Наука как процесс получения нового знания. Наука как социальный институт. Нормы научности. Моральные требования и представления

Наука включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет своей задачей исследование (на основе определенных методов познания) объективных законов природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества. [Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания. М.: 1994].

С другой стороны, наука – это и рассказ о том, что в этом мире есть и, в принципе, может быть, а вот что «должно быть» в мире в социальном плане, она не говорит – предоставляя это на предмет выбора «большинством» человечества.

Научная деятельность включает в себя следующие элементы: субъект (ученые), объект (все состояния бытия природы и человека), цель (цели) – как сложная система ожидаемых результатов научной деятельности, средства (методы мышления, научные приборы, лаборатории), конечный продукт (показатель осуществленной научной деятельности - научные знания), социальные условия (организация научной деятельности в обществе), активность субъекта – без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество не может быть реализовано.

Сегодня цели науки многообразны – это описание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали ее объектами (предметами), а также систематизация знаний и реализация полученных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни, в улучшении ее качества.

Наука – это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей. Наука, по сути – явление социальное, ее зачатки появились еще в античность, примерно 2,5 тыс. лет. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образование подрастающего поколения.

В Древней Греции ученые организовывали философские школы, например, Академия Платона, Лицей Аристотеля и занимались исследованиями по своему собственному желанию. В известном Пифагорейском союзе, основанным Пифагором, молодые люди должны были проводить в школе целый день под наблюдением учителей и подчиняться правилам общественной жизни.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Наука понадобилась в качестве производительной силы общества. Если древнегреческая наука была умозрительным исследованием (в переводе с греческого «теория» означает умозрение), мало связанным с практическими задачами, то только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа, обеспечивающего господство человека над природой. Рене Декарт писал:



«Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущему и наступает на него с тем, чтобы мы добыли познания о силе... Затем... реализовать и применить эти познания для всех целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления) сделают нас хозяевами и обладателями природы» (Декарт Р. Рассуждения о методе. Избр. произв. М., 1950, с.305).

Именно в Западной Европе наука возникла как социальный институт в XVII в. и стала претендовать на определенную автономию, т.е. происходило признание социального статуса науки. В 1662 г возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. – Парижская академия наук.

Важные предпосылки такого признания можно усмотреть в создании средневековых монастырей, школ и университетов. Первые университеты средневековья датируются 12-ым веком, но в них господствовала религиозная парадигма мировосприятия, преподавателями были представители религии. Светское же влияние проникает в университеты лишь спустя 400 лет.

Как социальный институт наука включает в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке (ученые создают и вступают в различные социальные отношения), научные учреждения и организации.

Институт (от лат. institut – установление, устройство, обычай) предполагает действующий и вплетенный в функционирования общества комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека; это явление над индивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Родоначальником такого институционального подхода в науке считается Р. Мертон. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности – существуют политические, социальные, религиозные институты, также институты семьи, школы, брака и т.д.



Способы социальной организации ученых подвержены изменениям и это обусловлено как особенностями развития самой науки, так и изменением ее социального статуса в обществе. Наука как социальный институт зависит от других социальных институтов, которые обеспечивают необходимые материальные и социальные условия для ее развития. Институциональность обеспечивает поддержку тем видам деятельности и тем проектам, которые способствуют укреплению конкретной системы ценностей.

Социальные условия науки – это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. К ним относятся: потребность общества и государства в истинных знаниях, создание сети научных учреждений (академии, министерства, НИИ и объединения), государственная и частная поддержка науки денежными средствами, вещественно-энергетическое обеспечение, коммуникационное (издание монографий, журналов, проведение конференций), подготовка научных кадров.

В настоящее время ни один из научных институтов не сохраняет и не воплощает в своей структуре принципы диалектического материализма или библейского откровения , а также связь науки с паранаучными видами знания.

Для современной науки характерно превращение научной деятельности в особую профессию. Неписанным правилом в этой профессии является запрет на обращение к властям с целью использования механизма принуждения и подчинения в разрешении научных проблем. От ученого требуется постоянное подтверждение его профессиональности, через систему объективной оценки (публикации, ученые степени), так и через общественное признание (звания, награды), т.е. требование научной компетенции становится ведущим для ученого, а арбитрами и экспертами при оценке результатов научного исследования могут быть только профессионалы или группы профессионалов. Наука берет на себя функцию перевода личных достижений ученого в коллективное достояние.

Но вплоть до конца 19 в. для подавляющего большинства ученых научная деятельность не являлась главным источником их материального обеспечения. Как правило, научные исследования проводились в университетах, и ученые обеспечивали себя за счет оплаты их преподавательской работы. Одной из первых научных лабораторий, принесшей значительные доходы, была лаборатория, созданная немецким химиком Ю. Либихом в 1825 г. Первая награда за научные исследования (медаль Копли) была утверждена Лондонским Королевским обществом в 1731 г.

Самой высокой престижной наградой в области физики, химии, медицины и физиологии с 1901 г. является Нобелевская премия. История Нобелевских премий описана в книге «Завещание Альфреда Нобеля». Первым лауреатом Нобелевской премии (1901) в области физики стал В.К. Рентген (Германия) за открытие лучей, названных его именем.

Сегодня наука не может обойтись без помощи общества, государства. В развитых странах сегодня на науку затрачивается 2-3% всего ВНП. Но зачастую коммерческая выгода, интересы политиков воздействуют сегодня на приоритеты в области научно-технических исследований. Общество посягает и на выбор методов исследования, и даже на оценку полученных результатов.

Институциональный подход развития науки является сейчас одним из доминирующих в мире . И хотя главными недостатками его считают преувеличение роли формальных моментов, недостаточное внимание к основам поведении людей, жесткий предписывающий характер научной деятельности, игнорирование неформальными возможностями развития, однако соответствие членов научного сообщества принятым в науке нормам и ценностям дополняется этосом науки как важной характеристики институционального понимания науки. По мнению Мертона, следует выделять следующие черты научного этоса:

Универсализм – объективная природа научного знания, содержание которого не зависит от того, кем и когда оно было получено, важна лишь достоверность, подтверждаемая принятыми научными процедурами;

Коллективизм – всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;

Бескорыстие , обусловленное общей целью науки – постижением истины (без соображений престижного порядка, личной выгоды, круговой поруки, конкурентной борьбы и пр.);

Организованный скептицизм – критическое отношение к себе и работе своих коллег, в науке ничего не принимается на веру, и момент отрицания полученных результатов рассматривается как элемент научного поиска.

Нормы научности. В науке существуют определенные нормы и идеалы научности, свои эталоны исследовательской работы и хотя они исторически изменчивы, но все же сохраняют некий инвариант таких норм, обусловленный единством стиля мышления, сформулированного еще в Древней Греции. Его принято называть рациональным . Этот стиль мышления основан, по сути, на двух фундаментальных идеях:

Природной упорядоченности, т.е. признания существования универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей;

Формального доказательства как главного средства обоснованности знания.

В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуется следующими методологическими критериями (нормами). Именно эти нормы научности входят в эталон научного знания постоянно.

универсальность , т.е. исключение любой конкретики – места, времени, субъекта и т.п.

- согласованность или непротиворечивость , обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания;

- простота ; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов;

- объяснительный потенциал ;

- наличие предсказательной силы .

Критерии научности . Для науки актуален всегда следующий вопрос: какое знание действительно научно? В естествознании важнейшее значение придается характеру подтверждаемоститеории эмпирическими фактами .

При характеристике естественнонаучной теории используется не термин «истинность», а термин «подтверждаемость». Ученый должен стремиться к точности выражений и не использовать многозначные термины Основной критерий научности естествознания в этой связи – это подтверждаемость теории. Термины же «истинность», «истина» имеет более широкое толкование и используется и в естествознании, и в гуманитаристике, и в логике, и в математике, и в религии, т.е. специфику естествознания он не выражает в сравнении с термином «подтверждаемость», имеющего для естествознания первостепенное значение.

В гуманитаристике теории ранжируются по степени их эффективности .

В XX в. определись два требования научности знания:

1) знание должно позволять понимать изучаемые явления,

2) осуществлять по поводу них ретросказание прошлого и предсказание будущего.

Эти требования естественные науки выполняют посредством понятий. гипотетико-дедуктивного метода и на основе критерия подтверждаемости , а гуманитарные науки - благодаря опоре на ценностные представления, прагматический метод икритерий эффективности – являющимися тремя главными научными основаниями гуманитаристики.

Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, об-ве и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, о разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут так же выступать как одна из форм общественного сознания. Н. отнюдь не ограничивается естествознанием или «точными» науками, как считают позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведения и обществоведения, философии и естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований. Н. - необходимое следствие общественного разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой - сперва очень малочисленной группы людей. Предпосылки для возникновения Н. появляются в странах Древн. Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и об-ве, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние вост. цивилизаций было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древн. Греции, где появляются мыслители, занимающиеся специально Н., отмежевавшиеся от религиозной и мифологической традиции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции гл. функцией Н. является объяснительная функция; ее осн. задача - познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью к-рой является сам человек. С появлением крупного машинного производства создаются условия для превращения Н. в активный фактор самого производства. В качестве осн. выдвигается теперь задача познания с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой технической ее ориентацией лидирующим становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования. В условиях научно-технической революции происходит новая, коренная перестройка Н., как системы. Чтобы Н. могла удовлетворять потребностям созр. производства, научные знания должны стать достоянием большой армии специалистов, инженеров, организаторов производства и рабочих. В самом процессе труда на автоматизированных участках от рабочего требуется широкий научно-технический кругозор, овладение основами научных знаний. Н. все более превращается в непосредственную производительную силу, а практическая реализация результатов Н. лежит через ее личностное воплощение. С т. зр. перспектив коммунистического строительства оно выступает уже не в качестве средства, а в качестве самоцели. Отсюда соответствующие требования к Н., к-рая призвана во все большей степени ориентире; ваться уже не на одну лишь технику, но и на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития. В связи с этим совр. Н. уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства.

Она формируется как целостный, интегрированный организм. Весь фронт научных исследований (как в области естественных, так и общественных Н.) оказывает стимулирующее воздействие на общественное производство. Если прежде Н. развивалась лишь как отдельная часть социального целого, то теперь она начинает пронизывать все сферы общественной жизни: научные знания и научный подход необходимы и в материальном производстве, в экономике, и в политике, и в сфере управления, и в системе образования. Поэтому Н. развивается более быстрыми темпами, чем любая др. отрасль деятельности. В социалистическом об-ве успешное развитие Н. и внедрение ее результатов в производство - важнейшее условие ускорения научно-технического прогресса, строительства материально-технической базы коммунизма; здесь реализуется задача соединения достижений Н. с преимуществами социалистической системы хозяйства. Для своего полного расцвета Н. нуждается в победе коммунистических общественных отношений. Но и коммунизм нуждается в Н., без к-рой он не может ни победить, ни успешно развиваться, ибо коммунистическое об-во - это научно управляемое об-во, научно осуществляемое общественное производство, это основанное на Н. полное господство человека над условиями своего существования.


Источники:

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Слово "наука" в русском языке имеет очень широкое значение. Наукой является физика, литературоведение, учение о сварке (недаром есть институты сварки), наукой является и искусство плетения лаптей (оборот "он постиг науку плетения", по-русски вполне допустим, а института по последней науке нет только потому, что это сейчас не актуально).

Европейской родиной науки можно считать Древнюю Грецию, именно там в V в. до н.э. возникла наука как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления. «Учеными» древнегреческих мыслителей в современном значении этого слова сделал их интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию.

Античная наука дала нам доныне непревзойденный образец законченной системы теоретического знания – геометрию Евклида . Кроме математической теории античная наука создала космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук – физики, биологии и т.д.

Но как полноценное социально-духовное образование – наука стала с XVII века, когда усилиями Г. Галилея и, особенно, И. Ньютона была создана первая естественнонаучная теория и возникли первые научные объединения ученых (научные сообщества).

За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное образование со своей структурой. Сейчас оно охватывает огромную область знаний с 15-ю тыс. дисциплин. Число ученых по профессии в мире к концу XX века достигло свыше 5 млн. человек.

В общем понимании:

Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

Наука – это форма человеческих знаний, проверенная практикой, являющихся общим продуктом развития общества и составной частью духовной культуры общества; это система понятий о явлениях и законах действительности;

В частном понимании:

Наука – это особая сфера целенаправленной деятельности человека как на получение новых знаний (главная цель), так и на разработку новых методов их получения; которая включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет своей задачей исследование (на основе определенных методов познания) объективных законов природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества. [Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания. М.: 1994].

С другой стороны, наука – это и рассказ о том, что в этом мире есть и, в принципе, может быть, а вот что «должно быть» в мире в социальном плане, она не говорит – предоставляя это на предмет выбора «большинством» человечества.

Научная деятельность включает в себя следующие элементы: субъект (ученые), объект (все состояния бытия природы и человека), цель (цели) – как сложная система ожидаемых результатов научной деятельности, средства (методы мышления, научные приборы, лаборатории), конечный продукт (показатель осуществленной научной деятельности - научные знания), социальные условия (организация научной деятельности в обществе), активность субъекта – без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество не может быть реализовано.

Сегодня цели науки многообразны – это описание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали ее объектами (предметами), а также систематизация знаний и реализация полученных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни, в улучшении ее качества.

Но главной определяющей целью научной деятельности является получение знаний о реальности, т.е. научных знаний.

Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI – XVII веках. Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной революции – радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Наука понадобилась в качестве производительной силы общества. Если древнегреческая наука была умозрительным исследованием (в переводе с греческого «теория» означает умозрение), мало связанным с практическими задачами, то только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа, обеспечивающего господство человека над природой. Рене Декарт писал: «Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущему и наступает на него, с тем чтобы мы добыли познания о силе... Затем... реализовать и применить эти познания для всех целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления) сделают нас хозяевами и обладателями природы» (Декарт Р. Рассуждения о методе. Избр. произв. М., 1950, с.305).

Науку с ее особой рациональностью следует рассматривать как феномен западной культуры XVII в.: наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Наука – 1) одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека; 2) сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию, оценку новых знаний о природе, обществе, человеке.

Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты: совокупность знаний и их носителей; наличие специфических познавательных целей и задач; выполнение определенных функций; наличие специфических средств познания и учреждений; выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; существование определенных санкций.

Наука как социальный институт включает:

– ученых с их знаниями, способностями и опытом – представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества;

– научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.;

– специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.);

– методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.);

– особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.).

Цель науки – получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Характерные черты науки: обоснованность утверждений, достоверность полученных результатов, системность исследований.

Принципы науки (по Р. Мертону)

– универсализм – внеличностный характер, объективная природа научного знания; интернациональный и демократичный характер науки.

– коллективизм – всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;

– бескорыстие, обусловленное общей целью науки – постижением истины;

– организованный скептицизм – критическое отношение к себе и работе своих коллег; в науке ничего не принимается на веру.

Свойства науки , как профессионально-организованной познавательной деятельности: объективная предметность; общезначимость; обоснованность; определенность; точность; проверяемость; воспроизводимость предмета знания; объективная истинность; полезность.

Функции науки

1) культурно-мировоззренческая – формирует мировоззрение; научные представления – часть общего образования, культуры;

2) познавательно-объяснительная – наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований;

3) прогностическая – данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами;

4) практически-действенная;

5) социальной памяти и др.

Классификация современных наук производится по типу современных наук, различаемых и по объекту, и по предмету, и по методу, и по степени общности и фундаментальности знания, и по сфере применения и т. п.

1. Науки делятся на: а) естественные (астрономия, астрофизика, космохимия, геология, геофизика, геохимия, цикл антропологических наук и др.); б) общественные (социальные) (социология, политология, юридические, управленческие и др.); в) гуманитарные (психология, логика, литературоведение, искусствоведение, история, науки о языке и др.); г) технические – (науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах, и другие науки).

2. По непосредственному отношению к практической деятельности науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные . Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел.

Направления научных исследований

Фундаментальные научные исследования – это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования.

Прикладные научные исследования – это исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.

Тенденции развития научного знания

Дифференциация , т. е. разделение, дробление на все более мелкие разделы и подразделы (например, в физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика, электродинамика, статистическая механика, термодинамика, гидродинамика и пр.).

Интеграция научного знания стала ведущей закономерностью его развития и может проявляться: в организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин; в разработке «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент); в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика); в изменении характера решаемых современной наукой проблем – они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.).

Дифференциация и интеграция в развитии науки – взаимодополняющие тенденции.

Современная наука – сложная сеть взаимодействующих коллективов, организаций и учреждений, которые связаны не только между собой, но и с другими мощными подсистемами общества и государства: экономикой, образованием, политикой, культурой и др.

К основным характеристикам современной науки можно отнести: резко возросшее количество ученых; рост научной информации; изменение мира науки (наука включает около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом); превращение научной деятельности в особую профессию.

Наука: 1) помогает человеку не только объяснять известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение; 2) осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития; 3) осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению; 4) выполняет непосредственную функцию производительной силы общества.

Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, источников энергии и т. д.) – представляет собой этап в развитии научно-технического прогресса (НТП), который связан с превращением науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития общества). Современная НТР – это совокупность коренных, качественных и взаимосвязанных преобразований в средствах производства (орудиях и средствах труда), технологии, организации и управлении производством на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Научное управление производительными силами – мощный источник развития общества. Технологический переворот требует постоянного переобучения, поэтому научные инвестиции в человека наиболее перспективны.

Социальные последствия научно-технической революции

А) позитивные: возрастание роли научных знаний; развитие образования, применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; уменьшение числа занятых в производстве и количества используемой энергии и сырья; изменение облика работников в отраслевой и профессиональной структуре, а также в их квалификации.

Б) негативные: техногенные катастрофы; рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодежи, вызванной циклическими спадами производства, развитием автоматизации, структурной перестройкой экономики; неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей; многочисленные экологические проблемы.

Научная деятельность предполагает свободу творчества ученых. Но одновременно предъявляет к ним определенную систему ценностей в науке: общечеловеческие ценности и запреты; этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины; свободу научного поиска и социальную ответственность ученого.

Уже в древности представители науки проявляли интерес не только к морали, но и своими взглядами формировали моральные нормы научного сообщества («Не навреди»). Зачастую научные открытия и достижения несут новые угрозы человечеству (клонирование, средства массового уничтожения и т. д.). Необходимо, чтобы ученые всегда понимали, какую огромную ответственность они несут за использование своих научных достижений. Добросовестность как одно из важнейших требований к научному труду проявляется:

В тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследований

В доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке

В научной честности и объективности («Платон мне друг, но истина дороже»)

В отказе от введения в науку (практику) необоснованных, непроверенных новаций.

Образование

Самообразование – знания, умения и навыки, приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфереобразования

1) признание приоритетности сферы образования;

2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;

6) свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека и т. д.

7) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

10) равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования;

11) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Функции образования

* Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т. д.).

* Накопление и хранение культуры общества.

* Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. Образование – важнейший канал социальной мобильности.

* Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь, молодежи.

* Экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества, обеспечение профессиональной ориентации человека.

* Введение социокультурных инноваций.

* Социальный контроль.

Общие тенденции в развитии образования

1) Демократизация системы образования (образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются).

2) Рост продолжительности образования (современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения).

3) Непрерывность образования (в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии).

4) Гуманизация образования (внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям).

5) Гуманитаризация образования (повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе: экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний).

6) Интернационализация процесса образования (создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем).

7) Компьютеризация процесса образования (использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба).

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, устанавливаемые университетами; образовательные программы различного вида, уровня и направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители);

3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; 5) среднее профессиональное образование; 6) высшее образование – бакалавриат; 7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура; 8) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живет, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т. д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

С учетом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.

Религия

Религия – это вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Религия является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Выделяют следующие группы определений религии:

1. Теологические – определения, принятые в богословии.

2. Философские позволяют взглянуть на религию как на особое образование, выполняющее в обществе важные функции.

* И. Кант различал религии моральные и статуарные. Моральные религии основаны на вере «чистого разума», в них человек с помощью собственного разума познает божественную волю в себе самом. Статуарные религии основаны на исторической традиции;

* Г. Гегель считал, что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа;

* Марксистская философия определяет религию как веру в сверхъестественное; религия – это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни.

Психологические

* У. Джеймс считал, что истинность религии определяется ее полезностью;

* Фрейд называл религию «великой иллюзией»;

* К. Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, которое выражается в архетипах и воплощается в образах мифологии и религии.

Основные элементы религии: религиозное сознание (идеология и религиозная психология); религиозный культ (отношения); религиозные организации.

Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает: догматику; богословие; учение о культах (экзегетика); церковную археологию; учение об отцах церкви (патрология); историю святых книг церкви; правила проведения служений (гомилетика).

Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах. Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность. Центральным элементом религиозного сознания является религиозная вера – это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида.

Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом.

Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. К древним религиозным культам относятся: превознесение богов, святых, предков, реликвий; жертвоприношение, жертвование, милостыня; богослужение, таинства, молитвы; освящение церковных сооружений, утвари и пр.; пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.; Разновидностью культа является магия (колдовство) – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов. Культовые акты: заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др.

Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Клир объединяет следующих религиозных руководителей: патриарх, папа, аятолла и др.; синод, коллегия кардиналов, имамат и др.; священнослужители. Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.

Религиозная культура – это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять. Компоненты: элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, нормы морали. Специализированный уровень религиозной культуры – религиозные учения и конфессии, эзотерика; обыденный – мистика, бытовая магия и суеверия.

Виды религии, вытекающие из периодизации ее развития

* полидемонизм (язычество):

Анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

Фетишизм – поклонение материальным предметам – «фетишам», которым приписываются сверхъестественные свойства.

Тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

Пантеизм – «философская» форма религии, отождествляющая абсолют с природой. Деизм рассматривает природу и Бога как сосуществующие начала. В теизме Бог понимается как бесконечное, личное, трансцендентное начало, сотворившее мир в свободном акте воли из ничего.

* национальные религии, возникшие на этапе становления классового общества и образования государства (индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм), выражают национальную специфику народа и, легко приспосабливаясь к изменяющемуся миру, способны удовлетворять религиозные потребности граждан даже в современном обществе. Исповедовать такую религию могут только те, кто принадлежит к данному народу.

* мировые религии, к которым относятся буддизм, христианство, ислам, может исповедовать любой человек независимо от национальности.

Признаки мировых религий: огромное число последователей во всем мире; эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность; космополитичностъ (меж– и надэтнический характер; выходят за пределы наций и государств).

Мировые религии

А) Буддизм – наиболее древняя мировая религия (возникла в VI в. до н. э. в Индии, в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока). Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Основные идеи: 1) жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей; чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний; 2) возрождение после смерти; 3) надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей. В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы.

Б) Христианство возникло в I в. н. э. в восточной части Римской империи – Палестине – как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства – надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. Священной книгой христиан является Библия, которая состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Христианство распалось на три течения: православие, католицизм, протестантизм. Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство.

В) Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Священная книга мусульман Коран. Сунна – сборник назидательных рассказов о жизни пророка, Шариат – свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Культовое помещение мусульман называется мечетью. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Виды религии по количеству богов , которым поклоняются представители определенного вероисповедания:

* Монотеистические религии утверждают веру в одного Бога: иудаизм, христианство и ислам.

* Политеистические религии утверждают веру во множество богов. К ним относятся все остальные религии мира, в том числе и мировая религия буддизм.

Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих. Факторы, способствующие образованию церкви: общее вероучение; религиозная деятельность; церковь как социальное явление; система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих. В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.

Основные функции религии

1) Мировоззренческая задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек.

2) Компенсаторная (терапевтическая) восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане перестройки сознания, изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение.

3) Коммуникативная обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих – с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.

4) Регулятивная упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность.

5) Интегрирующая объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция).

6) Культурно-транслирующая способствует развитию определенных основ культуры – письменности, книгопечатания, искусства; обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры; осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

7) Легитимирующая узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы.

8) Гносеологическая (познавательная) – по-своему отвечает на вопросы, которые не может осветить наука.

9) Этическая – обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества.

10) Социальная – интегрирует, объединяет людей не по родственным, национальным или расовым признакам, а по духовно-догматическим, что значительно шире;

11) Духовная – наполняет жизнь смыслом, открывает перспективу личного самосовершенствования и вечной жизни, бессмертия, отвечает на вопрос о смысле жизни человека и бытия.

Религия, являясь неотъемлемой частью духовной культуры, оказала громадное влияние на все ее развитие: религией дарованы человечеству «священные книги» (Веды, Библия, Коран); европейская «архитектура и скульптура Средних веков были «Библией в камне» (Питирим Сорокин ); музыка носила почти исключительно религиозный характер; живопись в значительной части была построена на религиозных сюжетах; византийские и древнерусские школы иконописи явились заметным явлением в истории мировой культуры. Церковь играла важную роль в распространении грамотности. Храмы являлись не только местом богослужения, но и замечательными историко-архитектурными памятниками, в некоторых соборах были библиотеки, велось летописание. Церкви осуществляли милосердную и благотворительную деятельность, помогая больным, инвалидам, малоимущим, нищим. Монастыри вели значительную по объему хозяйственную работу, осваивая нередко новые земли и занимаясь продуктивным сельским хозяйством (монастырь на Соловецких островах и др.). Церковь выступала как мощный источник патриотизма. Известна роль Сергия Радонежского в освобождении Руси от иноземного ига. С самого начала Великой Отечественной войны деятельность духовенства способствовала общенародной борьбе с захватчиками.

Роль религии в современном мире:

1. Огромное количество людей, живущих на Земле, являются религиозными людьми.

2. Влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает религию государственной и обязательной.

3. Религия остается одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали.

4. Религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства.

Современные мировые религии стремятся внести свой вклад в мирное сосуществование государств на планете, занимаются благотворительной деятельностью, стремятся сохранять свой нравственный авторитет.

Искусство

Искусство 1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира; 2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах; одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; художественно-образная форма познавательной деятельности человека, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния.

Версии соотношения природы и искусства

а) Кант сводил искусство к подражанию.

б) Шеллинг и немецкие романтики ставили искусство выше природы.

в) Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т. е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме.

Теории происхождения искусства

1. Биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.

2. Игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.

3. Магическая: искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.

4. Трудовая: искусство – результат труда (полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения).

Отличия искусства от других форм общественного сознания

– Искусство познает мир посредством образного мышления (если действительность предстает в искусстве целостно, то сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных).

– Искусство не ставит целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и другие. Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически, с позиций основных эстетических категорий: «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического».

– Целостно-образный и эстетический принципы художественного сознания отличают искусство от морали.

Функции искусства

1) общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества;

2) художественно-концептуальная – анализирует состояние окружающего мира;

3) воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей; воспитывает гуманистические качества человеческой личности;

4) эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека;

5) утешительно-компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности;

6) предвосхищения – предвосхищает будущее;

7) внушающая – воздействует на подсознание людей, на человеческую психику;

8) гедонистическая (от греч. наслаждение) – доставляет людям удовольствие; учит людей относиться к миру позитивно, смотреть в будущее с оптимизмом;

9) познавательно-эвристическая – отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке;

10) синтезирующая – является сокровищницей образов и символов, в которых выражаются значимые для человека ценности;

11) коммуникативная – связывает людей вместе, служит средством общения и коммуникации;

12) рекреационная – служит средством отдыха, освобождением от повседневных трудов и забот.

Основной категорией искусства является художественный образ . Художественный образ – часть или компонент произведения искусства; способ бытия произведения искусства, взятого в целом. Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака.

Под знаком понимается любое материальное явление, создаваемое или используемое с целью передать с его помощью какую-либо информацию. Это изобразительные, выразительные, словесные и условные знаки. Особенностью художественных знаков является то, что независимо от того, что они изображают, выражают или обозначают, они сами по себе всегда должны вызывать эстетическое наслаждение. Духовное содержание художественного образа может быть трагичным, комичным и т. п., но впечатление от его знаковой материальной формы представляет переживание прекрасного, красоты. Знаковая форма художественного образа подчиняется не только коммуникативному и эстетическому принципу, но и психологическому требованию привлекать, удерживать и переключать внимание зрителя и слушателя.

Классификация

1) по количеству использованных средств: а) простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка); б) сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

2) по соотношению произведения искусства и реальности: а) изобразительные, изображающие действительность, копируя ее (реалистическая живопись, скульптура, фотография); б) выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

3) по отношению к пространству и времени: а) пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура); б) временные (литература, музыка); в) пространственно-временные (театр, кино);

4) по времени возникновения: а) традиционные (поэзия, танец, музыка); б) новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

5) по степени применимости в быту: а) прикладные (декоративно-прикладное искусство); б) изящные (музыка, танец).

В пространственных искусствах выделяют три рода: станковые (станковая живопись, станковая графика и т. п.), монументальные (монументальная скульптура, стенная живопись и др.) и прикладные (типовая массовая архитектура, малая пластика, миниатюрная живопись, промышленная графика, плакат и др.).

В словесно-временных искусствах различают три рода: эпос (роман, поэма и др.), лирика (стихотворения и др.) и драма (различные пьесы и др.).

Виды искусства – это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства – звук, цвет, телодвижение, слово и т. д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности – роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

* Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

* Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Основные роды литературы: драма, эпос и лирика. Жанры: трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т. д.

* Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры: опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т. п.

* Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца: вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

* Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, анималистический (изображение животных), исторический.

* Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т. д. Архитектурные стили: готика, барокко, рококо, модерн, классицизм и т. п.

* Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение); по размеру: станковая, декоративная, монументальная.

* Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, – посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

* Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т. д.

* Цирк – зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене: акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и пр.

* Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам: кинокомедия, драма, мелодрама, приключенческий фильм, детектив, триллер и т. п.

* Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств – оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

* Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства – драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т. д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т. д.

В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например, в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).

Истинное искусство всегда элитарно. Истинное искусство, как сущность религии и философии, открыто для всех и создается для всех.

Духовное – это творчество во всем, а философия и вера – поэзия духа. Бердяев определяет философию как «искусство познания в свободе через творчество идей…». Творчество не является служебным по отношению к метафизике и этике, но пронизывает их, наполняет жизнью. Красота столь же важна для целостного духовного развития человека, как истина и добро: гармонию создает их единство в любви. Именно поэтому великий русский писатель и мыслитель Ф. М. Достоевский, повторив мысль Платона, сказал, что «красота спасет мир».

Мораль

Мораль – 1) форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей; 2) принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, и ее выражение в реальной жизни людей. Нравственность – принципы реального практического поведения людей. Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность.

Подходы к происхождению морали

Натуралистический: рассматривает мораль как простое продолжение, усложнение групповых чувств животных, обеспечивающих выживание вида в борьбе за существование. Представители натурализма в этике сводят социальное к биологическому, стирают качественную грань, отличающую человеческую психику от животной.

Религиозно-идеалистический: рассматривает мораль как дар божий.

– Социологический: рассматривает мораль как феномен, возникший вместе с общением и коллективными трудовыми действиями и обеспечивающий их регулирование. Главные причины, вызвавшие необходимость моральной регуляции, состоят в развитии и усложнении социальных отношений: появлении прибавочного продукта и необходимости его распределения; половозрастном разделении труда; вычленении родов внутри племени; упорядочении половых отношений и т. д.

Мораль держится на трех важнейших основаниях:

* Традиции, обычаи, нравы , которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: «так принято» или «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари велось» и др.

* Опирается на силу общественного мнения , которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

* Основывается на сознательности каждой отдельной личности , на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

В отношении к личности человека мораль является внутренней формой саморегуляции индивидом своего поведения. Мораль бескорыстна, личностна, представляет особого рода познание, является сущностной характеристикой духовного познания.

Моральное сознание носит ценностный характер. Оно ориентируется на некий абсолютный моральный идеал, который возникает в обществе, но выносится за его пределы, выступая в виде критерия и оценки, как общественных явлений, так и индивидуального поведения человека и его мотивов.

Моральная норма направлена на формирование в человеке определенных моральных качеств: стремления к добру и самосовершенствованию, помощи окружающим людям, мужества, быть готовым терпеть лишения и бороться за истину. Под нормой понимается такое предписание (решение, указание, инструкция, директива, приказ, программа и др.), с которым должно (можно или нельзя) быть выполнено определенное действие для достижения заданных целей.

Нравственная норма определяет общественно необходимые типичные варианты нравственного поведения; средство, которое дает ориентацию человеческой личности, указывает, какие проступки являются допустимыми и предпочтительными и каких следует избегать.

Основным свойством моральных норм является их повелительность (императивность) . В них выражены нравственные требования. Одна и та же норма, скажем, требование справедливости, может быть выражена одновременно и в форме запрета, и как позитивное предписание: «не лги», «говори только правду». Нормы адресованы к человеку, к его деятельности и поведению. Осознанная совокупность норм определяется как моральный кодекс . Основными элементами морального кодекса являются следующие: социально значимые предписания, установка-ориентация, готовность личности к должным требованиям и объективные условия, позволяющие реализовать соответствующее должное поведение.

Другим компонентом морального кодекса являются ценностные ориентации : 1) нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; 2) ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Мотивация, оценка и самооценка. Мотивация, оценка и самооценка – важные способы моральной регуляции поведения людей. Мотив – это нравственно осознанное побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация – система определенным образом взаимосвязанных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение линии своего поведения.

Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведения личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалам; это самостоятельное определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с чувством совести и долга и выступает как важный инструмент самоконтроля.

Совесть – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; является выражением нравственного самосознания и самочувствия личности; позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом.

Долг – это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом.

Функции морали

* Мировоззренческая. Мораль вырабатывает систему ценностных ориентаций: норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними.

* Познавательная . Она не тождественна научному познанию, ориентирует человека в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

* Регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования поведения людей в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях. Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует их изменения. Мораль опирается на силу общественного мнения. Моральные санкции более гибки, разнообразны, выступают в виде не только принуждения, убеждения, но и одобрения общественным мнением.

* Оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также в других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения.

* Воспитательная . Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов.

* Мотивационная. Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то делать или не делать.

* Контролирующая. Контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека.

* Координационная. Мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.

* Интегрирующая. Поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека.

Моральные требования и представления

– нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);

– моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);

– нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);

– морально-психологические механизмы (долг, совесть);

– высшие моральные ценности (добро, смысл жизни, свобода, счастье).

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.

Мораль проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и к достижению нравственного совершенства. Если добро – созидательно, то зло – это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом, называется моральным выбором . За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Отличия моральных норм от обычаев и правовых норм: 1) следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека; 2) обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, мораль универсальна, она задает общие нормы для всего человечества; 3) исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности: в обществе не существует учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Универсальные моральные принципы

1. Принцип талиона. В Ветхом Завете формула талиона выражена так: «око за око, зуб за зуб». В первобытном обществе талион осуществлялся в виде кровной мести, при этом наказание должно было строго соответствовать причиненному вреду.

2. Принцип нравственности. Золотое правило нравственности можно встретить среди изречений древних мудрецов: Будды, Конфуция, Фалеса, Мухаммеда, Христа . В наиболее общем виде это правило выглядит так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Заповедь любви становится основным универсальным принципом в христианстве.

3. Принцип золотой середины представлен в работах Аристотеля : избегай крайностей и соблюдай меру. Все нравственные добродетели являются серединой между двумя пороками (например, мужество располагается между трусостью и безрассудством) и восходят к добродетели умеренности, которая позволяет человеку обуздать свои страсти при помощи разума.

4. Принцип наибольшего счастья (И. Бентам, Дж. Милль ): каждый должен вести себя так, чтобы обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Поступок морален, если выгода от него перевешивает вред.

5. Принцип справедливости (Дж. Ролз ): каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод; социальные и экономические неравенства должны быть устроены к выгоде неимущих.

Каждый универсальный принцип выражает некий моральный идеал, который в основном понимается как человеколюбие.

Аморализм

В современном обществе в массовой культуре и через СМИ зачастую внедряется убеждение, что есть разная мораль, что то, что ранее считалось аморальным, сейчас может быть вполне приемлемо и допустимо. Это свидетельствует о размывании строгости морального критерия, четкости и ясности в различении добра и зла. Утрата морали ведет к разрушению самой основы социальности, связей между людьми, законов и норм. В итоге рушится вся социальная система, незаметно и постепенно подточенная изнутри.

Аморальность связана с понятиями эгоизма, страсти и греха. Страсти (душевные, телесные) – это то, что ведет по пути, противоположному добродетели и самопознанию.

Чтобы общество прогрессировало в своем развитии, необходимы сплочение гражданского общества и его борьба с аморализмом во всех его проявлениях. Она должна вестись через воспитание, образование, духовное развитие, убеждение и просвещение. Насилие невозможно в сфере морали, как невозможно добро с кулаками, хотя оно должно быть активным.


Похожая информация.


Наука как система знаний

1.1 Понятие науки

Наука - это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей

Науку можно рассматривать в различных измерениях:

1) как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;

2) как процесс познания закономерностей объективного мира;

3) как определенный вид общественного разделения труда;

4) как один из важных факторов общественного развития и как процесс производства знаний и их использование.

Наука в целом разделяется на отдельные науки, соответствующие отраслям знаний. Они объединяются в группы: естественные (физика, химия, биология), общественные и технические (строительство и металлургия). Такая классификация сложилась исторически и является условной. Существуют науки, которые нельзя отнести только к одной группе. Например , география относится одновременно к естественным и общественным наукам, экология – к естественным и техническим, техническая эстетика – к общественным и техническим.

Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие. Правильность научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего, обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Основным признаком и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.

Цель науки - познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может лишь описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего не может объяснить и предсказать.

Развитие науки идет от сбора факторов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые. Путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике.

Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. Но хотя факты - это воздух ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде.

Факты систематизируют и обобщают с помощью простейших абстракций - понятий (определений), являющихся важными структурными элементами науки. Наиболее широкие понятия называют категориями. Это самые общие абстракции. К категориям относятся философские понятия о форме и содержании явлений, в теоретической экономии - это товар, стоимость и т. д.

Важная форма знаний - принципы (постулаты), аксиомы . Под принципом понимают исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).

Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы, отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме определенного соотношения понятий, категорий.

Наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний является теория. Под теорией понимают учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей.

Наука включает в себя также методы исследования . Под методом понимают способ теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса. Метод - это инструмент для решения главной задачи науки - открытия объективных законов действительности. Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения теоретических и экспериментальных исследований.

Любая научная теория, объясняя характер тех или иных процессов действительности, всегда связана с определенным частным методом исследования. Опираясь на общие и частные методы исследования, ученый получает ответ на то, с чего надо начинать исследования, как относиться к фактам, как обобщать, каким путем идти к выводам.