Роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности. Личность как субъект общественных отношений

Общее представление об индивиде и индивидных свойствах человека. Место индивидных свойств в регуляции поведения личности. Темперамент: поиск физиологических основ, психологические описания, современное состояние проблемы. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида.

В отечественной психологии необходимость разграничения понятий «индивид» и «личность» признается во всех общепсихологических направлениях, каких бы разных интерпретаций этих понятий их представители ни придерживались. Без разделения этих понятий невозможно подойти к системной детерминации развития личности в обществе.

Индивид - это: 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития;

2) Человек как отдельный представитель человеческого рода, как социальное существо, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Появление человеческого индивида опосредовано его эволюцией. Начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, начало личности - процесс социализации. В основе созревания индивида лежат, главным образом, приспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, личностью становятся.

Б.Г. Ананьев выделяет два основных класса индивидных свойств: возрастно-половые и индивидуально-типические.

Классы индивидных свойств по Б.Г. Ананьеву

Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Эти свойства Б.Г. Ананьев называет вторичными, производными эффектами основных параметров индивида. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте и в задатках.

Индивидные свойства - предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни. На ранних этапах онтогенеза они не предопределяют развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступают как «безличная предпосылка» развития личности. Только включаясь в деятельность, выражающую отношение человека к миру, другим людям, самому себе, они влияют на становление личности. Связь индивидных свойств с развитием личности имеет системный характер.

А.Г. Асмолов выделяет следующие наиболее общие особенности индивидных свойств, которые характеризуют их роль в регуляции поведения личности:

Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально общественного приспособительного значения;

Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов;

Превращение индивидных свойств в «знаки» меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности;

Использование индивидных свойств как знаков, средств, с помощью которых человек овладевает и корректирует индивидные особенности, лежит в основе происхождения индивидуальных стилей в онтогенезе поведения личности и открывает большие возможности компенсации и коррекции при обучении различным профессиям.

Схема индивидных свойств Б.Г. Ананьева наглядно показывает, какие классы и подклассы этих свойств могут выступить в качестве критериев классификации типологий человека. Примерами таких типологий в истории психологии и современной психологии являются типологии темперамента.

Первой типологией темперамента была типология Гиппократа и Галена. Ими было выделено 9 типов темперамента, четыре из них хорошо известны в наше время - это холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. На рубеже 20 века начали формироваться концепции темперамента, прослеживающие связь между его свойствами и типами телосложения (Э. Кречмер, У. Шелдон).

Немецкий психиатр Эрнст Кречмер (1888 - 1964), выделив 4, но описав подробно 3 конституционных типа телосложения, утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболевания.

Астенический тип конституции или лептосомный (от греч. «лептос» - тонкий, нежный, слабый) характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному (шизотимическому) темпераменту. Шизотимики погружены в себя, замкнуты, проявляют склонность к чрезмерной абстракции, плохо приспосабливаются к окружающим.

Пикнический тип телосложения (от греч. «пикнос» - толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир, активны, однако для них характерны перепады настроения от веселого до печального.

Атлетический тип конституции (от греч. «атлетос» - борец) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует иксотимическому (от греч. «иксос» - тягучий), эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды характеризуются сдержанной мимикой и жестами, внешне они спокойны, но временами у них возникают неадекватные вспышки гнева и ярости, отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны, плохо приспосабливаются к перемене обстановки.

Американский исследователь Уильям Шелдон (1899 - 1961) также предпринял попытку вывести из типа телосложения определенный темперамент человека. Он оценивал темперамент по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо- и эндоморфии. Согласно У. Шелдону, эктоморфы , т.е. люди, у которых преобладают эктоморфные ткани, характеризуются церебротоническим темпераментом , а именно: сдержанностью, внешним спокойствием, тягой к эстетическим наслаждениям, холодностью в общении с людьми. Эндоморфы , т.е. люди с хорошо развитыми внутренними органами, отличаются висцеротоническим темпераментом. Они общительны, эмоционально ровны, жизнерадостны, приветливы. Мезоморфам, т.е. лицам с хорошо развитой костной и мышечной тканями свойственен соматотонический темперамент . Они энергичны, решительны, склонны к риску, к агрессивным действиям.

Конституционные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона подвергнуты критике, однако продолжают оказывать влияние на психологию дифференциальных различий .

Обратимся еще раз к классификации индивидных свойств Б.Г. Ананьева и кратко рассмотрим их первый класс - возрастно-половые свойства. Б.Г. Ананьев обращает внимание на связь половых различий с законно-мерностями возрастной изменчивости, выделяя единый блок возрастно-половых свойств. Многие очень важные проявления половой диф-ференциации не только в детском, подростковом возрасте, но и в период зрелости сводятся к возрастным различиям. Хорошо известны факты более быстрых темпов в созревании организма и некоторых психических функций у девочек по сравнению с мальчиками. Недоучет этого фактора в системе обучения в школе приводит к искусственному притормаживанию развития каких-то сторон умственной деятельности у девочек.

Половые различия являются природными и проявляются в разноуровневых характеристиках индивида - от общесоматических до мотивационных. Имеются данные о том, что у женщин выше частота сердечного ритма. В стрессовой ситуации для женщин характерно сокращение разрыва между систологическим и диастологическим давлениями. У мужчин наблюдается противоположная тенденция. У мужчин выше скорость словесно-ассоциативной реакции, чем у женщин, однако женщины превосходят мужчин в вербальных функциях. В области мотивации также отмечаются половые различия. Так, в эксперименте на уровень притязаний более высокие результаты обычно демонстрируют мужчины, у них выше мотив достижения успеха. Однако в эмпирических данных по поводу половых различий много противоречий, однозначное теоретическое истолкование этого материала остается нерешенной задачей. Изучение гендерных ролей - набора ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин - свидетельствует в пользу того, что они формируются культурой.

Половой деморфизм - разделение женского и мужского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида - имеет свою филогенетическую историю и свой эволюционный смысл. Представление об эволюционном смысле полового деморфизма может «пролить свет» на некоторые проблемы психологии половых различий. В контексте синтетической теории эволюции И.И. Шмальгаузена разрабатываются представления о том, что в любой эволюционирующей системе существуют оперативная и консервативная подсистемы, обеспечивающие устойчивость и эволюцию любых развивающихся систем. Оперативная система обеспечивает изменчивость системы в её взаимоотношения со средой. Она более гибко приспосабливается к переменам, но и более подвержена разрушению. Консервативная подсистема призвана сохранить и передать потомству родительские признаки неизменными. Она более устойчива и лучше приспособлена к решению половых задач. Женские особи в системе разных биологических видов обеспечивают в ходе отбора неизменность, устойчивость генетического ядра популяции. Мужские особи, являясь оперативной подсистемой, воплощают тенденцию к изменению, именно на них опробируются разные варианты развития. Если эти варианты оказываются удачными, то они закрепляются в процессе отбора сначала мужскими особями, а затем передаются женским особям, как бы попадают в генетическую память вида.

Индивид рождается с определённым хромосомным полом: XX-хромосома - женский пол, XY-хромосома - мужской пол. Однако данное различие не предопределяет однозначно психологический пол личности. То, каким будет психологический пол личности, зависит и от социальной половой роли - набора предписаний и ожиданий, которые предъявляют индивиду, оценивая его половую принадлежность, например, от манер общения, эталонов женственности и мужественности, а также от отношения самой личности к своим индивидным свойствам. В свою очередь то, какой личностный смысл приобретут половые особенности и социальные стереотипы, во многом определяют формирование психологического пола и половой идентичности - осознания и принятия личностью своей половой принадлежности. Процесс формирования психологического пола, его механизмы удаётся увидеть на материале клинических случаев, в частности, транссексуализма. Транссексуализм - это нарушение половой самоидентификации личности, которое проявляется в стойком осознании своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное развитие первичных и вторичных половых признаков, и выраженное желание изменить свой анатомический пол в целях закрепления противоположной половой роли.

Литература для самостоятельного изучения:

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Психология личности: Хрестоматия // Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1999. - Т.2. - С. 31; 85-94.

2. Асмолов А.Г. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности / Психология личности: Учеб. // А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 193-205; С. 214-234; С. 245-256.

9.Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности

“Индивидные свойства” – термин Ананьева. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. На ранних этапах онтогенеза они не представляют собой фактор развития личности в ходе совместной деятельности, а выступают как “безличная предпосылка” развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути некоторые изменения. Но они являются условием развития личности. Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.

Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности и не являются её основой. Они определяют формально-динамические аспекты поведения личности и оказывают влияние на становление личности. Индивидные свойства развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.

Схема индивидных свойств человека, по Ананьеву

Индивид – то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность – то, чем он отличается.

"Индивидом рождаются, а личностью становятся" (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Роль индивидных свойств:

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).

3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

Отдельные индивидные свойства и их роль.

Возраст – с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

Сенситивные периоды – периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

Критические периоды – наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость").

Потребности – если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) – они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

Пол – предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

10. Человек как индивид в системе биогенеза. Темперамент как индивидная характеристика

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в ис­следовании развития человека:

На уровне индивида: био­генез - эволюционное, природное развитие;

На уровне личности: социогенез - развитие как социального существа;

Точки зрения на роль биологических закономерностей в истории человечества

1) естествен­ный отбор продолжает оставаться основной движущей си­лой эволюции. - по существу, социал-дарвинизм, «биологизаторство».

2) влияние биологической эволюции с началом развития челове­ческого общества практически исчезло. Такого рода крайняя позиция логически долж­на привести к отрицанию законов развития природы в естественно-историческом процессе человечества. - обратная т.з., «социологизаторство».

3) историко-эволюционный деятельностный подход к пониманию личности в принципе по-иному ставит сам вопрос о соотношении биоло­гического и социального в развитии личности. В со­ответствии с этим подходом социально-исторический образ жизни приводит к преобразованию закономерностей биологи­ческой эволюции человеческого вида и к выработке в культуре «средств» (Л.С. Выготский), с помощью которых человек в определенных пределах начинает подчинять себе свои «функ­циональные органы»

ТЕМПЕРАМЕНТ – устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент – индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

К свойствам темперамента относятся:

1) индивидуальный темп и ритм процессов психических;

2) степень устойчивости чувств;

3) степень волевого усилия.

Стимулирующая функция темперамента особенно ярко проявляется в возбудимости эмоциональной процессов нервных, особенно в детском возрасте. Но по мере складывания у ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, сознательной регуляцией своего поведения в коллективе и обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает уже в измененном качестве.

Выделяются три сферы проявления темперамента : активность общая, особенности сферы моторной и свойства эмоциональности.

Темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Общежитейские представления о темпераментах мало изменилось и поныне. Их признаки таковы:

1) сохраняются четыре гиппократовых типа;

2) обязательно предполагаются биологические основы психологических свойств, подчас достаточно фантастические;

3) в темперамент включается широкий спектр поведенческих свойств – от быстроты движений до речевых особенностей.

Так, можно указать на значение темперамента для регуляции динамики деятельности психической, коя обеспечивает оптимальную жизнедеятельность индивида и сохранение основных жизненных констант организма. Важнейшее значение имеет и энергетический аспект функции темперамента: его такие свойства, как эмоциональность и активность, – особенно "энергоемкие" характеристики психики.

В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют две его компоненты – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты – или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность – особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).

Как один из критериев отнесения к тому или иному темпераменту выделяется уровень порогов восприятия.

Различаются собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляемых в деятельности и поведении, и его органическая основа. Известны три основные системы объяснений ее сущности, из коих две первые имеют лишь исторический интерес:

1) гуморальная – связывала состояние организма с соотношением различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический (Гиппократ, Гален и пр.); эта терминология стала широко употребительной;

2) конституциональная – исходит из различий и конституции организма – его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и пр.);

3) типы темперамента связываются с деятельностью системы нервной центральной.

Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями деятельности нервной высшей. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные:

1) с условиями воспитания;

2) с перенесенными в возрасте раннем болезнями;

3) с особенностями питания;

4) с гигиеническими и общими условиями жизни.

11. Человек как личность в системе социогенеза. Социально-исторический образ жизни.

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в исследовании развития человека:

На уровне индивида: биогенез - эволюционное, природное развитие человек;

На уровне личности: социогенез - развитие человека как социального существа;

На уровне индивидуальности: персоногенез - уникальность жизненного пути.

Человек как личность в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе.

Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем («личность» в системе общественных отношений) преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих и исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку.

Ключом к пониманию развития личности в социогенезе является категория "социально-исторический образ жизни". Категория "социально-исторический образ жизни", как и связанные с этой категорией представления о "социальной ситуации развития", во-первых, дает возможность снять оппозицию "личность-общество" и рассмотреть закономерности развития личности в социогенезе; во-вторых, провести анализ развития личности как бы на пересечении трех координат – координат исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути личности.

1. "Социально-исторический образ жизни" выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества.

2. Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду. Именно в этом смысле уже при появлении индивида в мире человека он становится членом общества, членом конкретной социальной группы в данном обществе, в котором ему "заданы" и принадлежность к данной группе, и экономические условия.

Все эти социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности.

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления. В основе надсознательных надындивидуальных явлений лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений (А. Н. Леонтьев), опредмеченных в той или иной культуре в виде различных схем поведения, традиций социальных норм и т. п.

Под социогенезом в психологии понимается происхождение и развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и формациях. Основная идея социогенеза была сформулирована В. Вундтом и заключалась в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми.

Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, а также предметом этнопсихологии. Феноменология социогенеза предельно обширна: от описания того или иного способа мышления, памяти как "исторических стилей", к воссозданию психологического портрета индивида или социальной группы до анализа ментальности целого народа в определенную эпоху. Основной метод в исследовании социогенеза — психологическая реконструкция — восстановление исторических типов поведения или высших психических функций (памяти, мышления и пр.), основанное на интерпретации памятников духовной и материальной культуры.

12. Социализация индивида. Теории социализации: интериоризация социальных форм поведения

На формирование личности значительное влияние оказывают био- и психогенные свойства, а также факторы социальной среды. Доминирующее воздействие на процесс формирования личности оказывает групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Они обретаются индивидом в процессе социализации.

С термином «социализация» тесно связаны такие понятия, как формирование, развитие, воспитание личности.

Социализация – это путь усвоения человеком культуры. В процессе социализации индивид обретает собственное «Я». Он становится личностью, связанной системой оценок, убеждений, привычек и поведения.

Социализация – это процесс, который не ограничивается периодом становления личности, а продолжается всю жизнь, охватывает все сферы деятельности человека. В.Ж. Келле отмечает, что становление личности включает в себя три взаимосвязанных составляющих:

1) самой общей и исходной является социализация, т. е. овладение языком, знаниями, приобщение к ценностям и нормам культуры, формирование мировоззрения и т. д., что делает индивида способным жить в данном обществе, быть его членом;

2) затем происходит индивидуализация человека, т. е. выработка качеств, отличающих данную индивидуальность от других, причем степень индивидуализации может быть весьма различной, что во многом зависит от характера социализации: или она ограничивается подчинением индивида определенным стандартам, или дает свободу развитию индивидуальности;

3) синтезирующей составляющей всего процесса является персонализация, т. е. становление личности.

В процессе социализации происходят социальная адаптация (процесс приспособления к определенным социально-экономическим условиям), интернализация (усвоение) индивидом норм и ценностей, принятых в его группе.

Интериоризация (франц. interiorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе – рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.

Взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь их усваивать. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, тогда как социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией.

В отечественных исследованиях выделяются следующие стадии социализации: дотрудовая стадия, трудовая стадия и послетрудовая стадия.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не остаются неизменными. Ресоциализация означает овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации.

Социальные институты и люди, индивидуально и группами, если они способствуют социализации, называютсяагентами (проводниками) социализации.

На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы агентов: институты и группы, способствующие первоначальному развитию природных и социальных свойств (семья, ровесники), институты образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательней деятельности.

Таким образом, социализация – это процесс вхождения индивида в общественную жизнь, который играет важную роль как в жизни личности, так и общества. Она обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. В какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления и протекающие процессы. Особое значение для социализации индивида, обогащения его духовного мира имеет свободное время, которое, по замечанию К. Маркса, служит мерилом истинного богатства человека. Духовный компонент, таким образом, является определяющим в социализации индивида.

Ананьев Б.Г. :


Индивидные свойства – феномены онтогенетической эволюции человека – возрастные и половые, конституциональные и нейродинамические свойства, взаимосвязи между которыми определяют более сложные образования индивида: структуру потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков.

Классификация индивидных свойств по Анаьеву:


  1. Возрастно-половые свойства :
- возрастные стадии – последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида (возраст и фаза жизни);

Половой диформизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически (разделение на 2 формы: мужскую и женскую)

2. Индивидуально- типические свойства :

Конституция индивида – телосложение и биохимические свойства;

Нейродинамические свойства мозга - генетически детерминированные особенности нервной системы – сила, подвижность и уравновешенность нервной системы, также динамичность, лабильность и активированность;

- функциональная ассиметрия полушарий мозга – специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящее к тому, что при осуществлении одних ПФ главенствует левое, а др. – правое полушарие (левое – речь, правое – слух, зрительно-пространственная ориентация).


Два указанные выше класса индивидных свойств в школе Б.Г.Ананьева называют первичными и считают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности.
Не смотря на то, что индивидные свойства заложены природой, в процессе онтогенетического развития они меняют свою организацию, усложняются.

3. Наивысшая форма интеграции ИС – темперамент и задатки.


Темперамент – динамические характиристики психической деятельности.

Выделяют 3 сферы проявления Т: 1)общую активность – интенсивность и бъем взаимодействия чела с окруж. средой-физической и социальной. Чел м. б. Пассивным, активным, стремительным, инициативным, спокойным и тд.

2) особенности моторной сферы – частные выражения общей активности (темп, быстрота, ритм и общее кол-во движений и тд);

3) св-ва эмоциональности – впечатлительность, чувствительность, импульсивность.


Задатки – анатомо-физиологические особенности НС, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Типологические св-ва НС, определяющие скорость образования временных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особ-ти строения анализаторов и отдельных областей коры ГМ.


Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности и не являются её основой.
Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.
Асмолов А.Г. выделил общие особенности индивидных свойств, которые говорят о их неоднозначной роли в формировании личности - являясь предпосылками развития инвидуализируясь в процессе онтогенеза, остаются безличными.

Они определяют формально - динамический характер поведения , определяют диапазон выбора деятельности , не имеющей социально существенного приспособительного значения. Индивидные свойства включаются в структуру личности, невозможно рассматривать личность не рассматривая свойства индивида .


Tаким образом, Индивидные свойства отражают такие особенности индивида как возрастно-половые свойства и индивидуально - типические, которые развиваются в процессе онтогенетической эволюции . Высшей формой интеграции этих свойств являются темперамент и задатки.
Роль индивидных свойств: 


1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов. 


2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности). 


3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут). 
 Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности. 
 Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.

Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

Отдельные индивидные свойства и их роль. 


Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям. Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость"). Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности. 
 Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

В леонтьевском понимании личности можно выделить следующие аспекты:


  1. Индивидные свойства человека (то, что к личности не относится). Это прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: «физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность», природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе профессиональные.
Понятие «индивид», по А.Н. Леонтьеву, отражает:

  1. целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида; 2) особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей того же вида.

  1. Личность – это образование особого типа. Это – психологическое новообразование, порождаемое жизнью человека в обществе . Образующими личность и одновременно формами ее реального бытия являются общественные отношения, в которые субъект вступает в процессе деятельности.
Соподчинение различных деятельностей создает основание личности. Психологически иерархия деятельностей выражается в иерархии мотивов. Развитие, трансформации, смещения мотивов образуют «жизнь человека как личности».

  1. Формирование личности происходит в онтогенезе. Ни животное, ни новорожденный ребенок не могут быть личностью. Первые «узлы» личности завязываются тогда, когда непосредственные побуждения ребенка начинают подчиняться социально заданным мотивам. Второе рождение личности происходит, когда процесс соподчинения мотивов из стихийного превращается в сознательный, когда в сознании субъекта начинают активно соотносится различные мотивы, осуществляться их подчинение и переподчинение. Это событие знаменует «подлинное рождение личности», которое меняет «ход всего последующего психического развития».

  1. О соотношении индивидных и личностных свойств. В процессе онтогенеза индивидные свойства, в т. ч. генотипически обусловленные, могут многообразно меняться, однако от этого личностными они не становяться. Личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами. Они не определяют складывающейся личности, а составляют предпосылки и условия формирования последней. Позже они могут выступить как предмет действий или отношений субъекта к его собственным природным или приобретенным не личностным особенностям.

«Психология личности» Гиппенрейтер, Пузырей, Архангельская

Понятие "человек" характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира. "Личность" - понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания. Человек - это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. Человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития. Личность - это самое главное в челов

Веке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д. Понятие и структура личности В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах: 1) личность присуща каждому человеку; 2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет; 3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа; 4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада. В целом, структура личности может быть - в теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна: 1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции); 2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации); 3) индивидуально-неповоторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание) Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладевания им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения направленность обусловливает характер личности. Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о личности как вместилище психологических процессов, состояний и свойств. Личность - это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности - закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности. Способности человека обусловливают возможности его включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.


Социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

    собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

    специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);

    нравственный.

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности - это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы - это осознанные потребности личности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Некоторые авторы в структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом.

Особое место в структуре личности занимают ее социальные статуси роль .

Социальный статус личности

Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус , т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции , на которой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, чтобы личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном - далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль личности

Социальная роль - это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей . Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли - формы проявления и развития личности , а их успешная реализация - залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Социальные конфликты

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Эти конфликты могут быть внутриролевые , межролевые и личностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, нои хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости.В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности , т. е. качества,которыми обладают многие индивиды , находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.

Социальный тип личности - обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

В социологии выделяют модальный ,базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер - это ядро структуры характера,свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера :рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительский и рыночный .Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций .

    Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.

    У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

    Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм - с самодисциплиной и самоконтролем.

Социологические исследованияпоказывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.