Самоуправление в школьном коллективе как средство развития и саморазвития личности школьника. Воспитание в коллективе. Коллектив и личность. Самоуправление в школьном коллективе Самоуправление в школьном коллективе

Самоуправление педагогического коллектива:

Говоря о базовой модели необходимо рассмотреть теоретическую концепцию школьного самоуправления. Современная средняя общеобразовательная школа - сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы, - различные объединения и организации взрослых и детей.

Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы, родили должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни, в управление, жизнедеятельностью школы.

В демократизирующейся школе каждый из коллективов и объединений взрослых и детей должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе. Этому могут служить их раздельные органы самоуправления: педагогического коллектива - педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе), методический совет, методические объединения учителей, воспитателей, классных руководителей, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы, правовая, аттестационная и другие комиссии педагогов; самоуправление ученического коллектива - собрание учащихся школы (высший орган их самоуправления в школе); школьная ученическая конференция, являющаяся высшим органом ученического самоуправления в школе, не имеющей условий для работы школьного ученического собрания; избранный школьным ученическим собранием или конференцией совет учащихся, ученический комитет школы, его комиссии, штабы и другие рабочие органы самоуправления; классные собрания учащихся, классные ученические советы и их рабочие органы; ассоциации родителей школы - школьное родительское собрание (высший орган самоуправления в школе); школьная ученическая конференция, являющаяся высшим органом ученического самоуправления в школе, не имеющей условий для работы школьного родительского собрания; избранный школьным родительским собранием или конференцией родительский комитет школы, его секции, комиссии; классные родительские комитеты и их рабочие органы [Бочкарев, 56].

При организации деятельности органов самоуправления педагогов, учащихся и их родителей целесообразно руководствоваться следующими позициями:

1. Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников школьной жизни.

2. Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.

3. Ни один коллектив или объединение в школе не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.

4. Приоритетом пользуются органы самоуправления непосредственной демократии: общее собрания перед органами представительной демократии (конференции, советы, комитеты и др.).

5. В каждой школе действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.

6. Школьные работники, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам.

7. Органами школьного самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение [Рожков, 145].

Общей целью как раздельных, так и совместных органов самоуправления учащихся, их родителей и педагогов в школе является реализация их потребностей и интересов.

Работа любого органа самоуправления в школе начинается с выявления актуальных потребностей и интересов своих избирателей, на основе которых затем определяются содержание и основные направления его деятельности, что в свою очередь, не определяет его организационную структуру. Базовая модель школьного самоуправления включает в себя четыре подсистемы: ученическую, педагогическую, родительскую и систему соуправления педагогов, учащихся и родителей, являющуюся системы самоуправления всей школы. Наряду с органами самоуправления общешкольного уровня могут и должны действовать органы соуправления на базе первичных коллективов и их ассоциаций [Селиванова, www.library.elibra.ru].

Высшим органом самоуправления в педагогическом коллективе является педагогический совет школы, который обсуждает и утверждает педагогическую концепцию школы, единые требования к работе с учащимися, социально-правовые и психолого-педагогические основы, взаимоотношений с ними и их родителями; определяет организационную структуру педколлектива в соответствии с нормативными документами школы, утверждает распределение должностных обязанностей; выражает и отстаивает интересы педагогического коллектива и его отдельных членов в школе и за ее пределами и т.д.

Методический совет организует работу по повышению научно-теоретического уровня и методического мастерства педагогов, координирует деятельность учителей в методических объединениях, оказывает им практическую помощь, занимается распространением педагогического опыта, организует педагогические чтения, научно-практические конференции, конкурсы, работы школ передового опыта, развивает и укрепляет методическую базу учебно-воспитательного процесса.

Методическое объединение педагогов организует самообразование, наставничество педагогов работу над методической темой, обмен опытом работы учителей; занимается изучением и реализацией нормативных и методических документов и материалов, передового опыта работы учителей; осуществляет в своей сфере экспертную оценку педагогических и методических проектов, учебно-воспитательных результатов деятельности педагогов; высказывает рекомендации о присвоении педагогам соответствующей квалификационной категории; выступает с ходатайством перед педсоветом, директором школы о предоставлении своим членам работать в режиме доверия и самоконтроля, о проведении внеочередной аттестации, награждении учителей ведомственными наградами и т.д. [Рогаткин, www.pedlib.ru].

Самоуправление ученического коллектива:

Высшим органом ученического самоуправления является общее собрание учащихся, проводимое по мере необходимости не реже 1 раза в год. Функции школьного ученического собрания:

1. рассматривает и утверждает перспективный план, основные направления деятельности органов ученического самоуправления на предстоящий период, ориентированные на реализацию потребностей учащихся;

2. решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой; обсуждает и принимает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом школы;

3. формирует органы самоуправления в школе;

4. вырабатывает и формулирует предложения ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; выражает отношение учащихся к проектам школьных документов, планам и программам их осуществления;

5. рассматривает и утверждает положения, правила, памятки и инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в своем коллективе, работу ответственных и уполномоченных коллективом лиц;

6. заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления. [Рогаткин, www.pedlib.ru].

Высшим органом ученического самоуправления школы между школьными ученическими собраниями является школьный ученический совет, который созывается по мере необходимости не реже 1 раза в четверть.

Школьный ученический совет:

1. координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу;

2. организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;

3. устанавливает шефство;

4. готовит и проводит собрания или конференции учащихся школы;

5. организует выпуск своих газет, радиопередач;

6. на своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий, заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов (комиссий, штабов, редакций и др.) органов самоуправления первичных коллективов и принимает по ним необходимые решения, заслушивает информацию и отчеты ответственных лиц самоуправления о выполнении решений школьного ученического собрания;

7. решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;

8. принимает решения об использовании заработанных ученическим коллективом денег и т.д.

Высшим органом самоуправления класса и других первичных ученических коллективов и объединений является общее собрание их членов, проводимое по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц.

Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями является классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц [Бочкарев, с. 164].

Участие родителей в школьном самоуправлении:

Высшим органом самоуправления родителей в школе являются общие собрания, созываемые по мере необходимости, не реже 1 раза в учебный год.

В школах, в которых нет условий для работы родительского собрания, его функции выполняет школьная родительская конференция, на которую избираются делегаты в равном количестве от родительской учащихся каждого класса. Между школьными родительскими собраниями действует школьный родительский комитет, в классах - классные родительские собрания [Бочкарев, с. 170].

Воспитательный коллектив и его влияние на развитие личности

Слово коллектив происходит от двух латинских слов clligo – «объединяю» и collectivus – «собирательный». Таким образом, коллектив – объединение, в данном случае, людей. Воспитательный коллектив – специально организованная совокупность людей, направляющих свои усилия на достижение воспитательных целей. В условиях существования коллектива неизменно возникают отношения между людьми. Они могут носить личный и деловой характер, но, в любом случае, основываются на совместной деятельности. От взаимоотношений в коллективе зависит успешность процесса воспитания, и, педагог должен стремиться сформировать в коллективе взаимное уважение, совместное стремление к общей цели, способность к продуктивному сотрудничеству, организованность и слаженность действий, способность к самоуправлению. Частью воспитательного коллектива является ученический коллектив, включающий, в отличие от воспитательного, лишь воспитанников. Ученический коллектив отличается от других рядом признаков:

1) общая социально значимая и общественно оправданная цель;

2) совместная организованная активная деятельность, ответственность за ее результаты;

3) моральное единство, подразумевающее общие оценки и переживания;

4) организованное самоуправление коллектива.

Хорошо организованный и устойчивый коллектив отличается так же взаимной поддержкой его членов, пониманием, ответственностью за других участников коллектива, налаженным эмоциональным контактом, доброжелательностью. Члены такого коллектива чувствуют себя уверенно, им всегда есть на кого опереться, у кого попросить помощи, помогая другим, они повышают ощущение собственной значимости, что является стимулом для поддержания и развития, как коллективных отношений, так и личностных качеств. Попадая в такой коллектив, человек стремиться сформировать в себе такие же качества, которые присущи большинству членов коллектива, стать его полноправным членом, вступить в соревнование с другими людьми за право получения определенного статуса в коллективе. Все это побуждает человека к самосовершенствованию, развитию, проявлениям волевых усилий, борьбе с трудностями. Для регуляции отношений и деятельности в коллективе выбираются органы управления – лидеры, способные организовать и направить в нужное русло деятельность всего коллектива, являющиеся уважаемыми и авторитетными членами коллектива. Для создания сплоченного, целостного коллектива необходимо проводить постоянные работы по включению его членов в совместную деятельность разного характера, стимулировать развитие деловых и личных отношений внутри коллектива, развивать общие интересы и заинтересованность в совместных мероприятиях, создание традиций общества.



Воспитание ученического коллектива имеет свои особенности. Процесс такого воспитания должен включать постоянные беседы на темы коллективизма, организацию трудовой, внеклассной и культурно-массовой деятельности, направленной на сплачивание воспитанников. Создание и воспитание ученического коллектива начинается с умелого предъявления требований воспитанникам. Оно подразумевает четкое и понятное объяснение норм и правил поведения, тактическое отношение к воспитанникам, организацию выполнения упражнений, в результате которых ученики приобретают навыки правильного поведения, соблюдение меры предъявляемых требований, но при этом нельзя и занижать их, соотношение требований с ситуацией в коллективе в настоящее время, формирование положительного отношения к предъявляемым требованиям. Коллективное воспитание должно быть направлено на постоянный прогресс, только тогда оно принесет пользу развитию личности его членов. Торможение развития коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Во избежание этого педагог должен постоянно ставить перед коллективом новые интересные и все более усложняющиеся задачи, поддерживая, таким образом, заинтересованность в совместной деятельности и существовании коллектива. Добиваясь все больших коллективных успехов, члены коллектива осознают личную выгоду от его существования, чувствуют себя сильными и способными, благодаря тому, что являются его членами. Выдвижение перед коллективом постоянных перспектив основывается на психологической особенности человека строить планы на будущее, прогнозировать результат своих усилий, что рождает мотивацию к осуществлению активной деятельности, направленную на достижение цели. Перспективами коллектива может выступать проведение различных соревнований, олимпиад, творческих и предметных мероприятий. Существенным фактором развития и зрелости коллектива является формирование здорового общественного мнения. Общественное мнение – это способность коллектива к единой оценке процессов и явлений, возникающих в нем и соответствующая реакция на них. Если члены коллектива стремятся к устранению его недостатков, усилению слабых сторон, сообща решают эти вопросы, то можно говорить о существовании в коллективе здорового общественного мнения. А. С. Макаренко отмечал наличие явления «параллельного действия» в коллективе, обладающем здоровым общественным мнением: всякое внешнее воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного воспитанника влияет на весь коллектив. При достижении коллективом такого состояния он выступает полноценным субъектом воспитания и функционирует как хорошо организованная социальная система.

Личность и коллектив Отношения в коллективе строятся, по А.Макаренко, на принципе ответственной зависимости. Коллективистские отношения определяются прежде всего отношением каждого к общим ценностям, целям и деятельности, они проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно делового сотрудничества. Наряду с ними есть отношения межличностные - это отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах. В отечественной науке и практике приоритет отдавался коллективистским отношениям и недооценивалось богатство межличностных отношений. Это, а также идеологический постулат о подчинении личности интересам общества ведет к отрицательным последствиям: конформности личности, безынициативности, подавлению индивидуальности. Это тем более так, что в практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии развития коллектива.

Поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует видеть в исторической перспективе. Наряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и умения взаимодействовать, эмпатию, культуру общения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллективного воспитания, проявляющийся при его догматизации.

Разделы: Классное руководство

В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.

Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания: выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для самореализации личности.

В современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.

В детских объединениях лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.

Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Ведь от того, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.

Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Задачи школьного самоуправления:

  1. Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
  2. Развивать творческую индивидуальность учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.
  4. Учить защищать права учащихся.

Я являюсь классным руководителем 7 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:

  • открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
  • равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения;
  • добровольности и творчества – первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
  • непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время.

Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:

  • в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;
  • в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории, шефскую работу и т. п.;
  • в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.

Детям можно поручать следующие области школьной жизни:

  • в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
  • в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
  • в деятельность школьной прессы: выпуск газеты;
  • в спортивной деятельности: организация и проведение спортивных мероприятий;
  • в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной территории, уборка памятников, шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

Для создания органов самоуправления необходимо:

  1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
  2. Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
  3. Представить педагогическую поддержку и помощь.

Развитие ученического самоуправления невозможно без воспитательной системы и программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Наша воспитательная программа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Важным условием в организации самоуправленческой деятельности учащиеся является партнёрство, которое даёт возможность включить ребят в выполнение реальных дел, в преобразование окружающей жизни. Это участие, в социально значимых проектах: «Милосердие», «Озеленение участка», экологической программе «Посади дерево», охране исторических и культурных памятников: «Вахта памяти», возрождение национальной культуры: научно – исследовательские работы, творческие и телекоммуникационные проекты.

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнения очень значимы в жизни всего классного коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно изначально определить сферу приложения своих сил.

Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводящееся два раза в четверть: в начале – по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.

В начале учебного года проходит предвыборная кампания. На классном собрании тайным голосованием выбирается лидер классного коллектива. Затем классный руководитель пишет слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений: библиотека, спортивный зал, редколлегия, праздники, корреспондент, труд, помощь, учёба и т. д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы иметь:

  1. Дежурная служба класса.
  2. Библиотечная служба класса
  3. Учебная служба класса.
  4. Пресс-центр и корреспондентская служба класса.
  5. Хозяйственная служба класса.
  6. Шефская служба класса.
  7. Сценарная служба класса.

Классный руководитель должен хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого ученика. Необходимо, чтобы все дети входили в ту или иную службу. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2-3 человека – его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 7 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.

По развитию ученического самоуправления использую разнообразные методы и формы работы (М. И. Рожков «Развитие самоуправления в детских коллективах»).

Один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению – коллективное планирование. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:

  • коллективно-творческое дело;
  • деловая игра;
  • конкурсы;
  • общественный опрос (диагностирование);
  • разведка полезных дел;

Например, дежурство по школе. Председатель данного органа заранее распределяет обучающихся по постам, обговаривая с каждым то место, где будет находиться дежурный. В течение дня председатель дежурной службы наблюдает за порядком в школе, контролирует дежурных, а в конце дня, когда дежурные учителя проставят оценки за дежурство и укажут на замечания, классный коллектив собирается на обсуждения прошедшего дня. В конце недели на линейке дежурство вместе с дневником передаётся следующему классу, где дежурный класс делает акцент, на что больше всего надо дежурным обращать своё внимание. Организует линейку по сдаче дежурства старший дежурный по школе. Он же делает продежурившему классу замечания и выставляет итоговую оценку за дежурство. В случае неудовлетвориельной оценки, дежурство продлевается.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагога. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно тогда, когда у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно учитель, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

В возникновении конфликтов я использую форму дискуссии.

Дискуссия (обсуждение спорного вопроса).

Дискуссия – это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать своё мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и «больные» проблемы, намечаются пути их решения. И разрешению конфликтных ситуаций.

В настоящее время дискуссия находит применение в образовательном и воспитательном процессе школы как один из интерактивных приёмов.

В конце года провожу диагностирования среди обучающихся:

1. «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью».

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Результаты показали, что высокая степень удовлетворённости у 4 обучающихся, средняя – у 18 обучающихся, низкая – у 2 обучающихся.

2. «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе».

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Результаты показали, что развитие самоуправления в классном коллективе находится на среднем уровне.

Школа – наш второй дом. Школа для всех жителей маленькой республики одна, и всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в организации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность. Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную позицию, уметь жить, сосуществовать, общаться, обладать толерантным сознанием – не та ли это цель, которую ставят перед собой воспитательные системы всех школ? Детские годы – это определённый жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность – воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека, всесторонне развитую личность.

Приложения:

  • Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (Приложение 1)
  • Классный час «Выбор актива класса» (Приложение 2)
  • Презентация «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе» (Приложение 3)

Список используемой литературы:

  1. М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др., Методические рекомендации классному руководителю о самоуправлении в классе, Творческий центр, М., 2006
  2. Хочу быть лидером, пособие, Нижний Новгород, 2003
  3. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова , Справочник классного руководителя, «ВАКО», М. 2006
  4. М.И. Рожкова , Классному руководителю, «ВЛАДОС», М., 2001
  5. Е.П. Сгибнева , Классные часы в выпускных классах, «ФЕНИКС», Ростов-на-Дону, 2006

«Педсовет: Школьное самоуправление Педсовет Дата проведения: 14.04.2015. Тема педсовета: «Самоуправление в школьном коллективе как необходимое средство развития и...»

Педсовет: Школьное самоуправление

Педсовет

Дата проведения: 14.04.2015.

Тема педсовета: «Самоуправление в школьном коллективе как необходимое

средство развития и саморазвития личности школьника».

«Только там, где есть общественная жизнь,

Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ

Выродится в фикцию или игру».

С.И. Гессен

Цель педсовета:

Обсуждение условий, необходимых для формирования конкурентоспособной личности, через развитие ученического самоуправления;

Обсуждение и решение актуальных проблем школьного самоуправления, обмен мнениями, изучение и распространение педагогического опыта;

Вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.

План проведения педсовета:

1. «Ученическое самоуправление в школе» (выступление Семновой Г.Н. зам. директора по ВР).

Результаты анкетирования «Оценка ученического самоуправления в классах» (7 мин.) 2. «Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России». (Чекашова И.В.) (15 мин.).

3. «Из опыта работы органов самоуправления в классах», выступление руководителя МО среднего звена Шепелевой Г.А. 5-8 классы, (10 мин.) 4. «Из опыта работы органов ученического самоуправления школы», выступления ст.вожатой Митиной Е.А., президента школьной думы Кузьмичва А.



4. Практическая работа в микрогруппах (20 мин.).

5. Определение учащихся в «группу риска», постановка на ВШК. (Чекашова И.В.)

6. Подведение итогов. Принятие решения педагогического совета (20 мин.).

МИКРОГРУППА № 1.

Вы коллектив архитекторов Задание: Представим школьное самоуправление как «Дом» из 12 кирпичей (задачи школьного самоуправления, исходя из развития ключевых компетенций):

1. Важнейшие четыре задачи вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж, все остальные - во второй этаж.

2. Предварительно заполните «чистые кирпичи» и определите им место по Вашему усмотрению.

3. На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает Ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.

4. Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.

Выберите:

1) Ведущего, который будет вести обсуждение;

2) Конструктора, который будет клеить, писать, рисовать;

3) Референта, который должен написать обоснованные закладки каждого кирпича и затем защитить свой проект.

Время на строительство: 15 мин., защита: 2-5 мин.

Взаимопонимания Вам, и успех сам Вас отыщет!

МИКРОГРУППА № 2.

Проблема:

Действенность органов школьного самоуправления минимальна, отсутствует инициатива учащихся, имеет место резкое сокращение количества ребят, проявляющих организационные навыки.

Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложенные пути решения проблемы и защитить свой проект.

Решение проблемы:

1. Прочтите функционал органов классного самоуправления, что Вы считаете необходимым дополнить или исключить как не выдержавшее проверку временем и влияющее на возникновение указанной проблемы.

2. Рассмотрите и проанализируйте направления работы школьного ученического самоуправления представленные Вам. Внесите конкретные предложения, дополнения, что возможно применить в работе школьной Думы в нашей школе?



3. А что, если для эмоциональной оценки жизни школы использовать …..? Выскажите свои предложения.

Защита Ваших предложений - до 5 мин. Будьте конкретны в своем творчестве.

Удачи в работе!

Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.

Функции совета класса (СК)

участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;

подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;

заслушивает отчты о проделанной работе ответственных за направления;

организует участие класса в КТД (коллективно-творческих делах);

выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;

обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;

поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).

Направления работы школьного ученического самоуправления Основные задачи. Пути решения задач.

Создание узнаваемого имиджа учащегося и выпускника школы.

Обсуждение и разработка Конституции школы.

Связи с выпускниками. Герб, флаг и гимн школы, другие атрибуты и символы. Система ритуалов.

Разработка механизмов экономического самофинансирования детского самоуправления.

Продажа товаров (газета, ярмарка…). Оказание платных услуг (билеты на дискотеку…).

Изыскание целевых материально-технических средств. Целевые сборы под конкретные проекты.

Создание среды здоровой внутренней конкуренции в школе. Рейтинги успеваемости.

Внутренний и внешний PR школы. Формирование открытой информационной среды школы. Ученическая газета. Учительско-ученический альманах. Ученическая страница школьного сайта. Пресс-конференции и презентации. Фотовыставки. Книга рекордов школы.

Поддержка неформальной творческой инициативы учащихся школы. Поиск очагов творческой активности и путей их развития. Включение творческого актива учащихся в рабочие группы по подготовке культурных мероприятий школы. Сбор и презентация продуктов творческой деятельности учащихся школы. Творческие конкурсы.

МИКРОГРУППА № 3.

Проблема:

Школьные традиции - хорошо, но не вытесняют ли они ежедневное творчество? Почему дела все меньше носят общественную направленность (делать для кого-то, а не только для себя?).

Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложения по решению проблемы и защитить свой проект.

Решение проблемы:

1. Внесите свои конкретные предложения по проведению школьных мероприятий.

2. От каких школьных традиций, считаете Вы, следует отказаться, какие добавить, как видоизменить?

3. Предложите конкретные дела, которые должна включить программа «Я и мой младший друг»? (Помощь старшеклассников обучающимся 1-4 классов).

Ваша защита (5 мин.) должна состоять из конкретных, заранее записанных предложений.

–  –  –

Программа «Ученическое самоуправление» призвана помочь школьникам адаптироваться к окружающей их социальной жизни наименее болезненным способом: не путем проб и ошибок, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Это позволило бы школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, а также осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с социумом.

Цель программы: формирование у школьников ключевых компетенций в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.

Этапы реализации программы (годичная циклограмма):

I этап Диагностика (сентябрь).

Социальный заказ на тему « Создание органа ученического самоуправления в школе»

(задействованы социально-педагогические и социально-психологические методики).

Социологический опрос учащихся, учителей, родителей: "Зачем нужно самоуправление? Что оно даст учащимся? Какие проблемы и задачи может решить?

Какой новый опыт предложит?"

Методическое объединение классных руководителей и воспитателей. Тема:

«Самореализация личности учащихся через участие в коллективно-творческих делах».

Заседание Родительского комитета школы. Тема: «Совместная деятельность родителей и детей в развитии школьного самоуправления».

Классный час. Беседа на тему: «Школа – малый дом». Вопросы: "Знаете ли вы свою школу? Роль школы в жизни человека. Трудовые и творческие дела учащихся в помощь школе".

Организация школы ученического самоуправления - «Школа лидера» (5- 10 классы) – не входит в Думу.

II этап Разработка проекта (октябрь):

Постановка и согласование целей и задач ученического самоуправления через серию деловых проектировочных игр среди учащихся.

Классный час. Старт ролевой игры "Мозговая атака": разработка проекта "Ученическое самоуправление", создание "Конституции", "Прав и обязанностей…".

Документации (положение, Устав и др.).

Творческие работы на тему «Ученическое самоуправление« (сочинения, статьи, эссе).

Пресс-конференция: «Каким вы видите самоуправление в школе».

Классный час. Беседа: «Выборы школьного парламента». Вопросы: "Какими качествами должен обладать лидер?", "Каким мы видим своего президента?"

Игра-защита проектов «Детская организация. Какая она?» (6-7 класс).

Презентация творческих проектных групп: «школьное телевидиние», «школьная газета», информационного центра (8-10 класс).

III этап Коллективообразование (октябрь- ноябрь):

Анализ состава участников ученического самоуправления с использованием диагностики «Лидерство в малой группе».

Выборы Президента, формирование Президентского совета Школьной Думы (8-10 класс).

Формирование школьного совета министров (5-10 класс).

Организация обучения участников ученического самоуправления через серию социально-психологических тренингов по формированию активного, творческого коллектива на тему: «Лидер - кто он?», «Деловое общение», «Сотрудничество».

V этап Преобразование внутришкольной жизни (ноябрь- апрель):

Сущность этого этапа заключается в развитии достижений ученического самоуправления, в принятии и реализации его решений. Определение перспектив по решению конкретно поставленных задач и введение изменений в план работы школы на следующий учебный год.

Итоговая конференция учащихся, педагогов и родителей. Вопросы: "Что было хорошего в течение года?", "Что показалось особо значимым?", "Кого мы можем поблагодарить?", "Что было трудно?" И др.

V этап Оценивание результативности (апрель - май):

Раскрытие влияния ученического самоуправления на учащихся и выявление дальнейших перспектив жизнедеятельности школы.

Диагностика решений следующих педагогических задач:

Приобретение нового социального опыта, в том числе и опыта разновозрастного общения, преемственности традиций.

Испытание себя как личности в процессе взаимодействия с другими людьми.

Накопление новых приемов и форм ученического и педагогического взаимодействия.

Критерии оценивания:

1. Конкретные поступки и действия детей в обычных и экстремальных ситуациях.

2. Наличие детских временных и постоянных объединений для решения внутришкольных задач.

3. Конкретные результаты деятельности самоуправления (что изменилось в жизни школы?) Функциональные обязанности и полномочия представителей Школьной Думы (ШД).

1. Президент:

Выбирается на конференции учащихся сроком на 1 учебный год.

Руководит и направляет работу ШД.

Обеспечивает согласованность действий членов ШД по выполнению задач, стоящих перед ШД.

Проводит рабочие совещания (1 раз в месяц).

Доводит решения ШД до сведения всех субъектов образовательного пространства школы.

Может быть переизбран на ученической конференции.

2. Вице-президент:

Сообщает о результатах работы школьных министерств на заседании ШД.

Согласовывает и координирует с членами ШД деятельность школьных министерств.

3. Министерство по поощрениям и защите прав учащихся школы:

Участвует в разрешение противоречий (ученик-ученик, ученик- педагог, ученикадминистрация), возникающих в процессе жизнедеятельности школы.

Принимает решения и выносит на обсуждение ШД вопросы о поощрении и наказании учащихся.

Контролирует предвыборную кампанию в ШД.

4. Министерство культуры:

Организует и проводит культурно-массовые мероприятия (по плану школы).

Осуществляет связь с культурно-развлекательными центрами, театрами, кинотеатрами города и творческими объединениями других школ.

5. Министерство Образования:

Организует и проводит познавательные мероприятия для учащихся.

Осуществляет контроль учебной деятельности учащихся, составляет рейтинг успеваемости классов.

Осуществляет кураторскую деятельность с целью повышения рейтинга успеваемости.

6. Министерство Внутренних Дел:

Осуществляет помощь по организации и контролю дежурства по школе.

Контролирует соблюдение учащимися единых требований школы.

7. Министерство Спорта и Туризма:

Участвует в организации и проведении спортивно-оздоровительных мероприятий для школьников.

8. Министерство Здоровья:

Организует и проводит акции «Чистота» и трудовых десантов.

Обеспечивает выпуск бюллетеня «Здоровье».

9. Министерство печати

Информационная функция.

Оформительская функция.

Обеспечивает выпуск школьной газеты «Будь в теме», в которой информирует о событиях школьной жизни.

10. Министерство Бережливых Рейды по сохранности учебников, школьного имущества, экономии электроэнергии.

Формы работы с ученическим самоуправлением.

Временные творческие группы. Они создаются на период подготовки и проведения различных учебных, воспитательных и организационных дел. Входят в них педагоги, дети, а иногда и родители.

Ежемесячные встречи директора и администрации с президентским советом. Это одна из важных структур управления школой и ее демократизации.

Еженедельные встречи ЗДВР с представителями классов. Это совещательноинформационный орган детского самоуправления.

–  –  –

Компетенции родителей.

Образовательные компетенции:

Знания научных предметов, в рамках которых состоялась профессиональная судьба родителей либо реализованы интересы и хобби, на уровне функциональной грамотности, умение объяснить научные явления с точки зрения востребованности жизнью;

Владение целостным представлением о картине мира с позиции значимости и применения в действительности;

Знания узкоспециализированные, выходящие за рамки общеобразовательных предметов;

Индивидуализированные знания общеобразовательных предметов, не имеющие аналогов преподавании учителем.

Воспитательные компетенции:

Личная заинтересованность в успешном результате воспитания детей;

Понимание роли и функции личностных качеств учащихся для самообразования и самореализации;

Ориентация на семейные традиции и опыт семейного воспитания, необходимость их учета при организации обучения и выборе методов воздействия на личность ученика;

Владение приемами домашнего воспитания и педагогической техники, их применения в общении с классом.

Личностные компетенции:

Социально значимый опыт общения с окружающими;

Коммуникативные умения с учетом возрастных особенностей детей;

Личностная самостоятельность (сформированность общечеловеческих ценностей);

Профессиональная успешная судьба;

Благоприятная психологическая обстановка в семье: душевное равновесие, домашний уют, вера в ребенка;

Доверительные отношения с учащимися.

Решение педсовета:

1. Признать школьное самоуправление фактором, способствующим развитию конкурентоспособной личности.

2. Утвердить программу «Ученическое самоуправление», ввести ее в действие с 01.09.2015г.

3. В целях обучения учащихся основам самоуправления создать в 2015-2016 учебном году школу «Лидер».

4. Руководителям МО классных руководителей в срок до 01.06.2015 разработать план работы школы «Лидер» на 2015-2016 учебный год.

5. Заместителю директора по ВР в срок до 01.06.2015 г. подготовить план мероприятий на 2015-2016 учебный год для привлечения родителей обучающихся к организации школьного самоуправления.

6. Изучить положения Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», которым регулируется деятельность детской общественной организации, а также Закона Российской Федерации «Об образовании», где провозглашен принцип самоуправления школы, в том числе и с участием школьников.

6. Поставить на внутришкольный учт: Усольцева Владислава (6 класс) Выступление зам.директора по ВР Семеновой Г.Н.

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.

Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 Декларации о правах ребенка: Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям.

Тема самоуправления очень актуальна для нас, так как школа должна обучать не только наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководительисполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Уровень коллектива образовательного учреждения – президентский совет. В президентский совет избираются наиболее активные учащиеся 9-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся старших классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в президентский совет. Ученическое собрание рассматривает кандидатуры и избирает.

Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

В концепции и программе развития нашей школы говорится о том, что школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В годовом плане одним из главных является раздел воспитательной работы.

В нашей школе детское самоуправление представлено совмещенной административно-игровой моделью. Во главе стоит президент школы, который подробнее расскажет о деятельности школьной Думы. Всего в школе 8 министерств, каждое из которых возглавляет министр. У каждого министерства свой функционал и задачи деятельности. Вопросы, касающиеся деятельности самоуправления рассматриваются на заседаниях министерств (эпизодически: еженедельно собирается МВД (министр Митина Е.) для подведения итогов дежурства по школе, министерство «Бережливые» (куратор Рыжова Н.В.) регулярно проводит рейды по состоянию учебников), самый главный орган ученического самоуправления – школьная конференция или собрание. (не проводится) Деятельность органов ученического самоуправления первого и второго уровней регламентируется Положениями: о кабинете министров.

За организацию общешкольных мероприятий отвечают классные руководители по графику. Школьное самоуправление в этом участия не принимает. Советы дел не создаются, планы разрабатываются и их выполнение контролируется не самими детьми, а непосредственно заместителем директора по ВР Семновой Г.Н.., вожатой Митиной Е.А. и ответственным классным руководителем.

–  –  –

Уровень развития школьного ученического самоуправления можно определить как уровень между средним и низким.

3) Самоуправление на первом уровне (классное ученическое самоуправление) развито слабо.

При высоком уровне организации классного самоуправления класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение, каждый ученик класса активно включается в дело. Такие коллективы дружные, в них нет «белых ворон», дети толерантны по отношению друг к другу, живут по принципу «один за всех и все за одного», активно участвуют во всех школьных мероприятиях.

По оценке классных руководителей и самих учащихся, таких коллективов в школе нет..

Средний уровень организации классного ученического самоуправления, когда дети по заданию классного руководителя собираются сами и вырабатывают план действий, раздают поручения, но сами не могут, или не всегда могут проконтролировать их выполнение в 5 (кл. рук. Буцко Ю.Д.), 6 (кл. рук.Чекашова И.В.), 8А (кл. рук.Шепелева Г.А.), 10 (кл. рук.Щиголева И.Е.) В остальных классах самоуправление на низком уровне развития. В 7, 8Б, 9, 11 классах классные руководители сами распределяют поручения и контролируют их выполнение. Коллектив 8Б класса оказался в стороне от общественной жизни школы, здесь отдельные ученики принимают участие в общешкольных делах, в классе никакой общественной работы не проводится.

Следует отметить, что на вопрос анкеты «как вы планируете работу в классе», большинство учащихся ответили, что не принимают участия в планировании деятельности класса, всю работу планирует классный руководитель. Классные руководители также в большинстве случаев принимают решения или дают рекомендации по распределению общественных поручений.

–  –  –

«Тотальные» педагогические ошибки Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления.

Часто ученическое самоуправление подменяется детской общественной организацией.

Сказывается влияние прошлого опыта, когда в советской школе всеми делами, в том числе в области управления школой, занимались комитет комсомола и совет пионерской дружины. Но сегодня, когда нет (не должно быть) единой для всех детей общественной организации, тем более внутри школы, ученическое самоуправление стало самостоятельным социально-педагогическим феноменом.

Ученическое самоуправление - это другое педагогическое явление, которое может и должно быть автономным. Оно существует на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», а детские общественные организации опираются на Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». Законодатель разделил эти две формы детской активности, поэтому нам не следует противоречить требованиям законов.

Рекомендации: Внимательно изучите положения Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», которым регулируется деятельность детской общественной организации, а также Закона Российской Федерации «Об образовании», где провозглашен принцип самоуправления школы, в том числе и с участием школьников.

Создавая ученическое самоуправление, соблюдайте принцип равных возможностей для тех школьников, кто не является членом детской общественной организации.

Рассматривайте детские общественные организации в качестве основных партнеров в развитии ученического самоуправления.

Перед нами стоит задача научить ребенка социальным умениям:

–  –  –

Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий.

Условия известны:

Наличие личностно и социально значимой деятельности. Ведь еще А.С. Макаренко говорил, деятельность рождает самоуправление, а не наоборот.

Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.

Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.

Какими же путями идти к созданию жизнеспособных органов самоуправления:

Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности Сделать эти сферы эмоционально насыщенными и интересными Предоставить педагогическую поддержку и помощь

Какие области можно отдать ребятам:

Досуг, школьные вечера, дискотеки, праздники, КТД Деятельность школьной прессы Спорт и спортивные мероприятия Тимуровская работа Уборка пришкольной территории, самообслуживание в столовой Реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).

При таком подходе самоуправление в школе возможно, более того оно необходимо. Мы сможем воспитать субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни ребята почувствуют, поймут и уверуют, что они что-то могут, на что-то способны. Только в сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами самопроявления.

14.01.14 стоматология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Волгоград-2016 Работа выполнена в федеральном государственн...» Методическое пособие по фармакогнозии Раздел: Химиче...» ОТНОШЕНИЙ У ПАЦИЕНТОК С ПОСЛЕРОДОВОЙ ДЕПРЕССИЕЙ Е.Н. Беляева, Л.И. Вассерман, Г.Э. Маз...»

Школа - это маленькое государство, которое будет процветать,

если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело.

Развитие ученического самоуправления является одним из основных направлений воспитательной системы школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению совершенствовать себя в интересах общества.

Потребность детей в самореализации, мобильность педагогического коллектива, демократический стиль управления - отправная точка развития ученического самоуправления в школе. Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы. В работе с детским коллективом по развитию ученического самоуправления руководитель школы, его заместители, педагоги, классные руководители и родители выполняют особо важные функции - функции сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения.
В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина "школьное самоуправление". Более того, большинство авторов, рассматривающих ученическое самоуправление, пишут о нем как о само собой разумеющемся. Поэтому теоретики и практики часто по-разному воспринимают одни и те же педагогические факты, явления или одним и тем же термином называют разные понятия. Речь идет о таких понятиях как "самоуправление", "ученическое школьное самоуправление", "соуправление" и др. Разнотолкование, возможно, - одна из причин того, что работники школ, методических учреждений и органов народного образования затрудняются определить сущность самоуправления, его назначение и функции в жизни школы.

В частности, одни доказывают необходимость утверждать в школе только административное руководство ученическим коллективом, другие утверждают, что следует развивать не самоуправление, а соуправление, третьи делают попытку подменить ученическое самоуправление общественным самоуправлением школы.
Да и сам термин "самоуправление" трактуется по-разному. В "Педагогической энциклопедии" самоуправление рассматривается как участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Не отрицая этого, многие педагоги делают акцент на разных словах. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи - как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы.

Наше понимание места ученического самоуправления в структуре школы основано на следующих положениях:

Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление - и даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо «раздельными» – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Часто на ученическое самоуправление ошибочно проецируют принципы и методы работы «старой доброй» пионерской организации. Мол, самоуправление – это штабы, дежурства по школе, культмассовые мероприятия и т. п. В том числе, считают совершенно естественным, что орган ученического самоуправления имеет над учениками власть, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Нет, самоуправление – это не пионерская организация. Школьники не дают органам самоуправления права собою командовать – они дают выборным органам самоуправления право представлять их интересы в управлении школой.

Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление осуществляется благодаря самоанализу, самооценке и самокритике, сделанными по отношению к своей деятельности или организации. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

Организация ученического самоуправления требует от педагогов немалых усилий. Самоуправление невозможно внедрить административным путем, также оно не возникает стихийно. Необходимо стимулировать самоуправление, обучая учащихся, вызывая у них потребность в саморегулировании. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления. Взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить жизнь вместе с ними, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой. Классный руководитель - не наставник, а друг и помощник, способный проникнуться идеями ребят, поддержать и способствовать их осуществлению, понимать, что нужно детям. Это тот же член коллектива, только старше по возрасту и, соответственно, обладающий большими знаниями и опытом.

Далеко не каждому педагогу под силу организовать коллективную деятельность. Чтобы не получилась видимость коллективной работы, надо, чтобы её результаты анализировали и оценивали сами дети. Тогда и будет формироваться чувство, что они хозяева школы (сами придумали, сами сделали, сами пользуемся сделанным). Постепенно сфера педагогического руководства переместится из области деятельности в область отношений между отдельными детьми, группами детей, первичными детскими коллективами.

В процессе ученического самоуправления важно одно условие: определять для себя цели, перспективы. Составлять программы их достижения должны сами школьники. А чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно педагогу не поддаться искушению навязать своё мнение.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы разрабатывается план внеклассных школьных дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются школьные мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива школы.

На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление.

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные.

Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Формы школьного самоуправления .

Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы.

1. К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Это означает, что такие органы формируют ученики из числа учеников. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса, правозащитная приёмная и мн. др.

2. К родительскому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты. Но в школе могут работать и иные формы родительского самоуправления.

3. К педагогическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

4. К общешкольному самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы. Также в школе могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами: например, учениками и родителями.

В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой школе - формы самоуправления всех четырех групп.
Самоуправление - это не соподчинённая структура: у каждой формы самоуправления - свои полномочия.
В структуре самоуправления нет жёсткой соподчиненности. Нельзя говорить, что школьный совет - главнее ученического совета. У каждого из этих органов должны быть свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять. Совет школы не может командовать ученическим советом. Органы школьного самоуправления могут работать вне зависимости друг от друга.

Вместе с тем, органы школьного самоуправления могут взаимодействовать. Так, на наш взгляд, при формировании Совета школы, представителей учеников, родителей и педагогов должны направлять органы ученического, родительского и педагогического самоуправления. Это позволит педагогам, ученикам и родителям вносить на рассмотрение Совета школы вопросы, в решении которых они заинтересованы, а представители в Совете школы будут более эффективно отстаивать интересы своих избирателей.

Органы самоуправления можно разделить на представительские и исполнительные. Представительские органы самоуправления - это органы, которые имеют полномочия представлять интересы тех, кто их избрал (учеников, педагогов, родителей). Эти органы могут быть только выборными. Они имеют право от имени своих избирателей влиять на принятие тех или иных школьных решений.

Исполнительные органы самоуправления не имеют права представлять интересы участников школьной жизни. Они, следовательно, могут не избираться, а комплектоваться по добровольческому принципу. В них приходят люди, заинтересованные в решении той или иной школьной проблемы. Эти органы самоуправления не могут участвовать в принятии решений. Но они могут оказывать существенное влияние на школьную жизнь: управлять школьными процессами не за счет полномочий, а за счет своих возможностей. Например, школьная правозащитная приёмная может защищать права учеников, и тем самым влиять на ситуацию с соблюдением прав человека в школе. Исполнительные органы не решают, а влияют.

Структура органов самоуправления должна быть гибкой и вариативной, учитывать периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфику, возможности и традиции каждого конкретного класса, этапы его развития, основываться на взаимодействии разных органов. Класс является основным структурным элементом и одновременно базой для формирования системы ученического самоуправления. Класс представляет собой постоянное формирование детей, подростков, юношества. Он является первичным коллективом учебного заведения, ее структурным элементом и центром воспитания подрастающего поколения. Важно отметить то, что класс является основой ученического самоуправления, так как задача общешкольных органов самоуправления состоит в аккумулировании и консолидации усилий первичных коллективов.

Самоуправление в классе, в свою очередь, формируется путем функционирования микроколлективов, которые представляют собой звенья, содружества, товарищества, состоящие из 6-8 учащихся. Именно данные микрогруппы являются постоянным движущим рабочим коллективом класса, чья основная задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым учеником с учетом его склонностей и интересов.

Высшим органом классного коллектива является собрание, посредством которого обеспечивается каждому ученику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности школьного коллектива. Структура классного самоуправления также немыслима без исполнительных органов, в качестве которых обычно выступают: совет класса, ученический совет, ученический комитет. При исполнительных органах формируются постоянные подразделения для организации познавательной, трудовой, социальной, культурно-массовой, спортивной работы и т. н.

Коллектив, основанный на принципах самоуправления, - это цельный организм, живущий по своим законам, постоянно развивающийся, деятельность которого подчинена общей, интересной для всех цели, к которой можно приблизиться только тогда, когда сам придумываешь, сам и осуществляешь задуманное, надеясь только на самого себя.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Первый уровень

Второй уровень