Построение психологического портрета личности. Тест для определения психологического портрета

Психологический портрет - это словесное описание личности, которое содержит характеристики индивидуума и его вероятного поведения при определённых обстоятельствах. Подробная информация о человеке нужна при избрании профессии, приёме сотрудника на определённую должность, в брачных агентствах, для определения перспектив совместной семейной жизни. Психологический портрет личности составляется по результатам тестов, различных опросников (Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка) и общения с психологом.

Психологический портрет играет основополагающую роль при выборе будущего рода деятельности. Прежде чем поступить в учебное заведение, нужно узнать, в какой области человек сможет добиться больших успехов. Ведь ничего хорошего не получится, если заниматься делом, которое не по душе.

Благодаря качественно составленному психологическому , заинтересованные стороны могут лучше узнать человека, понять мотивы его поведения. С помощью такого описания удаётся выявить ложь, склонность к конфликтам, сильные и слабые черты характера.

Многие менеджеры при приёме на вакантную должность тестируют кандидатов, чтобы определить качества и способности претендентов. Руководителям важно знать, как будет действовать человек в сложной обстановке, сможет ли он решить проблемы, обладает ли индивид нужными для выполнения поставленной задачи чертами характера.

Психологический портрет ребёнка поможет учителю найти подход к своему ученику. Если взрослые хотят достучаться до сердец детей, им нужно знать Определив тип темперамента каждого ребёнка, можно грамотно спланировать процесс его воспитания.

Психологи по просьбе клиента составляют психологический портрет человека, чтобы найти ему подходящего спутника жизни. Ведь известно, что две полярные личности не смогут выстроить гармоничные отношения. Если партнёры хотят избежать конфликтов и непонимания, они должны иметь сходные ценности, подходящий темперамент, одинаково думать и сообща идти к заветной цели.

Основные составляющие психологического портрета личности

Перед тем как обрисовать психологический портрет индивидуума, следует узнать, какие критерии его составляют. Каждый населяющий планету человек является индивидуальностью. Любому индивиду присущи базовые и программирующие характеристики. Базовые критерии - это темперамент, характер, а также способности индивидуума. Программирующие критерии – направленность, интеллект и самосознание.

Индивиды, в зависимости от восприимчивости, делятся на следующие типы:

  1. Ориентированные на настоящее.

Без труда вживаются в любую роль, умеют приспособиться к любой обстановке. Быстро принимают правильные решения.

  1. Ориентированные на прошлое.

Поступают согласно установленным правилам и законам. Хорошие исполнители.

  1. Ориентированные на будущее.

Могут продемонстрировать неадекватное поведение. Не принимают иерархию. Являются авторами многих идей.

Составляющие психологического портрета личности:

  1. Темперамент.

Основывается на специфических особенностях нервной системы. Определяет модель поведения индивидуума. Его черты плохо поддаются корректировке. Существует 4 типа темперамента: сангвиники (уравновешенная психика, гибкое поведение, живость), холерики (эмоциональность, изменчивость настроения, жажда новизны), флегматики (инертность, уравновешенность, застенчивость), меланхолики (ранимая психика, пессимизм, уязвимая нервная система).

  1. Характер.

Это оригинальные особенности каждого индивида. Характер проявляется при коммуникации и в процессе общественной деятельности. На каждого индивида составляется характеристика на основании отношения к следующим аспектам жизни: труду (лень, трудолюбие), людям (общительность, замкнутость), себе самому (эгоизм, скромность), объектам материальной сферы (скупость, щедрость).

  1. Способности.

Это индивидуальные свойства индивидуума. Благодаря своим способностям люди добиваются успеха в определённой сфере жизни. Способности развиваются в ходе обучения.

  1. Направленность.

В её основе лежит мотивация. Она определяет деятельность и поведение индивида. Направленность сфокусирована на какую-то задачу, общение или на самого себя. Одни индивиды стремятся удовлетворить свои физиологические потребности и обеспечить себе комфортные условия существования. Другие ищут себя в различных областях общественной деятельности, стараются реализовать свои творческие способности.

  1. Эмоциональность.

Её суть составляет непроизвольная реакция человека на внешние раздражители. Возникают помимо воли и желания индивида. Переживания по поводу определённой ситуации отображают глубину значимости для индивидуума различных событий. Волевая личность должна уметь подавлять свои эмоции, не показывать окружающим свои истинные чувства.

  1. Интеллектуальность.

Определяет уровень образованности индивидуума. Зависит от полученных знаний, возраста, специфики профессии. Благодаря интеллекту происходит оценка незнакомой ситуации, принятие важных решений, регулирование поведения. С помощью интеллектуальности индивид приспосабливается к новой обстановке, правильно выстраивает свои отношения с другими людьми. Интеллект - это способность мыслить рационально, а действовать целесообразно ситуации.

  1. Коммуникабельность.

Умение общаться - важная черта характера. В общении раскрываются индивидуальные особенности людей. Благодаря коммуникации, происходит передача информации, сведений о чувствах, мыслях, знаниях субъектов разговора.

  1. Самооценка.

На основании самоанализа у индивида вырабатывается эмоционально-ценностное отношение к собственной персоне. Самооценка бывает адекватной, завышенной или заниженной. Индивид оценивает собственные способности, достижения, своё место в обществе.

Если вы выявили у себя заниженную самооценку, то вам стоит обратиться к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

  1. Волевые качества.

Качества характера влияют на жизнь и поступки людей. Волевые индивидуумы самостоятельно принимают решения, не боятся трудностей, они решительны и настойчивы. Безвольные люди часто слабохарактерные. Таким индивидам не удаётся реализовать себя в обществе, хотя они обладают всеми

  1. Самоконтроль.

Воспитанность человека и умение вести в обществе зависят от самоконтроля. Люди, не умеющие контролировать свои чувства, слова, поведение не способны выстроить с окружающими дружеские или партнёрские отношения.

  1. Способность к совместной работе.

Различные индивиды обладают разной способностью к коллективному труду. Умение трудиться в команде - это способность подстраиваться под других людей, прислушиваться к иной точке зрения.

Как составляется психологический портрет личности?

Для того чтобы правильно составить психологический портрет индивидуума, следует придерживаться таких правил:

  • методика изучения индивидуума обязана соответствовать цели эксперимента, возрасту человека, уровню его образования;
  • кроме личной беседы с индивидуумом, нужно применять два личностных опросника и три проективных метода;
  • по результатам всех исследований сопоставить данные, проследить их корреляцию;
  • создать обследуемому индивиду комфортные условия тестирования;
  • составить портрет так, чтобы его текст был понятен людям, не имеющим психологического образования.

Какие методики применяются для составления необходимого психологического портрета:

  • изучение эмоционально-волевой сферы - методика САН, тест Спилберга, Баса-Дарки, Немчина;
  • исследование когнитивно-познавательной области - тест на интеллект, Векслера, запоминание 10 слов, исключение лишнего, матрицы равенства, таблицы Шульте;
  • обследование межличностно-социальной сферы - цветовой тест Эткинда, метод Бейлза, Лири, социометрия;
  • изучение мотиваций и потребностей - методика Орел, типы трудовой мотивации по Герчикову, якоря карьеры, 14 базовых потребностей по Мюррею.

Какие проективные методики используются в исследовании внутреннего мира и переноса его содержания на внешний:

  • рисунок «дом, дерево, человек»;
  • образ выдуманного животного;
  • психогеометрия;
  • пятна Роршаха.

Какие личностные опросники применяются для выявления у индивида определённых характеристик:

  • тест Леонгарда;
  • 16-факторный опросник Кеттелла;
  • MMPI (полная или сокращённая версия).
  • инициалы обследуемого, его возраст, профессия;
  • цель исследования (например, на предмет соответствия занимаемой должности);
  • методики, которые использовались;
  • поведение индивида при тестировании (дрожание рук, сильное волнение);
  • результаты исследования;
  • психологические особенности индивидуума и прогноз касательно его поведения;
  • выводы, пожелания, рекомендации.

Пример написания психологического портрета личности

Психологический портрет любой личности сможет составить только опытный психолог. Специалист выбирает , которая соответствует цели конкретного исследования. Для того чтобы проанализировать себя самостоятельно, следует использовать упрощённые методы, например, тестирование типологии личности DISC или соционику. Подобные тесты легко найти в интернете и пройти онлайн. С их помощью можно узнать свой тип характера.

Пример психологического портрета личности на основании опросников Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка:

  • Никифорова Елена, 20 лет, студентка;
  • черты характера: общительна, имеет немало друзей, добродушна, эмоциональна, часто поступает под влиянием эмоций, импульсивна, склонна к агрессии;
  • темперамент: согласно опроснику Айзенка, сангвиник, легко знакомится и общается, отлично приспосабливается к непривычным условиям жизни;
  • интеллект: по результатам опросника Кеттелла интеллект выше среднего, имеет абстрактное мышление, отличную сообразительность, быстро воспринимает новую информацию;
  • мотивация: согласно опроснику Мехрабиана мотивирована на достижение поставленной цели, то есть успеха;
  • эмоциональная стабильность: средняя, легко возбуждается, слишком эмоциональна, неуступчива, раздражительна;
  • коммуникативные способности: разговорчива, активна, часто недоверчива, склонна к лидерству, независима, знает как вести себя в новом коллективе;
  • подведение итогов: результаты тестов находятся в границах нормы, следует обратить внимание на излишнюю подозрительность и негибкость исследуемой.

Попробуйте сделать профайлинг кого-то, кого вы не знаете: кто этот человек? Учтите внешность, стиль и повадки, чтобы ваше определение было полным.

Как субъект разговаривает с другими людьми? Мягкий тон голоса может означать застенчивость, но также может быть результатом других факторов, например, усталости. Громкий тон голоса может быть результатом потребности в самоутверждении или готовности руководить окружающими.

  • Меняется ли его голос, когда ему надо защитить свое мнение или же он остается уравновешенным?
  • Как он ведет себя в общении с вами: зрело и взвешенно, или наоборот, безответственно? Ответственность поведения является также индикатором уровня образования и словарного запаса.
  • Важно уметь распознать сарказм, преувеличения, ненормативную лексику и другие выражения речи. Также важно, в каком контексте происходит разговор, чтобы понять насколько образован субъект и не пытается ли он показаться умнее, чем есть на самом деле.
  • Проанализируйте его поведение дома и на работе: есть ли разница, как он ведет себя дома по сравнению с тем, как он ведет себя на людях?

    • В каком районе он живет? Проживание в дешевом районе влияет на человека по-другому, чем проживание в богатом районе; люди, живущие в малообеспеченных районах зачастую думают, что самостоятельно они не способны ничего достичь.
    • Организационные способности говорят о многом, но не делайте скоропалительных выводов. Если он очень занят по работе, неопрятный дом может быть результатом того, что ему просто некогда прибраться, тогда как тот, у кого достаточно свободного времени, возможно, просто классический лентяй. Как правило, чем более организован человек и чем более он проявляет эту черту в общении с окружающими, тем более он уверен в себе и способен оставаться спокойным в любой ситуации.
    • Насколько открыто он делится своей частной жизнью с окружающими? Многие из нас не слишком любят делать это на людях, но можно посмотреть на рабочее место человека, его "комфортную зону" на работе. Многие офисные работники (даже врачи и психологи) имеют на столе фото семьи. Это говорит о том, что человек любит свою семью и с радостью смотрит на их фото по несколько раз в день.
  • Примите во внимание, как он одевается, его квартиру, дом и машину (если есть). Можно сделать много выводов по тому, как человек одевается и выглядит.

    • Развешена ли его одежда по местам или висит, где попало? Одет ли он в опрятный костюм или неформально? Насколько профессионально он выглядит? Или, наоборот, насколько небрежно?
    • Как насчет прически? Создается ли у вас впечатление, что человек потратил время на прическу или, наоборот, просто взглянул в зеркало и радостно пошел дальше? Те, кто предпочитают стиль "взглянул и пошел дальше", возможно, распространяют эту философию на все остальные аспекты жизни: если это не полный кошмар, то сойдет, - и даже не пытаются претендовать на что-то большее.
    • Посмотрите на его обувь. Что вы видите перед собой: начищенные ботинки или что-то непонятного цвета, что вот-вот развалится?
  • Обратите внимание на его поведение в обществе. Если у него отрыжка, старается ли он это сделать как можно более незаметно или же не стесняется? То, как человек кашляет и чихает отличает тех, кто придерживается строгого этикета от тех, кому на это наплевать.

    Каждый человек обладает навыком адаптации к сложившейся ситуации, но все делают это по-своему. Существует множество вариантов поведения. Психологический портрет личности – образец того, как с помощью описания черт характера человека можно предугадать его действия и реакции. Это чрезвычайно полезно при приеме на работу, поступлении в учебные заведения и прочее.

    Со временем оказалось, что ее действительно называют Ш. И ее имя подошло, чтобы сказать, что у него аристократические корни. В одном из процессов, однако, считалось, что секретарь не имеет никакого отношения к услугам, и эксперт-психолог сказал, что у него могут быть иллюзии.

    Кшиштоф Квятковский заявил, что в одном из первых классов средней школы он поступил в Ассоциацию социалистической молодежи Польши, цитирует письмо Качиньскому, автору книги, но Качиньский не передумал. Подобную судьбу встретил давний водитель Писа Тадеуш Копчиньский.

    Психологический портрет личности – пример качественной текстовой интерпретации характеристики человека. Его составление - одна из самых сложных и важных задач современной психологии.

    Составление психологического портрета – зачем это нужно?

    Психологический портрет ребенка помогает воспитателю и учителю найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Выявление характерных черт каждого малыша позволит грамотно выстроить процесс развития и воспитания.

    Он прерывал самые важные встречи, чтобы вернуть свой телефон. Он не хотел, чтобы она беспокоилась о том, что с ним что-то случилось. Приоритетом для обоих братьев Качиньских было ее здоровье, с которым у нее почти всегда были проблемы. Вопреки частым мнениям, каждый день он достигает алкоголя не реже, чем средний человек. Ему нравится пиво, он также любит вино, а иногда и виски. Через несколько недель после того, как Ярослав Качиньский стал премьер-министром, этот пост был утерян главой Управления государственной защиты полковника Дамиана Якубовского.

    Психологический портрет человека нередко составляется и при приеме на работу. С его помощью менеджеры лучше сумеют организовать деятельность персонала в компании, повысить работоспособность и успешность каждого члена коллектива.

    Психологические портреты преступников отличаются от характеристик законопослушных граждан, так как им присущи эмоционально-волевые деформации, преступные мотивы и негативные социальные интересы. Проблема личности мошенников и убийц – центральная для криминалистики и других наук, которые связаны с преступностью. Психологические портреты преступников помогают следователю понять мотивы совершенного противоправного деяния.

    Официально никаких причин для его отъезда не было. Лех Качиньский вызвал главу своей защиты к Кшиштофу Ольшовичу и отправил его в Лолиборз. Кшисейк сел в машину, бомбил на крыше и стрелял. Оказалось, что это не очень хорошо для ее матери, и ее нужно отвезти в больницу Шамира.

    Ольшовец пожаловался президенту, он позвонил своему брату, и Якубовский отрезал ему голову. Они всегда были очень близки, и после учебы их пути немного разошлись. Лех пошел работать в Три-Сити. Если бы он был в Варшаве, его жизнь, вероятно, была бы иной. Он попросил своих коллег заказать посмертную косметическую операцию. Он также решил перевести тело своего брата из российского гроба. Он положил три очень личных предмета в нового близнеца, но он не предал, что это было.

    Сколько людей, столько и личностей, ведь каждый человек – это индивидуальность. Кратко рассмотрим основные компоненты, из которых состоит психологический портрет личности.

    Темперамент

    Наблюдая за людьми в различных ситуациях, всегда можно заметить различия в их поведении и образе жизни. Это обуславливается темпераментом человека, находящегося под наблюдением. Так, темперамент – это один из главных факторов, на которых строится психологический портрет.

    Когда идея пришла, чтобы похоронить президента в Вавеле, Ярослав Качиньский возразил. Я хочу, чтобы Лешек ближе, - говорили его коллеги. В конце концов, однако, он считал Краков достойным местом для погребения брата, а в Варшаве Поазкой он создал символическую гробницу, которую он часто посещал.

    Из двух братьев Лех больше хотел побывать на вечеринках с друзьями. В память о его друзьях в памяти особенно упал день выборов Леха Валенсы на посту президента. Девушки танцуют на столе редактора, а Ярослав ходит в котелок со словами «Секс-инструктор».

    Современная психология под «темпераментом» понимает особенности нервной системы и психики индивида. Это не только ритм, темп и интенсивность протекания психологического процесса, но и его содержание. Темперамент – это биологический фундамент личности. Эти характеристики передаются по наследству, из-за чего плохо поддаются изменению. Психологический портрет личности должен отражать основные особенности темперамента человека: стиль его поведения, способы, помогающие ему организовать свою деятельность, и прочее.

    Первый урок бесплатно -. Его мать сказала в интервью, что она музыковед. Напротив был отец девушки. Позже она поженилась, родила другого мужчину и стала профессором. На протяжении многих лет Ярослав говорил об этом легкомысленно и без эмоций, но миссис Ядвига сказала мне, что президент, несмотря на внешность, был чувствительным и ласковым.

    И это была великая любовь, закончившаяся болезненным расставанием, - говорит в книге давний сотрудник Ярослава Качиньского. В разговорах с друзьями он с удивлением обнаружил семью, ограничив время, необходимое для решения партийных дел. Сначала он согласился, но за день до программы он ушел в отставку. Штаны убедили его пойти в студию. Вечером в его дом вошли Пис Эльббиета Якубяк и Джоанна Клюзик-Ростовская. Здесь не о чем говорить.

    Опираясь на определенные психологические принципы, можно найти свой подход к носителю каждого из четырех типов темперамента.

    Сангвиник

    Девиз: доверяй, но проверяй!

    Плюсы данного типа темперамента – это жизнерадостность, общительность, увлеченность и отзывчивость, а минусы – разбросанность, сверхобщительность, легкомысленность, склонность к зазнайству, поверхностность и ненадежность. Психологический портрет человека с пометкой «сангвиник» следующий: индивид всегда рад пообещать что-то, чтобы не обидеть просителя, однако далеко не всегда держит слово, поэтому следует проконтролировать, выполнил ли он обещанное.

    Оборонительная личность, поведение вне правил, усиление конформизма. Дэниел Дэвид, основатель департамента клинической психологии и психотерапии им. Бабеша-Болая, пытается перестроить работу Мотру - «Психология румынского народа». Используя международные психологические тесты, адаптированные к румынскому населению, Даниэль Дэвид обнаружил, среди прочего, что основная особенность римлян - недоверие к людям, и что забота о благах других не выходит за рамки семьи.

    Как мы и почему мы пришли к этому. Психологический профиль поверхности находится в некоторых не полностью развитых сегментах, не выражая того потенциала, который у нас есть. С психокультурной точки зрения румыны ищут социальную власть, но лицемерно, согласно коллективистской культуре, в которой нехорошо хотят выйти из-под контроля, они скрывают это желание под видом скромности и жертвы для других.

    Холерик

    Девиз: ни минуты покоя!

    Принцип общения с холериком опирается на использование его плюсов: увлеченность, подвижность, энергичность, страстность и целеустремленность. В то же время он нейтрализует минусы этого типа темперамента: агрессивность, нетерпимость, невыдержанность, конфликтность. Психологический портрет с характеристикой «холерик» должен навести на мысль о том, что человек всегда должен быть занят каким-либо делом. В противном случае он направит всю свою энергию и активность на коллектив и может разложить его изнутри.

    Затем использование власти осуществляется в женской парадигме, характеризующейся дискуссиями и поиском консенсуса. Количественная культура характеризуется недоверием к иностранцам, недоверием к римлянам, усиленным низким уровнем самоопределения и гражданского духа, как мы уже говорили, обобщены в хроническом недоверии, в том числе и знакомых. Румынская культура способствует гетеродификации, за счет самоопределения и прагматизма, в ущерб гражданскому духу.

    У румын есть репрессивный и избегаемый культурный стиль, который делает их оборонительными. Румыны имеют более низкие оценки по таким ценностям, как универсализм, доброжелательность, гедонизм, стимуляция и самоопределение, но, похоже, для того, чтобы произвести хорошее впечатление, они могут заявить о себе как о придании значения этим ценностям.

    Флегматик

    Девиз: Не торопи!

    Среди сильных сторон флегматика значатся постоянство, терпеливость, активность, устойчивость, надежность и самообладание. Минусы – это безразличие, сухость, медлительность и «толстокожесть». Психологический портрет человека с пометкой «флегматик» означает, что он не может работать, если время в дефиците, так как ему нужен свой индивидуальный темп: не нужно его подгонять, он сам составит график работы и сделает все вовремя.

    Очень интересно, что в римлянах универсализм вторичен по отношению к доброжелательности, а это означает, что забота о благах других не превышает семейную область в римлянах и иногда достигает максимума для людей, которых они знают. Это показывает эгоистический индивидуализм, который не противоречит коллективизму, но может быть обоснован в очень конкретных формах; против коллективизма - доброжелательный и универсалистский индивидуализм.

    Но у римлян есть высокие оценки в достижении, власти и конформизме. Интересно, что оценки традиций и безопасности сегодня находятся на среднем уровне. Вероятно, традиция теперь рассматривается как необходимость, римляне готовы отказаться, если это уже не принесет пользы, или если что-то еще лучше.

    Меланхолик

    Девиз: не навреди!

    Психологический портрет с пометкой «меланхолик» таков: сильные стороны личности – это мягкость, способность к сочувствию, человечность, высокая чувствительность и доброжелательность. Минусы этого типа темперамента – это мнительность, застенчивость, низкая работоспособность, замкнутость, мечтательность и ранимость. Никогда не кричите на меланхолика, не давите на него, не давайте жесткие и резкие указания, так как этот человек крайне чувствителен к интонациям и слишком раним.

    У автономии интересный статус для римлян. Когда оценивается как мнение, римляне считают себя автономными как американцы и турки; китайцы, немцы и испанцы чувствуют себя наиболее автономными, а русские и украинцы чувствуют себя наименее автономными. Когда оценивается как отношение, автономия румын ниже.

    Очень интересны отношения римлян с религией. Действительно, румыны имеют высокий уровень религиозности и считают религию очень важной в своей жизни. Хотя они очень уверены в научном развитии, если наука столкнется с религией, 2% румын выбирают религию. Как мы можем быть?

    Очень сложно найти индивида, который полностью бы отвечал определенному темпераменту, обычно наблюдается доминанта одного из них.

    Интеллектуальность

    Интеллектом называется система психических процессов, которая обеспечивает реализацию способности личности к оцениванию сложившейся ситуации, принятии решений и регулированию своего поведения в соответствии с этим. Как правило, интеллект важен, если ситуация нестандартная – как символ обучения индивида всему новому.

    Это большое несогласие в том, что социокультурная среда в стране не позволяет нам выражать и извлекать выгоду из потенциала, который мы имеем в психологическом профиле поверхности; римлянам часто приходится ехать в страны, которые преуспевают и преуспевают в хорошем потенциале, который у них есть.

    Как мы думаем, что мы и почему мы так думаем. Личность считается позитивной, юмористической, компенсирующей более негативное поведение, которое мы контекстуализируем, определяя их не как стабильную, а как ситуационную. Подкатегория этого пункта 3 относится к тому, как другие думают, что мы есть. Этот подход порождает в основном гетеростереотипы к римлянам. Существует несколько строгих исследований такого рода со ссылкой на римлян. Интересно, что часть недостатка сознания в гетеростереотипах к римлянам также признана в автостереотипах румын.

    Жан Пиаже – психолог из Франции – одной из самых важных функций интеллекта назвал взаимодействие с окружающим миром через адаптацию к нему. Или, иначе говоря, умение ориентироваться в условиях и целесообразно строить свое поведение.

    Ядром интеллекта является способность человека к выделению в ситуации основных свойств и построению своего поведения в соответствии с ними. Советский психолог С. Л. Рубинштейн в своих работах рассматривал эту категорию в качестве типа поведения личности – «умное поведение».

    Другая подкатегория этого пункта относится к тому, как мы думаем, что есть другие. Так как румыны видят других: китайцы - патриоты, честные, рабочие, умные; Немцы - рабочие, честные, умные. Римляне предпочитают англичан, американцев и французов, затем немцев, а затем венгров и русских.

    Как мы хотим быть. Он входит в замкнутый круг, который удерживает нас в защитном состоянии. Хорошей новостью является то, что хотя румынцев «считают» «не такими, какими они есть», их «считают» «как они могут быть». Вот почему, в случае с римлянами, есть большой шанс для развития и эволюции к идеальной психокультурной модели. Как должна выглядеть эта идеальная психокультурная модель? Проще говоря, создать интеллектуальных, креативных, социально адаптируемых граждан с обширным декларативным и процедурным багажом с личностью, поддерживающей просоциальное поведение.

    Характер

    Характер является совокупностью индивидуальных особенностей человека, которые складываются и проявляются в общении и деятельности. Психологический портрет личности – образец того, как выявленные черты характера помогают обусловить типичные для нее способы поведения.

    Чертами характера называют устойчивые свойства и качества поведения человека, ставшие свойствами самой личности. Психологический портрет – пример отображения наиболее типичных и существенных особенностей человеческого характера.

    Все это затем сможет поддерживать хорошее психическое и физическое здоровье, что положительно скажется на увеличении ожидаемой продолжительности жизни и счастья. Развитие этого психологического компонента может быть частью странового проекта, в соответствии с которым Румыния является не только страной, которая присоединилась к европейскому пространству, но и хорошо интегрирована в этом пространстве.

    Любой психологический профиль людей содержит дозу статистического обобщения, и поэтому он может захватывать только модальный профиль, а не каждый человек внутри людей. Психологический негативный профиль, характеризующийся следующими аспектами : аффективная нестабильность, снижение автономии, сопротивление изменениям, подозрительность и зависть, отсутствие дисциплины.

    Структура его насчитывает 4 группы черт, которые выражают отношение личности к различным сторонам деятельности: к самому себе, к труду, к обществу и коллективу, а также к вещам.

    Умение общаться

    Общение является чрезвычайно деликатным и тонким процессом взаимодействия между людьми. Именно в нем наиболее многогранно раскрываются каждого участника процесса, поэтому эта характеристика крайне важна для такой интерпретации личности, как психологический портрет.

    Конечно, долговременный профиль поверхности можно усвоить с течением времени в профиле глубины, - пояснил психолог. Анализируемый с точки зрения классических психологических моделей, психологический профиль глубины румынского народа по сравнению с американским является показательным следующим образом: экстраверсия выше на румынском, чем у американцев, когда она оценивается другими, но не имеет существенных различий статистически, когда дело доходит до самооценки.

    Румынский народ будет счастлив и уважаем более 20 лет. Один из выводов исследования, объясняют психолог Дэниел Дэвид, в том, что, когда психологический профиль поверхности не выглядит очень хорошо, потому что отсутствие потенциальной глубины профиля, но контекст психосоциальных не благоприятствует выражение этого потенциала путь в профиль поверхности, в повседневной жизни.

    Образец наиболее очевидной функции общения – это передача информации: каких-либо сведений, содержания и смысла. Эту сторону общения называют смысловой, или семантической. Передача имеет влияние на поведение человека, его поступки и действия, а также на организованность и состояние его внутреннего мира.

    Поэтому многие румыны выступают за пределами страны, где социально-культурная среда помогает им выразить свой потенциал в профиле глубины в позитивных аспектах на уровне поверхности. Таким образом, румынская система образования недостаточно поддерживается для оценки интеллектуального потенциала молодежи в стране, которая оценивается, как только они достигают хорошо организованной, хорошо организованной и финансируемой системы образования в других странах, - пояснил Дэвид.

    Я не думаю, что румынский народ имеет, в частности, качества или недостатки. Конечно, в какой-то момент мы можем создать изображение, скажем, картину синтеза, которая является образом исторического момента. Итак, не врожденные, окончательные, постоянные качества, а качества или недостатки, которые производит история.

    В целом выделяют информационную, управляющую, познавательную функции общения, кроме того, имеется функция обмена психическими состояниями и эмоциями.

    Эмоциональность

    Со времен древнегреческого мыслителя Платона вся психическая жизнь личности разделяется на три относительно самостоятельные единицы: ум, воля и эмоции.

    Если воля и ум подчинены человеку хоть в какой-то мере, то эмоции всегда возникают независимо от нашего желания. Это отражение личной значимости и оценки ситуаций для процесса жизнедеятельности человека в виде чувств и переживаний. В этом и проявляется субъективность и непроизвольность эмоций. Умение управлять эмоциями необходимо в первую очередь для здоровья и честолюбия.

    Что значит уметь управлять эмоциями? Чаще всего под этим высказыванием подразумевается их сокрытие. Больно, но этого не покажем, стыдно, но делаем вид, что безразлично, обидно, но внешне продемонстрируем только раздражение и гнев. Но от того, что человек не показывает свои эмоции, они не становятся слабее, скорее наоборот, или принимают форму защиты – агрессию.

    Способности

    Психологический портрет личности – пример описания внутреннего склада человека, куда входит такая характеристика, как способности.

    В психологии способности рассматриваются как особое свойство психологической системы, которое выражается в определенном уровне ее продуктивности. Точность, устойчивость и скорость функционирования – количественные параметры продуктивности способностей. Они измеряются путем решения задач определенной степени сложности, решения конфликтов и т. д.

    Степень разрешимости противоречий между отношениями личности и свойствами индивида – это уровень способностей. Наиболее удачный вариант – когда есть склонность к определенной сфере деятельности вкупе с интересом к этому делу.


    Способности подразделяются на специальные и общие. Общие могут предопределить склонность к довольно обширной сфере деятельности. Их формируют развитие интеллекта и особенностей личности. Специальная выступает в качестве социально-психологической основы развития тяги к определенной сфере деятельности: исследовательской, музыкальной, преподавательской, творческой и прочее.

    Самооценка

    В самооценке выражается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выработалось у человека на основе самопознания. Психологический портрет – пример того, как самооценка личности влияет на все сферы жизни, ведь она предполагает оценивание собственных способностей, поступков, целей, качеств и возможностей, а также своего места в обществе. Бывает завышенной, заниженной и адекватной.

    Направленность

    Мотивация деятельности и поведения, удовлетворение потребностей – все это лежит в основе направленности личности (на задачу, на себя или на общение).

    Кого-то может устроить лишь обеспечение безопасности и удовлетворение физиологических потребностей. А другим, помимо этого, не менее важно удовлетворить социальные нужды, потребность в самовыражении, а также реализовать свои творческие способности. Основной задачей менеджера и психолога является выявление потребностей, убеждений и интересов каждой личности и определении направленности ее мотивов.

    Психологический портрет личности пример написания

    Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б., молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела. Психологический портрет личности образец анализа характера человека.

    Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

    Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

    Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

    Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

    Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

    В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

    Характер близок к сангвиническому. Словом идеальный образец для составления психологического портрета личности .

    Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

    Ниже представлен психологический портрет личности пример написания.

    1. Положительные тенденции в психологическом портрете личности

    Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

    По словам коллег: Александр - не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

    Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

    Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

    В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

    2. Отрицательные тенденции в психологическом портрете личности

    На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

    К работе Александр относится серьезно и основательно, склонен делать всю работу от начала до конца сам, не доверяя другим. После того, как работа закончена, для него важно узнать мнение окружающих о сделанном. Можно говорить о том, что Александр нуждается в признании окружающими ценности сделанного им. Иначе он теряет уверенность в важности и нужности того, что он делает и в таком случае может даже потерять интерес к работе. О совершенно теряется, когда ему выражают недовольство по поводу его работы.

    Для него очень важно получать от руководства точные и исчерпывающие инструкции - он должен точно знать, когда и что надо делать. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у него может легко возникнуть стрессовое состояние.

    Последовательность во всем, основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.

    Он постоянно занят поиском самого лучшего, что есть в жизни. Охвачен идеями самосовершенствования, хотя эти идеи не затрагивают личные отношения, а касаются в основном его работы и карьерного роста . Это может привести к обесцениванию того, чем Александр обладает в настоящий момент.

    Александр обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

    Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами. Александр рассказал о случаях, когда он попадал в скандальные ситуации, при этом никакой его вины в том, что случилось, не было.

    Александр Б. достаточно замкнут, когда речь заходит о его отношениях с близкими и членами семьи. Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении с ним. Производит впечатление человека, которого интересуют только те сферы деятельности, которые приведут его к профессиональному успеху, карьерному росту.

    3. Способы коррекции нежелательных черт личности в психологическом портрете

    Для личности, обладающей такими психологическими особенностями можно рекомендовать в первую очередь посещение социально-психологических тренингов таких, как, например, тренинги построения команды, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков.

    Это позволит: расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения; отработать навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; активизировать процессы самопознания и самоактуализации; расширить диапазон своих творческих способностей.

    Из описания образца психологического портрета личности видно, что Александр Б. мало внимания уделяет общению с близкими людьми, нет никакого упоминания на существование у него в данный момент близких друзей или любимой девушки. Так же трудно ему бывает учитывать в своём поведении динамику межличностных взаимоотношений. В этом случае можно рекомендовать посещение тренингов межличностных отношений.

    Хорошие результаты может дать и с психологом. Нежелание Александра Б. говорить о своих отношениях с близкими, о членах семьи, отсутствие серьезных увлечений лицами противоположного пола говорит о том, что в данном случае может иметь место определенный внутренний конфликт, разрешение которого даст энергию, возможности и желание для дальнейшего развития и самоактуализации личности.

    Характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. В отличие от психологического профиля личности, портрет - это в большей степени качественное, а не количественное описание тестовых данных портрет - это не график, описывающий соотношение баллов по разным факторам, а текстовая интерпретация этого соотношения баллов.

    Полный профиль раскрывает информацию практически обо всех аспектах жизни и содержит в себе следующие сведения:

    • Индивидуальные привычки мышления, поведения и восприятия информации с прогностикой его поведения в значимых контекстах и ситуациях;
    • Базовые личностные качества и актуальные для него ценности;
    • Эмоциональный профиль личности, – какие события будут его эмоционально задевать, а какие – нет. Что его «цепляет» и «раскачивает» на эмоции. В какие эмоциональные переживания он больше склонен погружаться. Какие его «рабочие» эмоциональные состояния;
    • Развернутое описание картины мира человека и его убеждений. То, во что он верит, и то, в чем сомневается. Основные верования и предрассудки, которые влияют на его ежедневную деятельность и интересы;
    • Его актуальные цели и привычные способы их достижения. Какие у него истинные цели и отличаются ли они от заявленных;
    • Привычные стратегии лжи и сокрытия информации. Как человек обманывает других и не обманывает ли он вас;
    • Особенности характера человека, его основные и второстепенные свойства. Какой он на самом деле и как представляется в обществе. Его основные внутриличностные конфликты и комплексы, а также, как и где они проявляются;
    • Привычные способы принятия решений, обучения, самомотивации и творчества. Как он будет вести себя в конфликтных ситуациях?
    • Ведущие стратегии создания и поддержания личных и профессиональных отношений;
    • Уровень лояльности и факторы риска. Насколько он лоялен системе, в которой существует, и что нужно сделать, чтобы он из нее ушел;
    • Перспективы его профессиональной деятельности в интересующей вас области. Профессиональный потенциал и карьерные перспективы.

    Психологический портрет

    Главной движущей силой развития индивидуальности являются её программирующие свойства - направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним псисамосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения "Я ".

    Б. Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. На основе оценки свойств личности можно составить её психологический портрет, включающий следующие компоненты:

    Компоненты психологического портрета личности

    • темперамент
    • характер
    • способности
    • направленность
    • эмоциональность
    • волевые качества
    • умение общаться
    • самооценка
    • уровень самоконтроля

    Развитие современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, то есть только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент и языке является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н. э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова «желчь», сангвинический - от слова «кровь», флегматический - слизь и меланхолический - черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.способность к групповому взаимодействию

    Типы темпераментов

    Сангвиник

    Сангвиник - это обладатель сильного типа нервной системы (то есть нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот) Сангвиника характеризует «активный» тип темперамента. У них сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Это означает, что у сангвиников сильны как процессы возбуждения, так и торможения. Они хорошо справляются с психическими и эмоциональными нагрузками, при этом уравновешены в своих чувствах и действиях. А подвижность психических процессов помогает им легко приспосабливаться к обстоятельствам. Сангвиникам свойственна гибкость поведения и высокая социальная адаптивность. Ниже приведены основные характеристики, свойственные такому виду темперамента.

    • Беззаботный
    • Легкомысленный
    • Живой
    • Активный
    • Общительный
    • Разговорчивый
    • Трудоголик
    • Поверхностный
    • Чуткий
    • Болтливый
    • Дружелюбный
    • Легко приспосабливающийся
    • Яркий
    • Нетерпеливый
    • Безответственный
    • Непостоянный
    • Гибкий
    • Легкий
    • Счастливый

    Холерик

    Холерик, как и сангвиник, легко берется за новые дела, но далеко не всегда доводит их до конца. Это в большинстве случаев связано с неумением правильно распределять свои силы. Холерик очень любит различные перемены, при этом, как ни странно, он будет рад любым переменам: как позитивным, так и не очень. Подобные реакции его самого порой удивляют. Повышенная эмоциональность холериков приводит к тому, что все их мысли буквально «написаны на лице». Можно с легкостью сказать, когда холерику интересно, когда он скучает или раздражен, поскольку скрыть свои эмоции холерику вряд ли удастся. Люди этого типа являются мечтателями, для них очень привлекательны творческие виды деятельности, причем в творчество они погружаются полностью, и лучше в этот момент им не мешать.

    • обладает просто бесконечным запасом энергии;
    • настроение меняется резко и часто;
    • случаются бурные всплески эмоций;
    • свойственны стремительные движения, порывистость и быстрота;
    • если за что-то берется, то это дело становится для него очень важным, вкладывается в него масса энергии и страсти;
    • порой бывает сложно переключить внимание.

    Флегматик

    Флегматик относится к уравновешенному, инертному типу темперамента. Инертность психических процессов означает, что таких людей тяжело вывести из равновесия. Но если флегматика «завести», то быстро успокоить уже не получится. Правда, в основном, такие люди обладают ровным настроением и мало реагируют даже на сильные эмоциональные потрясения.

    В нижеперечисленных качествах найдите свойственные вам.

    • Методичный
    • Внимательный
    • Уравновешенный
    • Пассивный
    • Миролюбивый
    • Медлительный
    • Задумчивый
    • Спокойный
    • Сдержанный
    • Расслабленный
    • Непреклонный
    • Размеренный
    • Тихий
    • Контролирующий себя
    • Мечтательный
    • Любящий рутинный труд
    • Медленно учится
    • Настойчивый
    • Застенчивый
    • Унылый

    Меланхолик

    Меланхолики обладают слабой нервной системой. Это означает, что такие люди с трудом переносят высокую нагрузку, быстро утомляются. У них чувствительная, ранимая психика.

    Меланхоликов отличает эмоциональная нестабильность: даже небольшое затруднение способно сбить их с толку и вызвать серьезные переживания. Меланхолик, как ни один другой тип темперамента, умеет тонко чувствовать окружающих людей и внешний мир. Приведенные ниже качества свойственны только меланхоликам.

    • Пессимистичный
    • Грустный
    • Серьезный
    • Нервный
    • Мечтательный
    • Погруженный в себя
    • Тихий
    • Сдержанный
    • Замкнутый
    • Застенчивый
    • Обидчивый
    • Плаксивый
    • Неуверенный в себе
    • Впечатлительный

    21. Социально-психологический портрет личности

    Академик Б.Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства - сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

    Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства - направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

    На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты: темперамент; характер; способности; направленность; интеллектуальность; эмоциональность; волевые качества; умение общаться; самооценка; уровень самоконтроля; способность к групповому взаимодействию.

    Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

    Темперамент

    Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова "желчь", сангвинический - от слова "кровь", флегматический - слизь и меланхолический - черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

    В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

    Типы темпераментов:

    1. Сангвиник - это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот);

    2. Холерик - это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);

    3. Флегматик - с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы;

    4. Меланхолик - со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

    Характер

    Характер (греч. - "чеканка", "отпечаток") есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера - это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

    В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

    К труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

    К другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

    К самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им - самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

    К вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.).

    К. Леонгард выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

    Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих - более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д.

    При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником - благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

    Противоположностью демонстративному является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные ли руки и пр., если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов - словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

    Следующий тип характера - застревающий. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов) ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».

    У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

    Способности

    Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.

    Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

    Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности.

    К общим способностям относятся:

    готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

    черты характера - внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

    развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

    Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др.

    Направленность

    В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя.

    Интеллектуальность

    Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека - «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Интеллект - это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

    Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях - как символ обучения человека всему новому.

    Интеллект можно определить также как общую способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).

    Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

    Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации).

    Эмоциональность

    Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции.

    Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

    Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.

    Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

    Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен, Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.

    Собственно эмоции - это более длительная реакция, которая возникает не только как реакция на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

    Чувства - устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

    Настроения - длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

    Стресс - неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие - холод, усталость, боль, унижение и т. д.

    Умение общаться

    Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.

    Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.).

    Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды относятся к непосредственному общению.

    Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела).

    Типы общения: функционально-ролевое (начальник - подчиненный, учитель - ученик, продавец - покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием - доверяет пациент).

    Самооценка

    На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

    Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).