Смысл названия звезда полей. "Звезда полей". Что в понятии Н. Рубцова словосочетание "звезда полей"? Какое значение он вкладывает в это словосочетание? «Звезда полей» Николай Рубцов


План реферата

1.Введение

2.Биография

3.Из детства в путь

4.Литературный институт

5.Жизнь вне института

6.Звезда полей

7.Последние годы жизни

8.Вывод

Он был поэт.

Как критики твердят,

Его стихи лучатся добрым светом

Но тот, кто проникал в тяжёлый взгляд,

Тот мог по праву

Усомниться в этом.

Введение

Мир поэзии Николая Рубцова просторен и светел, холодноват и чуть прозрачен – таким обычно бывают дни бабьего лета.

Необычен и подчас неожидан этот мир, созданный самобытным поэтом. Тот самый мир, где мы живём, но далеко не всегда так пристально вглядываемся в него, мир о котором не всегда задумываемся.

В атмосфере рубцовской лирики свободно и вольно дышится. Она грустна по преимуществу, но грусть легка и возвышена. Здесь господствует не тоска с её утомительной удушливостью, а чувство, что приходит в минуты раздумий о большом, о главном, когда всё мелкое, суетное отступает, исчезает и остаются один на один человек и мир.

Теперь мы уже привыкли к поэтическому миру Николая Рубцова, стихи его стали близки многим. «Мнится, - замечает Вадим Кожинов, - что стихи эти никто не создавал, что поэт извлёк их из вечной жизни родного слова, где они всегда – хотя скрытно, тайно пребывали».

Стихи Н.Рубцова рождались с естественной необходимостью, в них нет ничего искусственного, придуманного, рассчитанного на эффект. Но они вовсе не одноплановы, а имеют глубину.

Осмысливая образ Родины в лирике Рубцова, С.Кушеев первый подметил тот, теперь для многих очевидный, факт, что стихи Рубцова «естественно, незаметно вдруг переходят в песню, а в песенную стихию».

Не ослабевает интерес критики и в наши дни, популярность, среди читателей остаётся устойчивой, то есть можно говорить не о моде, а об истинном признании. Кстати, в пользу этого свидетельствует и ещё один важный момент: в народ пошли не только стихи, но и песни Н.Рубцова.

Около трёх десятков песен на стихи Рубцова написал композитор А.С. Лобзов, который в стихах его почувствовал, по собственному признанию «новую поэтическую стихию, выражающую духовные искания современного человека». Напевая поначалу стихи Н.Рубцова, А.С.Лобзов был удивлён своим открытием, - « сколько в них обнаружилось музыки, веры, надежды и света!». Поэт потряс его до глубины души « глубинным ощущением причастности к судьбам нашей Родины, мощью и искренностью чувства».

Пошли в народ песни Николая Рубцова, пошли. И верится, это только начало нового, но уже и проторенного пути. И чем полнее открывается перед нами поэтический мир Николая Рубцова, тем острее с годами становится чувство утраты.

Биография.

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936года в посёлке Емецк на Северной Двине. Рубцов был пятым ребёнком в семье после трёх сестёр и старшего брата.

О родителях Николая Рубцова известно очень мало. Его отец – Михаил Андрианович Рубцов – работал начальником ОРСа, а мать – Александра Михайловна Рубцова – была домохозяйкой. По всей вероятности, они были вологжане, уроженцы Тотемского края. Перед самым началом войны семья Рубцова перебралась в родные места, в Тотьму на Вологодчине, где отец получил высокую должность в местной партии. Там отец Рубцова проработал около года, после чего в июне 1941 года началась Великая Отечественная война.

Эта война разрушила всё. Отец ушёл на фронт, а 26 июня 1942 года от хронического воспаления миокарда умерла мать Николая Рубцова. А через 2 дня умирает самая младшая сестра – полугодовалая Надежда Рубцова.

Николаю было всего 6 лет, когда он оказался в детском доме. Старших детей – Галину и Альберта тётка забрала к себе.

Уже позже в своих стихах Рубцов пишет:

Мать умерла. Отец ушёл на фронт.

Соседка злая не даёт проходу.

Я смутно помню утро похорон.

И за окошком скудную природу. («Детство»)

Единственным лучиком света для него была надежда на то, что после окончания войны отец вернётся с фронта и заберёт его, но этого не произошло. Его отец оказался подлецом: он женился во второй раз и вскоре у него появились новые дети. Про старых он забыл. Поэтому Рубцов упоминает отца коротко и сухо.

Детский дом.

20 октября 1943 года Коля Рубцов появился в Никольском детском доме. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет очень любил животных, что он хорошо учился и был трудолюбив. Это подтверждается школьными документами, похвальными грамотами, сохранившимися в архиве. Но каждый помнит Рубцова по – своему, например, Евгений Буняк вспоминает Колю: «Коля Рубцов был неровным по характеру: то дерзким, то тихим и задумчивым».

Учителя припоминают, что на переменах Николай был резвым, шустрым, что в нём не было дерзости, вреда никому не причинял. Николай Рубцов был далеко непростым человеком. В нём уживались самые, казалось бы, несовместимые черты – кроткость, доброта, острая тревога, угрюмость, подчас злость, - говоря короче, свет и тьма

Но годы летят, и подчас Рубцов осознаёт движение времени, которое с детства уходит в неведомую бесконечность, из привычного дружеского круга в мир большой и незнакомый.

Из детства в путь.

В 1950 году 12 июня, окончив семилетнюю школу и, едва получив диплом, он уезжает в Ригу. Мечта о море зовёт, он мечтает поступить в мореходное училище. Однако, его мечта так и не суждено было сбыться. Ему ещё не исполнилось 15 лет, необходимых для поступления. О своих переживаниях и разочарованиях Рубцов пишет в стихах:

Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно

И в моряцкой конторе

Всё просился на судно.

Умолял, караулил…

Но нетрезвые, с кренцем,

Моряки хохотнули

И назвали младенцем…

(«Фиалки»,1962г.)

Не поступив в мореходку, Рубцов 29 июня возвращается в Тотьму, Но устраивать жизнь как - то надо, и Николай поступает в Тотемский лесотехникуме. Экзамены сданы, и 30 августа Рубцов уезжает в Тотьму, расставшись с детдомом. Вряд ли учёба в лесотехникуме увлекала его, он просто коротал время до получения паспорта. Получив паспорт, в 1952 году он отправляется в Архангельск, где вскоре устроился помощником кочегара на тральщик.

В начале 1955 года Николай Рубцов приехал в Ленинград и стал здесь рабочим на заводе. Через полгода подошло время призыва в армию. Рубцов служит на Северном флоте. Что говорить, «держать удары», жизнь научила Рубцова, и суровая флотская жизнь едва пугала его.

На протяжении службы Рубцов пишет стихи, в большинстве своём стихотворения флотского периода написаны очень умело.

В конце мая 1959 года Н.Рубцов попал в госпиталь, здесь он много читает разнообразной литературы, но в это время он пишет новые произведения.

30 ноября 1959 года, вскоре после демобилизации Николай Рубцов был принят кочегаром на знаменитый Кировский завод.

В 1960 году Н.Рубцов без отрыва от производства поступает в 10 класс рабочей молодёжи. Здесь он участвует в работе литературного кружка при заводской газете «Кировец». В 1961 году несколько его стихов опубликованы в газете «Вечерний Ленинград.

Можно сказать, что к 1962 году, когда он окончил и подал заявление в Литературный институт, поэт стоял на пороге творческой зрелости.

Свои чётко определившиеся литературные и нравственные позиции Рубцов изложил в предисловии к своему первому, рукописному, сборнику « Волны и скалы», составленному из тридцати восьми стихотворений.

«Волны и скалы» - это великолепная, машинописная книга, которая до сих пор полностью не опубликована и не прокомментирована. Книга «Волны и скалы» была любимой книгой Рубцова на протяжении многих лет. Николай Рубцов сам выбрал 38 стихов для сборника.

Потом некоторые стихи этого сборника были опубликованы не раз и стали очень известны. Это, прежде всего «Элегия», «Берёзы», «Утро утраты», «Фиалки». В этих стихах Рубцов отразил все свои переживания, чувства, мысли. В большинстве своём эти стихи автобиографические.

С этой книгой Николай Рубцов прошел конкурс и поступил в Литературный институт (ему тогда было 26 лет)

Литературный институт.

При поступлении в Литературный институт, Николай Рубцов сдавал экзамены, как и все, в установленные сроки. Четвёртого августа он написал на «4» сочинение, 6 – го получил «5» по русскому и «3» по литературе, а также «4» по истории и «3» по иностранному языку.

Конечно, отметки были не блестящие, но это не помешало Рубцову поступить в институт.

Мнение цензоров и членов комиссии было единодушным: никому не известный ленинградец – настоящий поэт.

Через два месяца 23 августа 1962 года Н.Рубцов был зачислен студентом первого курса. При поступлении в институт у Николая Михайловича спросили: «Назовите любимых поэтов», - Н.Рубцов твёрдо ответил: « Пушкин, Блок, Есенин» - и подчеркнул «Из них Блок».

Действительно, по воспоминаниям друзей, по записям в дневнике семинара, по рубцовской лирике, очевидно, что в конце первого курса он переживает сильное увлечение Блоком, - цитирует стихи, много читает его произведений.

Но также в ранней поэзии Рубцова слышны отзвуки есенинской лирики, есенинской образности. Николай Михайлович пока только пытается уловить свою незаёмную интонацию. Молодой поэт ищет различные способы воплощения своего лирического «я», прибегая к объективно – повествовательной манере о третьего лица, широко пользуется приёмами «смещения» действительности – фантастикой, иронией. Как сборник внутренней организации поэтической речи особенно привлекает Рубцова аллитерация. Один из разделов сборника он так и озаглавил – «звукописные миниатюры».

Наиболее характерно в попытках «звукопись» стихотворение «Левитан», созданное по мотивам картины «Вечерний звон». В нём Рубцов стремится воплотить в слове перезвон соборных колоколов и одновременно звоны знойных летних полей.

Звон заокольный и окольный

У окон, около колонны.

Звон колоколен колокольный

И колокольчиковый звон.

(«Левитан»)

Для поэта самой главной задачей была передача мысли, взволновавшей его, живое чувство в его непосредственности. Поиск своеобразных поэтических решений мы найдём едва ли не в каждом из стихотворений ленинградского периода в многочисленных вариантах некоторых стихов на самые разные темы.

Неустанный в поисках поэтической выразительности, Николай Рубцов много читает, сопоставляет размышления о современной поэзии. Поэзия занимает его, прежде всего, как явление.

Что касается учёбы в институте, для Рубцова она была не стабильной. Он часто мог не появляться в институте, не посещал лекции, да и поведение Рубцова ожидало быть лучшего. За плохое поведение: пьяные драки, нецензурную брань, прогулы, 4 декабря 1963 года он был исключён из института.

Но Николай Рубцов пишет заявление на имя директора, в котором просит о восстановлении на учёбу, после чего 25 декабря Рубцова Н.М восстанавливают в число студентов первого курса

Однако он продолжает нарушать дисциплину. Его снова часто видят не в трезвом состоянии. За пьяные дебоши в 1964 году он снова отчислен из Литературного института, что означало для него потерю постоянного пристанища и средств к существованию пусть очень маленьких, но регулярно получаемых.

Жизнь вне института.

Как это не странно, но после отчисления из института Рубцов не впал в уныние. Этому было несколько объяснений. Во – первых, его личная жизнь складывалась тогда в полнее удачно. Летом он прекрасно провёл время с женой и дочкой. Во - вторых, в журнале «Юность» и «Молодая гвардия» появились первые крупные подборки его стихов.

Но счастливая жизнь длилась недолго. Деньги, полученные Рубцовым от издательства его стихов, закончились. Тёща была против, чтобы Рубцов сидел на шее у жены, не работая и не принося денег домой. Это дало трещину в семейных отношениях, и именно по этому, рубцов так и не зарегистрировался официально со своей женой.

В январе 1965 года Рубцов возвращается в Москву и благодаря стараниям своих друзей и самого себя, его восстанавливают в Литературный институт только на заочное отделение.

Вообще 1965 год для Николая Михайловича был очень удачен. Была опубликована книга о деревне «Лирика» (Архангельск 1965г.).

Она была выпущена трехтысячным тиражом и сейчас стала библиографической редкостью.

Открылась книжка, стихотворением «Родная деревня» с чётко названным адресом: «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу». Это было началом развития темы «малой родины» в поэзии Рубцова. Несколько шире тема раскрылась в стихотворении «Хозяйка».

Но Рубцовым уже чётко определён путь, по которому будет развиваться его поэзия. Чувство исторического прошлого - главная составная часть его мироощущения в целом. Наиболее полно это выразилось в стихотворении «Видения на холме», где прошлое раскрывается в современном, настоящем, как бы получает обратную перспективу, - поэт проникает в нём в глубину прошедших веков:

Взбегу на холм и упаду в траву

И древностью повеет вдруг из дола!

Засвищут стрелы, словно наяву,

Блеснёт в глазах кривым ножом монгола!

Так же жизнь поэта в этом году была замечена ещё одним событием. 9июня он подписал договор на издание книги «Звезда полей». Были написано более пяти стихов, то и положило основу для этой книги.

«Звезда полей»

Осенью 1967 года в издательстве «Советский писатель» вышла долгожданная книга Рубцова «Звезда полей». Это была его первая настоящее – весомая книга. Шла она нарасхват, поскольку имя её автора обладало известностью благодаря журнальным публикациям. Появились печатные отзывы на «Звезду полей».

Некоторые стихи, входившие в первый сборник, Н.Рубцов подверг частичной – как, например, «Видения на холме», - или коренной переработке. Так, «Русский огонёк» по сравнению с «Хозяйкой» - вариантом стихотворения, опубликованном в «Лирике», - стал чётче и строже. Вместо строчки «И тускло на меня опять смотрела» появилось «И долго на меня!.. «. Поэт убрал также резавшее слух слово «эпитафия», заново написанные начало и конец как бы заключили стихотворение в рамки. Огонёк крестьянского дома обрёл глубокий внутренний смысл «русского огонька».

В дальнейшем освоении Рубцовым темы родины у него уже появились особенности, которых в «Лирике не было: он почти всегда пишет о жизни с терпкой грустью, он последователен в ощущении зыбкости и скоротечности мира, его таинственной красоты и внутренней непостижимости природы.

Образ сельской родины у Рубцова, начиная со «Звезды полей», окрашен грустью, его душой всё чаще «овладевает светлая печаль, как лунный свет овладевает миром», и печаль эта возникает оттого, что поэт ощущает недолговечность, непрочность, зыбкость дорогого ему священного покоя.

Он с болью чувствует, что и сам порою теряет с ним контакт. Вот почему деревенский покой в его стихах вовсе не спокойный и не застывший – нет, он весь затаился в предчувствии грядущих перемен: над «родным селом» вьются тучи, над «избой в снегах» кружится и стонет вьюга, а ночи полны непонятным ужасом, подступающим прямо к «живым глазам» человека. Поэт испытывает гнетущее чувство одиночества, о котором можно было догадаться ещё тогда, когда он говорил спасибо «русскому огоньку» за то, что он говорит для тех, кто «от всех друзей отчаянно далек».

Голосом народа, выразителем его дум и чаяний делает поэта чувство Родины, даже если оно охватывает лишь скромную часть её в радиусе деревенской околицы: «мать России целой – деревушка, может быть, вот этот уголок». Умение увидеть большое в малом придаёт лирике Рубцова глубину и ёмкость:

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные клики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц…

(«Журавли»)

Ощущение неразрывного единства с миром нашло своё законченное воплощение в стихотворении «Тихая моя Родина». Оно поражает удивительной достоверностью.

Доверительность интонации захватывает читателя и заставляет вместе с поэтом пройти по близким ему местам, проникнуться его чувствами. Казалось бы, что нового может он сказать об ивах над рекой, церквушке, соловьях на тихой своей родине? Но, читая эти строки, мы вновь и вновь испытываем радость открытия прекрасного, глубокое чувство эстетического наслаждения. Когда поэт называет приметы этой, именно своей родины, он словно бы не может остановиться, ему хочется показать как можно больше непритязательных, но таких дорогих примет, и они переходят из строки в строку: ивы, река, соловьи, погост, могила матери, церквушка, деревянная школа, сенокосные луга, широкий зелёный простор.…И - как осветившая все это вспышка молнии, как мощнейший разряд переполнившей душу любви – концовка стихотворения:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовый упасть

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь. («Тихая моя родина»)

Природу в своих стихах Рубцов показывает по особенному, было постоянное чувство «грозного бытия». Даже пейзажная лирика Рубцова запечатлена множеством картин летних гроз, наводнений, знобящих заморозков.

Внезапно небо прорвалось

С холодным пламенем и громом

И ветер начал вкривь и вкось

Качать сады за нашим домом.

(«Во время грозы»)

Изображение родной природы в рубцовской лирике всегда полно экспрессии и внутренней выразительности, оно всегда соотнесено с его душевным состоянием, миром его переживаний. Всё это есть в его сборнике «Звезда полей».

Внешне жизнь поэта ничем не изменилась, да и он остался таким же. Выслушал немало похвал, но остался к ним равнодушен. Высказывались о книге или нет – он знал, что её читали.

1968 год оказался для Рубцова богатым на события: радостные и грустные. В этом году умер его лучший друг писатель Александр Яшин. В этом же году Рубцова приняли в Союз писателей, он принял это как должное, без особых восторгов. Ему, наконец – то дали комнату в общежитии, у него, наконец – то появилась своя крыша над головой. И к институту он тоже охладел в то время, заканчивая его только по необходимости.

Весной 1969 года Николай Рубцов пришёл на Тверской бульвар, в Литературный институт, чтобы защищать дипломную работу. На защиту он предоставил сборник «Звезда полей», который, по общему мнению, получил высшую оценку – «отлично».

Летом этого же года Н.Рубцов уехал в Вологду, где он тогда жил и работал. Работал он очень много. Иногда создавалось впечатление, что стихи рождалось сами по себе. В работе в Вологодской организации писателей, в которую входил Рубцов, он принимал постоянное участие: бывал на собраниях, встречах с читателями, рецензировал рукописи, давал консультации.

В стихах, перепечатываемых из предыдущих сборников в последующие, Рубцов делает поправки, усиливающие минорные чувства. Интересна и показательна такая поправка в стихотворении «Опыление». В сборнике «Душа хранит» конец второй строфы этого стихотворения звучал так! «Но, глядя вдаль и вслушиваясь в звуки, я ни о ещё пожалел». Через год в книге «Сосен шум» строка оказалась изменённой: «я НИ О ЧЁМ ЕЩЁ НЕ сожалел». Заменена всего одна буква, а смысловое значение изменилось очень существенно: «пожалел» выражает краткое, ограниченное во времени действие, явление, так сказать, одноразовое, а несовершенный вид «сожалел» говорит о постоянном, неограниченно длительном чувстве, состоянии, а не действии даже. И таких замен у Рубцова немало.

Последние годы жизни Рубцова

На одном из семинаров молодых литераторов в Вологде читала свои стихи крупнотелая, с взбитой причёской женщина. Эту женщину звали Людмила Дербина. Вот с этой – то женщиной и свела его судьба. С ней связал он свою личную жизнь, хотел назвать женой.… И именно эта женщина сыграла роковую роль в жизни Н.Рубцова.

Отношение Рубцова и Дербиной развивались неровно: они то расходились, то сходились вновь. Их как будто притягивала друг к другу какая - то невидимая сила. В январе 1971 года всем стало понятно, что это была сила – тёмная, злая..

5 января Дербина после очередной ссоры вновь приехала на квартиру к поэту. Они помирились и даже более Того – решили пойти в загс и узаконить свои отношения. Там их какое – то время промурыжили (у невесты не было справки о расторжении предыдущего брака), но, в конце концов, своего они добились: регистрацию брака назначили на 19 февраля.

Но в ночь с 18 на 19 января 1971 года в крещенские морозы в ходе очередной ссоры на почве ревности Николай Рубцов был задушен Людмилой Дербиной.

Для многих смерть Рубцова была неожиданной, хотя сам поэт предсказал свою смерть, он писал:

Я умру в крещенские морозы.

Я умру, когда трещат берёзы.

(«Я умру в крещенские морозы»)

Но этим словам мало кто придал значение, а на самом деле это оказалось пророчеством.

Но даже после смерти поэта. Его стихи печатаются и читаются многими людьми.

В посмертном издании стихов поэта «Подорожник» впервые опубликованы стихи, в которых этот разлад с людьми приобретает поистине трагическую окраску. Теперь поэтом овладевает не прежняя «светлая печаль», а печаль «тёмная», «тревожная», а само слово «печаль» становится самым употребительным в лексике Рубцова.

Повторенный семь раз в одном стихотворении – «Прощальное» - эпитет «печальный» органично вписывается в контекст и не допускает никакой смысловой замены.

Да, неожиданным для друзей Рубцова было то, что случилось в злые крещенские морозы. Но даже в той трагической ситуации за Николаем Рубцовым – поэзия как доброе, светлое начало, определяющее его духовный мир, черты его живого облика.

До последнего дня чувствовал Рубцов живое дыхание поэзии. Он явно ощущал какой – то перевал в своём творчестве, иногда даже пугался этого. Наверное, потому, что очертания его будущих путей для него самого ещё не прояснились.

Жизнь поэта Н. Рубцова оборвалась. Но его духовное бытиё продолжается, судьба художника в рамки его жизни не укладывается.

Циклы последних стихов Рубцова во многих журналах, поэтические сборники «Зелёные цветы», «Последний пароход», «Избранная лирика»; наиболее полные издания – «Подорожники» в издательстве «Молодая гвардия» и однотомник из серии «Поэтическая Россия» издательства «Советская Россия» - вышли уже после смерти поэта. Но поэт жив, пока живы его стихи. А стихи Рубцова, судя по всему, станут в ряд созданий долговечных.

Из всех прочитанных мною стихов Рубцова, мне запомнилось и понравилось стихотворение « Звезда полей», написанное в 1964 году.

Звезда полей

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь во мгле заледенелой.

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей.

Звезда у поэта – один из главнейших символов: звезда – судьба, звезда – красота, звезда – счастье, звезда – Русь, звезда- вся земля, всё человечество.

Основной темой этого стиха является торжество жизни, вечности,

прекрасного на земле.

От «звезды полей», от красоты родной земли он шёл к нравственным ценностям.

Стихотворение «Звезда полей» - четырёхстрофное. Строфа – это часть стихотворения, группа строк, объединенных поэтической мыслью, ритмом и определенным порядком рифм. Рассмотрим строфу из этого стихотворения.

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою..

Рифма этого стиха перекрестная: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой.

Строчки: 1 .ой

Данное стихотворение Рубцова написано стихотворным размером ямб.

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ Ямб

При написании стиха «Звезда полей» он использовал следующие выразительные средства языка - метафоры. Метафора – это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета и явления. Например: звезда… смотрит в полынью, своим лучом приветливым касаясь, сон окутал родину мою.

А также эпитеты. Эпитеты – это художественные определения, служащие для обрисовки, пояснения, характеристики какого – либо свойства или признака предмета: мгла заледенелая, тревожные жители, приветливым лучом, золотом осенним, зимним серебром.

Звёзды у Рубцова дают больше света, чем солнце и луна. Свет этих звёзд ему нужен для прозрения. В свете ночной звезды ему всё виднее, чем в яркий солнечный день. Звёзды для Рубцова – всё!

Вывод.

Рубцов не успел раскрыться в полную силу своего поэтического дара, кое - что в его творчестве может показаться спорным и объективно неверным. Но он был большим русским поэтом.

Чудо поэзии Николая Рубцова прочно заняло своё место в русской литературе, и ценность его с течением времени, несомненно, будет возрастать.

Сегодня без творческих достижений Рубцова невозможно представить развитие русской поэзии в 60 – 70 – е годы. И с годами значение созданного поэтом, остаётся всё полнее. Большой талант всегда несёт новый взгляд на привычные явления, влияет на культуру, на культуру слова.

Поэзия Николая Рубцова, к пониманию истинного смысла и народности которой мы, может быть, только теперь приближается, даёт исток для новых творческих поисков.

Творчество Рубцова, ставшее значительным явлением в нашей литературе, будет способно подарить радость открытия и этнического наслаждения не только современному, но и грядущему читателю.

«Грозовое бытиё» Николая Рубцова освещено проникновенной, нежной и грустной любовью к родному Северу, к матери – России.

Эта любовь многообразно воплотилась в его элегических раздумьях, в его талантливых стихах. Проходят годы, и действительно всё выше над горизонтом стала подыматься скромная звезда Николая Рубцова, его прекрасная звезда полей….

P . S В 1973 году на могиле Н. Рубцова поставили надгробие – мраморную плиту с барельефом поэта. Внизу выбили надпись: Россия, Русь! Храни себя, храни!»

В 1996 году, к 60 - летию поэта, в Вологде открыли мемориальную доску на «хрущёвке», где он жил и погиб.

П амятник Рубцову в Тотьме .

Словарь

Аллитерация – это повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую интонацию и интонационную выразительность.

Эпитафия – надгробная надпись, короткое стихотворение, посвященное умершему

Библиография.

1 . Валерий Дементьев «Грани стиха» Москва 1979г.

2 . Журнал «Север» №1и №2 Петрозаводск Карелия 1992г.

3. Николай Коняев «Путник на краю поля» (Повесть о Н.Рубцове)

4 . Николай Рубцов «Стихотворения» Москва 1983г.

Седунова Е. В.
Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей»: (конспект урока лит., 6 кл.)

/ Е. В. Седунова // Слово и текст в культурном сознании эпохи: сб. науч. ст. и метод. материалов [на науч.-практ. конф., Кадуй, нояб. 2011 г.] / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. гос. пед. ун-т. – Вологда, 2011. – Ч. 9: Урок словесности как фактор развития личности. – С. 133-141.

Цель: учить эстетическому восприятию лирического произведения; продолжить формирование умения понять настроение, чувства поэта, способы создания образов.

Задачи:

Образовательная: дать представление учащимся об особенностях художественного мира Рубцова; формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации; обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них выразительно-изобразительные средства языка.

Развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека; воспитание любви к родине.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, групповая (в парах, в четвёрках), индивидуальная.

Оборудование:

– учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной, 6 класс;

– фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В.Я. Коровиной;

– мультимедийный комплекс для показа презентации.

Ход урока

1. Организационный момент

Целеполагание.

Сегодня наш урок будет посвящен творчеству нашего земляка, замечательного поэта Н. М. Рубцова. Сообщение учащимся темы урока: «Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей».

– Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться на уроке?

– О чём вы можете узнать сегодня?

– Чему сможете научиться?

(На слайде задачи урока: познакомиться с биографией Рубцова, узнать об особенностях его лирики, научиться выразительно читать его стихотворения, совершенствовать навыки анализа лирического произведения)

2.Знакомство с биографией Н.М.Рубцова.

Сообщение подготовленных учеников о биографии поэта, сопровождающееся показом презентации.

3. Беседа о творчестве Н. М. Рубцова:

Лучше всего о поэте могут рассказать его произведения.

Чтение стихотворений Н.М. Рубцова («Тихая моя родина», «В горнице») подготовленными учениками.

– Какие темы затрагивает Н.М. Рубцов в своих стихотворениях? (Основные мотивы творчества поэта – родина, природа, русская душа.)

– Какие образы встречаются в стихотворениях Н.М. Рубцова? (Любимые образы поэта – свет, звезда, огонек.)

Сущность творчества Н.М. Рубцова критик В. Оботуров выразил так: «У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему присущ переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, интимной жизни человеческой души. Рубцов открывает тайны зеленого мира для всех... жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участие к людям»

4. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей».

Давайте попробуем проникнуть в мир поэзии Рубцова через стихотворение «Звезда полей».

1.Прослушивание стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей» в исполнении заслуженного артиста Б. Галкина (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В. Я. Коровиной).

2.Фронтальная работа с классом. Беседа по вопросам:

– Расскажите о своих впечатлениях от услышанного.

– Стихотворение написано в 1964 году. Осенью 1964 года Н.М. Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. «Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.

– О чем это стихотворение? (В стихотворении «Звезда полей» описывается звезда, сияющая над зимними просторами родины. Это размышление автора о его привязанности к родному краю.)

– Какие образы возникают при чтении стихотворения? (При чтении стихотворения возникают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)

– Название помогает понять основную мысль. Подумаем над сочетанием слов «звезда полей». Что необычного в этом сочетании? (Звезда – это элемент небесного. Звезда – небесное светило, небесное тело. Поле – это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи. Звезда полей – звезда деревенской Руси, звезда Родины поэта.)

– Докажите, что этот образ главный в стихотворении. (Несколько раз встречается в тексте.)

– Какое символическое значение имеет этот образ? (Звезда олицетворяет надежду, которая умирает последней. Сияющая звезда ассоциируется со священным огнем, со светом разума и благоразумия, со светом истины. Пламенеющая звезда обозначает существование света невидимого, который представляет собой источник сил и энергии. Вифлеемская звезда, яркая, необычная, напоминает о том, что есть на земле место, где родился спаситель, указывает путь к Богу. Как видим, это символ жизни, добра, тепла, надежды.)

– Что же символизирует звезда у Рубцова? (Звезда – символ жизни, рока, судьбы. Н.М. Рубцов наполняет этот символ новым содержанием:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...,

т.е. звезда полей – это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Конечно, звезда полей напоминает Вифлеемскую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества. И каждый раз эта звезда становится маяком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке:

Звезда полей!

В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

– Давайте проанализируем содержание стихотворения.

Работа с толковым словарем. (Индивидуальное задание).

Выясните, что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясение», «угасать».

(Заледенелый – заледеневший, покрывшийся льдом.

Полынья – незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение – 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.

Угасать – то же, что и гаснуть.)

– Когда светит звезда? Прочитайте строчки из стихотворения. («Звезда полей во мгле заледенелой, // Остановившись, смотрит в полынью. // Уж на часах двенадцать прозвенело, // И сон окутал родину мою...», «Она горит над золотом осенним, // Она горит над зимним серебром...», «Звезда полей горит, не угасая...», т.е. звезда горит всегда: ночью, осенью, зимой... – вечно.)

– Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

– Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

– Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта. Следует сказать, что стихотворение появилось в пору, когда жители деревень переселялись в города. А городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой. Она является, как мы уже отметили, символом света, доброты, душевного спокойствия, которые неразрывно связаны с понятием «родина».)

– Где же звезда «восходит ярче и полней»? («И только здесь, во мгле заледенелой, // Она восходит ярче и полней...», т.е. на родине поэта.)

– А теперь рассмотрите, из какого количества строф состоит стихотворение? (Из четырех строф.)

– Какие действия совершает звезда в первой строфе? (Звезда смотрит в полынью, т.е. отражается.)

– Что вы ощущаете? (Тишина, покой.)

– Какое чувство владеет лирическим героем во второй строфе? (Чувство признательности звезде за ее тихий вечный свет, помогающий успокоиться и обрести себя.)

– Что происходит с пространством в третьей строфе? (Пространство расширяется, и звезда объединяет лирического героя с планетой.)

– Изменяется ли настроение лирического героя на протяжении стихотворения? Какие чувства испытывает лирический герой? Подтвердите это строчками из стихотворения. («И счастлив я, пока на свете белом // Горит, горит звезда моих полей...» Лирический герой испытывает любовь к родной земле, сознает свою принадлежность к ней, восторгается и любуется красотой «звезд полей», чувствует всеобъемлющую радость, волнение.)

– К какому жанру лирики относится это стихотворение? (Элегия.)

– Что такое элегия? (Элегия – это стихотворение, пронизанное грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления.)

3. Самостоятельная работа.

а) Работая в группе (в четвёрке), найдите примеры перечисленных средств языковой выразительности, помогающих автору передать свои эмоции, любовь к родине?

На слайде:

Примеры

антитеза

повтор

эпитет

метафора

олицетворение

Ответ:

Средства языковой выразительности

Примеры

антитеза

«Мгле заледенелой», противопоставлено тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды.

повтор

Словосочетание «звезда полей» повторяется 5 раз, включая заглавие. Повтор глагола «горит» создает ощущение вечного источника тепла и света.

эпитет

«Во мгле заледенелой», «тревожных жителей земли», «лучом приветливым».

метафора

«Сон окутал родину мою», «горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром».

олицетворение

«Звезда... остановившись, смотрит в полынью»

– Чего, на ваш взгляд, хотел добиться поэт, используя эти средства художественной выразительности? Что он хотел донести до читателя?

б) Работа в парах. (Один ученик у доски)

Определите размер и рифмовку стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей».

На доске записаны две заключительные строки стихотворения для определения размера:

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

(Стихотворение «Звезда полей» написано пятистопным ямбом. Рифма перекрестная: а в а в.)

– Чего достигает поэт, используя ритмические сбивы? (Это придает стихотворению плавность, напевность, протяжность, помогает передать настроение лирического героя.)

в) В это время 2 ученика работают с задней стороны доски, создают свою иллюстрацию к стихотворению. Затем ребята объясняют созданный ими образ и цветовое решение. (У Рубцова в стихотворении отсутствуют цветовые детали, за исключением устойчивых традиционных сочетаний – осеннее золото и зимнее серебро. Отсутствие цвета возмещается светом: мгла, горит, не угасая, луч, свет, белый, восходит).

5.Подведение итогов.

Давайте подведём итог нашей работе. Звезда полей – это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Звезда полей напоминает Вифлеемскую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее.

Н.М.Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живем.

Анализ стихотворения позволил нам проникнуть в замысел поэта и понять смысл его произведения. Это поможет вам выразительно прочитать стихотворение. (Чтение 1-2 учащимися)

– Все ли задачи, поставленные перед уроком, мы выполнили?

Вы сегодня хорошо работали, и мне хочется сделать вам небольшой подарок. Лирика Рубцова очень мелодична и напевна. На его стихи написано разными композиторами более 120 песен. Я вам предлагаю прослушать песню на стихотворение «Звезда полей».

6.Рефлексия.

Основная работа наша сегодня закончена, но для каждого из вас постижение лирики нашего поэта-земляка продолжится. Мне хочется узнать о ваших впечатлениях от услышанного и увиденного на уроке.

Сейчас я даю вам минутку на размышление, пожалуйста, подумайте, что дал вам сегодняшний урок и продолжите данные вам предложения. Сегодня на уроке Я понял, что....

Я для себя открыл...

Мне понравилось...

7.Домашнее задание.

1) нарисуйте иллюстрацию к стихотворению Н.М.Рубцова «Звезда полей»;

2) выучите наизусть стихотворение Н.М. Рубцова «Звезда полей».

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Биография Н. М. Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецке Архангельской области. Коля стал четвертым ребенком у Александры Михайловны и Николая Андреановича, после него еще было двое детей.

Семья Рубцовых занимала две небольшие комнаты в деревянном двухэтажном доме. Этот дом и по сей день стоит на знаменитом старом Архангельском тракте. Недалеко от дома и река – Емца, впадает она в Северную Двину.

26 июня 1942-го года умирает мать. К этому времени семья уже потеряла двух дочерей – старшую и самую младшую. Этим же летом Коля сочинил, видимо, самое первое свое стихотворение:

Вспомню, как жили мы с мамой родною –

Всегда в веселе и в тепле.

Но вот наше счастье

Распалось на части –

Война наступила в стране...

Старших детей после смерти матери взяли родственники, а младшие – Коля и Боря – попали в детский дом.

В октябре 1943 года Николая переводят детский дом в село Никольское Тотемского района. Начинает учиться в школе. Его одноклассница Евгения Буняк впоследствии вспоминала: «Годы были трудные, голодные, поэтому мало помнится светлого, веселого, радостного, хотя взрослые, как только могли, старались скрасить наше сиротство.

Коля был неровным по характеру: то тихим, задумчивым, скромным, то дерзким, колючим. Учился хорошо. Стихи писал еще в детском доме.»

Преподавателю Игорю Александровичу Медведеву запомнились некоторые подробности:

«Николай ростом был меньше своих сверстников, поэтому сидел всегда на первой парте или поблизости. Любимая поза за партой: сидел прямо, но щекой опирался на ладонь вытянутым указательным пальцем... В то время в детском доме увлекались выпуском стенгазеты. Николай частенько на учительский стол подкладывал бумажки со стихами о жизни класса, детского дома, о природе.»

Село Никольское поэт считал своей родиной и часто впоследствии приезжал сюда. Он охотно встречался со своими сверстниками, учителями, всегда живо интересовался судьбой друзей и воспитателей. Здесь он обрел семью, десятки лучших стихотворений поэта связаны с природой и людьми этой «малой родины».

Позднее Рубцов скажет:

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

В 1950 году Николай Рубцов успешно окончил Никольскую семиклассную школу и был отправлен продолжать учебу в древний город Тотьму, где поступил в лесотехнический техникум. Но подростка уже звал ветер странствий. В шестнадцать лет, едва получив паспорт, он добрался до Архангельска и попытался стать моряком. Но он был очень мал и слаб, и его не пустили в море. Позднее Николай вспоминал об этом:

Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно

И в моряцкой конторе

Все просился на судно,

Умолял, караулил,

Но нетрезвые, с кренцем,

Моряки хохотнули

И назвали младенцем...

Прежде чем пробиться в море, Николай какое-то время работал библиотекарем или, точнее, «избачом». В конце концов он устроился кочегаром на рыболовецкое судно.

В 1955 году Рубцов приезжает в Ленинград и начинает новую жизнь простым рабочим. Но осенью его призвали в армию, и как человек, имеющий опыт, он был отправлен на Северный флот. Четыре года прослужил на эскадренном миноносце. В ранних его стихах читаем:

Я тоже служил на флоте!

Я тоже памятью полн

О той бесподобной работе

На гребнях чудовищных волн...

В 1957 году стихи появляются в печати: их публикуют газета «На страже Заполярья», журнал «Советский моряк», альманах «Полярное сияние». Так начался путь Николая Рубцова в литературу.

В мае 1962 года Николай Рубцов сдает экзамены на аттестат зрелости и посылает свои стихи на творческий конкурс в Московский литературный институт. В августе он был принят. В последующие годы стихи Рубцова часто появляются в московских литературных изданиях. В 1965 году в Архангельске выходит первая тоненькая книжка «Лирика», а в 1967 году издается весомая книга стихотворений Рубцова «Звезда полей», вызвавшая целый ряд лестных откликов в печати.

К концу 60-х годов Рубцов обрел относительно широкую известность и признание. Многие московские поэты и критики писали и говорили о высоте и истинной народности его творческого дара.

Не менее важную роль сыграли в судьбе Николая Рубцова его вологодские собратья по литературе. Здесь жили и работали выдающиеся прозаики Василий Белов и Виктор Астафьев, поэты Александр Романов и Виктор Коротаев и большая группа более молодых писателей. Вологда с ее улицами, домами, храмами, рекой вошла как родной и любимый город в последние стихи поэта.

Творческий век одного из самых выдающихся поэтов своего времени оказался очень коротким. Незадолго до смерти поэт точно предсказал ее:

Я умру в крещенские морозы,

Я умру, когда трещат березы...

В морозную крещенскую ночь 19 января 1971 года Николай Рубцов был убит. Ему только что исполнилось тридцать пять лет...

2. Индивидуальное задание

Работа с толковым словарем. Выясните, что означают следующие слова:

Заледенелый –

Полынья –

Потрясение –

Угасать –

Литература

Ахмадуллина Р.Т. Использование различных форм, методов и средств контроля на уроках литературы (на примере изучения стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей») // Русская словесность 2008, №2.

Вологодские писатели – детям. Библиографический указатель для руководителей детского чтения. – Вологда, 1998.

Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 6 кл. к учебнику-хрестоматии Полухиной В.П. – М., 2003.

Турьянская Б.И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М., 1999.

Стихотворение Н. М. Рубцова «Звезда полей» - одно из самых извест­ных в творчестве Н. М. Рубцова. Оно посвящено родной Воло­годчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. Для самого автора это про­изведение, безусловно, было программным, так как один из его поэтических сборников также носит это название.

Центральный образ стихотворения несет в себе социаль­ную окрашенность. Лирическому герою важно, что «звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли» . Поэт под­черкивает статический характер образа, символизирующий вечность и незыблемость существующего миропорядка.

Звезда полей привносит в жизнь лирического героя мир и покой. Она гасит тревогу жителей земли, касаясь их городов приветливым лучом. Но только «во мгле заледенелой» , вдали от больших городов эта звезда «восходит ярче и полней» .

В последней строфе стихотворения лирический герой под­черкивает, что это звезда его полей. Таким образом, образ звезды соотносится с библейской путеводной звездой.

Интересно, что в первоначальном варианте текст стихо­творения звучал несколько по-иному. В нем глубже была под­черкнута тема родины. Звезда полей горела «над родственным пределом» . В окончательном варианте Н. М. Рубцов заменил фрагмент строки «над родственным пределом» на словосоче­тание «во мгле заледенелой» , что еще раз подчеркнуло коль­цевую композицию произведения и одновременно усилило в стихотворении аллитерацию «л» , которая придает плавность и мелодичность поэтическому тексту. Также образ «мглы зале­денелой» необходим Н. М. Рубцову для создания контрастной пейзажной зарисовки.

Образ «звезды полей» , озаряющий землю доброй энергией света подчеркнут анафорическим повтором («Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром») и повто­ром внутри строки («Горит, горит звезда моих полей…») . Этот ключевой для стихотворения образ подчеркивает необъятные земные просторы, драгоценную красоту природы («золото осеннее» , «зимнее серебро») . В первоначальном варианте сти­хотворения описание просторов было более развернутым и пространным. В итоговом тексте Н. М. Рубцов сделал его ем­ким, но лаконичным.

Звезда - традиционный образ классической поэзии. Издрев­ле звезды покровительствовали поэтам, которые, в свою очередь, посвящали им лучшие стихотворения. Однако Н. М. Рубцову удалось творчески продолжить существующую традицию, соз­дав поэтичный образ звезды полей, содержащий в своем значе­нии нерасторжимую связь земного и небесного начал. Этот образ символизирует содержание художественного мира поэта, его ви­зитную карточку на небосклоне поэтических светил.

Пейзажная лирика Н. Рубцова, словно зеркало, отражает любовь поэта к родному краю. Свидетельством этого является «Звезда полей». Стихотворение изучают в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Звезда полей» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1964 г., принадлежит к раннему периоду творчества Н. Рубцова.

Тема стихотворения – красота природы родного края и звезды полей.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить две части: рассказ о сне родного края и описание звезды полей. Текст состоит из катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры «звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело», горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром», «своим лучом приветливым касаясь».

Эпитеты «мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый», «восходит ярче» .

История создания

Николай Рубцов написал анализируемое стихотворение в 1964 г. после того, как его отчислили из московского Литературного института им. Горького. На тот момент мужчина только начал серьезно развиваться как поэт, хотя первое стихотворение написал в 6-летнем возрасте. «Звезда полей» вошла в одноименный сборник, изданный в 1967 г.

Рассматривая историю создания стихотворения, нужно учитывать факты биографии автора. Рубцов родился в Архангельской области, поэтому в стихотворении видим северные пейзажи. Не зря, лирический герой вспоминает и о жизненных потрясениях. Поэт пережил войну, узнал, что такое жизнь в детдоме, а также думал, что потерял отца. Были проблемы и с учебой: Николая Михайловича отчисляли и с техникума, и с института.

«Звезда полей» - одна из лучших пейзажных зарисовок Севера в русской литературе.

Тема

В произведении раскрываются темы любви к Родине и красоты родного края. Главные его образы - звезда и лирический герой, оставшиеся наедине среди уснувшего мира. Лирический герой замечает звезду, которая рассматривает полынь сквозь заледеневшую мглу. Появляется небесная красавица, когда часы бьют полночь, а все вокруг спит.

Во второй строфе герой признается, что память о звезде полей помогла ему пережить потрясения. Как только ему было тяжело, он вспоминал небесное светило, которое тихо бросало свет из-за холма в любое время года. Эти стихи подталкивают к догадке, что для лирического героя звезда является символом родного края. Без понимания символического значения трудно правильно растолковать смысл стихотворения.

Лирический герой с гордостью заявляет, что звезда никогда не гаснет. Она приносит успокоение для всех «жителей земли» , посылая лучи дальним городам. И еще больше он гордится тем, что звезда полей восходит только в его родном крае. В последних строках герой признается, что счастлив, пока видит ее свет. В этом признании выражается и главная мысль: «и счастлив я, пока на белом свете горит, горит звезда моих полей» .

В произведении реализуется идея о том, что память о родном крае всегда живет в сердце человека, приходя на помощь в трудные минуты.

Композиция

Разбор произведения будет неполным без анализа композиции. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя. Условно текст можно разделить на смысловые части: рассказ о сне родного края и описание звезды полей. Второй части посвящено гораздо больше строк. Формально произведение делится на четыре катрена.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как в нем поднимается вечная тема, в некоторых строках ощущается грусть лирического героя за Родиной. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Н. Рубцов использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте использованы мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Средства выразительности в произведении Н. Рубцова служат для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры : ««звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело», горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром», «своим лучом приветливым касаясь». Некоторые нюансы уточняются при помощи эпитетов : «мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый», «восходит ярче» . В некоторых строках использована антитеза , созданная на основе контекстуальных синонимов: звезда-мгла; «тревожные жители» - «приветливый луч» .

Эмоции лирического героя, его восхищение звездой подчеркиваются при помощи интонации. В строфах есть оборванные предложения и восклицательные. Оборванные синтаксические конструкции отображают не только задумчивость лирического героя, но и ночную тишину.

1. Задание (20 баллов).

Прочитайте стихотворение:

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда мох полей...

Проанализируйте стихотворение, обращая внимание на следующее:

1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

2. «звезды полей» .

3. Проследите развитие лирического сюжета.

4. Охарактеризуйте образ лирического героя.

5. Укажите особенности композиции произведения.

6. Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении. Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте.

7. Определите тему произведения, его основную мысль.

Ответ.

Стихотворение Николая Рубцова «Звезда полей» по своему проникновенному лиризму занимает одно из первых мест в русской поэзии. Это немного грустное, но вместе с тем и жизнеутверждающее стихотворение, лирический герой которого размышляет о своей привязанности к родной земле, делится счастьем осознания принадлежности к ней.

Особенности композиции и развития лирического сюжета стихотворения.

Стихотворения «Звезда полей» состоит из четырёх строф.

В первой же строке представлен образ «звезды полей» , который пронизывает всё стихотворение, выносится в заглавие и становится центральным образом всего произведения. Повторяясь четыре раза («звезда полей» – 3 р., «она» – 1 р.), он встречается в каждой строфе, начиная и замыкая произведение, образует кольцо. Рассмотрим, что представляет собой этот образ. «Звезда» – символ вечности, высоких стремлений, счастья (ср. «родиться под счастливой звездой» ). « Звезда полей» у Николая Рубцова напоминает Вифлеемскую звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества. Рубцов наполняет этот образ новым содержанием. «Звезда полей» у поэта – это символ родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека.

В первой строфе возникает выразительная картина одиночества: звезда, яркая и недостижимая, в ночном мраке (чувство покинутости автор усиливает эпитетом «заледенелой» ) «остановившись, смотрит в полынью», в которой видит лишь собственное отражение…

Последние две строки первой строфы переносят читателя в реальность: «двенадцать прозвенело» (полночь, магическое время суток, начало нового дня). Заключительная строка этой строфы проецируется на основную и ключевую тему стихотворения и всей рубцовской поэзии – «родину мою».

Вторая строфа начинается с риторического восклицания «Звезда полей!» Это восклицание можно также истолковать и как обращение. Лирический герой делится своими воспоминаниями. Его чувства искренни. «Звезда полей» – малая родина, милая сердцу деревенская тишина – стала для лирического героя путеводной звездой на трудном жизненном пути («В минуты потрясений / Я вспоминал…» ). Поэт лаконично, двумя выразительными штрихами, используя метафорические эпитеты золото осеннее и зимнее серебро, создаёт типичную для средней полосы России пейзажную зарисовку осени и зимы. Синтаксический параллелизм, на котором строится фраза, анафора («она горит» ), придают этим строчкам особую проникновенность, усиливают их значение. Картина расширяется во времени.

В третьей строфе поэтическая картина расширяется и в пространстве. Теперь «звезда полей» горит не только для лирического героя стихотворения, но и «для всех тревожных жителей земли». Обращает на себя внимание эпитет тревожных. Быть тревожным – значит находиться в состоянии беспокойства, ожидания чего-то неизвестного. Такое состояние свойственно людям, которые молоды душой и, дерзая, ищут свой путь в жизни. Для людей «своим лучом приветливым касаясь» горит, не угасая, «звезда полей». Возникает картина единения звезды и всей земли.

Заключительное четверостишие начинается с восторженного утверждения: «Но только здесь, во мгле заледенелой / Она восходит ярче и полней…» . Чтобы усилить сияние «звезды полей» , автор дважды (в первой и последней строфе) прибегает к приёму антитезы: «звезда» (свет, тепло) – «мгла заледенелая» (темнота, лёд). С помощью антитезы автор развивает в стихотворении и мотив света, звёздного сияния. Так, на смену взгляду, обращённому вниз («смотрит в полынью» ), приходит восходящий свет звезды («восходит ярче и полней» ), усиленный пятикратным повтором ключевого в этом стихотворении глагола «горит».

Акцентируя внимание на главной мысли произведения, кольцевая композиция стихотворения обращает нас к первой строфе: на фоне контраста окружающей тьмы звезда всепрощающей, огромной доброты становится главной в судьбе лирического героя: «И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей». Эта заключительная строфа вновь конкретизирует образ «звезды полей », но он уже неизмеримо обогатился (расширился во времени и пространстве). И «звезда полей» теперь горит во все времена года и не только «тихо за холмом» , но и «для всех тревожных жителей земли» . Таким образом, образ-символ «звезда полей» наполнился новым содержанием и представляет теперь неразрывный сплав личного («моих полей» ) и общего («для всех» ).

Критерии анализа и оценивания

Кол-во баллов

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Раскройте символическое значение образа «звезды полей».

Проследите развитие лирического сюжета.

Охарактеризуйте образ лирического героя.

Укажите особенности композиции произведения.

Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении (антитезы, метафоры, эпитеты, повторы). Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте.

Определите тему произведения, его основную мысль.

Связность высказывания, логика, последовательность изложения


2. Задание (8 баллов).

Продолжите стихотворные строки (одной строкой).

1. Мороз и солнце; день чудесный!..

2. На севере диком стоит одиноко….

3. Ещё в полях белеет снег….

4. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом…

Ответ.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

За продолженную строку – по одному баллу

3. Задание (8 баллов).

Определите лирические жанры.

Для первого текста (Игорь Северянин «Чехов») свой ответ аргументируйте.

Не знаю, как для англичан и чехов,
Но он отнюдь для русских не смешон,
Сверкающий, как искристый крюшон,
Печальным юмором серьёзный Чехов.

Провинциалки, к цели не доехав,
Прощались с грёзой. Смех их притушён.
И сквозь улыбку мукою прожжён
Удел людей разнообразных цехов.

Как и тогда, как много лет назад,
Благоухает наш вишнёвый сад,
Где чувства стали жертвой мелких чувствец...

Как подтвержденье жизненности тем -
Тем пошлости - доставлен был меж тем
Прах Чехова в вагоне из-под устриц…

Игорь Северянин

…Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия - согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Так кормщик, через понт плывущий,
Ловя под парус ветр ревущий,
Умеет судном управлять.

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачествы сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их.
Царей они подвластны воле, -
Но богу правосудну боле,
Живущему в законах их.

Ты здраво о заслугах мыслишь,
И воздаешь достойным честь;
Пророком ты того не числишь,
Кто только рифмы может плесть,
А что сия ума забава -
Калифов добрых честь и слава.
Снисходишь ты на лирный лад:
Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад…

. Фелица.

Соловей мой, соловей, соловушко молодой!

Не летай ты, соловей, во зеленый сад гулять,

Не садись ты, соловей, в зеленом моем саду,

В зеленом моем саду, на ракитовом кусту,

Не пой рано на заре, не трави ты сердце мне!

И так тошно молодцу, сам не знаю почему;

Коли знать, так всё по ней, по сударушке моей.

Ах, кого бы мне нанять, за сударушкой послать?

Коли старого нанять - греха на душу принять:

До нее стар не дойдет, во дорожке пропадет;

Коли малого нанять - мал не знает, что сказать;

Коли ровнюшку нанять - ровня любит сам гулять.

Уж как, знать-то, молодцу подниматься самому,

Подниматься самому по сударушку свою!

Ответ.

1. 1) сонет; 2) ода; 3) лирическая песня.

2. Стихотворение Игоря Северянина «Чехов» – сонет, т. к. это четырнадцатистишие из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов) на 5 сквозных рифм. Схема рифмовки: авва авва сс d ее d . Размер – пятистопный ямб. Поэтическая мысль раскрывается последовательно. Сюжетно-композиционный перелом приходится на переход от катренов к терцетам.

Определение лирических жанров – по 2 балла

Аргументация – 2 балла

4. Задание (8 баллов).

Определите, о каком русском писателе идёт речь. Свой ответ кратко аргументируйте.

1. Его называли «колумбом русского романтизма в поэзии», «балладником» и «певцом Светланы». По выражению критика, он «открыл русской поэзии душу человеческую». Многие поколения поэтов считали его своим учителем. утверждал, что без него «мы не имели бы Пушкина». А сам, говоря о влиянии «певца Светланы» на своё творчество, отмечал:

И ты, глубоко вдохновенный,

Всего прекрасного певец,

Ты, идол девственных сердец,

Не ты ль, пристрастьем увлеченный,

Не ты ль мне руку подавал

И к славе чистой призывал…

В сознании своих современников он был не только великим поэтом, но и истинным патриотом и гражданином, добрым человеком и важным официальным лицом, воспитателем наследника – будущего императора Александра II.

2. Творчество этого писателя знаменует собой величайшую после Пушкина веху в развитии русской литературы . считал, что перед ним «должно благоговеть как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям!». «Идеальным образом гения» назвал его украинский писатель Олесь Гончар.

Родившись в Украине и будучи очень привязанным к «священным местам своей родины», этот писатель завещал своё имя, мысли и труды России. отмечал, что он «остаётся не только самым великим писателем русской литературы, но и характерным олицетворением украинской натуры».

3. В своих книгах этот писатель, по наблюдению, создал прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, – землю, не нанесённую на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина». Свои произведения он населил «племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей» ().

Один из вымышленных героев писателя подарил миру нехитрую, но очень важную истину, состоящую в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

посвятил героине самой известной книги писателя такие строки:

Странная она была девчонка –

Только к морю направляла взгляд,

Принимая каждую лодчонку

За пунцовопарусный фрегат.

Платьишко – заплата на заплате.

Но упрямо сжат был дерзкий рот;

«Капитан приедет на фрегате,

И меня с собою заберет!»…

4. Игорь Северянин так представлял этого писателя:

Седой колосс, усталый, старый лев
С глазами умирающей газели,
Он гордый дух, над ним всю жизнь висели
Утесы бед и смерть, оскалив зев...

В литературе он прожил долгую и сложную жизнь, стал автором знаменитых романов, европейски известным писателем, из орловской деревни переселился в Париж, где и скончался. Его «Очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык , о котором писатель сказал пророчески: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! – Не будь тебя – как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? – Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

За каждый правильный ответ – по одному баллу

За аргументацию – по одному баллу

Ответ.

3. Александр Грин.

5. Задание (8 баллов).

Назовите литературные источники (с указанием авторов) крылатых выражений . Раскройте содержание их современного использования.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь.

2. Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой.

3. На деревню дедушке.

4. Служить бы рад, прислуживаться тошно.

· Пример: Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать .

Из басни «Волк и Ягненок» И. А. Крылова.

Цитируется иронически, как комментарий к стремлению осудить, наказать кого-либо, вместо того чтобы выяснить истинное положение дел, восстановить справедливость и т. д.

Ответ.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь .

Из басни «Квартет» .

Фраза применяется к коллективу , который неэффективно работает либо у которого дела совсем не спорятся из-за низкого профессионализма, отсутствия взаимопонимания и единства.

2. Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой .

Из поэмы «Руслан и Людмила» .

Фраза о давних событиях, правдивость которых сейчас и не проверишь, настолько они стары.

3. На деревню дедушке .

Из рассказа «Ванька» .

Фраза употребляется по отношению к крайне неясным с точки зрения адресата письмам и посланиям.

4. Служить бы рад, прислуживаться тошно .

Из комедии «Горе от ума» .

Фраза, которая характеризует людей, не терпящих прислужничества и подхалимства, а занятых исключительно своими служебными обязанностями.

За указание литературного источника и автора – по одному баллу

За раскрытие современного использования – по одному баллу

6. Задание (8 баллов).

Замечательный русский художник Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю искусства как певец «гордой красы» моря. Наибольшую известность получила его картина, воспевающая мужество и стойкость человека. Герои полотна, пережив крушение корабля, продолжают сражаться с грозной стихией и ищут спасения на обломках корабельной мачты. Своенравное море проверяет волю людей, их любовь к жизни. Одна из яростных волн, самая мощная, стремится обрушиться на людей и похоронить их пучине моря. Но страшная ночь уже позади. Восходит солнце. Солнечные лучи окрасили тяжёлые волны всеми цветами радуги. Мажорная гамма звучит гимном мужеству людей и внушает надежду на спасение.

1. Укажите название картины.

2. Черты какого художественного направления воплотились в этой картине?

3. Определите, какие основные особенности этого художественного направления являются общими для произведений живописи и литературы.

4. Назовите известных вам русских поэтов Х І Х века, которые в своём творчестве обращались к образу бушующей стихии (2-3 поэта).

5. Укажите город в Украине, в котором находится галерея.

Ответ.

1. «Девятый вал» – 1 балл.

2. Романтизм – 2 балла.

3. В центре произведений живописи и литературы романтического направления – сильная личность, исключительный характер в исключительных обстоятельствах. Ярко воплотилась в этих произведениях и тема природной стихии. – 2 балла.

4. , – по одному баллу за один ответ, но не более двух баллов .

5. Феодосия – 1 балл.