Методы бихевиоризма. Бихевиористский подход к пониманию личности в социальной психологии. Ассимиляция в теории Ж. Пиаже есть

Бихевиористский подход (бихевиоризм)

Основателями бихевиоризма были Джон Бродес Уотсон(1878-1958) и Эдуард Торндайк (1874-1949) - последний подготовил бихевиоризм идейно, в своих опытах над животными с использованием «проблемного ящика» - ящика с лабиринтами. Американский психолог Уотсон в 1913 г. ввёл в науку термин бихевиоризм, что в пер. с англ. означает поведение. Он заявил, что объективно можно изучать только поведение человека в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определённое поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология - это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием, считал он, следует изгнать из научной психологии. «Выражение «ребенок боится собаки» для науки не означает ничего, необходимы объективные описания: «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака». Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Уотсон). Любое поведение определяется своими последствиями (Скиннер). Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от неё зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятными могут быть результаты такого подражания для него самого (Бандура).

Поведение в бихевиоризме рассматривалось как система реакций на внешнее воздействие, на внешние стимулы. Оно описывалось формулой «Стимул- Реакция» (S-R). Изучалось, в основном, на животных (кошках, крысах, обезьянах, голубях), но выводы бихевиористы распространяли и на человека.

Внутренние мотивы и личностные факторы, влияющие на поведение, - сложные процессы сознания, творческий подход к выработке реакций, характер, - бихевиористами не учитывались, и это был главный недостаток бихевиоризма.

И на человека смотрели, как на большую белую крысу, который бегает в лабиринте жизни, где царит случай. Уотсон считал, что поведение зависит только от воспитания, а наследственность роли не играет. И это роднит его с марксизмом-ленинизмом, который отрицает генетический фактор в поведении.

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Р. Дальписал, что противоречивые интерпретации сопровождали бихевиоральный подход с самого начала. Честь введения термина "политическое поведение" принадлежит американскому журналисту Франку Кентукоторый в 1928 г. опубликовал книгу, озаглавленную "Political Behavior" ("Политическое поведение"). По Кенту, исследование политического поведения означает "циничный реализм" газетчиков. Герберт Тингштейнспас термин "политическое поведение" для политологии, опубликовав в 1937 г. работу "Political Behavior. Studies in Election Statistics", которая была посвящена выборам в Европе (Dahl R.A. The Behavioral Approach in Political Science //Contemporary Political Thought. - N.Y., 1969. - P. 119-120).

После второй мировой войны произошла так называемая "бихевиоральная революция". Сформировались новые представления о политических процессах, благодаря работам С.М. Липсета"Политический человек", С. Вербыи Г. Алмонда "Гражданская культура", А. Кэмпбела"Американский избиратель".

Основная методологическая установка бихевиорального подхода состоит в стремлении вывести структуру властных отношений из природы человека, доступной исследованию научными методами. Бихевиоральный подход как попытка обратиться к анализу политического поведения, уходит корнями в 20-30-е годы ХХ в. Эмпирическое направление в политологии, как мы отмечали выше, получило развитие в Чикагском университете США. Это направление подготовило почву для становления бихевиорального подхода после второй мировой войны.

Бихевиоральный подход исходит из двух основных принципов неопозитивизма: верификации и операционализма.

  • 1. Принцип верификации означает, что научную ценность имеют лишь те данные, которые могут быть получены или проверены путем наблюдения или количественного измерения. Бихевиоралисты считают, что такие данные могут быть получены при изучении поведения социальных групп и индивидов. Необходимо учитывать индивидуальные психологические мотивы, эмоции людей. Подлинную теоретическую значимость имеют не теоретические исследования, а эмпирические факты.
  • 2. Принцип операционализма означает, что любое познание представляет собой совокупность "инструментальных операций", служащих средством обработки, получения, измерения данных. Внимание должно быть сосредоточено на исследовательских процедурах. Политолог - собиратель фактов, его главными исследовательскими инструментами являются социологические методы.

Бихевиоралисты подчеркивают, что в анализе политических явлений применение методов других наук допустимо и необходимо. Они отмечают существование закономерностей в политике, моменты повторяемости, поддающиеся обобщению.

Таким образом, политическая наука, как ее понимают бихевиоралисты, является точной наукой, опирающейся на строгие методы исследования. Бихевиоральный подход акцентирует внимание на том, как человек действует политически и какое значение придает своему поведению. Поведение является первичным.

Ярким примером бихевиорального подхода является исследование поведения во время выборов (voting behavior) - работа П. Лазарсфельдаи Б. Берельсона"The People Choise", в которой проанализированы президентские выборы 1940 года в США. Еще один пример - работа "The American Voiter" А. Кемпбела, Ф. Конверза, Д. Стокса(1956). Ряд подобных исследований значительно углубил понимание демократии и дал описание наиболее характерного поведения граждан в демократическом государстве.

Результаты эмпирических исследований 40-60-х годов показали, что участие большинства граждан в политической жизни является скорее исключением, чем правилом. Политическое участие зависит от образования, уровня доходов. Обычный гражданин, как правило, плохо информирован о политических проблемах. Очень небольшой процент граждан участвует в политике не только в качестве избирателей. Результаты выборов зависят от таких факторов, как групповая лояльность и партийная идентификация.

В конце 60-х- начале 70-х годов монополизм бихевиоралистов в политической науке пошатнулся. Обнаружилась не только сила, но и слабость эмпирических исследований. Уязвимость бихевиорального подхода политологи видели в его нацеленности на описание общества, а не на его изменение. В этот период в США развернулось движение за гражданские права, шла война во Вьетнаме. Однако существующая методология не позволяла оценить эти явления. Политическая наука оказалась вне политики (Ган Д. Политическая наука в университетах США //Советское государство и право. - 1988. - № 9. - С. 121).

В начале 70-х Д. Истонвозвестил о постбихевиоральной революции. Он считает, что важнее понять смысл актуальных социальных проблем, нежели в совершенстве владеть техникой исследования. Чрезмерное увлечение исследованием поведения ведет к утрате связи с действительностью. Политическая наука должна стать на службу действительным потребностям человека в период кризиса. Изучение и конструктивная разработка ценностей является неотъемлемой частью изучения политики. Политологи несут ответственность перед обществом, и их роль, равно как и всей интеллигенции, состоит в защите человеческих ценностей (Истон Д. Новая революция в политической науке //Социально-политический журнал. - 1993. - №8. - С. 115-129).

Таким образом, Истонпоставил вопрос о макроанализе политики. Это привело к возникновению системного и структурно-функционального подходов в политологии.

Бихевиористский подход.

Для объяснения поведения бихевиоризм использует два основных понятия: стимул (S) и реакция (R); при этом сознание и другие субъективные понятия отрицаются. Бихевиористы стараются иметь дело только с теми фактами, которые можно наблюдать.

Американский психолог Б.Скиннер рассматривает личность как изолированную самость, которой нет места в научном анализе поведения. Для характеристики личности он вводит понятие "паттерн", которым обозначает некоторую совокупность реакций поведения. Личность является суммой паттернов. Каждая индивидуальная реакция основывается на предыдущем опыте и генетической истории.

Б.Скиннер существенно расширил схему образования условных рефлексов И.П.Павлова, предложив модель так называемого оперантного обусловливания - награды за желаемые и наказания за нежелательные реакции. Положительные и отрицательные стимулы, подкрепляющие поведение, регулируют и управляют ею.

Б.Скиннер отрицает спонтанность поведения и ее источников, лежащих вне жизненным опытом человека. Его интересует управления поведением, а не ее прогнозирования.

Гуманистические теории личности.

Одним из основателей гуманистической психологии является американский исследователь К. Роджерс (1902-1990). Он считал, что у каждого человека есть стремление стать компетентной и способной настолько, насколько это возможно для нее биологически. Основным положением его теории является самооценка, представление человека о себе, "Я-концепция", порождаемое во взаимодействии с другими людьми. Но формирование самооценки не проходит без конфликтов, она часто не совпадает с оценкой человека окружающими, и возникает дилемма - принять оценку других, или остаться со своей. Способность к гибкой самооценки, умение благодаря опыту переоценить систему ценностей, возникла раньше, - все это определяется К.Роджерсом как важное условие психической целостности личности и ее психического здоровья в различных жизненных ситуациях.

Благодаря К. Роджерсу явление самосознания и самооценки, их функции "в поведении и развитии субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований других представителя гуманистического направления психологи США - Г.Олпорт (1887-1967) и А. Маслоу (1907-1970).

Маслоу исследовал проблемы личностного роста и развития. Его теория является своеобразной альтернативой бихевиоризма и психоанализа, которые отрицали творчество, любовь, альтруизм и другие человеческие ценности.

Центральным понятием гуманистической психологии является самореализация.

Изучая выдающихся людей, Маслоу выделил характеристики самоактуализирующейся личности:

1. эффективное восприятие реальности и комфортнее отношение к ней.

2. Принятие себя, других, природы.

3. Спонтанность, простота, естественность.

4. центрированность на задаче, а не на себе.

5. Некоторая потребность в уединении.

6. Автономия, независимость от культуры и среды.

7. Постоянная свежесть оценки.

8. Мижособистиснисть и опыт внешних состояний.

9. Чувство сопричастности, единения с другими.

10. Более глубокие межличностные отношения.

11. Демократическая структура характера.

12. Различение средств и целей, добра и зла.

13. Философское невраждебное чувство юмора.

14. Творчество, самоактуализирующейся.

Личность, самоактуализирующейся, не совершенна, она может переживать и негативные ощущения. Самоактуализация - не уход от проблемы, а движение от проблем мнимых и простых к проблемам реальных и сложных.

Маслоу описывает восемь путей самоактуализации индивида:

1. Полное и самоотверженное переживания жизненной ситуации с повышенной усвидомлюванисть и интересом.

2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциале.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Ответы на вопросы, возникающие, необходимо искать в себе.

5. Развитие способности "лучшего жизненного выбора", умение верить своим суждениям и интуиции, действовать от соответствии с ним.

6. Развитие своих потенциальных возможностей.

7. Стремление к "пика переживаний", когда мы полнее понимаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно.

8. Выявление своих "защит" и работа по отказу от них.

Кроме этого, известна концепция А. Маслоу, в которой он выделяет иерархию фундаментальных потребностей развивающихся от низших к высшим:

1) физиологические потребности;

2) потребности в безопасности;

3) потребности в любви и привязанности;

4) потребности в признании и оценке;

5) потребность в самоактуализации.

Уровня самоактуализации достигают не все личности. Характеристиками личности, достигла уровня самоактуализации, является непринужденность в поведении, деловая направленность, избирательность, глубина и демократичность в отношениях, независимость, проявления творчества и тому подобное.

Классический бихевиористский подход - это одно из основных направлений в психологии, методом которого является наблюдение и экспериментальное исследование реакций организма на стимулы извне для дальнейшего математического обоснования связи между этими переменными. Развитие бихевиоризма стало предпосылкой для формирования точных перехода от умозрительных заключений к математически обоснованным. В статье описаны: бихевиористский подход к изучению личности, история развития этого направления и его значение в современной жизни общества. Последнее представлено на примере использования бихевиористских принципов в развитии политологии.

Бихевиористский подход в психологии

Бихевиоризм в психологии возник на основе методологии философии позитивизма, которая считает изучение непосредственно наблюдаемого. Отсюда и предметом изучения психологии должно стать поведение человека, которое существует реально, а не сознание или подсознательное, которое невозможно пронаблюдать.

Термин "бихевиоризм" происходит от английского behaviour и означает "поведение". Таким образом, целью изучения этого направления в психологии и является поведение - его предпосылки, формирование и возможность им управлять. Поступки и реакции человека есть единицами изучения бихевиоризма, а само поведение строится на известной формуле "стимул - реакция".

Бихевиористский подход личности стал совокупностью знаний, которая базируется на экспериментальных исследованиях поведения животных. Приверженцы этого направления в психологии создали свою методологическую базу, цель, предмет, методы изучения, а также способы коррекции поведения. Некоторые тезисы бихевиоризма стали основой для других наук, целью которых является изучение поступков людей. Но особо большой вклад сделан в теории и практике обучения и воспитания детей.

Представители бихевиоризма в психологии

Длительную историю развития и усовершенствования своих научных методов исследования и терапии имеет бихевиористский подход. Представители его начинали с изучения элементарных принципов поведения животных и пришли к системе практического применения этих знаний на человеке.

Основоположник классического бихевиоризма Д. Уотсон был приверженцем мнения, что реально только то, что можно наблюдать. Он придавал значение исследованию 4 актов поведения человека:

  • видимых реакций;
  • скрытых реакций (мышление);
  • наследственных, природных реакций (например, зевание);
  • скрытых природных реакций (внутренних процессов жизнедеятельности организма).

Он был убежден, что сила реакции зависит от силы стимула, и предложил формулу S = R.

Последователь Уотсона Э. Торндайк развил теорию дальше и сформулировал такие основные законы человеческого поведения:

  • упражнения - взаимосвязь между условиями и реакциями на них в зависимости от числа воспроизведения;
  • готовности - проведение нервных импульсов зависит от наличия внутренней готовности к этому индивида;
  • ассоциативного сдвига - если из множества стимулов индивид реагирует на один, то оставшиеся из них в дальнейшем будут вызывать аналогичную реакцию;
  • эффекта - если действие несет за собой получение удовольствия, то это поведение будет проявляться чаще.

Экспериментальное подтверждение теоретических основ данной теории принадлежит российскому ученому И. Павлову. Именно он опытным путем доказал, что у животных можно сформировать условные рефлексы, если при этом использовать определенные раздражители. Многим известен его эксперимент с формированием у собаки условной реакции на свет в виде слюноотделения без подкрепления в виде еды.

В 60-е годы развитие бихевиоризма расширилось. Если ранее оно рассматривалось как набор отдельных реакций на стимулы, то с этих пор начинается введение в эту схему других переменных. Так, Э. Толмен, автор когнитивного бихевиоризма, назвал этот промежуточный механизм когнитивным представлением. В своих опытах с мышами он показал, что животные находят выход из лабиринта на пути к корму разными способами, следуя по незнакомому ранее маршруту. Таким образом, он продемонстрировал, что цель для животного важнее механизмов ее достижения.

Принципы бихевиоризма в психологии

Если подытожить выводы, к которым пришли представители классического бихевиоризма, можно выделить несколько принципов этого подхода:

  • поведение - это реакция индивида на стимулы внешней среды, с помощью которых он приспосабливается (реакция может быть как внешней, так и внутренней);
  • личность - это опыт, приобретенный человеком в процессе жизни, набор моделей поведения;
  • поведение человека формирует социальная среда, а не внутренние процессы.

Данные принципы - это тезисные положения классического подхода, которые в дальнейшем развивались и оспаривались последователями и критиками.

Виды обусловливания

Развитие человека происходит путем научения - усвоения опыта взаимодействия с внешним миром. Это и механические навыки, и социальное развитие, и эмоциональное. На основании этого опыта формируется и поведение человека. Бихевиористский подход рассматривает несколько видов научения, среди которых самыми известными являются оперантное и классическое обусловливание.

Оперантное предусматривает постепенное усвоение человеком опыта, в котором любое из его действий повлечет определенную реакцию. Так, ребенок узнает, что если разбросать игрушки, это может разозлить родителей.

Классическое обусловливание говорит индивиду о том, что за одним событием идет следующее. Например, при виде груди матери ребенок понимает, что за этим актом последует вкус молока. Это формирование ассоциации, элементами которой есть один стимул, за которым следует другой.

Соотношение стимула и реакции

Теоретически предложенная Уотсоном и практически обоснованная Павловым идея о том, что стимул равен реакции на него (S - R) была направлена от избавления психологии от "ненаучных" представлений о существовании "духовного, незримого" начала в человеке. Исследования, проводимые на животных, распространялись и на психическую жизнь человека.

Но развитие этой теории изменило и схему "стимул - реакция". Так, Торндайк отметил, что ожидание подкрепления усиливает связь между стимулом и реакцией. Исходя из этого, человек осуществляет действие, если ждет положительного результата или избегает негативного последствия (положительное и негативное подкрепление).

Э. Толмен также считал эту схему упрощенной и предлагал свою: S - I - R, где между стимулом и реакцией находятся индивидуальные физиологические особенности индивида, его личный опыт, наследственность.

Научение с точки зрения бихевиоризма

Бихевиоризм стал основой для развития поведенческого подхода в психологии. Хоть зачастую эти направления и отождествляют, но все же между ними есть существенная разница. Бихевиористский подход рассматривает личность как результат научения, как совокупность представленных внешне реакций, на основе чего формируется поведение. Таким образом, в бихевиоризме имеют смысл только те действия, которые проявляются внешне. шире. В него включены принципы классического бихевиоризма, когнитивного и т. е. исследованию подлежат и внутренние действия организма (мысли, чувства, роли), которые созданы личностью и за которые она несет ответственность.

Бихевиористский подход получил множество модификаций, среди которых самая распространенная - А. Бандуры и Д. Роттера. Ученые расширили понимание человеческого поведения. Они считали, что действия личности детерминированы не только внешними факторами, но и внутренней предрасположенностью.

А. Бандура отмечал, что готовность, вера, ожидания - как внутренние детерминанты - взаимодействуют с поощрением и наказанием, внешними факторами в равной степени. Он также был уверен в том, что человек способен самостоятельно менять свое поведение под воздействием отношения к нему окружающего мира. Но главное - личность может формировать новый план действий путем простого наблюдения за поведением других людей даже без непосредственного их влияния. По мнению исследователя, человек обладает уникальной способностью к саморегуляции своего поведения.

Дж. Роттер, развивая эту теорию, предложил систему прогнозирования поведения человека. По мнению ученого, личность будет действовать исходя из 4 условий: потенциала поведения (степени вероятности поведения на какой-то стимул), ожидания (оценки субъектом вероятности подкрепления в ответ на его поведение), ценности подкрепления (оценки личной значимости реакции на действия) и психологической ситуации (внешней обстановки, в которой может произойти действие). Таким образом, потенциал поведения зависит от совокупности этих трех факторов.

Отсюда социальное научение - навыков и паттернов поведения в социальном мире, которое детерминировано как внешними факторами, так и внутренней предрасположенностью личности.

Бихевиористский подход в политологии

На смену привычному юридическому методу в политологии, изучавшему правовые, политические институты, в 50-х годах пришел бихевиористический. Его назначением стало изучение природы политического поведения людей как граждан и политических групп. Этот метод позволил качественно и количественно проанализировать политические процессы.

Бихевиористский подход в политологии применяется для изучения поведения индивида как части политической системы и побуждающих его к действию стимулов - мотивов, интересов. Благодаря ему в политической науке стали звучать такие понятия, как "личность", "установка", "убеждения", "общественное мнение", "поведение электората".

Основные тезисы

  1. Акцент внимания должен сдвигаться с политических институтов на поведение личности в рамках жизни государства.
  2. Основное кредо: политология также должна изучать непосредственно наблюдаемое с помощью строгих эмпирических методов.
  3. Доминирующий мотив участия в политической деятельности основывается на психологической ориентации.
  4. Исследование политической жизни должно стремиться раскрыть причинно-следственные связи, существующие в обществе.

Представители бихевиоризма в политологии

Основателями бихевиористского подхода к политике являются Ч. Мерриам, Г. Госнелл, Г. Лассуэлл. Они пришли к выводу, что политологии нужны методы "рационального" контроля и социального планирования. Используя идею Терстоуна о связи поведения человека и его установок, ученые адаптировали ее к политической науке и позволили перейти от анализа государственных институтов как основного объекта исследования к анализу власти, политического поведения, общественного мнения и выборов.

Продолжение эта идея нашла в трудах П. Лазерсфельда, Б. Барельсона, А. Кемпбела, Д. Стокса и других. Они проанализировали процесс выборов в Америке, обобщили проявления поведения людей в демократическом обществе и пришли к нескольким выводам:

  • участие большей части граждан в выборах является, скорее, исключением, чем правилом;
  • политическая заинтересованность зависит от уровня образования и доходов человека;
  • средний гражданин, как правило, слабо информирован в вопросах политической жизни общества;
  • результаты выборов во многом зависят от групповой лояльности;
  • должна развиваться на пользу реальным проблемам человека в кризисные периоды.

Таким образом, развитие бихевиористического метода в политологии произвело настоящую революцию и стало предпосылкой для формирования прикладной науки о политической жизни общества.

Бихевиори́зм (англ. behavior - поведение) - направление в психологии человека и животных, буквально - наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Развитие бихевиоризма в 60-х годах 20 века связано с именем Скиннера. Американского исследователя можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер отвергал мыслительные механизмы и полагал, что методика выработки условного рефлекса, заключающаяся в закреплении или ослабления поведения в связи с наличием или отсутствием поощрения или наказания, может объяснить все формы человеческого поведения. Этот подход применялся американским исследователем к объяснению самых разнообразных по сложности форм поведения, начиная с процесса обучения и заканчивая социальным поведением.

В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Безусловно-рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются ("испускаются") организмом и некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название "последовательного наведения на нужную реакцию".

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека - как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения "проявления интереса". Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура - литература, живопись, эстрада - оказывается в его трактовке "хитроумно придуманными подкреплениями". Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей книге "По ту сторону свободы и достоинства" (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Так называемая жетонная система вознаграждения демонстрирует одну из методик, применяемых в бихевиоральной терапии. При жетонной системе вознаграждения люди, обычно госпитализированные взрослые с тяжелыми поведенческими расстройствами, награждаются жетонами (то есть символическими или вторичными подкреплениями) для поощрения различной желаемой деятельности. Жетон - это просто символический заменитель, который делает доступным некоторое количество желаемых вещей (предметов или действий), вроде пластиковой карточки или оценки. Таким образом, индивиды могут быть награждены за участие в такой позитивной деятельности, как уборка своих комнат, самостоятельное питание, завершение рабочего задания или проявление инициативы в разговоре с другими пациентами и обслуживающим персоналом. Жетоны, которые они получают за участие в такой деятельности, затем обмениваются на разнообразные желаемые побудительные стимулы (например, сладости, сигареты, журналы, билеты в кино, разрешение уходить из больницы). В некоторых программах пациенты могут лишаться жетонов за негативное поведение, такое, как провоцирование драк, эксцентричные действия или уклонение от обязанностей. Насколько эффективна жетонная система вознаграждения в устранении неадаптивного поведения и приобретении здорового, ответственного поведения у людей? Исследование, которое провели Этхоу и Kpacнep, дает весьма обнадеживающий ответ. Эти два клинициста сделали первую попытку учредить программу жетонного подкрепления в психиатрическом отделении Госпиталя для ветеранов. Ее целью было "изменить аберрантное поведение хронически больных, особенно поведение, считающееся апатичным, слишком зависимым, причиняющим ущерб или раздражающим других". Были обследованы 60 человек, средний возраст - 57 лет, которые в среднем провели в госпиталях 22 года. Большинство из них ранее были диагностированы как хронически больные шизофренией, у остальных был поврежден головной мозг. Исследование продолжалось в течение 20 месяцев и состояло из трех этапов. Первые шесть месяцев были основным, или оперантным периодом, в течение которого исследователи каждый день регистрировали частоту появления поведения, подлежащего последовательному подавлению. За этим следовал трехмесячный период формирования, когда пациентов информировали о видах деятельности, которой им следовало заниматься, чтобы получить жетон и "реализовать" его в столовой госпиталя. Наконец, в течение экспериментального периода, продолжавшегося 11 месяцев, пациенты получали жетоны за то, что вели себя желаемым образом - обслуживали себя, посещали занятия, общались с другими или проявляли ответственность. Каждый получал жетон сразу после завершения желаемой деятельности, социальное одобрение со стороны персонала выражалось словами "прекрасная работа" или улыбкой. Анализ результатов показал, что пациенты стали чаще вести себя "нужным" образом, у них повысились инициатива, активность, ответственность и улучшились навыки социального общения. В течение оперантного периода средний недельный коэффициент участия был равен 5,8ч на каждого пациента. С введением жетонной системы вознаграждения этот коэффициент возрос до 8,4ч за первый месяц и в среднем составил 8,5ч в течение всего экспериментального периода. Кроме того, коэффициент возрос до 9,2 ч в те три месяца в пределах экспериментального периода, когда подкрепляющая ценность жетонов возросла от одного до двух жетонов за час участия. Другие данные, о которых сообщили Этхоу и Краснер, касаются числа нарушений, совершенных пациентами. Обычно многие пациенты в госпитале отказываются утром вставать, умываться или покидать спальню в установленное время, таким образом создавая необходимость в помощи дополнительного персонала. Непосредственно до того, как была введена жетонная система вознаграждения, регистрировалось по одному нарушению в неделю по каждому из этих трех пунктов. В результате в среднем было 75 нарушений (или чуть больше одного на пациента) в неделю. Во время эксперимента жетон выдавали ежедневно, в том случае если не было зарегистрировано нарушения по любому из этих пунктов. Число нарушений снизилось после введения жетонной системы. Исследователи никак не прокомментировали неожиданный рост нарушений (до 39) в течение четвертой недели экспериментальной программы. В течение последних шести месяцев экспериментального периода частота нарушений в среднем составляла девять за неделю. Несмотря на впечатляющие результаты, полученные в этом клиническом исследовании, все же не ясно, изменялось ли поведение именно от специфических подкреплений. Например, существует возможность того, что пациенты, участвующие в эксперименте с жетонной системой вознаграждений, просто реагируют на энтузиазм, внимание и ожидания персонала госпиталя. Сторонники бихевиоральной терапии настаивают на том, что такое объяснение не обоснованно и что изменения в поведении пациента являются прямым результатом применения вероятностного метода. Эйлон и Эзрин безусловно поддерживают эту точку зрения. Они обнаружили, что проявления желаемого поведения прямо зависят от наличия или отсутствия жетонного подкрепления. Основываясь на шести специфических экспериментах с жетонной системой вознаграждений, они пришли к заключению, что желаемое поведение сохранялось "на высоком уровне, пока применялась подкрепляющая методика". Таким образом, вероятно, можно заключить, что жетонная система вознаграждений может быть использована для закрепления нормального адаптивного поведения у пациентов. Исследования также показали, что при жетонной системе вознаграждений может сократиться срок пребывания пациентов в больнице и уменьшиться коэффициент повторной госпитализации. Далее следует отметить, что жетонная система вознаграждений интенсивно использовалась в различных ситуациях в классе с "нормальными" детьми, делинквентными подростками, людьми, склонными злоупотреблять наркотиками, и умственно отсталыми. Наконец, жетонную систему вознаграждений можно использовать, чтобы устранить страх, гиперактивность, агрессивное поведение у детей и уменьшить супружеские разногласия.

22.Психоаналитический подход к пониманию личности в социальной психологии – структура личности (З. Фрейд).

В конце 19го века, в соц науках стали происходить изменения – основное внимание уделялось теперь не соц группам, а отдельному человеку, отдельным индивидуумам, которые определяли свое включение в социум – становились социализированными. Благодаря этому в конце 19го века возникло психодинамическое направление, основная задача которого состояла в том, чтобы изучать процесс включения человека в социум. Поэтому, появление работ венского невропатолога Зигмунда Фрейда предопределило изучение внутреннего мира людей. Он автор психоанализа, сделал предположение о существовании двух важнейших сфер: сознание и бессознательное. По мнению Фрейда, поведение людей, их адаптация в социуме определяется бессознательной сферой. Данная структура сознательная-бессознательная представляет собой следующую модель:

Модель «айсберга» , где надводная часть – это сознание человека, а подводная – бессознательная.

По мнению Фрейда, в область «бессознательного» попадают вытесненные из сознания мысли, желания, которые возникали у человека в предыдущее время, но самое главное – в область бессознательного попадают запрещенные обществом виды поведения, мысли, переживания, потребности и чувства. Можно сделать вывод: поведением людей, на самом деле, управляют не сознательные чувства и мысли, а бессознательные (запрещенные) мысли и переживания.

Зигмунд Фрейд в своей теории психоанализа, определяя существование бессознательного, высказал предположение: т.к. бессознательное определяет жизнедеятельность человека, что существует две жизненно важных и необходимых для существования психический энергий:

1)Энергия «либидо» - данная энергия предполагает стремление человека к развитию, воспроизведению, является энергией жизни, также несет в себе эротическую социальную составляющую.

2)Энергия «танатос» (мортидом) – данная энергия определяет стремление человека к разрушению, проявление агрессии и отвечает за влечение к смерти.

По мнению Фрейда, эти энергии должны одновременно существовать и протекать в организме человека. В случае, возникновения проблем(фиксации энергии), возникают необходимые трудности в сознательном поведении человека. Он считал, что необходимо основное внимание обратить на энергию «либидо» , т.к. данная энергия отвечает за жизнедеятельность человека и его воспроизводство. Таким образом, основное понимание теории Фрейда современниками и его последователями состояло в следующем:

Поведением человека управляют запрещенные мысли и переживания, которые непосредственно связаны с сексуальными мыслями и переживаниями.

Данные переживания в «Викторианской» Европе были запрещены.

90% людей думают только об одном, остальные 10 % - сами себе не признаются.

Теория Фрейда во многом предопределила изучение процессов социализации человека в обществе, он считал, что с момента рождения и в течении всей жизни поведение людей предопределено функционированием (протекание) энергии «либидо». В случае, возникновения фиксации этой энергии в любом возрасте:

Во взрослом возрасте отмечаются характерные изменения, которые носят невротический характер и мешают социальной адаптации человека. Поэтому, изучая поведение взрослых, их дезодаптацию, Фрейд обращал внимание на детские переживания, которые приводили к фиксации энергии либидо. Т.е. все взрослые проблемы лежат в детстве человека.

Теория Фрейда так же рассматривала структуру личности, которая включала в себя 3 основных характеристики:

1) «Ид» или «оно» , которое включало в себя бессознательную сферу человека и определяло такие действия людей, которые характеризовались принципом – принципом удовольствия, т.е. человек стремился здесь и сейчас реализовать свои реальные желания и потребности, однако, структура «ид» являлась запрещенной и поэтому ее необходимо было контролировать. Но важнейшей функцией структуры «ид» являлась энергоспособность, т.е. именно эта структура аккумулировала жизненную энергию либидо и определяла психическое и физическое здоровье человека.

2) «Эго» или «Я» , данная структура непосредственно отвечает за сознательную жизнь человека и определяет его существование в социуме. Т.е. человек существует по принципу «реальности» , когда определяются основные стратегии приближения и избегания, в случае возникновения опасности человек выбирает стратегию «избегания», в случае возникновения «привлекательности» человек выбирает уже другую стратегию – ну вы поняли. По мнению Фрейда, основной функцией данной структуры является стремление контролировать «ид» , поэтому именно «эго» создает препятствия и барьеры для бессознательных особенностей поведения человека. Однако, структура «эго» заинтересована в поступлении энергии, поэтому создаются условия, когда «ид» может проявить себя, реализовать «принцип удовольствия». Наиболее ярко это проявляется в различных ошибочных действиях, оговорках, ослышках, очепятках, а так же в сноведениях человека, которые позволяют реализовать стремление структуры «ид».

3) «Супер-эго» или «сверх-Я» , особенностью данной структуры является ее двойственный характер: с одной стороны – «супер-эго» выполняет контролирующую роль и предполагает возможность управления эгом, т.е. реализуются функции морали, нравственности, совести, и поэтому основная задача «супер-эго» состоит в том, чтобы управлять поведением человека в соответствии с требованиями общества. Именно «супер-эго» определяет существование соц. институтов контроля и запрета поведения людей. С другой стороны – «супер-эго» непосредственно связанно с бессознательной сферой, и отвечает за творчество и креативность. Кроме этого, данная особенность «сверх-эго» предполагает включение в сознание человека моральных и нравственных принципов, которые действуют на бессознательном уровне. Человек перестает осознавать основные законы морали и определяют всю структуру жизни человека. Поэтому, данная особенность «супер-эго» предполагает возможности человека, связанные с реализацией творческих задач.

23. Гештальтпсихология – основные феномены и закономерности. Л. Фестингер. Понимание личности в гештальтпсихологии.

Это новое направление, которое возникло в социальной психологии и являлось альтернативой психоанализу. Гештальт в переводе с немецкого – образ структура, которые представляют целостность данного объекта. Гештальтпсихология высказала очень интересное мнение. Человек на самом деле существует не за счет эмоций, переживаний, поведения, а благодаря сознательной деятельности, т.е. способности к рассуждениям и мыслительным операциям, поэтому, человек во многом определяет и создает свою собственную картину мира. Гештальт-психологи высказали: так как каждый, благодаря своему опыту, переживаниям создает собственную картину мира, собственный образ мира, то восприятие окружающего мира человеком зависит от этого человека, а значит большинство людей живут вне реальности. Каждый человек зависит и понимает мир по-своему, а значит нельзя говорить о существовании единой реальности, а она для каждого своя.

Гештальтпсихология рассматривала одну из важной особенности человека – восприятие, которое играет основную роль в жизнедеятельности людей. В случае искажения восприятия, т.е. изменения образа мира автоматически изменяется, поэтому было высказано предположение, что поведение людей определяется следующим феноменом («фигура-фон»).

Человек выделяет из окружающего мира наиболее значимый объект, явление, которые становятся для него своеобразной фигурой и поэтому данный объект или явление полностью занимают влияние человека, он фиксируется на этом объекте, все остальное представляет своеобразный фон.

Особенностью поведения людей является их умение и способность перемещать свое внимание со значимой фигурой на другие объекты и в результате оказывается социальным и соответствующим требованием общества. Данный процесс действий получил название Гештальт, а перемещение внимания с одной фигуры на другую является показателем завершенного Гештальте.

Известный исследователь Корд Левин определил социально-психологический феномен незавершенного действия. Большинство людей стремятся тем или иным образом завершать свои дела.

Незавершенный Гештальт.

Исследование Корта о незавершенности действия позволили сформулировать принципы:

1) Селективности. Данный принцип предполагает, что большинство людей стремятся выделять для себя наиболее значимые объекты. Эти объекты оказываются значимыми в результате прошлого опыта, эмоционального состояния, а также той ситуации, в которой происходит выбор, поэтому значимые объекты оказываются индивидуальными для каждого человека.

2) Принцип целостности восприятия. Состоит в том, что человек стремится достраивать любое событие, явление или объект до его целого состояния, поэтому жизнеспособность людей определяется их естественным стремлением к целостности мира и поэтому неспособности восстановить целостность образа мира, человек испытывает стресс и напряжение.

Бихевиористский подход

Как говорилось в нашем кратком обзоре истории психологии, бихевиористский подход уделяет основное внимание наблюдаемым стимулам и реакциям. В частности, С-Р-анализ вашей социальной жизни может быть сосредоточен на том, с какими людьми вы взаимодействуете (то есть на социальных стимулах), и на том, какие реакции по отношению к ним вы проявляете (положительные -- вознаграждения, отрицательные -- наказания, или нейтральные), какими реакциями они, в свою очередь, отвечают вам (вознаграждениями, наказаниями или нейтральными), а также как эти вознаграждения способствуют продолжению или прекращению ваших взаимодействий.

Чтобы проиллюстрировать этот подход, снова воспользуемся нашей выборкой проблем. Так, в случае с тучностью некоторые люди могут переедать (специфическая реакция) только при наличии определенного стимула, и во многих программах по контролю за весом людей учат избегать таких стимулов. В случае с агрессией дети с большей вероятностью проявляют агрессивные реакции, например бьют других детей, когда такие реакции подкрепляются (другие дети ретируются), чем когда они наказываются (другие дают сдачи).

Строгий бихевиористский подход не принимает во внимание психические процессы индивидуума. Психологи, не относящиеся к бихевиористам, часто регистрируют то, что человек высказывает о своих сознательных переживаниях (вербальный отчет), и на основе этих объективных данных делают выводы об умственной деятельности данного человека. Но вообще говоря, бихевиористы просто решили не гадать, какие психические процессы происходят между стимулом и реакцией (Skinner, 1981). Сегодня мало кто из психологов считает себя «чистым» бихевиористом. Тем не менее многие современные разработки в области психологии вышли из работ бихевиористов.

Когнитивный подход

Современный когнитивный подход частично является возвратом к когнитивным корням психологии, а частично -- реакцией на узость бихевиоризма и позиции «стимул-реакция» (поскольку в последних двух игнорировались сложные виды человеческой деятельности, такие как рассуждение, планирование, принятие решений и общение). Как и в XIX веке, современное когнитивное исследование сосредоточено на психических процессах, таких как восприятие, запоминание, мышление, решение задач и принятие решений. Но в отличие от варианта XIX века современный когнитивизм уже не основывается на интроспекции и исходит из следующих главных положений: а) только изучая умственные процессы, мы сможем полностью понять, что делают организмы; б) объективно изучать умственные процессы можно на примере конкретных типов поведения (как, собственно, и делали бихевиористы), но объясняя его в терминах умственных процессов, лежащих в его основе.

Интерпретируя поведение, когнитивные психологи часто пользуются аналогией между разумом и компьютером. Поступающая к человеку информация обрабатывается различными способами: она селектируется, сравнивается с той, что уже есть в памяти, как-то комбинируется с ней, преобразуется, по-другому организуется и т. д. Например, когда подружка звонит вам и говорит «Привет!», то для того чтобы просто распознать ее голос, нужно (бессознательно) сравнить его с другими голосами, хранящимися в долговременной памяти.

Воспользуемся уже знакомыми нам проблемами, чтобы проиллюстрировать когнитивный подход (начиная с этого момента, мы будем говорить уже только о современном его варианте). Возьмем для начала фундаментальную ошибку атрибуции. Интерпретируя чье-либо поведение, мы вовлекаемся в некоторую форму рассуждения (например, о том, что же послужило его причиной), точно так же, когда мы задумываемся, почему тот или иной механизм действует именно так. И здесь оказывается, что наше мышление пристрастно в том смысле, что в качестве причины мы предпочитаем выбирать личные качества (щедрость, например), а не давление ситуации.

Явление амнезии детства также поддается когнитивному анализу. Возможно, события первых лет жизни не удается вспомнить из-за того, что в процессе развития кардинально изменяется сам способ организации памяти и хранящегося в ней опыта. В возрасте около 3 лет эти изменения могут быть наиболее значительными, поскольку именно в это время происходит быстрое развитие речевых способностей, а речь позволяет по-новому организовывать содержимое памяти.