Гиперактивный ребёнок в школе: что делать? Как учить уроки с гиперактивными детьми? (рекомендации нейропсихолога Ахутиной Т.В.). Помощь родителей и правильный режим: верный путь к успеху

В последнюю пятилетку диагноз «гиперактивность» стал чуть ли не модным, его «ставят» каждому четвёртому ребёнку «без суда и следствия». Крутится, бегает, не слушается? Значит гиперактивный! В этой статье рассмотрим, что такое СДВГ у детей , как воспитывать такого ребёнка и чем ему помочь во время обучения в школе.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), это минимальная мозговая дисфункция, т.е. лёгкая недостаточность работы головного мозга, которая сглаживается к 14 годам. В худшем случае она остаётся и во взрослом возрасте, но человек уже может себя контролировать.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД), это не медицинский диагноз, а только констатация того факта, что есть небольшие нарушения в работе головного мозга. Более того, даже сами учёные-медики разделились на тех, кто признаёт и на тех, кто не признаёт данную проблему.

Признающие существование данного синдрома врачи говорят о:

  • последствиях родовой травмы
  • дисбалансе в кровоснабжении мозга
  • нарушениях биохимического баланса в ЦНС.

Говоря простым языком — мозг новорожденного получил незначительные повреждения и часть участка мозга, ответственная за торможение просто не работает. А так как нервные клетки не восстанавливаются, то работу по торможению берут на себя здоровые клетки, между которыми со временем эти функции полностью перераспределяются.

Вот только этот процесс идёт годами, поэтому родителям надо набраться терпения и ждать того заветного подросткового периода. И тут сразу воодушевляющая новость — гиперактивные (ГА) дети становятся отличными подростками, помощниками и просто умницами, надо только подождать, и пока идёт процесс ожидания быть с ребёнком максимально открытыми и дружелюбными, ведь и он сам очень страдает от того, что всем мешает, не может усидеть на месте, что его постоянно все ругают.

Обычно, эта неприятность случается с мальчиками: на 5 мальчиков с синдромом ДВГ приходится лишь одна девочка.

Как проявляется гиперактивность

Проявляется гипердинамический синдром в затруднительной концентрации внимания, в чрезмерной активности и подвижности на фоне своих сверстников. Ребёнок очень любопытен, но вся эта любопытность слишком поверхностна. Например, ребёнок читает книжку, после двух слов начинает её листать, а через минуту и вовсе бросает чтение и начинает складывать кубики, но только поставит пару кубиков, то сразу же бежит рисовать, и так по кругу. Для деток с СДВГ практически невыполнима задача по аккуратному разукрашиванию, сбору мозайки, вышиванию, бисероплетению.

Попросите ребёнка просто посидеть на стуле на протяжении 3 минут. Положив руки на колени и не разговаривая. Такая задача и обычному малышу трудна, а для ГА так и просто невыполнима. СДВГшники уже через несколько секунд начнут болтать ногами, перебирать пальцами складки одежды, крутить головой — это и есть отсутствие внимания и концентрации. Вы хоть с ремнём над ним стойте, но не сможет такой ребёнок спокойно высидеть на стуле ни под страхом порки, ни за килограмм конфет.

Для учителей тетради ГА школьников это просто их личный педагогический кошмар — множественные исправления, грязь, размазанные чернила, «пляшущие» на нескольких строчках буквы, сами тетради мятые, с загнутыми уголками — и это далеко не весь перечень, который можно найти в тетрадях у таких деток.

Как лечить гиперактивность

Данный диагноз может поставить только квалифицированный невролог в дуэте с психиатром. Только после проведения всех исследований и анализов. К сожалению, бывают такие недомедики, которые послушав рассказ уставшей мамочки о том, что ребёнок не может усидеть на месте, постоянно отвлекается и не слушается, сразу пишут в карте ММД (СДВГ, энцефалопатия, гипердинамический синдром и другие «прелестные» диагнозы). Только по результатам УЗИ, ЭЭГ, ЭХО-ЭС, томографии и сонографии консилиум врачей может делать выводы о наличии СДВГ.

Как уже было написано выше — это не медицинский диагноз, поэтому никакие психотропные препараты и транквилизаторы не помогут. Нет, их, конечно же, можно давать ребёнку, делая из него «овощ», но стоит ли так насиловать организм бедного малыша? Ведь эти препараты работают только при постоянном приёме, ставят этот «диагноз» года в 4, сглаживается он к 14 годам, т.е. «пичкать» малыша сильнейшими препаратами придётся несколько лет.

Каждый день на протяжении нескольких лет родитель может собственными руками превращать ребёнка в зависимого наркомана. Но витамины, мягко улучшающие мозговое кровоснабжение и курс массажа, проведённый специалистом, лишними не будут. Витамины и массаж, а не сильнодействующие успокоительные.

Только каждодневные педагогические усилия взрослых (родителей, воспитателей, учителей) могут помочь ребёнку улучшить его качество жизни. Каждый день. На протяжении нескольких лет. Не таблетки, а режим и любовь.

Как успокоить гиперактивного ребёнка

Слова «успокойся! Возьми себя в руки!» если и сработают, то на пару минут; школьник сможет максимум урок протянуть не отвлекаясь, а что дальше? А дальше нужно помочь нервной системе. Разгрузить её. Самая главная ошибка и родителей, и учителей это наказывать стоянием в углу или сидением на стуле в стороне. Этим наказать невозможно, выше уже говорилось о том, что ГА ребёнок не сможет и минуты просидеть спокойно, во время этого «наказания» нервная система испытывает сверхнагрузки.

Давайте посмотрим, как успокоить гиперактивного ребёнка, советы, приведённые ниже, облегчат жизнь и родителям и самому ребёнку:

  • если малыш шумит, бегает и никак не реагирует на слова взрослых, то надо ребёнка поймать, обнять, и, смотря в глаза повторить просьбу. Говорить спокойным и требовательным голосом одновременно.
  • отвлеките малыша вопросом как мычат коровы, как машут крыльями бабочки и т.д., т.е. «переключите» его на что-то другое.
  • школьника попросите рассказать таблицу умножения, правила по русскому или недавно выученное стихотворение.
  • как это не парадоксально прозвучит, но успокоить гиперактивного ребёнка поможет физнагрузка — пусть отжимается, приседает, прыгает через скакалку.

Так избыток энергии перейдёт «в нужное русло».
— вместе с ребёнком придумайте, где у него находится кнопка «выкл.» (на носу, локте, спине), и как только малыш начинает всё крушить вокруг, «выключайте» его.
— бегает и шумит — дайте ему бумагу и карандаши, и попросите нарисовать свою собственную сказку (или пластилин и пусть лепит слона).
— поиграйте в «тишину»: правила просты — кто тише всех скажет слово «тишина».

Как помочь гиперактивному ребёнку?

Если это школьник, то объясните простыми словами, что с ним происходит, что мозг его постепенно научится контролировать все ситуации, а пока надо максимально этому способствовать.

Каждую, абсолютно каждую ситуацию, за которую его ругали взрослые необходимо с ребёнком разбирать. Что он сделал не так, как правильней было поступить, и что делать, если ситуация повторится.

Как помочь гиперактивному ребёнку учиться? Здесь поможет только режим. Строгий режим, который вместе с ребёнком был прописан на ватмане, висящем на стене в детской. Где по минутам расписан весь день. Не должно быть никаких отступлений, и очень скоро ребёнок сам будет ему неукоснительно следовать. Режим дня особенно поможет первоклашке, для его строго выполнения, обычно, хватает месяца постоянно контроля со стороны взрослого.

Для того чтобы разобраться как обучать гиперактивного ребёнка, следует вспомнить о «переключении»: разобрали новую тему — поиграли в догонялки, написали несколько примеров — попрыгали через скакалку и т.д. Ребёнка с СДВГ невозможно самостоятельно, особенно в начальной школе, здесь необходим постоянный контроль со стороны взрослых. Весь первый класс уроки необходимо делать вместе, далее вполне достаточно просто присутствовать в комнате, где ребёнок учится.

Как общаться с гиперактивным ребёнком?

  • ребёнку всегда интересно всё новое — придумайте героя, похожего на него, и пусть ребёнок сам (но под контролем взрослых) учит своего нового вымышленного друга.
  • не кричите и не бейте малыша, от этого он ещё больше возбудится. Говорите всегда спокойно и уверенно.
  • наказывайте физическими нагрузками. 20 приседаний, 10 отжиманий, и другие нагрузки, выполнение которых не так-то и приятно, благотворно воздействуют на торможение ЦНС.
  • хвалите и поощряйте ребёнка. Это и обычным детям важно, а для гиперактивных просто необходимость.
  • перед выполнением любого задания давайте ребёнку чёткие инструкции.

— выполнять несколько дел одновременно ребёнок просто не может, поэтому пусть он внимательно слушает, но ёрзает на стуле и грызёт ручку, не обращайте на это внимание, иначе всё его внимание переключится на то, чтобы спокойно сидеть, но внимательно слушать он уже не сможет.

Просто, если быть с ним «заодно», вовремя переключать его с одного занятия на другое, не запрещать, а контролировать, и строго следовать режиму. Но самое главное в воспитании любого ребёнка — это бесконечная родительская любовь, доверие и взаимопонимание. Любите своих детей, и они будут любить вас в 10 раз сильнее!

Что случилось? Мальчик Саша учится в 1 классе, пошел в школу с 7 лет. К своим 7 годам он прекрасно умел читать, писать и считать. Он очень активный, любознательный, у него яркая, выразительная речь. Родители предполагали, что ребенку в школе будет легко, а первый класс будет местом, где он сможет проявить свои способности, но на деле произошло другое.
В классе, где 30 человек, Саша совершенно не может сконцентрировать внимание ни на каком процессе. Он очень активен на уроках, но эта активность другого порядка, чем та, которую ждут от школьника. Он вскакивает, он перебивает учителя, он встревает в его объяснения. В какой-то момент учитель, устав от такого поведения ребенка, отсаживает мальчика на заднюю парту. Но и на задней парте ребенок не прекратил своей активности. При этом он из-за расстояния перестал слушать учителя, учитель уже не попадал в зону внимания Саши. Он занимался своей деятельностью, разбрасывал бумажки, задирал соседей, общался с ними, разговаривал. В итоге Сашу отгородили партами от одноклассников, чтобы у него было личное свободное пространство, в котором бы он никому не мешал. Но так как Саша по-прежнему оставался активным, и эту активность надо было куда-то девать, он стал, незаметно от учителя, тихо сползать под парту, дожидаясь, когда учитель отворачивался, выползал к двери и шел бродить по школе, стараясь выскользнуть и за ее пределы тоже. Школа выдержала примерно полгода, после чего маме было поставлено условие, что либо она забирает ребенка из школы, либо школа добивается какими-то другими усилиями перевода ребенка в школу для детей с девиантным поведением.

Как помочь? Давайте попробуем поискать причины неуспешности активного и любознательного мальчика с прекрасно развитым интеллектом. Что часто удивляет родителей – у ребенка на этот момент есть большой запас не учебных, а так называемых образовательных навыков. Это активные, шустрые детки, которые идут в школу уже читающие, пишущие, считающие чуть ли не в пределах 100.
У родителей есть ощущение, что школа, по крайней мере первый класс, будет для них легким времяпрепровождением. А не всегда так бывает.

Я думаю, большинству из вас знакома ситуация с мозаичным развитием. Про наших приемных детей психологи часто говорят, что их общее развитие очень неравномерно. По каким-то параметрам, например, по развитию памяти, по развитию познавательной сферы, они дотягивают до нормы, а какие-то параметры западают. Это зависит от того, какие проблемы и какие ситуации были у ребенка в раннем детстве.

В ситуации с Сашей, про которого я рассказывала, мозаичность развития выражается в том, что несмотря на свое прекрасное физическое развитие и хорошее развитие интеллектуальной сферы, у Саши западает эмоционально-волевая сфера. То есть его волевая регуляция гораздо ниже нормы, поэтому ребенок не способен прилагать длительные усилия и совершенно не способен заниматься тем, что ему неинтересно или кажется неважным в эту минуту. Часто слабость эмоционально-волевой сферы бывает связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). У них позже происходит созревание определенных частей головного мозга, которые отвечают за саморегуляцию. Поэтому таким детям очень тяжело соответствовать требованиям школьной жизни, они не вписываются в школу по причине своих поведенческих особенностей. Конечно, в классе, где 30 человек, такой ребенок с нарушающим норму поведением сразу расценивается как очень неудобный ребенок.

Мы считаем таких детей группой риска, потому что к нам редко их приводят детей, не считают их нуждающимися в помощи. Как правило, таких детей наказывают, это тот феномен, когда родители и учителя говорят, что ребенок «плохо себя ведет». Раз ребенок плохо себя ведет, значит, что его надо дисциплинировать, приструнивать. Чем больше мер такого наказывающего характера принимается, тем больше возрастает напряжение у ребенка, и способность концентрироваться и прилагать усилия автоматически падает.
Когда мы, взрослые, находимся в стрессе, когда у нас тяжелая эмоциональная ситуация, наши мыслительные способности не функционируют эффективно, что же ждать от маленького ребенка с такими проблемами?

Как помочь ребенку и на что обратить внимание родителям, у которых растет такой ребенок? Если вы по дошкольному детству вашего ребенка видите, что он: плохо концентрируется, не усидчив, легко отвлекается, бросает на полпути свои занятия, не способен выслушать ваше поручение и выполнить его, то к школе это должно вас беспокоить.
Часто родители думают, что в садике ребенок был неугомонный, шустрый, с ним мало кто мог справиться, но он пойдет в школу, и все утрясется. К сожалению, не утрясется, более того, ситуация в школе на фоне привыкания к новой обстановке может только ухудшиться. Любой ребенок, пришедший в школу, переживает стресс, а для таких детей стресс особенно губителен, у них низкая стрессоустойчивость.

Хорошо бы такому ребенку попасть в класс с малой наполняемостью, но, к сожалению, как в Москве, так и в регионах, очень мало школ, где в классе до 10 учеников. В Москве идет оптимизация, много школ укрупнили. В связи с повышенной отвлекаемостью и со слабой способностью концентрироваться на чем-то одном, в большом классе из 30 детей обстановка для гиперактивного ребенка просто невыносимая, его внимание все время улетучивается.

Если нет возможности посещать класс с малой наполняемостью, то нужно обязательно договориться с учителем, чтобы он посадил этого ребенка прямо перед собой на переднюю парту, чтобы в течение урока проявлял у нему индивидуальное внимание, подходил и просматривал его тетрадь, лишний раз ему подсказывал, как выполнить какое-то упражнение. Иногда нескольких проявлений внимания учителя за урок достаточно, чтобы ребенок стал более-менее стабилен.

Для детей с гиперактивностью также важно в течение 40 минут не сохранять полную неподвижность, а как-то двигаться. Хорошо бы договориться с учителем, чтобы он в середине урока давал ребенку задание пойти намочить тряпку, или протереть доску, или что-то еще сделать, чтобы двигательная активность была легитимной, принятой в классе. Таким образом ребенок не будет нарушать тишину и спокойствие других детей. Некоторым детям позитивно настроенные учителя предлагают в середине урока встать и пройти по ряду. Если ребенок не способен сконцентироваться, чтобы пройти и не задеть кого-то, то маленького 7-8 летнего ребенка можно взять за руку и с ним прогуляться по этому классу. Для таких детей движение становится разрядкой.

Если организовать учебный режим с учетом этих особенностей, дети будут гораздо меньше мешать остальным и гораздо больше будут усваивать сами. Таким детям тоже показан щадящий режим, и в середине рабочей недели хорошо бы делать передышку. Желательно забирать его домой сразу же после школы, ни в коем случае не оставлять на продленку, чтобы школа не превращалась в перманентное, каждодневное, длительное пребывание, в котором ребенок теряет всякую возможность на чем-то сосредоточиться.

К сожалению, детей со слабой эмоционально-волевой регуляцией среди приемных детей очень много. Причина тому ясна, проблема лежит в раннем детстве, потому что развитие нашей воли начинается с развитием эмоциональной сферы. Если ребенок рос в асоциальной семье или в учреждении и никто не обращал внимания на его эмоции, и его не учили эти эмоции различать, понимать, что думает или чувствует другой человек, ребенок сам этому никогда не научится.
Обязательно нужно учить выражать эмоции – особенно негативные – каким-то приемлемым способом. Иначе он любую эмоцию, будь то радость, раздражение или обида, будет ощущать как некоторое внутреннее возбуждение. И это внутреннее возбуждение ищет выхода, и сколько бы ни сдерживал себя ребенок, оно в какой-то момент прорвется.

Как правило, оно прорывается хаотичной двигательной активностью, телесными контактами, таких детей часто называют драчливыми. Это не всегда связано с агрессией, часто это связано с тем, что они просто не знают, куда это возбуждение девать, особенно мальчишки – потолкаться, подраться – это способ сбросить эти телесные зажимы, сбросить возбуждение.

От того, насколько хорошо мы умеем распознавать и выражать свои эмоции, зависит и то, насколько хорошо мы умеем управлять своими поступками. Тут связь прямая и недаром эта сфера называется эмоционально-волевой. Таким детям бесполезно предъявлять повышенные требования, думая, что они плохо себя ведут. Они просто к этому пока не способны. И в таких случаях очень важна коррекция психо-эмоциональной сферы. Было бы хорошо, если бы рядом с вами был какой-то специалист, который помог бы выстроить упражнения для ребенка. Очень много разных методик работы с эмоциональной сферой, поведенческой коррекции, которая связана именно с этой сферой. И здесь перспективы тоже очень неплохие.

Обычно при должной поддержке и специальной работе такие дети тоже выравниваются, и очень важно их не сбивать, не навешивать на них ярлык плохого ученика, не представлять его злоумышленником, не делать из него козла отпущения в школе. Потому что иначе ребенок очень быстро становится плохим учеником, и у него уже не будет желания учиться и прилагать усилия. И на негативном эмоциональном фоне он и интеллектуально хуже соображает, чем мог бы.

Совет родителям, как работать с эмоциями, если у вас нет рядом специалиста: во-первых, надо учить ребенка распознавать свои эмоции. Если вы видите, что ребенок разозлился, расстроился, обиделся или наоборот чему-то сильно обрадовался, скажите ему об этом, чтобы он знал, как называется то состояние, в котором он сейчас находится. Мы так и говорим ребенку «Я вижу, что ты очень сильно расстроился», «Тебя очень огорчило, что мы не пошли сегодня в кино». Когда мы чувствуем, что ребенок начинает злиться, в нем нарастает гнев, мы тоже говорим ему об этом «Я вижу, что ты злишься. Когда мы так говорим ребенку, он понимает, что любое его состояние имеет название и причину. Кроме того, ребенок видит, что вы принимаете его в этом состоянии и значит, не стыдно его испытывать.
И третья важная сторона: после того, как вы научите ребенка распознавать чувства, дальше нужно учить ребенка их как-то выражать, в первую очередь негативные. Что можно сделать, если я очень сильно злюсь? Именно этот вопрос ребенок задает родителям, только не словами, а поведением. В вашей семье должны быть общепринятые способы сброса этого напряжения. Что вы разрешаете делать ребенку, как он может злиться?

Наши приемные семьи сами предлагают очень много способов, придумывают, друг у друга перенимают, какие-то мы им предлагаем. Так как часто напряжение накапливается в теле, распространенный способ – сбросить его через мышечные усилия. Сейчас много больших мягких пуфов, подушек, которые можно сбросить на пол и предложить ребенку бить эти подушки, валяться на них. Некоторые дети с большими мягкими игрушками что-то делают, на них вымещают свою злость. Если вы разрешаете это делать, это тоже хороший способ, ребенок никому не приносит вреда в этот момент. Есть семьи, которые, например, разрешают кричать в ванной. Большинству детей важно сбрасывать свой гнев и свое раздражение через звук.

Прекрасная мама недавно нам рассказала о таком способе для 5-летнего мальчика: когда он сильно злится, он идет в свою комнату и бьет детальками ЛЕГО о железный поднос. Мама была у нас на консультации, я с ней общалась и говорю «Ведь, наверно, это очень громко?» Она отвечает «Да, конечно, это громко, но я понимаю, что ему сейчас нужно, чтобы было громко, поэтому я разрешаю это делать».

Я уверена, если вы озаботитесь этой темой, вы придумаете много способов разрядки для ребенка, которые не будут нарушать покой других членов семьи и уменьшат риск непредвиденных взрывов, скандалов. Мы не можем запретить ребенку злиться, мы не можем запретить ребенку испытывать негативные эмоции, это не зависит от нашей воли.
Мы, взрослые, тоже испытываем все эти чувства и надо сказать, что нет ничего хорошего, если мы их подавляем. Ребенок зачастую не может их подавить, запрятать в себя, но даже если у него это будет получаться, негативные эмоции всегда найдут способ выйти каким-то другим образом, в том числе через соматические заболевания.
Никто не хочет, чтобы ребенок болел, поэтому лучше правильно научить его злиться. О том, как с вашей точки зрения приемлемо выражать свою злость, нужно договориться с ребенком. Можно ему в школу давать какие-то маленькие предметы, которые бы его успокаивали. Например, кто-то из наших детей носит в школу маленькие мячики, которые прячутся в руку, и когда ребенок чувствует, что он уже не может усидеть на месте, он начинает мять этот мячик. Можно договориться с учителем, что ребенку это разрешается.

Нам рассказывали приемные родители, что в детском саду, в старшей группе на один из столиков положили стопку красного картона. И ребенок, когда он на кого-то злится или испытывает неприятные чувства, подходит к этому столу, рядом стоит мусорная корзина, он рвет/мнет/топчет этот картон, а потом выбрасывает его в эту мусорную корзину. Так научила детей воспитатель, дети этим пользуются. Мальчик, который был у нас на консультации, говорил, что ему это очень помогает. Мы считаем, что это очень хороший педагог, который принес много пользы всем детям. Это поможет им в школьной жизни.

Статья подготовлена по материалам вебинара Натальи Степиной «Школьные проблемы приемных детей». Полную версию вебинара можно посмотреть

Представьте: вечер. Мама проверяет домашнее задание у ребенка. Завтра в школу.

Ты что, ответы в этих примерах с потолка писал?

Нет, я решал.

Да как же ты решал, если у тебя пять плюс три получается четыре?!

А... Это я не заметил...

А что задача?

Да я не знаю, как ее решать. Давай вместе.

А ты вообще пробовал? Или в окно смотрел и с кошкой играл?

Конечно, пробовал, - с обидой возражает Петя. - Сто раз.

Покажи листочек, где ты решения писал.

А я в уме пробовал...

Спустя еще час.

А что вам по английскому задали? Почему у тебя ничего не записано?

Ничего не задали.

Так не бывает. Нас Марья Петровна специально на собрании предупреждала: я даю задание на дом на каждом уроке!

А в этот раз не задала. Потому что у нее голова болела.

С чего это вдруг?

А у нее собака на прогулке сбежала... Беленькая такая... С хвостиком...

Прекрати мне врать! - визжит мать. - Раз не записал задание, садись и делай подряд все задания к этому уроку!

Не буду я, нам не задавали!

Будешь, я сказала!

Не буду! - Петя швыряет тетрадь, вслед летит учебник. Мать хватает его за плечи и трясет с каким-то почти нечленораздельным злобным бормотанием, в котором угадываются слова: «уроки», «работа», «школа», «дворник» и «твой отец».

Потом оба плачут в разных комнатах. Потом мирятся. На следующий день все повторяется сначала.

Ребенок не хочет учиться

Именно с этой проблемой ко мне приходит почти четверть клиентов. Ребенок уже в младших классах не хочет учиться. Не усадить за уроки. Ему вечно ничего не задано. Если все-таки усаживается, постоянно отвлекается и все делает тяп-ляп. На домашнее задание ребенок тратит страшно много времени и не успевает погулять и заняться еще чем-нибудь полезным и интересным.

Вот схема, которую я использую в этих случаях.

1. Ищу в медицинской карточке, есть или была ли какая-нибудь неврология . Буквы ПЭП (пренатальная энцефалопатия) или еще что-нибудь в этом роде.

2. Выясняю у родителей, что у нас с честолюбием . Отдельно - у ребенка: переживает он хоть немного за ошибки и двойки, или ему совершенно все равно. Отдельно - у родителей: сколько раз в неделю они рассказывают ребенку, что учеба - это его работа, кем и как он должен стать благодаря ответственному выполнению домашнего задания.

3. Подробно расспрашиваю, кто и как отвечает за это выполнение. Хотите верьте, хотите нет, но в тех семьях, где все пущено на самотек, проблем с уроками, как правило, и нет. Хотя, конечно, есть другие.

4. Объясняю родителям , что именно им (и учителям) нужно, чтобы младшеклассник готовил уроки. Ему самому это не нужно. Вообще. Он бы поиграл лучше.

Взрослая мотивация «Я должен сейчас сделать неинтересное это, чтобы потом, несколько лет спустя...» появляется у детей не раньше 15 лет.

Детская мотивация «Хочу быть хорошим, чтобы мама / Марья Петровна похвалила» обычно исчерпывает себя к 9–10 годам. Иногда, если ее очень эксплуатируют, - раньше.

Что делать?

Тренируем волю. Если соответствующие неврологические буквы в карточке обнаружились, стало быть, у ребенка собственные волевые механизмы слегка (или даже сильно) ослаблены. Родителю придется над ним некоторое время «зависать».

Иногда достаточно просто держать руку у ребенка на голове, на макушке - и он в этом положении за 20 минут все задания (как правило, небольшие) благополучно сделает.

Но не нужно надеяться, что он их все в школе запишет. Лучше сразу завести альтернативный канал информации. Вы сами знаете, что вашему ребенку задали, - и хорошо.

Волевые механизмы нужно развивать и тренировать, иначе они так никогда и не заработают. Поэтому регулярно - например, раз в месяц - следует немного «отползать» со словами: «О, сын мой (дочь моя)! Может, ты уже стал так могуч и умен, что сможешь сам переписать упражнение? Сможешь сам встать в школу по будильнику?.. Сможешь решить столбик примеров?»

Если не получилось: «Ну что ж, пока недостаточно могуч. Попробуем еще раз через месяц». Если получилось - ура!

Проводим эксперимент. Если тревожных букв в медицинской карточке нет и ребенок вроде бы честолюбив, можно провести эксперимент.

«Отползти» много существеннее, чем описано в предыдущем пункте, и дать ребенку «взвеситься» на весах бытия: «Что могу я сам?» Если нахватает двоек и пару раз опоздает в школу - ничего страшного.

Тут что важно? Это эксперимент. Не мстительный: «Вот я тебе сейчас покажу, что ты без меня!..», а дружелюбный: «А вот давайте посмотрим...»

Ребенка никто ни за что не ругает, но малейшие успехи поощряют и закрепляют за ним: «Отлично, оказывается, мне не надо больше вот тут над тобой стоять! Это была моя ошибка. Но как я рада, что все выяснилось!».

Надо помнить: никакие теоретические «договоры» с младшими школьниками не работают, только практика.

Ищем альтернативу. Если у ребенка нет ни медицинских букв, ни честолюбия, школу надо пока оставить влачиться как есть и искать ресурс вовне - то, что ребенку интересно и что у него получается. Для каждого что-то такое есть. Школе от этих щедрот тоже достанется - от грамотного повышения самооценки все дети становятся чуть ответственнее.

Меняем установки. Если у ребенка есть буквы, а у родителей - честолюбие: «Дворовая школа - это не для нас, только гимназия с усиленной математикой!», ребенка оставляем в покое и работаем с родителями.

Эксперимент, предложенный 13-летним мальчиком

Эксперимент предложил мальчик Василий. Длится 2 недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда.

У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент, чтобы улучшить обстановку в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

Что дома? Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их НЕ БУДЕТ. Такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… Что еще нужно для работы?..

Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ - вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно. Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом 10 секунд и пошел, допустим, играть с котом.

И что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял?

Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить, написать, решить или подчеркнуть, - тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться - тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход.

Вообще-то планируется пойти поесть. А не уроки… А эта задача не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что - только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский?

И что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Вот такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки со 2-го по 10-й класс.

С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все. Многие - раньше, особенно маленькие.

Когда я только занялась семейным обучением нашего сына с СДВГ, я всюду искала советы – КАК учить этого ребенка, который столько отвлекается. Я нашла много томов информации о том, как узнать ребенка с СДВГ, как управлять ребенком с СДВГ, как лечить его, как наказывать и как принимать его. Но я не нашла практически ничего о том, как утром в понедельник учить ребенка с СДВ/Г математике или чтению.

Обучение при СДВГ: совет №1
Как заставить рабочие тетради по математике ЗАРАБОТАТЬ

Превратите часть математических примеров в игру. Один из лучших способов это сделать – придумать пазл. Мой сын просто ныряет в свои примеры каждый раз, как я это делаю.

Возьмите лист писчей бумаги размера стандартного письма. На одной стороне напишите ответы на подборку примеров (около 10 штук). Хаотично разбросайте ответы по бумаге.

На обратной стороне страницы напишите записку о том, какой у вас чудный ребенок, или дайте указания по поиску сокровища, спрятанного в доме. Затем возьмите ножницы и вырежьте каждый из ответов, стараясь придать каждому кусочку особую форму – как в пазле.

Теперь разбросайте ответы по полу. Каждый раз, как ваш ребенок справится с примером, он должен выбрать из кучи подходящий ответ. Мало-помалу пазл соберется весь.

Давайте ему работу малыми порциями. Если дать такому ребенку целую страницу примеров – то задача, поставленная перед ним, покажется ему непреодолимой. Но если они видят только одну часть за раз, их не ужасает так сильно ВСЯ КАРТИНА ЦЕЛИКОМ.

Один способ – это диктовать примеры по одному. Иногда, если задача слишком скучна для ребенка, я даже пишу по одному примеру на лист бумаги (в этом случае они размером с четверть стандартного листа).

Еще один способ – это просто закрывать белой бумагой часть рабочей тетради и удерживать ее на месте липучкой для постеров. Можно пользоваться большими Post-It notes (страничками для заметок с липким краем, они продаются в канцелярских магазинах – прим. переводчика ). Дети – не тупые. Они знают, что находится под этой бумагой. Но почему-то сама возможность не видеть этого часто облегчает тревогу, которую в них пробуждает целая страница примеров.

Совет №2
Пусть занимаются двумя делами одновременно

Когда я говорила со своим сыном, то обычно умозаключала, что если он перевернулся на своем месте вверх тормашками или начал ловить воображаемых мух, то он НАВЕРНЯКА меня не слушает. Неверно! Он не только слушает – если я требовала, чтобы он сел совершенно прямо и внимательно на меня смотрел, пока я говорю – он почти наверняка не слушал. На самом деле – он мог уйти в себя. Ему НУЖНО двигаться, когда он слушает. Но если я позволю ему выбирать движение, его выбор почти обязательно будет отвлекать меня или раздражать тех, кто есть рядом (например, других детей). Так что я выбираю, чем его занять. Некоторые наши любимые занятия такие:

  • Игра с полимерным тестом (silly putty – описание вещества на английском языке здесь: http://en.wikipedia.org/wiki/Silly_Putty - прим. переводчика )
  • Изготовление связанных с темой урока карт и объектов из соленого теста. Интереснее всего была модель древнего египетского дома, изготовленная в ходе одного из наших уроков истории
  • Игра с Лего
  • Ввинчивание шурупов в дерево
  • Подметание и протирание шваброй кухонного пола (у этого занятия есть очевидные побочные выгоды)

Совет №3
Позвольте им отвечать устно

Письмо – настоящее мучение для многих таких детей. А в литературе по образованию вы найдете очень много сведений о том, что письмо обязательно должно входить в превосходную многокомпонентную образовательную смесь – с того момента, как ребенок научится держать карандаш. Но бывает – особенно когда занимаешься математикой – что мой сын совершенно застревает там, где должен записать что-то отлично ему известное. Перепрыгнуть от тех частей мозга, которые отвечают за подсчеты, к тем, которые отвечают за изложение мыслей на письме, – для него задача невозможная. Как будто между этими областями есть стена, через которую он не может перебраться. Он может взять письменный фрагмент и без проблем его списать. Он может с легкостью продиктовать мне каждую стадию решения сложной математической задачи. Но свяжите эти два дела вместе – и пятиминутное задание превращается в сорокапятиминутное.

К счастью, я вычитала, что у большинства этих "письмоненавистников" все связывается воедино классу к 4-му. Так что если вы не занимаетесь уроком письма – попробуйте позволить ему отвечать устно. Другими словами, если на уроке математики ваш ребенок должен записать что-то в терминологии задачи на умножение ("множитель", "множитель" и "произведение", если кто забыл), – помните, что ваше дело – освоить математический материал, а не попрактиковаться в письме. Письмо НЕ ОБЯЗАНО быть неотъемлемой частью любой учебной деятельности.

Я много дней настаивала на том, чтобы он усердно с этим справлялся. Я хочу, чтобы эти два отдела его мозга в конце концов научились друг с другом общаться. Но бывают дни, когда цель урока… математика… совершенно теряется в моих усилиях заставить его связать математику и письмо. Не бойтесь изолировать изучаемую концепцию – если для вашего ученика это работает. Если вы не хотите этого делать, вы можете оказаться в печальной ситуации: ваш ребенок отстает по предмету, который ему совершенно по способностям – только потому, что вы настаиваете на том, чтобы он работал над ним одновременно с предметом, который дается ему куда хуже.

Совет №4
Привнесите движение куда только можно

Мы часто играем дома в "Мама, можно?" Я задаю каждому ребенку соответствующий возрасту вопрос. Если они отвечают правильно, я говорю, что они могут двинуться вперед (например, детскими шагами, гигантскими шагами, ножницами, лягушачьими прыжками и т.п.). Они ДОЛЖНЫ ответить словами "Мама, можно?" - на что я отвечают "да", и тогда они могут двигаться вперед. Если они двигаются без спросу, они должны сделать два шага назад. Побеждает первый ребенок, который добирается до мамы. Затем мы начинаем заново. Тщательно выбирая типы шагов, я могу добиться того, чтобы каждый ребенок выиграл в ходе одной игры.

Игра "Напрыгни" работает с большим количеством образовательных объектов. Я кладу на пол карточки со словами – в одной игре, например, со словами "прилагательное", "существительное", "глагол" и "наречие". Затем я называю слово, и мой сын должен прыгнуть на нужный тип слова. В другом варианте на карточках написано: 2, 3, 4 и 5. Затем я говорю "16" – и он должен прыгнуть на карточку одного из сомножителей этого числа.

Вот еще несколько идей для этого формата:

  • На карточках написано: млекопитающее, амфибия, насекомое, птица, рыба.
  • Вслух вы говорите: "у меня есть мех", "я рожаю живых детенышей", "у меня есть чешуя".
  • На карточках написано: б, п, д, с, ш, ф (для русского языка буквы могут быть другими – прим. переводчика ).
  • Вы называете звуки, которые обозначают эти буквы, или слова, которые заканчиваются этими звуками.

Для запоминания любой линейной, списочной информации можно поиграть в "бросалки" . Очень хороший пример – разучивание алфавита с малышами. Я говорю "а" и бросаю мячик (в оригинале - мешочек с крупой – прим. переводчика ) ребенку. Он говорит "б" и кидает его обратно. Когда мы доходим до конца алфавита – начинаем еще раз, но теперь уже он начинает с "а". Так мы выучили названия всех книг Ветхого Завета (наконец-то я их все запомнила!), таблицу умножения и испанские числительные.

В эту игру хорошо играть и тогда, когда информация, которую надо выучить – парная: например, аббревиатуры, обозначающие штаты. Я кидаю мячик и говорю: АК! Он отвечает с броском назад: Аляска! Чтобы нигде не споткнуться – держите где-нибудь перед глазами список аббревиатур. Какую бы информацию вы так ни разучивали – помните, что ее нужно говорить вслух. Нельзя допускать пауз, пока вы произносите: "Какой деятель в американской истории известен своими длинными речами и в какое время он жил?" … бросок. Ритм игры теряется. Суть игры – в быстром ответе.

Совет №5
Поставьте зрительные и слуховые заглушки

У нас в доме много других детей – наших собственных и чужих, за которыми мы время от времени присматриваем. Я не могу исключить факторы, отвлекающие моего сына, а он не может их игнорировать. Однажды я вспомнила, как много работы мне удалось сделать в учебной кабинке в университетской библиотеке. Так что я поставила перед ним и немножко вокруг него большую картонную загородку – лист картона, сложенный втрое (такие часто используются для научных проектов и продаются в магазинах учебных пособий). Это оказалось ОГРОМНЫМ подспорьем. Мы обнаружили также, что наушники, в которых играет музыка определенного рода, тоже помогают ему сосредоточиться. Мой сын лучше всего работает под Моцарта и "Promise Keepers".

Совет №6
Нойдити удовользтвее в правелах чтенея! (И во многом другом тоже)

Несомненно, самой полезной и разнообразной в нашем репертуаре оказалась игра под названием "Шлагбаум" . С ее помощью можно освоить и алфавит, и более серьезную информацию – например, названия костей человека. Я нашла эту игру в книге Пеги Кайе "Игры для учебы" ("Games for Learning", by Peggy Kaye). И она стала центром нашей программы обучения чтению (правила излагаются на материале английского языка, так что нужно сделать поправки на особенности русского – прим. переводчика ). Основные ее принципы так просты, что трудно поверить, какие результаты эта игра способна принести.

Вы просто делаете игровое поле с 20 клетками. Наше обычно выглядит как дорога с заправкой возле старта и маленьким домиком где-нибудь по дороге.

Если вы только начинаете знакомить ребенка с буквами, начинайте с размещения в клетках примерно 10 букв, еще раз повторяя каждую букву где-нибудь по дороге.

Теперь ваш ребенок должен выбрать машинку (если у вас их нет, купите самые дешевые в ближайшем магазине) и наполняет бак бензином на заправке, испуская при этом любые "заправочные" звуки по своему усмотрению. Когда машины готовы, они отправляются в путь, начиная с попытки правильно назвать первую букву. Если это удается – идем дальше. Если нет – я опускаю "шлагбаум". У нас есть самый настоящий пластмассовый шлагбаум, что добавляет игре шарма, но если у вас его нет – можно просто рубануть ребром ладони, как в каратэ, после трудной буквы). Мы пытаемся преодолеть трудную букву несколько раз, разными способами. Если не выходит – надо начинать сначала. Когда ребенок добирается до трудной буквы, ему доставляет огромное удовольствие пробиться сквозь препятствие. Я допускаю только 3 шлагбаума в ходе игры, и если ребенок так и не справляется – игра откладывается до завтра. Как только с одной игрой справились – я делаю новую и вставляю в нее несколько букв, оказавшихся особенно трудными в прошлый раз.

Эта игра оказалась в нашем доме невероятно популярной. Отчасти, я думаю, потому, что я продвинула игру Пегги Кайе на один шаг дальше. Я сделала для каждого ребенка небольшие пластиковые кредитные карточки (белые карточки размером 3 на 5 дюймов (примерно 8 на 13 см – прим. переводчика) , вырезанные в форме настоящих кредитных карточек, в центре наклейка, вверху имя ребенка, с обеих сторон прозрачная пленка). После игры в "Шлагбаум" дети подсчитывают, сколько клеток им удалось преодолеть. Каждая клетка приравнивается к 1 центу на карточке. Теперь они могут потратить свои "деньги "в нашем небольшом "Учительском магазине". На кухне я отвела небольшую полку под различные безделушки (в основном найденные на гаражных распродажах), конфеты и еще несколько предметов, ради которых дети действительно готовы работать. Магазин открыт только один раз в день. Вы не поверите, на что способны дети ради того, чтобы совершать покупки в этом магазине. Если я забуду поиграть в "Шлагбаум", четырехлетки будут громко возражать, пока основательно не встряхнут мою память.

Эта игра помогает достичь многих образовательных целей. Младшие дети попрактикуются в счете, подсчитывая свои клетки в конце игры. По мере взросления они могут добавлять новые очки к тем, что остались с прошлого раза – и затем, естественно, вычитать их, если что-то купили. Они усваивают и важный потребительский урок: если хочешь купить что-то "большое", надо на него копить.

Игра эта годится для любого возраста. После того, как выучены буквы, мы перешли к сочетаниям букв, обозначающим звуки, затем к простым 2-3-буквенным словам, фонетически чистым словам и так далее (для русских правил чтения игра должна быть иной; однако этот метод годится для обучения чтению по-английски. – прим. переводчика ). В последней связанной с правилами чтения игре моего сына были такие слова, как psychologist (психолог), hydrochloric (соляный, хлористоводородный), dodecahedron (додекаэдр), echolocation (эхолокация), cumulus (скопление), tintinnabulation (колокольный звон) and atrophy (атрофия). Где-то в этот момент я решила, что он достаточно хорошо овладел английским правописанием. (Кстати: это было во втором классе). Так что мы продолжили играть в эту игру, чтобы осваивать латинские корни в словах, словарные определения, человеческие кости и т.п. С дочерью мы учились в этой игре опознавать письменные буквы.

Совет №7
Не надо делать все задания в каждой книжке

Вам вовсе не обязательно нужно делать каждый пример в каждом упражнении в каждом учебнике. СТОП! То, что в сегодняшнем уроке содержится 17 примеров на деление столбиком, не означает, что каждому ребенку нужно непременно сделать все, чтобы овладеть принципом. Многим хватит гораздо меньшего количества. Мы, конечно, чувствуем себя лучше, если напротив каждого примера стоит ответ. Но вам стоит постоянно спрашивать себя: "Чего я стараюсь здесь добиться?" Если вашему ребенку сегодня действительно нужно 17 раз проработать этот принцип – то и отлично. Но если он усвоил его восемь уроков назад, то, возможно, пяти хватит для ежедневного освежения изученного. Мы называем это zip-математикой (от zip – названия программы для архивирования больших файлов – прим. переводчика ). Я читаю урок и обвожу кружочком те задания, которые ребенок должен сделать. Примерно в двух третях урока он должен выполнить все. Но примерно в трети урока я отмечаю лишь несколько примеров для повторения. Я знаю, что мой ребенок знает настолько, что я могу ограничиться сокращенным повторением. А он думает, что ему делают поблажки, поскольку от него не требуется выполнять всё.

Совет №8
Дайте ребенку список заданий на день

Давайте ребенку список дел, которые надо сделать за день. В первый раз я написала такой список шутки ради. Но сын с тех пор стал последовательно требовать списков. Одна из выгод для меня – в том, что это повышает мою ответственность. Я не могу просто пропорхать этот день. Точка зрения моего сына состоит в том, что он должен знать, что ему предстоит. Он почему-то чувствует себя более уверенно, если нет никаких неожиданностей. И, конечно, он испытывает глубокое удовлетворение, если пометил галочкой как выполненные все задания в списке.

Совет №9
Следите за своим учительским темпераментом

Вот это мне дается с большим трудом. У меня стиль очень оживленный и бодрый. Многим учащимся этого и надо, но для ребенка с СДВГ стимулов может быть слишком много. Со временем я научилась приспосабливать к его потребностям свою громкость и интенсивность, иногда понижая ее до уровня монотонного бубнения. Если ваш учительский стиль уже достаточно сдержанный и вам кажется, что его надо оживить… не желайте еще большего. У вас как раз есть то, что надо, чтобы работать с вашим ребенком.

Совет №10
Забудьте, что говорят другие... РАЗГЛЯДИТЕ В СВОЕМ РЕБЕНКЕ ДАР

Вы, несомненно, сталкивались с другими людьми, которые вовсе не считают вашего ребенка таким уж подарком. Я знаю, что многие другие мамы с ужасом наблюдают, как я спокойно снимаю ребенка с верхушки холодильника, куда он забрался. Они изнемогают, когда он делится со мной трехмиллионной по счету мыслью, которая только что мелькнула у него в голове. Они даже говорят, что никогда бы не справились с таким энергичным ребенком, а я тем временем тайно думаю, что они просто полагают, будто мне надо его "подтянуть".

Другие говорили мне, что им кажется, будто у меня слишком жесткие правила дисциплины. Я действительно держу этого ребенка на "коротком поводке", поскольку знаю, что есть граница возбуждения, за которой он уже будет действовать немедленно под властью импульса, не задумываясь о последствиях и опасности. Так что этим родителям спокойных, сговорчивых детей моя реакция на весьма незначительные нарушения кажется слишком стремительной. Но я знаю, что будет, если не вмешаться сейчас.

Так что я научилась вежливо улыбаться, когда эти доброжелательные комментарии оказываются слишком беспочвенными. Я научилась понимать, что у меня особенный ребенок. Я действительно верю в то, что мой ребенок предназначен для какой-то чудесной судьбы. Я знаю несколько занятий, при которых эта бескрайняя энергия может быть невероятным преимуществом. Мне нравится стремительное течение его мысли. Я даже завидую его неутомимому жизненному энтузиазму и думаю, чего бы я достигла, будь мне дарован такой же. И особенно я радуюсь тому, что я могу помочь ему овладеть этим даром безграничной энергии и оформить его.

В традиционной школьной обстановке он обязательно получил бы ярлык хулигана и баламута – и, скорей всего, сам бы в это поверил. Я очень рада тому, что он видит себя творческим, новаторски мыслящим, умным и способным ребенком.

Вот такая у меня история, вот что я думаю. Надеюсь, это окажется чем-то полезным вам и вашему ребенку.