Казнь испечь в быке. Бык Фаларида: одно из самых жестоких методов казни в античные времена

В былые времена к смерти приговаривали за всевозможные преступления: от убийства до мелкого воровства. Чаще всего казни были публичными, поэтому для привлечения большего количества зевак акт умерщвления старались сделать более зрелищным. И в этом человеческому воображению не было границ.

Медный бык

Перед казнью приговоренному отрезали язык, а затем запирали его внутрь медного быка. Под быком разжигали огромный костер, и бедолага практически жарился в нем заживо. В связи с отсутствием языка кричать он не мог, поэтому все, что ему оставалось, - это биться о горячие стенки. От ударов бык шатался и, казалось, оживал, вызывая бурный восторг толпы.

Казнь пеплом

Человека запирали в тесном непроветриваемом помещении, заполненном пеплом. Преступник умирал в долгих мучениях, которые длились подчас несколько дней или недель.

Слоновья казнь

Приговоренного к смертной казни отдавали на растерзание специально обученному слону-палачу. Он топтал жертву, и та погибала от травм. Причем тем преступникам, которым слон наступал на голову, можно сказать, еще везло - они умирали быстро и без мучений - в то время как других слон мог терзать часами.

Бамбуковая казнь

Известное свойство бамбука – быстрый рост – больное человеческое воображение тоже использовало для истязания приговоренных к смерти. Тело человека располагали над побегами молодого бамбука, и растение прорастало сквозь него, причиняя немыслимые страдания жертве.

Молоко и мед

Осужденного помещали в лодку, закрепляя его тело таким образом, чтобы тот не мог пошевелиться. Долгое время бедолагу кормили только молоком и медом. Если он отказывался есть, в глаз ему тыкали острой палкой до тех пор, пока он не открывал рот. Кожу приговоренного тоже обмазывали медом. Скоро полчища насекомых, привлеченных сладким запахом, набрасывались на тело и буквально съедали беднягу заживо.

Благо было тем городам, в которых закону удавалось примирить народ и знать! Но случалось это редко. То тут, то там вспыхивали усобицы, дело доходило до оружия, и пощады не было никому. В городе Милете народ выгнал аристократов, а детей их бросил на ток и растоптал бычьими копытами. А когда аристократы вернулись, они схватили детей своих противников, вымазали в смоле и заживо сожгли.

Собираясь у алтарей богов, аристократы произносили присягу: «Клянусь быть черни врагом и умышлять против нее только злое…» На пирах они под звуки флейт повторяли стихи Феогнида Мегарского: «Крепкой пятою топчи пустодумный народ беспощадно, бей его острым бодцом, тяжким ярмом придави!…» А народ отвечал им такою же ненавистью.

Знать была сильна единством. Но иногда это единство нарушалось. Или род ссорился с родом, или находился талантливый одиночка, считавший, что строгие нравы аристократического равенства сковывают его силы. Тогда он мог обратиться к народу: «Я ваш друг; соперники мои - ваши угнетатели; помогите мне против них - и я помогу против них вам». Если такой человек показал себя удачливым на войне и щедрым в мире, то народ за ним шел. Он захватывал власть, расправлялся с врагами, и враги называли его тираном.

В наше время слово «тиран» значит просто «жестокий правитель». У греков это слово значило «правитель, незаконно захвативший власть». Нашего Павла I, хоть он и был жесток, греки тираном не назвали бы. А Наполеона назвали бы.

Знать ненавидела тиранов, народ им не доверял. Со знатью тираны расправлялись, народ они привлекали добычами от войн и доходами от торговли. Расправы были действительно страшные, а рассказы о них - еще страшней…

Самым знаменитым был рассказ о медном быке Фаларида, тирана из Акраганта в Сицилии. Медник Перилл сделал для него статую быка, пустую внутри; в боку была дверца, а под медным брюхом разжигали костер. Кого Фаларид хотел казнить, того он бросал внутрь быка и сжигал заживо. Крики умирающих гудели в полой меди, и казалось, что бык мычит.

Перилл не самостоятельно изобрел эту смертельную машину. У сицилийских греков был опасный сосед: карфагеняне. Город Карфаген, колония финикиян, стоял напротив Сицилии на африканском берегу. Рассказывали, что когда то финикийская царица Дидона, изгнанная из родных мест, приплыла сюда и попросила африканцев продать ей столько земли, сколько обнимет бычья шкура. Они согласились. Тогда Дидона разрезала бычью шкуру на тонкие ремни, оцепила ими крутой прибрежный холм и на этом холме выстроила крепость Бирсу: по финикийски это слово означает «крепость», а по гречески - «бычья шкура». Вокруг крепости вырос город Карфаген. В нем молились финикийским богам, а в трудные времена приносили им человеческие жертвы. Говорили, будто в их храме стояла медная статуя бога с пустым туловищем и в ней сжигали в дар богу детей первенцев, а родители должны были смотреть на это с радостными улыбками. Вот этому карфагенскому изобретению и подражал Перилл, когда делал своего медного быка. Смертоносную технику часто перенимают охотнее и раньше, чем технику, полезную для жизни.

Впрочем, не все верили этим рассказам о Фалариде. Говорили, будто Перилл действительно сделал и поднес ему страшного быка, но Фаларид этому так ужаснулся, что приказал схватить Перилла и самого сжечь в его медном чудовище. (Судьба его стала примером пословицы: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь».) А потом над медной статуей совершили очищение, как после убийства, и отправили ее в Дельфы, в дар Аполлону.

Ну что же, в полку замечательных людей прибыло и мое внимание обратил на себя греческий тиран Фаларис. Вы только подумайте, его правление породило новый синоним слова жестокость - фаларизм, и привело к появлению выражения Фаларисова власть, которое впервые использовал Цицерон. И кроме всего этого он прославился как изобретатель самого страшного метода казни за всю историю цивилизации - быка Фалариса. Поверьте, этот человек заслуживает отдельной статьи.

Греческий тиран

Фаларис занял город Акрагант через четырнадцать лет после его основания и было это примерно 570-554 гг. до н.э. Он сразу же захватил несколько соседних городов и выстроил две крепости на берегу, чтобы избежать нападения с моря. Все действо происходило на территории
современной Сицилии.

Народ прозвал Фалариса тираном, но следует оговорится что изначально, у древних греков, это слово имело совсем другое значение. Если человек незаконно захватывал власть, то его называли тираном вне зависимости от жестокости его правления.

Изначально Фаларис занимал должность телона, то есть чиновника в Акраганте. Надо признать, его метод захвата власти поражает своей изощренностью. Он оповестил общину о том, что собирается возвести небывалой красоты храм Зевса Полиея, ему была выделена огромная сумма на строительство и сопутствующие расходы. Фаларис возвел вокруг строительной площадки ограду, якобы для охраны объекта, нанял множество рабочих из других земель и в один прекрасный момент, во время праздника Фесмофорий, напал на мирных жителей. Источники сообщают, что было перебито множество мужчин, а женщины с детьми взяты в рабство. Вот так просто Фаларис стал единоличным правителем города. Надо признать, что проходят годы, а строительство по-прежнему остается выгодным мероприятием для отмывания государственных денежек, и греческий тиран был первым, кто доказал это.


Фаларисова власть

В то время молодой Акрагант в основном населяли земледельцы и купцы, среди которых выделялись знатные рода. А когда в государстве появляется много людей без образования и не наделенных интеллектом, они готовы поддержать любой кипиш, в том числе и правление
нового тирана. Если бы ни знали как он будет править... Его так же поддерживали наемные чужеземные отряды, правда источники умалчивают, откуда точно они прибывали.

Фаларис с помощью уловок изъял у граждан все оружие и тем самым лишил город гражданского ополчения. И конечно, чтобы сделать свое правление устойчивым, он нашел новую угрозу для Акраганта - Карфаген. Всем известно что чужеземные захватчики быстро отвлекают народ от непопулярного режима и обрекают его на ненависть к врагам.

Само правления Фалариса отличалось исключительной жестокостью, о котором писал Аристотель, Пиндар и Цицерон. Его правление было так ненавистно и опасно для всех жителей, что в произведениях древних историков упоминается выражение "Власть Филариса", как синоним тирании и страха. А Цицерон пошел еще дальше - он придумал новое слово, "фаларизм", которое использовал в своем письме о грядущей тирании Юлия Цезаря.

Бык Фалариса

Pierre Woeiriot (1532–1599)
Итак, мы медленно подбираемся к самому интересному. На самом деле я прочитала множество источников, чтобы написать эту статью. И о быке Фалариса ходят разные слухи, и общая картина видна не сразу. Первым, кто упомянул это орудие казни был Пиндар, затем Гераклид и Каллимах. Больше всех сведений для историй предоставил Диодор подробно рассказавший о судьбе изобретателя.

Суть истории такова: некий Перилл из Афин преподнес Фаларису огромного медного быка в дар, так как тот любил наблюдать за казнями людей и трапезничать. Не верьте тем, кто
излишне демонизирует тирана, детей он не ел, сексом во время казней не занимался, по крайней мере источники не сообщают об этом.

Бык был выполнен в натуральную величину из чистой меди и блестел на солнце. Внутри располагались несколько труб, особым образом выходившие наружу в виде ноздрей. Из-за подобной хитроумной конструкции во время казни из ноздрей шел пар и доносились вопли несчастных, которые напоминали рев быка. Казнь происходила следующим образом:

  • Связанного за запястья и лодыжки человека помещали во внутрь медного быка Фалариса.
  • Внизу, под пузом, разводили костер.
  • Человек варился заживо в собственному соку.
  • Правитель наслаждался мнимой справедливостью несколько часов, в зависимости от размера костра. Вам какой прожарки?

Известно, что первой жертвой как раз и стал сам изобретатель Перилл, которого Фаларис приказал казнить тут же, как увидел это изобретение. Не совсем понятны причины, по которым он сделал подобное, то ли его ужаснула жестокость изобретения, то ли не терпелось его попробовать, то ли просто Перилл ему не нравился.

А может быть он узнал что последний, вовсе не являлся изобретателем быка. Удивлены? Да, в интернете об этом нигде не говорится, но Карфагеняне использовали полую статую быка для жертвоприношений Молоху тем же способом. Поэтому хитрый Перилл просто спер, извиняюсь за выражение, их идею. Так же сообщается, что использовалась полая статуя бога Аполлона, где сжигали новорожденных детей в качестве жертв, но статуя не была найдена, а источники не слишком достоверны.

Так или иначе, именно Фаларис, являясь вторым тираном Греции, даровал медному быку небывалую известность, сжигая там неугодных ему людей. Этот вариант стал таким популярным, что часто использовался на приемах и праздниках.

Смерть Фалариса

Если вы читали, что тиран был казнен в собственном любимом быке, забудьте этот бред. Нет никаких источников, которые бы свидетельствовали о подобном. Его самого а заодно и всю его семью перебили восставшие жители города. Да, даже не Карфагеняне сделали это, а сами граждане, уставшие от душного и жестокого режима. Об этом сообщает Гараклид Понтийский и нет оснований не доверять ему. Примечательно, что после свержения Фалариса в Акраганте запретили носить плащи синего цвета, поскольку именно этот цвет предпочитала свита убитого тирана. Ничего не скажешь, оставил свой след в истории.

Читайте страшные истории 18+: Плати по счетам , Холодный дом и

История изобретений. Первая жертва электрического стула и медный бык, съевший создателя

История казней и пыток повергнет любого современного человека в шок: сожжение на костре, четвертование, распятие. Это далеко не самые страшные способы, которыми в Древнем мире и Средневековье отбирали жизнь у преступников, заговорщиков, предположительных ведьм и других неудачников, имевших неосторожность попасть в жернова государственной системы наказаний. Onliner.by рассказывает историю создания орудий казни и тех, кто стал их жертвами.

Электрический стул

С взрослением человеческой цивилизации методы казней заменяли более гуманными. Идею казни преступников электричеством в 1881 году стал продвигать американский дантист и инженер Альфред Саутвик. Он услышал историю о пьянице, который ухватился голой рукой за электрический генератор и мгновенно умер. Столь быстрый способ умерщвления можно было использовать как альтернативу повешению, которое заставляло жертву помучиться перед смертью. В качестве примера он привел недавнюю казнь, где мужчина в петле продолжал дышать на протяжении еще 15 минут - «варварский реликт».

Сперва идею опробовали в качестве эвтаназии для сотен бродячих собак. Их экспериментально умерщвляли в воде, с различными типами электродов и их размещением, выбирая наиболее удачное их расположение. Первого же осужденного на смертную казнь посадили на электрический стул 6 августа 1890 года в тюрьме города Нью-Йорк. Но не все прошло гладко. Как писала на следующий день Los Angeles Herald, для убийства Уильяма Кеммлера, зарубившего свою любовницу топором, понадобилось включать электрический стул второй раз, а мощность установки поднимать вдвое. «Его нервная система была уничтожена не вспышкой, как предполагалось, а относительно медленными ударами электрических молотов», - так описывал журналист впечатления от казни.

Чтобы произвести второй удар электричеством, пришлось заново запустить динамо-машину. Несколько минут испуганные люди в комнате беспомощно смотрели на электрический стул. «C губ Кеммлера капала слюна, а грудь стала вздыматься, изо рта донеслись громкие хрипящие звуки». Когда машину наконец запустили на максимальной скорости, по телу Кеммлера пропустили 2000 вольт, что окончательно подавило в нем любые проявления жизни. Присутствовавший на казни свидетель позже обронил: «Уж лучше бы они воспользовались топором».

Иллюстрация Los Angeles Herald

Последующий осмотр тела показал, что один из электродов оставил заметный шрам на коже, а сердце, легкие и другие внутренние органы не были повреждены. Их вместе с мозгом извлекли для дальнейшего изучения.

На протяжении следующих двух десятков лет электрическим стулом воспользовались еще в четырех американских городах, и в скором времени этот метод стал превалирующим в местных тюрьмах.

Наверное, наиболее известной тюрьмой, где смертные приговоры исполнялись на электрическом стуле, можно назвать Синг-Синг в Нью-Йорке. Это пенитенциарное заведение во время своего путешествия по «одноэтажной Америке» по совету Эрнеста Хемингуэя посетили советские писатели Ильф и Петров. Тогда в Синг-Синге сидели 2299 человек. Из них 85 находились в пожизненном заключении, а еще 16 ожидали своей очереди на электрический стул.

Такой Синг-Синг видел карикатурист. 1906 год.

Так заключенные и камеры в старом корпусе выглядели на самом деле. 1915 год. Bain News Service

Для Ильфа и Петрова устроили экскурсию по старому и новому корпусу тюрьму, а также показали неприметный одноэтажный кирпичный домик, в котором находился электрический «деревянный желтый стул с высокой спинкой и с подлокотниками». На нем казнили 200 мужчин и трех женщин (к моменту отмены смертной казни в 1972 году их общее число достигло 614), но выглядел он как новый. Его мирный вид нарушали лишь кожаные браслеты для ног и рук осужденного, а также отполированные локтями подлокотники.

Помимо этого, там же находились четыре скамьи для свидетелей, столик и умывальник в стене. В помещение вела дверь из комнатки поменьше с распределительным щитом и старомодным рубильником. За каждое включение палач получал $150, и от желающих отбоя не было. В другой смежной комнатке находился склад гробов, которые делали заключенные.

Возможно, тот самый электрический стул, с которым познакомились Ильф и Петров в Синг-Синге. 1915 год. Фото: Robbins, T. Fred

«О том, что их просьба о помиловании отвергнута и что казнь будет приведена в исполнение сегодня же, приговоренным сообщают рано утром. Тогда же приговоренного приготовляют к казни: выбривают на голове небольшой кружок для того, чтобы электрический ток беспрепятственно мог сделать свое дело», - рассказывали писатели в заметках из путешествия.

В свое время на стуле Синг-Синга казнили серийного убийцу Альберта Фиша. Жертвами «Лунного маньяка», или «Бруклинского вампира», как величала его местная пресса, стали от 7 до 15 детей. На этом же стуле окончилась жизнь четы Розенбергов, которые шпионили в пользу СССР. Их обвинили в передаче Советам американских ядерных секретов.

Рут Снайдер стала одной из самых известных жертв тюрьмы Синг-Синг благодаря фотографу Тому Ховарду. Мужчина проник на казнь в январе 1928 года под личиной пишущего журналиста, а к щиколотке у него была прикреплена миниатюрная камера с единственной фотопластинкой. Кабель затвора камеры проходил под одеждой Ховарда. В момент подачи электричества он нажал на спуск: тело женщины извивалось на электрическом стуле, снимок получился размазанным. Но эта динамика лишь добавила фотографии драматизма. На следующий день она пошла в печать под заголовком «МЕРТВА!».

То самое фото и его художественная адаптация на странице газеты

В различных штатах казнь на электрическом стуле практиковалась вплоть до 1980 года, когда была вытеснена смертельной инъекцией. В некоторых тюрьмах США приговоренные к казни до сих пор могут выбрать между электричеством и инъекцией. На данный момент последний заключенный погиб на электрическом стуле в январе 2013 года.

Медный бык

Электрический стул отдавал гуманизмом на фоне всех тех казней, которые человечество придумало за тысячелетнюю историю. Если Альфред Саутвик умер спокойно в почтенном возрасте, то другой изобретатель машины для убийств стал жертвой собственного изобретения. Речь идет об афинском меднике Перилле, который создал Медного быка (Быка Фалариса). Внутрь медной статуи через специальную дверцу помещался приговоренный к казни, под статуей разводили костер. У изобретения был специальный акустический аппарат из системы трубок, которые конвертировали крики смертника в звук бычьего рева. В этой своеобразной духовке античные преступники запекались до смерти.

Перилл презентовал свою разработку в 6-м веке до нашей эры кровавому сицилийскому тирану Фаларису. «Вопли придут к вам через трубы как самое нежное, самое трогательное и мелодичное мычание», - цитируют легенды медника, который ожидал большой награды за свой труд. Но тиран так спешил испытать новую игрушку, что недолго думая поместил в агрегат ее создателя.

Некоторые источники утверждают, что дожариться Периллу не дали. Сам тиран извлек его из быка, а затем отвез на гору, с которой и сбросил вниз на камни. Но судить о правдоподобности этой концовки столь же сложно, как и разбираться в подробностях события, произошедшего две с половиной тысячи лет назад.

Сам кровавый правитель не избежал знакомства с внутренностями быка. Его жестокое правление в конце концов довело до ручки граждан, которые воспользовались прибытием вооруженного отряда Телемаха. Вспыхнуло восстание, семью Фаралиса перебили, а его самого заточили в медном быке, где медленно поджаривали всю оставшуюся и очень короткую жизнь.

Вариации медного быка встречались неоднократно в последующей истории унизительных человеческих пыток. Римляне подобным образом уничтожали христиан, а христиане позже жарили до смерти еретиков.

Гильотина

В Средневековье те, кто продвигал новые способы казни, также становились жертвами этих смертельных приспособлений. Одну из разновидностей гильотины, до получения ею этого устоявшегося названия, в XVII веке в Шотландию привез Джеймс Дуглас, 4-й граф Мортон. В этой стране лезвие с грузом, подвешенное на веревке и предназначенное для мгновенного отрубания головы, получило название Шотландской девы. Эта «дева» и обезглавила графа Мортона, после окончания его регентства на время взросления шотландского короля Якова VI.

Доподлинно неизвестно, кто придумал этот аппарат. Но в различных европейских государствах он получил широкое распространение после того, как французский профессор анатомии Жозеф Гильотен предложил в 1789 году использовать косое лезвие для отрубания головы как более гуманное орудие казни. Мечи и топоры в руках неумелых палачей становились причиной длительной агонии жертв. Гильотен ратовал за отмену смертной казни, но времена и обстоятельства диктовали свои условия.

История знает немало примеров беспощадных тиранов, которые использовали изощренные методы казни. В период Античности ужас на своих соотечественников наводил Фаларис из Акраганта. За свою жизнь он совершил множество жестоких убийств, но его злодеяния не остались безнаказанными и смерть он встретил в теле Сицилийского быка - одного из самых жестоких способов казни за всю человеческую историю.

Бык Фаларида: характеристика

Медный бык - древнее орудие казни, которое для своих пыток применял тиран Фаларис, прославившийся своей беспощадностью. Он жил в Акраганте (современный город Агридженто на Сицилии) во второй половине VI века до новой эры. Современники рассказывали, что тиран жестоко расправлялся со своими врагами и не щадил пленных людей. Сохранились сведения, что Фаларис бросал пленников в жерло вулкана, сбрасывал их со скалы и применял другие изощренные способы убийства.

Именно с Фаларисом историки связывают возникновение орудия казни, названного по имени беспощадного тирана - медный бык Фаларида. В разных источниках можно встретить также второе название этого изобретения - Сицилийский бык. Конструкция, предназначенная для зверского убийства людей, представляла собой полое изваяние быка, выполненного из меди в натуральную величину. На боку или, как гласит другая версия, на спине между лопаток была дверца, через которую жертву сажали внутрь. Под брюхом быка зажигали огонь, и человек заживо сгорал, испытывая страшные муки.

До нашего времени дошли описания, согласно которым, в области ноздрей быка были проделаны отверстия, через которые выходил дым. Также конструкция была оснащена специальными трубами. Когда жертвы стонали от боли и кричали, издаваемые ими звуки походили на рев быка, который был настолько сильным, что его можно было услышать на больших расстояниях от места казни.

Создатель быка - скульптор Перилай

По преданию, создателем быка Фаларида был скульптор Перилай, который жил в Акраганте в середине VI столетия до новой эры. Древнегреческий историк писал о том, что Перилай создал медного быка специально для тирана Фалариса, прославившегося своей жестокостью. Доподлинно не известно, какой диалог состоялся между Перилаем и Фаларисом после того, как первый создал свое изобретение. Существует несколько версий данного события.

Античные историки утверждают, что скульптор, желая угодить жестокому тирану, доставил к нему изобретение в надежде получить за него высокое вознаграждение. Перилай объяснил принцип казни и сообщил, что крики жертвы, пройдя через встроенные в ноздри животного флейты, преобразуются в мелодичное мычание, звуки которого доставят удовольствие свидетелям казни. Фаларис решил, что Перилий на себе должен использовать собственное изобретение. Перилия посадили внутрь быка, а затем подожгли. Затем тело еще живого скульптора жестокий тиран вытащил из быка и сбросил с вершины холма. У Овидия приводятся следующие строки, описывающие данный эпизод: «Зажарен был в быке им сотворенном сам Перил, и первым дела рук своих жестокость подтвердил».

Древнегреческий писатель Лукиан в своем сочинении «Фаларид» изображает Фалариса справедливым правителем, который редко прибегал к насилию. Лукиан пишет о том, что казнь Перилай стала возмездием и была проведена для того, чтобы наказать его за «злое изобретение». После смерти Перилая быка перенесли в Дельфы.

Ниже приведена гравюра Пьера Вейрио "Фаларис". На ней изображена казнь скульптора Перилия, который стал первой жертвой своего жестокого изобретения.

Преследование христиан в Риме

История быка Фаларида нашла продолжение в Риме в период гонений на христиан. Римляне, как полагают, использовали это устройство пыток, чтобы убить христиан, которые не желали отрекаться от веры в Господа Бога и поклоняться «богам-бесам». Приводится эпизод из жизни священномученика Антипы Пергамского.

Епископа обвиняли в том, что он своими проповедями отвращает народ от жертвоприношений и поклонения местным богам. В ответ на требования отречься от своей веры, Святитель ответил, что никогда не предаст веру в Сына Божия. Разъяренные жрецы отвели Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола. Мощи святого были погребены в Пергаме. Христиане верят, что они исцеляют от болезней и даруют человеку утешение.

Упоминание быка Фаларида в литературе

Упоминание древнего способа казни можно встретить на станицах литературных произведений. В повести Гоголя «Тарас Бульба» встречается цитата: «гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу». Чтобы лучше понять эту сцену в произведении и мысленно представить себе описанную Николаем Гоголем картину, читатель должен иметь представление о том, что из себя представляла казнь в быке Фаларида.

Также упоминание казни можно встретить в романе Умберто Эко «Имя розы», в поэме Данте Алигьери «Божественная комедия», в романе Валентина Иванова "Русь изначальная".

В рассказе «Система доктора Смоля и профессора Перье» Эдгар По использует метафору: «визжали скрипки, грохотал барабан, как медные быки Фаларида».

Сцены казни в кинематографе

Жестокая смерть с применением быка Фаларида упоминается в следующих фильмах:

  • «Война Богов: Бессмертные» (2011). В фильме приводится сцена пыток, в которой жертву поджигают в быке.
  • В фильме «Красная шапочка» (2011) показано практически идентичное устройства для пыток, только вместо быка создатели фильма использовали фигуру слона.
  • В фильме «Пила» 3D (2010) женщина умирает в устройстве, подобном быку Фаларида.

Помимо представленных выше фильмов, сцену жестокой смерти с применением античного орудия пыток можно также встретить в компьютерной игре «Amnesia: The Dark Descent».