте и делает его ценным, незаменимым сотрудником для организации. Специалисты в своей области всегда учитывают новые тенденции в определенной сфере деятельности.

Самообразование может стать достойной и во многом лучшей альтернативой формальному обучению, будь то второе высшее или курсы повышения квалификации.

Почему самообразование лучше?

  1. Самообразование дает более актуальные знания. Сейчас большинство новых идей, появляясь в головах людей, сначала обсуждается в разговорах, блогах и статьях, потом «дозревает» до книг, переводится на русский (если книга иностранная), включается в образовательные программы и только потом преподается ученикам. Описанный процесс занимает не менее 3-5 лет. Самообразование же дает тебе возможность ловить идеи в зародыше. Особенно это важно при обучении всему, связанному с информационными технологиями — к моменту, когда они доходят до учебников, знания уже безнадежно устаревают.
  2. Самообразование позволяет составить персонализированную программу обучения. При формальном обучении программа составлена из большого количества материала, который тебе не нужен. Он не запоминается, но на него уходит время, силы и деньги. Попытки запомнить ненужный материал вытесняют из головы нужные знания. А при самообразовании программу обучения ты составляешь в полном соответствии со своими потребностями.
  3. Самообразование дает больше мотивации на обучение. Хотя при самообразовании нет эффекта «тренера» (в роли которых выступают преподаватели) и материальной вовлеченности (не жалко бросить), мотивация на обучение при нем все равно больше. В силу актуальности и индивидуальности самообучение более эффективно. Ты понимаешь, как применять каждую букву полученных знаний. Ты четко ощущаешь выгоду от обучения, и это дает тебе силы к его продолжению.
  4. Самообразование расширяет круг общения. При втором высшем круг твоих единомышленников ограничен твоей группой, а при самообучении ты обмениваешься через интернет идеями со всем миром.
  5. Самообразование дает возможность учиться у лучших. Каждый, кто прошел через нашу образовательную систему, в полной мере ощутил справедливость выражения «Кто может — делает, а кто не может — учит». Самостоятельно собирая источники знаний, ты можешь учиться у людей, которые выстрадали материал на собственном опыте, а не у тетенек, переученных из преподавателей по истории КПСС.
  6. Самообразование дает возможность управлять расписанием. Существование расписания, навязываемое при формальном обучении, необходимо и при самостоятельном обучении для достижения стабильных результатов. Однако при самообучении ты выбираешь для себя наиболее удобное время.
  7. Самообразование бесплатно . И на курсах, и при самообучении твое развитие требует времени. При традиционном обучении тебе придется выкладывать еще и деньги. Но за те суммы, которые ты отдашь за формальное образование, можно завалить всю квартиру книгами. Например, курсы Executive MBA в Сколково стоят 95000 евро . На эти деньги можно составить стопку из 13700 книг высотой 274 метра — примерно до половины Останкинской башни .

Итак, с чего начать свое самообразование и как сделать его эффективным?

Твой план

1. Учи албанский английский

Большинство новых идей появляются сначала именно на английском. И не потому, что в англоязычных странах живут самые продвинутые люди (хотя во многом это и так), но и потому, что этот язык стал современной латынью — будь ты швед, израильтянин или китаец, если ты претендуешь на участие в международном обсуждении интересной тебе темы, ты будешь писать по-английски. Универсальным языком интернета является английский, и шансы найти ответы на вопросы на английском гораздо больше, чем на русском или любом другом языке.

Еще один повод учить английский — русские переводы зачастую ужасны. Говорю не потому, что мог бы сделать лучше, а потому, что эту работу действительно сложно сделать хорошо. Для большинства терминов в менеджменте русские переводы еще не устоялись, и специалисты просто пользуются англицизмами. На слух к этому еще можно привыкнуть, а вот на письме это выглядит душераздирающе.

4. Используй скрытые временные резервы для самообразования

Если ты ездишь на метро, значит, твой формат — печатный текст и видео , а в твоем расписании только что появился лишний час-два на саморавзитие.

Если ты занимаешься бегом, прогуливаешь собаку, ездишь на работу на машине, то твой формат — подкасты и аудиокниги . Возьми за правило использовать время в транспорте и на прогулках/пробежках на самообразование.

5. Найди источники периодики

  • Используй списки, составленные другими. Иди по чужим следам — ищи в интернете готовые списки источников. Например:
  • Настрой доставку знаний на дом. Подписывайся на блоги или используй программы для подписки на блоги:
  • Периодически проводи техобслуживание информационных источников. Чем дальше, тем больше источников ты будешь использовать и тем сложнее будет выбрать самое нужное. Поэтому периодически наводи в них порядок: удаляй лишнее и добавляй новое в соответствии со своими изменившимися потребностями.

6. Google it / Спроси у Яндекса

Самообразование может принимать множество форм — любую проблему можно превратить в шанс чему-то научиться. Никогда не садись за решение новой проблемы, не проведя хотя бы поверхностного поиска решения в интернете. Да, изобретение велосипеда может стать интересным занятием, но умные люди стараются учиться на чужих ошибках, а не на своих.

11. Применяй!

Ученые доказали, что применение знания — обязательный этап усвоения информации и непреложное условие роста компетентности . Поскольку твоя программа самообразования настроена под твои нужды, проблем с немедленным применением твоих новых знаний возникнуть не должно.