Скука - это чувство или эмоция? Лекарство от скуки. Опасные душевные терзания. А может, это мотивация

Невесело, безотрадно, жалобно, невыразительно, уныло, неинтересно, тоскливо, горько, занудно, прескучно, пресно, скучновато, нудно, нерадостно, скучненько, постно, вломно Словарь русских синонимов. скучно см. неинтересно Словарь синонимов рус … Словарь синонимов

скучно - скучно, нареч. Произносится [скушно]. Не рекомендуется распространенное в современной речи (особенно среди молодежи) произношение [скучно]. Cр. у авторитетных поэтов в рифме: [равнодушно] [скушно], [великодушно] [скушно]. У А. Пушкина: «Но в… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

- (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

скучно - до боли скучно до смерти скучно … Словарь русской идиоматики

I нареч. качеств. 1. Испытывая скуку. 2. Выражая скуку или свидетельствуя о ней. 3. Вызывая скуку; неинтересно. II предик. 1. О чувстве скуки, тоски, испытываемом кем либо. 2. О состоянии скуки, царящей где либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Интересно весело … Словарь антонимов

скучно - ск учно, нареч. и в знач. сказ … Русский орфографический словарь

скучно - нареч … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • , . Что вас ждет под обложкой: Куда летит ракета-банан? Где живут смешные зверюшки с удивительными суперспособностями? Где пещерные люди играют в поло? Разумеется, на планете Нескучайке! Оставьте…
  • Скучно не будет! Веселая книжка игр и заданий , Шрей С.. Куда летит ракета-банан? Где живут смешные зверюшки с удивительными суперспособностями? Где пещерные люди играют в поло? Разумеется, на планете Нескучайке! Оставьте скуку за дверью и…

В 1990 году, когда Джеймсу Данкерту (James Danckert) было 18 лет, его старший брат Пол попал в аварию, врезавшись на своём автомобиле в дерево. Его извлекли из покорёженного кузова с многочисленными переломами и ушибами. К сожалению, не обошлось и без черепно-мозговой травмы.

Период реабилитации был очень долгим и сложным. До аварии Пол был барабанщиком и очень любил . Однако даже после того, как его сломанное запястье зажило, у него не возникло совершенно никакого желания взять в руки палочки и начать играть. Это занятие больше не приносило ему удовольствия.

Раз за разом Пол жаловался своему брату на то, что ему безумно скучно. И дело было не в приступах посттравматической . Просто теперь вещи, которые он раньше любил всей душой, не вызывали в нём абсолютно никаких эмоций, кроме глубокого разочарования.

Несколько лет спустя Джеймс начал учиться на клинического нейропсихолога. В ходе обучения он обследовал около двадцати человек, которые получили черепно-мозговые травмы. Думая о своём брате, Данкерт расспрашивал их о том, ощущают ли они скуку. Все двадцать человек, принимавших участие в исследовании, ответили положительно.

Этот опыт очень помог Данкерту в дальнейшей карьере. Сейчас он работает когнитивным нейробиологом в Университете Ватерлоо, расположенном в Канаде. Это место знаменито тем, что именно здесь учёные впервые начали заниматься серьёзным исследованием скуки.

Научное сообщество и скука

Считается, что универсального и общепринятого толкования понятия «скука» пока не выведено. - это не просто разновидность депрессии или апатии. Эти слова нельзя считать синонимами.

Учёные предпочитают давать слову «скука» следующее определение.

Скука - это особое психическое состояние, пребывая в котором, люди жалуются на отсутствие даже минимальной мотивации и интереса к чему-либо.


Как правило, такое состояние имеет отрицательные последствия для психического здоровья человека, а также заметно отражается на его общественной жизни.

Проводилось немало исследований, посвящённых скуке. К примеру, выяснилось, что именно она является одной из причин, провоцирующих , наряду с депрессией и повышенной тревожностью.

Ещё одно исследование было посвящено изучению взаимосвязи скуки и поведения человека за рулём. Выяснилось, что люди, подверженные скуке, ездят с гораздо большей скоростью, чем все остальные участники. Кроме того, они медленнее реагируют на отвлекающие факторы и опасность.


Кроме того, в 2003 году был организован опрос среди американских подростков, большинство из которых утверждало, что им частенько бывает скучно. Как выяснилось позже, такие подростки были более склонны к тому, чтобы в раннем возрасте начать курить и употреблять наркотики и алкоголь. Исследования коснулись и вопросов образования.

Успеваемость учеников напрямую связана с тем, испытывают они скуку или нет. Скука - это проблема, требующая повышенного к себе внимания.

Дженнифер Фогель-Волкатт (Jennifer Vogel-Walcutt), подростковый психолог

Учёные пытаются понять, как скука влияет на наш мозг, каким образом сказывается на и как влияет на наш самоконтроль. «Необходимо основательно изучить явление скуки, прежде чем делать какие-то конкретные выводы», - уверен Шейн Бенч (Shane Bench), психолог, занимающийся исследованием скуки в лаборатории Техасского университета.

Людей, интересующихся вопросами скуки, становится всё больше и больше. Генетики, философы, психологи и историки начинают активно объединяться для того, чтобы совместно работать над её изучением. В мае 2015 года Варшавский университет организовал целую конференцию, на которой обсуждались темы, связанные со скукой, социальной психологией и социологией. Кроме того, чуть позже, в ноябре, Джеймс Данкерт собрал порядка десяти исследователей из Канады и США на тематический семинар.

История изучения скуки

Своеобразным началом изучения скуки можно считать 1885 год, когда британский эрудит Фрэнсис Гальтон (Francis Galton) опубликовал небольшой доклад, посвящённый тому, как беспокойно и невнимательно вели себя слушатели, присутствовавшие на научном собрании.

С тех пор прошло уже довольно много времени, а темой скуки интересуется сравнительно небольшое количество людей. Джон Иствуд (John Eastwood), психолог из Университета Торонто, убеждён, что так происходит потому, что скука кажется всем довольно тривиальной вещью, на которую не стоит обращать пристального внимания.

Положение вещей начало меняться, когда в 1986 году Норман Сандберг (Norman Sundberg) и Ричард Фармер (Richard Farmer) из Орегонского университета показали всему миру способ, с помощью которого можно измерять скуку. Они изобрели особую шкалу, с помощью которой можно было определять уровень скуки, не задавая испытуемым вопроса «Вам скучно?»


Вместо этого необходимо было подтвердить или опровергнуть следующие утверждения: «Кажется ли вам, что время течёт слишком медленно?», «Чувствуете ли вы, что задействуете не все свои возможности, когда работаете?» и «Легко ли вы отвлекаетесь?» Они были сформулированы Сандбергом и Фармером на основе опросов и интервью, в которых люди рассказывали о том, что чувствуют, когда им скучно. После того как опрашиваемые давали ответы, каждому выставлялась оценка в баллах, по которой и определялась степень подверженности скуке.

Шкала склонности к скуке Сандберга и Фармера стала отправной точкой, с которой начался новый виток исследований. Она послужила прототипом для возникновения других видов шкал, а также стала невероятно полезна и в других прикладных науках, помогая связать скуку с такими вещами, как психическое здоровье и .

Однако у предложенной шкалы скуки имелись и существенные недостатки. По мнению Иствуда, этот показатель напрямую зависит от самооценки человека и поэтому очень субъективен, что портит чистоту эксперимента. Кроме того, шкала измеряет только уровень восприимчивости к скуке, а не интенсивность этого чувства. Неточность понятий и определений всё ещё создаёт некоторую путаницу среди учёных.

Работа над улучшением шкалы скуки идёт до сих пор. В 2013 году Иствуд занялся разработкой шкалы многомерного состояния скуки, которая включает в себя 29 утверждений о различных ощущениях. В отличие от шкалы Сандберга и Фармера, шкала Иствуда измеряет состояние опрашиваемого в текущий момент времени. С её помощью можно установить, что чувствует человек прямо сейчас.

Однако, прежде чем измерять уровень скуки, исследователи должны были убедиться, что участники эксперимента действительно её испытывают. А это уже совершенно другая задача.

Самое скучное видео в мире

В психологии уже на протяжении многих лет одним из самых действенных способов создания у человека определённого настроения считается просмотр тематических видеороликов. Есть специальные видео, которые стимулируют у человека возникновение таких эмоций, как радость, гнев, печаль, сочувствие. Именно поэтому Коллин Меррифилд (Colleen Merrifield), занимаясь написанием своей диссертации, решила создать видео, которое было бы настолько скучным, что доводило бы людей .

В видео происходит следующее: двое мужчин находятся в абсолютно белой комнате без окон. Не произнося ни единого слова, они берут одежду из огромной кучи и развешивают её на верёвки - куртки, рубашки, свитеры, носки. Секунды тикают: 15, 20, 45, 60. Мужчины развешивают одежду. Восемьдесят секунд. Один из мужчин берёт прищепку. Сто секунд. Мужчины продолжают вешать одежду. Двести секунд. Триста секунд. И снова без изменений - мужчины развешивают одежду. Видео зациклено таким образом, что больше ничего не происходит. Его общая продолжительность составляет 5,5 минуты.

Неудивительно, что люди, которым Меррифилд показывала видео, сочли его невообразимо скучным. Тогда она решила попытаться изучить, как скука влияет на способность сосредотачиваться и фокусировать внимание.

Меррифилд просила участников выполнить классическую задачу на : необходимо было наблюдать за световыми пятнами, которые появлялись и исчезали на мониторе. Всё это специально длилось невероятно долго. Результат превзошёл ожидания: эта задача оказалась во много раз скучнее, чем самое скучное видео. Более половины испытуемых не смогли с ней справиться.

Это не было неожиданностью. Во многих прошлых исследованиях учёные также просили участников эксперимента выполнять какие-то монотонные действия вместо того, чтобы смотреть видео. Для того чтобы человек начал скучать, его просили, к примеру, заполнять одинаковые бланки, выкручивать или закручивать гайки. Сравнивать результаты разных исследований было довольно проблематично, потому что отсутствовал единый стандартизированный подход к методам стимулирования скуки. Невозможно было выяснить, чьи результаты верны, а чьи - нет.

В 2014 году исследователи из Университета Карнеги - Меллона в Питтсбурге, штат Пенсильвания, опубликовали , в которой попытались начать процесс стандартизации. Они выделили три группы действий, которые чаще других вызывают у людей скуку:

  • повторяющиеся физические задачи;
  • простые мыслительные задачи;
  • просмотр и прослушивание особых видео- и аудиозаписей.

Исследователи использовали шкалу многомерного состояния скуки Иствуда, чтобы определить, насколько сильно каждая из выполняемых задач заставляла испытуемых скучать и не вызывала ли она у них какие-то ещё эмоции. Всего было шесть на редкость унылых задач. Самая скучная состояла в том, чтобы бесконечно кликать мышкой, поворачивая иконку на экране на пол-оборота по часовой стрелке. После этого было решено больше не показывать специальные видео для того, чтобы вызывать у людей скуку, а использовать вместо этого обыкновенные поведенческие задачи.

Скука и самоконтроль

Многие учёные связывают возникновение скуки с дефицитом . Чем лучше вы умеете отвечать за свои поступки, тем меньше вы склонны к спонтанным проявлениям скуки. Именно поэтому исследователи часто связывают предрасположенность к скуке и склонность к таким вредным привычкам, как азартные игры, алкоголизм, курение и переедание.


Следует ли из этого, что скука и отсутствие самоконтроля - это взаимосвязанные вещи? Учёные пока не берутся ответить на этот вопрос. Приводя в качестве примера людей, у которых была черепно-мозговая травма, Данкерт предполагает, что в их системе самоконтроля произошёл сбой. Именно поэтому они начинают вести себя чрезмерно импульсивно и зачастую обзаводятся уймой . Это учёный успел заметить, наблюдая за своим братом.

Однако на протяжении нескольких лет брат Данкерта активно боролся с проблемами самоконтроля и практически перестал жаловаться на скуку, попутно возродив свою любовь к музыке. Поэтому у исследователей есть все основания полагать, что скука и самоконтроль могут зависеть друг от друга, но фактов и доказательств пока недостаточно.

Скучные планы на будущее

Несмотря на некоторую неразбериху в понятиях и отсутствие стандартизации, исследователи, занимающиеся вопросами изучения скуки, считают, что фундамент уже заложен. К примеру, поиск самого определения понятия «скука» считается важной частью процесса её изучения. Разные исследователи выделяют различные типы скуки. Немецкие учёные насчитали целых пять и выяснили, что склонность к какому-либо типу зависит от личностных характеристик человека.

Учёные также уверены, что есть такая группа людей, которая будет работать не покладая рук, лишь бы только не скучать. Иногда такие люди готовы выбирать крайне странные и даже неприятные занятия ради того, чтобы избежать скуки. Эта гипотеза основана на исследованиях, которые показали взаимосвязь между склонностью к риску и предрасположенностью к скуке.

Первое исследование было таким: участников просили сесть на стул в абсолютно пустой комнате и в течение 15 минут ничего не делать. Некоторые участники были готовы даже получать небольшие удары током, только бы не оставаться наедине со своими мыслями. Проводилось ещё несколько усовершенствованных экспериментов с этой же комнатой. В одном у участников был неограниченный доступ к сладостям, однако для того, чтобы получить их, необходимо было вытерпеть удар током. Когда участникам эксперимента становилось скучно, они предпочитали скорее испытать боль, чем сидеть на стуле и ничего не делать.

Группа исследователей во главе с психологом Райнхардом Пекруном (Reinhard Peckrun) из Мюнхенского университета в Германии в течение года наблюдала за поведением 424 студентов. Они просматривали их оценки, документировали результаты экзаменов и измеряли уровень скуки. Команда обнаружила некоторую циклическую закономерность, в соответствии с которой у всех студентов наблюдались периоды, когда им было скучно. И именно тогда было замечено значительное снижение внутренней студентов и показателей их успеваемости. Такие периоды возникали на протяжении года и не зависели от пола и возраста студента и его интереса к предметам. Учёные предположили, что студентам нужно что-то, что помогло бы им преодолеть скуку.

Сэй Шатц (Sae Schatz), директор компании, которая занимается разработкой учебных пособий и образовательных инструментов для министерства обороны США, приводит в качестве доказательства один интересный пример с компьютерной системой, которая обучала студентов физике. Система была запрограммирована таким образом, что должна была оскорблять всех, кто неправильно отвечал на вопрос, и саркастически хвалить тех, кто давал верные ответы. Такой необычный подход к обучению стимулировал учеников добиваться лучшего

Думаю, что не будет большим преувеличением если скажу, что на слово «скучно» я впервые обратил внимание именно в разрезе путешествий и отдыха. Когда я заработал свой первый миллион после нескольких лет построения бизнеса и, как следствие, работы реально часов по 18 в день, наконец-то позволил себе замедлить бег и оглянуться по сторонам, естественно я вдруг осознал, что существует немаленький такой мир который интересно было бы посмотреть.

Но, задерганный постоянной рабочей нервотрепкой, я в тот момент еще не думал (да и не хотел думать) о сколь бы то ни было осознанных поездках, а хотел большой и чистой любви простого покоя, тишины, тепла и валяния на пляже с книжкой Марининой. Идеальным для этого местом, как мне тогда казалось да и сейчас я не сильно поменял своего мнения, были Мальдивы! Почему именно Мальдивы? Скорее всего сработал стереотип. О них мечтали. О них говорили как о рае на земле. Тогда они все еще представлялись большинству россиян чем-то малодоступным и от этого были еще привлекательнее.

Так вот. Конечно же я стал искать информацию. Многие из вас знают, что я уже больше 10 лет являюсь активным членом Bmwclub-а. Это огромный форум с кучей разделов и тем. С большим количеством людей обладающих знаниями в разных областях, и, конечно, на том форуме есть ветка о туризме и отдыхе. Там-то я и задал свой сакраментальный вопрос, а куда посоветуете?

И вот тут-то я и услышал — Мальдивы? Фууу… Там же скучно! На третий день люди с ума от скуки сходят!

В каком смысле «скучно»? — искренне удивился я. Что значит СКУЧНО???

Ну, говорили мне, там нет тусовки, нет шумных дискотек, там за целый день можно ни одного человека не увидеть. Короче, делать там нечего!

Я впал в ступор. Во-первых, на Мальдивы как правило едут с любимым человеком, во-вторых, есть же книги, фильмы, дайвинг! В конце концов прогулки по берегу! Я уже просто молчу о том, чтобы в тишине прислушаться к себе! Разобраться в своих мыслях. Понять куда и зачем ты бежишь. Да просто лежать и медитировать на звезды ночного неба! А тут, «скучно»…

Я решил разобраться и понять, что это вообще такое, откуда, почему и у кого берется эта загадочная скука… Как человеку может быть скучно, когда у него есть самый интересный в мире объект — ОН САМ! Как может быть скучно с самим собой? Что это? Отклонение? Какая-то форма душевной болезни? Просто бедный внутренний мир требующий постоянных внешних допингов и раздражителей?

За попыткой найти ответ я полез в эти ваши интернеты. В основном тамошние психологи несли на этот счет всякую классическую чушь про необходимость связи с родителями и прочую ерунду.

Единственное разумное зерно которое мне пока удалось вычленить и вербализовать оказалось слово «пустота». Скука = Пустота.

У меня конечно есть некоторые возражения. Возьмем к примеру Буддизм где считается что пустота является действительной, окончательной природой всех внешних и внутренних явлений. Ее постижение есть проявление Состояния истины.

Не думаю, что буддиста познавшего истину можно назвать скучающим, хотя…

Итак, еще раз. Скука = Пустота. Но пустоты по сути нет. Может быть по-этому мне никогда не бывает скучно? Тогда почему другим бывает?

А вы что обо всем это думаете? Вам бывает скучно? При каких условиях и почему? Что делаете чтобы «развеяться»?


Самым первым определением, буквально просящимся на язык, является „отрицательное“ определение, а именно: скука - это отсутствие веселья, занимательности. Владимир Даль определяет скуку как время, когда „нет забавы, увеселений“. Такое определение точно подтверждает приведенное в начале статьи расхожее мнение о скуке

Другой пласт определений скуки дает нам возможность понять причины этого состояния. Так, тот же Даль описывает скуку как „тягостное чувство, от косного, праздного, недеятельного состояния души; томление бездействия“. Скучать, по Далю, - это „жить в безделье, томиться праздностью; тяготиться положением своим, желать перемены“. В словаре Ушакова также находим, что скука – это „томление, тягостное душевное состояние от безделья, отсутствия занятий или от отсутствия интереса к окружающему“. Здесь звучат голоса бездеятельности и однообразия, праздности и отсутствия интереса.

Еще один пласт причин скуки связан с межчеловеческими отношениями. Так, Владимир Даль отмечает, что время скуки – это время одинокое, когда „никого не видишь“, а скучать – это „жить в одиночестве“.

В ряде определений к отсутствию интереса (как причины скуки) добавляется еще и отсутствие жизненных целей и смысла жизни. Отмечаются также среди причин внутренняя опустошенность и ограничение способности к эмоциональным переживаниям.

Давайте рассмотрим ключевые моменты этих определений, которые помогут нам лучше понять скуку. Речь идет о:

    безделии (отсутствии занятий)

    нарушениях в эмоционально-волевой сфере (желания, интерес, цели, действия)

    однообразии

    одиночестве.

Итак, обо всем по порядку (точнее, порядок рассмотрения этих понятий я изменю, буду рассматривать от простого и очевидного к более сложному – так, чтобы было понятнее).


СКУКА И ОТНОШЕНИЯ

Одиночество – это незаполненное социальное пространство человека. Скучать по кому-то означает ощущать пустоту без того, кто простым присутствием своим или стимулируя человека на какие-то дела, заполняющие время его жизни заполнял (неважно, давно или недавно) социальное пространство человека.

Переживание скуки от одиночества - это, несомненно переживание пустоты незаполненного социального пространства и времени в отсутствие кого-то, кто способен избавить человека от тревоги пустоты.

В поисках спасения от скуки одиночества человек бросается на поиски "заполнителя" этой пустоты, находя временное облегчение, замешиваясь в толпу на улице, толкаясь в магазинах. Там он ощущает прилив энергии, без этого он чахнет и не испытывает ни малейшей радости.

Эдгара По в "Человеке толпы " хорошо описывает таких людей .

Переживание скуки в действующих отношениях можно проиллюстрировать на примере детской скуки, которую описал Йонас Химмельстранд. "Детская скука обычно не имеет ничего общего с нехваткой занятий или даже с нехваткой интересных занятий. Она возникает из-за нехватки энергии вследствие недостатка контакта с теми, к кому дети привязаны. Ребенок, которому не хватает привязанности, часто становится одержим скукой. Фраза “Мне скучно” на самом деле значит “У меня нет энергии что-то делать. Мне нужно, чтобы меня обняли, подержали на коленях или со мной поговорили те, к кому я привязан, например, мама, папа или бабушка”. Когда потребность ребенка в привязанности удовлетворена, открывается резервный запас энергии (внутренней энергии), и ребенок сам видит множество возможностей того, чем можно заняться".

И во взрослом состоянии человек скучает, когда ощущает нехватку эмоциональной связи с другим человеком, который ему важен. Это может проявлять себя на другого, злостью на самого себя и отчаянием. В результате человек еще больше замыкается, перекрывая оставшиеся каналы связи со своим близким. Изолируясь от других и замыкаясь в себе, не позволяя проявиться своим порывам, человек погружает себя в мир . И сталкивается с ощущением пустоты и едкой скуки, замешанной на клубке противоречивых желаний и стремлений (желание близости и парализующая апатия, эмоциональные порывы навстречу другому и бегство прочь).

Скука в отношениях может быть и демонстративной. При этом "скучающий " движим определенными . Демонстрируя свою скуку, он стремится показать другому, что от того что-то ожидается. Чаще всего - инициатива, эмоциональное участие, может даже нечто материальное (например, подарок). Или, говоря другому, что с ним скучно, человек попросту ему за что-то, что он считает . Это своего рода унижение и обесценивание другого - сказать ему, что он скучен и неинтересен. В любом случае, скука может быть разменной монетой в бесконечном спектре способов манипулирования другими людьми с целью получения тех или иных дивидендов. В этих случаях в основе поступка находится не скука, а совсем другие чувства, например, переживание досады, ощущение .

СКУКА, ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ

Как мы уже отмечали, когда обсуждали , отсутствие осмысленных содержаний в данном отрезке человеческой жизни чревато так называемым "экзистенциальным вакуумом" - то есть тем же ощущением опустошенности собственной жизни. Если пустота остается незаполненной, то возникает скука. То есть для ощущения пустоты, как говорится, в полной ее красе, мало одного осознания бессмысленности. Нужна еще и бездеятельность.

Но отсутствие и размытые подавляют мотивацию: энергия будущего ("ради чего делать?") не подпитывает больше активность человека, он перестает ставить перед собой амбициозные цели, которые бы поддерживали его .

Кроме того, ощущение бессмысленности собственной жизни обесценивает и целый мир человека. Он перестает чувствовать себя важной частью большого мира. И это усиливает ощущение , которое усиливает переживание пустоты.

НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ

„Скучен день до вечера,
коли делать нечего“
Русская поговорка

Скука дает себя знать, когда человек остается какое-то время без занятий, приносящих ему удовлетворение. Поговорим коротко о причинах того, что человек может оказаться неудовлетворенным своей деятельностью.

Будучи предоставлены сами себе, такие люди оказываются как бы эмоционально тупыми и неспособными к активному поступку, не могут определиться с целями. В результате они сидят, ожидая у моря погоды и скучая. Если же они и действуют, то чаще в направление неких случайно выбранных целей, вполсилы, не получая от своих деяний. Безрадостность открывает дорогу внутренней опустошенности и скуке.

Бывают и обратные ситуации, когда человек полный энергии, устремлений и готовый двигаться к поставленным целям, натыкается на безразличное. Окружающим все равно, что он делает. Его успехи их попросту не интересуют (если не раздражают). Если общество ориентировано на пассивных середнячков, то оно будет игнорировать или даже преследовать активных „выскочек“. Отсутствие признания со стороны окружения заслуг человека способно существенно снизить его , что негативно скажется на его эмоционально-волевой сфере.

Мы знаем также немало примеров того, когда энтузиастам их окружение ставит препятствия. Либо окружающим не надо, чтобы кто-то проявлял чрезмерную активность, либо общество может посчитать опасным для себя такую неконтролируемую активность некоторых его челнов. И человек вынужден спускать пар, сбавлять темп. В результате теряется задор, энергия „сдувается“, радость созидания сменяется апатией и скукой.

Если от человека требуют невозможного и он видит, что не справится, то у него могут опуститься руки. Такая бездеятельность, скорее всего, будет сопровождаться не скукой, а или страхами, опасениям за возможное наказание, в конечном счете выливающимися в .

СКУКА КАК ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА

СКУКА БЕЗ ИГРЫ

Известно, что дети скучают тогда, когда они по той или иной причине не могут играть. Одно дело – запрет на игру (поздно, нельзя шуметь и т. д.). В этом случае скука может и не быть долгой. Ребенок придумает себе новое занятие, новую ИГРУ, в которой он создаст себе целый мир символов и смыслов, и погрузится во вполне „взаправдышную“ деятельность в этом мире (нередко даже просто в своей фантазии). Игра подпитывается .

Но бывает, что ребенок отучается от игры, теряя способность творить новые миры. Это случается нередко вследствие массивного и пассивного потребления готовых развлечений, которые предлагают ему телевизор или организованный досуг. Пассивность доходит до того, что предоставленный самому себе, ребенок не сможет самостоятельно найти себе интересное занятие и погрузится в скуку.

Неумение играть проявляет себя не только у детей. Немало взрослых начисто лишены , не умеют создать себе , проиграть ту или иную ситуацию и приступить к реализации наяву. Вместо этого они маются от скуки.

СКУКА КАК СЛЕДСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ДЕФИЦИТА

Человеку с такой тревогой свойственно неверие в собственные силы и возможности по преодолению возможных последствий своей активности. Любое действие означает выход из уютного мирка, в котором человек испытывает сладкую иллюзию защищенности. А вне этого мирка может случиться что угодно. Поэтому, если человек стремится этого избежать, он предпочтет скучать в своем мирке, предпочитая монотонность и однообразие неопределенности нового..

Отказ от действия при этом виде тревоги будет мотивирован желанием сохранить статус кво. Человек не хочет своим поступком „отправить“ в невозвратное прошлое ситуацию, которой он дорожит. Тогда ему не остается ничего другого, кроме как скучая и коря себя за бездействие, наблюдать за тем, как ситуация меняются от независящих от него обстоятельств. При этом он может еще и клянуть , и обвинять других людей в том, что они разрушили такой замечательный мир его иллюзий.

Человек отказывается от действия, опасаясь нежелательных для себя и для других последствий конкретного поступка. Это может быть недовольство окружающих, какие-то санкции в отношение человека. Не желая столкнуться с кажущимися ему возможными „наказаниями“ за свой поступок, человек может предпочесть его не совершать, хотя ему бы этого очень хотелось.

ТРЕВОГА ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ

Ничегонеделание может быть результатом того, что человек стремится тем самым избежать удара по в случае неуспеха того или иного предприятия. Иными словами, гордец может отказаться от какого-то действия. В результате рискует столкнуться с пустотой. Однако часто гордецам не грозит тревога пустоты и скука. Они и в случае неделания будут в фантазиях своих праздновать успех или лелеять мысли о том, что они, если бы захотели, если бы им не было скучно или не интересно, они были бы самыми лучшими (или уж, на худой конец, не худщими) в этом деле.

Таким образом, ссылка на скуку (чаше в высказываниях) свидетельствует о попытке оправдания гордецом своего неумения или некомпетентности („работа скучна“). В этих случаях в основе находится опасения фрустрации гордости: "мне может не удастся быть таким, как я хочу". А если по-честному, за этими словами стоят другие: "я боюсь, что не смогу делать так, как нарисовала мне моя гордыня".

Болезненно воспринимаемое аффективное состояние, характеризующееся диффузной напряженностью, нетерпением и чувством неудовлетворенности. Обычно скука проявляется в ситуациях, сопровождающихся монотонными переживаниями и недостаточностью удовлетворения либо внешней стимуляции. Состояние скуки может отражать как реальные обстоятельства, так и структуру личности и потребности индивида. Скука интерпретируется как процесс возрастания защитной борьбы с недопустимыми фантазиями и импульсами, когда содержание импульсов вытесняется из мыслей, но напряженность достигает аффективного уровня. Считается также, что при таких состояниях имеется определенная предрасположенность, связанная с процессами развития. Так, более склонны к скуке дети, а также взрослые с пассивным и "полезовисимым" характером.

СКУКА

boredom) Эмоция, которая возникает, если индивид не в состоянии найти интересы и занятия, которые полностью захватили бы его. Она может возникнуть либо вследствие ограничений - например, одиночное заключение, сенсорная депривация, монотонная работа, - либо вследствие внутреннего торможения. Согласно Fenichel (1954), невротическая скука - это состояние инстинктного напряжения (см. также ИНСТИНКТ), при котором отсутствует инстинктная цель. В результате этого человек, ощущающий скуку, ищет объект "не для того, чтобы направить на него действия своих инстинктных импульсов, а скорее для того, чтобы объект помог найти инстинктную цель, которой он лишен". Он знает, что ему чего-то не хватает, но не знает, чего. Отсюда - раздражительность и беспокойство неотделимы от скуки, но отсутствуют при АПАТИИ.

Скука

boredom) Хотя С. является эмоцией, к-рую, вероятно, испытывал каждый из нас, она вызывала к себе меньший исследовательский интерес по сравнению с такими эмоциями, как депрессия и гнев. Существуют важные теорет. основания рассматривать С. как мотивационное понятие, связывающее внутренние чувства и мотивы с условиями среды. Мн. теории связывают С. с вниманием, возбуждением, процессом обработки информ. и стимульной недогрузкой. Согласно наиболее распространенному теорет. подходу, С. возникает в ситуациях с уровнем стимуляции ниже оптимального. При этом теоретики сосредоточиваются либо на внешних факторах, либо на внутренних условиях. Берлайн определял С. как "драйв, к-рый редуцируется в процессе направляемого интересом исследовательского поведения и актуализируется, когда внешняя стимуляция становится слишком редкой или слишком монотонной". В исслед. трудовой деятельности часто придается особое значение внешним условиям, поскольку они влияют на производительность труда. В противоположность этому, Цукерман подчеркивал роль внутренних элементов и рассматривал подверженность С. как компонент модели поиска стимулов (stimulus-seeking model). О"Хэнлон связывает С. с возбуждением, привыканием (габитуацией), усилием (effort) и стрессом. Лэйрд утверждает, что переживание С., по крайней мере отчасти, возникает в результате сознавания себя неспособным направить внимание на что-либо при отсутствии видимых на то причин. Ксизентмихали исследовал баланс С. и тревоги, рассматривая оба эти состояния как результат несоответствия между требованиями окружения и личной компетентностью. С. возникает в ситуациях, в к-рых способности человека превышают ситуационные возможности для их проявления, в то время как тревога возникает тогда, когда окружение требует от данного человека больше, чем он оказывается в состоянии выполнить или предоставить на данный момент времени. Достижение баланса происходит в "потоке" ("flow") или, говоря иначе, в состоянии радостного чувства поглощенности интересной деятельностью. Плутчик в свой структурной модели 8 базовых эмоций определяет С. как близкую к отвращению и раздражению, но более умеренную, а тж граничащую с др. умеренными эмоциями, такими как досада и легкая грусть. Экзистенциалисты различают экзистенциальную С. и невротическую С. В психоаналитическом подходе акцентируются проблемы конфликта или контроля; напр., Феничел утверждает, что С. появляется, "когда нам нельзя делать то, что мы хотим делать, или должны делать то, что мы делать не хотим". Кросс-культурные исслед. тж предлагают возможные направления для изучения С. как одного из важных факторов отношений между индивидуумом и окружающей средой. Одно направление исслед. представлено экспериментами, в к-рых происходит манипулирование условиями: создается стимульная ситуация, к-рая предположительно вызывает С., напр., дается монотонное задание на вычеркивание определенной буквы на страницах, состоящих из наборов случайных букв. Др. подход подразумевает изучение повседневного опыта; он гл. обр. использовался Ксизентмихали и его сотрудниками. Третий подход состоит в коррелировании показателей оценочных шкал или опросников для измерения С. с др. измерениями или условиями. При измерении С., как и в случае мн. др. эмоциональных состояний, таких как депрессия или тревога, чаще всего используются различные формы самоотчетов. Поведенческие признаки состояния С. включают зевоту, "потускневшие" глаза, облокачивание, ерзанье на месте и такие признаки невнимания, как рассматривание стен помещения. Противоположные С. эмоции пли состояния включают интерес, энтузиазм, вовлеченность, поглощенность (flow) и оптимальную стимуляцию. В свою шкалу поиска стимулов Цукерман включил подшкалу подверженности С., к-рая использовалась во многих исслед. К числу др. (к сожалению, немногих) релевантных измерений можно отнести шкалу склонности к С. (boredom proneness, ВР), 28-пунктовую самооценочную шкалу, к-рая демонстрирует хорошую надежность и достаточную валидность, но не имеет значимых корреляций с подшкалой Цукермана. Воданович и Касс выделили в шкале ВР 5 факторов, оказавшихся во многом концептуально сходными с теми, к-рые рассматривались в литературе: внешняя стимуляция, внутренняя стимуляция, аффективные реакции на С., восприятие времени и ограничивающие условия. Мужчины более подвержены состоянию С., чем женщины; к тому же в склонности к С. наблюдаются культурные различия. Кроме того, показатели по шкале ВР оказались связанными с нежеланием голосовать на выборах и патологическим влечением к азартным играм. В ряде исслед. была обнаружена умеренная взаимосвязь между депрессией и С. Нек-рые межличностные характеристики, такие как одиночество, тж оказываются связанными со С. Преодоление С. является отдельной областью исслед. Воображение служит одним из способов преодоления однообразия ситуаций, и недостаток воображения может быть связан с показателями ВР. Есть данные, что аддиктивные формы поведения, напр. переедание, используются в качестве способа преодоления С. Робинсон показал, что С. может быть важным фактором школьной успеваемости, и предложил системно-ориентированную модель. Нек-рые клиницисты отмечают, что существует проблема преодоления скуки в ходе психотер. как со стороны пациента, так и со стороны терапевта; С. рассматривается в качестве индикатора проблем в осуществлении переноса и контрпереноса. Установлено тж, что С. является индикатором проблем, связанных с креативностью. Положительная функция С. может заключаться в подготовке индивидуума к выполнению др. деятельности. Несомненно, имеется достаточно свидетельств, указывающих на то, что С. как эмоциональное состояние заслуживает гораздо большего внимания исследователей. Работа по вычленению состояния С. из ряда др. эмоций, установлению ее специфики и встраиванию ее в общую теорию эмоций на сегодняшний день еще далека от своего завершения. См. также Низкие учебные достижения, Когнитивная сложность, Диспозициональные наборы, Промежуточные переменные, Мотивация, Поиск ощущений Н. Д. Сандберг

СКУКА

психическое состояние, характеризующееся неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, другими людьми и самим собой, которые могли бы эмоционально захватить его и пробудить интерес к созидательной деятельности.

Состояние скуки может возникать как в результате внешних ограничений, связанных с монотонной работой и изоляцией от людей, так и в силу внутренней опустошенности, пресыщенности жизнью и неспособности к эмоциональным переживаниям, вызывающим радость, восторг, желание к осуществлению активной деятельности. Скука становится неотъемлемой частью жизни многих людей, не испытывающих удовольствие ни от работы, ни от развлечений. Увеличение свободного времени ведет к тому, что многие не знают, что делать с ним и как занять себя. Не все из них обращаются за помощью к психоаналитику, но состояние скуки часто сопровождается такими болезненными проявлениями, что скучающие люди являются потенциальными пациентами. Не случайно некоторые психоаналитики стали обращать особое внимание на проблему скуки. Одним из первых, кто приступил к осмыслению данного феномена, был О. Фенихель, опубликовавший работу «О психологии скуки» (1934). Несколько десятилетий спустя к рассмотрению данной проблемы обратился Э. Фромм, считавший, что «человек – единственное животное, которое может скучать». Размышления о скуке нашли отражение в таких его работах, как «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) и других.

Исследуя феномен скуки в работе «Анатомия человеческой деструктивности», Э. Фромм (1900–1980) выделил три категории лиц: не знающие скуки – способные продуктивно реагировать на стимулирующие раздражения; хронически скучающие – постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании и в вечной смене раздражителей; больные – которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным раздражителем. Для хронически скучающих и больных людей скука связана с неудовлетворением, испытываемым ими по отношению к жизни. В первом случае люди «обречены на хроническую скуку, но поскольку они умеют ее компенсировать, они ее не осознают». Во втором случае люди время от времени «остро осознают свое душевное состояние, но часто они даже не понимают, что больны». Отличие между ними состоит в том, что хронически скучающие люди способны на реакцию, если скука будет компенсирована, в то время как скука больных не компенсируется. И в том, и в другом случае люди страдают от недостатка продуктивности. Однако, как считал Э. Фромм, в первом случае с помощью соответствующих раздражителей можно избавиться от скуки (но не от причины ее возникновения), а во втором случае «невозможно освободиться даже от ее симптомов».

Осуществленное Э. Фроммом различие относится не только к типологии людей, но и к смысловому употреблению слова «скучный». Человек может изнывать от скуки в определенной ситуации, говоря, например, что ему скучно и неинтересно находиться в данной компании.

Но человек может быть скучным сам по себе в силу структуры своего характера и тогда он является скучным как личность. Такой скучный человек неинтересен и безрадостен, в нем нет ощущения жизненности. «Многие люди готовы признаться, что испытывают скуку (что им скучно); но вряд ли кто согласился бы, чтобы его назвали скучным».

По мнению Э. Фромма, хроническая скука представляет собой одну из патологий современного общества. Большинство людей не являются тяжелобольными, но все они страдают в легкой форме недостатком продуктивности. Если такие люди не находят каких-либо способов стимулирования, то они постоянно скучают. Создается впечатление, что главной целью человека становится попытка «убежать от собственной скуки». Для достижения этой цели используются различные средства сиюминутного возбуждения, включая всевозможные развлечения, алкоголь, наркотики, секс. Однако все это не затрагивает творческие способности и психические возможности человека, поскольку на глубинном, бессознательном уровне он все равно пребывает в скуке. Так, когда терапевт спросил одного из своих пациентов, имевшего большой успех у девушек, не спасает ли его от скуки секс, то тот ответил: «Секс – тоже скука, но не в такой мере, как все остальное».

С точки зрения Э. Фромма, следствием «некомпенсированной скуки» могут быть насилие и деструктивность. В пассивной форме они проявляются в том, что человеку нравится узнавать о преступлениях и катастрофах, смотреть по телевизору сцены кровавых убийств и жестоких драк. В активной форме удовольствие достигается путем садистского и деструктивного поведения. Мотивом некоторых убийств становится именно скука, потребность увидеть какие-то нестандартные ситуации и прекратить монотонность повседневной жизни.

Э. Фромм высказал убеждение, согласно которому «скука – одна из величайших мук». Ад представлялся ему тем местом, где царит вечная скука. Люди предпринимают значительные усилия, чтобы избежать скуки, мечутся из стороны в сторону, хватаются то за одно, то за другое, так как не могут переносить скуку. Если же человек имеет «свой» невроз и «своего» психоаналитика, то это дает ему возможность скучать меньше. Даже если человек испытывает тревогу, беспокойство, какие-то неприятные ощущения, то и это годится, поскольку подобное состояние «зачастую оказывается способом избежать скуки».

Наряду с другими депрессивными состояниями пациентов состояние скуки становится объектом исследовательского и терапевтического интереса многих психоаналитиков. Данная проблематика нашла свое отражение, в частности, в статьях А. Эсмена «Некоторые размышления о скуке» (1979) и М. Уанга «Некоторые психоаналитические соображения по поводу скуки» (1979).

Обращая внимание на проблему скуки, некоторые аналитики, в частности Э. Фромм и В. Франкл, напомнили актуальность высказывания немецкого философа ХIХ столетия А. Шопенгауэра о том, что человечество обречено вечно пребывать между двумя крайностями желания и скуки. По их мнению, проблема скуки становится все более насущной. Как заметил В. Франкл, «скука сегодня ставит перед нами – и пациентами, и психиатрами – больше проблем, чем желания и даже так называемые сексуальные желания».