«Красный папа» Иоанн XXIII и созыв II Ватиканского собора. Антипапа Иоанн XXIII. Отношения с ссср

Координаты: 43°46?24 с. ш. 11°15?17 в. д. / 43.773224° с. ш. 11.254602° в. д. / 43.773224; 11.254602 (G) (O)

Гробница антипапы Иоанна XXIII

Гробница антипапы Иоанна XXIII - надгробный памятник из бронзы и мрамора, созданный Донателло и Микелоццо и находящийся в баптистерии собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо), где покоится антипапа Иоанн XXIII (Бальтазар Косса, около 1360-1419). Её сооружение было заказано душеприказчиками Иоанна вскоре после его кончины 22 декабря 1419 года и завершено в 1420-е годы; таким образом, она стала вехой в истории раннего Ренессанса во Флоренции. По Фердинанду Грегоровиусу, гробница представляет собой «одновременно могилу Великой схизмы в Церкви и последнюю гробницу папы за пределами Рима».

В свое время Иоанн был тесно связан с Флоренцией, считавшей его законным понтификом во время Великой схизмы. Существует мнение, что захоронение во флорентийском баптистерии было попыткой придать легитимность его понтификату, связав его с почитаемым святым местом. Использование папской символики в надгробии, как и сама связь Флоренции с Коссой, были истолкованы как оскорбление избранного на Констанцском соборе Мартина V и попытка поднять авторитет Медичи, а сама гробница была признана неподобающей для гражданина Флоренции.

В оформлении гробницы использованы стоящие в нишах статуи трех христианских добродетелей (Веры, Надежды и Любви), фамильный герб Коссы, а также бронзовая позолоченная фигура, лежащая на покоящемся на консолях саркофаге; над ней находится изображение Мадонны с младенцем в полумесяце, а всю композицию осеняет балдахин. На момент завершения это было самое высокое скульптурное сооружение во Флоренции и одно из немногочисленных захоронений, расположенных в баптистерии или находящемся по соседству соборе. Это была также первая из нескольких совместных работ Донателло и Микелоццо, и принадлежность резцу того или другого некоторых элементов гробницы в свое время была предметом дискуссий в среде искусствоведов.

Антипапа Иоанн XXIII

Антипапа Иоанн XXIII Основная статья: Иоанн XXIII (антипапа)

Жизнь антипапы Иоанна XXIII, в значительной степени связанная с Флоренцией, была богата событиями, и оставленному им наследию трудно дать однозначную оценку. Бальтазар Косса был по происхождению неаполитанским аристократом; свою молодость он провел в Болонье. В 1396 году папа Бонифаций IX передал в его управление архидиоцез Болонья, а в 1406 году сделал его кардиналом. После Пизанского собора 1409 года Косса возглавил движение против папы Григория XII, отказавшегося сложить с себя сан. Косса был лишен сана кардинала, но избранный собором антипапа Александр V вернул ему эту должность.

После смерти Александра V в 1410 году Косса был избран его последователями новым папой. Его признали как папу Франция, Англия, Богемия, Португалия, некоторые части Священной Римской империи и некоторые города Северной Италии, в том числе Флоренция и Венеция. Авиньонского папу Бенедикта XIII признавали Арагон, Кастилия и Шотландия. Григория XII поддержали Владислав Неаполитанский, Карло I Малатеста, князья Баварии, пфальцграф Людвиг III, некоторые области Германии и Польши.

Папа Мартин V, избранный Констанцским собором, низложившим Иоанна XXIII

После того как в 1413 году Владислав Неаполитанский взял Рим, Иоанн XXIII спешно бежал во Флоренцию. Император Сигизмунд вынудил его в 1414 году созвать Констанцский собор, откуда он сбежал в 1415, увидев реальную угрозу своему понтификату, а может быть, и жизни. Хотя он ожидал, что его исчезновение расстроит работу собора, участников которого он призвал присоединиться к нему под защитой Фридриха IV Австрийского, собор продолжал работу в Констанце. Когда Иоанн XXIII попытался достичь земель, где правил Иоанн Бургундский, Фридрих передал его в руки Сигизмунда и собора, и Людвиг III заточил его в тюрьму.

Тем временем 29 мая 1415 года собор низложил Иоанна и 11 ноября 1417 избрал папой Мартина V. В феврале 1419 года Мартин приехал во Флоренцию, и в том же году Косса был выкуплен Флорентийской республикой (в 1417 Людвиг III отказался от верности Сигизмунду) при содействии Джованни ди Биччи де Медичи. Вероятно, его выкуп был наградой за помощь Флоренции в прошлом или же средством давления на Мартина V, к тому времени ещё находившегося во Флоренции (в Рим он прибыл в сентябре 1420), а может быть, сочетал обе причины. Косса помогал Флоренции при завоевании Пизы в 1405 году, будучи легатом в Болонье, а в бытность папой определил банк Медичи в качестве основного хранилища папской казны.

Во Флоренции 14 июня 1419 Косса признал верховенство Мартина V и 26 июня получил кардинальскую шапку, но 22 декабря того же года скончался. Несмотря на полученный титул кардинала-епископа Тускуланского, Косса именовал себя «кардиналом Флорентийским».

Похороны

Тело Коссы было перенесено в баптистерий и, как предписывалось сборником ритуальных установлений Ordo Romanus, спустя девять дней погребено при участии флорентийской знати и папской курии. Во время погребальных ритуалов, проходивших исключительно внутри Дуомо и баптистерия, на голове лежащего в гробу умершего покоилась белая митра, а в ногах лежала кардинальская шапка. Первые три дня церемоний были посвящены соответственно служению Коссы в сане кардинала и папы, его роли друга Флоренции и его частной жизни. Он был погребен во временном захоронении до того, как будет закончена его гробница.

Заказ на работы

Джованни ди Биччи де Медичи, один из душеприказчиков Коссы

Договор о создании надгробного памятника Коссы был заключен спустя примерно десять дней после его смерти. Последняя воля покойного, которую он изложил в своем завещании на смертном одре 22 декабря 1419, включала некоторые продиктованные флорентийским этикетом распоряжения, благотворительные и церковные пожертвования, но большая часть имущества отошла к его племянникам Микеле и Джованни. При разделении наследства его племянники имели преимущество; пока велись работы над гробницей Коссы, права на его имущество оспаривались кредиторами.

Косса назначил исполнителями своей воли четырёх влиятельных флорентийцев: Бартоломео ди Тальдо Валори, Николло да Уццано, Джованни ди Биччи де Медичи и Вьери Гуаданьи, уполномочив любых двух душеприказчиков из их числа действовать от имени всех четырёх, что, по-видимому, и было исполнено Валори и Медичи. Валори умер 2 сентября 1427 года; к этому времени Гуаданьи уже упокоился с миром, а Уццано давно потерял интерес к работам, оставив их исполнение Джованни - или, вероятнее, Козимо Медичи.

Душеприказчики Коссы объявили, что тот желал быть погребённым в баптистерии, но был слишком скромным, чтобы указать это в своем завещании. Исследователи доверяют этому свидетельству, считая Коссу «тактичным тактиком», хотя историк Хорст Дженсон предположил, что те выбрали баптистерий как место погребения вопреки воле покойного.

Косса завещал баптистерию реликвию, считавшуюся указательным пальцем Иоанна Крестителя (на илл.)

Записи в документах сообщают, что 9 января 1421 года Палла Строцци от имени цеха торговцев тканями Арте ди Калимала (Arte di Calimala), ответственного за состояние баптистерия, согласился на постройку небольшого неприметного (breve et honestissima) надгробия, но не дал разрешения на создание капеллы, в которой желал быть похороненным Косса; современная наука приписывает отказ Строцци тому, что погребение в баптистерии было большой честью, которой Косса, возможно, не заслуживал. Других посвященных гробнице записей цеха не сохранилось, поскольку большинство документов 1420-х утрачено, хотя сохранились заметки сенатора Карло Строцци, читавшего эти документы.

Согласие Арте ди Калимала на строительство гробницы традиционно объясняется тем, что Косса в свое время передал баптистерию правый указательный палец Иоанна Крестителя и 200 флоринов на создание подобающего реликвария. Считалось, что этим пальцем Иоанн указал на Христа, сказав: «Ecce Agnus Dei» («Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29)). Долгая и сложная история реликвии создавала вокруг неё дополнительный ореол легенды: константинопольский патриарх Филофей преподнес её в 1363 году в дар папе Урбану V, тот передал её своим преемникам Григорию XI и Урбану VI; последний лишился её во время осады Ночера-Инферьоре, а Иоанн XXIII купил её за 800 флоринов и носил при себе, пока не спрятал в монастыре Санта-Мария-дельи-Анджели.

Возведение гробницы

Надгробный монумент гармонично вписан в интерьер флорентийского баптистерия

Хронология последнего этапа сооружения гробницы точно не известна, но кое-что можно установить по различным источникам. Судя по случайной заметке флорентийского нотариуса, в 1424 году (по флорентийскому календарю) была возведена часть гробницы. Кадастр Микелоццо за июль 1427 показывает, что Микелоццо был партнёром Донателло уже около двух лет (due anni o incircha) и что потрачено уже три четверти бюджета в 800 флоринов. Объяснить несоответствие дат можно или неточностью записей Микелоццо, или тем, что Донателло начал работы ещё до партнёрства с Микелоццо, или тем, что 1424 год в флорентийском календаре соответствует 1425 году в современном.

2 февраля 1425 года Бартоломео Валори и Козимо де Медичи запросили 400 из 800 флоринов, отданных ранее в задаток цеху Арте ди Калимала, видимо, как стоимость уже проведённой работы. Этот задаток был страховкой на случай, если бы заказчики оставили гробницу незавершенной и цех был бы вынужден оплачивать её достройку, поскольку был обязан Иоанну XXIII реликварием. Этот запрос - наиболее явное подтверждение участия Козимо в возведении гробницы. Несмотря на это, утверждение Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях», что Козимо был ответственным руководителем работ, оспаривалось некоторыми исследователями.

Вероятно, саркофаг был установлен 2 мая 1426 года или незадолго до того, поскольку в этот день Арте ди Калимала заключила договор с двумя капелланами о проведении ежедневной службы о спасении души Коссы. Записи мастерской при Дуомо свидетельствуют, что 28 января 1427 Валори приобрёл четыре блока белого мрамора для надгробия.

Точная дата окончания работ неизвестна, но они были завершены не позже 1431 года - в этом году умер папа Мартин V, о котором достоверно известно, что он посещал готовую гробницу; другие данные позволяют отодвинуть эту границу ещё на несколько лет раньше. Наиболее достоверный из таких фактов - тот, что в сентябре 1428 Якопо делла Кверча, вернувшись в Болонью, создал нагробный памятник с фигурами добродетелей, воспроизводящих мелкими деталями своих сестёр с гробницы Коссы.

В труде Вазари упоминается, что гробница обошлась дороже первоначального бюджета - в 1000 флоринов, хотя неясно, кто покрыл недостачу. Несмотря на то, что автор этого утверждения неизвестен, оно принимается на веру современной наукой, поскольку стоимость одних лишь скульптур должна была составлять 500 флоринов; однако всё же к этому свидетельству следует подходить с осторожностью.

Внешний вид

Близкая по времени создания (1423 г.) гробница дожа Венеции Томазо Мочениго; возможно интересное сопоставление, см. текст

В баптистерии уже находилось три саркофага: в одном из них был похоронен епископ Раньери (умерший в 1113), два других были изготовлены ещё в римское время и использованы вновь в средние века. Но гробница высотой 7,32 м была самой высокой в баптистерии, а в своё время и во всей Флоренции. Захоронений в самом Дуомо мало, и они представляют собой скорее исключения - например, могила Альдобрандино Оттобони.

Внешний вид надгробного памятника соответствует условиям, предъявленным цехом Арте ди Калимала, и органично вписан в интерьер баптистерия. Монумент помещён между двумя коринфскими колоннами, находящимися между северными вратами работы Лоренцо Гиберти и алтарной апсидой; он занимает треть одной из стен восьмиугольного помещения и обращён к «Райским дверям». Такое расположение лишает гробницу света, в особенности когда врата баптистерия закрыты, что является их обычным состоянием. Надгробие могло бы выглядеть ещё темнее, если бы его задняя часть не выступала из стены баптистерия на 48,4 см. Белый и коричневый мрамор способствует гармоничному сочетанию сооружения с общим интерьером баптистерия, оформленного в полихромном бело-зелёном стиле. Некоторые ученые считают цветной эскиз, выполненный Бонаккорсо Гиберти, доказательством того, что «оригинальная утраченная полихромия» гробницы ещё более гармонировала с интерьером, хотя другие считают этот рисунок неточным. Венчающий сооружение балдахин закреплен на колоннах, а карниз баптистерия создает иллюзию опоры; по образному выражению современной исследовательницы, надгробный памятник Коссы - «супруг окружающей его архитектуры», даже если считать этот брак морганатическим. За исключением покоящейся на саркофаге статуи, все скульптуры выполнены в виде горельефов.

Хотя гробница выполнена полностью в классическом стиле, её общая композиция находится в русле монументальной надгробной архитектуры средневековой Италии - с характерными для стенных гробниц ярусами различных декоративных элементов. Итальянская готическая скульптура сохранила многие элементы классицизма; Донателло и Микелоццо не требовалось настолько резко менять стиль, как их предшественнику, сиенскому скульптору Тино ди Камаино, чьи стенные гробницы оказали ещё за век до того большое влияние на искусство Италии. Типична мраморная фигура, выполненная в натуральную величину и возлежащая на поднятом над полом саркофаге. Мотив занавеса, осеняющего памятник, характерен для готических памятников, а его форма напоминает вимперг; порой в готике такой занавес поддерживают стоящие по бокам от саркофага ангелы. Могилу Коссы часто сравнивают с построенным в 1423 году надгробием венецианского дожа Томазо Мочениго, где горельефные фигуры святых стоят в нишах по сторонам саркофага и над ним, а занавеси сходятся в вершине памятника; однако детали там выполнены в готическом стиле. Надгробный памятник Коссы был построен под влиянием предыдущего творения Микелоццо и Донателло, гробницы кардинала Бранкаччи в Неаполе, и в свою очередь повлиял на гробницу Леонардо Бруни во флорентийской базилике Санта-Кроче, построенную Бернардо Росселлино двадцатью годами позже.

Основание памятника

Основание надгробного памятника опирается на высокий плинт (38 см), отделенный вогнутыми карнизами. Высота основания - 1,39 м, ширина - 2,02 м; оно украшено фризом с крылатыми головами ангелов (предположительно, серафимов), гирляндами и лентами.

Фигуры добродетелей

Над основанием, отделенные ещё одним карнизом, в нишах стоят фигуры трех добродетелей - слева направо Вера, Любовь и Надежда; они разделены коринфскими пилястрами, украшенными каннелюрами. Такой мотив не встречается в тосканской надгробной скульптуре, но популярен в это время в Венеции, Падуе и особенно в родном городе Коссы Неаполе. Возникает мысль, что и Микелоццо, и Донателло предпринимали путешествие в Венецию; впрочем, Дженсон замечает на это, что «необязательно ездить в Венецию», чтобы найти подобные мотивы. Надгробные фигуры добродетелей были распространены за пределами Флоренции, причем над могилами мирян устанавливались статуи кардинальных добродетелей (благоразумие, мужество, сдержанность и справедливость), а над могилами духовных лиц - теологических (вера, надежда и любовь), как, например, над гробницей кардинала Бранкаччи. Однако статуи на надгробии Коссы носят значительно больше античных черт. Кроме того, Донателло создал две похожие бронзовые фигуры добродетелей для баптистерия Сиенского собора, но их связь со статуями на гробнице Коссы неясна.

Фигура Веры слева, высотой 1,05 м, держит в руках потир для причастия; стоящая в центре фигура Любви, высотой 1,07 м, держит рог изобилия и жаровню; наконец, фигура Надежды справа, высотой 1,06 м, сложила руки в молитве. Статуя Любви выполнена в наиболее античном духе, восприняв элементы классических изображений Изобилия, Цереры и Юноны, у которых в левой руке всегда находился рог изобилия. Связь с античностью подчеркивает также то обстоятельство, что хотя и высокие, но недостаточно проработанные фигуры добродетелей создают дополнительную вертикальную дистанцию между зрителем и фигурой Коссы, скрадывая непосредственность позы лежащей статуи покойного - в отличие от других стенных гробниц эпохи Кватроченто, для которых такая поза является доминантой. Сама фигура призвана скрыть личные качества Коссы, представляя его как обычного понтифика и первого представителя флорентийской «династии» пап.

Саркофаг и надпись

Над фигурами добродетелей находится саркофаг, поддерживаемый четырьмя классическими консолями, украшенными акантом. В триптихе, образованном консолями, изображены слева направо фамильный герб Коссы с папской тиарой, папский герб и фамильный герб Коссы с кардинальской шапкой. Стенка саркофага, шириной 2,12 м и высотой 70 см, украшена rilievo schiacciato («сплющенным рельефом», тип барельефа, изобретенный Донателло) с изображением двух путти или, иначе, spirateli («маленьких духов»); они держат оформленный в виде папского бреве лист пергамента с начертанной на нём надписью. Путти позаимствовали многие черты у своих античных предшественников, за исключением скрещенных ног.

Надпись гласит:

IOANnES QVOnDAM PAPAXXIIIus. OBIIT FLORENTIE ANnO DomiNI MCCCCxVIIII XIKALENDAS IANVARII

Что значит:

Иоанн, бывший папаУмер во Флоренциив 1419 г. от Р. Х. за 11дней до январских календ.

Марцокко - символ власти Флоренции

Папа Мартин V возражал против первой строки надписи, которую, по его мнению, можно было истолковать как знак того, что Косса умер законным папой (латинское слово «quondam» значит как «бывший», так и «покойный»). Возможно, его сомнения развеялись бы, если была бы использована часто встречавшаяся в документах того времени формула «olim Papa» (лат. некогда папа) вместо «quondam Papa». Мартин предложил назвать Коссу в эпитафии не папой, а кардиналом Неаполитанским, подчеркивая таким образом его подчинение истинному папе. Источники того времени сообщают, что синьория Флоренции практически дословно повторила ему ответ Понтия Пилата о надписи на кресте: «Что написано, то написано». Сам Мартин V был погребен под простой бронзовой плитой; это единственный случай плоской гробницы римского понтифика, но также и первый случай, когда надгробие папы было помещено в центральном нефе «базилики майор» (базилика Сан-Джованни ин Латерано) и отлито из бронзы (возможно, тем же Донателло).

По мнению историка Чарльза Эйвери, рельеф Донателло «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру» первоначально предназначался также для стенки этого саркофага и был призван усилить ассоциации с папским престолом. Ассоциации вызывались и тем, что дата смерти Коссы была указана в эпитафии с использованием римских календ, что было нетипично для флорентийских погребений, но вполне обычно для папских.

Статуя Иоанна XXIII

Над саркофагом располагаются львы, поддерживающие катафалк со статуей покойного и напоминающие формой консоли эпохи Треченто. Возможно, львы изображают Марцокко (Marzocco), льва, символизирующего Флоренцию, и воплощают таким образом связь покойного Иоанна с городом. Для папских апартаментов в базилике Санта-Мария-Новелла Донателло создал бронзового Марцокко, отражавшего двойственное отношение флорентийцев к Мартину V, который повышал своим визитом престиж города, но в то же время был потенциальным противником Республики. Подобно ему, львы, поддерживающие катафалк, могут символизировать поддержку Флоренцией претензий Иоанна XXIII на папскую кафедру. Однако символический смысл львов неясен, и интерпретировать его необходимо с осторожностью; следует помнить и о том, что львы в качестве опоры использовались в гробницах и раньше, к примеру, в надгробии Лапо де Барди (умер в 1342) в Барджелло.

Катафалк и укрывающий его покров слегка наклонены к зрителю, а поддерживающий изголовье лев сделан на 2 см короче, чтобы лучше была видна скульптура умершего и в особенности голова. Фигура, выполненная из позолоченной бронзы в натуральную величину, облачена в явно кардинальское одеяние и не содержит намеков на возможную легитимность понтификата Коссы; её ложе также выполнено из бронзы, но не позолочено. Когда саркофаг был вскрыт в XVI веке, выяснилось, что погребальное одеяние Коссы соответствует облачению статуи. До того в Италии не существовало гробниц с объемными скульптурами из позолоченной бронзы, хотя на балконе палаццо делла Бриада в Болонье уже находилась такая скульптура высотой 1,83 м, изготовленная по заказу папы Бонифация VIII. Некоторые ученые предполагают, что Донателло создал скульптуру Иоанна XXIII по посмертной маске, но другие возражают им.

Балдахин

За статуей расположен пилон высотой 1,34 м, состоящий из трех частей, с утопленными рельефными границами, поддерживающий карниз и обрамленный двумя дополнительными коринфскими пилястрами. Над ним находится антаблемент с полумесяцем, в который вписано изображением Мадонны с Младенцем - типичный мотив для гробниц, символизирующий заступничество небесных покровителей. Ещё выше располагается мраморный балдахин с позолоченными краями, украшенный узорчатыми цветами со стеблями и словно висящий на ребристом латунном кольце (на самом деле это невозможно из-за тяжести балдахина). Исследовательница Сара Мак-Хэм предполагает, что балдахин символизирует небесный свод и, следовательно, тот baldacchino, который несли над головой папы при интронизации. Однако историк Рональд Лайтбоун настаивает, что подобный балдахин, укрепленный на карнизе и на колоннах, не имеет отношения к церкви и представляет собой вариацию балдахина, укреплявшегося над постелью.

Авторство гробницы

Основные статьи: Донателло, Микелоццо Наружная кафедра собора Прато, ещё одно совместное произведение Донателло и Микелоццо

Надгробный памятник Бальтазара Коссы был первой совместной работой скульпторов Донателло (1386-1466) и Микелоццо (1391-1472), которые в дальнейшем создали вместе гробницу кардинала Ринальдо Бранкаччи в церкви Сант-Анджело а Нило в Неаполе, гробницу папского секретаря Бартоломео Арагацци в соборе Монтепульчано, а также наружную кафедру собора Прато. К этому времени Донателло уже прославился своими статуями пророков и святых, созданными для Санта-Мария-дель-Фьоре и Орсанмикеле, в то время как Микелоццо был мало известен. Оба некоторое время работали в мастерской Гиберти, занимавшей ведущее положение во флорентийской скульптуре того времени.

Почти все элементы гробницы приписывались различными историками искусства как Микелоццо, так и Донателло. Классификация по автору основана большей частью на субъективных критериях: как правило, исследователь приписывает Донателло те детали, которые высоко оценивает, а Микелоццо временами прямо называют автором тех элементов, которые «не так хорошо проработаны».

Описания, составленные между 1475 и 1568 годами, приписывают Донателло всё убранство гробницы, за исключением статуи Веры. Некоторые современные исследователи придерживаются кардинально противоположной точки зрения, считая Микелоццо создателем всего надгробного памятника, кроме скульптуры Иоанна XXIII. По мнению Дженсона, из мраморного декора только путти могут быть приписаны «руке самого Донателло». Предполагают, что причиной сотрудничества с Микелоццо могли стать недостаточные знания Донателло в области литья и архитектуры, а также его напряжённый график заказов.

«Красный папа» Иоанн XXIII и созыв II Ватиканского собора

4 ноября 1958 г. в соборе Св. Петра проходила церемония интронизации нового папы Иоанна XXIII (1958–1963). Вот как описывают эту церемонию наблюдатели. В начале процессии появляется папский крест, за ним на роскошном папском троне-носилках под сенью белоснежных опахал из страусовых перьев плывет над толпой новый наместник Христа на земле, увенчанный золотой митрой. Венчая папу, кардинал-декан возглашает: «Прими трехвенечную тиару и знай, что ты отец князей и королей, владыка мира на земле, примиритель смертных, наместник Господа нашего Иисуса Христа, коему одному только дана честь, слава и поклонение во веки веков. Аминь». Католики обрели 262-го по счету папу, а земные владыки – высшего судью и наставника. Все традиции были соблюдены. Однако одно маленькое происшествие показало, что в Ватикане грядут перемены. Находившиеся рядом с папой во время церемонии услышали, как он сказал: «В этом одеянии я больше похож на восточного сатрапа, чем на пастыря». Эту реплику передавали из уст в уста. Новый папа выбрал любимое имя средневековых понтификов. Последним его носил неаполитанский пират Балтазар Косса, лишенный папского престола в 1415 г. за свои злодеяния. Так новый папа показывал, что он порывает с ретроградным курсом своих предшественников, Пиев.

В проповеди после интронизации Иоанн XXIII говорил о нуждах людей и социальной справедливости. Он говорил как гуманист, цитировал св. Фому и Августина, а рядом с ними Цицерона, подчеркивал великое значение культуры и не сделал ни одного замечания в адрес светской культуры. Стиль его правления разительно отличался от традиций Пиев. Иоанн XXIII понимал, что родился новый мир, появилась новая мировая культура и светская техническая цивилизация. Все чаще в Церкви стали раздаваться голоса с требованием покончить с «константиновской эрой» в истории Церкви. Так названа эпоха протяженностью в 17 столетий от правления императора Константина, когда оформился союз Христианской церкви и императорской власти. Церковь освящает жизнь государства и общества, устанавливая «христианский порядок», а светская власть должна защищать его от нападок еретиков и вольнодумцев. В многочисленных обращениях к новому папе клирики и миряне требовали изменить политику Церкви в социальном вопросе и в отношении СССР и стран социализма. В условиях становления мира социализма, краха колониальной системы, угрозы мировой войны важнейшей стала проблема мирного сосуществования стран с различным общественным строем.

В ответ на эти требования Иоанн XXIII предложил программу обновления, осовременивания Церкви, которая получила название «аджорнаменто» (от итал. aggiornamento ).

Через три месяца после избрания папа объявил о решении созвать Вселенский собор. Иоанн XXIII впоследствии говорил, что мысль о созыве Собора пришла к нему на другой день после избрания, пришла внезапно, по вдохновению свыше, «и была как весенний цветок, которого он никак не ожидал». В энциклике «Церкви Петра» («Ad Petri cathedram» ) папа изложил его задачи: способствовать укреплению веры, нравственному обновлению верующих и приспособлению учения Церкви к требованиям современности. Интегристы и консерваторы ждали от Собора осуждения коммунизма. Но скоро стало ясно, что анафем не будет.

11 октября 1962 г. в соборе Св. Петра торжественно открылся II Ватиканский собор (1962–1965). На него было приглашено 2908 епископов и глав монашеских орденов, наблюдатели из 17 христианских церквей, 86 официальных делегаций. Иоанн XXIII в речи на открытии Cобора дал понять, что Церковь отказывается от политики отлучений, а заблуждения пытается лечить скорее милосердием, чем суровостью. Он критиковал «пророков напастей», которые видят в современном мире только угрозы для Церкви. Папа напомнил, что Собор должен проходить в истинно пастырском духе.

Вскоре на Cоборе разгорелась борьба между интегристами, консерваторами и обновленцами, новаторами. Большинство соборных отцов восприняло дух открытости к современному миру Иоанна XXIII и проявило понимание необходимости приблизить Церковь к действительности. Продвижению преобразований в Церкви способствовали приверженцы так называемого «открытого католицизма», которые, отказываясь от претензий Католической церкви на исключительность и вмешательство в сферу политики, считали возможным усвоение ценностей современного мира, рожденных за церковным порогом. Меньшинство было против перемен, ибо считало своей задачей сохранить традиционную веру Тридентского собора. Интегристское меньшинство состояло в основном из кардиналов курии, так называемого «Пентагона» (Оттавиани, Руфини и др.), нескольких епископов из Италии, Испании и Латинской Америки, а также архиепископа Лефевра, основавшего «Общество св. Пия X». Меньшинство также имело возможность влиять на некоторые решения Cобора, поскольку Cобор стремился к консенсусу.

Первой на соборе обсуждалась схема (проект решения) «О литургии». В ней речь шла о реформе богослужения, форма которого не менялась со времен папы Пия V, утвердившего ее в 1570 г. Однако схема не прошла и была отправлена на доработку. Второй обсуждалась схема «Об источниках Божественного Откровения». Для сближения с протестантами нужен был некоторый отход от прежних бескомпромиссных решений. Обновленцы настояли на том, чтобы вернуть ее на доработку. После закрытия первой сессии Cобора интегристы негодовали, а обновленцы были настроены оптимистично. Всем было ясно, что в политике Ватикана грядут перемены.

Иоанн XXIII теперь мог опереться на сильное обновленческое крыло в Церкви. В 1963 г. он опубликовал энциклику «Мир на земле» («Pacem in terris» ). Впервые в истории папа обратился не только к духовенству и верующим, но и ко всем людям доброй воли на земле. Иоанн XXIII осудил гонку вооружений, высказался за всеобщее и полное разоружение, за запрещение ядерного оружия. Осудив теорию «равновесия вооруженных сил», Иоанн XXIII одобрил политику мирного сосуществования. Эта энциклика допускала диалог католиков с верующими других исповеданий, более того – с неверующими.

При этом форму диалога определяет церковная иерархия. Церковь продолжает оставаться непримиримым противником «ложных философских учений», однако признает, что в них могут быть положительные элементы. В делах социальной справедливости, предостерегала энциклика, нужно избегать революции, которую Церковь осуждает и ратует за эволюцию.

Энциклика была встречена с энтузиазмом обновленцами и «людьми доброй воли». Папа получил более 20 тысяч восторженных отзывов. Однако антикоммунисты, сторонники холодной войны, церковные интегристы обрушились на папу с упреками, требовали его ухода в отставку, называли его «товарищем Иоанном XXIII», «красным папой», открывшим коммунизму врата собора Св. Петра.

В июне 1963 г. Иоанна XXIII не стало.

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Чем прославился папа Иоанн XXII? Папа Иоанн XXII (1316–1334) вошел в историю как виртуоз в деле изыскания всяческих дополнительных доходов. При этом он всегда действовал путем особых распоряжений, не подлежащих кодификации и основанных на неограниченной власти римского

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Почему имя Иоанн XXIII носили двое римских пап? Первый из указанных Иоаннов XXIII был антипапой. Антипапа – это римский папа, не признанный католической церковью законным. В отдельные периоды Средневековья на папском престоле находилось одновременно несколько враждовавших

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Павел VI и завершение работы II Ватиканского собора Архиепископ Милана кардинал Джованни Батиста Монтини был избран 21 июня 1963 г. и принял имя Павел VI (1963–1978). Отныне судьба Cобора была в его руках. Закулисная борьба интегристов и обновленцев накалялась. Недолгий понтификат

Из книги Богословские труды автора Кривошеин Василий

Папа Иоанн XXIII Папа Иоанн XXIII был человек очень интересный, смелый на язык. Когда он был молодым прелатом и папским нунцием в Болгарии, во время большого светского приема и обеда рядом с ним посадили некую влиятельную особу в очень смелом декольте. Молодой прелат весь обед

Из книги ОТКРЫТОСТЬ БЕЗДНЕ. ВСТРЕЧИ С ДОСТОЕВСКИМ автора Померанц Григорий Соломонович

Глава V. Догматическое постановление «О Церкви» II Ватиканского Собора с православной точки зрения Общее впечатление, которое Догматическое Постановление Второго Ватиканского Собора «О Церкви («De Ecclesia») производит на православного верующего, глубоко противоречиво.

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Красный паучок На планете Смешного человека была любовь и рождались дети, но не было жестокого сладострастия. Страсть вырастала из нежности и возвращалась к нежности. Но вот пришел Смешной человек и все испортил... Как это получилось, Достоевский в своей притче подробно

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

«Красный» губернатор В. Арцимович, назначенный гражданским губернатором Калуги за год до прибытия Шамиля, разделял идеи Александра II о необходимости скорейшего переустройства общества на европейский манер.Арцимович прослыл большим либералом и деятельно внедрял в

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги История Угреши. Выпуск 1 автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Игумен Иоанн (Рубин). История Никольского собора Николо – Угрешского монастыря в свете новейших исследований Главной святыней, историческим и композиционным центром Николо – Угрешского монастыря с древних времён был Никольский собор. Для всех исследователей, когда –

Из книги Спомини автора Сліпий Йосиф

Благоверный князь Олег Рязанский Димитрий Красный. Преп. Михаил Клопский. Преп. Иоасаф Заозерский. Блаж. Иоанн Углицкий. Блаженная великая княгиня Соломония, в иночестве София. Св. мученик Димитрий Царевич Среди современных Димитрию Донскому русских князей замечательна

Из книги Русское богословие в европейском контексте. С. Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль автора Коллектив авторов

Неймовірний тріюмвірат: Джон Ф. Кеннеді, папа Іван XXIII, Микита Хрущов Причинок до історії року, сповненого надій

Из книги автора

«Тезисы о Церкви» С. Н. Булгакова в сопоставлении с Догматической конституцией о Церкви II Ватиканского собора А. Раух Я хотел бы показать на примере одного доклада протоиерея Сергия Булгакова, какое значительное влияние оказали русские православные богословы на

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Толкование Феофилакта Болгарского

И это, по-видимому, не имеет ничего общего с предыдущим. Но если кто внимательно всмотрится в мысль Господа, то окажется, что и это близко относится к предыдущему.

Поелику Никодим называл Господа Учителем и Пророком, то Он говорит: «Не считай Меня за пророка, сущего от земли, посланного Богом учить, но считай Меня сшедшим свыше, как Сына, а не от земли сущим. Никто из пророков не восходил на небо, а только Я один имею взойти, как и нисшел». Услышав, что Сын Человеческий сшел «с неба», не думай, что плоть сошла с неба. Действительно, Аполлинарий так думал, что Христос, имея тело с неба, прошел чрез Деву, как чрез канал. Но поелику Христос, состоящий из двух естеств, был одна Ипостась или одно Лицо, то названия Человека прилагаются к Слову, и опять названия Слова - к Человеку. Так и здесь говорится, что с неба сшел «Сын Человеческий», потому что Он одно Лицо и одна Ипостась. Потом, чтобы ты, услышав «сшедший», не подумал, что сшедший уже не находится на небе, говорит «сущий на небесах». Итак, услышав, что сшел, не подумай, что Я не нахожусь там; но Я и здесь присутствую телесно и там восседаю со Отцом по Божеству.

Ин.3:14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

Ин.3:15. Дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Сказав прежде о возрождении чрез крещение, говорит потом уже и о благодеянии, совершенном для нас чрез крест. Ибо крест и смерть - причина благодати, подаваемой нам чрез крещение, так как при крещении изображаем смерть Господню.

Не говорит прямо, что Я буду распят, но напоминает о змие и о древней истории (Чис. 21, 5–9) и таким образом за раз, с одной стороны, научает нас, что древнее сродно с новым и что один и тот же Законоположник Ветхого и Нового Завета, хотя Маркион, Манес и остальное собрание подобных еретиков отвергают Ветхий Завет, говоря, что он есть законоположение злого демиурга (художника); с другой стороны, научает, что если иудеи избегали смерти чрез взгляд на медное изображение змия, то тем более мы избежим смерти душевной, взирая на Распятого и веруя в Него. Сличи, пожалуй, образ с истиною. Там подобие змия, имеющее вид змия, но не имеющее яда: так и здесь Господь - Человек, но - свободный от яда греха, пришедший в подобии плоти греха, то есть в подобии плоти, подлежащей греху, но Сам не есть плоть греха. Тогда - взирающие избегали телесной смерти, а мы - избегаем духовной. Тогда повешенный исцелял от ужаления змей, а ныне - Христос исцеляет язвы от дракона мысленного.

Когда слышишь «должно вознесену быть», понимай так: быть повешену. Ибо Он повешен был на высоте, чтобы Освятившему землю хождением по ней освятить и воздух. «Вознестись» понимай и так: быть прославлену. Ибо крест стал поистине высотою и славою Христа. В чем Он казался осужденным, тем осудил князя мира сего.

Объясню несколько. Адам умер по справедливости, потому что согрешил. Господь умер не по долгу справедливости, потому что не согрешил. До распятия Господа смерть справедливо властвовала над людьми. А как Господь оказался безгрешным, то диавол что мог найти в Нем заслуживающего смерти? А как Он был умерщвлен несправедливо, то победил умертвившего Его и таким образом освободил и Адама от смерти, справедливо причиненной ему, как согрешившему.

И иначе. Два предмета господствовали над родом человеческим: удовольствие и скорбь. Господь, прошедши чрез то и другое, оказался непобедим. Искуситель сначала приступал к Нему на горе с предложением удовольствия (Мф. 4:3, 6, 9); но, нашед Его непобедимым чрез это, употребил великую хитрость, навел скорбь, чтобы, по крайней мере, чрез нее овладеть Им, и для сего восставил против Него все: отречение учеников, насмешки воинов, хулу мимопроходящих, смерть от иудеев, но и при этом - нашел Его непобедимым. Ибо скорбь на кресте не могла возбудить в Господе ненависть к распинателям, но Он продолжал любить их и молился за них, говоря: «Отче! Не поставь им греха сего» (Лк. 23, 34). Видишь ли, как Он победил тем, чем, по-видимому, был побежден. Таким образом, крест стал и возвышением Его, и славою.

Ин.3:16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,

Любовь Бога к миру велика и до того простерлась, что Он отдал не ангела, не пророка, но Сына Своего, и притом Единородного (1Ин. 4, 9). Если бы Он отдал и ангела, то и это дело было бы не мало. Почему? Потому, что ангел - верный и покорный Его служитель, а мы - враги и отступники. Теперь же, когда отдал Сына, какое превосходство любви показал Он?! Опять, если бы Он имел много сыновей и отдал одного, то и это было бы очень великое дело. А теперь Он отдал Единородного. Можно ли же достойно воспеть Его благость?

Ариане говорят, что Единородным Сын называется потому, что Он один только произведен и сотворен Богом, а все прочее уже Им сотворено. Ответ им простой. Если бы Он назван был Единородным без слова «Сын», то ваша тонкая выдумка имела бы основание. Но теперь, когда Он называется Единородным и Сыном, слово «Единородный» нельзя понимать так, как вы, но так, что Он один только рожден от Отца.

Заметь, прошу тебя, то, что как выше Он сказал, что Сын Человеческий сшел с неба, хотя плоть не сошла с неба, но принадлежащее Богу приложил к человеку по причине единства Лица и единства Ипостаси, так и здесь опять принадлежащее человеку прилагает к Богу Слову. «Отдал, - говорит, - Бог Сына Своего на смерть». Хотя Бог пребыл бесстрастен, но поелику по Ипостаси Один и Тот же был и Бог Слово, и Человек, подлежащий страданиям, то и говорится, что отдается на смерть Сын, который действительно и страдал в собственной плоти.

дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Какая польза от того, что отдан Сын? Великая и недомыслимая для человека - та, чтобы всякий верующий в Него получил два блага: одно, чтобы не погиб; другое, чтобы имел жизнь, и притом вечную. Ветхий Завет тем, кои в нем благоугождали Богу, обещал долголетнюю жизнь, а Евангелие награждает таких жизнью не временною, но вечною и неразрушимою.

Ин.3:17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Поелику два пришествия Христовы, одно уже бывшее, а другое - будущее, то о первом пришествии говорит, что Сын не послан, чтобы судить мир (потому что, если бы Он для сего пришел, то все были бы осуждены, так как все согрешили, как и Павел говорит (Рим. 3, 23), но преимущественно для того пришел, чтобы спасти мир. Таковая была цель у Него. Но на деле вышло, что осуждает тех, кои не уверовали. Моисеев закон пришел преимущественно для обличения греха (Рим. 3, 20) и осуждения преступников. Ибо он никому не прощал, но как находил согрешающего в чем-нибудь, в то же время налагал и наказание. Итак, первое пришествие не имело целью судить, кроме тех, которые на деле не уверовали, ибо они уже осуждены; а второе пришествие будет решительно для того, чтобы судить всех и воздать каждому по делам его.

Канонизация двух бывших понтификов прошла после ночных служб в , а также в ряде других церквей, в ходе которых верующие не только читали молитвы и исповедовались на нескольких языках, но и поклонялись святым дарам, а также посещали выставку личных вещей канонизируемых Пап.

Решение о возведении двух своих предшественников в лик святых принял нынешний в ходе консистории Ватикана. Он же и настоял на дате проведения торжественной церемонии, которая ранее была назначена на 30 сентября 2013 года. Франциск пояснил, что решение перенести это событие было продиктовано плохими погодными условиями осенью, что могло препятствовать тысяч пилигримов, путешествующих из самых отдаленных уголков Земли, приехать в Ватикан.

Для проведения канонизации всегда требуются основания. Не стал исключением и этот год: была создана специальная комиссия, которая занималась изучением жизненных путей Иоанна XXIII и Иоанна Павла II позже признавшая, что оба понтифика на самом деле совершили чудеса и поэтому достойны причисления к лику святых.

Бывший католический патриарх Венеции Анджело Джузеппе Ронкалли (Angelo Giuseppe Roncali), который при восхождении на Священный престол выбрал себе имя Иоанн XXIII, считался «переходным» папой, которого избрали из-за трудностей с поиском преемника Пия XII. Однако никто не мог предположить, что временный Папа кардинальным образом изменит весь католический строй. Иоанн XXIII родился в 1881 году в семье верующих крестьян в провинции (Bergamo). Глава католической церкви нарушил негласное правило своих предшественников держаться на некотором расстоянии от обычных верующих, он всеми силами старался вступить в полноценный диалог с католиками и даже созвал Второй Ватиканский собор, который открылся в Риме 11 октября 1962 года, с целью обновить весь институт церкви и обсудить все правила его существования и деятельности в мире. Именно Иоанн XXIII впервые призвал к сотрудничеству всех представителей иных христианских вероисповеданий, что в корне изменило дальнейшую судьбу католической церкви.

Чудо Иоанна XXIII

Стоит отметить, что для причисления к лику святых Папы Римские должны сотворить два чуда, однако случай с Иоанном XXIII считается практически беспрецедентным: ведь бывший понтифик лишь раз совершил чудо: в 1966 году он излечил монахиню от серьезного заболевания желудка. Как вспоминала родственница исцеленной монахини Катерины Капитани (Caterina Capitani), врачи обнаружили у Сестры Катерины это заболевание, когда она находилась к крайне тяжелом состоянии. Двадцатитрехлетняя служительница католической церкви безуспешно перенесла около 14 операций и находилась между жизнью и смертью. Когда ее подруги заглянули проведать больную, они принесли ей портрет Папы Иоанна XXIII.

И через несколько дней монахине приснился сон:
«Я видела Папу Иоанна, стоящего возле моей кровати в его папских одеяниях. Я смотрела на его улыбающееся лицо, и он сказал мне: «Ты столько молилась, как и твои сестры. Теперь все позади, с тобой будет все в порядке.»

И именно в этот момент Сестра Катерина проснулась и сразу же осознала, что она исцелилась. Как вспоминают очевидцы, монахиня расцветала на глазах, у нее изменился цвет лица. Вскоре Катерина заявила, что она голодна, что само по себе было удивительно при такого рода заболевании. «Папа Иоанн сказал мне, что я исцелена,» – поведала монахиня своим сестрам.

Папа Римский Иоанн XXIII умер в июне 1963 года и был признан блаженным Иоанном Павлом II 3 сентября 200 года. Несмотря на то, что у понтифика «не хватает» чудес, Папа Франциск все же решил причислить его к лику святых за его особый вклад в развитие католической церкви.

Чем запомнился Иоанн Павел II

В отличие от Иоанна XXIII, Иоанн Павел II (до папства Кароль Юзеф Войтыла) до того, как возглавил Священный престол был не очень известной фигурой. О нем было мало что известно кардиналам Ватикана, не говоря уже о верующих, которые были несколько удивлены его избранием и не могли ничего сказать о новом Папе.

Но уже в скором времени энергичный понтифик заставил о себе говорить. Его отличительной чертой стало умение воодушевлять верующих и за пределами церкви.

Харизматический Папа регулярно отправлялся в поездки, знакомился с новыми людьми и старался принести максимальную пользу церкви, за что получил прозвище «Его Спешность». Иоанн Павел II выступал за социальные реформы, вовсю критиковал потребительское общество. Понтифик всегда устремлял свой взор в будущее, уделяя огромное внимание молодежи. В 1984 году именно по его инициативе в Италии впервые прошел Всемирный день молодежи.

Папа Римский Иоанн Павел II скончался 2 апреля 2005 года спустя несколько десятилетий невыносимой боли из-за ранения, которое он получил во время террористического акта 1981 года. В последние часы жизни понтифика верующие со всего мира молились за его душу, а после того, как Папа Иоанн отошел в мир иной, католики потребовали провести немедленную канонизацию.

Стоит отметить, что, как правило, с момента смерти канонизации и до его причисления к лику святых проходит в среднем 50-100 лет, поэтому случай Иоанна Павла II можно с уверенностью назвать уникальным в истории католической церкви.

Чудеса Иоанна Павла II

На счету этого понтифика имеется необходимое для канонизации количество совершенных им чудес, которые, к слову говоря, произошли после его смерти. Первое из них случилось еще в 2005 году, когда Иоанн Павел II исцелил французскую монахиню от болезни Паркинсона.

Сестра Марие-Симон-Пьер (утверждает, что она чудесным образом вылечилась от страшного заболевания как только написала на бумаге имя Иоанна Павла II.

Как утверждает монахиня, в 2005 году ее состояние настолько ухудшилось, что она решила уйти из церкви на покой. Такое решение она приняла спустя два месяца после смерти понтифика. Когда Марие начала улаживать все формальности, одна сестра призвала ее не терять надежды и посоветовала написать на бумаге имя Иоанна Павла II, чтобы тот придал ей сил. «Я не хотела ничего писать при ней, потому что это дается мне с трудом, особенно, когда кто-то за мной наблюдает. Но я все же написала. Надпись была практически неразборчивой,» – вспоминает монахиня. Но позже она ощутила потребность писать дальше, с удивлением отметив, что этот процесс больше не приносит ей неудобств, а все выводимые ей буквы можно с легкостью разобрать. Утром Марие ощутила вместо привычного недомогания и боли некий прилив сил. «Мое тело изменилось. И я поняла, что я излечилась.»

Второе чудо случилось когда уже умерший Папа чудесным образом исцелил женщину из Коста-Рика, страдавшую аневризмой мозга.

Три года назад Флорибет Мора Диаз (Floribeth Mora Diaz) услышала от врачей ужасные слова: она неизлечимо больна, и ее кончина всего лишь вопрос времени. Частично парализованная женщина находилась на лечении дома. И 1 мая 2011 года ей в руки попал журнал с фотографиями Иоанна Павла II, его образ мгновенно возник перед ее глазами.

Совпадение или нет, но именно в этот день в Ватикане проводилась беатификация понтифика. «Флорибет, вставай, что ты здесь делаешь? Почему ты не сходишь на кухню к своему мужу?» – спросило больную женщину ее видение. «И я ответила, что теперь я отлично чувствую, и я иду, иду,» – вспоминает Флорибет, с уверенностью заявляя, что на следующий день она полностью исцелилась. Она незамедлительно обратилась к медикам, которые были просто шокированы: женщина была абсолютно здорова. Сегодня Флорибет была почетной гостьей на канонизации понтифика, которому обязана жизнью.

Канонизация

Торжественную церемонию вознесения к лику святых двух Пап провел нынешний наследник Священного престола, Франциск. Уникальное событие также посетил , который отрекся от Священного престола в прошлом году. По случаю торжества в Рим приехали делегации из 122 стран, 24 главы государств и представители королевских семей. Предполагается, что церемонию канонизации Иоанна Павла II и Иоанна XXIII посмотрели около 2 миллиардов людей.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Анджело Джузеппе Ронкалли (мирское имя Папы Иоанна XXIII) родился на севере Италии в местечке Сотто-иль-Монте в провинции Бергамо в 1881 году. Выходец из крестьянской семьи, он сохранил до конца жизни связь с роднёй, с братьями, так и оставшимися крестьянами. В возрасте 23 лет был рукоположен в сан священника. В 1925 Ронкалли, получив сан епископа, начинает дипломатическую карьеру, исполняя обязанности папского нунция (посланника) в Болгарии, Греции, Турции и Франции. В 1953 году стал кардиналом и Патриархом Венеции. А 28 октября 1958 г. конклав избрал Ронкалли 261-м Преемником св. Петра.

Взойдя на папский престол, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами независимо от господствующей в них идеологии. Стремился модернизировать Католическую церковь в связи с изменившимися в мире условиями. А за свое добродушие, простоту, юмор и благотворительность, среди людей, которые работали с ним и знали его лично, быстро стал известен как «Добрый Папа».

Мы постарались собрать самые яркие особенности и достижения понтификата Иоанна XXIII:

1. Добрый Папа сделал простые, но важные нововведения. Например, установил традицию публично читать Angelus из окна Апостольского дворца по воскресеньям, предваряя ее короткой катехизацией для собравшихся верных.

2. Иоанн XXIII всегда хотел быть рядом с верующими. Он был первым Папой, который покидал стены Ватикана, чтобы посетить приходы, больницы и тюрьмы Рима. Порой он даже прокрадывался мимо швейцарской гвардии, чтобы тайно обходить город

3. Папа взял себе имя Иоанн XXIII. Выбор Папы был воспринят неоднозначно, поскольку Иоанном XXIII именовал себя антипапа Бальтазар Косса, и почти 550 лет ни один римский понтифик не называл себя Иоанном, чтобы его имя не совпало с именем одиозной личности. Сам Ронкалли объяснил, что это имя ему дорого: так звали его отца. И тем самым, как бы очистил имя.

4. За свою жизнь Ронкалли был свидетелем двух мировых войн (во время I Мировой был призван в армию, где служил сначала санитаром фронтового госпиталя, затем военным капелланом) и множества локальных, которые разделили мир на два противоположных политических режима. Он признал необходимость «строительства» мостов мира, обменивался письмами с мировыми лидерами (в т.ч. в странах социалистического лагеря), таких, например, как Хрущев (лидер Советского Союза) или Ф.Кастро (Куба). Иоанн XXIII советовал правителям государств «осознать огромную ответственность, которую они несут перед историей», и решать спорные вопросы не силой, а путём искренних и свободных переговоров

5. Осуждая политику неоколониализма, Иоанн XXIII впервые в истории Католической Церкви назначил кардиналом темнокожего епископа Ругамбву из Танзании. Папа вёл активный диалог с лидерами нехристианских религий Вьетнама, Южной Кореи, Тайваня, Японии и др.

6. Несомненно, главной работой Иоанна XXIII был созыв II Ватиканского Собора, совещания всех епископов мира, призванного выработать позицию Католической церкви в ответ на вызовы современности и способствовать экуменическим процессам в рамках христианского мира. Пожилой понтифик, считается переходным Папой (т.к. ему не дано было самому осуществить программу «обновления» церкви), но можно считать его инициатором самых глубоких изменений в Церкви в современное время (некоторые из них можно характеризовать выражением «Церковь повернулась к народу лицом и стала говорить с ним на понятном языке»).

7. Иоанн XXIII стремился к объединению христианского мира, установил контакт с представителями некатолических христианских церквей и основал первый отдел Ватикана, чтобы способствовать укреплению единства среди христиан. Кроме этого, Папа вел диалог с нехристианскими религиями. «Все люди братья, и всё следует решать по-дружески, на основе взаимного человеколюбия»,- говорил он.

2 декабря 1960 года Папа впервые за последние 400 лет принимал у себя в Риме руководителя англиканской церкви - Архиепископа Кентерберийского Джеффри Фишера.

А в качестве наблюдателей на II Ватиканском Соборе были приглашены представители мусульман, американских индейцев и члены различных христианских конфессий, среди которых, в лице двух человек, официально принимала участие в работе собора и Русская Православная Церковь. Иоанн XXIII придавал исключительное значение присутствию на Втором Ватиканском соборе именно этой церкви.

Папа Иоанн XXIII умер 3 июня 1963 года от рака желудка, отказавшись от операции, т.к. считал, что ему крайне важно провести Вселенский собор. Его понтификат, продлившийся неполных 5 лет, стал поистине революционным и плодотворным. В 2000 году Папа Иоанн Павел II причислил Иоанна XXIII к лику блаженных (беатифицировал его). А с 27 апреля 2014 г. Церковь почитает его как святого. День памяти — 11 октября/