История становления и развития начальной военной подготовки в общеобразовательных школах

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

«Согласовано»

Руководитель МО

/________________/

«___» ______ 20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

/_________________ /

«___» _______ 20___г.

«Согласовано»

Директор гимназии

/________________/

«___» _____ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Галкина Максима Николаевича

по учебному курсу

«Начальная военная подготовка»

10-11 класс

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», во исполнение поручения губернатора Костромской области от 25 января 2010 года № ИС-0-03пр, приказом директора департамента и науки Костромской области от 28.01.2010 года № 114 в школе вводится курс «Основы начальной военной подготовки».

Данный курс рассчитан на 2 года обучения: в 10-м и 11-м классе. Учебная программа предмета «Основы начальной военной подготовки» предусматривает практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи к службе в армии, правил и способов оказания первой медицинской помощи.

Задачами обучения учащихся в области начальной военной подготовки являются:

    Формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в военных учебных заведениях;

    Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженных Сил;

    Практико-ориентированное изучение основ военной службы, огневой, тактической, топографической, строевой и медицинской подготовки.

Учебная программа рассчитана на 35 часов (18 часов – 10 класс 17 часов – 11 класс) и имеет модульную структуру:

    Модуль «Основы обороны государства»

    Модуль «Основы допризывной подготовки»

    Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

    Интегрированный зачет

Тематическое планирование уроков НВП составлено в соответствии с программой, разработанной кафедрой здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса Костромского областного института развития образования и утвержденной губернатором Костромской области И.Н. Слюняевым. Программным обеспечением является следующие учебники:

Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы, М.: Дрофа, 2007

    Под редакцией Науменко Ю.А. Начальная военная подготовка, М.: Просвещение, 1987

    Под редакцией Ю.Л.Воробьева. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Астрель. АСТ, 2003

    Под редакцией Ю.Л.Воробьева. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Астрель. АСТ, 2003

    В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Дрофа, 2003

    В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Дрофа, 2003

Требования к подготовке учащихся при изучении курса «Начальная военная подготовка»

Учащиеся должны знать:

    назначение, историю создания и структуру вооруженных сил Российской Федерации

    назначение видов и родов войск

    назначение историю создания и основные положения общевоинских уставов Вооружённых сил Российской Федерации,

    несение внутренней и караульной службы, обязанности дневального и дежурного по роте,

    жизнь и быт военнослужащих, военную форму и знаки различия,

    основные строевые приёмы и движения без оружия

    основы общевойскового боя

    действия солдата в бою (в обороне и в наступлении)

    основные виды огнестрельного оружия, боеприпасов и средств бронезащиты, находящихся на вооружении в Вооружённых силах России

    назначение и общее устройство автомата АК-74 и ручных осколочных гранат

    основы и правила стрельбы

    меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Учащиеся должны уметь:

    подавать команды дневального

    осуществлять смену караула

    выполнять команды «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться» и др.

    перестраиваться на месте и в движении

    осуществлять повороты на месте и в движении

    двигаться походным и строевым шагом

    изменять направления движения

    отдавать воинское приветствие на месте и в движении

    выходить и вставать в строй

    подходить с докладом к начальнику

    разбирать и собирать автомат АК-74, чистить и смазывать автомат

    готовить ручные осколочные гранаты к бою

    изготавливаться для стрельбы, стрелять из пневматической винтовки из различных положений, корректировать стрельбу

    ориентироваться по компасу и топографической карте

    пользоваться курвиметром

    осуществлять способы передвижения в бою.

Тематическое планирование уроков НВП

10-ый класс (18 учебных часов)

Раздел

Количество часов

Уроки

Основы обороны государства

1-3

4-11

12-16

Дифференцированный зачет

17-18

Поурочное планирование.

Тема урока

Основные понятия

Виды деятельности

Вооруженные Силы Российской Федерации

Вооруженные Силы, структура ВС, виды ВС, рода войск. Центральные органы военного управления, тыл ВС, сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот. Обороноспособность, безопасность, система безопасности, силы обеспечения безопасности, агрессия, вооруженная защита.

Военная реформа, единая система управления, служба по контракту, военно-техническая политика, оптимизация системы военного образования.

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ. Строевой устав.

Общевоинские уставы. Строевой устав, элементы строя: фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя; строевые приемы, строи подразделений и частей.

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ. Устав гарнизонной и караульной служб.

Гарнизонная и караульная служба, права и обязанности военнослужащих при несении гарнизонной и караульной служб, состав караула, часовой, пост, действия часового и караульного, гарнизонные мероприятия, воинская дисциплина

Рассказ, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа с текстом устава.

Основы допризывной подготовки. Строевая подготовка. Строевые приемы и движения без оружия.

Строевая стойка, основные команды, повороты на месте, строевой шаг, походный шаг, шаг на месте. Развернутый строй, сомкнутый строй, походный строй.

Топографическая подготовка. Ориентирование на местности.

Ориентирование, компас, азимут, ориентирование по солнцу, часам, полярной звезде. Ориентирование по местным признакам.

Рассказ, просмотр презентации, групповая работа с раздаточным материалом.

10.

11.

12.

Основы оказания первой медицинской помощи. Виды повязок, правила их наложения, транспортировка пострадавших.

Асептика, антисептика, инфицирование, повязка, перевязка. Виды повязок: крестообразная, варежка, чепец, повязка «Дезо» и т.д.

Рассказ, демонстрация, работа с тематической таблицей, выполнение в парах практических упражнений по наложению повязок

13.

Кровотечение, способы остановки кровотечения, иммобилизация и транспортировка пострадавшего.

Кровотечение: капиллярное, венозное, артериальное, паренхиматозное. Общее состояние, характер повреждения, импровизированные носилки, носилочные лямки, шест, транспортировочный мешок, носилки-волокуши.

Рассказ, обсуждение, работа над определением понятий, составление схем по оказанию ПМП.

14.

Первая медицинская помощь при травмах.

Травма, факторы внешней среды, разрушение целостности кожи, закрытые повреждения: ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы, сдавления; открытые повреждения, кровотечение.

Рассказ, беседа, работа с таблицами, составление алгоритма действий по оказанию ПМП при различных травмах

15.

Первая медицинская помощь при ранениях.

Перевязочный материал, наложение повязки, марлевый бинт, трубчатый бинт, эластичный бинт, индивидуальный перевязочный пакет.

Стерильная повязка.

Рассказ, демонстрация, просмотр видеороликов по теме, практическая отработка наложения повязок на грудь, живот, верхние и нижние конечности. Работа в группах и парах.

16.

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Кровотечение, временная остановка кровотечения, наложение жгута, закрутка, пальцевое прижатие артерии, максимальное сгибание конечности, давящая повязка, рана.

Работа с тематическими таблицами, демонстрация, выполнение практических упражнений по оказанию ПМП, выполнение тестовых заданий.

17.

Дифференцированный зачет по теме «Основы допризывной подготовки».

Повторяются все понятия и термины по теме «Основы допризывной подготовки»

Строевой смотр, зачет по теме «Неполная разборка и сборка АК»

Дифференцированный зачет по теме «Оказание первой медицинской помощи».

Повторяются все понятия и термины по теме «Оказание первой медицинской помощи»

11-ый класс (16 учебных часов)

Раздел

Количество часов

Уроки

Основы обороны государства

1-2

Основы допризывной подготовки

4-10

Оказание первой медицинской помощи

11-15

Дифференцированный зачет

Поурочное планирование.

Тема урока

Основные понятия

Виды деятельности

Символы воинской чести. Боевое Знамя воинской части.

Рассказ, составление схемы «Структура ВС РФ», дискуссия «Есть такая профессия – Родину защищать».

Символы воинской чести. Ордена и медали.

Рассказ, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа с текстом устава.

Ритуалы вооруженных сил России.

Ритуалы вооруженных сил России. Воинская присяга.

Рассказ, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа с текстом устава.

Основы военной службы. Начальная военная подготовка.

Законодательная основа создания Вооруженных сил. Воинская обязанность и военная служба. Боевые традиции Вооруженных Сил. Подготовка военных.

Рассказ, демонстрация, просмотр видеороликов по теме, практическая отработка строевых приемов и движения без оружия.

Строевая подготовка. Приемы выхода и возвращения в строй, перестроения в строю.

Выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, основные команды. Двухшереножный строй, одношереножный строй, шеренга, колонна. Направляющий, замыкающий. Предварительная команда, исполнительная команда.

Рассказ, демонстрация, просмотр видеороликов по теме, практическая отработка приемов выхода и возвращения в строй, перестроения в строю.

Тактическая подготовка. Действия и обязанности солдата в бою, передвижение и выбор места для стрельбы.

Тактика, современный общевойсковой бой, наступление, атака, оборона, маскировка, инженерное обеспечение, химическое обеспечение, боевая готовность. Способы передвижения: ускоренный шаг, бег, перебежка, переползание. Окоп, огневая позиция. Основные команды.

Рассказ, просмотр видеороликов, практикум по отработке действий солдата в бою (передвижение, переползание, техника рытья окопа)

Тактическая подготовка. Преодоление препятствий, инженерных заграждений, выполнение команд и основных действий в бою.

Практическое занятие, преодоление полосы препятствий.

Топографическая подготовка. Особенности и способы работы с картой.

Топографическая карта, масштаб карты, численный масштаб, линейный масштаб, величина масштаба. Циркуль-измеритель, курвиметр. Система координат, координатная сетка. Условные знаки на карте (масштабные, внемасштабные, пояснительные).

Рассказ, просмотр презентации, групповая работа с раздаточным материалом.

Огневая подготовка. Автомат Калашникова, основные части и механизмы, порядок неполной разборки и сборки АК.

Автомат Калашникова, ствол со ствольной коробкой, прицельное приспособление и приклад; крышка ствольной коробки; затворная рама с газовым поршнем; затвор; возвратный механизм; газовая трубка со ствольной накладкой; ударно-спусковой механизм; цевья; магазин; штык-нож.

Неполная разборка, сборка АК. Меры безопасности.

Рассказ, демонстрация, работа с обучающей программой, практические действия по неполной разборке и сборке АК.

Огневая подготовка. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.

Практическая отработка неполной разборки и сборки оружия.

Работа частей и механизмов автомата.

Основы и правила стрельбы.

Ручные осколочные гранаты.

Работа частей и механизмов Ф-1, РГД-5. Устройство. Меры безопасности.

Рассказ

Строевая подготовка.

Практическая работа

Строевая подготовка.

Практическая работа

Дифференцированный зачет

Контрольная работа по теме (теория и практика)

Современная педагогика, российская общеобразовательная школа накопили большой опыт подготовки молодежи к военной службе.

Первые системные шаги в этом направлении были сделаны Петром I, который в начале XVIII в. открыл несколько военных школ. Со временем военные школы были преобразованы в кадетские корпуса, которые в XIX в. были разделены на военные гимназии и военные училища, затем были открыты общеобразовательные военные учебные заведения сокращенного курса - военные прогимназии.

Реформа военного образования в 60-х годах совпала с реформой народного образования в России. В этот период в стране были созданы средние учебные заведения двух типов: классическая гимназия (с преобладанием преподавания гуманитарных предметов) и реальная (с естественно - математическим уклоном). В ходе этих реформ военный министр Д.А. Милютин предложил создать военные гимназии нового типа, преобразовав в них общие классы кадетских корпусов. Офицерский преподавательский состав в новых гимназиях предполагалось в основном заменить гражданскими преподавателями. Учебные заведения превращались из закрытых в открытые, а большинство воспитанников в них содержалось за свой счет. Таким образом, военные гимназии функционально как бы приближались к гражданским учебным заведениям. Впоследствии военные гимназии были вновь преобразованы в кадетские корпуса, выпускники которых совсем не обязательно должны были поступать в военные училища.

После проигранной Россией войны 1904-1905 гг. на Дальнем Востоке, военное ведомство выступило инициатором массовой военно-начальной подготовки юношества. Предполагалась многоплановая организация военного образования населения: в военных и общеобразовательных учебных заведениях, в различных добровольческих организациях, в спортивных кружках в сочетании с элементами военного воспитания и военно-учебными целями.

В городских и сельских школах, среди молодежи вне школ начали организовываться «потешные» отряды и «классы военного строя». Помощь в организации военной подготовки должны были оказывать войсковые части, в районах расположения которых возникали «классы военного строя».

Таким образом, в дореволюционный период в России, наряду с подготовкой части молодежи к военной службе в военно-учебных заведениях, шло формирование системы начальной и допризывной подготовки практически всего населения.

Курс на массовое обучение населения военному делу был сохранен и в Советской России. В 30-х годах прошлого века начальная военная подготовка была включена в школьные программы. Особую роль в обучении школьников военному делу сыграл Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г., в соответствии с требованиями которого в школах была введена начальная и допризывная военная подготовка. Начальная военная подготовка проводилась в 5-7 классах и включала занятия строевой подготовкой, гимнастикой, легкой атлетикой, а также военизированные подвижные игры. Обязательная допризывная подготовка велась в 8-10 классах.

До войны был разработан учебный план дисциплины только на 1940-1941 учебный год. Война внесла коррективы в военную подготовку школьников. Принимались специальные постановления, дорабатывались программы. Для улучшения преподавания военно-допризывной подготовки в школах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.

В 1945-1946 учебном году школы вернулись к предвоенному учебному плану. В первый учебный год (1945-1946) в 1-4-х классах школ велись занятия по военно-физкультурной подготовке, в 5-7-х классах - по начальной военной подготовке, в 8-10-х классах - по допризывной военной подготовке. В августе 1946 г. военная подготовка в российских школах была отменена, а программы допризывной военной подготовки в старших классах существенно переработаны. По мере развития школьной сети, налаживания учебного процесса в школах стали вырисовываться проблемы с преподаванием допризывной подготовки: стало не хватать учебно-материальной базы, очень остро встал вопрос об укомплектовании школ учителями для преподавания допризывной подготовки.

Совершенствовалась организационная структура управления процессом проведения военной допризывной подготовки. Все больше внимания организации военно-физкультурной работы в области уделяло управление по физической и военной подготовке Министерства просвещения РСФСР. В тоже время, наблюдалось явное снижение интереса к этому предмету обучения, как в органах управления народным образованием, так и в самих учреждениях образования. В школах фактически произошла ликвидация начальной военной подготовки в начальном звене. В средней школе старшеклассники сразу же начинали заниматься допризывной военной подготовкой. То есть, более специализированной, ориентированной уже непосредственно на службу молодежи в вооруженных силах. Не улучшил ситуацию и переход школ в середине 50-х годов на всеобщее среднее образование.

Начиная с 1955-1956 учебного года средняя школа перешла на новый учебный план и новые программы. Военная допризывная подготовка в них не упоминалась совсем. Элементы военной подготовки в программах физического воспитания еще некоторое время сохранялись, в школах имелись военные кабинеты, оснащенные учебным оружием и другими предметами вооружения. Но о военной допризывной подготовке уже практически не говорилось. Наконец, в феврале 1962 г. состоялся Указ Президиума Верховного Совета СССР, который отменял с 1962-1963 учебного года допризывную военную подготовку учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений.

Начальная военная подготовка к этому времени официально «ушла» из школы, но потребность в ней для школьников сохранилась. Школы все больше стали ориентироваться на военно-патриотическое воспитание. В массовом порядке стали создаваться музеи или уголки боевой славы, для координации их деятельности в городах и районах области появились советы музеев, штабы по военно-патриотическому воспитанию.

Документы показывают, что, по сути, начальная военная и допризывная подготовка сменились факультативным обучением, созданием в школах системы военно-патриотического воспитания. Эти формы имели значительный интерес у юношей-старшеклассников, так как позволяли им без отрыва от учебы заниматься не только военной подготовкой, изучением стрелкового оружия, но и получать специальности по вождению автомобилей и мотоциклов, изучать радиотехнику. Часто занятия по подготовке призывной и допризывной молодежи, совмещались с занятиями по программам трудовой подготовки в 9-10-х классах, производственного обучения в 11-х классах.

Особенности экономического развития страны, военно-политическая ситуация в мире привела к принятию в 1967 г. Верховным Советом СССР закона «О всеобщей воинской обязанности». Законом предусматривалось введение начальной военной подготовки в старших классах средней школы.

Процесс возвращения начальной военной подготовки в школу продлился до 1972 г, когда этот предмет стал преподаваться повсеместно.

К особенностям преподавания нового предмета в школе следует отнести проблему укомплектования школ военными руководителями. Значительно увеличившееся количество средних школ требовало большого количества преподавателей начальной военной подготовки.

Значительно сложнее обстояло дело с учебно-материальной базой. Школам приходилось координировать свои усилия по её созданию, пользоваться совместно имеющимися военными кабинетами, специальными площадками, тирами и т.д. Значительную помощь школам оказали воинские части, расположенные территориально недалеко от школ. В новых условиях формы работы по подготовке к военной службе получили дополнительный импульс своего развития. Был принят современный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», структурированы военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», более частыми стали различные конкурсы и смотры строя и песни, стрелковые соревнования. Появились и новые формы военно-патриотического воспитания. Например, совместно с воинскими частями, комитетами ДОСААФ стали проводить смотры оборонно-массовой работы, недели пропаганды видов и родов войск Вооруженных Сил СССР, активизировалось шефство воинских частей над школами.

Период реформы школьного образования в 70-х годах характерен тем, что практически вся школьная молодёжь области должна была быть привлечена к начальному военному обучению (с учетом перехода на всеобщее среднее образование).

Период реформы 1984 г. оказался интересен не только тем, что на его завершающем этапе произошло очередное исключение предмета начальная военная подготовка из учебного процесса в средней школе, но и тем, что организация его преподавания в 80-х годах получила наибольшее развитие. Прежде всего, была выстроена четкая иерархия управления процессом военного и военно-патриотического воспитания школьников.

В 1991 г. начальная военная подготовка в третий раз за последние полвека была изъята из школьной программы. Но тот потенциал, который был создан в отношении начальной военной подготовки ещё народным образованием в рамках другой государственной системы, оказался достаточным, чтобы функционировать еще несколько лет даже в условиях прекращения её финансирования или разрыва шефских связей с воинскими частями и методические наработки прошлых лет позволяли в целом вполне уверенно продолжать работать в рамках начальное военной подготовки.

Принятие закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» в 1998 г. привело к упорядочению преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и его раздела «Основы подготовки к военной службе», к накоплению и освоению нового опыта, предоставило возможность внедрять в учебный процесс педагогические новации. Учащиеся и преподаватели-организаторы получили возможность использовать в учебном процессе новые учебные и методические пособия и материалы.

Процесс становления и развития начальной военной подготовки в образовательных учреждениях Российской Федерации исторически обусловлен потребностями государства в дополнительной подготовке молодёжи к вооружённой защите Отечества. Эта потребность зависит от комплекса политических, социально-экономических, культурных, демографических и иных условий, складывающихся в конкретный исторический период.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    НВП - Начальная военная подготовка (выпуск 2)

    Начальная военно-тактическая подготовка выпуск 1

    Показательные занятия для учителей начальной военной подготовки ЛНР

    Воот она, военная подготовка армии России.

    Субтитры

Организация НВП

В СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности, во всех средних общеобразовательных школах, в средних специальных учебных заведениях (техникумы) и в профессионально-технических училищах (ПТУ) НВП проводилась без отрыва от учёбы и производства.
НВП в средних общеобразовательных школах как предмет вводился с 9-го класса. Обучению подлежали юноши и девушки допризывного и призывного возраста. Также к сфере НВП относилась деятельность сети ДОСААФ .
По советской традиции преподавателями НВП по возможности набирались из числа офицеров вооружённых сил вышедших по выслуге лет в запас. Официально за ними закрепилось название военный руководитель или в обиходе сокращённое военрук .
В среднем в одну неделю полагалось два урока НВП.
Для полноценного изучения предмета, школы, ПТУ и техникумы обеспечивались соответствующей учебной материальной базой как:

  • учебное оружие (АК , малокалиберные винтовки, пневматические винтовки, муляжи ручных гранат);
  • средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ОЗК);
  • средства радиационной и химической разведки (дозиметры, газоанализаторы);
  • учебные плакаты и макеты.

Начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащимся объяснялись следующие пункты :

  • Определение Вооружённых сил и его задачи;
  • Состав вооружённых сил, его структура и разделение на рода войск;
  • Система воинских званий в вооружённых силах и знаки различия;
  • Порядок прохождения воинской службы.

В Начальную военную подготовку входило изучение следующих дисциплин:

  • Строевая подготовка - учащихся обучали образовывать строй, маршировать строем и вне строя, выполнять строевые приёмы;
  • Огневая подготовка - ознакомление с устройством АК и ручных гранат и их ТТХ , обучение порядку сборки-разборки АК , ознакомление с теорией стрельбы и умению правильного прицеливания. Осуществление практических стрельб в тире;
  • Тактическая подготовка - ознакомление с теорией ведения боя, тактическими приёмами и действиями военнослужащих в бою;
  • Защита от Оружия Массового Поражения (ЗОМП) - ознакомление с индивидуальными средствами защиты и правилами их применения. Изучение средств химической разведки. Ознакомление с поражающими факторами оружия массового поражения. Поверхностное изучение основ Гражданской обороны ;
  • Медицинская подготовка - поверхностное изучение оказания медицинской помощи получившим ранения и травмы;
  • Изучение уставов - ознакомление с Общевоинскими уставами ВС СССР ;
  • Топографическая подготовка - ориентирование на местности, изучение условных обозначений на топографических картах, движение по азимутам;
  • Инженерная подготовка - изучение способов оборудования и маскировки позиций, устройства укрытий, окопов и траншей, основных типов мин и заграждений.

К окончанию программы НВП , при возможности учеников (только юношей) 10-го класса вывозили на военные сборы в воинскую часть дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, изучали средства индивидуальной защиты и осуществляли учебные стрельбы .

НВП по линии ДОСААФ

Кроме обязательной программы НВП преподаваемой в школах, техникумах и училищах, в СССР для юношей изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу существовала всесоюзная сеть организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) представительства которого имелись во всех областных центрах союзных республик.

В системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы . Для изъявивших желание юношей и девушек ДОСААФ мог предоставить бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:

  • Курсы по вождению грузовых автомобилей;
  • Курсы по вождению гусеничной техники (гусеничные тягачи);
  • Курсы радиотелеграфиста;
  • Обучение прыжкам с парашютом и парашютный спорт ;
  • Обучение управлению спортивными самолётами и самолётный спорт ;
  • Обучение вождению мотоцикла и мотоциклетный спорт ;
  • Моделизм (авиамоделирование , судомоделизм , автомоделирование , ракетомоделизм)
  • и многое другое

Фактически ДОСААФ занимался подготовкой юношей изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища. ДОСААФ занимался также военно-патриотическим воспитанием молодёжи

Современная ситуация

На данном этапе НВП как программа для общеобразовательных средних школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, является обязательной в следующих государствах Бывшего СССР :

Несмотря на Законодательство "О воинской обязанности и военной службе" от 1998 года , которое гласит об обязательном наличии НВП в системе образования, в России так и не было возрождено преподавание НВП в школах, учитывая неоднократные заявления руководства государства о том что подобное возможно .

НВП в иных государствах

По объективным причинам правительства некоторых государств вынуждены повышать мобилизационные возможности государства внедрением НВП в общеобразовательную программу, либо содержать полувоенные образовательные учреждения, целенаправленно готовящих кандидатов для контрактной службы в вооружённых силах.

Израиль

В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Осуществляется она в юношеской военизированной организации ГАДНА (абреввиатура с иврита «Молодежные батальоны»). Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ , которые координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. На сборах они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
По окончанию сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учётной специальности. Также в системе ГАДНА имеется авиационная и военно-морская секции .

Великобритания

В Великобритании допризывная подготовка именуется термином Система вневойсковой подготовки (СВП ). Существует она вне общеобразовательной системы.
СВП представлена добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей. Также имеются объединенные и армейские кадетские подразделения, кадетский корпус авиационной подготовки и морской кадетский корпус.
В объединенные кадетские подразделения принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год. В первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году - обучение по военно-учётной специальности. В тематику занятий кадетов сухопутных войск могут входить: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.
Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских подразделений формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках. Набор в них может производиться как из учащейся так и не учащейся молодёжи. Армейские кадетские подразделения служат основой для формирования кадетских батальонов, в которой и осуществляется начальная военная подготовка молодежи .

К военной службе .

В некоторых случаях употребляется синоним Допризывная подготовка . Практический смысл НВП в том, чтобы молодёжь имела обширное представление о военной службе и военном деле , а также получила навыки обращения с оружием , средствами индивидуальной защиты (противогаз , респиратор), перевязочными средствами и так далее, что является одним из главных составляющих мобилизационных возможностей государства .

В СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности, во всех средних общеобразовательных школах , в средних специальных учебных заведениях (техникумы) и в профессионально-технических училищах (ПТУ) НВП проводилась без отрыва от учёбы и производства.
НВП в средних общеобразовательных школах как предмет вводился с 9-го класса. Обучению подлежали юноши и девушки допризывного и призывного возраста. Также к сфере НВП относилась деятельность сети ДОСААФ .
По советской традиции преподавателями НВП по возможности набирались из числа офицеров вооружённых сил вышедших по выслуге лет в запас. Официально за ними закрепилось название военный руководитель или в обиходе сокращённое военрук .
В среднем в одну неделю полагалось два урока НВП.
Для полноценного изучения предмета, школы, ПТУ и техникумы обеспечивались соответствующей учебной материальной базой как:

Начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащимся объяснялись следующие пункты :

К окончанию программы НВП , при возможности учеников (только юношей) 10-го класса вывозили на недельные военные сборы в воинскую часть , дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с организацией караульной и внутренней служб, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, элементами огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, изучали средства индивидуальной, радиационной, химической и биологической защиты, осуществляли учебные стрельбы .

Кроме обязательной программы НВП преподаваемой в школах, техникумах и училищах, в СССР для юношей изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу существовала всесоюзная сеть организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) представительства которого имелись во всех областных центрах союзных республик.

В системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы . Для изъявивших желание юношей и девушек ДОСААФ мог предоставить бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:

Фактически ДОСААФ занимался подготовкой юношей изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища. ДОСААФ занимался также военно-патриотическим воспитанием молодёжи

На данном этапе НВП как программа для общеобразовательных средних школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, является обязательной в следующих государствах бывшего СССР :

Несмотря на Законодательство «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года , которое гласит об обязательном наличии НВП в системе образования, в России так и не было возрождено преподавание НВП в школах, несмотря на неоднократные заявления руководства государства о том, что подобное возможно .

По объективным причинам правительства некоторых государств вынуждены повышать мобилизационные возможности государства внедрением НВП в общеобразовательную программу, либо содержать полувоенные образовательные учреждения, целенаправленно готовящих кандидатов для контрактной службы в вооружённых силах.

В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Осуществляется она в юношеской военизированной организации ГАДНА (аббревиатура с иврита «Молодежные батальоны»). Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ , которые координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. На сборах они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
По окончанию сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учётной специальности. Также в системе ГАДНА имеется авиационная и военно-морская секции .

В Великобритании допризывная подготовка именуется термином Система вневойсковой подготовки (СВП ). Существует она вне общеобразовательной системы.
СВП представлена добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей. Также имеются объединенные и армейские кадетские подразделения, кадетский корпус авиационной подготовки и морской кадетский корпус.
В объединенные кадетские подразделения принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год. В первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году - обучение по военно-учётной специальности. В тематику занятий кадетов сухопутных войск могут входить: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.
Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских подразделений формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках. Набор в них может производиться как из учащейся так и не учащейся молодёжи. Армейские кадетские подразделения служат основой для формирования кадетских батальонов, в которой и осуществляется начальная военная подготовка молодежи

Ни для кого не секрет, что молодые люди неохотно идут служить в армию. Происходит это потому, что прохождение военной службы «не в моде». И становиться новобранцем многих вынуждает только угроза наказания. Можно ли как-то исправить ситуацию и создать положительный образ российского военнослужащего? Делается ли в наше время что-нибудь для этого? Оказывается, помочь исправить ситуацию призвана военная подготовка, в основе которой лежит патриотическое воспитание. Нельзя заставить человека любить родину. Но можно привить желание защищать ее, как место где живут родные люди, где дом. Воспитать в молодом поколении уважение к Вооруженным силам и желание оказаться в их рядах.

Начинать надо с детей

Подготовка к военной службе начинается еще в школе. Для этого лучше всего подходят уроки ОБЖ. На них рассказывают юношам о том, какая жизнь ждет их в армейской казарме. Это улучшает понимание того, что именно они должны будут делать, какие обязанности на них возложат. Таким образом, снимается психологическое напряжение, оказывается помощь в поиске общего языка с будущими товарищами. Кроме того, военная подготовка включает в себя строевые и стрелковые учения. Молодые люди узнают, что служба имеет свою специфику, а солдатский труд - особенный. Они обучаются навыкам строевой подготовки, физическим упражнениям. Их знакомят с обязанностями солдата, военной присягой. Это дает возможность заранее узнать, какие именно моральные качества потребуются на службе. Военная подготовка также включает в себя соревнования, тематические экскурсии и летнюю практику. Для того, чтобы юноши гордились своей страной, им рассказывают о преимуществах нашего вооружения. На практических занятиях учащиеся оценивают свои знания и физическую подготовку, сравнивают их с нормативами, которые установлены в армии. Таким образом, они уже заранее знают, какие навыки им надо улучшить, чтобы не ударить в грязь лицом после призыва.

Решаешь сам

Добровольная военная подготовка, процесс прохождения которой находится под контролем Правительства РФ, предусматривает не только обучение несовершеннолетних в школах. Предусмотрены и другие ее направления. Она также включает в себя военно-прикладные виды спорта, дополнительные программы для различных родов войск, подготовку офицеров запаса на военных кафедрах аккредитованного негосударственного учреждения. Рассмотрим эти виды обучения подробнее.

Дополнительные плюсы

Военно-прикладными видами спорта разрешено заниматься всем гражданам, которых могут призвать на военную службу. Причем делать это можно в любых заведениях предназначенных для этого, независимо от ведомственной принадлежности. Такие занятия, если они привели к получению первого спортивного разряда или звания, дают молодым людям преимущество при зачислении в военное образовательное учреждение. Также они могут выбрать род войск, в котором хотят служить, или занятия специальными видами спорта. Военная подготовка может быть получена несовершеннолетними в суворовских, нахимовских, военно-музыкальных училищах. В этом же направлении работают кадетские корпуса.

Офицеры запаса

Обучение на военной кафедре дневного отделения государственного вуза также является добровольным. Пройти его могут граждане, которым на момент окончания образовательного учреждения не исполнится 27 лет, и только в том случае, если они могут быть призваны по состоянию здоровья и другим необходимым показателям. Когда обучение заканчивается, молодые люди считаются офицерами запаса. Но надо знать, что перед прохождением добровольной подготовки надо заключить контракт, который предусматривает: отсрочка, полученная юношей в вузе с военной кафедрой, предусматривает, что он будет служить в российской армии после его окончания. Интересно, что подготовка граждан к военной службе в вузе со специальной кафедрой оплачивается дополнительной стипендией. Ее получают даже те, кто уже отслужил в армии, но посещает добровольную подготовку офицеров запаса, чтобы получить звание. Причем размер их стипендии больше.

Бывает и не добровольной

Обязательная подготовка к военной службе также находится в компетенции Правительства РФ. Она подразделяется на два периода. Первый предусматривает работу с допризывниками. То есть с юношами, которые не были первоначально поставлены на воинский учет. Это происходит в период с 1 января по 31 марта с лицами мужского пола, достигшими в этот год 17 лет. Во втором периоде подготавливают призывников, то есть тех, кто состоит на воинском учете, и до того момента, как они будут отправлены к месту прохождения службы. Под эту категорию подпадают мужчины от 18 до 27 лет.

Первый и второй этап

В первом периоде обязательная военная подготовка включает в себя только получение первоначальных знаний о способах защиты Родины, определение пригодности к службе. Улучшение физических и моральных качеств. Обучение работе в больших и малых коллективах. На втором этапе уже учитываются результаты первого периода. Военная подготовка идет целенаправленно, так как уже примерно известна психологическая склонность будущего солдата. Здесь работа юноши заключается в совершенствовании навыков, которые потребуются ему для прохождения службы в конкретном роде войск. Он заранее знакомится с тем, какие требования предъявляются к его здоровью, физической и психологической подготовке. Оценивает свою способность им соответствовать.

Какие качества пригодятся

Военные специальностей много, а значит, требования к ним предъявляются разные. Например, операторы - те, кто управляет орудием или боевой техникой. Такой специалист должен иметь технические знания для того, чтобы работать с системами любой сложности. Необходимо уметь быстро и правильно принимать решения, иметь крепкое здоровье и нервы. Оператору необходима отличная память, умение концентрироваться, аккуратность. Самые большие требования, конечно, предъявляются к будущим командирам. Такие люди воспитывают солдат, а значит, имеют педагогические навыки. Кроме того, должны быть в наличии задатки лидера, умение командовать, причем приказы должны быть краткими и четко сформулированными. Речь командира должна быть разборчивой. Не лишней окажется и хорошая физическая подготовка. Будущему руководителю надо не только заставить солдат подчиняться, но и уметь самому исполнять приказы вышестоящих офицеров, знать устав воинской службы, вызывать уважение у подчиненных.

Но какого вида служба ни предстояла бы молодому человеку, надо помнить, что во всех родах войск приветствуется смелость, мужество, дисциплинированность, хорошее здоровье. Следовательно, воинская подготовка окажется отличным подспорьем для развития необходимых навыков и качеств.