Феофан прокопович что сделал. Смотреть что такое "Феофан Прокопович" в других словарях

Известный украинский деятель эпохи барокко. Разносторонность дарований, энциклопедичность знаний, выдающиеся достижения в области науки, политики, несомненно позволяют поставить его в ряд гениев человечества. Труды Ф. Прокоповича касаются физики, философии, математике, астрономии, логике, наук о государстве и праве, теологии.
Елеазар Прокопович родился в Киеве 7 июня 1681 в семье лавочника Церейського. После смерти отца и матери его опекуном стал дядя по матери Феофан Прокопович, наместник киевского Братского Богоявленского монастыря, профессор и ректор Киево-Могилянского коллегиума.
Дядя отдал Елеазара в начальную школу при монастыре. После ее окончания, Елеазар становится студентом Киево-Могилянского коллегиума. В годы учебы был одним из лучших учеников, хорошо овладел церковнославянский, греческий и латинский языки, не раз побеждал в научных диспутах, кроме традиционных для коллегиума дисциплин изучал произведения европейских философов. После смерти дяди, Феофана Прокоповича, его поддерживал киевский митрополит Варлаам Ясинский.
1698 Елеазар заканчивает Киево-Могилянский коллегиум и решает продолжить образование. В том же году поступает в Владимир-Волынского униатского коллегиума, живет в базилиянському монастыре, где принимает унию и постригается в монахи под именем Елисея. Униатский владимир-волынский епископ Заленский заметил необычные способности молодого монаха и способствовал его переводу в Римской католической академии св. Афанасия, в которой готовили богословов для распространения католичества среди сторонников восточного православия.
В Риме Елисей пользовался ватиканской библиотеки, кроме богословских наук изучал произведения древних латинских и греческих философов, историков, памятники старого и нового Рима, основы католической веры и организации папской церкви, знакомился с произведениями Томмазо Кампанеллы, Галилео Галилея, Джордано Бруно, Николая Коперника.
28 октября 1701 покидает Рим, не закончив полного курса академии. Пешком проходит Францию, Швейцарию, Германию, некоторое время изучает в городе Галле, где знакомится с идеями реформаторства.
1704 возвращается в Украину, сначала в Почаевский монастырь, затем в Киев, отрекается католической веры, проходит епитимию и постригается в православные монахи, приняв имя Феофана в память своего дяди.
С 1705 года преподавал риторику, поэтику и философию в Киево-Могилянской коллегии, заключил курс пиитики и риторики, написал трагикомедию «Владимир», посвятив ее гетману Ивану Мазепе. Вместе пишет и произносит богословско-философские проповеди, благодаря которым был замечен киевским генерал-губернатором Д. Голицыным и А. Меншиковым.
1707 становится префектом Киево-Могилянской академии.
1711 года его принимают в составе свиты царя Петра I в Прутский поход, во время которого в Яссах он произносит по случаю годовщины Полтавской битвы проповедь, которая понравилась царю. По возвращении в Киев Феофана Прокоповича назначен ректором Киево-Могилянской академии и профессором богословия. Одновременно он становится игуменом Братского монастыря.
1716 по желанию Петра I Прокопович переезжает в Петербург.
1718 назначен епископом псковским и Нарвский, становится приближенным к царскому двору. Пишет по заказу царя книги «Апостольская география», «Краткая книга для обучения отроков», «Духовный регламент» 1720.
1721 назначен вице-президентом святейшего синода, председателем которого был выходец из Украины Стефан Яворский.
1724 Феофан по приказу царя пишет указ об устройстве монашества, который приводил и регламентировал монастырскую жизнь по образцу древних монастырских уставов, направлял монашеская жизнь на пользу обществу, активно участвует в осуществлении реформ в России. После смерти Петра I способствует восхождению Екатерины I на трон.
1725 Прокоповича назначен архиепископом новгородским и первым членом синода, фактическим главой Русской православной церкви. Он участвует в организации Российской Академии наук, возглавляет так называемую «Ученую дружину» деятелей культуры, в которую входили Татищев, Кантемир и др. Последнее десятилетие жизни почти оставил деятельность ученого, преследовался со стороны противников петровской политики, которые плели вокруг Прокоповича интриги, слали в синод доносы, пытаясь лишить его высокого положения в церковной иерархии.
19 сентября 1736 умер в Новгороде, похоронен в новгородском Софийском соборе.
Феофан Прокопович В 1979 г. в Киеве вышел трехтомник лекций по риторике, логики, физики, математики и этики, которые читал Ф. Прокопович в Киево-Могилянской Академии в 1705-1709 гг Ранее в советские времена были опубликованы произведения Ф. Прокоповича в Москве и Ленинграде Ф. Прокопович. Сочинения, М.-Л., 1961 . Ф. Прокопович автор «Букваря», по которому многие десятилетия учились украинском, русские, белорусы, греки, молдаване, сербы, грузины, болгары. Его произведения были очень распространены во всех восточнославянское странах. Скажем, в Сербии «Первое Учение отрокам» выдержало 7 переизданий. Курс теологии Ф. Прокоповича опубликовано на латинском в Кенигсберге в 70-х годах XVIII в. в трех томах, и тогда же в Лейпциге в шести томах. В переводе на русский этот же курс издан в Москве в XVIII в. И это только некоторые произведения великого мыслителя, писателя, политика, ученого. Произведения Ф. Прокоповича выдавались книжной и литературной украинском, латинском, старославянским "янской, русском, немецком, английском, французском, шведском, других языках.
Прокопович о мироздании
Философские взгляды Ф. Прокоповича базировались на объективном идеализме. Он доказывал, что Бог существовал «прежде бытия мира … как самый разум». Возникновение мира вещей по Ф. Прокоповичем произошло путем божественной эманации излучения, утечки . Надо сказать, что эти взгляды близкие к неоплатонизма распространялись еще в Киевский Украины-Руси. Но наряду с тем в произведениях Ф. Прокоповича есть много утверждений, которые тяготеют к пантеизму и деизма. Так в своей «натурфилософии» он пишет: «Под природой понимают самого Бога». Или в другом месте: «Полное определение природы совпадает с Богом о природных вещей, в которых Он с необходимостью существует и которые Он движет. Отсюда следует, что это определение не только природы …, а оно, очевидно, относится и к материи и формы »,« В природе существует и живет Бог »,« Бог есть в вещах »,« природа сохраняется Богом, а это все равно, хранящихся субстанции ». Это очень близко к дефиниции Дж. Бруно «Бог в вещах», или Б. Спинозы: «… сам вселенная и есть Бог». Одновременно Ф. Прокопович выступает против антропоморфизма в понимании Бога: «Не разумно рассуждают те, говорит он, которые думают, что Бог подобен составу человека и что якобы он и голову, бороду и руки, и ноги и все другие телесные члены ». По мнению Прокоповича взгляды «антропоморфитив, которые буесловилы о Боге, что он имеет подобные телесном составляющие нашем органы» есть не что иное как остатки первичных верований древних народов.
Чрезвычайно интересны отдельные тезисы Ф. Прокоповича о мироздании, адекватные или даже идентичны современным представлениям астрономии, космологии и космогонии. Вот некоторые из них:
;
По сути дела здесь Ф. Прокоповичем сформулированы фундаментальную тезис о связность времени, пространства и материи, которая лежит в основе современной теории относительности. Только «закрытость» достижений украинских мыслителей перед миром и неизученность их трудов до сих пор не позволяет поставить имя нашего ученого на достойное место рядом с Лукрецием Титом Каром, Ньютоном, Фридманом, Эйнштейном и современные физики должны поработать в этой области, переосмыслив и переоценив достижениях украинских мыслителей, в частности Ф. Прокоповича, предоставить мировой сведения их незаурядным, а иногда и абсолютно пионерским достижением.
А вот хотя и теологическое по форме, но научное по содержанию формулировка закона незнищуваности материи по Ф. Прокоповичем: «… материю нельзя никогда создать, ни разрушить, также ни увеличить, ни уменьшить ту, которую создал Бог в начале мира, и какой и в каком количестве создана, такой остается до сих пор и будет оставаться всегда ». По Ф. Прокоповичем мир является «материальным сообщением вещей», а «небо состоит из материи». Наряду с Эпикуром и Анаксархом, М. Кузанский, Г. Галиеем, Дж. Бруно Ф. Прокопович фактически признает множественность миров. Подчеркивает, что Млечный Путь скопления звезд, учит о единстве мира через материю: «Материя является общей и одинаковой в всех телах, однако формы разные ». Мыслитель справедливо считал, что «нет материи без формы». Таких определений толкований мы встречаем множество, читая «Физику» Ф. Прокоповича. Основными своими идейными противниками Прокопович считал томисты последователей учения Фомы Аквинского . Не соглашается Ф. Прокопович и с Эпикуром в том, что атом является неделимым: «все … тела тоже состоят из бесконечно делимых телец». До сих пор эта фундаментальная тезис является центром внимания физике. Уже давно стало понятно, что собственно атомы делимы, их место «неделимых» заняли элементарные частицы, но и они, как доказано новейшими исследованиями, состоят из более мелких частиц кварков. Так Ф. Прокопович пока остается правый делимость материи в принципе может быть бесконечной, хотя и специфической принцип квантования .
Ф. Прокопович работал над важнейшими фундаментальными философскими, природоведческих, мировоззренческими проблемами учением о материи, движение и покой, свет, планеты, звезды, Солнце, а также о природных процессах на Земле землетрясения, атмосферные явления. Можно с уверенностью говорить о выдающихся для того времени достижения украинского ученого на этой ниве, о большой исторической перспективе его идей. И остается только грустить по поводу слишком узкой сведения и непропрацьованости специалистами до сегодня чрезвычайно богатого наследства мыслителя. Но, с другой стороны, далеко не все потеряно ничего не мешает современным составителям учебников и пособий по физике, астрономии опираться не только на труды известных зарубежных исследователей, но и вспомнить отечественных не менее выдающихся, но в силу исторических обстоятельств, к сожалению, менее известных ученых.
Прокопович автор теории просвещенного абсолютизма
Ф. Прокопович был основным идеологом реформ Петра I. Критическое острие своей теории государства Ф. Прокопович направляет на княжеско-боярскую оппозицию процесса централизации государства и против надменности и автономии власти церкви по отношению к государству. Создавая свою теорию Прокопович глубоко изучает историю страны, опирается на ранньобуржуазного труда о государстве и праве Гоббса, Гроция, Пуффендорфа. Но при этом он создавал свой оригинальный вариант теории государства и государственности. Ф. Прокопович пишет ряд общественно-политических работ: «Слово о правде и чести царской», «Правда воли монаршей» и др. где преподает основы идеи крепкого государства и применяет их непосредственно к тогдашней России. По сути сам Ф. Прокопович и его теория становятся промотором реформ в этой стране и главной причиной ее укрепления. Без практического применения просвещенного абсолютизма при Петре I и продолжение этой политики после него не было бы той России которую мы знаем.
Первым принципом, на котором она базировалась просвещенного абсолютизма Ф. Прокоповича был принцип общей всенародной пользы: «Всякая верховная власть единую своей установки причину конечную имеет - всенародную пользу. Это лишь знать народ должен, что обладатель обязан его пользой заниматься, однако в делах опеки не народа, а единому Богу... подлежит ». По Прокоповичем эта опека царя включает благосостояние своих подданных, их поучения духовное и светское обучение , государственную безопасность. Феофан Прокопович приходит к выводу, что общественные и военные дела являются главными в обязанности царей.
Второй принцип теории Ф. Прокоповича принцип централизации, который был однозначно направлен против остатков феодальной раздробленности. Относительно возможных государственного строя, то Прокопович, как и другие исследователи проблем государства, считал основными его формами аристократию, демократию и монархию. Оригинальная особенность подхода Прокоповича заключалась в том, что он не ставил вопрос о том какой из этих устройств является наилучшим, а о том «какой том или ином народу нужнее».
Ф. Прокопович связывает наилучшее обеспечение народной пользы с сильным государством, а сила государства видится им в единстве и неделимости. С этих позиций Ф. Прокопович жестко критикует унию и католицизм как инструменты внутреннего разделения народа , аристократическую олигархию, обосновывает необходимость подчинения церкви светской власти. Создание «Духовного регламента», вступивший в силу закона, и учреждения Синода орган управления Русской Православной Церкви, который подчинялся светской власти были практическим воплощением идей Прокоповича.
Между наукой и теологией
Время Ф. Прокоповича это время когда активно шло разграничение науки и теологии. Ф. Прокопович выступает одновременно как ведущий теолог и ученый своего времени. Бесспорным фактом является то, что умело используя новомодное коперниканство и картезианства течение на основе учения Р. Декарта Ф. Прокопович пытается усовершенствовать традиционную теологию, примирить науку и религию. Ему принадлежит идея рациональной теологии. Между Божьим откровением, законами природы и разумом человека, считал Ф. Прокопович, не должно быть противоречий, поскольку они гармонично приспособлены друг к другу своим создателем. Однако, если между новыми данными науки и изотерических знанием все же окажутся противоречия, то это означает, по мнению мыслителя, что выводы науки подлежат сомнению. Библейские же тексты надо толковать аллегорически, соответственно уровню представлений и мировосприятия современных людей. Нельзя отделаться от впечатления о том, что это мнение нашего современника. Сегодня тоже есть аналогичные попытки объединить казалось бы необъединимое божественное и научное. В этом контексте Ф. Прокопович прочитывается очень по-современному.
Одновременно Ф. Прокопович блестяще показывал невежество схоластов, не боялся подвергать сомнению веками установленные догматы, ценил научный поиск, стремление к научной истине. Даже Библия не является для него бесспорным авторитетом. В курсе риторики и натурфилософии он говорит о противоречивых места в Библии, существующие неточности.
Ф. Прокопович обстоятельно исследует вопросы объекта и субъекта познания, проблемы чувственности и мышления, методов познания.

Персонажами мульта «Гриффины» являются: Питер – полнейший сумашедших идей папашка, долготерпеливая супруга Лойс, высокоинтеллектуальный сын Стьюи, дочурка-ботаник Мэг, отстающий в развитии меньшой сын Крис, и преданный друг семьи – собака Брайн.

В формировании идейных воззрений Федора Журовского и его эстетических представлений большую роль несомненно сыграл Феофан Прокопович — горячий сторонник Петра I, талантливый писатель, и в печатных и в устных «Словах и речах» запечатлевший образ новой России.

В творчестве Феофана Прокоповича петровская эпоха нашла свое наиболее полное и всестороннее выражение. Получив образование в Киево-Могилянской академии, Феофан Прокопович продолжил его в Польше, затем учился в Италии в римском колледже иезуитов, совершил путешествие по Германии и некоторое время слушал курс лекций в Галле, почерпнув здесь философские идеи раннего Просвещения.

Затем он вернулся на Украину и с 1705 г. приступил к преподавательской деятельности в Киево-Могилянской академии. Он читал курсы математики, физики, астрономии, логики, поэтики и риторики.

В своих лекциях Феофан Прокопович выступает как враг аскетизма, суеверий и религиозных чудес, стремясь дать рациональное (в картезианском смысле) объяснение природным явлениям. Высвобождая науку из плена теологии, Феофан Прокопович в философских вопросах естествознания является предшественником Лавуазье и Ломоносова.

В 1705 г. Феофан Прокопович написал и осуществил постановку «трагедокомедии» «Владимир», в которой, впервые в русской литературе XVIII в., сюжетом избирается эпизод из национальной истории. В «трагедокомедии» рассказывается о событиях X в., предшествовавших крещению Руси киевским князем Владимиром Святославичем.

В пьесе повествуется о внутренней борьбе, которая происходила в душе Владимира, прежде чем он решил отказаться от «поганства». Вместе с тем пьеса Феофана Прокоповича имела острое общественно-публицистическое звучание.

Тема борьбы просвещения с невежеством, которая в пьесе была представлена борьбой Владимира Святославича с корыстными и тупыми жрецами, была весьма злободневна в то время, когда Петр I сражался с реакционным духовенством и боярством.

В отличие от драматургов западноевропейского классицизма Феофан Прокопович в своей пьесе отказался от привлечения греко-римской мифологии: в драме речь идет о языческих божествах, упоминаемых в древнерусских летописях, — Ладе, Купале, Перуне.

Заслугой Феофана Прокоповича является и то, что он освободил свою «трагедокомедию» от загромождения символами и аллегориями, типичными для школьного театра его времени. Четкая и ясная композиция «трагедокомедии» «Владимир» придает пьесе стройность и ясность.

В своей пьесе Феофан Прокопович соблюдает единство действия и времени. «Трагедокомедия» «Владимир» заключает в себе черты, характерные для классицистической драматургии, являясь преддверием трагедий Сумарокова на темы древнерусской истории («Хорев», «Синав и Трувор», «Ярополк и Димиза»), «Тамиры и Селима» Ломоносова, «Вадима Новгородского» Княжнина.

Обращение к русской истории не было случайным в творчестве Феофана Прокоповича. Он много и плодотворно занимался изучением древнерусских церковно-дидактических произведений, которые нашли отражение как в его многочисленных ораторских сочинениях, так и в исторических экскурсах, предваряющих «Духовный регламент» и «Правду воли монаршей».

В книжном собрании Феофана Прокоповича, насчитывающем 25 тысяч томов, было много ценнейших древнерусских рукописей, поступивших после его смерти в 1736 г. в библиотеку Петербургской Академии наук. Феофан Прокопович принимал деятельное участие в редактировании «Гистории Свейской войны» и был автором «Истории императора Петра Великого, от рождения его до Полтавской баталии», изданной М. М. Щербатовым в 1773 г.

В 1709 г., вскоре после Полтавской битвы, перед Петром I, приехавшим в Киев, выступил Феофан Прокопович с «Панегирикосом, или Словом похвальным о преславной над войсками свейскими победе».

«Слово», формально связанное с традицией панегирической речи, по литературным особенностям представляло собой новое и оригинальное сочинение. Феофан Прокопович, создавая свое «Слово похвальное», подошел к оценке этого события, основываясь на высоком понимании политического и общественно-исторического значения Полтавской победы.

В начале «Слова» он упоминает, как «велеречивыи ритори, егда, хотяще что до удивления похвалити, глаголют, яко превосходит то всякую похвалу я не обретается ему равное слово».

«Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе» не столько «похвала», сколько историко-философская оценка события. Автор не представляет слушателям (и читателям) «Слова» набор комплиментов по адресу Петра I — победителя шведов, а анализирует причины победы и приходит к выводу о ее закономерности. Он обращается и к библейской и к современной ему истории, черпая оттуда материал, который приводит в «Слове».

Так, он напоминает о намерении Карла XII захватить Москву: «Ныне ругайся российскому воинству, яко не военному; ныне познай, кто бегством спасается; сия бо бяху между инными укоризны твои. Но и пророчество твое, им же свейской силе на Москве быти прорекл еси, отчасти истинно и отчасти ложно есть: мнози бо уже достигоша Москвы, но мнози под Полтавою возлюбиша место».

Сатирический этюд, которым заканчивается этот отрывок, очень выразительно характеризует манеру Феофана Прокоповича-писателя. Карл XII хотел разместить своих солдат в завоеванной Москве. Его пророчество оправдалось, иронически замечает Феофан Прокопович.

Многие «уже достигоша Москвы», пишет он, имея в виду тысячи пленных шведов, проведенных по Москве во время триумфального шествия русских войск, а многие «под Полтавою возлюбиша место» — пали в Полтавском сражении. Иронический аспект рассказа не случаен.

Феофан Прокопович охотно использует этот литературный прием и в других торжественных «Словах» и даже в таком официальном документе, как «Духовный регламент», в который он включил рассказ о придворных льстецах, близко напоминающий сатирические портреты Антиоха Кантемира и персонажей сатирических журналов Н. И. Новикова.

В составе брошюры «Панегирикос, или Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе» была опубликована в 1709 г. и поэма Феофана Прокоповича, посвященная Полтавской победе, — «Епиникион, си есть песнь победная о тойжде преславной победе».

Поэма Феофана Прокоповича имеет непосредственную связь и по содержанию и по тексту с предшествующим ей в брошюре «Словом похвальным». Но в отличие от публицистического «Слова» «Епиникион» приближается к торжественной оде.

Под пером Феофана Прокоповича силлабический тринадцатисложник звучит как тонический. Автор смело передает торжественную лирику народным хореическим песенным размером. Он прямо говорит в «Епиникионе», что о Полтавской победе русский народ будет слагать песни:

О сем преславном деле, в песнех неслыханном!

Пети будет веселник по морю пространном;

Пети будет на холме путник утружденный,

И оповесть иногда леты изнуренныи

Старец внуком, и, яко своима очима

Виде то, внуци старца нарекут блажима.

Еще большей близостью к народной песне отличается стихотворение Феофана Прокоповича «За Могилою Рябою», посвященное Прутскому походу Петра I 1711 г. Феофан Прокопович был участником этого похода и написал произведение по живым следам непосредственных впечатлений:

За Могилою Рябою

над рекою Прутовою

было войско в страшном бою.

В день недельный ополудны

стался нам час велми трудный,

пришел турчин многолюдный.

Пошли на встречь казацкие,

Пошли полки волосские,

Пошли загоны донские.

Стихотворение написано с тройной рифмой и имеет отчетливо выраженную ритмизацию маршевого характера, что, вероятнее всего, является следствием хорошего знакомства Феофана Прокоповича с солдатскими песнями, услышанными им во время Турецкой войны 1710—1711 гг.

С солдатскими песнями стихотворение Феофана Прокоповича сближается и потому, что в нем нашли отражение реальные факты и конкретные наблюдения. Кровопролитное сражение началось в ночь с 9 на 10 июля 1711 г. у реки Прут, невдалеке от Рябой Могилы, местечка в Молдавии. Не случайно поэтому это стихотворение получило широкое распространение в рукописных песенниках XVIII в.

Перу Феофана Прокоповича принадлежит ряд лирических стихотворений, написанных на русском, польском и новолатинском языках.

«Песня светская» особенно выразительно раскрывает его поэтические достижения, показывая, с одной стороны, его связь с любовной лирикой петровского времени, с другой стороны, в этом стихотворении Феофан Прокопович выступает как предшественник А. П. Сумарокова — автора городской лирической песни. Наличие в «Песне светской» украинизмов позволяет предположить, что она написана в ранний период его творчества:

Кто в светской жизни хощет щастив бити

И своих утех не потерять,

Тот не ищи в ней никого любити,

Если не хощеш воздихать.

Убегай любви, как би ти не лстился

И крепись, покамист от ней не скусился.

Вскаешся, да поздно, как все мысли розно

Разбредутся в слезах красоти.

Перва примета рани сей безкровной:

На свою любезну частий взгляд,

Ах, отвращайся страсти сей виновной,

В сладости которой будет яд!

Ежели би очи стали тя тягнути,

В самое то время нада вспомянути,

Что сии издевки суть очей веревки

Рви их, сколко можеш, силою всею!

Самая роскош с горестми ест смежна.

Самая утеха во слезах

Кол ти бивает пуще в мислех нежна,

Тол грошие сердце вопиет «Ах»!

Ежели собою та непреткновенна,

Таким случа́ем будет разрушенна,

А напрасни «охи» и тяжели вздохи

Разум и здоровя отягчать.

Будь бережлив ти: на свою свободу

Воли дражайшой лучше нет.

Я удивляюсь, кто злу непогоду

Сладких зефиров люти тщит.

А в ночи, ах тихой жизни чти мя доля,

Несмущенни часи и драга воля —

Жить на свете, плакать всеминутно

Я с природы не хощу.

В ритмическом строе «Песни светской» еще более явственно, чем в стихотворении «За Могилою Рябою», ощущается тонизация, связанная, возможно, с жанровой спецификой песни.

Сближение с народной поэзией отражает прогрессивные тенденции стихотворства петровского времени. Феофан Прокопович обогатил жанры «высокой» литературы (поэма, торжественное ораторское слово) приемами народного словесного творчества и смело ввел в него элементы исторического сочинения.

Первый в русской литературе XVIII в., Феофан Прокопович создал образ Петра I, строителя Петербурга, героя Полтавской битвы, «работника». Эта тема пройдет через всю классицистическую литературу XVIII и начала XIX в., завершившись «Полтавой» и «Медным всадником» Пушкина.

В ораторских сочинениях Феофана Прокоповича были заложены основы одических жанров, получивших развитие в творчестве крупнейших поэтов: Ломоносова, Сумарокова, Хераскова, Державина.

Значительную роль в формировании художественно-эстетической основы раннего русского классицизма сыграли трактаты Феофана Прокоповича «Поэтика» и «Риторика». Курс «Поэтики», написанный им в 1705 г. и прочитанный студентам Киево-Могилянской академии, является первым значительным памятником русской теории поэзии.

В вопросе о вымысле как способе обобщения действительности, в характеристике жанров, родов литературы и их стилистического воплощения он близко подошел к теоретическим основам классицизма, учитывая при этом лучшие достижения искусства поэзии барокко (в творчестве Торкватто Тассо и Вацлава Потоцкого).

Свои труды по теории литературы Феофан Прокопович создал с учетом достижений гуманистов — Скалигера, Виды, на основе непосредственного изучения и глубокого понимания античных авторов — Аристотеля, Горация, Цицерона и Овидия.

Он отказался от средневековой схоластики. Рационалистическая направленность его трактатов сближает Феофана Прокоповича с учением Декарта. Феофан Прокопович требует от поэзии серьезной проблематики, высокой нравственности, глубокого патриотизма и художественности.

В предисловии к «Риторике» он указывает, что предметом искусства является жизнь во всех еепроявлениях. Так и воспринимал литературное творчество и теоретические труды Феофана Прокоповича его ближайший идейный преемник — Ломоносов, который в своей «Риторике» 1747 г. ссылается на его проповеди как на образец высокого литературного мастерства.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

И пострижен в монашество от униатов с именем Елисея . Принятие униатства составляло тогда неизбежное условие заграничного образования для православных.

Обратив на себя внимание униатского духовенства, Прокопович был определен во Владимир Волынский учителем поэзии и красноречия.

Через некоторое время послан в Рим , где поступил в коллегию св. Афанасия , учрежденную папой Григорием XIII . Научные занятия здесь настолько захватили его, что он иногда даже забывал о пище. Внимательно присматриваясь к порядкам католической церкви , он хорошо познакомился с католической организацией, и в нем зародилось резко отрицательное отношение к папизму. Отцы иезуиты усиленно склоняли Прокоповича остаться в Италии и вступить в их ряды, но он отклонил их предложения.

Возвращение на Родину и принятие Православия

Получив сан епископа, Феофан не поехал в Псков на епархию, а остался в Петербурге в качестве ближайшего сотрудника Петра в церковных делах. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и т.д. Феофану было поручено Петром составление законодательного акта о ликвидации русского патриаршества и устроении высшего церковного коллегиального управления. Над этим «Духовным регламентом » Феофан трудился в - годах.

Петр Великий нередко делал Феофану подарки. Лично сам подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У Феофана в Петербурге образовалось свое хозяйство. Псковскую епархию он посетил только на другой год после назначения и вернулся в Петербург.

В конце царствования Петра I Феофан чуть ли не открыто стал разделять убеждения кальвинистов и своим поведением возмущал большинство духовенства. «Камень веры » митрополита Стефана (Яворского) , обличающий протестантские заблуждения, не был пропущен цензурой Петра как противоречащий личным убеждениям Феофана. То же было и при Екатерине I. Из церковных деятелей Феофан дружественно сносился с расколоучителями, вел переписку со знаменитым Выговским настоятелем Андреем Денисовым , приглашал его к себе на собеседование, был сильным его покровителем. По словам самих раскольников, Феофан был для них «возлюбленный о Христе брат».

Однако, по вступлении на престол Петра II и по свержении князя Меньшикова религиозное направление изменилось, Феофан оказался в немилости, а «Камень веры» был напечатан.

Вступление на престол императрицы Анны позволило Феофану вновь возвысится став во главе партии поддержавшей восстановление самодержавния подачей известной челобитной года. Благодаря своему деятельному участию в этом событии он вновь приобрел прочное положение при дворе и в Синоде - и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии.

После Феофана Прокоповича, которого так любил и возвышал Петр, киевские ученые не выдвинули из своей среды ни одного такого же ревнителя государственных интересов и пособников светской власти.

Феофан был плодовитым писателем, причем не только церковным, но и светским. Он много трудился на пользу государства в области церковного законодательства, принимал деятельное участие в составлении актов государственно-законодательных или вообще правительственно-официальных.

Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Феофан также может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули многие русские писатели. Он оказал большое влияние на таких деятелей как А.Д. Кантемир , сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, и В. Н. Татищев , взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались можно сказать в школе Феофана.

Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия.

Скончался 8 сентября года на Карповском подворье на Аптекарском острове.

Феофан Прокопович был человек жестокий, он немало погубил невинных людей. Так, он доносил императрице на епископа Льва (Юрлова) , участвовал в обвинении архиепископа Гедеона (Дашкова) . Однако в свое времени Феофан почитался светилом, «оком и рукой царской».

Труды

  • "Приветственное слово", сказанное государю в Киеве 5 июля 1706 г.
  • "Похвальное слово", произнесенное по случаю Полтавской победы в присутствии Петра.
  • Проповедь, произнесенная 24/XI-1717 г. в день именин императрицы, на текст: "Крепка, яко смерть, любы".
  • "Слово в неделю цветную о власти и чести царской, яко от самого Бога в мире учинена есть и како почитати царей и оным повиноватися людие долженствует [-вуют]; кто же суть и коликий имеют грех противляющиеся им". 6 апреля 1718 г.
  • Слово в день памяти Александра Невского, произнесенное в 1718 году, на текст: "Учителю Благий, что сотворив, живот вечный наследую?"
  • Слово похвальное о флоте российском и о победе галерами российскими над кораблями шведскими. (Произнесено 8/IX-1720 г.)
  • Слово во время торжеств по случаю Ништадтского мира. (Произнесено в Москве 28 января 1722 г.)
  • Две проповеди на смерть Петра Великого (1 марта 1725 года - в день погребения и в том же году в день Петра и Павла).
  • Надгробное слово Екатерине I, произнесенное 16 мая 1727 г.
  • Речь в день коронации имп. Анны Иоанновны 28 апреля 1730 г.
  • Слово в день коронации, произнесенное в 1732 году, на текст: "Воздадите Кесарева Кесареви".
  • Слово в день коронации в 1734 году, сказанное в пользу монархии вообще.
  • Шесть монашеских (или аскетических) проповедей.
  • "Поучения и речи" в 3-х частях (собрание проповедей). СПб., 1760, 1761, 1765.
  • "Правила риторические" (учебник), составлен в 1706 г., полностью не издан.
  • Духовный регламент.
  • Вещи и дела, о которых духовный учитель народу христианскому проповедовать должен. М., 1784.
  • Владимир, славянороссийских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет Евангельский приведенный Духом Святым (трагикомедия в рукописи сборника имп. публ. библ.).
  • Торжественная песнь на Полтавскую победу (латинские стихи).
  • Ода на путешествие Петра II в Москву на коронацию (напеч. в "???").
  • Описание Киева (латинские элегические стихи).
  • Увещательная элегия (латинская).
  • Монашеская элегия (латинская) - эти три элегии помещены в сборнике"???".
  • Родословная роспись великих князей и царей российских до гос. Петра I, с кратким описанием знатнейших дел их и гравированным каждого портретом. СПб., 1717.
  • История имп. Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии, изд. Щербатова. СПб., 1783; М., 1788 (есть мнение, что к этому труду Феофан делал лишь замечания и поправки).
  • Краткая повесть о смерти Петра. СПб., 1726.
  • Надгробное слово под названием: "???".
  • Сказание о кончине Петра II и о вступлении на престол Анны Иоанновны. СПб., 1737.
  • Правда воли монаршей во определении наследника державы своей. Напеч. в авг. 1722 г.
  • Манифест о коронации.
  • Церемониал встречи государя в Новгороде в 1728 году. (напеч. в IX ч. "Древней Российской Вивлиофики", 2-е изд.).
  • Рассуждение о нетлении мощей св. угодников Божиих в Киевских пещерах нетленно почивающих. Киев, 1890.
  • Семь богословских трактатов, составляющих неоконченную систему Богословия.
  • Христовы о блаженствах проповеди. // Русский архив. 1916. кн. 1.
  • Диалогизм или беседа о догматах Православной Церкви.
  • Истинные основания и должности христианской веры, или наставления язычникам, обращающимся в христианскую веру.

Литература

  • Соловьев С.М. История России. кн. III. с. 1547, 1557-1559; кн. IV. с. 274, 275, 277, 284, 285, 484, 626, 799, 800, 804, 805, 824, 917, 1050 и др.; кн. V. с. 531, 543.
  • Устрялов Н. История [царствования] Петра Великого.
  • Рункевич С.Г. История Русской Церкви под управлением Св. Синода. т. I. СПб., 1900.
  • Он же. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб., 1913. с. 15-694.
  • Кедров Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886.
  • Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М., 1880.
  • Чистович И.А. Решиловское дело. СПб., 1861.
  • Он же. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868, 1878.
  • Извеков Д. Из истории богословской полемической литературы XVIII в. // Православное обозрение. 1871. авг.
  • Он же. Один из малоизвестных литературных противников Ф. Прокоповича. // Заря, 1870, VIII.
  • Тихонравов. Трагикомедия Ф. Прокоповича "Владимир". // Журнал мин. нар. просвещ. 1879. май.
  • Петров Н. О словесных и литературных занятиях в Киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 г. // Труды КДА. 1866. № 7, 11, 12; 1867. № 1, 3.
  • Толстой М.В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. прилож. с. 15.
  • Он же. Рассказы из Ист. Р. Ц. с. 617-620, 629.
  • Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18 века. с. 53, 57-60, 63, 66, 79.
  • Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881.
  • Он же. История Русской Церкви. [так? м.б. Русская церковная история?]
  • Он же. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого. Казань, 1873.
  • Морев И.В., прот. "Камень веры" митр. Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904.
  • Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. т. I, II.
  • Он же. История Академии Наук. т. I.
  • Цыпин А. История русской литературы. т. III.
  • Стефанович, свящ. Феофан Прокопович, как канонист. М., 1906.
  • Червяковский П. Материалы для истории православного богословия в России. // Христианское чтение за 1876, 1877, 1878 гг.
  • Морозов П. "Феофан Прокопович, как писатель, очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования". СПб., 1880.
  • Доброклонский. История Русской Церкви.
  • Барсов Н.И. Исторические критические и полемические опыты.
  • Обзор рус. дух. лит. с. 289.
  • Глинский Б.В. О титуле самодержавия. с. 567-603.
  • Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую. т. III. СПб., 1903. с. 160-167.
  • Архангельский А. Духовное образование и духовная школа в России при Петре Великом. Казань, 1883.
  • Здравомыслов. Иерархи Новгородской епархии.
  • Корсаков Д.А. Воцарение имп. Анны Иоанновны. Казань, 1880.
  • Арсеньев. Царствование Петра. СПб., 1839.
  • Громов. Преобразовательная деятельность Петра Великого. // Вера и разум. 1891. № 1 и 2.
  • Аскоченский. Киев. т. I.
  • Гатцук. Календарь на 1883 год. с. 136.
  • Вишневский Д.К. Киевская академия в первой половине XVIII в. Киев, 1903.
  • Попов Н. Татищев и его время. М., 1861.
  • Титлинов Б.В. Правительство имп. Анны Иоанновны в его отношениях к делам православной церкви. Вильна, 1905.
  • Тихомиров Ф. Трактаты Прокоповича о Боге Едином по существу и Троичном в лицах. СПб., 1884 и речь перед защитой этой диссертации на тему: "Идея абсолютного Бога и протестантский схоластицизм в богословии Феофана Прокоповича".
  • Жмакин В. Церемониал погребения Ф. Прокоповича. // Христианское чтение. 1882. ч. 1.
  • Евгений (Болховитинов). Словарь духовных писателей. СПб., 1827. с. 295-330.
  • Булгаков. с. 1407, 1410.
  • Толстой Ю. № 15.
  • Списки архиереев. № 15.
  • Житие Прокоповича, составленное Маркеллом Родышевским // Чтен. в О.И.Д.Р. 1862. кн. 1, под загл. "Дело Феофана Прокоповича".
  • Письма и бумаги имп. Петра Великого. СПб., 1887.
  • Полное собрание постановлений и распоряжений по вед. прав. ист. [по ведомству православных исповеданий Российской империи?] 1721-1736 гг.
  • Амвросий. История Российской иерархии. ч. I. с. 81.
  • Исторические сведения о г. Арзамасе, 1911. с. 65.
  • Церковные вопросы в России или рус. дух. вед. Браила. 1896. с. 40, 47.
  • Летопись Е.А. с. 689, 699, 703-705.
  • Биография Прокоповича, сост. Д. С. Рудневым и приложенная к сочинению Феофана: "???"
  • Журнал мин. нар. просвещ. 1833. № 7.
  • Сборн. имп. рус. общ. т. 11, 55, 79, 84, 94, 101, 104, 106, 108, 111, 114.
  • Чтен. в О.И.Д.Р. 1864. ч. IV.
  • Изв. Казан. еп. 1869. № 20. с. 605.
  • -"- 1879. № 21. с. 600.
  • -"- 1881. № 23. с. 629.
  • -"- 1884. № 22.
  • Православный собеседник. 1874. июнь. с. 92.
  • -"- 1878. июнь. с. 203.
  • -"- 1897. июль. с. 291; нояб. с. 624; дек. с. 730-733.
  • -"- 1907. июнь. с. 834.
  • -"- 1908. апр. с. 501 прим., с. 506.
  • -"- 1912. дек. с. 847.
  • Труды КДА. 1861. № 3.
  • -"- 1865 (Книга записная исходящим за подпис. преосв. Феофана к разным персонам с 1 января 1728 г. по 16 декабря 1729 г.)
  • -"- 1870. авг. с. 574.
  • -"- 1878. апр. с. 147-156, 163; май. с. 300-301, 307-309.
  • -"- 1879. июнь. с. 188-193, 204.
  • Христианское чтение. 1869. апр. с. 620.
  • -"- 1877. № 8.
  • -"- 1878. март. с. 291.
  • Церковный вестник. 1891. № 7. с. 103; № 37. с. 588.
  • Исторический вестник. 1865. сент. с. 702 п/с. 2.
  • -"- 1881. февр. с. 456-458; июнь. с. 424.
  • -"- 1882. май. с. 483-484.
  • -"- 1883. янв. с. 201-202.
  • -"- 1884. февр. с. 417-420.
  • -"- 1886. апр. с. 159.
  • -"- 1888. февр. с. 480.
  • -"- 1892. февр. с. 497.
  • -"- 1891. июль. с. 195.
  • -"- 1896. апр. с. 154 п/с., 156, 159, 160; июль. с. 75.
  • -"- 1900. окт. с. 250.
  • -"- 1905. апр. с. 219.
  • -"- 1908. нояб. с. 607-608.
  • -"- 1913. февр. с. 595-596.
  • -"- 1915. окт. с. 335.
  • Русская старина. 1870. т. 2. с. 23-24.
  • -"- 1872. дек. с. 691.
  • -"- 1874. апр. с. 798.
  • -"- 1875. февр. с. 439.
  • -"- 1876. апр. с. 723, 877.
  • -"- 1879. май. с. 2, 3, 4.
  • -"- 1880. янв. с. 124, 125.
  • -"- 1882. янв. с. 86.
  • -"- 1886. янв. с. 3-4, 6-9; февр. с. 268, 278.
  • -"- 1887. июль. с. 1, 3.
  • -"- 1888. нояб. с. 414, 523.
  • -"- 1904. авг. с. 454.
  • Приб. к Ц.В. 1914. № 20. с. 935.
  • Православное обозрение. 1868. июль. с. 392, 401; сент. с. 29.
  • -"- 1863. янв. с. 48-106.
  • Русский архив. 1863. кн. 4 (Письмо Кантемира к Феофану).
  • -"- 1865. кн. 4 (Письмо Феофана к Киевскому еп. Рафаилу).
  • -"- 1869. кн. 9 (Записка Феофана о жалованьи синодальным членам).
  • -"- 1870. № 11. с. 1953-1956.
  • -"- 1872. № 5. с. 997-1004; № 9. с. 1672.
  • -"- 1889. кн. 1. с. 68 (Воспомин. гр. А.Д. Блудовой); кн. 2. с. 66, 69, 176, 181 (Письма Киевского митр. Евгения Болховитинова к В.Г. Анастасевичу).
  • -"- 1893. кн. 3. с. 34 (Скворцов Н., свящ. Московский Кремль).
  • -"- 1895. кн. 3. № 10. с. 220.
  • -"- 1898. кн. 3. с. 5 (Выдержки из указов гр. П.Б. Шереметьева его управителям).
  • -"- 1900. кн. 2. № 8. с. 409-441.
  • -"- 1901. кн. 1. № 3. с. 359.
  • -"- 1903. кн. 1. № 3. с. 539; № 4. с. 38; кн. 3. № 9. с. 251; № 10. с. 253.
  • -"- 1910. кн. 1. № 2. с. 301, п/с и с. 304.
  • -"- 1912. № 6. с. 297.
  • -"- 1916. кн. 1. с. 182 (Лебедев А. Архиеп. Иаков Вечерков).
  • ЖМП. 1946. № 3. с. 38-43; № 4. с. 61-72.
  • -"- 1944. № 12. с. 52, 57.
  • -"- 1959. № 11. с. 49, 38.
  • БЭС. т. II. с. 1675, 1936.
  • ЭС. т. 41-а. с. 929.
  • РБС. т. XXV. с. 399-448.
  • Н.Д. с.19, 51.

Прокопович Феофан (1681-1736) - русский богослов, церковный и государственный деятель, писатель и учёный. Он имеет украинское происхождение, родился 18 июня 1681 года в Киеве. При рождении учёного назвали Елеазаром. Всю жизнь он потратил на борьбу с предрассудками и невежеством. Прокопович написал несколько трактатов на тему ораторского искусства и философии, он отлично владел латынью, греческим и польским языками.

Образование богослова

Будущий церковный деятель воспитывался в купеческой семье. Он рано остался без родителей, поэтому воспитанием мальчика занимался дядя, ректор Киево-Могилянской коллегии. Именно там Елеазар получил начальное образование, он изучал греческий язык и латынь. После этого юноша отправился в польскую иезуитскую школу, для этого ему пришлось принять униатство.

Окончив школу в Польше, Прокопович перебрался в Рим. Там он продолжил обучение в коллегии Святого Афанасия. Студент увлекался произведениями римских и греческих классиков, читал философскую и богословскую литературу. Учёба давалась ему легко, вскоре Папа Римский обратил внимание на талантливого юношу. Он предложил ему остаться в Италии, однако Елеазар предпочёл вернуться в Киев.

Преподавание и первые труды

В 1704 г. Прокопович снова приехал в Киев, там он стал преподавателем Киево-Могилянской академии. Педагог обучал студентов поэтике, философии и риторике. Также он составил подробное руководство по богословию. Оно отличалось от предыдущих ясностью изложения и минимумом приёмов схоластики. Благодаря своим способностям вскоре Елеазар стал ректором академии.

Во время работы в учебном заведении Прокопович написал трагикомедию «Владимир», в которой описывалась победа христианства над язычеством. Также он неоднократно сочинял стихи на русском, польском и латыни. На трёх языках было выпущено произведение «Епиникион», приуроченное к Полтавской победе в 1709 году.

Учёный был самым известным теоретиком литературы и ораторского искусства. Даже сейчас критики высоко оценивают его сочинения «Поэтика» и «Риторика». Первое из них было напечатано посмертно в 1786 году. Произведение «Риторика» издали только в 1982 году, до этого читатели могли знакомиться лишь с выдержками из текста. Обе работы были написаны на латыни, они включали в себя лекции Прокоповича из Киево-Могилянской академии.

Сотрудничество с Петром

В 1711 г. Пётр I назначил талантливого писателя игуменом Братского монастыря в Киеве. Елеазар продолжил свою деятельность, издавая статьи и рассуждения на различные темы. Все его произведения отличались живым языком, остроумием и стремлением критически анализировать ситуацию с разных сторон. Прокопович был противником схоластических методов и католицизма, он отдавал предпочтение европейским взглядам. Особое уважение учёный испытывал к теориям Френсиса Бейкона и Рене Декарта.

В 1716 г. Пётр вызвал Феофана в Петербург. Изначально тот стал советником правителя, писал переводы и толкования различных иностранных книг. Также он составил «Духовный регламент», издал несколько правительственных документов, написал предисловие к «Морскому уставу». За свои заслуги в 1720 г. Прокопович получил сан архиепископа. В следующем году его избрали первым вице-президентом Святейшего Синода. Благодаря привязанности Петра писатель регулярно получал дорогие подарки, деньги и хозяйство.

Смерть деятеля

В конце января 1725 г. Пётр умер, после этого Феофан примкнул к партии Екатерины. Он всячески поддерживал императрицу, поэтому уже через несколько месяцев был возведён в сан Новгородского архиепископа. Параллельно с этим Прокоповичу приходилось бороться с противниками его политических убеждений. Многие обвиняли его в неискренности и даже боялись.

Постоянное давление заставило учёного пересмотреть свои взгляды. Он оставался приверженцем науки и просвещения, но уже не так яростно спорил с несогласными. Феофан стал панегиристом, оправдывавшим существующий порядок, независимо от собственных идеалов. Он оказал влияние на Татищева, Кантемира и других учёных. Восьмого сентября 1736 года Феофан Прокопович умер в Санкт-Петербурге, там его и похоронили.

Феофан Прокопович

Феофан Прокопович


Феофан Прокопович, профессор и ректор Киево-Могилянской академии, глава «ученой дружины» Петра I, сыграл первостепенную роль в модернизации России, превращении ее из консервативного, замкнутого в своей косности и недоверии ко всему новому Московского царства в европеизированную, открытую новейшим культурным веяниям Российскую империю.

Личность яркая, энергичная и всесторонне одаренная, он в равной мере прославился как выдающийся богослов, философ, писатель, проповедник, историк, политический и церковный деятель. В этом отношении Ф. Прокопович, славный «птенец гнезда Петрова», внес в становление российской культуры петровского периода ни с чьим не сравнимый вклад.

Настоящее имя его Елисей (или Елизар) Церейский. Он родился 9 июня 1681 года (встречается и дата 1677 год) в Киеве, на Подоле, в купеческой семье. Вскоре после рождения сына его отец умер, а когда мальчику исполнилось семь лет, умерла и мать, принадлежавшая к старинному киевскому роду Прокоповичей. Заботы по воспитанию Елисея взял на себя его дядя, брат матери, уважаемый профессор, а со временем и ректор Киево-Могилянского коллегиума, Феофан Прокопович - человек, склонный к книжной премудрости и уединенным раздумьям. В его доме и рос Елисей, с детских лет войдя в круг образованнейших людей города.

Шумная жизнь коллегиума, первого в православных славянских землях университета, тяготила Ф. Прокоповича-старшего, и со временем, когда Елисей еще не достиг совершеннолетия, он удалился в Киево-Печерскую лавру для монашеского уединения, но к одаренному любознательному племяннику проявлял неизменную любовь и заботу. После смерти дяди в 1705 году Елисей стал называть себя его именем.

Обучение в прославленном Киево-Могилянском коллегиуме Елисей начал в 1687 году, когда ему исполнилось шесть лет. Видимо, сиротство и протежирование дяди, а также рано проявившиеся способности сделали это возможным. Одаренный великолепной памятью и незаурядными способностями, юный Елисей довольно скоро обогнал своих товарищей. Его гибкий ум с жадностью впитывал новые веяния в философии и других науках.

Киево-Могилянский коллегиум, официально утвержденный в ранге академии в 1694 году, давал среднее и высшее образование. Особое внимание уделялось латыни, греческому и церковнославянскому языкам. Обучение в высших классах Академии предполагало освоение философии и богословия. Отдельное место занимали такие дисциплины как логика и этика.

Система образования, принятая в Киево-Могилянской академии в конце XVII - первой половине XVIII века отставала от передовых европейских научно-философских достижений, связанных с именами Г. Галилея, Р. Декарта, Б. Паскаля, Б. Спинозы, И. Ньютона и Г. Лейбница. Однако этот упрек в равной степени справедлив и по отношению к любому западному университету того времени, где еще преобладала основанная на схоластических традициях книжная ученость. Курс философии, читавшийся тогда в Киевской академии, мало чем отличался от курса ведущих европейских университетов.

Освоив доступную в Киеве книжную премудрость, семнадцатилетний Елисей-Феофан, с благословения знавшего его с раннего детства Киевского митрополита Варлаама Ясинского, отправляется в Европу для пополнения знаний, по пути зарабатывая себе на пропитание. В 1698 году он оказался во владениях Речи Посполитой, на Волыни. Чтобы получить рекомендации и поступить в католическое учебное заведение, он формально переходит в униатство и принимает постриг в Битевском василианском монастыре, получив новое имя Самуил. В иезуитском коллегиуме во Владимире-Волынском он преподает поэтику и риторику, параллельно овладевая католической теологией и совершенствуясь в польском языке. Получив положительные рекомендации, он пешком, с остановками во Львове, Вене, Венеции и Флоренции, добирается до папского Рима.

В Вечном городе Самуил-Елисей Церейский три года слушал лекции в иезуитском коллегиуме св. Афанасия, специально открытом для принявших католицизм молодых людей из православных стран. Его имя в регистрах этого заведения значится с 14 ноября 1698 года. Самуил глубоко изучает античную классику, обстоятельно знакомится с западной теологической и философской литературой, посещая огромную, собиравшуюся не одно столетие Ватиканскую библиотеку. При этом он все более утверждается в мысли о том, что Аристотель и Фома Аквинский, при всем их величии, все же принадлежат прошлому, поэтому их авторитет, восстановленный в католической церкви во времена Контрреформации, не должен препятствовать развитию свободного, критического исследования, успехи которого во всех сферах знания продемонстрировала западная наука и независимая от схоластического богословия рационалистическая философия XVII века.

Подметившие особую одаренность Самуила Церейского иезуиты пытались соблазнить его блестящей карьерой в Ватикане, ему даже разрешили пользоваться секретными фондами библиотеки и слушать лекции не только в коллегии св. Афанасия, но и в Collegium Romanum. Такой чести удостаивались немногие!

В октябре 1701 года состоялась публичная защита диссертации Самуила, на которой присутствовал сам папа Римский Климент XI. Соискатель продемонстрировал столь блестящие познания, что ученый совет сразу, минуя магистерское звание, присвоил ему степень доктора богословия.

Но затем случилось неожиданное: в ночь на 28 октября 1701 года Самуил Церейский исчез из Рима. Найти его так и не смогли, но спустя некоторое время Ватиканская библиотека получила экземпляр изданного в Киеве памфлета «Описание иезуитов» некоего Феофана Прокоповича, в котором раскрывались и бичевались лживость, лицемерие и ханжество членов этого ордена, тонкие и изощренные методы воздействия на людей, к которым там прибегали. Эту сторону деятельности иезуитов мог знать лишь тот, кто сам жил в Риме и ежедневно общался с ними. Авторство сомнений не вызывало…

Тайком покинув Папскую область, Самуил-Елисей попал в трудное положение. Опасаясь быть разоблаченным вездесущими иезуитами, ему с величайшими предосторожностями пришлось выбираться из Италии. В Европе разгоралась война за испанское наследство, в которой Франция престарелого Людовика XIV, пытавшегося посадить на трон в Мадриде своего внука, противостояла Австрии, опиравшейся на союз с Нидерландами и Англией. Надо было возвращаться домой, минуя театры боевых действий. Пришлось выбирать самый трудный, но наименее опасный в военном отношении путь - через Альпы. В конце 1701 года он преодолел уже покрытый снегом перевал Сен-Готард, перезимовал в Швейцарии и с наступлением весны отправился в Австрию, затем обошел многие университетские города Германии, свободный и веротерпимый дух которых покорил его. Протестантская установка на самостоятельное, свободное от навязываемых авторитетов постижение Библии в сочетании с уважительным отношением к независимому от догматов научному знанию с этого времени навсегда вошла в душу Елисея-Самуила.

Пора было возвращаться домой. В 1702 году, уже в Украине, в Почаевской лавре, незадолго перед тем прославившейся на весь христианский мир героической обороной от турецких полчищ, Самуил отрекся от униатства и возвратился в лоно православной церкви.

Маскарад кончился: униатство открыло ему доступ к твердыне католицизма, и киевский юноша вполне освоил все его премудрости и тайны, тщательно скрываемые от посторонних глаз. В 1704 году, вступая в Киевское братство, он принял монашество. Отказавшись от своего униатского монашеского имени Самуил, он берет имя воспитавшего его дяди и называет себя Феофаном Прокоповичем.

По поручению ректора Киево-Могилянской академии Иннокентия Покровского и с благословения митрополита Варлаама Ясинского, знавшего и ценившего Феофана с детских лет, он сразу же становится профессором пиитики, а через два года и риторики в этом прославленном заведении. Академик Санкт-Петербургской академии наук Теофил Байер написал о Прокоповиче: «Науки методом новым, ясным и доступным излагать начал, которыми все поколения к гуманизму и великодушию будил». Критикуя в своих лекциях схоластику, Прокопович пытается сблизить философию с естествознанием, опытом, идеологической борьбой того времени.

Расцветает и литературный талант Феофана Прокоповича. Особый успех имела его трагикомедия «Владимир», на премьере которой 5 июня 1705 года присутствовал прибывший в Киев гетман Иван Мазепа. В конфликте князя-крестителя и невежественных языческих жрецов-шарлатанов нетрудно было уловить отголоски борьбы, которую Петр I в России и И. Мазепа в Украине вели с представителями консервативного лагеря. В ней едко высмеивались обскурантизм и умственная леность, четко проводилась мысль о том, что как во времена Владимира Русь нуждалась в христианском обновлении, так и теперь необходимы реформы, направленные на ее европеизацию. Гетман был в восторге от драмы. С этого момента у них с Прокоповичем установились доверительные отношения.

В 1706 году в Киев для осмотра городских укреплений (ввиду приближения к Днепру театра боевых действий затяжной Северной войны) пожаловал сам Петр I. По поручению ректора Феофан Прокопович 5 июля 1706 года выступил перед царем с торжественной речью. Составленная по всем правилам ораторского искусства, она не уступала тем, которые царю доводилось слышать от Стефана Яворского. Но на этот раз внимание самодержца было сосредоточено сугубо на военных задачах и аллегорические славословия мало занимали его. Тем не менее знакомство киевского интеллектуала и российского монарха состоялось.

В 1707 году Феофан занял вторую (после ректора) по значимости должность в Академии, став ее префектом. Тогда же он начал читать подготовленный им полный курс философии, а вскоре взял на себя труд по разработке и чтению курса теологии.

Богословские произведения Ф. Прокоповича того периода отмечены критичностью, рационалистичностью и историчностью, отражающими усвоение приемов современной ему западной теологии и философии. «Катехизис» Прокоповича, изданный Георгием Конисским, сыграл впоследствии важную роль в полемике православных с униатами.

В размеренную академическую жизнь врывались вихри Северной войны. В сентябре 1708 года Карл XII повернул войска на Украину и к концу года, соединившись с незначительными, пошедшими за И. Мазепой силами казаков, расположился на левом берегу Днепра между Киевом, Полтавой и Харьковом. Перевес сил был явно на стороне Петра, тем не менее военный гений шведского короля многим казался бесспорным, и потому исход войны оставался неясным до самого Полтавского сражения.

Киевские профессора и церковные иерархи, теснейшим образом связанные с Иваном Мазепой на протяжении всех лет его четвертьвекового гетманства, были к нему весьма расположены. Однако и они не ожидали от этого осторожного, расчетливого, умудренного опытом человека столь резкой смены политической ориентации. После разгрома А. Меншиковым шведского корпуса Левенгаупта под Лесной и последующего уничтожения гетманской столицы Батурина скорее можно было ожидать победы Петра. Киев с примыкающей к нему Печерской лаврой превратился в мощную крепость, в которой располагался сильный российский гарнизон. Времени и сил для осады города у Карла XII не оставалось. Поэтому если часть киевлян и поддерживала И. Мазепу в идее о создании независимого, ориентированного на союз со Швецией украинского государства, публично это никак не проявлялось. И когда после Полтавской «виктории» опьяненный успехом царь вступил в древний город, раскинувшийся на днепровских кручах, население во главе с высшим духовенством и руководством Киево-Могилянской академии встречало его триумфально.

Приветствуя царя в Софийском соборе, Феофан Прокопович блеснул не просто приевшимся царю красноречием, но и концептуальной глубиной произносимых фраз. Никто ранее столь ясно и красочно не формулировал государственные задачи, никто не мог столь убедительно возвестить миру о том, какой хотел видеть Россию царь. С этого дня Феофан Прокопович приобрел в лице российского самодержца могущественного покровителя.

В 1711 году Петр I отправился в неудачный для него Прутский поход против турок. В походе царя сопровождал Феофан Прокопович, оставивший стихи, посвященные этой кампании. Месяцы, проведенные в обстановке боев и военных тягот, окончательно сблизили их. В 1712 году вернувшийся в Киев тридцатилетний профессор был назначен ректором Киево-Могилянской академии и, по установившейся традиции, игуменом Братского Богоявленского монастыря. Эта вершина послужила Феофану Прокоповичу трамплином для последующей карьеры всероссийского масштаба. В 1713 году Феофан пишет панегирическую «Историю Петра Великого от рождения до Полтавской баталии», приведшую царя в восторг.

Сам Феофан, более для вида, нежели искренне, подчеркивал свое желание стоять в стороне от государственных дел. Он не мог не понимать, какие опасности подстерегают его на тех вершинах власти, к которым он приблизился. Как человек творческий, он высоко ценил имевшуюся у него в Киеве возможность заниматься философско-богословскими изысканиями и литературной деятельностью, чередуя их с лекциями по им самим избранным предметам.

Однако в Киеве человеку его масштаба уже было тесно, а с падением И. Мазепы Украина сохраняла лишь видимость прежней автономии. Поэтому Прокопович не мог устоять против искушения власти и, получив от Петра приглашение явиться ко двору, отправился в северную столицу. В октябре 1716 года он уже выступал с проповедями в Александро-Невской лавре, поражая российскую публику красноречием, эрудицией и глубокомысленными рассуждениями.

Впечатления от созданного на болоте по царской воле города, а еще более от уровня образованности его жителей были безрадостными, и Феофан весьма саркастически описывал их в посланиях своим киевским друзьям. Тем не менее он быстро сориентировался в расстановке сил и, всецело поддерживая Петра, намерения которого искренне разделял, довольно скоро вошел в круг доверенных лиц государя, бесспорно превосходя всех знаниями и масштабом мышления.

С этого времени Ф. Прокопович становится первым советником царя в вопросах реорганизации церкви и распространения образования, постепенно отодвигая на второй план Стефана Яворского, тогдашнего местоблюстителя патриаршего престола, пытавшегося обвинить Феофана в протестантской «ереси». Стефан был сторонником сохранения патриаршества, тогда как Петр хотел закрепить власть государства над церковью по образцу протестантских стран и планировал учреждение прямо подчиненного ему Св. Синода.

Считая католицизм главным врагом православия, Прокопович видел в протестантах естественных союзников, широко заимствуя у них антипапистские аргументы. К тому же протестанты выгодно отличались искренностью и живым стремлением самостоятельно постичь библейские истины, контрастируя с ханжеством и лицемерием, с которыми молодой Феофан столкнулся в Риме.

В церковных вопросах Ф. Прокопович был полностью на стороне царя в его противостоянии косной старомосковской боярско-церковной оппозиции. В свою очередь, царь-реформатор остро нуждался в этом образованном и широко мыслящем человеке, знакомом с порядками в государствах Европы.

По мере усиления влияния Феофана росло и количество его врагов, неизменно упрекавших Прокоповича в еретическом отступничестве от православия в сторону протестантизма. Их лагерь состоял не только из московских бояр и священнослужителей, но и из киевлян, занявших при Петре высокие посты в государстве и церкви (таких, к примеру, как Гедеон Вишневский, Маркелл Радышевский или ставший ректором Московской Славяно-греко-латинской академии Феофилакт Лопатинский).

В Киеве у Феофана появлялись многочисленные энергичные сторонники и последователи. Среди них особо следует назвать его ученика в Киево-Могилянской академии Якова Маркевича, сына лубенского полковника Андрея Маркевича. Яков был женат на дочери влиятельного черниговского полковника Павла Полуботка, провозглашенного после Ивана Скоропадского гетманом Украины (но позже замученного в Петербурге). Из писем Ф. Прокоповича к Якову Маркевичу многое можно узнать о его настроениях и обстоятельствах жизни после переезда в северную столицу.

Находясь в гуще политических событий, Ф. Прокопович не мог оставаться в стороне от громкого, потрясшего основы дворцовой жизни, дела царевича Алексея. В отличие от связанного с консервативными боярско-церковными кругами С. Яворского, пытавшегося умилостивить гнев монарха и выхлопотать прощение опальному престолонаследнику, Ф. Прокопович решительно поддержал Петра, концептуально обосновав не только право единоличной власти царя, но и необходимость подчинения церковных структур самодержавной воле.

Фактически Ф. Прокопович, опираясь на современные ему теории государственного права и учитывая давние традиции Московского царства, создал и обосновал концепцию российского просвещенного абсолютизма, заложенного Петром I, укрепившегося при Елизавете и расцветшего в годы правления Екатерины II. Эта концепция стала идейным фундаментом государственной системы Российской империи, и не вина Ф. Прокоповича в том, что далеко не все монархи, побывавшие на петровском престоле, действительно были просвещенными и достойными венца и скипетра.

Просвещенный абсолютизм в первые века Нового времени был явлением общеевропейским и без него встряхнуть, просветить и реорганизовать Московское царство, привить ему азы западной образованности и вывести его на уровень передовых европейских стран в военно-политическом и культурном отношении было невозможно. Сочетание самодержавной воли с просвещенностью и политическим рационализмом персонифицировалось в близости Петра и Феофана.

Литературная и ораторская деятельность Ф. Прокоповича с его переездом в Петербург всецело была направлена на разработку политических, церковных и культурно-просветительских программ петровских времен. Первостепенное значение в этом плане имело его «Слово о власти и чести царской» (1718), посвященное обоснованию идеи неограниченной власти монарха как персонификации абсолютистского государства и правомочности суда над царевичем Алексеем. В предисловии к «Морскому уставу» (1719) и в «Слове похвальном о флоте российском» (1720) Феофан доказывал необходимость создания и укрепления русского флота, прославляя его победы.

В 1718 году Ф. Прокоповича назначили епископом Псковским и Нарвским. Эта должность была почетной и необременительной, к тому же предполагала его постоянное нахождение в Петербурге рядом с Петром. В 1719–1720 годах Феофан работает над «Духовным регламентом», в котором обосновывает новую для России систему управления церковью во главе с подчиненным государю Св. Синодом вместо патриарха. В одном из писем Я. Маркевичу он сообщал:

«Наконец я написал для главной церковной Коллегии, или Консистории, Постановление, или Регламент, где содержатся следующие восемь глав: а) причины, по которым постоянное синодальное управление предпочитается управлению церкви одним лицом, то есть патриархом; б) правила общие для христиан всяческого чина; в) правила для епископов; г) правила для академии, семинарии, также для учителей и проповедников; д) правила для пресвитеров, диаконов и пр.; е) правила для монахов; ж) правила для мирян, насколько они подлежат церковному управлению; з) наконец, правила для самих президентов и асессоров коллегии. Всех правил почти триста».

Это был философско-публицистический труд, обосновывающий необходимость и задачи церковной реформы и подводящий под нее теоретическую базу в виде переработанных в монархическом духе положений утверждавшихся в Европе того времени понятий естественного права.

С учреждением Синода в начале 1721 года Ф. Прокопович становится его вице-президентом. Но фактически он с самого начала возглавлял работу Синода, поскольку С. Яворский, принужденный Петром возглавить это чуждое ему по замыслу и духу учреждение, от руководства им уклонялся, а в скором времени умер. С возведением в сан архиепископа Новгородского, Феофан в 1725 году становится также президентом Св. Синода, сосредоточив в своих руках все руководство русской православной церковью.

Не прекращал Феофан Прокопович и практической просветительской деятельности. В 1720 году был издан составленный им букварь под названием «Первое учение отрокам». В 1721-м он открывает на своем подворье школу, в которой мальчики под его наблюдением и руководством учились по составленным им правилам и учебнику.

Ф. Прокопович находился у постели царя в дни его тяжелой болезни и в час кончины 28 января 1725 года, пытаясь облегчить благочестивыми беседами страдания Петра, умиравшего в тяжких муках. Сразу же после смерти первого императора всероссийского Феофан выступил с поминальными речами, глубоко поразившими присутствующих. В опубликованном виде они назывались «Краткая повесть о смерти Петра Великого» и «На похвалу Петра Великого». Первая выражала неподдельную, вознесенную риторическим мастерством скорбь, а вторая подводила итог свершениям почившего самодержца.

Искренняя скорбь об умершем не затмила острый и расчетливый ум Прокоповича. В развернувшейся борьбе придворных партий за возведение на престол нового монарха он вместе с А. Меншиковым был лидером группы, которая обеспечила власть вдове императора Екатерине I. Именно Феофан сумел обосновать невиданное доселе на Руси дело - воцарение женщины, пусть и государевой жены, но безродной и не отличавшейся особыми достоинствами, к тому же не рожденной в православном законе.

Политическая обстановка оставалась неустойчивой, до предела накалившись, когда после смерти императрицы в мае 1727 года родовитая московская знать возвела на трон юного внука Петра, сына казненного им царевича Алексея, Петра II. Но Ф. Прокоповичу и на этот раз удалось сохранить свои позиции, теперь уже в борьбе с попытавшимся отстранить его от власти всемогущим Александром Меншиковым (вскоре отправленным в ссылку).

Когда венценосный юноша скончался и против Ф. Прокоповича объединились почти все сановники Российской империи - члены Верховного тайного совета во главе с князем Дмитрием Голицыным, он сумел, оперевшись на собравшееся в Москве дворянство, своим положением обязанное петровским преобразованиям, удержаться на прежней высоте. Более того, в 1730 году Ф. Прокопович сумел тайком передать избранной на престол племяннице Петра, Анне Иоанновне, инструкцию с рекомендациями, которым надлежало следовать для утверждения на престоле. Анна последовала его указаниям и быстро привлекла на свою сторону российское дворянство. Ф. Прокопович, разработавший сценарий ее утверждения на троне, мог торжествовать. Но радостным для него был лишь факт победы над противниками.

Само правление новой государыни, мелочной и скудоумной, а фактически - безраздельная власть ее фаворита, самодура Бирона, не могли радовать идеолога российского просвещенного абсолютизма. Вместо начертанного идеала в реальности воплотился тупой деспотизм. А до лучших времен киевскому профессору, вознесенному вихрем событий к вершинам власти в Российской империи, дожить было не суждено.

Единственным утешением престарелого Феофана оставались книги, чужие и свои. Под конец жизни он собрал огромную по тем временам библиотеку, которая насчитывала 3139 книг. С юности до последних лет жизни Феофан писал стихи на латинском и книжном украинском, а в петербургский период своей жизни - на книжном русском (почти не отличавшемся от принятого в Киево-Могилянской академии). В создании литературного языка петровских времен он принимал самое непосредственное и деятельное участие. Ф. Прокопович создал канон для российского театра XVIII века, расписывая правила деления спектакля на акты, выходы героев на сцену, во многом опираясь на принципы классицизма и опыт французской поэтики и драматургии века Людовика XIV. Но наибольшее влияние на формирование стиля и словарного состава новой русской литературы оказали проповеди Ф. Прокоповича.

Ф. Прокопович, один из образованнейших и талантливейших людей своего времени, отличался редкой разносторонностью дарований и колоссальной работоспособностью. Его вклад в развитие культуры и просвещения сначала Киева и Украины, а затем России неоспорим.

«Пусть просвещение волнует век» - эти слова Феофана Прокоповича звучат лейтмотивом всей его жизни. Идеи Просвещения, которые отстаивал Прокопович, были подхвачены и продолжены Татищевым, Кантемиром, Ломоносовым, Козачинским, Конисским, Сковородой, целой плеядой мыслителей-просветителей второй половины XVIII века.