Исторические заметки о даляне. Почему хрущев сдал порт-артур

Советские войска на Ляодуне имели стрелковые, танковые, артиллерийские соединения, военно-морские и авиационные силы. В районе Порт-Артура курсировало 4 бронепоезда. Личный состав сухопутных сил СССР с семьями офицеров на Ляодуне составлял более 100 000 человек. Как вспоминал один из офицеров, «зарплата была довольно высокая. К слову, я в то время получал 4 миллиона юаней в месяц. А когда приехал в Порт-Артур, для «подъемных» понадобился чемодан. В Китае в те годы была страшная инфляция – счет шел на миллионы. При этом двери никогда не запирались, даже если в доме, как у меня, хранилась нередко довольно крупная сумма. За два года, что довелось провести в Порт-Артуре, не было ни одного случая воровства. Китайский закон за это преступление карал немилосердно».
На Ляодуне долгое время свирепствовал так называемый комариный энцефалит. Наши военные медики провели громадную работу по дезинфекции. Врачи и медицинские сестры трудились по 12–16 часов в день, и эпидемия была ликвидирована.
Гражданская война в Китае закончилась победой Мао Цзедуна. Чан Кайши бежал на Тайвань, и 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Несколько месяцев спустя в Порт-Артур прибыла большая делегация во главе с премьером Государственного административного совета КНР Чжоу Эньлаем. В 1950 г. в Москве был подписан Договор о дружбе союзе и взаимопомощи, согласно которому в 1952 г. было решено безвозмездно передать Китаю КЧЖД вместе со всем имуществом, что и было сделано 31 декабря 1952 г. В 1950 г. китайской стороне было передано российское имущество в Дальнем. Предполагалось вернуть и Порт-Артур, но, в связи с начавшейся в Корее войной, его аренду продлили. Война окончилась в 1953 г. и в 1954 г., в связи с ее окончанием, укреплением КНР и, согласно подписанному соглашению, «советские военные части выводятся из совместно используемой ВМБ Порт-Артур и сооружения безвозмездно передаются правительству КНР к 31 мая 1955 г.».

Для решения вопроса о выводе войск в 1954 г. в Порт-Артур прибыл Хрущев. Выслушивая доклад командования советских войск, он вдруг с силой ударил ладонью по столу и буквально крикнул: «Хватит болтать! Вы мне лучше мне скажите, зачем вы здесь стоите?» – «Для защиты дальневосточных рубежей нашей Родины», – ответили ему армейцы. Хрущев сердито заявил: «Вы мне лучше скажите, сколько надо времени, чтобы здесь не осталось ни одного вашего солдата, даже вашего духа?» – «Месяца три-четыре». – «Даю пять, – сказал Хрущев. – И чтобы по истечении этого срока никого из вас не осталось. А теперь давайте перейдем к разговору: что китайцам продавать, а что так отдать». Но практически все было передано бесплатно, включая десятки торпедных катеров, танки, подводные лодки, весь боезапас. В день ухода войск состоялось торжественное построение в частях, где китайцам передали ключи от имущества. Под звуки советского гимна спустили военно-морской флаг Советского Союза, и тут же его место занял китайский стяг.
В мае 1955 г. СССР полностью вывел свои вооруженные силы с Ляодунского полуострова. После ухода в Порт-Артуре какое-то время еще оставались советские специалисты, учившие китайских подводников.
Десятилетнее присутствие советских войск на Ляодунском полуострове позволило предотвратить здесь кровопролитные бои в гражданской войне китайского народа, помогло подготовке китайских военных кадров и оказало сильное влияние на укрепление обороноспособности КНР.

Провинция Ляонин расположена в южной части северо-востока Китая между 118 град. 53 мин. и 126 град. 46 мин. восточной долготы, 38 град. 43 мин. и 43 град. 26 мин. северной широты. Большая часть территории провинции находится в умеренном, умеренно-теплом поясах. Ляонин граничит с провинцией Цзилинь, автономным районом Внутренняя Монголия и провинцей Хэбэй, на юго-востоке – с Корейской Народно-Демократической Республикой. В провинции проживают ханьцы, маньчжуры, монголы, хуэйцы, корейцы, сиботяне и т. д.
По территории провинции протекает 392 реки. Общая протяженность – 160 тысяч км. Провинция Ляонин обладает богатыми рыбными ресурсами. По площади акваторий, занятых под рыбоводство, Ляонин занимает 2–е место в стране.
Ляонин лидирует в Китае по запасам железа, бора, магнезита, алмазов, талька, нефрита. Нефтяной промысел Ляохэ считается третьим по величине в Китае, запасы нефти и природного газа составляют соответственно 15 % и 10 % от общего количества в стране.
Площадь леса составляет 4,185 млн. гектаров. По площади садов и объему производства садоводческой отрасли Ляонин занимает соответственно 3–е и 2–е места.
Провинция Ляонин является одной из провинций, располагающих многочисленными старинными культурными памятниками. Их насчитывается 11 300.
В провинции имеется 66 вузов, в которых обучаются около 235 000 студентов. Более 40 университетов и институтов установили дружественные контакты с зарубежными вузами, организуют взаимные поездки и научные обмены. Больше 20 вузов организуют прием студентов из 30 с лишним стран.
В Ляонине всего насчитывается 465 средних школ, где обучаются более 399 тысяч человек.
Основными отраслями народного хозяйства провинции являются нефтехимическая и металлургическая отрасли, информатика и машиностроение.
Мощность производства нефтехимической промышленности – 28,00 млн. тонн в год.
В провинции насчитывается более 1 100 предприятий металлургической промышленности. Они производят металлический профиль, лист, ленты, трубы, и другую сталь специального назначения, а также металлические изделия.
Очень развито производство электротехники. В основном сформировано преимущество на рынке по 6–ти главным продуктам: цветные кинескопы и цветные телевизоры, видеомагнитофоны, оборудование связи, компьютерное оборудование и программное обеспечение, оборудование для выработки электроэнергии, электронное оборудование и интегральные схемы.
В сфере машиностроения насчитывается более 1000 предприятий. Провинция Ляонин производит тяжелое горное оборудование, нефтехимическое оборудование, подъемно-транспортное оборудование, трансформаторное оборудование, металлорежущие станки, крупнотоннажные суда дальнего плавания, двигатели внутреннего сгорания.
Провинция Ляонин является крупным сельскохозяйственным регионом. По уровню развития производительных сил в отрасли она лидирует в стране. Объем производства мяса, яиц и молока составляет 4,22 млн. тонн, а объем вылова рыбы и морепродуктов – 3,51 млн. тонн.

Далянь: основные события истории

640 год н. э. В начале династии Тан Далянь назывался Саньшаньпу, в середине династии был переименован в Циннипу.
XVII–XIX вв. После войны между Китаем и Японией Ляодунский полуостров заняла Япония.
1895 г. Правительство Цин выкупило у Японцев Ляодунский полуостров за большое количество серебра.
1898 г. Россия арендовала на 30 лет залив Даляньвань и Порт-Артур.
1903 г. Был построен город в европейском стиле с площадью Николая II в центре. Ныне это площадь Чжуншань.
1904 г. Началась война между Россией и Японией.
1905 г. Россия отказалась от Ляодунского полуострова в пользу Японии.
1945 г. Япония капитулировала, советские десантники высадились в Даляне и Порт-Артуре, создалось городское народное правительство.
1950 г. Далянь, соединенный с Порт-Артуром, был переименован в город Люйда.
1955 г. Советские войска были выведены из Даляня.
1981 г. Город Люйда был переименован в город Далянь.
1984 г. Далянь включен в число первых открытых приморских городов – зон свободного экономического развития.
1985 г. Государство дало разрешение Даляню получить статус независимого города с прямым подчинением Шэньяну.
1994 г. Далянь стал вторым по важности городом провинции Ляонин.
1999 г. Городу Далянь исполнилось 100 лет.

Географическое положение

Далянь находится на северо-востоке Китая, на юго-востоке провинции Ляонин, в южной оконечности Ляодунского полуострова (39° 3’с.ш., 121° 47’ в.д.).
Общая площадь Большого Даляня, включающего административно подчиненные городу шесть районов, три города (включая Люйшунькоу) и один уезд, составляет 12,6 тыс. кв. км. Площадь собственно города Даляня – 2415 кв. км.
Территория Даляня омывается Желтым морем. Именно в это море впадает знаменитая Хуанхэ – Желтая река. Благодаря выносу песка и ила из реки в море цвет последнего резко меняется с синего на желтый, и это определило название моря. Бассейн Хуанхэ считается местом формирования и становления китайского народа.
В Даляне два вида рельефа – равнины и крутые сопки, начинающиеся очень резко, почти без перехода из одной формы рельефа в другую. В Даляне больше горных и холмистых районов, меньше равнинных и низинных. Равнинные участки города плотно застроены, горы не заселены и возвышаются зелёными островами над морем домов и улиц. 30–40 лет назад на всех сопках леса были вырублены, и только 15 лет назад начался процесс искусственного озеленения горных массивов, расположенных в черте города.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Самая важная точка в русской истории на территории современного Китая. Город Люйшунь, он же в прошлом Порт-Артур, эдакий дальневосточный Севастополь вполне мог бы стать его младшим братом. Но ход истории сложился иначе.


1. В нашем сознании Порт-Артур представляется как бывший русский город, наша бывшая колония, которой мы когда-то владели, но потом почему-то ушли. В реальности всё намного сложнее. Порт-Артур всегда был территорией Китая, но сами китайцы были слишком слабы, чтобы в своей стране хозяйничать. В результате хозяйничали в нём все кому не лень: англичане и французы в Китае, немцы в Циндао. В середине XIX территорию, где сейчас находится Порт-Артур, прибрали к себе японцы. В 90-х годах, пользуясь слабостью китайской власти, русские настояли на тому, чтобы построить в заливе будущего Порт-Артура крепость. В 1904 году во время русско-японской войны шестимесячная осада Порт-Артура оказалась ключевой её вехой, в итоге Порт-Артур мы потеряли. Вернулись туда мы снова только в 1945 году во время Второй мировой войны. Ещё спустя десяток лет СССР вернул все земли Китаю.

2. Такая вот непростая судьба у этого места, переходившего множества раз из рук в руки. Тем не менее, за те первые 10 лет, что тут управляли русские, они успели отстроить целый вал фортов, укреплений и комендантских зданий.

3. Я непроста упоминаю Севастополь. Действительно у городов много общего. ПА тоже был построен в удобной для обороны, окружённой сопками, бухте. Визуально засчёт этого города очень похожи.

4. Осада Порт-Артура была не менее трагична и драматична, чем обе осады Севастополя. Оба города сыграли ключевые роли в тех войнах, в которые происходили их осады, и в истории России. Но про Севастополь знают все, а про Порт-Артур только те, кто интересуется этой историей.

5. Интересный факт, что в Люйшунь, оказывается, из столицы провинции Даляни можно доехать… на метро! Пригородная линия, начинающаяся даже за границей Даляни, к ней нужно подъезжать на автобусе. Правда в самом Люйшуне метро приходит тоже на окраину и надо ехать до центра на автобусе.

6. В городе немало следов, напоминающих о России, об СССР, об обоих приходах нашей армии сюда. Город интересен любителям истории, любителям находить какие-то старинные объекты. Перед посещением очень полезно прочитать про то, как проходила осада Порт-Артура, чтобы лучше представлять где и как тут чего было.

7. В первую очередь, это русское/советское кладбище.

8. Внимание на ограду ворот!

9. Часть территории - могилы царских офицеров

10.

11. Таблички с ятями и твёрдыми знаками.

12.

13. Иногда и с иероглифами.

14. А другая часть - солдат Красной Армии.

15. Редко, конечно, бывает в России, что православное кладбище смешивается с советским. А тут это в порядке вещей.

16. Со мной в Люйшунь поехала китаянка Ана, которая меня вписывала в Даляни. Она сама родом из провинции Сучжоу, а в Даляни живёт несколько лет, но в расположенной в 40 км Люйшуни при этом никогда не была. А тут такой хороший повод. Я сначала несколько напрягся этому её желанию - наличие попутчика тормозило бы темп, а темнело тогда очень рано, плюс - было бы ей это интересно. Но вышло всё просто замечательно - Ана проявила невероятный интерес к истории России и СССР, присутствию России в Китае и т.д.

17. В итоге у нас вышел очень удачный симбиоз. Я ей рассказывал про то, что чего где значит, про наши реалии, переводил ей русские надписи. А она мне переводила на английский непонятные иероглифические таблички.

18.

19. На некоторых могилах были обнаружен новый символ Победы, по совместительству - яблоко раздора между двумя бывшими частями одной страны в прошлом. Пытался про это рассказать Ане, но она, похоже, так и не въехала.

20. На заднем плане традиционный Китай..

21. Есть небольшая часовенка

22. У входа характерный силуэт.

23.

24. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен.

25. Рядом с кладбищем есть ещё также и кладбище китайских солдат.

26. Гора Перепелиная. Находится в самом центре Люйшуня. Одна из ключевых высот, захват которой позволил японцам победить в этой битве.

27. Наверху теперь красуется японский мемориал.

28. По пути пушка…

29. Хорошо обработанная любителями оставлять следы..

30.

31. Интересно, всё же, это. Вот прошло уже 60 лет, а мы до сих пор знаем, что Киса и Ося были здесь.

32.

33. Даже школьники приложились.

34. Китайцы переняли традицию

35.

36. С сопки можно созерцать всю красоту и величие портартурского залива.

37. У подножия горы мемориал славы советским воинам.

38. Самая главная точка - Высота 203 (по-нашему - гора Высокая), являвшаяся ключевой в той осаде, находится на окраине города. Туда я, увы, заехать не успел. Именно её безуспешно пытались в течение нескольких месяцев захватить японцы, и когда её, всё же, захватили, они смогли потопить стоявшие на эскадре в заливе русские корабли. Далась победа японцам очень тяжело - больше десяти тысяч погибших. Для них эта война стала очень значимой трагедией, хоть они в ней и победили.

39. Брали гору японцы в течении 6 месяцев три раза, теряя каждый из них тысячи солдат. Русские также героически обороняли высоту. Крови пролилось на склонах Порт-Артура немало. Падение Порт-Артура практически разрешило исход в Русско-Японской войне.

40. Хотя, конечно, поражение России было обусловлено феерическим раздолбайством и головотяпством. РИ опережала Японию практически по всем параметрам - численность армии, вооружение, подготовка, опыт, полученный в других войнах. Учитывая всё это, проигрыш был феноменальным позором. Одна из причин - несвоевременная отправка на помощь осаждённой крепости Балтийской эскадры. Гарнизон просто её не дождался, иначе бы было всё по-другому. Сейчас бы, может, тут стояли не китайские военные корабли.

41. Город условно делится на две части - старую и новую. Старая, находящаяся ближе к востоку. представляет собой обычный китайский городок со всеми вытекающими.

42. С пешеходной улочкой

43. Хотя тут встречаются здания в российском дореволюционном стиле. Вот такие узоры, например, на домах переулка, в котором я почти всю жизнь прожил.

44. Новая же часть интересна тем, что тут можно найти большое количество российской исторической застройки.

45.

46. Вся она сконцентрирована в небольшом квартале, прилегающем к заливу, и расположена среди улиц, носящих говорящие названия: Ленина и Сталина.

47. Генералиссимусу тут вообще несколько топонимов посвящено!

48. В какой-то момент мне РЕАЛЬНО начало казаться, что я по какому-то среднероссийскому райцентру гуляю.
Благо мрачная погода и голые деревья располагали.

49. Иероглифы убери - и точно за какой-нибудь Торжок сойдёт.

50. Или вот.

51. Увы, вся старинная российская архитектура здесь находится в упадническом состоянии.

52. Никто её не реставрирует, потому что это не интересно. Не привлечёт туристов.

53. Впрочем, зная, как реставрируют архитектуру китайцы, думаешь, что может пусть лучше оно в таком виде и остаётся.

54. Здание военной больницы. Китаянка Ана переводила мне таблички, которые подтверждали что их строили наши.

55. А это вообще боль и тоска. Роскошная усадьба находится на закрытой заросшей бурьяном территории и медленно разрушается.

56.

57. Интересно, что про все эти объекты не сказано ни в одном путеводителе. Вообще нигде не написано, и не указано, что такой уникальный квартал тут есть. Всё, что здесь есть, я нашёл сам.

58. В списке культурных объектов вы найдёте русское кладбище, здание тюрьмы, высоту 203, некоторые форты и Дисней-лэнд. В лучшем случае будет указано здание ж.д. вокзала, постороенного также в 1903 году русскими архитекторами. А про этот столь хорошо сохранившийся квартал, не написано нигде.

59. Хотя пара отреставрированных зданий, всё же, есть. Вот это например, где сидят военные.

60. Как и положено российскому городу, на окраине раскинулся частный сектор. Тоже стильный.

61. Впрочем, многие дома тут были построены уже при японцах. Интересно ходить по Порт-Артуру и исследовать, в какую эпоху что тут было возведено. Что мы и делали с Аной, снова проявившей интерес к архитектурной теме.

62. Или вот, например, здание, похожее на станционное.

63. Есть ещё бывшая русско-японская тюрьма, ставшая музеем. Построили её русские, а достраивали японцы. Разные части тюрьмы отражают разные архитектурные стили. Впрочем, несильно меня этот объект впечатлил, поэтому не буду про него подробно писать.

64. В конце квартала мы видим.. Мы видим монумент советско-китайской дружбы.

65.

66.

67. Ещё дальше переходим через речку.. Тут китайская военная часть, кораблики

68. И здание бывшего ж.д. вокзала.. Тоже наше!

69. Станция уже десятки лет как не действует. Но в окрестностях Люйшуня, как я писал выше, появилась новая железная дорога (метро).

70. Пассажирского движения тут давно нет. Но в здании работает касса, где можно купить билеты на поезда из Даляни.

71. Неудобство Люйшуня/Порт-Артура состоит в том, что все объекты здесь очень сильно разбросаны. Их довольно много, пешком ходить долго, а автобусы ходят довольно редко. В результате одного дня на город обычно бывает недостаточно (если только не взять такси на весь день). Особенно если этот день такой короткий, как был в ноябре. Лучше бы дня два, минимум, выделить, и приезжать сюда пораньше. Как видим, многие интересные объекты ещё и находятся совершенно случайно, как вот, например, эти склады, явно построенные русскими.

72. Любители истории тут могут облазить форты. Кстати, их посещение платное: ушлые китайцы, как известно, берут деньги за каждый чих. Даже подъём на упомянутую здесь гору Перепелиную платный, причём неслабо (40 юаней, 400 рублей). Но я пронёсся мимо будки с кассиром на всех парах, не реагируя никак на их окрики.

73. На фортах и не только обычно расположилась всякая бутафория. Пушки, которые якобы участвовали в обороне Порт-Артура.

74. Такие же бутафорские японские орудия, реально никакого отношения к Японии не имеющие. Что делать, таков стиль китайцев.

75. Так получалось, что времени перед темнотой оставалось мало, но его хватало как раз, чтобы осмотреть один форт. Я выбрал имевшийся на указателях и картах «комендантский форт», или, точнее «Дом русского капитана». На карте в начале поста он указан, как «Site of Russian Army Commanding blockhouse». Он нигде не был промаркирован, и нигде я не встречал упоминаний о его посещении.. Поэтому я нашёл его с трудом, в самый последний момент.

79.

80.

81. Общие впечатления о Порте-Артуре двоякие. С одной стороны - место знаковое, где наши воины ожесточённо сражались (для японцев, кстати, это такое же знаковое). Тот самый знаменитый «Варяг».. С другой стороны ощущается некоторая бессмысленность в этом. Так ожесточённо бороться и умирать за территорию, которая не родная, не исконная, всего 10 лет в юрисдикции России и русским духом не успело пропитаться это место. Ну и находится оно не в одной тысяче вёрст от настоящей России. Да и так вдуматься - японцы и русские так яростно воевали за землю, которая принадлежит вообще третьей стороне. Китайцы в этой войне, выходит, вообще были не причём, хоть всё это на их территории происходило, но их мнения как-то вообще никто не спрашивал, и даже не предлагал помочь повоевать за какую-либо сторону. Словно и нет их тут.

82. Второй вопрос - о втором периоде владения Порт-Артуром в 40-е годы. Если уж вернулись сюда, в исконно русский город, то зачем тогда было отсюда потом уходить, его сдавать? Вот так Порт-Артур и не стал вторым Севастополем, хоть и имел все для этого возможности. Потому что какая тут слава - сплошная боль.

83.Для заинтересовавшихся темой и желающих изучить вопрос более детально, очень рекомендую журнал с подробной подборкой отчётов по . Там же много фактологической информации, исторической справки, старые фото. Подробно разобран ход обороны Порт-Артура. Мне эти отчёты очень здорово помогли при планировании осмотра города. Хотя я за два дня также далеко не всё успел.

Не менее подробные отчёты у . Вот уж впечатляешься, как люди тщательно готовятся к осмотру города и что по одному такому месту можно выдать прямо столько репортажей. Мне до такого, конечно же, далеко.

Также можно посмотреть японский фильм 1980 года Высота 203 . Фильм немного странноватый (на роль русских набрали каких-то странных европейцев, знающих русский, и говорящих на нём с сильным акцентом), очень тяжёлый и мрачный, но хорошо повествует об битве в Порт-Артуре, причём с "той" стороны.

***
Во время Второй мировой войны Советский Союз поднял тему передачи ему КВЖД и Порт-Артура, наряду с бывшими российскими владениями на Южном Сахалине и Курильских островах. Эта просьба была сочтена на Тегеранской конференции, 1943 года, справедливой руководителями США и Великобритании. Оговаривалось, что Советский Союз вступит в войну против Японии не позднее, чем через три месяца после окончания войны в Европе.

Требования СССР были подтверждены на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 года. 14 августа 1945 года Сталин и Чан Кайши заключили договор об аренде базы Порт-Артур (всей Квантунской области), КВЖД и ЮКЖД сроком на 30 лет с последующей пролонгацией ещё на 20 лет. причём Чан Кайши предлагал аренду сразу на 50 лет но за большую сумму арендных выплат. При этом было ещё и другое предложение. аренда на 50 лет, арендная плата вообще не предусматривалась, при этом Чан ещё и предлогал договор о границах.
По которму подтверждалось существовавшее на тот момент полажение по которому граница в районе рек Амур, Аргунь и Уссури проходит по китайскому берегу.
Кроме того со стороны Чан Кайши предлогалось заключить:
- торговые договоры на льготных для СССР условиях. Советские товары первые 10-ть лет не олагаются томоженными пошлинами
- договоры о военно-техническом сотрудничестве
- договор об использовании Советскими Вооружёнными Силами китайских портов, дорог и аэродромов по уведамлению.
Это всё в комплексе было ничем иным как предложение военно-политического и экономического союза.
От СССР требовалась только одна уступка -- полный разрыв с Мао Цзедуном.

После того, как в ходе гражданской войны в Китае, где коммунисты одержали победу над Чан Кайши, Сталин решил пересмотреть эти условия в плане односторонних уступок Китаю которые Мао впрочем и не требовал (Теперь уже союзнику, какой это союзник мы узнали после того как другой видный советский деятель Хрущёв передал маоистскому Китаю весь комплекс технологий для производства атомной бомбы и ракетных технологий).
Он предложил Мао Цзедуну безвозмездно передать от СССР Китаю -- Порт-Артур, КВЖД и ЮКЖД. Однако Мао, ссылаясь на тяжёлое экономическое положение Китая, разарённого многолетними войнами потребовал от СССР выплаты всей арендной платы за 30-ть лет и не советскими товарами как это было по договору, а живыми деньгами. В пропорции 1/3 долларами США, 1/3 английскими фунтами и 1/3 золотом причём сразу-же после оформления соответствующего договора.
14 февраля 1950 года было подписано соглашение, по которому Передача Китаю КВЖД и ЮКЖД завершилась к концу 1952-го года управление железных дорог в этот период осуществляла совместное советско-китайскоая компания, причём все расходы на функционирование дороги и всех её учреждений взял на себя СССР. Передача Порт-Артура была завершена в 1955-м году. Одновременно Китаю был предоставлен крупный кредит на безпроцентной основе.

Десять лет назад бывший президент России Владимир Путин, не особо заботясь о публичной мотивации, принял решение о закрытии наших последних крупных военных баз в Лурдесе (Куба) и Камрани (Вьетнам). Россия ничего не получила взамен, зато возникшие опасные военно-политические пустоты видны невооруженным глазом. Однако мало кто помнит, что бездумное добровольное геополитическое отступление Москвы началось значительно раньше — с Порт-Артура. В эти дни исполнилась очередная годовщина тому дню, когда последний советский солдат покинул этот город на Ляодунском полуострове, стоящий на русских могилах. 26 мая 1955 года Порт-Артур снова стал китайским Люйшунем.

Но сначала придется заглянуть в более глубокие пласты истории. Более полувека попытки России твердой ногой встать на Дальнем Востоке были связаны именно с незамерзающим портом Порт-Артур. В 1896 году Китай, остро нуждавшийся в союзниках в беспрестанном противостоянии с Японией, подписал с императором Николаем Вторым конвенцию, по которой, кроме всего прочего, Пекин передавал нашей стране в полное и исключительное пользование на 25 лет военно-морские базы Люйшунь и Даляньвань, а также разрешал построить ветку Китайско-восточной железной дороги от Харбина к этим портам. Царь, тоже ничего хорошего от Японии не ожидавший, написал по этому поводу в своем дневнике: «Это так хорошо, что даже не верится».

Однако многое из того, что императору Николаю Второму казалось просто замечательным, оборачивалось бедствием для его народа. Люйшень, всего на несколько лет ставший Порт-Артуром и главной базой Тихоокеанского флота, к 1904 году вместил в себя эскадру в составе 7 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров, 3 старых парусно-винтовых клиперов, 4 канонерских лодок (из них 2 броненосные), 2 минных транспортов, 2 минных крейсеров и 25 эскадренных миноносцев. В оборону города поставили 21 береговую батарею из 116 орудий. Общая численность русского сухопутного гарнизона на день начала войны - до 24 тысяч солдат и офицеров. К тому времени в городе проживало 15 тысяч наших гражданских соотечественников и 35 тысяч китайцев.

Долго терпеть у себя под боком столь внушительную военную силу японцы не могли и начали войну, в которой Порт-Артуру суждено было сыграть выдающуюся роль. Борьба за Порт-Артур, продолжавшаяся около 8 месяцев, стоила японской армии и флоту огромных потерь, которые составили около 112 тысяч человек и 15 кораблей различных классов. Потери русских составили около 28 тысяч человек . В декабре 1904 года отрезанный от Манчжурской армии и от Владивостока город пал.

Сатисфакции Россия ждала четыре десятилетия. С разгромом Японии в 1945 году Порт-Артур снова вернулся в Россию. Главнокомандующий Советской Армией Иосиф Сталин так оценил этот факт: «Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны… Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток… Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны… легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня».

Важнейшая для Тихоокеанского флота база была снова передана Пекином нашей стране — на сей раз на 30 лет . К тому времени главный противник на Тихом океане у нас сменился. Им стали Соединенные Штаты, ввязавшиеся в гражданскую войну на Корейском полуострове. Снова Москва потратила гигантские средства на освоение Порт-Артура. К 1950 году состав новой советской военно-морской базы в Желтом море, возглавляемой контр-адмиралом Ципановичем , был таков:

— Отдельный дивизион сторожевых кораблей из шести ленд-лизовских американских фрегатов типа «Такома». (Вскоре фрегаты были возвращены американцам, когда они своим ходом перешли из Порт-Артура в японский порт Майдзуру).

― Бригада торпедных катеров из нескольких десятков боевых единиц различных типов отечественной и зарубежной постройки.

― Бригада подводных лодок в составе двенадцати ПЛ.

― Бригада охраны водного района в составе шести тральщиков и шести больших охотников за подводными лодками.

В гарнизон входили части и соединения нашей 39-й общевойсковой армии. Обеспечивали корабли многочисленные береговые части и подразделения, а также 194-я бомбардировочная дивизия, в которую входили 126 самолётов Ту-2 выпуска 1944−1948 годов. В общем, гарнизон был внушительным и позволял Советскому Союзу на дальних тихоокеанских рубежах эффективно противостоять военно-морским силам США, опиравшимся на базы в Японии. Тем неожиданней было то, что случилось осенью 1954 года, когда в Порт-Артур внезапно прилетела из Москвы правительственная делегация во главе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым. Вместе с ним прибыли Булганин, Микоян, Шверник, первый заместитель министра обороны СССР — главнокомандующий ВМФ Кузнецов, командующий Дальневосточным военным округом Малиновский и другие .

13 октября ничего не подозревавших о скорой эвакуации военных пригласили для доклада. Как это происходило? Об этом — в воспоминаниях военного контрразведчика генерала М. Белоусова : «…С начала доклада В. Шевцова, командующего 39-й армией, не прошло и трех минут, как Хрущев с силой ударил ладонью по столу и буквально крикнул: «Хватит болтать! Ты лучше мне скажи, зачем вы здесь стоите?»

Вся наша портартурская группа насторожилась… Командующий, будучи человеком степенным и уважительным… как-то недоверчиво еще раз посмотрел на Хрущева и спокойно сказал: «Для защиты дальневосточных рубежей нашей Родины».

Хрущев снова обрывает его и сердито заявляет: «Это политика царская, империалистическая. Кого же и от кого вы собираетесь здесь защищать? Ты мне лучше скажи, сколько надо времени, чтобы здесь не осталось ни одного вашего солдата, даже вашего духа».

Швецов молчал… В это время вошел маршал Малиновский, только что прилетевший из Приморья… Хрущев продолжал: «Так сколько же месяцев вам, командарм, надо, чтобы убраться отсюда?»

Швецов ответил: «Месяца три-четыре».

Присутствующий генерал Пенионожко бросил реплику: «Мало!»

Хрущев: «Даю пять. И чтобы по истечении этого срока никого из вас не осталось. А теперь давайте перейдем к разговору: что китайцам продавать, а что так отдать».

Булганин, Микоян и Кузнецов вели себя пока спокойно. Можно было полагать, что этот вопрос с руководством КНР ими уже обговорен… А Хрущев продолжал: «Все то, что здесь (имеется в виду на Квантуне) построено русским царем, нами и японцами — казармы, склады, дома, водохранилища и т. п. , — отдать китайцам бесплатно. А то, что мы привезли сюда из Советского Союза, — продать».

А. М. Пенионожко попросил разрешения задать вопрос «Как я понял, — сказал он, -дорогостоящее отдать, а мелочевку продать?»

Отвечать на этот вопрос стал Булганин: «Да, вы поняли правильно…» А Никита Сергеевич продолжал: «Все вооружение, всю технику и боеприпасы — продать!»

В этот разговор наконец вмешался Малиновский. «Никита Сергеевич, — сказал он, — всю боевую технику продать нельзя. Здесь у нас есть один полк с новыми танками Т-52 и одна эскадрилья с новыми истребителями-перехватчиками, я их заберу к себе в округ».

Хрущев согласился. Затем сделал заявление Кузнецов: «В нашей базе тоже есть один дивизион с новейшими быстроходными и дорогостоящими бронекатерами. Эту технику тоже не следовало бы продавать».

Но Хрущев ответил: «Продать!»

Потом Хрущеву задал вопрос Швецов: «А что нам делать с теми снарядами и трехдюймовками (имелись в виду 76-мм орудия), которые сюда завезены еще к началу русско-японской войны?».

Хрущев: «Продать!»

Далее начался активный разговор о том, за какую цену продавать — по себестоимости или по нашему прейскуранту. «По себестоимости» цена танка называлась в 400−500 тыс. рублей, самолета-истребителя — около одного миллиона рублей…"

Спустя несколько дней после того, как советская правительственная делегация отбыла на родину, в наши воинские части зачастили многочисленные китайские комиссии, в том числе и правительственные с высокопоставленными гостями, среди которых были знаменитый писатель Го Можо, командующий вооруженными силами КНР Пын Дэхуай, вдова Сунь Ятсена Сун Цзинлин. Многим советским военнослужащим вручили награды КНР. В Доме офицеров непрерывной чередой шли концерты известных артистов. Одновременно с этим шла «продажа» воинского имущества и оборудования, которая в конце концов превратилась в самый настоящий цирк и была прекращена. Все — каждая вешалка, кровать, умывальник, кухонный и противопожарный инвентарь, любая мелочь «описывались и оформлялись» в шести экземплярах. А каждое утро начиналось с того, что шел жестокий торг за лишний юань. На следующий день все повторялось сначала…

Закончилось тем, что только в нашем «ведомстве» китайцам были отданы даром десятки торпедных катеров, шесть токарных и строгальных станков, столько же металлообрабатывающих, кузница, электроцех со всем оборудованием. Одним словом, мы оставили буквально все, начиная с танков, подводных лодок, казарм, боезапаса и заканчивая подушкой, кружкой, ложкой".

Словом, инициированное Хрущевым бегство советских войск из Порт-Артура сильно напоминало то, что спустя три с небольшим десятилетия устроил нашим Вооруженным силам в Восточной Европе преемник Никиты Сергеевича Михаил Горбачев — с шумом и гамом, бросая миллиардной стоимости имущество, в чистое поле . О чем думал Хрущев, в присущей ему хамской манере отдавая приказ фронтовикам-генералам? Ясно, что стремился закрепить «вековую», как ему казалось, дружбу с коммунистами-единомышленниками в Пекине. А еще — проводил так модную и сегодня политику десталинизации. Американцы здесь обыграли Хрущева как мальчишку.

Когда Сталин был еще у власти, западные лидеры активно обсуждали вопрос о том, как изменить мир после явно приближавшейся кончины генералиссимуса. В январе 1953 года переговоры на эту тему в Вашингтоне провели британский премьер Уинстон Черчилль и президент США Гарри Трумэн . Решено было нарисовать постсталинскому руководству Советского Союза радужную картину: вы выводите свои войска из Австрии, Финляндии и Китая. Взамен мы снимем экономические санкции с ослабленного войной СССР и помогаем ускорить социально-экономическое развитие вашей страны. В подтверждение искренности намерений, Запад и впрямь ослабил такие санкции в мае 1953-го, а в июне того же года отказался помочь антисоветским силам, попытавшимся поднять восстание в ГДР.

Чтобы пряник был более осязаем, после смерти Сталина осенью 1954 года для СССР были открыты новые коммерческие кредитные линии в странах-членах НАТО, Австралии и Новой Зеландии. В 1955 году канцлер ФРГ Конрад Аденауэр в Москве пообещал Хрущеву долгосрочное экономическое сотрудничество и неприкосновенность советских зон влияния в мире. Возобновились прерванные в 1949 году репарационные платежи СССР со стороны ФРГ. Взамен Запад просил сущую малость: продемонстрировать хотя бы небольшой отход от сталинской политики и сокращение советского военного присутствия в Китае и на Балтике.

Хрущев поначалу очень старался. С 1954 года прекратилось издание произведений Сталина. В конце 1955 года было упразднено созданное по инициативе Сталина, Жданова и Молотова Информационное Бюро коммунистических и рабочих партий. Об антисталинском докладе Никиты Сергеевича ХХ съезду КПСС нечего и упоминать.

На фоне этих глобальных политических игр что такое был Порт-Артур? Пешка. Ею Хрущев пожертвовал с легкостью. Как и советской военно-морской базой в финском Поркалла-Удд.

Пейзаж после битвы его не порадовал. Подрывная работа Запада против СССР вскоре даже усилилась. В 1958—1959 гг. в США были приняты резолюция Конгресса «О порабощенных народах». В соответствии с этим документом началась разработка планов расчленения СССР на несколько марионеточных государств в ближайшей перспективе.

Американские войска и не подумали оставлять свои военные базы в Японии, Южной Корее, на Тайване и Филиппинах . По признанию заокеанских военных, именно отсутствие Советского Союза в Порт-Артуре стало одним из «стимулов» и американской агрессии в Индокитае в 1966—1974 годах. Да и памятные для нашего народа события на острове Даманский в 1969 году вряд ли бы возникли бы, если бы советские самолеты стояли бы на аэродромах в паре часов лета от Пекина.

Генерал Стессель, сдавший Порт-Артур японцам в 1904 году, был приговорен в России к смертной казни. Суд установил, что в течение всего периода обороны Стессель не руководил действиями гарнизона по защите крепости, а, наоборот, сознательно готовил её к сдаче. Приговор потом заменили 10-летним заключением, но уже в мае 1909 года мягкосердечный русский царь окончательно простил опального генерала. Хрущев остался в истории страны политическим сумасбродом, наворотившим дел не только на Дальнем Востоке. Оценка Путину еще впереди.

Из досье «СП»

Лурдес — южный пригород Гаваны. Советский, а затем российский Центр радиоперехвата был развернут здесь вскоре после Карибского кризиса. На нем постоянно несли службу около тысячи сотрудников 6-го управления Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ и 3-го Главного управления радиоэлектронной разведки средств связи ФАПСИ. Они собирали не только ценнейшие данные об американской ракетной программе на мысе Канаверал, но и перехватывали множество телефонных переговоров на большей части территории США. По сведениям бывшего министра обороны Кубы Рауля Кастро, до 75 процентов разведывательной информации о Соединенных Штатах наша страна получала именно из Лурдеса. В 1996 году на слушаниях в Конгрессе США шеф военной разведки РУМО Патрик Хьюз заявил, что ФАПСИ «чрезвычайно плотно использует Лурдес и в интересах российской экономики». Центр был модернизирован в 1997 году. В 2002 году под предлогом необходимости жесткой бюджетной экономии окончательно закрыт по решению президента Владимира Путина накануне его очередной встречи с президентом США Джорджем Бушем. В 1999 году Китай заключил с кубинским руководством соглашение об открытии собственного центра радиоперехвата для слежения за территорией США.

Камрань — залив, отделенный от Южно-Китайского моря одноименным полуостровом. Глубоководная гавань этого залива является одной из самых больших на Дальнем Востоке. Во время войны в Индокитае служил крупной тыловой базой ВМС США. В 1978 году Камрань перешла в распоряжение Социалистической Республики Вьетнам. С 1979 года совместно использовалась советскими и вьетнамскими военными моряками. Наличие этой базы, расположенной в 2500 милях от Владивостока, значительно облегчало нашему Тихоокеанскому флоту несение боевой службы в Индийском океане. Согласно достигнутым еще во времена СССР догоренностям, до 2004 года Камрань могла использоваться бесплатно. Советскими специалистами там был реконструирован аэродром, на который стали садиться даже стратегические бомбардировщики Ту-95, совершавшие патрульные полеты в тех краях. Здесь же постоянно базировалось около 40 наших истребителей. ракетоносцев, противолодочных и разведывательных самолетов. У причалов постоянно стояли до 20−25 советских кораблей и подводных лодок. Построены были жилой городок, крупные судоремонтные мастерские, станции радиолокационной разведки и радиоперехвата. В целом, Камрань служила стратегическим противовесом важнейшей для ВМС США в этом регионе военно-морской базы в Субик-Бей (Филиппины). В 2001 годы министр обороны РФ Сергей Иванов заявил: «Сохранение этого объекта ВМФ было признано нецелесообразным в связи с изменением военно-политической обстановки в мире».

СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ КОММЮНИКЕ

О ВЫВОДЕ СОВЕТСКИХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ИЗ СОВМЕСТНО

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ КИТАЙСКОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ ПОРТ-АРТУР

И О ПЕРЕХОДЕ ЭТОЙ БАЗЫ В ПОЛНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ

КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Учитывая изменение международной обстановки на Дальнем Востоке в связи с прекращением войны в Корее и восстановлением мира в Индо-Китае, а также принимая во внимание укрепление обороноспособности Китайской Народной Республики, Правительство Советского Союза и Правительство Китайской Народной Республики в соответствии с установившимися и все более укрепляющимися отношениями дружбы и сотрудничества между обоими государствами, договорились о том, что советские воинские части выводятся из совместно используемой военно-морской базы Порт-Артур и сооружения в этом районе безвозмездно передаются Правительству Китайской Народной Республики.

Проведение мероприятий, связанных с выводом советских воинских частей и передачей сооружений в районе военно-морской базы Порт-Артур Правительству Китайской Народной Республики, обе Стороны договорились возложить на Советско-Китайскую объединенную военную комиссию в Порт-Артуре, образованную в соответствии с Соглашением от 14 февраля 1950 года.

На самом верхнем фото: в Порт-Артур прилетела из Москвы правительственная делегация во главе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, 1954 г.

Порт-Артур и Далянь

Если сегодня жемчужиной северо-восточного Китая считается город Далянь, то раньше основным центром жизни на побережье Желтого моря являлся город Люйшунь- основная крепость и база китайского флота на севере империи. Выгодное стратегическое положение Люйшуня и его соседа Даляня привело к тому, что за 100 лет оба этих города девять раз меняли своих хозяев.
Порт Люйшунь был захвачен англичанами в 1858 г. и переименован ими в Порт-Артур. Однако англичанам пришлось возвратить его Китаю. Последний, с помощью немецких инженеров, стал усиленно превращать порт в крепость: была вырыта новая бухта, построены доки, проведено электричество, построены 8 фортов с 62-мя орудиями и гарнизоном в 7500 человек.
В 1896 г. правительство России договорилось с Китаем о возможности прокладки железной дороги из Забайкалья в Приморье напрямую, минуя сибирские просторы. По договору русские строили дорогу и за это получали ее в последующую аренду на 85 лет. Дорога получила название КВЖД- Китайская восточная железная дорога. Право строить дорогу Китай предоставил русским в обмен на поддержку последними Китая в случае войны с Японией. В марте 1898 г. «Его величество император и самодержец всероссийский и Его величество император китайский, желая еще более скрепить существующие между обеими империями дружеские отношения» подписали конвенцию, по которой Китай дополнительно к КВЖД передавал России в аренду Люйшунь и Даляньвань, а также разрешал построить ветку КВЖД от Харбина к этим портам. Люйшунь и Даляньвань передавались российскому правительству в полное и исключительное пользование на 25 лет. Император России Николай II написал по этому поводу:«Это так хорошо, что даже не верится». Согласно конвенции, военное и гражданское управление портами полностью осуществлялось российской стороной.
16 марта 1898 г. все китайские солдаты ушли из Люйшуня и Даляньваня. На их место пришли российские казаки и артиллеристы. На Золотой горе Люйшуня подняли русский флаг и эскадра кораблей произвела салют, ознаменовав занятие порта. В тот же день десант в 160 человек при трех орудиях был высажен в Даляньване. Почти все китайское население покинуло город. Люйшунь вновь стал Порт-Артуром, а Даляньвань получил более созвучное русскому уху наименование - Дальний. Так началась «русская» эпоха нынешнего Даляня, продолжавшаяся девять лет.
В 1901 г. Порт-Артур уже представлял собой находящуюся в котловине гор крепость, разделенную речкой Дракона на две части: Новый и Старый город. Новый город был местом проживания русских военных и напоминал Кронштадт. Здесь проходила улица Пушкинская, издавалась газета и возвышались здания знаменитых магазинов Чурина и Кунста и Альбертса. В Старом городе в одноэтажных глиняных домах проживала китайская часть населения. Для нужд флота было проведено углубление порта, построен судостроительный завод, на котором вскоре начали собирать миноносцы.
В 1903 г. образованная из Дальнего и Порт-Артура с прилегающими территориями Квантунская область административно вошла в состав Дальневосточного наместничества России. Одновременно с портами строилась и 950-километровая южная ветка КВЖД (ЮМЖД). Развивался и Далянь. Русские построили центральную площадь, вокруг которой стали строиться первые крупные каменные дома, разбили красивый парк. Был образован порт, и в 1903 г. началась работа судо- и паровозостроительных заводов. В 1903 г. образованная из Дальнего и Порт-Артура с прилегающими территориями Квантунская область административно вошла в состав Дальневосточного наместничества России.
С потерей Порт-Артура и проигрышем ряда других сражений в ходе Русско-Японской войны Россия лет ом 1905 г. была вынуждена подписать Портсмутский мирный договор, по которому теряла 715 километров ЮМЖД, Порт-Артур, Дальний и все прилегающие к ним территории.
С получением от России прав на Дальний и Порт-Артур в 1905 г. Япония первым же делом переименовала их в Дайрен и Редзюн, что соответствовало японскому произношению китайских названий Далянь и Люйшунь.

Порт-Артурская икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

С началом Русско-японской войны в Киеве начали сбор средств на икону для защитников интересов России в Китае. Было решено, дабы соблюсти между жертвователями равенство, принимать от каждого лица ровно по пять копеек. Когда количество жертвенных пятаков достигло 10 000, сбор был прекращен. Написание образа доверили известному киевскому живописцу П. Ф. Штронде. Художник отказался от гонорара, и пожертвования были потрачены только на необходимые материалы. Икону решено было отправить на главную военно-морскую базу России в Китае- Порт-Артур. В 1904 г. икона прибыла во Владивосток. Встал вопрос о том, как ее переправить в Китай, так как сообщение с осажденным Ляодуном было прервано. Николай Николаевич Федоров, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Его Величества полка, служивший по Дворцовому ведомству в должности делопроизводителя Императорской охоты, вызвался доставить ее в Порт-Артур. Николай Николаевич решил добраться на каком-нибудь судне в Шанхай и далее действовать по обстоятельствам.

Порт-Артурская икона Божией Матери«Торжество Пресвятой Богородицы»

8 декабря Федоров приехал в Чифу (Янтай). Как он вспоминал впоследствии:«Нашлись китайцы, взявшиеся доставить меня на джонке в Порт-Артур, и 14 декабря в 9 часов вечера я сел в лодку, но проехал всего около 10 верст. Слабый попутный ветер переменился, подул сильнейший противный северный ветер, и мы вернулись при большом волнении в Чифу. 20-го утром пришли 4 миноносца из Порт-Артура. Какова же была моя скорбь, когда я узнал, что они в Порт-Артур не возвратятся, потому что крепость сдается».
После падения крепости Федоров перебрался в маньчжурскую армию. До конца войны Порт-Артурская икона находилась в походной церкви главнокомандующего, а в мае 1905 г. вернулась во Владивосток.
После 1917 г. Владивостокский собор был закрыт, позже взорван. Долгое время о судьбе «Божией Матери Порт-Артурской» ничего не было известно.
17 февраля 1998 г. в Иерусалиме в антикварном магазине Порт-Артурскую икону увидели паломники из Владивостока. Деньги заняли в русском Горненском женском монастыре, и икона была выкуплена. Вывезти святыню из Израиля помогли российские власти и Синодальный Отдел Внешних церковных связей Московского Патриархата. 6 мая 1998 г. Порт-Артурская икона Божией Матери вернулась во Владивосток. Встреченная крестным ходом и перезвоном колоколов, взорам ликующих православных «предстала Божия Матерь, стоящая своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах». По бокам Божией Матери были изображены Архистратиг Михаил и архангел Гавриил, а за ее спиной- виды Порт-Артура.

Освобождение

На Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции в феврале 1945 г. СССР принял на себя обязательство после разгрома Германии начать войну с Японией при условии восстановления права России на интернациональный торговый порт Далянь, с обеспечением преимущества интересов СССР, и восстановления аренды на Порт-Артур как военно-морской базы СССР. Предполагалась также совместная эксплуатация с Китаем ветки ЮМЖД.
На Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции в феврале 1945 г. СССР принял на себя обязательство после разгрома Германии начать войну с Японией при условии восстановления права России на интернациональный торговый порт Далянь, с обеспечением преимущества интересов СССР, и восстановления аренды на Порт-Артур как военно-морской базы СССР. Предполагалась также совместная эксплуатация с Китаем ветки ЮМЖД.
Для захвата городов Дайрена и Редзюна, располагавшихся далеко за линией фронта, 22 августа был выслан разведдесант Забайкальского фронта. В Дайрене высадилось 956 человек, а в Редзюне приземлилось 10 самолетов с 205 десантниками. Начальник Редзюнского гарнизона, признавая поражение, отдал русским свой меч. Но, согласно приказу Сталина оставлять офицерам холодное оружие, меч японцу вернули. Через два дня в Редзюне приводнилось 6 летающих лодок Тихоокеанского флота (ТОФ) и 12 в Дайрене, дополнительно высадив 265 морских пехотинцев. Вскоре по железной дороге из Забайкалья прибыла и пехота с танками. 28 сентября подошли суда эскадры ТОФ и освобождение Дайрена и Редзюна было закончено.
Третьего сентября указом президиума Верховного Совета был объявлен праздник победы над Японией, в результате которой из под японского гнета была освобождена китайская территория в 1,3 млн. кв. км и население в 40 млн. человек. Были возвращены СССР и Дальний с Порт-Артуром. Перед освободившей Маньчжурию Красной Армией встала задача помощи новой китайской власти.

Снова Дальний и Порт-Артур

В 1945 г. советские войска освободили северо-восток Китая от японцев и КВЖД вместе с ЮМЖД вновь перешло под совместное управление СССР и Китая, уже под новым названием- Китайская Чанчуньская железная дорога - КЧЖД. В августе 1945 года в Москве было подписано соглашение о КЧЖД, Порт-Артуре и городе Дальнем. Предполагалась совместная эксплуатация дороги как общей собственности «в целях укрепления безопасности Китая и СССР», совместное использование Порт-Артура как военно-морской базы, а Дальний объявлялся свободным портом для международной торговли с передачей в аренду СССР части пристаней и сооружений. Соглашение было подписано на 30 лет, после чего все перечисленное вместе с имуществом должно было быть безвозмездно передано Китаю.

После подписания соглашения Советский Союз приступил к восстановлению работы дороги, порта Дальнего и развитию военно-морской базы. В Китае в то время шла гражданская война между Чан Кайши, поддерживаемым США, и Мао Цзедуном, которого поддерживал СССР. Благодаря тому, что Квантунский полуостров практически был передан в аренду СССР, он 4 года был под контролем советской администрации. И когда США обратились к СССР с просьбой разрешить Чан Кайши перебросить свои войска на Ляодунский полуостров, им в этом было отказано.
Во время гражданской войны хозяйственные связи были разрушены, и советская администрация договорной территории приступила к восстановлению промышленности. Для управления бывшими японскими предприятиями были созданы различные смешанные советско-китайские общества.
Например,«Квантунрыба» стала поставлять соль на весь Дальний Восток СССР, «Дальбанк» стал выпускать местные деньги. Дальний стал портом, занявшим значительное место в российско-китайской торговле. Сам же город стал местом отдыха военнослужащих и их семей из Порт-Артура. Улицы вновь получили русские названия: улица Сверкающих лучей, Утренняя, Честная, улица Победы.
Советские войска на Ляодуне имели стрелковые, танковые, артиллерийские соединения, военно-морские и авиационные силы. В районе Порт-Артура курсировало 4 бронепоезда. Личный состав сухопутных сил СССР с семьями офицеров на Ляодуне составлял более 100 000 человек. Как вспоминал один из офицеров, «зарплата была довольно высокая. К слову, я в то время получал 4 миллиона юаней в месяц. А когда приехал в Порт-Артур, для «подъемных» понадобился чемодан. В Китае в те годы была страшная инфляция- счет шел на миллионы. При этом двери никогда не запирались, даже если в доме, как у меня, хранилась нередко довольно крупная сумма. За два года, что довелось провести в Порт-Артуре, не было ни одного случая воровства. Китайский закон за это преступление карал немилосердно».
На Ляодуне долгое время свирепствовал так называемый комариный энцефалит. Наши военные медики провели громадную работу по дезинфекции. Врачи и медицинские сестры трудились по 12-16 часов в день, и эпидемия была ликвидирована.
Гражданская война в Китае закончилась победой Мао Цзедуна. Чан Кайши бежал на Тайвань, и 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Несколько месяцев спустя в Порт-Артур прибыла большая делегация во главе с премьером Государственного административного совета КНР Чжоу Эньлаем. В 1950 г. в Москве был подписан Договор о дружбе союзе и взаимопомощи, согласно которому в 1952 г. было решено безвозмездно передать Китаю КЧЖД вместе со всем имуществом, что и было сделано 31 декабря 1952 г. В 1950 г. китайской стороне было передано российское имущество в Дальнем. Предполагалось вернуть и Порт-Артур, но, в связи с начавшейся в Корее войной, его аренду продлили. Война окончилась в 1953 г. и в 1954 г., в связи с ее окончанием, укреплением КНР и, согласно подписанному соглашению, «советские военные части выводятся из совместно используемой ВМБ Порт-Артур и сооружения безвозмездно передаются правительству КНР к 31 мая 1955 г.».
В мае 1955 г. СССР полностью вывел свои вооруженные силы с Ляодунского полуострова. После ухода в Порт-Артуре какое-то время еще оставались советские специалисты, учившие китайских подводников.
Десятилетнее присутствие советских войск на Ляодунском полуострове позволило предотвратить здесь кровопролитные бои в гражданской войне китайского народа, помогло подготовке китайских военных кадров и оказало сильное влияние на укрепление обороноспособности КНР.