Ситуациях фиксируются в структуре личности. Психология личности: структура и типы. Ключевые свойства личности

17 16 133 0

Фрустрация – это психическое состояние, когда у человека есть потребность или какое-то желание, но средств или возможностей их удовлетворения нет.

Потребности и желания, которые индивид хочет удовлетворить могут быть как сознательными, так и неосознанными.

Вследствие ситуации фрустрации потребностей возникает эмоциональная реакция на такие травмирующие условия: тревожность, страх, разочарование, обида и т.д.

Состояние фрустрации характеризуется тем, что несмотря на все преграды, индивид пытается любыми способами достигнуть желаемого.

В борьбе за удовлетворение потребностей личность не останавливается и, в случае, невозможности удовлетворить все-таки потребности, он приспосабливается (адаптируется) к сложившимся условиям таким образом, что вырабатывает защитный механизм.

Все мы рождаемся с определенными потребностями, они заложены в нас природой. Это:

  • Физиологические: еда, сон, половое влечение;
  • Потребности в безопасности: приемлемые условия проживания;
  • Социальные: дружба, общение с другими людьми;
  • Потребности в уважении к себе и уважение других, признание заслуг, любовь, принятие, значимость, одобрение;
  • Потребности интеллектуальные: уметь что-то, знать;
  • Потребность в самоактуализации: реализация своих целей и способностей, саморазвитие

От удовлетворения этих естественных потребностей зависит качество жизни и ее наполнение каждого человека. Но, если в какой-то жизненный период (психологическая основа – период детства) потребность/ти по каким-то причинам не удовлетворяются, человек испытывает состояние фрустрации. То есть, естественная потребность есть, а условий для ее удовлетворения нет. Фрустрация.

В период раннего детства условиями для обеспечения основных потребностей ребенка являются родители и созданные ими условия обитания и воспитания ребенка, его эмоционального, когнитивного и физического развития. Мама и папа обеспечивают малыша едой, учат его и наставляют, создают комфортные условия проживания, любят и заботятся о своем ребенке. Таким образом, маленький человек удовлетворяет свои базовые потребности за счет взрослых, на основании чего учится постепенно удовлетворять их самостоятельно в старшем возрасте. На основании удовлетворения родителями потребности в любви, ребенок учится любить себя. На основании удовлетворения потребности в безопасности, ребенок учится ощущать и принимать мир позитивно и миролюбиво. И так с каждой потребностью.

К сожалению, такая картина всеобщего психологического удовлетворения потребностей, скорее, утопична, нежели существующая на самом деле. Нет в мире человека, потребности которого были бы удовлетворены родителями в детстве на 100%. А так как мы все родом из детства, то и фрустраций у каждого хоть отбавляй.

На самом деле, все наши комплексы (низкая самооценка, тревожность, чувство собственной ущербности, надменность в поведении и т.д.) – это следствие неудовлетворенных потребностей, которые мы теперь, во взрослой жизни, пытаемся как-то, если не удовлетворить, то компенсировать недостаток и приспособиться к жизни.

Если вы осознаете, что у вас есть фрустрации или вы постоянно оказываетесь в ситуациях «хочу, но не могу», следующие советы, непременно, помогут разобраться с проблемой и вам станет легче.

Определите фрустрацию

Пожалуй, определить фрустрацию, – самое сложное. Если бы каждый мог ее четко выловить у себя и понять ее происхождение, тогда все были бы счастливы. Но попробовать стоит.

Попытайтесь за собой немного понаблюдать. Для этого возьмите блокнот и разделите его на части вашей жизни. Например:

  • Тело и здоровье;
  • профессиональная деятельность;
  • хобби и увлечения;
  • отношения с противоположным полом и родственные связи;
  • друзья и знакомые;
  • цели, планы и т.д.

Пишите все, чем реально наполнена ваша жизнь. А теперь попробуйте каждый раз, совершая какое-либо действие/контакт с другим/мысль и т.д. ответить себе честно на вопрос «Для чего мне это нужно? Что я хочу получить в итоге?»

Свои ответы базируйте на перечне потребностей, приведенном выше. Отвечайте на вопрос максимально искренне, ведь от этого зависит определение вашей фрустрации. А «проинформирован, значит, вооружен».

Вспомните откуда ваша фрустрация

Когда вы определите свою фрустрацию, а их может быть несколько, постарайтесь вспомнить те ситуации, когда вы хотели удовлетворить потребность, но не могли.

Например, у вас фрустрирована значимость. Вам сейчас очень важно быть значимым для других. В вашем детстве была ситуация (скорее, модель жизни, а не единичный случай), когда ваши родители не демонстрировали вам то, что вы (ваша точка зрения, ваше тело, ваши чувства и желания) имели для них значение и брались в расчет.

Постарайтесь избавиться от чувства вины за то, что вы вообще пытаетесь анализировать заботу и любовь ваших родителей. Во-первых, об этом никто не узнает, во-вторых, вы заботитесь о себе и важнее этого ничего быть не может.

Запишите все ситуации, когда ваша значимость фрустрировалась, все, что удастся вспомнить.

Избавьтесь от негативного чувства

Когда вы обнаружите, что травмирующих ситуаций было не так уж и мало и они остались в памяти и теперь влияют на вашу жизнь, следует избавиться от тех чувств, которые они вызывают. Это может быть обида на родителей, чувство вины, несправедливости, ярости, ненависти и т.д.

Лучший способ избавиться от чувства – выплеснуть его и прожить.

Несомненно, если вы выскажете родителям все, что вам болит, а они послушают, это поможет. Но не каждый человек на такое способен.

Поэтому, справиться со своими чувствами вы можете сами посредством следующего упражнения .

  1. Примите удобную позу лежа.
  2. Выделите все чувства и эмоции, которые Вами на данный момент овладевают (злость, гнев, агрессия, обида, разочарование и т.д.);
  3. Закройте глаза и позвольте себе прочувствовать ОДНО из чувств из Вашего списка. Слиться с этим чувством, принять тот ФАКТ, что в данный момент Вы чувствуете себя разгневанным, например, или обиженным (пусть даже Вам этого и не хочется). Принять себя чувствующим это чувство и простить за него;
  4. Постарайтесь определить, ГДЕ в теле это чувство находится (в голове, на коже, на внутренних органах и т.д.);
  5. Посмотрите на чувство со стороны: какая форма у него, какой цвет, запах, консистенция, форма, на что оно похоже;
  6. Подумайте, что можно сделать, чтобы это чувство в виде “чего-то” исчезло: содрать, помять, выдавить, прижечь и т.д.;
  7. Делайте это с чувством до тех пор, пока оно не исчезнет;
  8. Смотрим на результат: нравится ли Вам то, что Вы видите, хотелось бы еще что-то сделать с местом, где было это чувство, добавить что-то? Если все устраивает, проследите ощущения в теле – нет ли боли, ломоты, зажимов.
  9. Сделайте несколько глубоких вдохов/выдохов животом и открывайте глаза.

Если после выполнения данного упражнения Вы ощущаете дискомфорт в теле, это говорит о том, что Вы что-то пропустили, не до конца его «убрали». Вернитесь снова в то место, где ранее было чувство, и посмотрите, остались ли следы от него. Уберите их, уничтожьте. Делайте это до тех пор, пока ваше состояние не станет комфортным или хотя бы приемлемым на данный момент времени. К работе с одним чувством можно вернуться на следующий день. И так пока оно не исчезнет.

Подумайте, в какой способ вы можете удовлетворить свою фрустрацию

Суть фрустрации заключается не только в том, что нет возможности удовлетворить потребность.

Важно то, что если потребность не удовлетворяется, то и навыки по ее удовлетворению у человека остаются в зародышевом состоянии.

Если ребенка в детстве не любили, тогда он не только не научился себя любить, но и других тоже. И теперь взрослый человек, который уже давно адаптировался к своей фрустрации, бессознательно ищет Другого, который бы эту любовь ему дал. Но при этом, ответить взаимностью сложно, так как человек не научен любить и адекватно демонстрировать свои чувства к Другому.

Поэтому, если у вас фрустрация, тогда вы должны понимать, что вы подсознательно ее всю жизнь пытались удовлетворить. Удовлетворить за счет других (старались добрать от других то, что не дали родители). Но удовлетворить свои потребности за счет других невозможно, это может сделать только сам человек. Придется взрослеть в этом отношении и искать опору уже не в других, а в себе.

Подумайте над тем, в какой способ вы можете удовлетворить свою фрустрацию . Если у вас фрустрировано принятие, тогда стоит учиться принимать себе и других безапелляционно, такими как есть. Если у вас фрустрирована потребность в уважении, стоит поработать над уважением к себе и к другим.

Тут важно осознать, что никто другой вам ничего не должен удовлетворять. Никто не виноват в том, что вас обидели в детстве. Просто так случилось, но вы взрослый адекватный человек, который сам принимает решение: либо дальше цепляться за других и зависеть от них, либо работать над собой и быть независимым.

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Фрустрация – понятие неоднозначное в психологической науке. Под фрустрацией понимают как эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на неудачи в достижении каких-либо целей и потребностей. Другие специалисты считают, что фрустрация – это внутренняя преграда, мешающая человеку достигать эти цели. Ясно одно – это состояние не является патологией, но для человека создает множество проблем, связанных с адаптацией к окружению.

Фрустрация не возникает просто так. Перед появлением этого состояния есть определенные ситуации, которые приводят к результату: подавленному настроению, крушению надежд, невозможности достигать поставленные цели, депрессии – именно так понимают врачи фрустрацию.

Состояние фрустрации может возникать у многих людей. Чтобы понять, у кого есть вероятность испытать фрустрацию, нужно вернуться к истокам психологии личности. У каждого человека, без исключения, есть базовые потребности: биологические, социальные, духовные, дополняют их материальные и другие. Все они не могут просто так быть и не беспокоить человека. Они выражаются в виде влечения, желаний или стремлений. Каждая потребность начинает беспокоить человека, когда есть ее неудовлетворенность, то есть, нет возможности в данный момент ее восполнить.

В случае постоянной неудовлетворенности потребности (когда человек продолжительное время хочет чего-то достичь, но не знает, как это сделать) возникает негативная эмоциональная реакция, психическое состояние, называемое психологами фрустрацией.

Причины развития этого явления

Но человек сплошь и рядом встречается с неудовлетворенными потребностями, скажете вы. Чего стоит захотеть сырокопчёную колбасу, а вместо нее купить только вареную, и возникнет фрустрация? Нет, не каждая неудовлетворенная потребность приводит к этому состоянию. Есть определенные факторы, способствующие его появлению.

  1. Если человек уже не может вынести ощущение неудовлетворенности какого-либо стремления. То есть, превышен порог его выносливости в этой области. Часто из-за этой причины возникает детская фрустрация или сексуальная.
  2. Если человек субъективно воспринимает препятствие к удовлетворению потребностей как сложное и такое, которое невозможно ему преодолеть, появляется фрустрация.

Чаще всего данное состояние возникает у людей, привыкших, во что бы то ни стало достичь своей цели, эмоциональных и слишком обязательных.

Существует классификация препятствий для восполнения потребностей и стремлений, они бывают:

Симптомы явления

Фрустрация не может долго беспокоить человека и не быть не замеченной окружающими. Она имеет определенные симптомы, которые дают понять специалисту, с чем он имеет дело. Многие люди, долго находясь в этом состоянии, теряют навыки общения с окружающими, веру в себя и в успех того, что задумали сделать. Также в состоянии фрустрации человек теряет способность к мотивации своей деятельности, что сказывается на ее эффективности.

Получается замкнутый круг: негативная эмоциональная реакция на препятствия к достижению цели ведет к усугублению состояния, в свою очередь, это вызывает инертность и пассивность человека на пути к своей цели, он перестает верить в себя. Такое состояние ведет к заметному снижению качества и эффективности действий, а это создает еще большие преграды и ведет к еще большему усугублению состояния.

В состоянии фрустрации внутри личности происходит буря эмоций, переоценка идеалов, стремлений. Данное состояние может проявляться еще через такие симптомы:

По поведению человека уже можно понять, что его что-то беспокоит. Одни становятся задумчивыми, переживая трудности в себе. Другие выбрасывают весь негатив во вне (на окружающих). Победить данное состояние очень сложно, если человек не имеет способности к адаптации к этой трудности. Адаптивный тип личности редко страдает из-за фрустрации. У таких людей при возникновении проблем мобилизуются все внутренние структуры личности, и человек становится мотивированным и активным для достижения цели.

Преодоление такого состояния

Состояние фрустрации можно преодолеть на начальных стадиях ее появления, а также оно поддается коррекции при затянувшемся процессе.

Медикаментозное лечение

Если к этому состоянию подключаются такие явления, как страх, патологически подавленное настроение, депрессия, то необходимо применить медикаментозные средства для стабилизации состояния человека. Это могут быть антидепрессанты, ноотропы и другие успокоительные вещества. Но медикаментозное лечение ничего не даст, если возникшую проблему не решать с помощью психотерапевтических методов.

Психотерапия

При проработке проблем, психологи и психотерапевты могут использовать разные техники направлений психологии, но есть некоторые методы и техники, с помощью которых можно эффективно устранить препятствие к достижению целей, вызывающее это явление.

Экзистенциальное направление. Человек, долгое время не верящий в свои силы, постепенно теряет смысл жизни. Он, переставая верить в свой успех, уже не видит смысла продолжать чего-то хотеть и к чему-то стремиться. В итоге из-за фрустрации он не видит смысла вообще жить.

В этом направлении психотерапевты ориентируют человека на принятие реальности, помогая разобраться с отрицательными последствиями неадекватных механизмов защиты психики.

Позитивная психотерапия применяется в работе с адаптацией личности к окружающим проблемам. Беря за основу концепцию этого направления, утверждающую, что каждый человек важен как личность со всеми его способностями базовыми и выработавшимися.

С помощью техник психотерапевт отдаляет человека, находящегося в подобном состоянии, от неудовлетворенной потребности. Происходит переработка возникшей ситуации, которая привела к этому явлению.

В процессе беседы человек получает одобрение психолога, начинает постепенно принимать себя и свои достижения вместе с неудачами. Затем, после техники вербализации, происходит увеличение границ целей человека в жизни. Это направление непосредственно работает с целями, которые человек ставил перед собой, что позволяет эффективно бороться с подобным состоянием.

Сторонники психодинамического подхода это явление рассматривают, как угнетение энергии либидо, с которой рождается каждый человек. В результате каждый человек не испытывает удовлетворения своих базовых потребностей. В работе с ним применяется беседа, когда человек рассказывает все, что думает по поводу своей проблемы, слушая себя со стороны. В идеальном варианте работы пациент должен вербализовать свое напряжение, выражая это в виде эмоций.

Когнитивно-поведенческая терапия учит человека навыкам адаптации к социальной ситуации вокруг него. Фрустрация – неспособность человека адаптироваться к возникшей проблеме. С помощью этого направления пациенты учатся осознавать и отслеживать мысли, вызывающие тревогу.

Данное явление характерно тем, что человек внутри себя сильно накручивает. Это направление настраивает человека на победу над фрустрацией посредством оценки негативных мыслей, изменения этих мыслей на конструктивные, помогающие справиться с препятствиями к достижению целей.

Эффективной в работе с подобным явлением является психодрама. В рамках этого направления человек имеет возможность увидеть свою проблему или себя со стороны. Пациенту, находящемуся в таком состоянии, становится легче понять препятствия и свое неадаптированное поведение на пути к своей цели.

Всем знакомо ощущение, возникающее, когда желание, которое казалось достижимым, вдруг становится недоступным. В психологии это переживание обозначается словом «фрустрация».

В психологии кратко фрустрация – это психическое состояние, возникающее при блокаде целенаправленной деятельности. «Frustratio», в переводе с латыни, - «неудача», «тщетное ожидание», «обман», «расстройство замысла».

Примеры фрустрирующих ситуаций:

  • диагноз «бесплодие» для пары, мечтающей о детях;
  • желание вновь увидеться с умершим человеком;
  • нереализованная любовь к женщине, сохраняющей верность супругу.

Индивид для удовлетворения некой потребности выбирает цель и организует свои действия, стремясь ее достичь. Когда возможность осуществления задуманного наталкивается на непреодолимые препятствия, цепь событий «желание, цель - результат» разрывается, возникает психическое напряжение. Состояние фрустрации может находить выражение начиная от легкого чувства досады и заканчивая ощущением безысходности и переживанием острой душевной боли.

Сила фрустрации зависит от влияния следующих факторов.

  1. Степень близости к намеченной цели. Если активность блокируется на конечном этапе достижения задуманного, сила фрустрации увеличивается. Например, миска ароматного супа уже стоит на столе, «под носом», но ее внезапно уносят.
  2. Уровень энергозатрат. Чем больше усилий, времени и других ресурсов было потрачено на достижение цели, тем сильнее фрустрация. Проиграть в спортивном соревновании, к которым совсем не готовился, не так обидно, чем потерпеть поражение после года изнуряющих тренировок.
  3. Интенсивность фрустрированного желания. Внезапно сорвавшийся обед вызовет меньше негативных чувств у позавтракавшего человека, чем у того, кто не ел со вчерашнего дня и сильно проголодался.
  4. Привлекательность цели. Ситуация, вызвавшая фрустрационную реакцию, должна быть для человека очень личностно-значимой. Наиболее сильная фрустрация наблюдается в случае, когда блокируется ведущая деятельность человека. Поскольку обычно именно с ее помощью удовлетворяется потребность в смысле жизни. Например, человек, который позиционирует себя в первую очередь как пианист, травмирует руку и лишается возможности заниматься музыкой профессионально. Он переживает гораздо более сильный стресс, чем человек, для которого игра на пианино - не более, чем хобби.
  5. Интенсивность фрустратора - степень сложности возникшего на пути к цели препятствия. Здесь возникает вопрос об адекватности оценки фрустрационной ситуации. Порой непреодолимость возникающих преград бывает сильно преувеличена или, наоборот, занижена на этапе планирования деятельности, что и приводит к фрустрационной реакции.
  6. Функциональное состояние человека, попавшего в фрустрационную ситуацию. Накопленный стресс в результате ранее произошедших неудач может спровоцировать сильный всплеск негативных эмоций в ответ даже на самую слабую провокацию.
  7. Индивидуальный уровень фрустрационной толерантности - порог терпимости к фрустрации, способность переносить возникающие трудности в жизни без психических сдвигов и дезорганизации поведения.

Причины развития фрустрации

Обстоятельства, провоцирующие состояние фрустрации, можно разделить на три категории:

  1. Привация - изначальное отсутствие необходимых инструментов и ресурсов для Например, отсутствие вокальных данных для построения карьеры в оперном театре.
  2. Депривация - потеря объектов, ранее используемых для удовлетворения потребности и к которым была образована сильная привязанность. Например, смерть ребенка, пожар в доме, в котором прожил всю жизнь.
  3. Конфликт (conflict) - невозможность удовлетворения потребности из-за наличия двух несовместимых друг с другом мотивов, амбивалентных чувств, столкновения интересов. Например, желание профессора университета завести роман со студенткой наталкивается на убеждение, что это непрофессионально, неэтично.

Факторы, вызывающие возникновение фрустрации, называют фрустраторами. Это могут быть различные обстоятельства, ситуации, люди и их поступки, которые возникают на пути реализации желания в виде непреодолимого барьера. В психологии рассматриваются следующие типы фрустраторов:

  • физические (тюремное заключение, нехватка денег, времени);
  • биологические (болезни, физические недостатки, возрастные ограничения);
  • социальные (другие индивиды и конфликты с ними, общественные нормы, законы, санкции);
  • психологические (ограниченность знаний, недостаточный уровень развития способностей, страхи, сомнения, внутренние конфликты).

Препятствия в виде неблагоприятных внешних обстоятельств психологически переносятся легче, потому что позволяют перенести вину с себя на другие объекты. Если же человек видит причину неудач в самом себе, это нередко приводит к самобичеванию.

Также на развитие фрустрации оказывает влияние законность фрустраторов и притязаний личности. В большинстве случаев, если человек убежден, что его законные права были как-то нарушены, то испытывает более выраженную фрустрацию.

Реакция на фрустрацию

Первичная реакция на фрустрирующую ситуацию обычно агрессия, которая либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто выражается в виде гнева. Вторичная реакция зависит от темперамента, от сложившихся в процессе жизни форм реагирования на жизненные трудности.

Человек с высоким уровнем фрустрационной толерантности быстро справляется с негативными чувствами и может демонстрировать удивление, познавательный интерес в отношении объекта, ситуации, препятствующих достижению цели, спортивный азарт. Личность с низкими адаптационными навыками скатывается вниз по эмоциональной шкале и впадает в более тяжелые эмоциональные состояния, чем раздражение и гнев. Наблюдаются депрессивные реакции, рост тревожности, страхи.

Депрессию можно рассматривать как нечто противоположное агрессии. Характеризуется ощущением бессилия, безнадежности, чувством, что «жизнь кончена», апатией, угасанием мотивации.

Нередко встречается навязчивая фиксация на деятельности, которая стала в новых условиях бесполезной или даже опасной. Фиксация связана с ригидностью психики, стереотипностью восприятия и мышления, неспособностью «отпустить ситуацию», переключиться на новую цель, отказаться от прежних способов взаимодействия с внешним миром. Частная форма фиксации - капризное поведение. Для фиксации также характерна своеобразная маниакальность, когда произошедшая неудача поглощает все мысли человека, заставляет бесконечно анализировать свое поведение и подробно изучать фрустратор.

По направлению агрессии различают реакции:

  • экстрапунитивное реагирование (гнев, злость, возмущение) - стремление обвинять в случившемся окружающих, ;
  • интропунитивное реагирование (чувство стыда, муки совести) - самообвинение;
  • импутивное реагирование - философское отношение к произошедшим событиям как к чему-то неизбежному, отсутствие стремления искать виноватых.

В зависимости от того, на чем фиксируется человек, выделяют три типа реакции на фрустрационную ситуацию:

  • фиксация на препятствии: «так несправедливо, с этим нужно бороться», «ух ты, так даже интереснее играть»;
  • фиксация на самозащите: «если бы ты мне сразу все объяснил, я бы справилась»;
  • фиксация на удовлетворении потребности: активный поиск решения и помощи других или позиция «как-нибудь все само собой разрешится».

Поведенческие модели при фрустрации

Длительная неспособность разрешить фрустрирующую ситуацию приводит к развитию тревожности, что, в свою очередь, заставляет искать способ избежать отрицательных переживаний или хотя бы минимизировать их силу. В работу вступают эгозащитные механизмы психики. Действие защитных механизмов приводит к искажению восприятия тех аспектов реальности, с которыми человек не в состоянии смириться. Процесс не осознается человеком, поскольку иначе эгозащитные механизмы потеряли бы свою силу.

Для каждого конкретного человека характерен свой, индивидуальный «репертуар» защитного поведения (зависит от типа личности, гендера, возраста). Рассмотрим проявления наиболее распространенных

Вытеснение

Вытеснение - устранение из области сознания фрустрирующих воспоминаний и переживаний. В психоанализе механизм вытеснения рассматривают как способ приспособления к опасным внутренним влечениям. На внешнем уровне проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования объектов, которые доставляют психологический дискомфорт. Однако подавляемые чувства и воспоминания никуда не деваются. Например, с легкостью восстанавливаются в состоянии гипнотического транса.

Замещение

Замещение - замена объекта, потребности другими, более доступными и безопасными для разрядки. Действие данного механизма объясняет, как неприятности на работе провоцируют ссоры дома. Невозможность вступить в открытый конфликт с начальством приводит к разрядке агрессии на более зависимом супруге или ребенке.

Если замещаемое действие, желание с точки зрения морали недопустимо, а замещающее - приемлемо, то такой процесс называют сублимацией. Например, ту же агрессию можно разрядить, занимаясь интенсивными физическими упражнениями.

К замещению можно отнести и уход в фантазирование, зависимость от психоактивных веществ. А также обесценивание фрустрирующего объекта или потребности. Например, после , человек бросает попытки построить личную жизнь, объясняя свое поведение незначительностью этой сферы жизни по сравнению с важностью построения карьеры или, к примеру, «духовного саморазвития».

Замена одного чувства другим, как правило, противоположным, называют реактивным преобразованием. Неприемлемые эмоции при этом перестают осознаваться, а приемлемые - гипертрофируются. Например, параноидальные личности могут подавить влечение, интерес к другому человеку, посчитав эти чувства опасными для себя, и перенести акцент на подозрительность и ненависть.

Интеллектуализация

Данный механизм психологической защиты состоит в логическом осмыслении событий с позиции хорошо-плохо, полезно-бесполезно и отодвигании на второй план значимости сведений, которые предоставляют реально переживаемые эмоции. Примером интеллектуализации являются рассуждения человека о том, что смерть принесла его умершему родственнику избавление от физических страданий и других неприятностей жизни.

Интеллектуализация дает возможность снизить интенсивность болезненных переживаний, не прибегая к полной потере информации об их наличии. Интеллектуализация при попадании в фрустрирующую ситуацию воспринимается как зрелый подход к проблеме, поэтому обычно находит в обществе одобрение и поддержку и становится привлекательной стратегией для многих людей.

Однако у интеллектуализации есть и свои недостатки. Она приводит к потере возможности полноценного переживания своих чувств - как отрицательных, так и положительных. В результате у человека возникают проблемы в близких отношениях, так как самовыражение под влиянием интеллектуализации производит впечатление неискренности, равнодушия.

Регрессия

Переживание состояния фрустрации по теории К. Альдерфера приводит к смещению вниз по ступеням потребностей. То есть при невозможности удовлетворения потребностей какого-то иерархического уровня, нереализованная энергия направляется на доступные для удовлетворения потребности того же или нижележащего уровня.

Так, невозможность по каким-то причинам реализовать свой талант, призвание, может повести по пути поиска самоутверждения в социуме (головокружительная карьера, высокий социальный статус как самоцель).

Неспособность реализоваться в социуме выливается в создание компенсирующих чувство потери самоценности любовных или дружеских отношений. Ощущая слабость своего «Я», человек может «присоединиться» к другой, реализовавшей себя личности и почувствовать свою значимость. «Я - жена уважаемого профессора», « Я - лучший друг успешного актера».

Невозможность реализовать потребности двух высших уровней неизбежно приводит к злоупотреблениям на низшем. Человек слишком много спит, ест. Скупает ненужные ему вещи, только бы заполнить внутреннюю пустоту.

Фрустрация в личной жизни

Интересна тем, что трудности на пути реализации романтических чувств только усиливают влечение людей друг к другу. Другие потребности, желания и интересы отходят на второй план.

Внешне любовная фрустрация может находить выражение в поведении, которое никак не назовешь поступками любящего человека. Пословица «бьет - значит, любит» в рамках изучения фрустрации в психологии приобретает новый смысл. Всплеск агрессии, вызванный фрустрацией, нередко направляется на объект симпатии. Отсюда криминальные истории с преследованием объекта страсти, вспышками ревности, обливанием кислотой, сексуальным и физическим насилием.

Фрустрация также возникает, когда партнер объективно не способен удовлетворить наши эмоциональные потребности. Например, женщина надеется, что встретив мужчину, который ее полюбит, наконец-то почувствует себя любимой, обожаемой, прекрасной. Однако, сталкивается с тем, что в отношениях еще более остро начинает ощущать неуверенность в себе, свое «несовершенство».

А все потому, что ни один даже самый идеальный партнер не способен компенсировать недостаток любви к себе. Сколько бы внимания ни уделял партнер женщине в данном примере, ей всегда будет мало. И она будет испытывать фрустрацию каждый раз, когда мужчина будет переключать внимание на другие сферы жизни - работу, друзей, хобби, даже общих детей.

Можно ли избежать фрустрации в любви? Конечно, но только если человек обладает психической зрелостью и стремится создать равноправные отношения, опираясь на психологический ресурс партнера, а на свои собственные силы.

Бедность как фрустратор

В условиях хронического меняются понятия людей о природе счастья. Здесь полезно вспомнить притчу. Бедняк жалуется на тесноту своего своей однокомнатной квартирки, в которой ему приходится ютиться со всей своей многочисленной родней. Мудрей советует бедняку на время поселить в той же комнате собаку, домашнюю птицу и другую живность, чтобы прочувствовать, что действительно является катастрофичной ситуацией. Счастье относительно.

Бедность приводит к фрустрации не только когда не получается удовлетворить элементарные личные и семейные потребности. Материальное положение становится мощнейшим фрустратором, когда общество состоит из людей с разным уровнем дохода. Несмотря на объективно высокий уровень жизни, человек сам себя вгоняет в состояние фрустрации с помощью восходящего социального сравнения.

Особенно сильная фрустрация наблюдается, если человек верит, что все богачи создают себе состояние исключительно незаконными и аморальными путями. Также восприятие себя человеком как бедного, обездоленного, зависит от соотношения его притязаний и реальных достижений.

Как справляться с фрустрацией?

Психологи предлагают несколько способов выхода из фрустрации.

Замена средств достижения цели

Усилившееся психическое и эмоциональное напряжение можно использовать для анализа предпринятых действий и поиска альтернативных способов достижения цели. Например, девушка отказалась с вами встречаться. Вы испытываете фрустрацию. Чувствуете Прежде чем окончательно впадать в пессимизм, стоит подумать, по какой причине понравившаяся девушка в действительности вам отказала.

Не все в любви легки на подъем. Некоторым требуется время, чтобы осознать, что перед ними именно тот человек, о котором они мечтали. Не исключено, что отказавшая вам девушка не уверена в своих чувствах. И ей проще сразу вам отказать, чем давать вам, возможно, напрасную надежду. Попробуйте изменить свой подход. Альтернативное решение - предложить ничем не обязывающую дружбу, чтобы предоставить человеку возможность узнать вас лучше.

Еще один пример. Не удалось поступить в желанный вуз. Но разве это единственный способ получить знания в выбранной области? История знает много самоучек, которые достигли исключительных результатов в своем деле. Например, англичанка Мэри Эннинг, превратившаяся из бедной, необразованной собирательницы окаменелостей в одного из величайших палеонтологов 19 века.

Замена цели

Точно так же как можно найти множество путей для достижения одной и той же цели, можно обнаружить альтернативную цель, с помощью которой можно удовлетворить потребность или желание. В и гипнотерапии, например, есть техники, позволяющие перенести чувство влюбленности с одного объекта на другой, и таким образом избавиться от неразделенной любви.

Конечно, человек, инстинкт которого уже прочно зафиксирован на определенном человеке, отказывается поверить, что сможет когда-нибудь в жизни испытывать столь сильные чувства к кому-то еще.

Требуется терпение, чтобы найти цель, способную компенсировать свойства заменяемой. Но если бы это было невозможно, то люди не женились бы счастливо несколько раз в течение жизни и не находили бы смысл жизни в новой деятельности после потери возможности заниматься любимым делом. Например, актер А. Бандерас хотел стать футболистом, но после травмы ноги от мечты о спортивной карьере пришлось отказаться. Вряд ли всемирно известный актер до сих пор переживает фрустрацию из-за несбывшихся подростковых надежд.

Переоценка ситуации

Очевидным решением для выхода из состояния фрустрации, причиной которого является внутренний конфликт, является выбор между альтернативами. Обращайтесь как к своему разуму, так и к эмоциям.

Взвесьте все за и против каждого из своих желаний. Перенесите процесс анализа на бумагу. Записав все возможные аргументы, выделите те, что несут ключевое значение для вашей жизни. Остальное отбросьте. Определение ключевых ценностей поможет справиться с тревогой и страхом. Если самостоятельно вы не сможете справиться с проблемой — обращайтесь к специалисту. Психолог-гипнолог

Состояние фрустрации время от времени испытывает каждый человек. Однако лечения оно требует лишь в том случае, когда личность не в состоянии сама справиться с возникшей ситуацией.

Что такое фрустрация? Терминология

Фрустрация - это в психологии такое состояние психики человека, при котором его желания не соответствуют действительности - на пути к ним стоят непреодолимые преграды, либо возможности не покрывают всех стремлений. Термин, близкий к английскому слову «разочарование» и происходящий от латинского «неудача», «обман».

Каждый из этих переводов присутствует в изначальном определении термина "фрустрация". Это эмоциональное состояние, наступающее после разрушения всяческих надежд. Можно подобрать несколько различных определений, чтобы описать, что такое фрустрация, и всегда будет оставаться несколько нюансов. Предлагается рассмотреть важнейшие из них.

В чем различие фрустрации и разочарования?

Фрустрация - это в психологии термин, связанный с препятствиями, неудачами и ограничениями на пути к целям. Для того чтобы развенчать миф о схожести фрустрации с чувством, знакомым каждому и гораздо более простым по терминологии, - разочарованием, следует указать, что, в отличие от разочарованного, фрустрированный (кем-либо или чем-либо) человек не отказывается от своих стремлений, а продолжает в них верить и идти к ним.

Между прочим, препятствия, из-за которых человек может оказаться в данном психическом состоянии, не всегда даже реальны, вымышленные способны оказывать на него столь же сильное влияние, а в некоторых случаях - даже сильнее.

Связь фрустрации с ирреальным миром, в принципе, велика - уход от проблем в свои собственные фантазии всегда легче, чем их решение, хотя и является худшим из лекарств от разочарования. Это же формирует вторую часть определения фрустрации: человек, предпочитающий вымыслы фактам, продолжает идти к свои целям, руководствуясь, однако, фантазийными представлениями о действительности. В то же время его сознание уже знает истину, и потому фрустрация становится неизбежной.

Фрустрация и депривация

Разочарование, в свою очередь, не единственное, с чем связывают фрустрацию. Столь же часто в разговорах о том, что такое фрустрация, вспоминается депривация и агрессия - самостоятельные термины, образующие все вместе причинно-следственную связь.

Депривация - психическое состояние, основанное на факте отсутствия чего-либо, обычно обстоятельств, к которым человек был привычен длительный период времени. Она может проявляться как отдельным состоянием, так и предпосылкой к фрустрации при наличии определенного развития событий.

Фрустрация и агрессия

Агрессия также является или симптомом, или последствием многих психических состояний, но ее взаимосвязь конкретно с фрустрацией имеет свойство видоизменяться и являться неизменной даже при отсутствии внешних проявлений. Достоверно известно, что агрессия - объективный результат фрустрации. Л. Берковиц, исследуя эту проблему, пришел к выводу, что, несмотря на факт возможности изменения вероятности проявления агрессии, одно то, что именно агрессивные действия становятся объектом внимания психолога, означает, что агрессия - основное последствие ограничения человека.

Симптоматика фрустрации. Последствия

В то же время существует другая классификация, по которой агрессивное поведение - лишь один из пунктов. Вид этой классификации следующий:

    Эмоциональная агрессия. Даже при распределении моделей поведения такое последствие самое распространенное.


Личность - это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность - социальное существо, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее - своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее .

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути - это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек - природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное - то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. выделяет четыре подструктуры,
Первая - : моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая - это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья - это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности , которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура - биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, и т.п. - составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.