Прямая аналогия примеры. Личная или субъективная аналогия. Больше креативных методик

Изобретатель заслуживает и должен позволить себе ту же свободу, творчества что и новатор - художник. Ему необходимо иметь возможность проверить верную идею, представить себе лучшее решение проблемы и при этом временно не принимать во внимание установившиеся в мире законы (нормы).

Только таким путем может быть создан образ идеала. Выражение "сознательный самообман" используется в синектике для выражения того факта, что человек, решающий проблему, должен быть раскрепощен по отношению к законам природы, которые находятся в конфликте с его идеальным решением. Человек, решающий проблему, должен видеть, какие законы окружающего мира находятся в конфликте с его идеальным решением.

Классический специалист имеет тенденцию к сверхрационализму и чувствует угрозу во всем, что может "атаковать" его логическую вселенную. Синектор должен уметь на время отстраниться от имеющихся несоответствий, чтобы не дать им остановить процесс творческой работы. Фантастическая аналогия и служит для облегчения этого процесса.

Суть фантастической аналогии состоит в том, чтобы воспользоваться для решения задачи сказочными средствами (например, волшебной палочкой), определив конечный результат, цель. Таким образом в синектике реализуется оператор построения чисто функциональной модели желаемого решения. Еще одним направлением, в рамках которого развивается аппарат фантастических аналогий, является отрицание физических законов, мешающих подойти к решению или создающих ощущение привычности, легкости решаемой задачи.

Применяемый в синектике комплекс средств далеко не исчерпывается представленными выше аналогиями и приемами. Постоянная практика применения метода позволила разработать приемы углубленного представления исходной ситуации, средства ее начальной обработки. В процессе решения применяются и операторы психофизиологической активизации.

Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны и могли бы быть решены с помощью других методов, но обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, как правило, не привлекаются.

Итак, синектика - средство для постановки задач.

Собственно нахождение решения с ее помощью есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи это половина решения. Запомним один из девизов синекторов: "Сформулированные задачи решаются".

  1. Формирование синектических групп

Хотя механизмы синектики просты в своих основах, их применение требует огромных затрат энергии. На самом деле синектика не отменяет процесс творческой активности, но она активизирует мышление, делая его более напряженным. Еще большую напряженность работе придает ее коллективный характер. Группа, в рамках которой происходит решение, это сложный и тонкий механизм, создающийся длительное время и требующий специфической подготовки как от слушателей, так и от преподавателей.

Процесс формирования синектической группы состоит из трех основных фаз:

1. Отбор членов группы.

2. Обучение, тренировка группы.

3. Вживление группы в реальную среду (в реальное окружение).

Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Речь записывается буквами – символами - символами звуков; количество – цифрами и т.д.1

Графическая аналогия2

Графическая аналогия - это умение обозначить каким–либо одним символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки.

Графической аналогией детей подводят к понятию – приему «свертывание» - умению выделять в образе самое главное. Чаще всего символическое изображение детям дают взрослые. Но если мы хотим выработать у ребенка богатое воображение, способность к преобразованиям, умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, а также мышление нестандартными образами, надо научить его находить графическую аналогию самостоятельно.

Начинать следует с самого простого – поиграть с детьми в игру «Что в круге?». Так вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Рисуйте на доске, например, кружочки (это могут быть и треугольники, и квадраты – любая геометрическая фигура) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива …». (Обычно дети сразу понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие). Потом обведите эти кружочки большим кругом и спросите: «А где это все бывает? Тогда кружочки – это что?»

NB – не располагайте фигуры в круге так, чтобы получившееся изображение было похоже на изображение лица (этот образ у детей возникает сразу, и уйти от него трудно).

Не спрашивайте про большой круг сразу: «Что это?», - так как дети тут же проводят аналогию по внешнему виду, отвечая так: «Колбаса, сыр…».

Далее дайте детям возможность высказать свои идеи. Круг – это сад, корзина, ваза, магазин, рынок, блюдо, натюрморт. Потом скажите: «Нет. Это не фрукты, это…» (назовите, например, несколько наименований предметов мебели). Тогда большим кругом может стать квартира, склад, магазин, детский сад и т.д. Или: «Нет, это не фрукты, это птицы… животные… цветы… деревья… игрушки… дети…». Главная цель игры – показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами.



Потом можно предложить обозначать предметы не любой фигурой, а той, которая формой напоминает их. Например: фрукты, овощи – кружочками; мебель, книги, дома – квадратами или прямоугольниками и т.д. Так закрепляется умение «видеть» абстрактный образ объекта.

Далее можно «поиграть» линией. Читая детям какое–либо произведение, предложите им быстро нарисовать образ героя, сначала полуреальный, выделив в герое самое главное (Например: девица-красавица – солнышко, Иванушка – только улыбка…). Необходимо на изображение давать определенное время – это может быть небольшая пауза в чтении, можно договориться с детьми так: они рисуют, пока взрослый дочитывает предложение до конца. Это нужно для того, чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении.

Далее подумайте с детьми, как можно нарисовать портрет одной линией? Предложите им попробовать почувствовать некий характер через собственные движения: встал, прямой, как струна, застыл – какой ты сейчас? Твердый, крепкий, сильный, стойкий, ровный… А у Хаврошечки мягкий характер, какая линия будет? (волнистая) и т.д.

Поработав так до тех пор, пока дети не освоят разные начертания линий-характеров, можно предложить им нарисовать ваш «портрет», «портрет» товарища, соседа, мамы…

Когда дети научатся изображать символами предметы, героев сказок, взрослых, сверстников, можно предложить им составить модель сказки, в которой помимо образов героев можно изобразить их действия. Детям дают длинные узкие листочки (на них удобнее располагать действия последовательно) и один цветной карандаш («многоцветие» мешает детям сконцентрироваться).

Читая или рассказывая сказку, предложите детям «записать» ее так, как «записал» бы ее древний человек, который не знал букв. Начинать надо с незнакомой сказки, иначе изображения будут опережать текст. Когда модели готовы, предложите детям рассмотреть рисунки – записи, обратите внимание на то, что сказка одна, а рисунки – записи разные. Самое интересное, что любую модель, кроме ее автора, никто другой прочитать не может. Предложите детям «прочитать» свои записи и по этим же моделям сочинить новые сказки: или по своей «записи», или по «записи» товарища. Сколько детей – столько сказок. Можно сочинять сказку всей группой или дома с родителями.

Новые сказки могут составляться по аналогии со знакомыми, могут быть совершенно на них не похожи (другая ситуация, другие герои, другие взаимоотношения между ними).

Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую. Умение составлять модели позволит детям в будущем составлять план устного ответа, писать изложение, сочинение.

Дети, умеющие пользоваться моделями, быстрее осваивают азы компьютерной грамотности, что в настоящее время приобретает все большее значение.

Задания:

1. Подберите литературных героев с яркими запоминающимися образами. Обозначьте их линией. Объясните взаимосвязь между особенностями личности выбранного персонажа и характером линии, которой вы его обозначили.

2. С помощью линии нарисуйте «портрет» вашего друга, коллеги, начальника (тема по выбору студента). Объясните взаимосвязь между особенностями личности выбранного вами человека и характером линии, которой вы его обозначили.

3. Составьте модель сказки (сказка по выбору студента). Рассмотрите рисунки – записи и сочините по ним новые сказки-рассказы.

4. Подумайте, в каких видах деятельности дошкольников и как можно использовать графическую аналогию. Проиллюстрируйте свой ответ наглядными примерами.

Словесная символическая аналогия 1

Словесная символическая аналогия позволяет словам–символам кратко передать содержание или смысл.

Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание. Например:

По-жила!

Пришла. Поиграла. Подралась. Поела. Послушала. Почесалась. Порисовала. Помогла. Погуляла. Поела. Помучилась. Проснулась. Поиграла. Почесалась. Попрыгала. Поела. Погуляла. Пошла. Пришла. По… нет, отмучилась!

Можно, передавая содержание произведения, героев и действия обозначать символическими нереальными словами. Например:

Финяфа

Л. Петрушевская

Финяфа фия за фифками в малюсеньком тонике. Рядом тявки масюсенькие ибочки. Кап-кап капусник. Ибочки так тявали, тявали и вытявалися выше темка. Финяфа целый день якалась, что у нее екая – маекая крыша из ибочки. Пусть теперь капает капусник, тоник не прокапает. А под иякими ибочками финяфа поставила солик со суликами и пьет сик с чаеками. А чаеки пьют сик с пикими и финяфу хвалюкают.

При сочинении таких «произведений» надо придерживаться правила: если вначале, каким–либо символом обозначили персонаж или действие, менять его нельзя, иначе дети составят просто набор слов, «потеряв» содержание. На начальном этапе воспитатель предлагает детям слова–символы, потом они находят символы самостоятельно. Кроме того, не гонитесь за «длинными» произведениями – достаточно нескольких предложений. Используйте детские «произведения» в играх драматизациях: детям нравится произносить незнакомые или придуманные самими слова, их всегда можно по ходу поменять, и не надо ничего заучивать и репетировать.

Дети очень любят сочинять «абракадабрские» стихи, заменяя реальные слова собственными, выдуманными. Необходимо только объяснить детям: чтобы стихи что-то описывали, надо согласовывать слова в предложении, не менять имена собственные, а одинаковые действия обозначать одними словами – аналогами. Сочиняя стихи на знакомые рифму и ритм, дети осваивают ритмику стихосложения. Например, на стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет»:

Файна Няфа морко тичет:

Поришара в кушке чичик.

Ша-ши, Няфочка, не тич,

Не каюкнет в кушке чич!

Можно придумывать стихи с максимальным использованием изучаемых букв или слогов. Например, по колыбельной «Баю-баюшки-баю»:

Мау – маушки – мау,

Му матуся на мую.

Ми миусенький мусет,

Мо моукнет и мисет.

Задания:

1. Используя слова - символы составьте краткий текст – рассказ на тему: в библиотеке, поездка на автобусе в час-пик, экзамен, лекция, на работе, разговор с заведующей детского сада (тема по выбору студента).

2. Пользуясь символическими нереальными словами, составьте рассказ.

3. Заменяя реальные слова выдуманными, сочинить «абракадабрские» стихи (стих – основа по выбору студента).

4. Придумайте стихи с максимальным использованием каких-либо букв или слогов (буквы и слоги по выбору студента).

5. Прочитайте громко в слух с выражением

А.Пушкин С.Есенин С.Есенин

17 30 48 14 126 14 170! 16 39

140 10 01 132 17 43 514 700 142

126 138 16 42 511 612 349

140 3 501 704 83 17 114 02

В.Маяковский А.Барто А. Барто

2 46 38 1 2 15 42 35 06 07

116 14 20! 42 15 6 07 17

15 14 21 37 08 5 45 3 26

14 0 17 20, 20, 20. 20, 20, 20.

6. Сочините стихи, используя вместо слов цифры.

Аналогия – слово греческого происхождения, которое имеет два значения. 1) сходство в каком-либо отношении между предметами или явлениями. Например, такое сходство можно наблюдать у звуковых и электромагнитных волн: интерференция, законы отражения и преломления; 2) умозаключение, в котором на основании сходства двух предметов или явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении.

При рассуждении по аналогии сопоставляются два объекта. На основании их сходства в некоторых признаках, делается вывод об их сходстве в других признаках. При таком рассуждении знания, полученные при рассмотрении одного объекта, переносятся на другой менее изученный объект.

Выделяют четыре вида аналогий: прямая, личная, фантастическая и символическая. Рассмотрим подробно прямую аналогию.

Прямая аналогия предполагает сопоставление исследуемого или проектируемого объекта с естественными или искусственно созданными объектами этой же или другой области, а также решаемой задачи с подобными задачами в рассматриваемой или другой предметной области.

Применение прямой аналогии связано со свободным ассоциативным поиском, основанным на родстве внешних форм, выполняемых функций и процедур. В зависимости от способа сопоставления различают аналогию: операций (функций, принципа действия), строения, формы и отношений.

3.1. Аналогия операций

Аналогия операций (функциональная аналогия) является одной из наиболее распространенных видов прямой аналогии. Она характеризует направленность мышления связанную со свободным ассоциативным поиском в области материальных объектов выполняемых операций, принципов действия, функций, а также способов решения задач. Поиск осуществляется, прежде всего, в сторонних отраслях знаний, например, биологии, геологии, астрономии. Подмечено, что биология – самая продуктивная область для нахождения аналогий. Это подтвердилось фактом создания новой науки на стыке биологии и техники – бионики.

Для поиска аналогий необходимо сначала определить, какие операции (действия), функции должен выполнять объект, а потом искать, кто или что в окружающем мире выполняет такие же или близкие операции.

Пример. Некоторые аналогии операций. Детская игрушка волчок натолкнула изобретателя Э. Сперри на создание гироскопических приборов для автоматического управления самолетом.

Когда потребовалось создать прибор, обнаруживающий приближение шторма, то выяснилось, что в природе очень точно за 10…15 ч. предугадывает шторм обыкновенная медуза. Исследования показали, что медуза очень чувствительна к инфразвуковым волнам частотой 8…13 Гц. Оказалось, что эти колебания являются предвестником надвигающегося шторма. Таким образом была поставлена задача разработки прибора с соответствующей чувствительностью, которая и была решена.

Устройство для движения в грунте было создано инженерами после тщательного изучения «принципа работы» корабельного червя тередо, прокладывающего себе тоннель в бревне. Первые машины для подземных работ отбрасывали грунт назад. Инженер А. Требелев поместил крота в ящик с утрамбованной землей и просвечивал ящик рентгеновскими лучами. Оказалось, что крот все время вертит головой, вдавливая грунт в стенки туннеля, что явилось удачным решением для создания искусственного крота.

Как показывает практика для того, чтобы обнаружить подходящую аналогию, нужно сформировать подобие базы данных перспективных феноменов.

Группе С поставлена проблема изобретения распылителя для таких веществ, как клей или лак и т.д. Это должно быть приспособление без крышки, которую нужно снимать и заменять каждый раз при использовании. Отверстие диспенсера должно быть сконструировано так, чтобы оно открывалось для работы и закрывалось после использования. Члены группы стали искать в природе аналогии (пример с лошадью).

А: Устрица высовывает свою шею из раковины...снова втягивает в раковину.

В: Да, но раковина устрицы - это ее скелет. Живая часть. анатомическое ее строение внутри.

С: Какая в этом разница?

А: Шейка не очищает себя... она просто втягивает себя под защиту раковины.

Д: Какие еще есть другие аналогии?

Е: А как насчет человеческого рта?

В: Что он распыляет?

Е: Плюет...рот выплевывает, когда захочет... Он не очищает себя по-настоящему...попадает на подбородок.

А: Мог бы быть такой рот, который бы не плевал на себя?

Е: Может быть, но это была бы стоящая выдумка... если человеческий рот не может содержать себя в чистоте со всей обратной связью человеческая система...

Д: Когда я был маленьким, я рос на ферме. Я обычно управлял телегой с сеном, запряженной парой лошадей. Когда лошадь собирается испражняться, я видел...как анальное отверстие открывается... расширяется... и закрывается...

Позже группа синектики, работающая на проблеме распылителя, изобрела устройство, которое работало точно так, как было описано в аналогии. Разнообразие образования среди членов группы дает множество примеров, успешно применяемых в механизме прямой аналогии.

Работы по классическим научным открытиям, а также 17 лет практических изобретений показывают, что биологическое восприятие физических явлений порождает полезные точки зрения. Ф. Гельмгольц при обсуждении изобретения офтальмоскопа уверен в влиянии различных научных областей друг на друга. «Я объясняю свой успех тем фактом, что обстоятельства, к счастью, обогатили меня знанием геометрии и изучением физики среди врачей, где физиология предстала целиной большой плодотворности, в то время как, с другой стороны, мои знания явлений жизни привели меня к проблемам, которые находятся вне чистой математики и физики!» Сравнение научных наблюдений в одной области с другой областью помогает выразить проблему по-новому. Ф. Гальтон подчеркивал необходимость адекватного знания, так, что потенциально разрушительные чуждые идеи могли быть тщательно отобраны и подобраны.

Пастер пишет, что его успешная работа по асимметрии естественной органики была основана на разнообразных понятиях, заимствованных из противоположных сфер науки. И обычай Кавендиша «сводить вместе непохожие вопросы» позволял ему постоянно сравнивать явления и теории одной области науки с другой. В искусстве мы тоже можем наблюдать эффект прямой аналогии. Например, поэзия Гете была выражена в музыке. Он говорил: «Мне часто казалось, как будто невидимый гений нашептывал мне что-то ритмическое, так что во время прогулок я всегда следовал ритму и в то же время я слышал нежные мелодии, сопровождающие песню».



А Шиллер заметил: «У меня концепция сначала не имеет определенного или ясного объекта: это приходит позднее. Этому предшествует определенное музыкальное состояние души, и за этим во мне только потом следует поэтическая идея». И в искусстве, и в науке механизм прямой аналогии функционирует как конструктивная часть творческого процесса.

От одного из упрямейших успешных промышленных изобретателей века идет пример прямой аналогии, который имел место в процессе изобретения тетраэтил. Считая, что керосин хуже горит, чем газолин, как известно, два ученых считали, что это потому, что керосин не испарялся так же хорошо, как газолин. Они вспомнили про дикий цветок с красными лепестками, который цветет ранней весной, даже под снегом. Если только керосин покрасить в красный цвет, думали они, он мог бы, как листья того цветка, впитывать тепло быстрее и испарялся бы достаточно быстро, чтобы гореть в моторе как газолин.

Область аналогии и символизм были приняты синектикой. Механизмы метафоры, в которые входят символическая аналогия и личная аналогия, а также прямая аналогия, применяются в нашей ежедневной экспериментальной работе. Теория синектики согласна с утверждением, что человек не знает даже свою науку, если он знает только ее.

Многие способы выработки оригинальных мыслей и идей на сегодняшний день востребованы в самых разных сферах жизни. С их помощью руководители крупных организаций повышают эффективность работы в условиях жесткой конкуренции, а творческие группы стимулируют выработку неординарных методов деятельности.

Аналогия - что такое? Один из многих способов реализации необычного подхода к решению задачи. Его особенность в существовании возможности использования нескольких приемов, совокупность которых значительно расширяет границы поиска оригинального ответа на тривиальный вопрос.

Метод аналогии: цель, суть и назначение

Целью данного метода является максимальный «разгон» мышления, вкупе с уменьшением влияния психологической инерции. Это позволит найти оригинальное решение проблемы.

Метод аналогии применяется для поиска нестандартных выводов в разнообразных сферах деятельности человека. Его систематическое применение происходит в области теории подобия, которая часто используется в моделировании.

Применение аналогий - это один из многих универсальных приемов, который мобилизует ресурсы интеллекта с целью решения задач творческого характера и поиска новых идей.

В чем суть этого метода? Аналогия применяется для того, чтобы навести мозг на необычные мысли о чем-либо, но она не дает ответа на вопрос о правильности полученного предположения.

В некоторой мере делает незнакомые вещи знакомыми и с помощью увиденного сходства позволяет решить проблему уже известным способом, и наоборот: делает знакомые вещи незнакомыми, давая возможность посмотреть на проблему с новой стороны, что часто наталкивает на новые и оригинальные решения.

Каков план действий?

Понятие «аналогия» включает в себя четыре фундаментальных вида этого способа решения задач: прямую, символическую, субъективную и фантастическую аналогии, каждая из которых охватывает опыт и мысли людей.

Каждому из этих видов присущи свои правила поиска аналогии.

Они становятся более очевидными, если ввести следующую классификацию:

  • Прямые - реальные.
  • Символические - абстрактные.
  • Субъективные - телесные.
  • Фантастические - нереальные.

Простые аналогии подразумевают вывод, в процессе которого на основании сходства двух предметов в одних признаках заключают об их сходствах и в других. Их используют при классификации ряда предметов. Сложные аналогии - это выводы, которые сделаны на основании совокупности признаков предметов путем различных умозаключений.

Виды аналогий

Итак, аналогия - что такое? синектики. Один из самых распространенных способов активизации творческого потенциала человека, с помощью которого можно преодолеть привычные шаблоны. Этот метод основывается на свойствах мозга устанавливать между предметами, словами, чувствами, эмоциями, понятиями, впечатлениями и мыслями.

Прямая, фантастическая, личная и субъективная аналогия. Что такое? Это основные виды креативного Рассмотрим подробнее каждый из них.

Прямая аналогия

Для работы с этим видом синектики необходимо найти похожие решения задачи в иных областях жизнедеятельности человека: быт, промышленность, природа, наука, бизнес и т.д. Например, в рекламе сварочного оборудования, основная характеристика которого - высокая скорость работы, применялась аналогия со швейной машинкой.

Символическая аналогия

Метод символической аналогии подразумевает сведение всей вашей креативной задачи к короткому символу или выражению, которое отразит суть вашей проблемы. Это может быть некой метафорой, образом, знаком. Самое главное - максимально четко и лаконично выразить суть задачи, нуждающейся в решении. Самый простой пример: мороженное - это сладкий лед.

Фантастическая аналогия

Для применения фантастической аналогии с целью решения творческой задачи необходимо поместить ее в несуществующую, нереальную среду. Можно при этом использовать фантастическую технику, антигероев или героев.

Личная или субъективная аналогия

При применении метода субъективной или личной аналогии необходимо предметом (или его частью) или же элементом решаемой творческой задачи. Суть данного способа поиска новой идеи заключается в том, чтобы почувствовать, как выбранный объект влияет на окружающую среду, а окружающая среда - на объект.

Построение аналогии: тонкости метода синектики

Как правильно применить этот способ креативного решения задачи? Построение аналогии - это достаточно известный метод создания свежих идей, однако, как и у любой техники, у него есть свои характерные особенности, зная которые вы сможете использовать его более эффективно. Синектика служит простой и полезной цели: сдвинуться с мертвой точки и начать генерировать идеи. Она дает толчок, который необходим для того, чтобы преодолеть силу притяжения обыденной реальности и ворваться в бескрайний и чарующий мир возможного.

Приведем самую продуктивную схему решения творческой задачи.

  1. Максимально четко сформулируйте задачу, которую необходимо решить. Работу всегда необходимо начинать именно с этого шага, так как без него в 90% случаев все дальнейшие действия могут быть направлены не в ту сторону. Итак, письменно сформулируйте задачу. Старание, затраченное на фиксацию того, чего вы хотите добиться, в ходе работы многократно окупится.
  2. В отношении развития задачи задайте серию вопросов по типу «Если …, то какой?» на самые простейшие темы. Например: если обувь, то какая? Если занятие, то какое? Если сказка, то какая? Если песня, то какая? Если книга, то какая? Не забудьте ответить на них. Таким образом, можно сгенерировать начальный набор тем для приведения ассоциации.
  3. Следующий шаг, который вы должны сделать - это выбрать две или три аналогии, кажущиеся вам наиболее интересными и связанными с каким-то процессом.
  4. Теперь с каждой из них раскройте процессы, которые лежат в основе исходной задачи. С этой целью разделите лист бумаги на две колонки. Левая колонка будет содержать описание процессов, которые связаны с темой аналогии, а правая - процессы, связанные с вашей проблемой.
  5. Следующий шаг - поиск сходств и параллелей между процессами в левой и правой колонок. Подумайте, как можно использовать полученные сопоставления с целью решения задачи. Все возникающие идеи фиксируйте на бумаге.
  6. Выберите лучшие идеи и займитесь их доработкой.

Вот и весь алгоритм метода аналогии. Успех решения напрямую зависит от начальной подборки тем, удачного выбора ассоциаций, умения увидеть закономерности процессов, вашей раскрепощенности при создании идеи. Чуть-чуть энергии - и полученный результат превзойдет все ваши ожидания.

Метод аналогии можно успешно использовать во всех областях деятельности, где необходим свежий взгляд на обыденные вещи.

Синектика: плюсы и минусы

Аналогия - что такое? Один из самых популярных методов мозгового штурма. Рассмотрим его достоинства и недостатки.

Достоинства синектики заключаются в ее эффективности, универсальности, в сравнении с иными альтернативными способами развития абстрактного мышления. Кроме того, несомненный ее плюс заключается в совершенствовании индивидуальных качеств характера, среди которых воображение и интуиция. Метод аналогий - это хороший способ активизировать мозговую деятельность, который предусматривает критическую оценку при подготовке результата, а это, в свою очередь, повышает качество работы.

Среди недостатков синектики главным, пожалуй, является ее сложность, несмотря на то, что механизмы и инструменты этой техники кажутся достаточно простыми. Организация метода аналогий на уровне профессионала - это достаточно сложное мероприятие.