Самолёты падают потому, что их некому «учить летать. Московское общество испытателей природы

Единственная в России школа летчиков-испытателей, база, где к орбитальным полетам готовили первый отряд советских космонавтов. Легендарный научный центр - летно-исследовательский институт имени Громова отмечает 75-летие.

В данном случае хвост - не главное. Не влезает в ангар - можно оставить и на улице. Этот Ил-76 не просто самолет: лаборатория, в каких здесь испытывают то, благодаря чему человек умеет летать. Впрочем, про эти испытания мы вряд ли узнаем больше.

"Данная летающая лаборатория создана на базе серийного самолета Миг-29. Предназначена она для испытания боевых комплексов. Каких боевых комплексов - я вам сказать не могу. Это военная тайна", - говорит инженер Иван Хонякин.

Сегодня здесь куда не надо не пролетит и муха. А когда-то на лётном поле был в буквальном смысле проходной двор.

Бывшему директору и действующему сотруднику ЛИИ Арсению Дмитриевичу Миронову 99 лет. В институте он с момента основания. Был летчиком, штурманом, инженером, участвовал в расследованиях авиакатастроф, в том числе той, что привела к гибели Юрия Гагарина. Космонавт номер один для ЛИИ тоже не чужой.

Началось всё с того, что аэродром на Ходынке перестал справляться с нагрузками. И под Москвой у платформы "Отдых" стали строить новое лётное поле для испытаний. Потом оно обрастёт домами и улицами, которые станут городом Жуковским. А в марте 41-го на базе аэродрома создадут ЛИИ под началом легендарного лётчика Михаила Громова.

С этого момента здесь стали не просто, как говорят авиаторы, "облётывать" машины, но и заниматься наукой. Изучать аэродинамику, термодинамику, устойчивость, управляемость. Тестировать двигатели, кресла, противообледенительные системы.

Кадры готовят сами. Школа лётчиков-испытателей при ЛИИ - единственное подобное учебное заведение в стране.

Вот как было раньше. На тренажере моделировались разные нештатные ситуации. Если пилот чувствовал себя чересчур комфортно, можно было устроить ему, например, потерю топлива или отказ пары систем - пусть выкручивается. Ну, а за тем, как он выкручивается, следило специальное устройство. По нынешним временам - ноутбук или планшет. Каждая ячейка этого компьютера отвечала за конкретный параметр полёта.

Теперь у пилота вместо ламповых телевизоров - панорамный обзор, а инструктор усложняет ему жизнь кликами мышки.

"Школа летчиков-испытателей существует почти с первого года существования ЛИИ. И все лётчики-испытатели обязательно проходят через школу летчиков-испытателей", - отмечает начальник Школы летчиков-испытателей при ЛИИ им.Громова Александр Крутов.

Это не обман зрения: один движок действительно больше остальных. И этот "Ил-76" - тоже летающая лаборатория. Двигатель-гигант будут ставить на новый отечественный пассажирский лайнер МС-21. А пока обкатывают, сняли один из штатных двигателей "Ила", усилили крыло и напичкали борт аппаратурой, которая будет измерять около тысячи параметров работы новичка.

"Пока самолет тоже проходит конструкторские доработки, будет выходить на испытания, мы уже опережающими темпами готовим двигатель к постановке на МС-21 и дальнейшим испытаниям на этом самолете", - рассказывает ведущий инженер летающей лаборатории Владимир Попов.

С вышки за Илом присматривает диспетчер: вот здесь уже всё как в обычном аэропорту. Разве что самолетов меньше, а взлетная полоса - наоборот самая длинная в Европе и способна принимать любые типы самолетов. Универсальность тут вообще уважают.

"Я и сейчас летаю на всём: и на вертолетах на всех, и на самолетах, и на истребителях, в том числе, и на тяжёлых. Это же моя жизнь!" - говорит летчик-испытатель, герой России Александр Крутов.

Школа лётчиков-испытателей

Шко́ла лётчиков-испыта́телей (ШЛИ) имени А. В. Федотова была создана в 1947 на базе Лётно-исследовательского института (ЛИИ) для подготовки лётчиков и штурманов-испытателей, ведущих инженеров по лётным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации и их аттестации. Слушатели ШЛИ, как правило, — лётчики и штурманы 1—2-го классов ВВС, имеющие высшее образование и прошедшие конкурсный отбор. Обучение в ШЛИ проводится в течение 1,5 лет высококвалифицированными специалистами с большим опытом лётных испытаний. К чтению лекций привлекаются учёные и инженеры научных подразделений ЛИИ. Для обучения используются самолёты 10—12 типов, оборудованные новейшими средствами бортовых измерений. Тренажёрный комплекс включает тренажёры с контрольно-записывающей аппаратурой. Слушатели осваивают теорию и практику определения лётно-технических характеристик самолётов, выполнение полётов всех видов. С 1984 ШЛИ носит имя А. В. Федотова. До 1991 подготовлено около 600 классных специалистов-испытателей. 115 выпускникам ШЛИ присвоено звание заслуженного лётчика-испытателя СССР, 15 — звание заслуженного штурмана-испытателя СССР. 50 выпускникам ШЛИ присвоено звание Героя Советского Союза. ШЛИ окончили лётчики-космонавты СССР И. П. Волк и А. С. Левченко.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия . Свищёв Г. Г. . 1998 .

Смотреть что такое "Школа лётчиков-испытателей" в других словарях:

    Школа лётчиков-испытателей Энциклопедия техники

    - (ШЛИ) имени А. В. Федотова была создана в 1947 на базе Лётно исследовательского института (ЛИИ) для подготовки лётчиков и штурманов испытателей, ведущих инженеров по лётным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации … Энциклопедия «Авиация»

    Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков - Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И. С. Полбина (ОВВАКУЛ) Год основания 10 августа 1921 года Год закрытия 12 февраля … Википедия

    ГНЦ ФГУП Лётно исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ) Международное название M. M. Gromov Flight Research Institute (FRI) Директор … Википедия

    ЛИИ Громова

    ЛИИ им. Громова - Лётно исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ) Международное название M. M. Gromov Flight Research Institute (FRI) Основан 8 марта 1941 … Википедия

    ЛИИ им. М. М. Громова - Лётно исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ) Международное название M. M. Gromov Flight Research Institute (FRI) Основан 8 марта 1941 … Википедия

Торжественный вечер, посвященный 65-летию школы летчиков-испытателей имени А.В.Федотова, состоялся 20 октября в Дворце культуры города Жуковского. В числе почетных гостей на этом мероприятии присутствовала Нина Георгиевна Громова – вдова легендарного М.М.Громова, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации. Именно он стал инициатором создания ШЛИ.
Школа была создана в 1947 году на базе Летно-исследовательского института для подготовки летчиков и штурманов-испытателей, ведущих инженеров по летным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации и их аттестации.
Первым ее начальником был Михаил Котельников. Бывший фронтовой летчик, генерал-майор авиации, с которым Громова свела судьба еще в годы войны: дивизия Котельникова входила в состав авиационной армии под его командованием. Первых претендентов в число слушателей Михаил Васильевич набирал лично: ездил по воинским частям, присматривал кандидатов в испытатели в строевых авиационных подразделениях. Отбор Котельникова прошел проверку временем и оказался безупречным: многие из его «ореликов» впоследствии стали высококлассными испытателями и Героями Советского Союза.
С 1984 года ШЛИ носит имя А.В.Федотова – Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-майора авиации, заслуженного тренера СССР, мастера спорта международного класса, хорошо известного всем жуковчанам. В зале Дворца культуры присутствовала его вдова – Галина Васильевна, получившая, так же как и Нина Георгиевна Громова, от организаторов роскошный букет цветов – знак внимания и уважения.

Славные страницы истории школы летчиков-испытателей относятся в основном к советскому времени. После распада великой державы для ШЛИ им. А.В.Федотова наступил очень тяжелый период. Авиация – не коммерция, без государственного финансирования ее нормальное существование нереально.
Как сказала в своем выступлении на торжественном вечере единственная женщина, прошедшая полный курс подготовки ШЛИ, Светлана Савицкая, «в 90-е годы прошлого века случались вообще непонятно какие наборы, просто люди за деньги учились летать на самолетах». Есть надежда, что этого больше не повторится. Герой России, заслуженный летчик-испытатель, начальник ЛИИ им. М.М.Громова Павел Власов с удовлетворением сообщил в приветственном слове:
– Сегодня есть решение Совета безопасности Российской Федерации о государственной поддержке ШЛИ. Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Рогозин подписал Протокол о финансовом оздоровлении ЛИИ и школы. В самое ближайшее время будет много положительных изменений.
Павел Власов под аплодисменты ветеранов вручил Почетные грамоты группе сотрудников ШЛИ за добросовестный труд и верность своему делу.

За время работы ШЛИ им. В.А.Федотова подготовлено 722 летчика-испытателя, 50 штурманов, сотни высококлассных бортпроводников. 90 выпускников удостоены звания Героев Советского Союза и России, 2 – Героя Социалистического труда. 248 выпускников стали заслуженными летчиками-испытателями, 12 – заслуженными пилотами, 9 – лауреатами Ленинских и Государственных премий.
120 выпускников и инструкторов ШЛИ не вернулись из полета.
Минутой молчания почтили их память собравшиеся в этот торжественный вечер в жуковском Дворце культуры.

В зале Дворца культуры Жуковского прозвучало приветствие Сергея Крикалева, записанное в Казахстане. Выпускник ШЛИ, Герой Советского Союза и Герой России (один из четырех человек, удостоенных обоих званий), рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе Сергей Крикалев, ныне занимающий должность начальника центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, в дни празднования 65-летия школы летчиков-испытателей оказался в ко­мандировке на Байконуре.

От имени Комитета по обороне Государственной Думы РФ всех присутствующих приветствовала Светлана Савицкая – первая женщина в мире, совершившая выход в космическое пространство, первая и единственная женщина дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР.
Лично поздравил коллег Игорь Волк – летчик-космонавт СССР, первый командир жуковского отряда космонавтов, успешно прошедший полный курс подготовки полета на «Буране», ныне – президент международной ассоциации «Земля и космонавтика».
В зале присутствовал другой легендарный участник «волчьей стаи», как прозвали жуковчане команду Игоря Волка, Герой России, заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев, ныне член консультативного Совета при Президенте РФ, а также президент российской корпорации «Авиация», почетный президент МАКСа и почетный президент Федерации ушу-саньда города Москвы.
В числе почетных гостей на этом мероприятии был Петр Дайнекин – бывший Главнокомандующий ВВС Советского Союза и России, доктор военных наук, Герой Российской Федерации, генерал армии в отставке. Он имел возможность много раз убедиться на деле, чего стоит выучка выпускников ШЛИ. От души сказал «спасибо» всем, кто имеет отношение к учебному процессу в школе и, конечно, выразил искреннее восхищение мастерством выпускников ШЛИ. «65 лет – юношеский возраст, – в шутку сказал Петр Дайнекин, – ВВС в этом году отмечали столетие. Вот это дата! Желаю всем нам встретиться на вековом юбилее школы, отпраздновать этот юбилей с присущим авиаторам размахом!»

Трое выпускников в этом году окончили обучение в школе: им вручили дипломы и выдали свидетельства установленного образца на торжественном вечере в присутствии живых легенд авиации. Запомните эти имена: Александр Денисюк, Олег Хохлов, Александр Павленко. Они начинают свою карьеру летчиками-испытателями 3 класса.

Школа лётчиков-испытателей

(ШЛИ) имени А. В. Федотова была создана в 1947 на базе Лётно-исследовательского института (ЛИИ) для подготовки лётчиков и штурманов-испытателей, ведущих инженеров по лётным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации и их аттестации. Слушатели ШЛИ, как правило, - лётчики и штурманы 1-2-го классов ВВС, имеющие высшее образование и прошедшие конкурсный отбор. Обучение в ШЛИ проводится в течение 1,5 лет высококвалифицированными специалистами с большим опытом лётных испытаний. К чтению лекций привлекаются учёные и инженеры научных подразделений ЛИИ. Для обучения используются самолёты 10-12 типов, оборудованные новейшими средствами бортовых измерений. Тренажёрный комплекс включает тренажёры с контрольно-записывающей аппаратурой. Слушатели осваивают теорию и практику определения лётно-технических характеристик самолётов, выполнение полётов всех видов. С 1984 ШЛИ носит имя А. В. Федотова. До 1991 подготовлено около 600 классных специалистов-испытателей. 115 выпускникам ШЛИ присвоено звание заслуженного лётчика-испытателя СССР, 15 - звание заслуженного штурмана-испытателя СССР. 50 выпускникам ШЛИ присвоено звание Героя Советского Союза. ШЛИ окончили лётчики-космонавты СССР И. П. Волк и А. С. Левченко.

  • - МОИП старейшее добровольное научное общество, содействующее развитию отечественного естествознания, изучению природы и природных ресурсов. Основано в 1805 при Московском университете...

    Москва (энциклопедия)

  • - Проспект Испытателей находится между Коломяжским проспектом и проспектом Сизова. Проспект проходит в новом жилищном массиве, который возник на территории бывшего Комендантского аэродрома...
  • - Этот проспект проходит в Приморском районе от Богатырского проспекта до Комендантской площади, через бывший Комендантский аэродром и район Долгого озера...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - распространенное название 1-й военной школы лётчиков имени А. Ф. Мясникова...

    Энциклопедия техники

  • - см. школа...
  • - см. тайная...

    Китайская философия. Энциклопедический словарь

  • - СУН -ИНЬ ШКОЛАФилос. школа сер. 4 в. до н.э., одно из влиятельных идейных течений в академии Цзися, созданное философами даос, толка Сун Цзянем и Инь Вэнем.В библиографич...

    Китайская философия. Энциклопедический словарь

  • - Одна из восьми филос. школ, на к-рые, согласно свидетельству памятника "Хань Фэй-цзы", разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция...

    Китайская философия. Энциклопедический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "... - общеобразовательное учебное учреждение I - III ступеней с соответствующим профилем для детей, нуждающихся в длительном лечении.....

    Официальная терминология

  • - "... - общеобразовательное учебное учреждение для детей, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - основанного при Моск. унив. - изд. в Москве на русск. и франц...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - один из старейших отечественных естественноисторических журналов. Выходит в Москве 6 раз в год. Основан в 1829. Предназначен для публикации результатов научных исследований членов общества...
  • - старейшее русское общество, содействующее развитию отечественного естествознания, изучению природы и природных богатств...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Падуанская школа, живописная школа, сложившаяся в Падуе и сыгравшая значительную роль в становлении и развитии искусства Возрождения в Северной Италии...

    Большая Советская энциклопедия

"Школа лётчиков-испытателей" в книгах

Глава IV «КЛУБ ЛЕТЧИКОВ»

Из книги Как я стал летчиком автора Головин Павел Георгиевич

Глава IV «КЛУБ ЛЕТЧИКОВ» Медленно тянулось время. Павел Иванович куда-то уехал. История с планером стала понемногу забываться. Но вдруг Павел Иванович опять появился в городе. И не один, а с самолетом. Да, да, с настоящим, взаправдашным самолетом.Как это дело было, я уже не

ПЕСНЯ ПОЛЯРНЫХ ЛЕТЧИКОВ

Из книги След в океане автора Городницкий Александр Моисеевич

У строевых летчиков

Из книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки автора Кузьмина Лидия

У строевых летчиков В 80-е годы на аэродроме в Ахтубе шли испытания Су-27 с двигателем АЛ-31Ф. Их проводили Виктор Пугачев, Николай Садовников, Игорь Вотинцев, Евгений Фролов, Игорь Соловьев. Летали много, по 3–5 полетов в день.Наземные экипажи работали напряженно. Постоянно

Военная школа морских летчиков

Из книги От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979 автора Остроумов Николай Николаевич

Военная школа морских летчиков В бане нам выдали военное обмундирование. После стрижки под ноль помылись и строем пошли в столовую. В столовой нам дважды наливали флотский борщ, затем макароны по-флотски и, конечно, компот из свежих фруктов. После этого каждому выдали по

Учитель лётчиков

Из книги На крыльях автора Аматуни Петроний Гай

Учитель лётчиков Увлечение авиацией у Виктора Васильева началось ещё в кружке авиамоделистов саратовского Общества друзей воздушного флота.Первая модель, построенная им, была не летающая, а модель-копия. Деятельное участие в постройке модели принял и дед Тимофей, у

4. БАЛОВЕНЬ ЛЁТЧИКОВ

Из книги Служу Родине. Рассказы летчика автора Кожедуб Иван Никитович

4. БАЛОВЕНЬ ЛЁТЧИКОВ Мы подходим к самолётам. Нас окружают лётчики. Вдруг Чупиков окликает кого-то:- Зорька, Зорька, иди знакомиться!Оглядываюсь - к нам подбегает косматый круглый медвежонок. Глазки у него весело блестят. Он переваливается и посапывает. Я от удивления

Бич летчиков

Из книги Друзья в небе автора Водопьянов Михаил Васильевич

Бич летчиков Дело было вечером, после ужина. Учлеты вместе с инструкторами сидели за столом и никуда не торопились. Разумеется, меньше всех торопился я. Все знали о моем разговоре с начальником и обращались со мной по-товарищески, как с будущим учлетом…«Героем дня»

ГЛАВА СЕДЬМАЯ У ИСПЫТАТЕЛЕЙ ВСЕГДА ВОЙНА

Из книги Открытые глаза [Документальная повесть о летчике-испытателе А.Гринчике] автора Аграновский Анатолий Абрамович

ГЛАВА СЕДЬМАЯ У ИСПЫТАТЕЛЕЙ ВСЕГДА ВОЙНА День Победы Гринчик встретил в Москве. Вместе с другими испытателями, которые остались живы, бродил по Красной площади, хмельной от радости и от вина. Ночное небо расцветало над ними, незнакомые люди останавливали летчиков,

2. Почему среди космонавтов практически нет летчиков-испытателей?

Из книги Пилотируемый космический полет автора Лесников Василий Сергеевич

2. Почему среди космонавтов практически нет летчиков-испытателей? Летчик-испытатель это устоявшаяся, прошедшая проверку временем, профессия, которой гордятся. Это элита в среде летчиков.Почему на начальном этапе летчики-испытатели не торопились идти в космонавты?Миф о

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном - Фабрично-заводская школа № 173

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном - Фабрично-заводская школа № 173 Современный адрес - Политехническая ул., 22, корп. 1. Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годовЕще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова

ПРОСПЕКТ ИСПЫТАТЕЛЕЙ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

ПРОСПЕКТ ИСПЫТАТЕЛЕЙ Этот проспект проходит в Приморском районе от Богатырского проспекта до Комендантской площади, через бывший Комендантский аэродром и район Долгого озера.От Комендантского аэродрома он и ведет свое название. Оно было присвоено проспекту 2 ноября 1973

«Бюллетень Московского общества испытателей природы»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

Московское общество испытателей природы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги OV-1 «Mohawk» автора Иванов С. В.

Центр летных испытаний авиации ВМС США/Школа летчиков- испытателей

Из книги OV-1 «Mohawk» автора Иванов С. В.

Центр летных испытаний авиации ВМС США/Школа летчиков- испытателей Отдел испытания вооружений Центра летных испытаний авиации ВМС США в середине 60-х отработал на «Мохауке» весь ассортимент вооружения, который самолет в принципе имел возможность применять. Испытания

ШЛИ им. А. В. Федотова: намечен новый набор высоты

В канун юбилея знаменитой школы летчиков – испытателей на государственном уровне были приняты решения об укреплении ее материально-технической базы.

Немного истории

Торжественный вечер, посвященный очередной знаменательной дате школы летчиков-испытателей имени А. В. Федотова, состоялся в жуковском Дворце культуры. В числе почетных гостей на этом мероприятии присутствовала Нина Георгиевна Громова – вдова легендарного Михаила Михайловича Громова, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации. Именно он, трудившийся после Великой Победы в Министерстве авиационной промышленности СССР на разных руководящих постах, в том числе начальником управления летной службы, стал инициатором создания ШЛИ.

Школа была создана в 1947 году на базе Летно-исследовательского института для подготовки летчиков и штурманов- испытателей, ведущих инженеров по летным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации и их аттестации.

Первый ее начальник - Михаил Котельников. Бывший фронтовой летчик, генерал-майор авиации, с которым Громова свела судьба еще в годы войны – дивизия Котельникова входила в состав авиационной армии под его командованием. Михаил Васильевич первых претендентов в число слушателей набирал лично – ездил по воинским частям, присматривал кандидатов в испытатели в строевых авиационных подразделениях. Отбор Котельникова прошел проверку временем и оказался безупречным: многие из его «ореликов» впоследствии стали высококлассными испытателями и Героями Советского Союза. С 1984 года ШЛИ носит имя А. В. Федотова, Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-майора авиации, заслуженного тренера СССР, мастера спорта международного класса – хорошо известного всем жуковчанам. В зале Дворца культуры присутствовала его вдова – Галина Васильевна, также как и Нина Георгиевна, получившая от организаторов роскошный букет цветов – знак внимания и уважения.

Крутые виражи

Славные страницы истории жуковской школы летчиков-испытателей относятся, в основном, к советскому времени. После распада великой державы для ШЛИ им. А. В. Федотова наступил очень тяжелый период. Авиация – не коммерция, без государственного финансирования ее нормальное существование нереально. Как сказала в своем выступлении, на торжественном вечере, единственная женщина, прошедшая полный курс подготовки ШЛИ, Светлана Савицкая: « В 90-е годы прошлого века случались вообще непонятно какие наборы – просто люди за деньги учились летать на самолетах». Есть надежда, что этого больше не повторится. Герой России, Заслуженный летчик испытатель, начальник ЛИИ им. М. М. Громова Павел Власов с удовлетворением сообщил в своем приветственном слове:

Сегодня есть решение Совета безопасности Российской Федерации о государственной поддержке ШЛИ. Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин подписал Протокол о финансовом оздоровлении ЛИИ и школы. В самое ближайшее время будет много положительных изменений…

Павел Власов, под аплодисменты ветеранов, вручил Почетные грамоты группе сотрудников ШЛИ за добросовестный труд и верность своему делу.

Кузница героев

За время работы ШЛИ им. В. А. Федотова подготовлено 722 летчика – испытателя, 50 штурманов, сотни высококлассных бортпроводников. 90 выпускников удостоены звания Героев Советского Союза и России, 2 – Героя Социалистического труда. 248 выпускников стали Заслуженными летчиками – испытателями, 12 – Заслуженными пилотами, 9 лауреатами Ленинских и Государственных премий.

120 выпускников и инструкторов жуковской ШЛИ не вернулись из полета.

Минутой молчания почтили их память собравшиеся в этот торжественный вечер в жуковском Дворце культуры.

Привет с Байконура

К сожалению, не все желающие смогли попасть на это торжество. Выпускник ШЛИ, Герой Советского Союза и Герой России (один из 4 человек, удостоенных обоих званий), рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе Сергей Крикалев – ныне занимающий должность начальника центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, в дни празднования 65-летия жуковской школы летчиков-испытателей, оказался в командировке на Байконуре. Но хотя бы виртуально не поучаствовать в этом знаменательном событии он, конечно, не мог. Приветствие Сергея Крикалева, записанное в Казахстане, прозвучало в зале Дворца культуры Жуковского. Коллеги одобрительными аплодисментами откликнулись на такой знакомый им голос.

Живые легенды

Но большинство из ныне здравствующих, имеющих отношение к ШЛИ, охотно откликнулись на приглашение организаторов юбилейного торжества. От имени комитета по обороне Государственной Думы РФ всех присутствующих приветствовала Светлана Савицкая – первая женщина в мире, совершившая выход в космическое пространство, первая и единственная женщина дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР. От себя лично поздравил коллег Игорь Волк – летчик-космонавт СССР, первый командир жуковского отряда космонавтов, успешно прошедший полный курс подготовки полета на «Буране», ныне – президент международной ассоциации «Земля и космонавтика». В зале присутствовал другой легендарный участник «волчьей стаи» - как прозвали жуковчане команду Игоря Волка – Герой России, Заслуженный летчик - испытатель Магомед Толбоев, ныне член консультативного Совета при Президенте РФ, а также – президент российской корпорации «Авиация», почетный президент МАКСа и почетный президент федерации Ушу – Сань-да города Москва. В числе почетных гостей на этом мероприятии был Петр Дайнекин – бывший Главнокомандующий ВВС Советского Союза и России, доктор военных наук, Герой Российской Федерации, генерал армии в отставке. Он имел возможности много раз убедиться на деле, что стоит выучка выпускников ШЛИ. От души сказал «спасибо» всем, кто имеет отношение к учебному процессу в школе и, конечно, выразил искреннее восхищение мастерством выпускников ШЛИ. « 65 лет – юношеский возраст, - в шутку сказал Петр Дайнекин, - ВВС в этом году отмечали столетие. Вот это дата! Желаю всем нам встретиться на вековом юбилее школы, отпраздновать этот юбилей с присущим авиаторам размахом!»

Кому светят звезды

Удача улыбнулась выпускникам ШЛИ им. А. В. Федотова 2012 года. Трое в этом году закончили обучение в школе, - им были вручены дипломы и выданы свидетельства установленного образца на торжественном вечере в присутствии живых легенд авиации. Запомните эти имена: Александр Денисюк, Олег Хохлов, Александр Павленко. Они начинают свою карьеру летчиками-испытателями 3 класса. Конечно, это лишь первая ступень к настоящему летному мастерству. Но в условиях возврата интереса у руководителей государства к развитию авиации - о чем сказал Павел Власов, у этих молодых авиаторов имеются прекрасные возможности стать достойными преемниками Крикалева, Волка и Толбоева, сотен других воздушных асов и вписать свои имена в героическую летопись, начатую Михаилом Громовым и Михаилом Котельниковым.