Методическая разработка по музыке на тему: Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио в старших классах ДШИ

МБОУ ДО «Детская школа искусств г. Льгова»

Методическая разработка по сольфеджио на тему:

«Обучение навыкам подбора аккомпанемента на уроках сольфеджио в 1 классе»

Преподаватель теоретических дисциплин Чупринина Е.А.

2016 г.

В последние годы в учебных пособиях и программах по сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной программы (сольфеджирование, развитие вокально-интонационных навыков, воспитание метроритма, музыкальный диктант, теоретические сведения) большое внимание отводится и воспитанию творческих навыков, творческих способностей детей.

Основные направления творческого развития детей, отмеченные в программе по сольфеджио, связаны с такими формами работы, как подбор аккомпанемента к различным мелодиям и элементы импровизации.

Важной стороной развития музыкального творчества детей является овладение ими навыками подбора аккомпанемента.

О том, что уже с 1 класса школы необходимо начинать заниматься подбором аккомпанемента, знакомить с гармонией в музыке ещё в 1973 году писали С. Мальцев и И. Розанов в статье «Учить искусству импровизации» (Советская музыка, 1973, №10).

Работу по подбору аккомпанемента следует начинать уже в 1 классе, после знакомства с понятиями лад, тоника. Для этого следует брать простейшие попевки диапазоном от I до III ступеней. Вначале детям следует предложить играть мелодию правой рукой, сольфеджировать, а левая рука аккомпанирует звуком тоники на сильную долю.

Пример: №1

Уже на следующем уроке на примере этих же мелодий нужно показать чуть усложнённый аккомпанемент – простейшую форму сопровождения – бурдон (тоническая квинта).

Пример:№2

При разучивании мелодий следует применять перестановку партий – в начале мелодию играть правой рукой, а тоническую квинту (бурдон) в левой, затем – наоборот.

И уже с первых уроков работы (игру мелодий с бурдоном в левой руке) можно значительно разнообразить – игра ансамблем (педагог – ученик, ученик – ученик), если в классе 2 фортепиано – ансамблем из четырёх учащихся; один ученик играет аккомпанемент, другой сольфеджирует, а вся группа отмечает ударом ладошки сильную долю такта и т. д..

Чтобы учащиеся проявили интерес к игре с аккомпанементом, можно на уроке в конце четверти, полугодия, учебного года проводить конкурс на лучшее исполнение мелодий с аккомпанементом, либо предложить кому-либо из учеников играть аккомпанемент, в то время как вся группа под управлением педагога или дирижёра-ученика поёт песню со словами в характере.

Виды работ, направленные на то, чтобы учащиеся проявили максимум интереса к работе над аккомпанементом, могут быть самыми различными и зависят от фантазии педагога, а так же от целей и задач, поставленных на уроке.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ

«ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ МУЗИЦИРОВАНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДМШ И ДШИ»

Подготовила Лоскутова Е.Е

Г. Железногорск

2016 год

В современной музыкальной педагогике всё более широко применяются методы, которые помогают ученикам овладеть навыками самостоятельной работы на инструменте и развивать его творческую инициативу. В основе широкого музыкального образования лежит тесная связь между всеми музыкальными дисциплинами: сольфеджио, фортепиано, хором.

Тесное сотрудничество предмета фортепиано с музыкально-теоретическими дисциплинами идеальна для такой работы.

К сожалению, по многим причинам такое сотрудничество не всегда реально. Среди этих причин можно выделить необходимость и творческой заинтересованности у педагогов, и тесного контакта между преподавателями этих предметов.

Тем не менее, для развития слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, хорошей ориентации на клавиатуре, творческого мышления, для развитии заинтересованности к музицированию у детей, в учебную программу по сольфеджио должны быть включены следующие задания: подбор по слуху мелодий песен, аккомпанемента к ним, транспонирования их, исполнения романсов под собственный аккомпанемент.

Помогая ребёнку в его собственном начинании, педагог одновременно развивает его музыкальный слух.

В творческом развитии детей обязательно должна быть система – песенный материал должен быть подобран от простого к сложному, от песен с простой гармонизацией (Т – Д – Т) к песням с более развитой: отклонения в тональности первой степени родства.

Музицирование на уроках сольфеджио должно быть связано с теоретическим материалом, который объясняется на уроках:

а) мелодия и аккомпанемент;

Главные ступени и трезвучия лада;

Обращения трезвучий;

Гармонические обороты;

Секвенция;

Д7 и его обращения;

Хроматизм, альтерация;

Прерванная каденция;

Отклонение, модуляция;

Транспозиция;

Буквенные обозначения звуков и тональностей;

Жанры: полька, марш, вальс, колыбельная и т.д.

б) ритмические группы: все, включая синкопы внутритактовые, междутактовые, с паузой, залигованные группы; размеры 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8 и т.д.

А также с формами работы: ритмические и мелодические диктанты на заданные песни, сольфеджирование их с листа и разучивание.

Если говорить о развитии навыков музицирования уроках сольфеджио на хоровом отделении, следует обратить внимание на то, что дети посещают уроки общего фортепиано от одного до двух раз в неделю, поэтому возникают проблемы, связанные с неравным развитием (по сравнению с отделением фортепиано) освоением ими клавиатуры.

Поэтому к подбору аккомпанемента целесообразно приступать лишь после приобретения детьми некоторого слухового опыта, более свободной ориентации на клавиатуре, определённых навыков игры на фортепиано двумя руками, когда начинается изучение и освоение главных ступеней и трезвучий лада, а затем и их обращений.

Часто в состав групп по сольфеджио входят дети, обучающиеся игре на разных инструментах со своей спецификой обучения (гитаре, баяне, флейте и других). Если нет возможности сформировать группы, включающие только детей, обучающихся игре на фортепиано, гармонизацией песен, тем не менее, занимаются все ученики и даже те, которые не обучаются игре ни на каком-либо инструменте,

так как в процессе работы педагог помогает проанализировать структуру мелодии, используя понятия, освоенные в младших классах, определить тональность данной мелодии, проанализировать её размер, ритмический рисунок и так далее.

Дети, играющие на каких-либо инструментах, привлекаются к подбору мелодии или аккомпанемента самостоятельно дома, но лучше при возможности под контролем педагога по специальности на уроках по инструменту.

Для того, чтобы ученики старших классов свободно подбирали по слуху, необходим подготовительный этап и планомерность таких занятий с младших классов.

На начальном этапе, как только на уроках сольфеджио дети познакомятся с клавиатурой, ритмическими длительностями, начинается подбор по слуху простейших попевок вначале в узком диапазоне на одном-двух соседних звуках («Барашеньки», «Красная коровка», «Сорока», «Дон-дон» и тому подобные) с постепенным расширением диапазона («Василёк», «Лошадка»).

Работа над ними начинается с того, что ученики поют их вместе с педагогом, а затем самостоятельно с прохлопыванием ритмического рисунка со словами и ритмослогами, с определением количества фраз, определением количества разных звуков, их высоты, с пением и одновременным показом рукой движения мелодии. Затем следует подбор от разных звуков. Таким образом, этот опыт подбора по слуху становится и первым опытом транспонирования.

Транспонирование играет большую роль в развитии слуха и координации движения на фортепиано, а также вырабатывает у ученика навыки исполнения песенного репертуара в удобной для его голоса тесситуре. Эти попевки используются также в качестве устных диктантов с

записью.

Несложных по мелодической линии и небольших по объёму попевок желательно пройти как можно больше, включая в работу попевки с более широким диапазоном, а при прохождении устойчивых ступеней, и с движением мелодии по ним. В процессе работы с мелодиями с более расширенным диапазоном следует обратить внимание учеников на то, что мелодия может двигаться плавно, скачками, опеванием, по устойчивым ступеням.

Важным этапом работы над подбором песни «по слуху» является гармонизация её мелодии. Первый опыт подбора аккомпанемента должен быть простым – один звук в басу (тоника), затем - квинта «бурдон». Опять-таки, это первоначально могут быть диктанты, которые потом дети играют с примитивным сопровождением.

Эти попевки-диктанты (или прибаутки) полезно транспонировать с аккомпанементом в соседние тональности: из До мажора в Ре мажор, из Соль мажора в Фа мажор и наоборот.

С изучением главных ступеней и трезвучий лада следует работа с их использованием в аккомпанементах к песням.

Например, мелодия песни «Маленькой ёлочке» используется в качестве диктанта или подбора в домашнем задании. Напомнить, что, прежде, чем подбирать мелодию, надо настроиться на устойчивых ступенях в До мажоре. Ведь именно с одного из устойчивых звуков обычно начинаются мелодии. В домашнее задание включается и выучивание наизусть мелодии на фортепиано с одновременным пением со словами.

На следующем этапе начинается гармонизация мелодии. Выписываются в данной тональности главные трезвучия и сравниваются входящие в них звуки из мелодии. Определяется каденция и объясняется её гармонизация. Знакомимся с аккомпанементами в жанре марша, польки, вальса. Выписываем отдельно аккомпанемент в жанре польки.

Следующий этап – игра с аккомпанементом (включается в домашние задания с проверкой на уроках):

Игра мелодии с басами;

Игра мелодии в жанре марша с главными трезвучиями;

Выучивание аккомпанемента в жанре польки;

Соединение мелодии и аккомпанемента.

В песне «Музыканты», которая может быть использована в качестве диктанта при прохождении темы «Секвенция», ведётся та же работа в жанре вальса в тональности Фа мажор.

Полька «Мишка с куклой», так же заранее выученная как песня, может быть дана в качестве ритмического или мелодического диктанта при прохождении ритмической группы две шестнадцатые и восьмая и секвенции. Используется аккомпанемент в жанре польки (т.е. продолжение работы как в песне «Маленькой ёлочке») в До мажоре. Затем транспонировать в тональность Ре мажор.

При прохождении темы «Обращения трезвучия» целесообразно использовать гармоническую последовательность: До мажор – Т53 – S64 – Д6 – Т53 в песне «12 поросят». Возможные фактурные аккомпанементы для этой песни: аккордовый, бас-аккорд.

Начиная со второго класса идёт работа над подбором одноимённых трезвучий, а с третьего класса – над их обращениями – игрой на фортепиано, по настольным клавиатурам.

Идёт подготовка и в игре басовых аккомпанементов: от всех белых, а затем и чёрных клавишей играются квартовые ходы: октава и посередине кварта 2-м пальцем (сверху).

Интересные песни для подбора с аккомпанементом, в том числе и с отклонениями и модуляциями (при прохождении этих тем). Песни исполняются в качестве чтения с листа, а затем со словами разучиваются: «Добрый жук» сл.Е.Шварца, муз.А.Спадавеккиа в До мажоре с использованием последовательностей аккордов: До мажор – Т53 – Д6; Соль мажор – Т6 (= Д6 в До мажоре) – Д53; аккомпанемент: бас-аккорд. В Фа мажоре: «С днём рожденья тебя» с двумя вариантами аккомпанемента:1 куплет на английском языке – бас-аккорд; 2 куплет на русском языке –

с маршевым аккомпанементом.

С уже пройденными видами аккомпанементов в Фа мажоре выучиваются эстонская народная песня «Хор нашего Яна» и «В лесу родилась ёлочка».

При изучении темы «Септаккорд» от каждой белой клавиши играем трезвучия с дополнением терции вверху, а проще – 4 звука через клавишу.

При изучении темы «Обращения Д7» прибавляются новые упражнения: к трезвучию прибавляем секунду внизу – получаем секундаккорд; прибавить секунду вверху – квинтсекстаккорд; в квартсекстаккорде секунда в середине – терцквартаккорд.

С большим удовольствием ученики играют аккомпанементы к популярным мелодиям по буквенным обозначениям. При изучении буквенных обозначений начинается подбор с их использованием. Для этого полезно петь с листа романсы, которые изучаются на уроках музыкальной литературы, особенно в начальных темах – романсы первой половины XIX века «Я встретил вас», «Домик-крошечка», «Красный сарафан»…

Следующий этап – игра по буквенным обозначениям наиболее употребляемых аккордов: C7; C2; c2; d 64; d 43; E ; E 2; F 6; F 64; G 7; g 65; A 2; D 2; B ; Es ; e 64; h ; a 7; G 6; H 2; D ; a 6; f 64; fis 6.

А вот так можно давать ученикам тексты для подбора аккомпанементов любимых мелодий (вполне распространённый способ):

Я тебя никогда не забуду

e 64 H 7

Ты меня на рассвете разбудишь,

H7 e64

Проводить необутая выйдешь.

a 6 D 6 G 6

Ты меня никогда не забудешь,

a 6 H 7 e 64

Ты меня никогда не увидишь…

Для того, чтобы подобрать определённую фактуру аккомпанемента, существует замечательное методическое пособие для ДМШ М.Калугиной и П.Халабузарь «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». В конце его – распределение работы по классам.

Музицирование становится органичной частью учебного процесса. Учащимся предстоит осваивать на каждом уроке сольфеджио большой и разнообразный материал. Чтобы достичь положительных результатов в работе, перед педагогом стоит задача поддержать творческую активность детей на высоком уровне. И роль музицирования здесь неоспорима. Благодаря педагогам-энтузиастам, разработаны игры и упражнения, которые побуждают в детях творческую инициативу, развивают внутренний слух, чувство ритма, формы – то, без чего невозможно импровизировать.

Использованная литература:

Калугина М.Е., ХалабузарьП.В. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. Методическое пособие для ДМШ. М., Советский композитор. 1989г.

Беленькая М.Г., Ильинская С.В. Музыкальная копилка. Ч.1-2. С-П., 2002г.

Оськина С.Е., Парнес Д.Г.. Аккомпанемент на уроках гармонии и сольфеджио. М. 2002г.

Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования.М., 1989г.

Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Сольфеджио: учебные пособия для 1-7 классов ДМШ. С-П.

Вопросу аккомпанемента, как подбора гармонического сопровождения к мелодии, посвящено не так уж много работ. Большая часть из них была издана ещё в середине XX века (1961–1974 гг.). Некоторые посвящены проблеме отсутствия навыка аккомпанемента у выпускников ДМШ, средних и даже высших учебных музыкальных заведений. Часть работ носят или научно-исследовательский характер или содержат общие рекомендации, тогда как и преподавателей, и учащихся обычно волнуют конкретные вопросы: «как сделать то-то и то-то, если…», возникающие при практическом выполнении задания по гармонизации мелодии.

Представленное здесь методическое пособие - не рассуждение на обозначенную тему, а один из вариантов решения проблемы «как научить» желающих научить-ся (научить-себя) подбирать аккомпанемент по слуху. Предназначено оно именно для тех, кто столкнулся с различного рода трудностями при выполнении подобного задания. Предлагаемая авторская работа представляет собой практическое пособие для учащихся инструментального отделения и любителей музыки, владеющих азами музыкальной грамоты и навыками достаточно свободной игры на фортепиано (хотя бы в пределах 3–4 классов ДМШ).

Суть работы - в постепенном практическом освоении приемов гармонизации несложных мелодий для пения (сольфеджирования); в решении типичных проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся. В первую очередь, работа адресована учащимся, не овладевшим за годы обучения в ДМШ навыком самостоятельного «подбора по слуху» сопровождения к мелодии или не обладающим «гармонической интуицией» и тем, кто считает, что эта форма музицирования слишком сложна, но желающим научиться подбирать аккомпанемент. В Пособии есть и необходимая теоретическая информация, которую сразу же предлагается применить в практических заданиях, как в основном тексте, так и в нотных Приложениях. В работе соблюдается принцип «от простого к сложному», а также повторения, закрепления навыка на новом, более сложном уровне. Периодически, при необходимости заострить внимание на какой-то детали, даются «советы» от автора.

По стилю изложения Пособие несколько нетрадиционно: в жанре «воображаемого диалога» с учащимися и, соответственно, лексика работы максимально приближена к разговорной речи, что облегчает её восприятие. При создании Пособия учитывались конкретные вопросы, часто задаваемые учащимися или сформулированные ими при ознакомлении с Пособием по мере его создания. Ответы на эти вопросы и легли в основу структуры данной работы. Что касается практических заданий по подбору аккомпанемента, то они даются либо в форме домашнего задания, либо отрабатываются на уроке сольфеджио при коллективном анализе мелодии. Параллельно на уроках гармонии осваиваются различные виды фигураций в таких традиционных формах как соединение аккордов, игра периода, либо гармонической последовательности (цифровки). Это превращает учебные «технические» задания в маленькие музыкальные пьесы-эскизы.

Материал Пособия складывался постепенно, из обобщения многолетнего опыта практической работы автора с учащимися исполнительских отделений музыкального колледжа (в последние годы - на базе оркестрового и отделения народных инструментов - русских и казахских).

Данная работа могла бы стать развёрнутой, но её цель - обозначить и помочь учащимся практически освоить самые проблемные ситуации при подборе аккомпанемента; помочь тем, кто не доверяет своему слуху, кто сомневается в своих способностях, у кого интуитивное подавлено рациональным, но есть желание научиться видеть в мелодии скрытую гармонию. И в процессе работы учащиеся понимают, что предлагаемое Пособие - только первые ступеньки на пути совершенствования навыка свободной гармонизации мелодии в фактуре, часто так необходимого в практической деятельности музыканта.

Ниже даны видеофрагменты, в которых показана одна из творческих форм работы на уроках гармонии в группе народников и оркестрантов музыкального колледжа г. Рудного. Учащиеся 3 курса Артём Ахмин и Вениамин Гавриков исполняют самостоятельно сочинённые периоды с использованием разного рода фигураций, в том числе и неаккордовых звуков (вспомогательных хроматических, проходящих и задержаний). Периоды исполняются наизусть, обязательно умение транспонировать в тональности с тремя знаками.

Творческие формы разного рода учебных заданий осваиваются в данной группе с 1-го курса. Сначала по элементарной теории музыки и сольфеджио, а потом и по гармонии. При этом все учащиеся без исключения, каждый в меру своих способностей, наличия желания и свободного времени, показывают неплохие результаты. Часть учащихся уже проявляет большую заинтересованность к содержательной стороне музыки и «техническим» вопросам сочинения. Именно в процессе работы в этой группе над формированием навыка свободной гармонизации мелодии возникла идея создания Пособия по аккомпанементу

Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио в старших классах ДШИ

Основная цель обучения в детской музыкальной школе - воспитание гармонически развитой личности посредством музыки. Комплекс способностей, которыми должна обладать развитая личность, должен включать в себя как общие, так и специальные музыкальные способности. В результате обучения и воспитания общие свойства личности дифференцируются, возникают и развиваются качества, обеспечивающие успешность выполнения одного специального вида деятельности. Тренировка специальных способностей влияет на развитие общих свойств и качеств личности. Специальные способности к разным видам деятельности нередко глубоко взаимодействуют между собой и в процессе формирования усиливают и обогащают друг друга. К специальным способностям можно отнести: музыкальный слух, память и воображение. Развитие слуха у детей начинается, как правило, со способности простейших различений отдельных звуков, в дальнейшем же музыкальный слух приобретает сложный и дифференцированный вид. Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Комплексный подход к обучению на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса. Проблема заключается в том, что первый класс приходят дети с разной степенью музыкальности, т.е. с разным музыкальным слухом. Одни дети с хорошим мелодическим слухом, обладают голосом, другие кое-как поют на 2-х или 3-х звуках. Таким образом, перед преподавателями сольфеджио возникает нелегкая задача развить музыкальный слух любого ребенка, пришедшего в детскую музыкальную школу. Успешное развитие музыкального слуха зависит от многих факторов, среди которых важным моментом является как можно более раннее погружение ребенка в мир звуковых образов и представлений. Анализируя основные формы музыкального слуха - мелодический и гармонический - известный ученый Б. М. Теплов пришел к выводу, что в основе их лежат две способности: ладовое чувство, которое является эмоциональным компонентом музыкального слуха, и способность музыкального слухового представления, которая является слуховым компонентом музыкального слуха. Таким образом, "музыкальный слух нельзя рассматривать как единую способность. Он является сочетанием, по крайней мере, двух основных способностей”. Далее он утверждает, что "способность к слуховому представлению... совместно с ладовым чувством лежит в основе гармонического слуха".

Музыкальный слух включает в себя несколько видов:

звуковысотный;

мелодический;

полифонический;

гармонический;

тембро-динамический;

внутренний.

Все они поддаются развитию и воспитанию в процессе обучения детей в музыкальной школе. Конечно, эффективность обучения может проявиться только при комплексном развитии. Тем не менее, о каждом виде музыкального слуха можно говорить в отдельности. В данной работе будет рассмотрена одна сторона, которая является чрезвычайно важной в воспитании юного музыканта - развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио.

Развитие гармонического слуха в процессе занятия сольфеджио

Цель данной методической разработки предполагает создание необходимых условий для дальнейшей интенсификации учебного процесса в воспитании гармонического слуха у обучающихся старших классов ДШИ и формирование устойчивых навыков интонирования.

Методы и формы работы над развитием гармонического слуха

Современный музыкальный язык, окружающий нас, очень сложный. Необходимо уже с начальных классов готовить детей к его восприятию. Изучение разнообразных гармонических созвучий даёт возможность к концу обучения в детской музыкальной школе сформировать у обучающихся разносторонний гармонический слух. Ученики часто хотят подобрать аккомпанемент к любимой песне, и педагог по сольфеджио должен помочь им освоить аккорды, нужные при подборе аккомпанемента. Хорошо развитый гармонический слух помогает ученикам более осмысленно и эмоционально играть произведения по специальности, лучше слышать гармонические краски аккордов при слушании произведений по музыкальной литературе. И в хоровом пении, в оркестре также развивается музыкальный слух, в том числе и гармонический. Гармония обостряет интонацию, воспитывает и развивает музыкальный слух детей, дает им массу ярких впечатлений. В курсе сольфеджио работа над развитием гармонического слуха является важной частью всего процесса обучения в детской музыкальной школе. В данной методической разработке будут рассмотрены формы и методы работы над развитием гармонического слуха, а также упражнения, помогающие в развитии данного вида слуха. В зависимости от этапа обучения -- объяснения новой темы; закрепление темы; итоговая проверка, - надо использовать две группы методов:

1) Теоретические формы работы: сообщения, беседа.

2) Практические формы работы: сочинения, подбор аккомпанемента, импровизация с заданным условием.

Наряду с изложением теоретического материала следует пользоваться:

1) Грамзаписями хоровых и инструментальных произведений с целью выявления важности одного из ведущих средств музыкальной выразительности-гармонии.

2) Наглядными пособиями, таблицами.

На уроке сольфеджио используют следующие формы работы:

Интонационные упражнения, сольфеджирование;

Слуховой анализ;

Теоретические сведения;

Диктант;

Творческие упражнения.

Поэтому на втором этапе (закрепления материала) присутствуют разные формы работы. Среди них:

1) пение в интонационных упражнениях ступеней, интервалов, аккордов в тональности и от звука. При этом требовать от учеников четкости и соблюдения единого темпа в исполнении;

2) гармонический анализ небольшого фрагмента произведения;

4) чтение с листа в транспорте по ключам и интервалам, сольфеджирование выученных мелодий с предшествующим теоретическим анализом;

5) сочинение мелодий в форме периода по определенному заданию, подбор аккомпанемента, импровизация;

В конце каждой четверти проводится итоговый контрольный урок, в котором используют практические и теоретические формы работы. В контрольный урок входят:

1) письменная работа по музыкальной грамоте (построение гамм, интервалов, аккордов, выполнения творческих заданий);

2) письменная работа по сольфеджио: диктант одноголосный или простой по фактуре двухголосный, запись интервальной и аккордовой последовательности в виде цифровки в ритме;

4) творческие задания: до сочинения мелодий по предложенным началам, сочинение второго голоса, гармонизация мелодий, исполнение собственных сочинений обучающихся.

Интонационные упражнения

В состав интонационных упражнений входят не только пение гамм разными способами и мелодических секвенций, но и многообразные формы работы с интервалами, аккордами, интервальными и аккордовыми последовательностями. Разрешение ступеней проводится в виде мелодического оборота, оформленного ритмически и метрически, настраивающего слух на заданную тональность без гармонизации. Дети убеждаются, что I, IV, V ступени являются главными, благодаря своей способности настраивать слух на нужную тональность. Разрешение интервалов проходит по тому же принципу: данный интервал разрешается через гармонический оборот (двухголосная интервальная последовательность) в тонику таким образом, чтобы создавалось ясная слуховая настройка в нужную тональность. Разрешение аккордов строится в виде гармонического оборота, настраивающего слух на нужную тональность. Желательно, чтобы каждое разрешение интервала и аккорда относилось к определенному типу гармонических оборотов - автентическому, плагальному полному, и тоника и появлялось один раз - в конце последовательности. Для развития чистоты интонации и гармонического слуха важную роль играют упражнения на разрешение диссонирующих интервалов, исключительно на ладовой основе. После небольшой тональной настройки ученики поют данный диссонирующий интервал с разрешением в мажоре и миноре. Также обучающиеся поют интервальные цепочки, в которых встречаются диатонические интервалы, тритоны, характерные интервалы. Сначала полезно спеть всем классом верхний голос цепочки в нужном ритме и размере, затем нижний голос. После этого ученики поют эту интервальную цепочку на два голоса по вертикали: одни поют основание интервала, а другие вершины. Такая форма работы приучает учеников взаимно слушать друг друга и подготавливает их к многоголосному пению. Полезно в интервальных цепочках обозначать гармонические функции. Наряду с интервальными цепочками следует вводить в интонационные упражнения однотональные гармонические последовательности, а также последовательности включающие альтерацию, отклонение и модуляцию. Вначале даются аккордовые последовательности, состоящие из главных трезвучий лада (Т53 S53 D53, а потом вводят Д7 с обращениями и разрешениями). После этого можно приступать к пению небольших плагальных и автентических кадансовых оборотов которые могут включать Д7, МVII7, УМVII7, II7. Петь эти аккордовые цепочки надо по вертикали с дирижированием и ансамблем из трех или четырех учеников.

Игра на фортепиано

Для развития гармонического слуха очень важно играть интервальные и аккордовые гармонические последовательности на фортепиано, так как это дает возможность вслушиваться в комплексное звучание аккорда и аккордовых цепочек. Основной смысл таки упражнений - развитие воображения и фантазии учеников. Тем, кто не может сразу выполнить упражнения, полезно сначала прочитать его по вертикали, аккорд за аккордом или интервал за интервалом, затем пропеть верхний или нижний голос, и, только потом сыграть последовательность на фортепиано, добиваясь необходимого характера. Полезно также пропевать один из голосов, играя остальные голоса на фортепиано. Играть аккордовые цепочки надо вначале одной рукой, в тесном расположении, затем бас играть левой рукой, а остальные звуки правой. Это небольшие кадансовые обороты надо играть в любой мажорной и минорной тональности двумя руками. Этот метод очень развивает слух и музыкальность учащихся, делает теоретические задания ближе к живой содержательной музыке. Интервальные цепочки желательно играть с гармоническим сопровождением.

В развитии гармонического слуха важная роль отводится пению двухголосных и трехголосных номеров дуэтом и трио. Более простые номера с привычными интонациями подголосочного склада можно спеть с листа хором или группами. Обучающийся, поющий партию одного из голосов музыкального произведения помимо выполнения всех условий одноголосного пения, должен соблюдать правила многоголосия. Главными из них является строй (точная высотность, чистое интонирование гармонических созвучий и аккордов, возникающих от сочетания мелодических линий хоровых партий) и ансамбль (единство темпа, ритма, динамики). В качестве домашней работы полезно один голос играть за фортепиано, а другой голос петь и дирижировать. Полезно пропевание примеров не только сольфеджируя, но и без названия нот - на слоги, на гласные. И лишь потом приступать к пению многоголосия с текстом. Фундаментом, на котором строится многоголосное пение, является унисон. При пении учениками в унисон следует добиваться слитности голосов и единой исполнительской манеры выразительного пения. Вначале обучения двухголосному пению некоторые ученики переключаются на пении партии другого участника ансамбля. Предварительно пение обеих партий позволяет заметить особенности мелодического рисунка каждого голоса и тем самым способствует тому, чтобы каждый участник ансамбля сознательно пел свою партию, не сбиваясь на другую. Параллельно развитию навыка многоголосного пения, в разделах интонационные упражнения и слуховой анализ активно закрепляются гармонические интервалы между голосами, аккорды, кадансовые обороты. В качестве музыкального материала мы используем сборники двухголосного пения Калмыкова и Фридкина, Ладухина, Драгомирова. Многоголосное пение очень развивает гармонический слух, закрепляет внутренние слуховые представления, является солидной базой усвоения закономерностей гармонического языка.

Слуховой анализ

В программе ДМШ слуховой анализ проводится в двух планах: целостный анализ произведения, его формы, ладотональности, жанровых особенностей, темпа, основных выразительных средств, характерных для данного произведения; и анализ элементов музыкального языка, то есть интервалов, аккордов, ладов и так далее. Гармонический слуховой анализ лучше проводить в классе всеми детьми. Выбор материала для такого анализа зависит от уровня группы, от инициативы педагога. Полезно отобрать разнообразные примеры, по возможности, включающие в себя темы и элементы, пройденные в классе. Можно использовать фрагменты в виде периода из сонат и симфоний В.Моцарта, Л. Бетховена, Ф.Шуберта, М. Глинки, П.Чайковского. Кроме того, для слухового анализа важно включать фрагменты из произведений по специальности. Этот анализ позволяет ощутить связь между специальностью и теоретическими дисциплинами. Выявление этой связи помогает повысить интерес детей к сольфеджио и музыкальной литературе, существенно влияет на качество музыкального воспитания в целом. Помимо устного анализа, встречающихся в примере гармонических средств, можно рекомендовать и другие формы работы: 1) запись цифровки примера;

2) интонирование и игра этой цифровки на фортепиано;

3) нахождение аналогичного гармонического оборота в произведениях по специальности;

4) творчески одаренным ученикам можно предложить сочинить небольшую музыкальную тему с использованием данной аккордовой последовательности. В старших классах надо заниматься гармоническим анализом без помощи фортепиано: ученики смотрят в нотный текст и записывают гармоническое последование цифровкой. В шестом классе ДШИ среди аккордов используют Д7 с обращениями и разрешениями, вводные септаккорды, в седьмом классе в аккордовых цепочках встречается модуляция в параллельную и доминантовую тональность, отклонения, модуляция в тональности первой степени родства. В старших классах ученики должны найти модулирующий аккорд, отметить переход в новую тональность. Если постоянно приучать учеников обращать внимание на детали, из которых складывается музыкальный образ, то это, прежде всего, будет способствовать развитию навыка быстро ориентироваться в музыкальном материале. Кроме того используя образцы музыкальной литературы, мы содействуем усвоению обучающимися отдельных интонаций, показывая их в определенных ладовых взаимоотношениях и отмечая их значения для художественной выразительности данного примера. В такой форме занятия протекают живее, а обучающиеся проявляют большую активность и заинтересованность. Анализом надо заниматься на каждом уроке, разнообразя его в зависимости от задания. Так, на одном уроке анализируется приведенный педагогом пример; на следующем уроке дается диктант на эту тему. Далее задается работа на дом - проанализировать музыкальный пример в соответствии с изучаемым материалом. Кроме анализа элементов музыкального языка необходимо заниматься целостным слуховым анализом музыкального фрагмента. Для этого надо брать нетрудные фортепианные пьесы, романсы, хоры. Например, "Детский альбом" П.Чайковского, "Детские сцены" Р.Шумана, песни и романсы А.Варламова, А.Алябьева, А.Гурилева, песни Л.Бетховена. При целостном слуховом анализе надо идти от общего к частному. Перед учениками педагог намечает примерный круг вопросов, на которые они должны ответить. Например:

2)Какая форма пьесы? Ритмические особенности.

3) Особенности мелодического рисунка, количество фраз, место нахождения кульминации.

4) Характер фактуры.

5) Тонально - гармонический план пьесы. Типы кадансов.

Для такого анализа надо подбирать яркие по содержанию и ясные по форме произведения. Например: прелюдия Ля мажор Ф.Шопена, "Утренняя молитва" П. Чайковского. При слуховом анализе ученики также угадывают интервалы аккорды вне лада устно или письменно.

Наглядные пособия

На уроках следует использовать нарисованную клавиатуру в различных упражнениях по музыкальной грамоте (интервалы, аккорды, хроматическая гамма), а также для развития внутреннего слуха, чувства лада, навыков диктанта и сольфеджирования. Также используются таблицы интервалов и аккордов, и ритмические карточки. Наглядные пособия на уроке сольфеджио помогают ученикам лучше освоить различные элементы музыкального языка: ступени лада, интервалы, аккорды, ладовые функции, типы движения голосов в двухголосии и так далее. Это различные таблицы, карточки.

Творческие задания

Творческие задания могут быть разными:

1) Сочинение:

Мелодий разных жанров в 2-х частной и 3-частной форме;

Мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;

Сочинение фортепианной миниатюры программного характера (с названием или эпиграфом) или пьесы для народного инструмента с сопровождением фортепиано.

2) Подбор аккомпанемента к мелодии в различных фактурах.

3) Исполнение аккомпанемента по цифровке.

4) Пение песен и романсов с аккомпанементом.

Развитие творческой инициативы играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к предмету сольфеджио. Все это является необходимой предпосылкой для успешных занятий не только по сольфеджио, но и по специальности. Творческие упражнения развивают вкус и наблюдательность, активизируют слуховое внимание, тренируют гармонический слух. Цель творческих упражнений - в приобретении и закреплении основных навыков чтения с листа, записи диктанта, анализа гармонических интервалов и аккордов на слух.

Новаторство педагога в современных условиях преподавания предмета

Современная модель инновационной школы ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной мотивации обучающегося и его творческой инициативы. Поиск новых приемов и методов преподавания, способствует решению этой задачи. В итоге педагог-новатор должен стремиться раскрыть творческий потенциал учеников - воспитанников ДМШ, ДШИ и колледжей искусств, для которых дисциплины музыкально-теоретического цикла станут "территорией" развития дарований и творческих способностей. Содержание уроков "Сольфеджио" предполагает опору на применение традиционных форм работы, таких как диктант, слуховой анализ (элементов музыкального языка и целостный), вокальное интонирование. В том случае если эти задания излагаются в занимательной форме, они активизируют эмоциональный отклик и игровую инициативу учащихся. Также этому способствует применение различных форм творческих заданий: сочинение свободное и по заданным условиям, досочинение, импровизация, которые необходимо применять на всех этапах урока: и при освоении теоретических понятий, и при развитии слуха обучающихся, и при формировании навыков музыкального интонирования. Также предлагается к применению такая стандартная форма работы как чтение с листа (с собственным сопровождением) мелодий с классическими законами гармонического сопровождения или эстрадно-джазовых песен и мелодий по буквенно-цифровым обозначениям. Возможно подключение эвристического компонента благодаря осуществлению жанровой вокальной или инструментальной импровизация на данный образец (из списка для чтения с листа): в жанре марша, польки, вальса, тарантеллы, танго, регтайма или в другом жанре - по выбору обучающегося, с сопровождением в фактуре в соответствии с избранным жанром. Импровизация или спонтанное, сиюминутное сочинение - одна из самых интересных и самых сложных форм творческого музицирования, предполагающая свободу творческого самовыражения и мобилизацию креативных способностей обучающегося. Импровизация наполняет учебное время духом творчества и, тем самым, преодолевает рамки обыденности, превращая "строгую" дисциплину "Сольфеджио" в увлекательное занятие.

Заключение

Гармонический слух является одним из компонентов музыкального слуха и любая форма их проявления связана непосредственно с функционированием внутреннего слуха. Гармонический слух - это, прежде всего, способность мысленного представления в центрах слуха звучания многоголосного сочинения гармонического или полифонического склада. Гармонический слух можно развить у любого ребенка. Однако при самой тщательной работе педагога у разных обучающихся результат будет все же неодинаков. Внутренний гармонический слух развивается медленно. Возможность его воспитания ограничивается лишь умением мысленно представить по нотному тексту или по памяти звучание какого-либо ранее слышанного многоголосного произведения. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий большого терпения, выдержки, внутренней собранности и упорства педагога и ученика. Основным условием успешного развития гармонического слухового восприятия является систематичность и последовательность работы, постепенное усложнение от простого к сложному. Необходимо создать на занятии такие рабочие условия, при которых обучающиеся чувствовали бы себя комфортно, свободно оперируя знакомыми гармоническими средствами. И, что наиболее важно, - постоянная гармоническая основа, сопровождающая основные формы работы на уроке сольфеджио, Бесспорно, важнейшим принципом проведения уроков сольфеджио для обучающихся является их увлекательность, в основе которой лежит связь музыки с жизнью. Именно этот принцип оказывается своего рода антиподом формалистической подаче программного материала. Занятия тогда проходят в атмосфере эмоциональной теплоты, взаимного доверия учителя и учеников, ощущающих себя причастными к творчеству в процессе "погружения" в сферу музыки. Ученики должны на уроке жить, жить в музыкальных образах, переживать и эмоционально откликаться на все перипетии урока. Преодоление "затеоретизированности" на уроке должно стать для преподавателя правилом. Развитие гармонического слуха способствует развитию творческих навыков, что немаловажно. После окончания школы теоретические понятия забываются, а вот навыки пения, подбора по слуху и импровизации (сочинения) остаются на всю жизнь. Обучение неразрывно связано с воспитанием, а эффективность обучения обучающихся определяется не тем, что преподаватель пытался дать ученикам, а тем, что они усвоили во время учебного процесса.


Семенова Ирина Андреевна