Муштавинская и в технология развития критического мышления. Развитие критического мышления на уроке. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В

Ирина Валентиновна Муштавинская

Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно методическое пособие

Руководители проекта

«Серия книг „Уроки для педагогов“»:

канд. пед. наук, ректор СПбАППО С. В. Жолован ;

генеральный директор идательства КАРО А. В. Барзилович


канд. пед. наук, доц. каф. инновационных образовательных технологий, проректор по методической работе СПбАППО, эксперт Международной программы «Чтение и письмо для развития критического мышления» И. В. Муштавинская

Научный редактор серии книг

«Уроки для педагогов»

д-р пед. наук, проф. И. Ю. Алексашина

Учиться самостоятельно?

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет направленность общего образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Особо подчеркивается, что учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность, а учащиеся средней школы – самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата, в том числе самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Новое поколение стандартов уточняет основные ориентиры современного образования: от предметоцентрированной модели образования – к модели вариативного личностноцентрированного образования. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).

Изменение форм и содержания образования, переход от накапливания информации к развитию мышления, к умению самостоятельно выстраивать свое образование – знакомые лозунги. Но стали ли они практикой современной школы?

Помните заголовки стендов в учебных кабинетах? «Учись учиться!» Обычно там размещали правила-алгоритмы «Как написать реферат», «Вопросы к зачету» и т. п. К сожалению, современные подходы к вопросу самообразования мало изменились, несмотря на декларации основных документов в области образования, где целью современного школьного образования названа способность ученика учиться самостоятельно. О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К. Д. Ушинский. «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания… дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души.

Обладая такой умственной силой… человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».

В педагогической литературе понятие «самообразование» рассматривается достаточно узко, основной смысл этого понятия – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политики, жизни и т. п.

Подобных определений множество, и главный смысл их сводится к понятию самообразования как репродуктивной деятельности, деятельности, направленной на самостоятельное получение знаний. В последние годы это понятие все чаще стало рассматриваться либо в контексте работы с одаренными детьми, либо как способ дистанционного обучения.

Если выйти за рамки школьного образования, то в научной литературе названо несколько подходов к исследованию самообразования :

В рамках теории непрерывного самообразования – как составная связующая часть образования, обеспечивающая его непрерывность и преемственность на протяжении всей жизни человека;

В педагогических основах повышения квалификации и подготовки кадров – как одна из наиболее динамичных форм повышения уровня специалиста;

В контексте педагогической и социальной психологии – как составная часть самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития личности.

Так или иначе, но все рассмотренные подходы и поиски школы в данном направлении не дают универсального механизма для развития способности к самостоятельному учению.

Наиболее интересными нам кажутся исследования феномена самообразования на стыке педагогики и психологии, эти исследования связаны с понятием «рефлексия ».

Мы говорим о феномене «мышления о мышлении», то есть о рефлексии учителя и ученика над собственной мыслительной деятельностью.

В основе названной способности лежит механизм педагогической рефлексии, которая направляет мышление человека на критический анализ содержания и методов деятельности, на раскрытие внутреннего строения и специфики духовного мира человека.

Строение рефлексии многоуровневое, мы выделяем особенности рефлексии педагогической в системе «ученик– учитель» по отношению к содержанию образования, к формированию предметных и метапредметных умений, к взаимодействию этих компонентов в образовательном процессе. Рефлексия позволяет личности выйти из полной поглощенности непосредственной деятельностью, как бы подняться над ней, сделать ее предметом анализа, осознанного регулирования и контроля.

Педагогическая рефлексия – это отображение системы «учитель – ученик». Она проявляется в умении учителя встать на позицию ученика, понять его и вести рассуждение с его точки зрения, рефлексия позволяет ученику и учителю оценивать свои действия и мысли, планировать деятельность, выбирать стратегию обучения (учения или преподавания), самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Рефлексия проявляется в способности к самообразованию, где ты сам себе ученик и учитель.

Рефлексивные умения, с помощью которых происходит осмысление, конструирование и оценка реальной деятельности, управление ею, называют метакогнитивными умениями.

1. Как научиться рефлексии

Как основу самообразования рассмотрим в теоретическом плане феномен рефлексии, вернее, педагогической рефлексии, в практическом – технологии и отдельные методические приемы, рефлексию развивающие.

Как научить учиться самостоятельно? Одним из инструментов является рефлексивный подход, который позволит выйти на самостоятельное конструирование собственной образовательной деятельности.

Рефлексивные механизмы лежат и в основе саморегуляции деятельности личности, в том числе деятельности учебно-познавательной. Как было показано Ж. Пиаже и Л. С. Выготским, человек в процессе своего развития интериоризирует (делает внутренними) те отношения, которые первоначально даны ему извне как отношения между людьми (родители и ребенок, учитель и ученик). Вступая в социально-психологические отношения с другими, ребенок общается и взаимодействует с ними; его действия направляются, регулируются и оцениваются со стороны взрослых и со стороны его сверстников. Вместе с тем он и сам пытается направлять, регулировать и оценивать действия других; по мере приобретения опыта такого взаимодействия он начинает осваивать эти управляющие функции и применять их по отношению к самому себе – так развиваются процессы самоориентации, саморегуляции и самооценки как внутренние (интериоризированные) процессы, позволяющие личности управлять собой и своим поведением.

Естественно, в развитии этих процессов имеется значительный индивидуальный разброс: у одного человека они возникают в достаточно раннем возрасте, у других – в более позднем возрасте, а у третьих процессы саморегуляции, к сожалению, остаются на невысоком уровне развития даже в зрелые годы (безволие, безынициативность, неадекватность в самооценке и т. д.).

В большей степени теория рефлексивного обучения разработана в системе постдипломного образования. Но связь «учитель – ученик» неразрывна: овладевая рефлексивными умениями, включая их в интеллектуальный аппарат личности, «уча рефлексивно», учитель может научить рефлексии своих учеников. Остановимся только на одной проблеме развития способности к самоуправлению – на умениях лично сти регулировать свою учебно-познавательную деятельность, то есть на умениях, лежащих в основе самообразования личности. С психологической точки зрения, самообразование – это процесс, в котором человек выступает по отношению к себе и как «я – ученик», и как «я – учитель». Умение управлять собственной учебно-познавательной деятельностью возникает у ученика по мере того, как он осознает управляющие функции учителя и обращает их на самого себя.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

В пособии представлена современная педагогическая технология развития критического мышления, цель которой - помочь ученику сориентироваться в обилии поступающей информации, а учителю - реализовать свой творческий потенциал. Описаны оригинальные методики, разработки уроков, планирование учебного процесса, диагностика результатов, технологии для работы со взрослыми.
Пособие адресуется учителям, директорам и их заместителям общеобразовательных учреждений, студентам педагогических университетов.

Понятие «критическое мышление» и его характеристики.
Надо сказать, что по поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т. д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление». Дж. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать своё собственное «Я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, - это поиск здравого смысла: «как рассудить объективно и поступить логично с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем».

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРОВ 3
Глава 1. Технология развития критического мышления 9
Глава 2. Особенности работы с различными видами текстов 28
Приёмы и стратегии
Кластеры
ИНСЕРТ 31
Эффективная лекция 38
Стратегия работы с художественными текстами 62
Чтение с остановками 64
Глава 3. Визуальные методы организации материала 83
Приём «Выглядит, как... Звучит, как...» 84
Приём «Плюс - минус - интересно»
Бортовые журналы 85
Дневники 86
Таблицы вопросов 87
Концептуальная таблица 92
Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» 97
Сводная таблица -
Таблица-синтез 102
Таблица «3 - X - У» 103
Глава 4. Групповая работа. Обучение сообща 111
Чтение, суммирование прочитанного в парах 112
Стратегия «Зигзаг» 116
Игра «Как вы думаете?» 124
Глава 5. Организация дискуссий 128
Совместный поиск 131
Перекрёстная дискуссия 135
Глава 6. Модели постановки и решения проблем 138
Стратегия решения проблем «Идеал»
Приём «Фишбоун» 141
Глава 7. Организация письменной работы учащихся в технологическом режиме 149
Художественные формы письменной рефлексии.
Синквейны 160
Приёмы письма для оценки устного или письменного текста. Бортовой журнал 164
Глава 8. Диагностика результативности работы учащихся в режиме технологии развития критического мышления 169
Глава 9. Использование технологии РКМЧП для работы со взрослыми (повышение квалификации учителей и реализация деятельности педагогического коллектива) 194
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 212
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 219.

  • Учим детей мыслить критически, Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., 2003
  • Практикум по педагогике, Казимирская И.И., Торхова А.В., Бычковский П.М., 1999
  • Развитие читательских навыков у детей, Иншакова О.Б., Иншакова А.Г., 2014
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 3, Галянт И.Г., 2019

Следующие учебники и книги:

  • Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников, Устная связная речь, Лексика, Пособие для логопеда, Часть 1, Андреева Н.Г., 2009



В книге автор описывает современную педагогическую технологию развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не...

Читать полностью

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта значительно возрастает роль и значение современных образовательных технологий. Они различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат эффективных технологий можно в самом общем виде описать так: формирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию.
Технология развития критического мышления, созданная западными учеными и адаптированная к российской школе, во многом стала предвестником изменений, пришедших в нашу школу с новыми стандартами. Этим объясняется ее востребованность и популярность в школе сегодня.
В книге автор описывает современную педагогическую технологию развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:
принимать взвешенные решения,
работать с информацией,
анализировать различные стороны явлений и др.
Задача данного пособия - рассказать читателям о данной технологии, раскрыть ее потенциал в плане становления нового типа обучения, соответствующего идеям ФГОС.
2-е издание.

Скрыть

Развитие критического мышления на уроке. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.

2-е изд., дораб. - М.: 2011 - 223 с.

В пособии представлена современная педагогическая технология развития критического мышления, цель которой - помочь ученику сориентироваться в обилии поступающей информации, а учителю - реализовать свой творческий потенциал. Описаны оригинальные методики, разработки уроков, планирование учебного процесса, диагностика результатов, технологии для работы со взрослыми. Пособие адресуется учителям, директорам и их заместителям общеобразовательных учреждений, студентам педагогических университетов.

Формат: pdf

Размер: 6,7 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРОВ 3
Глава 1. Технология развития критического мышления 9
Глава 2. Особенности работы с различными видами текстов 28
Приёмы и стратегии -
Кластеры -
ИНСЕРТ 31
Эффективная лекция 38
Стратегия работы с художественными текстами 62
Чтение с остановками 64
Глава 3. Визуальные методы организации материала 83
Приём «Выглядит, как... Звучит, как...» 84
Приём «Плюс - минус - интересно» -
Бортовые журналы 85
Дневники 86
Таблицы вопросов 87
Концептуальная таблица 92
Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» 97
Сводная таблица -
Таблица-синтез 102
Таблица «3 - X - У» 103
Глава 4. Групповая работа. Обучение сообща 111
Чтение, суммирование прочитанного в парах 112
Стратегия «Зигзаг» 116
Игра «Как вы думаете?» 124
Глава 5. Организация дискуссий 128
Совместный поиск 131
Перекрёстная дискуссия 135
Глава 6. Модели постановки и решения проблем 138
Стратегия решения проблем «Идеал» -
Приём «Фишбоун» 141
Глава 7. Организация письменной работы учащихся в технологическом режиме 149
Художественные формы письменной рефлексии.
Синквейны 160
Приёмы письма для оценки устного или письменного текста. Бортовой журнал 164
Глава 8. Диагностика результативности работы учащихся в режиме технологии развития критического мышления 169
Глава 9. Использование технологии РКМЧП для работы со взрослыми (повышение квалификации учителей и реализация деятельности педагогического коллектива) 194
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 212
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 219

К технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ещё недавно относились как к интересной новинке, которую можно сравнить с деликатесом в нашем уже привычном рационе. Эту технологию использовали на своих уроках энтузиасты - те, кто понимал, что традиционные методы обучения не всегда могут помочь в достижении новых, современных целей образования. Наши ученики в своих устремлениях нередко уходили дальше, чем учителя. Им были важны ответы совсем на иные вопросы. И далеко не все учителя были готовы к этому.
Мы мечтали о том, чтобы появилось значительное количество учителей, которые не просто станут применять приёмы и стратегии технологии РКМЧП на уроках в неизменном виде, но и захотят идти дальше, проектируя что-то новое, развивая как своё педагогическое мастерство, так и предметные методики в целом. Но как же нам было понять, что же происходит, что меняется? Ведь начиная с какого-то момента процесс внедрения технологии РКМЧП в России стал действительно массовым, а потому неуправляемым для тренеров программы. В разных городах, в разных школах учителя пользовались как нашей книгой, так и другими материалами. Ответы на вопрос, что происходит с технологией РКМЧП в России, насколько она востребована и эффективна, впервые были получены в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Тысячи школ и учителей подали на конкурс материалы на основе технологии РКМЧП и стали его победителями. Это означало, что педагогическая технология стала неотъемлемым элементом школьной практики в самых разных регионах России. Учителя и школы - победители приоритетного национального проекта «Образование» - стали двигателями распространения новых педагогических технологий, и в том числе РКМЧП. Получилось, что перемены, к которым так все стремились, были инициированы не сверху, а снизу, самими учителями.

Развитие критического мышления на уроке. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.

2-е изд., дораб. - М.: 2011 - 223 с.

В пособии представлена современная педагогическая технология развития критического мышления, цель которой - помочь ученику сориентироваться в обилии поступающей информации, а учителю - реализовать свой творческий потенциал. Описаны оригинальные методики, разработки уроков, планирование учебного процесса, диагностика результатов, технологии для работы со взрослыми. Пособие адресуется учителям, директорам и их заместителям общеобразовательных учреждений, студентам педагогических университетов.

Формат: pdf

Размер: 6,7 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРОВ 3
Глава 1. Технология развития критического мышления 9
Глава 2. Особенности работы с различными видами текстов 28
Приёмы и стратегии -
Кластеры -
ИНСЕРТ 31
Эффективная лекция 38
Стратегия работы с художественными текстами 62
Чтение с остановками 64
Глава 3. Визуальные методы организации материала 83
Приём «Выглядит, как... Звучит, как...» 84
Приём «Плюс - минус - интересно» -
Бортовые журналы 85
Дневники 86
Таблицы вопросов 87
Концептуальная таблица 92
Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» 97
Сводная таблица -
Таблица-синтез 102
Таблица «3 - X - У» 103
Глава 4. Групповая работа. Обучение сообща 111
Чтение, суммирование прочитанного в парах 112
Стратегия «Зигзаг» 116
Игра «Как вы думаете?» 124
Глава 5. Организация дискуссий 128
Совместный поиск 131
Перекрёстная дискуссия 135
Глава 6. Модели постановки и решения проблем 138
Стратегия решения проблем «Идеал» -
Приём «Фишбоун» 141
Глава 7. Организация письменной работы учащихся в технологическом режиме 149
Художественные формы письменной рефлексии.
Синквейны 160
Приёмы письма для оценки устного или письменного текста. Бортовой журнал 164
Глава 8. Диагностика результативности работы учащихся в режиме технологии развития критического мышления 169
Глава 9. Использование технологии РКМЧП для работы со взрослыми (повышение квалификации учителей и реализация деятельности педагогического коллектива) 194
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 212
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 219

К технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ещё недавно относились как к интересной новинке, которую можно сравнить с деликатесом в нашем уже привычном рационе. Эту технологию использовали на своих уроках энтузиасты - те, кто понимал, что традиционные методы обучения не всегда могут помочь в достижении новых, современных целей образования. Наши ученики в своих устремлениях нередко уходили дальше, чем учителя. Им были важны ответы совсем на иные вопросы. И далеко не все учителя были готовы к этому.
Мы мечтали о том, чтобы появилось значительное количество учителей, которые не просто станут применять приёмы и стратегии технологии РКМЧП на уроках в неизменном виде, но и захотят идти дальше, проектируя что-то новое, развивая как своё педагогическое мастерство, так и предметные методики в целом. Но как же нам было понять, что же происходит, что меняется? Ведь начиная с какого-то момента процесс внедрения технологии РКМЧП в России стал действительно массовым, а потому неуправляемым для тренеров программы. В разных городах, в разных школах учителя пользовались как нашей книгой, так и другими материалами. Ответы на вопрос, что происходит с технологией РКМЧП в России, насколько она востребована и эффективна, впервые были получены в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Тысячи школ и учителей подали на конкурс материалы на основе технологии РКМЧП и стали его победителями. Это означало, что педагогическая технология стала неотъемлемым элементом школьной практики в самых разных регионах России. Учителя и школы - победители приоритетного национального проекта «Образование» - стали двигателями распространения новых педагогических технологий, и в том числе РКМЧП. Получилось, что перемены, к которым так все стремились, были инициированы не сверху, а снизу, самими учителями.