Как бороться с безграмотностью. "Пеши исчо": Нужно ли бороться с безграмотностью в социальных сетях

Согласно мировой статистике, лишь полпроцента людей на земле не умеют читать и писать. Казалось бы, над неграмотностью одержана полная и уверенная победа. Однако ученые бьют тревогу: по данным разных исследований, от 25 до 50 процентов населения земли является функционально неграмотным!

Важно знать! По результатам исследования, проведенного в 2003 году Международным институтом чтения, по качеству функциональной грамотности и чтения Россия заняла 32-е место из 40 возможных.

iconmonstr-quote-5 (1)

Лишь каждый третий российский выпускник способен понять содержание научных и литературных текстов.

Что такое функциональная неграмотность

Функционально неграмотный человек умеет читать и писать, но при этом практически не понимает смысла прочитанного. Он испытывает трудности при чтении и заполнении документов, не понимает, что написано в инструкции к лекарству или бытовому электроприбору.

Кроме того, у такого человека страдают и речевые умения: он почти не воспринимает высказывания других людей или понимает их искаженно, а также с трудом выражает свои собственные мысли.

Как разглядеть у ребенка функциональную неграмотность

Конечно, не стоит делать скоропалительных выводов, но если вы наблюдаете у своего школьника следующие «симптомы», стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу или логопеду:

  • не любит читать;
  • жалуется на дискомфорт, головную боль или резь в глазах, возникающую каждый раз во время чтения;
  • просит вас или кого-то другого объяснить прочитанное;
  • шевелит губами при чтении или проговаривает вслух читаемый текст;
  • всеми способами избегает сложных умственных задач;
  • не умеет следовать даже простым инструкциям;
  • испытывает агрессию по отношению к тому, кто «нагружает» его сложными задачами.

Откуда берется функциональная неграмотность

Исследователи связывают возросшее число функционально неграмотных людей с развитием информационного потока. Прямых научных доказательств того, что телевидение и интернет приводят к функциональной неграмотности, нет, но вместе с тем нельзя отрицать, что среди тех, кто сутки проводит перед экраном телевизора или в социальных сетях, функционально неграмотных подавляющее большинство.

iconmonstr-quote-5 (1)

В группе наибольшего риска находятся дети, чьи родители охотнее дают в руки чаду смартфон или планшет, чем читают книжку.

Ограничение до минимума просмотра телепередач, компьютерных игр, посещения социальных сетей и форумов в современных условиях необходимо, убеждены психологи. Ребенок, который к десятилетнему возрасту не научился понимать прочитанное, уже считается функционально неграмотным. И чем он старше, тем труднее справиться с проблемой.

Как предотвратить функциональную неграмотность

  • Вовлекайте малыша в реальную жизнь, сведите к минимуму использование гаджетов или вовсе откажитесь от них, особенно в раннем детском возрасте.
  • Тренируйте память ребенка (учите стихи, скороговорки, песни и т. п.)
  • Читайте ребенку вслух, даже тогда, когда он сам уже умеет читать. Отдавайте предпочтение книгам, которые интересны ему самому.
  • Обсуждайте прочитанное, делитесь впечатлениями, задавайте вопросы по прочитанному тексту и обязательно отвечайте на вопросы ребенка.

Что делать, если проблема уже есть

Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка признаки функциональной неграмотности. Ежедневные занятия, направленные на решение этой проблемы, могут дать хорошие результаты.

Для решения проблемы стоит прежде всего научить ребенка работать с текстом:

  • попросите его не проговаривать текст во время чтения;
  • познакомьте его с разными видами чтения: ознакомительное, обучающее, просмотровое;
  • учите ребенка делить текст на части по смыслу;
  • хорошей тренировкой является перевод информации из текстовой формы в форму таблицы и наоборот;
  • поработайте над расширением периферического зрения: ребенок должен иметь в поле зрения несколько строчек текста, а не одну;
  • научите ребенка искать в тексте ответы на определенные вопросы. Конечно, функциональная неграмотность не приговор, и скорректировать можно даже самые безнадежные случаи.

Главное, чтобы у человека было огромное желание справиться с проблемами, и тогда все возможно!

Преподаватели русского языка объединились во Всероссийскую Ассоциацию учителей-словесников, чтобы бороться с безграмотностью. Каким образом Ассоциация может воспрепятствовать развалу образования, рассуждал Александр Юрьевич Закуренко , преподаватель русской и мировой литературы высшей категории, победитель конкурса «Приоритетный национальный проект «Образование» (лучшие учителя) за 2007 г.

- Как вы считаете, может ли Ассоциация действительно решить проблему безграмотности?

Нужно понять, что эта за Ассоциация учителей-словесников, потому что корни этой идеи лежат в постановлении первого Всероссийского конгресса учителей-словесников, который был организован в МГУ. Тогда в резолюцию был включен первый пункт о необходимости организовать Ассоциацию. Но это было связано с целым рядом других пунктов, которые выработал конгресс: в частности, пункт требования отмены ЕГЭ, пересмотра федерального стандарта, поскольку только в этом случае можно говорить о действительно реальном повышении грамотности и культурного уровня в стране. Если же эта Ассоциация проправительственная и создана для того, чтобы прикрывать какие-то идеи - в этом смысла нет никакого. Проблема системная: она не касается того, что кто-то безграмотный, это системная проблема нашего гуманитарного образования, которое разрушено.

- Назовите, пожалуйста, основные проблемы школы, которые должна решить Ассоциация?

Можно по пунктам перечислять этапы разрушения школ и причины этого явления. Тестовая система в гуманитарных науках, например, абсолютно бессмысленна. ЕГЭ по литературе никакого смысла не имеет, потому что это предмет, направленный на понимание, на развитие, на выбор вариативности, а не на отгадывание правильного ответа. Отмена литературы как предмета, отмена и замена сочинений на тестовые проверочные материалы, понижение количества часов – это не содержательная часть, но, в принципе, этот пункт также важен. По сути, Министерством образования не сформулирована содержательная сторона: что значит для школы гуманитарное образование, только ли это знание правил, или это знание культуры, или это свободное владение языком, или это умение порождать письменный текст. Нет содержательных моментов, которые говорили бы об общей катастрофической ситуации в стране.

Ассоциация должна быть готова поднимать реальные системные вопросы образования: говорить о несовершенстве федерального стандарта, требовать отмены ЕГЭ по гуманитарным наукам или хотя бы выбора, действительно говорить о квалификации большей части преподавателей, еще с советских времен получивших историческое, филологическое образование. Нужно решать вопрос системы оценок в школе, сейчас она заранее готовит лицемеров, потому что им двойки ставить нельзя, человек может ничего не делать 11 лет, и потом ему все равно тройка будет нарисована, даже если он ни одной буквы русского алфавита не будет знать. Если будет системность, то можно говорить, в том числе, и о грамотности. Если это просто будет: «Ах, давайте повышать грамотность, давайте книжек больше читать» - это все пустые лозунги на фоне абсолютного уничтожения образования в стране.

Какие меры нужно предпринять, чтобы заставить детей, во-первых, читать, во-вторых, грамотно писать и говорить на хорошем русском языке?

Во-первых, нужно начинать с содержания, то есть не чиновники, а профессионалы должны сформулировать, для чего нужны литература, история и язык в школе. Пока они нужны лишь для того, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, тему образования можно закрыть. Школа превратилась в Центр подготовки к Единому Государственному Экзамену. Ученики приходят не для того, чтобы учиться, узнавать, а для того, чтобы их научили сдавать ЕГЭ.

Фрагментарно содержательная часть была сформулирована на Первом конгрессе учителей-словесников. К сожалению, эта резолюция не комментировалась ни в Правительстве, ни в Администрации Президента. Хотя написана она была двумя тысячами профессионалов со всей страны. Нужно обсуждать содержание: что должна давать литература? Умение говорить, писать, системный взгляд на мир: человек должен понимать, что такое Средневековье, Возрождение, модерн. Проверять это надо не тестовой системой, а письменными заданиями и обязательно устными – невозможно гуманитарные науки оставить без устного экзамена. Человек обязан уметь говорить, а учитель – проверять это.

- Какие еще пункты необходимы для совершенствования системы образования?

Я считаю, что должна быть реально начата подготовка филологов, историков новой формации на основе современных представлений об истории и филологии, а не по схеме «пришел, отчитал конспект, поставил оценки и вышел». То есть совершенно другой тип преподавания и преподавателей нужен. Далее, должно быть четкое и однозначное понимание того, что если ученик получает двойку – это означает не то, что учитель не выполняет программу, а то, что ученик не хочет учиться. И с такими учениками государство должно работать иначе. Школа – это не классы коррекции. Невозможно человека в 16 лет заставить учиться, если он не хочет. У нас нет тоталитарных очагов, как в Советском Союзе. Если эти системные вещи будут сделаны, тогда можно надеяться, что грамотность начнет повышаться и чтение станет интересным.

- Культурный уровень может помочь решить существующие проблемы?

Да, необходимо формирование культурной среды. Как приходить в школу и говорить ученикам: «Давайте читать «Войну и мир» в четырех томах», если при этом они знают, что есть краткое содержание, и все вокруг говорят «не парься, расслабься» – с какой стати они будут напрягаться? Общество должно дать сигналы, что ему нужны образованные, грамотные люди, а общество дает сигналы, что ему нужны необразованные, неграмотные, глупые и послушные. Такой возникает диссонанс в голове ученика: ему жизнь говорит одно, а учителя на уроках литературы – другое. Должна быть культурная политика государства. Если передачи по литературе, экранизации показывают в три часа ночи, а в девять вечера показывают КВН и Аншлаг или «Улицы разбитых фонарей», то после этого человеку рассказывать о ценности Достоевского и Толстого очень сложно.

Через какое время можно восстановить систему образования, если следовать тем пунктам, которые Вы обозначили?

Культуру разрушить очень просто: за 15 лет разрушили то, что было – я не говорю, хорошее или плохое, это отдельный разговор. Советская система преподавания не была идеальной, там много проблем было. Но на ее месте никакой другой не создали. Десяти лет достаточно, чтобы выросло поколение неграмотных людей. А чтобы восстановить, я думаю, нужно 5-10 лет постоянной упорной работы. Новых учителей нужно привлечь в школы. Очень важный момент: для того, чтобы молодого специалиста действительно привлечь в школу, нужна не только достойная зарплата, ему должно быть интересно работать. А если он знает, что в школе он должен будет писать поурочное планирование, сидеть на бесконечных заседаниях, сдавать отчеты по каждому уроку, отвечать на письма других учителей и родителей, его будут приходить проверять из Департамента образования – он просто туда не пойдет. Это не творческая работа.

Вторая вещь – это аттестация учительского состава. Она совершенно безумно составлена: скажем, за ЕГЭ определенного уровня дается 80 баллов, а за кандидатскую диссертацию – 50. Вот приоритеты, которые расставило государство. То есть ученый, который много лет изучал свой предмет, приходя в школу, грубо говоря, начинает с 50 баллов, а какой-нибудь учитель, который не учит, а натаскивает на ЕГЭ, получает 80. И кто после этого пойдет в школы? Еще один важный пункт: сейчас еще остались хорошие школы, которые возникли в 90-е на волне свободы, их упорно уничтожают. Можно назвать некоторое количество хороших школ, и они сейчас все под страшным ударом. Потому что когда связывают ЕГЭ с количеством человек в классе, большинство школ проигрывает: детей там не так много и они ориентированы на качество образования, а не на ЕГЭ. Может получиться так, что добьют остатки хороших школ, и тогда нынешний уровень образования покажется академическим. Боюсь, Ассоциация этим не занимается, потому что то выступление, которое я слышал на встрече с Президентом, было очень конформистское. Ждал, что будут говорить о реальном развале образования, а там жалобы на то, что дети не читают. Ну, не читают, а что дальше с этим делать?

Беседовала Наталья Сарвина

26 декабря 1919 года Совнарком РСФСР принимает декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет было обязано научиться писать и читать. Масштабная программа была успешно проведена. Мы хотим вспомнить войны с безграмотностью от Ярослава Мудрого до наших дней.

Грамотность. Начало

Начало распространения грамотности на Руси относится к концу X и началу XI века. При Владимире Святославовиче и Ярославе «отбирали детей» у «нарочитых людей» и учили их грамоте и догматам веры. Интересно, что сам Владимир был неграмотный, Ярослав же «сам книги читал». Около 1030 года Ярослав велел в Новгороде собрать у старост и священников 300 детей и учить их грамоте. Училище имело целью подготавливать достойных служителей церкви.

По сути, это было первое просветительское учреждение. К 1080 году относится известие об училище для женщин, учреждённом царевной Анной. В XII веке смоленский князь Роман Ростиславович на создание училищ израсходовал все свои средства. Таким образом, можно утверждать, что к XII веку грамотность была распространена не только среди служителей церкви, но и среди людей светских, в основном князей. Однако не стоит переоценивать границы распространения грамотности в то время, тот же Дмитрий Донской был неграмотен. Положение образования было так плохо, что в конце XV в. приходилось ставить в священники безграмотных.

Неграмотные верхи и низы

На Стоглавом соборе (1551) решено было заводить у священников, диаконов и дьяков в домах училища для обучения «грамоте, книжному письму и церковному пению и чтению налойному»; но решение собора не было приведено в исполнение. Духовенство было для этого слишком бедно и невежественно. Школы существовали только в крупных центрах. Так, в 1553 г. упоминается об открытии училищ при новых епархиях в Казани и Каргополе. При Борисе Годунове предполагалось завести в России светские школы, но последовавшая смута помешала этому. В конце XVI в. из 22 бояр, подписавших грамоту об избрании Годунова на царство, не знали грамоты четверо; из 22 стольников, 8 было неграмотных. Ещё меньше знали грамоту дворяне и дети боярские. В одном акте XVI в. из 115 князей и детей боярских могли подписать своё имя только 47 человек. Стоит ли говорить, что среди «простого люда» грамотность в допетровское время была нулевой.

Пётр I

Первым серьёзно обратил внимание на распространение грамотности Пётр I. В 1714 году он учредил цифирные, или арифметические школы, в которых преподавались грамота, счисление и основания геометрии. Ученики обучались бесплатно и платили только за выход из школы. В арифметические школы дворяне и чиновники должны были посылать детей своих 10-15-летнего возраста; впоследствии это распоряжение было распространено и на лиц других сословий. С 1714 по 1722 г. во всех цифирных школах перебывало 1389 учеников, из которых окончило курс только 93. К концу царствования Петра I в России насчитывалось около 110 низших училищ.

Основной целью Петра I была подготовка просвещённых кадров для государственной службы. По смерти императора деятельность открытых им образовательных учреждений практически не развивалась. При Екатерине I и Петре II было открыто лишь несколько школ для обучения детей священников. Анна Иоанновна учредила несколько гарнизонных школа, тогда как деятельность цифирных школ полностью прекратилась. Императрица Елизваета пробовала активно внедрять образовательные учреждения и даже грозила штрафами за неисполнение постановлений, однако многие её приказы оставались только на бумаге. Тем не менее, стремление к образованию росло в народе. Домашнее образование уже в то время было развито у поморов, на берегах Волги, в Новороссии.

Реформы Екатерины Великой

Значительный вклад в дело просвещения внесла Екатерина II. В годы её правления стали открываться школы, в программы которых входили такие предметы как чтение, письмо, арифметика, рисование и катехизис для «детей греко-российского исповедания». Большой проблемой, однако, был недостаток учителей, нехватка средств и хороших учебников. В 1782 году была учреждена комиссия, которой было поручено заниматься разработкой учебных программ, планов учреждения учебных учреждений, открытием школ и подготовкой способных учителей. Согласно разработанному учебному плану, все народные училища разделялись на 3 разряда: малые (2 класса), средние (3 класса) и главные (4 класса и 5 лет обучения).

В малых училищах предполагалось обучать Закону Божию, чтению, письму, основам грамматики, рисованию, арифметике и читать книгу «О должностях человека и гражданина». В третьем классе средних училищ преподавались катехизис, священная история, христианское нравоучение, объяснение Евангелия, арифметика, грамматика, всеобщая и русская история и краткая география. В главных училищах к перечисленным предметам присоединялись геометрия, архитектура, механика, физика, натуральная история и немецкий язык. Екатерина повелела также завести преподавание различных языков по местностям (например, греческого языка в Новороссийской, Киевской и Азовской губерниях, китайского - в Иркутской), но по факту эти языки в народных училищах никогда не преподавались.

Свободу крестьянам, грамоту - им же

В XIX веке развитие просвещения вышло на кардинально новый уровень. Несмотря на значительные препоны, открывались училища и внедрялись новые программы образования. Большой проблемой для изучения статистики распространения грамотности по-прежнему оставался бюрократический характер подсчета, далёкий от истинного положения вещей. Многие школы существовали только на бумаге, контроль за исполнением указов министерства народного просвещения осуществлялся из рук вон плохо.

Распространение грамотности начинает делать успехи только после освобождения крестьян, с развитием участия земства в деле народного образования. Император Александр II, освободивший крестьянство от крепостного рабства, дал народной школе необходимую почву для развития и создал в России совершенно новую организацию всего дела народного образования. Серьёзным оставался дефицит учебных материалов. Все учебники подвергались строгой цензуре, нехватка пособий стояла очень остро, что тормозило процесс внедрения грамотности среди населения.

Ликбезу - быть!

К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, уже давно вставшей на путь индустриального развития. К 1917 году заметная часть населения страны оставалась неграмотной (особенно в Средней Азии). 19 июня 1920-го года Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и 1920-1930 руководила обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский. Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники - дети, потерявшие не только родственников, но и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В РСФСР в 1921 году их насчитывалось 4,5 млн., а в целом по СССР в 1922 году - до 7 млн. Работа с беспризорниками нашла своё отражение в творчестве автора «Педагогической поэмы» Антона Макаренко.

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. Взрослые также могли обучаться в ликпунктах. При этом у них сокращался рабочий день при сохранении заработной платы.

Дело ликвидации неграмотности шло не просто. К 1926 году СССР занимал 19-е место среди стран Европы по уровню грамотности, уступая таким странам, как Португалия и Турция. Тем не менее, при помощи тех же культпоходов, когда значительные массы населения обучались при помощи общественности, борьба с безграмотностью достигла значительных успехов. К 1940 году ситуация перестала быть катастрофической. Грамотность приближалась к 100%.

Если говорить о дне сегодняшнем, то, к сожалению, вопрос о грамотности по-прежнему остаётся открытым. Искажение языковых норм распространено в интернете, но, как ни странно, это заставляет многих людей внимательнее относиться к родному языку.

Специалисты бьют тревогу: количество детей с различными отклонениями в развитии увеличивается. Диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» перестал быть экзотическим. Процент учеников, испытывающих трудности при овладении чтением, письмом, счетом, тоже увеличивается.

Любой учитель русского языка скажет, что в его классе есть дети, обучать которых – просто мука. Они вроде и правила наизусть знают, и дополнительно занимаются, но над результатом диктанта всплакнуть хочется и учителю, и родителям. А почерк? Дети даже сами его с трудом разбирают.

Ребенок не дописывает буквы в слове или прибавляет лишние. Легко может сделать ошибку даже в написании гласной под ударением, например, написать сАлнце вместо сОлнце .

Родители такого ребенка задают вопросы, на которые трудно ответить:

  • Почему мой ребёнок несобран и неусидчив?
  • Учителя называют его умным, но невнимательным. Как такое может быть?
  • Ребенок знает правила, но делает «глупые ошибки». По какой причине?
  • Что делать, если дочь не любит читать?
  • Сын не хочет учить уроки и вообще ходить в школу. Как помочь ему?

Среди факторов, вызывающих подобные отклонения в развитии ребенка, чаще всего называют сложную экологическую ситуацию, тяжелую беременность, сложные роды и т.п.

Обычные методики, которые применяются для коррекции трудностей, часто оказываются нерезультативными.

Медикаментозные методы помогают лишь частично.

Как же помочь ребенку? Необходимо выяснить причины трудностей.


Обратитесь к нейропсихологу, если ребенок:

    получил родовую травму;

    во время беременности или родов испытывал кислородное голодание;

    родился с помощью кесарева сечения;

    имел травмы головы;

    получал общий наркоз;

    часто болел, принимал антибиотики;

    мало ползал или не ползал совсем;

    с трудом высиживает 15 минут на одном месте;

    двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;

    медлителен или излишне активен;

    пишет, рисует левой рукой;

    имеет проблемы с памятью;

    плохо усваивает учебный материал;

    не может описать картинку, скопировать рисунок;

    пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально.

Нейропсихологическая диагностика представляет собой безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат определенные задания и упражнения, созданные отечественным ученым А. Р. Лурия.

Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его потенциальные возможности.

Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 6 до 10 лет.

Диагностика наглядно демонстрирует первопричины проблем. По результатам обследования делается вывод о состоянии внимания, памяти, мышления, пространственных представлений.

По итогам обследования проводится консультация с родителями, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечается курс коррекционной работы с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка.

Незрелость структур головного мозга связана с различными причинами. У кого-то - с особенностями развития организма в раннем детстве, у других - с большой загруженностью в школе. Могут быть и иные причины. Важно понять, что с безграмотностью можно бороться.

1. Поймите, что ребёнок не виноват. Он по-другому слышит слово, воспринимает его и воспроизводит. Ведь никто не ругает детей за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность - похожая ситуация.

2. Найдите время и возможность сводить ребенка на диагностику к нейропсихологу. Возможно, вам назовут совершенно неожиданные для вас причины рассеянности, утомляемости, перестановки слогов, пропуска букв при письме и чтении.

3. Не думайте, что количество написанных дома или с репетитором диктантов улучшит ситуацию. К успеху приводит не количество, а качество занятий с ребенком. Очень многим детям помогла методика «Алгоритм правильного письма». Освоить её помогут специалисты-филологи учебного центра «Современное образование» (достаточно нескольких консультаций, но заниматься с ребенком по этой методике родителям нужно ежедневно в течение 10-15 минут целый месяц, а то и два. Не жалейте времени. Вы очень скоро почувствуете улучшение).

4. Если ваш ребенок знает теорию языка фрагментами, плохо ориентируется в материале, скорее всего, ему не очень подходит используемый повсеместно способ преподавания «на слух» (в школе на каждом уроке ребенок 90% времени СЛУШАЕТ информацию). Возможно, для такого ученика более приемлемым окажется способ преподавания языка по опорным схемам, когда ребенок будет вынужден задействовать и зрительную, и слуховую, и моторную, и образную, и ассоциативную память. По такой методике в нашем учебном центре обучают в группах всех детей с 5 по 11 класс.

Наберитесь терпения. Доверьтесь советам специалистов. Помогайте ребенку, не жалея времени и сил. И начните это делать сейчас, пока единый государственный экзамен – ещё на горизонте, а не за дверью с колокольчиком для подачи последнего звонка.

Если вы хотите заниматься с ребёнком по такой методике самостоятельно, рекомендуем пройти . Многолетний опыт специалистов центра "Современное образование" будет передан вам в удобной форме. Вы сможете не только читать описание упражнений, но и смотреть на видеозаписи, как преподаватель работает с детьми, а дети выполняют каждое упражнение.


Теги: безграмотность, нейропсихология, Современное образование, советы родителям
Центр "Современное образование"
Свидетельство о публикации № 700077 от 8 Сентября 2016

На прием к психологу приходит мама с сыном, которому 11 лет. Он довольно развитый физически мальчик, любит заниматься спортом. Врачи не находят у него отклонений умственного развития. Однако в школе он учится плохо. Вместе с мамой он вслух читает параграфы из учебника по несколько часов в день, однако ответить на вопросы по содержанию не может, смысл прочитанного не понимает.

В данном конкретном случае было установлено, что у ребенка - функциональная неграмотность.

Под функциональной неграмотностью принято понимать неспособность ребёнка или даже взрослого использовать чтение или письмо в социальном контексте. Функционально неграмотный человек, умея читать и писать, не может применить свои умения на практике. Например, он не может прочитать, понять и воспользоваться инструкцией по пользованию бытовой техникой, не может заполнить квитанцию или другой подобный документ, не способен написать заявление с просьбой.

После ряда проведённых исследований оказалось, что функционально неграмотных людей - несколько десятков процентов, по некоторым исследованиям - до 50%.

«Слишком много букофф»?

Функционально неграмотный человек при чтении узнаёт слова, но не может найти ни художественного смысла, ни утилитарной пользы в том тексте, что он прочитал. Читать такие люди не любят категорически. Некоторые исследователи, имеющие медицинское образование, полагают, что функциональная неграмотность свидетельствует о более серьёзных нарушениях механизмов внимания и памяти, чем те, что имеются при обычной общей неграмотности.

Сегодня термин «функциональная неграмотность» стал трактоваться намного шире. Под ним чаще понимают степень неподготовленности человека к выполнению социальных функций.

Проявляется неподготовленность не только и не столько недостаточным пониманием прочитанного. Здесь и несформированность речевых умений: смысл при восприятии чужих слов или утрачивается, или искажается. Свои собственные мысли тоже не могут быть выражены чётко. Здесь и неспособность воспринять и соответственно применить на практике правила личной безопасности (человек не понимает инструкцию к электроприбору, его может ударить током). К функциональной неграмотности относится и неумение справиться с информационными потоками, недостаточную компьютерную грамотность.

Насколько серьёзна ситуация?

Масштабное исследование, касающееся функциональной неграмотности школьников России 8-9 классов, проводилось в 2003 году, и результаты были весьма печальными. Достаточными для преодоления своеобразного порога навыками чтения владели лишь чуть более трети школьников. Из них только около 25% могли выполнить задания среднего уровня сложности, такие как устное и письменное обобщение информации, расположенной в разных местах текста.


Сформулировать выводы на основе текста и предложить свои гипотезы оказалось способно лишь 2% из принявших участие в исследовании. Россия - не исключение: примерно такая же статистика у школьников Италии, Финляндии, Англии, США.

Конечно, в общем случае, уровень функциональной неграмотности варьируется в разных культурах и странах. Связано это с тем, что в более развитом обществе требуются и более продвинутые навыки. Так, уровень чтения и понимания текста, достаточный для сельской местности развивающейся страны, может быть оценен как функциональная неграмотность в технологически развитом мегаполисе.

Основные признаки функциональной неграмотности школьника:

  1. налицо явная нелюбовь к чтению;
  2. избегание интеллектуальных задач любого рода, отсутствие мотивации к их решению;
  3. обращение с просьбами объяснить текст или способ решения задачи к другим людям;
  4. неумение следовать простым инструкциям;
  5. попытки чтения вызывают физические трудности в виде головной боли, боли в глазах, усталости;
  6. намного легче понимают материал на слух, чем после самостоятельного чтения текста;
  7. во время чтения дети часто пытаются артикулировать, а то и проговаривать текст.

Причины функциональной неграмотности

Одно из наиболее популярных объяснений - резкое возрастание информационных потоков. Научных доказательств этому нет, но увеличение числа функционально неграмотных детей действительно совпало с развитием телевидения. Существует ряд исследований, в которых доказывается, что дети раннего возраста (1-3 года), проводящие перед экраном телевизора несколько часов каждый день, утрачивали часть познавательных навыков.


Однако причина этого может быть просто в том, что ребёнком, который несколько часов в день сидит перед телевизором, просто никто не занимается?

Чётких доказательств «вины» телевидения и интернета в эпидемии функциональной неграмотности не представлено. Но в любом случае, они отнимают у ребёнка время, которое могло бы быть потрачено на то, чтобы учиться читать, писать, и вообще – заниматься учёбой.

Нельзя не признать, что функциональная неграмотность и дислексия были впервые описаны ещё в XIX веке, задолго до развития информационных технологий. Тогда это пытались объяснить наследственностью и генетикой. Сегодня генетический фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Можно ли бороться?

Отмечают, функциональная неграмотность - это не проблема педагогической науки, а последствия некорректного обучения в начальных классах школы. И устранять проблему следует именно там и именно в 6-8 лет. Для устранения функциональной неграмотности не требуется ни дополнительных финансовых вложений, ни отдельных научных разработок. Всё, что требуется - включить обучение функциональной грамотности в каждый урок, будь то чтение, родной язык, или информатика. Методики известны, овладение ими доступно любому современному педагогу.

Функциональное чтение называется основным средством борьбы с функциональной неграмотностью. Это чтение для поиска данных, чтобы решить заранее сформулированную задачу. Так, при функциональном чтении применяют приёмы просмотрового чтения (они называются также приёмы сканирования) и аналитического чтения. Аналитическое чтение - это подбор цитат, разработка схем и диаграмм, выделение ключевых моментов в тексте.


Чтобы помочь ребенку справиться с текстом:

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit

  1. Тренируйте его память.
  2. Учите его расширять периферическое зрение: он должен видеть не одну строчку, а много.
  3. Попросите его не проговаривать текст.
  4. Покажите ему, что есть разные виды чтения - ознакомительное, обучающее, просмотровое.
  5. Учите его делить текст на части, составлять план, схему содержания.
  6. Освойте с ним перевод информации из формы таблицы в текстовую
  7. форму и наоборот.
  8. Учите его искать в тексте ответы на конкретные вопросы.

Для того чтобы не допустить, а тем более преодолеть функциональную неграмотность, нужно много работать. Ребёнок, который не научился понимать прочитанное к 10-летнему возрасту, уже может считаться функционально неграмотным, и наверстать и преодолеть это в старшем возрасте будет сложнее.