Кто ввел дань на руси. Полюдье (сбор дани) в Древней Руси. Переносное значение слова

Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. Размер государственных повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулировался обычаем. Попытки князей увеличивать дань вызывали сопротивление населения. В 945 г. киевский князь Игорь, попытавшийся произвольно увеличить размер дани, был убит восставшими древлянами.

После убийства Игоря его вдова, княгиня Ольга, объехала некоторые части Руси и, по словам летописи, "уставила уставы и уроки", "оброки и дани", то есть установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: "становища и погосты". На смену полюдью постепенно приходит новая форма получения дани - повоз - доставка дани податным населением в специально установленные места. В качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала, плуга). В некоторых случаях дань брали от дыма, то есть с каждого дома, имеющего очаг.

Почти вся собранная князьями дань представляла собой предмет экспорта. Ранней весной, по высокой полой воде дань отправлялась для продажи в Константинополь, где обменивалась на золотые монеты, дорогие ткани и овощи, вино, предметы роскоши. Почти все военные походы русских князей на Византию были связаны с обеспечением для этой межгосударственной торговли наиболее благоприятных условий безопасности на торговых путях.

"Русская правда"

Первые сведения о существовавшей на Русисистеме права содержатся в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого мы не

Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник - "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют "Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. Кроме "Древнейшей правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого - "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.

В "Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. "Древнейшая правда" также предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды.

За уголовные преступления "Русская правда" предусматривает штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.

Церковь

Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви.

После принятия христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава - митрополит - назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем.

В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов - епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков - десятину.

Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри создавались как добровольные сообщества людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был основанный в середине XI в. Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковные иерархи - митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе или княжестве монастыря, по представлениям людей того времени, способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что "молитвами иноков (монахов) мир спасается".

Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на развитие культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.

С побеждённых в пользу победителя; одна из форм налога с подданных.

В про-цес-се фор-ми-ро-ва-ния феодальных от-но-ше-ний Дань раз-ви-ва-лась в двух на-прав-ле-ни-ях: с од-ной сто-ро-ны, пре-вра-ща-лась в государственный на-лог (по-душ-ный или по-зе-мель-ный), с дру-гой - в ре-зуль-та-те по-жа-ло-ва-ния ко-ро-ля-ми пра-ва сбо-ра до-хо-дов дру-жин-ни-кам и ду-хо-вен-ст-ву она транс-фор-ми-ро-ва-лась в феодальную рен-ту. Дань сыг-ра-ла зна-чительную роль в ста-нов-ле-нии фео-да-лиз-ма в стра-нах Северной Ев-ро-пы (бок-ленд, да-не-гельд - в Анг-лии, вейц-ла - в Скан-ди-навских стра-нах и т. д.).

На Ру-си Дань из-вест-на с середины IX века как пла-тёж в поль-зу ва-ря-гов и Ха-зар-ско-го ка-га-на-та, а с 880-х годов - в поль-зу ки-ев-ско-го кня-зя. Данью об-ла-га-лись отдельные пле-ме-на и груп-пы пле-мён. Взи-ма-лась на-ту-рой (ме-ха-ми, мё-дом и др.) или день-га-ми - пер-во-на-чаль-но с «ды-ма» (хо-зяй-ст-ва од-ной се-мьи), за-тем - с «плу-га» или «со-хи» (ок-лад-ной еди-ни-цы в 2 или 3 ра-бо-чие си-лы). По ме-ре ук-ре-п-ле-ния вла-сти кня-зя Дань ста-но-ви-лась обя-за-тель-ной и ис-поль-зо-ва-лась для со-дер-жа-ния дру-жи-ны. Со-би-ра-лась во вре-мя по-лю-дья (осен-не-зим-не-го объ-ез-да кня-зем тер-ри-то-рии сво-его кня-же-ст-ва). До XII века сбо-ром Дани за-ни-ма-лась кня-же-ская дру-жи-на. Специальные сбор-щи-ки Дани - «дань-ни-цы» - поя-ви-лись в русских кня-же-ст-вах и зем-лях не ра-нее XII века (с XIV века име-но-ва-лись «дан-щи-ка-ми»). По-ми-мо Дани в поль-зу кня-зя, «дан-щи-ки» взи-ма-ли так-же осо-бые «дан-ские по-шли-ны» в свою поль-зу. По ме-ре рос-та свет-ско-го и цер-ков-но-мо-на-стыр-ско-го зем-ле-вла-де-ния в XII-XVII веках на-се-ле-ние круп-ных вот-чин час-то по-лу-ча-ло ос-во-бо-ж-де-ние от Дани по жа-ло-ван-ным гра-мо-там ве-ли-ких и удель-ных кня-зей, с 1547 года - ца-рей. Ино-гда сбор Дани и других пря-мых на-ло-гов от-да-вал-ся в ру-ки са-мо-го зем-ле-вла-дель-ца, ко-то-рый вно-сил пла-тёж в кня-же-скую каз-ну «об-ро-ком». Ка-ж-дый пра-вя-щий князь (ве-ли-кий или удель-ный) имел пра-во сбо-ра Дани со сво-их под-дан-ных. При этом её раз-ме-ры варь-и-ро-ва-лись по кня-же-ст-вам.

Осо-бой раз-но-вид-но-стью Дани в XIII-XV веках яв-лял-ся на-лог в поль-зу ха-нов Зо-ло-той Ор-ды - «вы-ход». В середине XIII - начале XIV веков его сбор осу-ще-ст-в-лял-ся бас-ка-ка-ми, но уже с по-след-ней тре-ти XIII века эта функ-ция по-сте-пен-но пе-ре-хо-ди-ла к великим князь-ям вла-ди-мир-ским, ко-то-рые ста-ли не-сти от-вет-ст-вен-ность за его уп-ла-ту. Дань, со-б-ран-ная с уде-лов, пе-ре-да-ва-лась великому кня-зю. Раз-мер «вы-хо-да», ус-та-нов-лен-ный для московских великих кня-зей, в конце XIV века со-став-лял 5 тысяч рублей, в 1-й тре-ти XV века - 7 тысяч рублей, в начале XVI века - 1 тысяча рублей. Наи-бо-лее ве-ро-ят-ный максимальный раз-мер «вы-хо-да» с «со-хи» рав-нял-ся пол-ти-не (100 де-нег). По-ла-га-ют, что Дань в Ор-ду до-став-ля-лась один раз в 7-8 лет. При ос-лаб-ле-нии вла-сти Ор-ды великий князь мог со-хра-нить со-б-ран-ную дань за со-бой, од-на-ко в этом слу-чае он дол-жен был по-де-лить-ся с удель-ны-ми князь-я-ми.

В XV-XVI веках Дань вхо-ди-ла в чис-ло обя-зательных на-ло-гов со всех ка-те-го-рий тяг-ло-го на-се-ле-ния, не поль-зо-вав-ших-ся по-дат-ным им-му-ни-те-том. В XVI веке сбо-ром Дани на-ря-ду с «дан-щи-ка-ми» (а обыч-но вме-сто них) ве-да-ли го-ро-до-вые при-каз-чи-ки. Во 2-й половине XVI-XVII веках «дан-ны-ми день-га-ми» или «чет-верт-ны-ми до-хо-да-ми» на-зы-ва-ли со-во-куп-ность пла-те-жей [Дань, на-ме-ст-ни-чий корм, день-ги за го-ро-до-вое, за-сеч-ное, а так-же и ям-чуж-ное (из-го-тов-ле-ние се-лит-ры) де-ла], по-сту-пав-ших в фи-нан-со-вые при-ка-зы (чет-вер-ти). Двор-цо-вые кре-сть-я-не пла-ти-ли «дан-ные день-ги» в за-ви-си-мо-сти от ме-ст-ных ус-ло-вий в раз-ме-ре от 30 до 70 рублей с «со-хи» («со-ха» в это вре-мя из-ме-ря-лась ко-ли-че-ст-вом зем-ли); чер-но-сош-ные - 48-200 руб.; по-сад-ские лю-ди - 30-58 руб. в рай-онах слу-жи-ло-го зем-ле-вла-де-ния, а на чёр-ных зем-лях - как чер-но-сош-ные кре-сть-я-не. «Дан-ные день-ги» от-ме-не-ны в 1679 году по-сле объ-е-ди-не-ния важ-ней-ших пря-мых на-ло-гов в один - «стре-лец-кие день-ги ».

С XV-XVI веках в По-вол-жье, с XVII века в Си-би-ри с при-сое-ди-нён-ных на-ро-дов, за-ни-мав-ших-ся охот-ничь-им про-мыс-лом, взи-мал-ся ясак.

В XV-XVII веках ми-тро-по-лит (с 1589 года пат-ри-арх), ар-хи-епи-ско-пы и епи-ско-пы взи-ма-ли осо-бую цер-ков-ную Дань с при-чтов церк-вей, на-хо-див-ших-ся в пре-де-лах под-ве-дом-ст-вен-ной ие-рар-ху епар-хии. Эта Дань мог-ла взи-мать-ся в два приё-ма - зи-мой (ро-ж-де-ст-вен-ская) и ле-том (пет-ров-ская). Отдельные церк-ви ос-во-бо-ж-да-лись от Дани в жа-ло-ван-ных гра-мо-тах ие-рар-хов.

В 30-х годах XIII века земли древней Руси окончательно пали под натиском полчищ кочевников. «Злые татаровья» пришли на славянские земли под предводительством хана Батыя, оставив после себя разрушенные города и села, поля, заросшие сорняками, непогребенные останки людей, боровшихся за свою свободу. Князья русских земель осознавали опасность нашествия, но не сумели объединить свои силы и были разбиты поодиночке.

В это время в русском языке появляется слово «баскак». Определение по истории этого термина и предлагается в данной статье.

Монгольское управление

Монгольское ханство не практиковало абсолютную оккупацию захваченных земель. Вместо этого они давали ярлык на княжение покорным и лояльным славянским правителям. Только этот письменный указ давал право на владение и управление той или иной территорией. В течение первой сотни лет ни один из князей - ни местный, ни великий, не имел права княжения без ярлыка. При любой смене хана князь были вынуждены вновь испрашивать ярлык.

Все споры между местными жителями решал суд дароги, поставленного ханом на русские земли. Дарога - это представитель многочисленной ханской власти, верховный управляющий покоренной земли. При дарогах сразу же обустраивали ямынь - так назывались канцелярии по сбору дани и ведению внутренних дел покоренной территории. Там получались приказы и повеления хана и велся контроль над исполнением его указов. Для того чтобы гонцы бесперебойно доставляли приказы, были созданы прообразы почтовых ведомств, так называемых ям. Кроме содержания лошадей, ямским распорядителям предписывалось контролировать участки дорог и просматривать пропуска проезжих.

Сборщики дани

При ханской канцелярии существовала должность особого уполномоченного по финансовым вопросам. Баскак - это в Древней Руси человек, занимающий такую должность и собирающий подать с определенного участка захваченной земли. Значение этого термина в русском языке означает "угнетатель", "притеснитель". Баскак - это в Древней Руси мытарь, сборщик податей, которого сопровождало множество чиновников, составляющих его свиту. Первой их обязанностью была перепись всех мужчин, начиная с десятилетнего возраста.

После этого были озвучены и наложены подати на каждого трудоспособного мужчину. На татарском языке подать - это ясак. Татарское слово на четыре столетия вошло в лексикон русского населения. Баскак -это сборщик податей со всех пашен и лесов, рыболовных озер и прудов, рудников и садов. Единственным освобожденным от податей сословием были священнослужители.

Виды дани на Руси

Ясак, налагаемый на русские земли, был велик, и выплачивать его было тяжело. Кроме десятинной подати, которую выплачивали вообще во всех доходов, получаемых хозяйствами, существовало множество мелких даней, которые тяжким бременем ложились на русский народ. На промысел или специальность налагался дополнительный ясак, также требовалось полное обеспечение ханских гонцов, осуществлявших связь золотоордынского улуса с покоренной Русью. Дань, собираемая с торговых операций, выделялась в отдельный вид податей, который получил название тамга. Таким сбором также занимался баскак. Это слово дало начало русскому термину «таможня». Общее название всех податей - «царская дань» или «ордынский выход».

Содержание ханских чиновников, постоянное одаривание различными подношениями было обязательным. Баскак - это показатель лояльности покоренного народа к завоевателям. Если ханский чиновник уезжал с русских земель недовольным, территорию ждала страшная кара. Организовывался отряд для набега на земли, в результате которого разорялись города и села, а жителей убивали или уводили в рабство.

Как собирался ясак?

Дань собиралась или самим надсмотрщиков, или его свитой. При сборе ясака применялись обычные для монгольского народа тяжелые телесные наказания. Отряды вооруженных ордынцев сопровождали баскака повсюду, и по первому его велению готовы были жечь, рубить и топтать непокорных и недовольных. Никому никакого отчета сборщики не давали и постоянно злоупотребляли своими полномочиями, обирая народ до нитки.

Спасаясь от притеснителей, народ скрывался в болотах и лесных чащах. Тех, кого находили, могли запороть насмерть, отнять детей или жен, самого угнать в рабство. За покаранием виновных следил сам баскак. Это показательное унижение должно было на корню уничтожить идею восстания или бунта против завоевателей.

Бухарские купцы

В дальнейшем право собирать дань с захваченных земель могло быть передано особым распоряжением хана ордынским купцам и торговцам. За право собирать дань азиатские купцы и торговцы платили выкуп хану, после чего приезжали на Русь с вооруженными отрядами своих прислужников и собирали ясак уже в свой карман. Естественно, для русских жителей бремя выкупа оставалось прежним.

Переносное значение слова

В русской литературе до начала 20 века все еще употреблялся термин «баскак». Это определение для грубого, жестокого и жадного человека. В настоящее время слово практически выпало из оборота и в современном русском языке не используется.

В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.

Обложили почти всех

Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков - сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов.

В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).

Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико.

Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии - такова была политика.

Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

Ясак

Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

Тамга

Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

Другие налоги

Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

3. Подарки

Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.

Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.

За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

Так сколько?

Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.

Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.

Свидетельства о том, что на Руси взимались налоги, доходят до нас начиная с IХ века. Но в те времена налогообложение регулировалось не законодательными актами, а нормами обычного права, а также устанавливалось волей князей. В Киевской Руси князья взимали дань с подвластных племен.

Окончательно формирование Древнерусского государства завершилось во второй половине IX в. Как известно, князь Олег в 882 г. захватил Киев и полностью объединил под своей властью северные, контролировавшиеся варяжскими дружинами, и южные русские земли. При князе Олеге Киев стал столицей Древнерусского государства. Под непосредственной властью или контролем Киева оказались многие славянские и неславянские племена. Сбор дани с добровольно присоединенного или покоренного силой населения далеко не сразу приобрел регулярный и упорядоченный характер.

По свидетельствам арабских купцов, посещавших тогдашнюю Русь, киевские князья с дружинами вторгались на территорию соседних племен с целью взимания различных поборов налогового характера. Эти неупорядоченные вторжения были наиболее ранней формой «полюдья» - системы сбора налогов, просуществовавшей впоследствии в течение нескольких веков.

Согласно «Повести временных лет» именно в тот период правления князя Олега начинают приниматься определенные меры по упорядочению взимания налогов с подвластного населения. Централизация государства, противоречившая устоям существовавшего в то время на Руси родоплеменного строя, ликвидация предшествовавшего появлению единого государства союза восточно-славянских племен с характерной для подобной формы протогосударственности автономностью составляющих объединение родов, племен и создание единой, централизованной системы налогов и сборов (в качестве неотъемлемой составной части вышеуказанных процессов) не могли не привести к возникновению напряженности и конфликтов.

В 883 г. происходит широкомасштабное военное столкновение киевских (преимущественно состоявших из славян-полян и скандинавских наемников) дружин с древлянскими военными отрядами. Древляне, населявшие лесистую местность к западу от Киева, были «примучены» и обложены данью «по черной куне» (предположительно по шкурке куницы с каждого двора). Более точных данных о единице налогообложения «Повесть временных лет» не сообщает. В 884 г. были окончательно покорены северяне, обитавшие на территории современной Новгородской области, однако (гипотетически) по причине незначительности оказанного сопротивления на них была возложена «дань легкая».

Сугубо мирным путем, но с применением инструментов дипломатического давления, началось взимание дани с населявших бассейн реки Сож радимичей, находившихся в зависимости от Хазарского каганата. К старейшинам племени были направлены киевские послы, настойчиво предложившие платить дань в прежнем размере в казну Рюриковичей в обмен на военную помощь и дальнейшую защиту от притязаний со стороны Каганата. При этом в Летописи приводится не совсем ясная современным исследователям деталь - радимичи платили дань как хазарам, так и впоследствии киевлянам «по шелягу». «Шеляком» или «шелягом» называлась находившаяся в то время в обращении польская монета.

Похожие названия денежных знаков имели место и в некоторых других европейских государствах. К примеру, не так давно монета, именуемая «шиллингом», находилась в обращении на территории Великобритании. В Австрии подобное название имела национальная валюта. Можно сделать вывод, что уже тогда на Руси, даже несмотря на отсутствие полномасштабных товарно-денежных отношений, налоги взимались не в натуральном виде, свойственном большинству нетоварных экономик, а полноценными серебряными или золотыми деньгами. Одновременно с обложением данью покоренных племен налоги начинают взиматься и с тех племен, которые уже были активно вовлечены в процессы создания единого государства задолго до начала так называемой» насильственной централизации».

Так, с образованием Древнерусского государства происходит упорядочение сбора дани, она становится общим налогом для всех подданных независимо оттого, являются ли они недавно покоренными иноземцами или давними подданными своих правителей. Возникнув как контрибуция с покоренных народов, первые налоги постепенно распространяются на все население, параллельно устанавливается определенный порядок сбора.

В этот же период произошло существенное изменение и в системе «полюдья». Она окончательно становится регулярной и отныне представляет собой ежегодный объезд княжеской дружиной податных земель для прямого сбора налогов. Одним из основных источников сбора информации по данной тематике является трактат «Об управлении империей», написанный византийским императором Константином VII Багрянородным. Вооруженные отряды киевских дружинников во главе с князьями не занимались объездом всей подвластной территории, а посещали только заранее установленные пункты - становища. В эти пункты дань доставлялась местными князьями, вождями племен, главами родов или их представителями.

Подобная система сбора налогов являлась самой ранней формой централизованного государственного налогообложения и вполне соответствовала мировому опыту становления государственности.

Собирание налогов князями по большей части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.

Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем. Полюдье выступало как административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податей поступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственников земли. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. В зависимости от потребностей князя.

Единицами обложения выступали дым или дом, рало, плуг. Все эти термины в сущности обозначают одну и ту же единицу обложения, в основе которой лежит сельское хозяйство. Основой ее является земля.

Таким образом, главным источником для уплаты налогов и сборов в древние и средние века была земля. Все основные тяжести в виде различных сборов и повинностей ложились на землю. В это время земледелие составляет главнейшее занятие большей части населения и распространяется повсюду, а вследствие этого поземельная собственность делается главным мерилом взимания податей, вся тягость налогов была носима крестьянами и городскими жителями. Все подати были двоякого рода, окладные или определенные количеством, и неокладные (дар, даровые сборы). Следует отметит, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным.

Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения связанные со сборами и повинностями появляется в Русской Правде. В статьях 42-43 краткой редакции Русской правды и статьях 96-97 Просторной редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги. Корм, т.е. поставка пищевого довольствия, является одним из древнейших видов повинностей. О нем говорят уже в Русской Правде в ее древнейшей редакции. Она определяет корм чиновнику, ездившему по волостям для суда, и его лошадям. Русская правда уже переводит корм на деньги.