Речь онр. ОНР - что это такое и каковы его особенности? Особенность фонематического восприятия

Введение

В рамках данной работы, считаю необходимым изучить особенности речи детей c ОНР 3 уровня и методики, направленные на её коррекцию, что определяет цель исследования.

Задачи направлены на рассмотрение:

  • специфики общего недоразвития речи 3 уровня;
  • методик, корректирующих речевое нарушение, в аспекте изучаемого дефекта.
  1. Специфика ОНР 3 уровня

Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах XX века Р.Е. Левиной. Ей же были выделены три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР :

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолет, самосвал, пароход.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, «лябока» вместо «яблоко». Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики» .

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, «мамой ездиля асьпак, а потом ходиля де летька, там звяна. Потом асьпальки небили. потом посьли пак» вместо «С мамой ездила в зоопарк, а потом ходили, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк» .

У детей с ОНР 3 уровня время появления первых слов не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте двух – трех лет, и в четырех – шести летнем возрасте .

Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. В этом случае ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова, отказываясь от тех, которых нет в его активном лексиконе .

Первые слова аномальной детской речи принято классифицировать следующим образом (рис.1).

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи впервые было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Г. М. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. С точки зрения психолого – педагогического подхода, следует различать три уровня речевого недоразвития

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи впервые было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Г. М. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. С точки зрения психолого – педагогического подхода, следует различать три уровня речевого недоразвития

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи впервые было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Г. М. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. С точки зрения психолого – педагогического подхода, следует различать три уровня речевого недоразвития

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи впервые было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Г. М. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. С точки зрения психолого – педагогического подхода, следует различать три уровня речевого недоразвития

Рис.1. Первые слова аномальной детской речи

Чем меньше слов в лексиконе у ребенка, тем больше слов правильно произносимых. Чем больше слов, тем больший процент составляют слова искаженные.

Для дизонтогенеза речи нередко характерно расширение номинативного словаря до 50 и более единиц при почти полном отсутствии словесных комбинаций. Однако наиболее частыми случаями являются такие, когда усвоение первых синтаксических построений начинается при наличии в активной речи до 30 слов, в более старшем возрасте, чем это имеет место в норме.

Таким образом, несвоевременное появление активного речевого подражания, выраженную слоговую элизию и несвоевременное овладение первыми словесными комбинациями, т.е. умением, пусть аграмматично и косноязычно, объединять слова между собой, следует считать ведущими признаками дизонтогенеза речи на ранних его этапах.

Безусловно, рано или поздно в жизни детей c недоразвитием речи наступает момент, когда они начинают связывать уже приобретаемые слова друг c другом. Однако слова, соединяемые в предложения, как правило, не имеют никакой грамматической связи между собой .

Существительные и их фрагменты используются преимущественно в именительном падеже, а глаголы и их фрагменты в инфинитиве и повелительном наклонении или без флексий в изъявительном наклонении. Из-за дефектов произношения, аграмматизма и укорочения длины слов высказывания детей непонятны окружающим.

При нарушениях развития речи глагольный словарь ничтожно мал по отношению к довольно обширному предметному словарю. В то же время этот словарный запас всегда недостаточен для календарного возраста детей, что дает основание ставить вопрос о введении в практическую логопедию понятий относительного (по отношению к этапу речевого развития) и абсолютного (по отношению к возрасту) словарного запаса .

Уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с нарушениями развития речи 3 уровня обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функции общения и преобладанием механизма имитации услышанных слов. Дети с ОНР иногда используют в одном предложении до 3-5 и более аморфных неизменяемых слов-корней. Такое явление, по мнению А.Н. Гвоздева, не имеет места при нормальном развитии детской речи .

Возраст, в котором дети начинают замечать «технику» оформления слов в предложениях, что связано с процессами членения (анализа) слов в языковом сознании ребенка, может быть самым различным: и в 3, и в 5 лет, и в более поздний период.

Несмотря на то, что в некоторых условиях синтаксического построения дети грамматически правильно оформляют концы слов и им доступно их изменение, в других аналогичных синтаксических построениях на месте правильной формы слова, которую следовало бы ожидать, ребенок продуцирует некорректные формы слов или их фрагменты: «кататя аизах и коньки» (кататься на лыжах и коньках).

Если при нормальном развитии речи однажды воспроизведенная форма быстро «захватывает» ряды слов и дает большое количество случаев образований форм слов по аналогии, то при нарушениях речевого развития дети не способны использовать «подсказывающий» образец слов. А поэтому в грамматическом оформлении одних и тех же синтаксических построений имеются непредвиденные колебания.

Характерной особенностью дизонтогенеза речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных .

Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко используют формы слов независимо от того значения, которое необходимо выразить в связи с используемой синтаксической конструкцией. В случаях тяжелого недоразвития речи дети длительно не усваивают синтаксического значения падежа: «ест каша», «сидит тульчику» (сидит на стульчике). В менее тяжелых случаях указанное явление имеет место в единичных случаях.

Материалы патологии детской речи обнаруживают, что на пути к овладению правильной грамматической формой слова ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических языковых единиц. При этом выбираемая грамматическая форма слова чаще всего находится в прямой зависимости от общего уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строя речи .

Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторские возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Анализируя особенности связной речи дошкольников c ОНР 3 уровня, можно выяснить, что чаще всего речь этих детей не соответствует возрастной норме. Даже те звуки, которые они умеют правильно произносить, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Например: «Ева и Сясик игали. Масик бёщиль пальку летьку, щабака щётлить. Щабака бизит воду, то дощаль пальку.» (Лева и Шарик играли. Мальчик бросил палку в речку, собака смотрит. Собака бежит к воде, чтобы достать палку) .

Для этих детей характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном, это свистящие, шипящие, аффикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Особенностью звукопроизношения этих детей являются недостаточное озвончение звуков [ б ] , [ д ] , [ г ] в словах, замены и смещения звуков [ к ] , [ г ] , [ х ] , [ д ] , [ л’ ] , [ й ] , которые в норме формируются рано («вок гом» - вот дом; «тот тусяй молято» - кот кушал молоко; «моля любка» - моя юбка).

Фонематическое недоразвитие у детей описываемой категории проявляется в основном в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся наиболее тонкими акустико-артикуляционными признаками, а иногда захватывает и более широкий звуковой фон. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.

Диагностическим показателем является нарушение слоговой структуры наиболее сложных слов, а также сокращение количества слогов («вототик титит вотот» - водопроводчик чинит водопровод; «ватитек» - воротничок) .

Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановке и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове («вототик» - вместо «животик», «вленок» - «львёнок», «кадовода» - «сковорода», «вок» - «волк» и т.п.). Типичными являются также персеверации слогов («хихист» - «хоккеист», «ваваяпотик» - «водопроводчик»); антиципации («астобус» - «автобус», «лилисидист» - велосипедист); добавление лишних звуков и слогов («ломонт» - «лимон»). Бытовой словарь детей с общим недоразвитием речи 3 уровня в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. С наибольшей очевидностью это выступает при изучении активного словаря. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве (ступеньки, форточка, обложка, страница).

Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).

В словаре детей мало обобщающих понятий; почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Анализ высказываний детей с общим недоразвитием речи выявляет картину выраженного аграмматизма. Характерными для подавляющего большинства являются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы», «гнезды» и т.п.); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки» и т.п.); прилагательных с существительными в роде и падеже («я рисую краском ручкам»).

Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание («я идаю батиком» - «я играю с братиком»; «книге лезит тае»- «книга лежит на столе»); замена («нига упая и тая» - «книга упала со стола»); недоговаривание («полезя а забор» - «полезла на забор»; «полься а уисю» - «пошла на улицу») .

Подводя итог вышеописанному, можно сделать следующие выводы, дети с ОНР 3 уровня имеют недостаточный словарный запас; допускают в речи лексические ошибки, плохо согласовывают слова в роде, падеже; с трудом овладевают связной речью; их звукопроизношение отстает от возрастной нормы. При ОНР III уровня речевого развития ребенок не может спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, одной из главных задач которого является научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

  1. Методики, направленные на коррекцию ОНР 3 уровня

Коррекционная работа, c детьми, имеющими ОНР 3 уровня должна строиться как в рамках специализированной помощи, так и дома. В связи c этим разрабатываются методики, которые могут быть использованы родителями и методики, рекомендованные логопедам .

Так, для домашних заданий могут быть рекомендован следующий комплекс упражнений, применяемый в аспекте той или иной лексической темы.

Лексическая тема «Осень. Деревья»

  1. Выучить слова: осень, небо, дождь, ветер, дерево, листья, береза, сосна, ель, дуб, клен, рябина, высокий, низкий, зеленый, красный, желтый, разноцветные, старый, молодой, хмурое, пасмурное, дует, падает, льют, моросит, срывает.
  2. Игра «Один – много». Дерево-деревья, ветка-ветки, дождь-дожди, ветер-ветра, лист-листья, береза-березы, сосна-сосны, дуб-дубы, клен-клены, рябина-рябины, туча-тучи.
  3. Повтори рассказ-описание об осени. Наступила осень. Небо стало пасмурным и серым. Дует сильный ветер. Идут холодные дожди. Листья на деревьях желтые, красные, зеленые. Пожелтела трава. Птицы улетели на юг.
  4. Игра «Чей листочек?». У березы-березовый, у дуба-дубовый, у клена-кленовый, у рябины-рябиновый.
  5. Выучить стихотворение.

Вдруг закрыли небо тучи, Разведет повсюду слякоть.

Начал капать дождь колючий. Грязь и лужи на дороге,

Долго дождик будет плакать, Поднимай повыше ноги.

Лексическая тема «Овощи»

  1. Выучить слова: овощи, картофель, капуста, помидор, свекла, репа, редис, лук, чеснок, кабачок, огурец, вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый, длинный - короткий, толстый-тонкий, гладкий-шершавый, растут, убирать, сажать, готовить, варить, жарить, солить, резать.
  2. Игра «Назови ласково». Помидор-помидорчик, огурец-огурчик, морковь-морковка, лук-лучок, репа-репка, редис-редиска.
  3. Игра «Доскажи словечко». Сравнить по форме. Огурец овальный, а помидор …. Морковка треугольная, а лук …. Свекла круглая, а кабачок ….

Сравнить на ощупь. Огурец шершавый, а кабачок …. Картофель твердый, а помидор ….

  1. Игра «Что лишнее?». Огурец, кабачок, капуста, морковка (по цвету). Капуста, помидор, лук, огурец (по форме). Репа, чеснок, яблоко, огурец (фрукт).
  2. Составить рассказ-описание по образцу. Овощ выбираете любой. Это огурец. Это овощ. Огурец растет в огороде. Он овальный, зеленый, шершавый, сочный. Огурцы солят в банках.
  3. Отгадай загадки. Одну выучить наизусть.

Я важный и сочный. У меня красные щечки (помидор)

За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь – гладкая, на вкус – как сахар сладкая (морковь)

На грядке длинный и зеленый, а в банке желтый и соленый (огурец)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи – меня в них ищи (капуста)

Сочинить свою загадку. Родители записывают в тетрадь.

Лексическая тема «Одежда»

  1. Выучить слова: шорты, футболка, майка, трусы, носки, брюки, кофта, свитер, платье, юбка, куртка, шарф, варежки, перчатки, пальто, шуба, одежда, теплая, зимняя, летняя, одевать, снимать, стирать, гладить, складывать, убирать.
  2. Игра «Одень гномика». Трусы – трусики, носки – носочки, брюки – брючки, кофта – кофточка, юбка – юбочка, шарф – шарфик.
  3. Игра «Купим одежду для девочки», «Купим одежду для мальчика». Назвать, что одевают девочки, а что мальчики.
  4. Составить рассказ – описание об одежде.

Например: Это детская куртка. Она теплая, красная. У куртки есть капюшон, рукава, карманы, замок. Ее одевают в прохладную погоду.

  1. Выучить стихотворение.

Я рубашку сшила мишке, Надо к ним карман пришить

Я сошью ему штанишки. И конфетку положить…

Так в рамках темы «Ягоды», можно закрепить название ягод, научиться составлять предложения; развивать у детей внимание, память, мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

Реализация этих целей возможна в ходе:

Игры «Что с чем рядом?»

На доске – 5-6 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с малиной (клубникой, смородиной, крыжовником, ежевикой)? Дети отвечают: «Рядом с малиной клубника и смородина и т.д.

Игры «Составление предложение».

На доске – три картинки с изображением ягод. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в корзинку?» Дети отвечают.

Физминутки.

Мы с друзьями в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдём,

Их в корзинки соберём

И домой мы принесём

Мы кричим в лесу: «АУ»!

Эхо там живёт в бору.

Дети импровизируют движения в такт стихотворению.

Игры «Подбери слово».

Логопед спрашивает детей: «ЧТО можно делать с ягодами?» (Искать, собирать, сушить, пробовать, варить, мыть, есть, класть и т.д.)

Составления рассказа «Ягоды».

Шиповник-это ягода. Она растёт в лесу на кустах. Кусты колючие, у них шипы. Шиповник красный, внутри у него - маленькие косточки. Шиповник очень полезный, в нём много витаминов.

Дети хором произносят рассказ. Затем логопед предлагает детям различные вариации пересказов , а именно:

1.«Расскажи самому себе». Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).

2.Пересказ в диалогических парах. Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают текст.

3.Пересказ по кругу. Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами.

4.Пересказ группе детей. Дети работают в группах, подобранных в соответствии с уровнем сформированности рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой кусок текста. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.

В качестве методик в работе c детьми, также можно использовать:

  • игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;
  • упражнения в моделировании пересказываемого сюжета (с помощью картинного панно, наглядной схемы);
  • рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам;
  • игра-упражнение «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
  • составление описания предмета по собственному рисунку;
  • использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов.

Заключение

В ходе работы было выяснено, что в логопедии под понятием «общее недоразвитие речи» понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики и грамматики). Различают 3 уровня речевого недоразвития.

Дети с ОНР 3 уровня имеют недостаточный словарный запас; допускают в речи лексические ошибки, плохо согласовывают слова в роде, падеже; с трудом овладевают связной речью; их звукопроизношение отстает от возрастной нормы. Следовательно, помимо множества недостатков в развитии связной речи, у детей c ОНР 3 уровня страдают все компоненты речевой функциональной системы: фонетико-фонематические, лексико-грамматические, семантические.

Дети с общим недоразвитием речи требуют целенаправленной коррекционной работы. Успешная работа по преодолению ОНР 3 уровня у детей, возможна только в синтезе усилий логопедов и родителей. Для комплексной коррекции сегодня, разрабатываются, различные картотеки с упражнениями, которые помогают работать c детьми, как специалистам, так и родителям.

Список использованной литературы

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 285 с.
  2. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология, 2002. - № 1. - С. 69 -76.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2010. – 236 с.
  4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Академия, 2007. – 361 с.
  5. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников./ Под ред. А.М. Шахнаровича. - М.: Академия, 2010. – 256 с.
  6. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство – пресс, 2007. – 224 с.
  7. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб.: Нева, 2005. – 315 с.
  8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение. - М.: Гном и Д, 2007. – 247 с.
  9. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - СПб.: Питер, 2009. – 361 с.
  10. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Академия, 2008. – 298 с.

Казалось бы, буквально вчера вы забирали из роддома крохотный беззащитный кулек с тихонько попискивающим младенцем. Позади остались первые именины, родня с нетерпением ждет, каким будет первое словечко, произнесенное крохой. Но карапуз откладывает торжественный момент, заставляя родителей терзаться и переживать. Или же малютка, которому пора в школу, еще лепечет столь неразборчиво, что даже мама подчас ничего не понимает. Что же такое – общее недоразвитие речи (ОНР) и как с ним совладать?

Под ОНР подразумевается совокупность расстройств речи во всех их проявлениях:

  • фонетическом – неверно произносятся звуки (как отдельные, так и вместе);
  • лексическом – беден словарный запас, затруднено понимание окружающих и выражение собственных умозаключений;
  • грамматическом – предложения несогласованны по форме или чрезмерно отрывисты, будто адаптированы для телеграфа.

Мышление у детей с диагнозом ОНР развито на аналогичном уровне относительно сверстников. Также не наблюдается ни глухота, ни частичная потеря слуха.

Стоит понимать, что степень тяжести расстройства напрямую зависит от этиологии заболевания. Предпосылки возникновения неприятных особенностей речевого развития:

  • Внутриутробные пороки формирования плода
  • Гипоксия и проблемы в родовой деятельности
  • Сильные ЧМТ и органические повреждения мозга
  • Социальная депривация
  • Недостаток внимания родителей, взаимодействий с ними (преимущественно до трехлетнего возраста).

Классификация

Классификация ОНР в зависимости от происхождения выглядит так:

  1. Неосложненное, или слабое – в случае недостаточного взаимодействия с обществом, слабом тонусе лицевых мышц, индивидуальными особенностями.
  2. Осложненное, или средней тяжести – при гидроцефальном синдроме, повышенном внутричерепном давлении и других неврологических отклонениях).
  3. Грубое, или тяжелое – если мозг пострадал из-за инфекций, травм, опухолей и причин аналогичной степени воздействия.

Напрямую связывают ОНР с уровнями речевого развития детишек.

1 уровень

Используется вспомогательная медикаментозная терапия:

  • Пантогам
  • Витаминный курс
  • Фенибут
  • Кортексин
  • Глицин
  • Энцефабол.

Самостоятельное назначение лекарств – дело опасное. Но куда худшим выбором будет отказ от приема средств, назначенных врачом.

Опытный невролог поможет медикаментозно поддержать мозговую активность, чтобы занятия были эффективны.

Коррекция

Для обучения грамоте детей с ОНР первостепенной задачей является преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, а также стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания. Если удалить основное препятствие, успеваемость непременно возрастет.

Коррекция ОНР производится посредством проведения курса упражнений:

  • Крохе завязывают глаза или отворачивают, прячут что-нибудь со стола. Задача – найти спрятанный предмет и верно назвать его.
  • Заучивать стишки и потешки наизусть.
  • Показать вещь в книжке с картинками.
  • «Съедобное-несъедобное»: кидается мяч, произносятся наименования еды вперемешку с другими словами. Если названный объект съедобен – мяч ловится, иначе откидывается назад.
  • Складывать в ящичек предметы определенного типа: все квадраты, всё зеленое, игрушки в форме животных и т.д.
  • Изображение диких зверей с проговариванием их свойств. «Покажи зайчика. Он скачет вот так – прыг-скок. У зайки длинные уши – покажи мамуле, какие ушки у заеньки».
  • – вращение язычком, разжатие и сжатие губ.
  • Проговаривание скороговорок на проблемные звуки.
  • Пальчиковое и стандартное рисование.
  • Полезен и массаж лицевых мышц. Его лучше проводить у опытного логопеда.

Будет ли лечение ОНР успешным, зависит от коллективных и последовательных усилий врача-логопеда, педагогов и, в первую очередь, семьи. Любовь и искренняя поддержка – лучшее лекарство, помогающее подчас сильнее всего. Не держите наследника «на коротком поводке», давая социализироваться – и, поверьте, проблема вскоре решится.

Недоразвитие речи - это группа речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в случае задержки психического развития (ЗПР).

Речевое недоразвитие наблюдается при сложных формах патологии речи: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда при заикании и дизартрии. Специалисты разных областей (педагоги, психологи, врачи) могут по-разному формулировать диагноз. Например, специалисты педагогической сферы недоразвитие речи различного происхождения могут назвать ЗРР задержка речевого развития ». Как правило, данный диагноз используют в отношении ребёнка до 5 лет) или ОНР общее недоразвитие речи », обычно термин употребляют в отношении ребёнка от 5 лет).

В зависимости от выраженности нарушения — от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии — можно выделить четыре уровня недоразвития речи:

  • I уровень. Так называемый «безречевой». В речи используются лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.
  • II уровень. Зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции.
  • III уровень. Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
  • IV уровень. Незначительные изменения всех компонентов речи. Недостатки дифференциации звуков, своеобразие слоговой структуры.

Недоразвитие речи любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать. Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • здоровье матери (перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.);
  • гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
  • родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга).

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок.

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Симптомы недоразвития речи у детей

Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями:

  • позднее появление первых слов (в 3-4 года, а иногда и к 5 годам);
  • нарушены фонетическая (звуковая) и грамматическая стороны речи;
  • ребенок многое понимает, но затрудняется озвучить свои мысли;
  • речь невнятна, малопонятна (по достижении 3 лет).

Необходимо учитывать возрастные рамки становления и развития речи.

Нормы развития речи ребёнка

  • Гуление и лепет (1-8 мес.)

Гуление — ребенок начинает издавать негромкие протяжные звуки или слоги: «а-гу-у», «га-а-а», «гу-у-у», «а-а-а», «у-у-у» и т.п. Преобладают гласные звуки.

Ближе к 6мес. у ребенка начинает появляться лепет. Он издает повторяющиеся слоги «та-та», «ба-ба», «ма-ма» и т.п. Ребенок как бы играет с голосовыми звуками. Ребенок в этот период начинает «называть» предметы и людей, с которыми общается. Начинается артикуляция. В лепете «отрабатываются» почти все звуки родного языка, которые он услышал от взрослых. Возникает и интонационная составляющая: радость, требования.

  • Первые слова и фразы (1-2 года).

Первыми словами ребенка являются не слова, определяющие объект или предмет, а глаголы, содержащие просьбу (требование): «дай», «на» и т.п. Количество первых слов зависит от состояния психического развития, поэтому их количество может очень отличаться у разных детей. Зачастую понять смысл того, что сказал ребенок, могут только люди из ближайшего его окружения.

К 1,5 годам первые слова начинают объединяться в двухсловные предложения, фразы. Их еще нельзя назвать предложением в полном смысле этого слова. Их даже понять довольно сложно, если ты не в курсе ситуации. К 2-м годам число слов в предложениях возрастает. Да и сам словарный запас ребенка активно увеличивается. Слова во фразах начинают разделяться на опорное слово и переменное.

  • Усвоение грамматики языка (2-3 года).

Количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает увеличиваться. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.

В этот период ребенок начинает осваивать изменение слова по числам, родам, падежам. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «сложностям» относится склонение существительных по падежам, а иногда - употребление правильного рода. Например, мальчик 2,5 лет может говорить «я пошла», «я сделала», и это является возрастной нормой. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана.

Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образами, но и словами. Появляется внутренняя речь. В 3 года ребенок начинает осваивать систему родного языка.

  • Контекстная речь (3-5 лет).

Ребенок начинает произносить законченные фразы и целые отрывки устной речи, которые имеют общий смысл. Это необходимый шаг для начала общения с собеседником.

И в это время формируется словарь его языка. Ребенок учится с помощью суффиксов и приставок изменять знакомые ему слова, т.е. начинается «словотворчество». Это говорит о том, что малыш осваивает и усваивает элементы языка. Такой «вид» творчества появляется у всех детей.

  • Освоение речевых норм языка (5-7 лет).

В этот период ребенок осваивает связную речь. Он высказывает какую-то мысль не в одном, а в нескольких предложениях. Правда, эти предложения еще несовершенны, но совершенствование речи происходит всю жизнь.

Важная отличительная черта речи этого периода — ребенок начинает излагать события в логичной последовательности, т.е. у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление.

Итак, нормы развития речи у ребёнка:

  • к 1 году ребенок в норме говорит от 2-х слов (слово – определенный звукокомплекс «обозначает» определенный предмет/действие/человека).
  • к 2-м годам появляется простая фраза («Папа, дай», «Хочу играть!»); появляются твердые согласные звуки [т], [д], [п]; все чаще стечение согласных замещается одним звуком; в сложных словах может пропускаться слог.
  • в 2,5 — 3 года ребенок переходит от «аморфных слов» (звукоподражательных, понятных только близким) к общеупотребительным словам; появляются твердые согласные звуки: [в], [с], [з], [л], [ч], [щ], [ж], [ц]; допускается смешение артикуляционно-близких звуков; слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах.
  • к 5-ти годам полностью формируется звукопроизношение; ребенок способен оценивать свое и чужое произношение; в слоговой структуре нарушений быть не должно.
  • к школьному возрасту ребенок овладевает практически всей сложной системой практической грамматики.

Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, т.к. сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую пассивная речь (понимание) опережает активную (произносительные слова могут появиться ближе к 2-2,5 годам).

Если Вы заметили у своего ребёнка симптомы недоразвития речи или ему уже поставили один из диагнозов, о которых шла речь выше, запишитесь на консультацию к нашим специалистам. Первичная консультация может быть одним из специалистов или : детский логопед, дефектолог и психолог нашего Центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в Центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Особенно рекомендована при задержке речи у детей . Это нейросенсорная слуховая стимуляция, которая позволяет воздействовать с помощью специальным образом обработанного звука на речь, коммуникацию, познавательные процессы, эмоциональную регуляцию. Часто уже после 1 курса Томатис детки начинают говорить. Томатис-терапию в центре Ember проводит директор центра, клинический психолог . Лицензированный Практик Томатис. В нашем центре используется только оригинальное оборудование.

Кто ведет прием в центре Ember для детей с задержками речи?

— ведущий логопед-дефектолог центра, стаж более 10 лет. Ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте. Работает в нашем центре с 2013 года. Огромное число . Использует Дэнас-терапию и специализированные наушники Forbrain в своей работе.
— ведущий педагог-дефектолог, стаж более 8 лет. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга и проводит занятия в офисе. Использует Дэнас-терапию.

Иногда, когда ребенок имеет проблемы с речью, врачи ставят такой диагноз: ОНР. Что это такое и как именно проявляется, почему дети страдают этим недугом, мы и рассмотрим подробно в данном материале. Также вы узнаете, какие занятия нужно посещать при наличии данного диагноза, как можно скорректировать речь малышей.

ОНР: что это такое

Указанная аббревиатура означает общее недоразвитие речи. Это заболевание, для которого характерны такие симптомы, как несформированная функция звуков, издаваемых ребенком, и смысла, который он хочет донести с их помощью. Кроме того, при нем отмечаются патологии лексико-грамматических и фонематических процессов, малыш не может согласовывать слова, произносить те или иные буквы и т.д.

Однако особенности детей с ОНР - это не просто в той или иной мере характерные для многих в дошкольном возрасте, но и глубокие виды патологии, которые, если ими не заниматься, могут привести к более серьезным нарушениям - дислексии и дисграфии, при которых ребенок не сможет овладеть техникой письма.

Также заболевание следует отличать от такого явления, как фонетико-фонематическое недоразвитие. Само ОНР нередко проявляется на фоне таких синдромов, как:

  • алалия (полное или практические отсутствие речи);
  • ринолалия (проблемы с артикуляцией и образованием голоса);
  • дизартрия (нарушенное произношение);
  • афазия (когда пропадает уже сформированная речевая функция).

Причины появления ОНР

Логопед, как правило, при осмотре может выявить причину, которая спровоцировала такое явление у ребенка. Многие из них относятся к периоду беременности у матери, в частности:

  • сильный токсикоз;
  • курение и употребление алкоголя при вынашивании;
  • применение вредных лекарств;
  • несовместимость групп крови матери и ребенка;
  • травмы при родах или патологии;
  • у малыша в раннем возрасте.

Среди прочих причин, которые вызывают выделяют плохие условия воспитания ребенка, а также частые инфекционные заболевания, включая стоматиты.

Наиболее тяжелая форма, которая требует особого внимания и лечения, - это ОНР, приобретенное в утробном периоде или в первый год жизни. Здесь очень важен контроль. Не забывайте о том, что нормальное развитие речи детей с ОНР невозможно без регулярных занятий у логопеда и обследований.

Как выявить заболевание?

Немало родителей, дети которых в том или ином возрасте не начинают разговаривать, когда их ровесники вовсю называют предметы, бьют тревогу. Иногда она совершенно необоснованная, поскольку если патологии отсутствуют, ребенок заговорит рано или поздно. А вот как определить наличие ОНР? Что это такое и как выглядит на практике, давайте проверим:

  • если речь у ребенка непонятна взрослым и ее трудно разобрать, и это не возрастное явление;
  • когда вы видите, что он вас хорошо понимает, но не может ничего сказать в ответ;
  • зачатки речи начинают формироваться с 4-5 лет;
  • если при разговоре малыш не может согласовывать элементарные формы падежей друг с другом (например, хороший девочка, пять домей, красивый солнце).

При любом из вышеназванных проявлений немедленно ведите ребенка к логопеду, а также по необходимости - к дефектологу и психоневрологу. Врач должен осмотреть его и определить, имеются ли ОНР и другие признаки задержки развития речи.

Классификация заболевания

Так, в зависимости от клинических проявлений у ребенка, ему может быть присвоена та или иная группа ОНР. Всего их существует три:

  • неосложненная (дисфункций отмечено минимум, существует малая регуляция тонуса мышц, отмечается незрелость эмоций и воли и т. д.);
  • осложненная (при наличии неврологических и психопатических расстройств, выражена, например, судорогами, церебральным параличом и другими синдромами);
  • грубое нарушение (органические виды поражения части головного мозга, отвечающей за речь, в частности, при алалии).

Также различают при ОНР уровни заболевания в зависимости от способностей ребенка говорить:

  • первый (когда дети не говорят вообще);
  • второй (речь есть, но крайне бедна, присутствует аграмматизм - нарушение употребления падежных форм, словарь скуден не по возрасту);
  • третий (фразы могут быть развитыми, но есть проблемы в звуковом и смысловом отношении);
  • четвертый (ряд пробелов в фонетике, лексике и грамматике при разговорной речи).

О каждом из уровней данного недуга мы еще подробно расскажем.

На фоне чего может быть общая недоразвитость речи у ребенка?

Характеристика ОНР такова, что нередко данное явление может появиться на фоне следующих заболеваний:

  • резус-конфликт;
  • асфиксия;
  • внутриутробная гипоксия;
  • черепно-мозговые травмы.

Речь детей с ОНР отличается от обычных, некоторые из них начинают произносить свои первые слова не раньше трех лет, в то время как нормой считается год-два. Говорят они меньше своих сверстников, медленно и неправильно.

Очень часто такие нарушения могут значительно сказаться на развитии прочих мыслительных познавания нового и т. д. Отмечается и двигательная дисфункция или нарушения координации движений. Ребенок практически не разговаривает, мало ходит, не интересуется тем, чем должен в своем возрасте: игрушками, книжками, не задает родителям вопросов, не тянется к общению с ровесниками, моторика тоже сильно страдает.

ОНР и его последствия могут быть не только результатом тех или иных патологий у мамы во время беременности или при родах. Нередко причиной появления недуга является социальный фактор, когда родители мало уделяют внимания ребенку и не разговаривают с ним. Чем меньше общаться с малышом, тем позже он начнет говорить: эта истина известна многим.

Особенности протекания тяжелых форм ОНР

Уровни заболевания отличаются друг от друга в зависимости от степени поражения речи. Всего их четыре, причем первый и второй - самые тяжелые.

Первый уровень характеризуется полным отсутствием связной речи независимо от возраста ребенка. Он использует для коммуникации нечто похожее на лепет, а также кусочки звуков, смысл у которых отсутствует. Словарный запас редко когда включает хотя бы несколько осмысленных слов, больше это звукоподражания и комплексы.

Произнести хотя бы одно осмысленное слово ребенку при таком диагнозе крайне тяжело, поскольку фонематический процесс находится лишь на начальной стадии (сродни младенцам до двух лет).

А вот при втором уровне речь детей с ОНР уже более осмыслена, хотя и далека от идеала. По крайней мере, они могут производить не только лепетание, но и некоторые простые звуковые конструкции до трех слов.

Как правило, дети не знают при данной форме ОНР, что такое единственное и множественное число, постоянно их путают, не могут назвать тот или иной предмет, не владеют согласовательной частью языка и не склоняют слова, когда это нужно. Как правило, подавляющее большинство малышей в аналогичном возрасте не имеет с этим никаких проблем.

Отмечается искажение звуков, их замена, вследствие чего даже взрослый не может понять, о чем он говорит, также ребенок просто не в состоянии анализировать свой разговорный процесс.

Работа с детьми при тяжелом поражении речи

Для развития назначаются специальные занятия с детьми с ОНР первых двух уровней.

Они призваны решать такие задачи, как:

  • формирование задатков внимания к речи;
  • развитие произношения слогов;
  • умение различать и воспроизводить звуки;
  • продвижение фонематического восприятия;
  • возможность производить элементарные речевые словоформы;
  • расширение словарного запаса ребенка;
  • усвоение простейших грамматических единиц.

Также для занятий в зависимости от возраста и степени заболевания характерна та или иная методика. ОНР лечится путем выполнения таких упражнений, как:

  • вызывание звуков и их автоматизация;
  • практическое развитие слоговой структуры слов;
  • умение понимать конструкцию речи на уровне лексики и грамматики и многое другое.

Поражения речи 3 уровня

На данном уровне присутствует уже более связная речь детей с ОНР, и окружающие могут хотя бы понимать, что они имеют в виду.

Для этой формы недуга характерно применение простых односложных предложений, а вот более тяжелые грамматические конструкции построить уже получается с большим трудом. В частности, ребенку крайне тяжело удается усвоить произношение причастных и деепричастных оборотов, усвоить логические и причинно-следственные связи предметов в общении с другими людьми.

При данном уровне ОНР он может уметь употреблять при разговоре практически все части речи и преимущественно правильно произносит названия вещей и явлений вокруг себя. Ключевыми в запасе являются существительные и глаголы, а вот прилагательные с наречиями могут использоваться крайне редко. Присутствуют ошибки в предлогах, союзах, согласованиях, неправильно делаются ударения в словах.

Наиболее легкая форма заболевания

Четвертый уровень является наиболее легким, однако дошкольники с ОНР даже в такой степени все равно тяжелее прочих детей осваивают подготовку к обучению. Они значительно отстают от своих сверстников в плане развития речи.

В глобальном плане серьезные нарушения при этой форме отсутствуют, более того, словарный запас ребенка относительно велик. Но он не знает и не понимает, что представляют собой синонимы, антонимы, не может запомнить ни один афоризм и не способен уловить их суть, даже если это долго объяснять. Аналогично ситуация может обстоять и с восприятием загадок, ведь сильно страдает.

Характерной особенностью является перескакивание на второстепенные детали при рассказе о чем-то и пропуск ключевых моментов действия, частые повторы того, о чем уже упоминалось ранее. Именно поэтому занятия с детьми с ОНР такого типа должны проводиться регулярно и включать такие методики, как пересказы текстов и другие способы формирования описательного мышления и возможности озвучить задуманное.

Диагностика заболевания у логопеда

В большинстве случаев логопед и другие врачи назначают обследование ОНР, которое включает общую диагностику речи ребенка и каждого из физиологических процессов, принимающих участие в ее формировании.

Предварительный этап этого исследования заключается в беседе с родителями касательно особенностей протеканий беременности и родов, а также социальных условий воспитания ребенка: как часто с ним разговаривают, какую лексику употребляют в общении и многое другое.

Затем производится диагностическое обследование речи и уточняется, насколько сформированы компоненты речевой системы в текущем случае. Для этого сначала изучается степень связанности разговора путем просьбы описать картинку своими словами или назвать предметы.

После всего делается заключение от врача-логопеда, в котором указывается уровень ОНР и сопутствующие факторы, если они присутствуют. Осмотр позволит успокоиться тем родителям, которые за данное заболевание приняли для которой характерны лишь медленные темпы формирования разговорных навыков ребенка, а нарушения при этом отсутствуют.

Коррекционные мероприятия

В лечебных целях проводится такое мероприятие, как коррекция ОНР. Что это такое и как ее проводят, мы представим ниже.

При первом уровне упор идет на развитие понимания обращения к ребенку и активизацию самостоятельного произношения. Речь не идет о правильности с фонетической точки зрения, но грамматике уделяется определенное значение с целью правильного запоминания строения слов.

Если у детей ОНР 2 уровня, коррекция включает в себя формирование умения строить фразы и различать лексические конструкции, уточняется звукопроизношение, идет стремление к отсутствию употребления лишних символов в том или ином слове.

На третьем развивается связность речи и совершенствуется фонематические восприятие разговора. Дети готовятся к правильному усвоению грамматики.

А вот при наиболее легкой форме ОНР - на четвертом уровне - коррекционные меры направлены на то, чтобы разговорные способности соответствовали норме по возрасту, практикуется изучение навыков написания букв и слов, а также основы чтения.

При первых двух уровнях заболевания дети школьного возраста не могут обучаться наравне со своими ровесниками и требуют специального внимания. Для этого существуют образовательные заведения для особых категорий учеников, где учителя уделяют пристальное внимание тому, чтобы существующие проблемы были со временем преодолены. При ОНР третьего уровня можно обучаться в обычной школе, но в специальных а при четвертом такой ребенок может свободно идти в первый класс наравне со сверстниками, однако регулярно посещать занятия у логопеда.

Наглядное моделирование в качестве метода лечения ОНР у детей старшего дошкольного возраста: показания к использованию

Врачи-логопеды после проведения диагностических мероприятий в отношении детей с ОНР третьей и четвертой формы отмечают в основном наличие следующих проявлений:

  • связные предложения очень краткие;
  • непоследовательность высказываний;
  • фрагменты текста могут не иметь между собой логической и причинно-следственной связи;
  • малая информативная база.

Также дети нередко с удовольствием в красках рассказывают о том, как они провели лето или посетили парк развлечений, однако написать сочинение на указанную тему не могут. И не потому, что мало осведомлены о чем-то, а вследствие отсутствия возможности оформления воспоминаний в связанные грамматически правильно составленные конструкции.

Именно поэтому логопеды часто применяют наглядное моделирование в качестве метода усовершенствования речевых навыков при ОНР. Благодаря ему дети могут научиться воспринимать те или иные абстрактные понятия в качестве зрительных образов, поскольку, по утверждениям многих специалистов своей отрасли, в раннем возрасте визуальный материал усваивается гораздо быстрее вербального.

Понятие наглядного моделирования

Наглядным моделированием называют материальное воспроизведение свойств того или иного объекта, включающее в себя такие этапы:

  • анализ абстрактного понятия;
  • перевод его на язык знаков;
  • работа с моделированием.

В логопедии данный метод применяется как способ обучиться новым словам, а также с целью познания новых явлений окружающей среды для детей раннего возраста. Особенно это важно для тех детей, страдающих ОНР, которые были обделены общением со стороны родителей и им мало уделяли внимания в плане развития восприятия мира.

Для старшего дошкольного возраста с целью пополнения словарного запаса и улучшения речевых функций предлагаются такие задания, как пересказ текста, составление собственного рассказа по картине, описание того или иного действия.

Опыт специалистов показал, что при ОНР занятия с применением наглядного моделирования позволяют во многих случаях значительно скорректировать словарный запас и приблизить навыки общения к нормальным для своего возраста.

Когда не нужно бить тревогу?

Вполне естественно, что далеко не всегда опасения родителей имеют под собой обоснованную почву. Например, если у вас ребенок в два года умеет произносить только отдельные слова, а соседский малыш уже вовсю терзает окружающих вопросами на тему обустройства мира, то, вполне возможно, что спустя всего пару месяцев ситуация изменится кардинально, и поводов для беспокойств у вас уже не будет.

Однако для уверенности лучше посетить врача и провести соответствующие диагностические мероприятия, чтобы выяснить, нормальна ли такая задержка в вашем случае или нет.

Аналогично нельзя принимать за ОНР неспособность ребенка произносить определенную букву, чаще всего это касается «р». Такой дефект, конечно же, нельзя выпускать из виду, его нужно лечить у логопеда. В противном случае он может остаться на всю жизнь. Однако невыговаривание одной буквы не влечет за собой глобальных речевых нарушений.

Как видите, ОНР в большинстве случаев вылечивается и корректируется, если родители ребенка вовремя обратят на недуг внимание и серьезно подойдут к данной проблеме. Также залогом нормального развития является течение беременности, во время которой будущей матери следует вести здоровый образ жизни и не подвергаться всевозможным рискам.

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка. Анализ развития речи детей дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточности употребления слов.

Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития при ОНР, которые отражают типичное состояние компонентов языка у этих детей. Причем первые два характеризуют глубокое недоразвитие речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя:

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподрожаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолет, самосвал, пароход.

У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения -- жестами, мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.

II уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные обще-употребительные слова. Например, «лябока» вместо «яблоко». Произно-сительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики».

На втором уровне речевую активность у детей с ОНР возрастает, у них появляется фразовая речь, но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, но не знают многих слов, означающих животных, их детенышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т. д. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети пользуются распространёнными предложениями, отмечается попытка употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции.

Лексика таких детей включает все части речи. Появляются первые навыки словообразования. Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. В тоже время, на этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и т.п., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, «мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна, потом асьпальки небили, потом посьли пак» вместо «С мамой ездила в зоопарк, а потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк».

В настоящее время выделяют IV уровень (Т.Б. Филичева) , который характеризуется нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи; отсутствием нарушений звукопроизношения, имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».

Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» - вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

Т.Б. Филичева отмечает, что, у этих детей признаки речевого недоразвития оказываются стертыми, внешне мало заметными и не всегда диагностируются специалистами. Вместе с тем Т.Б. Филичева обнаружила, что такие дети испытывают значительные трудности при обучении грамоте в общеобразовательной школе и, как правило, являются неуспевающими по ряду учебных дисциплин. Все сказанное позволяет говорить о том, что у таких детей, несмотря на кажущуюся «смазанность» проявлений дефекта, все-таки происходит системное нарушение в формировании речи как явления физиологического, социального и психолого-педагогического. Незначительные нарушения компонентов языковой системы проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий .

Таким образом, в формировании самостоятельной речи у детей с ОНР выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического формирования связной речи, в т.ч:

Лексические замены (плащ - пальто; халат - пижама;) катушка - нитки и т.д.);

Наблюдается неправильное образование существительных в уменьшительной форме (стул-стулик, кувшин-кувшиночка).

Трудности в образовании относительных прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности: морковиный - морковный (с продуктами питания), глинявый - глиняный (с различными материалами) и т.д.;

Трудности в образовании притяжательных прилагательных: лапа волка - «волчачья», хвост медведя - «медвежинный»;

Трудности в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: стол-«столы», дом - «домы», ухо - «ухи»;

Аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении предлогов, согласовании прилагательных с существительными, числительных - с существительными (мама снимает чайник плиты (с плиты); домик лисички (для лисички и т.д.);

Недостатки звукопроизношения, выражающиеся в смешении, замене и искажении звуков:

Отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов: книжник - книголюб, пчельник - пчеловод);

Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов существительных со значениями единичности предмета (горошка - горошина);

Неправильное согласование в роде существительного и числительного: два ягоды - две ягоды, две стула - два стула, две уши - два уха;

Неправильное образование существительных, обозначающих детёнышей животных (у козы - козлёнки, у свиньи - свинёнки);

Неправильное употребление падежных окончаний: с гнездо - из гнезда, по дорога - по дороге, девочка идет портфель - девочка идет с портфелем, многа дома - много домов, много человека - много человек;

Неправильное употребление предлогов, союзов: собака уходит в своей дома - собака выходит из конуры; корова выходит с сарая - корова выходит из сарая;

Неправильное согласование существительного с прилагательным: красивая бант.

Характерное своеобразие нарушения слоговой структуры у детей с ОНР проявляется в том, что понимая значение слова, ребёнок не удерживает в памяти его фонематический образ, поэтому наблюдается искажение звуко наполняемости в разных вариантах. Недостаточные внятность, выразительность речи и нечёткая дикция оставляют впечатление общей её «смазанности».

Дети с ОНР испытывают затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что так же обуславливает своеобразие их связной речи:

При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц;

Рассказ - описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей, часть детей оказываются способной отвечать лишь на вопросы.

Как видим, экспрессивная речь детей со всеми указанными особенностями может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обуславливает и сниженную коммуникативную направленность их речи.

Но, несмотря на отклонения от возрастных нормативов, у детей с общим недоразвитием речи существуют тенденции к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что, в итоге, позволяет при своевременной логопедической помощи скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу, так как ошибки в устной речи, как правило, влекут за собой ошибки при письме .

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР в развитии речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это подготавливает необходимую основу для обучения в школе, предупреждает возможность возникновения ошибок при письме и чтении, а также имеет важное значение для общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств.

На сегодняшний день, в области специального образования, развитие связной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием является одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка с речевыми нарушениями. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка . Однако, система занятий с этими детьми должна быть направлена не только на устранение имеющихся у них речевых недостатков, но и на предупреждение возможных негативных последствий речевого недоразвития для становления личности.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у дошкольников с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Отличительной особенностью таких детей является нарушенное формирование у них навыков связной речи, обусловленное недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, а также недостаточной сформированностью звуковой и смысловой сторон речи. Поэтому использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ преимущественно словесных методов и приемов не имеет должного эффекта .

Однако, многие виды знаний, которые ребенок с ОНР не может усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого в процессе образовательной деятельности, легко усваиваются, если эти знания даются ему с помощью вспомогательных средств, открывающих новые возможности для развития речи. Таким средством может стать игра.