Переправа твардовский история написания. Василий теркин история создания. Урок ««Василий Теркин». История создания и особенности композиции

Многие читатели считают, что первые строки знаменитой «Книги про бойца» А. Твардовского появились в 1942 году и образ главного героя вызван исключительно событиями Великой Отечественной. Между тем, все обстоит несколько иначе, и первое упоминание о бравом Васе Теркине относится еще к периоду русско-финской войны. Вспомним, опираясь на свидетельства самого автора, какова история создания поэмы.

«Василий Теркин» - начало

В 1939 году, когда началась кампания с финами, А. Твардовский работал в газете «На страже Родины». В это время и приходит в голову творческому коллективу издательства придумать образ некоего занятного персонажа - условного удалого и веселого бойца, который появлялся бы на страницах издания, сопровождаемый стихотворными подписями. Имя героя появилось не сразу: перебрали несколько вариантов, пока не остановились на простом и теплом Васе - как его называли в то время. Так начиналась история создания «Василия Теркина», известного практически каждому советскому читателю.

Случайное совпадение

Кстати, в своих воспоминаниях Твардовский рассказывает о том, как однажды, уже в годы войны, получил письмо, автор которого интересовался, почему главный герой - славный воин - носит имя другого литературного персонажа. Как оказалось, отмечает Александр Трифонович, еще раньше появился роман П. Боборыкина с аналогичным названием. Только Василий Теркин в нем является нечистым на руку купцом, пройдохой и ханжой. Поэт признается, что, получив письмо, он нашел и без особого удовольствия прочитал указанное произведение, но имени своего героя решил не менять. Точнее, не придал подобному совпадению никакого значения - тем более, что история создания поэмы «Василий Теркин» действительно не имела к роману никакого отношения - и продолжил работу в прежнем русле.

Но вернемся к «Книге про бойца».

Развитие идейного замысла

Поэт вспомнил о бравом герое, уже полюбившемся читателю по газете «На страже Родины», в 40-м году. Так получилось, что в 39-м литераторы, как и задумывалось, написали по одному-два фельетона, а потом занялись другой работой. Лишь еще долгое время обращался к этому образу, которому мало кто придавал серьезное значение. Теперь Твардовский обдумывал, как совместить в своем художественном произведении - а это должна была быть поэма - того героя фельетонов с серьезностью, которой требовали реалии. И он стал перебирать в памяти все, что было связано с финской войной, включая свидетельства очевидцев, съездил в Выборг, перечитывал печатные статьи и т. п. Однако написать произведение, как планировалось, к 41-му не получилось, а затем началась война. В результате история создания «Василия Теркина» на какое-то время ограничится лишь обдумыванием композиции, сюжета, образа главного героя.

1942 год

С первых дней войны Твардовского отправили на фронт в качестве корреспондента. В первые месяцы, самые жестокие и горячие, было не до поэмы. Так давно уже возникший в голове замысел все откладывался вплоть до лета 42-го, когда история создания поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» получает свое продолжение. Но теперь это должно было быть произведение о другой войне - советских людей против фашистских захватчиков. Да и герой из Васи превратился в Василия, олицетворявшего русского хлебопашца, рабочего, неутомимого труженика, вставшего на защиту Отечества.

Первые главы нового произведения Александра Трифоновича появились в одной из фронтовых газет в сентябре. Затем поэма по частям печаталась во многих изданиях, доступных как воюющим солдатам, так и тем, кто остался в тылу. Одним она помогала переживать тяготы фронтовой жизни, другим - ожидать родных с этой страшной войны. «Книга про бойца» полюбилась всем читателям, и каждый с нетерпением ожидал новых глав, героем которых был солдат с простым русским именем - новый образ его создал именно А. Твардовский - Василий Теркин.

История создания поэмы в годы войны

Произведение писалось вплоть до 45-го года, хотя еще в 43-м, после ранения, благополучного излечения и возвращения героя в строй, автор думал, что подошел к финалу. Вмешались читатели, требовавшие продолжения поэмы, с которыми спорить было нечестно, как отмечал Твардовский. Василий Теркин, история создания которого получает дальнейшее развитие, вновь зашагал по страницам газет и журналов.

В произведении нашли отражение основные этапы войны: трагические отступления в первые ее месяцы, сражения, ставшие переломными, победное шествие на запад. Было даже желание отправить героя в тыл к немцам, однако Твардовский вскоре отказался от подобного замысла, решив, что это нарушит общий замысел произведения и сделает историю бойца частной.

Автор за годы войны получал множество писем, из которых следовало, что читателей очень интересует история создания «Василия Теркина», в частности, существует ли человек, описанный в поэме, на самом деле. И хотя у героя было немало однофамильцев - один из них, Виктор Васильевич Теркин, даже просил поменять его имя на свое - ответ поэта всегда был категоричен: Василий Теркин - полностью выдуманный персонаж и не имеет реального прототипа. Он складывался из личных наблюдений автора и воплощал в себе лучшие черты русского защитника.

Прощание с героем

История создания «Василия Теркина» заканчивается победной весной 45-го. В мае Твардовский публикует заключительную главу «От автора», в которой сообщает, что прощается с солдатом. И несмотря на то, что его вновь убеждали в необходимости продолжения произведения, он был непоколебим: время Теркина прошло. По его мнению, теперь, в мирное время, нужен другой персонаж.

Такова история создания «Василия Теркина», кратко описанная на основе статьи А. Твардовского «Как был написан «Василий Теркин (ответ читателям)».

Вместо послесловия

Уже в послевоенные годы, зная о невероятной популярности поэмы и ее главного персонажа, многие недобросовестные литераторы создавали «продолжения» похождений героя и даже «подражания» известной книге. Ответом на них было то, что поэма - это неоднократно подчеркивал Твардовский - «Василий Теркин», история создания которой описана самим автором, однозначно окончена и возвращения к ней в будущем не предполагается.

Тема урока : А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Цели :

1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;

3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Вид урока : Урок изучения нового материала (смешанный: беседа, исследование)

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, групповая работа, поисковая деятельность.

1. Организационный момент : Приветствие ; озвучивание плана и постановка учащимися целей урока; работа в классных тетрадях: записать дату, тему урока.

Формирование целей урока: Как вы думаете, какие цели мы будем преследовать на сегодняшнем уроке? (раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение)

I этап урока (17 мин):

2. Знакомство с личностью Твардовского (сообщение групп)

Прежде чем приступить к знакомству с жизнью и творческим путем А.Т. Твардовского, хочу зачитать вам стихотворение советского поэта Михаила Дудина «Памяти А.Т. Твардовского» (1988 г)

Он был на первом рубеже

Той полковой разведки боем,

Где нет возможности уже

Для отступления героям.

Поэзия особняком

Его прозрением дарила.

Его свободным языком

Стихия Жизни говорила.

Сочувствием обременен

И в песне верный своеволью,

Он сердцем принял боль времен

И сделал собственною болью.

Пусть память, словно сон, во сне

Хранит для чести и укора

Всю глубину в голубизне

Его младенческого взора.

- Задание: Записать тезисы выступлений одноклассников в тетрадь. Ответить на вопросы:

Сообщения и презентации учащихся (12 мин )

1. Биография А. Т. Твардовского (1-ая группа).

А.Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе в глубине Смоленщины, в крестьянской семье. Поэт рассказывал, что тянулся к литературе и особенно к стихам с детских лет. Он начал сочинять стихи еще до овладения первоначальной грамотой: «Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающих моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имел понятия о правилах стихосложения... Я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание... и лада, Ряда, и музыки,- желание родить их на свет - немедленно, чувство, сопутствующее и доныне всякому новому замыслу».

Для формирования личности будущего поэта имело большое значение начитанность его отца, любовь к книге, которую отец воспитывал в детях. «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги», - писал Твардовский в автобиографии. Он рано познакомился с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.

Отец мечтал дать детям хорошее образование. Подготовка к гимназии началась заранее. Трифон Гордеич даже специально привез из Смоленска репетитора, своего дальнего родственника, и Александр сразу был записан во 2-ой класс. Учеба продолжалась до 1924 года в разных школах. Твардовский становится деятельным участником общественной жизни деревни. Он, «рядовой сельский комсомолец», посылал «небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении местных властей». А 19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подписью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь поэта.

В 1932 - 1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается.

К. Симонов так вспоминает об этом периоде: «Пришедшая к нему слава нисколько не поколебала его серьезного и строгого отношения к тому понятию необходимой для писателя образованности, в которое он вкладывал очень много... Став выдающимся поэтом, он оставался выдающимся студентом, с упорством продолжая пути к заветной цели и с блеском завершив образование в лучшем по тому времени гуманитарном высшем учебном заведении страны».

Жизнь внесла свои коррективы в творческие планы Твардовского. Началась война с Финляндией, и он стал корреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины». Затем Великая Отечественная война...

2. Твардовский на войне. (2-ая группа.)

«Жизнь - одна, и смерть - одна»

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки «Родина и чужбина», а также воспоминания Е. Долматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, О. Верейского, знавших Твардовского в те годы, В. Лакшина и В. Дементьева, которым впоследствии Александр Трифонович немало рассказывал о своей жизни. Так, В. Лакшину он рассказал, что «в 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в который он работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом, из которого, по словам И.С. Маршака, вышел опять-таки «чудом». В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «красноармейская правда». Стала она родным домом и легендарного Теркина.

По воспоминаниям художника О. Верейского, рисовавшего портреты Твардовского и иллюстрировавшего его произведения, «он был удивительно хорошо собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягко ступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма очень шла ему к лицу. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлые глаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались, иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щек была какая - то женственная мягкость».

Держался Александр Трифонович всегда естественно, спокойно чуть замкнуто. Очень не любил делиться «секретами» своей «творческой лаборатории» и сердился, когда кто-либо пытался бесцеремонно в них проникнуть. Никогда не терял самообладание, не позволял себе «срываться», не допускал и мысли о том, чтобы как-нибудь злоупотребить своим положением литературной знаменитости, но с непосредственным начальством держался совершенно независимо, без тени угодничества или заискивания. Писатель Е. Воробьев, проживший бок о бок с Твардовским почти три военных года, свидетельствует: «Когда Твардовский сталкивался с неуважительным отношением к себе или к своим товарищам, с бездушием, формализмом, хамством, он отвечал молчаливым презрением, сдержанным негодованием. За три года не припомню случая, чтобы он невежливо разговаривал с подчиненными, с теми, кто был ниже его по званию. Но вот в разговорах с начальством, когда имели место несправедливость, бестактность или чье-то недомыслие, он своего недовольства не скрывал. В таких случаях он бывал очень резок, мог нагрубить и не стеснялся проучить солдафона, упивающегося властью, из разряда тех, про кого однажды сказал: «Заведующий своим телом».

Во время войны выявилась еще одна характерная черта Твардовского: он не только никогда не щеголял своей храбростью, но, напротив, нередко подчеркивал те моменты, когда испытывал чувства страха. Вот, например, его запись о поездке в Гродно: «В городе продержались мыс редактором часа два, делая по возможности вид друг перед другом, что страшно нам не очень. А было очень страшно, томительно до утомления. Уже не испытываешь ни малейшего любопытства, томишься собственной неприкаянностью, праздностью здесь, где идет тяжелое дело, которым люди занимаются по прямому долгу». А в заметке о взятии Вильнюса сказано не без некоторой даже самоиронии: «...Мы, корреспонденты, сидели километрах в трех-четырех в штабе дивизии, с профессиональной бессовестностью ожидая, когда можно будет выезжать в Вильнюс, поснимать и поспешить обратно».

На самом же деле это был человек недюжинной личной храбрости. По свидетельству А. Аборского, который в 1952 году вместе с поэтом отдыхал в Гаграх, во время шестибального шторма Твардовский «бросался в мутные, ревущие волны, заплывал километра на полтора от берега, тогда как другие, причем отличные пловцы, боялись даже приблизиться к воде». Е. А. Долматовский, близко знавший Твардовского в первый год войны, пишет о нем: «Он спокойно и с достоинством выходил под огонь, когда это требовали обстоятельства».

Наряду с храбростью Александр Трифонович обладал также изрядной физической силой (видно, не зря проводил он в детстве время в отцовской кузнице), твердостью руки и верностью взгляда. Не удивительно, что он стал чемпионом гарнизона по игре в городки. О. Верейский вспоминает: «Он очень любил проявлять свою недюжинною физическую силу, то есть не показывать ее, а просто выпускать на волю. То он колол дрова для кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускал случая подтолкнуть, вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся с немногими охотниками помериться с ним силами, с готовностью принимал участие в застольных сборищах, на которых с охотой и старанием пел народные песни».

В 1944 году вся редакция «Красноармейской правды» вошла в состав 3-го Белорусского фронта. Вместе с бойцами и офицерами этого фронта Твардовской и встретил День Победы.

3. Творческий путь поэта. (3-я группа).

Творческий путь А. Т. Твардовского начался в 30-е годы. Он написал стихи и поэмы, прославляющие социализм, несмотря на то, что необоснованным репрессиям подверглась его семья в Смоленщине (поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия»).

О годы юности немилой, ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он - враг.

А мать? Но сказано: два мира, и ничего

О матерях...

В годы войны был фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-1945 гг. поэма «Василий Теркин» стала одним из популярнейших произведений о войне.

После войны А. Твардовский, возвращаясь к впечатлениям военных лет и незатухающей скорби о погибших, пишет проникновенные стихотворения «Я убит под Ржевом» и «Я знаю, никакой моей вины, / в том, что другие не пришли с войны...». Первое стихотворение построено как монолог безымянного солдата, погибшего в первый же год войны, защищая Москву: «И у мертвых, безгласных / Есть отрада одна: / Мы за Родину пали, / Но она спасена». Во втором стихотворении, написанном в 1966 году, поэт говорит о том, как глубоко в его сердце лежит ответственность перед погибшими.

Поэмы «За далью - даль», и «По праву памяти» содержат лирическую исповедь поэта, пережившего потрясения в связи с переоценкой происшедшего со страной и с ним самим. Основой сюжета поэмы «За далью - даль» является путешествие поэта в поезде «Москва - Владивосток» через всю страну и одновременно осмысление пережитого страной за последние годы. Это путешествие в пространстве и во времени (10 лет и 10 тысяч верст). Поэма «По праву памяти», посвященная памяти отца, репрессированного в годы коллективизации, говорит о пересмотре позиции автора по отношению к политике партии больше виков в 1930-1940-е годы. Поэма, написанная в 60-е годы, была запрещена даже достаточно либеральной в те годы цензурой и увидела свет только в 80-е годы, после смерти поэта.

С 1958 года Твардовский возглавляет журнал «Новый мир» и делает его центром, вокруг которого группировались силы, стремящиеся к честному изображению действительности, пути, пройденного страной после Октября 1917 года. Твардовский - редактор поддерживает многих начинающих писателей. «Властитель дум», «духовный пастырь», «оплот правды и бесстрашия», «мастер», «великий труженик», «богатырь» - такие характеристики рассыпаны по страницам воспоминаний его современников. У Ф. Абрамова читаем: «Твардовский и мое поколение». Разделяют какие-нибудь 10-15 лет - немного, но он был отцом наших душ... Мы боготворили. Главный редактор. Организатор всех сил. Бог. Непревзойденный авторитет. Какая-то ходячая легенда... Слава Твардовского была бессмертна... Мы боготворили, и напечататься в «Новом мире» считалось за великую честь.

«Новый мир» стал ведущим органом демократического обновления общества. Ни один другой орган печати не сказал тогда так много горькой правды о сталинской эпохе, о культе личности Сталине, как это сделал «Новый мир».

Многие из современников могут свидетельствовать: «Мы ждали каждый номер. Проза. Критика. И всегда уровень». Как самобытное явление «Новый мир» заявил о себе с момента опубликования очерков Овечкина, а за ним - прозы Солженицына. А потом - целая череда блестящих талантов: Ф. Абрамов, К. Воробьев, В. Шукшин, Ф. Домбровский, 3. Залыгин. В писательской судьбе каждого из них Твардовский сыграл блестящую роль.

Были подготовлены к публикации, но запрещены романы Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Раковый корпус», «В круге первом». А. Твардовский был бескомпромиссен в своей переоценке прошлого и в борьбе за подлинную свободу творчества. В 1970-м году, в период начинающегося так называемого «застоя», был отстранен от руководства журналом, что ускорило его безвременную кончину.

- Просмотровое чтение статьи учебника С. Маршак «Поэт и гражданин» (стр. 88-89)

    Что еще можно добавить о поэте на основе этой статьи?

- Рефлексия : ответы на вопросы, заданные в начале урока; зачитать тезисы

    Что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?

    Чем поразила вас судьба Твардовского?

3. Физкультминутка : «имитация дождя». Создание эмоционального настроения, подготовка к анализу поэмы (3 мин ).

II этап урока:

4. История создания поэмы «Василий Теркин» ( 7 мин )

Слово учителя: «Переправа, переправа… Берег левый, берег правый…» - это строки из одного из самых легендарных произведений времен Великой Отечественной войны «Василий Теркин». В годы ВОВ голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом. Поэзия помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце. Не утратить веры в торжество победы. Перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и – шагнула в бой.

- коллективная работа по статье учебника «Как был написан Василий Теркин» (стр. 89-90): составить цитатный план

1) «Василий Теркин... - лицо вымышленное от начало до конца, плод воображения, создание фантазии».

2) Принцип композиции и стиля - «это стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы...», потому что «... этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы; он был там, где и герой - на войне».

3) С появления первой части поэмы «Теркин» стал моей основной работой на фронте.

4) «...Работа моя встречена хорошо, и это мне придает сил продолжать ее».

5) «Теркин» был для меня... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю» .

- краткое сообщение об истории создания поэмы (подведение итога)

5. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы

- чтение эпиграфа к данному этапу урока

«Василий Тёркин» – это лучшее из всего,

написанного о войне на войне.

И чтобы написать так,

как написано это,

никому из нас не дано.

К. Симонов

Согласны ли вы с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание – цель урока)

Слово учителя:

Поэма «Василий Теркин» - произведение подлинно новаторское по своим жанрово- стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. В связи с этим предлагаю вам решить небольшую задачу: вам необходимо найти оптимальную композицию и доказать её оптимальность (теория литературы, работа в группах, 3 мин )

СПОСОБЫ СВЯЗИ: 1) отсутствует; 2) цепная (последовательное развитие событий); 3) параллельная (в центре повествования один и тот же объект)

Ответы учащихся

Слово учителя:

Жизнь как бы сама подсказывала темы «беседы» автора с фронтовым читателем. Так родился структурный принцип внутренней завершенности каждой беседы - главы: фронтовой читателей мог не знать предшествующей главы или не дождаться последующей, погибав или получив ранение в ближайшем бою, перед которым и попала ему в руки фронтовая многотиражка с очередной главой. Но целостное представление о рассказанном он все равно получал. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав.

Законченность поэме придают объективно - исторические хронологические рамки: все события, описанные в ней, происходят в период сурового времени Великой Отечественной войны, и факты, известные каждому читателю, чувства, сопережитые всеми, способствуют более глубокому эмоциональному восприятию поэмы в целом и каждой отдельной ее части.

Слово учителя

-Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос) (каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Сюжет из фильма (ответ на вопрос)

Итак, мы знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. А на чем или на ком держится книга? (На герое).

Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо? (Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него).

Каким, по вашему, он должен быть? Предлагаю каждой группе сейчас заполнить анкету нашего главного героя Василия Теркина, пользуясь текстом поэмы, и представить ее своим одноклассникам и нашим гостям. Обосновать ответы. А также, глядя на портреты Теркина, запишите те черты характера, какими, по вашему мнению, он должен обладать (Веселый, Любит поесть, Располагающий (легко находит общий язык с людьми), Мужественный, смелый, отважный, храбрый воин, Выносливый, стойкий, Умелый, Находчивый, Тактичный, деликатный, умеет себя вести, Простой, Обыкновенный, типичный, такой, каких много)

На кого рассчитана книга? Каким должен быть язык? («Вот стихи, и все понятно, Все на русском языке»). И содержание, и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не только военной, но и всей русской литературы второй половины 20 века.

Рефлексия: Вернемся к эпиграфу урока. Мы доказали или опровергли его мнение? Достаточно ли мы знаем, чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос? (Нужно читать и анализировать поэму дальше) .

Домашнее задание:

    Выучить наизусть отрывок из этой главы;

    Сравнить главы «На привале» и «Переправа» (стиль, язык, настроение, образ главного героя).

Имя: Василий Теркин (Vasiliy Terkin)

Страна: СССР

Создатель: Александр Твардовский

Деятельность: солдат

Семейное положение: не женат

Василий Теркин: история персонажа

Александр Твардовский, написавший поэму «Василий Теркин», дал ей второе название – «Книга про бойца». В образе главного героя, которому посвящено повествование, писатель изобразил характерные черты отечественного солдата, столкнувшегося с необходимостью защищать Родину. Василий Теркин стал излюбленным персонажем военных лет и послевоенного периода. Это собирательный патриотический образ, сумевший поддержать народный дух.

История создания

Твардовский – популярный советский писатель, поэт, журналист. Образ советского солдата создан в период Великой Отечественной войны. Продумывая характер персонажа, Твардовский наделил его смекалкой и находчивостью, неиссякаемым позитивом и чувством юмора. Этого не хватало в буднях простых граждан в страшное для страны время. Идея о бравом солдате пришла писателю задолго до написания поэмы. Авторство образа принадлежит коллективу журналистов, в состав которого входил Твардовский.


В 1939 году было издано два фельетона об этом герое. В воображении публицистов он был удачливым и сильным представителем простого народа. Твардовский начал прорабатывать характер главного действующего лица будущей книги еще на фронте, в годы Советско-Финляндской войны. Автор задался целью создать стихотворное произведение. Он не успел издать труд из-за новой войны. Нападение немцев в 1941 году изменило планы писателя, но публицист твердо решил назвать произведение «Книга про бойца». 1942-ой – год написания первых строк книги, которую впоследствии примут в издательство.

Хотя Василий Теркин – не реальная историческая личность, Твардовский, перенесший тяготы сражений и наступлений на врага, описывает мельчайшие подробности в книге. Работая корреспондентом в полевых условиях, он был свидетелем реальных историй из жизни армейцев и пытался отразить их в сюжете. Автор претендует на достоверность, и на то, что изображает исторические события в главах произведения.


Солдат, которого описывал публицист, обрел новые черты, свойственные времени войны и лишений. Он был не просто добряком и балагуром, а воином, от которого зависит победа. Персонаж готов принять бой в любую минуту и дать достойный отпор врагу во имя Родины.

Первые главы книги издавались во фронтовой газете. Затем ее стали публиковать многие издания, позволяя читателям вдохновиться образом труженика, спасающего родные земли. Главы доходили и до фронтовиков, и до граждан, оставшихся в тылу. «Книга про бойца» пользовалась любовью публики, и автору постоянно приходили письма с вопросами о том, как живут герои повествования, существуют ли они на самом деле.


Твардовский работал над произведением в годы войны. В 1943 году, попав в военный госпиталь после ранения, писатель решил, что приблизился к финалу поэмы. Впоследствии ему пришлось продолжить работу вплоть до 1945 года, до победы над фашистскими захватчиками.

Книга получила продолжение благодаря просьбам читателей. После победной весны Твардовский издал завершающую главу поэмы, назвав ее «От автора». В ней он прощался с героем.

Биография

Центральной фигурой повествования является деревенский парень из-под Смоленска. Он вынужден пойти на фронт, чтобы отстаивать Отечество. Жизнелюбивый и прямолинейный персонаж демонстрирует недюжинную смелость и мужество, несмотря на окружающие его реалии. Душа компании, от которого всегда можно получить поддержку, Теркин был образцом для подражания. В бою он первым нападал на врага, на досуге развлекал товарищей игрой на гармони. Обаятельный и харизматичный парень вызывает расположение читателей.


Мы знакомимся с героем в тот момент, когда он вместе с сослуживцами переходит реку. Операция происходит зимой, но река не до конца замерзла, и переправа срывается из-за вражеской атаки. Доблестно выстоявший солдат ранен и попадает в медсанчасть. Оправившись от травмы, Теркин решает догнать взвод. Глава «Гармонь» посвящена его умению найти подход к коллективу и завоевать в нем уважение и доверие.

Солдат становится участником сражений и оказывает посильную помощь тем, с кем служит в одном отряде, и гражданским лицам. Получив отпуск, он отказывается от поездки в родное село, захваченное немцами, чтобы быть полезным на фронте. За смелость и мужество, проявленные в схватке, в которой удалось сбить самолет, Василию Теркину вручают медаль. Позднее военнослужащий получит новое звание. Он станет лейтенантом.


Солдат Советской армии

Из-за вражеского наступления линия фронта смещается, оказываясь на его малой Родине. Родители Василия живут в погребе. Удостоверившись в том, что старики живы, солдат больше не переживает за их судьбу. Мать попадает в плен, но Василий выручает ее из беды. Бабка и дед остаются в живых.

Твардовский не делится деталями биографии героя. Автор даже не дает имен другим действующим лицам повествования. Образ Теркина складывается из описания его характера. В финале остается неясно, выжил герой или умер. Но для Твардовского важно не это. Основная мысль, которую он хочет донести до читателя, – восхищение поразительной храбростью и героизмом народа.

Поэма воспевает русского солдата, способного отстоять честь страны, защитить семью и угнетенных сограждан. Произведение мотивировало читателей на новые подвиги. Патриотическая ода в стихах помогала поднимать боевой дух фронтовиков, обессилевших от ежедневных сражений, и привносила в их жизнь нотку оптимизма. Главная идея книги – подтверждение чистоты намерений и искренности русского человека, способного найти выход из сложной ситуации, не боящегося труда, отличающегося мужеством и смекалкой, честью и самоотдачей.

  • Любопытно, что читатели повлияли на написание произведения. Читая поочередно издаваемые главы поэмы, люди писали Твардовскому письма из всех уголков Советского Союза. Из-за этого автор решил продлить издание книги.
  • После громкой победы Твардовский отказался описывать жизнь Теркина в мирное время. По его убеждению, оно требовало новых героев. Образ солдата должен был сохраниться в памяти читателей. Позднее подражатели издавали рассказы о Теркине, но сам писатель, как и обещал, не притронулся к написанию новых глав.

  • Поэма поделена на части, способные к самостоятельному существованию. Твардовский намеренно использовал такой литературный прием. Благодаря ему, читатель, включившийся в повествование не с начала, мог легко воспринимать сюжет. Это было важным на фронте, где ежедневно прощались с жизнью тысячи солдат. Они успевали прочитать одну главу и могли не узнать, чем она продолжится.
  • Имя и фамилия Василия Теркина часто встречались в военное время. Читатели задавали автору вопросы, связанные с прототипом героя, и непременно получали ответ о вымышленном и собирательном образе. Фамилия Теркин говорящая, она означает, что человек многое повидал на своем веку, был «потерт» жизнью.

Цитаты

Поэма ярко описывает могучий русский характер. Описательными и достоверными являются строки:

«Любит русский человек праздник силы всякий, оттого и хлеще всех он в труде и драке».

Действительно, советские солдаты не щадили себя в бою, самоотверженно отдаваясь сражениям, чтобы воцарился мир в Советском Союзе.

Веселый нрав Василия Теркина – солдата, отличавшегося сообразительностью и отвагой, – помогал сослуживцам переносить военное время.

«Жить без пищи можно сутки, можно больше, но порой на войне одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой».

В каждом взводе и отряде была душа компании вроде Теркина. Весельчак и балагур, он заряжал позитивом и дарил людям надежду.

Главной ценностью на войне остается человеческая жизнь. Теркин пытается любой ценой помочь тем, кто попадается на его пути. Будь то мелкое дело или вопрос жизни и смерти, он рискует собой, чтобы спасти ближнего. При этом солдат шутливо замечает:

«Разрешите доложить коротко и просто: я большой охотник жить лет до девяноста».

“Василий Теркин ” (другое название – “Книга про бойца ”) – поэма Александра Твардовского. одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою – Василию Теркину, солдату Великой Отечественной войны.

Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание еще незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырехстопным хореем (отдельные главы трехстопным хореем).

Поэма состоит из 30 глав, пролог а и эпилог а, условно разделяясь на три части. Каждая глава – небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Теркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Василий Теркин – балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою – пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания – Теркин споет и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом.

Будучи раненым, на волоске от смерти (глава “Смерть и воин “), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведет себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава “Кто стрелял “). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжелых поражениях (глава “Переправа “).

Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941-1945 годов, но в нем присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941-1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939-1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа “На страже Родины” в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Теркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Теркине и другие авторы. Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина чисто случайное.

Красноармеец Теркин уже тогда начал пользоваться определенной известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и ее необходимо развить в рамках произведения крупной формы.

22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941-1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.

(3 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. “Василий Теркин” (другое название – “Книга про бойца “) – поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта,...
  2. Отрывки из статьи А. Т. Твардовского “Как был написан “Василий Теркин” (ответ читателям): “было и есть до сих пор такое...

Открытый урок молодого специалиста школы № 11 г. Калининграда Жарковой Марии Александровны.

Урок изучение нового материала. Знакомство с личностью А.Т. Твардовского: жизнь и этапы творчества поэта.

Анализ композиционных особенностей поэмы "Василий Теркин".

Работа носит групповой характер, поиско-творческая деятельность

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Дата : 15.04.

Тема урока : А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Цели :

1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;

3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Вид урока : Урок изучения нового материала (смешанный: беседа, исследование)

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, групповая работа, поисковая деятельность.

1. Организационный момент : Приветствие ; озвучивание плана и постановка учащимися целей урока; работа в классных тетрадях: записать дату, тему урока.

Формирование целей урока: Как вы думаете, какие цели мы будем преследовать на сегодняшнем уроке? (раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение)

I этап урока (17 мин):

2. Знакомство с личностью Твардовского (сообщение групп)

Прежде чем приступить к знакомству с жизнью и творческим путем А.Т. Твардовского, хочу зачитать вам стихотворение советского поэта Михаила Дудина «Памяти А.Т. Твардовского» (1988 г)

Он был на первом рубеже

Той полковой разведки боем,

Где нет возможности уже

Для отступления героям.

Поэзия особняком

Его прозрением дарила.

Его свободным языком

Стихия Жизни говорила.

Сочувствием обременен

И в песне верный своеволью,

Он сердцем принял боль времен

И сделал собственною болью.

Пусть память, словно сон, во сне

Хранит для чести и укора

Всю глубину в голубизне

Его младенческого взора.

Задание: Записать тезисы выступлений одноклассников в тетрадь. Ответить на вопросы:

Сообщения и презентации учащихся ( 12 мин )

1. Биография А. Т. Твардовского (1-ая группа).

А.Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе в глубине Смоленщины, в крестьянской семье. Поэт рассказывал, что тянулся к литературе и особенно к стихам с детских лет. Он начал сочинять стихи еще до овладения первоначальной грамотой: «Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающих моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имел понятия о правилах стихосложения... Я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание... и лада, Ряда, и музыки,- желание родить их на свет - немедленно, чувство, сопутствующее и доныне всякому новому замыслу».

Для формирования личности будущего поэта имело большое значение начитанность его отца, любовь к книге, которую отец воспитывал в детях. «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги», - писал Твардовский в автобиографии. Он рано познакомился с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.

Отец мечтал дать детям хорошее образование. Подготовка к гимназии началась заранее. Трифон Гордеич даже специально привез из Смоленска репетитора, своего дальнего родственника, и Александр сразу был записан во 2-ой класс. Учеба продолжалась до 1924 года в разных школах. Твардовский становится деятельным участником общественной жизни деревни. Он, «рядовой сельский комсомолец», посылал «небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении местных властей». А 19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подписью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь поэта.

В 1932 - 1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается.

К. Симонов так вспоминает об этом периоде: «Пришедшая к нему слава нисколько не поколебала его серьезного и строгого отношения к тому понятию необходимой для писателя образованности, в которое он вкладывал очень много... Став выдающимся поэтом, он оставался выдающимся студентом, с упорством продолжая пути к заветной цели и с блеском завершив образование в лучшем по тому времени гуманитарном высшем учебном заведении страны».

Жизнь внесла свои коррективы в творческие планы Твардовского. Началась война с Финляндией, и он стал корреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины». Затем Великая Отечественная война...

2. Твардовский на войне. (2-ая группа.)

«Жизнь - одна, и смерть - одна»

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки «Родина и чужбина», а также воспоминания Е. Долматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, О. Верейского, знавших Твардовского в те годы, В. Лакшина и В. Дементьева, которым впоследствии Александр Трифонович немало рассказывал о своей жизни. Так, В. Лакшину он рассказал, что «в 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в который он работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом, из которого, по словам И.С. Маршака, вышел опять-таки «чудом». В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «красноармейская правда». Стала она родным домом и легендарного Теркина.

По воспоминаниям художника О. Верейского, рисовавшего портреты Твардовского и иллюстрировавшего его произведения, «он был удивительно хорошо собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягко ступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма очень шла ему к лицу. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлые глаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались, иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щек была какая - то женственная мягкость».

Держался Александр Трифонович всегда естественно, спокойно чуть замкнуто. Очень не любил делиться «секретами» своей «творческой лаборатории» и сердился, когда кто-либо пытался бесцеремонно в них проникнуть. Никогда не терял самообладание, не позволял себе «срываться», не допускал и мысли о том, чтобы как-нибудь злоупотребить своим положением литературной знаменитости, но с непосредственным начальством держался совершенно независимо, без тени угодничества или заискивания. Писатель Е. Воробьев, проживший бок о бок с Твардовским почти три военных года, свидетельствует: «Когда Твардовский сталкивался с неуважительным отношением к себе или к своим товарищам, с бездушием, формализмом, хамством, он отвечал молчаливым презрением, сдержанным негодованием. За три года не припомню случая, чтобы он невежливо разговаривал с подчиненными, с теми, кто был ниже его по званию. Но вот в разговорах с начальством, когда имели место несправедливость, бестактность или чье-то недомыслие, он своего недовольства не скрывал. В таких случаях он бывал очень резок, мог нагрубить и не стеснялся проучить солдафона, упивающегося властью, из разряда тех, про кого однажды сказал: «Заведующий своим телом».

Во время войны выявилась еще одна характерная черта Твардовского: он не только никогда не щеголял своей храбростью, но, напротив, нередко подчеркивал те моменты, когда испытывал чувства страха. Вот, например, его запись о поездке в Гродно: «В городе продержались мыс редактором часа два, делая по возможности вид друг перед другом, что страшно нам не очень. А было очень страшно, томительно до утомления. Уже не испытываешь ни малейшего любопытства, томишься собственной неприкаянностью, праздностью здесь, где идет тяжелое дело, которым люди занимаются по прямому долгу». А в заметке о взятии Вильнюса сказано не без некоторой даже самоиронии: «...Мы, корреспонденты, сидели километрах в трех-четырех в штабе дивизии, с профессиональной бессовестностью ожидая, когда можно будет выезжать в Вильнюс, поснимать и поспешить обратно».

На самом же деле это был человек недюжинной личной храбрости. По свидетельству А. Аборского, который в 1952 году вместе с поэтом отдыхал в Гаграх, во время шестибального шторма Твардовский «бросался в мутные, ревущие волны, заплывал километра на полтора от берега, тогда как другие, причем отличные пловцы, боялись даже приблизиться к воде». Е. А. Долматовский, близко знавший Твардовского в первый год войны, пишет о нем: «Он спокойно и с достоинством выходил под огонь, когда это требовали обстоятельства».

Наряду с храбростью Александр Трифонович обладал также изрядной физической силой (видно, не зря проводил он в детстве время в отцовской кузнице), твердостью руки и верностью взгляда. Не удивительно, что он стал чемпионом гарнизона по игре в городки. О. Верейский вспоминает: «Он очень любил проявлять свою недюжинною физическую силу, то есть не показывать ее, а просто выпускать на волю. То он колол дрова для кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускал случая подтолкнуть, вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся с немногими охотниками помериться с ним силами, с готовностью принимал участие в застольных сборищах, на которых с охотой и старанием пел народные песни».

В 1944 году вся редакция «Красноармейской правды» вошла в состав 3-го Белорусского фронта. Вместе с бойцами и офицерами этого фронта Твардовской и встретил День Победы.

3. Творческий путь поэта. (3-я группа).

Творческий путь А. Т. Твардовского начался в 30-е годы. Он написал стихи и поэмы, прославляющие социализм, несмотря на то, что необоснованным репрессиям подверглась его семья в Смоленщине (поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия»).

О годы юности немилой, ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он - враг.

А мать? Но сказано: два мира, и ничего

О матерях...

В годы войны был фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-1945 гг. поэма «Василий Теркин» стала одним из популярнейших произведений о войне.

После войны А. Твардовский, возвращаясь к впечатлениям военных лет и незатухающей скорби о погибших, пишет проникновенные стихотворения «Я убит под Ржевом» и «Я знаю, никакой моей вины, / в том, что другие не пришли с войны...». Первое стихотворение построено как монолог безымянного солдата, погибшего в первый же год войны, защищая Москву: «И у мертвых, безгласных / Есть отрада одна: / Мы за Родину пали, / Но она спасена». Во втором стихотворении, написанном в 1966 году, поэт говорит о том, как глубоко в его сердце лежит ответственность перед погибшими.

Поэмы «За далью - даль», и «По праву памяти» содержат лирическую исповедь поэта, пережившего потрясения в связи с переоценкой происшедшего со страной и с ним самим. Основой сюжета поэмы «За далью - даль» является путешествие поэта в поезде «Москва - Владивосток» через всю страну и одновременно осмысление пережитого страной за последние годы. Это путешествие в пространстве и во времени (10 лет и 10 тысяч верст). Поэма «По праву памяти», посвященная памяти отца, репрессированного в годы коллективизации, говорит о пересмотре позиции автора по отношению к политике партии больше виков в 1930-1940-е годы. Поэма, написанная в 60-е годы, была запрещена даже достаточно либеральной в те годы цензурой и увидела свет только в 80-е годы, после смерти поэта.

С 1958 года Твардовский возглавляет журнал «Новый мир» и делает его центром, вокруг которого группировались силы, стремящиеся к честному изображению действительности, пути, пройденного страной после Октября 1917 года. Твардовский - редактор поддерживает многих начинающих писателей. «Властитель дум», «духовный пастырь», «оплот правды и бесстрашия», «мастер», «великий труженик», «богатырь» - такие характеристики рассыпаны по страницам воспоминаний его современников. У Ф. Абрамова читаем: «Твардовский и мое поколение». Разделяют какие-нибудь 10-15 лет - немного, но он был отцом наших душ... Мы боготворили. Главный редактор. Организатор всех сил. Бог. Непревзойденный авторитет. Какая-то ходячая легенда... Слава Твардовского была бессмертна... Мы боготворили, и напечататься в «Новом мире» считалось за великую честь.

«Новый мир» стал ведущим органом демократического обновления общества. Ни один другой орган печати не сказал тогда так много горькой правды о сталинской эпохе, о культе личности Сталине, как это сделал «Новый мир».

Многие из современников могут свидетельствовать: «Мы ждали каждый номер. Проза. Критика. И всегда уровень». Как самобытное явление «Новый мир» заявил о себе с момента опубликования очерков Овечкина, а за ним - прозы Солженицына. А потом - целая череда блестящих талантов: Ф. Абрамов, К. Воробьев, В. Шукшин, Ф. Домбровский, 3. Залыгин. В писательской судьбе каждого из них Твардовский сыграл блестящую роль.

Были подготовлены к публикации, но запрещены романы Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Раковый корпус», «В круге первом». А. Твардовский был бескомпромиссен в своей переоценке прошлого и в борьбе за подлинную свободу творчества. В 1970-м году, в период начинающегося так называемого «застоя», был отстранен от руководства журналом, что ускорило его безвременную кончину.

  • Что еще можно добавить о поэте на основе этой статьи?

Рефлексия : ответы на вопросы, заданные в начале урока; зачитать тезисы

  • Что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?
  • Чем поразила вас судьба Твардовского?

3. Физкультминутка : «имитация дождя». Создание эмоционального настроения, подготовка к анализу поэмы ( 3 мин ).

II этап урока:

4. История создания поэмы «Василий Теркин» ( 7 мин )

Слово учителя: «Переправа, переправа… Берег левый, берег правый…» - это строки из одного из самых легендарных произведений времен Великой Отечественной войны «Василий Теркин». В годы ВОВ голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом. Поэзия помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце. Не утратить веры в торжество победы. Перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и – шагнула в бой.

Коллективная работа по статье учебника «Как был написан Василий Теркин» (стр. 89-90): составить цитатный план

1) «Василий Теркин... - лицо вымышленное от начало до конца, плод воображения, создание фантазии».

2) Принцип композиции и стиля - «это стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы...», потому что «... этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы; он был там, где и герой - на войне».

3) С появления первой части поэмы «Теркин» стал моей основной работой на фронте.

4) «...Работа моя встречена хорошо, и это мне придает сил продолжать ее».

5) «Теркин» был для меня... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю» .

Краткое сообщение об истории создания поэмы (подведение итога)

5. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы

Чтение эпиграфа к данному этапу урока

«Василий Тёркин» – это лучшее из всего,

написанного о войне на войне.

И чтобы написать так,

как написано это,

никому из нас не дано.

К. Симонов

Согласны ли вы с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание – цель урока)

Слово учителя:

Поэма «Василий Теркин» - произведение подлинно новаторское по своим жанрово- стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. В связи с этим предлагаю вам решить небольшую задачу: вам необходимо найти оптимальную композицию и доказать её оптимальность (теория литературы, работа в группах, 3 мин )

СПОСОБЫ СВЯЗИ: 1) отсутствует; 2) цепная (последовательное развитие событий); 3) параллельная (в центре повествования один и тот же объект)

Ответы учащихся

Слово учителя:

Жизнь как бы сама подсказывала темы «беседы» автора с фронтовым читателем. Так родился структурный принцип внутренней завершенности каждой беседы - главы: фронтовой читателей мог не знать предшествующей главы или не дождаться последующей, погибав или получив ранение в ближайшем бою, перед которым и попала ему в руки фронтовая многотиражка с очередной главой. Но целостное представление о рассказанном он все равно получал. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав.

Законченность поэме придают объективно - исторические хронологические рамки: все события, описанные в ней, происходят в период сурового времени Великой Отечественной войны, и факты, известные каждому читателю, чувства, сопережитые всеми, способствуют более глубокому эмоциональному восприятию поэмы в целом и каждой отдельной ее части.

Слово учителя

Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос) (каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Сюжет из фильма (ответ на вопрос)

Итак, мы знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. А на чем или на ком держится книга? (На герое).

Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо? (Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него).

Каким, по вашему, он должен быть? Предлагаю каждой группе сейчас заполнить анкету нашего главного героя Василия Теркина, пользуясь текстом поэмы, и представить ее своим одноклассникам и нашим гостям. Обосновать ответы. А также, глядя на портреты Теркина, запишите те черты характера, какими, по вашему мнению, он должен обладать (Веселый, Любит поесть, Располагающий (легко находит общий язык с людьми), Мужественный, смелый, отважный, храбрый воин, Выносливый, стойкий, Умелый, Находчивый, Тактичный, деликатный, умеет себя вести, Простой, Обыкновенный, типичный, такой, каких много)

На кого рассчитана книга? Каким должен быть язык? («Вот стихи, и все понятно, Все на русском языке»). И содержание, и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не только военной, но и всей русской литературы второй половины 20 века.

Рефлексия: Вернемся к эпиграфу урока. Мы доказали или опровергли его мнение? Достаточно ли мы знаем, чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос? (Нужно читать и анализировать поэму дальше) .

Домашнее задание:

  1. Прочитать главу «Переправа»;
  2. Выучить наизусть отрывок из этой главы;
  3. Сравнить главы «На привале» и «Переправа» (стиль, язык, настроение, образ главного героя).