Недостатки и достоинства человека: что написать в резюме. Недостатки Человека! Как избавиться от своих недостатков? Алгоритм работы над собой

В наше время стало очень модным заниматься самосовершенствованием – занятие спортом, правильное питание, чтение книг… Это все очень хорошо, однако далеко не все правильно понимают суть самосовершенствования. Многие пытаются исправить недостатки своего характера. Но работать нужно над тем, чтобы стать лучше, чем ты есть в данный момент, а не над тем, чтобы стать не таким, каким ты есть сейчас.

Некоторые люди думают, что смогут стать более счастливыми и успешными, если избавятся от своих недостатков. Хотя весь секрет кроется как раз в том, чтобы сохранить свой характер и научиться использовать эти недостатки с пользой для себя.

Что такое недостатки? Это те сформированные черты личности, которые, по каким-то причинам, не принимались родителями, друзьями, сотрудниками, или другими окружающими людьми.

То есть, по сути, это те ваши черты характера, от которых вам нужно избавиться, чтобы достичь совершенства. Но что такое совершенство? Это высшая степень какого-то мастерства, качества или способности. Так можно ли достичь совершенства, если избавиться от тех особенностей своего характера, которые, по словам окружающих являются вашими недостатками? Конечно же, нет.

Психология: недостатки человека

Если же недостатки являются просто особенностями характера, то почему люди так пытаются скрыть их или избавиться от них? Родители часто говорят своим детям такие фразы, как: «Если ты будешь так делать, то я перестану тебя любить», «Будешь вести себя так, я оставлю тебя, мне не нужен такой ребенок» и т.д. Дети, в свою очередь, не понимают, что их родители не это имеют в виду, они воспринимают все слова взрослых буквально и начинают испытывать страх. В результате ребенок понимает, что любят хороших детей, а плохих – не любят. Тогда он начинает вести себя так, как будет удобно его родителям, чтобы соответствовать их требованиям и не разочаровывать их. И, со временем, когда ребенок вырастет и начнет жить своей жизнью, ему все равно будет казаться, что его, например, стеснительность – это недостаток, ведь так говорили родители. И он будет бороться с этой чертой своей личности уже во взрослой жизни. Это – основная причина возникновения тех черт характера, которые мы считаем недостатками.

К тем недостаткам, которые нашли у нас родители, прибавляются также те, о которых сообщили нам воспитатели в детском саду, учителя в школе, преподаватели… В общем, если прислушиваться ко всем этим замечаниям, то необходимо будет посвятить целую жизнь искоренению недостатков, чтобы избавиться от них всех . Но кому это нужно – вам или тем, кто вас окружает? Если вы хотите избавиться от каких-то своих недостатков, чтобы заслужить чью-то любовь – то это, скорее всего, невозможно. Они все равно найдут к чему придраться, и вам придется менять себя еще больше. Стоит ли оно того? Естественно нет. Чтобы стать счастливым необходимо не менять себя, чтобы быть удобным для кого-то, а принять свое несовершенство, чтобы удобно стало вам.

Естественно, есть определенные социальные нормы, которых нужно придерживаться, но они точно не запрещают человеку быть стеснительным, или, к примеру, очень энергичным. Наоборот, именно эти черты человека дополняют его как отдельную личность, и когда он начинает бороться с ними, то, получается, борется сам с собой. А в борьбе с самим собой, человек всегда будет оставаться проигравшим.

Исправить недостатки или использовать их?

Главное, что нужно помнить, это то, что недостатков, как таковых, не существует. Они являются лишь теми чертами характера, которые в детстве не принимали или подавляли наши родители. Как же решить эту проблему?

Во-первых нужно понять, что единственный способ не страдать из-за недостатков – это принять их и научиться с ними жить, а не пытаться исправить.

Во-вторых, следует перестать ждать одобрения родителей и не только, ведь если им не удалось понять и принять поведение ребенка в детстве, то они не смогут сделать этого и сейчас.

Есть несколько шагов для принятия своих недостатков:

Недостатки вашей личности

Сначала нужно написать список, почему вы считаете себя несовершенным . Возьмите лист бумаги, ручку и напишите все черты своего характера, которые вас раздражают, которые вы ненавидите и из-за которых вам сложно жить. Возможно, что, проведя своеобразную классификацию недостатков, вы обнаружите, что всё гораздо проще, чем вам казалось.

Психологическая ценность

Подумайте, в чем состоит ваша выгода от каждого недостатка? Это – эффективный шаг психологической самопомощи: осознать, в чем ценность для вас каждого вашего недостатка. Если у вас есть какая-то черта характера, то она должна выполнять соответствующую функцию. Напишите возле каждого пункта в списке, для чего вам нужна эта черта характера. Если сразу понять это не получается, то можете даже написать письмо этой черте, спросить, почему она у вас есть, а затем написать себе ответ от ее имени. Это действительно работает!

Сила недостатков

Разрешите себе быть собой. Теперь, когда вы поняли, откуда у вас эти черты личности и что они вам дают, пришло время их принять. Избавившись от представления о том, что какие-то черты вашего характера – это недостатки, вы сможете использовать их в полную силу. Попробуйте прочитать их вслух в таком предложении: «Я разрешаю себе быть застенчивым» «Я разрешаю себе быть импульсивным», и т.д. Вот увидите, когда вы сможете принять себя таким, каким вы есть, то и другие люди начнут воспринимать вас по другому.

Естественно, работа будет намного эффективнее, если она будет проводиться под присмотром специалиста. Поэтому лучше всего обратиться за помощью к психотерапевту.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие о психокоррекции. Слово «коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекцией называется целенаправленное исправление недостатков в психологии или поведении человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции поддаются, как правило, недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и потом практически не изменяются.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача психологического развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Отличие психокоррекции от психотерапии заключается в том, что психотерапия имеет дело с болезнями психики человека и занимается их лечением. Многие аномалии в психике и поведении людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. В ряде случаев – тех, которые относятся к пограничному состоянию между нормой и патологией, - психокоррекцию и психотерапию трудно различить как по применяемым методам, так и по результатам такого воздействия. Людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют пациентами, а тех, кто нуждается только в психокоррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент – это нормальный физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, и который не способен самостоятельно их разрешить.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих основных видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Убеждение – это способ психокоррекционного воздействия, рассчитанный на сознание и волевое исправление человеком недостатков в своей психологии и поведении. Убеждение помогает человеку понять причины возникших у него затруднений, подкрепляет желание избавится от недостатков.

Убеждение, в свою очередь, может иметь ряд разновидностей. Первый - помочь человеку осознать собственные недостатки с расчетом на то, что он сам найдет в себе силы избавиться от них. На это, в частности, рассчитана логотерапия, частично- психоанализ. Второй вид убеждения, кроме такой помощи, пред­полагает указание способов, с помощью которых он мог бы изба­виться от недостатков. Такова, например, помощь во время пси­хологического консультирования. Третий вид убеждающего пси­хокоррекционного воздействия заключается в том, что с самого начала психолог помогает своему клиенту. При этомсам клиент добровольно и осознанно участвует в процессе вместе с психоло­гом. Так происходит, например, в клиентоориентированной пси­хотерапии К. Роджерса.

Внушение - это процедура психологического воздействия на клиента, которая не предполагает с его стороны осознания всего того, что происходит. Клиент может смутно понимать, что на не­го оказывается психологическое воздействие, но до конца не осознавать, что на самом деле происходит. К внушению обраща­ются, например, тогда, когда клиент хочет измениться, а сам не­осознанно этому сопротивляется.

При внушении человек может быть в сознании, в полусозна­нии и в бессознательном состоянии. При бессознательном внушении используют, например, технику гипноза или отвлекают вни­мание клиента.

Методика подражания состоит в том, что психолог ничего не объясняет и не внушает клиенту, а просто демонстрирует ему нужные образцы поведения, предлагая их повторить. Такое не­редко происходит при использовании групповых методов психо­коррекции, когда участники решают проблемы поведенческого и межличностного, характера. Ведущий группы в этом случае по­казывает, как надо себя вести в тех или иных ситуациях.

Наконец, подкрепление - это процедура, выработанная в бихевиористски ориентированной психотерапии, которая строится на основе теории социального научения . В данном случае для достижения необходимого психокоррекционного результата при­меняются разнообразные стимулы, поощрения и наказания, с помощью которых подкрепляются нужные и разрушаются не­нужные поведенческие реакции.

Психокоррекция на практике может применяться в двух фор­мах: индивидуальной или групповой. В первом случае психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает сразу с группой клиентов, ко­торые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не толь­ко с ним, но и друг с другом.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.

Применение индивидуальной психокоррекции. Индивидуаль­ная психокоррекция используется, когда проблемы клиента ин­дивидуального, а не межличностного характера, когда клиент категорически отказывается работать в группе, или по каким-ли­бо причинам его работа в группе невозможна; когда применяют­ся достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем.

Индивидуальная психокоррекция необходима, когда у клиен­та психолог находит повышенную тревожность , сильную заторможенность , неуверенность в себе, необоснованные страхи, проблемы, вызванные недостаточным знанием самого себя, утрату смысла и цели жизни.

Иногда бывает так, что по характеру проблемы клиенту тре­буется групповая психокоррекция, но он категорически отказы­вается работать в группе. Тогда в качестве первого шага на пу­ти его реабилитации можно использовать индивидуальную рабо­ту и постепенно, по мере его готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.

Противопоказаниями к групповой психокоррекционной ра­боте могут стать сильно выраженная возбудимость и эмоцио­нальная неуравновешенность клиента, его трудный характер, болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или мораль­ного развития и другие. При сильно действующих групповых психокоррекционных процедурах у таких людей может на­ступить эмоциональный стресс или срыв. В силу второй из на­званных причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать остальным участникам группы. По следующей причине у него может резко ухудшиться состояние здоровья. На­конец, он может или не понимать, что от него требуется, или ве­сти себя в группе недостаточно культурно, шокируя остальных своим поведением, выводя их из равновесия.

Иногда клиент хочет - и это ему действительно необходи­мо - работать в группе, но фактически внутренне сопротивляет­ся этому. Тогда психолог должен постараться снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.

Есть такие клиенты, которые в обычных психокоррекционных ситуациях ведут себя вполне нормально, но теряют контроль над собой, когда чувствуют сильное психологическое воздействие. В этом случае сильно действующую психологическую процедуру необходимо сначала опробовать на клиенте в индивидуальном порядке, а затем уже включать его в группу.

Для того чтобы правильно пользоваться психокоррекцией на практике, необходимо знать следующее. Индивидуальная психо­коррекция реально помогает только тем, у кого есть действитель­ные психологические или поведенческие проблемы. Наличие та­ких проблем может установить только профессиональный психо­лог или осознавать сам клиент. Иногда человеку кажется, что у него есть проблемы, хотя на самом деле их нет. Иногда, напро­тив, кажется, что проблемы нет, хотя на самом деле она сущест­вует.

Для оказания профессиональной психологической помощи не­обходимо знать причины психологических недостатков, а также то, что происходит в психике и поведении человека, особенно в процессе коррекции. Этот процесс необходимо контролировать и уметь предвидеть его результаты. Для этого нужны разнооб­разные и глубокие психологические знания, которые, как прави­ло, можно получить только в специальных высших учебных заве­дениях на факультетах психологии. Если за работу по оказанию индивидуальной психокоррекционной помощи берется некомпе­тентный человек, он способен нанести клиенту весьма сущест­венный вред.

Психокоррекция мало что может дать тем людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьез­ными заболеваниями органического характера. Она может, ко­нечно, и на них оказать временное положительное воздействие, облегчающее общее физическое и психологическое состояние, но из-за того, что психокоррекция сама по себе не в состоянии устранить органический дефект, после нее возможны психологические и поведенческие рецидивы, т. е. восстановление соответст­вующих отклонений. В данном случае рекомендуется параллель­но с психокоррекцией заниматься серьезным лечением соответст­вующей органической болезни под наблюдением врача.

Еще одно обстоятельство, которое надо иметь в виду, приме­няя индивидуальную психокоррекцию, следующее. Полученный эффект психокоррекционного воздействия необходимо закреп­лять практически. Если клиент вместе с психологом справился со своей проблемой, то это еще не означает, что он сможет само­стоятельно полностью избавиться от нее без постоянной помощи психолога. Под наблюдением психолога ему необходимо нахо­диться достаточно длительный период времени даже после того, как появились положительные результаты психокоррекционного воздействия: их надо закрепить, чтобы предупредить возможные рецидивы.

Виды индивидуальной психокоррекции. Рассмотрим психоло­гические особенности различных видов индивидуальной психо­коррекции: убеждения, внушения, психоанализа и логотерапии.

Убеждение в основном применимо к людям, обладающим вы­соким уровнем интеллектуального развития и способным - если их удастся убедить - самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с доста­точно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.


Консультирование в процессе оказания психологической помощи подразумевает совместное обсуждение врача, клинического психолога, с одной стороны, и пациента или клиента, с другой, возникших у человека проблем, возможных вариантов их преодоления и профилактики, а также информирование индивида о его индивидуально-психологических качествах, специфических типах реагирования, методах саморегуляции. Консультирование направлено на выработку активной позиции человека по отношению к психологическим проблемам, фрустрациям и стрессам с целью обучения способам восстановления или сохранения эмоционального комфорта в критических жизненных ситуациях.

Диагностические процесс в структуре психологического консультирования включает клиническое интервьюирование (см.главу 1) и использование батареи экспериментально-психологических методик для определения особенностей функционирования психических процессов и параметров индивидуальности. Существенным при

Консультировании в практическом отношении является процесс информирования человека об объективных параметрах его психической деятельности и свойствах индивидуальности, а также обучение способам психической саморегуляции.

^ Информирование клиента представляет довольно деликатный и сложный процесс, поскольку предполагает не только беспристрастное преподнесение фактов, но и учет возможных реакций человека на информацию о себе. Существует несколько стратегий информирования, принципиально различающихся степенью использования оценочных категорий, фокусировкой и используемой терминологией.

Учитывая тот факт, что клинический психолог или врач получают в процессе обследования клиента (пациента) достаточно большое количество объективных данных, возможна различная фокусировка при информировании. Можно фиксировать внимание на: а) явных отклонениях функционирования организма и психики; б) всех имеющихся отклонениях; в) отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изменить; г) всем спектре проявлений - и нормальных и аномальных; д) нормативных признаках и проявлениях. Известны три подхода при фокусировке внимания и информировании человека: оптимистическая, пессимистическая и нейтральная. Одна и та же информация может быть воспринята как положительная, отрицательная или индифферентная. Классическим примером может служить информирование о количестве жидкости в стакане воды: 1) стакан наполовину полон, 2) наполовину пуст или 3) жидкость в стакане занимает половину объема. Возможен выбор различных объектов фокусировки внимания человека в процессе оказания психологической помощи. Это могут быть отдельные функции или деятельность всего организма наличности («У Вас качественно нарушен процесс мотивационного опосредования деятельности и изменена иерархия ценностей» или «У Вас отмечаются существенные отклонения в поведении, вследствие акцентуаций характера и нарушения волевой регуляции деятельности»).

В процессе информирования отмечается различный подход не только к фокусировке, но и к описанию и оценке выявляемых в процессе интервьюирования и диагностики клинических феноменов. Возможны оиеночный или описательный подходы . В первом случае информирование включает оценочные категории (адекватный-неадекватный, нормальный-патологический, здоровый-больной, дефектный и т.д.). Во втором психолог или врач при информировании стараются избегать оценочных категорий и ориентируется лишь на описание клинических феноменов, предоставляя в случае необходимости многовариантность истолкования полученных фактов.

Существенным в процессе информирования является также используемая клиницистом (психологом или врачом) терминология . Он может применять специфическую научную терминологию и даже жаргон («разноплановость мышления», «использование каузальной атрибуции» и пр.), непонятные обследованному, или, учитывая языковые и иные параметры клиента, делать заключение на обыденном языке.

^ Обучение навыкам саморегуляции в процессе психологического консультирования осуществляется различными способами с ориентацией на приоритетность предоставления клиенту или пациенту максимально возможной информации о способах и методах психологической защиты и компенсации, сано- и патогенетических паттернах мышления и прогнозирования, закономерностях развития, этапах и исходах межличностных и внутриличностных конфликтов. Индивид в процессе консультирования обучается навыкам рефлексивного стиля мышления, здравомыслию и адаптивным формам реагирования исключительно с помощью информирования, поскольку тренинговый способ входит в структуру иного вида психологической помощи - психокоррекции.

В первую очередь, клиент или пациент приобретают знания способов психологической защиты. Сутью их является сохранение баланса между внешними силами, действующими на человека, и внутренними ресурсами. Выделяют следующие варианты психологических защитных механизмов: рационализация, проекция, вытеснение, идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, фантазирование, доминирующие идеи (М.Ярош).

Рационализация - стремление к самооправданию, поиск причин и мотивов своих поступков во внешней среде. Обвинение, например, окружающих людей в возникновении болезни или психологической проблемы. Больной при этом старается найти максимально убедительные и правдоподобные доказательства внешней обусловленности его болезненных высказываний и неадекватных поступков, стремясь сознательно или подсознательно уйти от признания тягостного факта развития у него болезни.

Проекция - приписывание другим своих неблагоприятных черт характера. Такой механизм личностной защиты наиболее часто отмечается у пациентов с погра-

Ничной психической патологией (при личностных расстройствах и неврозах). Больной осознанно или неосознанно старается создать у врача впечатление, что его болезненный срыв является следствием отрицательных черт характера близких ему людей.

Вытеснение - проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, вплоть до полного ее непризнания. Наиболее ярко вытеснение проявляется при истерических расстройствах - пациент часто не помнит наиболее неприятные и тяжелые для него события.

Идентификаиия - достижение внутреннего психического успокоения путем сопоставления, идентификации себя с кем-либо другим (например, со своими детьми - желание, чтобы они достигли в жизни того, чего он не достиг сам).

Компенсаиия основана на стремлении к достижению успеха в какой-то области и, таким образом, к компенсации неудач в другой области, вызванных, например, недостаточными физическими способностями, отсутствием дарований, дефектом речи (например, усиленные занятия музыкой, чтобы чем-то отличаться от кого-то и привлечь к себе внимание).

Гиперкомпенсаиия - стремление к достижению успеха и чувства значимости именно в той области, которая до сих пор была наиболее трудной (физически слабый с помощью интенсивных тренировок старается быть самым сильным в каком-либо виде спорта, робкий и трусливый человек прикрывается напускной развязностью и грубостью, лживый человек стремится убедить других и отчасти даже сам убежден в своей исключительной честности).

Фантазирование проявляется в виде воображения исполнения неосуществимых желаний или успешного разрешения какой-то тягостной ситуации, в идентификации себя с каким-то литературным или былинным героем. Оно способствует снижению тягостного внутрипсихического напряжения, вызванного жизненной неудачей или болезнью.

Доминирующие, или сверхценные, идеи - убеждения с сильным эмоциональным зарядом, которые принимаются за самые важные в жизни и служат мотивацион-ным стимулом к достижению какой-то определенной цели, несмотря на возникающие трудности. При этом собственные неудобства и наносимые окружающим обиды не принимаются в расчет.

По мнению П. Лейстер, основные защитные механизмы личности имеют как преимущества, так и недостатки, о чем важно информировать клиента в процессе психологического консультирования для формирования у него осознанного или неосознанного отношения к психологическим проблемам, связанным с жизненными сложностями или внугриличностным конфликтам (таблица 22).

Усвоение индивидом знаний о механизмах психологической защиты способно сформировать новый взгляд на собственную психику, закономерности и особенности психического реагирования в стрессовых ситуациях; изменить эти представления, если они оказываются неприемлемыми после соответствующего анализа. Таким образом, в процессе консультирования и получения информации о методах психологической защиты сам человек сможет выбрать из предлагаемых вариантов подходящие ему. При консультировании не происходит навязывание клиенту или пациенту единственно верного пути решения межличностных или внутриличностных проблем, а дается многовариантный обзор возможного поведения. В отличие от психокоррекции и психотерапии, выбор способа разрешения проблем или личностной трансформации остается за индивидом.

Психологическое консультирование используется при любых психологических проблемам человека как начальный этап терапии и «реконструкции личности». Нередко его использование сочетается с применением психокоррекции и психотерапии. Специфической мишенью консультирования являются психологические феномены, обусловленные кризисами идентичности и иными мировоззренческими проблемами, а также коммуникационные нарушения. В сфере анализа и оценки мировоззренческих кризисов, экзистенциальных проблем применение психокоррекции или психотерапии считается необоснованным и малоэффективным. Единственной возможностью оказать действенную психологическую помощь человеку в период экзистенциального кризиса, не сопровождающегося выраженными психопатологическими проявлениями, является использование психологического консультирования - совместный (клиента и психо-

479-


^ Таблица 22 Преимущества и недостатки методов психологической защиты

Преимущества

Недостатки

Рационализация

Подыскивается обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению. Самоуважения и самоутверждения против внешней критики

Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше

Проекция

Можно «не видеть бревна и в собственном глазу» и критиковать его «в глазу другого». Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой

Затрудняется самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима личностью, это лишает ее реалистичности

Вытеснение

Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, что приносит моментальное освобождение

Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это становится угрозой психическому здоровью

Идентификация

Благодаря интроекции происходит формирование Сверх-Я, перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов

Контролер (Сверх-Я) становится внутренним тираном. Человек становится рабом интроециро-ванных норм и поэтому несвободным. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что мне делают, то делаю другим я.

Сублимация

Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и др.

Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации

^ Образование реакций

Маскировка уже имевшихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия

Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает и самого человека и окружающих его людей

Преимущества

Недостатки

Бегство

Человек избегает критики и благодаря этому фрустрации

Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность и активность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией

Оглушение

Благодаря алкоголю или наркотическому веществу устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности

Зависимость от алкоголя и наркотиков. Изменение органических структур, болезнь

Экранированность

Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие - удовлетворительное временное освобождение

Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний

^ Толкование бессилием

«Я ничего не могу сделать - таковы обстоятельства» - таким образом человек избегает решения проблем

Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций

^ Разыгрывание ролей

Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности

Неспособность найти себя за надетой, запрограммированной маской

^ Окаменение, притупление чувств

Деловая маска, картина полной безэмоциональности и психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата

Межличностные контакты обедняются, подавленные чувства ложатся грузом на органы и мышцы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным, то становится больным телесно и психически

лога) поиск истины, рассмотрение философских вопросов бытия, жизни и смерти с различных позиций и точек зрения, а также эмоциональная поддержка человека. При этом следует учитывать, что выбор способа действия в таких условиях остается за индивидом.

Классическим примером столкновения различных видов психологического воздействия являются суицидальные намерения индивида, обусловленные межличностным или внутриличностным конфликтами. После исключения психопатологических (неосознанных или болезненных) мотивов стремления человека к совершению суицида клинический психолог, как правило, может выбрать три известных пути психологического воздействия на человека: «путь консультирования», «путь психокоррекции» и «психотерапевтический путь». Его выбор будет основываться, в первую очередь, на теоретических предпочтениях и понимании механизмов суицидального поведения, тогда как индивидуально-психологические особенности потенциального суицидента могут вообще не рассматриваться. В силу теоретических (мировоззренческих и профессиональных) воззрений психолог может выбрать либо консультирование с использованием совместного обсуждения экзистенциальных вопросов и переноса ответственности за принятие решения на самого клиента; либо психокоррекцию, в условиях которой станет заниматься тренингом, направленным на поддержание нацеленности насохранение жизни с помощью системы искоренения «неправильного мировоззренческого настроя» на смерть; либо психотерапию, при которой будет рассматривать суицидальные мысли и намерения как патологию, требующую купирования, к примеру, суггестией.

Мишенью для психологического консультирования являются также межличностные конфликты: развод, измена, увольнение, наказание и другие, которые рассматриваются индивидом сквозь призму мировоззренческих и нравственных проблем. Внешние психо-травмирующие события трактуются человеком как безнравственные и вызывают к жизни принципиальные вопросы бытия - справедливости, верности, доверия и др. Следовательно, и в этих случаях наиболее адекватным следует признать применение психологического консультирования и отдать ему предпочтение по сравнению с другими методами психологического воздействия. Сходный процесс происходит и при появлении у человека соматического заболевания. Он также требует не коррекции или терапии, но, в первую очередь, консультирования.

Наиболее известными методиками, которые относятся к способам психологического консультирования, являются рациональная

психотерапия (P.Dubois), логотерапия (V. Frankl), психология самореализации (А.Maslow), позитивная психотерапия (N.Peseschldan), когнитивная терапия (А.Веск), рационалъно-эмотивная психотерапия (A.Ellis) и психотерапия «здравым смыслом» . Несмотря на то, что в названии методик присутствует термин психотерапия, фактически данные методики следует признать консультативными. Это связано, во-первых, с тем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния на мировоззрение; во-вторых, потому, что основным методом является метод информирования клиента и в-третьих, из-за «терапевтической мишени», которой в данном случае является мировоззрение и миропонимание человека и вторично психологические проблемы и невротические симптомы. К отечественным методикам, которые также следует причислить к консультативным, в первую очередь, относится т.н. патогенетическая психотерапия, основанная на теории отношений личности В.Н.Мясищева . Основной задачей патогенетической психотерапии является информирование пациента или клиента с целью:

Осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций

Осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов

Осознания связи между различными психогенными факторами и невротическими (психосоматическими) расстройствами

Осознания меры своего участия и ответственности в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций

Осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условия формирования своей системы отношений

Научения понимания и вербализации своих чувств.

Обучения саморегуляции

Патогенетическая психотерапия осуществляется в четыре этапа. На первом происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни; на втором - осознание психологических причин и механизмов болезни; на третьем - решение конфликта и на четвертом - реконструкция системы отношений личности.

Логотерапия относится к гуманистическому направлению психотерапии в широком понимании термина и ставит своей целью терапию ноогенных неврозов с помощью приобретения утраченного человеком в силу каких-то причин смысла жизни. Механизм развития психологических проблем и невротических симптомов ус-

Матривается в нравственных исканиях человека, конфликте совести и, в целом, в «экзистенциальном кризисе». Задачей логотерапии становится восстановление или приобретение человеком потерянной духовности, свободы и ответственности, исходя из известной позиции А. Эйнштейна, выраженной в следующих словах: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни». V.Frankl считал, что вернуть утраченный смысл возможно с помощью метода убеждения. Убеждение использует систему логических обоснований уникальности ценностей (смысла) жизни при абсолютной ценности трансцен-денции - сущности существования. Основой логотерапии становится исцеление души с помощью формирования осмысленного стремления к смыслу и даже к конечному смыслу (сверхсмыслу) в противовес стремлению к наслаждению или власти.

В рамках психологии самореализации упор делается на выработку психологической стратегии максимально использовать в жизни собственный личностный потенциал, который включает:

1. Внутреннюю природу человека, его индивидуальную самость в виде основных потребностей, способностей, индивидуально-психологических особенностей.

2. Потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния, реализация которых детерминирована экстрапсихическими факторами (цивилизацией, семьей, окружением, образованием и т.п.).

3. Аутентичность - способность познать истинные собственные потребности и возможности.

4. Способность принимать себя.

5. Потребность в любви.

A.Maslow признавал, что у индивида существуют ценности бытия (Б-ценности) и ценности, формирующиеся по принципу ликвидации дефицита (Д-ценности). К ценностям бытия относятся такие, как: 1) целостность - единство, интеграция, стремление к однородности, взаимосвязанность; 2) совершенство - необходимость, естественность, уместность; 3) завершенность - конечность; 4) справедливость - законность, долженствование; 5) жизненность - спонтанность, саморегуляция; 6) полнота - дифференцированность, сложность; 7) простота - искренность, сущностность; 8) красота - правильность; 9) праведность - правота, желанность; 10) уникальность - неповторимость, индивидуальность, не-сравненность; П) непринужденность - легкость, отсутствие на-

Пряженности изящество; 12) игра - веселье, радость, удовольствие; 13) истинность - честность, реальность; 14) самодостаточность - автономность, независимость, умение быть самим собой без участия других людей.

Позитивная психотерапия исходит из принципа обладания человеком способностей к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитивной психотерапии являются:

Изменение представлений человека о себе, своих актуальных и базисных способностях

Познания традиционных для него, его семьи и культуры механизмов переработки конфликтов

Расширение целей его жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней

Для этих целей используется транскультуральный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и болезненных симптомов. Суть его заключается в предоставлении клиенту или пациенту информации об отношении к сходному с имеющимися у него психологическим проявлениям, симптомам, проблемам или болезням в иных культурах. К примеру, при патологической эмоциональной реакции индивида на выявляемую у него аллопецию (облысение) ему приводят пример отношения к облысению в некоторые африканских племенах, где эталоном красоты считается не густая шевелюра, а лысая голоса. Транскультуральные сравнения направлены на выработку у клиента понимания относительности жизненных ценностей. Еще одним способом в позитивной психотерапии является позитивная интерпретация любых проблем и симптомов (например, импотенция трактуется как способность избегать конфликтов в сексуальной сфере, фригидность - как способность телом сказать «нет», анорексия - как способность обходиться минимумом пищи и т.д.).

Особое внимание в позитивной психотерапии уделяется формированию личностной и характерологической гармоничности с помощью предоставления информации о традиционных транскульту-ральных способах переработки конфликтов и формирования ценностей (см. главу 4).

Когнитивная терапия рассматривает механизмы возникновения различных эмоциональных феноменов в связи с имеющимися у пациента отклонениями в оценке реальной действительности в виде «систематических предубеждений». Считается, что эмоциональные

Расстройства возникают из-за «когнитивной уязвимости» - предрасположенности к стрессу в силу использования при анализе внешних событий жестоко заданных иррациональных заблуждений («когнитивных искажений»). Среди них выделяются:

Сверхгенерализация (неоправданное обобщение на основании единичного случая)

Катастрофизация (преувеличение последствий каких-либо событий)

Произвольность умозаключений (бездоказательность и противоречивость при вынесении умозаключений)

Персонализация (склонность интерпретировать события в контексте личных значений)

Дихотомичность мышления (склонность к использованию в мышлении крайностей)

Выборочность абстрагирования (концептуализация ситуации на основе детали, извлеченной из контекста).

Целью когнитивной терапии является исправление ошибочной переработки информации и модификация убеждений в сторону ее рационализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла.

Близкой по смыслу к когнитивной терапии считается раиионально-эмотивная терапия , нацеливающаяся на искоренение когнитивных искажений и т.н. «иррациональных установок и мыслей». A.Ellis описал двенадцать основных иррациональных идей, которые в процессе консультирования должны быть исправлены:

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение - постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным.

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

В соответствии с принципами рационально-эмотивной терапии со стороны клиента или пациента должен произойти «отказ от требований» к действительности и самому себе, основанных на иррациональных идеях (установках), которые делятся на четыре группы: установки долженствования («люди должны быть честными», «супруг должен быть верным»); катастрофические установки («все ужасно и непоправимо»); установка обязательной реализации своих потребностей («я должен быть счастилив»); оценочная установка. Основным способом терапии является сократовский диалог - когнитивный диспут с использованием законов логики.

На логическом переубеждении клиента или пациента основан также метод раииональной психотерапии, направленный на обучение человека правильному мышлению, избегание логических ошибок и заблуждений с целью предотвращения появления невротических симптомов.

Психотерапия «здравым смыслом» включает в себя, наряду с элементами рациональной психотерапии, т.е. переубеждения человека на основании логической аргументации и формирования правильного мышления, основанного на определенности, последовательности и доказательности, становление многовариантного способа осмысления действительности. Ой противопоставляется одновариант-ному (ригидному), являющемуся частью Патологического мыслительного паттерна при т.н. каузальной атрибуции. Базой личностной позиции при психотерапии «здравым смыслом» считается «антици-пационная состоятельность» (В. Д.Менделевич) - способность человека предвосхищать ход событий, строить процесс прогнозирования на многовариантной гибкой основе, используя прошлый жизненный опыт. Считается, что гармоничные характерологические черты и свойства личности, а также неврозоустойчивость способны формироваться лишь в случае использования таких принципов, как: а) отказа от претензий («мне никто ничего не должен»); б) отказа от однозначности (при истолкований происходящих событий - «это может значить все, что угодно»); в) отказа от фатальности (при

Истолковании будущих событий - «все возможно»); г) выработки стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхищающей печали» взамен «предвосхищающей радости».

Пожалуй, нет ни одного человека, полностью удовлетворённого своей внешностью.

Кому-то не даёт покоя нос буратинкой, кому-то – ручки грабельками, кому-то – пузико бочечкой. Но большинство людей об этих неприятностях вспоминает лишь перед зеркалом, а в остальное время они живут себе, как ни в чём не бывало.

Но есть и такие, все помыслы которых обращены на свой телесный недостаток. Это и называется дисморфофобия.

В случае подозрения на дисфорфофобию перед пластической операцией...

Одиночество, его размер и сила не имели предела. Одиночество это не тогда когда ты один в пустом доме, а когда среди шумных людей, в весёлой компании, понимаешь что эти люди для тебя чужие. Одиночество это когда ты понимаешь, что ни один человек не узнает, всего что ты хотел бы сказать, но не скажешь, потому что ты сам не хочешь этого знать.

Одиночество это когда ты говоришь с человеком, и замечаешь, что он не слышит тебя, что он сам пытается тебе что-то сказать, но ты его не слышишь. Тебе не...

В этой статье мы приведем несколько советов о том, как правильно распорядится своим потенциалом, как превратить недостатки в Ваши достоинства, да и просто, как воспользоваться всем тем, что мы имеем.

Возьмите листок бумаги, разделите его на две колонки. В одну колонку выпишите все Ваши достоинства, а в другую все недостатки, пробелы. Попросите кого-нибудь из Ваших близких друзей, которые, наверняка, будут с вами откровенны, трезво оценить информацию на листе и...

Болгарские ученые-психологи после длительного изучения причин распадов семей выработали для женщин, желающих иметь хорошую семью, следующие правила:

1. Не думайте, что профессия, карьера и социальный престиж заменят вам семью и детей. Как это ни трудно, но надо научиться сочетать их. И не забывать, что женщина должна уделять необходимое внимание своей внешности, одежде и всем остальным видимым и невидимым атрибутам женственности.

2. Хорошая семья не падает с неба, не достается даром, не...

О гипнозе можно говорить долго... Здесь, мы затронем частный вопрос взаимоотношений гипноза и психоанализа.

Надо сказать, что психоанализ вышел, "вылупился" из гипноза. На Фрейда, во времена его Парижской стажировки, произвели большое впечатление гипнотические опыты Шарко, когда тот под гипнозом вызывал (и снимал) психические симптомы у своих пациентов.

Фрейд также присутствовал на экспериментах другого француза Бернгейма, речь шла о так называемом постгипнотическом внушении. Все эти...

Первые уроки того, как быть идеальной хозяйкой, мамой и женой, мы получали от своих мам, которые, в свою очередь, учились этому искусству у бабушек. Нередко в своей борьбе за кубок с надписью «Лучшая жена в мире» мы забываем о том, что и на солнце есть пятна, но солнце от этого не светит менее ярко.

И существует целый ряд недостатков, которые делают женщин в глазах мужчин более привлекательными. И просто необходимо расслабиться и научиться позволять себе эти маленькие очаровательные «огрехи...

Привычка находить положительные стороны в родных, подкрепленная верностью и уважением, сможет принести в вашу семью мир и счастье.

Все знают, что счастливая семейная жизнь складывается из нескольких факторов. Одним из таких является умение не обращать внимания на недостатки своих близких.

Но кто может похвастаться такой способностью? В любой семье есть проблемы, и нам очень сложно не замечать негатив, когда он происходит у нас на глазах. Это очень сложная задача для любого человека...

Если тебе кажется, что жизнь твоя развивается единственно правильным путем, что она достаточно интересна или же полезна таковой каковой является, что в ней совершенно нечего менять, что ты – человек широких взглядов, сделай сегодня так.

Обрати внимание на человека, совсем на тебя не похожего, с которым как тебе кажется у тебя нет ничего общего.

Представь, каков его распорядок дня; его обязанности от которых он не может отступиться; его социальные ограничения – будь то низкий уровень...

  • Глава 16. Психологические особенности судебной деятельности
  • Глава 6 ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
  • Иерархическая модель представления данных. Ее достоинства и недостатки.
  • Absent Mindedness Рассеянность. -5. Вы забываете хорошо известные всем факты. -10. Вы забываете своих друзей. -15. Вы способны забыть даже о том, кто вы такой!

    Manic-depressive syndrome. Маниакально-депрессивный синдром. -5. У вас резко портится и так же резко улучшается настроение. -10. Одна из ваших ипостасей является жизнерадостным идиотом, в то время как вторая - лживым ублюдком. -15 Ваши приступы веселья или ненависти к себе и окружающему миру могут заставить вас потерять все ваши деньги или получить серьезное увечье. -20. Вы или не помните о возможности смерти, или же вам на нее глубоко наплевать.

    Delusions. Заблуждения. Вы слышите голоса, общаетесь с инопланетянами, претендуете на звание магистра экзофизики или считаете себя богом. Ну или что-то в этом роде. -5. Вы рискуете выставить себя на посмешище или лишиться работы. -10 Вы рискуете потерять свое состояние или попасть в психушку. -15. В психушку вас определят только после того, как откачают. -20. А вы вообще уверены, что вас откачают?

    Masochism. Мазохизм. Вы ненавидите себя и получаете удовольствие от издевательств над собой. -5. Вам нравится, когда вас словесно унижают. -10. Вам нравится, когда вам причиняют боль. -15. Вам нравится, когда вам причиняют боль с помощью средневековых средств для допроса…

    Phobia. Фобия. Вы боитесь чего-либо до потери контроля над собой. -5. Вы ощущаете дискомфорт. -10. Вас парализует страхом. -15. Вы впадаете в безумие или состояние берсерка. -20. Вы впадаете в кататонию.

    Paranoia. Паранойя. Вы считаете, что у вас везде враги. В связи с этим вы: -5. Настороженно относитесь ко всем встречным, стараясь придерживаться максимально возможной дистанции. -10. Принимаете реальные меры по борьбе с "ними". -15. Рискуете попасть в тюрьму или психушку или потерять все свое состояние на мерах противодействия "им". -20. Пусть я умру, но "они" меня не достанут!

    Airhead. Сорвиголова. В вашей голове гуляет ветер. Вы спокойно забываете жизненно важные вещи. -5. Вы путаетесь в общеизвестных фактах. -10. Вы забываете важные вещи. -15. То, что вы забыли, может обойтись вам очень дорого. -20. Из за вашей забывчивости могут погибнуть другие люди, но вы - в первую очередь.



    Bad temper. Дурной нрав. Ваши манеры могут многого вам стоить. -5. Это обойдется вам в серьезный штраф. -10. За такое и посадить могут. -15. А за такое и под вышак отправят…

    Coward. Трус. Вы боитесь так, что теряете контроль над собой. -5. Вы пугаетесь всего, что может предоставлять опасность. -10. Вас парализует страхом. -15. У вас начинается паника и позывы убежать куда угодно, но только подальше отсюда.

    Obsessed. Одержимый. Ради своей идеи вы готовы пойти на многое. -5. Вы готовы потерять свое состояние ради достижения поставленной цели. -10. Вам не страшно подвергнуть себя неоправданному риску. -15. Вы с радостью умрете во имя идеи.

    Shy. Пугливость. Вы ощущаете дискомфорт в присутствии незнакомых людей. -5. Вы предпочитаете отмалчиваться. -10. Избегаете даже встречаться с незнакомыми людьми. -15. Активно избегаете незнакомцев, уходя, когда кто-то входит.

    Stubborn. Упрямство. Вы не любите признавать собственную неправоту, принимая в штыки все противоречащие вашему мнению предложения. -5. Это может стоить вам потери денег или репутации. -10. Вас не остановит даже риск получения физического увечья. -15. Вам плевать даже на возможность вашей гибели.



    Berserk. Берсерк. Когда дело доходит до драки, вы становитесь бесконтрольной машиной разрушения. А до драки доходит часто. -5. Любая мелочь выводит вас из себя. -10. Вы можете остановиться только встретив на своем пути друга. -15. Вы перестаете различать врагов и друзей. -20. Вы атакуете все, что вам угрожает. Даже деревья, которые так хищно машут своими ветками в вашу сторону!

    Unlucky. Неудачник. Вам патологически не везет. С вами постоянно что то случается, причем почти всегда - плохое. -5. Мелкие неудачи. -10. Чистая случайность может стоить вам ощутимой потери денег или репутации. -15. Ваше невезение подвергает вашу жизнь реальной опасности. -20. Вам постоянно грозит риск случайной гибели.