Главные отличия материковой и океанической земной коры. Чем отличается материковая земная кора от океанической? Состав и состояние вещества мантии и ядра Земли

Здравствуйте уважаемые!
Пожалуй, продолжим наше увлекательное (искренне хочется в это верить) путешествие в чарующий мир геральдики. Начали мы его, напомню, вот в этом посте: , а продолжили вот тут вот: .
Итак, что у нас там по ходу следующее? Я считаю, пришло время поговорить о короне, сим важнейшем, но вовсе не обязательным элементе любого герба. Обычно оная располагается над гербовым щитом или же (в случаях с дворянской или монархической геральдикой) на шлем или, что гораздо реже, внутри щита. Корона - это отличный показатель статуса его владельца и для многих исследователей большая подсказка для определения страны происхождения и времени создания герба, так как форма короны очень сильно отличается по конкретным территориям. Причем, самое интересное, что геральдическая корона, как ее величают по науке, может оказаться и не короной вовсе. Но обо всем по порядку.

Персидская геральдическая корона правления Шаха Пехлеви.


Для начала я отмечу, что формально можно все короны разделить на 2 части. Первые - связанные со статусом рода или определенного человека, то есть короны достоинства, а вторые с городами, провинциями, областями и отдельными территориями, сиречь можно сказать муниципальные. С этих вот последних мы с Вами и начнем.
Знаете ли Вы, мои уважаемые читатели, что Геральдическим Советом при Президенте РФ в 2005 году был определен порядок использования корон в гербах городов и поселений? Думаю, нет. Посему небезынтересно будет исследовать следующую таблицу:

Вот такая вот табличка

За основу этой системы была принята старинный порядок Российской империи, принятый еще в 1858 году и прекратившая свое существование с крахом империи. Согласно этого порядка было определено, что:
Императорская корона в гербе устанавливается для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Более древняя царская корона (образца 1857 года) — для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Еще более старая царская, увенчанная двуглавым орлом — для городов, имевших статус градоначальства и крепости.
Шапка Мономаха — для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны), соответственно «Казанская шапка» и «Астраханская шапка»ю

Старый герб города Ярославль (шапка Мономаха оный венчает)

Польская корона — для губерний и столицы Царства Польского. Финляндская Велико-Княжеская корона — для губерний и для столицы Великого Княжества Финляндского, Грузинская корона - для Тифлиса (Тбилиси) и части городов Грузии
Золотая башенная корона о пяти зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце — для городов, бывших губернскими центрами с населением более 50 тысяч жителей. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением более 50 тысяч.
Золотая башенная корона о трёх зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце — для городов, бывших губернскими центрами с населением не более 50 тысяч. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением не более 50 тысяч.

старая царская корона, увенчанная орлом на гербе Севастополя 19 столетия.

Серебряная башенная корона о трёх зубцах, мурованная чёрным — для городов, бывших уездными центрами. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших уездными центрами и имевших статус крепости.
Червлёная башенная корона о трёх зубцах, мурованная золотом — для городов, состоявших за штатом. То же, увенчанная двуглавым орлом — для населённых пунктов, имевших статус крепости.
Червлёная башенная корона о двух зубцах, мурованная золотом — для населённых пунктов, являвшихся наиболее значительными, «знаменитыми» посадами.

герб города Старый Оскол (конец XIX столетия)

Естественно Вы должны понимать, что далеко не все города имели подобные короны в своих гербах.
Не отставали от России и другие государства Европы (что естественно). Например, в Италии существует различные короны для города и муниципалитета, а иногда и регионов с провинциями (правда не без казусов, когда например у той же Апулии корона статуса ниже, чем тому положено быть).

герб Региона Апулия

Городская корона в Италии выполнена в виде золотой зубчатой стены с пятью башнями — форма, принятая для городских гербов во многих европейских странах, восходящая к римской corona muralis.
Муниципалитет имеет такую же корону, но только серебряную.
Короны достоинства же более разнообразны по своим формам и значениям и сильно различаются в зависимости от той или иной страны.

герб Милана

Для примера ниже я приведу максимально таблицу геральдических корон монархов и высшего дворянства во Франции, Италии, Германии и Великобритании. Максимально упрощенная она хотя бы потому, что в Соединённом Королевстве в ходу не менее 16 корон.
И это мы не упоминаем корон виконтов, баронов и просто рыцарей. Так что тут все очень и очень индивидуально.


Примерные различия некоторых корон достоинств по странам. Сверху вниз: Франция, Германия, Италия, Англия
1 - король, 2 - князь (фюрст), 3 - герцог, 4 - маркиз, 5 - граф, 6 - граф (новый вариант)

При начале нашего повествования я упомянул, что корона как геральдический знак может быть и вовсе не короной по своей сути. Как это может быть, спросите Вы? Очень просто. Иногда вместо короны использовались предметы (рука не поднимается назвать их шапками), которые, тем не менее, на эту саму корону вовсе не похожи. Например после того как Наполеон I Бонапарт провозгласил Первую Империю, он существенно и серьезно переработал геральдические правила Франции. Так вот, новооперившиеся герцоги и даже принцы вместо полагавшийся короны получили на своей герб нечто похожее на кивер с плюмажем.

Герб маршала Этьена-Жака - Жозефа-Александра Макдональда, герцога Таренто, пэра Франции. "Новая наполеоновская геральдика" во всей красе

Особая же тема разговора - это церковная геральдика. Сам Папа Римский использует у себя в гербе вместо короны один из атрибутов своей власти - тиару (о гербах Пап мы поговорим с Вами в отдельном посте, который я обязательно опубликую, когда мы с Вами закончим с теоретической частью и перейдем непосредственно к примерам). Все же иные высшие прелаты церкви (католической, протестантской, да даже некоторые и православной) в своих гербах вместо короны используют так называемую галеро - то есть специальную шляпу с широкими краями, являющеюся одним из знаков высшего духовенства и произошедшую от шляпы паломника.

Личный герб Мариана Яворского, первого на моей памяти кардинала с Украины

Ранг того или иного церковного сановника в том числе (кроме других церковных геральдических знаков) определяется по цвету галеро и по количеству кистей с обоих сторон герба. Так, например кардиналы с саном архиепископа имеют красную шапку и по 15 кистей, примасы, епископы архиепископы (без ранга кардинала) имеют зеленую галеро и от 6 до 12 кистей, священники и аббаты черные галеро. Ну и наконец, Апостольский протонотарий и папские прелаты имеют галеро цвета фуксии
В современных гербах Русской православной церкви нередко используются иные головные уборы - комилавки и клобуки.

Герб ректора Церковно-приходской школы воронежской Казанской церкви иерамонаха Пафнутия.

На этом, пожалуй, закончим с коронами и перейдем к следующим элементам герба - намету и бурелету. Оба эти элементы обязаны своим происхождением Крестовым походам. Повышенная температура и отсутствие воды заставляла, как то приспосабливается к местным условиям холоднолюбивым европейским воинам, поэтому они старались, как то избежать потери влаги. Подсмотрев у своих противников, европейцы начали надевать на шлем сверху кусок материи по типу куфии и закреплять его шнуром-икаль, как это делают бедуины. Материя, которая в походе и сражениях превращалась в причудливые лоскутья и получила название намет. А бурелетом (или бурлетом) начали называть арабский шнур-икаль. Первоначально бурелет был знаком, указывающим на то, что его владелец побывал в Крестовом походе, хотя потом такое значение было упразднено.
Наметы можно разделить на 2 части - растительные и естественные. Первые формируются из растительных орнаментов, вторые из узорной ткани.

Герб сэра М. Джармеи. Намет присутствует

По общему правилу принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Однако, принцип «основная финифть, подбитая основным металлом» имеет и исключения. Намет может быть трехцветным (самый оптимальный из возможных вариантов- с одной стороны от шлема одной финифти, с другой стороны - другой финифти, и с обеих сторон подложен одним металлом) и даже четырехцветным. Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Кроме того, иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами и т.д.


Герб островов Теркс и Кайкос. На шлеме Вы можете лицезреть бурелет

Про бурелет же надо сказать, что обычно состоит из шести витков. Так же, как и намёт, бурлет должен быть окрашен в основные цвета герба, причем первый виток должен быть металлическим, второй — цвета финифти и далее в такой же последовательности.

Продолжение следует…..

Геральдическая корона - элемент над щитом герба. Корона помещается на шлем (в дворянских) или прямо над щитом (в земельных гербах, - например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна).

Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом, внутри щита или над мантией.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Обычай венчать шлем короной появился между рыцарями в XV в., а украшение короной щита взято с монет. При Филиппе VI начали делать монеты, на обратной стороне которых была корона. В то время только короли украшали коронами свои гербы, и они были открытые, с низкими цветами; позже их примеру последовали герцоги, маркизы и графы.

Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах — между щитом и шлемом. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них.

В российской геральдике XVIII — начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство.

Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным, а точнее пурпурным верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике — высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью.

Сущетвует также особая папская корона — тиара .

Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними.

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. В правила включены классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности — в вольной части щита.

Башенная корона - корона с квадратными, прямоугольными или иной «архитектурной» формы зубцами, несущая на своей поверхности изображение каменной кладки. Чаще всего используется как внешний элемент герба, показывающий, что владельцем герба является город. Её цвет, число и формы зубцов, как правило, указывает на статус того поселения, чей герб она венчает.

В странах с развитой территориальной геральдикой различные виды башенных корон являются составной частью системы статусных корон и право на их использование обычно строго регламентировано.

Несомненно, что происхождением своим корона обязана венку или венцу, представляя собственно его разновидность. Венцы из драгоценных металлов подносились первоначально богам. Так Аттал, пергамский царь, послал в Капитолий посвященные богам золотые венки; сирийский царь Филипп поручил своим послам снести туда же венок необыкновенной цены. Позже такие же венцы выдавались в награду за воинские заслуги: corona castrensis или vallaris — обруч с украшениями вроде забора; corona muralis — украшенная зубцами; corona navalis или rostralis — украшенная таранами (rostra) кораблей; corona classica, в которой тараны заменялись целыми носами кораблей; два вида corona triumphalis. Античные медали представляют четыре рода императорских венцов: лавровый венок, лучистую корону, жемчужную (диадему) и camelancium.

Византийские императоры носили сначала диадему. При Юстиниане ее заменила так называемая стемма, прототип всех средневековых королевских корон; в сущности, это было скоре превращением повязки, которая исчезла под массой камней и украшений. Стемма Юстиниана, как она изображена на мозаике храма св. Виталия в Равенне, состоит из золотого обруча, украшенного жемчугом. Преемники Юстиниана изображены в более богато украшенных коронах: спереди короны возвышается крест; на щеки спускаются две подвески из жемчуга или драгоценных камней, прикрепленные к нижнему краю короны (так называемая cataseista); стемма подложена материей, образующей шапку или подушку. Обруч украшали эмалью. У Константина Багрянородного были зеленые, голубые, красные и белые короны, т. е. украшенные эмалью этих цветов. Не следует смешивать стемму с «camelancium» — род шлема без забрала, украшенного по нижнему краю диадемой, с двумя рядами жемчуга и гребнем наверху. Дети императора и высшие духовные сановники имели венцы, называвшуюся «stephanos». Короны императриц не всегда были похожи на короны императоров; так, на равеннской мозаике Феодора изображена в венце, обруч которого украшен листками. Много византийских корон сохранилось до нашего времени; древнейшая из них — железная королевы Теодолинды (625).

В Пештском национальном музее хранится корона св. Стефана (фиг. 18) или венгерская, венчающая государственный герб Венгрии. Она представляет чистый тип императорской стеммы конца XI в. и пожалована королю Стефану в начале XI в. папой Сильвестром II. В 1072 г. византийский император Михаил VII подарил венгерскому королю Гейзе II открытую корону, также в византийском стиле. Двадцать лет спустя оба эти венца были спаяны вместе и образовали оригинальный головной убор, почти в том же виде сохранившийся и доныне. В глазах венгра эта корона окружена особым ореолом. Короли считались действительными королями только после коронования ею; если король умирал до коронации, хотя бы и сражаясь за родину, его имя вычеркивалось из списка королей. Корона св. Стефана имела своих офицеров, свое имущество, свои дворцы, свою стражу. Сохраняемая в тройном, обитом железом ящике, она состояла под наблюдением двух префектов, проводивших по очереди ночь у дверей святилища, и двух высших сановников, дуумвиров короны, бывших ее ответственными хранителями. Во время междоусобиц и войн претенденты на трон оспаривали друг у друга обладание драгоценным талисманом, вследствие чего корона претерпела целый ряд приключений. Даже в настоящее время она не потеряла своего престижа. Во время революции 1848—1849 гг., посреди народа, волнуемого республиканскими идеями, венец св. Стефана был окружен поклонением. Когда народная партия была побеждена, Кошут и другие вожди ее закопали корону в землю, чтобы она не досталась австрийцам; но нашелся изменник, выдавший ее за деньги, и австрийское правительство торжественно перенесло ее в Офенский замок.

В 1858 г. в Испании была найдена целая серия вестготских корон, из которых девять в настоящее время находятся в музее Клюни. Наиболее замечательная из них принадлежала королю Рицесвинту (649—672). Карл Великий на латеранской мозаике изображен в шапке, основание которой окружено зубчатой античной К. Анналы Фульды гласят, что Карл Лысый, сделавшись императором, перенял одежду и диадему греческих императоров. На одной из миниатюр IX в. корона состоит из повязки, украшенной камнями, к которой прикреплена дуга, также украшенная камнями и листьями.

Корона Карла Великого (фиг. 16), сохранявшаяся некогда в Нюрнберге (ныне в императорской сокровищнице в Вене), состоит из золотых, закругленных сверху пластинок, с украшениями из жемчуга и драгоценных камней; передняя пластинка увенчана крестом, от подножия которого идет дуга, с надписью: «Chuonradus Dei gratia Romanorum imperator augustus». Этой короной короновался Конрад II в 1027 г., а затем и другие германские императоры. В средние века императоры часто изображаются в коронах другого типа. В одной мюнхенской рукописи Оттон II или III изображен в четырехугольной короне, надетой углом наперед и украшенной листком на каждом углу. На миниатюре, находящейся в Аахене, Оттон III является в широкой круглой повязке, похожей на диадему Юстиниана на равеннской мозаике. С XV в. форма императорской короны обыкновенно такая, как на статуе Людовика Баварского конца XV в., в часовне Мюнхенского собора; она представляет род высокой четырехсторонней митры.

Одна из древнейших средневековых корон принадлежит к числу российских императорских регалий; это так называемая шапка Мономаха (фиг. 1), присланная, по преданию, в 988 г. византийскими царями Василием II и Константином IX Владимиру Святому, по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной. Она состоит из восьми золотых, отделанных филиграном пластинок, из которых каждая украшена драгоценным камнем и несколькими жемчужинами, и увенчана яблоком (вершиной) с четырьмя камнями: рубином, жемчугом, синим и желтым яхонтами; на яблоке возвышается крест, концы которого украшены жемчужинами. Нижняя часть короны имела прежде жемчужные подвески; теперь она отделана собольей опушкой. Венец этот совершенно схожа с венцами на монетах царей Василия и Константина. Шапка принадлежала всегда старшему в роду: князья младшей линии имели свои короны различных форм, например зубчатые обручи, обручи с трилистниками и т. п. Великие княгини, княжны и царицы также имели свои К. Существуют портреты цариц Евдокии Лукьяновны (второй супруги Михаила Феодоровича) и Марии Ильиничны (первой супруги Алексея Михайловича) в венцах в виде митры, из золотой парчи, с ободком из золота. Сестры царя Михаила Федоровича, царевны Ирины, Анна и Татьяна, изображены первые две в зубчатых коронах, а младшая — в украшенной трилистниками. До Петра Великого цари очень часто надевали корону, почему и число их было очень значительно. В настоящее время в московской Оружейной палате хранятся следующие короны: 1) Владимира святого (см. выше); 2) Казанская шапка, заказанная Иоанном Грозным для крещения казанского царя Едигера и отправленная после смерти последнего в Москву (фиг. 4); 3) Астраханская, сделанная в 1627 г. по заказу царя Михаила Феодоровича (фиг. 5); 4) Сибирская (альтабасная шапка), сделанная из золотой парчи; заказана в 1684 г.; 5) Таврическая или так называемая шапка Мономаха второго разряда (фиг. 6), изготовленная в 1682 г. для коронации Петра Великого; 6) бриллиантовая корона Петра Великого, немецкой работы, украшенная спереди двумя двуглавыми орлами; 7) алмазная К. Иоанна Алексеевича (фиг. 7).

На печатях уже со времени Михаила Феодоровича встречаются короны европейской формы, но в действительности они тогда еще не существовали. Первая корона европейского образца была сделана в 1724 г. для коронации Екатерины I. Этой короной короновался Петр II. Дугу, разделяющую корону, он приказал украсить большим рубином, купленным по указу Алексея Михайловича в Пекине, у китайского богдыхана, послом Николаем Спафарием; к вершине его был приделан бриллиантовый крест (фиг. 10). Для коронации Анны Иоанновны была заказана корона по тому же образцу, но еще роскошнее и больше; число украшающих ее камней доходит до 2605 штук. На дуге помещен рубин, снятый с венца Петра II (фиг. 9). Эта корона с 1856 г. называется польской и в Государственном гербе помещалась на гербе Царства Польского. Этой же короной, немного переделанной (фиг. 8), короновалась Елизавета Петровна. Екатерина II заказала для своей коронации придворному ювелиру Позье новую К., на отделку которой пошло 58 очень больших и 4878 маленьких бриллиантов, большой рубин и 75 больших жемчужин. Для коронации Павла I эта корона была несколько расширена и 75 жемчужин заменены 54 большими (см. фиг. 2); ею же короновались и все последующие императоры.

Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые или выходные короны; они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. С коронами этими носилась особая мантия. Последняя малая корона (фиг. 3) сделана по образцу большой императорской; решетки по обеим сторонам ее украшены четырехлистниками, на дуге возвышается бриллиантовый крест, а нижний край К. составлен из 22 больших бриллиантов. Ее надевали во время коронации императрица Мария Александровна и ныне вдовствующая императрица Мария Феодоровна. В Оружейной палате хранится также золотая Мальтийская корона, поднесенная императору Павлу I.

Императорская германская корона, созданная императором Вильгельмом I (фиг. 12), несколько напоминает своей формой корону Карла Великого. Корона наследного принца германского (фиг. 13) напоминает императорскую, но вместо пластинок на обруче помещаются четыре орла и четыре креста. Австрийская императорская корона (или корона Священно-Римской империи (фиг. своей напоминает митру.

Французская императорская (фиг. 15), сделанная в начале настоящего столетия для Наполеона I, состоит из обруча, на котором восемь орлов и восемь пальмовых ветвей.

Бразильская императорская корона(фиг. 22) имела восемь золотых дуг, сходящихся под державой. Королевские короны, в зависимости от того, имеется ли внутри подушка или шапка, называются закрытыми (ferme, geftterte) или открытыми (ouverte, offene). Термины эти не совсем правильны, так как все королевские короны принадлежат к числу закрытых, т. е. таких, у которых имеются сходящиеся над обручем дуги, в отличие от открытых корон, дуг не имеющих. Открытые королевские короны (фиг. 31) принадлежат Баварии, Вюртембергу, Греции, Испании, Италии, Нидерландам, Пруссии, Румынии, Саксонии, Сербии, Швеции, Норвегии и Франции; закрытые (фиг. 24) — Англии, Бельгии, Богемии, Болгарии, Дании и Португалии.

Считается, что Франциск I первый надел закрытую корону, как отличие от нецарственных принцев и титулованных дворян, которые имели право носить корону и изображать ее на своих монетах.

Весьма различны формы корон, присвоенных другим владетельным и невладетельным лицам. Так, например, шапка германских владетельных князей и герцогских медиатизированных домов состоит из подушки с горностаевым околышем, из-за которого выходят четыре дуги (фиг. 39); эта же шапка присвоена и русским князям, пользующимся титулом сиятельства. Австрийские принцы носят ту же корону, но с золотым обручем, имеющим четыре листа и четыре жемчужины (фиг. 44). Эта шапка принадлежит и русским князьям с титулом светлости. Только с конца IX в. французские герцоги и графы начинают носить венцы, состоящие из простого золотого обруча. Карл Лысый дал эту привилегию герцогам, которые должны были надевать короны только во время больших церемоний и особенно во время публичных заседаний. По мере того, как феодализм развивался, умножались и короны, и скоро не было самого мелкого владетеля, который не считал бы себя вправе носить ее.

Не ранее XVI в. образовались особые формы короны для дворянства титулованного и нетитулованного. Дворянская корона северогерманская имеет четыре листа и четыре небольшие жемчужины, посаженные на стержень (фиг. 82); у южно-германской (фиг. 83) восемь зубцов с жемчужинами. Обе эти короны употреблялись и русским дворянством.

Духовные лица также имеют свои наголовья, служащие отличием или указывающие сан. Такова корона римских пап — тиара (фиг. 11) или, как ее еще называют, regnum. Это род митры (фиг. 98, 99), окруженной тремя помещенными одна над другой К., составленными из зубцов с жемчугом и листьев. Внизу тиара имеет ленты бархатные и украшенные крестиками. Первоначально тиара состояла из круглой и высокой митры; папа Гормидий в 523 г., а по другим источникам — Александр III, в XII в., окружил ею короной, как символом власти. Бонифаций VIII, умерший в 1303 г., присоединил к ней вторую, как символ духовной и светской власти. Немного позднее Урбан V — а, может быть, Иоанн XXII или Бенедикт XII — прибавил третий венец, чтобы тиара служила символом тройственных прав папы, как судьи, законодателя и священнослужителя всего католического мира.

Католические кардиналы, архиепископы, епископы и прелаты имеют шляпы, указывающие их сан (фиг. 95—97).

Императором Наполеоном I, вместо корон, для созданного им дворянства были введены особые токи. Они состояли из бархатных шляп, украшенных перьями, которых у князей и герцогов было 7 (фиг. 91), у графов 5 (фиг. 92), у баронов 3 (фиг. 93) и у дворян 1 (фиг. 94). При реставрации Бурбонов токи были уничтожены.

На таблице - основные виды корон, используемые в геральдике

По материалам Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.


Портрет Шарлеманя кисти Альбрехта Дюрера

в Древнем Египте двойная корона фараона, украшенная символами Верхнего и Нижнего Египта - коршуном и змеей-уреем.


А после того как в 3200 г. до н.э. объединились Нижний и Верхний Египет, у фараонов появилась бело-красная сдвоенная корона. Еще один головной убор фараона назывался “клаф-ушебти”, его составляющими были ленты, большой кусок полосатой ткани и обруч с уреем (змеей).






Фараон в белой короне Юга

Короны могут иметь различную форму: шапки, венцы, обручи венчающиеся листьями, зубцами или пластинками.


Friedrich_III король Австрии.


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.



Jean_Paul_Laurens_Le_Pape_Formose_et_Etienne_VII_1870


Richard_II_of_England

В зависимости от титула их владельца короны делятся на:

императорские,
королевские,

КНЯЖЕСКАЯ КОРОНА
(нем. Fürstenkrone), открытая корона, изображавшаяся на монетах нем. феодальных княжеств (см. Князь) и состоявшая из золотого, украшенного драгоценными камнями обруча с 5 видимыми зубцами (3 листа, 2 шарика) и 3 видимыми украшенными жемчугом дужками, соединенными наверху державой и охватывающими пурпурную шапку.
герцогские,
графские и т. д.

1) Мономаховская,
2) Царства казанскаго,
3) Михаила Федоровича,
4) Петра I Алексеевича,
5) Ивана V Алексеевича,
6) Елизаветы Петровны,
7) Екатерины I,
8) Анны Ивановны,
9) Большая императорская корона,
10) Корона императрицы.
Есть также папская корона — тиара.


Tiara

Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах — Большая императорская корона.

Шапка Мономаха. Рисунок начала 1830-х годов, Ф. Г. Солнцев


Рисунок Большой императорской короны


Корона́ция, коронова́ние — формальная процедура, символизирующая принятие монархом власти и её атрибутов (трона, короны, скипетра и т. п.). Не совпадает с моментом начала царствования (смерти или отречения предшественника, избрания). В европейской христианской культуре коронация — религиозная церемония, сопровождаемая обрядом помазания на царство (ветхозаветного происхождения).

Жан Фуке. «Коронация Карла VI Безумного в Реймском соборе (4 ноября 1380 года)»


В Средние века монархи некоторых стран короновались практически немедленно, в пределах дней, или редко недель, после начала царствования. Причиной этому было то, что некоронованный монарх считался во многих средневековых странах незаконным, безблагодатным; истинный король Франции должен был быть коронован в Реймском соборе и помазан из специального сосуда (ampoule).


Людовик IX - король Франции


Феодосий Великий

В Византии коронация императоров-соправителей приурочивалась к Пасхе. В Новое время после смерти предшественника стал объявляться многомесячный или годовой траур, препятствовавший немедленной коронации. Из соображений благоприятных предзнаменований коронацию с этого времени приурочивали к весне или лету.


Франц II - последний император Священной Римской империи

В христианских странах, начиная с V века (Византия, а затем западные королевства) возложение короны на голову монарха обычно производил высший церковный иерарх, но многие монархи (почти все российские, Наполеон I, некоторые британские) только брали у иерарха корону и возлагали её на себя сами.

Наполеон в полном императорском облачении


Регалии российских императоров


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.


Карл Рейхель-портрет ИмператрицыАлександрыФёдоровны

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху.


Портрет Людвига I, короля Баварии

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т.н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом.


Портрет императрицы Екатерины II

Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных Типов в соответствии с дворянскими титулами.


Портрет Императора Николая Второго

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая, 4 и 16 июля того же года.


Портрет императрицы Марии Фёдоровны.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.


Портреты Императора Николая Александровича

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.


Портреты императрицы Евгении

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны).


МАРИЯ ФЁДОРОВНА

Российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II.


Мария -королева румынская

После убийства её мужа Александра в 1934 году Мария стала регентшей при своём несовершеннолетнем сыне короле Югославии Петре II.


Мария -королева румынская

В 1945 году, после провозглашения Югославии Социалистической Республикой и изгнания короля, монархическое семейство отправилось в Лондон. Там Мария и умерла 22 июня 1961 года.


Элеонора

Алиенора (Алиенор, Альенора) Аквитанская

В 15 лет — после смерти своего отца и брата, — Элеонора оказалась владетельницей герцогства Аквитания, занимавшего обширные территории на юго-западе Франции.


Элеонора Аквитанская

После расторжения брака с Людовиком Элеонора 18 мая 1152 года вышла замуж за графа Генриха Анжуйского, который 25 октября 1154 года стал королём Англии — Генрихом II Плантагенетом. Обширные аквитанские земли — её приданое, — раза в четыре превышавшие владения Капетингов, стали английскими. По мнению ряда учёных, именно в истории супружества Элеоноры Аквитанской следует искать истоки войны, получившей в XIX в. название Столетней. От первого брака у Элеоноры Аквитанской было две дочери, от второго — пять сыновей, среди которых — король-рыцарь Ричард Львиное Сердце.


MARIA THERESIA

Мари́я Тере́зия (нем. Maria Theresia, 13 мая 1717 — 29 ноября 1780) — эрцгерцогиня Австрии, король Венгрии (именно так, потому что Венгрией в принципе не может править женщина) с 25 июня 1741, королева Богемии с 20 октября 1740 (имела эти титулы лично, по наследству) и императрица Священной Римской империи (как супруга, а затем вдова Франца I Стефана Лотарингского, избранного императором в 1745). Основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов.


Коронационный портрет Елизаветы I

Елизавета I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), королева Бесс — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров. Она унаследовала престол после смерти сестры, королевы Марии I.

Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии», как в связи с расцветом культуры (т. н. «елизаветинцы»: Шекспир, Марлоу, Бэкон и др.), так и с возросшим значением Англии на мировой арене (разгром Непобедимой Армады, Дрейк, Рейли, Ост-Индская компания).


Анна Ярославна 6-я королева-консорт Франции

старшая из трех дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.


Император Китая. Гуансю


Пу И,


Эдуарда III, правившего в Англии в XIV веке


Портрет испанского короля


Портрет короля (Волхв)


Король Англии Ричад I Плантагенет


Ян Матейко запечатлел Мешко


Бонапарт Жозеф

Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях.