Кто написал аэлита автор

В Петрограде на улице Красных Зорь появляется странное объявление: инженер Мстислав Сергеевич Лось приглашает желающих лететь с ним на Марс 18 августа. Объявление замечает корреспондент американской газеты Скайльс. Он потрясен, желает получить более подробную информацию. К афишной тумбе одновременно со Скайльсом подходит рослый широкоплечий солдат. Он восхищается планами Лося, считает, что стоит полететь вместе с ним. Оба решают навестить инженера.

Лось сконструировал аппарат для межпланетных путешествий, по форме напоминающий яйцо. Аппарат сделан из тугоплавкой стали, внешний чехол укреплен ребрами и легкими фермами. Внутренний чехол сделан из шести слоев резины, войлока и кожи. Внутри стоят кислородные баки, ящики для поглощения углекислоты, полые подушки для инструментов и провизии. Для наблюдения из аппарата торчат «глазки» — короткая металлическая трубка с призматическими стеклами. «Механизм движения помещался в горле, обвитом спиралью. Горло было отлито из металла, твердостью превосходящего астрономическую бронзу... Взрывные камеры питались ультралиддитом — тончайшим порошком, необычайной силы взрывчатым веществом, найденным в лаборатории...ского завода в Петрограде». По расчетам Лося, путь до Марса займет порядка десяти часов. В «интервью» Скайльсу Лось рассказывает, откуда берутся такие «несерьезные» цифры: «В безвоздушном пространстве, где нет сопротивления, где ничто не мешает полету, ракета будет двигаться со все увеличивающейся скоростью: очевидно, там я могу приблизиться к скорости света, если не помешают магнитные влияния... Я должен буду пролететь в атмосфере Земли и Марса сто тридцать пять километров. С подъемом и спуском это займет полтора часа. Час я кладу на то, чтобы выйти из притяжения Земли. Далее, в безвоздушном пространстве я могу лететь с любой скоростью. Ho есть две опасности: от чрезмерного ускорения могут лопнуть кровеносные сосуды, и второе — если я с огромной скоростью влечу в атмосферу Марса, то удар в воздух будет подобен тому, как будто я вонзился в песок. Мгновенно аппарат и все, что в нем, превратятся в газ... Чтобы не расплавиться, вонзаясь в атмосферу Марса, мне придется сильно затормозить скорость... Я кладу на весь перелет в безвоздушном пространстве шесть — семь часов. Через несколько лет путешествие на Марс будет не более сложно, чем перелет из Москвы в Нью-Йорк». Скайльс предлагает Лосю крупную сумму за отчет о путешествии по возвращении. Лось никак не может найти себе попутчика (никто не верит в правдоподобность его планов и расчетов), и потому очень радуется, когда давешний солдат появляется у него в мастерской и изъявляет желание лететь на Марс. Зовут солдата Алексей Иванович Гусев. Детей у него нет, есть только жена Маша, но семейная жизнь для беспокойного борца за всемирную революцию, каковым считает себя Гусев, слишком пресна. В ночь перед отлетом перед глазами Лося проходит его предшествующая жизнь — любимая жена Катя, которая умерла некоторое время назад, чем сделала жизнь Мстислава Сергеевича пустой и горькой. Гусев же отдает Маше деньги, полученные от Скайльса (аванс за «путевые заметки»), обещает вернуться, но даже не сообщает, куда отправляется.

В день отлета у аппарата собирается толпа. Большинство зрителей не доверяют космическим путешественникам. Гусев просит «уполномочить» его передать марсианам привет от Советской республики.

Аппарат взлетает, ускоряется. Сердца Лося и Гусева бьются все чаще, они теряют сознание. Усилием воли Лось приходит в себя, регулирует приборы, замедляет скорость полета. Путешественники смотрят в иллюминаторы. «Четким очертанием, огромным, косматым клубком Солнце висело в пустой темноте. С боков его, как крылья, были раскинуты две световые туманности... Впереди... серебристый ослепительный диск Марса». Лось включает механизм торможения, аппарат благополучно приземляется. Вокруг растут оранжевые кактусы. Лось и Гусев идут по руслу высохшего канала, замечают, что вокруг — вспаханное поле. В их отсутствие к аппарату подбирается марсианин, передвигающийся с помощью механических крыльев. Марсиане — человекообразные существа, только маленького роста. Земляне, каждый по-своему, пытаются установить с Ним контакт: Лось — дружелюбно и сдержанно, Гусев — импульсивно и эмоционально (кричит и ругается). Марсианин улетает. Земляне самостоятельно исследуют окрестности, набредают на разрушенный город, взорванные кем-то дома. В одном из домов Лось натыкается на золотую маску — изображение улыбающегося человеческого лица с закрытыми глазами и с третьим глазом между бровями. Затем они обнаруживают хранилище странных книг, при «чтении» которых слышат музыку, а также зеркало, напоминающее современный телевизор (при его включении на поверхности появляется изображение марсианского города). На стенах здания попадаются мозаики, изображающие тонущих в море и летящих среди звезд великанов. Лось находит портрет женщины в головном уборе, являющем собой параболу с двумя шариками — рубиновым (Земля) и коричневым (Марс). После заката Лось и Гусев видят в небе яркую красную звезду, похожую на огромный гневный глаз. Это Земля.

Утром следующего дня землян окружают летучие корабли вооруженных марсиан. Их окружают солдаты и принуждают следовать за ними. Лось и Гусев на своем корабле пролетают пустыню с городом, в котором они побывали накануне. Лось знаками спрашивает у марсиан, почему город постигла такая трагическая участь, но не получает ответа. Он интересуется названиями предметов, на ходу изучает марсианский язык. Земляне прилетают в главный город Марса — Coацеру. При въезде в Соацеру стоит гигантская статуя улыбающегося человека с закрытыми глазами, изображение которого люди видели в погибшем городе. Это статуя Магацитла. Марсиане отвозят гостей в дом верховного правителя Марса Тускуба. Их хорошо кормят, вокруг много цветов. Марсианским языком и историей Марса с ними занимается Аэлита, дочь Тускуба. Прислуживает в доме девушка Иха, с которой у Гусева скоро устанавливаются довольно доверительные отношения. Во время обследования дома Гусев обнаруживает зеркало, похожее на телевизор. Иха показывает ему в зеркале город, развлечения и — по ошибке — заседание Высшего совета инженеров, который возглавляет Тускуб. На заседании Тускуб требует «избавиться» от пришельцев. Гусев информирует Лося о «неладном», но тот так увлечен общением с Аэлитой, что не придает словам товарища большого значения.

Аэлита спрашивает Лося, был ли он счастлив на Земле, и что такое — земное счастье. Она рассказывает, что с детства ей снились странные сны — «высокие зеленые горы, светлые, не наши, реки. Облака, облака, огромные, белые, и дожди — по токи воды. И люди-великаны... Мой учитель говорил, что это — ашхе, второе зрение... страшная сила, великая мудрость». Лось говорит, что земное счастье у того, «в ком полнота, согласие и жажда жить для тех, кто дает это согласие, полноту, радость... Такое счастье приходит в любви к женщине».

Аэлита рассказывает людям, что марсиане — потомки земных обитателей Атлантиды. Марс был населен племенами Аолов, оранжевой расой. Среди одного из племен появился пастух, предсказывавший, что на Марс придут Сыны Неба, которые поработят исконных марсиан и принесут на планету зло. Он играл на улле — деревянной дудке со струнами и призывал своих слушателей бояться зла в себе, бояться потерять чистоту. Настает час исполнения его слов. На Марс прибывают атланты, которых здесь называют Магацитлами. Там, на Земле, они владели Городом Ста Золотых Ворот. Магацитлы быстро подчиняют себе невежественное население Марса, но у них нет женщин, чтобы мог продолжиться их род. Они уговаривают аольских старейшин отдать им девушек. Сыны Неба не хотят больше воевать, и они могут дать Марсу знания, которые сделают планету процветающей. Поля дают невиданные урожаи. Возрождаются селения Аолов. Воздвигаются стены Coацеры и гигантские цирки для сбора тающей ледниковой воды с полюсов — ведь питьевой воды на Марсе крайне мало. «Магацитлы употребляли гигантские подъемные машины... силою знания Магацитлы могли передвигать большие камни и вызывали рост растений. Они записали свое знание в книги — цветными пятнами и звездными знаками». Эти книги были прочитаны только спустя тысячи лет, поскольку все же со смертью последнего из пришельцев с Земли знание было утеряно. Атлантида, по словам Аэлиты, погибла не просто в результате землетрясения. Там была создана прекрасная цивилизация мудрых и благородных людей, поклонявшихся Голове Спящего Негра. Атланты предпочитали войне торговлю и расцвет искусства. Они считали, что «в кристалле разум находится в совершенном покое. В межзвездном пространстве разум — в совершенном движении. Человек есть мост между этими двумя составляющими разума». Простые люди не понимали этого учения, и тогда атланты создали культ Солнца, который стал единым для большинства земных народов. Труд был священен. Храмы ломились от зерна, тканей, пряностей. Всем раздавалось по потребности. Нужды не было. За долгий период мира и процветания люди разучились обращаться с оружием. С востока пришло сильное племя Учкуров, оно сжигало города и порабощало население. Атланты «могли только защищать пресытившее их богатство, у кочевников была первобытная жадность... Страна опустошалась. Наступил голод и мор». Наконец, кочевники принимаются за мирный труд, смешиваются с атлантами. Возрождаются города, искусства, науки, ремесла. Знание развивается все быстрее. «Наука Знания разделялась на две части: подготовительную — развитие тела, воли и ума, и основную — познание природы, мира и формул, через которые материя устремленного знания овладевает природой». Наступает золотой век цивилизации, такого расцвета не знала ни одна земная культура. Ho «познавая мир, человек познавал только самого себя», и в этом состояла ошибка атлантов, полагавших, что мир — это только их воображение. В городах Атлантиды стало заметным вырождение и пресыщение. Богатейшие из граждан предлагали уничтожить «дурной сон разума — человечество». Они устраивают грандиозные оргии, праздники и зрелища, во время которых начинается сильное землетрясение. Магацитлы бросаются к своим летательным аппаратам, приводимым в движение гигантской энергией, получаемой при освобождении силы, дремлющей в семенах растений. Город Золотых Ворот скрывается под водой, а атланты высаживаются на Марсе.

Гусев хочет бежать из дома Тускуба в город, поднимать восстание среди простых марсиан. Он видит, что с марсианской цивилизацией происходит то же самое, что с Атлантидой, что в городе идет двойная жизнь, что повсюду стоят «встревоженные кучки шептунов», а на фабриках — гудящие толпы рабочих. Город охвачен тревогой. На заседании Высшего совета против Тускуба выступает инженер Гор. Он разоблачает Тускуба, утверждающего, что в городе бушует анархия, которую необходимо победить — уничтожить город. Ho словам Тускуба, цивилизация Марса гибнет, и эту гибель невозможно предотвратить, а надо лишь «суровыми и мудрыми мерами обставить пышностью и счастьем эти последние дни мира». Гор же объясняет, что в городе действительно зреет недовольство правлением Тускуба, потому тот и предлагает город уничтожить, чтобы сохранить свою власть. Гор предлагает заручиться поддержкой пришельцев с Земли, но Тускуб с помощью гипноза заставляет его замолчать, а землян предлагает тоже уничтожить.

В городе поднимается революция. Аэлита, которой отец поручил отравить Сынов Неба, увозит Лося в безопасное место, а Гусев становится во главе восстания. Аэлита поет Лосю песню уллы. По поверью, она должна после этого стать его женой. Она хочет узнать, что такое любовь.

Лось летит на помощь Гусеву. Марсиане пошли за ним на смерть, взяли арсенал, хорошо вооружились. Гусев проявляет чудеса героизма, обращается к своим последователям с зажигательными речами, взрывает все вокруг себя гранатами. Инженер Гор во всем помогает ему, хотя сам действует весьма нерешительно — слишком силен в нем страх перед Тускубом. Тускуб перехитрил их. Его армия лучше организована, но и ее восставшие теснят. Тускуб с солдатами скрывается в гигантском подземном лабиринте царицы Магр, вскоре принимается взрывать рабочие кварталы города. Гор провожает Лося и Гусева в лабиринт, прикрывает их отступление, сам погибает. Восстание потерпело поражение. Земляне должны вернуться на землю. Под землей они натыкаются на огромное скопление пауков — «они ждут, их час придет, они овладеют жизнью, населят Марс». Из лабиринта Лось и Гусев выбираются около усадьбы Тускуба, где прячутся Аэлита и Иха. Когда Лось с Аэлитой засыпают — они приняли пополам яд, данный Аэлите отцом, чтобы она отравила Лося, — корабль, посланный Тускубом, приземляется у ворот. Аэлиту хватают и увозят. Она успевает шепнуть мужу, что она счастлива, и благодарит его за все. Лось без дыхания. Гусев тащит его по пустыне в сторону их летательного аппарата, вливает Лосю в рот спирт, тот приходит в себя. Аппарат устремляется к Земле.

Дома Лось не сразу вспоминает то, что произошло с ними на Марсе. Встречают их с ликованием. Скайльс щедро оплачивает «путевые заметки», Гусев одевает Машу с иголочки. Лось не может забыть Аэлиту, тоскует по ней. Однажды его приглашают на радиостанцию послушать непонятные сигналы, идущие из глубины космоса. «Словно тихая молния, пронзил его сердце далекий голос, повторявший печально на неземном языке:

— Где ты, где ты, где ты, Сын Неба?

СТРАННОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

В четыре часа дня, в Петербурге, на проспекте Красных Зорь, появилось странное объявление, - небольшой, серой бумаги листок, прибитый

Гвоздиками к облупленной стене пустынного дома.
Корреспондент американской газеты, Арчибальд Скайльс, проходя мимо, увидел стоявшую пред объявлением босую, молодую женщину, в ситцевом,

Опрятном платье, - она читала, шевеля губами. Усталое и милое лицо женщины не выражало удивления, - глаза были равнодушные, ясные, с

Сумасшедшинкой. Она завела прядь волнистых волос за ухо, подняла с тротуара корзинку с зеленью и пошла через улицу.
Объявление заслуживало большого внимания. Скайльс, любопытствуя, прочел его, придвинулся ближе, провел рукой по глазам, перечел еще раз:
- Twenty three, - проговорил он, наконец, что должно было означать:
"Чорт возьми меня с моими костями".
В объявлении стояло:
"Инженер, М. С. Лось, приглашает, желающих лететь с ним 18 августа на планету Марс, явиться для личных переговоров от 6 до 8 вечера.

Ждановская набережная, дом 11, во дворе".
Это было написано - обыкновенно и просто, обыкновенным чернильным карандашом. Невольно Скайльс взялся за пульс, - обычный. Взглянул на

Хронометр: было десять минут пятого, стрелка красненького циферблата показывала 14 августа.
Со спокойным мужеством Скайльс ожидал всего в этом безумном городе.
Но объявление, приколоченное гвоздиками к облупленной стене, подействовало на него в высшей степени болезненно. Дул ветер по пустынному

Проспекту Красных Зорь. Окна многоэтажных домов, иные разбитые, иные заколоченные досками, казались нежилыми, - ни одна голова не выглядывала на

Улицу. Молодая женщина, поставив корзинку на тротуар, стояла на той стороне улицы и глядела на Скайльса. Милое лицо ее было спокойное и усталое.
У Скайльса задвигались на скулах желваки. Он достал старый конверт и записал адрес Лося. В это время перед объявлением остановился рослый,

Широкоплечий человек, без шапки, по одежде - солдат, в рубахе без пояса, в обмотках. Руки у него от безделья были засунуты в карманы. Крепкий

Него, наискосок, белел шрам. Глаза - ленивые, серо-карие, и так же, как у той женщины, - с искоСкайльсу загорелое, беззаботное лицо. На виске у

Него, наискосок, белел шрам. Глаза - ленивые, серо-карие, и так же, как у той женщины, - с искоркой. (Скайльс давно уже подметил эту искорку в

Русских глазах, и даже поминал о ней в статье: ..."Отсутствие в их глазах определенности, неустойчивость, т - А вот взять и полететь с ним,

Очень просто, - опять сказал солдат и усмехнулся простодушно, и в то же время быстро, с головы до ног, оглядел Скайльса. Вдруг он прищурился,

Улыбка сошла с лица. Он внимательно глядел через улицу на босую женщину, все так же неподвижно стоявшую около корзинки. Кивнув подбородком, он

Сказал ей:
- Маша, ты что стоишь? (Она быстро мигнула.) Ну, и шла бы домой. (Она переступила пыльными, небольшими ногами, и видно было, как вздохнула,

Нагнула голову.) Иди, иди, я скоро приду.
Женщина подняла корзину и пошла. Солдат сказал:
- В запас я уволился вследствие контузии и ранения.

Очень кратко Земляне обнаруживают на Марсе цивилизацию гуманоидов и поддерживают всепланетную революцию. Дочь главы Марса влюбляется в земного инженера, но революция терпит поражение, и влюблённые расстаются

Корреспондент американской газеты замечает на одном из проспектов Петербурга странное объявление, написанное обычным чернильным карандашом. В нём инженер Лось приглашал желающих в экспедицию на Марс. Корреспондент записывает адрес инженера, а объявлением заинтересовывается одетый как солдат, человек с крепким затылком, загорелым, беззаботным лицом, шрамом на виске и ленивыми, серо-карими глазами с искоркой.

Корреспондент отыскивает мастерскую Лося в глубине захламлённого двора. Инженер, крепко сложённый, с густыми снежно-белыми волосами и молодым лицом, демонстрирует американцу летательный аппарат в виде огромного стального яйца и заявляет, что достигнет Марса за девять или десять часов. Лететь на Марс корреспондент не собирается, но предлагает Лосю хорошие деньги за путевые заметки. Инженер соглашается.

Лось не хочет лететь один. Больше всего он боится пролететь мимо Марса и умереть от голода в глубинах космоса. Вечером к Лосю приходит солдат Гусев, читавший объявление, и соглашается лететь. Он женат, но бездетен, всю жизнь занимается войной и революцией. Теперь, в мирное время, Гусев не может сидеть на месте и готов отправиться куда угодно. Уже несколько лет крупные радиостанции принимают непонятные сигналы. Лось уверен, что они идут с Марса, и на планете есть разумная жизнь.

В ночь перед полётом Лось не спит, вспоминает умершую жену, которую очень любил. Покинуть Землю инженер хочет из-за тоски по любимой женщине. Он надеется, что на Марсе ему станет легче. Гусев тоже прощается с женой. Женщина очень любит мужа, но, зная его непоседливый характер, понимает, что долго его возле себя не удержит. И теперь ей приходится смириться.

За отлётом следит большая толпа. Покидая земную атмосферу, путешественники теряют сознание и приходят в себя уже в космосе. С риском миновав Луну, они опускаются на Марс и выходят из аппарата. Воздух планеты оказывается тонким и сухим, в тёмно-синем небе стоит «пылающее, косматое солнце». Аппарат лежит «на оранжево-апельсиновой плоской равнине», поросшей высокими кактусами, которые оказываются живыми растениями. Вскоре выясняется, что кактусы растут рядами - это поле.

Поблуждав по кактусовым плантациям, путешественники возвращаются к аппарату, возле которого видят краснолицего марсианина на летающем устройстве. Накричав на путешественников за сломанные кактусы, марсианин бросает им мешок с провизией и улетает.

Перекусив, приятели снова исследуют окрестности и натыкаются на руины домов. Гусев определяет, что строения взорваны - видимо, здесь была война. В одном из богатых брошенных жилищ Лось находит библиотеку поющих книг, а Гусев - экран, показывающий большой город. Разглядеть город как следует не получается из-за короткого замыкания.

Ночь путешественники проводят возле аппарата-яйца. Утром их будит шум винтов - перед ними опускается летающий корабль, похожий на галеру. С корабля в сопровождении вооружённых ружьями воинов спускается голуболицый марсианин в чёрных одеждах. Оставив охрану вокруг «яйца», он отвозит путешественников за горный хребет, в богатую равнину под названием Азора, усеянную огромными водными хранилищами и каналами. В столице Азоры, огромном городе Соацере, путников встречает изумлённая толпа во главе чернобородым, сутулым марсианином.

Путешественников селят в поместье, окружённое рощей с лазоревой листвой. Несмотря на комфорт и изысканную пищу, Гусев недоволен. Ему нужен «документик о присоединении Марса» к Советской Республике. Лось же считает, что с Марса они должны вывезти мудрость этого мира. На следующий после приезда день путешественники знакомятся с хозяйкой поместья Аэлитой, дочерью чернобородого марсианина. Аэлита - нежная девушка с чуть удлинённым бело-голубым лицом и «огромными зрачками пепельных глаз». Она показывает гостям туманный шар, отражающий воспоминания. С помощью этого шара марсианка учит землян своему языку.

За семь дней путешественники в совершенстве овладевают марсианским языком. Аэлита рассказывает Лосю историю Марса. Двадцать тысячелетий назад планету населяла оранжевая раса Аолов. Однажды в одном из племён появился сын пастуха. Он распространял новое учение и рассказывал о пророчестве. Вскоре пророчество сына пастуха сбылось - на Марс прибыли сыновья неба. Это были Атланты. Они поработили часть марсиан, заставили обрабатывать землю, строить хранилища для воды и рыть каналы. Остальные племена восстали против Атлантов, началась война. Марсиане снова вспомнили учение сына пастуха, ушли в горы, построили Священный Порог, под которым похоронили зло и очистились, пройдя через огонь. Атланты подавили сопротивление, но к Священному Порогу приблизиться не посмели. У детей неба не было женщин. Однажды к Порогу пришёл красивый Атлант и попросил отдать дочерей Аолов в жёны сыновьям Земли. От этого союза произошло голубое племя гор, и Марс начал процветать.

Гусев тем временем заводит роман со служанкой Ихой, смешливой, смугло-синеватой, полненькой девушкой. От неё Гусев узнаёт, что чернобородый марсианин Тускуб - глава Марса. Иха включает экран и показывает Гусеву народное гуляние, на котором толпа вдыхает наркотический дым. Переключив экран, Иха случайно показывает Гусеву заседание правительства. Из выступления Тускуба Гусев понимает, что их хотят убить.

Аэлита рассказывает Лосю историю Атлантиды. Эту страну покоряли тысячи племён и растворялись в ней. После каждой войны Атлантида становилась всё более могущественной и богатой. Наконец наступила эпоха мира, Атланты овладели древней магией. Это Знание раскололось на два пути - белый и чёрный, началась война. В это время был найден способ «мгновенно освобождать жизненную силу, дремлющую в семенах растений». Эта сила уничтожила Атлантиду. Спаслась только верхушка чёрного ордена, улетевшая на Марс в яйцеобразных аппаратах.

Научившись управлять экраном, Гусев исследует Соацеру. Опытным взглядом он замечает в столице первые признаки народных волнений - в Соацере назревала борьба между Тускубом и вождём рабочих, инженером Гором. Чтобы прекратить эту борьбу и предотвратить революцию, Тускуб решает разрушить город - гнездо порока, и дать миру «умереть спокойно и торжественно». Гор против, он надеется на помощь землян. Попытавшись задушить Верховного правителя, инженер скрывается. Гусев решает вмешаться в революцию и зовёт Лося с собой, но тот не хочет улетать, он влюблён в Аэлиту. Гусев улетает один.

Тускуб намерен отравить путешественников. Он даёт дочери яд, чтобы та подлила его в пищу сыновей неба. Аэлита, тоже влюблённая в Лося, решает спасти любимого. На воздушной лодке она отвозит его в горы. По дороге Аэлита показывает Лосю каменный флакон с ядовитым зельем, прикрёплённый цепочкой к кольцу, одетому на палец девушки. Аэлита приводит любимого в храм, устроенный вокруг Священного Порога. Там она совершает древний ритуал и становится женой Лося.

В полночь Лось возвращается в поместье Тускуба. Оно полно трупов. Один из умирающих передаёт инженеру записку от Гусева. Он осаждает Дом Совета и посылает за Лосем корабль. Выбежав из поместья, инженер натыкается на людей Тускуба, которые обстреливают его. Солдаты боятся сына неба. Он подчиняет их себе и отправляется на военной лодке к Гусеву.

Тем временем Гусев возглавляет восстание. Рабочие верят, что сын неба спасёт их, и с радостью ему подчиняются. Помощником Гусева становится инженер Гор. Захватив Арсенал и уничтожив эскадрилью военных кораблей, Гусев отправляется арестовывать Тускуба, но тот вместе с верными инженерами и остатками армии успевает бежать через огромный подземный лабиринт, соединяющий почти все города Марса. Раньше залы лабиринта согревались внутренним жаром планеты, и марсиане проводили в нём зимы. Гор считает, что революцию им не выиграть - Тускуб вернётся и уничтожит их.

Ночью армия Тускуба окружает город. Гусев сопротивляется, но Тускуб разрушает Арсенал и уничтожает воздушный флот повстанцев. Несколько кораблей Главы Совета окружают Гусева. Вовремя подоспевший Лось вытаскивает товарища из свалки и уговаривает вернуться на Землю. Гор показывает им вход в лабиринт.

Проблуждав три часа в кромешной тьме и чуть не погибнув в колодце, полном огромных пауков, товарищи выходят на поверхность возле усадьбы Тускуба. Там они встречают слугу Аэлиты, который отвозит их к Священному Порогу. Лось находит любимую и проводит с ней ночь. Он хочет забрать её на Землю, но не успевает - их находит Тускуб с отрядом солдат. Он приказывает схватить Аэлиту, а Лося избить и оставить умирать.

Гусев замечает взлетевший военный корабль, спешит на помощь Лосю и находит его без сознания. Он понимает, что надо бежать, и летит к «яйцу». С трудом отыскав аппарат, Гусев обнаруживает, что марсиане пытаются его разрушить. Разогнав солдат, он запускает двигатель, и аппарат устремляется к Земле.

Гусев не может задать правильный курс, и они долго блуждают в пустоте. Лось приходит в сознание и обнаруживает провалы в памяти. Ему кажется, что Марс и Аэлита - только сон. Вскоре «яйцо» попадает в хвост кометы, которая направляет аппарат к Земле. Аппарат приземляется на берегу озера Мичиган. Для путешественников экспедиция заняла несколько месяцев, а на Земле прошло четыре года.

Лось и Гусев становятся знаменитыми. Инженер продаёт свои заметки американскому корреспонденту, но слава и деньги ему не нужны. Он вспоминает Аэлиту и тоскует по любимой. Проходит полгода. Поездив по миру с рассказами о марсианских приключениях, Гусев возвращается в Россию и основывает «Ограниченное Капиталом Акционерное Общество для Переброски Воинской Части на Планету марс в Целях Спасения Остатков его Трудового Населения». Лось строит на петербургском заводе новый двигатель марсианского типа и живёт в одиночестве. Он вспоминает последние мгновения, проведённые с любимой. Тогда Аэлита успела выпить немного яда, а Лось допил остальное. Теперь ему становится ясно: Аэлита жива.

За Лосем приезжает Гусев. Он сообщает, что уже неделю радиостанции ловят неизвестные сигналы «чрезвычайной силы». Гусев везёт инженера на радиостанцию под Питером, и Лось слышит в слуховом шлеме далёкий голос Аэлиты, повторяющий: «Где ты?».

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Алексей Николаевич Толстой
Аэлита

СТРАННОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

В четыре часа дня, в Петербурге, на проспекте Красных Зорь, появилось странное объявление, – небольшой, серой бумаги листок, прибитый гвоздиками к облупленной стене пустынного дома.

Корреспондент американской газеты, Арчибальд Скайльс, проходя мимо, увидел стоявшую пред объявлением босую, молодую женщину, в ситцевом, опрятном платье, – она читала, шевеля губами. Усталое и милое лицо женщины не выражало удивления, – глаза были равнодушные, ясные, с сумасшедшинкой. Она завела прядь волнистых волос за ухо, подняла с тротуара корзинку с зеленью и пошла через улицу.

Объявление заслуживало большого внимания. Скайльс, любопытствуя, прочёл его, придвинулся ближе, провёл рукой по глазам, перечёл ещё раз:

– Twenty three, – проговорил он, наконец, что должно было означать: «Чёрт возьми меня с моими костями».

В объявлении стояло:

«Инженер, М. С. Лось, приглашает, желающих лететь с ним 18 августа на планету Марс, явиться для личных переговоров от 6 до 8 вечера. Ждановская набережная, дом 11, во дворе».

Это было написано – обыкновенно и просто, обыкновенным чернильным карандашом. Невольно Скайльс взялся за пульс, – обычный. Взглянул на хронометр: было десять минут пятого, стрелка красненького циферблата показывала 14 августа.

Со спокойным мужеством Скайльс ожидал всего в этом безумном городе. Но объявление, приколоченное гвоздиками к облупленной стене, подействовало на него в высшей степени болезненно. Дул ветер по пустынному проспекту Красных Зорь. Окна многоэтажных домов, иные разбитые, иные заколоченные досками, казались нежилыми, – ни одна голова не выглядывала на улицу. Молодая женщина, поставив корзинку на тротуар, стояла на той стороне улицы и глядела на Скайльса. Милое лицо её было спокойное и усталое.

У Скайльса задвигались на скулах желваки. Он достал старый конверт и записал адрес Лося. В это время перед объявлением остановился рослый, широкоплечий человек, без шапки, по одежде – солдат, в рубахе без пояса, в обмотках. Руки у него от безделья были засунуты в карманы. Крепкий затылок напрягся, когда он стал читать объявление:

– Вот этот, вот так, замахнулся, – на Марс! – проговорил он с удовольствием и обернул к Скайльсу загорелое, беззаботное лицо. На виске у него, наискосок, белел шрам. Глаза – ленивые, серо-карие, и так же, как у той женщины, – с искоркой. (Скайльс давно уже подметил эту искорку в русских глазах, и даже поминал о ней в статье:…«Отсутствие в их глазах определённости, неустойчивость, то насмешливость, то безумная решительность, и, наконец, непонятное выражение превосходства – крайне болезненно действуют на свежего человека».)

– А вот взять и полететь с ним, очень просто, – опять сказал солдат и усмехнулся простодушно, и в то же время быстро, с головы до ног, оглядел Скайльса. Вдруг он прищурился, улыбка сошла с лица. Он внимательно глядел через улицу на босую женщину, всё так же неподвижно стоявшую около корзинки. Кивнув подбородком, он сказал ей:

– Маша, ты что стоишь? (Она быстро мигнула.) Ну, и шла бы домой. (Она переступила пыльными, небольшими ногами, и видно было, как вздохнула, нагнула голову.) Иди, иди, я скоро приду.

Женщина подняла корзину и пошла. Солдат сказал:

– В запас я уволился вследствие контузии и ранения. Хожу – вывески читаю, – скука страшная.

– Вы думаете пойти по этому объявлению? – спросил Скайльс…

– Обязательно пойду.

– Но ведь это – вздор, – лететь в безвоздушном пространстве пятьдесят миллионов километров…

– Что говорить – далеко.

– Это шарлатанство, или – бред.

– Всё может быть.

Скайльс, тоже теперь прищурясь, оглянул солдата, вспыхнул гневно и пошёл по направлению к Неве, – шагал уверенно и широко. В сквере он сел на скамью, засунул руки в карман, где прямо в кармане, как у старого курильщика и делового человека, лежал табак, одним движением большого пальца набил трубку, закурил и вытянул ноги.

Шумели старые липы в сквере. Воздух был влажен и тёпел. На куче песку, один во всём сквере, видимо уже давно, – сидел маленький мальчик в грязной рубашке – горошком, и без штанов. Ветер поднимал, время от времени, его светлые и мягкие волосы. В руке он держал конец верёвочки, к другому концу верёвочки была привязана за ногу старая, взлохмаченная ворона. Она сидела недовольная и сердитая, и, так же, как и мальчик, глядела на Скайльса.

Вдруг, – это было на мгновение, – будто облачко скользнуло по его сознанию, стало странно, закружилась голова: не во сне ли он всё это видит?… Мальчик, ворона, пустые дома, пустынные улицы, странные взгляды прохожих и приколоченное гвоздиками объявление, – кто-то зовёт лететь из этого города в звёздную пустыню.

Скайльс глубоко затянулся крепким табаком. Усмехнулся. Развернул план Петербурга, и, водя по нему концом трубки, отыскал Ждановскую набережную.

В МАСТЕРСКОЙ ЛОСЯ

Скайльс вошёл на плохо мощёный двор, заваленный ржавым железом и боченкам от цемента. Чахлая трава расла на грудах мусора, между спутанными клубками проволок, поломанными частями станков. В глубине двора отсвечивали закатом пыльные окна высокого сарая. Небольшая дверца в нём была приотворена, на пороге сидел на корточках рабочий и размешивал в ведёрке кирпично-красный сурик. На вопрос Скайльса – здесь ли можно видеть инженера Лося, рабочий кивнул во внутрь сарая. Скайльс вошёл.

Сарай едва был освещён, – над столом, заваленном чертежами и книгами, горела электрическая лампочка в жестяном конусе. В глубине сарая возвышались до потолка леса. Здесь же пылал горн, раздуваемый рабочим. Сквозь балки лесов поблёскивала металлическая, с частой клёпкой, поверхность сферического тела. Сквозь раскрытые половинки ворот были видны багровые полосы заката и клубы туч, поднявшихся с моря.

Рабочий, раздувавший горн, проговорил вполголоса:

– К вам, Мстислав Сергеевич.

Из-за лесов появился среднего роста, крепко сложённый человек. Густые, шапкой, волосы его были снежно-белые. Лицо – молодое, бритое, с красивым, большим ртом, с пристальными, светлыми, казалось, летящими впереди лица немигающими глазами. Он был в холщевой, грязной, раскрытой на груди, рубахе, в заплатанных штанах, перетянутых верёвкой. В руке он держал запачканный, порванный чертёж. Подходя – он попытался застегнуть на груди рубашку, на несуществующую пуговицу.

– Вы по объявлению? Хотите лететь? – спросил он глуховатым голосом, и указал Скайльсу на стул под конусом лампочки, сел напротив у стола, швырнул чертёж и стал набивать трубку. Это и был инженер, М. С. Лось.

Опустив глаза, он раскуривал трубку, – спичка осветила снизу его крепкое лицо, две морщины у рта, – горькие складки, широкий вырез ноздрей, длинные, тёмные ресницы. Скайльс остался доволен осмотром. Он объяснил, что лететь не собирается, но что прочёл объявление на проспекте Красных Зорь и считает долгом познакомить своих читателей со столь чрезвычайным и сенсационным проектом междупланетного сообщения. Лось слушал, не отрывая от него немигающих, светлых глаз.

– Жалко, что вы не хотите со мной лететь, жалко, – он качнул головой, – люди шарахаются от меня, как от бешеного. Через четыре дня я покидаю землю, и до сих пор не могу найти спутника. – Он опять зажёг спичку, пустил клуб дыма. – Какие вам нужны данные?

– Наиболее выпуклые черты вашей биографии.

– Это никому не нужно, – сказал Лось, – ничего замечательного. Учился на медные деньги, с двенадцати лет сам их зарабатываю. Молодость, годы учения, нищета, работа, служба, за тридцать пять лет – ни одной черты, любопытной для ваших читателей, ничего замечательного, кроме… – Лось вытянул нижнюю губу, вдруг насупился, резко обозначились морщины у рта. – Ну, так – вот… Над этой машиной, – он ткнул трубкой в сторону лесов, – работаю давно. Постройку начал год тому назад. Всё?

– Во сколько, приблизительно, месяцев вы думаете покрыть расстояние между землёй и Марсом? – спросил Скайльс, глядя на кончик карандаша.

– В девять, или десять часов, я думаю, не больше.

Скайльс сказал на это, – ага, – затем покраснел, зашевелились желваки у него на скулах: – я бы очень был вам признателен, – проговорил он с вкрадчивой вежливостью, – если бы у вас было доверие ко мне и серьёзное отношение к нашему интервью.

Лось положил локти на стол, закутался дымом, сквозь табачный дым блеснули его глаза:

– Восемнадцатого августа Марс приблизится к земле на сорок миллионов километров, – сказал он, – это расстояние я должен пролететь. Из чего оно складывается? Первое, – высота земной атмосферы – 75 километров. Второе, – расстояние между планетами в безвоздушном пространстве – 40 миллионов километров. Третье, – высота атмосферы Марса – 65 километров. Для моего полёта важны только эти 135 километров воздуха.

Он поднялся, засунул руки в карманы штанов, голова его тонула в тени, в дыму, – освещены были только раскрытая грудь и волосатые руки с закатанными по локоть рукавами:

– Обычно называют полётом – полёт птицы, падающего листа, аэроплана. Но это не полёт, а плавание в воздухе. Чистый полёт – это падение, когда тело двигается под действием толкающей его силы. Пример – ракета. В безвоздушном пространстве, где нет сопротивления, где ничто не мешает полёту, – ракета будет двигаться со всё увеличивающейся скоростью, очевидно, там я могу достичь скорости света, если не помешают магнитные влияния. Мой аппарат построен, именно, по принципу ракеты. Я должен буду пролететь в атмосфере земли и Марса 135 километров. С подъёмом и спуском это займёт полтора часа. Час я кладу на то, чтобы выйти из притяжения земли. Далее, в безвоздушном пространстве я могу лететь с любою скоростью. Но есть две опасности: от чрезмерного ускорения могут лопнуть кровесосные сосуды, и второе – если я с огромной быстротой влечу в атмосферу Марса, то удар в воздух будет подобен тому, как будто я вонзился в песок. Мгновенно аппарат и всё, что в нём – превратятся в газ. В междузвёздном пространстве носятся осколки планет, нерожденных, или погибших миров. Вонзаясь в воздух, они сгорают мгновенно. Воздух – почти непроницаемая броня. Хотя, на земле, она, однажды, была пробита.

Лось вынул руку из кармана, положил её, ладонью вверх, на стол, под лампочкой, и сжал пальцы в кулак:

– В Сибири, среди вечных льдов, я откапывал мамонтов, погибших в трещинах земли. Между зубами у них была трава, они паслись там, где теперь льды. Я ел их мясо. Они не успели разложиться. Они замёрзли в несколько дней, – их замело снегами. Видимо – отклонение земной оси произошло мгновенно. Земля столкнулась с огромным небесным телом, либо у нас был второй спутник, меньший, чем луна. Мы втянули его и он упал, разбил земную кору, отклонил полюсы. Быть может от этого, именно, удара погиб материк, лежавший на запад от Африки в Атлантическом океане. Итак, чтобы не расплавиться, вонзаясь в атмосферу Марса, мне придётся сильно затормозить скорость. Поэтому, я кладу на весь перелёт в безвоздушном пространстве – шесть-семь часов. Через несколько лет путешествие на Марс будет не более сложно, чем перелёт из Москвы в Берлин.

Лось отошёл от стола и повернул включатель. Под потолком зашипели, зажглись дуговые фонари. Скайльс увидел на досчатых стенах – чертежи, диаграммы, карты. Полки с оптическими и измерительными инструментами. Скафандры, горки консервов, меховую одежду. Телескоп на лесенке в углу сарая.

Лось и Скайльс подошли к лесам, которые окружали металлическое яйцо. На глаз Скайльс определил, что яйцеобразный аппарат был не менее восьми с половиной метров высоты и шести метров в поперечнике. Посредине, по окружности его, шёл стальной пояс, пригибающийся книзу, к поверхности аппарата, как зонт, – это был парашютный тормоз, увеличивающий сопротивление аппарата при падении в воздухе. Под парашютом – расположены три круглые дверцы – входные люки. Нижняя часть яйца оканчивалась узким горлом. Его окружала двойная, массивной стали, круглая спираль, свёрнутая в противоположные стороны, – буфер. Таков был внешний вид междупланетного дирижабля.

Постукивая карандашом по клёпаной обшивке яйца, Лось стал объяснять подробности. Аппарат был построен из мягкой и тугоплавкой стали, внутри хорошо укреплён рёбрами и лёгкими фермами. Это был внешний чехол. В нём помещался второй чехол из шести слоёв резины, войлока и кожи. Внутри этого, второго, кожаного, стёганого яйца находились аппараты наблюдения и движения, кислородные баки, ящики для поглощения углекислоты, полые подушки для инструментов и провизии. Для наблюдения поставлены, выходящие за внешнюю оболочку аппарата, особые «глазки», в виде короткой, металлической трубки, снабжённой призматическими стёклами.

Механизм движения помещался в горле, обвитом спиралью. Горло было отлито из металла «Обин», чрезвычайно упругого и твёрдостью превосходящего астрономическую бронзу. В толще горла были высверлены вертикальные каналы. Каждый из них расширялся наверху в так называемую взрывную камеру. В каждую камеру проведены искровая свеча от общего магнето и питательная трубка. Как в цилиндры мотора поступает бензин, точно так же взрывные камеры питались «Ультралиддитом», тончайшим порошком, необычайной силы взрывчатым веществом, найденном в 1920 году в лаборатории…ского завода в Петербурге. Сила «Ультралиддита» превосходила всё до сих пор известное в этой области. Конус взрыва чрезвычайно узок. Чтобы ось конуса взрыва совпадала с осями вертикальных каналов горла, – поступаемый во взрывные камеры «Ультралиддит» пропускался сквозь магнитное поле. Таков, в общих чертах, был принцип движущего механизма: это была ракета. Запас «Ультралиддита» – на сто часов. Уменьшая, или увеличивая число взрывов в секунду – можно было регулировать скорость подъёма и падения аппарата. Нижняя его часть значительно тяжелее верхней, поэтому, попадая в сферу притяжения планеты, аппарат всегда поворачивался к ней горлом.

– На какие средства построен аппарат? – спросил Скайльс.

– Материалы дало правительство. Частью на это пошли мои сбережения.

Лось и Скайльс вернулись к столу. После некоторого молчания Скайльс спросил неуверенно:

– Вы рассчитываете найти на Марсе живых существ?

– Я предлагаю вам десять долларов за строчку путевых впечатлений. Аванс – шесть фельетонов, по двести строк, чек можете учесть в Стокгольме. Согласны?

Лось засмеялся, кивнул головой, – согласен. (Скайльс присел на углу стола писать чек.)

– Жаль, жаль, что вы не хотите лететь со мной: ведь это, в сущности, так близко, ближе, чем до Стокгольма.

СПУТНИК

Лось стоял, прислонившись плечом к верее раскрытых ворот. Трубка его погасла.

За воротами до набережной Ждановки лежал пустырь. Несколько неярких фонарей отражались в воде. Далеко – смутными и неясными очертаниями возвышались деревья парка. За ними догорал и не мог догореть тусклый, печальный закат. Длинные тучи, тронутые по краям его светом, будто острова, лежали в зелёных водах неба. Над ними синело, темнело небо. Несколько звёзд зажглось на нём. Было тихо, – по старому на старой земле. Издалека дошёл звук гудящего парохода. Серой тенью пробежала крыса по пустырю.

Рабочий, Кузьмин, давеча мешавший в ведёрке сурик, тоже стал в воротах, бросил огонёк папироски в темноту:

– Трудно с землёй расставаться, – сказал он негромко. – С домом и то трудно расставаться. Из деревни, бывало, идёшь на железную дорогу, – раз десять оглянешься. Дом, – хижина, соломой крыта, а – своё, прижилое место. Землю покидать – пустыня.

– Вскипел чайник, – сказал Хохлов, другой рабочий, – иди, Кузьмин, чай пить.

Кузьмин сказал: – так-то, – со вздохом, и пошёл к горну. Хохлов – суровый человек, и Кузьмин сели у горна на ящики, и пили чай, осторожно ломали хлеб, отдирали с костей вяленую рыбу, жевали не спеша. Кузьмин, сощурившись, мотнув редкой бородкой, сказал в полголоса:

– Жалко мне его. Таких людей сейчас почти что и нет.

– А ты погоди его отпевать.

– Мне один лётчик рассказывал: поднялся он на восемь вёрст, – летом, заметь, – и масло, всё-таки, замёрзло у него в аппарате, – такой холод. А – выше лететь? А там – холод. Тьма.

– А я говорю – погоди ещё отпевать, – повторил Хохлов мрачно.

– Лететь с ним никто не хочет, не верят. Объявление другую неделю висит напрасно.

– А я верю, – сказал Хохлов.

– Долетит?

– Вот, то-то, что – долетит. Вот, в Европе они тогда взовьются.

– Кто взовьётся?

– Как, кто взовьётся? Враги наши взовьются. На, теперь, выкуси, – Марс-то чей? – русский.

– Да, это бы здорово.

Кузьмин пододвинулся на ящике. Подошёл Лось, сел, взял кружку с дымящимся чаем:

– Хохлов, не согласитесь лететь со мной?

– Нет, Мстислав Сергеевич, – важно ответил Хохлов, – не соглашусь, боюсь.

Лось усмехнулся, хлебнул кипяточку, покосился на Кузьмина:

– А вы, милый друг?

– Мстислав Сергеевич, да я бы с радостью полетел, – жена у меня больная, не ест ничего. Съест крошку, – всё долой. Так жалко, так жалко…

– Да, видимо – придётся лететь одному, – сказал Лось, поставив пустую кружку, вытер губы ладонью, – охотников покинуть землю – маловато. Он опять усмехнулся, качнул головой. Вчера – барышня приходила по объявлению: «Хорошо, говорит, я с вами лечу, мне 19 лет, пою, танцую, играю на гитаре, в Европе жить не хочу, – революции мне надоели. Визы на выезд не нужно?». Что у этой барышни было в голове – не пойму до сих пор. Кончился наш разговор, – села барышня и заплакала: – «Вы меня обманули, я рассчитывала, что лететь нужно гораздо ближе». Потом, молодой человек явился, – говорит басом, руки потные: «Вы, говорит, считаете меня за идиота, лететь на Марс невозможно, на каком основании вывешиваете подобные объявления?». Насилу его успокоил.

Лось опёрся локтями о колени и глядел на угли. Лицо его в эту минуту казалось утомлённым, лоб сморщился. Видимо, он весь отдыхал от длительного напряжения воли. Кузьмин ушёл с чайником за водой. Хохлов кашлянул, сказал:

– Мстислав Сергеевич, самому-то вам, разве, не страшно?

Лось перевёл на него глаза, согретые жаром углей:

– Нет, мне не страшно. Я уверен, что опущусь удачно. А если неудача, удар будет мгновенный и безболезненный. Страшно другое. Представьте так, – мои расчёты окажутся неверны, я не попаду в притяжение Марса: – проскочу мимо. Запас топлива, кислорода, еды – мне хватит надолго. И вот – лечу во тьме. Впереди горит звезда. Через тысячу лет мой окоченелый труп влетит в её огненные океаны. Но эти тысячу лет – мой летящий во тьме труп! Но эти долгие дни, покуда я ещё жив, – а я буду жить только в проклятой коробке, – долгие дни безнадёжного отчаяния – один во всей вселенной. Не смерть страшна, но одиночество. Не будет даже надежды, что Бог спасёт мою душу. Я – заживо в аду. Ведь ад и есть моё безнадёжное одиночество, распростёртое в вечной тьме. Это – действительно страшно. Очень мне не хочется лететь одному.

Лось прищурился на угли. Рот его упрямо сжался. В воротах показался Кузьмин, позвал оттуда в полголоса:

– Мстислав Сергеевич, к вам.

– Кто? – Лось быстро поднялся.

– Солдат какой-то вас спрашивает.

В сарай, вслед за Кузьминым, вошёл давешний солдат, читавший объявление на проспекте Красных Зорь. Коротко кивнул Лосю, оглянулся на леса, подошёл к столу:

– Попутчика надо вам?

Лось пододвинул ему стул, сел напротив.

– Да, ищу попутчика. Я лечу на Марс.

– Знаю, в объявлении сказано. Мне эту звезду показали давеча. Далёко, конечно. Условия какие хотел я знать: жалование, харчи?

– Вы семейный?

– Женатый, детей нет.

Солдат ногтями деловито постукивал по столу, поглядывал кругом с любопытством. Лось вкратце рассказал ему об условиях перелёта, предупредил о возможном риске. Предложил обеспечить семью, и выдать жалованье вперёд деньгами и продуктами. Солдат кивал, поддакивал, но слушал рассеянно.

– Как, вам известно, – спросил он, – люди там, или чудовища обитают?

Лось крепко почесал в затылке, засмеялся:

– По-моему – там должны быть люди. Приедем, увидим. Дело вот в чём: уже несколько лет на больших радиостанциях в Европе и в Америке начали принимать непонятные сигналы. Сначала думали, что это – следы бурь в магнитных полях земли. Но таинственные звуки были слишком похожи на азбучные сигналы. Кто-то настойчиво хочет с нами говорить. Откуда? На планетах, кроме Марса, не установлено пока жизни. Сигналы могут итти только с Марса. Взгляните на его карту, – он, как сеткой, покрыт каналами. Видимо, там есть возможность установить огромной мощности радиостанции. Марс хочет говорить с землёй. Пока мы не можем отвечать на эти сигналы. Но мы – летим на зов. Трудно предположить, что радиостанции на Марсе построены чудовищами, существами, не похожими на нас. Марс и земля, – два крошечные шарика, кружащиеся рядом. Одни законы для нас и для них. Во вселенной носится живоносная пыль, семена жизни, застывшие в анабиозе. Одни и те же семена оседают на Марс и на землю, на все мириады остывающих звёзд. Повсюду возникает жизнь, и над жизнью всюду царствует человекоподобный: нельзя создать животное, более совершенное, чем человек, – образ и подобие Хозяина Вселенной.

– Еду я с вами, – сказал солдат решительно, – когда с вещами приходить?

– Завтра. Я должен вас ознакомить с аппаратом. Ваше имя, отчество, фамилия?

– Алексей Гусев, Алексей Иванович.

– Занятие?

Гусев, словно рассеянно, взглянул на Лося, опустил глаза на свои постукивающие по столу пальцы.

– Я грамотный, – сказал он, – автомобиль ничего себе знаю. Летал на аэроплане наблюдателем. С восемнадцати лет войной занимаюсь, – вот, всё моё и занятие. Свыше двадцати ранений. Теперь нахожусь в запасе. Он вдруг ладонью шибко потёр темя, коротко засмеялся. – Ну и дела были за эти-то семь лет. По совести говоря, – я бы сейчас полком должен командовать, – характер неуживчивый. Прекратятся военные действия, – не могу сидеть на месте: сосёт. Отравлено во мне всё. Отпрошусь в командировку, или так убегу. – Он опять потёр макушку, усмехнулся, – четыре республики учредил, в Сибири да на Кавказе, и городов-то сейчас этих не запомню. Один раз собрал три сотни ребят, – отправились Индию воевать. Хотелось нам туда добраться. Но сбились в горах, попали в метель, под обвалы, побили лошадей. Вернулось нас оттуда немного. У Махно был два месяца, ей-Богу. На тройках, на тачанках гоняли по степи, – гуляй душа! Вина, еды – вволю, баб – сколько хочешь. Налетим на белых, или на красных, – пулемёты у нас на тачанках, – драка. Обоз отобьём, и к вечеру мы – вёрст уж за восемьдесят. Погуляли. Надоело, – мало толку, да уж и мужикам махновщина эта стала надоедать. Ушёл в Красную армию. Потом поляков гнали от Киева, – тут уж я был в коннице Будённого. Весь поход – рысью. Поляков били с налёту, – «Даёшь Варшаву»! А под Варшавой сплоховали, – пехота не поддержала. В последний раз я ранен, когда брали Перекоп. Провалялся после этого, без малого, год по лазаретам. Выписался, – куда деваться? Тут эта девушка моя подвернулась, – женился. Жена у меня хорошая, жалко её, но дома жить не могу. В деревню ехать, – отец с матерью померли, братья убиты, земля заброшена. В городе тоже делать нечего. Войны сейчас никакой нет, – не предвидится, Вы уж, пожалуйста, Мстислав Сергеевич, возьмите меня с собой. Я вам на Марсе пригожусь.

– Ну, очень рад, – сказал Лось, подавая ему руку, – до завтра.

В Петрограде на улице Красных Зорь появляется странное объявление: инженер Мстислав Сергеевич Лось приглашает желающих лететь с ним на Марс 18 августа. Объявление замечает корреспондент американской газеты Скайльс. Он потрясен, желает получить более подробную информацию. К афишной тумбе одновременно со Скайльсом подходит рослый широкоплечий солдат. Он восхищается планами Лося, считает, что стоит полететь вместе с ним. Оба решают навестить инженера.

Лось сконструировал аппарат для межпланетных путешествий, по форме напоминающий яйцо. Аппарат сделан из тугоплавкой стали, внешний чехол укреплен ребрами и легкими фермами. Внутренний чехол сделан из шести слоев резины, войлока и кожи. Внутри стоят кислородные баки, ящики для поглощения углекислоты, полые подушки для инструментов и провизии. Для наблюдения из аппарата торчат «глазки» - короткая металлическая трубка с призматическими стеклами. «Механизм движения помещался в горле, обвитом спиралью. Горло было отлито из металла, твердостью превосходящего астрономическую бронзу... Взрывные камеры питались ультралиддитом - тончайшим порошком, необычайной силы взрывчатым веществом, найденным в лаборатории...ского завода в Петрограде». По расчетам Лося, путь до Марса займет порядка десяти часов. В «интервью» Скайльсу Лось рассказывает, откуда берутся такие «несерьезные» цифры: «В безвоздушном пространстве, где нет сопротивления, где ничто не мешает полету, ракета будет двигаться со все увеличивающейся скоростью: очевидно, там я могу приблизиться к скорости света, если не помешают магнитные влияния... Я должен буду пролететь в атмосфере Земли и Марса сто тридцать пять километров. С подъемом и спуском это займет полтора часа. Час я кладу на то, чтобы выйти из притяжения Земли. Далее, в безвоздушном пространстве я могу лететь с любой скоростью. Ho есть две опасности: от чрезмерного ускорения могут лопнуть кровеносные сосуды, и второе - если я с огромной скоростью влечу в атмосферу Марса, то удар в воздух будет подобен тому, как будто я вонзился в песок. Мгновенно аппарат и все, что в нем, превратятся в газ... Чтобы не расплавиться, вонзаясь в атмосферу Марса, мне придется сильно затормозить скорость... Я кладу на весь перелет в безвоздушном пространстве шесть - семь часов. Через несколько лет путешествие на Марс будет не более сложно, чем перелет из Москвы в Нью-Йорк». Скайльс предлагает Лосю крупную сумму за отчет о путешествии по возвращении. Лось никак не может найти себе попутчика (никто не верит в правдоподобность его планов и расчетов), и потому очень радуется, когда давешний солдат появляется у него в мастерской и изъявляет желание лететь на Марс. Зовут солдата Алексей Иванович Гусев. Детей у него нет, есть только жена Маша, но семейная жизнь для беспокойного борца за всемирную революцию, каковым считает себя Гусев, слишком пресна. В ночь перед отлетом перед глазами Лося проходит его предшествующая жизнь - любимая жена Катя, которая умерла некоторое время назад, чем сделала жизнь Мстислава Сергеевича пустой и горькой. Гусев же отдает Маше деньги, полученные от Скайльса (аванс за «путевые заметки»), обещает вернуться, но даже не сообщает, куда отправляется.

В день отлета у аппарата собирается толпа. Большинство зрителей не доверяют космическим путешественникам. Гусев просит «уполномочить» его передать марсианам привет от Советской республики.

Аппарат взлетает, ускоряется. Сердца Лося и Гусева бьются все чаще, они теряют сознание. Усилием воли Лось приходит в себя, регулирует приборы, замедляет скорость полета. Путешественники смотрят в иллюминаторы. «Четким очертанием, огромным, косматым клубком Солнце висело в пустой темноте. С боков его, как крылья, были раскинуты две световые туманности... Впереди... серебристый ослепительный диск Марса». Лось включает механизм торможения, аппарат благополучно приземляется. Вокруг растут оранжевые кактусы. Лось и Гусев идут по руслу высохшего канала, замечают, что вокруг - вспаханное поле. В их отсутствие к аппарату подбирается марсианин, передвигающийся с помощью механических крыльев. Марсиане - человекообразные существа, только маленького роста. Земляне, каждый по-своему, пытаются установить с Ним контакт: Лось - дружелюбно и сдержанно, Гусев - импульсивно и эмоционально (кричит и ругается). Марсианин улетает. Земляне самостоятельно исследуют окрестности, набредают на разрушенный город, взорванные кем-то дома. В одном из домов Лось натыкается на золотую маску - изображение улыбающегося человеческого лица с закрытыми глазами и с третьим глазом между бровями. Затем они обнаруживают хранилище странных книг, при «чтении» которых слышат музыку, а также зеркало, напоминающее современный телевизор (при его включении на поверхности появляется изображение марсианского города). На стенах здания попадаются мозаики, изображающие тонущих в море и летящих среди звезд великанов. Лось находит портрет женщины в головном уборе, являющем собой параболу с двумя шариками - рубиновым (Земля) и коричневым (Марс). После заката Лось и Гусев видят в небе яркую красную звезду, похожую на огромный гневный глаз. Это Земля.

Утром следующего дня землян окружают летучие корабли вооруженных марсиан. Их окружают солдаты и принуждают следовать за ними. Лось и Гусев на своем корабле пролетают пустыню с городом, в котором они побывали накануне. Лось знаками спрашивает у марсиан, почему город постигла такая трагическая участь, но не получает ответа. Он интересуется названиями предметов, на ходу изучает марсианский язык. Земляне прилетают в главный город Марса - Coацеру. При въезде в Соацеру стоит гигантская статуя улыбающегося человека с закрытыми глазами, изображение которого люди видели в погибшем городе. Это статуя Магацитла. Марсиане отвозят гостей в дом верховного правителя Марса Тускуба. Их хорошо кормят, вокруг много цветов. Марсианским языком и историей Марса с ними занимается Аэлита, дочь Тускуба. Прислуживает в доме девушка Иха, с которой у Гусева скоро устанавливаются довольно доверительные отношения. Во время обследования дома Гусев обнаруживает зеркало, похожее на телевизор. Иха показывает ему в зеркале город, развлечения и - по ошибке - заседание Высшего совета инженеров, который возглавляет Тускуб. На заседании Тускуб требует «избавиться» от пришельцев. Гусев информирует Лося о «неладном», но тот так увлечен общением с Аэлитой, что не придает словам товарища большого значения.

Аэлита спрашивает Лося, был ли он счастлив на Земле, и что такое - земное счастье. Она рассказывает, что с детства ей снились странные сны - «высокие зеленые горы, светлые, не наши, реки. Облака, облака, огромные, белые, и дожди - по токи воды. И люди-великаны... Мой учитель говорил, что это - ашхе, второе зрение... страшная сила, великая мудрость». Лось говорит, что земное счастье у того, «в ком полнота, согласие и жажда жить для тех, кто дает это согласие, полноту, радость... Такое счастье приходит в любви к женщине».

Аэлита рассказывает людям, что марсиане - потомки земных обитателей Атлантиды. Марс был населен племенами Аолов, оранжевой расой. Среди одного из племен появился пастух, предсказывавший, что на Марс придут Сыны Неба, которые поработят исконных марсиан и принесут на планету зло. Он играл на улле - деревянной дудке со струнами и призывал своих слушателей бояться зла в себе, бояться потерять чистоту. Настает час исполнения его слов. На Марс прибывают атланты, которых здесь называют Магацитлами. Там, на Земле, они владели Городом Ста Золотых Ворот. Магацитлы быстро подчиняют себе невежественное население Марса, но у них нет женщин, чтобы мог продолжиться их род. Они уговаривают аольских старейшин отдать им девушек. Сыны Неба не хотят больше воевать, и они могут дать Марсу знания, которые сделают планету процветающей. Поля дают невиданные урожаи. Возрождаются селения Аолов. Воздвигаются стены Coацеры и гигантские цирки для сбора тающей ледниковой воды с полюсов - ведь питьевой воды на Марсе крайне мало. «Магацитлы употребляли гигантские подъемные машины... силою знания Магацитлы могли передвигать большие камни и вызывали рост растений. Они записали свое знание в книги - цветными пятнами и звездными знаками». Эти книги были прочитаны только спустя тысячи лет, поскольку все же со смертью последнего из пришельцев с Земли знание было утеряно. Атлантида, по словам Аэлиты, погибла не просто в результате землетрясения. Там была создана прекрасная цивилизация мудрых и благородных людей, поклонявшихся Голове Спящего Негра. Атланты предпочитали войне торговлю и расцвет искусства. Они считали, что «в кристалле разум находится в совершенном покое. В межзвездном пространстве разум - в совершенном движении. Человек есть мост между этими двумя составляющими разума». Простые люди не понимали этого учения, и тогда атланты создали культ Солнца, который стал единым для большинства земных народов. Труд был священен. Храмы ломились от зерна, тканей, пряностей. Всем раздавалось по потребности. Нужды не было. За долгий период мира и процветания люди разучились обращаться с оружием. С востока пришло сильное племя Учкуров, оно сжигало города и порабощало население. Атланты «могли только защищать пресытившее их богатство, у кочевников была первобытная жадность... Страна опустошалась. Наступил голод и мор». Наконец, кочевники принимаются за мирный труд, смешиваются с атлантами. Возрождаются города, искусства, науки, ремесла. Знание развивается все быстрее. «Наука Знания разделялась на две части: подготовительную - развитие тела, воли и ума, и основную - познание природы, мира и формул, через которые материя устремленного знания овладевает природой». Наступает золотой век цивилизации, такого расцвета не знала ни одна земная культура. Ho «познавая мир, человек познавал только самого себя», и в этом состояла ошибка атлантов, полагавших, что мир - это только их воображение. В городах Атлантиды стало заметным вырождение и пресыщение. Богатейшие из граждан предлагали уничтожить «дурной сон разума - человечество». Они устраивают грандиозные оргии, праздники и зрелища, во время которых начинается сильное землетрясение. Магацитлы бросаются к своим летательным аппаратам, приводимым в движение гигантской энергией, получаемой при освобождении силы, дремлющей в семенах растений. Город Золотых Ворот скрывается под водой, а атланты высаживаются на Марсе.

Гусев хочет бежать из дома Тускуба в город, поднимать восстание среди простых марсиан. Он видит, что с марсианской цивилизацией происходит то же самое, что с Атлантидой, что в городе идет двойная жизнь, что повсюду стоят «встревоженные кучки шептунов», а на фабриках - гудящие толпы рабочих. Город охвачен тревогой. На заседании Высшего совета против Тускуба выступает инженер Гор. Он разоблачает Тускуба, утверждающего, что в городе бушует анархия, которую необходимо победить - уничтожить город. Ho словам Тускуба, цивилизация Марса гибнет, и эту гибель невозможно предотвратить, а надо лишь «суровыми и мудрыми мерами обставить пышностью и счастьем эти последние дни мира». Гор же объясняет, что в городе действительно зреет недовольство правлением Тускуба, потому тот и предлагает город уничтожить, чтобы сохранить свою власть. Гор предлагает заручиться поддержкой пришельцев с Земли, но Тускуб с помощью гипноза заставляет его замолчать, а землян предлагает тоже уничтожить.

В городе поднимается революция. Аэлита, которой отец поручил отравить Сынов Неба, увозит Лося в безопасное место, а Гусев становится во главе восстания. Аэлита поет Лосю песню уллы. По поверью, она должна после этого стать его женой. Она хочет узнать, что такое любовь.

Лось летит на помощь Гусеву. Марсиане пошли за ним на смерть, взяли арсенал, хорошо вооружились. Гусев проявляет чудеса героизма, обращается к своим последователям с зажигательными речами, взрывает все вокруг себя гранатами. Инженер Гор во всем помогает ему, хотя сам действует весьма нерешительно - слишком силен в нем страх перед Тускубом. Тускуб перехитрил их. Его армия лучше организована, но и ее восставшие теснят. Тускуб с солдатами скрывается в гигантском подземном лабиринте царицы Магр, вскоре принимается взрывать рабочие кварталы города. Гор провожает Лося и Гусева в лабиринт, прикрывает их отступление, сам погибает. Восстание потерпело поражение. Земляне должны вернуться на землю. Под землей они натыкаются на огромное скопление пауков - «они ждут, их час придет, они овладеют жизнью, населят Марс». Из лабиринта Лось и Гусев выбираются около усадьбы Тускуба, где прячутся Аэлита и Иха. Когда Лось с Аэлитой засыпают - они приняли пополам яд, данный Аэлите отцом, чтобы она отравила Лося, - корабль, посланный Тускубом, приземляется у ворот. Аэлиту хватают и увозят. Она успевает шепнуть мужу, что она счастлива, и благодарит его за все. Лось без дыхания. Гусев тащит его по пустыне в сторону их летательного аппарата, вливает Лосю в рот спирт, тот приходит в себя. Аппарат устремляется к Земле.

Дома Лось не сразу вспоминает то, что произошло с ними на Марсе. Встречают их с ликованием. Скайльс щедро оплачивает «путевые заметки», Гусев одевает Машу с иголочки. Лось не может забыть Аэлиту, тоскует по ней. Однажды его приглашают на радиостанцию послушать непонятные сигналы, идущие из глубины космоса. «Словно тихая молния, пронзил его сердце далекий голос, повторявший печально на неземном языке:

Где ты, где ты, где ты, Сын Неба?