Какие черты характера передаются по наследству. Характер в наследство: влияние генов на наше поведение

Люди отличаются друг от друга рядом психологических характеристик. Эти различия вызваны как неодинаковыми условиями жизни, так и несходными генотипами, поскольку генотипы людей содержат разные формы генов. Соотносительный вклад наследственности и среды в разнообразие людей по психологическим свойствам и поведению изучает психогенетика. Для оценки влияния наследственности и среды на поведение человека ученые сравнивают людей, имеющих различную степень генетической общности (однояйцевых и многояйцевых близнецов, родных и сводных братьев и сестер, детей и их биологических и приемных родителей).

Многие гены существуют в нескольких формах, подобно тому, как есть разные формы гена, определяющего цвет глаз. Некоторые гены имеют десятки форм. Генотип конкретного человека содержит два экземпляра каждого гена, формы которых могут быть разными, а могут быть и одинаковыми. Один унаследован от отца, другой - от матери. Сочетание форм всех генов уникально для каждого человеческого организма. Эта уникальность лежит в основе генетически обусловленных различий между людьми. Вклад генетических различий в разнообразие людей по психологическим свойствам отражает показатель, называемый "коэффициент наследуемости". Например, для интеллекта коэффициент наследуемости составляет, по меньшей мере, 50%. Это не означает, что 50% интеллекта дано человеку от природы, а остальные 50% нужно добавить путем обучения, тогда интеллект будет 100 баллов. Коэффициент наследуемости не имеет отношения к конкретному человеку. Его вычисляют, чтобы понять, в чем причина отличия людей друг от друга: возникают ли различия из-за того, что у людей неодинаковые генотипы, или потому, что их по-разному учили. Если бы коэффициент наследуемости интеллекта оказался близок к 0%, то можно было бы сделать вывод, что только обучение формирует различия между людьми, и применение одних и тех же воспитательных и образовательных приемов к разным детям будет всегда приводить к одним и тем же результатам. Высокие значения коэффициента наследуемости означают, что даже при одинаковом дети будут отличаться друг от друга в силу своих наследственных особенностей. Конечный результат, однако, не предопределен генами. Известно, что дети, усыновленные в благополучные семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к своим приемным родителям и могут значительно превосходить биологических. В чем же тогда выражается влияние генов? Поясним это на примере конкретного исследования.*

Ученые обследовали две группы приемных детей. Условия в приемных семьях были у всех одинаково хорошими, а биологические матери детей различались по уровню интеллекта. Биологические матери детей из первой группы имели интеллект выше среднего. Примерно половина детей из этой группы продемонстрировала интеллектуальные способности выше средних, другая половина - средние. Биологические матери детей второй группы имели несколько сниженный (но в пределах нормы) интеллект. Из этой группы 15% детей имели такие же невысокие оценки интеллекта, у остальных детей уровень интеллектуального развития соответствовал среднему. Таким образом, при одинаковых условиях воспитания в приемных семьях, интеллект детей, в определенной степени, зависел от интеллекта их кровных матерей.

Приведенный пример может служить иллюстрацией существенных различий между понятием наследуемости психологических качеств и наследуемости некоторых физических особенностей человека, таких как цвет глаз, кожи и т.д. Даже при высоком уровне наследуемости психологического признака генотип не предопределяет его конечного значения. От генотипа зависит, как ребенок будет развиваться в определенных условиях среды. В некоторых случаях генотип задает "пределы" выраженности признака.

Влияние наследственности на интеллект и характер в разных возрастах

Исследования показывают, что гены отвечают за 50-70% разнообразия людей по уровню интеллекта и за 28-49% различий по выраженности пяти "универсальных", наиболее важных, свойств личности:

  • тревожности,
  • дружелюбию,
  • сознательности,
  • интеллектуальной гибкости.

Это данные - для взрослых. Однако степень влияния наследственности зависит от возраста. Результаты психогенетических исследований не подтверждают распространенное мнение, что с возрастом гены все меньше влияют на поведение человека. Генетические различия, как правило, сильнее проявляются в зрелом возрасте, когда характер уже сформировался. Значения коэффициента наследуемости большинства изученных психологических свойств для взрослых выше, чем для детей. Наиболее точные данные получены по наследственной обусловленности интеллекта. В младенчестве внутрипарное сходство многояйцевых близнецов такое же высокое, как для однояйцевых, но после трех лет оно начинает снижаться, что можно объяснить большим влиянием генетических различий. При этом нарастание различий происходит не линейно. В ходе развития ребенка есть этапы, в которые различия между детьми вызываются преимущественно влиянием среды. Для интеллекта это возраст 3-4 года, а для формирования личности - предподростковый возраст 8-11 лет.

Кроме того, в разных возрастах действуют разные генетические факторы. Так среди наследственных факторов, обуславливающих различия по интеллекту, есть как стабильные, т.е. действующие во всех возрастах (это, возможно, гены, связанные с так называемым "общим интеллектом"), так и специфические для каждого периода развития (вероятно, гены, определяющие развитие частных способностей).

Влияние наследственности на асоциальное поведение

Поскольку во всех развитых странах преступность и алкоголизм биологических родителей являются распространенными причинами утраты ребенком кровной семьи и помещения в приемную, мы подробнее рассмотрим данные психогенетики о влиянии наследуемости на эти формы поведения. Семейные и близнецовые исследования криминального поведения проводятся уже более 70 лет. Они дают очень разные оценки наследуемости, наиболее часто попадающие в диапазон 30-50%. "Верхние" значения наследуемости получают при изучении близнецов. Некоторые исследователи считают, что близнецовый метод может давать завышенные оценки наследуемости, так как он не всегда позволяет отделить генетические влияния от особых условий среды, в которых растут однояйцевые близнецы. Методом изучения приемных детей получают значения коэффициента наследуемости примерно в 2 раза ниже, чем при изучении близнецов.

Датское исследование приемных детей


Рисунок 1. Количество проанализированных семей,

(датское исследование).

Наиболее систематические исследования наследуемости криминального поведения методом изучения приемных детей были проведены в скандинавских странах - Дании и Швеции. Благодаря сотрудничеству родителей-усыновителей и ряда органов власти, датским ученым удалось проследить судьбу более 14 000 лиц, усыновленных в период с 1924 по 1947 гг. На рисунках 1 и 2 показаны результаты исследования судимости у мужчин, выросших в приемных семьях. Они относятся только к преступлениям против собственности, поскольку количество преступлений, связанных с применением насилия, было мало.


Рисунок 2. Доля сыновей, имевших судимости, в семьях,
различающихся по наличию судимости у биологического и приемного отца
(датское исследование).

Из рисунка 2 видно, что доля осужденных среди детей, биологические отцы которых были преступниками, несколько повышена по сравнению с теми детьми, биологические родители которых не нарушали закон. Кроме того, оказалось, что чем больше судимостей у биологического отца, тем выше риск для потомка стать преступником. Было показано также, что братья, усыновленные разными семьями, имели тенденцию к конкордантности (совпадению) по преступному поведению, особенно в тех случаях, когда их биологический был преступником. Эти данные свидетельствуют об определенной роли наследственности в повышении риска криминального поведения. Однако, как и из приведенного выше примера с интеллектом, из данных на рисунке 2 следует, что неблагоприятная наследственность не предопределяет будущее ребенка - из мальчиков, биологические отцы которых были преступниками, впоследствии нарушили закон 14%, остальные 86% не совершили противоправных действий.

Кроме того, оказалось, что на детей с неблагоприятной наследственностью приемная семья оказывает особенно сильное влияние, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Из мальчиков, выросших в приемных семьях, 16% впоследствии совершили преступления (против 9% в контрольной группе). Среди биологических отцов этих детей 31% имели проблемы с законом (против 11% в контрольной группе). Т.е. хотя уровень преступности среди приемных детей был выше, чем в обществе в среднем, он был почти в два раза ниже, чем среди их биологических отцов. По мнению ряда ученых, это свидетельствует о том, что благоприятная обстановка в приемной семье снижает риск криминального поведения у детей с отягощенной наследственностью.

Но в некоторых случаях семейная среда может усиливать риск криминального поведения. Как видно из рисунка 2, дети, у которых и биологический и приемный отец имели судимости, совершали преступления чаще других. (К счастью , таких семей было очень мало (рис.1)). Это значит, что существуют генотипы, обладающие повышенной уязвимостью к неблагоприятным аспектам семейной среды (подобные явления в психогенетике называют генотип-средовым взаимодействием).

Шведское исследование

При исследовании приемных детей в Швеции ученые сначала не нашли даже слабой связи между судимостью детей, воспитанных приемными родителями, и поведением их биологических отцов. Среди шведов преступления были в основном следствием злоупотребления алкоголем. Когда ученые исключили из анализа этот вид преступления, они обнаружили слабую положительную связь между наличием судимости у потомства и их кровных отцов (рис. 3). При этом преступления в обоих поколениях оказались не тяжкими. В основном это были кражи и мошенничество.


Рисунок 3. Процент судимых среди усыновленных лиц
в зависимости от типа семьи
(шведское исследование).

Подтвердилась и чувствительность детей с наследственной отягощенностью к особенностям приемной семьи. Среди усыновленных шведов не наблюдалось повышения уровня преступности по сравнению со средним показателем по стране, несмотря на то, что среди их биологических родителей процент осужденных был увеличен. Среди приемных родителей-шведов не было лиц, имевших судимости. Т.е. максимально благоприятная семейная среда "нейтрализовала" эффект генетического груза. С другой стороны, наиболее высокий риск нарушить закон наблюдался у тех детей с неблагоприятной наследственностью, приемная семья которых имела низкий социально-экономический статус (рис. 3).

Американское исследование


Рисунок 4. Результаты изучения причин, приводящих к формированию асоциальной личности,
в американском исследовании приемных детей
(стрелки означают статистически значимую связь между характеристиками родителей и формированием асоциальных наклонностей у детей).

Скандинавские исследования включали в себя анализ поведения приемных детей, родившихся в первой половине 20-го века. Сходные результаты были получены и в современной работе американских ученых из штата Айова. Правда, в ней анализировали не судимость, а наличие у приемных детей склонности к асоциальному поведению более широкого спектра. Оценивали поведение, которое служит основанием для диагноза "асоциальное расстройство личности" и включает в себя частое совершение поступков, за которые могут арестовать, а также такие черты как лживость, импульсивность, раздражительность, пренебрежение безопасностью, безответственность и бессовестность. Учитывали также целый ряд характеристик приемной семьи, которые могли бы повлиять на формирование подобных наклонностей. На рисунке 4 перечислены эти характеристики и показаны основные результаты исследования на тот момент, когда усыновленные лица уже достигли взрослого возраста (им было от 18 до 40 лет). Были проанализированы данные только о мужчинах, поскольку количество женщин с "асоциальным поведением" оказалось слишком мало. Из 286 исследованных мужчин сорока четырем был поставлен диагноз "асоциальное расстройство личности". Результаты свидетельствовали, что в развитие данного расстройства вносят независимый вклад три фактора:

  1. судимость биологического родителя (генетический),
  2. пьянство или асоциальное поведение одного из членов приемной семьи (средовой),
  3. помещение ребенка с неблагоприятной наследственностью в семью с низким социально-экономическим статусом (генотип-средовое взаимодействие).

Что представляет собой наследственная предрасположенность к асоциальному поведению?

Очевидно, что у человека гены не запускают конкретное поведение подобно тому, как это происходит с некоторыми инстинктивными действиями животных. Связь между риском преступного поведения и генами опосредствована психологическими особенностями. Причем известно, что на риск криминального поведения могут влиять различные неблагоприятные сочетания психологических свойств, и каждое из этих свойств находится под контролем нескольких или большого количества генов и разных факторов среды.

Первым кандидатом на роль биологического "субстрата" асоциальных наклонностей стала Y-хромосома (хромосома, которая содержится только в генотипе мужчин и определяет мужской пол). Примерно у одного из 1100 мужчин в результате биологических ошибок в сложном процессе создания зародышевой клетки в генотипе оказывается вместо одной две или более Y-хромосом. Эти мужчины отличаются невысоким интеллектом (у нижней границы нормы) и высоким ростом. В 60-х годах XX века было впервые показано, что среди отбывающих наказание преступников со сниженным интеллектом непропорционально много (4%) мужчин с лишней Y-хромосомой. Сначала связь между этим генетическим дефектом и криминальными наклонностями казалась очевидной: поскольку мужчины агрессивнее женщин, чаще совершают преступления и в отличие от женщин имеют Y-хромосому, наличие двух и более Y-хромосом должно приводить к формированию агрессивного "супермужчины". Но в дальнейшем выяснилось, что преступники с лишней Y-хромосомой не более агрессивны, чем другие заключенные, и в тюрьму они попадают, в основном, совершив кражи. При этом у мужчин с данной генетической патологией была найдена связь между снижением интеллекта и вероятностью быть осужденным. Не исключено, однако, что сниженный интеллект влиял не на риск совершить преступление, а на риск быть пойманным и посаженным в тюрьму. Например, один из мужчин с лишней Y-хромосомой несколько раз проникал в дома с помощью взлома, когда хозяева находились в помещении.

Исследования мужчин с лишней Y-хромосомой позволяют сделать, по меньшей мере, два важных заключения. Во-первых, связь между генами и преступностью нельзя объяснить генетически обусловленным возрастанием агрессивности или жестокости, как можно было бы предположить, исходя из "здравого смысла". Этот вывод согласуется и с данными исследований приемных детей, в которых влияние наследственности обнаружилось только для преступлений против собственности. Во-вторых, даже среди мужчин с такой очевидной наследственной аномалией, как лишняя Y-хромосома, большинство не становится преступниками, речь идет только о некотором повышении риска подобного поведения среди них.

С середины 90-х годов ученые проводят поиск конкретных генов, которые могли бы влиять на величину риска криминального поведения. Все полученные к настоящему времени данные еще нуждаются в подтверждении и уточнении. Однако заслуживает упоминания исследование, проведенное в Новой Зеландии. В нем было показано, что среди мальчиков, подвергавшихся жестокому обращению в семье, носители формы гена, обеспечивающего более высокую активность фермента МАОА в организме, были менее склонны к асоциальным поступкам, чем носители другой формы гена - низкоактивной. Среди детей, выросших в благополучных семьях, связи между асоциальными наклонностями и геном МАОА не было. Т.е. лица с определенными генетическими особенностями оказались менее уязвимыми к жестокому обращению с ними родителей. Это исследование заставило ученых задуматься о том, правомерно ли вообще говорить о наследственной предрасположенности (склонности) к асоциальному поведению. Возможно, более точным было бы понятие генетически обусловленной уязвимости (незащищенности) некоторых детей по отношению к неблагоприятным, травмирующим событиям.

Влияние наследственности на злоупотребление алкоголем

Давно замечено, что преступность и злоупотребление алкоголем тесно связаны. Более того, психогенетические исследования позволили предположить, что есть общие для этих форм поведения "гены предрасположения". Выявлены также и некоторые сходные закономерности во влиянии наследственности и среды на преступность и злоупотребление алкоголем. Например, для обеих форм поведения существенное влияние общей среды** обнаруживается в подростковом возрасте. Влияние общей среды проявляется, в частности, в том, что братья и сестры, растущие в одной семье (даже если они не родные), больше похожи друг на друга по асоциальным проявлениям и привычкам, связанным с употреблением алкоголя, чем на своих родителей. Однако злоупотребление алкоголем - это довольно сложное с поведенческой и генетической точки зрения явление, поскольку включает в себя и бытовое пьянство и алкоголизм как развившееся постепенно психическое заболевание (главный диагностический признак которого - непреодолимое психологическое влечение к алкоголю).

Очевидно, что в этих двух случаях роль генов различна, но разделить эти две формы злоупотребления алкоголем в психогенетическом исследовании бывает довольно сложно. Возможно, поэтому оценки наследуемости алкоголизма колеблются в довольно широких пределах. Наиболее вероятным интервалом представляется диапазон 20-60%. Среди сыновей больных алкоголизмом заболевает, по разным данным, в среднем 20-40%, а среди дочерей - от 2 до 25 % (в среднем около 5%). При этом можно считать установленным, что возраст, с которого начали употреблять алкоголь, и интенсивность его потребления на первых этапах полностью определяется действием среды. Отметим, что употребление алкоголя в раннем возрасте (обычно до 15 лет) является фактором риска развития алкоголизма. Отсутствие генетических влияний на этот признак указывает на важную роль родительского поведения, сдерживающего употребление алкоголя подростками, в предотвращении развития алкогольной зависимости. Вместе с тем, в дальнейшей эскалации потребления спиртного и развитии алкоголизма отчетливо обнаруживаются генетические эффекты и генотип-средовые взаимодействия.

Подчеркнем, однако, еще раз, что человек не рождается алкоголиком и не существует какого-либо одного "гена алкоголизма", так же как не существует "гена преступности". Алкоголизм является результатом длинной цепи событий, сопровождающих регулярное употребление спиртного. Большое количество генов в определенной степени влияет на эти события. Так, от характера молодого человека зависит, как часто он будет выпивать и будет ли знать меру, а характер, как уже упоминалось, зависит как от воспитания, так и от генотипа. Кроме того, в силу своих генетических особенностей люди в разной степени чувствительны к токсическим эффектам алкоголя. Например, у части японцев, корейцев и китайцев найдена такая форма гена, влияющего на переработку алкоголя в печени, обладание которой ведет к очень сильному отравлению спиртным. Человек с такой формой гена, выпив алкоголь, ощущает тошноту, прилив крови к лицу, головокружение и раздражение. Эти неприятные ощущения удерживают человека от дальнейшего употребления спиртного, поэтому среди носителей данной формы гена почти не встречается больных алкоголизмом. Наконец, не у всех людей, регулярно употребляющих алкоголь, развивается непреодолимая тяга к нему. Существуют гены (сейчас идет их интенсивный поиск), от которых зависит, приведет ли длительное действие алкоголя на мозг к алкогольной зависимости. При этом гены не запускают конкретные формы поведения, не "заставляют" человека пойти и выпить. Если человек знает о том, что предрасположен к алкоголизму, он может избегать ситуаций, в которых поощряется употребление спиртного, и оставаться здоровым.

Детей алкоголиков часто называют группой множественного риска. Примерно у 1/5 из них обнаруживаются различные проблемы, которые требуют особого внимания родителей, педагогов, а иногда и врачей. Преимущественно это неусидчивость и невротические расстройства (тики, страх темноты и пр.). Реже наблюдаются трудности в усвоении школьной программы, еще реже другие - более серьезные - расстройства, например, судорожные состояния. Эти нарушения не являются проявлениями каких-либо дефектов генетического аппарата и вызваны неблагоприятными условиями, в которых матери вынашивают беременность и растят малышей. Исследования приемных детей показали, что алкоголизм кровных родителей не увеличивает вероятность того, что в будущем ребенок заболеет каким-либо серьезным психическим расстройством.

Суммируя существующие данные о влиянии наследуемости на асоциальное поведение и алкоголизм, можно сделать следующие выводы.

  • Существует положительная, хотя и очень слабая связь между преступностью кровных отцов и их сыновей, выросших в приемных семьях.
  • Эта закономерность обнаруживается только для нетяжких преступлений, поэтому нет оснований считать, что риск стать преступником объясняется у приемных детей генетически обусловленным повышением агрессивности или жестокости.
  • Данные указывают, что благоприятная семейная среда может нейтрализовать врожденные особенности, связанные с повышением риска криминального поведения, а неблагоприятная - усилить их.
  • Развитие асоциальных наклонностей не является неотвратимым даже у носителей серьезных генетических аномалий.
  • Возраст, с которого начали употреблять алкоголь, и интенсивность его потребления на первых этапах полностью определяется действием различных средовых факторов. Генетические эффекты и генотип-средовые взаимодействия обнаруживаются лишь для последующей эскалации потребления спиртного и развития алкоголизма.

*Willerman L. Effects of families on inteelectual development. Цит. по "Психогенетика" И.В. Равич-Щербо и др.

** Средовые влияния в психогенетике подразделяют на общую и индивидуальную среду. Под общей средой понимают все ненаследственные факторы, которые делают сравниваемых родственников из одной семьи похожими между собой и не похожими на членов других семей (можно предположить, что для психологических свойств это стили воспитания, социально-экономический статус семьи, ее доход и пр.). К индивидуальной среде относят все ненаследственные факторы, формирующие различия между членами семьи (например, уникальный для каждого ребенка круг друзей, одноклассников или учителей, запомнившиеся ему подарки или поступки взрослых, вынужденная изоляция от сверстников в результате какой-нибудь травмы или другие индивидуальные события).

Алфимова Маргарита Валентиновна,
кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник лаборатории клинической генетики
Научного центра психического здоровья РАМН

Комментарий Проекта "К новой семье"

Стоит учитывать, что на момент постановки задачи исследования были заданы очень узкие граничные условия, которые не учитывали несколько серьезных факторов:

  • мотивация и степень подготовленности усыновителей к роли родителей,
  • уровень тревожности будущих родителей,
  • возраст попадания ребенка в семью и уровень его депривации в кровной семье или учреждении, где он воспитывался,
  • возможности семьи методично, самостоятельно или с помощью специалистов, к работе по компенсации имеющихся у ребенка соматических и психологических проблем.

Всем этим факторам раньше не придавали существенного значения.

При изучении отмены усыновлений и возникающих психологических проблем в приемных семьях, была выявлена очень высокая взаимосвязь между успешностью и мотивацией усыновителей, а также подготовленностью их к роли родителей. Достаточно часто будущие родители оказывались не достаточно готовы к принятию ребенка. Например, хотели решить приемом в семью ребенка вопросы статуса семьи в обществе, восстановить взаимоотношения между друг другом, обрести наследника, воспитать идеального ребенка или вундеркинда, и не были готовы принять его со всеми его особенностями и проблемами. Это приводило к тому, что они не смогли полюбить его и создать дружественную, а только менторскую среду воспитания. До возраста 6-12 лет стиль воспитания не сильно влияет на возникновение серьезных детско-родительских конфликтов и асоциальных проявлений в поведении ребенка, однако менторская среда или так называемый "ответственный стиль воспитания" срабатывает к подростковому возрасту и резко повышает вероятность возникновения конфликтов, развивающихся в формы протестного (часто асоциального характера) поведения ребенка.

Усугубляет положение повышенная подозрительность и тревожность за поведение ребенка, что часто приводит к ошибкам воспитания, выраженным в крайних формах воспитательного воздействия - импульсивных, неоправданно жестких мерах или попустительстве, оправдываемом "неотвратимостью судьбы" и списания своей воспитательной некомпетентности на гены. Таким образом, асоциальное поведение кровных родителей является не генетическим, но мощным психологическим фактором давления на приемных родителей, провоцирующим риски неадекватного воспитательного воздействия на ребенка . Влияние тревожности будет подробно рассмотрено в отдельной статье.

Вторым по степени влияния фактором на возникновение асоциального поведения является исходный уровень поражения нервной системы ребенка и успешность ее компенсации в замещающей семье. Возникают такие поражения нервной системы вследствие:

  • пренатальной интоксикации плода алкоголем, лекарственными препаратами,
  • кислородного голодания, недостатка микроэлементов для нормального развития нервной системы при плохом питании будущей матери,
  • родовых травм,
  • материнской депривации ребенка в первые дни и годы жизни, а при попадании ребенка в учреждение отсутствие естественного общения с ним и должного ухода.

Серьезность влияния институциональной среды было замечено достаточно давно и описано в 30-х годах 20-го века (Эмми Пиклер), но влияние родительской компетентности в компенсации на успешность усыновления заметили только в конце 70-х годов. Ребенок с депривационными проблемами требует специального коррекционного воздействия, иначе недокомпенсированные медицинские и психологические проблемы начинают проявлять себя в виде девиантного поведения в период, когда происходят бурные гормональные изменения в организме ребенка, а родители уже не имеют полной власти над ребенком - в подростковом возрасте .

Также надо иметь в виду, что исследования проводились в семьях, не являющихся полным аналогом семей российских усыновителей, чаще это были фостеровские (принимающие) семьи аналог российских профессиональных приемных семей, куда дети были помещены, в достаточно взрослом возрасте, а фостеровские воспитатели не всегда имели достаточное время и опыт для помощи таким детям, а дети осознавали, что переданы на воспитание, и не приняты на правах кровных.

Обсуждение

А мы тоже усыновили мальчика в 1,5 года. Отдали ему всю душу и силы. Все мамашки восхищались... Но, к сожалению, сейчас видно, что он ни в чем не хочет прилагать усилия. Все интересно на уровне баловства, напрягаться и учиться он не хочет. Как будто воли нет.. не может стараться, легче отказаться ему от самых заманчивых перспектив... Сейчас ребенку 10 лет. Но уже сейчас не знаю, чем он займется... Требований я не завышаю. Уж не знаю, наследственность это (он - подкидыш, про родителей вообще ничего не известно), или родовая травма, но факт остается фактом. Наблюдаемся у невропатолога.. Вот порекомендовали психотерапевта, походим... может что подскажет... Смешно мне обвинения всякие читать... типа не достаточно любят... И любили, и любим... но найти ему применение в этой жизни пока не смогли.. Многие хорошие люди подключались, хотели помочь... тоже души много вложили, в все бестолку... Боюсь, что вырастет растение... Честно говоря, читаю письма других усыновителей и понимаю, что опасения мои имеют основания. Ребенка, правда, все устраивает:)

29.07.2012 22:26:09, Полинаааа

К сожалению, всё больше людей склонны к поспешным выводам, непродумав все возможные влияния и комбинации. Это происходит потому, что людям необходимо поскорее знать ответ на насущные вопросы-проблемы, особенно на те проблемы, которые им людям представляют угрозу (в данной статье это увеличивающаяся преступность в мире, получив тем самым обманчивую иллюзию информации ("предупреждён - значит вооружён"), превращая нашу науку во всем нам знакомую религиозную системы веры и примитивных догм. Когда-то древние люди (и некоторые современные) пытались из-за недостатка своего знания о причинах возникновения проблем, вставших перед ними абсолютизировать свои поспешные выводы, превратив их в систему информационно-ментального подчинения - веру, так как эти выводы не имели необходимую оформленность, то они не могли быть реализованными в мире без системы беспрекословного подчинения, избегающего изменения этих выводов. В данной статье делается всё та же попытка "поскорее" найти причины проблемы, на основе недостаточных данных и абсолютизировать поспешные выводы, не принимая многих факторов во внимания.

13.05.2008 15:22:14, Argyrogespera El"Feya

Старцы правильно говорят. Но передаются, к сожалению, не только греховные сущности, но и поведенческие модели, и даже кармическое предопределение будущего развития судьбы детей. (Как энергетическая матрица человека закрепляется на физическом уровне – разговор отдельный.) Но это важно понимать не только при усыновлении, но и при выборе партнёра для создания семьи. Т.е., например, глупо жениться на той, чья семья и родители далеки от того, что ты хотел бы для своих детей. Какая бы любовь ни была у неё, со временем она всё равно начнёт повторять естественную для неё линию поведения и судьбы. Не зря говорят, хочешь узнать, какой будет жена, посмотри на тёщу, хочешь узнать, что ждёт тебя в семье, посмотри на её семью. К сожалению, закон о том, что если плохое возможно, то оно неизбежно случается – для достаточно продолжительных отрезков жизни вполне справедлив. И ребёнка, и супруга надо подбирать по образу и подобию того, что ты бы хотел для себя. Необходимо и правильно оценивать свою ответственность перед будущими поколениями твоих потомков. Да и вообще, пора бы уж задуматься не только о количественных, но и о качественных параметрах демографических тенденций.

11.05.2008 19:29:15, Boris

Люди религиозные говорят: через кровь грехи родительские передаются. Некоторые старцы не советуют усыновлять - это очень тяжело. Во всяком случае, зависит от духовной закалки (как бороться с "кровью"?). Случай, о котором говорит Нина, не единичный.

02.05.2008 12:19:52, Ольга

усыновили мальчика в полгода. до 7 лет не успею отвернуться бежит на помойку.Не слушался как только начал говорить.Не хотел уч иться с 1-го класса.Помогли получить Высшее образование-не хотел учиться.Уже 18 лет не работает.Сеичас ему 35 лет.Отданы все силы и здоровье зря.Нина

26.04.2008 19:56:56

Побольше бы таких статей. Приемным родителям приходится идти методом проб и ошибок.
Желательно наработки наших специалистов и главное- бесценный опыт приемных родителей со стажем.
Глава примной семьи, воспитывающей 12 детей, из них девять - приемные.

13.07.2006 20:10:40, Старостин Сергей

А остальные наши не читали???

Кстати, спасибо Ирине Шамаевой связались с авторами Колорадского проекта исследования психогенетики (на приемных детях)сейчас идёт процесс обсуждения что нового интересного и получение статей.

2003 marks the 27th year of the Colorado Adoption Project (CAP), classifying it as one of the longest running studies of its kind. The purpose of the CAP is to study both nature and nurture, to determine the genetic predispositions as well as the environmental influences that contribute to traits such as intelligence, personality, and behavior. In order to do this a wide range of interviews are conducted with participating families. These include in-person and telephone interviews that measure cognition, social attitudes, and behavioral choices. The CAP is an ongoing research project of the Institute for Behavioral Genetics,

Наконец-то хоть одна внятная, (а не только для специалистов) статья. Когда знаешь, что практически все - в твоих руках, появляются силы делать еще больше.
Равно ка и замечание Алексея, что над ребенком довлеют не гены, а страх родителей перед этими генами.
Спасибо.
Р.С. В нашем, частном случае, статья помогла принять решение - не искать био-родителей. Ни к чему.

Комментировать статью "Влияние генетической наследственности на поведение"

Отрывок из интервью известного детского клинического психолога Ирины Яковлевны Медведевой – На своей лекции вы рассказывали о том, что преждевременное растормаживание сексуальной сферы действует разрушительно на личность человека и на общество в целом. По сути, в этом случае возникают девиации (отклонения), расскажите об этом. – Девиации связаны с возможными вторичными задержками психического развития, в том числе и интеллектуального развития, которые возникают у ребенка, когда раньше...

Обсуждение

Вас двое? 40 тыс за глаза достаточно. Работаете вы или нет, не имеет значения. Важно, чтобы денег в сумме было больше, чем прожиточный минимум умножить на число членов семьи.

Прописки мало - выплаты идут по месту жительства или после усыновления в Мск.

Ежемесячная выплата на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании.
15 000 руб. на ребенка в возрасте до 12 лет;
20 000 руб. на ребенка в возрасте от 12 лет до 18 лет.
25 000 руб. на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
При наличии в семье трех и более детей:
18 000 руб. на каждого ребенка в возрасте до 12 лет;
23 000 руб. на каждого ребенка от 12 до 18 лет.

Выплата ежемесячного вознаграждения приемным родителям. Если в приемной семье находится трое и более приемных детей, вознаграждение выплачивается обоим приемным родителям
15 155, 00 руб. за каждого взятого на воспитание ребенка;
25 763, 50 руб. за воспитание каждого ребенка-инвалида.

Надеюсь, админы группы не удалят эту тему. Решила наконец-то довести до ума свой диплом. Тема - материнский капитал, его влияние на репродуктивное поведение молодых семей. Необходимо опросить 150 человек. Требования: мамочки до 35 лет, замужние. Помогите, пожалуйста! Вот опрос: [ссылка-1]

Надеюсь, админы не удалят эту тему. Решила наконец-то довести до ума свой диплом. Тема - материнский капитал, его влияние на репродуктивное поведение молодых семей. Необходимо опросить 150 человек. Требования: мамочки до 35 лет, замужние. Помогите, пожалуйста! Вот опрос: [ссылка-1]

«ТЫ НАС РАЗОРИШЬ!» Порой родители говорят вещи, которые вообще нельзя оставлять без внимания. Самый яркий пример - если обучение в выбранном вами вузе платное и семья не потянет таких расходов. В таком случае можно постараться найти компромисс. Либо поискать вуз, в котором обучение по этой же или близкой специальности будет дешевле (или где есть шансы поступить на бюджетное отделение). Либо - если вам так важен именно этот вуз, - договориться, что часть средств за обучение вы будете вносить...

Любой человек, который готовится стать родителем, хочет, чтобы его ребенок был здоровым, чтобы беременность прошла как можно спокойнее и легче. И возможные угрозы исходят не только от внешних негативных факторов, но и от внутренних и один из них – генетика. Все биологические характеристики, которые передаются по наследству, содержатся в 46 хромосомах, которые составляют генетический набор каждого человека. В этих хромосомах содержится зашифрованная информация о многих и многих поколениях рода...

Ефим Михайлович Шабшай проводил множество исследований, посвященных вопросу о том, как эмоции мамы влияют на ребенка. Результаты исследований показали, что определенная закономерность присутствует. Ефим Михайлович Шабшай говорит о том, как важно маме определиться с тем, какая реакция происходит на определенное событие. Например, что вы чувствуете, когда ребенок случайно разбил вазу? Как вы отреагируете на то, если посуда всё еще не помыта? Исследования показали, что очень часто мамы просто...

Когда ребенок начинает ходить в школу, то учителя и другие окружающие его взрослые влияют на формирование личности школьника. Но, как правильно заметил Ефим Шабшай, мы не можем быть уверены в том, что «школьные» взрослые хотят вырастить из вашего ребенка хорошего, самодостаточного человека. Ведь их личный мир для нас загадка, неизвестны их приоритеты и ценности. Ефим Шабшай создал тренинг «Гениальный ребенок», который поможет родителям разобраться в том, насколько...

Когда женщина испытывает дискомфорт и постоянную боль, это не только приносит ей физические страдания, но и напрямую влияет на ее эмоциональное и психологическое состояние. Приблизительно треть женщин (34%) жалуются на боль внизу живота подругам вместо визита к специалисту. Иногда эта боль становится настолько сильной, что женщина не в состоянии встать с постели из-за одного из «тех дней», который длится слишком долго. Американские ученые установили, что эффективность труда страдающих...

Обсуждение

Сходите к генетику, не помешает. А что ФАС не лечится - это врач имеет в виду наверное. что стигмы не исчезнут - это да, но некоторые признаки могут сгладиться или исчезнуть: малый вес и рост при рождении(один из первых признаков ФАС) - может догнать норму или быть чуть ниже при хорошем кормлении и достаточной физнагрузке, овальное окно может закрыться, загиб желчного пузыря расправиться и т.д. Организм все равно стремится к компенсации и надо ему помочь, если есть возможность. Ноотропы и занятия тоже могут помочь скомпенсировать ЗПР. Так что, не опускайте руки.

Вполне можно при ФАС скорректировать задержку в умственном развитии. На своем опыте подтверждаю. Пьем ноотропы, кортексин колем, занимаемся много и ежедневно. На фоне лечения препаратами идет большой прогресс, заметный сразу. До школы многое можно выправить. Ребенку тоже 4 года, но занимаемся, время не теряем.

02.10.2013 13:51:15, Многое возможно

Ученые многих стран с сожалением отмечают, что все больше распространяется среди подростков состояние, которое врачи диагностируют как “депрессия” (хотя до сих пор точные критерии того, что считается депрессией, окончательно не определены). И все больше проводится серьёзных как медицинских, так и социальных исследований, ставящих задачу выявления факторов риска появления депрессии в подростковом возрасте и способов защиты молодежи от влияния этих факторов. В недавних исследованиях учёных США...

Влияние генетической наследственности на поведение. Известно, что дети, усыновленные в благополучные семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к своим приемным родителям и могут значительно превосходить биологических.

Обсуждение

И у меня изменилось.Торговала себе потихонечку на местном рынке.Холодно.Нашла хорошего продавца.В освободившееся время стала волонтерить.Увидела мальчика-умный, красивый.Хочу ему помочь!Дочка уехала учиться в другой город.Все оформила-есть брат.Только двоих.Страшно-но не отступать же теперь.Дома оба.Погодки-дошкольники.Мало знаний.Я ж инженер по образованию а не педагог.Пошла получать второе высшее.Познакомилась с кучей новых людей.Знакомые по рынку-это не то.Там мы конкуренты.А тут знакомые по общим темам с детьми-это единомышленники.Замечательных столько рядом людей появилось.Понимаю, что если б не дети-мы б с ними не пересеклись.Наладились отношения с мамой.Был вялотекущий конфликт.Стала семья.Опять хожу в цирк, кукольный театр и т д.Смотрю мультики и читаю Цокотуху.Через пару лет умирает родная сестра мамы моих деток.Узнаю случайно, но в случай верю слабо.Остались девчата.На моих похожи.Забираю по очереди.Последнюю долго не отдают.Ругают все, кому не лень.Пришлось снять жилье большей площади.Наревелась,узнала о себе много интересного-но всех собрала дома.Фух.Мои.Рынок тихо помер т к уже никаких сил на коммерцию не осталось.Учебу не бросаю.Как только последняя сестричка дома, моя самодельная познакомилась и через месяц собралась замуж.Парень-золото.Ее половинка.Но живет-в Австралии...Русский, православный.Приехал забрать сразу после свадьбы.А у меня денег то на свадьбу и нет.Все заначки ушли на переезд и покупку новой мебели для новых детей.Я ж думала, что она пока познакомится с кем-то, пока решит пожениться-я еще подкоплю.А у них любовь.Жить без друг-друга не могут.И ту предпрениматель у которого дочка работала узнав что у меня 4 приемных ребенка и я одно с ними живу-взял все в свои руки.Какую он нам свадьбу устроил!Скинулся продуктами с друзьями предпренимателями.Кто со своего завода хлебных изделий привез, кто спиртново, и т д.Если б я всю жизнь копила-такой б стол не осилила.Потом он у дочки крестным ее первенца стал.Сейчас у меня в Австралии два внука.Девочка и мальчик.Мальчику уже месяц, а девочке 2 года.Мечтаю повидаться, но это уже другая история..Вот так моя жизнь изменилась.Легче она не стала.Но интересней-это факт.Здоровье похрамывать стало.А то я б еще малышастиков...

16.11.2012 22:54:18, миряночка

Моя жизненная тропинка дала очень крутой зигзаг после усыновления. Познакомившись впервые с темой усыновления 10 лет назад и усыновив мальчика-грудничка, я плавно на протяжении этих десяти лет пополняла свое семейное пространство, пока оно не доросло до троих приемных мальчиков. Никогда бы не подумала, что могу стать матерью четверых детей. К трем приемным мальчикам у меня есть еще и одна кровная старшая дочь. На сегодня мое семейство состоит из меня и четверых моих детей: дочери Натальи 23 лет, сыновей Руслана 17 (в семье с 9 лет), Сергея 10 (в семье с двухмесячного возраста)и Юры 5 (в семье с 1,2 лет) лет.

И всё это произошло после усыновления. Потрясающие изменения, круто изменившие мою жизнь и жизнь троих детей, у которых не было мамы.

Волкова Елена, Москва

На конференции Усыновление про меня написали "Офигенея каждым словом кричит: Я не такая как все, в каждом предложении самолюбование и презрение к простым, душевным, жалостливым женщинам." Поводом стало ощущение новичка, что нет мира на этой конференции. Вспомнилось проникновенное воззвание Стива Джобса "Думай иначе" : "Хвала безумцам. Бунтарям. Смутьянам. Неудачникам. Тем, кто всегда некстати и невпопад. Тем, кто видит мир иначе. Они не соблюдают правила. Они смеются над устоями. Их можно...

Обсуждение

Эх. (((Мимикрия - как открыть истинного ребенка за ней и стоит ли его открывать? Не знаю.

если Вас не затруднит - поясните подробнее
"Ещё одна не слишком очевидная причина:
сообщество конференции "Усыновление" создаёт мощное поле искажения реальности".

Влияние генетической наследственности на поведение. The CAP is an ongoing research project of the Institute for Behavioral Genetics Р.С. В нашем, частном случае, статья помогла принять решение - не искать био-родителей.

Обсуждение

Я в аналогичной ситуации пошла в НЦАГИП к Каретниковой - мне ее на работе посоветовали. Но я к ней уже с 2мя скринингами пришла (2й делала у них же, на 18й неделе, платно - результаты на 4й день готовы)
Делала амнио на 20 неделе - но она тоже говорила, что это крайний срок и позже может не получиться (меньше клеток в жидкости будет)
Вообще амнио менее инвазивен, чем кордо, насколько я понимаю
Тоже была поездка - на 19й неделе, на 1 неделю, в командировку, в Турцию - прям на второй день по приезде пошла на анализ (видимо у меня лучше по срокам все совпадало, чем у Вас)
Отношение врача было совсем другое, все объяснила, рассказала, по 5 раз на все вопросы ответила. Но у нее и очереди не было, ибо платно (все вместе более 30к, из коих 25 сам амнио)
Ждем результат, вместе держим кулаки!

Сейчас Вам, мне кажется, имеет смысл сходить к другому врачу на консультацию - это Вы спокойно успеете и не слишком затратно. Прием у Каретниковой, к примеру, стоит 1800, кажется или что-то в этом роде)) Послушаете еще одно _компетентное_ мнение и будете решать!

Вот, что мне в свое время коллега написала:
"Для консультации мед.генетика можно напрямую звонить в лабораторию ФГУ НЦАГиП по тел. 438-24-10 и задать вопрос, если потребуется, они посоветуют к какому специалисту с конкретной проблемой можно обращаться.
Профессор Бахарев Владимир Анатольевич принимает в ФГУ НЦАГиП по средам 9.00-14.00, тел. к нему в кабинет 438-24-11.
По вопросам пренатальной дианостики лучше обращаться к Каретниковй Наталье Александровне, ее очень хвалят.
прием в поликлинике ФГУ НЦАГиП четверг 9-14.00 -живая очередь.
Вообще генетики принимают в поликлинике ежедневно (платно) с 9.00-14.00 каб.2084, живая очередь"

а у вас хгч повышен?

Влияние генетической наследственности на поведение. Среди биологических отцов этих детей 31% имели проблемы с законом (против 11% в контрольной группе). Детей алкоголиков часто называют группой множественного риска.

Обсуждение

Гены, конечно, играют определенную роль. Для того, чтобы отказаться от своего ребенка, отправив его в ДД, нужно быть специфическим человеком. И кроме того, иметь специфическую родню...Ведь если в нормальной семье что-то не дай Бог случилось с родителями, обязательно найдется сестра, тетка, бабушка, которая возьмет ребенка, а не отдаст его в детский дом.

Следующий серьезный фактор, влияющий на все дальнейшее развитие ребенка не меньше чем гены - это как ребенок провел первые 3 года жизни - держали его на руках, занимались ли им хоть немного или он был предоставлен сам себе с короткими перерывами на кормление и смену памперсов. С другой стороны - сделать все возможное, чтобы сирота вырос достойным человеком, гармоничным, здоровым - разве это не главная задача для приемных родителей? Да и не только приемных - для любых родителей, так как с генами у всех иногда напряг встречается:-)

Я знаю человека, выросшего в пьющей семье, с "ужасными генами". Мать - вообще с шизофренией, выросла с детском доме, несчастная женщина, так как ей всю жизнь доставалось от мужа на глазах у детей. Ее муж также вырос в детском доме, где они и познакомились. Всю жизнь выпивал и детей, когда выпьет, гонял, хотя совсем уж под заборами не валялся и в детский дом своих детей не сбагрил, как его собственные родители. Эта пара после детдома не смогла построить нормальную семью, в квартире у них вечно был жуткий кавардак, разборки. Вырастили двоих детей, сейчас уже взрослых. Сын - вырос, ему уж 36, добрый, честный, порядочный, руку на женщину не поднимет, пусть в институт не поступал, да не главное это. Не алкоголик и не наркоман. У его сестры тоже все нормально, замужем, растит дочь, тоже не склонна ни к какому асоциальному образу жизни. Гены не сказались. Хотя выросли в асоциальной семье, им труднее создать свое семейное счастье, есть масса трудностей и по сей день. Может, такое редко бывает...
Другой пример - случайно узнала, что отца моего троюродного брата взяли когда-то из дома ребенка, он подкидыш, родился уже в 1950е годы, то есть не военный сирота, родители неизвестны, возможно асоциальные. Его приемные родители скрывали это годами даже от родствеников, но он знал. Абсолютно благополучный семьянин, вполне себе достойный гражданин и уважаемый всеми в нашей семье, вырастил двух детей, у которых проявились разные способности: у одного - к музыке, талантливый музыкант и дирижер, был лауреатом различных музыкальных конурсов еше в детстве (приемный отец его отца был профессором консерватории и с детства привил любовь к музыке), второй сын - способный технарь, компьютерщик. Сказываются ли гены? Не знаю, в этих известных мне примерах не сказались.

22.08.2008 15:50:53, Софиста

Влияние генетической наследственности на поведение. Влияние общей среды проявляется, в частности, в том, что братья и сестры, растущие в одной семье (даже если они не родные)...

Обсуждение

С другой стороны, если найдут синдром, что это даст? лечение все равно симптоматическое, коррекция. Если только прогностически неблагоприятно для рождения следующих детей, там риск повтора довольно высокий.
Я читала монографию Скворцова И.А. о том, как в его центре лечили брата и сестру с этим синдромом. Сначала лечили мальчика лет 9, дал хороший прогресс, но тогда еще синдром не был генетически диагностирован. Потом родители родили девочку, и она показала еще более тяжелую клинику. Попали брат и сестра к генетикам, и там поставили диагноз. Мальчик был более скомпенсирован, девочка не умела говорить.

Ученые считают, что интеллектуальные способности на 50–70% определяются генами, а выбор профессии – на 40%. На 34% в нас заложена склонность к вежливости и грубому поведению. Даже желание подолгу сидеть перед телевизором на 45% является генетической предрасположенностью. Остальное, по мнению экспертов, определяется воспитанием, социальной средой и внезапными ударами судьбы – например болезнями.

Ген, точно также как и отдельный организм, подвержен действию естественного отбора. Если, к примеру, он позволяет человеку выживать при более суровых климатических условиях или дольше выдерживать физические нагрузки – он будет распространяться. Если он, напротив, обеспечивает появление какого-то вредного признака, то распространенность такого гена в популяции будет падать.

Во время внутриутробного развития ребенка это влияние естественного отбора на отдельные гены может проявляться достаточно странным образом. Например, гены, унаследованные от отца, «заинтересованы» в быстром росте плода – поскольку отцовский организм от этого очевидным образом не проигрывает, а ребенок растет быстрее. Материнские же гены, напротив, способствуют более медленному развитию – которое в итоге занимает больше времени, но оставляет матери больше сил.

Синдром Прадера-Вилли – пример того, что происходит при «победе» маминых генов. При беременности плод малоподвижен; после рождения у ребенка наблюдается задержка развития, склонность к ожирению, низкий рост, сонливость и нарушения координации движений. Может показаться странным то, что эти явно неблагоприятные признаки кодируются материнскими генами – но необходимо помнить, что в норме те же самые гены конкурируют с отцовскими.

В свою очередь, «победа» отцовских генов приводит к развитию другой болезни: синдрома Ангельмана. В этом случае у ребенка развивается гиперактивность, нередко – эпилепсия и задержка речевого развития. Иногда словарный запас больного оказывается ограничен всего несколькими словами, причем даже в этом случае ребенок понимает большую часть сказанного ему – страдает именно способность выражать свои мысли.

Конечно, предугадать внешность ребенка не получится. Но можно с определенной долей уверенности сказать, какие будут основные черты. В этом нам помогут доминантные (сильные) и рецессивные (слабые) гены.

Для каждого из своих внешних и внутренних признаков ребенок получает по два гена. Эти гены могут совпадать (высокий рост, пухлые губы) или отличаться (высокий и низкий, пухлые и тонкие). Если гены совпадают, противоречий не возникнет, и ребёнок наследует пухлые губы и высокий рост. В другом случае - побеждает сильнейший ген.

Сильный ген называют доминантным, а слабый - рецессивным. В состав сильных генов у человека входят тёмные и вьющиеся волосы; облысение у мужчин; карие, или зелёные глаза; нормально пигментированная кожа. Рецессивные признаки включают голубые глаза, прямые, светлые или рыжие волосы, отсутствие пигмента кожи.

Когда встречаются сильный и слабый ген, как правило, победу одерживает сильный. Например, мама кареглазая брюнетка, а папа – блондин с голубыми глазами, с большой долей вероятности можно сказать, что малютка родится с темными волосами и карими глазами.

Правда, у кареглазых родителей может появиться на свет новорожденный с голубыми глазами. Таким образом, могли сказаться гены, полученные от бабушки или дедушки. Возможна и противоположная ситуация. Объяснение в том, что, оказывается, за какой-либо признак у нас отвечает не по одному гену со стороны каждого родителя, как было принято считать раньше, а целая группа генов. А иногда один ген отвечает сразу за несколько функций. Вот и за цвет глаз ответствен целый ряд генов, которые каждый раз комбинируются по-иному.

Наследственные заболевания, передающиеся генами

Малыш может наследовать от своих родителей не только внешность и черты характера, но и болезни (сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет, болезни Альцгеймера и Паркинсона).

Заболевание может и не проявиться, если предпринимать элементарные меры безопасности. Подробно расскажите гинекологу о серьезных нарушениях здоровья не только ваших с мужем, но и близких родственников. Это поможет защитить кроху в будущем. Иногда у абсолютно здоровых родителей рождается малыш с наследственным заболеванием. Оно было заложено в генах и проявилось только у ребенка. Обычно такое случается, когда у обоих родителей в генах заложена одинаковая болезнь. Поэтому, если планируется ребенок, по мнению специалистов, лучше пройти генетическое обследование. Особенно это касается семьи, в которой уже рождались дети с наследственными заболеваниями.

Слабый ген может не выявляться у одного или многих поколений, пока не встретятся два рецессивных гена от каждого из родителей. И тогда может проявиться, к примеру, такой редкий признак, как альбинизм.

За пол ребёнка тоже отвечают хромосомы. Для женщины шансы родить девочку или мальчика равны. Пол ребёнка зависит только от отца. Если яйцеклетка встречает сперматозоид с половой хромосомой X - будет девочка. Если У - родится мальчик.

Что еще может зависеть от генов:

Пол – 100%;

Рост – 80% (для мужчин) и 70% (для женщин);

Кровяное давление – 45%;

Храп – 42%;

Женская неверность – 41%;

Духовность – 40%;

Религиозность – 10%.

Также находятся гены, ответственные за развитие определенных состояний, например, депрессии или склонности к бесконтрольной еде.

Уровень мутаций у мужчин в 2 раза превышает аналогичный показатель у женщин. Таким образом, получается, что своим прогрессом человечество обязано мужчинам.

Все представители рода человеческого на 99,9% идентичны по ДНК, что начисто отметает всякий базис для расизма.

№ 7-2011

Скоро вместо гороскопов и психологических тестов мы будем заглядывать в хромосомы. Наука уже накопила немало сведений о том, как связаны гены человека и его психика. Если верить представителям науки психогенетики, то агрессия, альтруизм, интеллект и множество других качеств определяются не только воспитанием, но и наследственностью

Сейчас можно работать с ДНК и искать, какие молекулы контролируют поведение… Наука будет объяснять то, что мы сейчас не понимаем, - поведение, эти слова знаменитый нобелевский лауреат Джеймс Уотсон сказал в интервью «Русскому репортеру», когда два года назад приезжал Москву. Речь шла о том, каких значительных открытий стоит ждать.

Еще совсем недавно для изучения связи генов и психики существовал только один инструмент - однояйцовые близнецы. Ученые буквально охотились за братьями или сестрами, которым повезло родиться с одинаковым набором генов. Особенно ценными считались те экземпляры, которые воспитывались в разных семьях: только в этом случае можно относительно четко отделить влияние среды от вклада генов. Да и то подобные эксперименты до конца корректными назвать нельзя, ведь семьи-то хоть и разные, но, как правило, относящиеся к одной и той же культуре. Вот если бы один ребенок с младенчества рос в семье американского миллионера, а его однояйцового брата-близнеца воспитывал индийский крестьянин, тогда данные были бы объективными.

Но революция в молекулярной биологии не оставила в стороне поведенческие науки. С 1990-х годов идет поиск конкретных генов, влияющих на поведение и характер.

Еще в школьном курсе биологии нас учили, что один и тот же ген может присутствовать в разных вариантах - помните историю про монаха Менделя и цветки фасоли? Человеческая психика - явление не такое простое, как окраска цветка. Но особенности личности можно померить с помощью тестов. А потом посмотреть, какой вариант того или иного гена присутствует в хромосомах.

Конечно, не все так просто. На каждую черту характера могут влиять сотни генов. Не нужно забывать и о том, что наследуются не сами психические качества, а биологические факторы, влияющие на них. Роль генов больше всего напоминает регулятор громкости радиоприемника: можно усилить или ослабить звук, но слова песни от этого не изменятся. Точно так же гены могут увеличивать агрессивность человека, но куда он направит эту агрессию - на битье морд или на сочинение триллеров, - зависит от воспитания, образования и культуры.

Альтруизм

Мы с детского сада привыкли делить людей на добрых и злых. Добрые - это те, кто дает нам поиграть своей машинкой, а злые - те, кто не дает. А что на этот счет написано в генетической карте, где тут «ген добра»? Есть такой ген. Его нашла в 2010 году группа ученых из Боннского университета. Проанализировав ДНК студентов, больше других склонных жертвовать деньги на благотворительность, они сосредоточились на гене COMT. Он связан с выработкой таких веществ, как дофамин, окситоцин и вазопрессин, относящихся к классу нейромедиаторов, их динамика регулирует наше социальное поведение.

У людей примерно поровну распределены два варианта этого гена: COMT-Val и COMT-Met. Те, кому выпал COMT-Val, дают на благотворительность в среднем в два раза больше, чем те, чьей судьбой стал COMT-Met.

Утешением «природным эгоистам» может послужить то, что проявления доброты связаны и со многими другими генами. Но если в генетическом паспорте человека COMT-Met сочетается с «плохими» вариантами генов OXTR и AVPR1, тоже влияющих на склонность людей совершать благородные поступки, то перед вами наверняка бесчувственный эгоист, сколько бы он ни доказывал обратное!

Агрессия

В былые времена теологи любили поспорить о том, имеет ли зло собственную сущность или происходит от недостатка добра. Генетика однозначно свидетельствует: помимо слабых вариантов «генов добра» есть и собственно «гены зла», заставляющие людей и животных вести себя агрессивно.

На один из таких генов наткнулся голландский генетик Ганс Бруннер, исследовав семью, в трех поколениях которой 14 мужчин были настоящими злодеями и закоренелыми преступниками. Для каждого из них были характерны импульсивные вспышки ярости. Оказалось, что они связаны с мутацией гена, кодирующего фермент моноаминоксидазу-А. Провели эксперимент. Мышам «испортили» этот ген, и грызуны-мутанты стали яростно кидаться на своих собратьев. Очевидно, сюжеты фильмов типа «28 недель спустя» или «Я - легенда» не такие уж фантастические.

И все же в данном случае речь, скорее, идет о редком заболевании: эта мутация очень малочастотна. А злодеев так много! Среди людей есть и другие мутации, которые не выключают фермент полностью, как в той злополучной семье, но ослабляют его действие. Исследуя таких людей, ученые выяснили, что если они воспитываются в благоприятных условиях, то ничем не отличаются от прочих мальчиков и девочек, а вот в плохих условиях склонны вести себя значительно более агрессивно, чем их сверстники.

Кстати, группа исследователей из МГУ под руководством Марины Егоровой в 2009 году показала, что люди могут иметь «бойцовский ген». Но если у них развиты управляющие функции - самоконтроль, способность ставить цели и планировать свое поведение, - то они, наоборот, будут отличаться склонностью к сопереживанию и терпимостью, то есть как раз теми добродетелями, которых так не хватает агрессорам. Так что гены генами, а о воспитании забывать не стоит.

Счастье

Каждый, конечно, сам кузнец своего счастья, но все же ковать его приходится из того материала, которым нас обеспечила природа. К сожалению, одни люди рождаются более склонными к тревоге и депрессии, чем другие. Близнецовые исследования, проведенные Кеном Кендлером, показали, что тревожность и депрессивность на 40–50% определяются наследственностью. Было найдено «вещество счастья» - нейропептид серотонин, недостаток которого и обеспечивает нам тревогу и плохое настроение. Антидепрессанты, такие как знаменитый прозак, усиливают действие серотонина.

Один из генов, регулирующих количество серотонина в мозге, был исследован Д. Мерфи и П. Лешем. Этот ген - регулятор транспортера серотонина под названием 5НТТ распространен в двух вариантах. Один способствует тревоге и тоске, а другой - наоборот.

Кстати, первый вариант этого гена существенно повышает вероятность вспышек агрессии, лишний раз подтверждая связь между агрессией и несчастьем. В общем, если при раздаче генетических карт вам выпал несчастливый вариант 5НТТ, лучше не поскупиться и инсталлировать вместо него счастливый. Конечно, если техника позволит.

Интеллект

С «генами ума» ученые начали возиться еще в середине XX века, используя близнецовый метод. Было много скандалов, споров и даже обвинений в фальсификации результатов. Дискуссия из научной порой превращалась в политическую. Консерваторы считали, что ум может быть унаследован только от благородных родителей, а левые настаивали на всеобщем равенстве и призывали улучшать систему образования. Сейчас страсти слегка улеглись. Считается, что интеллект то ли наполовину, то ли на две трети определяется генами. Вопрос - какими именно.

Впервые об открытии «гена интеллекта» заявил еще в 1997 году Роберт Пломин, показавший, что у большинства исследованных им вундеркиндов одинаково изменен ген IGF2R. Предполагают, что этот вариант IGF2R связан с более эффективным поглощением углеводов мозгом. Воздействием этого гена можно объяснить изменение коэффициента интеллекта на 4 балла, что совсем не мало.

Мужественность

Не приходится сомневаться, что многие гены «настоящего мужика» помещаются на хромосоме Y: она есть только у представителей мужского пола, и на ней должны накапливаться гены, полезные самцам. В журнале Nature даже публиковалась шуточная карта Y-хромосомы, на которой размещались гены любви к пиву, футболу и боевикам, памяти на анекдоты, неспособности к романтическим речам и так далее. В реальности все эти черты не управляются генами напрямую, а являются результатом отравления мозга мужским половым гормоном тестостероном. Но подробности работы этих генов пока неизвестны.

Зато известно другое: доминантными самцами не рождаются. Есть такая красивая аквариумная рыбка - хаплохромис. В присутствии доминантного самца подчиненные самцы некрасивые, почти бесцветные, самками не интересуются и тихо сидят в уголочке. Но стоит выловить доминанта, как у подчиненного самца в нейронах гипоталамуса включается ген egr1, запускающий на полную производство полового гормона, и бывший тихоня стремительно преображается, обретая цвет, лоск и крутизну.

Похожие изменения происходят и в мозге приматов, включая людей: под влиянием ситуации, поведения окружающих и собственных мыслей целые ансамбли генов способны включаться и выключаться в считанные минуты.

Постоянство в любви

Начнем издалека. Живут себе два вида мелких грызунов - прерийная и горная полевка. Внешне их трудно различить: мышки - они и есть мышки. Но самцы прерийной полевки, выбрав самку, хранят ей верность всю жизнь, а вот у горной полевки самцы неразборчивы в связях и равнодушны к потомству.

Любовь до гробовой доски у самцов-грызунов, как и у самцов-людей, связана, помимо прочего, с нейромедиатором под названием вазопрессин. Если самцу моногамной полевки ввести этот вазопрессин, он полюбит первую встречную самку навсегда, а вот если блокировать у него рецепторы, реагирующие на вазопрессин, он начнет вести беспорядочную половую жизнь.

Разница в поведении между верными и неверными мышами зависит от варианта гена вазопрессинового рецептора. Поменяв этот ген, можно заставить полигамного самца стать верным мужем. Вот теперь явно настала пора переходить к людям.

Исследование, проведенное в 2006 году в Швеции, показало, что у мужчин с одним из вариантов гена RS3 334 возникновение романтических отношений вдвое реже приводит к браку, чем у прочих. Если они все-таки женятся, у них вдвое больше вероятность оказаться несчастными в браке, а их жены чаще всего оказываются недовольны отношениями в семье. Теперь вы понимаете, почему все девушки должны изучать молекулярную биологию?!

Гомосексуализм

Число видов живых существ, у которых зоологи подглядели гомосексуальные контакты, приближается к пяти сотням, причем все они относятся к однополой любви гораздо спокойней нас. Может быть, дело в генах, а не в западной пропаганде?

И таки да, исследования Дж. Бейли и Р. Пилларда показали, что у однояйцовых близнецов сходство по гомосексуальности составляет 50%, а у разнояйцовых - лишь 24%. Для сенсации в прессе оставалось обнаружить «ген гомосексуальности», и вскоре он был найден Дином Хамером: участок Xq28 на верхнем конце длинного плеча Х-хромосомы послужит в вашем генетическом паспорте отметкой о повышенной вероятности тяги к представителям своего пола. Проверьте этот участок, прежде чем выкладывать в Сеть расшифровку своего генома!

Долгое время ученым не давал покоя вопрос, почему гены гомосексуальности не были отсеяны естественным отбором, - ведь любовь любовью, а дети от таких отношений не получаются. Одна из самых популярных теорий утверждает, что гомосексуализм - следствие отбора на бисексуальность. «Феминизированные» бисексуалы могли выжить в мужских сообществах, находя друзей и покровителей в длительных военных походах, да и у женщин пользовались спросом, так как были неагрессивными и заботливыми отцами.

Религиозность

Ученые, для которых, как известно, нет ничего святого, предположили, что религиозность тоже может быть связана с генами. И действительно, появились данные, что у однояйцовых близнецов больше сходства в вопросах духовности.

А в 2004 году Дин Хамер (тот самый скандалист, который открыл «ген гомосексуальности») опубликовал книгу «Ген Бога: как вера закреплена в наших генах», в которой связывал со склонностью к религиозности и ее отсутствием разные варианты гена VMAT2. Духовные люди, не говоря уже о лицах, облеченных саном, конечно, пришли в бешенство от столь вредной книги. И были совершенно правы: проверка показала, что вариации VMAT2 объясняют лишь около 1% различий в религиозности, да и качество самого исследования, опубликованного не в научном журнале, а лишь в виде популярной книжки, вызывает сомнения. Зато оно попало на обложку Time.

Страсть к приключениям

Ген D4DR с 11-й хромосомы кодирует рецептор дофамина - вещества, связанного с работой центра удовольствия в нашем мозге. Мышь с поврежденным геном дофамина ничего не хочет и в конце концов умирает от голода, но стоит вколоть дозу дофамина ей в мозг, как она становится чрезвычайно любознательной, склонной к риску и безрассудствам. Люди, которым не хватает дофамина, тоже становятся заторможенными и безынициативными, а те, у кого его слишком много, все время ищут новых ощущений.

У гена D4DR есть «короткий» и «длинный» варианты. Люди с длинным вариантом менее чувствительны к дофамину, поэтому, чтобы ощутить внутреннее поощрение, им нужно что-нибудь особенное. Дин Хамер, приложивший руку и к исследованиям D4DR, в свойственной ему манере назвал его «геном приключений». Если в вашей генетической карте указан длинный вариант D4DR, вы, скорее всего, легки на подъем, любознательны и экстравагантны, склонны нарушать правила. Кроме того, обладание этим вариантом гена повышает риск алкоголизма и наркомании.

Впрочем, все не так страшно: по данным Хамера, этот ген лишь на 4% определяет склонность к авантюрам, хотя в целом она зависит от генов на 40%. Просто на нее, как и на другие черты личности, влияют десятки и сотни генов. А кто сказал, что психогенетика - это просто?

Политические предпочтения

В свое время Карл Маркс искал основу, базис любых идеологий в экономике. Сейчас модно искать такую основу в мозге, а то - и прямо в генах. Ряд независимых исследований разлученных близнецов показал, что приверженность консервативной или либеральной идеологии в значительной степени носит наследственный характер: не менее трети вариабельности по политическим взглядам объясняется генами. Нередко уже в дошкольном возрасте становится ясно, будет ли человек, когда вырастет, «почвенником» или «реформатором».

Первый претендент на гордое звание «гена либерализма» - это все тот же длинный вариант D4DR, связанный с любовью ко всему новому («ген консерватизма» - короткий вариант D4DR). Но доказать связь вариантов этого гена с политическими предпочтениями долго не удавалось.

Лишь в конце 2010 года вышла статья Дж. Фоулера, в которой он на основании данных многолетнего исследования показал, что эта связь не прямая, а зависит от сочетания двух факторов: варианта гена и количества друзей в юности. Вероятность того, что перед вами вольнодумец, резко повышается, если у человека длинный вариант D4DR, а в школе и институте у него было много друзей.

Объясняют это так: если человек, любящий все новое, в молодости общается с большим числом разных людей, он учится благожелательно относиться к различающимся взглядам на мир и в дальнейшем будет терпимее к нетрадиционным идеям, то есть станет либералом.

Как видим, генетической карты все же недостаточно, чтобы предсказать, как именно «сыграют» многие гены в поведении человека.

Вам не нравится, как пахнут розы? Провожаете взглядом каждую «юбку»? Не любите читать, а засыпаете только после полуночи? Это не распущенность, не сложность характера и не сила привычки. Многие наши пристрастия объясняются исключительно генетическими особенностями. Это звучит как популярное оправдание, но на самом деле это мнение учёных.

Рассказывает Ирина Жегулина, врач-клинический генетик медицинского центра:

Поиск новых впечатлений

Известно, что люди делятся на два типа. Одни предпочитают лежать на диване и получать удовольствие от привычных и хорошо знакомых вещей, другим постоянно требуется что-то новое, ранее неизведанное: места, люди, блюда, напитки. Поиск новых ощущений считается чертой характера.

На самом деле на поиск новых впечатлений нас толкают белки-рецепторы, которые влияют на работу нервных клеток головного мозга.

Самый важный из них — рецептор D4, который ещё называют дофаминовым рецептором (или рецептором удовольствия). Исследования показали, что различные варианты этого гена влияют на особенности поведения, связанные с риском и получением удовольствия от новых ощущений, пищи, власти. Ещё этот ген называют геном супружеской неверности, на которую тоже, как известно, толкает жажда впечатлений.

Восприятие запахов и вкусов

Вы не выносите запах роз? Поздравляем, у вас редчайший вариант в гене обонятельных рецепторов NDUFA10, который реагирует на B-дамасценон: особое вещество, присутствующее в розе. Но вы вовсе не одиноки! Есть люди, которые не выносят запах солодки (их ген чувствителен к изобутиральдегиду, который там содержится). Других раздражает запах фиалки: у них вариант в гене обонятельного рецептора OR5BN1P, который и заставляет их страдать от тончайшего запаха B-ионона, содержащегося в фиалке.

Помимо реакции на запахи, у многих есть чувствительность на вкусы. Например, вкус кинзы: листьев кориандра, которые используются во многих кухнях мира. Исследования показали, что у людей, которым неприятен вкус этого растения, имеется полиморфизм в группе генов обонятельных рецепторов. Предположительно, это изменение сцеплено с геном OR6A2. У женщин такой генотип встречается чаще, чем у мужчин, и он более распространён в европейской части. Стоит ли удивляться, что кинза считается приправой восточной кухни.

Совы и жаворонки

Существует ещё одно негласное разделение людей: на «сов» и «жаворонков» (промежуточный вариант получил определение «голуби»). По сути, это разделение людей на хронотипы (характеры суточной активности). Недавние исследования показали, что на хронотип влияют изменения на участке гена PER1, который отвечает за поддержание цикла «бодрствование-сон».

У «жаворонков» тип гена PER1 определяет более раннюю физическую и умственную активность, что позволяет им раньше других пробуждаться и включаться в работу. Другие варианты этого гена определяют режим активности, который свойственен «голубям» и «совам».

Любовь к чтению

Учителя знают, что одни дети читают «запоем», а других заставить взять книгу в руки можно только из-под палки. Не спешите винить своих отпрысков! Даже многим взрослым людям чтение даётся с большим трудом: вместо одних букв они видят другие, а это влияет не только на понимание слов, но и на правописание.

Главный ген, отвечающий за любовь к чтению (проще говоря — за способность легко воспринимать написанное), — DYX1C1. Если в процессе внутриутробного развития в этом гене возникают мутации, участок коры головного мозга формируется не так, как у большинства людей, и это мешает получать удовольствие от чтения.

Есть семьи, в которых читать не любит никто! И это неудивительно. В 50% случаев способность к восприятию книг передаётся по наследству: вернее, передаётся по наследству извилина височной доли левого полушария (этот участок отвечает за способность собирать буквы в слова). О таких людях как раз и говорят: «смотрю в книгу, вижу фигу».

Генетика лежит в основе возникновения многих заболеваний. Доказано, что генетическая предрасположенность отвечает за возникновение рака, диабета, гипертонии, аллергии. И этот список постоянно растёт. Недавно наследственный след был обнаружен и в возникновении мигрени. В случае если мать страдает мигренью, вероятность того, что с этим заболеванием столкнётся её ребёнок, — 60%. Если мигрень у обоих родителей, вероятность развития заболевания у ребёнка составляет 80-90%.

Насколько генетика определяет личность человека? Велика ли роль воспитания и образа жизни в становлении характера или в любых условиях его черты заложены генетически? Эти вопросы интересовали и ученых, и обычных людей. Изучить влияние генов не так-то просто, но к некоторым однозначным выводам специалисты все-таки пришли. Интересно, в какой степени ваш генотип определяет вашу личность? Мы подобрали несколько интересных фактов, которые объясняют генетические и приобретенные различия людей.

«Весь в отца»: влияние генов на характер человека

То, что гены во многом определяют внешность человека уже никто не сомневается. На кого похож, на маму или на папу? — это самый популярный вопрос, который слышат родители. Так почему же характер не может наследоваться так же, как и цвет глаз или строение тела? Оказывается, может.

Однако, влияние генов на характер не прямое, т. е. нет гена доброты или гена жадности. Но они определяют чувствительность к гормонам, а те уже «рулят» нашими эмоциями. Так, ген DRD4 определяет чувствительность нейронов к дофамину (гормон радости, предвкушения, азарта). Вариантов (аллелей) этого гена много, их даже разделили на группы: 2R, 3R, 4R ... 11R. У кого-то чувствительность к дофамину будет низкая, такой человек может всю жизнь прожить на одном месте, для него сменить привычное окружение — стресс. У кого-то — наоборот — чувствительность к дофамину будет высокая. Носитель такого типа гена DRD4 будет постоянно искать приключений и перемен.

Гены, определяющие чувствительность к окситоцину, ответственны за эмпатию, чувство родства, привязанность. А те, что определяют чувствительность к тестостерону «решают» насколько вы агрессивны. Кроме гормональной настройки, гены еще и влияют на синтез ферментов, а те, в свою очередь, участвуют во многих процессах в организме. Например, доказано влияние генов на окисление альдегида. Да, того самого, который образуется после употребления алкоголя и влияет на степень опьянения. Поэтому кого-то «вырубает» после одной стопки, а кто-то может пить литрами.

Как же передается набор генов, можно ли повлиять на его формирование? Генотип человека определяется в момент зачатия. Яйцеклетка и сперматозоид — носители парных хромосом, которые, сливаясь, обмениваются своими частями случайным образом. В результате получается уникальный набор генов. Поэтому у родителей могут быть абсолютно разные дети и внешне, и по характеру. Но все равно они наследуют те или иные черты, просто с разной степенью вероятности. И, да, повлиять на эту вероятность ученые пока не могут.

Основные мифы о генетике: на что гены не влияют

Получается, если влияние генов так велико, то от нас ничего не зависит? Это не я лентяй, это у меня генетика такая — уже можно так говорить? Нет, на самом деле гены лишь устанавливают некоторые рамки, но не диктуют каждый наш шаг. А на некоторые аспекты и вовсе не влияют. Ниже несколько примеров, когда гены ни при чем:

    Волевые решения. Гены могут определить склонность к курению или алкоголизму, но не они мешают вам бросить. Каждый человек может отказаться от вредных привычек, просто не каждый хочет.

    Продолжительность жизни. Ученые оценили влияние генов на этот фактор в 7%. Остальные 93% зависят целиком от образа жизни.

    Развитие онкозаболеваний . Предрасположенность к тем или иным видам ракам может передаваться по наследству, это факт. Но далеко не ко всем видам рака. Генетическую причину развития доказали только у 10% обнаруженных опухолей.

    Спортивные достижения. Тип фигуры гены определят, но кубики пресса они за вас не накачают. Даже если в вашей семье три поколения спортсменов, это не значит, что ваши показатели в спорте — без регулярных занятий — будут выше, чем у сверстников.

    Любовь к порядку. А также пунктуальность, ответственность, вежливость и многие другие черты личности, которые целиком зависят от среды обитания и воспитания. Пример родителей для детей очень важен, и никакие гены не научат складывать вещи и здороваться с бабушками у подъезда. Только мама и папа.

Исследование влияния генов на характер и черты личности начались относительно недавно. И хотя ученые отводят генетическому фактору большую роль, они не устают повторять, что от самого человека зависит многое. И генетическая предрасположенность — это только предрасположенность.