Михаил Лермонтов — Три пальмы: Стих. «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: а много ли пользы миру принес я или, может, я принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды? Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы».
Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! - так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина - так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе...», - писал он.
В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.

Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы.

Три пальмы
(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»........

Лермонтова предложены для изучения и несколько - для чтения и обсуждения. Поэтому тему целесообразно построить так: один урок - вступление и работа над стихотворением «Парус», другой - работа над стихотворениями «Тучи» и «Три пальмы», третий урок - чтение и обсуждение стихотворений, предложенных в учебнике (или других, выбранных учителем и учениками). Возможна и иная последовательность.

Задача вступления не столько дать сведения о биографии , сколько познакомить с личностью поэта. Поэтому во вводной статье учебника говорится о необычности судьбы Лермонтова с детства, о его рано проявившейся гениальности, о постоянной устремленности к чему-то неизведанному. Обратится ли учитель к этой статье или построит свое вводное слово - эти черты личности поэта будут в центре внимания.

Один из вариантов вступительного слова - чтение учениками подготовленных отрывков из воспоминаний о Лермонтове А. П. Шан-Гирея, П. К. Шугаева, А. Корсакова, А. 3. Зиновьева, Д. А. Милютина где можно найти некоторые сведения о его детских годах в Тарханах и Московском благородном пансионе. Можно начать и с рассматривания автопортрета Лермонтова.

В любом случае класс не должен быть пассивен. Ребята могут затем ответить на вопрос, например: «Какие черты Лермонтова вам показались наиболее замечательными?» или «Что вы увидели необычного в облике Лермонтова?» Возможен и пересказ статьи учебника, дополненной прослушанными отрывками или рассказом учителя. Задание дается перед чтением или слушанием, а после проверяется. Ответ ученика оценивается классом.

Трудность выразительного чтения и изучения стихотворения «Парус» в том, что оно несет в себе неисчерпаемый смысл и, выраженный словами, он суживается и даже ускользает. В нем привычно воспринимаются революционные настроения, но это лишь одна из возможных интерпретаций стихотворения. Не менее значимы и поиски смысла жизни, и выражение свободы человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремления к гармонии. Поэт не столько рисует картины, сколько вызывает их в воображении по намекам. Что такое, например, «в тумане моря голубом»? И море, и небо, и простор, и отсутствие других предметов, кроме паруса, и дымка тумана, и ощущение красоты, и щемящее чувство одиночества, недостижимости чего-то прекрасного, и многое еще.

Поэтому не будем стремиться «анализировать» каждую строку стихотворения в классе. Главное - чтобы ребята почувствовали, прониклись настроением, выраженным в нем, осознали символическое значение образов. Причем нельзя упростить это понимание. Иногда приходится слышать высказывания типа: «Парус - это человек, революционер» и т. п. Это, конечно, такое упрощение, при котором исчезает смысл. И «мятежность» его вовсе не означает только «отрицания существующего строя». И «просит бури» вовсе не означает стремления к революции. Все гораздо глубже. Во всем контексте лермонтовской поэзии буря - это стихия, хаос, разрушение, освобождение стихийных сил природы и человека, яростная борьба, грозящая гибелью, но и пробуждающая восторг, дающая возможность испытать свои силы («Мцыри»). Она может дать лишь на миг «упоение в бою», но не удовлетворение высоким стремлениям человека. Но и «покой» - реальный покой: спокойное море, отсутствие препятствий, бездействие тоже не идеал, напротив, это состояние вызывает всегда неприятие лермонтовского героя («Три пальмы»). К чему же он стремится? К невозможному! Буря не дает ему чувства счастья. Но и спокойное море заставляет парус просить бури. А хочет он такого состояния, в котором соединилось бы то ценное, что несет в себе буря, с тем прекрасным, что может проявиться в покое. Он хочет гармонии, устремлен к абсолюту, а потому не может удовлетвориться ничем достигнутым. Это мысль о вечной тревоге и стремлениях человеческого духа.

Но, как ни странно, стихотворение вместе с тем создает у читателя ощущение реальности этого абсолюта, возможности такой гармонии. Оно возникает из необычайной мелодичности стиха , из симметрии и красоты композиции, из привычных для романтической поэзии образов, несущих ассоциации с высшими духовными ценностями. И устремленность к невозможному, и ощущение реальности прекрасного одинаково сильно выражены в стихотворении, вероятно, это и делает его таким трудным для анализа. Но передать в чтении неудовлетворенность настоящим, значимость исканий и красоту звучания можно.

После чтения учителя возможна работа над вопросами учебника. Менее всего следует стремиться к формулированию идеи, к осмыслению стихотворения как призыва к чему-то. Беда в том, что у детей мало опыта восприятия романтической поэзии, не сформировано ассоциативное восприятие стихов. Отсюда прямолинейность выводов. Задача учителя - помочь уйти от восприятия стихов как лозунгов или повествований. Здесь все зависит от мастерства учителя: чуть-чуть приоткрыть неисчерпаемость смысла, ни в коем случае не ставить точек над «i», обращаться больше к воображению и эмоциям, чем к рассудку. Объяснение понятия «инверсия» дано не столько для усвоения этого понятия, сколько для более глубокого понимания с его помощью произведения.

Работа над стихотворением может проводиться и не в беседе по вопросам учебника, а в обучении выразительному чтению. Вопросы при этом будут максимально нацелены на работу воображения и сопереживание. В любом случае именно в чтении учениками стихотворения и проявится степень понимания его. Что же касается неисчерпаемой глубины, стихи обладают удивительным свойством расти вместе с читателем: выученные наизусть в детстве и понятые тогда в соответствии с возрастными возможностями, впоследствии они обогащаются вместе с духовным ростом человека и помогают этому развитию. Поэтому не беда, если ребята не поймут сейчас всего смысла. Главное, чтобы они почувствовали, что в произведении есть глубина, есть тайна, а не успокоились, найдя простенькую отмычку.

Это же в полной мере относится и к другим стихотворениям Лермонтова, приведенным в учебнике. В детстве «На севере диком…» - прекрасный пейзаж, в юности отвечает мечте о родной душе, в зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала. «Три пальмы» вначале - живописная картина, восхищение самоотверженностью, позже - горькие раздумья о добре и зле. И не следует стремиться открыть детям то, что пока им недоступно. Достаточно, если они проникнутся настроением, почувствуют красоту лермонтовских стихов. Выученные наизусть, стихи будут обогащаться вместе с человеком. Поэтому прежде всего выразительное чтение, работа воображения, эмоций.

Урок, на котором читаются стихи, может проводиться как урок-концерт, урок-конкурс. Подумаем об особом оформлении класса, о включении музыки, романсов, фонозаписей. От чтения лермонтовских стихов у ребят должно остаться ощущение праздника.

Приведенные в учебнике задания для самостоятельной работы лучше использовать на специальном уроке развития речи . Выполнение заданий под руководством учителя носит поисковый, исследовательский характер. Активная деятельность - выражение своего отношения к прочитанному. Сочинение рассказа или сказки по пословице - настоящее литературное творчество. Что из этих заданий дать устно, что - письменно - дело учителя. Лучшие работы желательно поместить в рукописном журнале.

Читая Лермонтова, мы обращаемся к теоретическим понятиям. Инверсия, метафора, аллитерация должны помочь почувствовать своеобразие поэтического мира Лермонтова. Не следует превращать эти сведения в самоцель, они служат инструментом проникновения в смысл произведения. Но нет смысла и избегать называть вещи своими именами, это формирует чуткость к слову, к поэтике. И главное - потом надо пользоваться этими понятиями.

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Календарно-тематическое планирование, задачи школьнику 6 класса по литературе скачать , Литература онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Читать стих «Три пальмы» Лермонтова Михаила Юрьевича стоит всем любителям притч. Это произведение, написанное в 1838 году, имеет собственный глубокий и философский смысл. Основными персонажами стихотворения становятся сами пальмы, которые находятся в пустыне. Стихотворение затрагивает религиозные темы и проблему взаимоотношений человека с природой. Такие вопросы появляются во многих произведениях Лермонтова. Он всегда пытался найти ответы на самые странные загадки окружающего мира. А творчество использовал, как способ общения с собой, попытку размышлять и предполагать, возможность выразить мысль, высказать мнение.

Текст стихотворения Лермонтова «Три пальмы» передает суть того, что этот оазис является местом, недоступным для живых существ. Казалось бы, оно создано для того, чтобы стать спасением для потерявшегося путника. И пальмы взывают к Богу с этими очевидными мыслями. Тот, словно услышав их, отправляет к оазису людей, не способных оценить невероятную красоту этого места. Пальмы теряют свою красоту, становясь простым топливом. Оазис разрушен, на его месте остается лишь пустыня, такая, какой она должна быть. Такое болезненное воздействие человека на природу вызывает грусть и тоску. Действительно, люди не всегда могут порадоваться тому прекрасному, что дает им окружающий мир. Они думают о чем-то другом, земном, не столь важном. Гордыня мешает им увидеть все так, как оно есть на самом деле. Она застилает взор невидимой пеленой, закрывая все поистине прекрасное и невероятное.

Одним из основных вопросов, поднятых в произведении, является религиозный момент. Автор словно намекает на то, что не всегда прошения, направленные к Богу, приведут к осуществлению мечты. Многие не понимают, что их грезы могут принести лишь боль и разочарования. Не всегда цель оправдывает средства. Гордыня, которая осуждается в произведении, зачастую приводит к полному саморазрушению. Лермонтов пытается уберечь читателя от попыток получить нечто недосягаемое. Всегда нужно помнить, что мечты могут осуществляться, поэтому мыслить нужно правильно, и не стоит забывать о последствиях. Такой философский посыл несомненно следует учить на уроках литературы в старших классах. Полностью произведение можно прочесть онлайн или скачать на нашем сайте.

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!”

И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

1.Что общего в тематике стихотворений М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «На севере диком…», «Утес»?

а) гражданская тематика; б) вольнолюбивые; в) пейзаж; г) тема одиночества

2.В чем видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а)потребительское отношение человека к природе;

б)трагическое столкновение красоты с законами бытия;

3.Определите жанр стихотворения «Три пальмы»

а)баллада; б) поэма; в)сонет; г)элегия.

4.Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы»

а) ямб; б)хорей; в) дактиль г)амфибрахий

5. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М.Ю.Лермонтов переносит ударение в словах?

… Но только что сумрак на землю упал,

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

а) для создания поэтического колорита;

б)для сохранения ритма, размера;

в)для соответствия грамматическим нормам XIX века

Проверочный тест по лирике М.Ю.Лермонтова

1.В чем видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а) трагическое столкновение красоты с законами бытия;

б)потребительское отношения человека к природе;

в)роковой смысл ропота пальм на Бога.

2.Что общего в тематике стихотворений М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «На севере диком…», «Утес»?

а)вольнолюбивые; б)тема одиночества; г)гражданская тематика; в) пейзаж;

3.Какова основная тема стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком»?

а)неразделенная любовь; б)трагическая непреодолимость одиночества;

в)разлука двух влюбенных.

4.Определител размер, которым написано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»?

а)дактиль; б) ямб; в)хорей) г)амфибрахий

5.Определите жанр стихотворения «Три пальмы».

а) баллада; б) поэма; в) сонет; г) элегия.

6. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М.Ю.Лермонтов переносит ударение в словах?

…Но только что сумрак на землю упал.

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

а) для соответствия грамматическим нормам XIX века

б) для создания поэтического колорита;

в) для сохранения ритма, размера.

1.Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

а) четверых; б) пятерых; в) шестерых; г) семерых

2.Самым старшим мальчиком был

а) Ильюша; б)Павлуша; в) Федя г)Костя

3.Какой истории не было в рассказе мальчиков?

а) о Бабе-яге; б) о водяном; в) о лешем; г)о русалке

4.Найдите описание Павлуши:

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».

б) «На вид было не более двенадцати лет», волосы всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… тело приземистое, неуклюжее»

в) «лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить… маленького роста, сложения тщедушного».

г) «На вид было не более двенадцати лет», «лицо… довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое». «желтые, почти белые волосы».

Тест по произведению И.С.Тургенева.

1.Найдите описание Павлуши:

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонки, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».

б)Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить… маленького роста, сложения тщедушного».

в)На вид было не более двенадцати лет», лицо… довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «желтые, почти белые волосы».

г)На вид было не более двенадцати лет», волосы всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… тело приземистое, неуклюжее».

2.Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»?

а) четверых; б) шестерых; в) семерых; г)пятерых;

3)Самым старшим мальчиком был:

а) Павлуша; б) Федя) в)Илюша; г)Костя

4)Какой истории не было в рассказе мальчиков?

а) о лешем; б)о водяном; в)о Бабе-яге; г)о русалке

Контрольный тест по пройденному материалу в 6 классе. Вариант 1.

1.Как называется эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приеме аллегории, иносказания?

а)былина; б)баллада в) басня 4)песня

2.Мораль басни «Свинья под Дубом» - обличение невежд:

а) которые отрицают важную роль просвещения и злом отвечают на добро;

б) которые довольны своими знаниями и не хотят учиться дальше;

в) которые не хотят трудиться для других.

3. Кому посвящены печальные строки стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!...?

а)Дельвигу; б)Кюхельбекеру; в)Пущину;

4.В каком возрасте А.С.Пушкин начал писать стихи?

а) в семь лет; б)в одиннадцать лет; в) в тринадцать лет; г) в пятнадцать.

5.Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) страх перед Троекуровым; б)уважение к богатому соседу; в)любовь к Марье Кириловне.

6.Стихотворение «Три пальмы» заставляет читателя:

а)заинтересоваться путешествиями; б) задуматься о добре и зле;

в)сожалеть о поступках людей; г)любоваться природой.

В1.Выпишите эпитет:

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой. _________________________

С1. Какие проблемы поднимает И.А.Крылов в своих баснях?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный тест по пройденному материалу в 6 классе. Вариант 2

1.Что такое басня?

а)меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;

б)короткий иносказательный рассказ (может быть в стихотворной форме) с нравоучениями

в)устный рассказ о событии, которое происходило с рассказчиком и его близкими, что придает повествователю достоверность;

г)быстро, без подготовки созданное стихотворение, чаще всего шуточного характера.

2.В какой басне И.А.Крылова главная мысль выражена в следующих словах:

А если корень иссушится,

Не станет дерева, ни вас?

а) «Свинья под Дубом»; б)Листы и Корни»;

в) «Стрекоза и Муравей» г) «Волк и Ягненок».

3.Каким стихотворным размером написано стихотворение «Зимнее утро»?

а) ямб; б)хорей; в)амфибрахий.

4.Где находился Лицей, в котором учился А.С.Пушкин?

а)в Москве; б)в Петербурге; в)В Царском селе; г)в Михайловском

5.Почему отказалась от помощи Дубровского Марья Кириловна?

а)разлюбила его; б)обиделась на него за опоздание;

в) обвенчалась в церкви с Верейским и должна хранить ему верность.

6.Какая тема отражена в стихотворении «Утес»?

а)веселья и радости; б)тоски и одиночества; в)любви к жизни; г)поэта и поэзии

В1. Выпишите эпитеты:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка _______________________________

С1. Что такое баллада? Что вы знаете об особенностях произведений этого жанра?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Стихотворения Гумилева» - Тема урока: «Тайны поэзии Н.Гумилева». Цель урока: определить особенности поэтического творчества Н.Гумилева. В.Брюсов. КАРАКАЛЛА (Caracalla) (186-217) римский император с 211, из династии Северов. Прочитайте стихотворения Гумилева «Я конквистадор в панцире железном», «Сонет», «Старый конквистадор».

«Стихотворение в прозе» - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №3» И.С. Тургенев. Определение особенностей жанра стихотворения в прозе. И.С.Тургенев. Литература – 1) вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова; 2) совокупность художественных произведений: проза, поэзия, драма.

«Стихотворение о природе» - «Посмотри, какая мгла…». Алексей Константинович Толстой 1817 - 1875. Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Творчество привлекло внимание композиторов (Чайковского, Рахманинова). Элегия -. Поэт пушкинской плеяды. Многие песни стали народными. Народное сонмище, вече, сходка. Яков Петрович Полонский 1819- 1898.

«Стихотворения» - Какую связь можно проследить между стихотворениями? Спит ковыль. Долго петь и звенеть пурге… Какие метафоры создают настроение стихотворения? В три звезды березняк над прудом… Каким вы увидели лирического героя? Дайте мне на родине любимой, Все любя спокойно умереть! Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде…

«Стихотворение Фета» - В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Пурпур, янтарь, заря. Найдите в тексте указанные средства, которые создают необыкновенную мелодичность стихотворения. Рассмотрите иллюстрацию, созданную другом А. Фета Я. Полонским. Фонетические средства. Ночные тени, тени без конца.

«Стихотворения Некрасова» - 1846 год. Новаторство Н. А. Некрасова. И.Е.Репин. А. В. Дружинин. Некрасов утверждает гражданскую роль поэта. И Музе я сказал: «Гляди! Почти 20 лет Некрасов будет руководить журналом. Я у двери гроба…» (1877). Петербург в жизни Н.А.Некрасова. Карабиха – имение Н.А.Некрасова, купленное в конце 1861 года.