Клинический психолог. Описание профессии

Модуль 1. «Гуманитарные, социальные и экономические основы профессиональной деятельности» (базовый, общеуниверситетский, общий для направления). Дисциплины: История; Философия; Экономические основы профессиональной деятельности; Правовые основы профессиональной деятельности; Социология

Модуль 2. «Коммуникация в профессиональном взаимодействии» (базовый, общеуниверситетский, общий для направления). Дисциплины: Введение в межкультурную коммуникацию в профессиональном взаимодействии; Культура языковой коммуникации; Иностранный язык; Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Модуль 3. «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности» (базовый, общеуниверситетский). Дисциплины: Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности

Модуль 4. «Основы психолого-педагогической деятельности». Дисциплины: Педагогическая психология; Педагогика и методика преподавания психологии

Модуль 5. «Естественнонаучные основы психологии» (базовый, общий для направления). Дисциплины: Зоопсихология и сравнительная психология; Анатомия и физиология центральной нервной системы; Психофизиология; Психогенетика

Модуль 6. «Основы научной деятельности» (базовый, общий для направления). Дисциплины: Математика и математическая статистика; Методологические основы психологии; Экспериментальная психология; Математические методы в психологии

Модуль 7. «Введение в профессиональную деятельность». Дисциплины: Введение в профессию; Общая психология; Общепсихологический практикум; Психология личности; Психология развития и возрастная психология; Психологическое консультирование; История психологии; Психология семьи

Модуль 8. «Социальная психология». Дисциплины: Социальная психология; Психология труда, инженерная психология и эргономика; Организационная психология

Модуль 9. «Психология индивидуальных различий». Дисциплины: Дифференциальная психология; Психодиагностика

Модуль 10. «Теоретические основы клинической психологии». Дисциплины: Клиническая психология; Специальная психология; Нейропсихология; Патопсихология; Психосоматика и психология телесности; Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте

Модуль 11. «Медицинские основы клинической психологии». Дисциплины: Неврология; Психиатрия; Психофармакология; Клиника внутренних болезней

Модуль 12. «Практические основы клинической психологии». Дисциплины: Практикум по нейропсихологии; Практикум по патопсихологии; Практикум по психосоматике

Модуль 13. «Научные основы клинической психологии». Дисциплины: Основы научной деятельности студента; Эмпирические исследования в клинической психологии; Методология исследования в клинической психологии

Модуль 14. «Психологическая помощь семье». Дисциплины: Психология здоровья; Психотерапия: теория и практика; Практикум по психотерапии и консультированию; Когнитивно-бихевиоральная терапия; Семейная психотерапия и консультирование семьи; Проективные методы в клинической психологии; Супервизия

Модуль 15. «Теоретические основы нарушений психического развития». Дисциплины: Введение в клиническую генетику; Психология отклоняющегося поведения; Клиническая психология раннего детства; Детская патопсихология; Детская нейропсихология; Личностные расстройства

Модуль 16. «Психологическая помощь детям и подросткам». Дисциплины: Психологическое консультирование подростков; Основные направления психотерапевтической работы в детском возрасте; Диагностика и коррекция расстройств аутистического спектра; Нейропсихологическая коррекция детей с аномальным развитием; Психологическая помощь детям с психосоматическими заболеваниями

Модуль 17. «Психологическая диагностика ребёнка и семьи». Дисциплины: Практикум по психодиагностике; Психодиагностика личности; Практикум по детской клинической психологии; Дифференциальная диагностика в детской клинической психологии

Модуль 18. «Проблемы взаимодействия со смежными специалистами и населением». Дисциплины: Информационно-просветительское направление в деятельности клинического психолога; Междисциплинарное взаимодействие в детской клинической психологии; Клиническая психология в экспертной практике; Реабилитационная психология; Клиническая психология в геронтологии; Клинико-психологические проблемы школьной дезадаптации.

Социальная значимость и востребованность профессии клинического психолога привлекают к ней внимание тех, кто только выбирает карьерный путь или решил поменять сферу деятельности. Вас тоже заинтересовала перспективная специальность? Задумались, где лучше выучиться на нее? Преподаватели АНО «НИИДПО» ответят на самые распространенные вопросы о профессии клинического психолога.

Хочу помогать людям в сложных ситуациях. Мне подойдет профессия клинического психолога?

Клинический психолог изучает взаимосвязь психических явлений с различными нарушениями здоровья человека. Он занимается профилактикой, диагностикой, терапией, коррекцией психологических расстройств у людей, страдающих от тяжелых заболеваний и зависимостей, находящихся в стрессовой ситуации, проходящих адаптацию в новой обстановке.

Если вы решите получить образование клинического психолога и построить карьеру в этой сфере, вам придется работать с пациентами, которые, к примеру, потеряли родственников, узнали о неизлечимом диагнозе или получили инвалидность, столкнулись с насилием. Поэтому вам потребуются не только желание помогать пациентам и умение сопереживать чужим проблемам, но и устойчивость к стрессам, эмоциональная стабильность, тактичность.

Обязательно ли тратить несколько лет, чтобы выучиться на клинического психолога?

При выборе образовательного заведения, куда поступать на клинического психолога, учитывайте свои карьерные амбиции, текущий уровень и профиль образования, временные и финансовые возможности.

Если у вас уже есть высшее психологическое образование (либо высшее образование и переподготовка в области психологии не менее 1000 часов), вам не обязательно поступать в вуз и заканчивать специалитет, бакалавриат или магистратуру для получения новой специальности. Вы можете пройти профессиональную переподготовку. Она займет всего 1-1,5 года вместо 5-6 лет, которые требуются для получения второго высшего образования. Тем более, в АНО «НИИДПО» учат на клинических психологов заочно - вы осваиваете программу через дистанционный портал в удобное вам время. Это позволяет работать, учиться очно, путешествовать, то есть вести привычный образ жизни и одновременно осваивать перспективную профессию.

Решили пройти переподготовку по специальности «Клинический психолог»? Выбирайте подходящую программу из каталога АНО «НИИДПО»*

Название курса

Сколько учиться на клинического психолога по этой программе?

Присваиваемая квалификация

2030 часов - 17 месяцев

«Клинический психолог»

«Патопсихолог»

1690 часов - 14 месяцев

«Клинический психолог»

1080 часов - 11 месяцев

«Клинический психолог»

2030 часов - 17 месяцев

«Клинический психолог»

«Кризисный психолог»

2030 часов - 17 месяцев

«Клинический психолог»

«Перинатальный психолог»

2030 часов - 17 месяцев

«Клинический психолог»

«Онкопсихолог»

*Каталог регулярно пополняется новыми программами. Уточняйте актуальный перечень курсов у менеджеров.

Мне уже 30/40/50/60 лет. Не поздно ли мне учиться на клинического психолога?

Получить новую специальность и начать карьеру не поздно в любом возрасте. Тем более, сейчас, когда есть дистанционная форма обучения, позволяющая учиться без отрыва от работы и личных дел. Дополнительное профессиональное образование чаще всего получают люди в возрасте 30-40 лет. Но есть и те, кто поступает на курсы во время очной учебы в университете (в 18-25 лет) или после выхода на пенсию.

Что потребуется для поступления на курсы профпереподготовки?

Для зачисления на курсы вам потребуется предоставить в приемную комиссию электронные копии следующих документов:

  • диплом, подтверждающий наличие высшего психологического образования (либо высшее образование и переподготовку в области психологии объемом не менее 1000 часов);
  • справку с места учебы, если вы являетесь студентом старших курсов;
  • подтверждающий личность документ;
  • документ, который подтверждает смену фамилии (если есть).

Принимаются и студенты старших курсов. Зачисление осуществляется без экзаменов, при условии предъявления документов, подтверждающих уровень образования (или обучение на последних курсах вуза).

Как будет проходить обучение?

Группы для обучения на курсах формируются весь календарный год. После зачисления вы получите доступ к личному кабинету на образовательном портале, где будете:

  • изучать материалы электронной библиотеки;
  • участвовать в вебинарах в режиме онлайн и просматривать их в записи;
  • общаться с другими Слушателями и преподавателями на форуме;
  • работать над практическими заданиями, помогающими закрепить пройденный теоретический материал;
  • проходить аттестацию.

Личного присутствия в учебном центре программы профпереподготовки и повышения квалификации не требуют.

Какой документ я получу по окончании курсов?

После прохождения итоговой аттестации вам выдадут диплом о профпереподготовке с присвоением соответствующей программе квалификации («Клинический психолог», «Кризисный психолог», «Патопсихолог», «Онкопсихолог» и т. д.), которые признаются работодателями наравне с дипломами вузов или удостоверение о повышении квалификации.

Клинический психолог – это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний.

Несмотря на то, что в контексте клинической психологии определенная ставка во время обучения и работы делается на медицинскую составляющую профессии, специалисты этой отрасли обладают и базовыми психологическими знаниями. Такой момент открывает перед клиническим психологом больше возможностей для самореализации и помощи людям.

Перед тем как составить представление об основных нюансах профессии, нужно разобраться в том, какие отличия существуют между так называемыми «простыми» психологами и специалистами узкого медицинского профиля.

В современной системе высшего профильного образования подготовка специалистов в области психологии условно может разделяться на две ветки:

  • педагогическую, дающую возможность преподавать в школах или институтах;
  • медицинскую, ввиду которой студенты обязательно проходят ряд профильных предметов, получая в результате диплом медицинского психолога.

Однако, несмотря на такую особенность, психология как профессиональное направление является доминирующей. Если квалифицированный врач во время диагностики и лечения опирается на медицинские способы и имеет возможность проводить медикаментозную терапию, то в случае клинического психолога основными методами коррекции состояния клиента (пациента) остаются психологические методики воздействия.

Чему учат этих специалистов

Получить подобную специализацию можно в любом высшем учебном заведении, где имеется соответствующая кафедра.

В отличие от студентов, обучающихся по иному профилю (общее направление, социальное и так далее), в процессе учебы будущие медицинские психологи зачастую глубинно и более подробно изучают такие предметы как неврология, наркология, психиатрия и другие.

В рамках клинического направления отдельное внимание уделяется следующим разделам:


  • психосоматика;
  • патопсихология;
  • нейропсихология.

В отличие от врачей перед клиническим психологом не стоит задачи прохождения интернатуры. Дальнейшее повышение квалификации обычно осуществляется самостоятельно. Такой специалист может дополнительно пройти курсы по консультированию или ведению тренинговых групп, детально изучить отдельные психологические направления и методики.

В чем особенности их работы

Специалист в этой сфере может быть как теоретиком, так и практиком. В большинстве случаев ставка все-таки делается на психодиагностику и психокоррекцию.

Клиническому психологу необходимо иметь навыки работы и взаимодействия не только с больными людьми, но и с личностями условно или полностью здоровыми. За счет этого нюанса такие специалисты занимаются не исключительно пациентами с пограничными состояниями, например, неврозами или депрессиями.

Работа происходит с людьми, у которых нарушения психического характера возникают ввиду соматических заболеваний (серьезные травмы, в том числе и черепно-мозговые, инсульты, онкологические заболевания и так далее). Ставка делается на контакт с ближайшим окружением пациента, когда имеется необходимость обучить членов семьи правильному взаимодействию с больным человеком.

Актуальным может быть вмешательство при коррекции состояния у детей, в том числе с повышенной тревожностью, обилием страхов, начальными стадиями невротических состояний.

Еще одной особенностью данной профессии выступает то, что специалист может заниматься семейным консультированием, когда внутренний климат нарушен и способен негативно повлиять и телесно, и психически. Психолог, получивший образование на медицинской базе, нередко уделяет внимание социальной работе. Он может заниматься просветительской деятельностью, работой с персоналом больниц и клиник, участвовать в разработке планов по психогигиене или психопрофилактике.

Такой специалист является частью команды по определению состояния человека перед предписанием ему инвалидности по какому-либо основанию. Все чаще к помощи клинического психолога прибегают при медико-судебных экспертизах. В рамках проведения общей диагностики состояния пациента специалист по клинической психологии работает сообща с психиатрами, психотерапевтами, неврологами и иными представителями медицинских профессий.

Специфика этой профессии предполагает проведение психокоррекции и диагностических процедур с лицами, имеющими различные зависимости, нарушения пищевого характера, с в целом.

Несмотря на то, что в последние годы в штатах и Европе рассматривается вариант расширение прав, возможностей и обязанностей медицинских психологов, в арсенале основных методов у такого специалиста нет фармакологической терапии. Основными «рабочими инструментами» при лечении и реабилитации и то, чем занимается специалист, являются:

Работа медицинским психологом

Благодаря особенностям данного психологического образования, тем навыкам, которыми владеют специалисты в области медицинской психологии после получения диплома, сфера деятельности обширна так же, как и места трудовой занятости. Где клинический психолог может проявить себя, получив нужную квалификацию?

Где работают представители этой профессии

Медицинский психолог так же, как и психолог иного направления, имеет возможность проводить консультирование, заниматься частной практикой. В таком варианте зачастую происходит взаимодействие с людьми не больными, а теми, кто находится в кризисной ситуации, когда нет возможности самостоятельно справиться с проблемой или состоянием.

Представители такой профессии работают в поликлиниках, при психо-неврологических диспансерах, в психиатрических лечебницах и клиниках, где занимаются пациентами с неврозами и иными пограничными состояниями. Местом работы клинического психолога может быть хоспис, детская или взрослая больница. В таком варианте психолог оказывает поддержку пациентам с разными формами соматических заболеваний, «ведет» больного на протяжении всего времени лечения, отслеживая динамику состояния, корректируя психологические проблемы и оказывая влияние на предотвращение развития психических недугов.

Востребованным человек с данной специализацией может быть в домах престарелых, в интернатах и детских домах, где находятся дети с различными нарушениями в развитии (физическом, психическом). Специализированные учебные заведения, санатории и реабилитационные центры разной направленности также сотрудничают с такими специалистами.

Профессия медицинского психолога предполагает обширную работу с совершенно различными людьми, способными оказать влияние на самого психолога. Из-за подобного возникает риск профессионального, эмоционального выгорания. Человек, выбирающий для себя такой путь, должен обладать определенными личностными чертами, например, стрессоустойчивостью, значительным уровнем терпения и желанием помогать окружающим. А также быть готовым ко всем возможным трудностям, что встречаются на профессиональном пути.

Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься . Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь - это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.

Все эти направления - очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.

Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред - они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.

В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.

Окончив обучение, молодой специалист может работать:

    психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг);
    в больницах и поликлиниках;
    преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах;
    в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу);
    в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).

Получение диплома для психолога - только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.

Чтобы добиться успеха, психолог должен быть : личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.

Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог - решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях. Это, прежде всего, все виды кадровой работы - от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля. Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.
Клинический (медицинский) психолог - это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения. Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.

Где может работать клинический психолог?

В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера - это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога - это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец - это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.

Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.

Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.

Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).

Практический психолог - специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов :

    улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
    изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
    способность принять решение;
    способность осуществить принятое решение;
    подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
    получение поддержки;
    приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
    поиск и изучение альтернатив;
    получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
    развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
    получение информации;
    реагирование на действия других людей и ситуацию.

Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.

40.9

Официальные партнёры раздела

Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга

Первый в России негосударственный вуз, специализирующийся на подготовке кадров, способных оказывать квалифицированную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь людям с разнообразными психологическими проблемами.

Для друзей!

Справка

Профессия клинического психолога - одна из наиболее престижных и перспективных профессий в XXI веке (по версии журналов «Forbes», «Деньги»).

Клиническая психология - научно-прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности психических свойств, процессов и состояний у людей, страдающих различными заболеваниями, разрабатывающая методы клинической психодиагностики, психологической помощи, психопрофилактики и психогигиены.

Однако цель клинической психологии более универсальна - это работа с личностью человека для сохранения, поддержания и восстановления его здоровья.

Это позволяет клиническому психологу быть востребованным в любой профессиональной сфере, ориентированной на человека.

Система подготовки клинических психологов предоставляет ставшую уникальной для России возможность получения диплома специалиста.

Описание деятельности

Основными направлениями профессиональной деятельности клинического психолога являются:

  • психологическая работа с человеком, имеющим трудности адаптации и самореализации, связанные с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием;
  • психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики;
  • психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также для развития и адаптации личности;
  • охрана и восстановление здоровья, профилактика болезней;
  • психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), педагогической, судебной и военной экспертизы.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Трудовые обязанности клинического психолога зависят от места работы. В условиях клиники он прежде всего обеспечивает диагностику психологических проблем больного, его личности, определяет особенности представлений и переживаний, связанных с болезнью. С учетом таких данных, клинический психолог обеспечивает психологическое сопровождение пациента, направленное на содействие лечебному и восстановительному процессу. Для этого используются технологии и методы психологического консультирования и психологической коррекции.

Методы работы, которыми владеет клинический психолог, могут быть использованы им в работе с людьми и в любой другой профессиональной сфере - образования, социальной защиты, производства и др. Хотя задачи его трудовой деятельности будут в большей степени определяться необходимостью сохранения и укрепления здоровья.

Особенности карьерного роста

Особенности карьерного роста клинического психолога зависят от избранного направления профессиональной деятельности. Возможен путь развития как специалиста (в клинике, реабилитационном центре, бюро медико-социальной экспертизы, школе, на предприятии и т.д.) - через накопление опыта, повышение квалификации, приобретение новых профессиональных компетенций. Возможен и путь развития клинического психолога как руководителя.

Большие возможности для роста предоставляет клиническая психология как наука, позволяющая в короткие сроки приобретать научные степени и делать карьеру ученого и/или преподавателя. А широкие возможности для частной практики позволяют совместить карьеру клинического психолога с карьерой бизнесмена.

Характеристика сотрудника

Профессия клинического психолога требует высокой ответственности и компетентности. Работа с человеком, в особенности больным, сопряжена с необходимостью владеть своими эмоциями и системно мыслить. Такой специалист должен осознавать ценность жизни и здоровья, уметь сопереживать и сорадоваться, конструктивно взаимодействовать с другими людьми для решения комплексных задач, свойственных этой профессии.