Стыд определение. Стыд - это эмоции, чувства человека. Психология личности. Зависимость от чужого мнения

Инструкция

Чтобы преодолеть стыд, необходимо, в первую очередь, разобраться, что его породило. Человек может стыдиться своих неблаговидных , и этот стыд – хорошее и в целом полезное чувство . Он сродни чувству вины, он помогает понять, что хорошо, а что плохо. Это голос , заставляющий нас через боль прочувство вать необходимость поступать хорошо.

Но есть и другой стыд, совершенно не полезный - стыд, что мешает человеку жить на протяжении долгих лет. Речь идет о , когда чувствует , из-за своей внешности, социального или материального положения, образования или других особенностей. Женщины часто стыдятся недостатков своей внешности: излишнего веса, неровного зубного ряда, неправильных черт лица. Мужчины больше переживают из-за отсутствия карьерного роста, нехватки денег, подержанного автомобиля. Даже легкомысленных детей посещает чувство стыда из-за того, что они в чём-то не такие, как их сверстники.

Если стыд вызван неблаговидным поступком, нужно, в первую очередь, попробовать устранить его плачевные , исправить содеянное. Обязательно нужно извиниться перед теми, кто пострадал в результате вашего проступка, и попросить прощения.

Потом важно сделать последний, самый сложный шаг – простить самого себя. Это действительно непросто, значительно проще простить других. Поймите одно: все мы совершаем ошибки, и мы имеем на это право. Человек учится через ошибки, каждый промах делает его немного мудрее, добрее и лучше. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Осознав это, проще избавиться от стыда .

Иначе следует работать со , порожденным чувство м собственной ущербности. Побороть такой стыд могут лишь очень мудрые люди, понимающие простую истину: каждый человек нужен таким, какой он есть. Каким скучным был бы мир, в котором все люди идеальны и похожи между собой. В том, что все , есть свои плюсы. Конечно, обидно оказаться в числе не самых красивых и успешных, но, значит, так оно нужно.

Другим способом преодолеть такой стыд является стремление исправить недостатки. Полные садятся на диету, люди с врожденными дефектами доверяются пластическим хирургам, малообразованные люди записываются в школы и на курсы, поступают в университеты и техникумы. Такие изменения требуют значительных усилий и силы воли, но окупаются сторицей. Человек не только преодолевает стыд, но и проникается самоуважением и гордостью за достигнутые результаты.

Полезный совет

Итак, у вас есть два варианта преодолеть стыд: принять себя таким, какой вы есть, или изменить все то, что порождает чувство неполноценности. Какой выбрать, решать вам!

Стыд - это чувство, которое при определенных обстоятельствах может испытывать практически каждый человек. Одни стесняются быть талантливыми, другие успешными, но страшнее всего, когда человек стыдиться своих поступков или успеха.

Религии утверждают, что стыд - это полезное чувство. Оно позволяет не нарушать социальные нормы, сохраняет душу человека. Но стыд слишком сильно давит на одних и почти не касается других. И все-таки это лишь эмоция, и ее можно контролировать.

Стыд за содеянное

Бывает, что человек сделал что-то, за что испытывает стыд. Это обычная ситуация, и хотя хочется спрятаться, не думайте, что только вы были в таких обстоятельствах. Если есть возможность что-то исправить, сделайте это. Хороший способ - извиниться перед присутствующими, если вы сделали что-то плохое. Если вы просто показались нелепым, то переведите все в шутку.

Не нужно переставать общаться с людьми, которые стали свидетелями произошедшему. Лучше объясните им, что вы чувствуете, что вам неприятно. Большинство ваших знакомых способны понять, что произошло. Важно лишь донести свое видение.

Очень хорошая практика - посмотреть на событие с другой стороны. Если вам все кажется ужасным, попробуйте увидеть, как это выглядит со стороны других. Всегда есть несколько точек зрения. Выберите ту, что менее болезненна, и остановитесь на ней.

Стыд за себя

Самое тяжелое чувство - это стыд за себя. Не за поступки, а за то, что что-то не так во внешности, социальном статусе или финансовом положении. Кому-то стыдно ходить в мятой одежде, другие не могут ездить в автобусе, третьи стесняются своего веса или внешности. Формирование многих комплексов связано со стыдом, но это ненужное, ограничивающее ощущение, от которого стоит избавиться.

Если вы себе не нравитесь, значит пора принимать себя. Полюбить себя стоит каждому, ведь идеальных людей нет. У каждого свои достоинства и свои недостатки. Нужно гордиться тем, что дала жизнь, и радоваться тому, что есть. Ведь из-за стыда делается много глупостей, а многое из того, что следовало бы сделать, так и не удается осуществить. Будьте собой. Необычность, индивидуальность - это не стыдно, этим нужно научиться гордиться.

Стыд - это иногда и хороший стимул. Пытаясь изменить параметры, за которые неудобно, человек меняется в лучшую сторону, стремится к совершенствованию. Но при этом важно не идти против своих желаний, не ломать свое внутреннее я, чтобы угодить другим, а лишь подчеркивать свои достоинства.

Бороться со стыдом трудно, если это чувство не дает вам спать спокойно, найдите хорошего психолога. Несколько сеансов общения со специалистом помогут почувствовать себя лучше.

На протяжении всей жизни чувство стыда посещает каждого человека множество раз. И если у одних людей это чувство является мимолетным и быстро забывается, то у других становится навязчивым и гнетущим. Постоянное присутствие чувства стыда мешает человеку полноценно развиваться, строить отношения с окружающими людьми и даже нормально жить. Какую же роль в психике человека играет чувство стыда?

Когда человек чувствует постоянный стыд за свои поступки, мысли или действия, происходит замещение личности. Стыд играет определяющую роль в психологическом восприятии действительности, тем самым человек становится неуверенным в себе. Такая личность зачастую не знает, чего хочет на самом деле и даже свои эмоции воспринимает неадекватно.

Неумение выражать свои чувства и эмоции, за которые «естественно» стыдно, приводит к социальной обособленности человека. Такой человек не в состоянии наладить отношения с окружающим миром, и в личной жизни, и на работе. Чувство стыда не может стать всепоглощающим в один момент, такая психологическая проблема ведет историю из детства.

Родители с помощью чувства стыда стремятся сделать ребенка послушным, не обдумывая последствия такого воспитания. Маленькому человеку становится стыдно за плохие оценки и поведение, и даже за свои болезни, ведь они расстраивают родителей. Со временем чувство стыда становится ребенку необходимым и вполне привычным. Родители заменяют необходимые детям любовь и понимание, на постоянное чувство стыда. Ребенок начинает воспринимать родительскую любовь только через призму стыдливости. Ведь взрослые перестают ругать за шалости, только после стыдливого раскаяния.

Переходя во взрослую жизнь, это чувство несет в себе разрушающую энергию на личность человека. Чувство стыда мешает человеку быть самим собой, любые жизненные проявления отвергаются и критикуются, заводя в тупик. Психике человека для полноценного функционирования требуются все чувства, и стыда, в том числе. Мимолетное чувство стыда защищает и поддерживает человеческую психику. Именно поэтому так сложно находиться на грани между одноразовым и постоянным стыдом.

Для того чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающей действительностью, человеку необходимо знать и правильно воспринимать все особенности своей психике. Осознание основных аспектов жизни, за которые бывает стыдно, и правильная работа по их устранению поможет гармонично развиваться и чувствовать себя полноценным членом общества.

Прогрессирование аддиктивного процесса во многом связано со стремлением освободиться от психологического дискомфорта, обусловленного чувством стыда. Чувство стыда занимает центральное место в структуре аддикции, поэтому остановимся на нём более подробно.

Анализ чувства стыда свидетельствует о том, что это чувство более деструктивно, чем чувство вины. Это связано с тем, что чувство вины носит более конкретный характер, касается определённого действия, поступка, активности или наоборот, отсутствия таковых. Чувство стыда затрагивает Я человека и формирует его низкую самооценку. («Я поступаю плохо и я не могу поступать хорошо, потому, что я плохой»).

Все эмоциональные ощущения и состояния человека подвергаются когнитивной оценке. Рефлексия эмоциональных состояний в то же время является рефлексией Я-состояния, свидетельствуя о том, как человек оценивает себя самого. Испытываемые человеком первичные эмоции в дальнейшем оцениваются им во взаимосвязи с оценками других. Анализ с этой точки зрения чувства стыда требует первоначального сравнения поведения человека с какой-то условной нормой. Эта норма может быть субъективной, установленной самим человеком для себя, или общепринятой, навязанной ему обществом и другими людьми. Если поведение человека не соответствует субъективной или социальной норме, у него возникает чувство стыда.

При аддиктивных состояниях мы имеем дело с несоответствием человека как одной, так и другой нормам. Несоответствия приводят к возникновению стыда. На возникновение чувства стыда влияет факт обращения внимания окружающих на поведение и состояние человека, на его собственное отношение к этому. Имеет значение фиксация внимания человека на том, как его воспринимают и оценивают окружающие. Если он испытывает чувство стыда в связи с несоответствием, ему кажется, что и другие замечают это несоответствие и считают его неполноценным. Это способствует усилению подозрительности в отношении того, что окружающие могут заметить нарушение нормы и осудить его.

Большинство событий, вызывающих стыд, не являются автоматическим процессом и не возникают сами по себе. Например, оно может быть связано с ситуациями, когда успешное функционирование в рамках социально приветствуемого ролевого поведения противоречит собственным критериям морали. Для понимания причин происхождения чувства стыда необходимо «читывать сложные социальные взаимодействия между людьми, так как компонент оценки другим, особенно значимым человеком, здесь всегда имеет большое значение.

Осознание человеком обращ иного на него внимания может приводить к нарастанию подозрительности, типичной для аддиктивных лиц. Такая подозрительность, связанная с чувством стыда, является одним из механизмов изоляции аддиктов. Страх быть до конца понятыми окружающими активизирует механизм разрыва контактов со многими людьми. С этим связано избегание аддиктами сколько-нибудь глубоких контактов, потому что чем глубже контакт, тем вероятнее факт опознания их аддиктивной сущности, и тем вероятнее усиление у аддикта реакции стыда. Возникает страх возможных переживаний по поводу разрыва отношений. Следовательно, в проводимой с аддиктами коррекционной работе, необходимо анализировать механизм разрыва контактов с людьми и чувство стыда, которое эти люди могут испытывать.

По мнению Чарльза Дарвина, чувство вины это сожаление о своей ошибке. Тому же автору принадлежит выражение, что чувство сожаления об ошибке, когда в этот процесс включаются другие люди, может превратить чувство вины в чувство стыда. Речь идет о необходимости анализа социального значения действия, в результате которого человек, воспринимаемый глазами других, может испытывать чувство стыда. Естественно, что, находясь в состоянии одиночества, человек также может испытывать чувство стыда, но в первом случае всегда присутствует оценка себя другими людьми, мысль о том, что другие подумали об его поведении.

В феноменологической психиатрии описывается депрессия самомучения (Leonhard, Izard), которая строится на чувстве стыда. Ее развитию способствует постоянный анализ чувства стыда и возможного наказания.

Стыд приводит к торможению и блокаде очень многих желаний. С точки зрения Tomkins (1963), стыд тормозит удовольствие и мотивации. Возникновение чувства стыда может быть вызвано многими причинами: неудачами, поражениями профессионального характера, потерей значимых отношений, дружбы и пр. Аддикты глубоко переживают эти потери, но не признаются в этом. Причиной стыда может быть собственная непривлекательность, когда человек теряет способность гордиться своим телом, видом и т.д.

У человека, испытывающего чувство стыда, редуцируются сферы интересов. Izard (1972) обращает внимание на то, что стыд сопровождается повышенным осознанием селфа. Речь идет о необычной форме восприятия селфа, восприятия себя беспомощным, маленьким, ни к чему неспособным, застывшим, эмоционально ранимым.

Lewis (1979,1993) отмечал, что стыд - это состояние потери ценности собственного Я. Причиной этого состояния являются текущие внешние воздействия, тем не менее, этот процесс более сложен, он может формироваться на ранних стадиях развития. Стыд имеет прямое отношение к осознанию Я, представлению о том, как это Я выглядит в восприятии и чувствах других людей. Автор выделяет чувство стыда, связанное с ощущением собственного Я и чувство вины, при котором речь идет о конкретном действии. К развитию чувства стыда приводит переживание о себе, о том, как ты выглядишь. Раздражителем, провоцирующим возникновение этого чувства являются размышления Я о самом себе, неодобрение чего-то очень важного в себе, снижение самооценки.

Сопряжённым с чувством стыда является чувство собственной никчёмности, незначимости, презрения к себе. Это чувство закладывается в детстве и легко провоцируется специфическим поведением людей. Чувство стыда формируется под влиянием пренебрежительного отношения родителей, отсутствия необходимой интеллектуальной и эмоциональной поддержки, постоянного осуждения. На этом фоне любые отрицательные оценки, не имеющие отношения ни к родителям, ни к семье, воспринимаются как сверхценные и приводят к активации дремлющего рудимента.

Диагностика наличия чувства стыда строится на обнаружении у человека желания быть незаметным, спрятаться, исчезнуть; на появлении непонятных вспышек гнева, на ощущении психологической боли, страха, чувства вины. Вспышки активности и агрессивности сменяются депрессией, подавленностью, отсутствием чувства радости, постоянной неудовлетворенностью. Чувство стыда может провоцировать суицидные мысли. Анализ депрессивных пациентов, совершающих суицидные попытки, проведенный Lewis (1993), показал наличие у этих лиц выраженного чувства стыда. Частые суицидные попытки у аддиктов также «завязаны» на этом чувстве. Таким образом, чувство стыда имеет прямое отношение к развитию аддиктивного поведения.

Чувство стыда «ставит» селф в трудное положение. Селф теряет способность конструктивно действовать, поскольку стыд блокирует активность. Вместо необходимых действий, селф начинает концентрироваться на самом себе, оказывается погруженным в самооценки, что мешает проявлению активности. Возникает нарушение адаптации, потеря способности ясно думать, высказываться и, тем более, рационально действовать.

Чувство стыда способствует переоценке человеком всего происходящего. Он придает значение вещам, которые этого значения не имеют и, наоборот, недооценивает значения действительно важных для него явлений. Поэтому чувство стыда делает поведение иррациональным.

Разница между чувством стыда и вины в структурном плане заключается з следующем. При наличии у человека чувства вины какая-то часть селфа является субъектом. Большая часть селфа находится как бы во вне и оценивает этот субъект как часть своего Я, поступившую неправильно.

В противоположность этому чувство стыда «закрывает» селф-объектный круг. Носитель этого чувства рассуждает примерно так: «Как я могу оценить себя, если я недостоин того, чтобы оценивать себя?».

Влияние чувства стыда на блокаду мотивации исследовано Plutchik (1980). Он сравнивает процесс со «стоп» сигналом. Если человек начинает что-то делать, у него срабатывает «стоп» сигнал, ставящий под сомнение уверенность в правильности предпринимаемой активности, прерывающий его действия. Если ограничиться анализом только этой части процесса, то речь в данном случае идет о чувстве вины по поводу конкретного нарушения. Дальнейший анализ может быть произведен с использованием следующих рассуждений: «Ты поступаешь плохо потому, что ты не можешь так не поступать, просто в силу того, что ты сам - плохой человек». Так выглядит вторая система нарушения - второй «стоп» сигнал, который блокирует всякую активность. Следовательно, анализ чувства стыда должен проводиться не только с акцентом на конкретные действия человека, но, прежде всего, на исследование его Я.

Чувство стыда может быть проанализировано через призму религиозной парадигмы. Тема стыда нашла свое отражение в Библии. Когда Бог спросил Адама и Еву, почему они прячутся, они ответили, что причина заключается в их наготе. Совершив первородный грех, съев яблоко с древа познания, они почувствовали, что должны быть осуждены. Историяь непослушания Адама и Евы предопределяла наказание и важность возникшего у них чувства стыда.

В этой теме на первый план выступают следующие моменты. Непослушание Богу со стороны Адама и Евы было связано с их любопытством, т.к. их, прежде всего, привлекало познание неизвестного. Любопытство привело их к знанию, овладение которым явилось пусковым механизмом появления чувства стыда. Обнаружив свою наготу, они стали стыдиться ее. И это было доказательством нарушения предписания Бога. Если бы они не приобрели знания, вкусив запретный плод, у них не возникло бы чувство стыда. Таким образом, любопытство привело к знанию, а знание привело к стыду.

Анализ этой части Библии позволяет исследовать процесс возникновения стыда. Для самоанализа чувства стыда и других, связанных с Я эмоций, необходимы определ иные знания о правилах, норме и целях, с которыми человек должен сравнивать своё поведение. Следовательно, появление чувства стыда основано на определённых знаниях.

Ветхозаветный рассказ об Адаме и Еве является метафорической версией развития объективного самопознания. Древо познания дало возможность Адаму и Еве приобрести два вида знаний: знание о себе - объективное самопознание и знание о нормах, правилах и целях поведения.

На ранних этапах развития ребёнка формируются его селф объектные отношения в виде первичных контактов с наиболее близкими людьми. Окружающие ребёнка люди, выступающие в качестве объектов контактов, являются для него образцом для дальнейшего подражания. Ребёнок зависит от них, он им доверяет. Интернализация реб нком возникших отношений влияет на атрибутирование (видение причин происходящих явлений).

Процесс атрибутирования может носить как внешний, так внутренний характер. Внешнее атрибутирование связано с нахождением в ком-то или в чем-то причины собственного поражения, неудачи, произошедшей драмы или трагедии, имеющих к себе непосредственное отношение. Внешнее атрибутирование не приводит к возникновению чувства стыда. Чувство стыда возникает при внутреннем атрибутировании, когда человек делает себя ответственным за произошедшее. Внутренняя атрибуция связана с концентрацией человека на самооценке своих поступков с позиции своего селфа.

Внутреннее атрибутирование нельзя недооценивать, так как оно оказывает большое влияние как на психическое самочувствие, так и на развитие чувства стыда. Так, например, если в жизни возникает какое-то неприятное событие и при его внутренней атрибуции человек считает себя его причиной, то в таком случае это событие способствует развитию чувства стыда.

Например, пациентка испытывает чувство вины, связанное с инфарктом у её матери. Причину события она видит в недостаточном с её стороны внимании по отношению к матери. В связи с этим она считает себя непосредственной виновницей е болезни. Чтобы избавиться от возникшего у нее чувства никчемности и стыда к себе, она принимает большие дозы транквилизаторов, т.е. находит приемлемый для себя аддиктивный выход из этой ситуации. Внутреннее атрибутирование, возникшее в данном случае, приводит как к развитию чувства стыда, так и к поиску аддиктивного варианта избавления от этого чувства.

При внешнем атрибутировании причины болезни будут объясняться по-другому: возрастом матери, с которой произошла катастрофа, е нездоровым образом жизни, наследственностью и пр. Чем большее количество внешних атрибуций используется для объяснения ситуации, тем в меньшей степени это приводит к развитию чувства стыда.

Предпочтительность того или иного атрибутирования закладывается в детстве. В работе Morrison (1989) было показано, что родители, страдавшие различными формами депрессии, в ряде случаев способствовали развитию у своих детей чувства стыда и вины. Дети считали себя косвенными виновниками болезни родителей. Эти обвинения формулировались в процессе социальных контактов с детьми как результат упреков, что дети раздражают, мучают родителей, у которых нет сил заниматься ими. Таким образом, у детей возникало нереалистическое чувство вины, заключающееся в том, что их поведение привело к развитию депрессии у родителей, и они обязаны найти способ, который поможет родителям выздороветь. А поскольку они не в состоянии найти средства помощи, значит они недостаточно хорошо ищут, что свидетельствует о том, что они плохие.

Иногда родителями внедряется в сознание детей, например, такая формула: «Я, как мать, забочусь о тебе и помогаю тебе. Почему же ты не отвечаешь мне тем же?». Так, при непосредственном участии родителей закладывается предрасположенность к возникновению у детей отрицательных эмоций, которые в дальнейших контактах с окружающими могут проявить себя с удвоенной степенью выраженности. Эти состояния могут способствовать возникновению различных психологических защит и выхода на аддиктивные реализации.

Интернализация или экстернализация чувства ответственности оказывает непосредственное влияние на то, будет ли человек впоследствии испытывать чувство стыда при различных неудачах и катастрофах, которые могут произойти с ним в жизни. Чем более выражена способность человека искать в произошедшем событии внешнюю причину, тем менее вероятно развитие у него чувства стыда.

Отрицательная сторона данного явления заключается в том, что постоянное стремление индивидуума к экстернализации происходящего может приобрести патологический характер. Так, например, известно, что аддикты в процессе аддиктивного поведения экстернально атрибутируют свои проблемы, связывая их наличие с причиной во внешнем мире. Таким образом, внешнее атрибутирование, с одной стороны, имеет положительное значение, избавляя человека от чувства стыда, а с другой, - отрицательное, проявляющееся в том, что таким образом он оправдывает своё деструктивное поведение. Иными словами, с одной стороны, у человека может быть глубокое внутреннее интернализированное чувство стыда, и он считает себя плохим, с другой - он избавляется от этого чувства, уходя в аддикцию, которая приводит к возникновению новых проблем, атрибутирующихся с внешними причинами. Таким образом проявляется сочетание внешнего и внутреннего атрибутирования.

Если человека лишить возможности внешнего атрибутирования, он остается с внутренним чувством никчемности и неадекватности, справиться с которым значительно труднее. Это следует учитывать при проведении психотерапевтических подходов, т.к лишение человека его защитной системы в виде отрицательных проекций с доказательством их неправильности и необходимости самообвинения, а не обвинения окружающих не приведет автоматически к положительному результату. Лишившись психологической защиты, человек останется наедине со своими внутренними нерешёнными проблемами. Переживание такого состояния является крайне неприятным, более того, оно может приводить к развитию других отрицательных реакций, таких, например, как растерянность, депрессия, реакция гнева как на самого себя, так и на окружающих, возможно провоцирование какой-то другой формы деструктивного поведения.

Существуют специфические условия, оказывающие разные влияния на формирование чувства стыда в зависимости от пола.

Так, например, женщины в традиционных обществах воспитываются родителями и окружающей средой так, что они приучаются к взятию на себя ответственности за то, если они не справляются с каким-то заданием. Определённая дискриминация по полу, характерная для традиционных обществ, приводит к тому, что женщины, по сравнению с мужчинами, меньше награждаются за успехи и больше наказываются за неудачи. Это способствует большей возможности мальчиков фиксироваться на позитивном атрибутировании (Lewis,1993).

В случае лишения родителями любви своих дочерей они концептуализируют свою позицию словами: «Я не люблю тебя, потому, что ты плохая». Селф такого ребенка испытывает чувство ответственности за то, что его не любят. Это провоцирует формирование у ребенка чувства стыда. В дальнейшем такая женщина будет оценивать свои межличностные отношения с другими как неадекватные, считая себя неспособной на продуктивные отношения. Таким образом, феномен лишения любви девочек приводит к трудностям в конструировании ими дальнейших межличностных отношений. Такие женщины считают, что, во-первых, они не могут выстраивать эти отношения, т.к. они хуже других, а во-вторых, они испытывают страх перед тем, что другие могут это понять.

Так формируются различные стили поведения, которые объективно «примыкают» к аддикциям, а по существу являются последними (созависимость) или ведут к их развитию. Например, объяснения людей, которые посвящают свою жизнь заботе о других с целью компенсации чувства нехватки любви, выглядят примерно так: «Если я буду заботиться о других и помогать им и это будет моим жизненным кредо, значит меня будут принимать окружающие. Если же я буду вести себя по-другому, я обнаружу свои отрицательные качества. Следовательно, я должна/ен помогать другим и смысл моей жизни должен заключаться именно в этом». В случае неудачи возникает экзистенциальный кризис.

Человек, неуверенный в качестве своих отношений с людьми, легко переходит к общению с событиями, активностями, неодушевленными предметами, «прилипает» к ним, уходя в аддиктивные реализации.

Лишение любви формирует комплекс нежеланного ребенка, что в дальнейшем приводит к низкой самооценке и неумению человека любить себя.

Анализ происхождения чувства стыда с акцентом на половые различия способствует лучшему пониманию межличностных конфликтов. Разница в социализации стыда у мужчин и женщин оказывает влияние на отношения мать-сын, отец-сын, мать-дочь и отец-дочь. Так, например, у женщин, воспитывающихся в традиционных обществах, где присутствует дискриминация по половому признаку (сексизм), легче возникает.чувство стыда, по сравнению с мужчинами. Возможно возникновение замещающих стыд реакций, таких, как печаль, грусть и гнев. Причем, если для женщин более характерными являются реакции печали и грусти, то для мужчин - реакции гнева.

По мнению Lewis (1993), эти явления более представлены в традиционных обществах. Поскольку мальчик, воспитывается с акцентом на специфическую для него мужскую роль, в его отношениях с матерью может возникнуть конфликт следующего рода. Мать в традиционном обществе стремится к тому, чтобы ее сын испытывал чувства стыда в случае поведения, не соответствующего общепринятым нормам. Матери кажется, в связи с проекцией собственных переживаний (глубокое чувство стыда), что сын не испытывает достаточного чувства стыда за свой поступок, и, даже если он извинился, он все равно не пережил это чувство с необходимой степенью глубины. Он должен пережить его протрагированно. Сын испытывает чувство стыда, но в меньшей, чем бы этого хотелось матери, степени. И мать и сын не осознают происходящего. Конфликт, возникший между ними, может принимать различные формы, и зачастую он приводит к возникновению отдаленности сына от матери, т.к. мужская роль, характерная для сына, противоречит проявлению чувства стыда. Сын не хочет, чтобы к нему относились как к ребенку, а мать стимулирует его к отношениям зависимости, что провоцирует появление у сына реакции сопротивления.

Мальчики, нарушающие нормы поведения, выдвигаемые родителями, могут проявлять сожаление по этому поводу, чувство вины и желание больше этого не делать. Мать рассматривает эти чувства с точки зрения женского, свойственного ей, традиционного отношения и ожидает от сына чего-то большего, например, возникновения протрагированного чувства стыда. Если она видит, что этого не происходит, она считает, что сын не выстрадал это по-настоящему, ею делается акцент на необходимость длительного страдания, что приводит к возникновению конфликта. Не осознавая происходящего, мать пытается заставить ребенка почувствовать те же ощущения, которые она сама ощущала или ощущает в подобных ситуациях. Мать ожидает, что ребёнок будет переживать это так же как она, а мальчик воспринимает желание матери добиться формирования у него чувства стыда как неприятное чувство. Он считает это несовместимым с его мужской ролью.

Hoffman (1988) установил, что такой процесс начинается уже с трехлетнего возраста. Попытку матери вызвать в сыне эмоциональное состояние, более свойственное женщинам, воспитывающимся в традиционном обществе, следует рассматривать в контексте Эдипова конфликта: мальчик стремится к автономии, к редуцированию чувства стыда, а мать пытается социализировать этот процесс таким образом, чтобы он не ограничивал чувство вины, и считает это полезным.

В отношениях мать-дочь этот конфликт представлен в меньшей степени, чем в отношениях между матерью и сыном. Меньшая интенсивность конфликта объясняется отсутствием разницы между полами, которая осложняет интеракцию. Дочери, как правило, реагируют на желания матери более адекватно, т.к. они выражают себя в соответствии с женской ролью. Так закладывается чувство стыда у девочек в традиционном обществе, где его формирование не встречает с их стороны большого сопротивления. Иногда при этом могут возникать малотипичные для этого состояния реакции злости.

Для современных обществ характерна тенденция сглаживания связанного с полом ролевого поведения. Так, например, воспитанная в условиях современного общества мать, стараясь воспитать у девочки чувство стыда, встречает с её стороны сопротивление. Разделение ролей, свойственное современному обществу, делает менее типичным процесс атрибуции, связанный со стыдом в аспекте социализации.

До сих пор не выделены основания, позволяющие установить наличие генетических отличий в развитии чувства стыда в зависимости от пола. Если такие различия диагностируются, то их возникновение может быть объяснено ролевым поведением, социализацией и социальными условиями. С другой стороны, в связи с изменением роли женщины в последние 25 лет, особенно в США и Канаде, некоторые конфликты, присущие отношениям мать-сын, по всей вероятности, должны обнаруживаться и во взаимоотношениях мать-дочь.

Что касается роли отца в формировании у ребенка чувства стыда, то, к сожалению, на протяжении длительного времени на ЭТУ сторону вопроса обращалось мало внимания. Роль отца в этом Процессе может быть прямой и косвенной. Исследователями, Изучающими этот вопрос, обращается внимание на то, что роль отца оказывается более важной и значительно менее пассивной, чем это представлялось ранее. Так, например, Bernstein (1983) обращает внимание на значение влияния отцов на возникновение чувства стыда в детском и подростковом периодах жизни Считается, что роль отца состоит в смягчении конфликта мать сын; в обучении сыновей другому, более активному способу поведения, включающему в себя агрессивные реакции. Отцы во взаимоотношениях с сыновьями подсказывают им путь преодоления стыда по способу замены его гневом. Таким образом, происходит замена реакции переживания чувства стыда путем формирования другой реакции. В результате такого контакта сыновья начинают испытывать более глубокую привязанность к отцам, помогающим им освободиться от неприятного чувства стыда. В случае отсутствия такой поддержки возникает реакция отдаления ребенка от обоих родителей.

Из всех эмоций, которые принято называть «негативными» эмоциями, стыд – это, пожалуй, самая токсичная и самая опасная эмоция. Если мы сдаемся чувству стыда, это может нам стоить довольно дорого. Наша жизнь тогда может не состояться так, как нам хотелось бы.

Стыд — это ужасно болезненное переживание.

Это чувство поражения, унижения, преступности, отчуждения.

Чувство стыда может быть так же связано со страхом неожиданной потери самоконтроля. Например, человек боится выступать перед слушателями , боится, что будет захвачен весь какой-то реакцией и не сможет с собой совладать.

Стыд еще может переживаться как столкновение с одной стороной себя, с каким-то своим «негативным» качеством или проявлением. Человеку кажется, что он будет разоблачен и что все узнают, что он не может справиться с собой и со случившимся. Охваченный стыдом человек как бы теряет самоуважение.

Вот как описывает одна девушка свое чувство стыда перед экзаменом:

Не могла ничего делать накануне перед экзаменом. На душе как будто лежал камень. Ночью сна практически не было, все время в полусне просыпалась, снились тяжелые обрывочные сны. Проснулась с тошнотой и больной головой, добиралась в лихорадочном возбуждении.

Когда отвечали другие, я почти ничего не слышала – охватывал ужас от того, что представляла: хорошо, как они, не смогу ответить и обязательно опозорюсь. Подкатывала тошнота, периодически кружилась голова. Когда пришла моя очередь, почувствовала, что страшно покраснела, руки тряслись, в ушах стоял гул, голова была пустая, я не могла сказать ни слова. Голос не слушался, во рту пересохло.

Смысл долетавших до меня сквозь туман слов было сложно понять. Я чувствовала отчаяние от такой потери контроля над собой. Остальные люди казались нормальными, с ними было все в порядке, а я была со своим позором на виду у всех, глупая, несуразная, никчемная. У меня было одно желание, чтобы все это поскорее закончилось.

Человеку, испытывающему сильный стыд, очень сложно доказать, что с ним все в порядке и ему нечего стыдиться. Даже если это действительно так, никакие уговоры ему не помогают. Что-то происходит в его внутреннем мире.

Каким рождается ребенок

Рождение человека - это удивительное событие. Многие родители чувствуют, что в новорожденном малыше уже что-то есть. Сначала взрослые думают, что все зависит от них. Однако, чувствительные и внимательные родители со временем замечают, что личность ребенка уже существует. Она проявляется иногда еще до рождения. Даже по беременности можно предположить, кто это будет – страстный, темпераментный или спокойный малыш.

Ребенок уже рождается наполненным. Он уже обладает и темпераментом, и биологическими, физиологическими особенностями, особенностями центральной нервной системы. В нем уже заложены определенные способности. Их очень много, больше, чем человек может понять и использовать за жизнь.

Сначала ребенок учится физически справляться со своим телом. Потом ему нужно справиться со своей эмоциональной сферой. Если вдуматься – даже взрослым людям тяжело обходиться со своими эмоциями , а уж для малыша это намного сложнее. Ему надо решать много задач: понимать и разбирать звуки, слова, смыслы, свои эмоции, желания и т. п. Дальше нужно распознавать свои задатки и способности, учиться с ними управляться, выбирать свое место в жизни.

Ребенок не может самостоятельно научиться со всем этим своим богатством обращаться. Чтобы научиться этому, ему нужен другой человек. От близких ему людей ребенок впитывает отношение к себе. Это – спонтанный механизм: ребенок не разбирает, что нужно впитывать, а что нет. Он, как губка, впитывает все те способы, которыми с ним обходятся взрослые. Таким образом, он учится обращаться сам с собой. И самое важное в этом явлении то, что впитывает он все без разбору.

Чтобы появилось чувство стыда, в жизни ребенка не обязательно должно происходить то, что мы понимаем под жестоким обращением с детьми. Давайте представим себе такую совершенно обычную картину.

Маленький ребеночек не спит, у него режутся зубки и мама его качает. Приходит бабушка, берет ребеночка на руки и говорит такие слова: «Ну что же ты делаешь с мамой то? Что ж ты маму-то мучаешь? Совсем ты не жалеешь ее, маму всю извел! Мама-то, посмотри, совсем уже стоять на ногах из-за тебя не может!»

Дальше, кормит его мама с ложечки, а он хочет сам ложкой есть. Отбирает у мамы, сердится. Мама ему дала ложку, а он измазался и все вокруг себя извозил. Мама говорит: «Ну вот, извозился весь, говорила же что измажешься! Не можешь, не бери, я лучше тебя сделаю!»

Потом, пришел в детский садик. В садике нужно днем спать, а он не хочет. Ну не хочет и все – вот как себя заставить? Воспитательница ставит его в угол и говорит: «Ты наказан, постой в углу подумай. Ты сам не спишь и всем мешаешь». И вот он стоит, наказан одиночеством.

Еще пример: пришел он домой, а там мама сварила ему манную кашу, которую он терпеть не может. А он непосредственно отреагировал, разозлился, расстроился: «Я не хочу эту манную кашу есть!» Мама замученная, уставшая, она, может быть, и так не чувствует своей важности и ценности, а тут еще эти капризы… И она обиделась на него – не смогла удержаться, перестала с ним разговаривать. Так он оказывается отрезанным от нее, в эмоциональном холоде и вакууме. И все от того, что он не любит манную кашу. Он расстраивается, чувствует себя плохо, хнычет.

Подходит к папе, и вдруг заплакал. А папа ему говорит: «Ты знаешь, мальчики не плачут. Ты давай выйди, вытри слезы, приди и скажи мне, чего ты хочешь. А если тебе нечего сказать, то ты иди лучше займи себя делом, поиграй, книжки почитай или телевизор посмотри».

Нарисовал картинку к сказке. Очень старался. Пришла мама, посмотрела и говорит: «Боже мой, какой ужас. Стыдно это в школе учительнице показывать! Она подумает, что ты рисовать не умеешь, а я не могу тебя научить!» Взяла и все переделала, сама нарисовала.

В школе написал сочинение. Учительница поставила ему плохую отметку. Он обижен, возмущен, спрашивает: «За что? Мне кажется, я хорошо написал. Я был правдив, я передал свои мысли!» Она говорит: «Ты знаешь, твое сочинение написано не по стандартам. Если ты такое сочинение напишешь на выпускном экзамене, то ты получишь 2. Потом не поступишь в институт, себе жизнь испортишь, родителям, будешь дворником и испортишь показатели в школе. Поэтому, если ты хочешь хорошую оценку, ты должен научиться писать сочинение так, как надо».

Ребенок за свою жизнь встречается с огромным количеством взаимодействий с окружающим миром. В этих взаимодействиях он получает такие послания: «Не будь собой. Ты не подходящий. Ты не такой, как надо. Ты мешаешь всем. Тебя нельзя любить. Ты ненормальный».

Очень редко ребенок получает из окружающей среды что-то в качестве поддержки. В результате он начинает верить, что он не подходит вообще никуда, ни под какие стандарты. Весь этот мир – не для него.

Если он часто играет с детьми, тогда эти жесткие стандарты взрослой жизни чуть-чуть расширяются. Хорошо, если ему попадется умный и чувствительный взрослый, который как-то по другому сможет ему все объяснить.

В третьей статье мы поговорим о том, как справляться с чувством стыда и зачем эмоция стыда вообще существует: «Возможно ли полностью перестать стыдиться? ».

В четвертой части поговорим о том как избавиться от стыда .

А пока, если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.

Вам приходилось когда-нибудь испытывать стыд? Это чувство способно просто парализовать нас и лишить собственной воли, но в некоторых случаях только оно становится той границей внутри нашей личности, за которую мы боимся шагнуть. Чувство стыда не так давно стало предметом пристального изучения психологов. Довольно долго его отождествляли с виной и смущением. Сейчас стыд представляется психологами совсем в ином свете, чем ранее. Попробуем подробно разобрать эту интересную и не совсем простую тему в сегодняшней статье.

Что такое стыд?

Если не вникать в психологию данного слова, то, согласно словарю, стыд - это очень сильное чувство с негативной окраской, которое вызывается каким-либо поступком или характеристикой, и осознанием человека себя как неправильного и имеющего дефекты. Испытывать это чувство возможно только в присутствии другого человека, в одиночестве стыд не возникает. Лексическое значение слова "стыд" не раскрывает сложности самого термина и его многослойности.

Ведь в разных культурах существуют свои нормы морали, которые и определяют, за какие поступки человеку должно быть стыдно. Это удивительно, но определение слова "стыд" одинаково на всех языках в отличие от круга поступков, вызывающих данное негативное чувство. Особенно характерно испытывать эту эмоцию в культурах, где принята коллективная оценка происходящего. К таким культурам можно смело отнести Россию и Китай.

Как проявляется стыд?

Если определение слова "стыд" нам понятно, то, как проявляется это чувство, часто остается загадкой. Одинаково ли его проявление во всех культурах и обществах? Да, стыд практически всегда одинаков. Он вызывает учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, покраснение кожных покровов, сгорбленность. Часто люди закрывают руками лицо, пытаясь отгородиться от осуждающих взглядов даже тогда, когда они на них не направлены.

Когда впервые было классифицировано чувство стыда?

Несмотря на то что изучением данного чувства занялись совсем недавно, уже тысячелетия назад философы четко понимали, что такое стыд. Значение слова впервые встретилось ученым в трудах Аристотеля и Платона. Они считали, что это разновидность боязни подвергнуться чужому осуждению, в том числе и незаслуженному.

В дальнейшем данная эмоция была сведена к проявлениям чувства вины и не рассматривалась как отдельная.

Характеристика стыда как эмоции

Психологи доказали, что младенцы не испытывают такого чувства, как стыд. Значение этого слова незнакомо детям до семи лет. Из этого можно сделать вывод, что мы сами прививаем ребенку данное чувство, и оно становится постоянным и самым жестким цензором всех его последующих поступков в жизни.

Изначально ребенок не переживает стыд в полной мере, он осознает, что должен стыдиться и воспроизводит определенный алгоритм действий на совершенный плохой поступок. Это ограждает его от лишних обвинений со стороны взрослых, ситуация выглядит законченной. В дальнейшем малыш, которого часто стыдят, начинает непроизвольно испытывать данное чувство, сопровождающееся уже неподдельными переживаниями и эмоциями.

В первую очередь человек, которому стыдно, полностью сосредотачивается на себе. Он чувствует себя иным, чем все остальные люди - гораздо хуже и испорченнее. Привычка испытывать стыдливость каждый раз, когда возникает определенная критика со стороны, приводит к становлению личности крайне неуверенной в себе. Такой человек всегда будет слегка застенчивым и смущенным, он моментально замыкается в себе при любой попытке оценить его поступки.

Стыд - это механизм, способный удержать человека от поступков, которые общество ставит вне закона. В некоторых индивидуумах данное чувство развито особо остро и позволяет им четко соотносить свои действия с внутренними ощущениями и установками. К тому же, стыдливость не дает человеку морально разложиться в условиях вседозволенности. Это имеет отношение к людям, которые внезапно разбогатели. Одни из них продолжают вести правильную жизнь, а другие пускаются во все тяжкие и не могут усмирять свои желания.

Разрушающее действие стыда

Во многих случаях стыд является разрушающим фактором, который может полностью трансформировать личность. К примеру, у многих впечатлительных индивидуумов существует ложное чувство стыда. Чаще всего оно возникает не в результате поступков и действий, а из-за определенных дефектов во внешности или мнимых отрицательных черт характера. Обычно дефекты тоже не являются реальными, но в представлении человека они выглядят преувеличенно огромными и непреодолимыми. В этих случаях стыд заставляет человека войти в круг ложных сомнений и самобичевания, он съедает душу изнутри. Итогом такого поведения станет уничтожение личности как полноценного члена общества.

Человек начинает культивировать и приумножать свои комплексы, которые могут из мнимых превратиться в реальные, и окончательно связать душу с постоянным чувством стыда.

Стыд и вина: в чем отличия?

Обычный человек часто путает между собой чувство вины и стыда, даже психологи долгое время не проводили четкой границы между двумя этими понятиями. Но на самом деле они имеют довольно явные отличия.

Вина является чувством, которое возникает в результате неправильных действий. Оно подразумевает наказание, которое полностью искупает вину. То есть причиной вины всегда выступает поступок. В качестве искупления может подойти извинение, штраф или совокупность других действий.

Стыд же, имея под собой определенный поступок, заставляет индивидуума классифицировать себя как ущербного. Снизить уровень эмоционального накала в этом случае практически невозможно, пока человек не перестанет стыдиться. Это может быть в ближайшее время или спустя несколько лет. В большинстве случаев степень испытываемого стыда не соизмерима с содеянным проступком. Стыд в несколько раз превышает ущерб от действий индивидуума.

Стыд: причины появления

Психологи утверждают, что стыд очень тесно связан с возбуждением. Например, человек очень сильно чего-то хочет, он постоянно об этом думает и мечтает. В его голове уже сложился план получения желаемого, но в этот момент возникает понимание того, что, получив необходимое, человек совершит проступок. Именно тогда проявляется стыд, он тормозит эмоциональное возбуждение и не дает довести задуманное до конца.

Довольно часто люди испытывают стыд, когда они отличаются от других. В сознании человека заложено идентифицировать себя с другими членами общества, поэтому любое существенное отличие вызывает непонимание и самобичевание. Это может касаться внешности либо внутренних особенностей, связанных с умственным развитием или чертами характера.

Также часто стыдливостью страдают взрослые, которых в детстве постоянно подвергали порицанию. В этом случае стыд будет возникать без причины и сопровождать индивидуума всю жизнь. Критика со стороны близких людей является одной из самых распространенных причин появления стыда, причем критика должна исходить от людей, которые имеют влияние на конкретную личность.

Обратная сторона стыда

Психологи, активно изучающие феномен стыда, пришли к выводу, что излишняя стыдливость является причиной многочисленных проблем в человеческой психике. Известен такой термин, как "обратная сторона стыда". Он применяется тогда, когда стыд, точнее его ложные проявления, становятся причиной комплексов или культивирования определенных черт характера в излишне преувеличенной форме.

Например, человек мечтает добиться успеха и активно проявляет себя на публике, но ему внушают, что это стыдно. В итоге возникают противоречия между потребностями и муками совести, человек начинает ощущать себя ничтожеством. Он загоняет себя в ситуацию, когда любое решение будет неверным - муки совести заставляют ощущать себя неправильным, а невозможность реализовать себя приводит к еще более сильному чувству ненужности. Организм не выдерживает подобного давления и включает защитный механизм - гордыню. Она, в свою очередь, приводит к другой совокупности проблем.

Данный пример всего лишь один из многих, в данный момент психотерапевты активно изучают, насколько стыд влияет на формирование личности в целом.

Фразеологизмы о стыде

Значение стыда в развитии социума можно проследить по количеству различных поговорок и фраз, которые раскрывают суть этого чувства. В каждой культуре можно отыскать несколько десятков фразеологизмов, попадающих под тему статьи. Мы собрали несколько самых популярных из них и решили раскрыть их значение, которое, возможно, до сих пор оставалось для некоторых тайной.

Сгорать от стыда: значение фразеологизма

Эту фразу слышали практически все из нас, и хотя бы один раз в жизни употребляли ее самостоятельно в качестве оценки своих либо чужих поступков. Поэтому многим интуитивно понятно значение этой фразы. В словарях русского языка таким образом толкуют известную поговорку: сгореть от стыда - это значит, очень сильно стыдиться какого-либо сделанного поступка. Причем сгореть от стыда можно только при обнаружении проступка другими людьми. Этот факт обязателен в данном процессе.

В разных интерпретациях фраза звучит по-разному. Как правильно - "сгорать от стыда" или "сгореть со стыда"? Значение фразеологизма от этого не меняется, и, согласно правилам русского языка, верным являются оба варианта. Хотя второй относится к простонародному разговорному жанру, но не противоречит правилам.

Фраза имеет под собой вполне реальные физические проявления стыда. Ведь человек, уличенный в чем-либо, начинает обильно потеть и краснеет. Его будто что-то жжет изнутри и ему становится не по себе. К уже перечисленным симптомам добавляется удушье и желание спрятаться.

Стыд - не дым, глаза не выест: что это значит?

Слышали такую фразу: "Стыд - не дым, глаза не выест"? Значение этого фразеологизма довольно понятно, его уместно упоминать, когда человек хочет рассказать кому-либо что-то постыдное, но боится осуждения. Поэтому ему говорят данную фразу, означающую, что необходимо открыть правду и перетерпеть стыд, который не принесет существенного вреда человеческому организму.

Стоит отметить, что в культуре русского народа очень ценится стыдливость и совестливость. Трудно представить, на что способен бессовестный человек, поэтому отсутствие стыда считалось во времена самым тяжелым уродством души. Если человек способен испытывать стыд за свои поступки, то он способен духовно расти и может преодолеть любую ситуацию, даже созданную им самим.

Ведь на самом деле стыд глаза не выест, значение и предназначение данного чувства - это ограничение и предостережение от дурных поступков. А стыд в этом случае - всего лишь эмоция, призванная мотивировать и взращивать достойную человеческую личность.

"Стыд и срам": когда применяется фраза?

В русском языке слово "срам" имеет несколько значений. В первом оно употребляется как обозначение интимных частей тела, а во втором срамом называют дурные поступки, которые порицаются обществом. В некоторых источниках авторы ставят слова "стыд" и "срам" на один уровень, говорят о них, как о синонимах.

Когда применяется фраза "стыд и срам"? Значение фразеологизма трактуется как порицание, его применяют, обращаясь к конкретному человеку или группе людей, взывая к их совести и давая крайне негативную оценку их действиям.

Данная фраза часто встречается в русской литературе и довольно часто применялась в простонародной речи. Сейчас интенсивность использования фразеологизма не отслеживается, но по данным лингвистов и социологов можно сделать вывод, что фраза постепенно теряет свою былую частоту применения даже в быту.

Человеческая психика до сих пор во многом является загадкой для ученых, поэтому впереди нас ожидают большие открытия, которые могут принести массу новой информации о давно знакомых людям чувствах и эмоциях.