Думать «глазами»: визуальное мышление. Визуальное мышление. Как «продавать» свои идеи при помощи визуальных образов — Дэн Роэм
Мыслить можно по-разному, когда мы используем суждения, то мыслим логически, а если применяются мысленные образы, то это уже визуальное мышление . Оно выступает путем образного моделирования.
Основой визуального мышления является наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, где при упоминании слова корова в первую очередь всплывает ее образ, а не понятие, раскрывающее смысл данного термина.
В развитой форме подобный вид мышления характерен для творческих людей: художников, модельеров, архитекторов, дизайнеров, скульпторов.
Так, например, с Востока пришла к нам мудрость: «Что нужно сначала сделать, чтобы нарисовать животное? Следует сначала его представить себе». Это значит, что древние мудрецы Востока, в отличие от западных ученых, знали о практической значимости визуального мышления.
На Западе же долгое время считалось, что воображение не является частью , но сегодня доказано обратное.
Так, если задать ситуацию, что сейчас время – 3 часа 50 минут, сколько было времени 20 минут назад, то большинство, конечно же, начнет производить математические вычисления (50 – 20=30) и получат время 3 часа 30 минут.
Но творчески мыслящие люди просто представляют циферблат и визуально (мысленно) переводят стрелки на четыре деления, равных в общей сложности 20 минутам и получают 3 часа 30 минут.
Получается, что одну и ту же задачу можно решить логически, а можно получить ответ на нее путем образного мышления.
Стоит отметить, что животные, в отличие от нас, не знакомы с открытыми нами математическими, физическими формулами, но прекрасно при этом определяют расстоянии и величину необходимой силы, которую стоит приложить в определенных условиях.
Так, кошка, перед прыжком на шкаф не побежит за инструментами, чтобы измерить все величины, а просто визуально определит необходимую для преодоления дистанцию и прыгнет с необходимой силой.
Если бы человек так же развивал свое визуальное мышление , а не придумывал все более сложные приспособления, то сегодня мы бы лучше ориентировались в пространстве и не блуждали в трех соснах.
Подобное мышление практически применимо в любой деятельности, где требуется творческий, нестандартный подход.
Так, например, в бизнесе при собственном производстве, изготовлении упаковок, .
И если ваше визуальное мышление достаточно развито, то вы сможете создавать яркие образы, представляя конечный результат ваших усилий в мельчайших деталях, подробностях.
То же самое относится к этапу создания бизнеса. Мысленно можно продумать ваш бизнес-план: его оформление, структуру, детализацию тоже можно представить посредством визуального мышления.
Речь, конечно, идет не о бумажной форме, а о конкретном предприятии. То есть о подразделениях, отделах, дизайне помещений, необходимом оборудовании, униформе сотрудников, логотипе, корпоративной символике.
Можно создать сначала устойчивый образ вашего кафе, ресторана, салона красоты, торговой точки, а потом стараться воплотить этот визуальный план, материализовав его.
Сегодня визуальное мышление может быть реализовано и практически применимо не только для творческих людей, но и для всех, кто ищет .
А предпринимательство – это как раз та среда, где раскрываются способности, реализуются возможности и используются креативность и оригинальность.
Изучая формы мышления, логика давно в качестве основных выделила следующие: понятие, суждение, умозаключение. «Формы мышления - это все те формы, в которых протекает познавательная и мыслительная деятельность человека, все формы деятельности и общественного субъекта в идеальном плане, направленные на воспроизведение в содержании мышления закономерностей и свойств объективной реальности и заданные индивиду предшествующим развитием совокупной духовной культуры человечества». Не останавливаясь подробно на формах вербального мышления, отметим только, что понятия, суждения и умозаключения различны по своей функции. Суждение служит для строгой фиксации определенного результата в процессе мышления, понятие подводит итог предшествующего познания путем свертывания многочисленных суждений в одно целое. Умозаключение является формой движения от одних суждений и понятий к другим, выражает процесс получения новых результатов в мышлении.
Следует отметить, что в настоящее время в философской литературе продолжает господствовать тенденция, сводящая процесс опосредованного и обобщенного отражения субъектом существенных связей и отношений лишь к вербализованному мышления. «Мысли людей могут возникнуть и существовать только на базе языкового материала в форме отдельных слов и их сочетаний». «Мышление… происходит только на основе и при помощи языка». «Мысль не существует до ее словесного оформления». В известных границах такая абстракция мышления оправданна. Как писал В.И. Ленин: «Всякое слово (речь) уже обобщает. Чувства показывают реальность; мысль и слово - общее». И далее: «В языке есть только общее». В наиболее концентрированном виде отвлеченное от частных признаков общее действительно фиксируется в понятии, объектированном в слове. Но вместе с тем, считая эталоном мышления вообще вербальное мышление, не следует гипостазировать последнее и приписывать его особенности рациональному познанию в целом.
Существует и иные, невербализованные способы обнаружения скрытых от непосредственного чувственного созерцания связей явлений, не соединенные прямо с оперированием понятиями. В свое время этот феномен был отмечен великим русским физиологом И. М. Сеченовым: «У всех народов всех веков, всех племен и всех ступеней умственного развития словесный образ мысли в наипростейшим виде сводится на наше трехчленное предложение. Благодаря именно этому, мы одинаково легко понимаем мысль древнего человека, оставленную в письменных памятниках, мысль дикаря и мысль современника. Благодаря тому же, мы можем утверждать с полной уверенностью, что те внутренние скрытые от нас процессы, из которых возникает бессловесная мысль, у всех народов, всех людей одинаковы и производятся такими орудиями, которые действуют неизменно, как звенья какой-нибудь машины». Важно отметить: когда И.М. Сеченов говорит о трехчленном предложении. Имея в виду субъективно-предикативное суждение, он подчеркивает, что оно является наипростейшим видом. Как бы ни были многообразны формы суждения (с развитием науки открываются их новые формы), вместе они лишь относительно могут охватить всю гамму реальных связей и отношений действительности, оставляя место для внесловесного мышления.
Л.С. Выготский, писал, что «речевое мышление не исчерпывает ни всех форм мысли, ни всех форм речи. Есть большая часть мышления, которая не будет иметь непосредственного отношения к речевому мышлению. Сюда следует отнести раньше всего, как указывает Бюлер, инструментальное и техническое мышление и вообще всю область так называемого практического интеллекта, которая только в последнее время становится предметом усиленного исследования». Касаясь обсуждаемой проблемы, А.В. Славин отмечает: «Есть все основания полагать, что значительная часть информации, которой обладает субъект, до определенного момента не поддается словесному осмыслению и словесной формулировке, т.е. остается, как говорят психологи, инвербализованной». Сравнивая между собой различные типы мышления, Б.А. Серебренников делает вывод: «Мышление без слов так же возможно, как и мышление на базе слов. Словесное мышление - это только один из типов мышления». Конечно, мышление осуществляется главным образом посредством внешней и внутренней речи, но далеко не все содержание мысли выражается в словесно развернутой, синтаксически расчлененной форме множества высказываний.
Традиции, соотносящие мышление лишь с вербальной формой, давние, и отказаться от них трудно. Ещё в начале XX века формы «практического» или «наглядно-действенного и наглядно-образного» интеллекта рассматривались как подготовительные стадии в развитии мышления или как примитивные его формы. Однако в настоящее время в психологии при изучении сложной мыслительной деятельности, опирающейся на конкретные пространственные, силовые и т.п. представления и протекающей в виде действия с внешними объектами (схемами, макетами конструкций, разного рода динамическими предметными ситуациями), с необходимостью признано сосуществование различных форм высокоразвитого мышления, нередко теснейшим образом переплетающихся и переходящих друг в друга. Как отметил А.Н. Леонтьев, «принципиальное значение такой «полиморфности» мыслительных процессов для общей теории мышления состоит в том, что оно ведет к фактическому преодолению абсолютного противопоставления внутренней теоретической деятельности и деятельности чувственной, мысли и практического действия». Между абстрактно-логическим вербальным мышлением и практическим целеполаганием постепенно обнаруживаются реальные опосредующие звенья, имеющие сложный чувственно-рациональный характер.
В начале 60-х годов М. Газанига и Р. Сперри - американские психофизиологии - получили данные, согласно которым основное различие между двумя типами мышления и постижения мира (логико-знаковым, вербальным, преимущественно связанным с активностью левого полушария нашего мозга, и пространственно-образным, связанным с активностью правого полушария) состоит не в характере отражаемого материала, а в принципах контекстуальной связи между словами и образами. Логико-знаковое мышление так организует используемый материал (неважно, вербальный или невербальный), что создает однозначный контекст, необходимый для социального общения. При этом из всех реальных связей между предметами и явлениями отбираются только некоторые, наиболее существенные для анализа и упорядоченного отражения действительности. Отличительной же особенностью правополушарного, пространственно-образного мышления является одномоментное «схватывание» всех имеющихся связей, что обеспечивает восприятие реальности во всем ее многообразии такой, какой она является сама по себе. Здесь отдельные свойства образов, их «грани», взаимодействуют друг с другом сразу во многих смысловых плоскостях, что определяет многозначность образа.
Наблюдения за больными, у которых было перерезано мозолистое тело, соединяющее две половины мозга человека, показали, что разделение полушарий создает две независимых сферы сознания в одном мозгу. То, что левое полушарие способно «производить» и «понимать» речь, а правое нет, приводит некоторых советских исследователей к такому выводу: мыслительные процессы в левом полушарии могут быть представлены в словесной форме непосредственно, а происходящие в правом - только после передачи соответствующих сигналов в левое и преобразования там в речь. Данные, полученные относительно функциональной асимметрии правого и левого полушарий головного мозга человека, указывают на диссоциацию и последующую ассоциацию чувственно-образных и абстрактно-логических составляющих мыслительного процесса. Нейродинамические системы, ответственные за те субъективные состояния, которые протекают на несловесном уровне, обладают относительной автономией. Речь идет не только о субъективных состояниях в форме непосредственных чувственных образов, но и о синтетических образах несловесного мышления.
Основную функцию визуального мышления психологи усматривают в его способности упорядочивать значения образов. Так, американский эстетик и психолог Рудольф Арнхейм полагает, что никакую информацию о предмете не удастся непосредственно передать наблюдателю, пока этот предмет не будет представлен в структурно ясной форме. «В ходе такого мыслительного процесса запутанная и бессвязная ситуация с неопределенными отношениями структурно перестраивается, организуется и упрощается, пока наградой разума за его труд не станет образ, который делает значение видимым».
Такого рода восприятия схватывают абстрактные черты предмета, а визуальное мышление, по Р. Арнхейму, и опирается, прежде всего на них (не на слова). Вот что он пишет по данному поводу: «Если у человека имеется общее представление о кристалле или земном шаре, то на его представление не будет оказывать какого-либо влияния точка восприятия этого объекта. Это бесспорно, так как визуальное понятие об объекте в основном базируется на всеобщности восприятия со всевозможных сторон. Однако это есть визуальное понятие, а не словесное описание, полученное в результате мыслительного абстрагирования от знания, приобретаемого посредством перцептивного опыта. Интеллектуальное познание помогает иногда сформулировать визуальное понятие, но лишь в той степени, в какой понятия могут быть переведены в атрибуты зрительного восприятия». В философском смысле это означает, что визуальное мышление в той форме, в какой оно понимается Р. Арнхеймом, позволяет онтологизировать результаты абстрактно-вербального мышления.
Появился ряд работ в области психологии, где визуальное мышление относят к наглядно-образному мышлению. Что же представляет собой наглядно-образное мышление? Особенности форм мышления получили основательное освещение в онтогенетических исследованиях детского мышления, которые дают весьма ценный материал для восстановления филогенеза мышления и сознания. Выделяется наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное мышление.
Основной признак наглядно-действенного мышления - тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с действиями, преобразующими познавательный предмет, принципиальная невозможность решить поставленную задачу, не совершая практических действий. «Наглядно-действенное мышление направлено на выявление наиболее близко лежащих к «поверхности», но все же скрытых свойств предметов и явлений. Восприятие здесь уже бессильно».
В ходе наглядно-действенного мышления формируются предпосылки для более сложной формы - наглядно-образного мышления, когда решение определенных задач может быть осуществлено субъектом без участия практических действий. «Стадия наглядно-действенного мышления сменяется стадией интеллекта, который представляет собой форму наглядно-образного мышления». В ряде исследований, проведенных советскими учеными (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.В. Кудрявцев, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.Н. Шемякин, И.С. Якиманская и др.), убедительно доказана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении практических и познавательных задач. Наглядно-образное мышление является не только предпосылкой понятийного мышления, но выполняет и специфические функции, которые не могут быть осуществлены другими формами мышления. При понятийном мышлении сущность объекта воспроизводится посредством оперирования понятиями, где главную роль играют различного рода вербализованные суждения, умозаключения и т.д.
Умственная деятельность неоднородна: она может протекать как в процессе оперирования словами, так и оперирования пространственными структурированными схемами; интервал между предельно символизированными вербальными средствами наглядно-иконическими изображениями заполнен самыми разнообразными промежуточными знаковыми формами. Сейчас психологи говорят о существовании двух полярных типов внутренних умственных действий. Первый тип - умственные действия, являющиеся результатом интериозации устойчиво повторяющихся практических действий и проявляющиеся как логические операции. Что касается второго типа, то, согласно утверждению С.Л. Рубинштейна, «всякая внешняя материальная деятельность человека уже содержит внутри себя психические компоненты… посредством которых осуществляется ее регуляция». Развивая эту мысль, можно предположить, что в процессе построения внешнего действия одновременно формируется и определенное внутреннее действие, которое не только управляет внешним действием, но и объединяет отдельные операции последнего в целостную систему. Внешнее действие - это система операций, объединяемая внутренней схемой. То есть, второй тип - это умственные действия, формирующиеся одновременно и в тесной связи с внешними действиями как управляющее ими звено. Причем не представляется возможным определить, являются ли внутренние действия этого типа следствием прямой интериоризации практики. Этот второй тип внутренних умственных действий «существенно отличается от внешней предметной, предметно-чувственной деятельности как по содержанию, так и по структуре».
Дело в том, что второй тип умственных действий формируется под влиянием двух факторов - его чувственно-модальный «материал» является своеобразно редуцированной предметной чувственностью. Схематически напоминающей восприятие внешних предметов, но вместе с тем данный материал структурно компонуется так, что перестает непосредственно походить на то, что в данный момент воспринимается извне. Такая трансформация детерминирована ранее накопленным интеллектуальным опытом, знаниями об окружающем мире в целом, понятийными структурами. Примерами могут служить физико-теоретические образы мирового эфира или волнового пакета, сопряженные с понятиями абсолютно неподвижного пространства и волновой функции. Именно указанный тип умственных действий, обусловленный, с одной стороны, непосредственным созерцанием, а с другой - абстрактно-логическим мышлением, и составляет основу визуального мышления. С его помощью продуцируются наглядные образы скрытых от непосредственного взора наблюдателя связей и отношений предметов, на нем зиждется творческое воображение ученого, художника, инженера.
Таким образом, за происхождение визуального и вербального мышления ответственны разные типы умственных действий и средств, которые в своем взаимодействии и взаимопроникновении обеспечивают целостность и разносторонность рациональной формы мышления.
Среди предложенных в психологической литературе определений обсуждаемого слоя слабо вербализованной субъективной реальности наиболее адекватным представляется следующее: «Визуальное мышление - это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объекту восприятия».
Визуальное мышление выполняет специфические познавательные функции, которые диалектически дополняют понятийное исследование объекта. При этом оно способно эффективно отражать практически любые категориальные отношения реальности (пространственно-временные, атрибутивные, каузальные, телеологические, экзистенциальные и др.), но не через обозначение этих отношений словом, а через их воплощение в пространственно-временной структуре, в трансформациях и динамике чувственных образов.
Визуальное мышление имеет синтетический характер: оно возникает на основе вербального мышления, но за счет соединения с трансформированными чувственным материалом во многом теряет свой вербализованный характер. Психологические эксперименты свидетельствуют, что конструкторский образ, как правило, являет собой органический сплав из 60-80% зрительной информации и 4-20% вербальных определений, причем зрительная информация нередко соотносима с умозрительными конструкциями, не имеющими прямых аналогов в существующей практике. Вместе с тем, как было отмечено раннее, невербализованное знание в образах визуального мышления при определенных условиях может быть вербализовано.
язык мышление визуальный
Петру и Павлу задали одну и ту же задачу: «Сейчас 3 часа 40 минут; сколько времени будет через полчаса?» Петр поступает так: он помнит, что полчаса - это тридцать минут: поэтому надо 30 прибавить к 40. Так как в часе только 60 минут, то остаток в 10 минут перейдет в следующий час. Так он приходит к ответу: 4 часа 10 минут.
Для Павла час - это круглый циферблат часов, а полчаса - половина этого круга. В 3 часа 40 минут минутная стрелка стоит под косым углом слева на расстоянии двух пятиминутных делений от вертикали (см. рис. 1). Взяв эту стрелку за основу, Павел разрезает диск пополам и попадает в точку, которая находится в двух делениях справа от вертикали, на противоположной стороне. Так он получает ответ и переводит его в числовую форму: 4 часа 10 минут.
И Петр, и Павел решали эту задачу мысленно. Петр переводил ее в количества, не связанные с чувственным опытом. Он производил операции с числами по тем правилам, которые он усвоил с детства: 404-30=70; 70-60=10. Он мыслил «интеллектуально». Павел же применил в этой задаче соответствующий визуальный образ. Для него целое - это простая законченная форма, половина - это половина этой формы, а ход времени - это не увеличение арифметического количества, а круговое движение в пространстве. Павел мыслил «визуально».
Все и всюду прибегают к визуальному мышлению. Оно направляет фигуры на шахматной доске и определяет глобальную политику на географической карте. Два ловких грузчика, поднимая рояль по вьющейся лестнице, пользуются визуальным мышлением, чтобы представить себе сложную последовательность подъемов, толканий, наклонов и разворотов инструмента. Кошка мыслит визуально, когда собирается преодолеть ко-
1 Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гип-пенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 97-107.
Тема 7. Человек как субъект познания
Во всех этих случаях элементы проблемной ситуации изменяются, перестраиваются и трансформируются; внимание переключается; вводятся новые функции и вскрываются новые взаимосвязи. Такие операции, если их предпринимать с целью прийти к решению, составляют то, что называется мышлением. И все же педагоги и психологи до сих пор не решаются признать, что процессы перцептивного мышления столь же трудны и результативны, требуют столь же большого разума, что и использование интеллектуальных понятий. Мы жертвы укоренившегося представления, согласно которому мышление происходит в отрыве от перцептивного опыта. Считается, что чувства связаны с отдельными конкретными явлениями, поэтому их роль ограничена сбором сырья для накопления опыта. Дальнейшая обработка сенсорных данных осуществляется «высшими» способностями разума. Чтобы учиться на опыте, разум должен из частностей выводить обобщения, а царство обобщений, как полагают, не может иметь ничего общего с прямым восприятием.
Может быть, это угнетение чувств было неизбежным: наша цивилизация должна была заплатить эту цену за очевидные успехи наук, достигнутые теоретизированием с помощью бестелесных понятий. Из-за этого сдвига методов и ценностей искусство стали рассматривать как средство простого развлечения или украшения.
Однако чувства - это не просто служители интеллекта, не только его поставщики сырья. Визуальное мышление - это мышление посредством визуальных операций. Приведу пример из художественной деятельности. У тех, кто считает, что художники мыслят, распространено мнение, что мышление, будучи по необходимости неперцептивным процессом, должно предшествовать созданию образа, так что, скажем, Рембрандт вначале интеллектуально раздумывал над убогостью человеческого бытия и лишь потом вложил результаты своих размышлений в свои картины. Если считать, что художники не думают только тогда, когда рисуют, то нужно понять, что основной способ, которым художник пользуется, чтобы справиться с проблемами существования, - это изобретение и оценка образов и манипулирование ими. Когда такой образ достигает конечной стадии, художник воспринимает в нем исход своего визуального мышления. Другими
Арнхейм Р. Визуальное мышление 599
Словами, произведение изобразительного искусства является не иллюстрацией к мыслям его автора, а конечным проявлением самого мышления.
То же самое относится и к той пользе, которую получает от перцептивного материала учащийся. Я помню, как был недавно шокирован, когда услышал от одного канадского чиновника напоминание о том, что его страна граничит с двумя могущественными соседями, Соединенными Штатами и Россией. Уроженец Европы, я всегда думал, что Россия была соседом с востока, и, эмигрировав в Соединенные Штаты, я представлял эту страну далеко позади. Мое новое американское образование получило хороший толчок вперед, когда до меня дошел тот факт, что то, что далеко на востоке, довольно близко на северо-западе. Эта мысль потребовала конкретной реорганизации визуальных отношений на карте мира, которую я себе представлял.
Активное владение наглядным материалом возможно только в том случае, когда существенные свойства объектов мышления при помощи образа наглядно объясняются. Иногда считают само собой разумеющимся, что простой показ картинок, изображающих определенного рода объект, позволит учащемуся подхватить мысль, как подхватывают насморк. Но никакую информацию о предмете не удается непосредственно передать наблюдателю, если не представить этот предмет в структурно ясной форме.
Видеть свойства какого-либо предмета - значит воспринимать его как пример воплощения определенных общих понятий, видеть предмет кругом - значит видеть в нем круглость, т.е. всякое восприятие состоит в схватывании абстрактных черт. Вопреки существовавшей долгое время традиции мы не можем ограничить термин «абстрактное» только тем, что лишено сенсорных качеств. Термины «конкретное» и «абстрактное» ни в коей мере не могут служить для сортировки видов опыта по двум контейнерам. Они не являются антонимами и не принадлежат к двум взаимоисключающим популяциям. Конкретность - это свойство всех вещей, физических и умственных, но многие из этих же самых вещей могут служить абстракциями.
Теперь мы готовы предположить, что чувство зрения действует путем образования визуальных понятий, т.е. путем форм, которые соответствуют внешнему виду предметов в данном окружении. Эти визуальные понятия имеют свои эквиваленты в рисунках и картинах. Особенно ярко они видны на ранних ступенях умственного развития, когда они еще просты. Интересны, например, рисунки одной шестилетней американской девочки, которая при помощи червонных сердечек изображает руки, носы, кулоны, лиф платья - декольте и т.д. Сердечко - это простая и действительно удобная форма, но этот ребенок применяет ее совершенно оригинально. Она открыла шаблон, который соответствует ее собственному чувству формы и в то же время отвечает внешнему виду многих вещей в этом мире.
600 Тема 7. Человек как субъект познания
Мышление занимается предметами и событиями известного нам мира. Поэтому в процессе мышления эти предметы и события должны присутствовать и быть объектами действия. Если они присутствуют реально, то мы можем воспринимать их, думать о них, пользоваться ими. По сути дела, обращение с предметами - это мышление руками.
Когда предметы физически отсутствуют, они представлены косвенно нашей памятью и знаниями о них. В какой форме память и знания поставляют необходимые факты? Проще всего ответить - опыт откладывается в образах, и этими образами мы оперируем так же, как если бы они были самими оригиналами.
Однако этот простой ответ ставит новые вопросы. Действительно ли умозрительные образы присутствуют при мышлении? Или - еще более парадоксально - не сталкиваемся ли мы с той же проблемой, что предметы, представленные как «лично», так и в образах памяти, не считаются пригодным для мышления материалом?
К концу XIX - началу XX в. психологи начали искать экспериментальный ответ. Они задавали испытуемым вопросы, заставляя их думать, а потом опрашивали: «Что происходило в вас?». Из полученных результатов Карл Бюлер в 1908 г. сделал вывод, что «в принципе любой сюжет полностью и отчетливо мыслим и понятен без какого-либо участия воображения».
Учение о «мысли без образов» не утверждало, что при мышлении отсутствует что-либо наблюдаемое. Экспериментаторы не указывали, что плод мысли падает из ничего. Напротив, предполагалось, что мышление часто происходит осознанно, но это осознанное событие считалось по природе своей отличным от воображения. Даже опытные наблюдатели терялись при попытке объяснить, что происходит в их умах, когда они мыслят.
Когда мы сегодня возвращаемся к спору о роли воображения в мышлении, мы видим, что выводы были неудовлетворительны из-за смешения двух задач. Вопрос о том, требует ли мышление участия воображения, считался равносильным вопросу о том, отмечает ли сознание эту роль воображения. Обе стороны, по-видимому, согласились, что если интроспекция не устанавливает хотя бы минимальных следов воображения в каждом процессе мышления, то невозможно утверждать, что воображение необходимо. Так называемые «сенсуалисты» пытались объяснить негативные результаты многочисленных экспериментов, предположив, что «автоматизм и механизация» могут свести визуальный компонент мысли к «слабой искорке сознательной жизни» и что в таких условиях экспериментальные наблюдатели вряд ли могли правильно идентифицировать «неподдающиеся анализу вырожденные образцы» (Эдвард Б. Титченер).
Здесь возникает сомнение относительно природы воображения. Может быть, психологи тех дней и их испытуемые не отмечали присутствия образов потому, что их опыт не совпадал с их понятием образа. Действи-
Арнхейм Р. Визуальное мышление 601
Тельно, слово «умственный образ» смущает большинство из нас. Он предполагает полный, красочный и верный отпечаток какой-то видимой сцены или объекта, ощутимо плавающий в уме. Немецкое слова «Vorstellung» (представление) менее эмпирическое, оно избегает этого подтекста и потому представляется более подходящим. Но его значение неясно. Оно непереводимо, так как неясно, что оно описывает. Иногда оно передается на английском языке словом «representation» (представление) - термином, который показывает, какую роль должно выполнять данное явление, однако не описывает природы самого явления.
Итак, что же такое умственные образы?
В качестве первого допущения можно предположить, что память способна вырывать объекты из их контекста и показывать их в изоляции. Беркли признавал, что он «способен абстрагировать в одном смысле, а именно, рассматривать некоторые конкретные части и свойства отдельно от других, с которыми они объединены в каком-то объекте, но, возможно, могут реально существовать без них». Например, он мог вообразить «человеческое туловище без конечностей». Такого рода количественная разница между образом памяти и полной массой материала стимула теоретически понятна легче всего. Она не противоречит понятию о том, что перцепция - это механическая копия того, что содержит внешний мир, и что роль памяти сводится к простому сохранению такой копии в неизменном виде. При этом считается, что разум может вырезать куски из ткани памяти, оставляя самое ткань неизменной. Он может по-своему склеивать материал памяти, создавая в воображении кентавров или грифонов, сочетая механически воспроизведенные «куски реального».
Фрагментарные воспоминания действительно часто отмечаются в экспериментах с памятью. Один из подопытных Курта Коффки в ответ на словесный стимул «юрист» сказал: «Вижу только портфель в руке!» Еще чаще предмет или несколько предметов возникают в памяти на пустом фоне, полностью лишенные своего естественного окружения.
Но между берклиевым «туловищем без конечностей» и рукой юриста, которая держит портфель, - очевидная разница. Беркли говорит о нецелом предмете из природы - искалеченном теле или отбитом торсе, - который воспринимается полностью. Во втором случае мы имеем неполное восприятие целого предмета, мы видим только его существенную деталь. Такого рода неполнота характерна для умственной образности. Парадоксально, что при этом предполагается перцептивное присутствие того, что мы не воспринимаем. Юрист присутствует, но большая часть его не видна.
В большинстве случаев воображение слишком туманно проявляет детали, чтобы позволить чисто перцептивное разграничение. Чаще всего разница определяется тем, что психологи называют «смыслом» образа. Наблю-
602 Тема 7. Человек как субъект познания
Датель может заявить: «Я вижу этот предмет и неясно, и неполностью, но я знаю, что это такое!*
Как обычно, проблема «смысла» в восприятии вызвала разделение психологов на два лагеря: одни считают, что чувственные образы дополняются интеллектуальными знаниями о данном предмете; другие исходят из того, что смысл - это эффект наложения прошлых образов на текущие
образы в памяти. Я разделяю последнее мнение, ибо я уверен, что интел-
лектуальное знание само по себе не может влиять на характер визуального образа. Только образы могут влиять на образы.
Но если мы согласимся, что образы придают смысл образам, то потребуются дополнительные разъяснения. Беркли утверждал, что фрагментарных умственных образов недостаточно для создания визуального эквивалента понятия. Чтобы визуализировать понятие о лошади, недостаточно способности вообразить лошадь без головы или без ног. Образ должен быть свободен от всех ссылок на те свойства, которыми лошади отличаются одна от другой; а это, утверждал Беркли, невозможно себе представить.
В начале нашего века несколько заслуживающих уважения исследователей независимо друг от друга установили, что именно обобщенность и приписывают наблюдатели формам тех образов, которые они видят. Альфред Бине подверг двух своих малолетних дочерей, Арманду и Маргариту, длительным и точным расспросам. Однажды он заставил Арманду проверить, что случится, когда он произнесет слово «шляпа». После этого он спросил, думала ли она о шляпе вообще или о какой-то конкретной шляпе. Ребенок дал классический интроспективный отчет. («Это подход не с той стороны: я стараюсь представить себе один из всех этих предметов, которые объединены этим словом, но я не представляю себе ни одного из них».) Бине отмечает, что опровержением Беркли звучит отчет одной из девочек, о «даме, которая одета, но невозможно сказать, белое на ней платье или черное, светлое или темное».
В аналогичной серии опытов, результаты которых были опубликованы в 1912 г., Коффка получил много Allgemeinvorstellungen (обобщенных образов), которые зачастую совершенно «нечетки»: развевающийся трехцветный флаг, довольно темный, непонятно, расположены ли цвета вертикально или горизонтально; поезд, о котором не скажешь, пассажирский он или товарный; монета без определенного достоинства; «схематическая» фигура, которая может быть мужской или женской.
Читая эти отчеты об экспериментах, замечаешь в формулировках исследователей и наблюдателей тенденцию обойти парадокс образов, которые одновременно и частны и общи. Из всех психологов один Эдвард Б.Титче-нер нашел в себе талант и смелость точно рассказать о том, что он видит, как бы ни противоречили его наблюдения теории здравого смысла. В своих «Лекциях по экспериментальной психологии мышления» он пишет:
Арнхейм Р. Визуальное мышление 603
«...при обычной деятельности мой ум - это довольно полная картинная галерея, в которой нет законченных картин, а лишь импрессионистские эскизы. Когда я читаю или слышу, что кто-то сделал что-то скромно, или важно, или гордо, или низко, или любезно, я вижу визуальный эскиз скромности, или важности, или гордости, или низости, или любезности. Величавая героиня вызывает у меня вспышку, в которой я вижу высокую фигуру, и единственная ясная часть у нее - это рука, придерживающая серо-стальную юбку; униженный проситель вызывает у меня вспышку с согнутой фигурой, единственная ясная часть которой - это согбенная спина, хотя иногда видны также руки, сложенные умоляюще перед отсутствующим лицом... Все эти описания могут быть или самоочевидными, или нереальными, как сказка».
Это голос новой эры. Со всей ясностью, которой можно достичь с помощью слов, Титченер указывает, что нецелостность умственного образа - это не просто дело фрагментации или недостаточно ясного понимания, это положительное качество, которым отличается умственное восприятие предмета от физической природы самого предмета. Тем самым он избегает ошибки «стимула», или - он предлагает без сомнения более удачные названия - «ошибки-вещи» или «ошибки-предмета», т.е. допущения, что умственная картина предмета идентична его объективным свойствам.
Важна ссылка на живопись и на импрессионизм. Титченерово описание визуального опыта («эскизов» и «вспышек») так же фундаментально отличается от описаний других психологов, как картины импрессионистов от работ их предшественников. Вместо того, чтобы выписывать во всех деталях форму человеческой фигуры или дерева, импрессионист давал аппроксимацию - несколько мазков, которые и не должны были создавать иллюзию выписанной фигуры.
Конечно, эскизное изображение, нарисованное на холсте или представшее перед мысленным взором, может быть неточным и путанным, но и тщательно выписанная картина тоже мажет быть такой. Здесь дело в бесформенности, а не в бездетальности. Это зависит от того, организован ли опорный скелет образа, упорядочен ли он. Собирательные изображения здоровых или болезненных людей, полученные Фрэнсисом Гэлтоном путем многократного наложения фотопортретов многих лиц, мутны и невнятны из-за отсутствия формы, а не потому, что они неясно очерчены. При этом расплывчатость составных фотографий не спасает их от конкретности. Не являются они и «обобщенными» только потому, что исходят из множества индивидуальных образов. Это заметил "Уильям Джеймс, который напомнил, что «обобщенный характер как резкого образа, так и расплывчатого образа зависит от того, ощущается ли он в своей существенной функции. Эта функция - это загадочная прибавка, его понимаемый смысл». То же самое озадачило и Титченера, который считал, что в психологии говорить об абстрактной идее так же неправильно, как говорить об абстрактном ощущении. Это,
604 Тема 7. Человек как субъект познания
Говорил он, «смешение логики с психологией». Он не понимал, что конкретность и абстрактность не исключают друг друга и что конкретный образ может, сохраняя конкретность, испытываться как абстрактный, если он рассматривается как образ вида предметов, а не просто как образ одного индивидуального представителя.
Сэмюэл Джонсон определил результат абстрагирования как «меньшую величину, обладающую достоинством или силой большей». Такое определение содержит намек на более богатую и точную оценку абстракции, чем у представителей традиционной логики.
Абстракция - это не просто отбор образца из популяции и не образец ее основных черт. Например, определение или группа определений могут выделять один вид предметов из других, не являясь в то же время действительной абстракцией этого предмета. Точно так же простой знак или намек не является абстракцией. Клочок волос, подобранный сыщиком, не является абстракцией преступника. Однако запачканная кровью разноцветная одежда Иосифа - это больше, чем вещественное доказательство и свидетельство катастрофы. Для читавшего Библию, так же как и для отца и братьев Иосифа, - это сильнейшая зрительная абстракция семейной драмы.
Извлекать существенные черты из данного типа явлений бытия можно только при условии, если это явление организовано в такое целое, в котором какие-то характеристики занимают ключевые позиции, а другие - второстепенны, случайны. При этом нас интересует не выявление частных свойств, а описание структурных характеристик. Например, холодность человека - это не отдельное автономное свойство, как если бы мы говорили о холодной печке или холодной луне, а общее качество, влияющее на многие стороны поведения этого человека. Чтобы лучше уяснить себе эту характеристику абстракции, можно ввести различие между емкостным понятием и типом.
Понятие емкость - это сумма свойств, по которым можно узнать данный вид сущности. Тип - это структурная основа такого вида сущности. Абстракции, характерные для творческого мышления как в науке, так и в искусстве, - это типы, а не емкости. Примером может служить исследование Эрнста Кречмера, посвященное типам человеческого тела.
Кречмер отмечает, что его описание типов основано не на том, что наблюдается в большинстве случаев, а на примерах «самых блестящих» проявлений. Его «классические случаи» представляют собой «счастливые находки», которые не часто встречаются в обыденной жизни. Тип - это не набор свойств, которые либо наличествуют, либо отсутствуют у данного индивидуума. Для точности Кречмер настаивает на использовании метода составных фотографий и на измерениях, но считает их вспомогательным материалом, который не может заменить визуального впечатления.
Арнхейм Р. Визуальное мышление 605
Для пояснения творческой работы визуального воображения необходимо также показать различие между статическими и динамическими понятиями.
Обычно понятия стремятся к простой и четкой форме, к Платоновой жесткости, и это вызывает трудности в тех случаях, когда в охватываемый ими интервал входят существенные качественные различия. Соответствующие объекты могут быть столь непохожи друг на друга, что обнаружить их принадлежность к единому семейству явлений может только зрелый ум. Юному же уму они представляются такими же разными, как утренняя и вечерняя звезда в понимании древних. Ярким примером смены ряда статических понятий одним динамическим может служить история конических сечений в геометрии.
Эти различные кривые (окружность, эллипс, парабола и т.д.) благодаря их подкупающей простоте и законченному строению считались независимыми сущностями. Но если разрезать конус, сохраняя параллельность сечений или изменяя их ориентацию, то можно незаметно проскочить через замечательные формы окружности, эллипса и т.д. Плавные переходы затмевают качественные изменения. Предположим, что секущая площадь входит в конус параллельнее его оси; в этом случае сечение имеет вид гиперболической кривой, которая постепенно становится все больше по размеру и все более острой и, наконец, превращается в две прямых, пересекающихся под углом. Точно так же, если опускать на конус секущую плоскость, перпендикулярно к его оси, то первым сечением будет точка, а затем она расширится в окружность, которая будет увеличиваться в размерах, не меняя формы. Совсем иное случится, если текущая плоскость будет изменять угол наклона. Теперь круговое сечение начинает вытягиваться, превращается в эллипс, становится все длиннее и длиннее, наконец, разрывается с одной стороны, когда плоскость становится параллельной одной из образующих конуса: получается парабола. При этом окружность, эллипс, парабола, будучи фазами непрерывной последовательности, представляют собой качественно-различные фигуры.
Так как эти геометрические фигуры вначале рассматривались как отдельные, статические понятия, их пришлось рассматривать заново, чтобы они стали различными сторонами одного и того же единого динамического понятия. Такая перестройка восприятия, идущая против первичных показаний органов чувств, заставляет рассматривать эллипс как искаженную окружность, а прямую линию - как предельный случай параболы. Это прекрасный пример визуального обобщения в творческом мышлении.
До сих пор мы рассматривали, как правило, умственные образы физических предметов. В заключение обсудим вопрос о том, насколько «абстрактным» может быть умственный образ?
Некоторые случаи визуализации теоретических понятий можно отнести к обычным метафорам. Гербарт Зильберер сообщал о «гипнагоги-
606 Тема 7. Человек как субъект познания
Ческих состояниях», которые он часто испытывал, когда пытался думать, но впадал в сонливость. Однажды, после безуспешной попытки сопоставить тогдашнюю философию Канта и Шопенгауэра, его неудача спонтанно приняла образ «угрюмого секретаря», который никак не хотел выдать информацию. В другом случае, после попыток лучше изложить неудачный отрывок в своих сочинениях, он увидел себя строгающим кусок дерева. Здесь образы отражают почти автоматический параллелизм между работой мысли и событиями физического мира.
Но эти образы не должны быть обязательно точными отпечатками физического мира. Рассмотрим следующий пример из полуснов Зильбе-рера. В сумеречном состоянии дремы он размышляет о «суждениях транссубъективной ценности». Могут ли суждения быть ценны для всех? Очевидно, единственным путем к поиску ответа будет исследование соответствующих экспериментальных ситуаций. В мозгу дремлющего мыслителя неожиданно возникает образ большого круга или прозрачного шара в воздухе и вокруг него - люди, головы которых находятся внутри круга. Здесь исследуемая идея видится довольно схематично, но зато некоторые ее аспекты становятся метафорически ощутимыми: все головы собраны в единой области, а тела исключены из этого сообщества. Хотя этот образ абсолютно фантастичен как физическое событие, он очень функционален по отношению к идее, которая в нем воплощена.
Мы готовы указать, что воображение не ограничено представлением предметов и событий. Сведение предметов к нескольким важным вспышкам направления и формы ведет к появлению в воображении «абстрактных» форм, т.е. пространственных конфигураций, не имеющих прямого отношения к реалиям физического мира.
Об абстрактных образах редко пишут в психологической литературе. В то время, когда проводились исследования умственного воображения, необъективное описание определенного содержания было еще непостижимо. Теодюль Рибо, собравший девятьсот ответов, дает только один случайный пример - один из его наблюдателей видел бесконечность в форме черной дыры. И все же я решаюсь предположить, что «абстрактное» воображение принадлежит к числу обычных орудий мозга. Мы обнаружим его не только в форме бесполезного аккомпанемента к размышлениям, но и в виде необходимого средства демонстрации и эксперимента, когда мы размышляем на теоретические темы. Эти необъективные метафоры, видимо, и были теми самыми «нечувственными ощущениями отношений», которые своей парадоксальностью вызывали столько трудностей в дискуссиях о мышлении без образов. Эти несуществующие вещи существуют. Неудивительно, что наблюдатель описывал свое мышление как безобразное, если под образом он понимал плавающее подобие довольно реальных человеческих фигур или обеденных столов. Воспитанный на реализме традиционной живописи, такой наблюдатель, возможно,
Арнхейм Р. Визуальное мышление 607
Был просто неспособен постичь «абстрактные» образы. Даже и в этом случае такие образы могут быть совершенно обычными и действительно необходимыми для любого ума, который размышляет над обобщенными идеями, но при этом не может обойтись без реальной обобщенности чистых форм.
Элементы мышления в восприятии и элементы восприятия в мышлении дополняют друг друга. Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям.
Ответственный редактор и составители текстов - В.В.Петухов, Ю.Б.Дормашо? С.А.Капустин - преподаватели кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова. Более 10 лет ведут целостный кур." общей психологии на дневном и спецотделениях факультета. В 1993 году за создание этого курса В.В.Петухов был удостоен Ломоносовской премии
Курс общей психологии - фундаментальный для образования психологов всех специализаций,исследователей и практиков. Трехтомное собрание оригинальных психологических текстов, дополняющее любой базовый учебник, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения. В первом томе представлен раздел "Введение" (темы 1-7), в котором органично сочетаются предметный, исторический и эволюционный подходы к изложению психологии. Читатели знакомятся с научными представлениями о психике, сознании человека, сопоставляя их с житейскими, узнают о становлении предмета психологии, ее основных понятиях, проблемах, принципах их решения Книга может быть интересна и полезна всем, кто увлекае тг я научной психологией и хочет познакомиться с ней по первоисточникам
ISHSf 5-93692-037-2
Тексты в трех томах
Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно Шереметьев Константин
Визуальное мышление
Визуальное мышление
Визуальное мышление – это использование способности нашего зрения проводить предварительную обработку зрительной информации. Поэтому в мозг поступает не исходная видимая картинка, как в фотоаппарате, а уже обработанная. В обработанной картинке выявляются определенные объекты.
Например, на рисунке изображены три кружочка и три линии. Но наш глаз видит два треугольника. Причем если на левом рисунке еще можно отвлечься от треугольника, то на правом это сделать сложнее.
Кружки и линии
Эту особенность зрения можно использовать для быстрого выявления в ситуации ключевых моментов. В простых случаях задача решается сама собой.
Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому рекомендуется начинать анализ ситуации именно с визуального анализа. Визуальное мышление – это скоростное мышление.
Для этого нужно переводить данные в визуальную форму:
Строить графики;
Рисовать диаграммы;
Создавать ментальные карты;
Использовать фотографии;
Применять инфографику.
Для развития визуального мышления в момент решения проблемы начните рисовать. Навыков рисования иметь не нужно, более того, детали будут уводить в сторону. Вы должны набросать некоторый визуальный образ задачи. В этот момент обычно приходит другое видение и задача решается.
Но визуальное мышление имеет ограничения. Если проблема сложная и многоуровневая, оно не поможет. Тогда переходите к абстрактно-логическим видам мышления.
Из книги Общая психология автора Первушина Ольга НиколаевнаМЫШЛЕНИЕ Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.Мышление как
Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур ВладимировичВизуальное наложение якорей, или Шоколад Леди Годива Я его слепила из того, что было, А потом, что было, - то и полюбило. Песня Алены Апиной Иногда нам с вами доводится делать что-то такое, что не очень плохо, но и не очень нравится.Мыть посуду, гладить брюки, стирать носки, у
Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий ПавловичМЫШЛЕНИЕ Мышление – познавательный процесс установления закономерностей, взаимосвязей явлений окружающей действительности. Оно формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, затем приобретает характер
Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам ХарольдМышление В этой области категоризация предполагает: 1) наличие исключительно стереотипных проблем, и/или 2) использование исключительно стереотипных техник для решения этих проблем, и/или 3) наличие набора готовых решений и ответов. Эти три тенденции практически
Из книги Характеры и роли автора Левенталь ЕленаМЫШЛЕНИЕ Мозг циклотимика обладает удивительным талантом к восприятию реальности. Как великий стратег, он видит вехи жизни, ее стремительность и краткость. И, как великий тактик, он подмечает каждую мелочь, каждый блик солнца, так же как и каждый оттенок патологии,
Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада МихайловнаМЫШЛЕНИЕ Представителям этого характера далеко до изощренного интеллекта шизоида, тонкого и умного астеника, сверкающего циклотимика, на лету усваивающего информацию и мгновенно ее анализирующего. Мышление эпилептоида более неповоротливо.Однако здоровый подросток
Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн ВалентинМЫШЛЕНИЕ Особенностями мышления эпилептоида являются невысокий интеллект, отсутствие гибкости, трудность переключения, замедленность мыслительных процессов, легкость образования сверхценных идей.Психика его достаточно неповоротлива, ригидна. Она словно вырублена из
Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев КонстантинМЫШЛЕНИЕ Удивительные особенности мышления шизоида, причудливость его интеллектуальных процессов нашли свое отражение в произведениях литературы, искусства, в религиозных и философских построениях, в научных открытиях. Порождения его мышления сформировали целый
Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси АлланМЫШЛЕНИЕ Астеник обладает блестящими интеллектуальными способностями. Но как часто его интеллект вовлечен в нелепую борьбу, которую ведут с сознанием две армии - суперэго (социальные нормы) и подсознание.Победа сознания и его освобождение приводят к раскрепощению и
Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена АлександровнаМЫШЛЕНИЕ Как правило, для мышления истероида присущи выраженная комформность, недостаток логики, отсутствие глубины, оригинальности. Крепелин пишет: «Их мышлению не хватает планомерности, порядка и связности, суждениям - зрелости и обстоятельности, и всему их
Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл ШарлоттаМышление О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый. Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет? Ф.
Из книги автораМышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном
Из книги автораМышление При движении по стереотипу мышление не нужно. Достаточно осознать ситуацию, чтобы приступить к действию. Но возможна ситуация, когда осознание сталкивается с противоречивой ситуацией. Нужно идти на улицу, а там дождь. Как поступить в этом случае?Столкновение
Из книги автора27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –
Из книги автора4.5. Мышление Понятие мышления. Познание окружающего мира идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В.И. Ленин).Ощущения, восприятие, память – это первая, присущая
Из книги автораПозитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и
Добрый день, дорогие мои друзья! Мы уже не один раз отмечали, что наши сегодняшние мысли становятся действительностью в завтрашнем дне. Как мыслим, так и живем. Но умеем ли мы мыслить эффктивно, доставляет ли этот процесс нам удовольствие, насколько качественный результат он нам выдает? И даже если вы в этом плане не имеете проблем, то в развитии интелекта нет предела. Сегодня предлагаю поговорить о самом эффективном способе мышления и его применении.
Вот так непривычно ввыглядят страницы книги Business Model Generation, авторами которой являются Alexander Osterwalder и Yves Pigneur. Книга предназначена для разработчиков бизнес-моделей для создания новых компаний или же адаптации в изменяющихся условиях уже существующих. Но сегодня нас интересует не содержание книги, а то как она выполнена. Для описания бизнес-моделей используется не сложный язык консалдинга, а схемы и иллюстрации. На приведенных выше иллюстрациях, таким, непривычным пока еще, образом по полочкам разложена вся информация, позволяющая разобраться в том:
- кто является вашим клиентом;
- имеющиеся каналы общения с ним;
- материальная база;
- партнеры и т.д. Вся экосистема бизнеса.
Визуальное мышление использует врожденную способность человека видеть как с помощью глаз, так и с помощью внутреннего, мысленного зрения. Сферы его применения очень разнообразны: бизнес, обучение, личностный рост.