Момента речи прочитаю составную. Вырабатывание диапазона и повышение голоса. Необходимые составляющие речевого звучания

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. И наоборот, малосодержательная речь, произнесенная фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление. Для того чтобы овладеть техникой устной речи, необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования , о дикции, голосе, интонации. Знать орфоэпические нормы языка и способы исполнения речи перед аудиторией, включая стандарты телесных движений.

С точки зрения участия в образовании звуков произносительный аппарат можно разделить на две части. Одна часть непосредственно в звукообразовании не участвует, а только поставляет необходимый для этой цели «воздушный материал». Другая часть является «произносительной» в прямом смысле слова. В соответствии с этим в речеобразовании выделяют следующие функциональные области:

1. Респирация (организация дыхания). Она обеспечивается дыхательным аппаратом, который состоит из легких, бронхов и трахеи. Речевая функция ДА состоит в производстве необходимого для работы голосовых связок подсвязочного давления. Следует различать дыхание в покое (физиологическое) и дыхание во время речи (речевое). При ФД вдох равен выдоху, при речевом выдох длиннее вдоха. Прерывающаяся, захлебывающаяся речь не производит благоприятного впечатления и даже раздражает слушателей. Неправильное речевое дыхание утомляет говорящего, пагубно сказывается на состоянии произносительных органов.

2. Фонация . Собственно произносительный аппарат состоит из 4-х связанных между собой полостей – гортани, глотки, полостей рта и носа . Самостоятельно.

3. Артикуляция. Органы, непосредственно участвующие в образовании звуков речи, называются артикуляторными органами: губы, язык, мягкое небо, маленький язычок, задняя стенка глотки, зубы, альвеолы, твердое небо. Самостоятельно.

Дикция – это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя:

1.Правильность артикуляции,

2.Степень ее отчетливости;

3.Манеру выговаривать слова.

Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми. Дикция имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.

Правильность артикуляции – это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.

Степень отчетливости артикуляции – это показатель, который влияет на разборчивость устной речи. Хотя у большинства людей дефекты речи отсутствуют, СОА у них может быть разной. Рассказать. Четкая артикуляция создает впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чем говорит, что является одной из задач устной коммуникации.



Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление и редукцию слогов и т.п. у каждого человека есть характерная манера выговаривать слова, формализовать которую довольно трудно, гораздо легче воспроизвести (спародировать). МВС связана не только и не столько с характером артикуляции, а определяется главным образом специфической ритмической структурой слова (соотношением по длительности и интенсивности ударного и безударных слогов в слове), а также особыми модификациями интонации.

Манера произносить слова тесно связана с понятием стиля произношения . Нормативная, стандартная манера соотносится с полным или нейтральным стилем, а все индивидуальные особенности произношения присущи именно разговорному стилю. «человек»: (чьлавек) – (чек). Манера произношения часто характеризуется диалектными особенностями ритмики и интонации.

Выделяются следующие недостатки речи, которые можно отнести к манере произношения. Они не являются языковыми и относятся к парафонетике.

3. Задержка дыхания на вдохе, что происходит неосознанно, когда речевое звучание должно появиться буквально в следующие мгновение или еще не закончилась фаза контроля и селекции звуковых единиц.

4. Шумные вздохи перед началом фразы

5. Чмоканье – шумное «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков языка от щек. Чмоканье обычно заполняет часть паузы, а в спонтанной речи – также для выбора. Оно меньше контролируется говорящим, чем эканье и шумные вздохи. Слабое чмоканье – смачивание полости рта, сглатывание – физиологически свойственно всем и производится машинально.

6. Назализация – произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опускания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы. Она оценивается как вульгарная черта в речи.

7. Эмканье – смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе(м), девушки(м) и т.п.). это также результат речевой небрежности.

1) речевое дыхание выполняет специфическую функцию – участвует в голосообразовании. Если при самом дыхании как таковом – это акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, то при голосообразовании, произнесении речи дыхание – процесс управляемый. Выработка правильного речевого дыхания и всего процесса произношения способствует наиболее яркому творческому проявлению возможностей оратора.

Тембр – звуковая окраска голоса и зависит от величины и формы резонаторов, от умелого, правильного дыхания в процессе речи. По эмоциональной окраске тембра можно судить о настроении, самочувствии и даже в какой-то степени о характере человека.

2) Интонация – важное средство выразительности речи. Это ритмико-мимическая сторона речи, чередование понижений и повышений, интенсивности голоса, его тона, эмоциональной окраски. Интонация включает мелодику, темп, ритм, интенсивность речи, тембр голоса и логическое ударение. Интонация в конкретных условиях общения доводит высказанную в предложении мысль до законченности и выражает эмоционально-волевые отношения людей, придаёт высказыванию необходимую по условиям общения определённость.

По интонации судят об истинном значении высказывания, об отношении к собственным словам, о его эмоциональном состоянии. Особое место в интонации занимает тон. Он делает речь особенно выразительной и воздейственной.

3) Дикция – это отчётливое произношение каждого отдельного звука речи и звуковых сочетаний. Ясное и чёткое произношение каждого гласного и согласного звука в отдельности, а также целых слов и фраз характеризует хорошую дикцию. Чёткая дикция – прежде всего правильная артикуляция звуков.

4) Артикуляция – это совокупность произносительных движений речевых органов, необходимых для образования данного звука. Причиной неправильной артикуляции может быть и смешение двух языков. В таких случаях говорят об акценте речи, т.к. для каждого национального языка характерна своя, неповторимая совокупность звуков речи.



5) Публичная речь – характеризуется также темпом и ритмом.

Темп – это скорость, быстрота, с которой говорящий произносит слова, фразы и весь текст в целом. Скорость речи зависит от индивидуальных особенностей оратора, его темперамента, содержания речи и жанра выступления и меняется в зависимости от условий, при которых произносится речь.

6) Ритм – это чередование элементов речи: ударных и безударных слогов, синтаксических конструкций, пауз с целью смысловой выразительности, лёгкости усвоения. В ритмизации речи важную роль играют паузы.

7) Пауза – это не перерыв в речи, а её продолжение иными средствами. Паузы могут быть физиологическими (для вдоха воздуха), грамматическими (для упорядочения текста), логическими (для членения потока слов на смысловые части) и психологическими, которые используются для передачи необычного, неожиданного подтекста.

8) К интонационно-выразительным средствам речи относятся логическое ударение – усиление голоса на том слове во фразе, которое говорящий хочет подчеркнуть, придать ему большее значение. В отличие от грамматического ударения, при котором выделяется отдельный слог в слове, под логическим ударением находится целое слово, и ударение может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Важное по смыслу слово выделяется паузой, сменой ритма, изменением основного мелодического строя фразы, повышением или ослаблением силы голоса.

9) Орфоэпия – наука о ясном, правильном, выразительном воспроизведении звуковой стороны речи, о правильном литературном произношении. Орфоэпия рассматривает интонационно-мелодический строй речи, грамматические ударения и нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний в потоке речи.

26. Структура доказательства. Виды доказательств. Доказательство в судебной речи.

Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

Тезис - это суждение, истинность которого надо доказать.

Аргументы - это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Формой доказательства , или демонстрацией , называется способ логической связи между тезисом и аргументами.

Виды аргументов.

Различают несколько видов аргументов:

1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, т. е. статистические данные о населении, территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания, подписи на документах, научные данные, научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, велика.

2. Определения как аргументы доказательства. Определения понятий обычно даются в каждой науке.

3. Аксиомы. Аксиомы - это суждения, которые принимаются в качестве аргументов без доказательства.

4. Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства. В качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики (как классической, так и конструктивной). Юридические законы являются аргументами в ходе судебного доказательства. В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.

Каждый специалист знает: чтобы максимально эффективно воздействовать словом, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом. Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях.

Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового) или так называемого речевого дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения - дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Вербальное общение требует от коммуникантов хорошего владения техникой речи. Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосом — дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний. К технике речи традиционно относят: интонацию, голос, дыхание, дикцию, орфоэпию.

Интонация (лат. intonare - громко говорить) - сложное явление, состоящее из ряда компонентов, в частности, в ее состав включаются тон, ударение, тембр, темп, пауза и мелодика. Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Она позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения». По мнению психологов, интонация - самая гибкая и острая форма речевого воздействия. По своей смысловой роли она настолько самостоятельна, что (независимо от формального значения слов) может определять истинный смысл фразы.

Благодаря интонации мы понимаем, что сказанные нам хорошие слова на самом деле содержат угрозу, а нейтральная официальная фраза - человеческое тепло, то есть слово благодаря интонации может приобрести прямо противоположный смысл. Например, совершившему какой-либо проступок человеку говорят «Молодец», но раздраженно-ироническая интонация придают этому слову истинный смысл. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал, что сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками и давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И только тогда ушли опасения, что кто-то к нему не подойдет или не почувствует того, что нужно.

Интонация выполняет в речи многие важные функции:

1. Коммуникативная функция - основная, проявляется в том, что интонация оформляет предложение как минимальную единицу общения, в отличие от слова и словосочетания. Интонация служит установлению контакта между говорящими, его поддержанию, сигнализирует о завершенности высказывания, выделяет его информативний центр.


2. Смыслоразличительная функция интонации обеспечивает различение смысла или оттенков смысла высказывания. Основными средствами их реализации в русской речи выступают смысловое ударение и мелодика, а также место паузы и количество пауз. Ср.: Очень огорчили_/ее слова/ отца. - Очень огорчили_её_/слова отца.

3. Кульминативная функция интонации проявляется и том, что, ис-пользуя смысловые ударения, выделяет в потоке речи наиболее важные слова.

4. Синтезирующая функция заключается в том, что интонация объединяет слова в синтагму (или речевой такт, или дыхательную группу), синтагмы - в предложение, а предложения - в абзац. Наиболее важную связующую роль играют смысловые ударения и мелодика.

5. Делимитативная функция проявляется в разграничении речевого потока на предложения, синтагмы, слова, абзацы.

6. Благодаря эмоционально-экспрессивной функции интонации выражается эмоциональное состояние говорящего, а также его отношение к содержанию речи, к ее адресату (одобрение, насмешка и т. п.). Основными средствами выражения эмоционально-экспрессивных оттенков в русской речи служат тембр и мелодика, реже - смысловые ударения и темп. Так, например, одна и та же пословица "Без труда не вынешь и рыбку из пруда" может - в зависимости от тембра и мелодики - выражать радость человека, завершившего большую и трудную работу; назидание нерадивому человеку, досаду лентяя, с тоской говорящего о предстоящей работе и т. п.

7. Апеллятивная функция интонации проявляется при выражении ориентации на адресата (ср. интонацию речи, обращенной к взрослым и детям, интонации речи диктора и разговорно-бытовую и т. д.).

8. Эстетическая функция проявляется при оформлении речи, композиции предложения.

В индивидуальной речи в условиях конкретной ситуации интонация может сигнализировать и о многих социально и коммуникативно значимых нелингвистических «смыслах» - возрасте, поле, родном языке и диалекте, воспитании, образовании, темпераменте, психическом складе и состоянии говорящего, о социальном положении, эмоционалъно-оценочном отношении к собеседнику и т. п.

Интонационная выразительность нашей речи складывается из:

а) логической выразительности, направленной к убедительной передаче мысли;

б) образной выразительности, направленной к изобразительному отражению явлений, передаче видений;

в) выразительности эмоциональной;

г) выразительности стилевой, соответствующей публичному стилю речи.

В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу. Ср.: Фильм начался. - Фильм начался? Фильм начался! Изменяется интонация - меняется коммуникативная установка высказывания, его смысл.

Голос. Воспитание речевого голоса - работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное - повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. Следует постоянно работать над формированием навыков правильного речевого дыхания. К.С. Станиславский писал: « Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто «принимают» его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? -громкое, со звуком соединенное дыхание. Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого».

Звучный, гибкий, красивый голос - это прежде всего правильно поставленное дыхание. Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох - выдох - пауза. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

Дыхание - основа, база речеобразования. Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) - в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие. Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным.

Его характеристики:

1. Активность , связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи.

2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке.

3. Распределение выдоха - умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки - порции. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, а каждое слово - полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.

4. Добор дыхания в процессе речи . Нужно научиться быстро, энергично, а главное незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы «речевого пояса» - диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки - межреберные мышцы.

В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний.

Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. А тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох - экономным и плавным.

Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса: 1) звонкость (металличность); 2) собранность звука; 3) свобода звука, полётность; 4) тембр; 5) устойчивость; 6) подвижность, гибкость голоса; 7) динамический диапазон голоса; 8) выносливость голоса, малая утомляемость; 9) адаптивность; 10) суггестивность.

Звонкость (металличность) - это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь.

Собранность звука - это концентрация звука, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания.

Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т. е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность - это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным.

Тембр (фр.timbre - «колокольчик», «метка», «отличительный знак») - колористическая (обертоновая) окраска звука; дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки. Гибкий, выразительный голос точно передает смысловые и эмоциональные оттенки, образует общий колорит речи. Мелодический голос приятного тембра, помимо лучшей передачи мысли, доставляет слушателям эстетическое наслаждение. По мнению исследователей, окраска голоса имеет существенное значение в установлении контакта оратора с аудиторией, организуя и удерживая внимание.

Тембр, с одной стороны, зависит от физиологических особенностей в строении речевого аппарата и степени его тренированности, с другой - это главный выразитель эмоциональности говорящего, его отношения к излагаемому материалу, аудитории. Когда говорят «это было сказано с гневом в голосе» или «с радостью в голосе», или «со страхом в голосе» и т. п., то имеют в виду именно тембровую окраску произношения. Благодаря тембру мы, не видя человека, только по голосу определяем, знаком он нам или нет, и если знаком, то кому конкретно он принадлежит. Более того, мы можем «вычислить» не только родных и близких нам людей, но и любимых артистов, дикторов или, например, известных политиков, парламентариев.

По тембру мы можем определить, какое настроение у говорящего, как он относится к окружающим. Не случайно в ремарках - указании для актера и режиссера, что и как надо делать и говорить в том или ином месте диалога - преобладают замечания типа: говорит сквозь слезы, сухо, сдержанно, одобрительно, посмеиваясь, ласково, покровительственно, приятно-удивленно, с яростью и т. п. От богатства тембральной окраски голоса во многом зависит легкость восприятия слушателями содержания выступления, и потому необходимо бороться с основными недостатками тембра: хрипотой, резкостью, гортанностью, гнусавостью и одышкой.

Динамический диапазон голоса - высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, в редких случаях - две октавы. Но в быту человек говорит на трех-четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями.

Дикция - четкое произношение звуков, соответствующих фонетической норме данного языка. Ясная, четкая дикция - обязательное условие хорошей речи. К.С. Станиславский говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразу, слово, но и каждый слог, каждуюбукву». С полным правом эти высказывания можно отнести и коратору. Небрежность в произнесении, «съедание» конечного гласного или звука внутри слова, звучание «сквозь зубы» делает речь невнятной и неразборчивой.

Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих. Часто речь бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо ясно, свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту.

Темп. Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа ее произношения. Говорящий должен учитывать, что слушателю нужно: 1) успеть осознать поступающую информацию; 2) запомнить основные положения доказательства, новые понятия и т. п.

Очень трудно воспринимать быструю речь, даже технически безупречную: это требует большого напряжения внимания, утомляет слушателей, поэтому они невольно отвлекаются, чтобы отдохнуть. Недаром появились пословицы и поговорки типа: «За твоим языком не поспеешь и босиком», «Строчит, как из пулемета» и др.

Однако и слишком медленный темп речи тоже воспринимается плохо. Текст звучит не фразами, а отдельными словами. Длительные паузы обычно сопровождаются различными призвуками типа Э-Э-Э, М-М-М и т. п. Выделить смысловые акценты, соотнести главное и второстепенное здесь также трудно, как и при быстрой речи, но теперь уже оттого, что почти каждое слово звучит весомо, значимо и на слух трудно определить, какие слова и части сообщения несут основную мысль.

Как же определить нужный темп речи? Он зависит от количества слов, произносимых в минуту, времени звучания отдельных слов, количества и длительности пауз. Выступающему нужно уметь варьировать скорость произнесения речи. При любом темпе нельзя дробить фразы на отдельные слова, нужно научиться сохранять мелодическое единство синтагм. Доказано, что непроизвольное внимание и правильное соотнесение слушателями смысловых акцентов обеспечивается сменой темпа, контрастами ускорения - замедления.

Средний темп речи составляет около 120 слов в минуту.

Пауза. Остановка речи может производить действие не менее сильное, чем ее звучание. Различают логические и психологические остановки речи.

Логическая пауза расчленяет речь на обособленные части, каждая из которых объединена одной мыслью. Эти безмолвные промежутки бывают разной длительности в зависимости от того, насколько важны мысли, которые оратор намерен подчеркнуть. Слова, даже фразы между этими паузам произносятся плавно, без разрывов. Всякие остановки здесь не только нежелательны, но разрывают логический строй фразы, а то и искажают смысл.

Логические паузы могут быть соединительными и разъединительными. Соединительная пауза в передаче смысла возникает, когда мысль продолжается в своем развитии, голос при произнесении фразы в этих паузах остается на определенной высоте, как бы предупреждая о незаконченности высказывания. Разъединительные паузы служат передаче законченности мысли, голос на этих паузах опускается вниз и дает понять, что мысль закончена.

Психологическая пауза есть внешнее отражение той работы, которая рождает наши мысли, воплощает их в слова, образует фразы. Эта пауза, основанная на двойственной (смысловой и эмоциональной) природе слова, раскрывает внутреннюю значимость произносимого отрезка речи. Таким образом, логическая пауза больше служит форме речи, психологическая - подчеркивает значение содержания.

Как замечал К.С. Станиславский, без логической паузы речь безграмотна, а без психологической она безжизненна. Первая - пассивна, формальна; вторая - всегда активна, богата внутренним содержанием. Логическая пауза служит уму, психологическая - чувству.

Ударение - главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли. Психологи заметили, что устная речь содержит до 70% избыточной информации. И оратор должен в максимальной степени облегчить слушателям процесс выделении тех слов, отрезков сообщения, в которых заключена его смысловая основа, иначе возможность правильного понимания резко снижается. А главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли - это ударение.

Чтобы выделить в предложении главное и менее главное, нужен комплекс ударений: сильных, средних и слабых. Подчеркиванием главных слов и ослаблением второстепенных мы насыщаем фразу нужным содержанием: Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу ? Каждый раз оттеняется лишь одно слово в соответствии со смыслом предложения.

Мелодика. Для интонирования речи смысловые ударения принципиально значимы. Часто они носят не только смысловой характер, но и эмоциональный: именно ударное слово является главной «точкой» выражения подтекста, а значит, и сосредоточием эмоций.

Русское ударение с точки зрения физиологии звуков речи не только силовое, но и музыкальное. Под мелодикой понимают музыкальное движение голоса во время речи. Различают три вида мелодики: восходящую, ровную и нисходящую .

Орфоэпия (греч. orthos ) - «прямой, правильный») буквально значит «правильное произношение». Правильно произнести слова русского языка в соответствии с орфоэпическими нормами помогут словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Аванесова Р.К. и Ожегова С.И., «Словарь ударений для работников радио и телевидения», «Словарь трудностей русского языка» и другие справочные пособия.

Овладеть техникой речи - значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи. Слова - не струны, а скорее ноты. Их не заставишь звучать на свой лад. Но в высказывании их можно эвфонически (благозвучно) организовать: переставить местами, заменить более благозвучными, скрепить мелодичными связками. При этом важно сохранить и смысл, и стиль фразы. И конечно, оратору всегда надо помнить, что благозвучие и четкость речи не самоцель, а только средство эффективного воздействия на слушателей.

Вопросы для контроля

1. Чем характеризуется публичная речь?

2. Каковы требования к современным ораторам?

3. Назовите основные характеристики аудитории.

4. Что считается важнейшим условием эффективной ораторской речи?

5. Каковы особенности словесного оформления текста публичного выступления?

6. Что относится к коммуникативным качествам речи?

7. Какие законы формальной логики обеспечивают понятность речи?

8. На чем основаны точность и информативность речи?

9. Что понимают под чистотой речи?

10. Какие средства воздействия на разум и чувства слушателя вам известны?

11. Что понимают под техникой речи? Назовите компоненты техники речи.

12. Какова роль интонации в речевом общении? Каковы ее функции в речи?

14. Назовите основные характеристики речевого голоса.

15. Какими качествами должен обладать профессиональный речевой голос?

16. Почему, на Ваш взгляд, четкая дикция - обязательное условие хорошей речи?

17. Как восприятие речи зависит от ее темпа? Каким должен быть оптимальный темп речи?

18. Какова роль пауз в речевом общении?

19. Какие виды пауз различают? В чем их различие?

К.С. Станиславский писал: «Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их… Прибавьте к этому окание, акание, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами.

Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед: мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане. ‹…›

Плохая речь создает одно недоразумение за другим. Они нагромождают, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть…

У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, свое содержание, которые должен почувствовать говорящий. Если же слово не связано с жизнью и произносится формально, механически, вяло, бездушно, пусто, то оно подобно трупу, в котором не бьется сердце. Живое слово насыщено изнутри»

. В приведенной цитате речь идет о важности работы над техникой речи.

Техника речи определяется, во-первых, как совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, и, во-вторых, как владение приемами эффективного владения речевого аппарата.

Работа над техникой речи включает в себя следующие разделы: «Дыхание», «Дикция», «Голос», «Психотехника», «Орфоэпия», «Невербальные средства общения». Основная часть занятия посвящается расширению диапазона и силы голоса, исключающего напряжение, накапливаемое в результате интеллектуальных, эмоциональных и душевных зажимов.

Дыхание – источник звука. «Быть в голосе» – значит освоить навык фонационного (речевого) дыхания, снять мышечное напряжение, приобрести гибкость, выносливость, звонкость, собранность и устойчивость звука. Опора дыхания – позвоночник, поэтому первая ступень к освобождению голоса – выработка привычки держать осанку, осознавать работу мышц, обеспечивающих речевой процесс. Важно научиться наблюдать себя как бы со стороны, акцентируя при этом внимание не на том, что вы делаете, а на том, как вы это делаете. Освобождение (релаксация) порождает энергию, обеспечивает продуктивность деятельности речевого аппарата. Правильное дыхание помогает нам ставить звук на опору и говорить с посылом. Задача упражнений по дыханию – не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас его. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.

Дикция – это отчетливость и правильность произнесения отдельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Подвижные части артикуляционного аппарата должны работать активно, но без лишнего напряжения: нижняя челюсть хорошо размыкать рот (плавно, не дергаясь); язык и губы принимать и менять с нужной быстротой то или иное требуемое положение; маленький язычок, когда надо, подниматься, закрывая проход в носовую полость, а когда надо, открывать выдыхаемой струе воздуха путь в нос. Все звуки и их сочетания должны произноситься четко, легко и свободно, в любом темпе.

Коррекцией нарушений речи занимаются логопеды. Однако существуют так называемые дикционные нарушения, не патологического генеза, связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), малым раствором рта при произнесении гласных, нечетким произнесением согласных (так называемая «каша во рту»). Подобные проблемы устраняются с помощью специальных упражнений. Задача упражнений по дикции – отработка отчетливости, правильности произношения звуков и активизации артикуляционного аппарата.

Голос – основное выразительное средство устной речи. «Ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают и ничто не нуждается в постоянном внимании, как голос»

. Голос обладает различными свойствами, которые могут быть развиты и улучшены путем тренировки: силой, высотой (диапазоном), тембром, гибкостью (подвижностью), благозвучностью и полетностью.

Под силой голоса следует понимать большую или меньшую интенсивность работы речевого аппарата. Сила голоса не равноценна его громкости. Если силу голосу придает активизация работы речевого аппарата, то громкость достигается активизацией выдоха. Голос можно усиливать даже на шепоте. Именно сила голоса и отчетливость произношения обеспечивают хорошую слышимость речи.

Высота голоса – это его способность к тональным изменениям, т. е. его диапазон, который неодинаков у разных людей. Обычно в него входят полторы октавы. Диапазон голоса условно делят на нижний, средний и верхний регистры. В нижнем регистре звучание голоса усиливается грудным резонатором, в верхнем – головным, на средних нотах должны работать оба. У хорошо поставленного голоса нет резких переходов от одного регистра к другому.

Тембр – это окраска голоса, которую ему придают обертоны. Он обусловлен индивидуально-психологическим строением речевого аппарата. Окончательно тембр устанавливается после «ломки» детского голоса и не изменяется на протяжении всей жизни. Изменить тембр нельзя, но можно «очистить» его от сипоты, хрипоты, гнусавости и других погрешностей.

Гибкость, или подвижность, голоса – это его способность свободно изменять силу и высоту в различном темпе речи. Активно произнося скороговорки или тексты, изменяя темп их произнесения, повышая или понижая голос, мы тренируем его подвижность, способность меняться без усилий и напряжения.

Приятное или неприятное впечатление, которое производит наш голос, зависит от такого его качества, как благозвучность. Благозвучный голос – это голос, чистый по звучанию, без хрипоты, сипения, гнусавости. В понятие благозвучности включаются также звонкость и «металличность».

Полетность голоса – это его способность «заполнять» то пространство, в котором он звучит, обеспечивать хорошую слышимость даже при небольшой силе. Тренируя полетность, надо прежде всего искать верное направление звука (вперед). Полетность требует также активного волевого посыла. Необходимо научиться ощущать расстояние: чем дальше объект, тем активнее должен быть посыл. Существует глубинная связь между голосом и телом.

В технику речи включаются также упражнения по психотехнике: на развитие умений словесного действия, наблюдательности – «калитки» к творчеству, по выражению Станиславского; на формирование способности передавать подтекст и т. д. Педагог является субъектом речевого воздействия. Он идет на «живой» контакт с детьми. Одна из основных задач его заранее запланированного воздействия – изменение установок, отношения, поведения объекта общения – слушателя.

Интонация является основным средством речевого воздействия на слушателей. Некоторые авторы пособий по технике речи и выразительному чтению считают, что «необходимо учить детей нужной интонации»

, и предлагают им задания, например, прочитать текст, передавая радость, печаль, гордость, ласку, страх и т. д. в зависимости от произведения.

Однако психолог Н.И. Жинкин всегда выступал против обучения интонации: «Спрашивается, как ищется интонация и можно ли обучиться хорошей правильной интонации. Ответ на этот вопрос отрицательный. Обучиться интонации нельзя. Это то же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться и т. д. Интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, о ней не нужно ни думать, ни заботиться. Больше того, как только вы постараетесь ее сделать, это будет замечено как фальшь»

. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как человек выражает свои мысли и чувства. В педагогическом процессе она возникает как результат глубокого проникновения в смысл высказывания. Интонация не только выражает эмоционально-волевые отношения людей, но и определяется ими, поэтомуправильно, например, просить учащихся попытаться прочитать текст с какой-либо целью (обрадовать, удивить, огорчить, предостеречь и т. д.) При этом надо думать о воздействии, которое хочешь оказать на слушателей, а не об интонации.

Усиливают выразительность речи и чтения такие невербальные средства общения, как жесты, мимика, телодвижения, мизансцены, свет, аксессуары, фонации (плач, смех, хохот и т. д.), которые органично связаны с интонацией и зависят от речевой ситуации и содержания высказывания. Психологи установили, что 60–80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств.

Жесты и мимика действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание собеседников на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, способствуют лучшему усвоению материала. Хотя жест – явление произвольное, пользоваться им нужно очень осторожно и сдержанно. Он должен соответствовать смыслу высказывания, поскольку не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами. Суетливость и неумеренная жестикуляция могут испортить впечатление, утомить, вызвать раздражение собеседника.

В зависимости от назначения жесты бывают: указательные, подражательные, изобразительные (или описательные), психологические, ритмические, физические (например, вы протягиваете руку, чтобы что-то взять). Разновидностью подражательных являются жесты символические: палец у губ, призывающий к молчанию; угрожающий палец, призывающий и т. д.

Но лучшим жестом является тот, который, не бросаясь в глаза, органически сливается со словом, усиливая его воздействие на слушателей.

Интересна связь жеста с логическим ударением. Она заключается в том, что «жестикуляция всегда сопровождает ударение»

. Например, кто-нибудь гневно произносит фразу: «Это вы мне сделали столько зла!» . При произнесении слова «вы» чтец сделает выразительное движение рукой в сторону воображаемого обидчика.

Мимика (выражение лица) еще важнее для педагога, чем движения рук. Она является главным показателем и замечательным стимулятором эмоций, способна передавать целую гамму чувств и переживаний. При «неподвижном» лице теряется 10–15 % информации

. Мимика всегда должна соответствовать характеру речи и выражать доброжелательное отношение к слушателям. Чтобы научиться контролировать выражение своего лица, полезно понаблюдать за собой перед зеркалом.

Особую выразительность говорящему придают глаза. Они должны активно общаться с собеседниками, но не надо смотреть на него сверху вниз, искоса или снизу вверх.

Знаменитый ученый В.М. Бехтерев считал, что все разнообразие выражений по своей сути является смешением двух основных тонов мимики – положительного и отрицательного. Положительный тон отличается ровным, без складок, лбом, улыбкой, оживленным выражением лица. Отрицательный можно узнать по слегка опущенной нижней челюсти и уголкам рта, сдвинутым бровям. Полезно перед зеркалом отрепетировать приятную, легкую улыбку и появляться с ней перед слушателями, излучая внутреннюю энергию доброжелательности.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Однако большинство средств невербального поведения, по мнению А. Пиза

, приобретено нами и культурно обусловлено. Например, очень много говорит о возрасте, темпераменте, физическом состоянии человека его походка. Подчеркнутый стук обуви обнаруживает бесцеремонность и несдержанность характера, танцующая походка – несерьезность и забывчивость. Проницательный человек может многое прочитать по «говорящим» рукам, что нашло отражение в таких выражениях, как «всплеснуть руками», «махнуть рукой», «как рукой сняло» и т. п.

«Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно, говорить правильно и красиво. Лишь при этом условии набьётся привычка, которая превратится во вторую натуру… Техника должна быть подходом и возбудителем природы к творчеству». (К.С. Станиславский)

Предлагаемый комплекс упражнений с методическими рекомендациями под руководством опытного педагога поможет совершенствовать технику речи.

Техника речи. Компоненты техники речи

Для оратора большое значение имеет техника речи, составляющими которой? постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильная литературное произношение).

Суть техники речи - в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Это обеспечивает такие такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высоту, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко, к тому же имея шумный голос, это вызывает раздражение у людей, которые его слушают, и эффект выступления существенно снижается.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами.

1) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляет импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают куры: киш - киш. Такая жестикуляция довольно привычная для новичков.

2) Жестикуляция не должна быть непрерывной. НЕ жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается подчеркивание жестом.

3) Управляйте жестами. Не стремитесь быть похожим на ветряную мельницу, приберегите силы; помните, что жестикуляция -элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

4) Вносите разнообразие в жестикуляции. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

5) Жесты должны отвечать своему назначению, их количество и интенсивность должны соответствовать характеру говорящего.

Стиль произношения и язык движения тела

Стиль произношения. Человека легко узнать по особенностям ее произношения. При этом очевидна эстетическая и вкусовая оценки качества произношения человека и соответствующая реакция на это. Известно, что отношение к человеку на этологическом уровне формируется на основе обаяния ее тембра, богатства и разнообразия интонации, энергетики произношения. Это привлекает и завораживает слушателей. Если не все перечисленные качества произношения имеют негативный оттенок, она негативно повлияет на слушателей. Очевидно, что с точки зрения восприятия речи существуют благозвучное, такова, что "ласкает" слух, и какофонических, что "оскорбляет" слух, произношение.

В интонационно-тембральных звучании - духовное богатство личности человека. Возможно объяснить некоторые правила и законы произношения и риторического воздействия на слушателей? Попробуем назвать категории произношения с точки зрения мастерства ее восприятия:

1. постановка дыхания

2. деления языка на такты

3. паузация

4. темпоритм

5. интонация

6. логический и психологический ударения

8. дикция и артикуляция

9. громкость, звучность

1. Постановка дыхания лежит в основе работы над голосом. Если дыхание - основа жизни, то для ритора владение дыханием одновременно означает как подчинение риторическом задаче всего психофизиологического аппарата, так и возможность руководства эмоцией и мнением. Если дыхание сбилось, то собьется и мысль, и слово, и овладение эмоциями аудитории. Волнение перед выступлением уместно лишь тогда, когда оратор в состоянии овладеть своим настроением. Поиск такой гармоничной меры творческого волнения продолжается в течение всей творческой жизни ритора.

Поставить правильное дыхание можно с помощью дыхательных упражнений, но, по сути, это технический вопрос должен решаться на основе практического опыта. Однако техника дыхания производится как на практике, так и с помощью упражнений.

Правильное дыхание начинается с правильной позы тела (напряженные ноги, работа диафрагмы, расправлены плечи, расслабленная шея, голова, прямо смотрит).

2. В ритора должно быть ощущение ясного композиционного дробления текста: как только началась лишняя торопливость, донесения мысли оказывается "смазанным". Осмысленное вложено идей и слов в разум слушателей начинается с разделения языка на такты. Стихийной, неурегулированной, такой, что подчиняется каким-то законам современной энергетики, рожденным современным состоянием общественного духа и настроения, является тем речь дикторов современных молодежных радиокомпаний, где законы разделения языка на такты не соблюдены, существует только желание нагнетать эмоции и энергетику в максимальном объеме фразы, где урегулирован дыхания и возможные то максимально длинные по объему фразы, то вдруг короткие реплики, с остановками, затрудненным заиканием и блеянием...

Не случайно именно с этого предлагал начинать работу над текстом Станиславский: "Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по языковым тактах. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку... Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимые том, что они заставляют анализировать и вникать в их суть. НЕ вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактах сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной за передачей, но и глубокой по содержанию, поскольку заставит вас постоянно думать о том, что вы говорите... Работу над языком и словом надо начинать с разделения на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз ".

3. Поэтому приходится рекомендовать всяком риторов помнить о значении паузы в его речи. Пауза - большое проявление мастерства. Вне паузой не может быть осмысленное восприятие речи. Язык вообще - чередование звучания и молчание. Нецелесообразно как отсутствие пауз, так и их затягивания. "Пулеметный" стиль языка предлагается в современных утренних новостях, чтобы показать напряженность наших новодемократической будней, натренированный диктор с красивым низким баритоном "шпарит" без остановки все блоки. У слушателя, который еще не проснулся, по мнению авторов текста, должен появиться ощущение энергичного жизненного ритма - жаль, что в результате мнение говорящего, а не доносится, так как восприятие мысли происходит во время паузы.

4. Темп, иначе скорость речи, также необходимая часть восприятия речи. Ошибка современных молодых риторов в СМИ заключается, что, владея основами языковых наук и отрицая прежнюю культуру речи, пытаясь сформировать новый стиль, они непрерывно и много говорят, темп их речи свидетельствует будто они хотят показать "искусство" болтать на разные темы, умение говорить "раскованной" языке. К чему приведет такая "кулеметность" языка? Прежде всего к невозможности говорить на серьезные темы.

Однако если оратор передает значимый смысл, он не высказываться в форсированном темпе. Современному человеку, погруженной в очень быстрые ритмы бытия, как правило, рекомендуется говорить медленнее. Конечно, плохой и очень медленный темп, что вызывает желание слушателей подтолкнуть оратора к движению (время дорого!). Таким образом, и здесь рекомендуется поиск золотой середины. Во время учебы темп речи устанавливается через чтение вслух, советы держать паузу, осознавая значимость своих слов, что "бросаются на ветер".

Язык имеет ритм как гармоничное чередование определенных частей - в произношении они произносятся плавно, благозвучно в сочетании с отдельными сегментами языка. Нарушение ритма гармонического языка может проявляться в затяжек, паузах, несогласованности частей - как крупных отрезков речи, так и мелких.

5. Основным качеством произношения, что может сделать ее привлекательной или, наоборот, непривлекательной является интонация говорящего. Интонация, или мелодика речи, заключается в особой выразительности звучащего слова. Интонационная выразительность вместе с фиксацией логичности и содержательности важных отрезков текста свидетельствует о богатстве личности, ее интеллектуальную подготовку, способность соотноситься в звучащем слове с аудиторией, для которой речь оратора становится НЕ мукой, а наслаждением.

Однако возможны проявления, как недостаточности, так и излишества: недостаточность заключается в интонационном однообразны (как правило, оно возникает в результате семейно-школьной недовчености и риторической невоспитанности) избыточность же заключается в том, что мелодические ходы бывают преувеличенными. Как правило, эти недостатки устраняются в труде риторического обучения, но если недовченисть побеждается обучением, то излишества почти непобедимы, потому что является следствием сложившихся или испорченности вкуса, которые являются убеждением данного человека.

6. Логическое ударение - это следствие правильного смыслового акцентирования, которое в спонтанном потоке речи происходит почти автоматически. Однако именно риторическая обученность сознательно соотносится с правилами и возможностями логической акцентуации, что расширяет интеллектуальные возможности человека ритора. Логическое ударение как центр акцентуации, силового ударения в синтагме показывает, насколько ритор грамотно доносит до слушателя содержание своей речи.

7. Тембром называется особое голосовое окраску, имеющееся в каждом достаточно развитом голосе. Обратим внимание на то, что детские голоса не обладают тембральных своеобразием (их и можно характеризовать как детские тембры), но с возрастом происходит формирование индивидуальных тембральных характеристик голоса. Определить тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, непросто. Свидетельством этому является эпитеты и метафоры, которыми описывается тембральную звучания. Так, говорят о голос бархатный, звонкий, мягкий, твердый, журчащий, нежный - характеристики голосов, которые приводит Т. В. Матвеева, заранее отбросив клевету, тембр "с трудом поддается классификациям: бархатный, грустный, детский, жесткий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, важный, холодный, шутливый, ясный и др. " Многие из характеристик, которые даются в художественной литературе и в одну из которых ссылается Т. В. Матвеева, относятся к общей характеристике голоса. Возможно поставить и развивать тембр голоса? Основной тон голоса, несомненно, сохраняется. Каждый ритор вправе надеяться, что голос его может развиваться. И происходит это не так вследствие тренировок, как вследствие накопления жизненного опыта, переживаний, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая отображается на лице ритора и соответственно, в его голосе.

8. дикция называют ясную четкую произношение, что позволяет обеспечить донесение содержания речи к слушателю. Дикция также подлежит риторической оценке. Например, говорят: хорошая / плохая, поставленная / поставленный язык (дикция). Дикция, как справедливо пишет Т.В.Матвеева, "обеспечивается правильной и активной артикуляцией и зависит от темпа речи". Без сомнения, требования касающиеся четкой дикции относятся прежде всего к профессиям, связанным с устной публичной языке: актера, диктора, радио журналистов, тележурналиста. Сегодня мы являемся свидетелями "снисходительных" требований к дикции. Существует требование естественного звучания (что называется, "ближе к народу") - требование, возникшая в эпоху демократической перестройки как реакция на бывшую "застойную" правильность.

В то же время такое ослабление аристократизма языка подобное, конечно, бывший большевистской революции (новые демократические веяния традиционные) - создание нового стиля всегда тяготеет к снижению ее качества. В известной степени современная радио - и телемова не выработали новых идеалов, поскольку всякое создание нового стиля возможно на основе культурных традиций, а всякое забвение традиций приводит к возникновению стилей - однодневок, и характерно для языка нынешних средств массовой информации. По дикции следует отметить и такое: чрезмерно правильная артикуляция время не симпатизирует слушателям. Напротив множество влиятельных риторов с тем или иным дефектом произношения. Иначе говоря, дефекты произношения будто побуждают других ораторов внутренне мобилизоваться и взять реванш во втором, более важном: реальном столкновении идей, аргументации, словесной оригинальности (к дефектам, мол, можно и привыкнуть) - более того, данный дефект становится отметкой, индивидуальной характеристикой данного человека.

С точки зрения обучения следует сказать о необходимости занятий дикцией (отработка звуков, скороговорок, одновременно работая вдохновения, интонацией и т.д.). Только в такой работе больше всего следует заботиться не об элегантность и изящество, а о том, чтобы понять, что же требуется от ритора - ученика, как ему откорректировать свой образ языка и, в частности, стиль произношения. Всякое актерство в занятиях с людьми серьезных профессий (политиками, юристами, предпринимателями, педагогами) может устранить человека от риторики, поэтому тренировки дикции должно происходить как психофизический тренинг лица, близкий частично к спортивным занятиям, тренировка речевого аппарата, что позволяет достичь успехов не сразу, а постепенной трудом и долговременными усилиями.

9. Кажется, что громкость уже сама по себе является характеристикой деятельности ритора. Действительно, речь на площади или в суке в присутствии многих людей непременно требует яркого, звучного, полетного голоса. Однако современная картина видов словесности и развитие техники значительно корректируют требования к громкости речи. Конечно, ритора должно быть слышно.

Слишком громкая речь не только обременительна для восприятия, ее воспринимают слушатели (хочется сказать: "не громко, не так навязчиво **). Поскольку любой язык является своего рода насилием над аудиторией, необходимо обеспечить избежание ЕЕ неприятных моментов. Поэтому умелый ритор не форсируйте голос, а скорее привлекает к слушанию языка, аудитория же напрягает слух - и тогда устанавливается и благодатная тишина, которая является снаружи "шумовой" целью говорящего. Такое слушание в постоянной аудиторной тишине знакомо каждому профессиональному оратору: его или - "слушают" - и тогда чутко, как "муха пролетит", или в аудитории устанавливается перманентный шум, который, кстати, часто является следствием форсирования голосовых связок оратором: аудитория считает возможным нашептывать во время речи, поскольку "и так слышно ". Следовательно, и здесь оратору следует соблюдать меры: с одной стороны, напрягать голос, с другой - не увеличивать громкость, чтобы не повредить вниманию слушателей неприятностью усиленного действия.

Существуют также понятия польотности и звучности голоса. Полетность голоса определяется как свойство достижения звуками голоса любой точки аудиторного пространства. Для этого ритор будто направляет свой голос над головами слушателей (не во подлого и не в потолок).

Звучность связана с чистотой, ясностью и голосовыми возможностями оратора - она также регулируется особым чувством меры, что практически призван вырабатывать в себе оратор. Как пишет П. Сопер: "Звучность голоса дает оратору возможность донести язык ко всей аудитории".

Психологической основой полноты звучания является "уверенность в себе и подъем, которые являются неотъемлемым условием хорошей во всех отношениях языка. Голос - второстепенный механизм, В нем не будет внятного тона, если вы не уверены в себе, и стоите на ногах, ни жив ни мертв. Если вам не приходилось взять слово, чувствовать избыток подъема и хорошо вооружившись интересными фатамы, - испытайте это! Наверное, вас самих удивит полное и послушное вам звучание голоса ". Физической основой звучности П. Сопер считает дыхание.

Таки образом, мы как бы образовали круг и вернулись к тому, с чего начали. После популярной цитаты из книги американского теоретика риторики хочется отметить, что риторы имеют множество подобных своеобразных недостатков, которых современная наука не замечает. В результате открываются зарубежные "велосипеды" - это можно отнести и к произношению, и к движению тела (так называемый bodi language, описан во многих книгах как "язык тела" или "телесное витийства»).

Те несколько примеров, которые мы приведем, должны показать реальность традиции, основываясь на которой необходимо описать практическую риторическую фонетику. К сожалению, новая фонетика, хотя, несомненно, имела цель конечного улучшения произношения в обществе, занимается более теоретическими исследованиями, чем прикладными разработками.

М. М. Сперанский писал о голосе: "Счастлив, кому природа даровала гибкий, чистый, льется и звонкий голос. Древние так уважали это дарение, изобрели особую науку делать его приятным. Частые упражнения, напряжение в груди и вкус в музыке могут дополнить или скрыть недостатки природы ". О дикцию сказано так: "Речь твердая, такая, что выливает каждое словом, не быстрая и не медленная, дающая каждому звуку надлежащий упор". Часто мы слушаем с удовольствием человека только потому, что речь ее шустрая и дикция твердая. Слушатель, кажется, разделяет все сложности оратора, когда он не в состоянии овладеть языком и очень дорого платит за его "холодную" мораль. Тому, кто хочет иметь дело с людьми, нужно думать хорошо, но говорить еще лучше ".

Обратим внимание на то, что в украинском риторической классике по-другому будут расставлены акценты, но основы требований к современной произношения будут принципиально те же: "напряжение в груди" влечет постановку дыхания и произносимую энергетику ритора, "твердость" языка "выливает" каждое слово, - выразительная метафора, вполне ясна для каждого оратора, занимается сегодня тренингами по дикции. Темп - "не стремительный и не медленный"; наконец, трудно описать термин "ловкость языка", но ясно, что под ним понимается подвижность, живость, раскованность органов артикуляции.

Возможность обратиться к украинской классики в анализе современных требований к поведению ритора покажем на одном из самых популярных и обсуждаемых ныне предметов - мимике и жестикуляции, называемых движение тела.

Язык движения тела. Интересно, как последователь М.В.Ломоносова Амвросий Серебряников описывает лицо, взгляд и движения рук (кстати, эта последовательность сохранилась во всех современных учебниках: "От лица должен быть прямой, не поникший, впрочем отвечать чувством душевным, как и голос. Так, например, наморщенный лоб и сведенные брови изображают гнев, брови, приподнятые вверх - величавость и презрение.

Обращение глаз должно быть умеренное, так как скорость изображает иногда непостоянство, медлительность или суровость - грубую натуру; вообще-то глаза должны быть вестниками души...

Движения рук должны быть осторожными: 1) не нужно чрезмерно протаскивать их, поднимать, ударять (это выражать дерзость или страсть неприличное), ни, наоборот, прятать их таким образом, можно вызвать смех или хотя бы показать свою робость.

Наиболее яркое описание произношения (и чем ближе к нам по времени, тем понятнее и отчетливо) находим у автора "Правил высшего красноречия" М.М. Сперанского. К "искусству произношения", как и раньше, принадлежат не только "правильная дикция предложений и периодов, и приличное расположения лица и приличные движения головы, рук и прочее". Подводя итоги описания изменений в лице и движениях головы, рук и др.., Н.Н. Сперанский отмечает: "Искусный движение тела позволяет чувствовать всю красоту языка и скрывает многие ее недостатки." Жесты. Проксемика как наука изучает:

1) пространственное расположение собеседников, их размещение относительно друг друга.

Обычно выделяются зоны общения, или "пространственные зоны "": интимная (от 15 до 46 см), куда разрешается проникнуть только лицам, с кем мы находимся в тесном эмоциональном контакте; личная зона (до 1,2 метра) - расстояние, которое разделяет нас в дружеском общении, социальная зона (доз, 6 метра) - такого расстояния обычно придерживаются в официальном общении с людьми, которых не очень хорошо знают; общественная зона (более 3,6 метра) - адресация к большой группе людей.

2) Положение рук, потому что руки, конечно, выразительная часть тела.

3) Жесты рук и ладоней.

4) Прикосновение рук к различным частям лица.

5) Руки в качестве барьеров.

6) Манеры (позы) сидеть, стоять; положения головы.

8) Поза, влияет на тех, кого окружают с помощью различных положений тела.

9) Виды столов и способы размещения участников за ними. Наиболее выпукло недостатки или трудности усвоения новых движений тела оказываются в ораторском монологе. Поэтому дадим несколько практических советов относительно положения тела и практики движения тела в ораторском выступлении:

1) Стойте на прямых, напряженных (но не «деревянных») ногах. Ноги - основа ораторского позы ("дрожь в коленях" как раз следствие отсутствия силы и упругости в ногах). Оратор занимает "ногами" нужную позицию, которую не меняет в течение всей своей речи. При этом расположение ног не "военное" (пяти - вместе, носки - врозь) и не "борцовская" (ноги на ширине плеч), а классическое, известное еще с античной практики: одна нога - опорная, другая слегка вы- двинута вперед. Возможен перенос тяжести тела с одной ноги на другую вследствие различного содержания речи: вперед - при внутреннем движении к аудитории (например, приветствии), обратно - при обороне, защите, внутреннем отступлении.

2) Плечи - расправлены, спина - прямая. Как говорил К. С. Станиславский, "тело посаженное на колышек». Розпрямленисть плеч и прямая спина создают психологический настрой оратору и дают возможность приобрести уверенного вида. При этом, конечно, оратор не должен быть самоуверенным. "Осанковатий", по мнению Ломоносова, "вид" способствует тому, что у оратора появляется "длинный дух и крепкие груди", необходимые для того, чтобы владеть дыханием во время речи: известное "в зобу дыханье сперло" бывает не только "от радости", но и прежде всего от волнения, которое известно каждому оратору - начинающему.

3) Куда девать руки? Вопрос, волнующий каждого, кто вступает на ораторское дорогу. Положение рук прежде всего должна быть естественное, а жестикуляция оправдана смыслом произносимых слов. Слушатель и зритель как бы не замечают их, поскольку движение рук естественно сопровождает язык. Жест действительно сопровождает язык - он "паралингвистичний" в том смысле, что существует рядом со словами. При этом все равно негативные как размахивание руками, что происходит или от волнения (недостаток слов побуждает неопытного оратора не всегда уместно выражать мысли движениями ладоней), или от излишней горячности и увлеченности (аудитория внутренне смеется часто над такими "горячими" ораторами, оставаясь холодной до смысла слов), так и скованность, недвижимость в движениях рук и ладоней (тело словно деревенеет в других ораторов, когда они делают инстинктивные жесты в подтверждение своей интонации, хотя речь не требует обязательного сопровождения жестами рук).

4) Оценив ходу, позу и движения тела говорящего, слушатели обычно останавливают внимание на мимике оратора, а точнее, на его глазах и взгляде, обеспечивающих, в конце концов, контакт с аудиторией. Взгляд выдает истинный эмоциональное состояние оратора и его отношение к аудитории. Вот почему в старинных риторике советовали принимать "смело лицо" и "глазами вращать повсюду". Для психологическому настрою оратору рекомендуется быть внимательным к аудитории, стремясь иметь "глазной контакт", что означает последовательно переводить глаза с одного слушателя на другого необходимым (не очень длительной) остановкой взгляда на разных слушателях, обычно рекомендуется остановить взгляд на одну - две секунды на каждому слушатели. Однако взгляд при этом не имеет "бегать" (перевод взгляда без остановки с одного слушателя на другого), и быть "упрямым" у одного из слушателей, пусть даже и симпатичного оратору.

5) Глаза - зеркало души, поэтому вне глазным контактом невозможно достичь эмоционального восприятия речи аудиторией. Распространенной ошибкой будет также "отсутствует" взгляд (оратор уткнулся в свои бумаги и, читая текст. Не пытается взглянуть на аудиторию - тыловой состояние оратора, который вышел на трибуну с готовой речью) в таком случае рекомендуется учиться "отрываться от текста и время от времени поглядывать на аудиторию, будто посылая ей сигналы о том, что вы внимательны к ней. Если есть тип ораторов, которые опускают глаза вниз, то должен быть тип ораторов, сознательно возводят глаза вверх. Такой взгляд вверх свойственный ораторам - философам, или лицам, которые говорят при сложные предметы и уверены в том, что аудитория слушает. Таким образом, набравшись смелости, смотреть в глаза аудитории и, настойчиво донося содержание своей речи, честно выявлять лиц заинтересованных и скучающих, положительно "или агрессивно настроенных. Старайтесь почувствовать настроение слушателей и изменить его в свою пользу. Последнее не всегда удается, но ораторская расположение, выраженная во взгляде, обычно находит вознаграждение в одобрении аудиторией. Кроме того, сосредоточение на контакте с аудиторией дает заговор избежать лишнего психологического самоанализа и переживаний, сняв внимание с себя и переведя ее на слушателей. При этом ораторская скромность близка к смелости, когда одинаково побеждаются и излишняя робость, и беззаботная дерзость, которая мгновенно ощущаются и негативно оцениваются слушателями.

Таким образом, речь возникает еще до собственно языка, в ощущениях оратором своего тела, в сознательном управлении своим телом с помощью умственно психологических усилий во время речи. Язык тела или телесно-семиотические "невербальные" знаки общения должны соответствовать некоторой общественно-эстетической норме (норматива) поведения и в то же время выражать личную (индивидуальную) своеобразие человека, зафиксированную в образе оратора.