Школы в период средневековья. Школы раннего средневековья. Образование и педагогика в средние века

Европейское средневековье позаимствовало систему школьного обра-зования у античности, но обогатило ее, приспособило к новым условиям.

В средние века открывались и цер-ковные (при монастырях и город-ских соборах), и светские школы. В них учились дети феодалов, горо-жан, духовенства, зажиточных крестьян. В школах преподавали «семь свободных искусств»: грамма-тику (ее считали матерью всех наук), риторику (красноречие), диалектику (так называли логику), арифметику, геометрию, астроно-мию (науку о строении Вселенной) и музыку. Вплоть до конца средневековья преподавание осуществлялось латынью и лишь с XIV в. — народными языками.

Урок. Миниатюра XIV в.

В школе и дети, и взрослые учились в одном классе. К детям в школе относились со всей строгостью: им запрещали громко разговаривать, петь, играть, за любой прос-тупок наказывали. Школьники сами добы-вали себе кусок хлеба. Они подрабатывали, но чаще — просили милостыню. Ночью они пели под окнами горожан религиозные пес-ни. Точнее, не пели, а орали во все горло, чтобы «вмиг поднять с кровати добропоря-дочного бюргера и вынудить его поспешно откупиться от жуткой мело-дии брошенным через окно куском колбасы или сыра».

В XIII в. школы в наиболее крупных городах превратились в высшие учебные заведения — университеты («совокупность», «общность»). Пер-вый европейский университет возник в итальянском городке Болонье (он стал признанным центром юридической науки). Университет в итальянском городе Салерно стал центром медицинских знаний, во французском городе Париже — центром богословия. В 1500 г. в Европе уже насчитывалось около 70 таких очагов знаний и культуры. В XIV-XV вв. в странах Европы, особенно в Англии, появились также коллегии (отсюда — колледжи).

Преподавание в средневековых университетах осуществлялось так. Про-фессор («учитель») читал по-латыни рукописный фолиант, объясняя слож-ные места в тексте. Ученики мирно дремали. Проку от такого преподавания было мало, но до изобретения в середине XV в. книгопечатания по-иному организовать преподавание не могли, поскольку рукописных книг было маловато и стоили они очень дорого. Печатные книги стали доступным ис-точником знаний и осуществили настоящий переворот в системе обучения. Материал с сайта


Древнейшие университеты Европы

До XII в. книги хранились преимущественно в небольших монастыр-ских библиотеках. Они были такими редкими и дорогими, что их иногда приковывали цепью. Позже ими обзавелись и университеты, королевс-кие дворы, крупные феодалы, даже зажиточные горожане. В XV в. в больших городах появились публичные библиотеки.

Диспут — устный научный спор.

Коллегии — закрытые средние или высшие учебные заведения.

Университет — высшее учебное заведение, готовящее специалис-тов во многих областях знаний и занимающихся научной работой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Монастырские и церковные школы представля­ли собой самые первые учебные заведения средне­вековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней об­разованности (в первую очередь - латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связы­вавшая разные эпохи. Низшие церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феода­лов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религи­озных песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молит­вы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было ещё далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее употребительные слова и вы­ражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские текс­ты, далёкие от разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся эта премудрость вколачива­лась в сознание учеников с помощью розги. Около трёх лет требовалось для обучения пись­му. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умноже­ния, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического веро­учения. Несмотря на это, многие воспитанники школы навсегда проникались отвращением к зуб­рёжке, к чуждой им латыни и выходили из стен школы полуграмотными, умеющими кое-как чи­тать тексты богослужебных книг. Более крупные школы, дававшие образование посерьёзней, возникали обычно при епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали так называемые «семь свобод­ных искусств» (грамматику, риторику, диалекти­ку, арифметику, геометрию, астрономию и музы­ку). Система свободных искусств включала два уровня. Начальный состоял из грамматики, рито­рики, диалектики. Высший образовывали все ос­тавшиеся свободные искусства. С XI в. число церковных школ росло. Немного позднее стремительное развитие городов приводит к появлению светских городских частных и муни­ципальных (т. е. находящихся в ведении городского совета) школ. Влияние церкви было в них не так сильно. На первый план выступали практические потребности. В Германии, например, первые бюр­герские школы, готовящие к занятиям ремеслом и торговлей, возникли: в Любеке в 1262 г., в Висмаре в 1279 г., в Гамбурге в 1281 г. С XIV в. в некоторых школах преподавание ведётся на национальных языках. Растущим городам и крепнущим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нуж­ны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать.

Пришёл черёд образования высших школ - университетов (объединения преподавателей или преподавателей совместно с учащимися). Они возникали либо на основе быв­ших кафедральных (епископальных) школ (так по­явился в XII в. Парижский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери), либо в городах, где жили прославлен­ные учителя, всегда окружённые способными уче­никами. Так из кружка последователей знамени­того знатока римского права Ирнерия развился Болонский университет, центр юридической науки. Занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать италь­янского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. Поскольку студенты не могли рассчитывать на помощь городского суда в многочисленных конфликтах с местными жите­лями, они вместе с преподавателями объединились в союз, который и назывался «университет» (по-латыни - община, корпорация). В Парижский университет входило около 7 тыс. преподавателей и студентов, а помимо них членами союза являлись книготорговцы, переписчики рукописей, изготови­тели пергамента, перьев, чернильного порошка, ап­текари и т. д. В долгой борьбе с городскими влас­тями, шедшей с переменным успехом, университеты до­бились самоуправления: они имели выборных ру­ководителей и собственный суд. Преподаватели университетов создавали объеди­нения по предметам - факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избира­ли ректора - руководителя университета. Средне­вековая высшая школа имела обычно три факуль­тета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5-6 лет, то будущего филосо­фа-богослова - целых 15. Но прежде чем поступить на один из трёх основных факультетов, студент дол­жен был закончить подготовительный - артисти­ческий факультет (на нём изучали уже упомянутые «семь свободных искусств). На занятиях студенты слушали и за­писывали лекции (по-латыни - «чтение») профес­соров и магистров. Учёность преподавателя прояв­лялась в его умении разъяснить прочитанное, свя­зать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. По­мимо лекций проводились диспуты - споры по за­ранее выдвинутым вопросам В XIV-XV вв. появляются так на­зываемые коллегии (отсюда - коллед­жи). Сначала так называли общежития студентов. Со временем в них также стали прово­диться лекции и диспуты. Коллегия, которую осно­вал Робер де Сорбон, духовник французского ко­роля, - Сорбонна - постепенно разрослась и дала своё название всему Парижскому университету. Последний был самой крупной высшей школой средневековья. В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия - уже 79. Наиболее громкой славой пользовались Па­рижский, Болонский, Кембриджский, Оксфорд­ский, Пражский, Краковский. Многие из них су­ществуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.

Огромное влияние на развитие образования в Средневековье оказала Католическая Церковь. При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы . Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их. читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету.

Обучение латинской грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным исключительно на механическое запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям.

При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные . или соборные школы . которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащимся повышенное образование. Содержание его составляло богословие и так называемые “семь свободных искусств”: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В соборных школах в основном готовилось высшее духовенство.

Светские феодалы получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью “рыцарскими добродетелями”: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было необязательно. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена, где с 7 до 14 лет был пажом при жене феодала, а затем с 14 лет до 21 года оруженосцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте. На 21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой торжественной церемонией.

Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преимущественно светской, культуры. Горожане, боровшиеся с феодальным гнетом, выступали и против католической церкви. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы . а купцы — гильдейские школы . В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке.

Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в. В ту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым - и едва ли не главным - фактором являлась христианская традиция. Второй фактор - влияние античной традиции.

И, наконец, ментальность личности в средневековую эпоху невозможно представить без варварской, дохристианской традиции. В противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию она основывалась на концепции, что человека надлежит интегрировать в определенный клан. Влияние этой традиции было хорошо заметным, особенно в эпоху раннего средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь. Разница между христианином и варваром точно такая же, как между двуногими и четвероногими, говорящими и бессловесными существами, - писал один из христианских авторов V в.

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной. Каждое сословие имело определенный имидж в собственных глазах и у остального общества. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, лучшей чертой аристократии - доблесть, главным достоинством духовенства - благочестие и пр. Таким образом общество представляло собой конгломерат социально-культурных типов, формировать которые должна была система образования. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой в средневековой Европе оказалось ученичество.

Европейское средневековье позаимствовало систему школьного обра-зования у античности, но обогатило ее, приспособило к новым условиям.

В средние века открывались и цер-ковные, и светские школы. В них учились дети феодалов, горо-жан, духовенства, зажиточных крестьян. В школах преподавали семь свободных искусств: грамма-тику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астроно-мию и музыку. Вплоть до конца средневековья преподавание осуществлялось латынью и лишь с XIV в. народными языками.

В школе и дети, и взрослые учились в одном классе. К детям в школе относились со всей строгостью: им запрещали громко разговаривать, петь, играть, за любой прос-тупок наказывали. Школьники сами добы-вали себе кусок хлеба. Они подрабатывали, но чаще просили милостыню. Ночью они пели под окнами горожан религиозные пес-ни. Точнее, не пели, а орали во все горло, чтобы вмиг поднять с кровати добропоря-дочного бюргера и вынудить его поспешно откупиться от жуткой мело-дии брошенным через окно куском колбасы или сыра.

В XIII в. школы в наиболее крупных городах превратились в высшие учебные заведения университеты . Пер-вый европейский университет возник в итальянском городке Болонье. Университет в итальянском городе Салерно стал центром медицинских знаний, во французском городе Париже центром богословия. В 1500 г. в Европе уже насчитывалось около 70 таких очагов знаний и культуры. В XIV-XV вв. в странах Европы, особенно в Англии, появились также коллегии .

Преподавание в средневековых университетах осуществлялось так. Про-фессор читал по-латыни рукописный фолиант, объясняя слож-ные места в тексте. Ученики мирно дремали. Проку от такого преподавания было мало, но до изобретения в середине XV в. книгопечатания по-иному организовать преподавание не могли, поскольку рукописных книг было маловато и стоили они очень дорого. Печатные книги стали доступным ис-точником знаний и осуществили настоящий переворот в системе обучения.

Древнейшие университеты Европы

До XII в. книги хранились преимущественно в небольших монастыр-ских библиотеках. Они были такими редкими и дорогими, что их иногда приковывали цепью. Позже ими обзавелись и университеты, королевс-кие дворы, крупные феодалы, даже зажиточные горожане. В XV в. в больших городах появились публичные библиотеки.

Коллегии - закрытые средние или высшие учебные заведения.

Университет - высшее учебное заведение, готовящее специалис-тов во многих областях знаний и занимающихся научной работой.

Средневековые школы

С ростом городов и развитием торговли увеличилась потребность в грамотных людях. Купцам, чтобы вести торговлю и подсчитывать доходы и расходы, нужно было уметь считать и писать. Капитанам торговых судов, чтобы вычислять курс корабля, нужны были знания по астрономии и математике.

Церковные и монастырские школы не выпускали достаточного количества грамотных людей, и в XII веке в городах Европы появляются светские школы. Их число быстро росло. Они открывались на средства богатых горожан, цехов и городских властей. Там будущие купцы и ремесленники овладевали счетом, знаниями по географии и истории. Обучались здесь не только мальчики, но и девочки. Как и прежде, в школах преподавались грамматика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка. Учителя применяли телесные наказания, розгами добиваясь от учеников усердия.

Источники: www.rokim.org.ua, www.profile-edu.ru, 900igr.net, iessay.ru, worldofschool.ru

Смерть короля Артура

Сэр Ланселот всячески пытался заключить мир с Артуром. Но подстрекаемый Гавейном, чьи братья погибли в сражении, ...

Индра и Вишварупа

Тваштар был известен среди индийских богов, как творец, искусный мастер. Именно ему принадлежит сотворение тел людей и животных. ...

Школа пифагорейцев

Школа пифагорейцев является следующей за элейской известной философской школой в «Великой Греции», т.е. Южной Италии. Основателем...

Небольшая комната с низким сводчатым потолком.

Сквозь узкие окна пробиваются редкие лучи солнечного света. За длинным столом сидят мальчишки разных возрастов. Справная одежда выдаёт детей обеспеченных родителей - бедняков здесь явно нет. Во главе стола - священник. Перед ним большая рукописная книга, неподалёку лежит пучок розог. Священник бубнит молитвы на латинском языке. Дети механически повторяют вслед за ним непонятные слова. Идёт занятие в средневековой церковной школе…

Средневековые школы и университеты

Раннее Средневековье иногда называют «тёмными веками». Переход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Не только варварские вторжения, погубившие Западную Римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и лангобардов, стало для античного культурного наследия враждебное отношение со стороны Церкви. Открытую войну против культуры вёл Папа Григорий I. Он запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в том, что она связана с волшебством. Важнейшая область культуры - образование - переживала особенно тяжёлые времена. Однажды Григорий I провозгласил: «Невежество - мать истинного благочестия».

Поистине невежество царило в Западной Европе в 5-10 вв. Грамотных людей было почти невозможно сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи простой крест. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя. До конца жизни так и не смог научится писать основатель франкского государства знаменитый Карл Великий. Но император был явно не равнодушен к знаниям. Уже в зрелом возрасте он прибегал к услугам учителей. Начав незадолго до смерти изучать искусство письма, Карл бережно хранил под подушкой навощенные дощечки и листы пергамента, и в свободное время с усердием учился выводить буквы. Государь покровительствовал учёным. Карл издал указ о создании школ при монастырях, а затем - капитулярий об образовании, где предписывалось обязательное обучение детей свободных. Это не было выполнено за отсутствием достаточного количества грамотных людей. При дворе была организована особая школа, где готовились люди для управления государством. Карл приглашал к себе со всей Европы образованных людей и ставил их на высокие государственные и церковные должности. Многие из них составляли учёный кружок, названный Академией по названию философской школы древнегреческого философа Платона. Эта академия была чем-то средним между собранием друзей и учёным сообществом, где в свободной беседе, на пиру обсуждались философские и богословские вопросы, сочинялись и читались латинские стихи.

Члены академии носили особые прозвища, в которых ярко проявлялось соединение античных и христианских идей во взглядах Карла и его окружения. Сам Карл имел прозвище Давид, в честь библейского царя Давида, прообраза всех богалюбивых монахов.

По его приказу был возведён собор в Ахене. Он приказал составить грамматику франкского языка, и собирать германские песни. Его двор в Ахене стал центром образования. В специально созданной школе знаменитый учёный и писатель Алкуин (Флакк Альбин, ок. 735-804, англосаксонский учёный, автор богословских трактатов, учебников философии, математики и др.; деятель «Каролингского возрождения», советник Карла Великого, аббат Турского монастыря), который обучал сыновей самого Карла и детей его приближённых. В Ахен приезжали немногочисленные образованные люди со всех концов неграмотной Европы. По примеру древности общество учёных собравшихся при дворе стали называть Академией. Алкуин стал аббатом богатейшего монастыря Святого Мартина в городе Туре, где также основал школу, многие ученики которой позднее стали известными учителями монастырских и церковных школ Франции.

Культурный подъём, произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников, получил название «каролингского возрождения». Однако он был недолгим. Вскоре культурная жизнь снова сосредоточилась в монастырях.

Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебные заведения Средневековья. И хотя Христианская Церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая разные эпохи.

Но время шло. Растущим городам и крепнувшим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать. Вот так описывал дворянина 14 века английский средневековый писатель Чосер:

Изрядно песни складывать умел,

На копьях биться, ловко танцевать.

Пришёл черёд образования высших школ - университетов.

Начиная с 13 века, школа выступает как университет. Universitas - типичный продукт средневековья. Если моделью школ были античные аналоги, которым средневековые школы подражали и в чём-то их обновляли, то университет не имел своего прототипа. Такого рода корпоративных формаций и свободных ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями, - не видала античность ни на западе, ни на востоке.

Сам термин «университет» первоначально не указывал на центр обучения, скорее, корпоративную ассоциацию, или, говоря современным языком, это был некий «синдикат», охраняющий интересы определённой категории лиц. Париж - модель организации, на которую, более или менее, ориентировались другие университеты. В Париже преобладал «университас магистрооум эт сколарум», объединенная корпорация магистров и студентов. Особым превосходством в 12 веке отмечена Кафедральная школа Нотр-Дам, собиравшая под свою сень студентов со всех концов Европы, и ставшая вскоре объектом внимания римской курии. Автономизация шла под прямой опекой короля, епископа и его канцлера. Факт, достойный упоминания, состоит в том, что стремление к свободе преподавания в противовес давления местных властей, нашло ощутимую поддержку в виде папской протекции.

При средневековье существовало три вида школ. Низшие школы, образовавшиеся при церквях и монастырях, ставили целью подготовить элементарно грамотных духовных лиц - клириков. Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка (на котором велось католическое богослужение), молитв и самого порядка богослужения. В средней школе, возникавшей чаще всего при епископских кафедрах, практиковалось изучение семи «свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, или логика, арифметика, геометрия, куда входила и география, астрономия и музыка). Первые три науки составляли так называемый тривиум, последние четыре - квадривиум. Позднее изучение «свободных искусств» стало производиться в высшей школе, где эти дисциплины составляли содержание преподавания на младшем («артистическом») факультете. Высшая школа вначале называлась Studia Generalia (буквально - общие науки), потом это название было вытеснено другим - университеты.

Первые университеты возникли в XII веке - частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей - специалистов по философии, праву (римское право) и медицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Парижский университет, существовавший в качестве «вольной шкоды» еще в первой половине XII и в начале XIII века (учредительной грамотой Филиппа II Августа 1200 г. о правах Сорбонны). Роль университетских центров, однако, еще в XI веке начали играть итальянские высшие школы - Болонская юридическая, специализировавшаяся на римском праве, и Салернская медицинская школа. Наиболее типичный Парижский университет, устав которого лег в основу других университетов Европы, состоял из четырех факультетов: артистического, медицинского, юридического и богословского (включавшего в себя и преподавание философии в церковном освещении).

Другими наиболее старинными университетами Европы были Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии, основанные в XIII веке. В XIV веке были основаны университеты в городах Праге, Кракове, Гейдельберге. В XV веке число их быстро увеличйвалось. В 1500 году во всей Европе было уже 65 университетов.

Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары - студенты, от слова Schola - школа).