Княжение ярослава мудрого. Как ярослав и святополк за киев сражались

Скончался. Он разболелся в тот момент, когда собирался в поход на Новгород. Правивший там сын Владимира Ярослав начал против отца мятеж и перестал уплачивать в Киев положенную дань. За поддержкой, как ранее и сам Владимир, он обратился к варягам. Север снова поднялся против Юга. Это была уже вторая крупная междоусобица на Руси .

В дальнейшем они стали традиционными для Руси. Это объяснялось огромной территорией государства, разным уровнем развития его частей, их многонациональным составом. Поэтому едва на Руси ослаблялась центральная власть (из-за власти сильного правителя или в связи с поражениями в борьбе с внешними врагами), как государство очень быстро теряло свое единство и начиналась внутренняя борьба. Внешне казалось, что дело в характере того или иного князя. Однако причины были глубже. Только появление энергичного и волевого правителя вновь сплачивало, как правило, государство силой.

После смерти Владимира отделился Новгород, перестало подчиняться Киеву Тмутараканское княжество, попытался сбросить власть Киева Полоцк. Положение осложнялось и тем, что власть в Киеве захватил Святополк, приемный сын Владимира, женатый на дочери польского короля Болеслава I. Владимир, по некоторым сведениям, собирался завещать престол сыну Борису. Но в момент внезапной смерти отца Борис вел отцовскую дружину против прорвавшихся на Русь печенегов. Поэтому Святополк, опираясь на своих сторонников в столице и отсутствие отцовской дружины, смог объявить себя правителем.

В это время Борис, не обнаружив печенегов, возвращался в Киев. Дружинники стали уговаривать его, чтобы он силой отнял власть у Святополка. Князь долго размышлял по этому поводу и пришел к выводу, что власть не стоит крови людей. Известны его слова: «А ведь все это преходяще и непрочно, как паутина... Что приобрели братья отца моего или отец мой: где их жизнь и слава мира сего, и багряницы (дорогие ткани), и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, резвые кони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие, и дани, и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими? Всего этого будто и не было: все с ними исчезло» . И он решил: «Лучше мне одному умереть, нежели губить столько душ» . Он выбрал христианский путь непротивления злу, отказа от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных идеалов.

Услышав слова князя, разочарованная дружина покинула его, и Борис остался в своем лагере, неподалеку от Киева на реке Альте лишь со своими «отроками», личными телохранителями. Посланный Святополком отряд застал князя, молившегося в шатре. 24 июля 1015 г. Борис был убит.

Но был еще муромский князь Глеб, брат Бориса от одной матери. Святополк направил к нему гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб с небольшой охраной отправился в путь — сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и ладьей по Днепру в Киев. В пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб, как и Борис, положил дело на волю Божию и продолжал свой путь по Днепру. Здесь на реке его и настигли люди Святополка. По приказанию убийц повар Глеба зарезал его ножом.

Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб со временем стали символами праведности и мученичества во славу благополучия Руси, во славу светлых идей христианства. Оба князя в XI в. стали первыми русскими святыми. Их день празднуется церковью 24 июля в день гибели Бориса.

Борьба Ярослава Мудрого за власть. Святополк, которого прозвали Окаянным, подослал убийц еще к одному брату — Святославу. Но против Святополка выступил Ярослав. Ему пригодилась варяжская дружина, которую он пригласил в Новгород против отца. Святополк двинулся против него со своей дружиной. Нанял он в помощь и печенегов. Это был первый случай, когда в междоусобной борьбе русский князь пользовался помощью степняков.

Противники встретились на Днепре около Любеча в начале зимы 1116 г. и встали на противоположных берегах реки. Ранним утром на многочисленных ладьях рать Ярослава переправилась на противоположный берег и вступила в бой с киевлянами. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами воины Святополка смешались, вступили на тонкий лед, который стал под ними ломаться. Не могли развернуть свою конницу между озерами и печенеги. Разгром Святополковой рати был полный. Сам великий князь бежал в Польшу к своему тестю Болеславу I. Ярослав занял Киев в 1117 г., и с этого времени начинается его правление. Но Святополк Окаянный не сдавался. Вместе с польским войском он вернулся на Русь и занял Киев. Ярослав вынужден был бежать в Новгород. Поляки бесчинствовали в русских землях, грабили киевлян. Болеслав I захватил и Червенские города.

Против иноземцев начались восстания в Киеве и других местах, и поляки вынуждены были убраться восвояси. Вскоре после этого Ярослав вторично занял Киев. Святополк бежал к печенегам и вновь пришел с ними на Русскую землю. Противники встретились на реке Альте, в том месте, где погиб князь Борис. Само место вдохновляло рать Ярослава. К концу дня она одолела противника. Сначала Святополк бежал в польские земли, потом двинулся в Чехию; в пути он лишился рассудка и умер.

Но не сразу Ярославу удалось восстановить единство Руси. Его брат Мстислав Тмутараканский не хотел подчиняться Киеву. Талантливый полководец, витязь огромной силы, он к этому времени подчинил себе большие территории на Северном Кавказе. В 1024 г. неподалеку от Чернигова он разбил войско Ярослава и отвоевал себе право на половину Руси. Владения братьев разделял Днепр, но они жили мирно, вместе ходили в походы и отвоевали у поляков Закарпатье. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь снова объединилась, теперь уже надолго, под властью Ярослава, который в дальнейшем получил прозвище Мудрый. Долгая смута закончилась.

Ярослав Мудрый во главе Руси. Объединение Руси вдохнуло новые силы в развитие государственного управления, хозяйства, культуры, внешней политики. При Ярославе Мудром Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Первое, что сделал великий князь,— укрепил систему управления страной. Продолжая линию своего деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Сам же он стал «самовластием». В некоторых древних текстах его даже именовали царем. В Новгород он отправил старшего сына Владимира, а после его смерти — Изяслава. Святославу отдал в управление землю северян с городом Черниговом, а также Тмутараканское княжество. Всеволода «посадил» в Переяславле. Других сыновей рассадил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском.

Русская правда Ярослава Мудрого

Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов — Русскую Правду. Свод касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых на Руси было так много в эти смутные времена. Русская Правда Ярослава Мудрого строго наказывала за умышленное убийство. Причем допускалась еще кровная месть. За убийство можно было мстить убийце и даже убить его. Но это могли сделать только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя), а дальним родственникам кровная месть запрещалась. Так ограничивался этот обычай племенного строя. Если близкой родни не было, то убийца платил штраф в 40 гривен. На Руси его называли вирой. Большими денежными штрафами наказывались побои, увечья.



А. Д. Кившенко. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава

Великий князь показал себя человеком исключительно разносторонним. При нем в Киеве был построен новый «Ярославов город» и столица расширила свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. По инициативе Ярослава в 1037 г. был заложен новый главный храм в Киеве — 13-главый собор святой Софии. Он повторил название главной церковной святыни Константинополя — Софийского собора и соперничал с ним по красоте, архитектурному изяществу, размерам.

Во времена Ярослава Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Шло бурное строительство и в других городах — там создавались храмы, крепостные стены. Ярослав основал ряд новых городов. На Волге он заложил город Ярославль, названный его языческим именем, а в земле чуди (эстов) основал город Юрьев (нынешний Тарту), который назван в честь его христианского имени — Георгий или Юрий.

Великий князь был ревностным сторонником развития на Руси культуры, образования, грамотности. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки. Ярослав всячески поддерживал книжное дело, переводческую деятельность. Сам он любил книги, особенно церковные сочинения, и многие часы проводил за их чтением.

Внешняя политика. С большим упорством и настойчивостью продолжал внешнюю политику деда и отца. Он утвердил власть Руси к западу от Чудского озера, ходил походами против воинственных литовских племен.

После схватки за Закарпатье Русь и Польша помирились. Польские короли предпочли теперь иметь Русь не врагом, а союзником. Этот союз был закреплен династическими браками. Польский король Казимир I женился на сестре Ярослава, а старший сын русского великого князя Изяслав взял себе в жены сестру короля.

На севере Русь связывали тесные, дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде, принявшей на Руси христианское имя Ирина. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за короля дочь Ярослава Елизавета.


Ярослав завершил многолетние усилия Владимира по борьбе с печенегами. В 1036 г. он нанес под стенами Киева сокрушительное поражение печенежскому войску. Целый день длился бой, и лишь к вечеру печенеги побежали. Многие из них были убиты, другие утонули в окрестных речках. Это поражение настолько потрясло печенегов, что после этого их набеги на русские земли практически прекратились.

После долгого периода мирных отношений с Византией Русь пошла войной на империю в 1043 г. Поводом к этому послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Но около западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов. Около 6 тыс. воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на берег, другие морем двинулись обратно. Император Константин Мономах приказал своим кораблям преследовать русский флот, а армии — атаковать русских на суше. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам. Судьба же сухопутной рати была трагичной. Большая греческая армия окружила и взяла в плен воинов Вышаты. Многих из них ослепили и поотрубали им правые руки, чтобы они никогда не поднимали меч на Византийскую империю. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные калеки, пробираясь к родным очагам. Лишь в 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили дружественные отношения. В знак примирения был устроен брак сына Ярослава Всеволода и дочери Константина Мономаха.

К концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии, Византии, а дочери выданы замуж за правителей разных стран. Старшая Анна — за французского короля Генриха I. Анастасия стала женой венгерского короля Андрея. А младшая Елизавета сначала была женой норвежского короля Гарольда, а после его гибели на войне стала женой датского короля.

Русь при Ярославе Мудром стала поистине европейской державой. С ее политикой считались все соседи. На востоке, вплоть до низовьев Волги, у нее теперь не было соперников. Впервые Русь одолела орды степняков. Ее границы теперь простирались от Карпат до реки Камы, от Балтийского моря до Черного. К середине XI в. на Руси жило около 4 млн человек.


Наставление Ярослава сыновьям, 1054 г. Гравюра Б.А. Чорикова.

В 1054 г. Ярослав умирал в ореоле русской и европейской славы. Перед смертью он разделил Русскую землю между сыновьями. Великокняжеский престол он оставил старшему сыну Изяславу, второму сыну — Святославу завещал черниговские и тмутараканские земли, а третьему сыну — Всеволоду — Переяславское княжество. Были поделены и другие стольные города, т. е. города, где правили его сыновья как князья-наместники и имелись княжеские престолы (столы). Ярослав завещал также, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Наследие по прямой линии от отца к сыну, которое было принято во многих странах, отступало перед патриархальным, чисто семейным обычаем. Это в дальнейшем стало одной из причин многих распрей и междоусобных войн в роду Рюриковичей, потому что великие князья старались передавать власть своим сыновьям, а вопрос о старшинстве очень скоро запутался. Так любовь Ярослава к семье, вера в дружбу своих потомков обернулась ожесточенной борьбой, которую не предвидел престарелый великий князь.

Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

В 862 или 874 г. варяги Рюрик, Синеус и Трувор появились под Новгоро­дом с небольшой дружиной. Есть предположение что «сине хус трувор» в пе­реводе с древнешведского обозначает «с домом и дружиной», и пришли не три брата, а Рюрик с домом и дружиной. Что касается самого Рюрика, то, хоть и не бесспорно, историки считают его реальным историческим лицом (умер он, предположительно, в 879 г., оставив после себя малолетнего сына Игоря).

Даже принимая на веру дальнейшие события, - т.е. «призвание» варя­гов - историки по-разному объясняют их. По одной версии за этой легендой скрывается насильственный захват власти варягами; другое объяснение - приглашение Рюрика имело цель остановить кровопролитную междоусобную борьбу; есть и другое объяснение, - что новгородцы варягов действительно пригласили, но не управлять, а в качестве постоянного наемного войска (как в дальнейшем будут приглашать князя).

После смерти Рюрика в Новгороде остается его малолетний сын Игорь, опекуном которого был поставлен Олег. Относительно личности Олега су­ществует несколько версий. Согласно «Повести Временных Лет» Олег был родственником Рюрика. По другой летописи (Начальному своду) Олег был воеводой Рюрика. В 879 г. Олег, фактически, оказывается правителем Нов­города, однако уже в 882 г. он покинул Новгород.

Выйдя из Новгорода на юг, Олег захватил Любеч, а затем, хитростью убив Аскольда и Дира, взял Киев. Часть историков высказывала предположение, что Аскольд и Дир были славянскими князьями, наследниками династии Кия. Более распространена версия, что это были дружинники Рюрика, которые по­кинули его, и, дойдя до Киева, заставили киевлян платить себе дань. Захватив Киев, Олег сделал его столицей государства, назвав «матерью городов рус­ских». Таким образом, произошло объединение двух основных центров вос­точного славянства и образование единого Древнерусского государства. Со­гласно византийским источникам, Олег носил титул Великого князя русского. При Олеге границы государства расширяются - он подчинил себе племена северян и радимичей, обитавшие в бассейне Десны и Сожа.

В 908 Олег предпринял поход на Византию.

Регулярные русско-византийские связи установились после подписания в 860 г. мирного соглашения, однако на рубеже IX - X вв. произошел раз­рыв. Летом 907 г. Олег с большим войском осаждает Константинополь, ра­зоряет его окрестности. Византия, откупившись от Олега щедрыми дарами, вынуждена была согласиться на выгодный для Руси договор о торговле, подписанный Олегом и императором Львом VI в 911 г.

После похода 911г. сведения об Олеге смутны и противоречивы. По од­ной версии он умер в Киеве, ужаленный змеем и похоронен на горе Щекавице, по

другой - пошел в Новгород, а оттуда в Ладогу, где умер и был по­хоронен, по третьей - «уплыл за море». В любом случае, считают, что княжение Олега закончилось в 912 г.

После Олега править в Киеве начал Игорь. Большинство историков склоняется к версии, что Игорь был сыном Рюрика, однако есть и другое мнение. Часть историков считает, что Игорь и Олег были самостоятельны­ми князьями, выходцами из военной аристократии и, возможно, вообще не связаны родственными отношениями с Рюриком.

Став киевским князем после гибели Олега, Игорь воевал с древлянами, очевидно попытавшимися вернуть себе независимость после смерти Олега. На первом этапе борьба была удачной - Игорь вновь покорил древлян и возложил на них дань «больше Олговы». В 915 г. начинают свой поход на Русь печенеги. Разбив их в пределах русского государства, Игорь, в свою очередь, предпринимает против них поход в 920 г.

В 941 г. Игорь совершил поход на Византию. Русский флот опустошил побережье Босфора, Никомидии и Пафлагонии, но под Константинополем был разбит. Через три года, в 944 г., Игорь собирает огромное войско и сно­ва отправляется на Византию. Когда русские дошли до Дуная, византийский император Роман I Лакапин поспешил предложить им мирный договор. По­сле подписания договора Игорь отправляется в полюдье. В 945 г. убит древлянами при попытке вторичного сбора дани (полюдья).

После гибели Игоря править государством начала его вдова Ольга. Не вполне понятно происхождение самой Ольги. Существует легенда, что Оль­га была дочерью лодочника из Пскова. По другой версии она была родст­венницей Олега, который всячески способствовал ее браку с Игорем.

После смерти мужа Ольга отомстила древлянам, а затем - регламенти­ровала время и место сбора дани,

Дважды княгиня Ольга посещала Константинополь - в 946 и 955 (по другой версии - в 957) гг. Во время второго визита Ольга приняла креще­ние под именем Елены. Ее крестным отцом летопись называет императора Константина Багрянородного. Вернувшись на Русь, Ольга убеждала своего сына Святослава тоже принять христианство, однако он отказался, говоря, что останется верен религии отцов.

Правление княгини Ольги некоторые источники доводят до 957 г., а не­которые - до 969.

Не вполне понятно, когда Святослав становится правителем - в 957 или в 962 г. (по другой версии его следует считать правителем с 945 г.). Князь-воин, Святослав Игоревич основное внимание уделял внешней политике. В 965-967 гг. Святослав предпринимает длительный военный поход, в результате ко­торого была разгромлена Хазария, Нижний Дон снова колонизован славянски­ми поселенцами, а на острове Тмутараканском образовалось русское княжест­во, в состав которого вошли и племена Северного Кавказа - ясы и косоги.

В 968 г. Святослав вмешивается в византийско-болгарскую борьбу и предпринимает первый поход на Балканы. Было занято несколько городов, в том числе Переяславец, но поход был прерван из-за нападения на Киев пече-

негов. Возможно, именно в это свое возвращение в Киев Святослав объявил своим наместником старшего сына Ярополка. Второй сын - Олег - был ос­тавлен в древлянской земле, а младший - Владимир - вместе с дядей (вое­водой Добрыней) поставлен в Новгороде.

В 969 г. Святослав предпринимает второй поход на Балканы - на этот раз против Византии в союзе с болгарами. Первоначально военные действия развивались для Святослава удачно - в 969-970 гг. он разорил Северную Фракию. Однако в 971 г. императору Иоанну I Цимисхию удалось вытес­нить Святослава из Болгарии. И хотя русское войско, осажденное в Доро-столе на Дунае, продолжало мужественно сопротивляться, численное пре­восходство византийцев принудило Святослава заключить мир и оставить Доростол. В 972 г. (или в 973 г.) на обратном пути русское войско попало в засаду печенегов у Днепровских порогов. Святослав погиб.

Владимир I . Завершение объединения восточных славян вокруг Киева. Христианизация Руси.

После смерти Святослава между наследниками началась борьба за власть. Первым пришел к власти Ярополк (в 972 г.). В 977 г. Ярополк поссорил­ся со своим братом - древлянским князем Олегом и начал против него во­енные действия, в ходе которых древлянские земли снова были присоеди­нены к Киеву, а Олег погиб в бою.

Третий брат, Владимир - был сыном Святослава и ключницы княгини Ольги - Малуши. Около 976 г. он сватается к дочери полоцкого князя Рог-неде, но она отказывается выйти замуж за «робичича» (сына рабыни). Тогда Владимир убил отца Рогнеды, князя Рогволда и двух его сыновей, захватил Полоцк, а Рогнеду сделал своей наложницей.

Узнав о захвате Киева Ярополком, Владимир бежал «за море», и через два года вернулся в Новгород с отрядом варягов и вступил в борьбу с Яро­полком. В 980 г. состоялось решающее сражение на Днепре у г. Любеча. Победу одержал Владимир. Вскоре Ярополк был убит, и власть перешла в руки Владимира I Святославича.

В 981 г. Владимир I воевал с Польшей, взял Перемышль, Червен; со­вершил несколько походов на вятичей и радимичей. В 983 г. совершил по­ход на ятвягов, а в 985 - на волжских болгар. При Владимире укрепляются границы государства - были построены несколько городов-крепостей во­круг Киева и на границах с Печенежской степью. На южную границу были переселены часть словен, кривичей, чудь и вятичи.

В 988 г. Владимир 1 принял крещение сам и затем крестил население Киева. Началась христианизация Руси.

Около 988 года Владимир, по мнению некоторых историков, провел адми­нистративную реформу. Вожди племенных княжеств в разных городах госу­дарства были заменены сыновьями Владимира. «Светлые» и «великие» князья были устранены. В результате этой реформы значительно укрепилась система государственной власти на местах. С того времени не только в великокняжеском

домене, но и по всей территории государства, от имени киевского князя собиралась дань, и вершилось правосудие. Наместниками Великого князя на­значались его сыновья и старшие дружинники. Это способствовало укрепле­нию рубежей государства. Однако полностью победить тенденции к сепара­тизму не удалось. В самом конце жизни (ок.1014 г.) Владимир столкнулся с непокорностью сына - Ярослава, который сидел в Новгороде. Возможно, в это время или немного раньше (ок. 1014 г.) Ярослав дал новгородцам грамоту, ос­вобождающую от уплаты дани Киеву (поскольку грамота не обнаружена, воз­можно, это легенда, придуманная впоследствии самими новгородцами). Вла­димир даже собирался организовать поход против непокорного сына и командование им собирался возложить на Бориса и Глеба, но не успел.

Летопись упоминает 12 сыновей Владимира I. После его смерти в 1015 г. между наследниками разворачивается ожесточенная борьба за власть.

Вначале власть в Киеве захватил Святополк. По его приказу были убиты трое его братьев - Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский.

Правление Ярослава Мудрого.

В Новгороде занимал престол Ярослав Владимирович, который тоже решает вступить в борьбу за власть. Святополк опирался на помощь своего тестя, польского князя Болеслава Храброго. В 1018 г. он нанес Ярославу поражение в битве на берегах Буга.

Ярослав в своей борьбе хотел воспользоваться помощью новгородцев и ва­рягов (Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа - Ингигерде).

Приблизительно в 1016 г. создается первый текст Русской Правды. Воз­можно, речь шла только о первых 19 статьях, которые должны были огра­ничить кровную месть и урегулировать отношения новгородцев с варяж­скими дружинниками.

В 1019 г., победив Святополка в сражении при Альте, Ярослав становится Ве­ликим князем Киевским, а Святополк бежит в Польшу, где вскоре умирает. Но в 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский и нанес ему поражение недалеко от Чернигова. В результате Ярослав был вынужден со­гласиться на раздел страны: область к востоку от Днепра переходила к Мстисла­ву, а западнее Днепра остались владения Ярослава. Объединение всей страны под властью Ярослава произошло после смерти в 1035(1036) г. Мстислава.

В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав ос­новал неподалеку от Чудского озера город Юрьев (Тарту), утвердив русские позиции в Прибалтике.

В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, на город напали печенеги. Однако вернувшийся Ярослав разгро­мил их. Впоследствии на месте этого сражения был поставлен храм Святой Софии Киевской.

В 1043 г. был предпринят поход на Константинополь для защиты торго­вых интересов русских купцов, но закончился он неудачей: русский флот был разбит бурей и сожжен «греческим огнем» (выбрасывавшаяся из труб горючая смесь). Во

время этого похода многие русские попали в плен к гре­кам, часть из них вместе с воеводой Вышатой впоследствии были ослепле­ны и отпущены на Русь. Вскоре конфликт был улажен, и в 1047 г. русский отряд уже помогал Константину IX Мономаху подавить мятеж феодалов.

Но не только из военных действий складывалась внешняя политика Яро­слава Мудрого. Одна дочь Ярослава - Анна - выдана замуж за французско­го короля Генриха I, другая - Елизавета - за норвежского короля Гаральда, третья - Анастасия - за венгерского короля. Внучка Ярослава Мудрого - Евпраксия (Адельгейда) была женой германского императора Генриха IV. Сыновья Ярослава - Всеволод был женат на дочери византийского импера­тора Мономаха, Изяслав - на польской принцессе. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

Время правления Ярослава Мудрого считается расцветом Киевской Ру­си. В его правление даже впервые удалось назначить киевским митрополи­том русского священнослужителя, писателя Иллариона (1054).

Борьба между сыновьями и потомками Ярослава Мудрого.

Тенденции к раздробленности.

Любечский съезд князей.

После смерти Ярослава Мудрого (1054) в стране начинается одна из са­мых длительных и кровопролитных междоусобных войн.

Ярослав Мудрый, умирая, разделил страну между 6 наследниками (5 сыновей и 1 племянник) и установил порядок передачи власти не старшему сыну, а старшему в роде. Изяслав получил Киев, Великий Новгород, Туров-ское княжество. Погиб в 1078 г. Святослав (1073-1076) получил Чернигов, Земли вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань. Всеволод (1078-1093) полу­чил Переяславль-Киевский, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро, По­волжье. Игорь и Вячеслав получили Владимир на Волыни и Смоленск.

Очевидно, предполагалось, что наследники будут править страной со­обща (ни у одного из братьев не было какого-то одного княжества, земли были расположены чересполосно).

Братья совместно боролись против Ростислава Владимировича, захва­тившего Тмутаракань; Всеслава Полоцкого, который в 1065 г. пытался за­хватить Псков, а затем Новгород.

В 1068 г. на Русь вторгаются половцы, хан Шарукан дошел до Переяславля. В Киеве вспыхнуло восстание против Изяслава, из тюрьмы был освобожден полоц­кий князь Всеслав Брячеславич и избран великим князем «цесарем». Половцев удалось остановить, Шарукан погиб, но борьба за власть не прекращается.

В 1073 г. Святослав изгнал из Киева Изяслава, положив начало изгна­нию братьев. Поводом к этому стал слух, что Изяслав заключил союз про­тив братьев, решив стать самовластным правителем.

В борьбу за Киевский стол вступают и внуки Ярослава Мудрого. В 1078 г. в битве на Нежатиной ниве погиб Изяслав и великим князем стал Всеволод, а после его смерти - в 1093 г. на престол вступил Свято-полк Изяславич Туровский. Однако усобицы князей продолжались.

В это время на Русь вновь нападают половцы. В 1093 г. русские войска потерпели поражение на р. Стугне и при селе Желань. В 1095 г. Владимир Мономах нанес половцам поражение (были убиты ханы Итларь и Китан), и перенес военные действия в половецкие степи. В 1096 г. у Зарубинского брода на Днепре Мономах разгромил войско Тугоркана.

Борьба Ярославичей за власть ослабляла обороноспособность государ­ства. Стремясь урегулировать между собой отношения, в 1097 г. по инициа­тиве Мономаха князья собрались на съезд в Любече.

По мнению некоторых историков, этот съезд князей фактически закре­пил юридически разделение Руси на отдельные княжества. Некоторые ис­торики, напротив, полагают, что Любечский съезд должен был упорядочить наследование столов и сдержать княжеские междоусобицы. Не успели кня­зья разъехаться со съезда, как его постановления были нарушены (в 1097 г. князья Давид и Святополк заманили и ослепили Василька Теребовльского, а затем вступили в войну друг с другом).

Попытки князей урегулировать отношения во время других съездов также не увенчались успехом. Некоторого успеха достигли князья в 1100 г. - на Витичевском съезде был заключен мир между князьями Святополком, Изя-славом, Владимиром Мономахом, Олегом и Давыдом Святославичами. Одна из причин склонности князей к компромиссу - новая половецкая угроза.

На Долбском съезде в 1103 г. князья приняли решение об организации по­хода против половцев. Походы коалиции князей во главе со Святополком Изя-славичем и Владимиром Мономахом против половцев продолжались до 1120 г. Борьба длилась с переменным успехом. В 1103 г. в урочище Сутень русские войска нанесли половцам большое поражение. В 1107 г. одержана победа над половецкими ханами Боняком и Шаруканом на р. Сула. В 1111г. половцы бы­ли разгромлены на р. Дегей и р. Сальница. Был захвачен г. Шарукань, половцы были отброшены за Дон и Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Княжеские усобицы. Владимир Мономах.

Распад Киевской Руси.

17 апреля 1113 г. в Киеве вспыхнуло городское восстание, и боярство, в обход княжеского старшинства, выбрало великим князем Владимира Все­володовича Мономаха (1113-1125 гг.).

Владимир Мономах - сын киевского князя Всеволода Ярославича и до­чери византийского императора Константина IX Мономаха. Княжил в Росто­ве (1066-1070), Смоленске (1070-1072, 1077-1078), Владимире-Волынском (1072-1076), Чернигове (1076-1077, 1078-1094), Переяславле (1094-1113).

После утверждения на киевском престоле, Владимир Мономах проводит ряд преобразований в пользу городских низов. В «Русскую Правду», после съезда «княжьих мужей» в Берестове, включается «Устав» («о резе» и заку­пах), ограничивающий ростовщические проценты и разрешающий отпус­кать закупов на заработки для возврата долга.

В 1116 г. Владимир вступает в борьбу с князем Глебом Всеславичем В 1119 г. Глеб был лишен минского княжения и отправлен в заточение Стремясь укрепить свою власть и прекратить княжеские усобицы, Мономах ставит своих сыновей наместниками: в Новгород - Мстислава, в Переяславль - Святопол-ка (а после его смерти - Ярополка), в Смоленск - Вячеслава, в Суздаль - Юрия, во Владимир-Волынский - Андрея.

Незадолго до своей смерти Мономах переводит Мстислава из Новгорода в Белгород, чтобы передать ему киевский стол.

В 1116-1120 гг. Мономах вместе с сыном Ярополком совершает поход против половцев.

Подобно Ярославу Мудрому, Владимир Мономах стремился укреплять внешнеполитические связи государства через династические браки Сам он был женат на дочери английского короля Гаральда - Гите, дочь Марию выдал замуж за греческого царевича Леона Диогеновича, а внучку - за ви­зантийского императора Иоанна Комнина. Мстислав был женат на дочери шведского короля Христине. Юрий был женат сначала на дочери половец­кого хана Аепы, а после ее смерти - на дочери Иоанна Комнина.

После его смерти единство государства сохранялось еще при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132 гг.), но после смерти Мстислава Русь распа­лась на полтора десятка княжеств-государств. Некоторые историки склонны считать началом феодальной раздробленности именно смерть Мстислава.

В 1018 году новгородцы изрубили ладьи своего князя Ярослава Мудрого.
Так они выразили свое желание сражаться за него.

Странный способ, не правда ли? Но давайте начнем с самого начала.


В этот день в пригороде Киева умер князь Владимир, креститель Руси.

Из грязи - в князи

Владимир «Красно Солнышко» на закате своей жизни заточил под стражу одного из своих наследников - Святополка, по прозвищу Окаянный. Вместе ним в неволе томились жена Святополка, польская принцесса, и ее духовник, епископ Кольбергский Рейнберн.

Что стало причиной ареста не совсем ясно.

Возможно, Владимир собирался посадить на княжение в Киеве своего любимого сына, Бориса, князя ростовского. И чтобы не дать Святополку возможности претендовать на княжеский стол, он убрал его с дороги таким вот способом.

Возможно имелась какая-то другая причина - точно сказать сложно, с тех событий прошла тысяча лет.

На тот момент Киев был центром огромного и сильного княжества. Это был лакомый кусочек для каждого, кто хотел власти. Человек, способный проглотить этот кусок, имел все, что доступно смертному.

И как только Владимир умер, этим человеком стал Святополк Владимирович, которого освободили из темницы вместе с женой и духовником.

Новгород против

Тем временем другой сын Владимира, Ярослав (в дальнейшем прозванный Мудрым), княжил в Новгороде. После смерти отца, с которым он - будем честны - не всегда ладил, князь Ярослав заявил свои претензии на престол.

Ярослава поддержали преданные ему новгородцы и наемная дружина, которой командовал норвежский конунг Эймунд Хрингссон. Если верить , он был не только отважный воин, но еще и талантливый диверсант.

Поздней осенью 1016 года Ярослав и Святополк встретились близ Любеча. Была битва и новгородского , усиленное варягами, победило в ней. Затем Ярослав пошел в Киев, где щедро наградил всех своих воинов за храбрость и преданность.

Возвращение Окаянного

Святополк не спустил брату обиды.
Через год он вернулся и привел с собой печенегов, а также своего тестя, польского князя Болеслава Храброго. Тот имел поддержку Запада, поэтому в его войске были не только поляки, но еще венгры и немцы.

Князь Ярослав решил сыграть на опережение и встретиться с противником в чистом поле.

Когда между двумя войсками оказалась только водная преграда, Ярослав замешкался. Водная преграда давала ему чувство защищенности, плюс он не решался атаковать первым.

Это сделал Болеслав.
Поляки внезапно преодолели реку и застав дружину Ярослава врасплох, перебили ее.

Поражение было столь сильным, что Ярослав бежал в Новгород всего с четырьмя воинами.
Киев оказался незащищенным. И именно туда направилось объединенное войско Святополка и Болеслава.

Избиение поляков

В Киеве Святополка ожидал неприятный сюрприз.

Поляки, которых он привел, нарушили договор. Болеслав не стал отдавать ему завоеванный город.

Наоборот, он осел в городе как его правитель и разместил свои гарнизоны по всем окрестностям. Кормить захватчиков должны были местные жители .

Народ взбунтовался. Поляков стали попросту убивать.

И тут опять есть две версии. По одной выходит, что обиженный на родственника Святополк сам велел своим сторонникам избивать поляков. По-другой - что беспорядки начались стихийно, потому что народ не стал терпеть пренебрежительное отношение со стороны победителей.

В историю эти волнения вошли как Киевское восстание 1018 года (известно еще как минимум три). Видимо опасность того, что русский бунт явит всю свою беспощадность была достаточно велика.

Болеслав спешно покинул Киев, оставив зятя без военной поддержки.

Однако уезжал он все равно победителем. С собой у польского князя была вся княжеская казна и заложницы - сестры князя Ярослава, которые оставались в городе.

Топоры новгородцев

Теперь давайте вернемся к Ярославу, который вернулся в родной Новгород побежденным. После недолгих сборов он приготовился бежать «за море».

И тут новгородцы сделали то, о чем я рассказал в самом начале.

Они изрубили его ладьи, приведя их в негодность. А потом заявили князю, что хотят биться за него с Болеславом и Святополком.

Если быть до конца честными, то в их поступке была не столько любовь к князю Ярославу, сколько боязнь Святополка. Никто ведь не гарантировал, что завтра он не придет под стены Новгорода со своей дружиной. Довести, так сказать, дело до логического конца.

Однако возникла еще одна проблема. Силы новгородцев были малы, а оплатить услуги варяжской дружины князь Ярослав не мог. Не хватало денег.

Вскоре в народ пустили шапку. Брали серебром - с мужей по 4 куны, со старейшин по 10 гривен, а с бояр - по 18 гривен.

Собранных средств хватило на новый контракт с Эймундом и варягами, плюс на вооружение.

Весной 1019 года войско во главе с князем Ярославом вышло из Новгорода в Киев. Последняя встреча враждующих братьев случилась около реки Альты, это левый приток Днепра.

К сожалению, более точного места летопись нам не раскрыла, однако упомянула, что сражались князья рядом с тем самым местом, где был убит их брат - князь Борис.

В ходе ожесточенного сражения новгородское войско разбило дружину Святополка.
Его знамя было захвачено. Сам князь ранен.

Тогда Эймунд спросил Ярослава: «прикажете ли убить Святополка, или нет?»

Князь ответил, что никого не принуждает к этому.
Но, добавил Ярослав, порицать того, кто убьет Святополка он также не станет.

Что было дальше?

Святополк

Его не убили.
Он бежал через Польшу в Чехию, но так и не закончил своего путешествия. Страдая от болезни, князь Святополк умер в дороге.

Болеслав

Через 6 лет, 18 апреля 1025 года, князь Болеслав Храбрый был торжественно коронован. Он стал первым королем Польши.

Ярослав

В битве на реке Альте князь Ярослав поставил точку в борьбе за киевское княжение. Но не в раздробленности русских княжеств - она только входила в свою золотую пору.

Уже через год на владения Ярослава поднимет меч собственный племянник - Брячислав, князь Полоцкий. Воспользовшись тем, что дядя был в Киеве, он нападет на Новгород.

Ярославу придется спешить.
За 7 дней он не только соберет войско, но и совершит беспрецендентный марш-бросок, длиной 800 километров! В итоге Брячислав будет разбит, а пленные новгородцы освобождены из неволи.

И это будет совсем не последнее в жизни князя Ярослава Мудрого...

* * *

Фото - Андрей Бойков, Сергей Балмашов, Алексей Строганов. Также использованы снимки из социальной сети "Вконтакте".

Михеев Василий Александрович

Ярослав Мудрый - борьба за власть. Фальсификации в русских летописях и подлинная хроника событий

Ярослав Мудрый - борьба за власть.

Фальсификации в русских летописях

и подлинная хроника событий.

Вместо вступления.

Часть 1. Кто платит, тот и заказывает музыку. Как и почему фальсифицировали русские летописи.

Глава 2. О политической борьбе внутри русской церкви.

Глава 3. О великом князе Изяславе

Глава 4. Программа реабилитации жертв эпохи Ярослава.

Глава 5. Программа реабилитации. Канонизация. Почему Борис и Глеб?

Глава 6. Канонизация (продолжение). О православной верности Бориса и его отца Владимира.

Глава 7. Канонизация (продолжение). О Глебе. Куда направлялся Глеб? Лекция по дорожной инфраструктуре Руси. Об Илье Муромце.

Глава 8. О летописцах на Руси и о летописи Никона. "Бомба замедленного действия".

Глава 9. О схеме фальсификации летописи Никона.

Глава 10. Заточение Святополка в тюрьму и Лжесвятополк-1.

Глава 11. Заточение Святополка в тюрьму и Лжесвятополк-1 (продолжение).

Глава 12. Убийство Бориса и Лжесвятополк-2.

Глава 13. Убийство Бориса (продолжение). Версия по "Саге".

Глава 14. Убийство Бориса (продолжение). Сопоставление двух описаний убийства.

Глава 15. Убийство Глеба, Святослава Древлянского и Лжесвятополк-2.

Глава 16. Смерть князя Владимира и ложь для "опровержения" правды, сохранившейся в памяти народной.

Краткое заключение по итогам первой части книги.

Часть 2. Подлинная хроника событий на Руси в 1013-1018 гг. Летопись из XXI века.

Вместо вступления

Когда-то, достаточно давно, я узнал о существовании "Саги об Эймунде" ("Прядь об Эймунде"), узнал о том, что оказывается не Святополк Окаянный убил князя Бориса (и вкупе с ним и его братьев Глеба Муромского и Святослава Древлянского), а как раз сам Ярослав Мудрый (пусть и не лично, но через своих подручных). Реального убийцу (Ярослава) церковные летописцы представили благородным мстителем за убиенных братьев, а персонаж (Святополк), непричастный ни к одному из предъявляемых преступлений, был объявлен исчадием ада. Вот такая метаморфоза...

Психологически узнать такое для меня было шоком! Все что писали в учебниках по истории Древней Руси, да и до сих пор является официальной исторической версией развития событий на Руси в XI веке оказалось ложью, сознательной и беззастенчивой. Оказалось, что как бы существуют две разных истории - одна для широкой публики, официальная и пропагандистская, поддерживаемая православной церковью, и вторая - для узкого круга, для серьезной науки, для внутреннего потребления в обществе историков. Историки как бы говорят: - "Конечно, все мы понимаем, что официальная версия не совсем правда, а точнее совсем не правда, а все было с точностью наоборот, но... это политическая конъюнктура, веками создаваемые мифы... Пусть Ярослав Мудрый и не самый неприкасаемый в списке мифических героев Руси по сравнению с Александром Невским и Дмитрием Донским, но все они политически преподносятся государством как национальные символы и "памятники". А разрушать памятники у нас никто не позволит..."

Зачем я решил написать эту книгу (статью по первоначальному замыслу)? Отнюдь не для проведения "ликбеза" среди тех, кто не знает или мало знает историю Древней Руси. Также я не собираюсь спорить или доказывать что-то "псевдопатриотам" (я сам себя считаю ярко выраженным патриотом, но ненавижу ложь, и считаю, что любовь к Родине не нуждается во лжи!) и религиозным догматикам, отстаивающими традиционное "видение" истории церковью. Причина в другом. Мне всегда был интересен этот отрезок нашей истории (приход к власти Ярослава), тем более в свете наличия западных источников, противоречащих по ряду пунктов русским летописям. Почему врут летописи, и как все было на самом деле? Этот вопрос меня интересовал. За прошедшие годы прочитал много разных книг и статей, и других материалов (ну, и первоисточники в первую очередь, естественно), встретил много интересного, с какими-то мыслями разных авторов был согласен, с какими-то нет, но... всегда не хватало качественного всеобъемлющего анализа (допускаю, что пропустил какую-то статью, где все это присутствует). Почти всегда присутствовал обычный пиетет перед нашими летописями - находят одну какую-то ошибку или неправду в летописи и этим удовольствуются. Как бы "выдавливают ложь по капле", поэтому вся "невыдавленная" ложь при всех реконструкциях все равно проступает и при анализе видно несоответствие и схем развития событий, и выводов, и гипотез, которые выдвигаются. В то же время, у меня всегда было ощущение, что глубокий критический анализ всех исторических материалов по этому вопросу может позволить вычислить с высокой степенью достоверности, что является в летописях правдой, а что нет, и даст возможность восстановить реальную хронику событий. Подчеркиваю слово "вычислить", потому что это считаю ключевым принципом! Ни в коем случае не следует выдвигать вначале гипотезу, а потом ее проверять или даже сразу доказывать - гипотеза сама должна выкристаллизовываться, вытекать из хода последовательных аналитических выводов! Испытывая такое убеждение и не имея терпения больше ждать, когда все-таки удовлетворяющий меня труд по эпохе Ярослава Мудрого появится, я в конце концов и решил: - "А почему бы мне самому не попробовать этим заняться?" Вот так и родилась мысль написать эту книгу.

Часть 1. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Как и почему фальсифицировали русские летописи.

Какими источниками мы располагаем?

Во-первых, это отечественные: древнерусские летописи ("Повесть временных лет", списки не буду приводить, это не библиографический обзор) и в меньшей степени к ним можно причислить церковные "Чтение о Борисе и Глебе" и "Сказание о Борисе и Глебе".

Во-вторых, западные источники: "Прядь об Эймунде" и "Хроника Титмара Мерзебургского".

Вначале четко определим временные рамки той информации, которая дается в саге и в хронике. В "Саге об Эймунде" сообщается о смерти князя Владимира и о том, что после этого события Эймунд с отрядом поступил на службу к Ярославу (апрель 1016 г.). В апреле1018 года Эймунд ушел на службу от Ярослава к полоцкому князю Брячиславу. То есть по интересующему нас вопросу сага может рассказать только о событиях от 1015 г. до апреля 1018 года. Хроника Титмара Мерзебургского расширяет эти рамки - там рассказывается и о важных событиях на Руси, произошедших как еще при жизни Владимира (1013-1015), так и о том, что было после ухода Эймунда от Ярослава в 1018 г. Изложение событий в хронике заканчивается, насколько можно определить по ее содержанию, событиями ноября 1018 года, а уже в декабре того же года Титмар Мерзебургский умер. Пожалуй, и я в своем анализе событий истории Руси ограничусь названным периодом времени (1013-1018).

Рост феодального землевладения, усиление феодальной эксплуатации и классовой борьбы, рост городов, превращающихся в экономические и политические центры лежавших вокруг них областей, - все это не могло не сказаться на характере политического развития древней Руси в XI - XII вв. Общая линия этого развития характеризуется нарастающим стремлением окрепших местных феодальных сил но главе со своими местными князьями к отделению от Киева. Сохранение государственного единства Руси становится все более трудным делом. Возникшая тенденция к раздроблению древнерусского государства, усиливаясь из десятилетия в десятилетие, в конце концов одержала победу.

Первые признаки феодального сепаратизма обнаружились уже в конце княжения Владимира, когда сидевший в Новгороде его сын Ярослав, выражая стремления новгородского боярства, прекратил уплату дани Киеву. Это был вызов общерусскому государственному единству со стороны второго по величине и значению города древней Руси - Новгорода. Намерения Новгорода не изменились и тогда, когда стало известно о подготовке Владимиром карательного похода против него. Отстаивая свои интересы, новгородские верхи во главе с Ярославом готовили Владимиру достойную встречу, которая, однако, не состоялась, так как Владимир в приготовлениях к походу умер.

После смерти Владимира киевский престол оказался в руках нелюбимого им сына - Святополка. Стремясь к единовластию, Святополк, прозванный «окаянным», убил своих братьев Бориса, Глеба Муромского, Святослава Древлянского и рассчитывал, видимо, истребить остальных. «…Избыо братию мою и приму власть русскую един» - таковы были, по словам летописца, замыслы Святополка.

Против Святополка выступил Ярослав. Новгородцы решительно поддержали своего князя, боясь, что победа Святополка приведет к восстановлению прежних отношений между Новгородом и Киевом.

Ярослав с дружиной около 4 тысяч человек Двинулся к Киеву и близ Любеча разбил полки Святополка. Тогда Святополк бежал к своему тестю - королю польскому Болеславу и при помощи поляков, а также немецких и венгерских наемников вернул себе Киев. Ярослав возвратился в Новгород. Однако борьба на этом не прекратилась. Союзники Святополка - поляки, немцы, венгры - вызвали в Киеве возмущение народа. Их стали тайно истреблять. Болеслав вынужден был уйти из Киева восвояси, правда, захватив при этом города Червень и Перемышль.

Ярослав тем временем набрал новую дружину из новгородцев и, явившись к Киеву, снова изгнал ненавистного Киевлянам Святополка. Последний на этот раз нашел приют в печенежской орде. В союзе с печенегами Святополк в 1019 г. сделал последнюю попытку остаться великим киевским князем, но он и его союзники потерпели решительное поражение на реке Альте. Ярослав окончательно утвердился в Киеве.

Деятельность Ярослава Мудрого была направлена на укрепление власти киевского князя, внутреннее сплочение, расширение и укрепление международного положения древнерусского государства. В условиях пробудившегося феодального сепаратизма и обострения классовой борьбы разрешение этих задач связано было с большими трудностями, и тем не менее время Ярослава Мудрого мы считаем одной из ярких страниц древнерусской истории.

После победы над Святополком у Ярослава появился новый соперник - его родной брат Мстислав, князь Тму­таракани. В сражении в 1024 г. при Листвене (около Чернигова) победил Мстислав. Результатом этой победы явился раздел древнерусского государства на две части. Правобережье Днепра с Киевом и Новгород оставались за Ярославом, а земли к востоку от Днепра переходили к Мстиславу.

После смерти Мстислава (1036) обе части древнерусского государства вновь объединились под властью Ярослава.

Ярослав проводил энергичную внешнюю политику. В 1030, 1031 гг. в результате походов на Польшу им была возвращена захваченная Болеславом Храбрым Червонная Русь. Он ходил на Ятвягов (1038), на Литву (1040), на Чудь (1030), Емь (1042). В результате этих походов были укреплены и несколько раздвинуты западные и северо-западные границы древнерусского государства. В земле Чуди, к западу от Чудского озера, возник заложенный Ярославом город Юрьев (ныне Тарту).

С востока к границам Киевского государства двигались полчища новых врагов - печенегов, торков, берендеев и других. Для защиты южных границ Ярослав усиливает укрепленную полосу в Поросье. А в 1036 г. он нанес решительное поражение печенегам и отбросил их в Прндунайские степи.

В 1043 г. произошло последнее столкновение Руси с Византией. Византийское правительство пыталось использовать единство религии для подчинения Киевской Руси в политическом отношении. Эта попытка встретила упорное сопротивление со стороны Ярослава Мудрого, вплоть до открытия военных действий. Ярослав отправил к Византии большой флот. Однако буря рассеяла русские корабли, а сухопутные войска потерпели неудачу.

В 1046 г. был заключен мир, и дружественные связи с Византией закреплены браком сына Ярослава - Всеволода с дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Ярослав добился внутренней самостоятельности Киевской митрополии и даже самостоятельно поставил в 1051 г. митрополитом образованного проповедника Иллариона, русского по происхождению.

Во внутренней политике Ярослав продолжал борьбу за единство Русской земли и укрепление древнерусской государственности. Заподозрив своего брата Судислава в кознях, он заточил его в тюрьму. Ярослав урегулировал отношения с Новгородом, посадив там своего старшего сына Владимира. Источники тех времен подчеркивают большую законодательную деятельность Ярослава, направленную на укрепление государства.

В 1024 г. в Суздальской земле вспыхнуло первое, из известных по летописям, восстание смердов. Во главе восставших стояли волхвы, стремившиеся использовать антифеодальные настроения крестьян для борьбы за старую языческую веру против христианства. Ярослав, охраняя интересы феодалов - князей, бояр и церкви, сам ходил с дружиной в Суздальскую землю и жестоко подавил народное восстание.

Время Ярослава примечательно культурными успехами древнерусского общества. Собранные Ярославам писцы переводили на славянский язык многие греческие книги. Сам Ярослав недаром назывался Мудрым. По словам летописи, он любил книгу и «почитал в нощи и дне». Есть основа­ние считать, что в 1037 г. в церкви Софии в Киеве Ярославом была основана первая на Руси библиотека.

При Ярославе выросли и украсились постройками (церквами, соборами) многие древнерусские города. Столица государства - Киев - была обнесена новыми мощными укреплениями. В стене имелось несколько монументальных ворот. Главные из них, южные, назывались «Золотыми». Киев представлял собой огромный город - один из мировых центров ремесла и торговли. По словам Адама °Ременского, он был достойным соперником Константинополя.

Богатство и сила древнерусского государства обеспечила ему завидное международное положение. Королевские дворы ^Ропы стремились войти в сношения с великой восточной державой, породниться с ее княжеским домом.

Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде (в православии Ирина), а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку дочери его Елизаветы. Некоторые сыновья Ярослава были женаты на иностранных принцессах - например, Всеволод на греческой (византийской) принцессе, дочери императора Константина Мономаха. При дворе Ярослава находили приют и защиту норвежский король Олаф Святой и сто сын Магнус Добрый. Сестра Ярослава Мария (Доброгнева) была замужем за польским королем Ка­зимиром I, его вторая дочь, Анна - за королем французским Генрихом I.

Внучка Ярослава Евпраксия вышла замуж за германского императора Генриха IV; другая внучка Евхимия - за венгерского короля; внук Ярослава, Владимир Мономах, был женат на дочери английского короля.

Все это также ярко характеризует международные связи Киевского государства. Но не только дипломатические нити тянулись на Запад. По оживленным дорогам шли в Киев целые караваны торговых повозок - из Регеисбурга (Германия) приезжали немецкие купцы для покупки мехов; в Западной Европе далее существовала специальная гильдия купцов, руссариев, ведших торговлю с Киевом. Сохранилась грамота венгерского короля, дарованная одному монастырю, через владения которого проезжали купцы для торговли с Киевом. В грамоте говорится о предоставлении привилегий этим купцам.

Блестящее княжение Ярослава, когда Русь выступала еще могущественным единым государством, было вместе с тем и временем нарастания угрозы феодального раздробления. После его смерти признаки феодального дробления государства стали особенно очевидны.