Объективные причины технологизации социальной работы. Проблемы технологизации образования. Перспективы развития с.Р. В России и за рубежом

Мировой опыт показывает, что в условиях динамичных экономических и социальных изменений в практике управления все в большей степени утверждается инновационный метод освоения социального пространства - его технологизация. В ходе развертывания научно-технической и информационной революций значительно усилилось внимание к социальным компонентам технологий и появилась возможность распространить технологический подход на все стороны общественной жизни: экономику, социальное управление, образование, воспитание, политику и др. Причем в каждой из них технологизация основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях современной науки и техники.

Технологизация - это необходимое продолжение производственной, «технической» технологии, определяющей требования к материалу, процессу, операции и человеку с точки зрения социально-профессиональных, социально-демографических, психофизиологических характеристик и социокультурных потребностей и возможностей их удовлетворения.

Низкий уровень управленческой культуры приводят к необходимости технологизации общества, т.е. к поиску современной методологии и методики управления социальными процессами.

Основой технологизации является социальная технология. Технологизация познавательных процедур и практических действий, направленных на изменение социальных объектов в соответствии с заданными целями и оптимизацией человеческих ресурсов в достижении конкретного результата позволяет создавать и оформлять социальные технологии. С помощью социальных технологий изучается и корректируется социальное пространство: диагностика современного состояния и организационно-управленческие этапы.

Одной из ведущих тенденций современной теории социального управления является концептуализация идеи технологизации управленческого процесса, социального пространства в целом. Это связывается с логикой развития цивилизаций и выводами об эффективности применения социальных технологий. Цивилизационные достижения связаны как с технологическим освоением природы, так и с совершенствованием средств регуляции социальных отношений, к которым можно отнести и управление как социальный институт.
В современной техногенной цивилизации решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий, причем не только производственных технологий, обеспечивающих экономический рост, но и технологий социального управления и социальных коммуникаций.
Ценности техногенной цивилизации легли и в основу теории и практики социальных технологий как специфических процедур преобразования социальной реальности. Технологизация лежит в основе социальных технологий - процедур:

Целесообразность, сознательность действий, выражающаяся в четкой формулировке целей, способности выстроить их иерархию, опираясь на представление о наиболее актуальных социальных проблемах;

Упорядоченность и планомерность деятельности, которые возможны на основе отмеченной выше целесообразности, с одной стороны; с другой, - являются логическим следствием наличия концепции управления;

Расчлененность и дифференцированность действий. Социальные технологии имеют место лишь в тех случаях, когда осуществляется разделение социального действия на отдельные процедуры;

Рациональность, научный подход. Социальные технологии могут опираться только на рациональное отношение к действительности и на научное знание;

Рефлексивность, условием которой является постоянная критическая самооценка субъекта социального действия, применяемых им методов познания и преобразования социальной действительности.
То есть социальные технологии выступают как рационально организованные, основанные на научных знаниях процедуры преобразования социальных отношений, в основе которых лежат ценностно-целевые установки субъектов социального действия. Последние, в свою очередь, рассматриваются как рационально мыслящие и действующие субъекты, способные осмысленно ставить цели, прогнозировать последствия действий, калькулировать риск, вероятные потери и выгоды, рефлексировать по отношению к себе и собственным познавательным способностям, обладающие технологическим мышлением и целерациональным поведением.
Ученые, занимающиеся разработкой социальных технологий убеждены, что они могут рассматриваться как продолжение и практическое применение к обществу (социуму) в целом производственных технологий, имеют универсальный характер, способны эффективно разрешать общественные проблемы, поставить заслон на пути администрирования, которое основывается на применении волевых, субъективных методов управления и в конечном счете оказывается неэффективным. Л.Я.Дятченко подчеркивает: «Социальные технологии не имеют принципиальных отличий от технологий в сфере материального производства, поскольку возможность технологизировать любой социальный процесс заложена в структуре человеческой деятельности и в самой природе человека».

Практика применения социальных технологий у нас в стране показывает, что они действительно способствуют более или менее эффективному разрешению общественных проблем, но вместе с тем их реализация встречается со многими трудностями, барьерами наиболее существенными из которых авторы выделяют социокультурный. Он связан с особенностями отечественной культурно-исторической традиции, национальным характером.

Преобладающими типами действий в рамках отечественной культурноисторической традиции были аффективный и традиционный, что предопределило чаще всего иррациональный подход к определению наиболее привычных форм поведения большинством населения, который не просто был легитимирован русской культурой, но стал одним из формирующих ее факторов, превратившись в своеобразный гипотетический императив. Раскрывая его содержание, В.Н. Брюшинкин пишет: «Русские доверяют бытию. Недоверие к рациональности и культуре в то же время означает, что мы верим в независимое от нас сверхрациональное бытие, которое в целом благоприятствует человеку и которое больше и умнее человека и человечества. Доверие к бытию сказывается в знаменитом русском «авось». «Кривая вывезет» говорят у нас, противопоставляя бытийную иррациональную «кривую» рациональной прямой, которая, несмотря на весь свой прямолинейный «ясный и отчетливый характер», редко выводит в проектируемый конечный пункт».

И.Г. Яковенко, исследовавший историю российской государственности с позиции социокультурного анализа, считает, что представление (образ) о нерасчлененной целостности окружающего мира, генетически восходит еще к родовому состоянию. «Загадочность» русской души, ее исконный эсхатологизм, неприятие реального, немифологизированного государства, не сводимого к образу «народного царя», тяга к личным контактам, неприятие формализованных процедур, бунт, смирение, бегство от власти, конфликт установок сердечной привязанности и рационализма, ведет к неупорядоченности культурного пространства, его хаотизации. В самом общем виде такие феномены можно охарактеризовать как парадоксальное «сочетание несочетаемого» (Ж.Т. Тощенко).

Отечественные ученые выделяют комплекс черт, присущих российским управленцам, в частности чиновничеству, которые не вполне отвечают идее социальных технологий как рациональной организации деятельности. Среди них отмечают импульсивность которая:

С одной стороны, настраивает индивида на нерегламентированные и спонтанные действия, с проявлением при этом находчивости (инициативы);

С другой стороны, предполагает нерациональную мотивацию (человек выбирает ценности и осознанно не рассчитывает средства); недостаточная целесообразность действий, дефицит стратегического мышления, ориентация в большинстве случает на ситуацию, а не на перспективу.

Налицо противоречие между требованиями рациональной организации социального управления, идеей технологизации социальных процессов и социокультурной традицией, следствием которого, может стать вывод о «минимальных предпосылках для принятия идеи необходимости освоения и использования социальных технологий».

Расширение образа рациональности происходит за счет включения в него экзистенциально-духовного, культурно-исторического и даже обыденного знания. Представление о том, что жизнедеятельность выступает в роли социоприродного единства и является выражением субъективного опыта личности (западная традиция), и включает идею Абсолюта и его неразрывного единства с человеком (русская традиция), может стать источником более глубокого и полного понимания проблемы рационального, расширить горизонты рациональности в поисках оснований неклассического понимания рациональности.

Творческое видоизменение традиции – реконструкция, представляет собой усвоение традицией новых образов, идей и способностей, в частности, комплексов рациональности и личности. Рациональное мировоззрение сегодня в значительной степени, хоть и с определенными издержками утверждается и в России.

Западная, прежде всего американская традиция в трактовке управления как менеджмента не может быть исчерпывающей. В США прагматизм выступает как национальная черта характера. Это не только социально одобряемый стандарт успешного поведения, но и философско-мировоззренческий принцип, развитый трудами Пирса, Джемса, Дьюи и Мида.

В иных культурах, и в частности в России, проблематика управления связана с другими моральными ценностями, с представлением о взаимопомощи в процессе коллективного труда и социальной справедливости. В российской философии (В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк) и в науке (А.А. Богданов, Н.Д. Кондратьев, В.И. Вернадский) всегда были сильны поиски ответов на вопросы более счастливого жизнеустройства народа, общества, а не достижение успеха лишь его отдельными представителями. Даже этимологически слова «manage» и «управление» различаются в английском и русском словарях. Если в английском это - действие, направленное на достижение цели и означает умение обращаться, владеть, усмирять, ухитряться, заведовать, стоять во главе, то в русском - у В.И. Даля, оно идет от слов «управа», «управляемое место» и от слов «справляться», «правильно вести дело», «править», «давать ход», «направлять», «преодолевать преграды», «приводить в порядок». Это два различающихся «культурных кода». Если в первом доминирует целевое воздействие как движение к успеху, то во втором это больше напоминает воздействие, правильно направляемое и упорядочивающее. В этой связи неслучайным стало разделение понятий «менеджмент» и «управление» в отечественной социологии.

Наличие «культурного кода» позволяет говорить о социокультурных особенностях социальных технологий и социально-технологической культуры, соответственно о существовании западного типа социально-технологической культуры, восточного, российского и других.
В основу определения российских социокультурных особенностей социальнотехнологической культуры положены поведенческие регуляторы деятельности российских руководителей, в частности государственных служащих.

Среди основных отличительных особенностей социально-технологической культуры отметим следующие:

1. Сочетание аттрактивной (аттрактивность - от латинск. attrahere - «привлекать» и однокоренное слово с «аттракцион» - от франц. аttraction - притяжение) и рациональной мотивации поведения, основанной на стремлении следовать нормам и ценностям.

2. Коллективизм как способ взаимоотношений российских индивидов.

3. Вертикальная иерархия подчинения. Россию, по выражению В.А. Ядова, умом можно понять, если серьезно рассмотреть вертикальные социальные связи между поколениями. «Институциональные матрицы России формируют по преимуществу вертикальные, а не горизонтальные социальные взаимодействия».

4. Этическая модель поведения определяется принципом «следуй образцу поведения лидера».

5. Импульсивность в поведении и принятии решений.

Выделение характерно российских социокультурных особенностей социальнотехнологической культуры позволяет существенно дополнить требования к проектированию социальных технологий, технологизации социальных процессов.

Во-первых, учет аттрактивной и усиление рациональной мотивации поведения основанной на стремлении следовать нормам и ценностям, ориентация на достижение общественных целей, для общего блага, «во имя...» и четкое нормирование (в том числе правовое) технологии деятельности, «что можно, а что нельзя», цельная документальная система регуляции поведения. Организационно это может быть оформлено в виде ритуала, так как он дает выход чувству социальной принадлежности, и вместе с тем, требует подчинения себе без раздумий и обеспечивает ощущение порядка, формы, поддерживает определенность поведения в неопределенных обстоятельствах, способствует формированию технологической дисциплины.

Во-вторых, поскольку влияние принципа коллективизма прослеживается как в социально адекватных, так и в аномийных чертах поведения, необходимы групповые формы организации деятельности и ответственности, при этом четкое обозначение зоны личной ответственности. Аномийные формы возникают тогда, когда действия индивида оказываются под влиянием индивидуалистической регуляции личной ответственности, личного риска, личного достижения по принципу "что не запрещено, то разрешено"(массовое пренебрежение, невыполнение требований законов).

В-третьих, иерархичная система статусов, чинов, разрядов, основанная на преимущественно вертикальных социальных взаимодействиях, должна быть организационно дополнена горизонтальными связями. Должна быть возможность:

Принимать самостоятельные решения в пределах компетенций по средствам и срокам достижения цели в конкретных проектах;

Осуществлять отбор сотрудников по принципу профессиональной компетенции и порядочности, а не личной преданности;

Объективной оценки кадров;

Разработки системы стимулов управляющих карьерой, работающих как длительный механизм стимуляции.

Это позволит, с одной стороны, «выплеснуть» присущую русскому человеку импульсивность, проявить смекалку, инициативу, энтузиазм, с другой стороны, не даст этим качествам принять аномийную форму. И, последнее, но, вероятно, самое главное: так называемое «правило первого лица» в России всегда играло ключевую роль, поэтому особые требования должны предъявляться к этическим, ценностным основаниям модели поведения руководителя.

Выполнение представленных условий позволит обеспечить возможность социокультурного «принятия» идеи технологизации российского социального пространства, способствовать формированию социально-технологической культуры российского руководителя и общества в целом.

На основе изучения работ в области праксеологии может был предложена модель технологизации социального пространства по очень важному основанию, которое сегодня выдвигается на первый план - качество жизни.

Многоуровневая модель технологизации социального пространства по основанию - качество жизни:

1 - реальное состояние;

2 - нормативная модель;

3 - идеальная модель;

4 - показатели.

А. Уровни технологизации:

б) поселок, населенный пункт;

в) город, сельский район;

г) область, край, республика;

д) государство в целом.

Б. Показатели качества жизни:

а) продолжительность жизни;

б) обеспеченность жильем;

в) доход на члена семьи;

г) стоимость потребительской корзины;

д) наличие в семье товаров длительного пользования;

е) количество и качество коммунально-бытовых услуг;

ж) возможность приобрести экологически чистые продукты отечественного производства, получить современное образование и своевременно и качественно подлечиться;

з) состояние окружающей среды.

Набор технологий, соответствующих разным компонентам модели, весьма велик, требует постоянной коррекции на основе социальных инноваций и достаточно скрупулезной, адекватной привязки к данным структурным элементам.

Многоуровневая модель технологизации может быть построена в зависимости от того, как, по каким принципам функционирует система социальных отношений. Возможны следующие варианты:

- "матрешки": социальные отношения имеют многоукладный характер и воспроизводятся таким образом, что всякая предыдущая система включается в последующую на уровне видоизмененной подсистемы;

- "водоворота": развитие напоминает турбулентный процесс - новые формы обладают большей степенью организованности и менее подобны старым формам, чем те в соответствующий момент развития;

- "ступени": смена парадигм воспроизводства на качественно новом уровне восприятия социальной жизни. Технологический разрыв при этом знаменует новый этап в воспроизводстве социальной системы;

- "цепи": формирование связей и отношений в каждой подсистеме с необходимостью достижения компромисса с каждым из действующих факторов, причем изменения характера связи одного из "звеньев" ведет к изменению ее во всей "цепи". Дальнейший процесс объективизации превращает эти связи и отношения в нормы морали и принципы поведения, т.е. стереотипы деятельности.

Прикладные социологические исследования направлены на изучение социальных явлений и процессов с определенными целями, которые и предопределяют особенности их методологического и организационно-технологического обеспечения:

Изучение состояния конкретной жизненной проблемы, с решением которой связана определенная практическая деятельность;

Производственная, педагогическая, культурно - просветительская, правоохранительная, управленческая цели и т.п.;

Выявление конкретных социальных тенденций и закономерностей, учет которых может усилить или нейтрализовать влияние тех или иных факторов и условий для успешного решения конкретной задачи или принятия конкретной программы действий;

Изучение характера влияния определенных условий и факторов на обследуемый объект, явление или процесс, определение взаимосвязи этих факторов, выявление возможности регулирования, управления ими;

Обобщение получаемой в ходе исследования информации и формулирование конкретных выводов, практических рекомендаций, проектов конкретных и адресных решений.

Технологизация социального пространства - это деятельность по созданию условий, обеспечивающих доступность населения к социальным учреждениям, способным оказать помощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях, и услугам, связанным с удовлетворением социальных потребностей.

Технологизация социального пространства означает придание социальному действию динамического, целенаправленного и конструктивно-созидательного характера, обеспечение его эффективности. Социальные действия по обеспечению эффективной включенности человека в социальные связи должны быть подкреплены технологичностью всей социальной сферы общества.

Технологизация определяет направления деятельности по созданию новых учреждений и социальных служб, способных решать существующие социальные проблемы индивида и группы, о целесообразности которых свидетельствует мониторинг социального самочувствия населения территории.

Технологизация социального пространства призвана:

  • o создавать удобства, повышать эффективность, качество, оптимизировать усилия человека в преодолении появившихся проблем, отбирать приемлемые варианты;
  • o гуманизировать систему социальных отношений в области предоставления субъекту более широкого выбора действий.

Технологизированное социальное пространство позволяет человеку или семье использовать все виды технологий социальной работы, которыми владеют социальные службы для преодоления имеющихся проблем.

Главными целями технологизации являются:

  • o создание учреждений, способных оказать помощь, осуществить уход и поддержку тех, кто нуждается в помощи на основании закона и в зависимости от материального положения;
  • o обеспечение социальной профилактики, реабилитации и активизация внутренних ресурсов для активного, самостоятельного проживания тех, кто имеет силы и способности осуществлять социальное функционирование.

Основные направления деятельности социальных учреждений:

  • o помощь и поддержка в ситуациях естественного или социального риска;
  • o восстановление утраченных социальных связей и ролей;
  • o психологическая поддержка и помощь;
  • o обучение реальным методам занятий в свободное время;
  • o создание новых социальных связей;
  • o развитие потребности в деятельностных занятиях;
  • o обучение навыкам безопасного проживания;
  • o организация досуга и эмоциональной поддержки. Технологизация социального пространства предполагает:
  • o соблюдение принципов социальной работы;
  • o использование форм, методов и средств социальной работы с человеком;
  • o формирование стратегии деятельности в зависимости от личностных ресурсных возможностей клиента, его способностей и мотивов;
  • o использование возможностей и условий, создаваемых в обществе для реализации ресурсных возможностей человека.

Исходя из того что человек находится в постоянном диалектическом взаимодействии и взаимосвязи с окружающими мирами - экзистенциальным, трансцендентным и трансцендентальным, все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы:

  • 1) "неорганические" взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками;
  • 2) живые "органические" взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками;
  • 3) взаимодействующие центры, одаренные психикой, осознанием, и взаимодействие психическое, т. е. обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности), изучаемые социальными науками1.

Таким образом, форм взаимодействия человека с миром бесконечное множество. Вне свободного осознанного взаимодействия человека с миром нет и не может быть никакого продукта, ассоциации или общества и вообще социального явления.

С другой стороны, взаимодействие человека с миром имеет свою структуру (цель, средства, процесс и результат). Если речь идет о приспособлении человека к ситуации и окружающему миру, а деятельность человека связана с поиском возможных средств достижения целей, ее называют целенаправленной, целесообразной. Если же речь идет о взаимодеятельности, связанной с перестройкой субъекта деятельности, или объекта-субъекта деятельности, то она предполагает целеполагание, а потому ее называют целеполагающим взаимодействием.

Человек одновременно живет в нескольких "мирах". Кроме мира физического каждый человек живет в социальном и индивидуально-личностном мире, который конструирует первичную реальность его жизни. Эти "миры" играют различную роль в жизни человека и являются отражением его потребностей, социального положения, типа личности, способностей, образования, ценностных ориентации, мировосприятия, "включенности" в мир и т. д. Особенность этих миров в том, что они составляют жизненную реальность, жизненный мир человека.

Жизненный мир дан человеку в модусе практики, в виде практических целей. Это мир жизни каждого конкретного человека. Его можно представить и как культурно-исторический мир, точнее культурно- и исторически обусловленный образ мира, так как он выступает в сознании социальной группы, класса, цивилизации на определенном этапе развития, имеет телеологическую структуру, поскольку все его элементы соотнесены с целеполагающей деятельностью человека. В жизненном мире все реалии отнесены к человеку и его практическим задачам; жизненный мир представляет собой историю, он открыт, непосредственен и понятен, он просто дан и просто есть. Вместе с тем это различные формы взаимодействия человека с действительностью, уровень сознательного отношения человека к реальности своего существования, к реальности жизни.

Любое предпринимаемое человеком действие рождается в результате соединения, согласия различных его составляющих и его многоуровневого опыта, поэтому каждый человек проживает свою неповторимую, индивидуальную и уникальную жизнь. Орудием и средством познания, осознания человеком своей жизни, которое позволяет действовать в соответствии с характером познанного, является его разум.

Мир человека как реальность зависим от многих факторов, но прежде всего от самого человека. Изменение, преображение человека ведет к преображению его жизненного мира, который, в свою очередь, влияет на человека. Жизнь человека - это проект, программа существования, а бытие индивида не данность, а возможность. "Именно эту, изобретенную, выдуманную, как роман или театральная пьеса, жизнь человек называет человеческой. А значит, человеческая жизнь выходит за рамки природы. Жизнь не дана человеку подобно тому, как камню дано свойство падать, а животному - довольствоваться жестким, неизменным набором естественных актов. Вероятно, бытие человека отвечает тому странному условию, в силу которого в одних моментах он сродни природе, а во всех остальных - нет. Человек одновременно и естествен, и сверхъестествен. Это своего рода онтологический кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая - выходит за ее пределы, т. е. ей трансцендентна. Данте мог бы сказать, что человек находится в природе, как лодка, вытащенная на берег, когда одна половина ее лежит на песке, а другая в воде".

Собственно человеческая жизнь создается самим человеком, и это созидание есть противопоставление себя природе. По степени осознания своей жизни индивиды отличаются друг от друга. В силу этого основополагающего различия представляется проблематичной полная связь между проявляемой человеком активностью и его жизнью во многих человеческих мирах.

Человек становится субъектом жизнедеятельности не на уровне витального приспособления, а на уровне его способности и готовности к активному взаимодействию с окружающим миром. Активность человека зависит от конкретного его состояния и условий его окружающих. Условия формируют среду взаимодействия человека с окружающим миром. Человек формирует и развивает условия своей жизни постоянным взаимодействием с действительностью, а результаты этого взаимодействия оказывают влияние на формирование человека.

Взаимодействие человека с окружающим его миром направлено на удовлетворение потребностей. Непрерывное возникновение, "возвышение" новых потребностей - закон развития общества. Жизнь человека - это его деятельность. Главным содержанием ее является удовлетворение потребностей путем взаимодействия с миром и его преобразования.

Структурными элементами взаимодействия являются субъект, объект, цель, средства, процесс и результат. Устойчивую целостность данной системе придает "замкнутая" взаимосвязь "объект, процесс, результат". В ней объект и результат составляют единое целое, различающееся во времени и по своему состоянию. Сам объект взаимодействия является продуктом предшествующего взаимодействия, а его результат станет, в свою очередь, объектом для будущего взаимодействия. Результатом субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия являются "продукты": открытия, изобретения, новые виды продуктов и средств, обеспечивающие потребности человека. Это также связи или отношения, роли, статус, положение либо их изменение или преобразование.

Качество продукта субъектно-объектного взаимодействия зависит от множества факторов, но в первую очередь от состояния субъекта, объекта и процесса взаимодействия.

Человек является бесконечно сложной сущностью. "Мы никаким образом не сможем выйти из области понимания человека и личности, как парадоксально бесконечного-конечного существа", отмечает A.C. Арсеньев. Эту особенность человека неоднократно подчеркивал H.A. Бердяев: "Человек есть микрокосм и микротеос...". "Весь трагизм жизни, - отмечал Бердяев, - происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком как духовным существом и человеком как природным существом, живущим в природном мире".

"Бесконечная сложность" - это основание человека. Это то, что дает ему возможность, с одной стороны, созидать, приобретать новые знания, умения, навыки, связи, роли, отношения и т. д., а с другой - быть ленивым, жестоким, слабым, дезадаптированным, асоциальным и т. д. Именно поэтому социальные действия, связанные с удовлетворением потребностей человека, будут разные.

В первом случае человек противодействует внешним силам и может это только потому, что способен стать бесконечно сложным созидателем. Это особенно ясно проявляется, когда человек находится в "пограничных" ситуациях, ситуациях проблемное™ и неопределенности, в случаях, когда ему бросается вызов и ему необходимо на него отвечать. В нормальных, стабильных условиях мыследеятельность человека осуществляется по "генеративным планам культуры" (традиции закона, нормы, методы и т. д.), определяющим его нормальное и предсказуемое поведение.

В другом случае человек использует свои бесконечные возможности для разрушения себя и окружающего его мира.

Отношения и жизненные обстоятельства могут создать условия для возникновения и реализации человеческой бесконечной сложности в любой момент жизни. При этом возрастает психологическое и социальное напряжение, человек должен изменить систему генеративных правил: выбрать другие правила (существующие в культуре и известные ему) или создать для себя и своей культуры новые поведенческие стандарты. Они могут быть как прогрессивного, так и негативного плана. Наблюдаемые сегодня поведенческие стандарты человека: с одной стороны, активное включение в новые отношения, проявление инициативы, творчества, а с другой - отсутствие потребности трудиться, рост употребления алкоголя и наркотиков, бродяжничества и т. д. - подтверждают тезис о бесконечности человека в выборе своего поведения.

В своих действиях во всех случаях опирается человек на свои внутренние силы. Оказываясь на некоторое время "вещью" во внешних детерминирующих причинно-следственных связях и при определенных (неизвестных, непредсказуемых) обстоятельствах, человек становится бесконечно сложным и разрывает эти связи.

В самом деле приспособиться к жизни на улице, самостоятельно обеспечить себя пищей, одеждой и при этом сохранить свое человеческое достоинство способен сильный и неординарный человек. Именно этим можно объяснить ситуацию, когда человек находит в себе силы и начинает вести жизнь без наркотиков и алкоголя, ведет борьбу за жизнь в экстремальных ситуациях. Только благодаря своей бесконечности, сложности человек может противопоставить себя внешнему давлению и стать законодателем нового, значимого для себя порядка.

Человек, обладающий сложной внутренней структурой и специфической формой взаимодействия с окружающим миром, является субъектом, который может определяться как саморазвивающаяся, самофункционирующая биопсихосоциальная система. Под самоорганизующейся, самофункционирующей системой обычно понимают сложную динамичную систему, способную при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования и развития сохранять или совершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта.

Ресурсы человека выступают основой формирования социальности человека в процессе социальной работы.

Ресурсы - это продукты свободного взаимодействия человека с миром, приобретаемые им качества. Как в любом продукте взаимодействия, в них запечатлеваются средства, которыми пользовался субъект, его умения, способности, потребности, цели и т. д. Это системообразующее ядро человеческой сущности, величина, которая характеризует потенциальную энергию субъекта деятельности. Как синтез природного и социального, бытия и сознания, индивидуального и общественного, объективного и субъективного, действительного и возможного они позволяют человеку проявлять во взаимодействии с окружающим миром свои биосоциальные и духовно-креативные способности. Они дают ему возможность быть одновременно и функцией общества, и его творцом, отражением объективной реальности и носителем возможностей субъективного выбора.

Кроме этого ресурсы выполняют интегрирующую функцию в структуре качественных характеристик и в системе становления личности. Они проявляются в процессе активного бытия с миром, в системе надприродных отношений, в которой образуется человеческая сущность, бесконечность и сложность мира. Если в процессе взаимодействия мира и человека становится возможным использование имеющихся ресурсов, то в процессе взаимодеятельности образуются предпосылки их формирования и развития.

Эти процессы относительно самостоятельны, однако они находятся в диалектическом единстве. Чем свободнее деятельность человека, тем выше уровень развития его ресурсов, а высокий уровень развития ресурсов определяет уровень способности человека осуществлять социальное функционирование.

Именно поэтому ресурсы человека являются выражением качественной характеристики человека. Так как по своей сути ресурсы являются результатом взаимодеятельности человека с окружающим его миром, органически включающие деятельность, сознание и общение, они определяют уровень сформированности и развития способностей и внутренней потребности человека свободно осуществлять социальную и предметную деятельность.

Таким образом, ресурсы человека - это качественные характеристики состояния его способностей и готовности осуществлять социальное функционирование, констатирующие уровень развития человека и внутреннее условие его саморазвития. Человек с развитыми способностями взаимодействия с окружающим его миром и психологической готовностью ее осуществлять отличает себя как деятеля от процесса и результата деятельности, возвышается над ними, делает свою собственную жизнедеятельность предметом своей деятельности. Человек с развитыми ресурсами способен осознать себя организатором условий для своего развития и саморазвития.

Жизнь человека во всей полноте ее проявлений социальности, асоциальное, девиантности и т. д. - это показатель состояния его способности и готовности к свободному взаимодействию с окружающим миром.

Человек переживает то, чем живет, чем наполняет свою жизнь. Однако если человек дезадаптивен, асоциален, это не означает, что причины находятся только в природе или только в обществе.

Источником проблем жизни человека является и характер его взаимодействия с окружающим миром. Она может измениться, если причина, которая делает проблемной его жизнь, будет преобразована, устранена или самим человеком, или с помощью других людей, если самостоятельно человек этого сделать не может. Именно поэтому в обществе развивается профессиональная социальная деятельность, направленная на развитие, восстановление или коррекцию ресурсов человека.

Однако для того чтобы человек мог себя реализовать, необходимо создать условия для проявления ресурсов в процессе его жизнедеятельности. Ибо только ставя и решая жизненные задачи, человек развивается, формирует свой ресурс и становится способным к его реализации. При этом важно подчеркнуть, что границ, пределов человеческих возможностей для решения жизненных проблем не существует.

Ресурсы человека обусловливают способность индивидуума строить и осуществлять свою программу действия, реализовывать свои конструктивные возможности, преодолевая давление любых препятствующих этой реализации детерминант, будь то внешняя природная среда, социальные порядки, эгоистические интересы окружающих людей или собственная личностная неразвитость.

Они отражают степень способностей, готовности и возможности человека осуществлять социальное функционирование в обществе.

Однако как синтез способностей, готовности и возможностей человека к свободному социальному функционированию ресурсы не даются человеку в готовом виде с рождения. Они приобретаются человеком в процессе его взаимодействия с окружающим миром.

Отсутствие возможности трудиться, учиться, справляться с социальными проблемами ведет к дезадаптации, девиации, асоциальному поведению, что находит свое отражение в появлении социальных проблем, которые являются показателем кризиса человеческой индивидуальности.

В свою очередь, дезадаптированный, асоциальный человек не в состоянии воспроизводить и создавать связи и отношения, необходимые ему во взаимодействии с окружающим миром, поэтому он не может развивать свои ресурсы и осуществлять социальное функционирование, направленное на удовлетворение своих жизненных потребностей. Проявлениями этого противоречия являются социальные проблемы человека, справиться с которыми он в большинстве случаев не может. Человек попадает в "замкнутый круг": он дезадаптирован, асоциален, потому что не способен взаимодействовать с окружающим миром и решать повседневные задачи жизнедеятельности, а сделать этого не может, потому что дезадаптирован и асоциален.

Это противоречие объективно, потому что глубинным его источником является человек и его способность, потребность и готовность осуществлять свободное взаимодействие с миром. Так как дезадаптация, девиация и другие асоциальные проявления угрожают безопасности не только человека, но и общества в целом, то объективной потребностью и гуманной сущностью государства становится формирование необходимой среды, создающей условия для преодоления человеком кризиса социального функционирования.

Важными условиями содействия и помощи человеку в решении его социальных проблем является технологизация социального пространства, формы, виды и средства помощи, направленные на решение проблем и развитие его способностей и готовности к свободному взаимодействию с окружающим миром.

В последние годы проблема технологизации социального пространства становится все актуальнее. Социальные технологии представляют собой важней­ший компонент, особый тип общетехнологической систе­мы общества. Наряду с социальными технологиями в эту систему по меньшей мере входят биологические или есте­ственные и индустриальные.

В научной литературе выделяют различные виды или типы социальных технологий. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) и тра­диционные (технологии прошлого опыта) технологии. Раз­нообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии по­иска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др. Отдельные исследо­ватели наряду с организационно-деятельными и средовыми технологиями выделяют субъектные. В данном случае в роли предмета воздействия выступает сам социальный субъект, осуществляющий познание или деятельность.

Специфика социального воздействия на объект может определяться и уровнем общественных отношений. В этой связи довольно удачной является типология, предложен­ная профессором Л.Я. Дятченко. Он подразделяет соци­альные технологии на три группы: технологии макросис­тем, или макротехнологищ включающие в себя регио­нальные подсистемы общества, классы, партии, большиесоциальные группы; мезотехнологии - технологии уровня города, населенного пункта, крупного трудового коллек­тива; микротехнологии, которые рассчитаны на неболь­шое объединение людей, общественные процессы на мик­роуровне, включая технологические процедуры самоор­ганизации, обеспечивающие рациональное использование личностного потенциала.

Стержневым компонентом технологизации обеспечения социального функционирования общества являются социономические технологии. Они призваны повысить эф­фективность социальной работы, которая являет собой деятельность не только по оказанию социальной помощи нуждающимся с целью восстановления, сохранения или улучшения их способности к социальному функциониро­ванию, но и по обеспечению социальных прав граждан, по регулированию отношений человека в коллективе, с государственными структурами, по разрешению соци­альных конфликтов.

Недостаточно пока методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом, все еще преобладают групповые технологии. Российские специалисты оказались не подготовленными к практической работе с такими социальными объекта­ми, как безработные, беженцы, бомжи. Поэтому весьма актуальны: адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям орга­низации социальной работы с учетом специфики различ­ных групп населения; разработка новых технологий; ори­ентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресности, интересов се­мьи, максимальное использование местных ресурсов и воз­можностей для решения социальных проблем человека.



Речь идет о стандар­тизированных тестах, систематических наблюдениях, используемых в работе с конкретным человеком, семьей, группой людей и т. д. Такие исследования помогают при­нимать верные решения, быстрее осваивать новые техноло­гии, добиваться желаемого изменения в объекте исследо­вания.

Повышается значение междисциплинарного подхода к разработке и внедрению технологий, сочетания соци­альных, социально-технологических, социально-медицин­ских приемов, способов действия, процедур. Только уси­лиями специалистов различных отраслей знания могут быть разработаны высокоэффективные научно обо­снованные технологические стандарты социальной рабо­ты с различными категориями клиентов, включающие результативные приемы и способы действий и позволяю­щие выделить конкретного человека с его потребностями и интересами, нуждами и проблемами, настроениями и заботами.

1

В работе дано описание технологизации педагогического процесса в условиях предшкольной подготовки детей. Предшкольная подготовка призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у детей умения и желания учиться. Безусловно, в педагогическом процессе огромную роль играют инновационные технологии, с помощью которых обучающиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Автором раскрыты стадии технологизации педагогического процесса в условиях предшкольной подготовки с учетом развертывания во времени: эпизодическая, трансфертная, систематическая. Дано описание принципов и технологических процессов.

технологизация педагогического процесса

предшкола

стадии технологизации

технологическая культура.

1. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.,1996. – 112 с.

2. Зайцев В. И. И снова Лебедь, Рак да Щука: Педтехнологии – это не методика // Учительская газета. – 1995. – № 3. – С. 14.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: ШКОЛА-Пресс, 2000. – 512 с.

4. Светловская Н. Н. О методике педагогического труда и педагогическом творчестве // Начальная школа. – 1991. – № 2. – С.67-72.

5. Хмель Н. Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Ғылым, 1998. – 320 с.

Характеристика актуальных проблем и задач инновационных образовательных процессов в дошкольном образовании невозможна без учета изменений, связанных с технологизацией педагогического процесса. Важно отметить, что способы создания и восприимчивости инновации не осуществляются автоматически. Пути восприятия инновации могут быть разные и могут привести не только к положительным результатам, но и негативным. Возникает страх перед изменениями, который тормозит внедрение инноваций. Возможность развития инноваций в дошкольном образовании зависит от способностей личности или педагогического сообщества технологизировать педагогический процесс ДОУ таким образом, чтобы снять безболезненно существующие противоречия. В данной статье предпринята попытка раскрыть особенности технологизации педагогического процесса предшколы.

Инновации и технологии очень тесно связаны между собой. Инновационные процессы в системе дошкольного воспитания выполняют следующие задачи: способствуют созданию сети образовательных учреждений разного типа, формируют организационно-нормативную и учебно-методическую базу, создают благоприятные условия для обучающихся и педагогов, воспроизводят и развивают научный потенциал общества и др.

Существенную роль в нашем исследовании сыграла концепция целостного педагогического процесса, разработанная Н. Д. Хмель , так она отражает все структурные компоненты целостного педагогического процесса. В графической модели ЦПП выделены два системных компонента - «Педагоги» и «Учащиеся». Кроме них выделяются также такие элементы, как цель, задачи, содержание, средства, формы, методы и приемы, результаты. Н. Д. Хмель отмечает, что в схеме ясно прослеживается относительная независимость человеческого фактора, и в то же время взаимообусловленность и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса. Также ученый обращает внимание на закономерности, проявляющиеся в функционировании ЦПП: длительность во времени, целенаправленный характер, целостность и взаимосвязь структурных компонентов педагогического процесса. Опираясь в своем исследовании на эту модель, мы попытались изучить феномен технологизации с учетом структурных элементов педагогического процесса. То есть, нужно выявить, как срабатывает механизм взаимодействия всех структурных компонентов, направленных на получение эффективных результатов? Следует отметить, что ученый, выделяя воспитательные механизмы ЦПП, четко очерчивает принципы их жизнеспособности: механизмы «возникают и действуют с положительным результатом только тогда, когда есть деятельность, причем деятельность коллективная и тщательно организованная, когда создаются предпосылки для формирования отношений делового сотрудничества и ответственной зависимости» .

Такие ученые, как В. В. Гузеев , В. И.Зайцев , В. А. Сластенин, А. И. Мищенко, Е. Н.Шиянов и И. Ф. Исаев , Н. Н. Светловская и другие рассматривают теорию педагогического процесса с позиции технологического подхода. В их исследованиях нашли свое отражение вопросы педагогической технологии и педагогического мастерства, технологии конструирования педагогического процесса, технологии осуществления педагогического процесса, технологии педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Ученые определяют педагогическую технологию как строго научное проектирование и точное вопроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Ученые выявили существенные признаки технологии обучения:

  1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел. Можно различать технологию передачи знаний и технологию развития личности.
  2. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.
  3. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся, диалогического общения.
  4. Элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками.
  5. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Таким образом, ученые считают, что в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других.

Следовательно, технологизация педагогического процесса в условиях предшколы - это механизм поэтапной реализации совокупности системных элементов целостного педагогического процесса, ведущий к эффективным результатам обучения и воспитания детей предшкольного возраста.

Технологизация педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных технологических процессов, направленных на достижение эффективных результатов в условиях предшкольной подготовки. К ним относятся технология установления педагогически целесообразных отношений, технология моделирования педагогического процесса, технология осуществления педагогического процесса, технология управления педагогическим процессом, анализ осуществленной технологии педагогического процесса и моделирование новой для решения другой педагогической задачи. Названные процессы характеризуют поэтапное развертывание педагогического процесса во времени и имеют циклический характер.

Технологические процессы обеспечивают поэтапное внедрение инновационных процессов практически во всех сферах и механизмах образовательного пространства в ДОУ.

Технологизация педагогического процесса реализуется в соответствии с принципами, то есть основными правилами, которыми руководствуются в профессиональной педагогической деятельности.

Таблица 1. Принципы технологизации

Принципы

Оптимальность

Реализация целевых ориентиров в установленные сроки

Вариативность в использовании технологии с учетов возрастных и индивидуальных особенностей детей предшкольного возраста

Технологичность

Поэтапная реализация педагогических целей на разных уровнях целостного педагогического процесса предшколы

Последовательность, логичность и систематичность в реализации педагогической технологии

Адаптивность

Возможность адаптировать технологии, исходя из области применения

Масштабность распространения педагогических технологий

Модернизация

Постоянное обновление педагогической системы посредством внедрения новых технологий

Совершенствование инструментария педагогического процесса с учетом внедрения новых технологических средств, методов и приемов

Результативность

Эффективные результаты на каждом отрезке педагогического процесса

Можно мысленно выделить несколько стадий технологизации педагогического процесса в условиях предшкольной подготовки с учетом развертывания во времени: эпизодическая, трансфертная, систематическая.

Стадия эпизодической технологизации характеризуется неполной реализацией целевых ориентиров в установленные сроки, малой вариативностью в использовании технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей предшкольного возраста, частичной реализацией педагогических целей на разных уровнях целостного педагогического процесса предшколы. Для эпизодического уровня характерны не всегда последовательные, логичные и систематичные шаги в реализации педагогической технологии, невозможность полной адаптации технологии, исходя из области применения, частичная распространенность педагогических технологий, непостоянное обновление педагогической системы посредством внедрения новых технологий. Не всегда происходит совершенствование инструментария педагогического процесса с учетом внедрения новых технологических средств, методов и приемов. Невозможность отследить эффективные результаты на каждом отрезке педагогического процесса.

Стадия трансфертной технологизации характеризуется ориентацией на реализацию целевых ориентиров в установленные сроки, достаточной вариативностью в использовании технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей предшкольного возраста, реализацией педагогических целей на разных уровнях целостного педагогического процесса предшколы. Для трансфертного уровня характерны достаточно последовательные, логичные и систематичные шаги в реализации педагогической технологии, невозможность полной адаптации технологии, исходя из области применения, частичная распространенность педагогических технологий, курс на постоянное обновление педагогической системы посредством внедрения новых технологий. Не всегда происходит совершенствование инструментария педагогического процесса с учетом внедрения новых технологических средств, методов и приемов, однако возможность отследить эффективные результаты на каждом отрезке педагогического процесса.

Стадия систематической технологизации отличается полной реализацией целевых ориентиров в установленные сроки, вариативностью в использовании технологии с учетов возрастных и индивидуальных особенностей детей предшкольного возраста. Для систематического уровня характерны поэтапная реализация педагогических целей на разных уровнях целостного педагогического процесса предшколы, а также последовательность, логичность и систематичность в реализации педагогической технологии. На систематическом уровне отслеживается постоянная возможность адаптировать технологии, исходя из области применения и масштабов распространения. Также систематический уровень характеризуется постоянным обновлением педагогической системы посредством внедрения новых технологий, совершенствованием инструментария педагогического процесса с учетом внедрения новых технологических средств, методов и приемов. Присутствует возможность получать эффективные результаты на каждом отрезке педагогического процесса.

Технологизацию педагогического процесса невозможно осуществить без сформированности технологической культуры педагога как важного фактора, влияющего на эффективность результатов педагогической деятельности. Технологическая культура педагога - это совокупность знаний, умений и опыта целенаправленной работы педагога по комплексному внедрению и всестороннему освоению педагогической технологии в условиях предшкольной подготовки. Педагогу необходимо уметь определять перспективы и приоритеты той или иной технологии, прогнозировать желаемые результаты; уметь моделировать стратегию и тактику достижения прогнозируемых результатов; обладать педагогическим мастерством, креативностью.

Таким образом, знание основ технологизации педагогического процесса позволяет совершенствовать инновационные процессы в системе дошкольного воспитания.

Рецензенты:

Джанбубекова М. З., доктор педагогических наук, и.о. доцента кафедры педагогики Семипалатинского государственного педагогического института, г. Семей.

Мукушев Б. А., доктор педагогических наук, и.о. доцента кафедры физики Семипалатинского государственного педагогического института, г. Семей.

Библиографическая ссылка

Аубакирова Р. Ж. К ПРОБЛЕМЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРЕДШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8121 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

С усложнением структуры и функций общества, с выделением различных профессий выяснилось, что созидательная деятельность человека, конечной целью которой является создание какого-либо продукта, состоит из последовательности определённых этапов, на которых совершаются некие операции. Если продукты деятельности сходны между собой, то этапы их создания и операции, применяемые на этих этапах, тоже могут быть близкими.Так возникло понятие технологии , которое вначале было обосновано и принято в сфере промышленного производства, а затем распространилось на другие производительные области. В производстве технология понимается как строго определённая последовательность этапов и операций, ведущая к созданию конечного продукта из конкретного исходного сырья. Любое изменение качества сырья, условий его переработки на каком-либо этапе представляется как применение иной технологии. Распространение понятия технологии на социальную сферу, - так называемая технологизация социальной сферы , - стало своеобразной данью индустриализации современного общества. Оно встретило ряд осложнений, связанных с тем, что индивиды и социальные группы, как социальное явление, уникальны. Соответственно, социальные случаи тоже уникальны. По этой причине невозможно для двух или нескольких сходных между собой социальных случаев применять одну и ту же последовательность и содержание стандартизированных социальных приёмов-операций. Необходимо гибкое сочетание или модификация известных приёмов, рассчитанное на индивидуальность данного случая. Следовательно, нужен творческий подход, аналогичный сочетанию классических методов в их определённой последовательности и творчества в медицине. Тем не менее, можно выделять типовые случаи в определённых направлениях социальной деятельности, где применяются типовые общие способы постановки и реализации целей и задач. Это позволяет классифицировать социальные технологии и рекомендовать типовые методологические подходы соответственно характеру классификации.

Появление технологии в социальной сфере связано с потребностью быстрого и крупномасштабного тиражирования новых идей, проектов, видов деятельности. Оно во многом определяет эффективность современной социальной политики и социального управления.

Технологии социальной работы представляют собой вид социальных технологий.

Польза применения понятия технологии для социальной работы состоит в том, что в обобщённом виде социальную работу можно представить как последовательность этапов деятельности, каждый из которых имеет определённое целевое назначение, и его результаты используются на последующем этапе. Действия на каждом этапе обеспечивают выполнение его цели и, таким образом, применяются методы, свойственные только этому этапу.

Технологии социальной работы – это процесс управления действиями людей с применением специальной методики.

Если методологические подходы и методы социальной работы известны и описаны в специальной литературе, то технология, в силу уникальности каждого социального случая, - продукт творчества специалиста, модифицирующего и сочетающего отдельные методы на каждом этапе работы в уникальную последовательность действий применительно к особенностям данного социального случая.

Социальная работа – процесс во времени и пространстве, следовательно в любом её методологическом направлении это определённая последовательность действий, именуемая технологической цепочкой или технологической схемой .

Генеральная или общая технологическая схема состоит из этапов, одинаковых по названию и сущности независимо от направления и особенностей работы:

1. Аналитическая часть (социальная диагностика) - сбор информации, её анализ и постановка социального диагноза;

2. Внедрение - установление связей с объектом и средой;

3. Социальная терапия (вмешательство) - составление и реализация плана терапевтических действий;

4. Анализ результатов и коррекция плана - проводятся не только по завершении терапевтических действий, но и по мере их осуществления.