Какую функцию не выполняет социология. Предмет и функции социологии. Вопросы к экзамену по социологии

В этой статье мы рассмотрим основные методы и функции социологии.

Функции социологии, определяют ее роль и современное общественное предназначение. В общем виде выделяют следующие основные функции социологии:

1. Теоретико-познавательную. Она заключается в накоплении знания об обществе, о его процессах и структурных элементах. Важное значение этой функции определено ускорением темпов Наиболее важное значение эта функция приобретает в нашей стране, поскольку именно России свойственны очень быстрые и глубокие преобразования. Лишь объективные знания о происходящих изменениях в нашем обществе, их направленности и характере, которые обеспечивает социология, позволяют преодолеть кризис и обеспечить развитие страны.

2. Информационную. Социология во многом базируется на в процессе которых осуществляется сбор, накопление и группирование социологической информации. В современном обществе невозможно реализовывать эффективное и обоснованное управление, если решения, которые принимаются не имеют необходимого информационного обеспечения. Социологи, опираясь на собранную и объективную информацию, вырабатывают рекомендации и предложения для практики и политики.

3. Практическую. Довольно многообразны определенные проявления такой функции социологии. Она проявляется, например, в том, что социология, исследуя общество с позиций целостной системы, может выработать обоснованные прогнозы относительно тенденций развития конкретных или явлений. Это имеет огромное значение для развития общества, особенно в переходный период. К такой функции социологии относятся следующие специфические виды деятельности как социальное консультирование и обслуживание населения. При этом, проявление такой функции социологии нашло себя в например, опросы общественного мнения, маркетинг и др.

4. Мировоззренческую. Социология, изучая современное общество, создавая полную картину социальных процессов и отношений, формирует систему взглядов на мир в целом и место человека в нем, а также отношение самого человека к себе и к социальной действительности, обусловливая этими взглядами идеалы людей, их жизненные позиции.

5. Гуманистическую. Она находит свое проявление в следствие того, что социология разъясняет то, какие условия необходимы человеку для самореализации, показывая, каким образом можно полностью реализовать собственную социальную сущность.

Это и есть основные основные функции социологии. Теперь необходимо разобрать основные методы этой науки.

Социологический метод представляет собой собирательное понятие, включающее в себя конкретные познавательные ориентации, приемы, подходы, инструменты и способы, которые применяются в

Все можно объединить в следующие группы:

  • Общенаучные, к которым относятся методы, используемые всеми науками, но применяемые в социологии с учетом ее специфики. К ним относятся следующие методы: сравнительно-исторический, сравнительный, критическо-диалектический, структурно-функциональный, генетический, эксперимент, наблюдение и др.
  • Частно-научные, к которым относятся методы, используемые только этой наукой, например, биографический метод, опрос, метод социометрии и т.д.

Поскольку методы социологии обязательно опираются на эмпирические данные в изучении реальности, то можно выделить в дополнение к перечисленному методы сбора, а также анализа собранной информации о фактах. Основными методами сбора информации в социологии являются опросы, изучение и анализ информации, наблюдение и др. Актуальность и достоверность данных обусловливают методы и функции социологии.

Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития социальных систем. Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.

Предмет социологии – система существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

Объекты изучения социологии: общество как целостная социальная реальность, социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности, социальные субъекты.

В структуре социологии выделяют следующие элементы:
1. Микросоциология и макросоциология. Микросоциология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы поведения. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т. п.

2. Теоретическая и прикладная социология. Теоретическая социология определяет границы, цели, методы и функции социологического познания. Прикладная социология изучает реальные процессы общественного развития и предлагает способы воздействия на социальную реальность. Прикладная социология занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой методов социального управления.

Выделяют три уровня социологических теорий: общесоциологические теории, теории среднего уровня и специальные теории. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития. Социологические теории среднего уровня по общности охвата занимают промежуточное положение между общесоциологическими и специальными теориями; в теориях среднего уровня собственно теоретическое знание соединяется с эмпирическим. Специальные социологические теории рассматривают отдельные социальные сферы, общности или процессы как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития.

Функции социологической науки:
Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя разработку теории и методов социологических исследований, в частности методов сбора и обработки социологической информации.

Прогностическая функция. На основании социологических исследований могут быть построены кратко-, средне– и долгосрочные прогнозы, определяющие перспективы развития социальных структур, изменение демографической ситуации, уровня жизни, интенсивность урбанизации, исход избирательных кампаний и т. п.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей организации различных социальных общностей и моделей социального управления. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социально-технологическая функция. Типичным примером реализации данной функции на практике является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Такие службы занимаются определением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами и т. п.

Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий.

Идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология выполняет определенную идеологическую функцию. Формируя представления людей о состоянии общества, она в конечном счете влияет на общество. От злоупотребления этим влиянием исследователя гарантируют глубина научного анализа, строго научный подход к изучаемым проблемам, терпимость к различным точкам зрения.

Существует множество отраслей социологии, и их число продолжает расти. В последнее время выделились такие отрасли, как социология гражданского общества, социология рынка и рыночных отношений, социология общественного мнения, социология международных отношений, политическая социология, экономическая социология, экологическая социология и т. п.
Социология все теснее переплетается с разными науками об обществе. Утверждается этносоциология, появляются социально-экономические, социально-политические, историко-социологические исследования и т. п. Методы, инструментарий социологии берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография.

1.1.2. Функции социологии

Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы наук, но и частицей всеохватывающей системы человеческого общества. Какие функции выполняет социология в обществе?

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи.

Информационная функция дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.

Управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.

Организационная функция социологии заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д.

Прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.

Пропагандистская функция социологии дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.

Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.

Из книги Идеология и утопия автора Маннгейм Карл

7. Три пути социологии знания Наша задача состоит не в том, как мы уже указывали, чтобы полностью решить поставленные здесь проблемы; нам приходится удовлетвориться тем, что мы выявляем скрытые взаимосвязи и ставим под вопрос те выводы, которые до сих пор казались

Из книги Демократия и тоталитаризм автора Арон Реймон

Глава V. Социология знания 1. Сущность социологии знания и ее границы а) Определение социологии знания и ее разделы Социология знания - недавно возникшая социологическая дисциплина. В качестве теории она стремится поставить и разработать учение о так называемой

Из книги Система вещей автора Бодрийар Жан

II. От философии к политической социологии Чем социологическое исследование политических режимов отличается от философского или юридического? Обычно отвечают примерно так: философия изучает политические режимы, чтобы оценить их достоинства; она стремится определить

Из книги Открытое общество и его враги автора Поппер Карл Раймунд

Из книги Начало социологии автора Качанов Ю Л

Глава 14. Автономия социологии Известное изречение Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»14.1 можно рассматривать как краткую формулировку марксовой оппозиции психологизму14.2 - весьма

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

НАЧАЛО СОЦИОЛОГИИ

Из книги Избранное: Социология музыки автора Адорно Теодор В

Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос. На этот счет у нас не все в порядке. И. В. Гете. Фауст Социологическая теория есть теория "социального мира"1, и социологическое познание есть институционализированное исследование. Оно создает

Из книги Нищета историцизма автора Поппер Карл Раймунд

Глава 3. ПРИСУТСТВИЕ В СОЦИОЛОГИИ И все, что временно, изменчиво, туманно, Обнимет ваша мысль, спокойно-постоянна. И. В. Гете. Фауст "Есть" (ist) - синоним «присутствует» (anwest) . Социологическое вопрошание "Что есть x?" институционализирует x в качестве присутствия. Мышление

Из книги О некоторых категориях понимающей социологии автора Вебер Макс

1.1. Предмет, функции и методы социологии Названием наука социология обязана своему создателю Огюсту Конту (1798–1857). Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas, т. е. «общество», второй - от греческого loros, означающего в узком смысле

Из книги Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки автора Хорган Джон

1.1.3. Методы социологии Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования:наблюдение;изучение

Из книги Миражи будущего общественного устройства (сборник) автора Циолковский Константин Эдуардович

1.2. История социологии Изучение социальных явлений и процессов имеет давнюю традицию. Уже в трудах философов Древнего мира были предприняты первые попытки решения таких проблем, как построение идеального государства и совершенствование социальной структуры общества

Из книги автора

Политика вокруг социологии Представить свою антисоциологию как социологию, построить свою "теорию" на разрушении всех социологических подходов в области музыки и выразить этим "потребность дня" – это походит на желание произвести маленькую революцию в своей области

Из книги автора

20. Технологический подход к социологии Хотя нашей темой является историцизм, т. е. метод, с которым я не согласен, полезно будет обсудить и успешные методы, чтобы читатель увидел суть моей позиции и точку зрения, лежащую в основе критики. Из соображений удобства назову эти

Из книги автора

1. СМЫСЛ «ПОНИМАЮЩЕЙ» СОЦИОЛОГИИ В поведении (Verhalten) людей («внешнем» и «внутреннем») обнаруживаются, как и в любом процессе, связи и регулярность. Только человеческому поведению присущи, во всяком случае полностью, такие связи и регулярность, которые могут быть понятно

Из книги автора

Глава 6 Конец социологии

Из книги автора

Предисловие к Социологии Я рисую пределы совершенства человеческого общежития. Разумеется, мои рисунки не могут быть ни полны, ни верны. Бесконечность отделяет истину от нашего слабого воображения.Я даю очерки отдалённого будущего, но какой путь к нему ведёт – я не знаю.

Лекция 3. ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И МЕТОДСОЦИОЛОГИИ

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Социология, изучая общественную жизнь,

во-первых : решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, т.е. описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:

1) “что познается?” — объект;

2) “как познается?” — метод;

Они связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию.

Во-вторых: социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.

Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования. Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные теоретической социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути и средства решения конкретных проблем, тем самым способствует преобразованию данной социальной системы в положительном направлении. Ее задача - быстро изучить проблему и разработать рекомендации по реформированию сложившейся проблемной ситуации. Прикладное исследование, как правило, не требует тщательно разработанной программы, используя стандартные, хорошо проверенные методы изучения проблемы. При прикладном исследовании большую роль играет оперативность его проведения, т.к. в реальной жизни даже один день может привести к необратимым последствиям.

Теоретическая социология предполагает обширное, часто многоступенчатое исследование, тщательную проработку программы, огромное количество эмпирического материала, связанного не с одним регионом. Все это занимает много времени и требует большого штата работников. Теоретическое исследование невозможно провести в одиночку, хотя организует его один исследователь, который является научным руководителем.

Деление социологического знания на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям (теории среднего уровня - Р.Мертон): они очень часто бывают ориентированына решение практических задач.

Функции социологии могут быть представлены и сгруппированы следующим образом:

Фундаментальные:

— Познавательная:

1) дескриптивная (описательная);

2) диагностическая;

3) прогностическая (попытка предвидеть);

4) моделирования социальных объектов

Прикладные:

1) Прогнозная;

2) Социального проектирования и конструирования;

3) Организационно-технологическая;

4) Управленческая;

5) Инструментальная

Познавательная функция

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи

Понятие «социальное» для социологии является ключевым. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный аспект. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.

Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и выполняют различные социальные роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни.С одной стороны, социальное — это непосредственное выражение общественной практики, с другой, — оно подвержено постоянному изменению из-за воздействия на него этой самой общественной практики.

Перед социологией стоит задача познания в социальном устойчивого, существенного и в то же время постоянно меняющегося, посредством анализа соотношения постоянного и переменного в конкретном состоянии социального объекта.

В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный социальный факт, который надо осознать в интересах практики.

Социальный факт в современной социологии — это единичное общественно значимое событие, типическое для данной сферы общественной жизни.

Теоретический и эмпирический анализ этого социального факта и есть выражение познавательной функции социологии.

1). При этом, опираясь на фундаментальные знания о социальном процессе, субъекте, накапливается знание о природе конкретного состояния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Т. е. познавательная функция выступает в роли дескриптивной (описательной) и диагностической одновременно в данном случае.

2). Но познавательная функция должна охватить не только изучаемый объект, но и процесс, который требуется для его преобразования, т. е. попытаться спрогнозировать и предвидеть этот процесс. Например, знать не только то, на сколько в данной группе, коллективе сплочены люди, объединены между собой, но и что нужно сделать, чтобы они были еще более сплочены, т. е. видеть эти пути. Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки — экономические, демографические, психологические.

3). Еще одно направление познавательной функции — это разработка теории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.

Прогностическая функция

Прогностическая функция свойственна науке в целом, потому что именно наука способна построить прогноз на основе:

— знания качества и сущности реальности;

— знания законов функционирования этой реальности;

— знания законов развития реальности

Когда речь идет о социальных явлениях, то прогнозирование здесь особенно важно, т.к. оно показывает:

— необходимость определенных изменений;

— возможность осуществления этих изменений.

Социология в данном случае опирается с одной стороны :

На знание общих основ развития изучаемого общества, общих перспектив его;

с другой :

На знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.

Например: прогнозируя перспективы развития сегодня того или иного государственного предприятия, мы опираемся на общую тенденцию сегодняшних преобразований государственного сектора (приватизация, создание акционерных обществ, прекращение выплаты дотаций нерентабельным предприятиям и т. п.) и на изучение потенциальных возможностей данного конкретного предприятия с учетом всех его особенностей (кто руководит, каков контингент работающих, какова сырьевая база, научная, материально-техническая, социально-бытовая и т. п.), т. е. всех положительных и отрицательных факторов данного субъекта. И на этой базе выстраиваются оценочные характеристики возможного будущего состояния субъекта в прогнозируемый период (как изменится социальная структура коллектива, удовлетворенность трудом, каков уровень развития будет достигнут и т. п.) и составляются эффективные рекомендации.

Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества в создании условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития каждого социального подразделения общества.

Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его “самореализации” (или “саморазрушению”). Эта особенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения.

Выделяют два типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предсказание) и целеполагание:

Поисковый (призван описать возможное состояние, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий)

Нормативный (связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения).

Классификация прогнозов по срокам прогнозов:

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

Есть классификация по роли: например, прогнозы-предупреждения и т.д.

Средства и методы, используемые для прогнозирования:

Статистический анализ;

Построение динамических рядов с последующей экстраполяцией;

Метод экспертных оценок основных тенденций;

Математическое моделирование;

И т. д.

Наилучший эффект - сочетание различных методов

Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям. Например:

Развитие социальной структуры общества;

Социальные проблемы труда;

Социальные проблемы семьи;

Социальные проблемы образования;

Социальные последствия принимаемых решений (наиболее актуальных).

Прогнозирование необходимо отличать от утопий и футурологических концепций (лат. futurum будущее + ... логия), выполняющих соответствующие идеологические функции.

Функция социального проектирования и конструирования

Социальное проектирование (от лат. projectus - выступающий вперед) - научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления.

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, не смотря на то, каким является объект: собственно социальным (больница, школа), производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т. д., т. е. закладываются в проект социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных подцелей социального проектирования, а именно:

Социально-экономической эффективности;

Экологической оптимальности;

Социальной интегрированности;

Социально-организационной управляемости;

Общественной активности.

Это I этап.

Затем II этап, когда выявляется круг актуальных социальных проблем, решение которых необходимо для достижения каждой подцели.

III этап : Определяются конкретные задачи разработки социального проекта.

1) как система социальных параметров проектируемого объекта и их количественных показателей;

2) как совокупность конкретных мероприятий, обеспечивающих реализацию проектируемых показателей и качественных характеристик будущего объекта.

При определении степени реализуемости социальных проектов, эффективным является метод деловой игры. Этот метод хорошо зарекомендовал себя и используется на практике.

Организационно-технологическая функция

Организационно-технологическая функция — это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем, например, повышения производительности труда, совершенствования организации управления, организация целенаправленного воздействия на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами — это создание социальных технологий.

Организационно-технологическая функция является как бы продолжением функции социального проектирования, т.к. без проекта, предполагаемого социального результата, невозможно создать и социальную технологию, выработать меры по ее осуществлению.

С созданием сети социальных служб в народном хозяйстве эта функция становится все более и более распространенной.

Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и теоретических закономерностях.

Управленческая функция

Научные результаты социологии:

— предложения;

— методики;

— оценки различных характеристик субъекта, его практики;

Все это является исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений.

Следовательно, для того, чтобы принять грамотное решение по тем или иным социальным проблемам, чтобы оно имело под собой научную основу, необходимо ихсоциологическоеизучение.

Например,управленческое решение, связанное с изменением режима работы в трудовом коллективе, требует проведения социологического анализа прямых и косвенных факторов, которые возникают:

— в сфере трудовой деятельности;

— в сфере быта, досуга и т.п.

Управленческая функция социологии проявляется:

— в социальном планировании;

— при разработке социальных показателей и нормативов.

Инструментальная функция

Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности. С помощью одних методов познается и отражается социальное явление в его конкретном состоянии; с помощью других — разрабатываются пути его преобразования. Т.е. это отдельная и самостоятельная функция социологии, которая направлена на разработку методов и инструментария по:

— поиску

— регистрации

— обработке

— анализу

— обобщению первичной социологической информации.

Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка исовершенствование которых продолжается постоянно. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии.

Структура социологии

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

Теоретико-методологические основы социологии

Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

Методология - это философские принципы, на основе которых строится данное исследование. Методология исследования тесно связана с теорией данной науки, т.к. в качестве методологической основы мы принимаемпринципы, которыесформулированы в теориях крупнейших авторитетов в данной области знания. Так методология может быть построена на основе, например, идеалистический философии или метафизической, или материалистической и т.д.

Три уровня социологического знания

Поскольку социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

· знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального;

· знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

Многообразие и сложность изучаемых явлений и проблемприввелик тому, что социология включает в себядва основных уровня социологического знания: макроуровень - теоретическую социологию (исследования), микроуровень - прикладную социологию (исследования) и эмпирическую социологию (исследования).

Особенностьютеоретической социологии (исследования) является то, что она ставит перед собой глобальные исследовательские проблемы, которые требуют тщательно проработанной программы исследования, огромного количества эмпирической информации и, как правило, теоретические исследования занимают большой объем времени.

Прикладная социология (исследования) ставит перед собой частные задачи. Главной ее особенностью является то, что исследование должно быть проведено быстро, точно и выданы рекомендации по решению возникшей проблемы.

Ни одно социологическое исследование не обходится без эмпирической информации. Первый анализ полученной исследователем информации по изучаемой проблеме носит описательный характер. Так создаются описательные или эмпирические теории, которых в современной социологии огромное количество.

Американский социолог Р. Мертон проанализировал их и в 1947г предложил термин «теории среднего уровня» ("theories of the middle range"). Согласно Р.Мертону, Т.С.У. - это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных ориентаций и социальных изменений.

Методы социологического исследования, методы обработки,

анализа и обобщения социологической информации

Методы - это способы и приемы получения и анализа эмпирической информации по изучаемой проблеме.

В социологии, как и в любой другой науке — специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода.Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что основным инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование.

Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Оно включает в себя:

1) Теоретическую часть (разработка программы исследования,обоснование цели и задач,определение гипотез и этапов исследования).

2) Инструментальную или процедурную часть, включающую в себя набор инструментов сбора информации:выбор метода сбора информации,определение результативной выборки,возможность обработки информации,

получение характеристик состояния исследуемой реальности.

Методы социологического исследования включают в себя методы сбора, обработки и анализа первичной информации о состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.

Социоинженерная деятельность, социальные технологии

Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур.

Структура социологического знания.

Социологи исследуют общество на различных уровнях. Отечественные ученые выделяют теоретический и прикладной (эмпирический) уровни. Западные ученые на микро и макросоциологию.

Теоретическая социология – это множество школ, направлений и школ, объясняющих специфику развития общества со своих позиций. Прикладной или эмпирический уровень связан с конкретными социологическими исследованиями.

Микросоциология изучает поведение людей в повседневной жизни – их интеракцию. Она рассматривает поведение индивидов, их поступки, мотивы. То есть микросоциология ставит своей целью изучение социального поведения людей, межличностного общения, социализации и индивидуализации, мотивации их действий, а также стимулам групповых поступков.

Макросоциологию интересует общество как целостный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и развитие. Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого обществ, анализирует социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы и процессы, происходящие в обществе.

Социологи используют различные подходы для изучения и объяснения различных процессов и явлений в обществе:

1. Демографический, который изучает вопросы рождаемости, смертности и миграции, связанной с деятельностью людей.

2. Психологический, изучает мотивы, навыки, социальные установки, а также мысли людей. Социальные психологи, например, исследуют проблемы, связанные с взаимодействием общества и личности в процессе социализации и многие другие.

3. Коллективистический , изучает причины образования различных групп в обществе.

Данный подход помогает понять принадлежность людей к той или иной группе, пласту, классу, а также каким образом они образуют эти группы с целью защиты своих интересов.

4. Культурологический , помогает анализировать поведение и поступки людей на основе таких элементов культуры, как общественные правила и ценности.

5. Интеракционистский (взаимодействие), изучает общественную жизнь как систему человеческих взаимоотношений.

Эти подходы говорят о том, насколько широка область исследования социологии. Именно поэтому в социологи существует специализация, которая позволяет более подробно исследовать общество, в котором мы живем.

Как и все другие общественные науки, социология выполняет определенные функции. Одной из важнейших функций социологии является теоретико-познавательная или критическая. Социология, прежде всего, обеспечивает прирост и систематизацию новых знаний о различных сферах общества, раскрывает тенденции и закономерности его развития.



Познавательная функция социологии придает большое значение изучению общественных отношений складывающихся в обществе, а также функционированию социальных институтов. Задачей познавательной функции является также выработка научных прогнозов дальнейшего развития таких сфер жизнедеятельности общества, как материальная, политическая и духовная, на основе анализа социальных процессов.

Этому способствуют и фундаментальные теоретические исследования, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, и эмпирические исследования, которые несут конкретную информацию об объекте исследования и пополняют социологию богатым фактическим материалом.

Как уже говорилось выше, для социологии характерно единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. Прикладная функция с оциологии обеспечивает достоверную информацию о различных процессах, происходящих в различных социальных сферах общества, о изменении социальной структуры, семейных и национальных отношений и т. д.

Ни одно из современных обществ не пускает на самотек как развитие социально-классовых и национальных отношений, так и развитие экономической, политической и других сфер общества. Поэтому задачей прикладной функции является разработка практических рекомендаций, которые направлены на улучшение механизма социального управления, повышения его эффективности, начиная от управления коллективом и заканчивая управлением делами всего общества.

Действенный социальный контроль над социальными процессами невозможен без социологических исследований, дающих нужную информацию о появлении социальных кризисов и социального напряжения в обществе. Функция социального контроля дает возможность органам исполнительной власти, различным политическим партиям и движениям использовать данные социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общества.

Большое значение для дальнейшего развития общества играет применение данных социологических исследований для планирования развития различных сфер общества. Социальное планирование используется во всех странах мира и охватывает многие области, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества и просто страны, и заканчивая социальным планированием жизни города, отдельного предприятия и даже коллектива.

Планирование осуществляется на основе прогнозирования. Социология способна предсказывать возможные пути развития общества. В этом и заключается прогностическая функция социологии. Социологические прогнозы особенно важны в переходный период развития общества.

Гуманистическая функция социологии заключается в том, что социология способствует улучшению и совершенствованию общественных отношений.

Одной из важных функций является мировоззренческая функция . Изучая закономерности и перспективы развития общества, соотношение общественных групп, этносов, она тем самым формирует у людей научное представление об обществе, о своих интересах, задачах и роли, тем самым формируя социальное поведение человека адекватное интересам общества. Вместе с тем мировоззренческая функция в то же время является идеологической функцией, которая выражает интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности.

Социология осуществляет сбор, систематизацию и накопление информации. В этом состоит информационная функция социологии. Эту функцию осуществляют крупные социологические центры, которые концентрируют информацию в памяти ЭВМ. Накопленная в ЭВМ информация используется государствами и другими управленческими и хозяйственными организациями в осуществлении своей деятельности.

C информационной функцией тесно связана преобразовательная, т.к. полученная в ходе исследования информация и сделанные на ее основе выводы и рекомендации служат основанием для принятия решений и выработки социально-экономического обоснования крупнейшим инженерным и другим проектов. Социология дает лишь рекомендации, а внедрение их в практику общественной жизни дело организаций управления. Именно от организаций управления, политической власти зависит реализация ценных и полезных рекомендаций, разработанных социологами. Игнорирование этих рекомендаций может привести к тяжелым последствиям в развитии общества.

4. В чем заключаются сходства и различия социологии и других общественных наук?

Как и всякая наука, социология может успешно развиваться только в содружестве с другими общественными науками: философией, психологией, историей, экономикой, политологией, антропологией, культурологией и другими.

1. Социология зародилась в недрах философии, которая продолжает играть огромную роль в ее развитии. Она возникла гораздо позже многих других наук. Поэтому она имела возможность использовать конкретные результаты исследования общества, созданные ими понятия и теоретические категории, такие как общество, человек, ценности, индивид, прогресс, развитие и другие.

Специфика социальных процессов породила особую часть философии – социальную философию , являющуюся высшим уровнем теоретического обобщения социальных явлений и процессов через категорию социального. Социологию и социальную философию нельзя отождествлять, т.к. их объект имеет разную степень общности. Хотя обе они изучают общество в целом в его системности, однако социальная философия рассматривает общество как специфическую часть всего мироздания с помощью предельно общих понятий, категорий и законов, как специфическое проявление в обществе этих общефилософских законов по сравнению с природой. Например, специфическим проявлением общефилософских законов является закон соотношения общественного бытия и общественного сознания или закон, характеризующий источник самодвижения общества.

В отличие от социальной философии предметом социологии являются более конкретные знания об общественной жизни. Социология опирается в своих научных выводах на сборе, анализе и обобщении проверяемых эмпирических данных, добытых собственно ею, хотя такое эмпирическое исследование должно опираться на знание законно и категорий более общего порядка, т.е. на социальную философию.

Социология и социальная философия в ходе своего развития взаимно обогащаются, т.к. без знания общего не могут быть поняты частные явления, а знания частного, в свою очередь, обогащают понятийный аппарат и предметное содержание социальной философии, уточняют и конкретизируют ее положения и выводы.

2. Социология занимается изучением общества, его социальной структуры, социальных институтов, т.е. больших групп людей, а также социальных отношений. Социологические исследования, проводимые для изучения влияния общества и его изменение на поведение человека в нем, не дают точной характеристики, поскольку в результате опроса получается характеристика так называемого «усредненного», а не конкретного человека, индивида.

Для того, чтобы изучить и понять субъективные механизмы поведения отдельных людей в малых социальных группах, а также влияние отдельных социальных институтов, учреждений, организаций на их поведение, влияние ценностных ориентаций и установок, психологических особенностей позволяет раскрыть социальная психология , которая зародилась на стыке социологии и психологии. Социальная психология изучает человека и воздействует на него через малые социальные группы, т.к. именно взаимодействие людей в малых социальных группах и является предметом ее исследования.

Двумя самыми важными задачами социологии являются определение того, как влияет общество на поведение людей и как путем опроса получить характеристику типичного представителя той или иной социальной группы. Однако типичный представитель вовсе не идентичен с конкретными индивидами.

В отличие от социологии психология занимается влиянием внутреннего, субъективного мира человека (памяти, развитости мышления, эмоционального склада и т.д.) на его поведение. Общее в поведении каждого человека преломляется через индивидуальные особенности, которые и интересуют психолога.

Но поскольку общее и индивидуальное существует в диалектическом единстве, естественно, что существует тесная связь социологии с психологией.

3. Социология тесно связана и с экономической наукой , которая изучает, можно сказать, материальный фундамент всей общественной структуры, материальное производство, экономическую деятельность людей и помогает понять базовые причины таких социальных процессов, как расслоение общества, несовпадение и даже противоположности жизненных интересов различных социальных групп, необходимость проведения социально-экономических реформ в обществе и т.п.

С другой стороны, социологические исследования вооружают экономистов данными социальной статистики, категориями бедности и богатства, социального расслоения и возникновения классов, причины которых находятся в сфере экономики.

Вместе с тем, само развитие экономики также оказывается в прямой зависимости от социальных условий. Необходимость взаимодействия экономической и социальной наук определяется реальным взаимодействием экономики и социальных явлений и процессов.

4. Социология по своей сущности является наукой обобщающей социальный опыт людей. Эту свою функцию выведения общих закономерностей, тенденций развития общества социология не могла бы осуществлять, опираясь лишь на изучение непосредственно данного, современного общества.

Необходимым условием ее социальных обобщений является обращение ко всей истории человечества. Отсюда следует, что развитие социологии невозможно без опоры на историческую науку.

История, имеющая дело с конкретными, индивидуальными историческими событиями и личностями, их хронологией, обращает главное внимание на правильное отражение их своеобразия и неповторимости, хотя она, конечно, проводит необходимый анализ исторических фактов и делает некоторые научные обобщения.

Социология, в отличие от истории обобщает весь социальный опыт как прошлого, так и настоящего, классифицирует, создает типологию социальных явлений и процессов, что и позволяет ей выделить самое существенное, повторяющееся, типичное, а не уникальное в пестром мире социальных явлений, фактов, исторических личностей, т.е. открыть закономерности общественного развития.

Важным отличием этих двух наук является также то, что история изучает то, что уже свершилось, а социология, обобщая и исторический опыт, главное внимание уделяет развитию общества на современном этапе, для которого она осуществляет социальное планирование и прогнозирование.

Таким образом, взаимодействие истории и социологии состоит в том, что, с одной стороны, исторический опыт, изучаемый историей, служит конкретной фактической базой социологических обобщений, а, с другой стороны, социологические обобщения являются основой более глубокого анализа конкретных исторических фактов представителями исторической науки, позволяющего им осуществлять широкие и глубокие исторические обобщения.

5. Сфера политики – одна из наиболее важных в жизни общества. Ее институты (государство, политические партии и т.д.) во многом определяют жизнедеятельность как социальных общностей, так и отдельных индивидов, непосредственно влияют на общественные процессы.

Объектами и субъектами политики становятся все общественные институты и процессы, что находит свое отражение в таких понятиях, как экономическая политика, социальная политика, культурная политика, национальная политика, экологическая политика и т.д. и т.п.

Из такой тесной связи политики со всеми проявлениями социума вытекает взаимосвязь и взаимовлияние социологии и политологии. Связь эта настолько глубока, что определила появление специальной науки - политической социологии, имеющей относительную самостоятельность и собственный предмет изучения.

Специфика этих двух наук состоит в том, что социология изучает социальную реальность, социальные процессы, а политология – политическую реальность, ее институты, их жизнедеятельность, политические процессы.

Имея дело с одним и тем же социальным явлением, социология и политология изучают его в разных аспектах.

Рассмотрим это на примере изучения такого явления, как гражданское общество. Если социология анализирует его социальную структуру, социальный статус личности, общественных групп, наций и т.п., их взаимодействие, то политология изучает права и обязанности гражданина, структуру политической системы, место, роль и функции государства, политических партий и других политических организаций в системе гражданского общества.

Но кроме специфики предмета социологии и политологии следует отметить их единство и взаимосвязь. Как и для других общественных и гуманитарных наук, социология и для политологии является общетеоретической и методологической основой. А политологические исследования, подобно историческим и экономическим служат теоретическим и эмпирическим источником для обобщений социологии.

Из всего вышесказанного следует, что социология является интегративной междисциплинарной наукой, которая содержит в себе основы многих гуманитарных, социальных и даже естественных наук. Такая тесная связь позволяет социологии более подробно исследовать различные сферы жизнедеятельности общества, а также способствует появлению и развитию новых направлений в социологии.