«Проблемы преподавания экономики в школе и пути их решения. Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения

Конспект и презентация урока по экономике 10 класс профильный уровень "Поведение потребителя. Проблема рационального выбора". Учащиеся на уроке научатся: определять исходные компоненты теории потребительского поведения; характеризовать различные подходы к измерению полезности; выявлять особенности видов оценок полезности и свойства кривых безразличий. Презентация к уроку позволяет учителю применять различные методы деятельностного подхода, развивать у обучающихся предметные, метапредметные и личностные УУД. Помогает ученикам сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню экономического знания.

Методическая разработка содержит материал, который позволяет раскрыть основное значение денег в экономике. Знакомит с историей денег, их основными функциями, дает понятие о денежных агрегатах. Студенты также знакомятся и с универсальным уравнением обмена И. Фишера, что позволяет прийти к выводу об опасти дисбаланса на рынке денег между спросом и предложением. Урок является частью темы "Финансы и денежно- кредитная система государства".Поэтому в качестве домашнего задания рекомендована самостоятельная работа "Инфляция и устойчивость денежного обращения". На следующих уроках темы продолжится работа по изучению роли денег в экономике.

Внеклассное мероприятие "История денежных средств" предназначено для учащихся 5-7 классов. Форма проведения мероприятия: занимательная беседа. Внеклассные мероприятия являются одной из эффективных форм развития интереса учащихся к какому-либо предмету, в том числе и к информатике; данное мероприятие можно проводить с учащимися 5 - 7 классов.

Целевая аудитория: для 6 класса

Цели данного урока:
1. Познавательный аспект
Формирование знаний о видах и уровнях конфликта в организации
Формирование специальных умений о методах и способах управления конфликтами
вновь формируемые: умение использовать методику управления конфликтами в менеджменте
2. Развивающий аспект:
Развитие навыков применения приемов и методов анализа конфликтных ситуаций
Развитие умений использования способов и стилей разрешения конфликтов
3. Воспитательный аспект:
Воспитание элементов аналитической и социально-психологической культуры управления
В рамках урока проводятся семинарское и практическое занятия.К конспекту прилагается презентация.

Целевая аудитория: для 11 класса

Дидактическая игра для учащихся 5 класса «Экономическая семерка»
Цель: развитие умения учащихся оперировать усвоенными экономическими понятиями.
Оборудование: доска, карточки с заданиями, компьютер, мультимидийный проектор, экран.
Время продолжения игры 35 минут.
Количество команд: три-четыре команды по четыре-пять человек в каждой.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок для класса социально-экономического профиля в разделе «Деньги. Функции денег». Урок разработан по методике "Проектная деятельность", на основе учебников "Экономика". Учебник для 10,11 классов. Липсиц И.В.и

"Экономика". 10-11 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Королева Г.Э., Бурмистрова Т. В.,сопровождается презентацией.

Целевая аудитория: для 10 класса

Цели:
популяризация закона РФ «О защите прав потребителей»;
формирование знаний о правах потребителей в РФ и умений их практического применения;
воспитание основ потребительской культуры учащихся.
Задачи:
1) образовательные:
изучить права потребителей в РФ;
формировать навыки рационального потребительского мышления;
научить применять полученные знания на практике в реальных жизненных ситуациях.
2) развивающие:
развитие культуры устной речи учащихся;
формирование экономического мышления;
формирование у учащихся навыков выступления перед аудиторией.
3) воспитательные:
закрепление навыков работы в команде;
повышение общей положительной мотивации учащихся к учению путем использования нестандартных приемов обучения (КВН).
Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов (социально-экономический профиль)


Целевая аудитория: для 11 класса

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. В настоящее время для реформируемой России более чем актуальна мысль великого экономиста К.Маркса:

«В налогах воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах - все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах». (на доске плакат - «Налогообложение - это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка» Б. Кольбер (1619-1683)).
Именно, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие "сбои” в системе распределения;
б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

В конце 1991 г. был принят и введен в действие, начиная с 1992 г. Закон РФ от - 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Можно сказать, что в 1992 г. произошла радикальная налоговая реформа, была предпринята попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. Итак, налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

Майбасова З.Т.

Башкирский государственный педагогический университет им М.Акмуллы

Научный руководитель: Р.Ф. Кабиров, к.э.н., доцент

В современных социально-экономических реалиях важная роль отводится экономическому образованию в общеобразовательной школе, которое в свою очередь должно быть нацелено на формирование экономического мышления, на развитие навыков рационального экономического поведения, на создание предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Нынешняя система школьного экономического образования насчитывает свое существование уже чуть больше 20 лет, накоплен большой опыт преподавания экономических дисциплин в школе, но вместе с тем существуют и проблемы в преподавании этих дисциплин.

Чаще всего школа вынуждена самостоятельно решать вопросы организации экономического образования обучающихся, согласно с имеющимися возможностями: материальными, кадровыми и другими. Следовательно, процесс обучения экономики в различных общеобразовательных школах предполагает набор различных программ, но ставящие перед собой единые цели экономического просвещения:

Формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в жизненных ситуациях;

Социальная адаптация обучающихся к происходящим изменениям в России и мировом сообществе;

Профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства, развитие предпринимательской инициативы;

Воспитание гражданской ответственности, формирование

гуманистических и демократических ценностей и убеждений обучающихся, и другое . Как говорил еще Адам Смит, «Человек экономический» – это человек ориентированный на свою самореализацию, как субъекта созидания, в расчете на адекватное вознаграждение. Соответственно он способен прогнозировать, ориентироваться в рыночной конъюнктуре и максимально эффективно использовать свой творческий потенциал в процессе созидания ценностей, пользующихся спросом .

Таким образом, видно, что экономическое образование - это процесс формирования у обучающихся определенных компетенций, усвоение знаний, навыков, умений. Школьное экономическое образование (воспитание, грамотность) - это систематическое, целенаправленное воздействие школы, общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное - формирование образа мышления и деятельности в выработке определенных черт экономически воспитанной личности .

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к сокращению изучения экономики как отдельного предмета в непрофильных школах, что снижает общий уровень экономической грамотности школьников. Во многих школах предмет «Экономика» не является обязательным. Поэтому экономика в основном изучается в различных формах интеграции, на основе межпредметных связей, или как элективный и факультативный курс. Однако существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов для общеобразовательных профильных школ.

В 2009 году в России была принята Концепция «Национальной программы повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации», впоследствии были разработаны и приняты различные молодежные и школьные программы повышения финансовой грамотности, эффект от которых ожидается в ближайшее время. Таким образом, это является своеобразным способом заложить основы экономических знаний подрастающему поколению. Также можно предположить, что экономическое образование может осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе и в различных формах (курсы, факультативы, дополнительное образование и т.д.). Обучение экономики в школе можно разделить на три ступени.

Первая ступень: знакомство с экономической наукой в 1-6 классах в качестве факультативов и в рамках других предметов, так как экономика смежная наука и тесно переплетается со всеми сферами жизнедеятельности. Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение которых ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме. Здесь можно активно использовать сказки.

Вторая ступень - это общее экономическое образование (5-11-е классы), которое включается в базисный учебный план всех школ экономического и финансового профиля, либо обучение основам предпринимательства. В среднем школьном звене (5-8-е классы) формируется общенаучное представление об экономической науке, основанное на эмоциональном восприятии материала. На данном этапе важно учитывать психологические особенности подросткового возраста: преподавание экономики осуществляется через самоутверждение ребенка. В 9-10-х классах осуществляется предпрофильная подготовка, знакомство с основополагающими концепциями экономики, а в 11 классе – предпрофессиональная специализация.

Третья ступень является обязательной в профессиональных образовательных организациях (лицеях, колледжах и т.д.). В непрофильных средних общеобразовательных школах экономика изучается в 10-11-х классах, либо может быть введена как факультатив.

Однако, как уже говорилось ранее, в большинстве современных школ экономика изучается только в рамках социально-гуманитарных дисциплин (например, отдельная глава в курсе обществознания), что, несомненно, усложняет процесс формирования экономической грамотности у населения .

Современное экономическое просвещение требует решения следующих проблем:

1- системного подхода к экономическому образованию подрастающего поколения;

2- нехватки количества часов экономики (экономического блока в курсе «Обществознания» по сравнению с объемом отдельной дисциплины «Экономика» оказывается незначительным);

3- низкого уровня экономической компетентности педагогов (к примеру, у учителей обществознания возникают сложности при реализации практико-ориентированного подхода к изучению предмета и подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по обществознанию (модуль по экономике));

4- старения кадров из-за низкого притока молодых специалистов и снижения мотивации к преподаванию в среде уже работающих учителей;

5- неэффективности междисциплинарных связей при отсутствии отдельного курса экономики, так как уровень подготовки учителей обществознания, математики, истории, технологии, русск ого языка и литературы, иностранного языка, географии и т.д. в экономической сфере недостаточно высок;

6- малого количества методических разработок по обучению экономики, применимых в школе (либо новых технологий и методов обучения).

Таким образом, мы наблюдаем, что современной системе школьного экономического образования требуется целый комплекс нововведений, которые в условиях ограниченных ресурсов могут способствовать повышению экономической грамотности обучающихся. К ним относятся инновации: технологического характера - новые образовательные технологии; методические –преобразованные и авторские разработки педагогов и образовательных аутсорсеров; педагогические – новые методы, приемы и средства преподавания и обучения; организационные – новые организационные структуры и институциональные формы. В связи с этим ведется активная работа по привлечению партнерских структур на основе технологии образовательного аутсорсинга. Мотивированно это тем, что повышение качества экономического образования наталкивается на ряд уже вышеизложенных проблем в сфере практической экономической деятельности. Таким образом, аутсорсинговые образовательные технологии, социальное партнерство, волонтерские практики в школьном экономическом образовании должны увеличить информационную базу учителя. Для этого в регионах России уже ведется работа по данному направлению: имеются партнерские структуры, постоянно участвующие в открытых образовательных мероприятиях; социальное партнерство с отдельными представителями предпринимательства, которое постепенно «перерастает» в образовательный аутсорсинг; в число образовательных аутсорсеров входят и выпускники экономических и педагогических вузов, профессионально занимающиеся образовательной практикой со школьниками; волонтерское движение в сфере финансового просвещения, которое теперь объединяет не только учителей и преподавателей вузов, но и студентов экономических специальностей образовательных организаций высшего образования. Однако необходимо отметить, что подобные программы по повышению экономической (финансовой) грамотности ведется не во всех регионах Российской Федерации. В идеальном варианте организации экономического образования населения, в частности детей и молодежи, должны объединять и финансовое образование на базе школьного курса экономики, и финансовое просвещение, и информационно-образовательные проекты социальных партнеров, так как продуктивное формирование экономических (финансовых) компетенций возможно лишь в результате интеграции всех образовательных, информационных и просветительских практик. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует связь школьных программ и специализированных программ экономического просвещения, что отрицательно сказывается на эффективности формирования экономической культуры школьников. А формирование экономического поведения подрастающего поколения является главной задачей школы, причем на основе продуктивного взаимодействия образовательной организации и профессиональных участников финансового рынка.

Современные образовательные технологии также являются дополнительными помощниками в решении проблем преподавания экономики в школе. Система базового экономического образования должна реализовываться через технологии, которые: позволяют облегчить понимание основных экономических понятий на основе большого количества фактов и примеров; предоставляют педагогу возможность помочь обучающимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий; формируют у обучающихся способ мышления построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании; позволяют школьникам применять знания, умения и навыки в практической жизни, что является непосредственным проявлением экономической грамотности.

Сегодня система образования характеризуется применением таких технологий как:

– развивающего обучения и проблемного обучения;

– разноуровневого обучения (дифференцированного);

– коллективной системы обучения (КСО);

– технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ);

– исследовательских методов в обучении, проектных методов обучения;

– технологии «дебаты»;

– технологии модульного и блочно-модульного обучения;

– лекционно-семинарско-зачетной системы обучения;

– технологии развития «критического мышления»;

– использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

– информационно-коммуникационных технологий;

– здоровьесберегающих технологий;

– системы инновационной оценки «портфолио»;

– технологии дистанционного обучения .

Применение данных технологий в системе позволяет педагогам наиболее успешно преподавать экономику, реализуя главные задачи обучения. Дидактически рациональным является применение комплексного подхода методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные «открытия» обучающихся экономических фактов, законов, решений задач, т.е. методов, направленных на развитие способностей обучающихся. Активные формы обучения не только повышают интерес к предмету, создавая своеобразие уроков, но и позволяют обучающимся за короткий промежуток времени «прожить» экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. К примеру, деловые игры, школьные компании приближают школьников к реальной жизни, где от них требуется решение экономических вопросов, позволяют получить опыт в предпринимательской деятельности и т.д. Также успешным в преподавании экономики является интегрированный подход к преподаванию предмета, осуществляемый через межпредметные связи. Практически весь материал программы экономического образования школьникам в какой-то степени знаком из курсов истории, географии, обществознания, из выпусков новостей и из жизненного опыта. Задача учителя – систематизировать и структурировать эти знания и показать возможность их практического использования.

Таким образом, мы наблюдаем важность экономического просвещения в общеобразовательной школе. На сегодняшний день существует достаточно нерешенных проблем в области экономического образования, которые необходимо решить как на государственном уровне, так и на уровне школы с помощью целого ряда нововведений. К примеру, новые образовательные технологии, которые являются одним из доступных и эффективных способов формирования экономической грамотности школьников.

Список используемой литературы:

1. Майбасова, З.Т. Применение технологии интегрированных уроков при изучении экономики [Текст] / З.Т. Майбасова // сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии». - Чебоксары: Центр дистанционных интеллектуальных проектов «INet». – 2013, С.23-25.

2. Моисеева Н.Ф.Сказки как средство экономического воспитания [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Н.Ф. Моисеева. - Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова: Абакан, 1999.

3. Коваленко Ю.А. Значение экономической грамотности в современном обществе [Электронный ресурс] //Экономические науки раздела Научные статьи модуля Каталог научных работ: [сайт]: http://scientificstar.ru/load/8-1-0-145 (Дата обращения 19.01.2014г.)

4. Концепция «Построение модели современного образовательного учреждения экономического профиля» [Электронный ресурс] / под ред. И.В. Медынской; Режим доступа http://school373spb112.narod.ru/ekconc.html. - Дата обращения 18.03.2014г.

5. О перспективах и проблемах преподавания экономики в школе [Электронный ресурс] / под ред. Л.Э. Бермана; Режим доступа http://vmoisto.narod.ru/ber.htm. - Дата обращения 20.03.2014г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УРОК ЭКОНОМИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МБОУ Барвихинская СОШ учитель начальных классов Ахмедова Марина Алексеевна

Тема урока: Ограниченность возможностей. Выбор. (мастер-класс) РАЙОННЫЙ СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

УРОК: интересный познавательный развивающий плодотворный

УЧЕНИКИ: активные думающие работоспособные внимательные аккуратные дисциплинированные

Экономическая разминка. Все необходимое для создания экономических благ. Природные – Экономичекие - Трудовые - При РЫРЕСУС - РЕСУРСЫ

ТОТПИЕРБНО – Все, что необходимо человеку для жизни, все желания человека. ПОТРЕБНОСТИ

Потребностей у человека всегда больше, чем возможностей их удовлетворить.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ Ограничены и ресурсы: природные, экономические, трудовые. - С какими ситуациями ограниченности ресурсов вы сталкивались в школе, в классе, дома? – На каких уроках чаще всего возникают такие ситуации?

Мама вам дала на карманные расходы 15 руб. Вы после школы зашли в киоск и увидели, что там продается: шоколад – 10 руб. наклейки – 15 руб. чипсы – 10 руб. мороженое – 6 руб. книга – 15 руб. тетрадь – 3 руб. карандаш – 2 руб. Тема нашего урока « Выбор »

– Что такое выбор? Выбор – удовлетворение одних потребностей и отказ от других. Выбирая, нам приходится от чего-то отказываться. Всё в жизни имеет свою цену, и выбор тоже. Человек получает одно, отказавшись от другого. То, от чего человек отказался, будет ценой выбора.

11:00 – 12:00 – подъем 12:00 – 13:00 – обед 13:00 – 15:00 – сон 15:00 – 16:00 – полдник 16:00 – 17:00 – игры с Пяточком 17:00 – 18:00 – игры с осликом Иа 18:00 – 19:00 – ужин 19:00 – 22:00 – поход в гости 22:00 – 23:00 – второй ужин 23:00 – 01:00 – просмотр телевизора 01:00 – 11:00 – сон

Рефлексия

Предварительный просмотр:

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ!!!

УРОК ЭКОНОМИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Провела учитель начальных классов Ахмедова Марина Алексеевна

Тема урока: Ограниченность возможностей. Выбор.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

– Каким бы вы хотели видеть сегодня урок экономики?

Открывается запись на доске:

УРОК: интересный

Познавательный

Развивающий

Плодотворный

– Поясните каждое понятие.

– Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

Запись на доске:

УЧЕНИКИ: активные

Думающие

Работоспособные

Внимательные

Аккуратные

Дисциплинированные

– Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

II. Экономическая разминка.

Отгадайте анаграммы.

РЫРЕСУС – РЕСУРСЫ

– Что такое ресурсы? (Все необходимое для создания экономических благ.)

– С какими видами ресурсов вы познакомились? (1. Природные – все виды природных богатств, которые использует человек в своей хозяйственной деятельности. 2. Экономические – т.е. созданные трудом человека. 3. Трудовые – все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностям к труду; к ним не относят детей и пенсионеров.)

– Приведите примеры каждого вида ресурсов.

ТОТПИЕРБНО – ПОТРЕБНОСТИ

– Что такое потребности? (Все, что необходимо человеку для жизни, все желания человека.)

– Может человек удовлетворить все свои потребности? (Нет, потребностей у человека всегда больше, чем возможностей их удовлетворить.)

– Сколько бы у нас ни было денег, нам все равно их не хватит, чтобы купить все, что мы захотим. Даже если сегодня вы получили все, что хотели, то завтра вы захотите что-то еще. Как только исполняется одно желание, тут же возникает другое. Давайте вспомним еще одно важное понятие.

Предлагаю вам ситуацию: 3 человека у доски записывают экономические понятия, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. (У доски лежит только один кусочек мела.)

– Вам не хватило мела. Какая проблема возникла? (Недостаток мела.)

– Почему не все наши гости сидят за партами? (Не хватило парт.)

– Какая проблема возникла? (Ограниченности ресурсов.)

На доску вывешивается табличка: ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ

– Всё в мире имеет свой предел, всё ограничено.

Также ограничены и ресурсы: природные, экономические, трудовые.

С какими ситуациями ограниченности ресурсов вы сталкивались в школе, в классе, дома?

  • Хотели помыть столы 5 человек, а тряпочка оказалась всего одна.
  • Хотели порисовать на доске, а мела не хватило всем.
  • На уроке нужно было раскрасить фигуру красным цветом, а карандаша красного не нашли.

– На каких уроках чаще всего возникают такие ситуации?

– Да, почти на всех: то карандаш сломался, то ручка не пишет, то нет бумаги определенного цвета и т.д. Это ограниченность каких ресурсов? (Экономических. Ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения всех потребностей.)

III. Новое.

– Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам следующую ситуацию:

"Мама вам дала на карманные расходы 15 руб. Вы после школы зашли в киоск и увидели, что там продается:

Шоколад – 10 руб.

Наклейки – 15 руб.

Чипсы – 10 руб.

Мороженое – 6 руб.

Книга – 15 руб.

Тетрадь – 3 руб.

Карандаш – 2 руб."

Что бы вы купили? Почему?

– Хотелось бы купить всё?

– Почему не можете купить всё? (Ограничены деньги, экономические ресурсы.)

– С какой проблемой вы столкнулись? Что вам придется сделать? (Столкнулись с проблемой выбора.)

– Тема нашего урока «Выбор».

Сегодня мы познакомимся с проблемой выбора, ведь в жизни с ней часто приходится сталкиваться. Каждый делает свой выбор, потому что у нас разные желания и возможности. Мы выбираем всё время, иногда даже не отдавая себе в этом отчета.

И всякий раз оцениваем, что для нас лучше – то или это, и что мы при этом теряем или отдаем взамен. Например, занимаясь сейчас экономикой и приобретая полезные знания, вы теряете возможность погулять в это время на улице и отдохнуть; играя и получая удовольствие от игры, вы теряете возможность помочь маме и заслужить ее похвалу; поступая в музыкальную школу, вы теряете возможность учиться в художественной или спортивной. Как только вы выбираете что-то одно, вы тотчас же теряете возможность получить что-то другое. Правильно ли вы делаете свой выбор, больше ли приобретаете, чем теряете? Как сделать правильный выбор, как бороться с ограниченностью? Это очень важная проблема, которую и помогает решать наука экономика.

На уроке мы столкнемся с ситуацией, в которой придется сделать выбор. И даже будет возможность оценить, верный ли выбор вы сделали.

Вспомните, сегодня вам уже приходилось делать выбор? (Что съесть на завтрак, что надеть и т.д.) – Всегда ли делать выбор легко? (Нет, так как приходится от чего-то отказываться.)

– Что такое выбор?

Выбор – удовлетворение одних потребностей и отказ от других.

Выбирая, нам приходится от чего-то отказываться. Всё в жизни имеет свою цену, и выбор тоже. Человек получает одно, отказавшись от другого. То, от чего человек отказался, будет ценой выбора.

Например:

1. В буфете я хотела купить пирожное. Долго думала, трубочку или глазированное. Выбрала трубочку, отказалась от глазированного. Выбор – трубочка. Цена выбора – глазированное пирожное.

2. В воскресенье вечером я выбирала: или дочитать книгу, или посмотреть комедию по телевизору. Я решила почитать книгу, отказавшись от фильма. Выбор – книга. Цена выбора – фильм.

Каждый делает выбор по своему

Какой выбор сделаете вы?

Ситуации. Ученики у доски озвучивают ситуацию, предложенную на карточке.

1. Прозвенел звонок с урока. Перемена длится 15 минут. За это время тебе хотелось бы выпить в буфете стакан чаю с булочкой да еще и побегать по школьному коридору. Но время ограничено.

2. Ты хорошо закончил четверть. Родители решили порадовать тебя. Предложили сходить в кино на интересный фильм или в кафе «Мороженое».

Вопросы: – Какой выбор ты сделаешь?

– От чего придется отказаться?

– Что будет ценой выбора?

– Что такое выбор?

– Что такое цена выбора?

Следующее задание для всего класса.

На парты раздаются листочки: на одной стороне изображена конфета, на другой – карандаш. Нужно раскрасить, вырезать и приклеить в тетрадь что-то одно.

Учащиеся выполняют задание. В конце урока – проверка и обсуждение, какой вариант дети выбрали, верный ли сделали выбор.

– Проблема выбора возникает не только из-за недостатка каких-то благ, но и из-за недостатка времени. Бывало ли, что и на улице хочется поиграть, и уроки нужно сделать, и дома помочь, и книжку почитать, и в кружок сходить, но времени на все не хватает?

– Остановить время или увеличить количество часов в сутках нельзя. Но все вы, наверное, замечали, что один успевает сделать многое, а про другого говорят, что у него «время между пальцами протекает».

Как вы думаете, почему?

– Некоторые люди теряют время понапрасну.

Например, как герой произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Чтение отрывка из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

"...Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

– Успею! – говорил он в конце первой четверти.

– Во второй вас всех догоню. А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

– Что же случилось с этим мальчиком? (Он превратился в старика.)

– Почему? (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)

– Сказка закончилась благополучно, но в жизни всё бывает намного сложнее.

Как вы экономите свое время?

– Чтобы бороться с ограниченностью времени, люди научились правильно распределять его: придумали распорядок дня, расписание, режимы и многое другое, что позволяет им с большей пользой использовать время. А сколько разных механизмов, приспособлений, инструментов и машин изобретено людьми, чтобы сберечь свое время! Всем известный герой медвежонок Винни -Пух тоже решил экономить время и составил режим дня (на доске):

11:00 – 12:00 – подъем

12:00 – 13:00 – обед

13:00 – 15:00 – сон

15:00 – 16:00 – полдник

16:00 – 17:00 – игры с Пяточком

17:00 – 18:00 – игры с осликом Иа

18:00 – 19:00 – ужин

19:00 – 22:00 – поход в гости

22:00 – 23:00 – второй ужин

23:00 – 01:00 – просмотр телевизора

01:00 – 11:00 – сон

– Винни-Пух точно выполнял этот режим, но времени ему все равно не хватало. Как вы думаете, почему?

– В этом режиме нет по настоящему интересных и полезных занятий. Нет учебы, нет работы по дому, по огороду и т.д.

Измените этот режим дня так, чтобы он был насыщенным и полезным. Это будет ваше домашнее задание .

IV. Рефлексия

Нам осталось проверить, получился ли урок таким, каким мы хотели его видеть. (Оценка урока детьми.)

– На этом урок можно было бы и закончить, но я обещала, что вы узнаете, правильный ли вы сделали выбор.

Встаньте, ученики, которые выбрали карандаш и отказались от конфеты. За активную работу на уроке я дарю вам карандаши.

Кто отказался от карандаша и выбрал конфету? Вам в подарок конфеты.

– Получили ли вы удовольствие от выбора?

– Какова цена вашего выбора?

– Нашим гостям я тоже предлагаю сделать выбор: конфеты шоколадные или карамель?

Учитель угощает гостей.

– Всем желаю как можно чаще делать верный выбор.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы преподавания экономики в школе

По имеющимся статистическим данным в г. Усть-Илимске на 01.09.2013 г. в четырех школах города, что составляет 26 % осуществляется преподавание предмета экономика (МОУ «СОШ № 5, 8, 9, 11) , как правило, ведется в старших классах. В МОУ «СОШ № 8» преподавание экономики начинается в среднем звене (в 5-9 классов). Кроме того, основы экономических знаний изучаются в системе дополнительного образования г. Усть-Илимска.

В течение более пятилетней педагогической деятельности нерешенные вопросы становятся хроническими проблемами, и требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения и перспективами решения в будущем. Попробуем обозначить проблемы и вопросы, возникшие (и возникающие до сих пор) в ходе процесса введения экономики как школьного предмета.

Сегодня предполагается, что экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах. С целью его рационального эшелонирования во времени целесообразно выделить ведущую целевую линию экономического образования, состоящую из следующих модулей:

Основная школа : на второй ступени обучение носит интегрированный характер, означающий усиление межпредметных связей познание основных экономических категорий и законов, экономических взаимозависимостей в окружающем мире с активным использованием компьютерных технологий и творческих заданий. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам на доступном для соответствующего возраста детей уровне.

Старшая школа : третья ступень обучение носит профильное направление, когда в учебном плане появляются новые, нетрадиционные учебные предметы, элективные курсы, отражающие тип профилизации, и способствуют формирование способностей применять инструменты экономического анализа различных ситуаций и фактов на микро- и макроуровне и доступно объяснять выявленные закономерности. Самоопределение личности для решения поставленных экономических задач.

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на четыре группы:

  1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.
  2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).
  3. Проблемы с восприятием школьников экономики как школьного предмета. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.
  4. Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе. Кадровое обеспечение экономического образования.

Программные проблемы

Большинство учебников не приводят иллюстраций экономических процессов, или же примеры настолько абстрактны, что ученики воспринимают экономику как предмет далекий от жизни. Представляется очевидным, что при преподавании экономических дисциплин в средней школе необходимо постоянно увязывать теоретические представления с реальностью российской экономики.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в ВУЗе.

Методические проблемы

Каким образом нужно преподавать экономику в школе? Разговор на эту тему начался с первых шагов по преподаванию нового предмета, но не имеет завершенного ответа до сих пор, так как огромное количество программ, учебников дают разные варианты подхода к преподаванию экономики. Например, можно отметить двухтомник «Экономика» И.В. Липсица, методическое пособие к нему «Уроки экономики в школе» Е. Савицкой, учебник для углубленного изучения «Основы экономической теории» С.С. Иванов с методическим пособием «Преподавания курса. Основы экономической теории». Хорошим дополнением этого блока учебно-методических пособий, сборники задач А.А.Мицкевича, а также пособие С.А. Равичев, С.Э. Григорьев, Т.А. Протасевич, А.С. Свахин «Сборник задач по экономике» - 4-е издание. Скорее всего, ориентироваться надо на социально-психологические особенности каждого возраста.

Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5-9 классах. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.

Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные "открытия" учащимися экономических фактов, законов, решений задач, то есть методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента. Курсовая подготовка института повышения квалификации учителей и различных общественных организаций ведется, но в большинстве своём во время учебного процесса.

Как решить данную проблему? В первую очередь решить эту проблему позволит более активная деятельность по подготовке учителей экономики. Причем эта работа актуальна на сегодня как в областном центре, так и в других городах и районах области. В этой работе, на мой взгляд, полезно использовать положительный опыт стартового семинара по экономике по программе Национального Совета по Экономическому Образованию США (в г. Иркутске) по созданию системы подготовки учителей. Учителя, прошедшие стартовые семинары NCEE, получают в дальнейшем непрерывную поддержку в виде семинаров второго уровня, специализированных семинаров и консультаций опытных методистов по экономике, а также информацию о новых учебно-методических изданиях и программных продуктах по экономике. Такой подход позволяет значительно расширить возможности для дальнейшего повышения квалификации учителей экономики в силу инновационности предмета.

Также необходимо способствовать распространению передового опыта путем проведения конференций, активизации работы ассоциации учителей экономики, проведения конкурсов профессионального мастерства, предоставления возможности школьникам для участия в разнообразных олимпиадах, турнирах и конкурсах при значительной поддержки этой работы городскими и областными органами управления образованием.

Проблемы восприятия

В первую очередь, это проблемы изучения экономики школьниками разного возраста. О них уже немного говорилось выше, но теперь стоит поговорить отдельно. Очень часто приходится слышать от учителей, что кто-то может преподавать экономику только старшеклассникам, а кто-то, наоборот "привык работать с малышами". Каждый преподаватель экономики должен быть готов соотносить предлагаемый материал с возрастом своих учеников. Увы, здесь более всего страдают преподаватели экономики, не получившие педагогического образования - пришедшие работать в школу "на заре перестройки" бухгалтеры, экономисты с разнообразных предприятий, студенты, закончившие экономический вуз и не нашедшие другую работу. Безусловно, такие учителя должны получать педагогическое образование или хотя бы педагогический ликбез. Очень часто ученик воспринимает экономические знания не как структурированную систему, а как достаточно хаотичную смесь из странных понятий, бессмысленных "законов" и решения задач. Где уж тут говорить о том, чтобы полученные знания помогали воспринимать окружающую действительность. Поэтому система базового экономического образования должна реализоваться через технологию, в основе которой лежат следующие положения: Понимание основных экономических понятий важнее, чем знание большого количества фактов.

  1. Усилия преподавателя должны быть направлены главным образом на то, чтобы помочь учащимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий.
  2. Учащимся должен быть представлен способ мышления, построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании.
  3. Ученик должен не просто прослушивать предлагаемый материал, но быть полноправным участником диалога.
  4. Действительные персональные и социальные преимущества экономической грамотности выявляются лишь тогда, когда учащиеся вырабатывают навык применять свои знания к широкому кругу экономических вопросов, связанных непосредственно с их жизнью.

Преподавание экономики в старших классах целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают создать нужную мотивацию. Это может быть создание реальных или воображаемых школьных компаний по бизнес планированию, где ученики получают навыки предпринимательской деятельности. Подобный проект под названием "Бизнес-план" разрабатывается учащимися группой профессиональной подготовки «Агент (коммерческой деятельности)» в МОУ «СОШ № 8» на протяжении четырёх лет. Другой вариант практической деятельности - экономические и деловые игры. Их использование возможно на любом этапе получения экономического образования - от учеников начальной школы до учащихся старшей параллели. В частности, на данный момент разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс экономическая игра «Экономика вокруг нас», а так же обучающая игра «Рынок» для учеников 10-11 классов.

Материальные и кадровые проблемы

Проблема подготовки кадров - учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 10% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Чаще всего экономику в школе преподают учителя географии или истории, понятно, что даже самая элементарная математика на таких уроках используется с большим трудом. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие - либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Ещё сильнее обостряет эту проблему низкая оплата труда в образовании в целом, ведь для того, чтобы начать преподавать этот новый предмет учителю потребуется затратить особые усилия. Таким образом, если у школы нет возможностей дополнительного стимулирования такой инновационной деятельности, она вряд ли сможет удержать даже уже подготовленного учителя экономики. Вероятно, это дело будущего, а также энтузиазма самих учителей. Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Ниже в таблице приведены данные о дополнительном образовании по преподаванию экономики в школе учителей экономики г. Усть-Илимска.

МОУ «СОШ»

Семинар NCEE

Курсовая подготовка ИПКРО

Выступления на педагогических чтениях

Участие в конференциях

Участие в конкурсах

Выпуск статей

городской

региональный

федеральный

№ 5

№ 8

№ 9

№ 11

Итого

Данные таблицы не утешительные, 60 % учителей не проходили никакой дополнительной курсовой подготовки по преподаванию экономики в школе. Что касается вопроса о необходимости повышения квалификации как на базе институтов повышения квалификации учителей, так и при использовании других возможностей повышения квалификации, то в этом не сомневаются все учителя.

Сегодня для школы не так важно, какой объем знаний она передает школьникам, а важно, как она учит познавать и самосовершенствоваться. Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или её перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем, насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.


Сегодня мы живем в мире быстро меняющихся реалий. В нем становиться, не так важен набор основ фундаментальных наук, традиционно преподаваемый в отечественной школе, как умения осваиваться в постоянно меняющихся условиях. Для школы не так важно, какой объем знаний она передает школьникам, а важно, как она учит познавать и самосовершенствоваться.. Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.

Вероятно, следует выделить основные подходы к преподаванию экономики в школе:

  • 1. При отсутствии каких-то ни было возможностей организовать преподавание новой учебной дисциплины, не включать экономику в учебные планы.
  • 2. Растворение основ экономических знаний в других учебных дисциплинах, например географии, истории, граждановедении, технологии, обществоведении, хотя введение экономики, как самостоятельного предмета, могло бы облегчить усвоение школьниками содержания этих предметов и усилить междисциплинарные связи предметов обществоведческого цикла.
  • 3. Наукообразный (академический) подход, больше походящий на знакомство с экономическим словарем, в рамках которого происходит подмена экономического воспитания заучиванием экономической терминологии. Часто таким подходом страдают преподаватели вузов, приглашаемые в школу для проведения уроков по экономике. Привыкшие иметь дело с профессионально ориентированной аудиторией, они сталкиваются с отсутствием у большинства учащихся мотивации к овладению институтским курсом экономических знаний и неприменимостью, так широко, в школе лекционных способов обучения. Ставя перед собой узкие цели передачи наукообразной информации или «натаскивания» учащихся для поступления в конкретный вуз, они не решают проблемы экономического воспитания школьников.
  • 4. Профессионально-ориентированный подход, делает акцент на преподавание бизнес - ориентированных дисциплин, однако концентрация только на этом подходе, чревато излишним насыщением рынка труда в будущем менеджерами, экономистами, «предпринимателями по диплому» и т.д. Хотелось бы отметить, что некая преподавательская эйфория в уверенности сделать каждого ученика предпринимателем, грозит крахом необоснованно воспитанных надежд, ибо даже решив очень трудную задачу воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей, не обеспечит им тот набор случайностей или обстоятельств, которые часто независимо от воли или образованности человека делают его успешным бизнесменом. При этом узкая ориентированность экономического - бизнес воспитания закроет перед бывшим учеником другие возможности самореализации на рынке труда, под час более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств.

Задачи преподавания экономики:

  • 1. Формирование общей экономической культуры.
  • 2. Привитие функциональной экономической грамотности.
  • 3. Формирование способности к развитию.
  • 4. Формирование системы ценности и развитие индивидуальности.
  • 5. Выработка практических навыков хозяйственной деятельности.

Такие цели, чаще декларативно, могут преследовать и другие подходы, однако, скорее всего они могут быть достигнуты в рамках культурно-функционального подхода. Мне кажется, что именно такой подход должен быть заложен в будущий стандарт экономического образования школьников, как основной и обязательный для всех типов школ и образовательных концепций. Другие подходы должны использоваться не массово, а избирательно. Главное, что бы выбор диктовался не административными решениями, а выбором учащихся и их родителей, опыт и потребности которых и формируют социальный заказ образования.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Соседский десятилетний ребенок знает, как рассчитать равновесную рыночную цену, а его сестренка любит порассуждать о причинах дефолта и роста цен на фондовых биржах. Думаете, их папа профессор, а вместо сказки про Золушку читал им в детстве томик Маркса «Капитал»? А вот и не угадали. У современных школьников появилась уникальная возможность изучить «взрослую» экономику в доступной «детской» интерпретации. Экономика как школьный предмет стала появляться в нашей стране в середине 90-х годов. За этот недолгий срок преподавание экономики в школе не только не было прекращено, но и наоборот стало стремительно развиваться практически во всех государственных и частных школах, а заинтересованность преподавателей, учеников и их родителей растет с каждым днем.

На данный момент существует несколько подходов к изучению этой сложной науки, причем каждая школа выбирает свой.

Бизнес - ориентированный подход. Основа - освоение практических навыков ведения бизнеса. Ученики узнают о том, как предприниматель выбирает, планирует и ведет собственное дело. Школьники разрабатывают настоящий бизнес-план, выбирают нишу для собственного бизнеса и создают креативные идеи для его развития.

Теоретизирующий подход. Экономика преподается как в университете, отдельно читаются экономическая история, микроэкономика, бухгалтерский учет. В данном случае школьнику сложно воспринимать большой объем информации, знания не укладываются в систему и интерес к предмету может быстро иссякнуть.

Культурно-функциональный подход. Главная задача состоит в формировании общей культуры и изучении сути экономических процессов и явлений.

Академический подход. Цель - дать упрощенное, но целостное представление об основах экономики, чтобы создать учащимся базу для обучения в вузах.

По мнению большинства преподавателей экономики лучше всего совмещать преподавание теоретической части с практикой, что помогает обучающимся принимать экономические решения и анализировать экономическую ситуацию в бизнесе. Ученики создают виртуальную фирму, выбирают ее организационно-правовую форму и составляют необходимые для государственной регистрации учредительные документы (Устав, Учредительный договор, Протокол создания, Заявление о регистрации). Школьники распределяют должности, определяют организационную структуру и стратегию развития бизнеса, ведут делопроизводство и бухгалтерию. Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.

Экономические знания нужны всем детям, не зависимо от того какую профессию они выберут в будущем. Не смотря на это, не все школы могут позволить себе введение данного предмета.

До сих пор нет еще четкой концепции экономического образования в школе. Преподаватели используют разные программы, стараясь, чтобы знания школьников позволяли им ориентироваться в бизнес среде. Не достаточно методических материалов - рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику абстрактное представление об экономике как науке.

Нет единого мнения о том, с какого возраста ребенок готов к обучению. В любом случае нужно начинать с азов, постепенно возвращаясь к изученным вопросам, расширяя и углубляя их. Метод обучения, доступность и качество изложения материала - вот основы успешности курса. Активное участие школьника во время обучения и деловые игры повышают интерес к предмету, позволяют пережить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить отличные знания. Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом сказывается на знаниях школьников.

К сожалению, иногда школе приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:

Если нет возможности организовать преподавание нового курса, то лучше вообще не включать экономику в учебный план.

Основы экономических знаний можно дать ученикам в рамках других предметов: географии, истории, обществознания.

В преподавании экономики лучше всего делать упор на практику, а не на заучивание терминов.

Курс должен реально обучать экономической культуре и грамотности, а не являться просто модным нововведением.

Главная задача учителя - сделать так, чтобы ученик был вовлечен в рабочий процесс и был открыт к усвоению новой информации. Преподавание экономики целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают получить полезные навыки. Например, создать воображаемую школьную компанию, в которой ученики приобретут навыки предпринимательской деятельности. Контакт ученика и учителя - вот основа успеха.