Речевые средства убеждения им воздействия судебной речи

В настоящее время известны различные науки, которые занимаются изучением языка. Среди них можно назвать психолингвистику, теорию речевой деятельности, социолингвистику, прагмалингвистику. Каждая из этих наук использует свои методы и пути исследования языка. Ряд работ теоретического и методического плана свидетельствует о возрастающем интересе лингвистов к проблеме речевого воздействия(Т.В. Гагин 2004, О. А. Филиппова Обучение эмоциональному воздействию Изд. "Наука, Флинта" (2012) О. С. Иссерс Речевое воздействие Изд. "Флинта, Наука" (2009),В. И. Шляхов Изд. "Красанд" (2010) Речевая деятельность. Феномен сценарности в общении, Андрей Донских: Убедить. Призвать. Добиться своего! Речевое воздействие на собеседника Изд. "Речь" 2011 др.)

(Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. - 152 с.)Представляет определенный интерес рассмотреть термин прагмалингвистика или прагматическая лингвистика. Этот термин достаточно отчетлив по своему содержанию: прагма-действие, прагмалинвистика-наука, изучающая язык как средство воздействия, интеракции (Киселева 1978).Другими словами, прагмалингвистика занимается изучением воздействия речи на человека. Так как современный человек живет в условиях постоянного речевого воздействия, оказываемого на него другими людьми, роли воздействия в общении людей придается такое большое значение.

В самом общем виде основную задачу прагмалингвистики можно сформулировать как изучение языка в его прагматической функции или как изучение вербального управления человеческим поведением, моделирование социально и индивидуального поведения людей посредством речи. Прагмалингвистика имеет своим предметом систему прагматических, то есть воздействующих средств языка и изучает закономерности их функционирования в речи.

Представляется уместным ответить, что основу любого устного выступления составляет понимание языка, реализованного в системе знаков. При этом, однако, необходимо различать собственно выступление и эффективное выступление, которое включает в себя прагматический компонент (Анощенкова 1977).

При анализе публичной речи особый интерес представляет именно эффективно целенаправленное речевое воздействие, при котором достигается положительный прагматический эффект, то есть когда регулятивное воздействие, оказываемое оратором на слушателей, достигает цели. Многолетий опыт изучения проблематики речевого воздействия показывает, что речь человека воздействует прежде всего своим фактическим материалом. Безусловно, любое публичное выступление будет иметь убеждающую силу, если представленный материал последовательно и логично организован.

Четкость, выразительность, эмоциональность речи также будет способствовать эффективному речевому воздействию на слушателей. Если оратор побуждает аудиторию своей речью к сознательным поступкам, действиям, если он влияет через свою речь на поведение слушателей, значит его слово обладает воздействующей силой (Артемов 1966).Что касается прагматически направленной публичной речи, то следует иметь ввиду, что прагматическая целеустановка речевого акта предполагает сознательное использование оратором эмоциональной речи при условии полной информированности о побуждениях и средствах достижения не только своих целей, но и целей слушателей (Тарасов 1977).

При исследовании данного вопроса необходимо также обратить внимание на следующие факторы, определяющие силу прагматического воздействия публичной речи на аудиторию: учет социальной и профессиональной принадлежности как оратора, так и слушателей; возрастные особенности; принадлежность к полу, так как общеизвестно, что речь мужчин и женщин и их восприяттие речи отличается и имеет свои определенные специфические черты; особенности интеллектуального, эстетического и эмоционального развития слушателей.

Одним из требований, предъявляемых к мастерству оратора, является дифференциированный подход к социальному, профессиональному, национальному и возрастному составу аудитории, что играет важную роль в эффективности целенаправленного речевого воздействия. Искусство всякого оратора состоит в том, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая свою речь более убедительной и более наглядной.

Следует отметить, что потребности оратора в выражении субъективного отношения к действительности и воздействия на психику (мысли, чувства, волю и поведение людей)посредством выражения эмоций, эмоциональной оценки, эстетической оценки, побуждения, посредством придания особой выразительной силы языковым средствам, а также потребность установления контакта порождают разновидности прагматической функции речи: эмоциональную, эмоционально-оценочную, эстетическую, побудительную, эксперессивную и контактную. Указанные разновидности прагматической функции публичной речи объединяются тем, что они обладают специально заданной направленностью на регуляцию поведения слушателей.

Побудительная функция рассматривается как предназначенность языковых средств для передачи волеизъявления оратора с целью побуждения слушателей к тому или иному действию и поведению(Киселева 1978)

Под термином эмоциональная функция понимается предназначенность языковых средств для выражения эмоций, чувств оратора с целью воздействия на поведение слушателей посредством “эмоционального заражения”.

Термин эмоционально-оценочная функция используется для передачи положительной или отрицательной эмоциональной оценки оратора с целью воздействия на оценочные установки аудитории и вследствие этого на поведение.

Под экспрессивной функцией понимается предназначенность языковых средств для воздействия на психику и поведение аудитории посредством их особых выразительно-изобразительных качеств, таких как образность, новизна и других.

Под термином контактная функция предлагается понимать предназначенность языковых средств для установления и поддержания контакта, т.е. установление, сохранение и укрепление связей и отношений между оратором и слушателями.

Все вышеуказанные функции публичной речи служат для создания прагматического эффекта на слушателей. Известно, что прагматический эффект может быть двух видов: 1) планируемый(целевой, направленный) и 2) непланируемый (ненамеренный, фактический)

Соотношение между ними различно:а) они могут совпадать, когда планируемый прагматический эффект публичной речи достигает полной реализации, в таком случае можно говорить о положительном прагматическом эффекте; б)между планируемым и реальным (непланируемым) прагматически эффектом может возникнуть отношение несовместимости: в конкретной речевой ситуации возникает прагматический эффект, прямо противоположный планируемому.Такой эффект квалифицируется как отрицательный. Очевидно, что конечной целью публичной речи оратора является оказание положительного прагматического эффекта на аудиторию.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что изучение проблематики речевого воздействия, а точнее прагматического аспекта речи является необходимым условием успешного воздействия оратора на чувства и разум аудитории при произнесении публичной речи. Оратор, как никто другой, имеет возможность эффективно воздействовать на слушателей своей речью, управлять их действиями и переживаниями.

Как уже было отмечено ранее, только то публичное выступление будет иметь силу, которое включает в себя прагматческий компонент речи. В связи с этим представляет определенный интерес рассмотреть структурно-стилистические особенности прагматически эффективной речи.

Введение
Задача формирования речевых навыков стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной и языковой ситуации в обществе, с развитием демократических процессов в нашей стране.
Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.
В процессе профессиональной деятельности представители разных специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия и влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности.
Это очень важная тема, так как культура звучания речи, ее звуковая выразительность, умение оратора говорить правильно и четко являются важным средством воздействия.
Сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции, правильной и выразительной интонации - все это называется техникой речи. Для судебного оратора владеть техникой речи - значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы.
Деловому человеку необходима способность эффективно слушать и точно воспринимать однократно звучащую речь. Поэтому, подготовка высококвалифицированных и компетентных специалистов невозможна без обучения культуре устной вербальной коммуникации.
В связи с этим, целью нашего реферата является рассмотрение техники речи и её значимости в обществе.
Поставленная цель требует исполнения следующих задач:
1. Раскрыть понятия ораторского искусства и техники речи.
2. Выделить основные качества ораторской речи, отличающей её от других видов речи.
3. Определить необходимые составляющие техники речи.
4. Раскрыть необходимость обучения искусству «звучащего слова».

Основная часть. Техника речи

    Ораторское искусство
Ораторское искусство (красноречие) - это многокомпонентный логический процесс, способный воздействовать на слушателей определенным образом и побуждать к определенным эмоциональным сопереживаниям. Ораторское красноречие – это умение говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом (естественное красноречие) или навыком, приобретённым в процессе обучения (искусственное красноречие).
Проявления естественной ораторской способности часто встречается в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример: один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки.
Ораторская речь - это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения [БЭС 1926: http://gatchina3000.ru/great- soviet-encyclopedia/bse/084/ 765.htm]. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.
1. Оратор обращается к народу с ораторской речью с целью не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности, убедить слушателя или побудить его к выполнению каких-либо действий. Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
2. Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.
Для того чтобы речь оратора стала красивой, убедительной и эмоциональной необходимо обучаться технике речи.
Техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства; это совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, владение приемами эффективного использования речевого аппарата.
Обучение технике речи является первым и необходимым этапом в овладении искусством звучащего слова. Любая публичная речь, прежде всего, должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях выступления. Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит от ясности, отчётливости произношения – дикции.
И наконец, публичная речь должна быть достаточно правильной, то есть, соответствовать орфоэпическим нормам произношения, а именно, нормам русского литературного языка. Только наличие этих условий даёт возможность оратору передать всё эстетическое и эмоциональное богатство своей речи.
Таким образом, техника речи как практическая дисциплина включает:
- фонационное (речевое) дыхание, которое дает силу голосу;
- голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью;
- дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков;
- интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи интонация;
- высота тона;
- сила голоса;
- внутри фазовые паузы;
- темп;
- тембр – эстетическая окраска голоса.
Охарактеризуем произносительный аппарат человека, состоящий из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов, артикуляторов. Дыхательные органы (мускулатура) позволяют втягивать воздух в легкие и выталкивать наружу.
На пути прохождения воздушной струи через гортань находятся голосовые связки - вибраторы. Это эластичные образования, расположенные с левой и правой сторон гортани и вытянутые спереди назад. Передние концы связок находятся под углом друг к другу. Голос создается в результате периодических колебаний этих речевых мышц, которые сближаются и натягиваются. Именно в гортани рождается звуковая волна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая и ротовая полость), которые усиливают и обогащают звучание. Работу завершают артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Они превращают музыкальный тон (голос) в звуки речи родного языка.
Все части речевого аппарата участвуют в создании акустических характеристик: темпа, громкости, высоты, тембра, ясности и четкости произношения.
    Дыхание
Звучный, гибкий, красивый голос – это, прежде всего, правильно поставленное дыхание. С одной стороны, дыхание – акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.
Поскольку дыхание связано с голосообразованием и формированием речи, то овладение правильным дыханием необходимо для каждого преподавателя, лектора, оратора, чья работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат, тем более в условиях монологической речи.
В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания:
1. Верхнее дыхание;
2. Грудное дыхание;
3. Диафрагмальное дыхание;
4. Диафрагмально-реберное дыхание. Этот тип считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания [Каган 1988: 72].
    Голос
Нередко можно слышать жалобы педагогов, лекторов на голос, который их «подводит» - появляется сип, хрипота, начинает першить в горле, голос «садится» к концу выступления. Исправить положение может совершенствование речевой техники. Правда, встречаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне редки. И всё-таки можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широкий диапазон. Для этого его надо «воспитать», «поставить», то есть развить и укрепить. Физическая основа звучности голоса – правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь изменяет звуковую окраску голоса.
В повседневной жизнедеятельности Вооруженных сил Российской Федерации при подготовке военнослужащих применяются приемы развития и укрепления голоса. Наиболее яркий пример этому служит – исполнение строевой песни. В подготовке курсантов (будущих офицеров) в военных образовательных учреждениях нашей страны постановке и развитию голоса уделяется особое внимание.
Постановка голоса - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение силы, высоты, длительности и тембра говорящего при минимальных затратах речевого аппарата. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы.
Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фон выступления, разговора, который может быть положительным (приятным) или отрицательным (неприятным). Недостатки произношения (крикливость, одышка, хрипота, резкость и др.) являются «барьерами» коммуникационного обмена. Кроме того, хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему самого говорящего, придает уверенность, создает настроение.
Речевые изъяны очень устойчивы. Из бытовой речи они часто «перекочевывают» в публичную, в деловое общение. Однако официальная обстановка, в отличие от непринужденной, требует управления голосом, владения полным стилем произношения, т. е. внятного проговаривания при среднем темпе. К примеру, фразы «здравствуйте», «она говорит» в полном стиле звучат так: [здраствуjть], а в неполном наблюдается сильное редуцирование (сокращение гласных), иногда даже пропуск слогов: [здрас’т’ь].
    Дикция
Дикция - степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи. Ясная, чёткая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает чёткому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Речь часто бывает, неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо плавно, приучиться хорошо, открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова.
Основой ясного и точного произношения каждого звука, то есть основой дикции является сложенная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развить и сохранить их эластичность и подвижность [Козлянинова 1977: 148].
В тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:
1. упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;
2. упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.
Владеть речевой техникой - это значит добиться интонационной подвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметь пользоваться нюансами тембра.
Тренировка интонации включает:
1. интонационную развертку знаков препинания;
2. работу над темпом и стилем речи;
3. различные виды пауз (физиологические, грамматические, смыслоразличительные, психолингвистические, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту);
4. работа над голосом;
5. фонетическую культуру (правильное произношение слов, правильное ударение в словах).
    Темп
Темп – это скорость произнесения речевых элементов. Темп может быть быстрым, средним и медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп - примерно 100 - 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность. Различным будет темп речи, если фразу «Покупка мотоцикла обрадовала нас, но покупка автомобиля привела в восторг» произнести как констатацию факта и с глубоким чувством. При констатации факта предложение произносится ровным голосом. Если же говорящий стремиться передать своё эмоциональное отношение, то вторую часть он произнесёт повышенным тоном и в более замедленном темпе.
Вообще, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье – замедляют его.
Очень медленный темп характерен также для речи затруднённой, речи больного человека, очень старого человека. В замедленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга, торжественное обещание.
Темп речи имеет большое значение для успеха выступления. Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Строчит, как из пулемёта», «Тысячу слов в минуту», «Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать».
Быстрая речь, особенно если это лекция, требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т.е. перестать слушать выступающего.
Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными:
1. выступающий по неопытности намечает много вопросов и считает необходимым в отведённое ему время успеть всё изложить;
2. оратор пренебрежительно относится к аудитории, и стремиться поскорее закончить своё выступление;
3. иногда быстрая речь бывает обусловлена робостью выступающего, страхом перед аудиторией.
Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит: «У него слово слову костыль подает», «Слово за словом на тараканьих ножках ползёт», «Говорит, как воду цедит».
Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию. Оратору важно уметь менять темп речи. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности – как не бывало. Когда мы находимся в официальной обстановке, выступаем перед большой аудиторией, когда хотим, чтобы все нас слышали и понимали, тогда замедляем темп речи, стараемся выговаривать каждый звук, каждое слово. Такой стиль произношения называется полным.
В неофициальной обстановке, в семейном кругу чаще всего используется неполный, разговорный стиль [Введенская 2005: 280].
    Тон
Тон – формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компонент речевой интонации. С помощью изменения тона создаётся мелодический рисунок речи. Не только ораторы, но и каждый, кто стремится донести свои мысли до слушателя, должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие. Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остаётся неизменной на всём протяжении речи. Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большого напряжения. Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ораторы, увлечённые и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне. Так же поступают разгневанные люди или спорящие между собой. Робкие и пассивные люди говорят, наоборот, низким тоном.
Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением. В отличие от грамматического, логическое ударение выделяет не отдельный слог, а отдельное слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания.
Так, в простой фразе «в воскресе
и т.д.................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Парадигма ведущих подходов к изучению речевого воздействия. Проблема разграничения прямого и косвенного речевого воздействия. Специфика репрезентации тактик, реализующих макростратегии манипулирования и суггестии. Тактики рациональной аргументации.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2017

    Стратегии и тактики речевого общения в рамках речевой коммуникации, приемы воздействия на партнера по коммуникации, приемы манипуляции и операции над высказываниями. Речевое общение и взаимодействие, речевое воздействие с точки зрения когнитивистики.

    реферат , добавлен 14.08.2010

    Определение понятия стратегии в междисциплинарном аспекте. Сущность коммуникативных стратегий в лингвистике. Процесс речевого воздействия, составляющие структуры деятельности и ее классификация. Собственная и чужая мысль как предмет речевой активности.

    реферат , добавлен 10.08.2010

    Речевое взаимодействие в агональном жанре политического дискурса, как предвыборные теледебаты, организованого вокруг конфликта целей участников. Взаимодействие в агональном диалоге, речевого воздействия. Интродуктивная, варьирующая, аддитивная стратегии.

    реферат , добавлен 10.08.2010

    Определение понятия "ирреальность". Современная классификация форм ирреальности. Выделение и описание различных способов выражения ирреальности в английском языке. Анализ употребления средств выражения ирреальности в художественных текстах Конан Дойла.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2009

    Способы направленного речевого воздействия. Определение подтекста в научной литературе. Эмоциональное воздействие политического текста, различие понятий "эмоциональность" и "эмотивность". Описание способов реализации эмоциональных состояний в тексте.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Теоретические основы речевых конструкций. Общая характеристика речевого воздействия: природа, предпосылки (психологические, когнитивные, логические, коммуникационно-семиотические), способы (убеждение, внушение) и сферы применения (политика, реклама).

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Рассмотрение языковых особенностей древненовгородского диалекта. Изучение случаев употребления гипокористических форм личных имен в новгородских берестяных грамотах. Обзор примеров употребления гипокористики в московских деловых и бытовых письмах.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2017

Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство».

Риторика - это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить, как эффективно воздействовать на аудиторию при помощи своей речи и как достичь успеха, выступая публично. Владение риторическими навыками позволяет научиться выступать публично, воздействуя при этом на чувства слушателей.

Согласно М.В.Ломоносову, риторика является наукой о всякой предложенной материи красно говорить и писать. (М. В. Ломоносов).М. В. Ломоносов Краткое руководство к красноречию

Представляется уместным отметить, что термин ораторское искусство имеет античное происхождение. Его синонимами являются термины риторика и красноречие. В Словаре русского языка риторика определяется следующим образом: теория красноречия, наука об ораторском искусстве; излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством. Согласно М.М.Сперанскому, под красноречием понимается дар потрясать души и сообщать им образ своих понятий, а под риторикой понимается как обучать, как пользоваться этим божественным даром; каким образом драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать от их коры, умножать отделкой их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск.

Специалистов разного профиля интересуют различные аспекты красноречия. Лингвисты разрабатывают теорию культуры речи, дают рекомендации, как говорить правильно. (К. Гаузенблас, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. О. Якобсон) (Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева -- М., 1999) Так, Л.К.Грудина и Е.Н.Ширяева в книге Культура русской речи отмечали, что культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения.(Б.Т.Гарднер и Р.А.Гарднер Ф.Г.Паттерсон, Ж.Пиаже Д.Уотсон, Н.Хомский)Так, согласно теории Н.Хомского, у большинства языков базовая структура сходна. Так, в каждом предложении имеются подлежащее, сказуемое и дополнения. Из этого следует, что каждый язык - это лишь один, свойственный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей. Другой психолог, Ж.Пиаже отмечал, что развитие языка не отличается от развития восприятия или памяти, ни даже от развития мыслительных процессов. Согласно его же теории наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отражения, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Язык при этом не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.

В традициях отечественной психологии, основывающейся на трудах Л.С. Выготского, язык по своей сути - это социальный продукт, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным “организатором” его поведения и таких когнитивных процессов, как восприятие, память, решение задач или принятие решения.

С психолингвистических позиций развитие речи, а также красноречия рассматривается как становление все более совершенной структуры. Из этого следует, что развитие речи представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми (см. прил. 1).

На протяжении всей истории психологических исследований было выявлено, что речь и мышление непрерывно связаны между собой. Предполагались попытки разделения этих двух понятий и рассмотрения их как совершенно независимых элементов или же соединение этих двух элементов, вплоть до их абсолютного отождествления.

В настоящее время, благодаря исследованиям П.К.Анохина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии и других ученых, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные “центры”, а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Напомним, что речь - это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляций речевых органов.

Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление.

Cознанию свойственно искать во всем систему, порядок -- логику. Логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Логика как наука изучает законы мышления, пути и способы получения знаний о мире путем рассуждений.

Конечно, рассуждают все люди, даже не изучавшие логику. Но одни при этом более логичны, чем другие. Знание логики так же помогает правильно мыслить, как знание грамматики -- правильно говорить и писать. Оно необходимо и ученому, и оратору.

В своей книге Ораторское искусство и деловое общение О.А.Баева отмечает, что логика - наука, на которую опираются логика мышления и логика изложения, имеет две ветви. Диалектическая логика учит определенному подходу к явлениям и событиям: пониманию их объективного, закономерного характера, причинной обусловленности всех явлений, их связи с другими явлениями или событиями, поиску противоречий как источника развития процессов.

Представления о мире сознание отражает в конкретных формах, которые изучает формальная логика. Диалектическую логику часто называют диалектикой, а формальную логику -- просто логикой. Логика выделяет три формы мышления.

Понятие -- форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления. Они представляют собой содержание понятия. Понятие характеризуется и объемом -- совокупностью предметов или явлений, относящихся к данному понятию. Например, содержание понятия «автомобиль» -- транспортная самодвижущаяся безрельсовая машина, а объем этого понятия чрезвычайно велик: всевозможные марки легковых, грузовых, спортивных и прочих автомобилей.

Умозаключение -- цепочка суждений, последнее из которых -- заключение -- является новым знанием, выводимым из уже известных суждений, называемых посылками.

В процессе своего выступления оратор раскрывает содержание того понятия, которому посвящена тема, и использует множество других; он высказывает определенные суждения и приходит к заключениям, порой неожиданным для аудитории. Если при этом оратор говорит ясно, последовательно, обоснованно, аудитория будет пленена «железной» логикой, которая порой оказывает гипнотизирующее действие.

Цель выступления перед слушателями -- подвести их к определенным выводам. При этом оратор не копирует ход своих мыслей, не воспроизводит логику рассуждений, а стремится к тому, чтобы управлять мыслительным процессом слушателей.

Логика изложения -- это «логика для аудитории».

Представляет определенный интерес проследить, в чем проявляется связь риторики и науки. Известно, что риторика пользуется открытиями и достижениями всех наук, широко их пропагандирует и популяризирует. Не вызывает сомнений тот факт, что многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме в публичных речах. Риторика опирается на систему следующих наук: философия, логика, психология, педагогика, этика, эстетика, литературоведение, лингвистика.

Риторика как учебный предмет определяется следующим образом: это филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи.

Тема 2. Речевое воздействие как наука.

Правила общения и речевого воздействия – это сложившиеся в обществе представления и рекомендации по общению. Примеры нормативных правил: знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить. Примеры правил речевого воздействия: чаще обращайтесь к собеседнику, укрупняйте его.

Культура речевого поведения, речевой этикет. Существуют два вида правил социального использования языка в общении:

· запрещающих, присущих закрытым системам;

Чтобы предупредить неуважительное отношение к кому-либо, действует система запретов. Их цель – помочь участникам общения избежать конфронтации, противостояния, создать благоприятный психологический климат.

· запреты на тон (обидный, презрительный, пренебрежительный, злой);

· запреты на слова и выражения (грубые, оскорбляющие, насмешливые);

· запреты на жесты, мимику (устрашающие, обидные, некрасивые);

Речевой этикет – система устойчивых формул общения, которые предписываются обществу для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке.

В широком смысле, речевой этикет осуществляет регулятивную роль в выборе того или иного регистра общения, например «ты» - или «вы» - форм обращения по имени или при помощи иной номинации способа общения, принятого в деревенском обиходе или городской среде, среди старшего поколения или молодежи и т.п.

В узком смысле речевой этикет составляет функционально-семантическое поле единиц доброжелательного, вежливого общения во многих коммуникативных ситуациях: обращения и привлечения внимания, знакомства, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, просьбы, приглашения, совета, предложения, согласия, отказа, одобрения, комплимента, сочувствия, соболезнования и т.п.

Речевой этикет отвечает принципу сотрудничества и принципу вежливости. Для речевого этикета принцип вежливости оказывается ведущим. Вежливость в речевом этикете предстает как:

1) Этическая категория – моральное качество человека, соблюдающего внешние нормы общения (чем официальнее отношения, чем менее знакомы коммуниканты, тем более необходима вежливость) и проявляющего личную доброжелательность;

2) Проявление искренности.

С социолингвистической точки зрения единицы речевого этикета отражают постоянные социальные признаки участников общения, их возраст, степень образованности, воспитанности, место рождения, жительства, а также переменные социальные роли (товарищ, пациент, клиент, милиционер и др.). Например, Доброго здоровьица – приветствие старших жителей древни; Приношу свои глубокие извинения – в речи интеллигентов среднего и старшего поколений; Приветик! Салют – приветствие молодежи;

Культурологический аспект речевого этикета связан с тем, что речевой этикет – неотъемлемый элемент культуры народа, важная часть культуры поведения и общения, это продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности. В речевом этикете отразилась не только национальная специфика культуры, но и исторический опыт народа (например, единицы речевого этикета XIX века: Ваш покорный слуга; нижайше кланяюсь; бью челом).

Речевой этикет в целом фразеологичен, в нем много собственно фразеологизмов, пословиц, поговорок, например: добро пожаловать; с легким паром и др.

Вербальное и невербальное речевое воздействие .

Различают два основных способа воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный.

При вербальном воздействии имеет значение то, что мы говорим, какими словами пользуемся, в какой последовательности подаем информацию, какие аргументы приводим и т.д.

Существуют следующие вербальные способы воздействия на личность:

1. Доказывание. Доказывать – приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводят в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание хорошо действует на человека с логическим мышлением.

2. Убеждение. Убеждать – это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно эмоции. («Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я это точно знаю!»)

3. Уговаривание. Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зрения уговаривающего. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно. («Ну пожалуйста…ну сделай это для меня…ну что тебе это стоит»).

4. Клянченье. Клянчить – это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы.

5. Внушение. Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите. Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто – на авторитете собеседника. Очень внушаемы дети по отношению ко взрослым, девушки по отношению к решительным мужчинам.

6. Просьба. Просить – это побуждать собеседника сделать что-нибудь в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему.

7. Приказ. Приказать – это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимого положения без какого-либо объяснения или мотивировки. Применяется в отношении подчиненных, младших.

8. Принуждение. Принудить – значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Принуждение основывается на грубом нажиме, вербальной агрессии, угрозах.

Для эффективного вербального воздействия необходимо учитывать:

Фактор соблюдения коммуникативной нормы , подразумевающий соблюдение норм речевого этикета и норм культуры речи. Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию.

Фактор установления контакта с собеседником, т.е. умение производить приятное впечатление, меньше говорить самому; индивидуализировать собеседника; интересоваться проблемами собеседника.

Фактор языкового оформления подразумевает использование разнообразных номинативных средств, образных слов. Нужно говорить проще, не злоупотреблять книжными выражениями; нормальным считается темп 120 слов в минуту.



Фактор стиля общения объединяет формирования положительного имиджа говорящего. Для этого демонстрируется общительность, приветливость, дружелюбие, искренность, умеренную эмоциональность, умение выслушать собеседника.

Фактор расположения информации предполагает учет типа собеседника или аудитории, так как с разными людьми надо разговаривать и убеждать по-разному.

Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учетом особенностей их восприятия, уровня знаний, интересов. «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика» (А. Михальская).

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгля­да, то есть понять языкневербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Невербальные сигналы выдают собеседни­ка, ставят порой под сомнение то, что было сказано.

Мимика . Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. Для каждого, участвующего в беседе, с одной сто­роны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, на­сколько она выразительна. Так, подня­тые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжа­тые зубы выражают гнев. Мимика может быть серьезной или веселой, но она всегда должна быть дружественной. В целом поведение во время произнесения речи повы­шает ее выразительность и налаживает контакт со слушателями.

Жестикуляция. Человек использует при общении множество разнообразных жестов. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естествен­ным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение.

Жестикуляция должна быть умеренной, только тогда она действенна. Шаблонных фигур жес­тикуляции не существует. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы.

С жестами оратору нужно быть осмотрительным и ста­раться, чтобы они не бросались в глаза, и были конгруэнтны вербальному смысловому объему речи. В зависимости от назначения жесты подразделяют­ся на ритмические, эмоциональные, указа­тельные, изобразительные, символические, риторические, игровые, магические. Рассмотрим некоторые из них.

Указательные жесты. Можно ли выполнить приказания: «Отк­рой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования - по оче­реди, через одного. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, поворотом тела. Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно указать.

Символические жесты. Символические жесты связаны в сознании носителей языка с определенным эмоциональным состоянием говорящего, с выражением отношения к ситуации речи. Поклоны актеров, певцов - символ благодарности за теплый при­ем, за аплодисменты, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале.

Некоторые символические жесты имеют вполне определенное зна­чение. Например, скрещенные руки указывают на за­щитную реакцию. Руки, заведенные за голову, выража­ют превосходство. Руки в боки - символ непокорности. Обхватить руками голову - признак неприятности или беды. Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами.

Жесты должны свидетельствовать о движении мысли и чувств говорящего, являться физичес­ким выражением его творческих усилий. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

При речевом воздействии очень важной представляется коммуникативная позиция каждого из участников общения. Она определяется степенью авторитетности отдельного участника общения, влиятельности его речи в конкретной ситуации. Коммуникативная позиция может быть изначально сильной или слабой (начальник – подчиненный, родитель – ребенок, учитель – ученик). Коммуникативная позиция каждого участника может изменяться в процессе общения: существуют специальные правила защиты или усиления коммуникативной позиции:

· повтор обращения (закон имени);

· повышенная эмоциональность речи;

· приближение к собеседнику;

· физический контакт с собеседником (дотронуться);

· открытые жесты;

· укрупнение собеседника (когда мы его хвалим, выделяем из других);

· демонстрация доброжелательности мимикой и жестами;

· привлекательность внешнего вида.

Защищая свою коммуникативную позицию, мы не позволяем собеседнику оказывать на нас давление. Защитить свою позицию можно:

· увеличивая дистанцию между нами и собеседником;

· разместившись за препятствием (столом, букетом цветов и др.);

· отклоняясь назад при разговоре;

· принимая закрытые позы (скрещивая руки на груди и др.)

Необходимо разграничивать речевое воздействие (воздействие на человека с целью убедить его сознательно принять нашу точку зрения, сознательно принять решение о каком-либо действии, передаче информации) и манипулирование (воздействие с целью побудить его сделать что-либо неосознанно или вопреки его собственному желанию, первоначальному намерению). Когда при общении нарушаются нормативные и речевые правила, не удается избежать коммуникативных неудач, т.е. такого завершения общения, когда его цель оказывается не достигнутой. Специалисты по речевому воздействию используют также выражение «коммуникативное самоубийство», в случаях, когда была допущена грубая ошибка, которая делает дальнейшее общение неэффективным (например, оратор начинает речь с фразы «Извините, что отнимаю у вас время» или «Я вас долго не задержу…»).

Эффективность коммуникации связано с умением достигать поставленной цели. Цели общения могут быть разными:

1) информационная – донести информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена;

2) предметная – что-нибудь получить, узнать, изменить в поведении собеседника;

3) коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником.

Воздействие считается эффективным, если достигнуты все три цели. Общение считается результативным, если достигнута предметная цель. Речевое воздействие может считаться эффективным, если предметная цель не достигнута по объективным причинам.

Тема 3. Основы делового общения. Понятие об официально-деловом стиле.

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки. Деловой этикет включает в себя две группы правил:- нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);- нормы, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные). Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. Виды делового общения . По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся: приветственная речь; торговая речь (реклама); информационная речь; доклад (на заседании, собрании). Диалогические виды: деловой разговор, деловая беседа, переговоры, интервью, дискуссия, совещание, пресс-конференция; телефонный (дистантный) разговор. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших факторов, определяющим шансы добиться успеха в деловых отношениях. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation. Можно выделить шесть основных принципов делового этикета :1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.3. Любезность, доброжелательность и приветливость . В любой ситуации необходимо вести себя с сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.5. Внешний облик (одевайтесь, как положено). Главный подход – вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня.6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Наиболее важные принципыэтики общения по телефону : 1. Если там, куда вы звоните, вас не знают, уместно со стороны секретаря попросить вас представиться и узнать, по какому вопросу вы звоните. Назовите себя и кратко изложите причину звонка.2. Нарушением норм делового этикета считается выдавать себя за друга того, кому вы звоните, только для того, чтобы вас скорее с ним соединили.3. Грубейшее нарушение - не перезвонить, когда вашего звонка ждут. Необходимо перезвонить при первой возможности.4. Если вы звоните человеку, который просил вас позвонить, а его не оказалось на месте или он не может подойти, попросите передать, что вы звонили. Потом нужно позвонить еще раз, или сказать, когда и где вас можно будет легко найти.5. Когда разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, когда можно быть уверенным, что у вашего собеседника достаточно времени на беседу.6. Никогда не говорите с набитым ртом, не жуйте и не пейте во время разговора.

Особенности официально-делового стиля. Официально-деловой стиль обслуживает сферу административно-правовой деятельности. Функции этого стиля - информационная, предписывающая, констатирующая. Основная форма реализации официально-делового стиля - письменная. Выделяются следующие разновидности официально-делового стиля:

· собственно официально-деловой стиль (так называемый канцелярский);

· юридический стиль (стиль законов и указов);

· дипломатический стиль (реализуется в сфере международного общения).

Для лексики официальной речи характерны:

1) широкое использование специальных слов и терминов (юридических, дипломатических, бухгалтерских и др.);

2) большое количество аббревиатур: МЧС, ВВС, СНГ, ЧП, Минфин и др.

3) употребление слов и выражений, не принятых в иных стилях: вышеуказанный, нижеследующий, надлежащий, воспрещается, мера пресечения. К ним относятся устойчивые словосочетания: кассационная жалоба, акт неповиновения, подписка о невыезде и др.

Регулярное употребление таких слов и выражений, не имеющих синонимов, способствует точности речи.

Морфологические черты официально-деловой речи определяются ее именным характером: абсолютное преобладание имен при незначительном использовании глаголов. В оборотах речи часто возникает цепочка форм родительного падежа существительных:

Выяснение условий совершения преступления;

Это придает фразе тяжеловесность.

Прилагательные и причастия в деловой речи часто употребляются в значении существительных: больной, отдыхающий, нижеподписавшийся.

Продуктивны краткие формы прилагательных: должен, обязан, обязателен, необходим, подотчетен, подсуден, ответственен. Обращение к ним диктуется предписующим характером деловой речи.

Показателен отбор местоимений в деловой речи: не употребляются личные местоимения (в силу полного отсутствия индивидуализации речи, конкретности, точности высказывания), вместо указательных местоимений (этот, тот, такой и др.) используются слова: данный, настоящий, соответствующий, известный, указанный, вышеуказанный, нижеследующий и др.

Для характеристики глаголов в официальной речи важен ее именной строй: это определяет высокую частотность глаголов-связок: является, становится, осуществляется. Употребительны инфинитивы в значении повелительного наклонения: принять к сведению, изъять из употребления и т.д.

Синтаксис официально-делового стиля отражает безличный характер речи: жалобы подаются прокурору, перевозка грузов производится. Синтаксические конструкции в официальной речи насыщены устойчивыми оборотами с отыменными предлогами: в целях, в связи, на основании и др. Например: в целях совершенствования структуры, на основании принятого решения и т.д.

Употребление подобных синтаксических конструкций необходимо для выражения типовых ситуаций. Они облегчают и упрощают оставление типовых текстов. В официально-деловой речи преобладают сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, условии.