Имеет признаки глагола и наречия. План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку

Морфологические признаки деепричастия.

Признаки глагола и наречия у деепричастия

Цели: познакомить ребят с глагольными и наречными признаками деепричастия; учить находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся читают предложения, отмечая, что основное и добавочное действия относятся к одному и тому же слову.

2. Повторение.

– Найдите среди данных слов деепричастия:

Сидели, стоящий, сидевший, сидя;

Радовались, радуясь, радующиеся, порадовавшись;

Бросился, бросившись, бросившийся, броситься, бросая.

3. Запись на доске (замените подчеркнутые глаголы деепричастиями).

И случилось так: с Павлом поравнялся рыжеусый конвоир; Корчагин неожиданно бросился к нему и схватил винтовку, резким движением пригнул ее к земле.

Штык с лязгом скребнул о камень.

Петлюровец не ожидал нападения, на миг оторопел, но сейчас же рванул винтовку изо всех сил. Навалился всем телом, Павел удержал ее. Бабахнул выстрел. Пуля ударилась о камень и взвизгнула , отскочила рикошетом в канаву.

(По Н. Островскому.)

– Заменив глаголы деепричастиями, мы получили отрывок из романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Надеюсь, вы еще раз убедились, что с помощью деепричастий гораздо живописнее дорисовывается движение лица (предмета).

III. Объяснение нового материала.

1. Орфографическая диктовка.

ПОГОНЯ

Отставая от рыси на пять-шесть прыжков, неслась стая. Вожак, высокий и широкогрудый, бежал впереди. То подкидывая задние ноги к самой груди, то разжимаясь, как пружина, и распластываясь в полете над сугробом, он мчался, распустив свой крупный и длинный хвост по ветру. Серая со светло-рыжим отливом шкура его топорщилась на загривке, стремительно перекатываясь по его узловатым и мощным мускулам.

(В. Потиевский.)

2. Беседа по вопросам.

– Найдите в тексте деепричастия.

– Укажите глаголы, обозначающие основное действие.

– Выпишите словосочетания с деепричастиями.

– Изменяются ли деепричастия по родам, числам, падежам? Спрягаются ли они?

– Какая еще самостоятельная часть речи не изменяется? (Наречие.)

– От каких глаголов образованы данные деепричастия?

– От глаголов какого вида?

– Какие признаки деепричастий постоянные? А какие – непостоянные?

3. Чтение материала § 26 (с. 77).

Признаки глагола и наречные признаки деепричастия.

– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы?

– А деепричастия и наречия?

– Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?

IV. Закрепление.

1. Выборочный диктант.

Из предлагаемого текста выпишите деепричастия, определите их морфологические признаки, выделите формообразующие суффиксы.

…Пароход снова бухал и дрожал, окно каюты горело, как солнце. Бабушка, около меня, чесала волосы и морщилась, что-то

Говорила она, как-то особенно слова, и они мягко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым.

…До нее я как будто спал, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, крепкой силой для трудной жизни.

(М. Горький, «Детство».)

2. Выполните синтаксический разбор второй части последнего предложения текста.

Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

Указать на неизученную пунктограмму.

3. Запишите текст, подчеркните деепричастия.

Текст проецируется на экран.

Лето прощалось с землей, медлило перед разлукой, топчась на месте, ласково и внимательно озираясь вокруг. Днем было жарко, но к вечеру резко посвежело, и крупные звезды снижались к самой крыше, сверкая острым льдистым блеском. Казалось, от их дыхания холодеет воздух, зябко ежатся деревья, и травы по утрам сгибаются под матовыми дробинами грузной росы, и резные листья берез грустно шелестят, охваченные по краям вкрадчивой тишиной.

(Ф. Нестеров.)

– Найдите в тексте приемы олицетворения.

– Определите и графически покажите, к каким глаголам присоединяются деепричастия.

– Одновременно ли происходит действие глагола и деепричастия, или они идут друг за другом?

– Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

– Разберите слово охваченные по составу, а затем – как часть речи.

– Обозначьте вид деепричастий, выделите основы и формообразующие суффиксы.

V. Подведение итогов урока.

– Назовите признаки глагола и наречия у деепричастия.

– Изменяются ли деепричастия?

– Назовите формообразующие суффиксы деепричастий, которые вам стали известны на уроке.

Домашнее задание: § 26 (полностью), с. 77, составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков.


1. Вопрос о месте деепричастия в морфологической системе русского языка. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

2. Образование деепричастий.

3. Значения времени у деепричастий. Категории вида и залога.

4. Адвербиализация деепричастий.

§ 1. Вопрос о месте деепричастия в морфологической системе русского языка. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Морфологический статус деепричастия окончательно не определен. Традиционным является взгляд, согласно которому деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия:В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье, на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье. (Лерм.). Эта точка зрения представлена в большинстве вузовских учебных пособий.

В соответствии с другой точкой зрения деепричастие рассматривается как самостоятельная часть речи, обладающая признаками глагола и наречия.

Рассмотрим признаки глагола и наречия у деепричастий.

2. Словообразовательные

3. Морфологические

4. Синтаксические

§ 2. Образование деепричастий.

Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса –а- (-я-): читая – читайут, следя – следят, слыша – слышат. Если основа заканчивается на твердый согласный, то при образовании деепричастий он смягчается:берут – беря, несут – неся, метут – метя. Если глагол имеет суффикс–ва- , то деепричсастие образуется от основы на–вай-, тогда как в настоящем времени основа оканчивается на–й-: создайут – создавая. Глаголбыть образует деепричастие с суффиксом –учи-: будучи . Суффикс–учи- встречается также в устаревших или просторечных формах деепричастий:едучи, играючи, жалеючи, крадучись.

От многих глаголов НСВ деепричастия не образуются или являются малоупотребительными. К таковым относятся:

1) глаголы с односложной основой на –а и на–и в инфинитиве и с основой, состоящей только из согласных, в настоящем времени:пи ть –пьй ут,вр ать –вр ут,жда ть –жд ут,ши ть –шьй ут;

2) глаголы с основой настоящего на шипящий или губной + л: вяж ут,лиж ут,сыпл ют,щипл ют и др.;

3) глаголы на –ну ть:блекну ть,сохну ть,гасну ть и др.;

4) глаголы с основой настоящего времени на заднеязычный: берег ут,жг ут и др.;

5) глаголы: жаждать, стонать, лезть, гнить, ехать, хотеть, петь, колоть и др.

Деепричастия СВ образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в-/ -вши- / -ши-. Выбор суффикса зависит от конечного гласного основы: суффикс–в-/ -вши- присоединяется к основам на гласный (–в- к основам без –ся, -вши- к основамс-ся): нарисовать – нарисовав, улыбнуться – улыбнувшись; морф–ши присоединяется к основам на согласный:вырасти – выросши , а также к основам прошедшего времени, отличающимся от основ инфинитива:замерз – замерзши, заперся – запершись . Некоторые глаголы образуют вариантные формы деепричастий (от основы инфинитива и от основы прошедшего времени), одна из которых является просторечной:озябнуть – озяб – озябнув и озябши, замерзнуть – замерз – замерзнув изамерзши, умереть – умер – умерев иумерши.

Ряд глаголов образуют деепричастия СВ от основы настоящего-будущего времени при помощи суффикса –а (-я): увидят – увидя, наклонят – наклоняя, возвратятся – возвратясь. Обычно это глаголы 2-ого спряжения, а также глаголы 1-ого спряжения с основой настоящего времени на согласный:привезут – привезя ; глаголидти с различными приставками:придя, зайдя, выйдя . Как правило, эти формы имеют вариантные образования, созданные по общему правилу – при помощи суффиксов–в- / -вши (сь)/ -ши: увидев, наклонив, возвратившись и др.

Двувидовые глаголы образуют по два деепричастия с суффиксом –а- для выражения значения НСВ и–в- для выражения значения СВ: атаковать –атакуя иатаковав , исследовать –исследуя иисследовав , организовать –организуя иорганизовав .

Признаки глагола и наречия у деепричастия


  1. Признаки наречия:

    Признаки глагола:





  2. Деепричастие -- это глагольная форма, которая по отношению к сказуемому обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав?
    Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия.
    Признаки наречия:
    1. Неизменяемость (сочетается со словами способом примыкания: делая уроки, спев песню);
    2. В предложении является обстоятельством, отвечая на вопросы как? каким образом?
    Признаки глагола:
    1. Деепричастия имеют совершенный и несовершенный вид: что сделав? - прочитав книгу (сов. вид), что делая? - читая книгу (несов. вид);
    2. Бывают переходными и непереходными.
    Переходные: читая (что? винит. падеж) книгу, отрезав (чего? родит. п., действие направлено на часть чего-либо) сыра, не сделав (чего? род. п. с отрицанием) задания.
    Имеющие при себе существительные в других падежах с предлогами -- непереходные: успевая к поезду, встретившись с друзьями, думая о Родине.
    3. Бывают возвратными и невозвратными.
    Возвратные: задумавшись, смеясь, умывшись, проснувшись, радуясь.
    Невозвратные: думая, увидев, принимая, не спев.
    4. Распространяются, как глаголы: думать о задании - думая о задании; встретиться с другом - встретившись с другом.
    Частица не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно: пробежал не замечая, сделал не забыв.

42. Проблема выделения деепричастий в самостоятельную ЧР. История их образования.

О статусе деепричастий нет единого мнения в современной науке. Виноградов считает деепричастия гибридной наречно-глагольной формой. Панов в работе «О частях речи в РЯ» выделяет их в отдельную ЧР. В учебнике Тихонова/Шанского тоже отдельная часть речи.

Разногласия связаны с тем, что деепричастие совмещает различные аспекты значения:

    Подобно наречиям примыкает к глаголам и обозначает разного рода обстоятельства действия.

    Как глагол-сказуемое сохраняет тесную связь с подлежащим – у них общий субъект действия.

    Выражает значение добавочного к глаголу действия/состояния.

    Обычно не повторяет значение глагола – выражает особое значение.

В объективном мире есть промежуточная область между процессами и обстоятельствами. Действие, выражаемое деепричастием, одновременно является причиной, условием и другими обстоятельствами события, отраженного глаголом и деепричастием. Обстоятельство по своей природе процессуально.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ – неизменяемая глагольная форма, которая обозначает добавочное к глаголу действие и одновременно служит обстоятельственной характеристикой действия глагола-сказуемого. В предложении является обстоятельством.

Признаки глагола у деепричастия.

    Общность ЛЗ и основы. У деепричастия нет своей лексической базы (прикрыть – прикрыв лысину).

    Действие деепричастия и действие глагола производит один и тот же субъект действия в предложении.

    Общность видовых различий глагола и деепричастия. Деепричастия НВ образуются от основы глагола настоящего времени путем прибавления суффикса а/я (работать - работая), глаголы НВ с суффиксом ВА образуют деепричастия от основы прошедшего времени (давал - давая). Деепричастия СВ образуются от основы глагола прошедшего времени путем прибавления суффиксов В, ВШИ, ШИ (узнал – узнавши, принес - принесши). Некоторые глаголы не могут образовывать деепричастия: 1) основа глагола состоит из согласных (жмут); 2) основа на заднеязычный (мочь); 3) основа на шипящий (вяжут); 4) глаголы непродуктивных классов (пахнут); 5) отдельные глаголы: ехать, петь, хотеть.

    Деепричастия сохраняют способность глагола передавать залоговое значение и значение переходности/непереходности. Во всех теориях у деепричастий есть только действительный залог. Страдательный залог отсутствует, так как при нем происходит раздвоение субъекта действия и субъекта предложения, а это не совместимо со значением деепричастия в РЯ, так как деепричастие и глагол должны иметь один субъект действия в предложении.

    Деепричастия сохраняют глагольное управление и способность глагола определяться наречием.

Признаки наречия у деепричастий.

    Неизменяемость.

    Примыкание к глаголу.

    Обстоятельственное значение, синтаксическая функция обстоятельства.

    Общность признаков деепричастия и наречия создает условия для их перехода в наречия. Они утрачивают глагольные признаки и глагольное управление. Такие деепричастия стоят в предложении после глагола и синонимичны наречиям (неспеша). Некоторые деепричастия при переходе меняют ударение (сИдя).

История происхождения деепричастий.

В ДРЯ не было деепричастий, они образовались позже на базе именных причастий действительного залога. В ДРЯ такие причастия выполняли следующие синтаксические функции: могли быть определением, сказуемым, второстепенным сказуемым. Изменение синтаксической функции прилагательных и причастий привело к утрате склонения именными причастиями и закреплению их в форме именительного падежа, что послужила в дальнейшем толчком к тяготению таких причастий к глаголу.

Потебня писал, что причастия действительного залога настоящего и прошедшего времени, выполнявшие функцию второстепенного сказуемого или обстоятельственного слова, превратились к концу 14 века в деепричастия.

Борковский в подтверждение этого устанавливает, что в 14 веке было широко распространено употребление причастий без согласования с существительными, а в произведениях 15 века эти причастия употребляются уже в застывшей именной форме, т.е. происходит из переход в деепричастия.

Начало этого процесса наблюдалось уже с 11-12 веков, что проявлялось в нарушении согласования причастий с существительными сначала в падеже, а затем и в роде и числе.

Деепричастия не различались по временам, так как выполняли функции второстепенного сказуемого или обстоятельственного слова, но с формированием категории вида стали различаться НВ и СВ.

При образовании деепричастий использовались суффиксы а/я, в/вши. Деепричастия на –учи/ючи стали распространяться с 18 века.

Деепричастия образованы от глаголов

  1. вид . Деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы. Например, сравним:
  • совершенный: (что сделать ?)~ прыгнуть~ (что сделав? ) прыгнув~
  • несовершенный: (что делать ?)~ прыгать~ (что делая?) прыгая ~
  1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными . Например:
  • Возвратные причастия: ~умываясь, ~разрушаясь, ~улыбнувшись .
  • Невозвратные причастия: ~умыв, ~разрушая, ~развеселив .
  1. переходными и непереходными :
  • Переходные деепричастия обозначают добавочное действие, которое переходит на другой предмет. Показатель переходности – вопрос что ? винительного падежа. Например:

узнав (что ?), разобрав (что ?), слушая (что ?)

  • Непереходные деепричастия обозначают добавочное действие, которое не переходит на другой предмет. Например:

Прилетев , рассыпаясь, прибежав .

  1. зависимые слова, как и глаголы. Например:

Желать (чего?) счастья – желая (чего?) счастья ;

Говорить (как?) тихо – говоря (как?) тихо

Не раздельно . Например:

Не выучив наизусть, не открывая крышку, не раздумывая ответить.

В данных примерах не- с деепричастиями пишется раздельно.

Но если деепричастие без не — не употребляется, то пишется слитно. Например:

Ненавидя.

Деепричастия имеют признаки наречия .

  1. Так же как и наречие, деепричастие – это неизменяемая часть речи.
  1. обстоятельства , характеризуя добавочное действие, относящееся к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым. При этом и основное, и добавочное действие совершает одно и то же лицо или предмет. Например:

Приближаясь , увидел он рощу зеленую.

В данном предложении основное действие выражает глагол-сказуемое увидел . Добавочное действие выражено деепричастием приближаясь . Увидел когда ? Приближаясь . Это обстоятельство. Основное и добавочное действия совершает одно лицо. В предложении это подлежащее он .

Повторим

Деепричастия образованы от глаголов и сохраняют некоторые их морфологические признаки.

  1. Деепричастия, как и глаголы, имеют вид . Деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.
  2. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными .
  3. Как и глаголы, деепричастия могут быть переходными и непереходными .
  4. Дееричастия могут иметь при себе зависимые слова, как и глаголы.

Не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно . Но если деепричастие без не — не употребляется, то пишется слитно .

Деепричастия также имеют признаки наречия .

  1. Как и наречие, деепричастие – это неизменяемая часть речи.
  2. Деепричастие в предложении выступает в роли обстоятельства , характеризуя добавочное действие, относящееся к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым.